Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ребенок постоянно забывает как читать. Плохая память у подростка что делать

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Предметом постоянных жалоб многих родителей становится забывчивость их ребенка

Нередко дети младшего школьного возраста все забывают, теряют и оставляют свои вещи где угодно, но только не в положенном месте. Перманентная борьба с «превышением лимита утрат» заставляет жить в вечном напряжении пап и мам. В то время как большинство детей младшего школьного возраста не придают особого значения материальным потерям и не понимают упреков и замечаний. Какие меры следует принимать родителям?

Итак, время от времени ребенок забывает дома учебники или тетради, иногда теряет сумку со сменной обувью или даже любимую куртку. Детские психологи постарались найти объяснение этой рассеянности и забывчивости.

«У моего ребенка память, как Пошехонский сыр - одни дырки!» - жалуется Мария Кириенко, мама семилетней дочери, в очередной раз «уличенной» в забывчивости. Подаренные на первое сентября новые кроссовки она оставила или в школьном гардеробе, или где-то в раздевалке спортзала. Разумеется, модная обувь не могла не найти нового владельца. Казалось бы, не стоит делать из мухи слона: даже взрослые нередко теряют недешевые вещи. Однако мама не перестает сокрушаться - забывчивая первоклассница отличается стабильностью в утратах. По меньшей мере раз в неделю из ее личных вещей пропадает какой-либо предмет, который зачастую больше не возвращается к своей хозяйке, несмотря на все усилия родителей, его разыскивающих.

Норма или трагедия?

О том, что дочь Марии вовсе не исключение из правил, свидетельствуют многочисленные жалобы родителей, оставляемые в интернете на форумах и в чатах. Так, Людмила из Нижнего Новгорода делится своими переживаниями: ее одиннадцатилетний сын продолжает все время что-то терять, и, к большому сожалению, ситуация становится только хуже. «Недавно мы решили перевести ребенка в гимназию, - пишет она, - надеялись, что он станет более дисциплинированным. Однако его рассеянность и невнимательность никуда не исчезли - наоборот! Масштабы потерь стали едва ли не колоссальными. За одну неделю он может оставить где-то и уже не найти спортивную форму, кошелек, папку с тетрадями и даже школьный дневник. Мы делали ему внушения, пытались напоминать проверять свои вещи - бесполезно. Он теряет все, всегда и везде».

«Не все так плохо! - спешит успокоить встревоженных родителей Андрей Александров, детский психолог с многолетним опытом работы. - Забывчивость и рассеянность у детей имеют такие же причины, как и у взрослых. Они являются индивидуальными характеристиками, такими, как, например, рост и комплекция, и бывают присущими человеку на протяжении всей его жизни».

Детский интерес - источник проблем

Тем не менее, именно в первые десять лет жизни ребенка психологи советуют родителям вести активную «борьбу» с его невнимательностью и небрежным отношением к личным вещам. У детей детсадовского возраста еще нет понимания того, что предметы, оставленные ими в каком-то месте, могут попросту исчезнуть и больше никогда к ним не вернуться. «Чем младше ребенок, - говорит Александров, - тем быстрее он переключает свое внимание с одного на другое. При этом вещи, представляющиеся ему маловажными, часто проходят в сознании в фоновом режиме. Ребенок делает акцент только на том, что представляется ему наиболее интересным». О справедливости высказывания специалиста можно судить по давно доказанному факту: дети отвлекаются от какого-либо дела гораздо легче и быстрей, чем взрослые. Они открыты для всего нового и любопытного. Их предпочтения порой меняются чуть ли не ежеминутно.

Что не любим - не храним!

Врачи, собрав и изучив статистические сведения, выяснили: дети чаще всего забывают и теряют предметы, ассоциирующиеся у них с нелюбимыми занятиями: например, с надевшими уроками физкультуры или посещением с вечными рыданиями и капризами музыкальной школы. Андрей Александров поясняет: «Люди всегда стараются избавиться от вещей, связанными с неприятными моментами и событиями в их жизни. Дети поступают точно так же, случайно «избавляясь» от циркуля или кроссовок, однако делают это бессознательно».

Кто ищет, тот найдет

Как бы то ни было, на детскую рассеянность нельзя не обращать внимания. Но наказания в данном случае никогда не возымеют должного действия! «Карательные меры еще ни одного человека не сделали хорошим гражданином», - улыбается Александров. Родителям следует, прежде всего, спокойно поговорить с ребенком, объяснить ему все возможные последствия его забывчивости, постараться донести, что он уже несет полную ответственность за свои личные вещи и действия с ними. Так, например, если школьник забывает в учебном заведении учебник или спортивную форму, он должен сам искать их, обращаться к учителям, одноклассникам, завхозу, уборщицам. Опыт показывает, что такой самостоятельный поиск, связанным с большими усилиями, во многих случаях бывает самым лучшим «лекарством» от рассеянности. В следующий раз ребенок, помня о предпринятых им мерах по возврату вещи, будет уже делать все, чтобы ее снова не потерять.

