Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как проявляются свобода и необходимость в человеческой деятельности.

ОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время?

В Новое и Новейшее время стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма проявилось с особой силой. Все революции писали слово «свобода» на своих знамёнах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые им массы к подлинной свободе.

2. К чему может приводить неограниченная свобода выбора?

Неограниченная свобода выбора приведёт к хаосу. Многим людям если дать неограниченную свободу они захотят очень многого и не будут знать предела, а ведь на Земле многие блага сами по себе ограничены и с этим необходимо смириться. Кроме этого, исчезнут правила и законы, не будет наказания за такие страшные преступления как кражи и убийства и т.д. И третий вариант развития событий связан с невозможностью абсолютной свободы. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение при принятии решения. Широко известно нарицательное выражение «буриданов осёл». Французскому философу Ж. Буридану (ок. 1300 - 1358) приписывается рассказ об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудалёнными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осёл умер от голода. Также могло бы произойти и с человеком.

3. Как свобода трактуется в христианском вероучении?

В христианском вероучении свободы как таковой – нет. Христиане усматривают здесь Божий Промысел. Им предопределено всё. «Предвидение и всемогущество Божие диаметрально противоположны нашей свободной воле. Все будут вынуждены принять и неизбежное следствие: ничего мы не совершаем по своей воле, а всё происходит по необходимости. Таким образом, мы ничего не делаем по свободной воле, но всё в зависимости от предвидения Божьего», - утверждал религиозный реформатор Мартин Лютер. Такую позицию отстаивают сторонники абсолютного предопределения.

4. Покажите, как влияет знание объективных законов природы на сознательную деятельность людей.

Очень важно в своих решениях учитывать объективные законы природы, чтобы не попасть в трудную ситуацию. Например, если мы знаем, что в данной местности есть недалеко действующий вулкан, мы не будем здесь строить своё жильё, т.к. это представляет опасность.

5. В чём выражается общественная необходимость?

В самом общем виде общественная необходимость означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Основными механизмами общественной необходимости являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (то есть социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Общественная необходимость воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Общественная необходимость, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в настоящее время для России.

6. Объясните, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность».

Связь между данными понятиями очень существенная: свобода подразумевает наличие вариантов выбора. Свобода выбора подразумевает ответственность индивидуума за сделанный выбор.

В общем, термин «свободное общество» используется для обозначения общества, где в действительности функционируют политические и экономические идеалы. В теории свободного общества - все люди имеют свободный доступ к власти и необходимым им ресурсам для реализации своего потенциала. В основе свободного общества лежит три составляющие: экономическая свобода, свобода слова и свобода вероисповедания.

Экономическая свобода основывается на свободном от любого государственного вмешательства функционировании рынка. Единственное, что находится под контролем государства - это защита прав собственности. Цены должны устанавливаться лишь участниками экономических взаимодействий на основе спроса и предложения. При экономической свободе, каждый изготовитель имеет право производить то, что он хочет, а каждый покупатель приобретать любой товар у любого производителя. Тем самым, в свободном обществе не должно существовать монополий, цены не могут искусственно завышаться.

Свобода слова подразумевают под собой право каждого человека оглашать свою точку зрения, отсутствие цензуры. Хотя это право и используется в ряде стран, в реальности его соблюдение очень далеко от идеала. Свобода вероисповедания означает полную свободу в выборе религиозной конфессии, а также право не исповедовать никакую религию вообще.

Человек должен иметь право на неограниченную свободу в собственной жизни, свободу в преследовании собственных целей, но ровно до тех пор, пока он не станет нарушить права других людей. Поэтому государству требуется только обеспечить права каждого человека, а не ущемлять их. Только тогда возможно создание свободного общества.

ЗАДАНИЯ

1. Приведите аргументы, подтверждающие вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе.

Жизнь человека в обществе ограничена законом. И как бы нам не хотелось перейти улицу в неустановленном для этого месте, нас накажут, так как это нарушение правил дорожного движения.

2. Какое из двух приведённых ниже высказываний вам кажется более верным?

«Наша жизнь - это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от неё ни на один момент».

«Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и самого себя».

3. Объясните, как вы понимаете выражение: «Свобода - это выбор».

Свобода - это отсутствие каких-нибудь ограничений стеснений в чем-нибудь. Соответственно, свобода даёт человеку право выбора на всё.

4. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе?

Свободное общество – это общество неограниченное никакими законами. Существовать в таком обществе было бы не возможно, наступил бы хаос. Таким образом, абсолютно свободное общество – это иллюзия, и любой достаточно образованный и думающий человек осознает это. Возможно лишь стремиться к свободе, но при этом важно поступать по совести, не теряя человеческого достоинства, обязательно соотнося свои поступки с комфортом окружающих.

5. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В начале XX в. в русских деревнях пели такую частушку:

Бога нет, царя не надо.

Губернатора убьём,

Платить подати не будем,

Во солдаты не пойдём.

К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свой ответ примерами.

Такое толкование свободы и приводит к вседозволенности, которая порождает воровство, убийства, ложь и т.д., что и наблюдалось в русских селеньях в начале XX в. при очередной забастовке против помещика.

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества?

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств

Личная неприкосновенность – первое условие свободы.

Естественное право

человека

Высшая ценность человечества

Идеал либералов

Одна из составляющих стандартов демократии

Объем свободы является критерием социального прогресса


УЧЕНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ О СВОБОДЕ

Ж. Кальвин

В учении о предопределении: свободы нет, т. к. все предопределено Богом

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

Ш. Монтескье

Свобода есть право делать все, что дозволено законами.

Г. Гегель


Понятие свободы и свободного человека меняется с развитием общества

ПЕРИОД

ПОНЯТИЕ

ДРЕВНОСТЬ

Свободным является только член общины, гражданин полиса, т. к. у него была личная неприкосновенность, а также обладал личными и гражданскими правами.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Свободен лишь тот, кто находился под защитой покровителя (феодала, короля), т. к. сохраняют возможность выбора господина.

СОВРЕМЕННОСТЬ

Свободный человек – это тот, кто обладает свободой экономической. Нет свободы политической без свободы экономической.


УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ СВОБОДЫ

Человек делает выбор на свой страх и риск: т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею

Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого: т. е. свобода не может быть абсолютной


Свобода есть познанная необходимость

Свобода есть возможность поступать так как хочется

ПОСЛЕДСТВИЯ

Если все необходимо, значит нет случайностей и возможностей – человек превращается в автомат, действующий по заданной программе

Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления устойчивых социальных связей.


НАДО ЛИ ОГРАНИЧИВАТЬ СВОБОДУ?

МЕРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

Права, свободы и интересы других людей

Общественные условия: нормы морали, нормы права, традиции и общественное мнение.

НЕОБХОДИМОСТЬ

(внешнее принуждение)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

(внутреннее принуждение)

НЕОБХОДИМОСТЬ – то, что должно обязательно произойти в данных условиях, закономерное изменение.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – сознательное осуществление предъявляемых обществом требований.


Абсолютизация необходимости :

любое действие человека предопределено заранее, возможность выбора или случайность - исключена

ФАТАЛИЗМ - концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.

Пренебрежение необходимостью:

все решения принимаются в обход объективными историческим событиям, сообразуясь лишь оценками и желаниями.

ВОЛЮНТАРИЗМ – концепция, признающая волю как первооснову всего сущего


СВОБОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СВОБОДА

во внешних условиях жизни

АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА

Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности

во внутренней жизни

Человек может сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять его развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями

Какой выбор должен сделать человек:

  • действовать соответственно СВОИМ внутренним принципам свободы;
  • учитывать общепринятые ограничения и запреты

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки.

Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА

В ОБЩЕСТВЕ

ОБЩЕСТВЕННОЙ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

РАЗВИТИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛИЧНОСТИ

ЛИЧНОСТИ

ВЫБОР

Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с волей человека

Диапазон зависит от условий реализации свободы


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ответственность, принимая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков.

Регулятором подобного поведения является совесть.

ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

  • Историческая, политическая, нравственная, юридическая;
  • Индивидуальная, групповая, коллективная, общественная;

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

– склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

По мере развития СВОБОДЫ ответственность УСИЛИВАЕТСЯ. Но ее направленность смещается с коллектива на самого человека.


СВОБОДНОЕ ОБЩЕСТВО

Вмешательство государства в жизнь человека минимально.

Свобода предполагается во всех сферах жизни

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Свобода предприниматель-ства, многообразие видов собственности.

ДУХОВНАЯ

Плюрализм, демократия, многопартийность

СОЦИАЛЬНАЯ

Свободомыслие, инакомыслие, свобода вероисповедания.

Выбор деятельности, возможность изменения статуса

Ш.Монтескьё (франц. философ Нового Времени) - это право делать все, что разрешено законом.

Ж.Ж. Руссо (франц. философ Нового Времени) - состояние человека с первого момента своего рождения, которое затем пытаются у него отнять.

И.Ф.Шиллер (немецкий поэт 1759 1805) - свободен лишь тот, кто владеет собой.

Л.Н.Толстой (1828 1910) - хочешь быть свободным - приучай себя воздерживаться в своих желаниях.

Древняя китайская мудрость - если бы люди стремились совершенствовать себя вместо того, чтобы спасать весь мир, если бы они пытались добиться внутренней свободы вместо того, чтобы освобождать все человечество, - как много они сделали бы для действительного освобождения человечества!

Г. Гегель (немецкий философ 1770 – 1831) - свобода – это осознанная необходимость.

Остановимся на высказывании Гегеля, оно больше остальных связано с темой нашего урока. Разберем, что означает данное высказывание. Если свобода , как возможность поступать так, как хочется, предполагает наличие выбора, а необходимость , как то, что должно быть сделано человеком обязательно, предполагает отсутствие выбора, то какова связь между этими понятиями?

Важное значение этой связи заключается в понимании того, что необходимость осознается человеком . Человек, как существо разумное, должен понимать, что жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Существуют ограничители человеческой свободы , это право и закон, моральные нормы, традиции и обычаи, да и уровень развития, и характер общества в котором человек живет. Я перечислила внешние обстоятельства необходимости, которые человек должен осознать, принять и действовать согласно. Почему должен? Легко ответить! Потому что знает: "Нарушение установленных норм и правил влечёт к ответственности !". Но эти внешние обстоятельства не единственные ограничители человеческой свободы. Есть и другие, не менее важные – совесть , моральный долг, чувство справедливости, то есть внутренние ограничители человека.

Нормальные человеческие отношения в обществе строятся на единстве свободы, необходимости и ответственности!


Свобода и ответственность


Важной стороной свободы человека в обществе служит возможность выбора . В жизни каждого человека наступает этап, когда перед ним со всей остротой встает вопрос: "Какой путь избрать в дальнейшем?". Сделанный выбор предполагает, прежде всего, собственную ответственность . Помните, что, принимая решения необходимо идти на затраты своих сил, энергии, эмоций. Без самоотдачи ни один из намеченных планов не будет осуществлён. Нельзя прожить жизнь за чужой счёт – ни за счёт родителей, ни за счёт учителей, ни за счёт друзей. Только осмыслив и приняв это, можно стать самостоятельным человеком и пользоваться уважением окружающих. Таким образом, свобода человека связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением сделать правильный выбор.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

В настоящее время в философии свобода личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и отражение уровня развития общества.

В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Люди не вольны в выборе времени и места своего рождения, объективных условий жизнедеятельности и пр. Человек не волен изменить социальные рамки выбора; они ему даны, с одной стороны, в наследство всей предыдущей историей развития человечества, с другой – наличным бытием конкретной социальности, в которой существует субъект выбора. Но бытие человека – это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей.

Некоторые современные философы считают, что человек «обречен» на свободу, так как преобразование мира является способом человеческого существования, и этим создает объективное (независимое от воли и сознания человека) условие для свободы. Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнает о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать.

Свобода – 1) это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира; 2) это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека. Свобода личности в обществе имеет не абсолютный, а относительный характер. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон обусловливается: условиями реализации свободы, сложившимися формами общественной деятельности, уровнем развития общества и местом человека в общественной системе, целями человеческой деятельности, которые формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека, правами и свободами других людей.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.). Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Необходимость – это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, и она задает определенные типы личности.

Фатализм (лат. fatalis – роковой) – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости и исключают всякую возможность выбора и случайности.

Волюнтаризм (лат. voluntas – воля) – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего, пренебрегает необходимостью, объективными историческими процессами.

Свободу как познанную необходимость трактовали Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс. Трактовка свободы как познанной необходимости имеет огромное практическое значение, так как предполагает постижение, учет и оценку человеком объективных пределов своей деятельности.

Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами. Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность личности имеет две стороны:

внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции (личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность);

внутренняя: ответственность личности перед собой (развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление).

Виды ответственности: 1) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.; 2) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.; 3) социальная (выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей).

Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе.

Из книги Большая книга афоризмов автора

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Искусство обмана [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Энциклопедия резервных возможностей человека автора Багдыков Георгий Минасович

Феномен человеческой памяти По мнению ученых, человеческий мозг может вместить 1020 единиц информации. В переводе на общепринятый знак это означает - каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире библиотеки имени Ленина в

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

13. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

58. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективную (материальную). Вессель

Из книги Новейший философский словарь. Постмодернизм. автора Грицанов Александр Алексеевич

9. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности

Из книги Библия БДСМ. Полное руководство автора Таормино Тристан

56. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ Н.И. Вессель в воспитательном процессе выделял две стороны – субъективную (формальную) и объективную (материальную). Вессель

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег Олегович

“ЭМПИРИЗМ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ: ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ПО ЮМУ” (“Empirisme et subjectivite: Essai sur la nature humaine selon Hume”) - книга Ж. Делёза (см.), опубликованная в 1953.Согласно Делёзу (первая глава “Проблема познания и проблема морали”), “Юм предполагает создать науку о человеке. В чем же

Из книги Дерзкая книга для девочек автора Фетисова Мария Сергеевна

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

3. Понимание человеческой речи О способности собак понимать речь людей сложено множество легенд. Но, к сожалению, это всего лишь легенды. Собака воспринимает человеческую речь совершенно иначе, чем сам человек, это в значительной степени именно восприятие, а не понимание.

Из книги автора

7.1 Взаимодействие человеческой самки с разными самцами С точки зрения биологии, если вас что-нибудь кусает, то оно, скорее всего, женского пола. Скотт Круз Как мы показали в предыдущих главах, биологическая роль человеческой самки заключается в поиске генетически

Из книги автора

Свобода слова. Свобода совести См. также «Цензура» Милостью Божьей в нашей стране мы имеем три драгоценных блага: свободу слова, свободу совести и благоразумие никогда не пользоваться ни тем, ни другим. Марк Твен Бороться за свободу законным образом можно лишь в том

Из книги автора

Совесть См. также «Раскаяние. Покаяние», «Свобода слова. Свобода совести», «Стыд» Совесть – тысяча свидетелей. Квинтилиан Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал. NN* Совесть – это дворняжка, которая свободно дает вам

Из книги автора

Цензура См. также «Свобода слова. Свобода совести» Ни одно правительство не может существовать без цензуры: там, где печать свободна, никто не свободен. Томас Джефферсон* Я только не имею права касаться в моих статьях власти, религии, политики, нравственности,

Предлагаю коллегам свой вариант объяснения сложной философской темы кодификатора ЕГЭ по обществознанию 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность. Знание материала по данной теме поможет учащимся в написании эссе. В лекции приводятся различные взгляды мудрецов о свободе, ученики могут использовать их для подтверждения или опровержения своей аргументации. Далее дается научное определение термина "свобода". Объясняется связь свободы, необходимости и ответственности, важность правильного выбора человека. Доступно и просто дается объяснение фатализма и волюнтаризма.

Просмотр содержимого документа
«Тема 1.17 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответстсвенность.»

Подготовка к ГИА по обществознанию 11 класс.

Раздел I « ЧЕЛОВЕК »

Тема 1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.

Перед нами сложная философская тема. Знание данной темы вам понадобится особенно при написании эссе. Итак, приступим.

Человек рождается свободным , и никто не вправе обратить его в раба. Мы часто слышим о свободе, понимаем её, как важную ценность в жизни. Каждый человек стремится к свободе. И это стремление возникает в нем с самого раннего детства, когда он выражаясь: «Я сам!», хочет выполнять определенные действия, что-то одеть или поесть, построить пирамиду из кубиков. Но каково же значение этого слова и какой смысл в Свободе? На этот вопрос люди отвечают по-разному. Рассмотрим некоторые афоризмы мудрецов прошлого про свободу (их полезно запомнить и при необходимости использовать при аргументации своего мнения в эссе).

Зенон (философ Др.Греции) - состояние особой мудрости.

Демонакт (философ Др.Греции) - свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.

Платон (философ Др.Греции) - власть над жизнью .

Цицерон (философ Др.Рима) - зависимость от законов.

Вольтер (французский философ 18 века) - делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным.

Ш.Монтескье это право делать все, что разрешено законом .

Ж.Ж. Руссо (франц.философ Нового Времени) - состояние человека с первого момента своего рождения, которое затем пытаются у него отнять.

М.Клаудиус (немецкий писатель 1740 – 1815) – свобода заключается в праве делать то, что не вредит другим.

И.Ф.Шиллер (немецкий поэт 1759-1805) – свободен лишь тот, кто владеет собой.

Л.Н.Толстой (1828-1910) - хочешь быть свободным – приучай себя воздерживаться в своих желаниях.

Древняя китайская мудрость если бы люди стремились совершенствовать себя вместо того, чтобы спасать весь мир, если бы они пытались добиться внутренней свободы вместо того, чтобы освобождать все человечество, - как много они сделали бы для действительного освобождения человечества!

Карл Маркс (немецкий философ 1818 – 1883) – свобода – это осознанная необходимость.

Остановимся на высказывании Карла Маркса, созвучное с первой частью нашей темы. Давайте, разберемся, что оно означает. Если свобода, как возможность поступать так, как хочется, предполагает наличие выбора, а необходимость, как-то, что должно быть сделано человеком обязательно, предполагает отсутствие выбора, то какова связь между этими понятиями?

Важное значение этой связи заключается в понимании того, что необходимость осознается человеком. Человек, как существо разумное, должен понимать, что жить в обществе и быть абсолютно свободным от него не возможно. Существуют ограничители человеческой свободы, это право и закон, моральные нормы, традиции и обычаи, да и уровень развития и характером общества в котором человек живет. Мы перечислили внешние обстоятельства необходимости в поведении, которые человек осознает, принимает и действует согласно им. Он понимает, что нарушения установленных норм и правил повлечет к ответственности. Но эти внешние обстоятельства не являются единственными ограничителями человеческой свободы. Есть и другое, не менее важное - это совесть человека, его моральный долг, чувство справедливости – внутренние ограничители человека. Нормальные человеческие отношения в обществе строятся на единстве свободы, вытекающей из необходимости и ответственности.

Важной стороной свободы человека в обществе служит возможность выбора. В жизни каждого человека наступает этап, когда перед ним со всей остротой встает вопрос: Какой путь избрать в дальнейшем? Этот выбор предполагает, прежде всего собственную ответственность. Принимая решения в каждый конкретный момент жизни, необходимо идти на затраты собственных сил, энергии, эмоций. Без самоотдачи, ни один из намеченных планов не будет осуществлен. Нельзя прожить жизнь за чужой счет - ни за счет родителей, ни за счет учителей, ни за счет друзей. Только осмыслив и приняв это, можно стать ответственным и самостоятельным человеком, пользоваться уважением окружающих.

Наука дает такое определение свободы - это самостоятельность личности, выражающаяся в ее способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. Сделанный человеком выбор в конкретной жизненной ситуации означает, что он готов взять на себя ответственность. Принятое решение связанно с риском сделать что-то не так или не то, поэтому выбор человека, предполагает наличие у него мужества на всех этапах деятельности, начиная с принятия решения до её реализации, и, особенно в случае неудачи. Поэтому свобода человека связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением сделать правильный выбор.

По отношению к человеческой свободе сложились две мировоззренческие концепции: фатализм и волюнтаризм.

Волюнтаризм абсолютизирует свободу человеческой воли. Волюнтаризм говоря простой фразой основан на вере в то, что все на свете происходит потому, что кто-то так захотел и кому-то это нужно.

Фатализм исторически возник раньше волюнтаризма и рассматривает каждый человеческий поступок, как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. То есть фатализм – это убежденность в том, что всё предрешено, и своими силами человек ничего не может изменить в своей судьбе. Любое неравенство между людьми рассматривается просто – у людей разные судьбы. Кто рожден стать царем, а кто-то слугой. Опасность фатализма заключается в том, что она делает человека пассивным. Человек думает «что толку что-то делать, когда кому-то предрешено сидеть на дне, а кому-то править миром». Но дело ведь в том, что человек не знает, какая ему уготована судьба. Не может ли его бездействие и смирение с тем что есть, привести к упущенным возможностям? Может! Тогда почему бы не стремится к большему?

Волюнтаризм – концепция противоположная фатализму, абсолютизирует свободу человеческой воли. Говоря проще волюнтаризм основан на вере в то, что все на свете происходит потому, что кто-то из людей так захотел и кому-то это нужно. Прогресс общественного развития привел к пониманию человеком его всесильности и всемогущества. Человек придерживающийся волюнтаристских качеств, считает, что его возможности безграничны и в своем поведении пренебрегает возможными последствиями. Опасность волюнтаризма заключается в том, что человек переоценивает себя и недооценивает реальные объективные условия.

В заключении хочу привести строки из стихов В. Шекспира.

Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

К счастью, у каждого человека не одна возможная роль, их множество. Поэтому, если не получилось стать тем, кем хотелось, есть возможность стать кем-то еще и быть счастливым в этой роли. Главное понимать, что все в твоих руках!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Информационный портал по безопасности
Noize MC:
Ёлка - Вот это, да! (NEW). Кто сказал, что ёлка и кошка - это несовместимо? Елка кто сказал