Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Иерархия рпц. Церковная иерархия - табель о рангах священнослужителей

В Православной Церкви существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Кроме того, все духовенство делится на "белое" - женатое и "черное" - монахов.

Диакон (греч. "диаконос" - служитель) - священнослужитель первой (младшей) ступени священства. Он участвует в богослужении, но сам таинств не свершает. Диакон в монашеском чине называется иеродиаконом. Старший диакон в белом (женатом) духовенстве именуется протодиаконом, а в монашестве - архидиаконом.

Священник, или пресвитер (греч. "пре-свитерос" - старец), или иерей (греч. "иере-ис" - священник), - священнослужитель, который может совершать шесть из семи таинств, за исключением таинства Рукоположения, то есть возведения в одну из степеней церковной иерархии. Священники находятся в подчинении епископа. Им поручается возглавлять церковную жизнь на городских и сельских приходах. Старший священник в приходе называется настоятелем.

В сан пресвитера может быть рукоположен только диакон (женатый или монашествующий). Священник, состоящий в монашеском чине, называется иеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями, протопресвитерами, а монашествующие - игуменами. Настоятели монашеских обителей именуются архимандритами. Сан архимандрита обычно имеет настоятель крупного монастыря, лавры. Игумен - настоятель обычного монастыря или приходского храма.

Епископ (греч. "епископос" - блюститель) - священнослужитель высшей степени. Епископ называется также архиереем, или иерархом, то есть священноначальником, иногда - святителем.

Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией. Епископ, управляющий приходами большого города и прилегающей области, называется митрополитом.

Патриарх - "отценачальник" - предстоятель Поместной Церкви, избираемый и поставляемый на Соборе, - высший чин церковной иерархии.

Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он управляет церковью со Священным Синодом. В Синод кроме Патриарха постоянно входят митрополиты Киевский, Петербургский, Крутицкий, Минский. Постоянным членом Священного Синода является председатель Отдела внешних церковных сношений. Еще четверых приглашают из остального епископата по очереди в качестве временных членов на полгода.

Помимо трех священных чинов в Церкви существуют еще низшие служебные должности - иподиаконы, псаломщики и пономари. Они относятся к числу церковнослужителей и поставляются на свою должность не через Рукоположения, а по архиерейскому или настоятельскому благословению.

Иерархия в православной церкви обладает большим количеством наименований (рангом). Человек, приходящий в церковь, встречается со священнослужителями, которые занимают определенные посты и несут ответственность, как истинные служители Всевышнего, за паству.

Церковная иерархия в православии

Православные чины

Бог-Отец разделил собственный народ на три типа, в зависимости от приближенности к Своему Царству.

  1. К первому разряду относятся миряне - рядовые члены православного братства, которые не облачились в духовный сан. Эти люди составляют основную массу всех верующих и принимают участие в молитвенных богослужениях . Церковь разрешает мирянам проводить обряды и в своих домах. В первые столетия христианства народ имел гораздо больше прав, чем сегодня. Голоса мирян имели силу при избрании настоятелей и архиереев.
  2. Церковнослужители - низший чин, посвятивший себя Богу и облачившийся в соответствующие одежды. Чтобы получить посвящение эти люди проходят обряд хиротесии (рукоположения) по благословению епископа. Сюда относят чтецов, пономарей (дьячков), певцов.
  3. Священнослужители - ступень, где стоят высшие клирики, образующие богоучрежденную иерархию. Для получения этого чина следует пройти таинство хиротонии , но только после нахождения некоторое время в более низком ранге. Белые одежды носит духовенство, которому позволено иметь семью, в черном - те, кто ведет монашескую жизнь. Только последним разрешается управлять церковным приходом.

О различных служителях церкви:

При первом же взгляде на духовенство понимаешь, что для удобства в определении чина различается одежда батюшек и святых отцов: немногие носят красивые разноцветные мантии, другие придерживаются строгого и аскетичного вида.

На заметку! Церковная иерархия является, как говорит Псевдо-Дионисий Ареопагит, прямым продолжением «небесной армии», в которую входят архангелы - ближайшие поданные Бога. Высшие чины, разделенные на три строя, через беспрекословное служение передают благодать от Отца к каждому из его детей, коими мы и являемся.

Начало иерархии

Термин «причет церковный» употребляется как в узком, так и широком смысле. В первом случае это словосочетание означает совокупность священнослужителей самого низкого ранга, не вписывающегося в трёхстепенный строй. Когда говорят в широком смысле, имеют в виду клириков (причетников), объединение которых составляет штат любого церковного комплекса (храма, монастыря).

Приход Православной церкви

В дореволюционной России их утверждала консистория (учреждение при епископате) и лично архиерей. Количество священнослужителей низшего ранга зависело от числа прихожан, ищущих общения с Господом. Причет большой церкви состоял из десятка диаконов и клириков. Чтобы совершить изменения в составе этого штата, архиерей обязан был получить разрешение от Синода.

Доходы причета в прошлые века складывались из платы за церковные требы (священнодействия и молитвы по нужде мирян). Сельские приходы, обслуживаемые низшими чинами, обеспечивались участками земли. Некоторые чтецы, пономари и певцы жили в специальных церковных домах, а в XIX стали получать жалование.

Для сведения! История развития церковной иерархии полностью не раскрыта. Сегодня с уверенностью говорят о трех степенях священства, тогда как о первохристианских именованиях (пророк, дидаскал) практически забыли.

Смысл и значение чинов отражали ту деятельность, которую авторитетно оглашала Церковь. Ранее братией и делами монастыря управлял игумен (предводитель), отличавшийся только наличием опыта. Сегодня обретение церковного ранга похоже на должностную награду, полученную за определенный период службы.

О жизни Церкви:

Пономари (дьячки) и клир

При возникновении христианства они исполняли роль сторожей храмов и священных мест. В обязанности привратников входило возжжение лампады при богослужениях. Григорий Великий называл их «хранителями церкви». Пономари распоряжались выбором утвари для обрядов, они вносили просфоры, освященную воду, огонь, вино, возжигали свечи, занимались уборкой алтарей, благоговейно мыли полы и стены.

Сегодня должность дьячка практически сведена к нулю, старинные обязанности теперь возложены на плечи уборщиков, сторожей, послушников и простых монахов.

  • В Ветхом Завете термин «клир» затрагивает низший чин и простой народ. В древности клириками становились представители племени (колена) Левия. Народом называли всех тех, кто не отличался «истинной» родовитостью.
  • В книге Нового Завета критерий нации опускается: теперь низший и высший чин может получить любой христианин, подтвердивший соответствие определенным канонам религии. Здесь повышается статус женщины, которой позволяется получить вспомогательную должность.
  • В древности народ разделяли на мирян и монахов, которые отличались большим аскетизмом в жизни.
  • В узком значении клирики - церковнослужители, стоящие на одной ступени с причетниками. В современном православном мире это наименование распространилось и на священников высшего ранга.

Первая ступень иерархии священнослужителей

В первых христианских общинах диаконами называли помощников епископа. Сегодня они служат слову Божьему, читая Священные Писания и возглашая мольбы от лица прихожан. Диаконы, всегда спрашивающие благословение на работы, кадят церковное помещение, помогают совершать проскомидию (литургию).

Диакон помогает епископу или священнику в совершении богослужений и таинств

  • Именование без уточнения указывает на принадлежность служителя белому духовенству. Монашествующий чин называется иеродиаконами: их одежды не отличаются, но вне литургий они носят черную рясу.
  • Старшим в ранге диаконата является протодиакон, которого отличает двойной орарь (длинная узкая лента) и фиолетовая камилавка (головной убор).
  • В древности было распространено давать чины диаконисс, задача которых состояла в ухаживание за больными женщинами, подготовке к крещению и помощи священникам. Вопрос о возрождении такой традиции рассматривался в 1917 г., но ответа не оказалось.

Иподиакон является помощником дьякона. В древнее время им не разрешали брать жен. Среди обязанностей находилась забота о церковных сосудах, покровах алтаря, который они же и охраняли.

Для сведения! В настоящем этот чин наблюдается только в богослужениях архиерея, которому иподиаконы со всем старанием прислуживают. Кандидатами на ранг становятся чаще студенты духовных академий.

Вторая ступень иерархии священнослужителей

Пресвитер (глава, старейшина) - общий канонический термин, объединяющий чины среднего порядка. Он имеет право совершать таинства причащения и крещения, но не обладает авторитетом ставить других священников на какие-либо места иерархии или даровать окружению благодать.

Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем

При апостолах пресвитеры часто именовались епископами - термином, обозначающим «блюстителя», «надзирателя». Если такой священник обладал мудростью и почетным возрастом, его называли старейшиной. В книге Деяний и Посланий говорится, что пресвитеры благословляли верных и председательствовали в отсутствие епископа, они оказывали поучение, совершали множество таинств и принимали исповеди.

Важно! РПЦ выдвигает правила, которые говорят о том, что сегодня эта церковная ступень доступна только монахам с богословским образованием. От пресвитеров требуют идеальной нравственности и возраста выше 30 лет.

В эту группу вносят архимандритов, иеромонахов, игуменов и протоиереев.

Третья ступень иерархии священнослужителей

До Церковного Раскола, произошедшего в середине XI века, две части христианства были едины. После разделения на православие и католицизм основы епископата (высшего чина) практически не отличались. Богословы говорят, что власть эти две религиозные организации признают могущество Бога, а не человека. Право управлять передается только после снисхождения Святого Духа в ритуале хиротонии (рукоположения).

Епископом в современной русской традиции может стать только монах

Христианский богослов по имени Игнатий Антиохийский, являющийся учеников Петра и Иоанна, положительно отнесся к вопросу о том, что в каждом городе необходим один епископ. Последнему должны беспрекословно подчиняться священники низших ступеней. Апостольское преемство, дающее право на церковную власть перед паствой, рассматривалось в качестве догмата в доктринах православия и католицизма.

Приверженцы последнего поддерживают безусловный авторитет Папы Римского, что формирует строгую иерархию епископов.

В православии власть отдается патриархам национальных церковных организаций. Здесь, в отличие от католицизма, официально принята доктрина о соборности иерархи, где каждые главы уподобляются апостолам, слушающим наставления Иисуса Христа и дающим распоряжение пастве.

Архиереи (архипастыри), епископы, патриархи обладают совершенной полнотой служб и администрирования. Этот чин имеет право на произведение всех таинств, рукоположения представителей других степеней.

Священнослужители, находящиеся в одной церковной группе равны «по благодати» и действуют в рамках соответствующих правил. Переход на другую ступень происходит во время Литургии, в центре храма. Это говорит о том, что монах получает символическое облачение безличностной святости.

Важно! Иерархия в православной церкви строится на определенных критериях, где низшие чины подчиняются высшим. В соответствии с рангом миряне, причетники, церковники и священнослужители имеют определенные полномочия, которые должны выполнять с истинной верой и беспрекословностью перед волей Высшего Творца.

Православная азбука. Иерархия церковная

В православии Различают белое духовенство (священники, не приносившие монашеских обетов) ичёрное духовенство (монашество)

Чины белого духовенства:

Алтарник - именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин не употребляется в канонических и литургических текстах, но стал общепринятым в указанном значении к концу XX в. во многих европейских епархиях в Русской Православной Церкви Наименование «алтарник» не является общепринятым. В сибирских епархиях Русской Православной Церкви оно не употребляется; вместо него в данном значении обычно используется более традиционный термин пономарь, а также послушник. Над алтарником не совершается таинствосвященства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре.
в обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и пред иконостасом; подготовка облачения священников и диаконов; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; разжигание угля и подготовка кадила; подавание плата для отирания уст во время Причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; уборка в алтаре; при необходимости - чтение во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря.Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами.Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.

Чтец
(псаломщик ; ранее, до конца XIX - дьячок , лат. lector ) - в христианстве - низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и молитвы. Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались благотворительностью, имели и другие церковные послушания. В православной церкви чтецы посвящаются архиереями через особый обряд - хиротесию, иначе называемый «поставлением». Это первое посвящение мирянина, только после которого может последовать его посвящение в иподиакона, а затем и рукоположение во диакона, далее - во священника и высшее - во епископа (архиерея). Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью. Во время пострига на него сначала надевается малая фелонь, которая затем снимается, и надевается стихарь.

Иподиакон (греч. ; в просторечии (устар.) поддьякон от греч. ??? - «под», «внизу» +греч. -служитель ) - церковнослужитель в православной церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывает ему руки облачает и совершает некоторые другие действия. В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь и имеет одну из принадлежностей диаконского сана - орарь, который надевает крестообразно через оба плеча и символизирует ангельские крыла.Будучи самым старшим церковнослужителем, иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями. Поэтому иподиакон, по благословению служащего архиерея, может прикасаться к престолу и жертвеннику во время богослужения и в определённые моменты входить в алтарь через Царские врата.

Диакон (лит. форма; разг. дья?кон ; др.-греч. - служитель ) - лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.
На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение - быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы, диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали у нас для увеличения содержания священников.

Протодиакон
или протодьякон - титул белого духовенства , главный диакон в епархии при кафедральном соборе. Титул протодиакона жаловался в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного ведомства. Знаки отличия протодиакона - протодиаконский орарь со словами «Святъ, святъ, святъ ».В настоящее время титул протодиакона обычно даётся диаконам после 20 лет служения в священном сане.Протодиаконы нередко славятся своим голосом, являясь одним из главных украшений богослужения.

Иерей - термин, перешедший из греческого языка, где первоначально обозначал «жреца», в христианский церковный обиход; в буквальном переводе на русский язык - священник. В Русской церкви используется как младший титул белого священника. Он получает от епископа власть учить людей вере Христовой, совершать все Таинства, кроме Таинства Рукоположения священства, и все церковные службы, кроме освящения антиминсов.

Протоиерей (греч. - «первосвященник», из «первый» + «священник») - титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной церкви. Протоиерей обычно является настоятелем храма. Посвящение в протоиерея происходит через хиротесию. При богослужениях (за исключением литургии) священники (иереи, протоиереи, иеромонахи) поверх подрясника и рясы надевают фелонь (ризу) и епитрахиль.

Протопресвитер - высшее звание для лица белого духовенства в русской церкви и в некоторых иных поместных церквях После 1917 года присваивается в единичных случаях священникам священства, как награда; не является отдельной степенью В современной РПЦ награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и Всия Руси.

Чёрное духовенство:

Иеродиакон (иеродьякон) (от греч. — - священный и - служитель; древнерусское «чёрный диакон») - монахв сане дьякона. Старший иеродьякон называется архидиаконом.

Иеромонах - в православной церкви монах, имеющий сан священника (то есть право совершать таинства). Иеромонахами становятся монахи через хиротонию или белые священники через монашеский постриг.

Игумен (греч. - «ведущий», женск. игуменья ) - настоятель православного монастыря.

Архимандрит (от греч. - главный, старший + греч. - загон, овчарня, ограда в значении монастырь ) - один из высших монашеских чинов в Православной церкви (ниже епископа), соответствует митрофорному (награжденному митрой) протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.

Епископ (греч. - «надзирающий», «надсматривающий») в современной Церкви - лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей .

Митрополит - первый по древности епископский титул в Церкви.

Патриарх (от греч.- «отец» и - «господство, начало, власть») - титул представителя автокефальной Православной Церкви в ряде Поместных Церквей; также титул старшего епископа; исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому), которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции. Патриарх избирается Поместным Собором.

В Православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Еще до рукоположения в диакона ставленник должен решить: будет ли он проходить священническое служение, являясь женатым (белое духовенство) или же приняв монашество (черное духовенство). С прошлого века в Русской Церкви существует также институт целибата, то есть сан принимается с обетом безбрачия ("Целибат" - по-латыни "холост"). Диаконы и священники - целибаты также относятся к белому духовенству. В настоящее время монахи-священники служат не только в монастырях, они нередки и на приходах, как в городе, так и в деревне. Епископ должен быть обязательно из черного духовенства. Священническая иерархия может быть представлена так:

БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО
ДИАКОН
Диакон Иеродиакон
Протодиакон
(старший диакон,
как правило, в соборе)
Архидиакон
(старший диакон, в монастыре)
СВЯЩЕННИК
Иерей
(священник, пресвитер)
Иеромонах
Протоиерей
(старший священник)
Игумен
Митрофорный протоиерей
Протопресвитер
(старший священник
в кафедральном соборе)
Архимандрит
ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ)
- Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх

Если монах принимает схиму (высшая монашеская степень - великий ангельский образ), то к названию его сана прибавляется приставка "схи" - схимонах, схииеродиакон, схииеромонах (или иеросхимонах), схиигумен, схиархимандрит, схиепископ (архиерей-схимник должен при этом оставить управление епархией).

В обращении с духовенством следует стремиться к нейтральной стилистике речи. Так, не является нейтральным обращение "отец" (без употребления имени). Оно или фамильярно, или функционально (характерно для обращения священнослужителей между собой: "Отцы и братья. Прошу внимания"). Вопрос о том, в какой форме (на "ты" или на "вы") следует обращаться в церковной среде, решается однозначно - на "вы" (хотя мы и говорим в молитве Самому Богу: "оставь нам", "помилуй меня"). Впрочем, ясно, что при близких отношениях общение переходит на "ты". И все же при посторонних проявление в церкви близких отношений воспринимается как нарушение нормы.

Следует помнить, что в церковной среде принято обращаться с употреблением имени собственного в том виде, в каком оно звучит по-церковнославянски. Поэтому говорят: "отец Иоанн" (не "отец Иван"), "диакон Сергий" (а не "диакон Сергей"), "Патриарх Алексий" (а не "Алексей").

Иерархически сану архимандрита в черном духовенстве соответствуют в белом духовенстве митрофорный протоиерей и протопресвитер (старший священник в кафедральном соборе).

В чём разница между епископами, священниками и другими священнослужителями?

Разница в полноте Благодати. Всю полноту Апостольской Благодати, полученной ими от Господа Иисуса Христа, имеют Епископы Церкви, как полноправные преемники Апостолов. Епископы, поставляя Пресвитеров (священников) для священнослужения, передают им часть апостольской Благодати, достаточную для совершения вышеупомянутых шести Таинств и других священнодействий. Кроме епископов и священников, существует ещё чин Диаконов (диакония - служение греческ.), которые при посвящении их получают Благодать в той полноте, которой достаточно им для выполнения их диаконского служения. Иначе говоря, диаконы сами не совершают священнодействии, но "служат", помогают епископам и священникам совершать священнодействия. Священники "священнодействуют", то есть совершают шесть Таинств и менее значительные священнодействия, учат народ Слову Божию и руководят духовной жизнью доверенной им паствы. Епископы совершают все священнодействия, которые могут совершать священники, и, к тому же, совершают Таинство Священства и возглавляют Поместные Церкви, или входящие в них епархии , объединяющие различное количество приходов , руководимых священниками.

"Между епископами и пресвитерами, - говорит святой Иоанн Златоуст, - нет большого различия, так как и пресвитерам предоставлено право учительства и церковного управления, и что сказано относительно епископов, то же самое применимо и к пресвитерам. Одно только право посвящения возвышает епископов над пресвитерами". (Настольная книга священнослужителя. Издание Московской Патриархии. Москва, 1983г. Стр. 339).

Нужно также добавить, что посвящение диакона и священника совершается одним епископом, посвящение же епископа должно совершаться не менее чем двумя, или более, епископами.

Иеромонах Аристарх (Лоханов)
Трифоно-Печенгский монастырь

Возникновение христианства связывают с приходом на землю сына Божьего - Иисуса Христа. Он чудесно воплотился от Святого Духа и Девы Марии, вырос и повзрослел как человек . В 33 года он отправился проповедовать в Палестине, призвал двенадцать учеников, совершал чудеса, обличал фарисеев и иудейских первосвященников.

Был арестован, судим и подвергся позорной казни через распятие. На третий день воскрес и являлся своим ученикам. На 50-й день после воскрешения - вознесён в Божьи чертоги к своему Отцу.

Христианское мировоззрение и догматы

Христианская церковь была образована более 2 тыс. лет назад. Точное время её начала определить сложно, так как события её возникновения не имеют документированных официальных источников. В исследованиях этого вопроса опираются на книги Нового Завета. Согласно этим текстам - церковь возникла после сошествия Святого Духа на апостолов (праздник Пятидесятницы) и начала их проповеди слова Божьего среди людей.

Возникновение апостольской церкви

Апостолы, после обретения способности понимать и говорить на всех языках, отправились по миру, проповедуя о новом учении, основанном на любви. Это учение базировалось на иудейской традиции поклонения единому Богу, основы которого изложены в книгах пророка Моисея (Пятикнижье Моисея) - Торы. Новая вера предлагала понятие Троицы, которое выделяло в едином Боге три ипостаси:

Основным отличием христианства - был приоритет любви Божьей над законом, при этом сам закон не отменялся, а дополнялся.

Развитие и распространение учения

Проповедники следовали от селения к селению, после их ухода возникшие адепты объединялись в общины и вели рекомендованный образ жизни, игнорируя старые устои, которые противоречат новым догматам. Многие официальные лица того времени не приняли возникшее учение, ограничивающее их влияние и ставящее под сомнение многие сложившиеся положения. Начались гонения, многие последователи Христа подверглись истязаниям и казням, но это лишь укрепило дух христиан и расширило их ряды.

К четвёртому веку общины разрослись по всему Средиземноморью и даже широко шагнули за его пределы. Император Византии Константин проникся глубиной нового учения и стал утверждать его в пределах своей империи. Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, просветлённые Святым Духом, разработали и структурно изложили учение, утвердив порядок богослужений, формулировку догматов и каноничность источников. Укрепляется иерархическая структура, возникает несколько поместных Церквей.

Дальнейшее развитие христианства происходит бурно и на обширных пространствах, но при этом возникают две традиции богослужений и догматов. Они развиваются каждая по своему пути, а в 1054 г. происходит окончательный раскол на католиков, исповедавших западную традицию, и православных сторонников восточной традиции. Взаимные претензии и обвинения приводят к невозможности взаимного литургического и духовного общения. Католическая церковь считает своим главой Папу Римского. Восточная церковь включает в себя несколько патриархатов, сформированных в разное время.

Православные общины со статусом патриархата

Во главе каждого патриархата стоит патриарх. Патриархаты могут включать в себя Автокефальные церкви, экзархаты, митрополии и епархии. В таблице перечислены современные церкви, которые исповедуют православие и имеют статус патриархата:

  • Константинопольская, образована апостолом Андреем в 38 г. С 451 г. получает статус Патриархата.
  • Александрийская. Считается, что её основателем был апостол Марк около 42 года, в 451 году правящий епископ получил титул патриарха.
  • Антиохийская. Основана в 30-е года н. э. апостолами Павлом и Петром.
  • Иерусалимская. Предание утверждает, что первое время (в 60-х годах) она возглавлялась родственниками Иосифа и Марии.
  • Русская. Образована в 988 г., автокефальная митрополия с 1448 г., в 1589 - введено патриаршество.
  • Грузинская православная церковь.
  • Сербская. Получает автокефалию в 1219 г.
  • Румынская. С 1885 г. официально получает автокефалию.
  • Болгарская. В 870 году добилась автономии. Но только в 1953 г. признана патриархатом.
  • Кипрская. Образована в 47 году апостолами Павлом и Варнавой. Автокефалию получает в 431 г.
  • Элладская. Автокефалии добилась в 1850 г.
  • Польская и Албанская православные церкви. Обрели автономию в 1921 г. и 1926 г. соответственно.
  • Чехословацкая. Крещение чехов началось в X веке, но только 1951 г. они получают автокефалию от Московского патриархата.
  • Православная церковь в Америке. Была признана в 1998 г. Константинопольской церковью, считается последней православной церковью, получившей патриархат.

Главой Православной Церкви является Иисус Христос. Управляется она его предстоятелем патриархом, состоит из членов церкви, людей, исповедующих учение церкви, прошедших таинство крещения, регулярно участвующих в богослужениях и таинствах. Все люди, считающие себя членами, представлены иерархией в православной церкви, схема их разделения включает три общности - миряне, церковнослужители и священнослужители:

  • Миряне - это члены церкви, посещающие богослужения и принимающие участие в таинствах, совершаемых священнослужителями.
  • Церковнослужители - благочестивые миряне, выполняющие послушание священнослужителей. Они обеспечивают утверждённое функционирование церковной жизни. С их помощью происходит уборка, охрана и украшение храмов (трудники), обеспечение внешних условий порядка богослужений и таинств (чтецы, пономари, алтарники, иподьяконы), хозяйственная деятельность церкви (казначеи, старосты), а также миссионерская и образовательная работы (преподаватели, катехизаторы и воспитатели).
  • Священнослужители или клирики делятся на белое и чёрное духовенство и включают все церковные саны: дьяконов, священство и епископов.

К белому духовенству относятся церковники, прошедшие таинство рукоположения, но не принявшие монашеских обетов. Среди низших чинов различают такие звания, как дьякон и протодиакон, получившие благодать для совершения положенных действий, помогающие вести службу .

Следующий ранг - пресвитер, они имеют право совершать большинство таинств, принятых в церкви, их чины в православной церкви по возрастанию: иерей, протоиерей и самый высокий - митрофорный протоиерей . В народе их зовут батюшками, священникам или попами, в их обязанность входит быть настоятелями храмов, возглавлять приходы и объединения приходов (благочиния).

К чёрному духовенству причисляют членов церкви, которые приняли монашеские обеты, ограничивающие свободу монаха. Последовательно различают пострижение в рясофор, мантию и схиму. Живут монахи обычно в монастыре. При этом иноку нарекается новое имя. Монах, прошедший дьяконское рукоположение, переводится в иеродиакона, он лишён возможности совершать почти все таинства церкви.

После священнического рукоположения (совершается только епископом, так же как и в случае рукоположения иерея), монаху присваивается чин иеромонаха, право совершать многие таинства, возглавлять приходы и благочиния. Следующие чины в монашестве именуются - игумен и архимандрит или священноархимандрит. Их ношение предполагает занятие должности старшего руководителя монастырской братией и хозяйства обители.

Следующая иерархическая общность называется епископат, она образуется только из чёрного духовенства. Кроме епископов, здесь по старшинству различают архиепископов и митрополитов. Рукоположение во епископа носит название хиротония и осуществляется коллегией епископов. Именно из этой общности назначаются руководители епархий, митрополий, экзархатов. К руководителям епархий в народе принято обращаться - архиерей или владыка.

Вот такие признаки позволяют отличаться членам церкви от остальных граждан .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Нежные сырники: все тонкости приготовления
Оладьи на молоке с разрыхлителем
Как приготовить беляши с мясом на сковороде