Важно, чтобы и родители подавали школьнику хороший пример, потому что дети учатся в основном путем подражания старшим. Поэтому мамы и папы должны обязательно задать сами себе определенные вопросы и честно на них ответить. Что преобладает в моем доме: порядок или хаос? Лежит ли каждая вещь на своем месте? Я всегда слежу за чистотой в комнате? Кроме того, следует объяснить ребенку, что все материальные вещи имеют определенную ценность, и замена потери аналогичным предметом не является само собой разумеющимся действием, даже если пропажа была не слишком большой по стоимости.

Противодействие рассеянности

Для того чтобы будущий первоклассник был уже приучен к ответственности и порядку, родителям следует заранее вносить определенные коррективы в его воспитание. Полезным, к примеру, может оказаться составляемый всей семьей список дел на каждый день, который послужит хорошим подспорьем и для самих взрослых. У школьника нелишним будет небольшой вечерний «ритуал», заключающийся в последовательном сборе портфеля: в основное отделение кладутся учебники, в маленькое - тетради, в клапан - сменная обувь, в боковой карман - деньги на перекус в столовой и т.д. Такое несколько рутинное мероприятие психологи считают очень действенным: дети приучаются соблюдать порядок в своих вещах. Кроме того, перед выходом из дома ребенок должен сам проверить, застегнуты ли молнии на ранце и карманы на брюках и куртке. Таким образом, мелкие предметы не выпадут случайно и останутся при маленьком хозяине.

Если потери все же имеют место быть, родителям следует позаботиться о том, чтобы вещи, особенно дорогостоящие, по возможности возвращали владельцу. Детям младшего возраста можно пришить на одежду бирки с именами и указанием класса, на MP3-плееры и другие электронные устройства наклеить специальные магнитики с номером домашнего телефона. Если ребенок пользуется мобильным, сотовая компания без всяких проблем подключит услугу, позволяющую мамам и папам узнавать местоположение аппарата.

Подводя итоги, детский психолог Андрей Александров рекомендует родителям, переживающим из-за рассеянности своего ребенка, спокойно и без скандалов реагировать на потерянные вещи: «На самом деле, забывчивость можно назвать не то что плохой особенностью, но даже полезной! С течением времени все дети учатся различать важные и неважные вещи, просто сначала их приоритеты несколько другие, чем у взрослых. Если бы мы держали в памяти абсолютно все, то есть центральная нервная система работала бы «без фильтра», на износ, она бы очень быстро не выдержала такой нагрузки. И это была бы катастрофа».

Способы улучшения памяти

Секрет хорошей памяти в том, что нужно уметь делить информацию на основную и второстепенную. Если запомнить главную мысль, то детали вспомнятся без труда. Что же делать для улучшения памяти? Для начала нужно разобраться в причинах ее ухудшения:

  1. Плохая экология, грязный воздух. Головному мозгу для активной работы нужен кислород.
  2. Недостаточный сон. Спать желательно ложиться до полуночи, а просыпаться не позже 8 часов утра.
  3. Нервное перенапряжение, стресс, усталость.
  4. Лень.
  5. Неправильное питание.

Память может быть кратковременной и долговременной. Если у человека проблемы с запоминанием, то нужно знать, что помогает для улучшения памяти. Советы:

  1. «Повторение - мать учения». Учите стихи, отрывки из интересных книг. Чем больше повторяете, тем лучше запоминаете.
  2. Сконцентрируйте свое внимание на основном.
  3. Попробуйте развить зрительную память. Для этого напишите на листе бумаге любое предложение и посчитайте, сколько в нем, например, букв «о». Затем отведите глаза в сторону и вспомните, сколько в предложении буквы «а».
  4. Учите разные языки.
  5. Если прочитали книгу или посмотрели фильм, попробуйте на листе написать его краткий пересказ.
  6. Для легкого запоминания, придумайте свои индивидуальные ассоциации.
  7. Употребляйте продукты, стимулирующие работу мозга (орехи, шоколад, морепродукты, растительное масло и пр.).
  8. Сон улучшает память и концентрацию. Человек должен спать не менее 7 часов в сутки, в процессе сна мозг сортирует события дня, раскладывая все по «полочкам».
  9. Движения улучшают кровообращение, в том числе и в мозге. Занятия физкультурой пойдут только на пользу.
  10. Рукоделие развивает мелкую моторику. При этом стимулируется работоспособность головного мозга.

Важно! Если что-то забыли, постарайтесь вспомнить сами. Нужно заставлять мозг работать, а не облегчать ему задачу, подсмотрев где-то ответ.

Для того чтобы улучшить память, нужны еще и тренировки:

  1. Составьте список покупок, прочитайте его несколько раз, желательно вслух. А теперь идите в магазин и купите то, что написано, при этом оставив список дома.
  2. Упражнение с автомобильными номерами. Посмотрите на буквы в номерах и попробуйте придумать из них предложения. Например, «ТВН – терпите временные неудачи».
  3. Попробуйте в течение дня менять руки. Например, возьмите чайную кружку в левую руку.

Правильная диета также способствует улучшению памяти. Употребляйте в пищу продукты с витаминами С и Е:

  • черника и смородина;
  • творог;
  • белое мясо;
  • орехи, особенно грецкие;
  • горький шоколад, мед (не злоупотребляйте ими);
  • жирные сорта рыбы;
  • имбирь.

Ухудшение памяти с возрастом

С возрастом нейроны, отвечающие за уровень памяти, начинают стареть. Для того чтобы головной мозг активно работал, его нужно насыщать кислородом. Как улучшить память в пожилом возрасте? Больше гуляйте на свежем воздухе. К тому же сидячий и малоподвижный образ жизни негативно сказывается на кровоснабжении мозговых клеток и приводят к кислородному голоданию, поэтому небольшие физические нагрузки пойдут только на пользу.

Ухудшение памяти у подростка

Плохая память у школьника негативно сказывается на процессе обучения и успеваемости. Как улучшить память подростку:

  • учить стихи;
  • писать школьные изложения и делать пересказ прочитанной литературы;
  • делать тренировки для памяти (о которых говорилось выше);
  • принимать витамины.

Одной из распространенных причин плохой памяти у подростков является заучивание («зубрежка»). Некоторые школьники стараются выучить формулы и правила без понимания, поэтому забыв всего лишь одно слово, не могут вспомнить целое предложение. Нужно помочь ему понять то, что он учит, привлечь его интерес.

Попробуйте привести интересные факты из истории изучающего предмета, примеры из жизни, что-то показать наглядно. Родителям таких подростков можно посоветовать «награждать» за хорошую успеваемость, вызывая этим положительные эмоции от процесса обучения. А вот наказывать, наоборот, не рекомендуется, таким образом, у школьника появляется неуверенность в себе и своих силах и нежелание учиться, лучше помогите ему разобраться в предмете.

Вывод

Если есть проблемы с памятью, не спешите расстраиваться и опускать руки. Наладить работоспособность головного мозга не так уж и сложно. Что делать, чтобы улучшить память? Нужно всего лишь высыпаться, правильно питаться, делать тренировки и быть внимательным, выполнять специальные упражнения.

Нарушение памяти у подростков

Часто родители подростков начинают отмечать, что их сын или дочь-подросток хуже стали запоминать какие-то события, плохо усваивают материал и прежде отличники в школе «скатываются» на тройки… Это явление называют гипомнезией – снижением памяти или дисмнезией – расстройствами памяти. Память – это особенное свойство человека, которое представлено комплексом особых процессов в коре головного мозга, благодаря которым запоминается, хранится и воспроизводится ранее изученная информация. Неполадки могут возникать на уровне запоминания, хранения или всех процессов одновременно.

Нарушения памяти у подростков имеют множество причин, и не всегда родители могут связать между собой происходящие с их ребенком события и последующие нарушения в нервной системе. Подросток уже и не совсем ребенок, требования, предъявляемые к нему, уже расширены – и в учебе, и дома, и в среде сверстников. Однако, сравнивать его с взрослым человеком тоже неправильно – это еще незрелый организм, не полностью сформированы нервные связи и неустойчива работа нервной и эндокринной системы.

Ослабление памяти у подростка, возникшее резко и сильно выраженное требует обязательной консультации у невролога. Дело в том, что расстройства памяти могут быть симптомами психических заболеваний, что к счастью встречается достаточно редко. Очень частыми причинами нарушений памяти являются травмы головы – ушибы, сотрясения головного мозга, которые требуют обязательной консультации врача и лечения.

У подростков, особенно в последнее время, чаще стали встречаться нарушения памяти, которые связаны с употреблением различных токсических веществ – алкоголя, никотина или различных психотропных веществ. Влияние компании велико. И даже дети из очень порядочных семей не застрахованы от подобного. Родителям всегда надо быть в курсе того, с кем общается и чем занимается подросток в свободное время.

Большинство проблем с памятью у подростков возникают из-за несоответствия нагрузок, возлагаемых на подростка, с его реальными возможностями. Кроме того, нарушения памяти могут быть вызваны недостаточностью кровообращения, дефицитом определенных веществ в питании в периоды активного роста и гормональной перестройки организма и гипоксией (недостатком кислорода).

Нервные клетки испытывают колоссальные нагрузки, особенно в периоды активных занятий подростка. когда он готовится к экзаменам, олимпиадам или к нему предъявляются повышенные требования (спецшколы, дополнительные занятия). Если при этом нет достаточного обеспечения их энергией в виде глюкозы из питания и регулярного поступления витаминов и минералов, может нарушаться работа некоторых отделов. Прежде всего, страдают функции коры головного мозга, так как именно она потребляет наибольшее количество питательных веществ для нормальной работы. А именно кора и отвечает за память.

Плюс ко всему, значительную роль играет малое пребывание на воздухе, и хронический недосып, из-за этого страдает обеспечение организма кислородом и развивается гипоксия, которая сказывается вообще на работе головного мозга. Подросток становится сонливым, вялым, у него отмечаются головные боли, наблюдаются сердцебиения и колебания давления. Влияет уменьшение количества активного отдыха, перевозбуждение коры ненужной, лишней информацией из телевизора, интернет. На процесс запоминания существенно влияет обстановка – если подросток учит уроки за компьютером или при работающем телевизоре, его память будет существенно страдать. Мозг одновременно анализирует и запоминает, создавая ассоциативные связи, и необходимую, и параллельно воспринимаемую лишнюю звуковую и зрительную информацию.

Чем же помочь своему ребенку?

Первое, это не надо нагружать ребенка большим количеством дополнительных занятий – при чрезмерности этих нагрузок, вся информация не сможет эффективно усвоиться и вместо пользы только навредит. Подросток будет расстроен тем, что не может воспринимать и запоминать все, что ему дается, и это будет приводить к неврозам, которые сами по себе снижают память.

Оградите по возможности его от просмотра телевизора, сидения за компьютером и агрессивных компьютерных игр, перевозбуждающих нервную систему. Обеспечьте его активным отдыхом, запищите на спортивную секцию – смена сфер деятельности, чередование умственной и физической нагрузок, благотворно влияет на работу нервной системы. старайтесь следить за его питанием – не допускайте как переедания, так и голодания – особенно этим грешат девушки, заботясь о фигуре. питание должно быть богато витаминами и минералами, в нем должны быть мясо и овощи-фрукты. в периоды интенсивных нагрузок полезны будут метаболические комплексы (элькар, лемонтар, глицин) и витаминно-минеральные препараты, подходящие по возрасту.

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» - это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто - приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. Вот на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, анемии;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Опухоли головного мозга;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, вегето-сосудистая дистония, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве - среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» - «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

  1. Диссоциативная амнезия из памяти стираются события, нанесшие психологическую травму. Сильный стресс вызывает защитную реакцию организма, и он старается подальше спрятать ситуации, которые человек не в силах пережить самостоятельно. Из глубины бессознательного эти события можно достать только специальными методами (гипноз);
  2. Ретроградная амнезия – человек забывает, что было до травмы (чаще всего это происходит после ЧМТ) – больной пришел в себя, но не помнит, кто он и что с ним случилось;
  3. Антероградная амнезия – до травмы (ЧТМ или сильная психотравмирующая ситуация) помнится все, а после травмы – провал;
  4. Фиксационная амнезия – плохая память на текущие события (человек забывает, что было сегодня);
  5. Тотальная амнезия – из памяти уходит вся информация, в том числе, и относительно собственного «Я».

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию, при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию, когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает - пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при церебрастеническом синдроме различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать биохимический анализ крови, позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – ноотропы (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

вопрос к нейропсихологу- плохая память у подростка

Г.р. детей: 1994, 2000

Сейчас ходит на ЛФК каждый день, кроме четверга, и в бассейн 2 раза в неделю.

Проблемы с памятью и вниманием с раннего детства.Однако на том, что его заинтересовало, концентрируется около 2-х часов (с небольшим перерывом).

Так, ходил на авиамоделирование 3 года, тренер после 2-х часов занятий отправлял домой, так как Ваня начинал"дуреть" и мешал другим детям. Однако эти 2 часа занимался с удовольствием и выполнял весьма кропотливую работу.

При изучении новых тем(языки особенно)- забывает пройденный и усвоенный материал, приходиться к нему все время возвращаться. Чуть лучше, но не намного, обстоит дело с математикой-забывает пройденное.

Биология, физика, химия- лучше.Не читает вообще и заставить можно только через скандал.

Гиперактивность и дефицит внимания был всю младшую школу, в результате перевели на домашнее обучение(в классе не сосредотачивается до сих пор, сентябрь проходил в класс и тетради многие из класса приносил пустыми).Гиперактивность прошла пару лет назад. Уроки все делает со мной, говорит, что не может сосредоточиться на тексте.Когда я читаю биологию, отвечает на вопросы в конце параграфа, когда сам читает, говорит, ничего не понял. европатолог говорит, что в результате родовой деятельности нарушена симметрия- у него правое плечо выше левого, короче правая нога, на команду высунуть язык высунутый язык тоже смотрит вправо.

Г.р. детей: 1994, 2000

В случаях, когда ребенок регулярно испытывает трудности при работе с учебным материалом, важной частью обучения является формирование положительной мотивации через повышение уверенности ребенка в своих силах. Нельзя ставить перед ним сразу большие задачи. Можно, например, спросить его, сколько он может выполнить самостоятельно. Можно доходить до абсурда: «Ты сможешь сам прочитать одну строчку, написать одно слово?». Пусть хотя бы какая-то часть будет сделана им самостоятельно и без ощущения, что это чрезмерно большой и непосильный труд. Пусть убеждается в том, что хотя бы что-то может сделать сам, без помощи взрослого. Постепенно объем самостоятельной работы можно увеличивать и обязательно отмечать успехи ребенка на этом поприще.

Многие родители сталкиваются с одной и той же проблемой: ребенок пришел из сада или школы без сменки (портфеля, пенала, игрушечного носорога и т. д. ). И это уже далеко не в первый раз! На прошлой неделе - шарф, на этой - шапка, сколько можно покупать ему новые вещи вместо потерянных? И ведь если спросить, где он оставил что-то, не вспомнит, будет только виновато смотреть в угол.

Как бороться с излишней забывчивостью у детей? Какие есть причины для подобного поведения? Разбираемся в этом с помощью психологов и приводим комментарии родителей с форумов и из соцсетей.

6 причин несобранности

Для начала стоит разобраться, в чем причина несобранности вашего ребенка. А их может быть очень много. У детей до 5 лет невнимательность вообще практически норма. Излишнее любопытство и интерес к окружающему миру не дает им сконцентрироваться на чем-то одном. Положил ведерко у дерева и пошел на горку, она же красивая и красная. А когда вы поинтересуетесь, уходя с площадки, где игрушка - ребенок не вспомнит, спрашивать его об этом бесполезно, так как у малыша нет такой временной памяти. И ругать его не стоит, нужно тренировать память.

Вторая причина - излишняя погруженность в себя, мечтательность . Это дети, которые куда больше в своих мыслях, чем в реальном мире. В этом случае такая черта характера может сопровождать ребенка все детство, если не всю жизнь. Забывают они неосознанно, но тренировки памяти могут помочь им сконцентрироваться.

Третья причина - отсутствие понятия личной собственности . Например, в большой семье ребенок может считать все игрушки общими, а потому и следить за ними не нужно, это не его личная ответственность. То же самое в детских учреждениях, где работают детские правила обмена «ты мне - я тебе». Утром обменялись, а к вечеру вспомнить, что и кому было отдано, уже сложно.

Четвертая причина - спешка . Если у малыша нет времени на сборы, конечно, он что-нибудь да забудет. И не только ребенок, но и взрослый. Малыш к вечеру плохо помнит в каких штанах он пришел в садик, были ли у него с собой варежки и что он положил в портфель. Также на ребенка может влиять излишняя загруженность. Школа, домашка, кружки, обязанности по дому, увлечения… День расписан по минутам, нагрузки слишком большие и у ребенка не остается времени подумать о том, что он взял, а что нет.

Пятая причина - отсутствие самостоятельности . Если мама малыша одевает, раздевает, портфель ему собирает и с уроками помогает, то сам по себе ребенок станет беспомощным и никак не вспомнит, что там ему положили в сумку с собой.

А еще ребенок может забывать что-то специально . Забыть дома тетрадь, потому что не сделал домашку, забыть в школе дневник, чтобы не увидели оценки и так далее. Если вы чувствуете, что ребенок хитрит, просто поговорите с ним о ситуации в школе и причинах такого обмана.

Профилактика против забывчивости

Если малыш маленький или большой, но излишне рассеянный, то ему сложно держать в голове все свои вещи, которые он носит с собой. Облегчите ему задачу и пометьте его одежду каким-нибудь логотипом, символом или просто биркой с фамилией, чтобы потом было легче искать. Тем более, что кроме вашей растеряши в саду или школе, есть и другие, и кто-то из детей вполне мог уйти на улицу в ваших штанах.

Проговаривайте с детьми нужные действия вслух, чтобы довести их до автомата. Пришли - сняли варежки, сунули их в карманы. Сняли шапку и шарф - положили на полку. Куртку - на крючок. И так далее. Можете придумать стишки, чтобы ребенок легче запоминал эти действия.

Еще помогает проговорить предметы по их количеству (можно с загибанием пальцев). В портфеле должны быть: учебник, пенал, тетрадь и т. д. По возвращению, разбирая портфель, повторите список вместе с малышом, чтобы убедиться, что все на месте. Если вы сами страдаете от забывчивости, этот список лучше записать.

Кроме этого, существует очень много игр на тренировку памяти. Устные вроде «Я возьму с собой на север» или «Я знаю пять…», и онлайн вроде Memories, и настольные вроде «Уга Буга». Подобрать что-то по вкусу ребенка не составит труда.

Не давайте растеряше лишние вещи. Если вы знаете о рассеянности малыша, то ему точно не нужно вручать еще и пару игрушек, которые он хочет взять, и телефон на недолгую прогулку. Тем более, что, выполняя любой каприз малыша, вы обесцениваете вещи, которые он получает, и заботиться об их сохранности он не станет.

Аккуратность стоит воспитывать во всем. Найдите место для каждой вещи ребенка и время для ухода за этой вещью. Учите ребенка следить за своими вещами самостоятельно и постоянно. Например, регулярно чистить обувь или сдавать вещи в стирку. Не убирайтесь за ребенком и не делайте все за него. Научите малыша планировать свое время, не суетиться и выделите лишние пару минут на проверку всего перед выходом.

Не стоит останавливать малыша строгим: «Ничего не забыл?». Лучше будет сделать это в форме вопроса, а ничего ли он не забыл? Пусть сам еще раз проговорит, что должен взять, вслух и, если не вспомнит, тогда уже вы напомните, что сменка валяется вон там. А если малыш собрался и ничего не забыл, и вы не забудьте похвалить его.

И последнее - подавайте ребенку хороший пример. Ведь дети делают что-то, смотря на нас. Так что привыкайте к порядку всей семьей и проводите работу над ошибками вместе.

А если уже потерял…

Если ребенок уже потерял вещь, постарайтесь не ругать его, а обсудить причины случившегося и проговорить, что он должен был сделать, чтобы этого не произошло. Все что вы будете делать, должно быть не наказанием, а необходимыми мерами. Не называйте ребенка «растеряшей» или «рассеянным», так вы только укрепляете его в этой мысли.

Лучше попробовать вызвать в малыше чувство ответственности. «Ты сам должен следить за своей ледянкой на горке, я на тебя полагаюсь». И тогда малыш, может быть, и запомнит, что мама дала ему важное задание.

Взамен потерянных вещей не торопитесь покупать новое и лучшее. Ребенок должен успеть ощутить дискомфорт от потери. Походит на физкультуру в старых кроссовках, поносит в школу свитер не по размеру, останется с обычным телефоном вместо смартфона. Главное, не перестараться, чтобы ребенок не стал причиной насмешек или травли в школе.

Если ваш малыш рассеянный по натуре, постарайтесь вообще не покупать ему дорогих вещей и объясняйте ему это с точки зрения материальных расходов. Объясните, что, если вы купите ему машинку и он ее потеряет, новой не будет. Вы не можете себе это позволить. А вместо крутого пенала с Пикачу придется ходить с обычным синим.

Если ребенок уже подрос и имеет карманные деньги, то такие пропажи можно выписывать ему «на счет», чтобы он понял стоимость той или иной вещи. И вообще, не бойтесь обсуждать с ребенком материальную сторону дела. Для малыша вы можете сравнить пропавшую вещь в понятном ему эквиваленте, вроде: «Эх, а ведь эта шапка стоила 10 киндер-сюрпризов. Теперь придется копить». Наглядно, правда?

Очень часто происходит так, что ребенок приобретает много новых навыков (в основном связанных с пониманием речи, и с пониманием различных понятий), но по прошествии определенного времени - начинает их забывать. Например, ребенок научился различать цвета и формы, и даже узнавать и наименовать эти понятия. После этого, ребенка начинают обучать новым понятиям, а когда возвращаются к твердо выученному материалу, оказывается, что ребенок вдруг начинает путаться с понятиями и неправильно реагировать.

При обучении методом АВА это тоже очень часто происходит. Как я уже писала раньше, ребенок может научиться узнавать и наименовать сотни разных предметов и понятий во время занятий, но абсолютно не способен применить эти знания в повседневной жизни, и через определенный промежуток времени их забывает.

Почему это происходит? У ребенка нет способностей к обучению? У него плохая память? Ребенок ленивый?

Ответ, как обычно, кроется не в обучаемых детях, а в самих нас, в учителях!

Одна из самых важных проблем здесь - это проблема обобщения и применения приобретенных навыков.

В первую очередь следует обучать ребенка тем навыкам и понятиям, которые он использует в повседневной жизни. Конечно, очень приятно, что ребенок знает все формы и цвета, и умеет их различать, но если ему негде эти знания использовать в повседневной жизни - то лучше не тратить не это драгоценное время.


Поэтому, при выборе целей для обучения, нужно, прежде всего, принимать в расчет следующее:

1. Является ли обучение этому навыку жизненно необходимым, или этот навык "может подождать"?

2. В каких ситуациях данный навык может быть применен ребенком? Например, если ребенок очень любит рисовать, но ему абсолютно все равно каким цветом, или же ребенок терпеть не может рисование - следовательно, здесь его знания цветов ему не помогут. Если же ребенку важно рисовать разными цветами, и он отдает предпочтение одному из цветов - тогда, конечно же, стоит ему помочь.

Опять-таки, если рисование ребенка не интересует, но его интересуют разноцветные конфеты, и он предпочитает именно розовые и красные, и не любит синие, то стоит обучить его различать цвета.

3. Позволяют ли настоящие навыки ребенка применить новые полученные знания в повседневной жизни. То есть, даже если определенные понятия являются очень важными, - сможет ли ребенок их применить? Например, изучение частей тела - голова, уши, нос, рот, ноги и т.д. Конечно же, важно, что бы ребенок мог узнавать части своего тела и наименовать их. Но при каких обстоятельствах ему понадобится их применять? Допустим, если ударится, то сможет сказать; "У меня болит рука". Но для того, что бы сказать маме: "У меня болит рука" - одного знания частей тела недостаточно. Ребенок должен еще чувствовать боль - есть дети, у которых очень высокий болевой порог... Ребенок должен иметь неплохие навыки общения и социальную мотивацию- уметь проявлять инициативу, по крайней мере, несколько раз в час, причем не только уметь просить то, что ему нужно, но и комментировать то, что происходит, и к тому же уметь связывать несколько слов в предложения.

Главный вывод здесь - не спешить хвататься за обучение тех программ или навыков, которые написаны в книжках по АВА на первых страницах, или которые являются первичными у детей с нормальным развитием. Не стоит обучать какую-либо программу, для того что бы отметить галочку.

Стоит обучать эту программу только в том случае, когда она может помочь ребенку в его повседневном функционировании, помочь ему в общении с окружающими, и улучшить его качество жизни.
Только те навыки, которые ребенок может использовать в повседневной жизни останутся в его памяти, и отпадет надобность начинать обучение каждый раз с начала.

Ваш ребенок опять забыл записать домашнее задание, не помнит, где оставил сменную обувь, не может сказать, какие завтра предметы в расписании. А еще он бесконечно долго делает уроки, вернее, бесконечно долго их не делает, а просто сидит над тетрадками, думая о чем-то своем. Вы устали делать ему замечания и напоминать по двадцать раз одно и то же, но как разорвать этот круг детской рассеянности и невнимательности, вы не знаете. Поэтому только обреченно вздыхаете со словами «В кого он такой?», не подозревая, что ответ на этот вопрос иногда лежит на поверхности, потому что таким ребенок может быть в вас и из-за вас.

Причины детской рассеянности и невнимательности

Как правило, о неумении ребенка концентрировать внимание, о его неспособности сосредоточиться родители узнают тогда, когда он становится школьником. Именно в это время, требующее от малыша особой усидчивости, начинают раскрываться незнакомые ранее проблемы. И невдомек взрослым, что фундамент для них заложили много лет назад они сами и что ребенок зачастую в этом не виноват. Среди наиболее распространенных причин детской невнимательности выделяют следующие:

  • Ребенок страдает синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Дети с таким диагнозом в принципе не способны долгое время сосредотачивать на чем-либо свое внимание, они неусидчивы и импульсивны. Как правило, эта особенность выявляется еще в детсадовском возрасте, но если не обращать на нее внимания, то с возрастом корректировать поведение ребенка с СДВГ будет очень проблематично.
  • У ребенка слабое здоровье. Он регулярно болеет, его постоянно атакуют вирусы. Все силы уходят на борьбу с недугами, а на удержание внимания уже ничего не остается.
  • Сказываются особенности детской нервной системы: чем она подвижнее, тем легче ребенку переключать свое внимание, и наоборот – при слабой нервной системе маленький человек оказывается не в состоянии быстро менять форму деятельности и концентрироваться на ней.
  • В семье сложилась негативная эмоциональная атмосфера. Если взрослые постоянно ругаются, скандалят, выясняют отношения, то трудно ожидать от ребенка продуктивных занятий и успехов в развитии личностных качеств.
  • Родители не могут создать для ребенка рабочую обстановку. У него нет своего письменного стола, во время занятий его постоянно отвлекают разговорами или ему мешает работающий телевизор. Естественно, что при таких условиях школьник не будет относиться к учебе серьезно, соответственно, ему нет нужды тратить на нее свои личностные ресурсы, быть сосредоточенным и внимательным.
  • Большие физические и эмоциональные нагрузки. Утром ребенок идет в школу, где от него ждут исключительно положительных отметок, после занятий он встречается с тренером в спортивной секции или педагогом в изостудии, затем он должен помочь маме дома, после сделать уроки, а перед сном от него требуют прочитать несколько страниц книги из списка обязательной литературы. И так изо дня в день. Не каждый взрослый выдержит такой жизненный ритм. Неудивительно, что усталость рано или поздно берет свое, детская работоспособность приближается к нулю, и ребенок оказывается не в состоянии контролировать свое внимание.
  • Ребенок не заинтересован в каких-либо учебных занятиях, он не считает важным ничего из того, что от него требуют родители. Учиться ему скучно, он не понимает, почему уроки – это важно и нужно и зачем тратить на них время, когда в жизни есть немало других по-настоящему интересных занятий. Вот почему все обязательное ребенок делает наспех, как получится, не тратя ни грамма своего внимания на то, что считает несущественным. Зато после он сосредоточенно и увлеченно играет в компьютерные игры, демонстрируя чудеса усидчивости. Отсутствие мотивации способно свести на нет все усилия по воспитанию самостоятельной и ответственной личности.

Как видите, среди причин детской невнимательности нет сверхъестественных. Работа над ошибками вполне реальна, главное, чтобы она была адекватной и не причинила ребенку дополнительных психологических и эмоциональных травм.

Запрещенные приемы борьбы с детской невнимательностью

Многие родители, видя несовершенство собственного ребенка, понимают, что над развитием его личности можно и нужно работать. Но зачастую они выбирают самый легкий путь, перекладывая всю ответственность на него самого. В итоге весь процесс формирования у маленького человека усидчивости и концентрации внимания сводится к замечаниям и нравоучениям. Благие родительские намерения могут вылиться в лекцию на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», которая в лучшем случае не приведет ни к какому результату, а в худшем – усугубит ситуацию, сформировав у ребенка мнение, что он безнадежен, а значит, и стараться быть лучше ему незачем.

Детские психологи выделяют несколько «не», которыми должны руководствоваться любящие и понимающие родители, борясь с детской невнимательностью: не ругать, не надсмехаться, не наказывать, не сравнивать с другими детьми, не впадать в крайности, исправляя за ребенка ошибки или требуя от него по десять раз самостоятельной переделки чего-либо без помощи взрослых.

Уважаемые родители, нельзя ругать ребенка за то, что он такой, какой есть. Недопустимо высмеивать его недостатки. Нечестно ставить ему в вину ваши собственные промахи в воспитании. Если ребенок невнимателен и рассеян, то это не его вина, а ваша общая беда, с которой можно справиться вместе.

Как помочь ребенку стать внимательнее

На пути исправления ошибок взрослым нужно руководствоваться простым правилом: воспитывая ребенка, начинать надо с самих себя. Эта работа отнимет немало сил и времени, но результат того стоит. Впрочем, от родителей не требуется ничего особенного:

  • Показать ребенка психологу и неврологу. Возможно, детская неусидчивость и невнимательность имеют медицинскую причину. Чем раньше вы об этом узнаете, тем действеннее будут меры по корректировке поведения малыша.
  • Помогать ребенку учиться. Не выполнять за него работу, но и не оставлять его один на один с проблемами. Нужно быть рядом и хвалить за успехи, даже самые незначительные, чтобы ребенок поверил в собственные силы. А еще необходимо сформировать у него привычку самому перепроверять сделанное. За отсутствие ошибок по невнимательности – вручать символический приз.
  • Обеспечить адекватный режим дня. Как бы вам ни хотелось воспитать разносторонне развитого гения, физические и эмоциональные нагрузки на детский организм должны быть разумными. В противном случае не получится воспитать даже обычного, не испытывающего проблем со вниманием школьника.
  • Создать рабочую обстановку для занятий. Каждый ребенок имеет право на письменный стол, тишину в доме на время выполнения домашних заданий и уважительное отношение к своим занятиям родителей.
  • Следить за питанием ребенка. Нездоровая пища утомляет, недостаток витаминов расслабляет, а избыточное количество еды провоцирует лень, апатию и рассеянность.
  • Работать над мотивацией, параллельно обучая отделять важные дела от второстепенных. Конечно, для ребенка компьютерные игры интереснее уроков, но можно ему объяснить, что без знаний есть риск вообще остаться без компьютера, потому что технический прогресс требует людей умных и образованных.
  • Требовать, чтобы любое начатое ребенком дело доводилось до конца. Девиз «И так сойдет» должен стать в вашей семье табу как для детей, так и для взрослых.

Стоит отметить, что все эти усилия могут оказаться бесполезными, если не заниматься с ребенком ежедневными упражнениями на развитие внимательности. Они просты и не потребуют много времени и усилий, зато обеспечат вам хорошее настроение и приятное совместное времяпрепровождение.

  • Словесная игра «Найди предмет» или «Я вижу». Посмотрите, что вас окружает в комнате или на улице, и назовите пять-десять предметов на определенную буку.
  • Игра с буквами. Выберите длинное слово и из имеющихся в нем букв составьте как можно больше новых слов.
  • Напишите текст с ошибками и поручите ребенку найти их и исправить.
  • Соберите паззл.
  • Опишите картинку. Нужно обнаружить на рисунке как можно больше предметов и представить их список.
  • Учите наизусть стихи.
  • Играйте в шахматы или шашки.
  • Бродите по нарисованным лабиринтам и исключайте лишние предметы из логических цепочек.

Упражнения на тренировку памяти и концентрацию внимания можно придумывать самостоятельно, главное, чтобы они не были ребенку в тягость. Не менее важно, чтобы такие обучающие игры входили в распорядок дня постоянно, а не от случая к случаю. Лучше всего такие упражнения давать детям с самого младшего возраста, как только у них начинается осмысленное восприятие окружающего мира. Чем раньше ребенок начнет развивать свои умения сосредотачиваться, выделять частное из общего, выстраивать ассоциативные ряды, запоминать, отмечать детали, тем проще ему будет осваивать школьную программу.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Поразительные эпизоды из прошлого нашей планеты
Русалки существуют: исторические упоминания и рассказы очевидцев
Научно- исследовательская работа: