Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Правило 10000 часов что. Правило ста часов

Постоянный автор журнала New Yorker Малкольм Гладуэлл опубликовал прошлой осенью свою третью книгу. Как и две предыдущие («Озарение» и «Переломный момент»), она сразу вошла в список бестселлеров New York Times. Ажиотаж публики объясним: на этот раз Гладуэлл взялся доказать, что гениями не рождаются, а становятся в результате упорных занятий любимым делом. Кому не понравится такая теория? Forbes публикует отрывки из книги Гладуэлла «Гении и аутсайдеры», только что выпущенной на русском языке издательством «Альпина Бизнес Букс». Журнальный вариант.

То, что мы называем талантом, — результат сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и случайно полученного преимущества. Если белые вороны выигрывают благодаря особым возможностям, подчиняются ли эти возможности какой-нибудь закономерности? Как выясняется, да.

Двадцать лет назад психолог Андерс Эриксон вместе с двумя коллегами провел исследование в Академии музыки в Берлине. Студентов-скрипачей разделили на три группы. В первую вошли звезды, потенциальные солисты мирового класса. Во вторую — те, кого оценили как перспективных. В третью — студенты, которые вряд ли могли бы стать профессиональными музыкантами, в лучшем случае — учителями музыки в школе. Всем участникам задали один вопрос: сколько часов вы практиковались с того момента, как впервые взяли в руки скрипку, и до сегодняшнего дня?

Почти все студенты начали играть примерно в одном возрасте — лет в пять. Первые несколько лет все занимались около двух-трех часов в неделю. Но лет с восьми стали проявляться различия. Лучшие студенты упражнялись больше всех остальных: к девяти годам по шесть часов в неделю, к двенадцати по восемь часов, к четырнадцати по шестнадцать, и так до двадцати лет, когда они стали заниматься — то есть целенаправленно и сосредоточенно совершенствовать свое мастерство — более чем по тридцать часов в неделю. К двадцати годам у лучших студентов набиралось до 10 000 часов занятий. В багаже середнячков было 8000 часов, а у будущих учителей музыки — не более 4000.

Затем Эриксон с коллегами сравнили профессиональных пианистов и пианистов-любителей. Была выявлена та же закономерность. Любители никогда не занимались более трех часов в неделю, поэтому к двадцати годам у них за плечами было не больше 2000 часов практики. Профессионалы, напротив, каждый год играли все больше и больше, и к двадцати годам каждый из них имел в багаже по 10 000 часов упражнений.

Любопытно, что Эриксону не удалось найти ни одного человека, который добился бы высокого уровня мастерства, не прикладывая особых усилий и упражняясь меньше сверстников. Не были выявлены и те, кто вкалывал изо всех сил, но не вырвался вперед просто потому, что не обладал нужными качествами. Оставалось предположить, что люди, способные поступить в лучшую музыкальную школу, отличались друг от друга лишь тем, насколько упорно они трудились. И все. Кстати, лучшие студенты работали не просто больше, чем все остальные. Они работали гораздо больше.

Мысль о том, что достичь мастерства в сложных видах деятельности невозможно без обширной практики, не раз высказывалась в исследованиях по профессиональной компетенции. Ученые даже вывели волшебное число, ведущее к мастерству: 10 000 часов.

Невролог Даниель Левитин пишет: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. Кого ни возьми — композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, пианистов, шахматистов, отпетых уголовников и так далее, — это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов — примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда высочайший уровень мастерства достигался бы за меньшее время. Складывается впечатление, что ровно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».

Это относится даже к вундеркиндам. Вот что пишет о Моцарте, который начал писать музыку в шесть лет, психолог Майкл Хоув: «По сравнению с работами зрелых композиторов ранние произведения Моцарта не отличаются ничем выдающимся. Велика вероятность, что они были написаны его отцом и в дальнейшем исправлялись. Многие произведения маленького Вольфганга, например первые семь концертов для фортепиано с оркестром, представляют собой по большей части компиляцию произведений других композиторов. Из концертов, полностью принадлежащих Моцарту, самый ранний, считающийся великим (№ 9, K. 271), был написан им в двадцать один год. К этому времени Моцарт сочинял музыку уже десять лет».

Музыкальный критик Гарольд Шонберг идет еще дальше. Моцарт, по его словам, «развился поздно», поскольку величайшие свои произведения он создал после двадцати лет сочинения музыки.

Чтобы стать гроссмейстером, также требуется около десяти лет. (Легендарный Бобби Фишер справился с этой задачей за девять.)

Надо отметить и еще одну интересную деталь: 10 000 часов — это очень-очень много. Молодые люди не в состоянии в одиночку наработать такое количество часов. Нужны поддержка и помощь родителей. Бедность — еще одна преграда: если приходится подрабатывать, чтобы свести концы с концами, времени на интенсивные занятия просто не остается.

Старожилы Кремниевой долины называют Билла Джоя Эдисоном Интернета. Джой носит это прозвище по праву, он основал Sun Microsystems, одну из компаний, благодаря которой свершилась компьютерная революция.

В 1971 году это был высокий тощий парень 16 лет. Он поступил в Мичиганский университет, чтобы выучиться на инженера или математика, но в конце первого курса случайно заглянул в университетский компьютерный центр, который только-только открылся.

Центр разместился в невысоком кирпичном здании с фасадом из темного стекла. В просторной комнате, облицованной белой плиткой, стояли огромные ЭВМ. Одному из преподавателей они напомнили декорации к «Космической одиссее 2001 года». Сбоку пристроились десятки клавишных перфораторов, которые в те дни использовались как компьютерные терминалы. В 1971 году они воспринимались как настоящее произведение искусства.

«В детстве он хотел знать все обо всем, — рассказывает отец Билла. — Мы отвечали, если знали ответ. А если не знали, давали ему книгу». При поступлении в колледж Джой набрал высший балл по математике. «Ничего особо трудного там не было, — деловито говорит он. — Осталась еще куча времени на то, чтобы все два раза проверить».

В 1970-х годах, когда Джой постигал азы программирования, компьютер занимал целую комнату. Одна вычислительная машина — с меньшей мощностью и памятью, чем у вашей микроволновки, — стоила примерно миллион долларов. И это в долларах 1970-х годов. Компьютеров было мало, дорваться до работы с ними было трудно и дорого. Более того, программирование было крайне утомительным занятием. Программы в ту пору создавались с помощью картонных перфокарт. Клавишный перфоратор набивал на карточке строчки кодов. Сложная программа состояла из сотен, если не тысяч, таких карточек, хранившихся в огромных стопках. После написания программы нужно было получить доступ к вычислительной машине и отдать кипы карточек оператору. Он записывал вас в очередь, поэтому забрать карточки можно было лишь через несколько часов или через день, в зависимости от того, сколько народу было перед вами. Если в программе обнаруживалась даже малейшая ошибка, вы забирали карточки, отыскивали ее и начинали все с начала.

В таких условиях стать выдающимся программистом было чрезвычайно трудно. Разумеется, не могло идти и речи о том, чтобы стать настоящим специалистом в двадцать с небольшим лет. Если из каждого часа, проведенного в компьютерном центре, вы «программировали» лишь несколько минут, каким образом можно было набрать 10 000 часов практики? «Программируя с помощью карточек, — вспоминает компьютерный специалист той эпохи, — ты учился не программированию, а терпению и внимательности».

И здесь в игру вступает Мичиганский университет. Для середины 1960-х это было нетипичное учебное заведение. У него были деньги и давняя компьютерная история. «Помню, мы купили полупроводниковое запоминающее устройство. Это было в шестьдесят девятом. Полмегабайта памяти», — вспоминает Майк Александр, один из тех, кто создавал университетскую компьютерную систему. Сегодня полмегабайта памяти стоит четыре цента и умещается на кончике пальца. «Думаю, тогда это устройство стоило несколько сотен тысяч долларов, — продолжает Александр, — и было размером с два холодильника».

Большинство университетов не могли себе такого позволить. А Мичиганский мог. Но что еще важнее, он был одним из первых университетов, заменивших картонные карточки современной системой разделения времени. Эта система появилась благодаря тому, что к середине 1960-х годов компьютеры стали гораздо мощнее. Компьютерщики обнаружили, что можно обучить машину обрабатывать сотни заданий одновременно, а это означало, что программистам больше не нужно было таскать операторам стопки карточек. Достаточно было организовать несколько терминалов, посредством телефонной линии подсоединить их к ЭВМ, и все программисты могли работать в одно и то же время.

Вот как описывает разделение времени свидетель тех событий: «Это была не просто революция, а настоящее откровение. Забудьте об операторах, грудах карточек, очередях. Благодаря разделению времени ты мог сидеть за телетайпом, набивать команды и моментально получать ответ».

Мичиганский университет од-
ним из первых в стране ввел систему разделения времени, получившую название MTS (Мичиганская терминальная система). К 1967 году был запущен в действие прототип системы. В начале 1970-х компьютерные мощности университета позволяли сотне программистов работать одновременно. «В конце шестидесятых, начале семидесятых ни один университет не мог сравниться с Мичиганским, — говорит Александр. — Кроме, разве что, Массачусетского технологического. Ну, может, еще Карнеги — Меллона и Дартмутского колледжа».

Когда первокурсник Билл Джой заболел компьютерами, оказалось, что по счастливой случайности он учится в одном из немногих университетов мира, где семнадцатилетний студент может программировать сколько душе угодно.

«Знаете, чем отличается программирование с помощью перфокарт и разделение времени? — спрашивает Джой. — Тем же, чем шахматы по переписке отличаются от партии блиц». Программирование превратилось в развлечение.

«Я жил в северном кампусе, и там же располагался компьютерный центр, — продолжает наш герой. — Сколько времени я там проводил? Феноменально много. Центр работал 24 часа в сутки, и я просиживал там всю ночь, а утром возвращался домой. В те годы я проводил в центре больше времени, чем на занятиях. Все мы, помешанные на компьютерах, жутко боялись забыть о лекциях и вообще о том, что мы учимся в университете».

Была одна проблема: всем студентам разрешалось работать за компьютером строго определенное время — примерно час в день. «На большее нечего было и рассчитывать, — эти воспоминания развеселили Джоя. — Но кто-то вычислил, что если поставить символ времени t, потом знак «равно» и букву k, то отсчет времени не начнется. Такая вот ошибка в программе. Ставишь t=k — и сиди хоть до бесконечности».

Обратите внимание, сколько благоприятных возможностей выпало на долю Билла Джоя. Ему посчастливилось попасть в университет с дальновидным руководством, поэтому он осваивал программирование с помощью системы разделения времени, без перфокарт; в программу MTS вкралась ошибка, поэтому он мог сидеть за компьютером сколько душе угодно; компьютерный центр был открыт круглые сутки, поэтому он мог проводить там ночи напролет. Билл Джой был исключительно талантлив. Он хотел учиться. И этого у него не отнять. Но прежде чем он стал специалистом, ему должна была представиться возможность научиться всему тому, чему он научился.

«В Мичигане я программировал по восемь-десять часов в день, — признается Билл. — Когда поступил в Беркли, то посвящал этому дни и ночи. Дома у меня стоял терминал, и я не ложился до двух-трех ночи, смотрел старые фильмы и программировал. Иногда так и засыпал за клавиатурой, — он показал, как его голова падала на клавиатуру. — Когда курсор доходит до конца строки, клавиатура издает такой характерный звук: бип-бип-бип. После того как это повторится три раза, нужно идти спать. Даже в Беркли я оставался зеленым новичком. Ко второму курсу я поднялся выше среднего уровня. Именно тогда я стал писать программы, которыми пользуются до сих пор, тридцать лет спустя». Он на секунду задумывается, мысленно производя подсчеты, что у такого человека, как Билл Джой, не отнимает много времени. Мичиганский университет в 1971 году. Активное программирование ко второму курсу. Прибавьте сюда летние месяцы и дни и ночи, уделяемые этому занятию в Беркли. «Пять лет, — подводит итог Джой. — И начал я только в Мичиганском университете. Так что, наверное… десять тысяч часов? Думаю, так и есть».

Можно ли назвать это правило успеха общим для всех? Если разобрать историю каждого успешного человека, всегда ли можно отыскать эквивалент Мичиганского компьютерного центра или хоккейной команды звезд — той или иной особой возможности для усиленного обучения?

Давайте проверим эту идею на двух примерах, и для простоты пусть они будут самыми что ни на есть классическими: группа «Битлз», одна из известнейших рок-групп всех времен, и Билл Гейтс, один из богатейших людей на планете.

«Битлз» — Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр — приехали в США в феврале 1964-го, положив начало «британскому нашествию» на музыкальную сцену Америки и выдав целую серию хитов, которые изменили звучание популярной музыки.

Сколько времени участники группы играли, прежде чем попали в Соединенные Штаты? Леннон и Маккартни начали играть в 1957-м, за семь лет до прилета в Америку. (Между прочим, со дня основания группы до записи таких прославленных альбомов, как «Оркестр Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» и «Белый альбом», прошло десять лет.) А если проанализировать эти долгие годы подготовки еще тщательнее, то история «Битлз» приобретает до боли знакомые черты. В 1960 году, когда они были еще никому не известной школьной рок-группой, их пригласили в Германию, в Гамбург.

«В те времена в Гамбурге не было рок-н-ролльных клубов, — писал в книге «Крик!» (Shout!) историк группы Филипп Норман. — Нашелся один владелец клуба по имени Бруно, у которого возникла идея приглашать различные рок-группы. Схема была одна для всех. Длинные выступления без пауз. Толпы народа бродят туда-сюда. А музыканты должны беспрерывно играть, чтобы привлечь внимание публики. В американском квартале красных фонарей такое действо называли стриптизом нон-стоп».

«В Гамбурге играло много групп из Ливерпуля, — продолжает Норман. — И вот почему. Бруно отправился на поиски групп в Лондон. Но в Сохо он познакомился с антрепренером из Ливерпуля, оказавшимся в Лондоне по чистой случайности. И тот пообещал организовать приезд нескольких команд. Так был установлен контакт. В конечном счете «Битлз» наладили связь не только с Бруно, но и с владельцами других клубов. И потом часто ездили туда, потому что в этом городе их ждало много выпивки и секса».

Что такого особенного было в Гамбурге? Платили не слишком хорошо. Акустика далека от совершенства. Да и публика не самая взыскательная и благодарная. Все дело в количестве времени, которое группа была вынуждена играть.

Вот что Леннон рассказывал о выступлениях в гамбургском стриптиз-клубе «Индра» в интервью после распада группы:

«Мы становились все лучше и набирались уверенности. Иначе и быть не могло, ведь нам приходилось играть вечера напролет. То, что мы играли для иностранцев, было весьма кстати. Чтобы достучаться до них, мы должны были стараться изо всех сил, вкладывать в музыку душу и сердце.

В Ливерпуле мы выступали в лучшем случае по часу, да и то играли только хиты, одни и те же на каждом выступлении. В Гамбурге нам приходилось играть по восемь часов кряду, так что хочешь не хочешь, а надо было стараться».

Восемь часов?

А вот что вспоминает Пит Бест, бывший в ту пору ударником группы: «Как только становилось известно о нашем выступлении, в клуб набивались толпы народа. Мы работали семь вечеров в неделю. Поначалу мы играли без остановки до полпервого ночи, то есть до закрытия клуба, но, когда стали популярнее, публика не расходилась и до двух часов».

Семь дней в неделю?

С 1960-го по конец 1962 года «Битлз» побывали в Гамбурге пять раз. В первый приезд они отработали 106 вечеров по пять или больше часов за вечер. Во второй приезд они отыграли 92 раза. В третий — 48 раз, проведя на сцене в общей сложности 172 часа. В последние два приезда, в ноябре и декабре 1962 года, они выступали еще 90 часов. Таким образом, всего за полтора года они играли 270 вечеров. К тому моменту, когда их ждал первый шумный успех, они дали уже около 1200 живых концертов. Вы представляете, насколько невероятна эта цифра? Большинство современных групп не дают столько концертов за все время своего существования. Суровая школа Гамбурга — вот что отличало группу «Битлз» от всех остальных.

«Они уезжали, ничего собой не представляя, а вернулись в прекрасной форме, — пишет Норман. — Они научились не только выносливости. Им пришлось выучить огромное количество песен — кавер-версии всех произведений, какие только существуют, рок-н-ролльных и даже джазовых. До Гамбурга они не знали, что такое дисциплина на сцене. Но вернувшись, они играли в стиле, не похожем ни на один другой. Это была их собственная находка».

Билл Гейтс не менее знаменит, чем Джон Леннон. Блистательный молодой математик открывает для себя программирование. Бросает Гарвардский университет. Вместе с друзьями создает небольшую компьютерную фирму Microsoft. Благодаря своей гениальности, амбициозности и решительности превращает ее в гиганта-производителя программного обеспечения. Это история Гейтса в самых общих чертах. А теперь копнем чуть глубже.

Отец Гейтса — богатый адвокат из Сиэтла, мать — дочь состоятельного банкира. Маленький Билл был развит не по годам, и на уроках ему было скучно. В седьмом классе родители забрали его из обычной школы и отправили в «Лейксайд», частное учебное заведение для детей сиэтлской элиты. На втором году обучения Гейтса в школе открылся компьютерный клуб.

«Материнский комитет ежегодно устраивал благотворительную распродажу, и всегда возникал вопрос, на что потратить вырученные деньги, — вспоминает Гейтс. — Иногда они шли на оплату летнего лагеря для детей из бедных районов. Иногда передавались учителям. А в тот год родители потратили три тысячи долларов на покупку компьютерного терминала. Его установили в маленькой комнатке, которую мы впоследствии и оккупировали. Компьютеры были для нас в диковинку».

В 1968 году это, вне всяких сомнений, было диковинкой. В 1960-е годы большинство колледжей не имели компьютерных центров. Но еще примечательнее то, какой именно компьютер приобрела школа. Ученикам «Лейксайда» не пришлось осваивать программирование с помощью трудоемкой системы, которой в то время пользовались почти все. Школа установила так называемый телетайп ASR-33, терминал, работающий в режиме разделения времени и напрямую связанный с ЭВМ в центре Сиэтла. «Система разделения времени появилась только в 1965 году, — продолжает Гейтс. — Кто-то оказался весьма дальновиден». Билл Джой получил редчайшую, уникальную возможность изучать программирование в системе разделения времени, будучи первокурсником, в 1971 году Билл Гейтс начал заниматься программированием в режиме реального времени в восьмом классе школы и на три года раньше.

После установки терминала Гейтс переселился в компьютерный класс. Покупать время для работы на ЭВМ, к которой подсоединялся ASR, было накладно даже для такого богатого заведения, как «Лейксайд», и вскоре деньги материнского комитета закончились. Родители собрали еще, но ученики потратили и это. Вскоре группа программистов из Вашингтонского университета основала фирму Computer Center Corporation (или C-Cubed) и стала продавать местным компаниям время для работы на компьютерах. По счастливой случайности сын одной из владелиц фирмы — Моники Рона — учился в «Лейксайде» на класс старше Билла. Рона предложила компьютерному клубу школы тестировать по выходным программное обеспечение фирмы в обмен на бесплатное компьютерное время. Кто же откажется! Теперь после школы Гейтс на автобусе отправлялся в офис C-Cubed и работал там до позднего вечера.

Вот как описывает свои школьные годы Билл Гейтс: «Я помешался на компьютерах. Пропускал физкультуру. Сидел в компьютерном классе до ночи. Программировал по выходным. Каждую неделю мы проводили там по двадцать-тридцать часов. Был период, когда нам запретили работать, потому что мы с Полом Алленом украли пароли и взломали систему. Я остался без компьютера на целое лето. Тогда мне было пятнадцать-шестнадцать лет. А потом Пол нашел бесплатный компьютер в Вашингтонском университете. Машины стояли в медицинском центре и на физическом факультете. Работали они 24 часа в сутки, но в промежутке от трех ночи до шести утра никто их не занимал, — Гейтс смеется. — Вот почему я всегда так щедр к Вашингтонскому университету. Они позволяли мне красть у них столько компьютерного времени! Я уходил ночью и шел до университета пешком или подъезжал на автобусе». Много лет спустя мать Гейтса сказала: «А мы никак не могли понять, почему его так трудно добудиться по утрам».

Как-то раз к одному из компьютерных знакомых Билла, Баду Пемброуку, обратилась технологическая компания TRW, только что подписавшая контракт на установку компьютерной системы на огромной электростанции на юге штата Вашингтон. TRW срочно требовались программисты, знакомые со специальным программным обеспечением, которое используется на электростанциях. На заре компьютерной революции программистов с такими знаниями найти было непросто. Но Пемброук точно знал, к кому обратиться, — ребята из школы «Лейксайд» наработали тысячи часов на компьютере. Билл Гейтс учился в одном из старших классов и убедил учителей освободить его от занятий ради независимого исследовательского проекта на электростанции. Там он провел всю весну, разрабатывая код под руководством Джона Нортона. Тот, по словам Гейтса, рассказал ему о программировании столько, сколько не рассказывал никто.

Эти пять лет, с восьмого класса до окончания средней школы, стали для Билла Гейтса своего рода Гамбургом. С какой стороны ни посмотри, на его долю выпали еще более потрясающие возможности, чем на долю Билла Джоя.

Я вовсе не так умен, просто я задерживаюсь на решении проблем дольше.
Альберт Эйнштейн

Меня всегда удивляли и вдохновляли люди, добившиеся выдающихся успехов. И всегда меня интересовал вопрос: как они это делают? То ли это природный талант, присущий человеку с рождения. То ли это индивидуальные способности, которые, как известно, у всех разные. Есть ли какая-то граница, разделяющая обычных и выдающихся людей, через которую обычный человек не может перейти при всем желании?

Книга Малкольма Гладуэлла « » приоткрыла завесу над этой тайной. Кроме всего прочего там есть глава называющаяся Правило 10000 часов . Глава описывает процесс, в результате которого человек становится выдающимся специалистом мирового уровня в своей области. Выдающийся человек – это человек, авторитет которого признается на мировом уровне, который считается лучшим в своей области. Человек, чьи результаты заметно выше остальных, особенно в том возрасте, когда этого никто не ожидает.

Секрет таких выдающихся достижений оказался прост. Заключается он в том, что любое выдающееся достижение требует 10000 часов практики. Оказалось, что любому внезапному успеху предшествуют эти 10000 часов практики. Это правило не зависит от наличия таланта, гениальности человека или других выдающихся способностей. Все, что необходимо это настойчивость и практика.

Есть еще один важный нюанс – практика должна быть постоянной, а не от случая к случаю.

Человек, открывший Правило 10000 часов

Открытие Правила 10000 часов обычно приписывается психологу Андерсу Эриксону. В начале 1990-х он вместе с двумя коллегами провел исследование в Академии музыки в Берлине. С помощью преподавателей студентов-скрипачей разделили на 3 группы. В первую вошли звезды, потенциальные солисты мирового класса. Во вторую – те, кого оценили как «перспективных». В третью – студенты, которые вряд ли могли бы стать профессиональными музыкантами, в лучшем случае – учителями музыки в средней школе.

Оказалось, что в первой группе студенты упражнялись больше остальных – около 10000 часов. У студентов второй группы набралось 8000 часов занятий. Студенты третьей группы набрали только 4000 часов практики.

Аналогичная закономерность была выявлена и у пианистов. Другие подобные исследования выявили ту же закономерность и в других видах деятельности.

Невропатолог Даниель Левитин пишет: Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10000 часов практики. В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов эквивалентны примерно трем часам практики в день, или двадцати часам в неделю на протяжении десяти лет. Пока еще никому не встретился случай, когда бы высочайший уровень мастерства достигался за меньшее время. Создается впечатление, что именно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию.

Как использовать Правило 10000 часов, чтобы достигнуть успеха

  1. Наиболее важный аспект правила 10000 часов – найти то дело, которое вызывает у вас страсть. Выявить то, что вам нравится делать. Что вы любите делать так, что время за этим делом пролетает незаметно.
  2. 10000 часов – это примерно 3 часа в день на протяжении 10 лет. Десять лет кажется очень продолжительным периодом. Но именно поэтому важно сделать первый шаг. Если вы будете заниматься тем, что вызывает у вас страсть, то это время не покажется вам таким уж долгим.
  3. Посчитайте, сколько вам необходимо уделять времени в день на ваше дело, чтобы достигнуть 10000 часов. Возможно, имеет смысл добавить несколько часов работы в выходные, если в рабочую неделю вы занимаетесь чем-то еще.
  4. Помните, что любой внезапный успех занимает 10 лет. Если вы его добьетесь раньше – отлично, но не стоит разочаровываться, если он потребует больше времени.
  5. Начните свой 10000 часовой марафон к успеху прямо сейчас. Все равно терять-то нечего, а получить можно очень многое.

Что вам понадобится для успеха – это Страсть, Амбиции, БИХАГ, Настойчивость .

Мне самому очень импонирует концепция высказанная Джимом Коллинзом в его книгах «Построенные навечно» и « ». В этих книгах он приводит результаты своих исследований, что великие компании делает великими и как "просто хорошую компанию" превратить в великую. Одним из важнейших факторов оказалось наличие у компании БИХАГов. БИХАГи – это большие, волосатые, наглые цели (по английски BHAG – Big Hairy Audacious Goals). Вот, что он пишет про БИХАГ: Настоящий БИХАГ ясен и притягателен и служит точкой фокусирования усилий, часто вызывая колоссальный подъем...

В заключение отмечу, что для большинства людей работа сама по себе довольно трудна и без того, чтобы прилагать еще большие усилия. Эти дополнительные усилия настолько трудны и сложны для большинства, что практически никогда не выполняются. Так, в общем-то, и должно быть. Ведь если бы выдающиеся результаты было бы легко достигнуть, они не были бы так редки. В то время как эксперты очень хорошо разобрались в том, как достигнуть выдающихся результатов, они до сих пор не имеют достаточных знаний в том, что вызывает стремление некоторых людей прилагать эти дополнительные усилия.

Трудно ожидать, что большинство людей достигнет каких-то запредельных вершин. Это требует слишком многого от людей. Но теперь вы, по крайней мере, знаете, что это возможно. Вы это можете, так же как и все остальные, было бы желание.


Здравствуйте, друзья! Сегодняшний материал посвящен не финансам, но он будет весьма полезен для любой вашей деятельности — учеба, работа, хобби, торговля на Форекс и т. д. и т. п.

Недавно журнал Forbes опубликовал отрывки из книги «Гении и аутсайдеры» журналиста и социолога, постоянного автора New Yorker Малкольма Гладуэлла. Вызвав небывалый ажиотаж, это издание моментально стало бестселлером, благодаря тому, что автор в ней утверждает одну простую истину — гениями не рождаются, ими становятся в результате упорной работы над собой. Здесь я приведу для вас некоторые выдержки из книги, особо интересные на мой взгляд, а именно — правило 10 000 часов . Кстати, «Гении и аутсайдеры» уже вышла на русском языке.

То, что мы привыкли называть словом «талант», является результатом сложной комбинации способностей, благоприятных условий и случайно полученного преимущества. Случается, что аутсайдеры одерживают победу благодаря особым возможностям, условиям и стечению обстоятельств. В чём же фокус?

В 90-е годы прошлого века в Музыкальной академии в Берлине психолог Андерс Эриксон сотоварищи провели такое исследование: студентов по классу скрипки были разделены на 3 группы. В состав первой вошли лучшие и выдающиеся ученики, потенциальные «звезды» мирового уровня. Вторую группу составили «перспективные» студенты, а третью — «середнячки», которые вряд стали бы профессиональными музыкантами и являлись потенциальными преподавателями музыкальных школ. Студентам всех трех групп задали один вопрос: какое количество часов игры на скрипке у вас было с момента, как впервые взяли инструмент в руки, и до сего дня?

Выяснилось, что практически все студенты начинали играть в одном возрасте — примерно в пять лет. Сначала все практиковались порядка двух-трех часов в неделю. Но через несколько лет, примерно в возрасте восьми лет появляются различия: лучшие студенты занимались музыкой больше остальных — по 6 часов в неделю к девяти годам, по 8 часов — к двенадцати, по 16 — к четырнадцати, и так до двадцати лет, когда они интенсивно и целенаправленно стали совершенствовать свое мастерство, занимаясь в неделю более чем по 30 часов. Таким образом, к двадцати годам у выдающихся студентов набиралось в общем до 10 000 часов занятий , у перспективных студентов было 8000 часов, а у потенциальных учителей музыки — не более 4000.

Следующим шагом Эриксон и коллег было сравнить профессиональных пианистов и любителей. Ученые выявили ту же закономерность: любители никогда не практиковались более чем три часа в неделю, тем самым к двадцати годам у них в багаже было не более 2000 часов практики. Профессиональные пианисты, напротив, с каждым годом занимались все больше, и к возрасту двадцати лет у каждого из них имелись на счету по 10 000 часов практики .

Интересно, что Эриксону не удалось обнаружить ни одного музыканта, который достиг бы высокого профессионального уровня, не прикладывая особых усилий и меньше занимаясь, чем другие. Также, не встретился среди опрошенных тот, кто работал изо всех сил, но не добился успеха просто потому, что не обладал какими-то особыми качествами. Напрашивается вывод, что студенты, способные поступить в лучший музыкальный вуз, отличались друг от друга только тем, насколько усердно они занимались. Кстати, самые лучшие студенты трудились не просто больше, а гораздо больше, чем все остальные.

Идея того, что достижение мастерства в непростых видах деятельности невозможно без большой и упорной практики, не раз приводилась в работах по исследованию профессиональной компетенции. И все ученые приводят магическое число мастерства — 10 000 часов .

Так, по словам врача-невролога Даниеля Левитина: «…о какой бы деятельности ни шла речь, для достижения уровня профессионального мастерства, соответствующего статусу эксперта мирового класса, требуются 10 000 часов практических занятий. Возьмите кого угодно — композиторов, спортсменов, писателей, музыкантов, шахматистов, даже отпетых преступников — это число встречается с поразительной регулярностью. 10 000 часов равняется примерно 3 часам ежедневной практики, или 20 часам в неделю на протяжении приблизительно десяти лет . Это, безусловно, не дает объяснения, почему одним эти занятия больше, чем другим идут на пользу. Но до сих пор никто из ученых не встретил примера, когда высочайший уровень мастерства был бы достигнут за меньшее время. Можно предположить, что именно столько времени необходимо мозгу, чтобы усвоить всю нужную информацию».

Вундеркинды не исключение из этого правила. Психолог Майкл Хоув приводит в пример самого известного вундеркинда — В.А. Моцарта, начавшего, как известно, писать музыку в возрасте шести лет: «Ранние произведения Моцарта в сравнении с работами зрелых композиторов не отличаются чем-то выдающимся. Есть вероятность, что они написаны его отцом и исправлялись в дальнейшем. Многие произведения маленького Моцарта, например первые семь концертов для фортепиано с оркестром, являются в большинстве своем компиляцией произведений других композиторов. Самый ранний из концертов, № 9, считающийся великим и полностью принадлежащий Моцарту, был сочинен им уже в двадцать один год. Легко подсчитать, что на тот момент Моцарт писал музыку уже в течение десяти лет».

Интересно еще одно обстоятельство: 10 000 часов — это невероятно много. Молодым людям не всегда по силам наработать это количество времени в одиночку. Нужна поддержка и помощь старших. Еще один «тормоз» успеха — отсутствие денег: когда приходится подрабатывать, чтобы элементарно не голодать, времени на усердные занятия не остается.

В книге еще множество примеров — из истории группы «Биттлз», из жизни «компьютерных гениев» Билла Гейтса и Билла Джоя т.д. При возможности обязательно прочтите книгу «Гении и аутсайдеры» — там есть множество полезной информации, кроме правила 10 000 часов.

Есть такая тема, что для того, чтобы стать профессионалом высокого уровня, нужно пройти через 10.000 часов мастерства.

10.000 часов практического овладения нужным навыком, любимым делом (а не просто изучение теории). И все. Ты — уже другой человек, и наверняка можешь зарабатывать гораздо больше, потому что если ты стал настоящим профи, ты можешь это умение монетизировать. И жизнь становится совсем другой, открываются новые возможности, новое окружение.

Суть в том, чтобы осознавать этот момент, помнить о нем, не останавливаться. Особенно, когда находишься на низком энергетическом уровне или очень занят другими делами, или стартуешь что-то совершенно новое и не получается сначала ничего.

И важно доносить это и до детей. Они то вообще быстро загараются и гаснут, чтобы они хорошо про это знали и помнили.

Невропатолог Даниель Левитин пишет: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики.

В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов эквивалентны примерно трем часам практики в день, или двадцати часам в неделю на протяжении десяти лет.


Вступайте в Стодневку - это лучшая среда для осознанных изменений жизни к лучшему! Я нахожусь в Стодневках уже 5-й год, без перерывов - потому что это настолько хорошо работает. Ближайшая Стодневка стартует с 1 января 2020 года (новичкам можно записаться до 5-го января). Это будет и МОЯ очередная новая Стодневка. Присоединяйтесь к моей компании и других активных интересных русскоязычных людей со всего мира.


Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим.

Но пока еще никому не встретился случай, когда бы высочайший уровень мастерства достигался за меньшее время. Создается впечатление, что именно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».

Встретила такую любопытную табличку как-то в сети:

Желтым выделено в табличке 6-8 часов в день, это если вам повезло, и вы можете на своей основной работе прокачивать именно желаемый навык. Хотя стоит помнить, что нам только кажется, что мы работаем 6-8 часов в день. Чистой работы выходит в среднем 1-2 часа. Поэтому скорее речь про 13-15 лет.

Но на самом деле даже 100 часов хватит, чтобы освоить новый навык на приличном уровне, что-то уже довольно ощутимо поменялось.

Как стать фотографом? Провести 100 часов, фотографируя разные объекты.

Как научиться продвигать сайты? Потратить 100 часов именно на продвижение одного сайта (кроме изучения теории по SEO).

Как научиться заниматься в тренажерном зале? Провести там 100 часов.

Я вспоминаю, как училась ездить на байке. В первый или второй день обучения, когда я пыталась завернуть в сторону обрыва, чуть не улетела в пропасть, каким-то чудом затормозила.

На следующий день я сказала себе — сделай 100 поворотов. И сделала, для безопасности — в другую сторону от обрыва)
И все. Появилось ощущение уверенности, некоторое мастерство пришло. А сколького бы хорошего я себя лишила, если бы поддалась страху или решила бросить, только начав?

Эта тема сильно пересекается с тем постом, который я недавно делала — про то, откуда берутся разные страхи и что с этим делать .
Когда мы на низком уровне прокачки жизни или отдельной сферы — там царствуют неверие, скука, апатия, хаос, тревожность, страх. Когда мы хорошо прокачиваем это направление — появляется покрытие базовых потребностей, потом авторитет, признание, системность, творчество, развитие ради развития, знания ради знаний. Просто продолжать двигаться и развивать это направление, и наступит совсем другое внутреннее состояние, «иная ткань бытия».

Нужно освоить что-то новое?
Не получается?

Проделай хотя бы сто раз.

Это ключевой навык в твоей жизни?

Проделай это 10000 раз или часов, чтобы достичь мастерства, и чтобы тебе хорошо жилось через несколько лет.

Раньше стартанешь — раньше получишь.



Получайте ежедневно короткие посты на тему саморазвития и личной эффективности, улучшения жизни:

В книге Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры» (к прочтению рекомендована) прочитал занятный закон успеха - правило 10000 часов .

Правило простое: чтобы стать мастером своего дела, им нужно заниматься не меньше 10000 часов.

Среди прочего, автор ссылается на исселование психолога Андерса Эриксона, который решил выяснить, что влияет на качество игры скрипачей. Выяснил: количество времени. Чтобы стать профи, нужно 10000 часов. Так и появилось одноимённое правило.

Автор «Гениев и аутсайдеров» говорит о правиле 10000 часов на канале CNN в размещенном ниже видео. Ролик на английском языке. Для тех, кто учил другой иностранный язык, я привожу мой перевод интервью Малкольма Гладуэлла на русский язык в конце поста.

Эриксон обнаружил такую закономерность:

● 10000 часов занятий набиралось к 20 годам у лучших студентов

● 8000 часов - у середнячков (в сравнении с выдающимися музыкантами)

● До 4000 часов - у будущих учителей музыки
● До 2000 часов - уровень любителей

Что интересно: Эриксон не нашел никого, кто бы достиг высокого уровня мастерства, занимаясь меньше других. Причем, если верить автору, то правило 10000 часов носит универсальный характер - будь то программирование, игра в шахматы, занятия музыкой, спортом и т.д.

10000 часов: сколько лет?

Итак, чтобы стать профессионалом мирового класса, нужно 10000 часов. Давайте посчитаем. Если рабочий день длится 8 часов, то 10000 часов - это 1250 рабочих дней. В месяц в среднем 22 рабочих дня. 1250/22=56 месяцев. Делим на 11 месяцев (12-й оставляем на отпуск). Получаем 5 лет.

Другими словами, теоретически профессионалом можно стать за 5 лет. Но это - только в теории. На практике времени нужно в два раза больше - 10 лет:

"Для достижения мастерства, соразмеримого со статусом эксперта мирового класса, требуется 10000 часов практики. В исследованиях, объектами которых становились композиторы, бскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью. 10000 часов эквивалентны примерно трем часам практики в день, или двадцати часам в неделю на протяжении десяти лет . (...) Пока еще никому не встретился случай, когда бы высочайший уровень мастерства достигался за меньшее время."

М. Гладуэлл о правиле 10000 часов

- (В вашей книге) вы говорите о правиле 10000 часов. Что дело вовсе не в гениальности человека, не в его феноменальных способностях, а в практике и упорном труде…

Группа выдающихся ученых с большим опытом исследований задалась вопросом: сколько времени нужно чем-либо заниматься, прежде ты станешь в этом действительно хорош. И ответом оказалось – и это экстраординарно постоянный ответ в невероятном количестве областей – что вам нужно практиковаться 10000 часов, прежде чем вы станете хороши. Все великие композиторы – без исключений – сочиняют музыку как минимум десять лет, прежде чем они сочинят их шедевр.

- Моцарт сочинял в десять…

Моцарт сочинял в одиннадцать, но тогда он сочинял… мусор в одиннадцать лет. Я имею в виду, что он не сочинил ничего великого до тех пор, пока ему не исполнилось 22 или 23… Если я спрошу вас, как долго вы занимались вашей работой, прежде чем вы начали чувствовать себя комфортно в том, чем вы занимаетесь…

- Десять лет.

Десять лет. И я также. И так со всеми. И это действительно постоянный показатель. И это очень важно. Потому что часто мы слишком нетерпеливы, когда мы оцениваем кого-либо – достиг ли он в чем-то определенного показателя. И часто эта оценка делается через шесть месяцев или год – и это глупо! Те виды работ, которыми мы сегодня занимаемся – они достаточно сложные, и требуют большого времени, чтобы достичь мастерства. И то, что нам следовало бы делать – это основать структуры и институты, которые позволяли бы людям вкладывать время и усилия без преждевременной оценки…

В чем заключается урок для людей, которые хотят быть более успешными? В определенном смысле, это хорошие новости – что они не должны быть гениями…

Да, вы знаете, мне бы хотелось, чтобы люди рассматривали эту книгу не как книгу для самопомощи, а как книгу для помощи обществу. Чего бы мне действительно очень хотелось – это чтобы люди начали думать: как мы – как общество – можем построить институты, которые предоставляли бы возможность усердно работать.

- Это очень интересно, Малькольм, спасибо.

Спасибо вам большое.

Правило 10000 часов и маркетинг

Поскольку этот блог назывется «Заметки маркетолога», резонным кажется рассмотреть правило 10000 часов в маркетинге - насколько оно применимо к этой сфере, есть ли какие-то закономерности и т.д.

Похоже, что одному занятию уделять больше искомых двадцати часов в неделю физически не возможно - есть огромное количество других вещей, которыми нужно заниматься. И если 10000 часов растягиваются на десять лет, то на один год приходится 1000 часов.

На два года - в серднем 2000 часов. За два года можно стать начинающим специалистом в каком-либо виде деятльности. Пока правило 10000 часов работает.

На четыре года - около 4000 часов. Четыре года опыта работы - неплохой специалист. верно.

За восемь лет набегает 8000 часов. Восемь лет занятий чем-либо в одной сфере - это сильный (но не выдающийся) специалист. И снова наш закон успеха верен!

Финальная проверка нашего правила: 10 лет опыта (и больше) в какой-либо области (включая маркетинг) - это, несомненно, профессионал. Так что правило 10000 часов вполне применимо к нашей области .

P.S. Данный текст оптимизирован под поисковый запрос "правило 10000 часов" в рамках проводимого

Включайся в дискуссию
Читайте также
Поразительные эпизоды из прошлого нашей планеты
Русалки существуют: исторические упоминания и рассказы очевидцев
Научно- исследовательская работа: