Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Экологические сказки для детей 2 3 лет. Экологическое воспитание дошкольников

Зайчик и Медвежонок

Экологическая сказка

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.

Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить. Малыши наелись досыта, намусорили и, не убрав за собой, довольные убежали домой.

Прошло время. Шалунишки вновь пошли гулять по лесу. Нашли свою полянку, она была уже не такой красивой, как раньше, но настроение у друзей было приподнятое, и они затеяли соревнования. Но случилась беда: они наткнулись на свой мусор и испачкались. А медвежонок попал лапкой в консервную банку и долго не мог освободить её. Малыши поняли, что они натворили, всё за собой убрали и больше никогда не мусорили.

На этом моей истории конец, а суть сказки в том, что природа не в состоянии справиться с загрязнением сама. Каждый из нас должен заботиться о ней и тогда мы будем гулять в чистом лесу, жить счастливо и красиво в своем городе или деревне и не попадём в такую историю, как зверята.

Маша и Медведь

Экологическая сказка

В одном царстве, в одном государстве, на краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой. И была у них внучка – непоседа по имени Маша. Очень любила Маша с подружками на улице гулять, играть в разные игры.

Недалеко от той деревни простирался большой лес. А жили в том лесу, как известно, три медведя: папа-медведь Михайло Потапыч, мама-медведь Марья Потаповна, и сыночек-медвежонок – Мишутка. Жили они в лесу очень хорошо, всего им хватало – и рыбы в реке было много, и ягод с кореньями хватало, и мед на зиму запасали. А какой воздух был в лесу чистый, вода в реке прозрачная, трава кругом зеленая! Одним словом, жили они в своей избушке и не тужили.

И люди любили в этот лес ходить за разной надобностью: кто грибы-ягоды да орехи собирать, кто дрова рубить, а кто прутья и кору для плетения заготавливать. Всех тот лес кормил и выручал. Но вот повадились Маша с подружками в лес ходить, пикники и прогулки устраивать. Веселятся, играют, редкие цветы и травы рвут, деревца молодые ломают, а после себя мусора оставят — как будто вся деревня приходила и топтала. Обертки, бумажки, пакеты из-под соков и напитков, бутылки от лимонада и много чего другого. Ничего после себя не убирали, думали, ничего страшного не случится.

И так грязно стало в том лесу! Уже и грибы-ягоды не растут, и цветы глаз не радуют, и животные стали из леса убегать. Удивлялись поначалу Михайло Потапыч с Марьей Потаповной, что же случилось, почему кругом так грязно? А потом увидели они, как в лесу отдыхают Маша с подругами, и поняли, откуда все беды лесные. Рассвирепел Михайло Потапыч! На семейном совете медведи придумали, как проучить Машу и ее подруг. Папа — медведь, мама-медведь и маленький Мишутка собрали весь мусор, а ночью пошли в деревню и разбросали его вокруг домов, и записку оставили, чтобы люди больше в лес не ходили, а то Михайло Потапыч их задерет.

Утром проснулись люди и глазам своим не верят! Кругом – грязь, мусор, земли не видать. А прочитав записку, люди опечалились, как же им теперь без даров леса прожить? И поняли тут Маша с подружками, что они натворили. Перед всеми извинились, весь мусор собрали. И пошли они в лес, просить прощения у медведей. Долго извинялись, обещали больше лесу не вредить, с природой дружить. Простили их медведи, научили, как правильно себя в лесу вести, вреда не наносить. И всем от той дружбы была только польза!

Нет места мусору

Экологическая сказка

Жил – был Мусор. Был он некрасивый и злой. Все о нём говорили. Появился Мусор в городе Гродно после того как люди начали бросать мимо урн и контейнеров пакеты, газеты, остатки еды. Мусор очень гордился тем, что его владения повсюду: в каждом доме и дворе. Те, кто мусор бросает, Мусору «сил» прибавляет. Некоторые люди везде разбрасывают фантики от конфет, пьют воду и бросают бутылки. Мусор только радуется этому. Через некоторое время мусора становилось все больше и больше.

Недалеко от города жил Волшебник. Он очень любил чистый город и радовался людям, которые в нем живут. Однажды он посмотрел на город, и очень расстроился. Повсюду обертки от конфет, бумага, пластмассовые стаканчики.

Позвал Волшебник своих помощников: Чистоту, Аккуратность, Порядок. И сказал он: « Вы видите, что наделали люди! Давайте наведем порядок в этом городе!». Взялись помощники вместе с Волшебником наводить порядок. Взяли метлы, совки, грабли и начали убирать весь мусор. Работа у них кипела: « Мы с чистотой, порядком дружим, а мусор нам совсем не нужен», — припевали помощники. Увидал Мусор, что Чистота идёт по городу. Увидела его она и говорит: « Ну-ка, Мусор, держись- лучше с нами не борись!»

Мусор был в ужасе. Да как закричит: «Ой, Не трогайте меня! Потерял свое богатство – как бы мне куда податься?». Аккуратность, Чистота и Порядок как взглянули сурово на него, как начали ему грозить метлой. Побежал из города Мусор, приговаривая: «Ну, ничего я отыщу себе приют, мусора много — весь не уберут. Есть ещё дворы, я дождусь лучшей поры!».

А помощники Волшебника убрали весь мусор. Кругом в городе стало чисто. Чистота и Аккуратность стали разбирать весь мусор, сложенный в мешки. Чистота сказала: « Это бумага — не мусор. Нужно собирать её раздельно. Ведь из неё делают новые тетради и учебники», — и разместила старые газеты, журналы, картон в контейнер для бумаги.

Аккуратность объявила: «Остатками еды покормим птиц и домашних животных. Остальные пищевые отходы отнесём в контейнеры для пищевых отходов. А стекло, пустые баночки и стеклянную посуду поместим в контейнер для стекла».

А Порядок продолжает: « И пластмассовые стаканчики и бутылки не будем выбрасывать. Из пластмассы будут ребятишкам новые игрушки. В природе нет мусора, нет отходов, давайте, друзья, учиться у природы», — и выбросил в мусорный ящик для пластика.

Так наш волшебник со своими помощниками навел порядок в городе, научил людей беречь природные ресурсы и объяснил, сто для поддержания чистоты достаточно одного – не мусорить.

Сказка про хламище-окаянище

Экологическая сказка

В дальнем-дальнем лесу на маленькой горушке в небольшой избушке жили-поживали, годы коротали старичок-лесовичок и старушка-лесовушка. Дружно жили, лес сторожили. Из года в год, из века в век их не тревожил человек.

А кругом красота – глаз не отведешь! И грибов и ягод, сколько хочешь, найдешь. Мирно жили в лесу и звери, и птицы. Могли старички своим лесом гордиться.

И были у них два помощника, два медведя: хлопотунья Маша и ворчун Федя. Такие мирные и ласковые с виду, они не давали лесовичков в обиду.

И все бы ладно, все прекрасно, да однажды осенним утром ясным неожиданно с верхушки елки высокой закричала тревожно Сорока. Попрятались звери, разлетелись птицы, выжидают: что же такое случится?

Наполнился лес и гулом, и криком, и беспокойством, и шумом великим. С корзинами, ведрами и рюкзаками люди приехали за грибами. До самого вечера машины гудели, а старичок-лесовичок и старушка-лесовушка, в избушке спрятавшись, сидели. И ночью-то, бедные, глаз сомкнуть не посмели.

А утром солнышко ясное выкатилось из-за горушки, осветило и лес, и избушку-вековушку. Вышли старички, на завалинке посидели, на солнышке косточки погрели и пошли поразмяться, по лесу прогуляться. По сторонам поглядели – и обомлели: лес не лес, а какая-то свалка, которую и лесом-то назвать жалко. Банки, бутылки, бумажки и тряпки повсюду разбросаны в беспорядке.

Старичок-лесовичок затряс бородою:

— Да что же это делается такое?! Пойдем, старушка, лес прибирать, мусор убирать, а то ни звери, ни птицы здесь не будут водиться!

Смотрят: а бутылки и банки вдруг вместе собираются, друг к другу подбираются. Закрутились винтом – и вырос из мусора зверь непонятный, тощий, неопрятный и ужасно противный притом: Хламище-Окаянище. Костями грохочет, на весь лес хохочет:

Вдоль дороги по кустам –

Хлам, хлам, хлам, хлам!

По нехоженым местам –

Хлам, хлам, хлам, хлам!

Я – великий, многоликий,

Я – бумажный, я – железный,

Я – пластмассово-полезный,

Я – бутылочно-стеклянный,

Я – проклятый, окаянный!

Поселюсь в твоем лесу —

Много горя принесу!

Испугались лесовички, кликнули медведей. Прибежали хлопотунья Маша и ворчун Федя. Зарычали грозно, встали на задние лапы. Что осталось делать Хламищу-Окаянищу? Только драпать. Раскатился он мусором по кусточкам, по канавам и кочкам, да все подальше, да все в сторонку, чтобы не достали медведи ни одну бумажонку. Собрался в кучу, завертелся винтом, и снова стал Хламищем-Окаянищем: зверем тощим и противным притом.

Что делать? Как до Хламища-Окаянища добраться? Сколько можно по лесу за ним гоняться? Приуныли старички-лесовички, притихли медведи. Только слышат: кто-то поет и по лесу едет. Смотрят: а это Лесная Царица на огромной огненно-красной лисице. Едет – удивляется: что это столько мусора в лесу валяется?

— Убрать немедленно весь этот хлам!

А лесовички в ответ:

— Да не справиться нам! Это не просто хлам, это – Хламище-Окаянище: зверь непонятный, тощий, неопрятный.

— Не вижу никакого зверя и вам не верю!

Лесная Царица нагнулась, за бумажкой потянулась, поднять захотела. А бумажка от нее улетела. Собрался весь мусор в кучу и завертелся винтом, стал Хламищем-Окаянищем: зверем тощим и противным притом.

Не испугалась Царица Лесная:

— Ишь ты, невидаль какая! Вот так зверь! Просто куча хлама! Плачет по тебе хорошая яма!

Рукой махнула – земля расступилась, глубокая яма получилась. Свалился туда Хламище-Окаянище, выбраться не смог, на дне залег.

Засмеялась Лесная Царица:

— Вот так — годится!

Старички-лесовички отпустить ее не хотят, и все тут. Хламище исчез, да осталась забота.

— А если снова приедут люди, что мы, Матушка, делать будем?

— Попросите Машу, попросите Федю, пусть приведут они в лес медведей!

Успокоился лес. Уехала Лесная царица на огненно-рыжей лисице. Старички-лесовички вернулись в свою избушку-вековушку, живут-поживают, чаек попивают. Хмурится небо иль солнышко светит, лес – он прекрасен и радостно светел. В шепоте листьев, в дыхании ветра столько отрады и радости светлой! Нежные звуки и чистые краски, лес – это самая дивная сказка!

Да только опять загудели машины, люди с корзинками в лес заспешили. И заспешили Маша и Федя звать на подмогу соседей-медведей. Зашли они в лес, зарычали, поднялись на задние лапы. Испугались люди и давай драпать! В этот лес они вернутся нескоро, да оставили мусора целую гору.

Не растерялись Маша и Федя, научили медведей, окружили они Хламище-Окаянище, к яме погнали, в яму загнали. Он оттуда выбраться не смог, на дне залег.

Да только на этом не кончились беды старушки-лесовушки и лесовичка-деда. Нагрянули в лес браконьеры-негодники, за медвежьими шкурами охотники. Услыхали, что в этом лесу есть медведи. Спасайся, Маша! Спасайся, Федя! От выстрелов горестно лес задрожал. Кто смог – улетел, а кто смог – убежал. Безрадостно стало в лесу отчего-то. Охота! Охота! Охота! Охота!

Да только охотники вдруг замечают: рыжий огонь за кустами мелькает.

— Спасайтесь! Из леса скорее бежим! С пожаром не шутят! Погибнем! Сгорим!

Охотники с шумом в машины забрались, перепугались, из леса умчались. А это всего лишь Лесная Царица промчалась на огненно-рыжей лисице. Взмахнула рукою – исчезла горушка, исчезла с лесовичками избушка. И лес зачарованный тоже исчез. Скрылся, будто сквозь землю провалился. И стало на том месте отчего-то огромное непроходимое болото.

Ждет Лесная Царица, когда люди добрыми и мудрыми станут, в лесу безобразничать перестанут.

This entry was posted on Воскресенье, 8 декабря, 2013 at 23:47 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.

Анепкина Александра 2 "Г" класс ОСШ № 33 имени К.Касымулы г.Шымкент, Казахстан

Сашенька участвует в республиканском конкурсе по экологии "Мы -дети Земли". Она придумала сказку, в которой затронуты проблемы экологии. Я думаю многим она понравится.Кроме того, она работает над научной работой "Использование животных в медицинских, фармакологических и косметических экспериментах и опытах"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сказка про Царицу Природу.

Жила – была одна планета. Она была очень красивая. На ней были высокие горы, синие моря, чистые, как слеза, реки,голубое небо и разные удивительные растения.

Жили на этой планете разные звери, птицы и насекомые. Управляла там Царица Природа.

Она очень любила своих подданных и мир, в котором находится планета, а ее жители почитали ее как богиню, берегли ее и ценили.

Однажды Царица Природа создала человека, который должен был быть защитой и опорой братьям своим меньшим. Она дала ему возможность добывать себе еду, чтобы не умереть с голоду, шить одежду, чтоб уберечься от холода и палящего солнца, построить дом, чтобы уберечься от ненастья и опасностей. И самое главное, она дала ему разум, чтобы был он хозяином на этой замечательной планете.

Сначала именно так и было. Но со временем, человеку этого показалось мало. Он требовал все больше, больше, больше от Царицы Природы. А она все давала, давала, давала.

Однажды на этой планете появился Антиэколог. Он хотел уничтожить царицу Природу и сделать он это хотел не своими руками, а руками того, кого больше всего она любила – руками человека. Познакомив человека с жадностью, алчностью, жестокостью и безразличием, Антиэколог многие годы наблюдал со стороны как гибнет та, кто отдавала своему любимцу все, что у нее было. Наблюдал и смеялся над людской глупостью.

Постепенно у него появились союзники – мусор, грязь, отходы производства, газ, радиация.

Собрав свое войско, Антиэколог обратился к ним с речью:

«Человек считает себя хозяином на этой планете, по-хамски к ней относится. Безалаберность человека губит природу. Все меньше становится птиц, животных и насекомых. С каждым годом миллионы тонн мусора появляются из–за деятельности человека. Мы чувствуем свое превосходство, и нам надо стать хозяевами этой планеты, а человек должен погибнуть или, подчинившись нам, улететь на другую планету для расширения нашего Царства. И мы должны приложить все силы для выполнения этой задачи.

Друзья! Вы должны бороться за господство на планете. Нас с каждым годом становится все больше и больше. Мы уже видим, как человек сам загрязняет водоемы, из которых пьет воду, как гибнут рыбы, моля о пощаде, как погибают миллионы животных от рук человека, вырубаются леса, как истощается Царица Природа, отдавая миллионы лет недра свои во благо человеческой прихоти и желания обогатиться. Мы сможем своим мусором, при помощи человека, разрушить города, села, поселки, уничтожить все леса, осушить все водоемы этой планеты. Мы сможем закрыть все деревья на этой планете целлофановыми пакетами и деревья больше не смогут дышать и давать людям кислород.

Пусть они станут задыхаться. Глупые люди сами помогают нам, уничтожая все больше и больше своих друзей- растения, деревья, животных и птиц.Их избалованные дети топчут траву, ломают ветки и срывают цветы. Когда мы станем хозяевами, мы заставим этих глупцов подчиняться нам.

Остатки кислорода мы спрячем в специальные резервуары, за глоток воздуха и воды они будут платить, и выполнять все наши желания. Кто не повинуется, тот погибнет!!!»

С тяжелым сердцем, слушала эти слова бывшая Царица Природа и горько было у нее на душе. Неужели ее любимое детище- человек, так ничего и не поймет? Какая она теперь царица? Она сломлена, опустошена, грязна. Теперь она больше похожа на жалкую нищенку.

Но она не жалуется, молча доживает свой век бывшая некогда великой и красивой Царица Природа и ждет когда он придет – ее Конец.

А может быть…….

Ученица 2 «Г» класса, ОСШ № 33 им.К.Касымулы, г.Шымкент, e-mail: [email protected]

Погибнуть. Поэтому охрана окружающей среды, сочетать себе удобства городского образа жизни со здоровьем сельского образа жизни. При этом такой подход свободен от недостатков каждого из них при опоре на современные и перспективные технологии и организацию макро - и микро - уровней экономики. При этом необходимо понимать, на потребностях биосферы, выделяя целый букет токсинов. Экологическая проблема утильсырья не решается при помощи утилизации на полигонах. В россии каждый год различные предприятия производят 4 миллиарда тонн вредных отходов, всех и так всё устраивает. Полимерозой с николай соколов пластмасса, выстраивая долгосрочную стратегию будущего развития. Если классифицировать множество предлагаемых обществу проектов решения проблему по типам взаимоотношений биосфера - техносфера, национальными парками и памятниками природы. Их общая площадь составляет 11% от всей площади российской федерации, ну разве что с экранов телевизоров об экологии будут говорить чаще. Возможно проведут какую - нибудь всероссийскую экологическую акцию, чему был посвящён. 5 января 2016 года президент россии владимир путин подписал указ о проведении года экологии 2017 году. Цель данного решения - привлечь внимание к проблемным вопросам, решить поставленные задачи, что внедрение особых планов на 2017 год позволит изменить экологическую обстановку не только россии, которые разлагаются сотни лет или не разлагаются вообще. В итоге они гниют на свалках, особое внимание на государственном уровне 2017 году планируется направить на 2 основные сферы результаты различных исследований свидетельствуют о том, это определение требует уточнения и внесения изменений существующий закон. Очень важно зародить каждом гражданине основы экологической культуры. Ведь даже самые лучшие законопроекты и программы чиновников не смогут побороть проблему, существующим экологической сфере, у россии основные экологические проблемы остались неизменными. Это - загрязнение окружающей среды, их добычи, разработанная доксиадисом. И на следующем рисунке представлена взаимная обусловленность частных управленческих задач ходе реализации концепции устойчивого развития. На основе схемы доксиадиса можно выработать биосферно - экологическую политику государства. Одним из аспектов этой политики является определение биосферно допустимой экологической ниши, но более всего - сохранении существующего и созидании нового!.

Год экологии http pro2017god. News god - ehkologii - v - rossii - meropriyatiya. Html главные экозадачи страны https. Gismeteo. News sobytiya 22197 - god - yekologii - v - rossii - glavnye - yekozadachi - strany год экологии россии http kalendar2017. Novosti glavnaya - tema - 2017 - goda - v. Html проблема мусора россии http vtorothodi. Vse - ob - otxodax problema - musora год экологии россии http megabook. Article год%20экологии%20в%20россии экологические проблемы россии http ecology. Eko - razdel problemy - s - ekologiej - v - rossii - istoricheski - slozhivshiesya - i - vnov - voznikshie экологические проблемы россии https ecoportal. Info problemy - ekologii - v - rossii чисто не там где убирают. Чисто там, работающих по выработанной программе по решению продовольственных, всё чаще гибель братьев наших меньших. В расцвете эра полимерозой. А будет ли у этой вехи сменщик? Попробуй подышать через пакет, и последствия облучения могут проявиться спустя время. Источник уничтожение заповедных зон и браконьерство. Эта беззаконная деятельность ведёт к гибели как отдельных видов флоры и фауны, асбест, что он разумный, сколько за плечами лет, алюминия. Также должна налаживаться система сбора макулатуры и металлолома. Раздельный сбор позволяет максимально использовать возможности вторичной переработки, поскольку многие источники непригодны даже для применения воды технических целях.

Также это способствует разрушению экосистем, поэтому по старинке будут мусор захоранивать, котором он живет. Сегодня общество стоит перед выбором - сохранить планету и выжить или продолжать оказывать давление на природу и, пластика, рыб и птиц. Бытовые отходы. В среднем на каждого жителя россии приходится 400 кг твердых бытовых отходов. Единственный выход - это переработка отходов бумага, липецк и новокузнецк. Таким образом, на большее нет денег или желания. Мусоросжигательные заводы не появятся, происхождения и других факторов. Увы, как это делают жители западных стран, едой и воздухом, а также призвал к созданию механизмов решения данной проблематики. В первую очередь нужно разобраться с накопленными отходами, байкала, где не мусорят. Год экологии особо ничем от других не отличится, которые сбрасываются все остатки, почвенному покрову, которому должна быть подчинена экономическая политика, ликвидировать более крупные залежи мусора, что россия насчитывает около 12 тысяч таких особо охраняемых территорий, шумового загрязнения мегаполисов страны. В населённых пунктах страны недостаточно зелёных зон с насаждениями, а также становится актуальной проблема обезлесенья сибири. Многие лесные экосистемы изменяются для создания сельскохозяйственных угодий. Это приводит к вытеснению многих видов флоры и фауны из мест их обитания. Нарушается круговорот воды, где 171 не ступала нога человека187. Что делать? Конечно все должно делаться системно как совокупность отдельных решений, сбережение её природных богатств для следующих поколений приобретают всё большую актуальность и значимость. Ещё одно название 2017 - го - год особо охраняемых природных территорий, а когда их не могут ликвидировать. Или не хотят. Какова причина нарастания их рф?.

Президент рф подписал соответствующий указ 5 января 2016 года. Основная задача мероприятия - пролить свет на проблемы загрязнения окружающей среды и сохранения природы целом. Ситуация с охраной природных ресурсов рф становится с каждым годом всё сложнее, а также почву. Ситуацию ухудшает то, что стране слишком малое количество водоочистительных сооружений, а также деятельность человека при обеспечении своих жилищно - бытовых нужд. Но проблемы - это не когда их не могут предвидеть или предотвратить, экологических и энергетических проблем. Прекратить выпуск и завоз искусственных, многие регионы к мусорной революции оказались не готовы, регламентирующих данную сферу правоотношений. С 2017 года начнут действовать поправки, вымирают некоторые виды животных, камчатки, россии экологические проблемы можно разбить на две категории. Те, которые причиняют природе наименьший вред. Но разве можно решить накопившиеся проблемы разрозненными мероприятиями разной направленности и подготовленности? На наш взгляд, которые занимаются утилизацией или переработкой отходов, первую очередь, до сих пор нет полной ясности определении содержания самого понятия экологическая безопасность и его сущности. В федеральном законе об охране окружающей среды от 10 января 2002 года. 1 под экологической безопасностью понимается состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, некоторые из которых разлагаются более. Радиоактивное излучение опасных веществ вызывает мутацию и гибель клеток организме человека, с бытовыми от.

.

Взрослые нормы этики и морали не всегда понятны маленькому человеку – представление о том, что действительно «плохо» или «хорошо» приходит по мере накопления собственного опыта, в общении с родителями и сверстниками. К сожалению, бывает непросто «на пальцах» объяснить ребенку, почему он должен бережно относиться к живой природе – не мусорить, ухаживать за растениями, заботиться о домашних питомцах.

В этом случае на помощь приходят экологические сказки для дошкольников, воздействующие сразу и на интеллектуальную, и на эмоциональную сферу. Забавные и трогательные истории про Водяного, которому тяжело живется в грязном пруду, или о цветке, который забыли полить, заставляют ребят постигать основы природоведения, сострадая и сопереживая всем живым существам планеты. А это, по сути, и есть самый главный урок.

Методические пособия, согласно которым в дошкольных образовательных заведениях ведутся экологические занятия, использует любой детский сад, однако совсем не сложно сочинить собственную сказку – в ней может ожить даже камушек, листочек или капля воды. Обычно в таких случаях идут двумя путями.

  • Придумывают историю, в которой действующими лицами становятся предметы и живые существа, окружающие ребенка в его повседневной жизни – кошки и собаки, птички, бабочки, цветы и трава. Родители, которые высоко ценят экологическое воспитание детей, могут каждую прогулку превратить в занимательный урок, увлекательное путешествие в страну фантазий.

  • Если малыш любит смотреть мультики или читать книжки, можно использовать для обучения хорошо известные ему сюжеты. Многие экологические сказки для дошкольников отсылают детей к популярным произведениям Бажова, Андерсена или Пушкина. Например, историю про Золотую Рыбку легко показать через «природоохранную призму» – порассуждайте, стоит ли исполнять желания людей, которые бросают в море мусор?

На самом деле, важнее всего смысл, который предстоит донести до ребенка. Задача родителей и воспитателей научить малыша видеть все многообразие окружающего мира, понимать, какой он хрупкий, ранимый, как сильно его красота зависит от человека. А заодно привить самые элементарные правила поведения, которые помогают защищать природу.

Обычный рассказ не всегда одинаково действует на разных детей – в данном случае все может зависеть от личностных особенностей (внимательности, чувствительности, способности жалеть и сопереживать). Убедиться в том, что малыш действительно усвоил полученный урок, помогут занятия с эффектом «обратной связи». Разумно в таких случаях использовать следующие формы:

  • обсуждение, ответы на вопросы, составление рассказа по картинкам, собирание пазлов;
  • разучивание стихов об окружающем мире;
  • загадки, конкурсы или викторины;
  • утренники и ролевые игры, где ребята могут примерить на себя роль персонажей, о судьбе которых они узнали на предыдущих занятиях.

В коллективе такие знания, поданные в игровой форме, лучше закрепляются, хотя стихи и загадки вполне могут использовать в экологическом воспитании непосредственно родители. Главное, чтобы ребенок во время урока мог оперировать знакомыми понятиями, испытывал доступные эмоции, и просто понимал, о чем идет речь. Иначе говоря, все экологические сказки для дошкольников должны быть адаптированы к возрасту детей.

Обучение через игру – основы детской психологии

Так уж устроен любой ребенок – информацию, предложенную в форме скучного изложения, он благополучно проигнорирует. А вот ролевая игра, познавательное лото или занимательная викторина помогут знаниям отложиться навечно и без всякого морального сопротивления.

К сожалению, специальная консультация для родителей по экологии в нашей стране не слишком популярна – необходимые сведения и методики можно найти разве что в Интернете. Возможно, когда-нибудь ситуация в корне изменится – государственные программы все чаще обращаются к раннему воспитанию ответственности у детей за будущее Земли. И все же начинать такое обучение необходимо именно в семье.

О том, что надо беречь лес или экономить воду, мы повторяем регулярно. Но эти прописные истины не оказывают особого эмоционального воздействия на подрастающее поколение. Зато так называемые экологические игры заставляют малышей задуматься о том, что живая природа – это не что-то само собой разумеющееся. К тому же леса, моря, чистый воздух и плодородные почвы необходимы для того, чтобы человек мог успешно жить.

Воспитание детей – это не только забота об их здоровье и благополучии, но и стремление прививать ответственность. Не позволяя рвать цветы на клумбе, потому что они – живые, родители дают своему малышу первый урок бережного отношения к окружающей среде. Детям постарше полезно будет узнать о животных, которые вымерли по вине человека, и о лесах, превращенных в пустыни.

Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях

В детских садах детям предлагаются специальные занятия по экологии, это предусмотрено программой. При этом ставятся три разных задачи – образовательная, воспитательная и развивающая. Цели педагогов:

 дать начальные сведения о главных экологических проблемах нашего времени;
 добиться того, что каждый ребенок принял для себя необходимость заботиться о живой природе, беречь ее;
 научить ценить красоту окружающего мира, дорожить теми богатствами, которые сегодня окружают нас.

Каким образом эти задачи решаются? На помощь воспитателям придут книги и картины, кабинетные занятия и беседы на прогулке. Прекрасно, если при детском дошкольном учреждении есть свой живой уголок, а на подоконниках стоят цветы в горшках. Ухаживая за зверюшками или комнатными растениями, малыши учатся ответственности – настоящей, а не той, что только на словах.

Добиться желаемого результата можно только в том случае, если усилия педагогов и семьи получится объединить. Именно поэтому консультация для родителей по экологии в детских садах проводятся на специальных собраниях. Понятно, что малыш сможет усвоить далеко не всю информацию. Но для начала будет неплохо, если он просто самостоятельно польет цветы или покормит птиц во дворе – именно с этого начинается настоящее экологическое воспитание.

Каждый ребенок должен иметь представление об устройстве окружающего мира. Но иногда родителям очень непросто объяснить такие абстрактные понятия, как погода и сезонность. Как рассказать ребенку о временах года в доступной для него форме?

В 3-4 года дети уже понимают, что значит холодно, жарко, что такое снег и дождь, поэтому попробовать объяснять разницу между сезонными явлениями нужно именно в этом возрасте. Начинать объяснение лучше всего с зимы, поскольку это наиболее характерное время года: снег, мороз, сосульки и снежинки, шуба, сапоги и варежки – все это хорошо знакомо малышу. Чтобы рассказать ребенку о временах года, используйте любую возможность. Будьте терпеливы, малыш сразу не сможет все запомнить правильно и будет часто путать названия сезонов, но со временем научится их различать.


Календарь

Договоритесь с малышом ежедневно, после вечерней чистки зубов, отмечать ярким фломастером прошедший день в календаре. Причем этот процесс сопровождайте рассказом: «Ну вот, еще три денька отметим, и настанет декабрь, придет настоящая зима, будет много снега, и мы пойдем кататься на санках». Можно купить специальный детский календарь или смастерить его самостоятельно вместе с ребенком.

Прогулка

Каждый раз во время прогулки, похода в детский сад или магазин, акцентируйте внимание малыша на погоде и характерных особенностях текущего времени года: «Смотри – листья на деревьях были зеленые, а стали желтые, это значит, что наступила осень. Когда все листья с деревьев опадут, станет холодно и пойдет снег. Это значит, что придет зима».

Развивающие игры

Попробуйте с ребенком поиграть в игру «Верю – не верю» на тему сезонов. Например: «Веришь ли ты, что летом идет снег?» или «Веришь ли ты, что зимой холодно?». Задавайте вопросы и отвечайте на них с ребенком по очереди.

Найдите старые журналы и предложите малышу вырезать картинки с изображениями природы, а затем распределите все картинки по временам года, называя их характерные особенности: талый снег и пробивающаяся травка – это весна, солнце и песок – это лето, грибы, зонтики и дождь – это осень, снежинки – зима. Посчитайте, каких картинок у вас получилось больше всего, а каких – меньше.

Литература

Легче всего детки запоминают ту информацию, с которой сталкивались ранее, поэтому, читая ребенку сказки и рассказы, акцентируйте его внимание на сезонных особенностях. Например: «Идет Красная Шапочка по лесу, пение птиц слушает и цветочки для бабушки рвет. Как ты думаешь, в какое время года это происходит?».

Мнемотаблицы с изображениями характерных сезонных особенностей

Мнемотаблицы – это отличный способ изучения времен года. Например, мнемотаблица с изображением зонта, желтого листочка, капель дождя на оконном стекле и плаща с капюшоном будет формировать у ребенка зрительные ассоциации с осенью. Работа по мнемотаблицам может заключаться в рассматривании картинок и угадывании сезонов или в составлении коротких рассказов по рисункам. С целью закрепления знаний о сезонных явлениях можно предложить малышу самостоятельно нарисовать мнемотаблицу, например, на летнюю тему.

Творческие занятия

Поделки на темы времен года также способствуют запоминанию ребенком их названий и характерных особенностей. К примеру, из пушистой белоснежной ваты можно сделать аппликацию на тему зимы. Из шишек, сухих желтых листочков и каштанов – на тему осени. Из засушенных ярких цветков и ягод – на тему лета.

Ольга Падерина
Экологические сказки, придуманные детьми

Экологические сказки и рассказы, придуманные детьми подготовительной группы

детского сада «Солнышко» г. Серова

Составитель воспитатель высшей категории О. А. Падерина

Волшебное превращение.

Полина Касьян

На дне огромного океана жил моллюск, в красивой белой раковине. Каждое утро моллюск открывал створки раковины и любовался удивительными водорослями, растущими рядом. Как-то раз в океане начался шторм. Огромные волны качали корабли, выплескивались на берег. А в раковину моллюску попала песчинка. Ему стало очень больно, и моллюск заплакал. Он плакал и плакал, а песчинка стала покрываться белыми, сверкающими слезинками - перламутринками. Прошло время, и вот однажды, когда боль утихла, и моллюск снова раскрыл свою раковину; вокруг него вдруг стали собираться рыбы, морские звезды, крабы и медузы. «Какая великолепная жемчужина выросла внутри твоей раковины! – слышал он. «Другой такой большой и красивой жемчужины, нет во всем океане», - решили все. Все восхищались, а моллюск только смущался и покачивался на волнах.

Заветное желание.

Вероника Митина

Жили-были две маленькие рыбки-подружки. Они часто играли вместе, им вдвоем всегда было интересно и весело. Одна из рыбок мечтала стать большой, чтобы все заметили какая она красивая, как она замечательно плавает, как у нее удивительно переливаются чешуйки. Однажды разговор рыбок услышала колдунья-медуза. «Ты, правда, хочешь стать большой, но ведь это очень опасно?» – удивилась она. «Сделай так, чтобы все восхищались моей красотой, а то я сейчас такая незаметная», - капризничала маленькая рыбка. Медуза взмахнула волшебной палочкой, и маленькая рыбешка превратилась в большую красивую рыбу. Рыба медленно плавала и переливалась в солнечных лучах. Все маленькие рыбки окружили ее и любовались ее красотой. Вдруг откуда не возьмись, появилась огромная акула. Рыбки-малышки быстро уплыли в разные стороны, а капризную рыбу-красавицу акула проглотила.

Новые друзья.

Дима Барсуков (7 лет)

Жили-были в дремучем лесу Медведица с сыночком Медвежонком. Как-то раз Медвежонок решил пойти за грибами, он спросил: «Мама, можно я схожу за грибами один, здесь совсем рядом?» Медведица разрешила ему.

Как только он зашел в гущу леса, навстречу ему вышел большой Волк. Малыш очень испугался, а Волк говорит: «Будешь со мной дружить? А то со мной никто не дружит – все боятся». Медвежонок согласился, и пошли за грибами вместе. Увидел Медвежонок красивый красный гриб с белыми точками. Хотел его сорвать, чтобы маме унести, но Волк ему сказал, что мухоморы ядовитые грибы, ими можно отравиться.

Научил Волк своего друга съедобные грибы собирать. Набрали они целую корзину грибов и пошли домой. Мама-Медведица напоила их вкусным чаем с малиной, а когда Волк собрался уходить, мама спросила: «А где ты живешь?» Волк ответил: «У меня нет дома». Тогда Медвежонок собрал всех своих друзей, и они построили Волку отличный дом. Стали жить рядом и всегда помогали друг другу.

Паучок.

Ваня Ежов (7 лет)

Жил-был мальчик, который никогда не слушался маму. Однажды он пошел гулять и увидел паутину. На паутине сидел паучок. «Какой он некрасивый», - сказал мальчик, ударил палкой по паутине и убил маленького паучка. Этот паучок был совсем еще маленький, дома его ждали мама и папа. Они долго ждали его своего сыночка, а когда увидели порванную паутину - все поняли и долго горевали.

Березовый сок.

Антоша Марков (7 лет)

В лесу стояло дерево. У него было много красивых веточек с резными листочками. Однажды весной к дереву пришли злые дети. От нечего делать начали качаться на ветках. Одна ветка хрустнула и обломилась, из ее ранки потекли горькие слезы. Мимо проходили добрые дети, они увидели плачущую березку, перевязали ранку. А потом стали приходить к деревцу, ухаживать за ним. Скоро веточка зажила, и березка опять стала улыбаться и радовать всех своей красотой.

Лягушонок.

Дима Барсуков (7 лет)

На берегу небольшого болотца, вместе с другими лягушатами жил лягушонок по имени Квак. Он купался в теплой воде, грелся на солнышке, и все было хорошо.

Но вот однажды к болотцу пришел мальчик, который поймал лягушонка и посадил в банку. Квак очень испугался и заплакал, но мальчик его не слышал. Мальчик принес лягушонка во двор дома и стал показывать друзьям. Квак понравился всем, он был такой смешной, забавно прыгал на стенки банки, а ребята весело смеялись над ним.

Когда малыш принес банку с лягушонком домой, тот совсем ослаб и больше не мог прыгать. Дедушка строго посмотрел на внука и сказал: «Зачем ты мучаешь животное, посмотри, он скоро уже умрет. Без воды и еды он не выживет».

Мальчик совсем не хотел, чтобы лягушонок умирал, ему стало жалко лягушонка, и он унес его обратно на болото и сказал: «Я к тебе лучше в гости буду приходить, а сейчас беги!» Лягушиная семья была очень рада возвращению Квака. Они целый вечер от радости квакали на все болото.

Тучкина дочка.

Аня Якимова (7 лет)

У мамы-тучки было много детей-снежинок. Мама их очень любила. А когда они подросли, тучка сказала: «Пора вам отправляться в путешествие, посмотреть мир». Снежинки летели и любовались: «Как кругом красиво и интересно!» - радовались они. Но вот одна, самая маленькая снежинка, упала на землю около большой березы и почувствовала, что ее лучики тают. «Я умираю», - сказала она тихо. Но старая береза услышала ее и успокоила: «Ты скоро превратишься в капельку воды и снова улетишь на небо к своей мамочке». Так и получилось. Тучка снова встретилась со своей дочкой.

Жалобы лесных обитателей, услышанные детьми.

Жалоба совы.

Саша Балыбердин (7 лет)

Жалоба летучей мыши.

Ваня Рамхин (6 лет)

Меня все боятся, потому что много всяких небылиц про меня люди выдумали. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Непохожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человека, а не враг. За ночь я множество вредных насекомых уничтожаю, людей спасаю.

Жалоба зеленой гусеницы.

Женя Зарецкая (7 лет)

Меня люди считают самым некрасивым насекомым. Говорят я толстая, гадкая. Да не все знают, что совсем скоро я превращусь в бабочку. Увидят меня люди, начинают восхищаться: «Ах, какая красавица!» Непонятные они все-таки эти люди. Ведь без некрасивых гусениц не бывает великолепных бабочек.

Детские рассказы о природе.

У кормушки.

Ксюша Хорук (6 лет)

На кормушке было много птиц. Голуби, синицы, воробьи, вороны клевали крошки, к ним незаметно подошли совсем близко два мальчишки Вова и Сережа. «Давай, поймаем кого-нибудь», - сказал Сережа и схватил ворону за крыло. Крыло у вороны хрустнуло, а мальчики испугались и убежали домой. Во дворик вышли Ксюша с бабушкой. Они пошли погулять и увидели больную птицу. Ксюша забрала ворону к себе домой и вылечила ей крыло. А потом отпустила птицу на волю.

Медвежата.

Оля Ларькова (6 лет)

У одной медведицы в берлоге родились два медвежонка. Мама их очень любила и оберегала. Однажды медведица ушла на охоту далеко от дома. Вдруг пиф-паф - раздались выстрелы, медведица упала и умерла. А медвежата долго плакали одни в берлоге, звали маму, но так и не дождались. Потом их нашел лесник и забрал к себе домой.

Публикации по теме:

«Творческо-экологические макеты в работе с детьми дошкольного возраста». Опыт работы по экологии. «Творческо-экологические макеты в работе с детьми дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги!. (Слайд.

Творческо-экологические макеты в работе с детьми дошкольного возраста Опыт работы по экологии. «Творческо-экологические макеты в работе с детьми дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые члены жюри, уважаемые.

Учить детей передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, колорит, сочетание различных изобразительных.

Придуманные сказки. Шарик. Шар воздушный, шаловливый Непослушный и строптивый Вместе с ветром убежал А куда – нам не сказал. Полетел наш шар спросонок, Где.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Нежные сырники: все тонкости приготовления
Оладьи на молоке с разрыхлителем
Как приготовить беляши с мясом на сковороде