Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Саид бурятский в детстве. Саид Бурятский убит, но успел вовлечь в «джихад» некоторых молодых казахов

Саид абу Саад аль-Буряти (известен как Саид Бурятский; имя при рождении Александр Александрович Тихомиров; 1982, Улан-Удэ, Бурятия - 2 марта 2010, Экажево, Ингушетия, Россия) - террорист, исламский проповедник и один из идеологов северокавказского вооружённого подполья.

4 марта 2010 года источники в российских силовых структурах распространили сведения, что Саид Бурятский убит в Ингушетии. Личность убитого подтверждена результатами судмедэкспертизы, проведенной в Ростове-на-Дону.

6 марта 2010 года Президент Ингушетии Юнус-бек Евкуров подтвердил факт гибели Саида Бурятского.

Биография Саида Бурятского

Родился в городе Улан-Удэ (Бурятия). По отцу бурят, по матери русский. Отец умер, когда Саиду не было и года. Вырастила мать. Отчим - чеченец. В подростковом возрасте учился в буддийском дацане, затем в 15 лет принял ислам.

Самостоятельно (по другим данным, под влиянием друзей-ингушей) изучал исламскую литературу. Взял себе исламское имя Саид. Позже переехал в Москву, учился в медресе «Расуль Акраме», который, по его собственным словам, бросил из-за его прошиитской направленности, а затем учился в суннитском медресе в Оренбургской области.

В 2002 году, в составе группы студентов медресе Бугуруслана, отправился на учёбу в Египет. Последующие три года обучался в центре изучения арабского языка «Фаджр», изучал теологию в исламском университете «Аль-Азхар» в Египте, который считается лучшим среди университетов суннитского толка.

По данным сайта «Гураба», «среди студентов того времени известен своей искренностью к религии и постоянным чтением исламских книг. Знал наизусть 40 хадисов Навави с шархом, Акида Тахави, Умдатуль Ахкам».

В 2005 году вернулся из Кувейта и занялся самообразованием, служил при Московской соборной мечети. Работал в организации «Дар уль-Акрам» и сотрудничал с религиозным издательством «Умма».

С 2002 года стал записывать лекции на религиозные темы, которые быстро распространялись в среде исламской молодежи. Среди наиболее известных его лекций - циклы «Праведные предшественники», «Путешествие в вечную жизнь», «Талбис Иблис» (с арабск. «Покрывало сатаны»), «100 историй гибели несправедливых» и другие.

Также занимался переводом с арабского на русский язык религиозных документальных фильмов («Преступления шиитов на протяжении веков», «Описание молитвы Пророка»). Ездил с проповедями по регионам России и странам СНГ. Женившись, вернулся в Улан-Удэ, где проживали его сестра и мать. Часто давал уроки в режиме онлайн через систему PalTalk.

По причине активной просветительской деятельности и салафитской позиции пользовался большим авторитетом в среде исламской молодежи России и стран СНГ.

В 2007 году совершил паломничество (хадж) в Мекку и Медину, где записал цикл лекций «Священная Мекка».

«Кавказский эмират»

В начале 2008 года Саид Бурятский получил видеописьмо от известного арабского полевого командира Муханнада и решил присоединиться к северокавказскому вооружённому подполью. Через несколько месяцев он тайно прибыл в Чечню, где встретился с лидером подполья, т. н. «амиром» террористической организации «Кавказский эмират» (Имарат Кавказ) и сделал ему исламскую присягу (байат).

«После провозглашения Имарата Кавказ отпали все сомнения. У нас один амир и одно государство. И прямая обязанность каждого мусульманина сегодня выйти на Джихад и помогать Джихаду словом и имуществом».

Присоединение Тихомирова к вооружённому подполью вызвало неоднозначную реакцию в среде русскоязычных мусульман. Публицист Гейдар Джемаль, неоднократно выражавший симпатии террористам, назвал Тихомирова «символом нового поколения в эпопее кавказской борьбы», подчеркнув, что «мы и раньше видели проповедников (носителей да’вата), принадлежащих к различным этническим группам. Видели аварцев, лакцев, карачаевцев, черкесов, арабов…

Но все эти достойные люди были либо представителями кавказского ареала, либо, по крайней мере, принадлежали к тому или иному традиционно мусульманскому народу. В данном случае впервые от имени Имарата Кавказ выступает как идеолог, как авторитетный представитель человек евразийского происхождения, в жилах которого течет русская и бурятская кровь». Журналистка «Эха Москвы», Юлия Латынина назвала Саида Бурятского «исламским Че Геварой бурятского разлива».

В последующие месяцы Саид Бурятский принимал участие в диверсионных операциях и вылазках бандгрупп. Находясь в лесу он записал несколько видообращений, аудио лекций и статей о джихаде и ситуации на Северном Кавказе, которые были опубликованы на «Кавказ-Центре» и других экстремистских сайтах.

Террористическая деятельность Саида Бурятского

По данным российских правоохранительных органов, Саид Бурятский причастен к покушению на президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова, организации террористического акта в Назрани. Также Саид Бурятский взял на себя ответственность за подрыв поезда «Невский экспресс».

По утверждению президента Чеченской республики , Александр Тихомиров «главный идеолог бандподполья» и именно он готовил террориста-смертника Рустама Мухадиева, который подорвал бомбу на Театральной площади в Грозном 26 июля 2009 года.

Саид Бурятский не отрицал свои причастность к таким атакам, но, по его словам, его помощь заключалась в приготовлении «поясов смертника», нарезке арматуры для создания осколочного поражения и т. п. Негативно оценивало Тихомирова информационное агентство «Чечня сегодня», характеризуя его как «невежду, нахватавшегося верхушек от религии», «оборотня в чалме», которому «нужна кровь чеченского народа».

Следственным управлением при МВД по Чеченской Республике 30 июля 2009 года в отношении Александра Тихомирова было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 208 Уголовного кодекса России: «участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом».

Основанием для начала проверки перед возбуждением дела стали видеозаписи и фотографии, на которых Тихомиров появлялся с боевиками и которые были размещены в Интернете.

Рамзан Кадыров, оценивая призывы Тихомирова, сказал: «Это говорит человек, который не имеет понятия об исламе. Его слушают Докку Умаров и ему подобные бандиты. Эти люди призывают чеченцев ненавидеть свою историю, традиции, культуру».
Сообщения о гибели

В конце августа 2009 года на сайте «Хунафа» (информационном ресурсе ингушского бандподполья) появилось сообщение, что за рулем заминированного автомобиля «ГАЗель», который утром 17 августа 2009 года протаранил ворота ГОВД города Назрань и осуществил подрыв здания, находился лично Саид Бурятский.

Мощность взрыва, в результате которого по официальным данным погибло 25 сотрудников милиции и было ранено 260 человек, составила по разным оценкам от 400 до 1000 кг в тротиловом эквиваленте. Здание Назрановского ГОВД было полностью разрушено.

Через два дня эта информация была опровергнута командованием ингушского подполья, а через некоторое время на сайте «Хунафа» появилось видео, в котором Саид Бурятский лично опроверг свою гибель и сообщил, что за рулем автомобиля находился другой боевик.

4 марта 2010 года появились сообщения российских силовых структур, что в ходе контртеррористической операции в Назрановском районе Ингушетии близ села Экажево был убит Саид Бурятский.

По данным ФСБ, утром 2 марта подразделения спецназа обнаружили и блокировали бандгруппу на окраине села. Боевики рассредоточились по нескольким домам и на территории заброшенной фермы.

В ходе перестрелки, длившейся несколько часов, было убито несколько боевиков, оставшиеся в живых сдались в плен. После спецоперации в Экажево сотрудники правоохранительных органов обнаружили большое количество оружия и взрывчатки (несколько гранатомётов, пулемёт, автоматы и пистолеты, более трёх тысяч патронов, девять 50-литровых бочек с натриевой селитрой, три мощных самодельных взрывных устройства).

На месте столкновения был обнаружен сильно обгоревший труп, у которого почти отсутствовала голова и при котором был найден паспорт на имя Александра Тихомирова (настоящее имя Саида Бурятского). Судебная экспертиза в Ростове-на-Дону также подтвердила эти сведения.

РИА «Новости» со ссылкой на высокопоставленный источник в Северо-Кавказском федеральном округе сообщило, что труп Тихомирова будет закопан в безымянной могиле, что связано с практикой не выдавать тела террористов родственникам.

Рамзан Кадыров выразил удовлетворение ликвидацией Тихомирова, отметив, что эта же участь ждёт Докку Умарова. Кадыров также назвал Тихомирова бандитом, работавшим на западные спецслужбы.

Религиозно-идеологическая позиция

Значительную часть деятельности Саида Бурятского до его ухода в подполье составляла критика различных исламских течений - шиитов, суфиев, и прочих. В обобщённой форме сведения о существующих 73-х течениях в исламе, Саид Бурятский изложил в своих лекциях по книге Абуль Фараджа аль-Джаузи «Талбис Иблис».

Критика шиизма

Ещё с самого начала своего обучения исламским наукам (фикху и акиде) Саид Бурятский стал и оставался, по словам лидера движения НОРМ Харуна ар-Руси, «непримиримым противником шиизма». Обучение в медресе «Расуль Аркам» Бурятский, по его же словам, бросил из-за шиитской направленности этого учебного заведения.

Позднее Саид Бурятский записал лекции о Хусейне ибн Абу Талибе, Усмане ибн Аффане, противостоянии Али и Муавии, в которых изложил салафитскую версию истории первой смуты (фитны) среди мусульман, сделав тем самым опровержение шиитской версии историй эпохи праведных халифов. Также Саид Бурятский перевёл на русский язык арабский документальный фильм «Преступления шиитов на протяжении веков».

Критика суфизма

Несмотря на то, что у Саида Бурятского нет отдельных лекций, посвященных критике суфизма, в целом за ним закрепилась слава противника суфизма из-за его жесткой салафитской позиции по отношению к исламским течениям в целом, а также критики суфистского зикра, суфисткого метода тассаввуфа (посредничество) и ряда других положений суфизма. Из лекций Бурятского и его ответов на вопросы читателей сайта «Хунафа» следует, что он считает популярность суфизма следствием невежества мусульман.

Критика такфиристов

«Джамаат Такфир валь-Хиджра» и его российское отвлетвление, лидером которого считается проповедник Аюб Астраханский, проповедуют идеи о всеобщем вероотступлении мусульман; по их мнению в современном мире мусульман фактически не осталось. Из-за сильно пошатнувшего авторитета ДУМ РФ (то есть официального духовества), в начале 2000-х идеи такфиристов быстро распространялись среди российских мусульман.

Одно из наиболее сильных опровержений идей Аюба Астраханского сделал Саид Бурятский в своих лекциях «Такфир и хаваридж», «Иман и куфр», «Аль-Валя валь-бара», в которых он предостерег мусульман от взаимного обвинения в куфре, безосновательного вынесения такфира и призывал к взаимному братству и согласию.

Примечательно, что сам Саид Бурятский считал хариджитом Усаму бен Ладена, однако позже он заявил, что поменял своё мнение о Бен Ладене.

Критика мадхалитов

Наиболее яростными критиками Саида Бурятского были и продолжают оставаться мадхалиты. Течение мадхалитов, самым видным деятелем которого считается саудовский богослов Раби ибн Хади аль-Мадхали, распространилось сравнительно недавно, после войны в Персидском заливе в 1991 году.

Позиционируя себя как салафиты, мадхалиты отличаются от последних почти полным отрицанием джихада в современном мире и проповедью идей безукоснительного подчинения правителям, даже если те нарушают или отрицают предписания ислама. Главным проводником идей Раби аль-Мадхали в СНГ выступает проповедник Ринат Абу Мухаммад.

Первая полемика между Саидом Бурятским и сторонниками Рината Абу Мухаммада возникла ещё до отъезда первого на Северный Кавказ. Противостояние началось после публикации в интернете брошюры Рината Абу Мухаммада «Отведение сомнений в вопросах джихада и такфира» и ряда заявлений Рината о неправомерности джихада на Кавказе.

САИД БУРЯТСКИЙ

Сегодня видел сон, в котором я сам говорил, что мне осталось жить три недели, не знаю, к чему это, может из-за того, что не терпится уйти отсюда быстрее. Видел во сне женщину, сказал ей, чтобы она уходила от меня, говорю ей, что все равно через три недели я уйду из этой жизни.

Одно из последних писем Саида Бурятского

Продолжая начатую во вступлении тему самопожертвования террористов, можно отметить, что в трудах современных теоретиков джихада понятия джихада и шахады - мученической смерти на поле боя - неотделимы. Готовность пожертвовать собой во имя идеи является неотъемлемой частью психологии того, кто ведет джихад. В своей книге «Радостная весть рабам о достоинствах джихада» один из самых известных пропагандистов всемирного джихада палестинец Абдулла Аззам, перечисляя разные достоинства шахады, упоминает хадис, в котором говорится, что шахиду с выходом первой капли крови простятся грехи; шахид видит свое место в Раю; его украшают украшением имана (веры. - И. Ф. ); его женят на гуриях; он избегает мучений в могиле; для него безопасен самый Ужасный из дней (т.е. Судный день); его коронуют короной почета, одна жемчужина которой лучше дуньи (земного мира) и всего, что в ней есть; он женится на семидесяти двух гуриях; ему дается заступничество (для достойных) за семьдесят человек из его близких. В другом хадисе, который приводит Аззам, говорится, что шахид, умирая, не чувствует боль: «шахид, когда погибает, чувствует то же самое, что вы чувствуете при щипке».

Про самопожертвование говорит и исламский проповедник Саид Бурятский. Рассуждая о причинах исламского террора, он оперирует не категориями сунны и Корана, а гумилевским термином «пассионарности». В статье «Истиш-хад: между правдой и ложью» Саид Бурятский так объясняет возникающее у мусульманина стремление стать шахидом: «Когда-то изучая труды Л. Н. Гумилева, известного историка, еще в юности я столкнулся с его понятием «пассионарности», который он ввел в изучение истории, рассматривая его как один из способов подхода к систематизации истории. Мы не станем рассматривать другие версии исторического подхода, и не обратим внимания на «цивилизационный» подход Тойн-би, концепции Жан-Баттиста Вико, Шпенглера, и даже великого историка Ислама Ибн Халдуна. Но меня всегда интересовала его идея «пассионарности», теории того, что причины появления этносов напрямую связаны с этим явлением. Под этим термином он подразумевал общее устремление народа, этноса для достижения главной цели, ради которой люди были готовы на великие свершения. Именно это, по его мнению, становилось причиной появления казалось бы на пустом месте этносов, а падение уровня пассионарности приводило к исчезновению другого этноса. Но главное не это, а то, что вершиной пассионарного пика под условным обозначением Р6 на схеме Гумилев поставил именно самопожертвование, жертвенность для достижения поставленной задачи. Если мы станет рассуждать беспристрастно, то поймем, что Гумилев был прав - ведь именно тогда, когда люди были готовы пожертвовать своими жизнями ради идеи, возникали не только государства, но и целые народы».

Дальше Саид описывает свои впечатления от операций, в которых сам участвовал. И эти наблюдения для нас очень ценны, поскольку, по понятным причинам, крайне мало остается документальных свидетельств подобных событий. Саид опровергает распространенные утверждения о том, что шахиды идут на смерть под влиянием внушения или психотропных средств. Он пишет, что когда-то, читая классиков литературы, много раз наталкивался на произведения, в которых рассказывалось о поведении людей, ждущих казни в камере. Все они были схожи в одном - приговоренный к смерти в последние часы своей жизни испытывал настолько сильный ужас, что потел, даже находясь в холодном помещении. «Несколько лет назад я специально просмотрел видео казней в США, и понял, что классики литературы были правы, и смертник настолько истекал потом, когда его выводили из камеры, что рубашку можно было выжимать. Позже, когда я впервые в своей жизни увидел человека, который шел на смерть в набитой взрывчаткой машине, я ожидал увидеть тот же эффект. Да, мы были с этим братом во многих сложностях, хорошо знали друг друга, но все же… Несколько дней до операции мы провели вместе и все это время я пытался понять, что же он ощущает в это время? И был обрадован тем, что он ничего не чувствовал, кроме спокойствия, так как шел на встречу с Аллахом, и тогда я понял, насколько сильно отличается верующий от кафира (неверующего. - И. Ф. ) в момент смерти. Тот брат, который сел в машину и отправился на Евкурова, был спокоен как всегда, и взгляд, полный решимости, подтверждал это. Здесь не было ни дрожания, ни трясущихся ног, ни сухости во рту, ни бледности, ни ручьев пота. Когда он садился в ту машину, мы обнялись и сделали дуа (молитву. - И. Ф. ), чтобы встретиться в Вечной жизни. Я взглянул в его глаза, и не увидел там намека на страх. Там была уверенность в скорой встрече, как будто бы человек уезжал в другую страну, прекрасно зная, что она существует. И так же, как сейчас ты не докажешь человеку, что, к примеру, США на самом деле не существует, так же и он был убежден в том, что впереди ждет встреча с Аллахом и он надеялся на прощение. Позже я видел многих братьев, которые прошли этим путем, которые отдали свои жизни на пути Аллаха, но могу сказать открыто, что поведение всех различалось, как и второстепенные намерения. Кто-то уходил на операцию с волнением в груди, но только оттого, что боялся своих грехов, и ответа за них. Другие шли по этому пути как на прогулку, даже не переживая за то, что нажмут на кнопку переключателя тока. Я помню, как наш брат Аммар переживал за то, сможет ли он сделать маневр поворота на «Газели», чтобы пробить ворота РОВД, как мы ходили и исследовали это место перед операцией. Одни шли на истишхад только ради довольства Аллаха, другие также для этого, но вторым намерением было достичь прощения грехов. Поэтому нельзя сказать, что все муджахиды, пошедшие на истишхад, одинаковы, но можно попробовать выделить общую закономерность в этом явлении. Если спросить моего мнения о том, что же объединяет всех, кто совершил истишхад, то я отвечу: это твердое намерение умереть на пути Аллаха; в их глазах я не видел ничего другого, кроме жажды смерти, они уже не жили нашим измерением. Я скажу то, чему не поверят те кафиры, которые считают меня «идеологом» смертников, которые считают, что я своими проповедями толкаю людей на это. Запомните один простой факт:

все, кто ушел на истишхад, принимали решение без моих проповедей или чьего-то непосредственного влияния. Нет, и не было тех, кого можно было бы обработать до этой степени - ты можешь говорить об этом часами, но пока Аллах не даст ему твердость и решимость, он никогда не сможет добровольно нажать на кнопку. Даже если кто-то искусственно зарядится этим импульсом, он вскоре погаснет, и ничего не останется. Это решение приходит из глубин души, там, где человек начинает желать встречи с Аллахом, и Он дает ему возможность сделать это. И сегодня те, кто готовы пойти на истишхад, пришли к этому решению сами; конечно, я согласен с тем, что в какой-то мере на них повлияли дааваты (призывы к исламу. - И. Ф. ) и труды ученых, но конечное решение всегда остается за самим индивидуумом».

Каков же жизненный путь этого российского теоретика джихада или, как его называют, «муджахида-интернационалиста» и «исламского Че Гевары»? Случай Саида Бурятского действительно уникален, поскольку, как писал Гейдар Джемаль, «впервые от имени Имарата Кавказ выступает как идеолог, как авторитетный представитель человек евразийского происхождения, в жилах которого течет русская и бурятская кровь». Александр Тихомиров родился в 1982 году в Улан-Удэ. В его семье, как и у многих в Сибири, были люди смешанных национальностей - среди его предков иркутские буряты, русские, а бабушка по отцу - казашка. Вопреки интернетовским статьям, Саид не был буддистом и никогда не учился в дацане. Да и вся опубликованная в СМИ биография его ранних лет является сплошным вымыслом и набором нелепостей. Саид учился в обычной школе. Учителя того времени хорошо отзываются о его способностях. Пытливый ум, жажда знаний, поиск смысла жизни, недовольство окружающим миром и стремление его изменить гнали его вперед. Он много читал, в основном книги по истории и философии, свободное время проводил в городских библиотеках и, в конце концов, ответы для себя нашел в исламской литературе. По свидетельству его матери, прочитав перевод Корана на русский язык, он сказал: «Я понял, чего хочу в жизни. Я хочу принять Ислам, хочу изучить эту религию и доносить всем людям, чтобы все жили так же справедливо, как написано в этой Книге». Идеальный утопический мир он обрел в далеком прошлом, во времени заветов Пророка и его ближайших сподвижников-асхабов. Тогда ему было семнадцать лет. В чем-то повлияла на это решение и его мать, которая приняла ислам за два года за него. По ее словам, как ни удивительно, это произошло под влиянием книги отца Александра Меня «Сын человеческий», из которой она узнала, что Иисус называл бога именем Эллах, то есть Аллах. Саид пытался самостоятельно делать намаз, немногих исламских книг ему не хватало, а ближайшая мечеть нашлась в Иркутске. Ее имам был немало удивлен появлением парня из Бурятии и дал ему направление на учебу в Московский исламский университет. Там Саид проучился два года, после чего отправился продолжать учебу в Египет. Последующие три года обучался в одном из крупнейших в мире центров по изучению арабского языка «Фаджр» и изучал теологию в престижном исламском университете Аль-Азхар. В университете Саид не доучился, по его словам, из-за проблем с египетскими спецслужбами, что похоже на правду, судя по нескольким только за последнее время массовым арестам и депортациям российских студентов египетскими властями. После возвращения из Египта в 2003 году Саид продолжал работать и учиться в Москве. А в 2004 году четыре месяца стажировался арабскому языку в Кувейте. Вернувшись в Москву, занимался самообразованием, служил при Московской соборной мечети и работал в религиозном издательстве «Умма». Во время работы в издательстве Саид женился. Один из его знакомых сообщает, что «жена Саида рассказывала, когда он устроился в издательство «Умма», ему сказали, какую зарплату он будет получать, а он говорит: «Нет, мне это много». И сам себе урезал. Жена естественно не поняла этого, но он ее пристыдил: «Крыша есть, пропитание есть, чем ты еще недовольна, женщина». Бессребреничество, отказ от собственности - характерный мотив из биографий будущих террористов. Вот, к сравнению, что пишет В. Е. Владимиров о Спиридоновой: «С малых лет родители возлагали на Марию большие надежды; росла она умненькой, способной девочкой, по натуре была очень добрая, сердечная; привязывалась к людям и умела ценить их доброе отношение. Любила делиться с другими вещами, игрушками; не умела отказывать в просьбах и часто отдавала последнее, что имела. Когда однажды встретилась ей бедная девочка, и она узнала, что у нее нет башмаков, она отдала ей свои, оставаясь в старых, дырявых... Она не признавала своей собственности; все, что ей принадлежало, она отдавала другим; всякий мог пользоваться тем, что у нее было». Этот отказ от бытовых излишеств, от малого в повседневной жизни предвосхищает и последующую готовность к самой крупной жертве - собственной жизнью. «Но знаешь, я понял главную Истину, ради которой стоит пройти весь этот путь и потерять все - я понял, чему равняется вся эта дунья и насколько она проклята, я понял, что человеку надо так мало - клеенку на головой, коврик и спальник, и он везде выживает, все, что ему необходимо от этой дунья, он унесет в одном рюкзаке. Так зачем соревноваться в достижении этой дунья, если она ничего не стоит перед Аллахом?» - писал Саид впоследствии в одном из писем из леса.

В период московской жизни Саид много ездил с проповедями по регионам России и странам СНГ. Выступая с позиций традиционного салафитского (т. е. «исконного», отвергающего позднейшие примеси) ислама, осуждал иные течения и секты вроде шиизма, суфизма и т. д. Лекции Саида Бурятского принесли ему популярность среди радикальной молодежи. В 2007 году Саид совершил хадж в Мекку и Медину, где записал цикл лекций «Священная Мекка». А в 2008 отправился на Кавказ, чтобы присоединиться к муджахидам. Для многих слушателей его лекций этот шаг был неожиданным. Конечно, вступление в ряды муджахидов - это крайнее действие, но сам по себе переход в подполье не является каким-то скачкообразным для человека, воспитанного в мусульманской среде. Многие исламские ученые и проповедники и так влачат полулегальное существование из-за постоянного давления и притеснений со стороны властей. Для Саида Бурятского этот переход был логическим завершением всего его умственного и духовного развития, его образа жизни. Вдобавок тут большую роль сыграли его последовательность и внутренняя честность. Поиск собственной цельности, желание выправить себя по трем направлениям - мысль, слово, дело - привели его в эту точку. Проповедуя джихад другим, он не смог дальше оставаться в стороне. В статье «Взгляд на джихад изнутри: по прошествии года» сам Саид так описывает то, что заставило его выйти на тропу войны: «И каждый раз, когда ты начинаешь делать призыв к выполнению джихада, или рассказывать про времена сподвижников и их отношение к этому, знай, что испытание грядет. И Аллах поставит человека в такую ситуацию, когда он будет вынужден сделать свой выбор - будет ли он муджахидом, затем, проявит ли он терпение на джихаде... Это испытание пришло тогда, когда я был готов, но не настолько, чтобы дать сразу ответ, когда мне пришло письмо от амира Кавказа с предложением присоединиться к муджахидам. Я взял в руки это письмо и почувствовал, как будто бы вся жизнь промелькнула перед глазами, и стало ясно то, что это тот момент, про который сказал Абдулла ибн Масуд: «Если Аллах испытает Своего раба тем, что поставит его в место, где ему придется сказать что-то ради Аллаха, и он промолчит, то он никогда не вернется на ту степень имана, на которой он был до этого». В такой момент ты начинаешь понимать, что если ты откажешься, то никогда не сможешь выйти из унижения, про которое сказал Посланник Аллаха... Но и если ты сделаешь выбор в пользу джихада, то это изменит всю твою жизнь настолько, что ты потеряешь все - и семью, и имущество, и про это Аллах сказал: «Мы непременно испытаем вас страхом, голодом и потерей имущества и людей». Я стоял, и мне показалось, будто бы прошли годы перед тем, как я дал ответ, хотя я был уверен заранее, что смогу сказать это, но только при поддержке Всевышнего Аллаха, ибо Он сказал в Коране: «Аллах укрепляет тех, кто уверовали, твердым словом в этой жизни и в Вечной». И это «твердое слово» приходит тогда, когда ты должен сказать что-то только ради Аллаха - и в моем случае это был положительный ответ. «Передай братьям, что я приеду» - я произнес это, и с души как будто бы упала тяжкая ноша, потому, что после этих слов путь был размечен, и это один из поворотных моментов в жизни человека, когда, сделав свой выбор, он уже никогда не сможет вернуться назад... Мною было много сказано про джихад сподвижников, про сражения эпохи табиинов, про освободительные походы времен халифата - и пришло время тому, чтобы пройти это испытание теперь уже самому. Спустя 2 месяца после этого события я приехал на территорию имарата Кавказ и воочию увидел наших братьев муджахидов».

Вскоре после этого появилось записанное в кавказских горах видеообращение, где он в форме муджахида и с оружием в руках выступает вместе с Доку Умаровым и Супьяном Абдуллаевым - одним из старейших муджахидов, участником еще Исламской Партии Возрождения в 80-е годы. Обращение было подтверждением того, что Саид добрался до гор. Конечно, этот его поступок, придав дополнительный романтизм его облику, нашел много восторженных отзывов как среди рожденных, так и новообращенных мусульман и, думается, сподвиг кого-то из них последовать его примеру.

Как террорист Саид впервые громко о себе заявил 22 июня 2009 года, когда в кортеж президента Ингушетии Евкурова вклинилась Тойота со взрывчаткой. В результате взрыва погиб охранник президента, а сам он был тяжело ранен. Впоследствии в подготовке взрыва был обвинен Саид Бурятский. Он не отрицал этого. В одном из писем Саид писал: «Знаешь, мне стали сниться те братья, которые ушли на операции по истишхаду, как Харун и другие, они живы, как это и есть, и почему-то мне кажется, что я скоро должен уйти к ним, если Аллах дарует такую милость. Того брата, который ушел на Евкурова, тоже я готовил, но ты не поверишь, как я сам хотел пойти вместо него. Знаешь, он ушел на смерть так, как будто бы пошел выпить чаю, нисколько не волнуясь, и когда я услышал взрыв, мне стало плохо, я понял, что он ушел действительно раз и навсегда отсюда». Саид неоднократно писал, как тяжело ему переносить потерю друзей, которых оставалось все меньше и меньше рядом. Но чем тяжелее ему было переносить эту потерю, тем тверже он верил во встречу с ними на небесах и тем сильнее стремился к ней.

Всего через месяц после покушения на Евкурова, 26 июля 2009 года, на Театральной площади Грозного у входа в концертный зал перед началом спектакля прогремел взрыв. Погибли шестеро человек, среди них четверо высокопоставленных сотрудников милиции. Сразу же после взрыва Рамзан Кадыров, который тоже должен был приехать на этот спектакль, но опоздал, прославил Саида Бурятского на всю страну, назвав его главным организатором теракта, и объявил на него охоту. 30 июля чеченские милиционеры застрелили ехавшего в машине подозрительного азиата. Однако он оказался не Саидом Бурятским, а милиционером из Якутии. Вместе с ним погиб его коллега из Тюмени.

Еще через несколько недель, утром 17 августа, начиненная взрывчаткой ГАЗель протаранила ворота Назрановского ГОВД. Так произошел один из крупнейших на Кавказе терактов, в результате которого, по официальным данным, погибли 25 и были ранены 136 человек. Вскоре после этого в интернете появилось видео, из которого вытекало, что исполнителем теракта был Саид Бурятский. Многие уже посчитали его шахидом, однако еще через некоторое время появилось видеоопровержение, на котором Саид рассказывал, что ошибка возникла из-за неправильного монтажа, а внутри ГАЗели был другой человек. По его словам, он лишь участвовал в подготовке теракта и снаряжал бочку со взрывчаткой.

Кто-то из его ненавистников был раздосадован этим фактом, негодуя, что террорист по-прежнему жив, кто-то из его былых почитателей оказался разочарован в своем герое. В тот раз смерть обошла его стороной. Но ненадолго. На Северном Кавказе вышедшие на путь джихада обычно долго не живут. Рано утром 2 марта 2010 года спецназ блокировал ингушское село Экажево. Были арестованы 15 человек, среди которых оказались влиятельные местные жители и милиционеры. Затем начался штурм нескольких домов. В ходе спецоперации на улице и в домах погибли 8 человек, со стороны федеральных сил - 1. В одном из убитых опознали Саида Бурятского. Рядом с ним, по сообщениям прессы, нашли мобильный телефон с видеозаписью последней проповеди и ноутбук. Спецслужбы отчитались об успешной операции. Саиду приписали чуть ли не все крупные теракты последнего времени, в том числе и подрыв Невского экспресса. Газеты, как водится, разразились однобокими оценками его деятельности или злобными ругательствами в его адрес. Саид, конечно же, террорист, и я не собираюсь его обелять. Но не все так просто. Ни в одной стране - будь то Палестина, Ирак, Афганистан или Чечня - джихад не возникает на пустом месте. Джихад - это следствие сложного клубка социальных, политических, экономических, религиозных и культурных проблем. И убийством террористов его не распутаешь.

А Саид, в искренности которого не сомневались даже многие его враги, стал для радикалов мучеником, погибшим за веру. Для них слава его с годами будет лишь крепнуть. Нам же остается перечитывать его заметки из серии «герои Истины и лжи», эти истории из жизни его знакомых шахидов. Мелькает калейдоскоп навсегда уходящих лиц, событий и мест. Эти публиковавшиеся в интернете дневники - единственный адекватный источник, рисующий изнутри жизнь муджахидов. Саид-летописец и бытописатель лесной жизни обладал несомненным литературным талантом, чего стоит, например, этот отрывок: «Вообще-то, мне всегда было интересно ходить там, где ты натыкаешься на старые следы воинов Аллаха. Однажды мы с Харуном нашли под Арштами старую базу муджахидов с уничтоженными блиндажами и старой посудой. Часть пригодной посуды мы забрали с собою, но даже Харун не мог вспомнить что-то об этой базе. Этот археологический памятник муджахидов прошлого настолько сильно запал мне в память, что я стал всех расспрашивать о ней. И после долгих поисков Аллах даровал мне возможность найти того, кто вспомнил о ней. Этим человеком оказался наш Профессор, Абдулла Аззам (тезка палестинского теолога. - И. Ф. ) - только он смог вспомнить то, что эту базу они основали много лет назад вместе с Хамзатом Гелаевым. Профессор включил свою поисковую систему, но так и не припомнил того, кто был бы жив кроме него на тот момент, из тех, кто основал эту базу. И если бы не Абдулла Аззам, кто поведал историю этой базы, то она так бы и осталась белым пятном в истории джихада на Кавказе. Это еще археологические памятники современной истории, про которые и то мало кто помнит - а как же быть с теми памятниками муджахидов прошлого, которые уже поросли травой? Я помню про древние пещеры абреков прошлого, которые мы нашли на вершине Нухкорта возле Бамута. Меня поразило то, как они были выбиты в песчанике - там было свыше 40 небольших пещер, расположенных в несколько уровней полукругом. Они были связаны между собою тесными коридорами, по которым приходилось пробираться только ползком, в темноте. Снаружи эти пещеры закрыты от посторонних глаз густым кустарником, но из каждого выхода открывается вид вплоть до Алхан-Калы, пригорода Грозного. Я видел и древние пещеры абреков на Фартанге, где в скалах были высечены пещеры с треугольным входом для коней; но сейчас уже не осталось никого, кто мог бы рассказать историю о том, кто высек эти пещеры и кто использовал их для джихада. То здесь, то там наши братья находили старые винтовочные гильзы с неизвестными нам цифрами и обозначениями. Во многих пещерах еще можно найти артефакты, которые остались от муджахидов прошлого - гильзы, обрывки ткани и многое другое, но все эти предметы немы. Они никогда не расскажут о тех муджахидах, которые населяли этот район, про тех, кто стали шахидами в те нелегкие годы и многое другое. Это если говорить только про наследие муджахидов прошлого - а те руины сел и древних поселений, которые остались в Мялхисте, Ялхор-мохке с его глубочайшими пещерами, и в высокогорье Урус-мартановского района… И сейчас я продолжаю думать про то, что пройдет еще немало лет джихада на Кавказе, и поколения будут сменять друг друга; и каждый новый поток муджахидов, когда будут натыкаться на археологические памятники воинов прошлого, уже не смогут вспомнить, кому принадлежали эти блиндажи и летники». Аллах дарует муджахидам свое бессмертие, мы же, люди светские, видим бессмертие в другом. Тот же самый Саид Бурятский, который отправлял людей на смерть, благословляя их на шахаду, продлевал им земную жизнь своими записками. Теперь эти дневники останутся литературным памятником ему самому.

Из книги Шаг за черту автора Рушди Ахмед Салман

Эдвард Саид[**] Октябрь 1999 года.«Все семьи выдумывают своих родителей и детей, дают каждому историю, характер, судьбу и даже язык. Всегда было что-то неправильное в том, как придумали меня…»- так начинается книга «Не к месту» Эдварда Саида, самые прекрасные воспоминания о

Из книги Поучительный урок (Вооруженная агрессия против Египта) автора Примаков Евгений Максимович

НЕПОКОРЕННЫЙ ПОРТ-САИД В жизни любого народа бывают события, которые никогда не стираются в памяти; они создают ему бессмертную славу и приносят признательность человечества. Именно таким событием в жизни народа Египта была героическая оборона Порт-Саида.5 ноября

Об уничтожении лидера бандподполья Саида Бурятского, по паспорту - Александра Тихомирова. У одного из боевиков, нашли документы на это имя. Тело сильно повреждено, так что для установления личности понадобится генетическая экспертиза. Ведь Саид Бурятский, который причастен к покушению на президента республики Юнус-бека Евкурова, не раз инсценировал свою гибель.

Так проходила спецоперация в селе Экажево, в ходе которой, как предполагается, был уничтожен Саид Бурятский: спецназ ФСБ двигается от дома к дому, прикрывая друг друга; боевики пытались оказывать сопротивление, скрываться в домах, но успевают не все. Как раз после этого боя в обгорелой одежде одного из убитых боевиков нашли паспорт на имя Александра Тихомирова. Именно так по-настоящему зовут, или теперь уже, наверное, можно сказать - звали, одного из главных идеологов боевиков.

Биография Александра Тихомирова совершенно не типична и заметно отличается от прочих лидеров боевиков. Родился Тихомиров в Бурятии, отец бурят, мать русская. Сначала учился в буддийском дацане, потом, в 15 лет, принял ислам. По одной версии - после того, как прочел какие-то книги по исламу, по другой - к вере приобщили друзья-ингуши.

Тогда началась новая страница в жизни Тихомирова. Он - слушатель медресе в Оренбургской области, потом едет учиться в Египет, позднее в Кувейт. Тихомиров и правда был сильным теологом, и до поры до времени он не только читал лекции, но и работал в исламском издательстве, писал работы об исламских течениях.

И теперь уже не понять, что произошло, но, наверное, уже в это время шло какое-то внутреннее перерождение Александра Тихомирова в Саида Бурятского. С какого-то момента его лекции и статьи начинают отличаться радикальной направленностью.

В 2008 году он, как рассказывают, получив видеописьмо от арабского полевого командира Муханнада, бросил семью и уехал на Северный Кавказ, где присоединился к террористам. Он познакомился с и принимал участие в вылазках боевиков. Саид Бурятский становится своего рода символом террористического интернационала - он ведь родом не с Кавказа, он и не мусульманин по рождению, а вот ведь - боевик и террорист.

Но, возможно, главная его работа - идеологическая. Саид Бурятский пишет видеообращения к боевикам, к кавказской молодежи, где призывает всех вести священную войну и присоединяться к террористам. Он красиво говорит, приводит пространные цитаты на арабском языке, он умеет убеждать, что не странно, учитывая его образование.

По некоторым данным, именно Саид Бурятский психологически обрабатывал молодых людей, готовил из них террористов-смертников. Например, он готовил Рустама Мухадиева, который .

Кстати, в своих видеообращениях террорист сам признавался в причастности к наиболее громким преступлениям - атаках на милиционеров в Ингушетии, взрыв на Театральной площади Грозного и .

Информация о смерти Саида Бурятского уже проходила в августе 2009-го. После на интернет-ресурсах боевиков появилось очередное видеообращение террориста и сообщение, что, дескать, это Саид Бурятский лично протаранил здание ГОВД на заминированной "ГАЗели". Но через два дня террорист Бурятский как ни в чем не бывало лично сообщил: я .

Окончательных данных о том, уничтожен ли Саид Бурятский, на этот раз пока нет. Силовики говорят осторожно: да, документы найдены, да, будет экспертиза, вот после нее и поговорим.

Но вообще лидеры бандподполья на Кавказе уничтожаются регулярно. Убиты почти все крупные полевые командиры, убито большинство арабских террористов и финансистов, убиты одиозные лидеры вроде Басаева и Масхадова. Если и правда Саид Бурятский попал в список уничтоженных лидеров бандподполья, то это несомненный успех спецслужб. Потому что еще одного такого же сильного пропагандиста у террористов нет.

2 марта в ходе спецоперации в Ингушетии был убит главный идеолог северокавказских боевиков Александр Тихомиров, более известный под именем Саид Бурятский. Корреспондент «Власти» Сергей Дюпин считает, что его гибель может вызвать неожиданный эффект.

Масштабная операция ФСБ в ингушском селе Экажево готовилась и проводилась в обстановке полной секретности — даже от местных силовиков. "Когда я приехал на место происшествия, стоявший в оцеплении офицер ФСБ поблагодарил меня за помощь, вежливо сообщив при этом, что они в ней не нуждаются" — так прокомментировал события один из руководителей ингушского МВД.

Неофициальные источники, знакомые с деталями операции, утверждают, что ее целью не был какой-то конкретный человек или банда: просто спецслужбы, получая и сопоставляя донесения своих агентов, пришли к выводу о том, что некоторые дома в Экажево могут использоваться террористами в качестве перевалочных баз, и решили зачистить подозрительные объекты в профилактических целях. Профилактика была на редкость удачной: одним из убитых оказался 28-летний боевик из Бурятии Александр Тихомиров, более известный в рядах северокавказского сопротивления как шейх Саид Бурятский. Как признают участники спецоперации, в окруженном доме он оказался случайно — накануне поздно вечером пришел к знакомым в Экажево переночевать, а утром попал вместе с ними под зачистку. Смерть бурятский боевик, опять же по данным силовиков, принял спокойно: за несколько минут до гибели он прочитал соратникам последнюю проповедь, записав ее на видеокамеру мобильного телефона, и попрощался с ними. Сам видеосюжет ФСБ не обнародовала.

Федеральная власть придала смерти Бурятского огромное значение: 6 марта глава ФСБ Александр Бортников лично перед телекамерой доложил президенту Дмитрию Медведеву о ликвидации боевика. Точно так же 10 июля 2006 года тогдашний глава ФСБ Николай Патрушев докладывал президенту Владимиру Путину об уничтожении Шамиля Басаева.

Феномен Саида Бурятского состоит в том, что он, не принадлежа по крови к кавказским или арабским народам, смог стать чуть ли не главным идеологом террористического подполья и пользовался огромным уважением боевиков. Это тем более удивительно, что Александр Тихомиров родился и жил в Улан-Удэ, большинство жителей которого узнают о событиях, происходящих на Северном Кавказе и в Москве, только из выпусков теленовостей. Оба эти региона называются в Бурятии одним словом — Россия.

Сын русской и бурята, Тихомиров рос без отца. С детских лет он заинтересовался религией — сначала традиционным для Бурятии буддизмом, от которого в 15 лет отказался, приняв ислам. По некоторым данным, это было связано с появлением у 15-летнего Тихомирова отчима-кавказца, исповедовавшего ислам.

Большую часть своей сознательной жизни Тихомиров изучал ислам: сначала в двух российских медресе (в Москве и в Оренбургской области), затем в мусульманском университете "Аль-Азхар" в Каире и наконец — на частных уроках, полученных у знатоков ислама в Египте и Кувейте.

Вернувшись в 2005 году Москву уже под мусульманским именем Саид Абу Саад аль-Бурьяти, он стал работать в Московской соборной мечети, но через некоторое время уволился из-за разногласий с руководством. Дело в том, что Тихомиров за время проживания за границей стал приверженцем одной из наиболее радикальных форм ислама — салафии, или ваххабизма, призывающей вернуться к истокам религии, устранить любого рода посредничество между человеком и богом и вести вооруженную борьбу за распространение ислама во всем мире. В качестве проповедника салафитского толка Саид Бурятский получил международную известность. Молодой ученый аргументированно критиковал другие течения в исламе, вступая в дискуссии с религиозными авторитетами мирового уровня, а его лекции, написанные простым и доступным языком, пользовались большой популярностью мусульманской молодежи России и стран СНГ. К 26 годам Саид Бурятский уже считался в салафитской среде шейхом — старейшиной и знатоком религии. Главной темой его проповедей было теоретическое обоснование необходимости джихада — вооруженной борьбы за права мусульман и самопожертвования в этой борьбе.

Популярность молодого ученого в мусульманской среде росла, однако, как признавался сам Саид Бурятский, сторонники все чаще стали упрекать его в неискренности, давая понять, что красивые слова "кабинетного" джихадиста сильно расходятся с его собственным образом жизни. Проповедник, что называется, принял вызов: в мае 2008 года он приехал на Северный Кавказ, тайно связался с местным бандподпольем, присягнул на верность его лидеру Доку Умарову, провозгласившему себя военным эмиром "Имарата Кавказ", и вступил в его отряд.

"Только здесь я понял сущность всех наших кухонных джамаатов (мусульманская община.— "Власть" ) и интернет-муджахидов (борцы за веру.— "Власть") , которые сюда не стремятся приехать,— писал своей жене Саид Бурятский.— Настоящий джамаат лишь там, где вы вместе прошли через трудности".

Эти письма уже после гибели Бурятского были вывешены на одном из сайтов кавказских экстремистов. По ним можно восстановить образ проповедника-террориста, не лишенного сентиментальности.

Постоянная работа с будущими «живыми бомбами» не прошла бесследно и для самого ваххабитского идеолога. В какой-то момент психика пропагандиста дала сбой

Боевик из не отличавшегося богатырским телосложением и здоровьем Тихомирова, по его собственному признанию, не получился. Он сообщал супруге, что постепенно привык к жизни в подполье и даже полюбил "эти горы и этот лес"; свыкся с холодом и сыростью ("ты не поверишь, дожди иногда идут по четыре дня без остановки"), длинными пешими переходами и даже грохотом снарядов, под который приходится спать ("когда перестают стрелять, заснуть уже не можешь"). Тут же вышедший на джихад ученый жалуется на боли в спине, появившиеся то ли от сквозняков, то ли от того, что он "надорвался на грузе". По словам Саида Бурятского, соратники, щадя его во время пеших переходов, чуть ли не силой отбирали у него тяжелую поклажу, но спина все равно болела, поэтому почти всю зиму ему пришлось провести в блиндаже.

Главная база эмира Доку Умарова, по словам Саида Бурятского, находилась примерно в часе ходьбы от маленького села Даттых, расположенного на границе Чечни и Ингушетии, в лощине между сопок. Воспользовавшись естественным укрытием, боевики, как пишет он, капитально обосновались в этом месте: поставили палатки, соорудили блиндажи, в одном из которых располагалась столовая, и даже построили "мечеть человек на 20-25 из клеенки и каркаса" (по данным ФСБ, численность отряда составляла около 60 человек).

Пристанище назвали Нью-Даттых, а проход между блиндажами — проспектом Умарова. Однако в мае прошлого года базу рассекретил кто-то из жителей настоящего Даттыха. Федеральное командование посчитало, что штурмовать умаровский укрепрайон силами спецназа слишком рискованно, и его просто сровняли с землей ракетными ударами с воздуха. Обследуя трупы после авианалета, эксперты рассчитывали найти среди них и тело Доку Умарова, однако лидеру экстремистов удалось уйти из-под удара и вывести примерно половину своего отряда. Среди выживших остался и Саид Бурятский.

Примерно в это время эмир Умаров, видимо, и поручил несостоявшемуся боевику идеологическую подготовку членов своего отряда, и именно в этом качестве Саид Бурятский в полной мере использовал свои фундаментальные знания и организаторский талант.

22 июня прошлого года в микрорайоне "Центр-Камаз" Назрани неизвестный террорист на начиненной взрывчаткой Toyota Camry протаранил кортеж президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. В результате покушения погиб один из охранников главы республики, а сам Евкуров получил тяжелейшие ранения. Его жизнь буквально чудом спасли московские врачи.

"Того брата, который ушел на Евкурова, тоже я готовил",— писал жене Саид Бурятский, давая понять, что 22 июня подорвался уже не первый его ученик. По словам идеолога, боевик отправился на смерть, "нисколько не волнуясь, как будто бы пошел выпить чаю".

Примерно через месяц, 26 июля, уже смертник-пешеход подорвал себя перед театральным центром на Театральной площади в Грозном, убив при этом четверых остановивших его перед входом в зал офицеров милиции и двух случайных прохожих. Теракт, видимо, готовился для президента Чечни Рамзана Кадырова, который собирался в этот день посетить театр, но опоздал на спектакль и не пострадал. Этого террориста Саиду Бурятскому даже не пришлось готовить. Во всяком случае, жене он сообщил, что "Харун, который взорвался в Грозном", совершил самоподрыв без всякой предварительной идеологической обработки. "Я видел в нем желание умереть, которое напоминало дикий голод",— писал Бурятский.

Тремя днями позже останки шахида Харуна опознали. Тогда же президент Чечни Рамзан Кадыров впервые назвал Тихомирова главным идеологом бандподполья и своим личным врагом. "Бурятский и ему подобные террористы из нормального человека, молодого спортсмена Рустама Мухадиева сделали террориста-смертника, накачав его разными дурманящими препаратами и подвергая психологической обработке,— заявил Кадыров.— Дни террористов сочтены. Сотрудники милиции и других ведомств идут по их следу". Поймать организаторов теракта в Грозном быстро не удалось, зато милиция в Чечне в тот же день, когда были сделаны громкие заявления, понесла новые потери. 30 июля в селе Валерик Ачхой-Мартановского района правоохранители случайно застрелили командированных в Чечню милиционера-водителя из Якутска Аркадия Саввинова и его напарника, ошибочно приняв якута за разыскиваемого бурята. Против применивших оружие было возбуждено уголовное дело, ЧП получило громкий резонанс в милицейских кругах. В отряде ОМОН при МВД Бурятии даже ставился вопрос об отказе от служебных командировок на Северный Кавказ.

Еще одно тяжкое преступление, в организации которого следствие подозревает Саида Бурятского,— теракт в Назрани, совершенный утром 17 августа прошлого года. Тогда смертник за рулем заминированной "Газели", протаранив ворота, въехал во двор городского ОВД, где милиционеры построились на утренний развод. В результате взрыва погибли 25 человек, более сотни были ранены, а глава МВД Ингушетии Руслан Мейриев лишился своего поста. Вскоре после взрыва в интернете появилась видеозапись с участием Саида Бурятского, на которой он объясняет необходимость самопожертвования в джихаде, сидя в кузове "Газели" рядом с двухсотлитровой металлической бочкой, начиненной, по его словам, взрывчаткой. Этот ролик дал основания полагать, что сам Бурятский и был за рулем взорвавшейся машины. Однако спустя два дня после теракта сайты боевиков это опровергли, а сам несостоявшийся смертник вскоре публично объяснил, что лишь собирался совершить эту акцию, но командование в последний момент поручило ее другому исполнителю.

По данным ингушских оперативников, возглавив идеологическую службу "Имарата", Саид Бурятский сформировал интернациональную бригаду из 30 наиболее близких своих сторонников, которых, воспользовавшись связями в исламском мире, отправил на подготовку в медресе экстремистской направленности, расположенное в одной из стран ближнего зарубежья. Вернулись боевики оттуда якобы убежденными сторонниками истишхада (фанатичная готовность к самопожертвованию). По данным милиционеров, отслеживающих все совершенные на Северном Кавказе теракты с самоподрывом, пока самоликвидировались лишь девять учеников Саида Бурятского. Остальные 21 ждут команды и указания цели от своего военного эмира Доку Умарова.

Постоянная работа с будущими "живыми бомбами" не прошла бесследно и для самого ваххабитского идеолога. В какой-то момент психика пропагандиста дала сбой. "Я так устал от этой дунья (земной жизни.— "Власть" ), как будто прожил уже века,— писал жене Саид Бурятский.— Знаешь, мне стали сниться братья, ушедшие на операции по истишхаду. Уже нет Абу Дуджаны, Адама, Биляля, Харуна, Абу Муслима и еще многих братьев. А я все еще жив... Знаешь, каждый раз, когда они уходят, на меня наваливается страшная усталость... Я никогда не забуду тех, кто помогал мне носить вещи, с кем мы были в холоде и ночевали в палатке под слоем снега, с кем сидели в дождь под клеенкой в лесу, с кем делили последнюю конфету. Я давно прошу Докку, чтобы он разрешил мне пойти на истишхад, но каждый раз мне в этом отказывают — ты, мол, еще нужен здесь. Сам я так не считаю и завидую тем, кто ушел по этому пути..."

2 марта в Экажево идеологическая "машина смерти" была наконец остановлена окончательно, и это можно считать безусловным успехом российских спецслужб. Однако если посмотреть на проблему в долгосрочной перспективе, можно предположить, что смерть Саида Бурятского таит в себе едва ли не большую опасность, чем все "живые бомбы", подготовленные им при жизни. Молодой человек немусульманского происхождения, принявший ислам, в совершенстве изучивший его и рассказавший о нем другим, стал уважаемым религиозным деятелем, даже оставаясь в статусе "кухонного" моджахеда. После отказа Саида Бурятского от мирских ценностей в пользу вооруженной борьбы его рейтинг и вовсе взлетел до запредельных высот. Мученическая же, с точки зрения его соратников, гибель ученого вполне может превратить его в символ вооруженной борьбы с неверными. В этом случае экстремистам не нужно будет даже тратить силы на пропаганду своих взглядов — сам пример молодого мусульманина, сказавшего слово и подтвердившего его делом, может привлечь на сторону вооруженного подполья новых сторонников. Причем в их числе, благодаря интернациональному образу Саида Бурятского, вполне могут оказаться не только уроженцы северокавказских республик, но и вообще далекие от проблем этого региона люди.

"Своей жизнью и своей смертью Саид Бурятский внес огромный вклад в укрепление рядов вооруженной оппозиции на Северном Кавказе,— убежден глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль.— Идеи, которые он пропагандировал, теперь приобретут характер абсолютной истины для его последователей, поскольку этот человек заплатил за свои убеждения собственной жизнью".

На вопрос о том, возможен ли был какой-либо другой вариант развития событий, кроме физического устранения Саида Бурятского, Гейдар Джемаль, подумав, ответа не нашел. "Его конечной целью, как я думаю, было переформатирование российского и мирового пространства, а любые переговоры с властями на эту тему обязательно зашли бы в тупик".

Вечером 4 марта силовики сообщили об уничтожении в Ингушетии идеолога боевиков, ближайшего соратника Доку Умарова Саида Бурятского, в миру известного как Александр Тихомиров. Простой парень из Улан-Удэ два последних года был настоящей головной болью спецслужб, которые никак не могли схватить этого словоохотливого проповедника ислама. В прошлом он уже несколько раз обводил их вокруг пальца, поэтому официально ФСБ о ликвидации Тихомирова объявит только после проведения молекулярно-генетической экспертизы.

Саида Бурятского убили в общем-то случайно. Под утро 2 марта силовики получили данные о том, что засевшие в селении Экажево боевики готовят какой-то крупный теракт, после чего спецназовцы ингушского УФСБ и бойцы внутренних войск заблокировали несколько домов на окраине села. По данным источника РИА Новости в силовых структурах Северо-Кавказского федерального округа, перед проведением операции у спецслужб не было информации о том, что Саид Бурятский находится именно в Экажево.

Блокированные боевики несколько часов отстреливались от сотрудников правоохранительных органов, но не смогли никого даже ранить. Силовики, в свою очередь, били по домам плотным огнем и даже применили огнеметы. Кроме того, их поддерживали снайперы, которым, по данным "Коммерсанта" , удалось застрелить двоих боевиков, попытавшихся убежать из осажденного здания.

Те, кто все же вырвались, засели на ферме неподалеку, где и продолжили держать оборону. В итоге победу одержали федеральные силы, которым удалось убить шестерых боевиков и захватить 15 или 16 человек живыми. При этом на ферме силовики нашли целый арсенал: гранатомет РПГ-7, автомат Калашникова, пистолет-пулемет "Кедр", пистолет Макарова, выстрел к гранатомету, ручную противопехотную гранату, пять тысяч патронов и девять бочек с 450 килограммами натриевой селитры.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога