Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Церковь и астрология. Кому мешают звезды, или Почему Церковь не одобряет астрологию

Православные священники говорят, что заниматься астрологией - это грех.

М. Б. Левин.

Сейчас некоторые священники запрещают своим прихожанам обращаться к астрологу. Бывают случаи, когда священник не допускает из-за этого к причастию. Но такое поведение священника ещё не говорит о том, что христианское учение не приемлет астрологию. Иногда священник своей волей выходит за пределы своей компетенции. Приходилось читать и слышать о том, как священник требовал от прихожанки развестись с некрещёным мужем, отказывался крестить ребёнка, если у него некрещёные родители и тому подобные вещи. Всё это категорически противоречит не только духу, но и букве христианства. Достаточно почитать послания апостолов. А чего стоит утверждение, которое приходится слышать на каждом шагу, что нельзя молиться за иноверцев, нельзя подавать за упокой души умерших близких, если они не были христианами. И это говорят последователи учения, Основатель которого сказал: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Евангелие от Матфея, глава 5, стих 44). Значит, точка зрения того или иного священника не обязательно является абсолютной истиной.

В разных культурах отношения астрологии и религии складываются по-разному. В Индии, Китае и Японии никогда не было конфликта между традиционными конфессиями и астрологами. Уважительное отношение к астрологии в этих странах сохранилось до нашего времени. При этом астролог занимается не только вопросами повседневной жизни. Во многих буддийских монастырях астрологи помогают начинающему монаху выбрать свой путь. Такое же почётное место астрология занимала в Древнем Египте и в Вавилоне. Астрологи были жрецами и советниками правителей.

Конечно, можно сказать, что все эти религии - языческие, поэтому не следует принимать во внимание их отношение к астрологии. Тогда обратимся к иудаизму. Иудаизм - первая монотеистическая религия, на почве иудаизма возникли христианство и мусульманство. Священные книги иудаизма почитаются последователями обеих этих религий, важнейшие из этих книг под названием Ветхого Завета вошли в христианский канон. Как же относится Ветхий Завет к астрологии? В ветхозаветных текстах мы не найдём запретов на астрологию, хотя не найдём и прямых указаний, что надо заниматься астрологией. Но есть много косвенных свидетельств того, что астрология была вполне нормальным занятием во времена пророков. Читая Ветхий Завет, мы видим, что Всевышний говорил с пророками напрямую, а с остальными - через пророков или через знамения. И одним из важнейших знамений были знамения астрологические.

Первое указание на это мы находим в самом начале Библии, в первой главе книги Бытие. В этой главе говорится о сотворении мира, и в четырнадцатом стихе мы читаем: "И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов…". Значит, язык светил дан Творцом, чтобы люди могли читать в их расположении небесные знамения.

И в других книгах Ветхого Завета мы часто встречаем астрологические и алхимические термины. В 38-й главе книги Иова Господь, обращаясь к Иову, спрашивает его: "Можешь ли ты связать узел Хима (Плеяд) и разрешить узы Кесиль (Ориона)? Можешь ли выводить созвездия в своё время и вести Ас (Большую Медведицу) с её детьми?" (стихи 31 - 32). Здесь речь идёт о том, как действуют эти созвездия. И дальше: "Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?" (стих 33). Мы видим, что знание астрологии (уставов неба) не считается в Священном Писании грехом.

Можно привести и другие места в Ветхом завете, где используется астрологическая и алхимическая символика. Например, Исайя - один из самых почитаемых пророков, на его книгу обильно ссылается и Новый Завет. В 25-м стихе 1-й главы книги Исайи мы читаем: "И обращу на тебя руку Мою, и как в щёлочи очищу с тебя примесь, и отделю от тебя всё свинцовое". Свинец - алхимический термин, родственный астрологическому Сатурну, и речь здесь идёт об очищении от жёсткости и эгоизма. Таких примеров можно привести множество. Конечно, мы не найдём в Библии прямых астрологических текстов, но Библия - не учебник астрологии. Однако люди, читавшие библейские книги в то время, понимали астрологические термины. В нашем веке в одной из пещер вблизи арабского селения Кумран в Палестине было обнаружено большое количество древних рукописей, принадлежавших религиозной общине ессеев. Ессеи - одно из течений в иудейской религии во 2-м веке до нашей эры - 1-м веке нашей эры. Они очень строго следовали закону и исполняли все предписанные законом обряды. Любое нарушение религиозных предписаний сурово наказывалось. Тем не менее, среди текстов Ветхого Завета археологи обнаружили и чисто астрологические тексты. А это означает, что занятия астрологией даже в столь ортодоксальной общине считались вполне дозволенными с религиозной точки зрения. И в современном иудаизме астрология не является запретным занятием.

Если мы обратимся к другой монотеистической религии - исламу, мы увидим, что астрология занимает в нём почётное место. В средние века астрологией занимались в религиозных школах - медресе. Среди астрологов было много выдающихся религиозных деятелей. Мы встречаем такие имена, как Ибн-Сина (Авиценна), и Омар Хайям, Аль-Бируни и Навои. Астрологи были советниками правителей и духовными наставниками верующих. Именно в исламе астрология получила новое дыхание и оттуда пришла в средневековую Европу. И сегодня в странах ортодоксального ислама астрология не утратила своего статуса, хотя её влияние там слабее, чем в Индии.

И в раннем христианстве астрология была одним из уважаемых занятий. В Новом Завете рассказывается о трёх восточных мудрецах - астрологах, пришедших поклониться новорожденному Иисусу. Они определили его рождение по звезде, и принесли ему свои дары. В этом рассказе (Евангелие от Матфея, глава 2) мы видим астрологов среди последователей Христа. Астрологическая символика встречается и в Посланиях, и особенно много её в Откровении Иоанна. Так что и апостолы - ближайшие ученики Христа - не враждовали с астрологией.

Ситуация меняется после падения Западной Римской Империи. В Западной Европе в средние века было очень мало образованных людей. Даже в монастырях было много монахов, которые из-за неграмотности не могли читать Священное Писание. Астрологией заниматься было почти некому. И только после крестовых походов крестоносцы вновь принесли астрологию в Европу, научившись ей у арабов. Но и тогда астрология не была под запретом, ей даже занимались некоторые из римских пап. Только в ХХ-м веке в ортодоксальном католичестве меняется отношение к астрологии. Её начинают считать чем-то вроде ереси. Сегодня католические священники относятся к астрологии крайне отрицательно. Хотя это на словах, а на деле бывает, что при необходимости и они обращаются к астрологам. Мне довелось как-то консультировать одного католического священника.

В Россию астрология пришла с Запада. Первым из астрологов у нас был Сильвестр Медведев. Но более основательно с астрологией на Руси познакомились во время петровских реформ. Среди сподвижников Петра были и астрологи, такие как Яков Брюс. Однако церковь не вела борьбу с астрологией вплоть до самого последнего времени. И только около десяти лет назад астрологию объявили греховным занятием. В этом отношении православная церковь солидаризовалась с католической.

В чём же причина негативного отношения к астрологии? По-видимому, это результат недоразумения. Против занятий астрологией приводят различные аргументы, но все они не выдерживают критики. Рассмотрим самые главные из них.

Аргумент первый: христианину запрещено предвидеть будущее. Но это вовсе не так. В Евангелии от Матфея, в 16-й главе Иисус даже упрекает фарисеев в том, что они не умеют различать знамений времени: "И приступили фарисеи и саддукеи, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: "будет вёдро, потому что небо красно"; и поутру: "сегодня ненастье, потому что небо багрово". Лицемеры! Различать лице неба вы умеете, а знамений времён не можете?" (стихи 1 - 3).

Библия насквозь пронизана пророчествами и предсказаниями. И обращаться с вопросом о будущем совсем не запретно. Вопрос - к кому обращаться. Читая Библию, мы видим, что запрещено вызывать мёртвых, запрещено обращаться к иным богам, к пророкам иных религий. Через пророков говорили духи, поэтому так строго Священное Писание относится к этому. Но само обращение к духам не запрещается, нельзя обращаться только к ложным духам. В 1-м послании Иоанн пишет: "Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (глава 4, стих 1). Это понятно - ложный дух может увести человека с истинного пути. Вместе с тем, обращение к знамениям для библейских персонажей - вполне естественное дело перед любым серьёзным начинанием.

Аргумент второй: нельзя избегать испытаний, которые Бог тебе посылает. Но такое может сказать только человек, у которого очень мало веры. Кому по силам избежать того, что послано Богом? История пророка Ионы показывает всю безнадёжность таких попыток. Призванный Богом проповедовать в Ниневии, он пытался "… бежать в Фарсис от лица Господня, и пришёл в Иоппию и нашёл корабль, отправляющийся в Фарсис…. Но Господь воздвиг на море крепкий ветер…" (книга пророка Ионы, глава 1, стихи 2 - 4). После тяжёлых испытаний Иона всё-таки вынужден был отправиться в Ниневию. Но далеко не все испытания посланы напрямую Богом. Есть и такие, которые являются следствиями законов природы. Эти законы тоже, конечно, установлены Творцом, но они не являются Божьей карой, посланной нам за грехи, и нам даны силы и возможности избежать их. В жизни мы сталкиваемся с этим на каждом шагу. Зимой даже священники надевают пальто, и никому не приходит в голову говорить, что это грешно. Зимний холод - испытание, но он - следствие космического ритма, а не Божья кара, и мы это понимаем. Есть и другие космические ритмы, и мы вправе заранее принимать соответствующие меры. Греха в этом не больше, чем в покупке зимней одежды.

Вообще вся наша жизнь пронизана предсказаниями будущего. Мы слушаем прогноз погоды, планируем нашу работу, прикидываем бюджет на месяц вперёд, а то и на год, читаем прогнозы экономистов и т.д. В науке же способность предсказывать - один из основных критериев истины. Врач предсказывает течение и исход болезни, а химик - ход реакции. И никто не отказывает в причастии астроному за то, что он умеет предвидеть движение небесных тел.

И астрологию тоже не следует ставить в один ряд с магией и волшебством. Астролог, делая прогноз, не обращается к духам или потусторонним силам. Его предсказание основано на знании "уставов неба" - космических законов, а это такие же законы природы, как и физические, биологические или психологические. Для современного человека астрология выглядит чем-то таинственным и магическим, но на самом деле - это наука, хотя и необычная. Это - наука будущего. Человек средневековья тоже мог посчитать магией те методы, которыми пользуется современная медицина, скажем, рентген или ультразвуковая диагностика. Но нам не стоит путать знание с колдовством.

Аргумент третий состоит в том, что запрещается поклоняться небесным светилам, что за помощью надо обращаться к Творцу, а не к небесным силам - его созданиям. А тот, кто поклоняется светилам - язычник.

Да, действительно, тот, кто поклоняется светилам - язычник. Но астролог поклоняется светилам не больше, чем врач вирусам, или физик - электронам. Небесные тела для астролога то же, что градусник и рентгеновский снимок для врача, или тесты для психолога - это средство, чтобы понять состояние человека и описать дальнейший ход событий. Единственное отличие в том, что этот инструмент создан Творцом, а не руками человека, поэтому и работает иначе. Конечно, астрология возникла в языческое время, как, впрочем, и геометрия. И в тот период многие религии включали в себя и астральные культы, то есть культы поклонения звездам и планетам (от латинского слова астра - звезда). Но я уверен, что астрологи того времени светилам не поклонялись. Не может астролог строго и скрупулезно вычисляющий по таблицам положение планет на зодиаке, или выводящий заключение на основании правил истолкования, поклоняться этим же планетам. Астролог очень хорошо видит, что планеты подчиняются единым законам.

Аргумент четвёртый: астрология отрицает свободу воли. Этот аргумент приводят очень часто. Причём, высказывают его и религиозные люди, и светские. Всё это очень наивно. Во-первых, астрология не идеологическое учение, а наука. Можно ставить под сомнение результаты научных исследований, оспаривать методику работы и т. д. Но вряд ли стоит ругать науку за то, что её результаты не согласуются с какой-то идеологией. Всё это мы уже проходили много раз. И Галилея судили, и генетиков с кибернетиками сажали. Если в результате научных исследований мы приходим к выводу, что жизнь человека предопределена, значит так устроен мир, в котором мы живём, и надо не ругать науку, а думать, что с этим делать. Но! Во-вторых, если человек говорит, что астрология отрицает свободу воли, значит, он ни одного учебника астрологии не прочёл, и знает об астрологии понаслышке. Ни один серьёзный астролог не скажет, что астрология отрицает свободу воли. Есть моменты и ситуации, когда предсказание принципиально невозможно, пока не произошли какие-то события. В подавляющем большинстве астрологических прогнозов остаётся достаточно пространства для свободной воли, зачастую даже больше, чем человек может использовать. Как свободная воля совмещается с законами физики, так же она совместима и с астрологическими законами.

На этом пока всё. Если у вас есть вопросы или возражения, можно продолжить тему позже.

Свои вопросы, возражения, мнения, отзывы на статью Левина присылайте на наш e-mail: [email protected] Мы обязательно разместим их на нашем сайте или напишите свой отзыв в гостевую книгу.

Единственным возможным ответом на этот вопрос может быть "да", но при этом необходимы некоторые уточнения. Каковы они, будет зависеть от того, что мы имеем в виду, когда говорим о христианстве и астрологии. Лишь в той степени, в которой наше понимание каждого из этих явлений разумно, мы сможем выявить различия между ними и найти истину, позволяющую эти противоречия примирить.

Безусловно, существует представление, которое отрицает возможность совместимости христианства с астрологией. Я убежден, что в этом случае имеет место плохая интерпретация либо христианства, либо астрологии, поскольку и в том, и в другом содержится истина, а истина не может противоречить самой себе. Тем не менее, каковы бы ни были метафизические объяснения, факт остается фактом: для многих умных, верных и честных людей примирение этих двух убеждений составляет источник глубокого личного страдания.

Ни одно человеческое существо в мире не способно адекватно воспроизвести другого человека. Поэтому единственно, чем я могу помочь, так это собственным опытом. Я укажу несколько причин, по которым я - католический священник, профессор философии и просто человек, изучающий астрологию, - не считаю эти три роли несовместимыми. Существует два вопроса, с которыми неизбежно сталкивается христианин в связи с астрологией. (Я опускаю проблему истинности астрологии, считая, что она доказана.) Эти два вопроса таковы: предполагают ли занятия астрологией приверженность другой религии, которая несовместима с христианским откровением в Вашем сердце; допускает ли трактовка астрологии, которой Вы придерживаетесь, свободу воли или она предполагает, что человеческая жизнь определяется звездным детерминизмом. Если хотя бы на один из этих вопросов Вы ответили "да", то это означает, что между астрологией и христианством для Вас существует неразрешимое противоречие. В противном случае ни в Священном Писании, ни в христианской традиции ничто не препятствует их мирному сосуществованию. Попробую это объяснить.

Астрология берет начало в дохристианские и даже в доиудейские времена. Она восходит к глубокой древности и связана с такими религиями, как магизм, который существовал за тысячелетия до Рождества Христова. Христианство никогда не считало древнейшие религиозные верования просто ложными. Напротив, Церковь неоднократно подчеркивала, что эти религии содержали элементы огромной ценности, хотя, естественно, всегда утверждала, что в них отсутствовала полнота, данная в Откровении Христа. В древнем Риме планеты Марс, Венера, Юпитер и т.д. сделались богами, объектами поклонения. Отцы Церкви осудили это как поклонение идолам, хотя и не отрицали воздействия планет на Землю и даже людей. Звезды, чем бы они в действительности ни являлись, не могут заменить Бога Отца, который сотворил их и все сущее в мире. Звезды суть творения, и, с точки зрения христианина, поклонение им - суеверие, ибо поклонение подобает лишь одному Богу. В этом вопросе Церковь никогда не шла и не могла пойти ни на какие компромиссы. Кстати, Отцы Церкви полностью следовали традиции ветхозаветных пророков, утверждавших, что Яхве един, Он превыше всех псевдобогов.

С представлением о трансцендентности Бога тесно связано и представление о трансцендентности человека, точнее, воплощенного в нем духа. Человек не есть лишь плоть, тело среди тел, подверженное естественным законам физической природы. Благодаря присутствию духа он выше всех предопределений и абсолютно свободен в том, чтобы следовать за Богом. Следовательно, любая астрологическая теория, которая отождествляет тело и дух таким образом, что оба становятся для нее зависимыми от движений небесных тел, несовместима с христианским учением о трансцендентной духовной природе человека. Вследствие грехопадения человек отпал от первозданной славы, оказался не столь духовным и, следовательно, свободным, но все же в принципе остался таковым. И если он не свободен сегодня, то должен стремиться к этому, и благодать Спасителя помогает ему стать тем, чем он должен быть. Богословы в целом признают, что люди следуют наклонностям, направляемым небесными и другими силами, но они, как и астролог Птолемей, неизменно подчеркивают, что мудрый человек управляет звездами.

Итак, главным для нас является различие между телом и духом. Человеческое тело является частью материальной природы и подвержено воздействию причинно-следственных сил, включая звезды и любые другие тела нашего мира. Если человек не развивается, то его духовная сила, хотя и реально существует, оказывается слаба, и не может самостоятельно подняться над потребностями тела. Поэтому натальная астрология достоверно характеризует нашу физическую внешность и даже характер , а также наследственность и окружение. Прогрессии и транзиты могут указать с большой вероятностью на то, что предпримет тот или иной человек в данных условиях, особенно если он духовно неразвитая личность . Но все эти указания не являются абсолютно достоверными. Человек в принципе свободен, но мы никогда не можем со всей определенностью утверждать, что в каждом конкретном случае он не окажется свободен фактически. Кстати, эти фундаментальные основы христианского вероучения, видимо, и легли в основу запретов на предсказания судьбы, существующих в гражданском праве Англии и США.

Каждый человек способен в разной мере реализовать свою потенциальную свободу воли. Одни люди склонны придавать ей первостепенное значение, другие сводят ее к минимуму. Однако для человека, который верит в то, что звезды не лишают человека свободы воли, астрология и христианство вполне совместимы. Мне всегда казалось, что знание того, какие воздействия человек будет испытывать, и есть самый верный путь увеличить свободу действий. Ведь тот, кто заранее предупрежден, заранее вооружен.

После изложения основных аргументов, позволяющих христианину примирить веру в Христа с астрологической практикой, я позволю себе обратиться к фрагментам работ признанных христианских авторитетов, в основном времен средневековья и Возрождения. Я делаю это по двум причинам. В то время христианская Церковь была более едина, чем сегодня. Поэтому мы можем не принимать во внимание различия между конфессиями. В тот период астрология пользовалась наибольшей популярностью в интеллектуальных кругах Европы. Поэтому для многих ученых того времени была важна проблема примирения их веры с астрологической практикой. Кроме того, оказывается, наши предки были более широко мыслящими людьми, чем мы сегодня.

Начну с Фомы Аквинского - наиболее известного и признанного из средневековых богословов. Несомненно, что он придерживался тех взглядов на астрологию, которые изложены мною выше. Например, в своей последней и наиболее известной работе "Сумма теологии" Фома Аквинский отвечает на два ключевых вопроса, относящихся к обсуждаемой проблеме. Первый вопрос таков: "Являются ли небесные тела причинами тех действий, которые происходят на Земле в земных телах?". Или более кратко: "Влияют ли звезды на движение земных тел?". Приведу суть его доводов, чтобы дать представление о ходе мысли, типичном для человека средневековья.

"В ответ должно быть сказано, что все многообразие исходит из единства, то, что неподвижно, имеет лишь одно положение, в то время как то, что подвижно, имеет много различных положений. Значит, надо принять, что в природе каждое движение происходит от того, что неподвижно. Следовательно, чем более неподвижными являются творения, тем более они служат причинами того, что более подвижно. Итак, небесные тела являются наиболее неподвижными (относительно) из всех физических тел, так как единственное движение, им присущее, ограничено их траекторией. Поэтому различные и многообразные движения земных тел могут быть сведены к движению небесных тел как их причине."

Второй вопрос гласит: "Служат ли небесные тела причиной человеческих поступков?" Ответ Фомы Аквинского подчеркивает фундаментальное различие между телом, движение которого обусловлено, и духом, который свободен. При этом он также добавляет: "Следует, однако, знать, что небесные тела могут воздействовать на человеческий разум и волю косвенным и случайным образом. Это происходит в той мере, в какой ум и воля данного человека подвержены воздействию низших сил, связанных с его телом." Фома Аквинский делает важное замечание: "Нужно сказать, что люди в основном следуют своим страстям, которые являются порывами их чувственных желаний, и находятся под влиянием небесных тел; лишь немногие истинно мудрые противостоят этим страстям. Поэтому астрологи могут в большинстве случаев правильно предсказать события, особенно для человечества в целом. Это гораздо сложнее сделать в предсказаниях относительно судьбы отдельного человека, ибо ничто не мешает ему противостоять страстям, проявляя свободу воли. Человек управляет звездами настолько, насколько он управляет своими страстями". ("Summa Theologiae", р. 542-543).

Позвольте обратиться и к другим авторитетам того времени, которые дают представления об общей точке зрения на астрологию христианского Запада в период с XII по XVII вв. Большая часть приводимых мною материалов почерпнута из исследования Линна Торндайка "История магии и экспериментальной науки". Эта книга - лучший англоязычный источник по истории астрологии того периода.

Учителем Фомы Аквинского был Альберт Великий, суждения которого об астрологии выдержаны в духе, традиционном для тех времен. Пожалуй, он даже более привержен астрологии, чем его ученик, и заходит столь далеко, что признает присутствие в астрологических образах неких оккультных сил. Так, Торндайк отмечает: "Поскольку небесные сферы и звезды являются инструментами и средой, посредством которых Первопричина творения управляет миром сотворенных созданий, то четыре стихии создаются вследствие небесных перемещений и растения, камни, минералы, животные, короче, все прочее, что существует внизу в мире, обусловлено движением этих тел наверху. Этот общий закон, гласящий, что мир природы и жизни на Земле управляется движениями звезд, снова и снова упоминается в работах Альберта, а его истинность подчеркивается и того чаще."

Существует также огромное число менее известных средневековых авторов, которые не считали несовместимыми астрологию и христианскую веру, но я приведу здесь лишь мнение Джона Данса Скотуса, умершего в начале XIV в. Скотус был главой францисканской школы богословия и пользовался не меньшим авторитетом, чем Фома Аквинский. Торндайк обобщает позитивные взгляды де Скотуса таким образом: "Более того, в трудах Данса Скотуса...мы встречаем концепцию, которая недвусмысленно признает ценность оккультных знаний... При этом астрология и алхимия прямо называются почтенными науками. Это отношение к астрологии и оккультным силам высказано в работах, подлинность которых не вызывает сомнений, а именно "Opus Oxonience" и "Reportata parisiensia". На вопрос, воздействует ли небо на дольний мир, Скотус отвечает утвердительно и почти одинаково в обеих работах... Более того, планеты воздействуют на смешанные тела, например, на испарения в воздухе, и на чистые и неодушевленные тела, такие как металлы, которые образуются в некоторых местах под воздействием небесных констелляций, имеющих отношение именно к этому, а не к иному месту на Земле, так как не Земля является активной силой, являющейся причиной этого многообразия". Скотус также пишет: "Я утверждаю, что они (звезды) воздействуют на одушевленные существа, изменяя качества смешанных тел таким образом, что они становятся послушны или несовместимы с душой, одухотворяющей данное тело. Таким образом, они действуют в сторону созидания или разрушения. Они могут также обострять или нарушать действие органов чувств, воздействуя на ум, и мы видим это в безумцах и лунатиках, чье воображение нарушено. Таким же образом и воля может быть поражена в известной мере. Звезды могут также изменять и чувство аппетита и вынуждать человека удовлетворять его вопреки указаниям разума, хотя воля человека при этом не может быть абсолютно подавлена и способна сопротивляться. Если бы не свобода воли, человеческой, ангельской, Божественной ли, то все происходило бы обусловленно и ничто не было бы случайным". Естественные для Скотуса законы природы и свобода воли суть единственные факторы, определяющие любое действие.

В работах авторов XII и XIII вв. астрология получает наивысшее распространение, будучи самой близкой к науке из всех магических дисциплин. Она претендует на изучение и открытие универсальных законов природы, посредством которых можно объяснить любое явление природы и оккультное влияние. И коль скоро эта концепция истинна, все прочие науки и магические дисциплины становятся как бы разделами одной высшей науки - астрономии, или астрологии.

Вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать по поводу взаимоотношений между христианской верой и астрологией. Я не коснулся вопроса о свидетельствах астрологии в Священном Писании, и сделал это по двум причинам. Во-первых, данная тема слишком обширна и невозможно осветить ее в короткой статье. Во-вторых, я не являюсь специалистом в области современных исследований Писания. Сегодня вряд ли возможно представить убедительные доводы за и против по любому вопросу, подобрав несколько цитат из английского перевода Библии. Современная наука относится к этому достаточно осторожно. Процитированные средневековые авторы, разумеется, были знатоками Библии, но не испытывали трудностей, сочетая ее свидетельства с верой и астрологией.

Кроме того, может возникнуть вопрос, каково отношение современного образованного духовенства к астрологической теории и практике. Мой личный опыт в основном ограничен Римской католической церковью, но у меня есть основания считать, что он отражает мнение Запада в целом: очень немногие священники воспринимают астрологию всерьез.

В основном они придерживаются распространенного в современной академической среде мнения, что астрология - вышедший из моды средневековый миф. Среди них есть и те, кто отрицают астрологию не потому, что она оскорбляет их веру, но потому, что она входит в противоречие с тем, что они считают разумным мышлением. Я един с ними в вере и не согласен с их аргументацией, но это уже спор академический, а не богословский. Шесть лет я преподаю астрологию в колледже Св. Петра, и пока ни один человек не дерзнул предположить, что этим я гублю чьи-то души. Конечно, многие считают, что у меня "не все дома", но это совсем другая история. В этой связи нельзя не отметить с благодарностью приверженность колледжа принципу свободы, поскольку ни один человек не препятствовал мне преподавать "эту астрологическую чепуху" тем студентам (а их много), которые желают ее изучать. Мы действительно свободное сообщество ученых.

Мне кажется, что христианские астрологи должны заниматься именно разработкой доказательств истинности своей науки, которые придут из научных экспериментов и беспристрастных умозаключений. Что касается богословских проблем, то вопрос разрешается сам собой, ибо всякая истина имеет один источник и никогда не противоречит самой себе. Я хочу закончить статью высказыванием раннего христианского автора, приведенного позднее Фомой Аквинским: "Все, что есть истина, как бы оно ни было сказано, сказано Духом Святым".

Пятница, 27 Июл. 2012

Ныне Русская Православная Церковь пересматривает свое отношение к астрологической науке, перестав объединять ее с чародейством и идолопоклонством. Церковь признаёт астрологов учёными, а с наукой у церкви не должно быть противоречий.

В руководстве христианских Церквей нет единого мнения в вопросе признания астрологии в качестве науки, которой допустимо заниматься христианину. Наиболее прогрессивно мыслящие иерархи Церкви относятся к астрологии, как к любой другой науке.

Так 25 мая 2002 в передаче “Слово пастыря” (ОРТ, 8:55) председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл (ныне - Патриарх Московский и Всея Руси ), впервые в новейшей (с 1917 г.) истории РПЦ заявил о позитивном отношении православной церкви к астрологии, пояснив, что имеет в виду астрологию как науку, и исключая из нее предсказания человеческой судьбы и т.н. “газетные гороскопы”.

Отец Александр Мень отмечал: “Астрология допустима, если она не притязает быть эрзац-религией, как это часто у нас бывает... Астрология как псевдорелигия, конечно, является просто вредной... Астрология возможна как наука. Тогда она говорит о том, что на нас влияет космос, материально и, возможно, духовно. Но она может стать и суеверием... Когда человек считает, что астрология его связала по рукам и ногам, что он уже детерминирован, что никуда не денешься, что выбора нет, вот тут начинается суеверие - это начинается рабство. Не исключено, что кроме влияния наследственности, кроме влияний различных физических на человека влияет и Космос. Но это вовсе не значит, что человек раб... мы уже ни за что не отвечаем... оказываемся просто марионетками в руках различных сил, в том числе и созвездий”.

В начале 90-х годов прошлого века РПЦ вместе со всей страной оказалась в новых исторических условиях, которые требовали принципиально иных методов работы с паствой по сравнению с советским периодом. Главной проблемой тогда стали и остаются поныне различного рода тоталитарные сeкты, которые активно вовлекают людей в сферу своего влияния, отвергая традиционные формы духовной жизни. Основная опасность таких сeкт состоит в том, что они серьезно засоряют сознание людей идеологическими суррогатами, препятствуя духовному развитию тех, кто оказался в сфере их влияния.

В результате Архиерейский Собор РПЦ, собравшийся в 1994 году, проходил на фоне духовного хаоса и вакханалии всевозможных сeкт, в который погрузилась Россия в тот период. Поэтому Собор принял очень жесткое постановление, в котором были осуждены практически все неканонические направления духовной жизни, как несовместимые с учением христианской церкви. В постановлении собора по этому поводу было сказано буквально следующее:

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки, руководящие, в частности, так называемыми “Собором новой Святой Руси” (Богородичным центром), “Белым братством”, “Церковью последнего завета” (группой лжехриста Виссариона). Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей “древней мудростью”, сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется “Учение живой этики”, введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также “Агни-йогой”.

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные сeкты и “новые религиозные движения” с христианством не совместимы. Люди, разделяющие учения этих сeкт и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

Таким образом, в постановлении собора, отлучающем от церкви членов различных сeкт и “альтернативных религиозных движений”, не говориться о том, что астрологи отлучаются от церкви, хотя сама астрология ставится на одну планку с язычеством и теософией. Однако, большинство астрологов не являются членами никаких сeкт или религиозных движений. Кроме этого астрология как наука не осуждается собором, о чем, кстати, сказал митрополит Кирилл в своем выступлении. Как явствует из послания, сами себя отлучили только члены сeкт, а не астрологи.

Другое дело, что консервативно настроенная часть духовенства априори считает, что заниматься астрологией греховно, хотя это мнение не подтверждено ни догматами Веры, ни трудами святых отцов (за исключением Тертулиана. Ради справедливости необходимо отметить, что Тертуллиан в конце жизни сблизился с монтанистами и порвал с церковью, которую упрекал в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества. Поэтому, во-первых, он был бескомпромиссным не только по отношению к астрологии, но и к тогдашнему руководству церкви, а, во-вторых, его мнение не является мнением последовательного сторонника официальной церкви ), ни постановлениями архиерейских соборов.

На самом деле это решение архиерейского собора было конъюнктурным. Если бы астрология в начале 90-х годов, благодаря усилиям прежде всего Павла Глобы (”спасибо” ему за это) не обрела такую широчайшую популярность в России, то она не вызвала бы такого резко негативного отношения РПЦ. Иначе под постановление попали бы только религиозные сeкты.

Например, в 1891 году за 100 лет до этого в официальной библейской энциклопедии в статье волхвы прямо признавалось, что волхвы являлись астрологами и что “наука и философия только тогда приобретают свое истинное значение и надлежащую силу, когда они покорно и смиренно склоняются к ногам Иисусовым”.

Философ Владимир Соловьев в статье “О русском народном расколе” высказался еще более определенно: “В Церкви всемирной есть место для всего человеческого, только нужно, чтобы это человеческое прилагалось к делу Божию, а не к своевольным и случайным задачам. Дело же Божие требует только свободного согласия от воли человеческой, чтобы она не налагала на него своих произвольных границ и определений - личных, народных или каких-то иных: но все эти человеческие особенности, раскрываясь перед действием Божием, должны стать частными способами для полного откровения богочеловеческой жизни.”

Самое замечательное в рассматриваемом контексте состоит в том, что в 1990 году эта библейская энциклопедия с той же самой статьей “волхвы” была переиздана по благословению святейшего патриарха всея Руси Алексия 2-ого.

Таким образом, и в 1891 году, и в 1990 году РПЦ относила астрологию к науками и философии, а не как к религиозным сeктам.

И только после 1994 года Церковь стала относиться к астрологии более негативно в силу того, что ее (астрологию) широко использовали в своей деятельности организаторы тоталитарных сeкт и “альтернативных религиозных движений”.

Будем надееться, что постепенно руководство РПЦ признает астрологию не только как светскую, но и как духовную науку, призванную помогать верующим в понимании Божественного Закона.

Астрологи:

Борис Романов, Сергей Евтушенко

14.09.2003

Дополнено и исправлено

21.03.2005

Представленный текст является частью большой статьи “Астрология в свете христианского учения”. Полный текст статьи - .

Почему церковь отрицает астрологию?

Максим Каскун


Как Церковь относится к астрологии?

Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов (Москва).

По страницам передачи Русский час - вопросы и ответы - 2009-06-23

Необходимо различать астрономию (греч. astron – звезда; nomos – закон) и астрологию (astron; logos – учение).
Первая возникла для удовлетворения практических потребностей: составления календаря, мореплавания, метеорологии. Накапливая знания и совершенствуя методы, она постепенно сформировалась в точную науку.

Астрология зародилась в лоне халдейского языческого культа. К науке она имеет такое же отношение, как гепатоскопия (гадание по печени животных) к физиологии. Астрология в течение тысячелетий изощрялась в своих разработках и построениях, но ни на йоту не изменила своей идолопоклоннической сущности. Она всегда была разновидностью языческого фатализма. Святые пророки обличали астрологов как занимающихся богопротивным делом: «Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев <...> Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, - не избавили души своей от пламени» (Ис.47:1,13-14). Святитель Григорий Богослов пишет, что она оскорбляет Божественный Промысел. «Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинакий конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина» (Слово 5, о Промысле). Живучесть ее объяснить нетрудно. Она является подменой истинной религии. Христианство, имея цель исправить нашу греховную природу, требует от человека духовно-нравственных трудов и подвига . Астрология освобождает его от этой работы. Слово Божие учит, что автором всех духовных подмен является диавол. Через астрологию он отводит людей от Бога. Кто увлекся гороскопами, тому не нужно молиться Богу . Достаточно лишь подстраиваться под результаты вычислений. В наше время астрология является живучей по причине оторванности большинства людей от религиозных корней. Выросшие вне традиции, многие люди становятся жертвами лжедуховности.

Отношение Церкви к астрологии

Приведем выдержку из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября - 2 декабря 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»:

4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества…

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

Некоторые астрологии не соглашаются с таким постановлением Православной Церкви и обвиняют ее Священноначалие в некомпетентности и предвзятости. Но тот, кто прочел предыдущие разделы, вряд ли задастся вопросом, почему Церковь так относится к астрологии.

Вообще, можно сделать небольшой укор астрологам: прочитав массу книг по астрологии, и в целом будучи людьми любознательными, они имеют самое темное и сбивчивое понятие о христианстве, на уровне каких-то басен. При всей своей начитанности, они не считают для себя нужным ознакомиться с основными понятиями христианства, прочитать несколько святоотеческих книг о вере, Церкви и ее Таинствах.

Астрологи о христианстве

Несмотря на видимую толерантность астрологии к христианству, все астрологическое учение проникнуто духом презрения к нему. Сколько бы астрологи публично не заверяли слушателей в своем уважении к Церкви, их учителя, авторитеты астрологии имеют на этот счет свое мнение:

«Мнимо уникальная жизнь Христа стала священным символом…» (К. Г. Юнг. О становлении личности)

«Что же разрушило земной рай Иова? Сорвавшая оковы природа. Поэт дает здесь узреть, как Бог обернулся другою своею стороною, которую зовут дьяволом…»(К. Г. Юнг. Гимн Творцу)

«Идею, согласно которой душа в течение одного короткого срока жизни в теле может заслужить либо вечное райское блаженство, либо вечные адские муки, следует рассматривать как самое дьявольское из когда-либо изобретенных средств насаждения неврозов и разлагающего страха смерти». (Д. Редьяр. Потребность в многоуровневой психологии, ориентированной на процесс)

«Павел отклонил позитивный импульс Христа в русло психологического эскапизма и эмоционального благочестия. Христианство Павла и большинства Отцов Церкви было юпитерианской компенсацией функции Сатурна, разрушенной чувством вины, греха и раскаяния». (Там же)

«То, что человечество фактически не приняло христианства, точнее, так его исказило, что постижение этой великой религии начнется (по существу заново) только в эпоху Водолея, прямо связано с описанной преградой между тонким и плотными мирами.

Внесла свою лепту в процесс укрепления черной стены и церковь, цементируя возникающие в ней трещины и провозглашая собственное существование в мирах горних». (А. Подводный. Символические системы в эпохи Рыб и Водолея) – Как астрологи хотят переосмыслить христианство, легко понять, например, из раздела «супружество и астрология»

Г. Санто так пишет об исполнении Божественных заповедей: «Адам и Ева ослушались заповедей Бога и были изгнаны из Рая. Пуповина была перерезана. Некоторые люди не могут решиться даже на этот необходимый шаг к свободе». (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии.) Только астролог умалчивает, что этот «необходимый шаг к свободе» лишает человека богообщения и делает его рабом диавола. Человек свободен исполнять заповеди Бога и быть в общении с Ним, или исполнять антизаповеди сатаны с соответствующими последствиями. Третьего пути не существует.

Напрасно нам будут говорить, что астрология является наукой и не имеет отношения к религии – шило в мешке не утаишь. Научность астрологии является не более чем оболочкой, а внутренняя, основная ее часть без натяжек может быть отнесена к отрасли сатанизма. И это не поверхностный вывод, к такой оценке астрологии невольно приводит изучение книг известных авторов, «отцов» астрологии, сформировавших ее учение.

«Вместо принятия целого, Церковь отделила себя от природы через неприятие темной стороны Бога. Утверждая, что некоторые наши части являются демоническими, она принудила нас отделиться от этих частей… Иисус в своем послании особо указывал на принятие целого. И до 600 года нашей эры Христос и Сатана принимались как равные братья, как два ребенка Бога». (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии.) – в каком «послании» и кем «принимались» автор не уточнил.

Вот в какого бога верят астрологи: отсюда и астрологическое принятие зла и придание ему «оффициального» статуса. Кстати, слово «сатана» астрологи пишут исключительно с большой буквы. Деятельно воспринятое учение Церкви соединяет человека с Богом, а с кем соединит человека учение астрологии? Комментарии, как говорится, излишни.

Библия и астрология

Еще в Ветхом Завете Господь через пророка Моисея запретил обращаться к магам, звездочетам и гадателям.

Повторим цитату из пророка Исаии, который, предрекая гибель Вавилона за его нечестие и пагубное занятие магией и астрологией, от имени Господа с иронией говорит: «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

«И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли» (Иер.27, 9-10).

«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иер. 10, 2).

«…К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Левит 19, 31).

«…И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела». (Втор.4, 19-20)

«Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Левит 20, 27).

«…Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18, 10–14).

Святые Отцы Церкви об астрологии

Святые Отцы Церкви на протяжении всей ее истории уделяли большое внимание борьбе с волшебством и астрологией.

Тертулиан: «Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, – чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что в этом случае астрологи уподобляются падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого… Если магия наказуема, а астрология – ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны» (Об идолах).

Татиан в «Речи против эллинов» пишет: «Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы… демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, – пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, – для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчинясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей». (Речь против эллинов).

Блаженный Августин: «Что касается их всевозможных разгольствий о влиянии звезд и их мнимых опытах астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры: подобными словопрениями они стараются устранить в нас побуждение молиться, и в худых, заслуживающих справедливейшего порицания, делах с нечестивою извращенностью располагают обвинять скорее Бога, творца звезд, чем человека-преступника». (О звездочетах)

Преподобный Максим Грек: «Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть, удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности – неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!»

Кому мешают звезды, или Почему Церковь не одобряет астрологию?

Я всегда не очень понимала, почему наша Православная Церковь так не любит гороскопы, почему не одобряет интерес к ним и не жалует астрологов. Казалось бы, невинное увлечение звездными и природными закономерностями, которые, безусловно, действуют во Вселенной, не могут помешать человеку в его вере в Бога. Но Церковь все равно против. Почему? Может быть, просто из-за страха конкуренции?

Нет сомнений, что в современном мире гороскопы превратились в ни к чему не обязывающее развлечение, их достоверность мало кем проверяется. Это просто элемент рынка, не более того. Но ведь так было не всегда. Изначально астрология - это именно наука, которая стремилась познать человека и Вселенную, законы, по которым они живут, ведь никто не будет спорить с тем, что зима отличается от осени, а весна от лета. Все эти природные факторы действуют на нас, от плохой погоды мы грустим и плохо себя чувствуем.

А все потому, что человек в своей телесной составляющей - это тоже часть природы. Что такого уж нелепого в мысли, что какие-то его природные свойства и даже черты характера могут зависеть от времени года и месяца его рождения? Ведь зависят они от наследственности, от генов… Вот и заметили еще древние наблюдатели, что люди, рожденные в одно и то же время, под одним и тем же знаком, обладают рядом похожих свойств и качеств. Тельцы, к примеру, упорные и целеустремленные, Овны - упрямые, Весы - гармоничные или стремящиеся к равновесию, Водолеи - добрые и т.п. Нет, все, конечно, понимают, что при общем гороскопе у каждого человека есть свои индивидуальные качества, в полную унификацию личности никто не верит и о ней не говорит. Но определенная зависимость и общность, безусловно, есть, это все замечали.

Вот, к примеру, моя мама, прежде чем сблизиться с человеком, подружиться с ним, всегда анализирует его знак зодиака. И даже по этому анализу уже многое может сказать о человеке и знает, чего от него ожидать, какой у него темперамент, какие наклонности могут проявиться. Разве это плохо? Предупрежден - значит, вооружен… И почти всегда ее астрологические выводы на практике подтверждались. Они, собственно, и берутся из практики - из отношений с людьми. На сайтах знакомств сегодня тоже модно в первую очередь интересоваться знаком зодиака. Если с человеком создавать семью, почему не попытаться узнать, чего от него ждать?

Когда мне говорят, что, к примеру, Весы плохо ладят с Овнами, это не становится поводом не общаться с этим человеком, но, по крайней мере, я могу быть готовой к каким-то подводным камням. Опять же, в чем минус? По-моему, один только плюс.

Некоторые еще пытаются составлять индивидуальные гороскопы, чтобы узнать, что им написано на роду. Я вот лично не знаю, как к этому относиться. С одной стороны - все в руках Божьих, для верующего человека это очевидно. И Церковь нас учит тому, что промысел Божий предугадать нельзя. Святые отцы говорят о том, что Бог всеведущ и знает наперед все наши действия и поступки и промышляет о нас, ведя нас к спасению. Может, индивидуальный гороскоп в силах отразить этот путь? Что думает об этом Церковь? Можно ли верующему человеку увлекаться гороскопами и где та грань, за которой это увлечение перерастает в зависимость, отдаляющую человека от Бога?

Оксана Федотова

Иеромонах Дорофей (Баранов): «Не поддавайтесь инъекциям астрологической чуши!»

Человеку, вне зависимости от того, во что и как он верит, можно увлекаться всем, чем угодно. Никаких запретов Церковь не накладывает ни на своих членов, ни на людей свободных от послушания Церкви и ее правилам. Единственное, от чего христиане бегут и с чем не могут примириться, - это с грехом, который может выражаться по-разному.

Грех многолик, постоянно является в разных, в том числе интеллектуальных, обличиях. Если совратить на грубые плотские грехи уже недостаточно, то самый надежный способ удалить человека от Бога - сделать его умственным и душевным инвалидом. Искалечить разум человека вообще, а христианина в частности является мечтой и главным мотиватором действия зла в этом мире.

Одним из самых распространенных, пусть и не самым опасным, способом повредить разум является распространение лжи о взаимосвязи человека и космоса. Никто не спорит, что у нас возникает какая-то связь со всем, что мы видим. Вот идем мы по улице в толпе и вдруг глаза в глаза встречаемся с идущим навстречу человеком. Хотим мы того или нет, но уже произошло взаимное влияние, иногда едва заметное, а порой мы целый день не можем забыть этого другого взгляда. Что же говорить о звездном небе, в которое человечество уже тысячи лет напряженно всматривается. Как шутили когда-то программисты: если долго смотреть на «Виндоус», то скоро понимаешь, что «Виндоус» смотрит на тебя.

Что-то похожее произошло и с космосом. Люди слишком долго в него смотрят. Влияют ли на нас звезды, планеты и их взаимное расположение? Конечно, влияют, но дело в том, что совсем не так, как это описывается в гороскопах и всевозможных астрологических прогнозах. У Михаила Ломоносова есть такие строчки: «Открылась бездна, звезд полна; / Звездам числа нет, бездне дна» . Именно в бездну заглядывает человек, обращая свой взор на небо. Страх перед этой бездной вынуждает закрыться от нее какими-то понятными земными образами. Так появились созвездия, названия планет и даже схожие с человеческими характеры небесных объектов. Но закрываться от бездны бессмысленно. Наоборот, созерцание этой величественной бесконечности дано нам потому, что она перекликается с той бездной человеческой души, которую мы в себе ощущаем. С каждым из нас хотя бы раз в жизни случается такая секунда, когда вдруг мы заглядываем в собственную глубину и буквально застываем от увиденного. Перед нами открывается наша собственная бездна, и встает задача наполнить эту бездну, то есть осмыслить свое место в мире. Астрология для решения этой задачи предлагает слишком примитивный и, самое главное, ложный путь.

Как известно, самая страшная и губительная ложь - та, в которой есть толика правды. Классическим примером такой лжи является лженаука астрология. У любой настоящей науки должны быть предмет и метод исследования. Ни того ни другого астрологи до сих пор внятно сформулировать не могут. Все выкладки астрологии основаны на видимом с Земли перемещении Солнца в течение года по зодиакальному поясу созвездий. На основании этого, в общем-то, не природного, а чисто визуального явления и строятся все «научные» выводы, основанные, как говорится, на кончике языка.

Ужас заключается в том, что безусловное влияние на нас Солнца, Луны, даже далеких звезд и вообще всего мироздания никому не интересно. Никто сейчас не вспоминает интереснейшее, хотя и небесспорное, учение Владимира Вернадского о ноосфере или актуальные, но совершенно забытые работы гениального Александра Чижевского о взаимосвязи космических и земных явлений. И вообще, пока лежит под спудом и ждет своих исследователей такое ярчайшее явление мировой философии, как русский космизм. Были среди космистов и псевдорелигизоные философы, и глубокие ученые-естественники, но всех их объединила общая идея русского космизма: взаимное влияние друг на друга космоса и человека. Не предмет для эзотерических гаданий, а область постижения человеком своего места в Космосе, который является единым домом, созданным для всего существующего.

Учитывая глубину и масштабность сформулированной русским космизмом задачи и оглядывая нашу унылую современность, остается только горячо сожалеть о том, что, по-видимому, безвозвратно ушло то время, когда каждая третья семья в СССР выписывала научно-популярный журнал «Природа», а каждая пятая - «Науку и жизнь». Какая же тоска находит, когда видишь в транспорте когда-то любознательнейший народ, уткнувшийся в шведские сканворды, американские комиксы и местного разлива гороскопы. Как же задешево мы продались…

Только совершенно умственно разленившийся человек, хотя бы только поверхностно ознакомившись с идеями космизма, не испытает отвращения к астрологическому интеллектуальному извращению. Что же до конкуренции между христианским мировоззрением и астрологией, то ее не может быть по одной простой причине: как можно сравнивать веру в Творца вселенной с верой в сотворенные Им небесные объекты? Слишком разный это масштаб…

Жалко, конечно, людей, которые не чувствуют опасности даже легкого увлечения астрологией, ссылаясь на развлекательный характер гороскопов. Их можно сравнить с теми, кто самоуверенно переходит опасный участок дороги на красный свет, внимательно посмотрев по сторонам и не увидев ни одной машины. Может быть, они не погибнут, но статистика погибших почему-то только увеличивается. Поэтому, когда меня спрашивают о моем христианским отношении к астрологии или знакам зодиака, я всегда с ехидным раздражением отвечаю, что не представляю, что бы с нами стало, если бы восстание декабристов произошло в августе, а не в декабре, и если бы Герцена разбудили августинцы. А отвечая на поставленный вначале вопрос, можно сказать, что Церковь не одобряет астрологию по одной очень веской причине: больно смотреть, как наш народ, и так уже сильно отравленный в 90-е разными блаватскими и рерихами, пытаются заколоть до смерти инъекциями астрологической чуши.

Газета «Саратовская панорама» № 33 (961)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Святые болевшие онкологией
Молитва чтобы замуж дочь вышла удачна
Житие святого сергия радонежского подробное