Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Виды, формы и примеры глаголов. Что такое глагол

Группа № 3. В определении глагола допущена ошибка. Найдите и объясните её. Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица, называются безличными. В предложении с безличными глаголами подлежащее стоит после сказуемого. Найдите глагол по его морфологическим признакам: совершенного вида, непереходный, стоит в прошедшем времени, в единственном числе.

Слайд 9 из презентации «Повторение глагола» . Размер архива с презентацией 150 КБ.

Русский язык 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Слово «собака»» - Высказывания о собаках. Лексическое значение. Слово в названиях художественных произведений. Собака бежит задыхаясь. Картина. Картины. Ефремова собака. Этимологическое значение. Собака. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Синонимы. Стихи.

«Виды местоимений» - Местоимения. Личные местоимения. Определительные местоимения. Относительные местоимения. Указательные местоимения. Приставка. Возвратное местоимение. Неопределённые местоимения. Притяжательные местоимения. Форма вежливого обращения. Морфологический разбор местоимения. Местоимение как часть. Неопределённые местоимения с приставкой. Вопросительные местоимения. Местоимения изменяются по падежам. Отрицательные местоимения.

«Грамматические разряды прилагательных» - Словарное слово. Свободная стихия. Элементы методики обучения. Определите разряд прилагательного. Комфорт. Буквенный диктант. Светофор. Притяжательные прилагательные. Прилагательные в предложении. Заполни таблицу. Настрой на урок. Третий лишний. Качественные прилагательные. Прилагательное. Опорные фразы. Разряды имён прилагательных. Вставьте пропущенные орфограммы.

«Как определить род существительного» - Сделайте синтаксический разбор предложения. Существительные мужского рода. Род несклоняемых собственных имен существительных. Прочитайте слова. Какие существительные называются несклоняемыми. Как определить род несклоняемых существительных. Иноязычные существительные. Проверьте себя. Выпишите склоняемые сложносокращенные сущ.. Имена существительные общего рода. Вставьте пропущенные буквы. Какой суффикс пишется в разносклоняемых существительных.

««Глагол» повторение 6 класс» - Глагол. Глагол в роли сказуемого. Определите время глаголов. Какие глаголы называются переходными. Будущее время. Неопределённая форма глагола. Прошедшее время. На какие вопросы отвечают глаголы. Методика преподавания русского языка в школе глухих. Спряжение. Настоящее время.

«Какие признаки у глагола» - Наклонение. Повелительное наклонение. Инфинитив. Условное наклонение. Спряжение глаголов. Наклонение глагола. Признаки глагола. Времена глагола. Виды глагола. Дети. Глагол. Значение. Глаголы. Морфологические признаки. Синтаксические признаки глагола. Зорька красная. Понятие о глаголе. Окончания. Общее грамматическое значение. Синтаксические признаки. Исключение. Возвратные глаголы. Лицо и число глагола.

Глаголом называется часть речи, которая объединяет слова, которые обозначают действие, происходящее в настоящем, прошедшем или будущем времени, а также состояние того или иного предмета. Глаголы отвечают на вопросы: Что сделать? Что делать?

Давайте рассмотрим предложение, и определим глагола в нем. Вечером погода зашумела: быстрая река волновалась, ветер стучал в окна, буря начала выть. Слова – глаголы в этом предложении – зашумела, стучал, волновалась, начала выть.

Эти глаголы указывают нам на действие, которое происходило с предметами, относящимися к существительному. Погода (что сделала?) зашумела, река (что делала?) волновалась, ветер (что делал?) стучал, буря (что делала?) начала выть.

Изменения глагола

Обозначая действие, глагол может указывать и на время, когда это действие совершается. Глаголы имеют три времени: настоящее, будущее, прошедшее . Например: сижу (настоящее время), сидел (прошедшее время) и буду сидеть (будущее время).

В глаголах также различают три вида лиц: 1-е, 2-е и 3-е, и два числа: множественное и единственное. Примеры:

Сижу (1-е лицо, единственное число), стучим (1-е лицо, множественное число)

Сидишь (2-е лицо, единственное число), сидите (2 –е лицо, множественное число)

Сидит (1-е лицо, единственное число), сидят (3-е лицо, множественное число)

Глаголы, которые находятся в прошедшем времени, не обладают личными окончаниями, а их лицо выражается при помощи личных местоимений. Например: я сидел, ты сидел, он сидел.

По родам и числам глагол изменяется в прошедшем времени. Например: мама сидела (женский род), папа сидел (мужской род), что-то скрипело (средний род). Процесс изменения глагола по временам, лицам и числам называют спряжением глаголов.

Роль глаголов в предложении

Обычно в предложении глагол выступает сказуемым. Глагол сказуемое обозначает состояние предмета либо же действие предмета, который в данном предложении является подлежащим. Глагол – сказуемое согласовывается с подлежащим в лице и числе, в прошедшем времени – в роде и числе.

Например: Мы бросаемся в бой. В этом предложении глагол - сказуемое «бросаемся» согласовывается с подлежащим словом «мы» в числе и лице. Лошадь побежала по проселочной дороге. Сказуемое «побежала» согласовывается с подлежащим «лошадь» в числе и роде, так как находится в прошедшем времени.

Времена глагола

Как мы уже знаем, глаголы изменяются по временам. Настоящее время глаголов обозначает то действие, которое происходит одновременно с речью. Например: Ветер погоняет синие тучи на небесных просторах.

Также глагол в настоящем времени обозначает то состояние или действие предмета, которое происходит с ним постоянно. Например: Люди дышат легкими. Россию омывают воды двух океанов.

Глаголы прошедшего времени, указывают на действие, которое до момента речи. Например: Войска князя разгромили вражескую армию монголо-татар.

Неспроста же «глаголом» наши предки называли в принципе речь, так же это слово интерпретируется в словаре В. Даля. Примеры глаголов, их использование, изменение разберем в данной статье.

Глагол как часть речи

Часть речи, обозначающая действие и отвечающая на вопросы "что делать?", "что сделать?", - это и есть глагол. Относящийся к самостоятельным частям речи, он определяется общим грамматическим значением.

Для глагола это действие. Однако эта часть речи отличается оттенками смысла.

  1. Какой-либо физический труд: резать, рубить, вязать.
  2. Интеллектуальная либо речевая работа: наблюдать, говорить, думать.
  3. Перемещение предмета в пространстве: лететь, бежать, сидеть.
  4. Состояние субъекта: ненавидеть, болеть, спать.
  5. Состояние природы: похолодало, приморозило, вечереет.

Морфологические и синтаксические признаки

Что касается морфологических признаков - это всевозможные Примеры подробно разберем позже, а пока просто перечислим их. Наклонение, лицо, время, число, возвратность, род, вид и спряжение.

Что касается то чаще всего глагол используется в качестве сказуемого, он же вместе с подлежащим образует предикативную или грамматическую основу. Глагол в предложении может распространяться. Эту функцию выполняет существительное либо наречие.

Инфинитив

У каждого глагола имеется начальная форма, она и называется инфинитивом. Вопросы задаем следующие: "что делать?", "что сделать?". Примеры неопределенных глаголов: учить, рисовать (что делать?), выучить, нарисовать (что сделать?).

Глагола является неизменяемой, по ней не определяются время, лицо и число - сугубо действие. Сравним два примера: "Я работаю по специальности" - "Работать человеку необходимо для жизни". В первом примере глагол указывает, что действие происходит в настоящем времени, причем выполняет его сам говорящий (личное местоимение "я" указывает на 1 лицо, ед. ч.). Во втором обозначено действие в принципе, без указания числа и лица.

Между учеными-лингвистами до сих пор ведутся споры о том, что же такое -ть(-ти) у инфинитива: суффикс или окончание. Согласимся в данной статье с теми, кто позиционирует его как флексию. Если же глагол оканчивается на -чь (течь, печь, жечь), то это однозначно часть корня. Следует учитывать, что при изменении слова может происходить чередование: печь-пеку; течь-течет; жечь- жгу.

Инфинитив может выступать как в роли сказуемого, так и в роли подлежащего: "Читать - много знать". Здесь первый глагол "читать" - подлежащее, второй, "знать" - сказуемое. Кстати, подобные случаи требуют постановки особого знака препинания - тире.

Виды глагола

Вид глагола определяется вопросом, на который он отвечает. В русском языке существуют несовершенный (что делать? что делает? что делал?) и совершенный (что сделать? что сделает? что сделал?) виды глаголов. Примеры: говорить, говорит, говорил - несовершенный; сказать, скажет, сказал - совершенный.

Виды глагола различаются смысловым значением. Так, несовершенный обозначает некоторую продолжительность действия, его повторяемость. Например: писать - пишу. Действие имеет длительность, протяженность. Сравним со значением глагола совершенного вида: написать - напишу - написал. Здесь указывается, что действие завершено, у него есть какой-либо результат. Эти же глаголы определяют однократность действия (выстрелить).

Форма наклонения

Изменяются глаголы и по наклонениям. Их всего три: условное (сослагательное), изъявительное и повелительное.

Если говорить об изъявительном наклонении, то оно позволяет предикату иметь форму времени, лица и числа. Примеры глаголов этого наклонения: "Мы изготавливаем эту поделку" (настоящее время) - "Мы изготовим эту поделку" (будущее время) - "Мы изготавливали эту поделку" Или по лицам: "Я изготовил эту поделку" (1 лицо) - "Ты изготовил эту поделку" (2 лицо) - "Аня изготовила эту поделку" (3 лицо).

На выполнение действия при определенных условиях указывают глаголы сослагательного наклонения. Образуется эта форма путем прибавления к прошедшему времени частицы "бы" ("б"), которая всегда пишется раздельно. Такие предикаты изменяются по лицам и числам. Категория времени не определяется. Примеры глаголов: "Мы решили бы эту задачу с помощью преподавателя" (мн. ч., 1 лицо) - "Я изготовила бы эту поделку с помощью преподавателя" (ед. ч., 1 лицо) - "Аня изготовила бы эту поделку с помощью преподавателя" (ед. ч., 3 лицо) - "Ребята изготовили бы эту поделку с помощью преподавателя" (мн. ч., 3 лицо).

Говорящий побуждает к какому-либо действию с помощью глагола Чтобы запретить действие, также используются повелительные глаголы. Примеры: "Не кричите на меня!" (запрет) - "Мойте руки перед едой!" (побуждение) - "Пожалуйста, напиши письмо" (просьба). Разберем подробнее последний пример. Чтобы придать своему прошению вежливый тон, к глаголу повелительного наклонения стоит добавить слово «пожалуйста» («будьте добры», «будьте любезны»).

Следует помнить, что повелительные глаголы оканчиваются на причем он сохраняется и у тех, которые оканчиваются на -ся и -те. В этом правиле есть исключение - глагол "лечь" (лягте - приляг - прилягте).

Прошедшее время подразумевает, что к моменту говорения действие уже завершилось. Например: "Я покупала это платье в прошлом году". Обычно подобные глаголы образуются с помощью суффикса -л-, добавленного к основе инфинитива: покупать - покупал. Эти предикаты изменяются по числам, а в ед. числе - и по родам. Форма лица не определяется.

Форма настоящего времени характерна исключительно для несовершенного вида. Чтобы ее образовать, необходимо добавить глаголов. Примеры: мою - моешь - моет - моем - моете.

Форму будущего времени способны иметь глаголы обоих видов, совершенного и несовершенного. Она бывает двух типов: простая и сложная. Первая характерна для глаголов совершенного вида: построю, приклею, напилят и т.д. Будущее сложное образуют глаголы несовершенного вида. Сравним: буду строить, буду клеить, буду пилить. Таким образом, форма эта образуется с помощью глагола "быть", поставленного в будущее простое, и инфинитива.

В настоящем и будущем временах глаголы имеют лицо и число. О них и поговорим ниже.

Лицо и число

Если глагол стоит в первом лице, он показывает, что действие производит сам говорящий. Например: "Я закаляюсь каждый день, обливаясь студеной водой и обтираясь снегом".

О том, что действие исполняет собеседник говорящего, нам расскажет второе лицо глагола. К примеру: "Ты прекрасно знаешь, сколько будет дважды два". Глаголы в этой же форме могут иметь обобщенный смысл, обозначать действия, характерные для любого человека. Чаще всего это можно встретить в пословицах: "На чужой роток не накинешь платок". Отличить такие предложения просто: в них, как правило, отсутствует подлежащее.

Глаголы в третьем лице выражают действие, которое производит или производил предмет говорения. "Лермонтов был одинок всю жизнь." - "Ураган был такой сильный, что столетние деревья гнулись, как прутики".

Для каждого лица в единственном или характерно определенное окончание глаголов. Примеры: "Я лечу" - "Мы летим" - "Ты летишь" - "Вы летите" - "Она (он, оно) летит" - "Они летят".

Спряжение и личные окончания глагола

Спряжение глагола - форма, подразумевающая его изменение по лицам и числам. Оно характерно не для всех предикатов, а только для тех, которые стоят в изъявительном наклонении, настоящем или будущем времени.

Всего существует два спряжения. Представим их в таблице.

I спряжение

Все глаголы, кроме тех, что на -ить, плюс 2 исключения: брить, стелить

II спряжение (окончания)

Глаголы на -ить, кроме брить, стелить (они относятся к I спряжению), а также гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть

Примеры глаголов

Несем (I); говорим (II)

Несешь, несете (I); говоришь, говорите (II)

Несет, несут (I); говорит, говорят (II)

Безличные глаголы

Личные глаголы, примеры которых мы разобрали выше, - не единственные в русском языке. Им противостоят те, которые обозначают действие без действующего лица. Они так и называются - безличные.

При них никогда нет подлежащего, в предложении они выполняют роль сказуемого. Подобные глаголы не имеют категории числа. То есть у них определяется сугубо время, настоящее и будущее. Например: "Холодает" (наст. время) - "Ночью подморозит еще больше" (будущее), "Холодало. Ночью морозило еще больше" (прошедшее).

Грамматическая характеристика подавляющего большинства английских глаголов одинакова. Они принимают четыре окончания: нулевое, s, -ed, -ing (play, plays, played, playing играть). В сравнении со спряжением русского глагола, у которого различных окончаний десятки, английский глагол, конечно, очень беден грамматическими показателями. Из четырёх его окончаний лишь одному соответствует единственное русское окончание (play-s игра-ет), а у каждого из трёх остальных много русских соответствий. Однако глаголы богаче окончаниями, чем прочие английские части речи.

В грамматическом отношении наиболее важно различие между наличием и отсутствием у глагола окончания -ed, которое характеризует действие как прошедшее, то-есть состоявшееся ранее момента высказывания (play-ed играл). Несколько десятков английских глаголов этого окончания не принимают, а форму с тем же значением и употреблением образуют иными способами - обычно изменением звучания, например, came пришёл (от come), met встретил (от meet), иногда с добавлением нестандартного окончания -t: slept спал (от sleep). У нескольких глаголов эта форма полностью совпадает с исходной формой глагола при нулевом окончании (cut резал от cut), и они, следовательно, располагают лишь тремя формами вместо обычных четырёх.

При нулевом окончании глагола действие не отнесено к прошедшему времени и поэтому может относиться к настоящему, то-есть к тому же периоду, что и высказывание, а окончание -s определённо относит действие к настоящему (plays играет). Вместе со значением настоящего времени окончание -s несет и другое грамматическое значение, характеризуя деятеля как предмет единичный и не участвующий в акте речи. А деятель множественный или участвующий в акте речи при действии в настоящем времени обозначается нулевым окончанием глагола, которое соответствует, следовательно, пяти русским окончаниям (play играю, играешь, играем, играете, играют). Таким образом, шести окончаниям русского глагола в настоящем времени, которые различают деятеля как говорящего (1-е лицо), слушателя (2-е лицо) или не участвующий в акте речи предмет (3-е лицо) в двух числах - единственном и множественном, соответствуют всего два окончания английского глагола: -s передает значение 3-его лица в единственном числе, а нулевое окончание - все остальные характеристики по лицам и числам. Как видим, в этом отношении два языка очень различны.

Хотя английский глагол не указывает своими окончаниями на участие деятеля в акте речи, такое указание дается другими средствами языка. Деятель, участвующий в акте речи, обязательно обозначается одним из трёх слов: I - говорящий (я), we - говорящий вместе с кем-нибудь (мы), you - слушатель или слушатели (ты, вы). Деятель, который в акте речи не участвует, тоже должен быть обозначен или указан при глаголе. Обычно его обозначает существительное в единственном числе с нулевым окончанием или во множественном с -s. Примечательно, что глагол, следующий за этим существительным, принимает те же два окончания, но у него они распределяются между двумя числами прямо противоположно: при единичном деятеле окончание -s, отсутствующее у существительного, появляется у глагола, а при множественном оно же отсутствует у глагола, но есть у существительного. В отличие от русских предложений Мальчик играет и Мальчики играют, где единичность или множественность деятелей выражена в обоих словах и тем самым дублируется, соответствующие английские предложения The boy plays и The boys play выражают эти два грамматических значения перестановкой одного и того же окончания: единичность деятеля выражается последовательностью "окончание нулевое - окончание -s", а для выражения его множественности используется обратная последовательность.

Таким образом, окончание -s во всех случаях несомненно характеризует деятеля по числу, но по какому именно - единственному или множественному, зависит от присоединения этого окончания к тому или иному слову в составе предложения. Выше было показано, как меняются грамматические характеристики английского слова в зависимости от его места в высказывании. Оказывается, что подобная зависимость грамматического значения от места в высказывании присуща в английском языке не только целым словам, но и окончаниям.

Окончания глагола могут характеризовать его употребление в высказывании. Важнейшее предназначение глагола - вместе с обозначением деятеля составлять грамматическое ядро предложения. В этом употреблении английский глагол принимает три из четырёх своих окончаний - нулевое, -s и -ed. Четвёртое окончание -ing указывает на иное употребление - глагол с ним может представлять действие либо как нечто самостоятельное, не обязательно соотнесённое с каким-либо деятелем (The boy likes reading Мальчику нравится чтение), либо как признак деятеля (the reading boy читающий мальчик). Такие сдвиги в значении глагола сближают его с другими частями речи - с существительным в первом случае, с прилагательным во втором. Возможен и полный переход слова с -ing в состав этих частей речи: от глагола meet встретить образовано существительное meeting встреча, митинг; от глагола catch схватить произведено прилагательное catching прилипчивый, заразный.

Окончание -ed, помимо указания на совершение действия в прошлом, способно также представлять действие как свойство вовлечённого в него предмета, обычно объекта данного действия: a painted fence покрашенный забор (от paint красить). Различаются эти значения -ed с учётом структуры высказывания. Нескольких десятков английских глаголов отличаются тем, что не совмещают эти разные значения в форме с одним окончанием, а выражают их двумя отдельными формами без -ed, и у них, следовательно, форм не четыре, а пять. В качестве грамматических показателей обоих значений у большинства таких глаголов используются изменения в звучании самого слова, иногда весьма значительные, а значение свойства вовлечённого в действие предмета некоторые из них выражают с помощью окончания -n: sing петь - sang пел, sung спетый; go идти - went шёл, gone ушедший; write писать - wrote писал, written написанный. Все такие глаголы с их нестандартными формами перечисляются в учебниках и словарях.

Особым набором форм отличается глагол be быть, который играет исключительно важную роль в построении английских высказываний. Заметим, что и в русском языке глагол быть очень своеобразен по своему спряжению и употреблению - в настоящем времени у него всего одна форма есть, не изменяемая по лицам и числам, да и та, как правило, опускается (Он дома). Своеобразие его английского соответствия be проявляется совсем иначе - в противоположность быть он никогда не опускается, а форм у него целых восемь, то-есть вдвое больше, чем у типичного английского глагола. В настоящем времени be различает не две формы, как почти все глаголы, а три: am относится к говорящему (1-е лицо единственного числа), are соответствует форме обычных глаголов с нулевым окончанием в её остальных значениях множественного числа 1-го и 3-го лица и обоих чисел 2-го лица, is - форме с окончанием -s (3-е лицо единственного числа). В прошедшем времени у be две формы вместо обычной одной: was для говорящего и для единичного неучастника акта речи (единственное число 1-го и 3-го лица), were для остальных значений - слушателя (2-е лицо) и множества деятелей (множественное число). В других употреблениях этого глагола обычной форме с нулевым окончанием соответствует be: Be happy Будь(те) счастлив(ы), форме с обычным окончанием -ed соответствует форма с нестандартным окончанием -en (been), а форма being построена по общему правилу.

В особый подкласс выделяются несколько английских глаголов, которые по составу форм беднее остальных. Они не принимают никаких окончаний, и только один из них различает настоящее и прошедшее время: can могу, можешь и т.д., could мог, могла и т.д., а остальные выступают в одной неизменной форме. Все они обозначают не действие, а различные отношения к нему: его обязательность (must должен), предпочтительность (should и ought следует), допустимость (may можно и might возможно), желательность (would хотел бы), предсказуемость (shall и will буду, будешь и т.д.). Они употребляются только вместе с другим глаголом, который обозначает характеризуемое ими действие. Это подкласс глаголов, ограниченных как по форме, так и по употреблению, глаголов служебных, вспомогательных.

Как показано выше, для английского языка характерно широкое и регулярное использование служебных слов для передачи таких грамматических значений, которые в других языках выражаются окончаниями. Служебны артикли при существительных, сравнительные слова more и most при прилагательных и наречиях, обозначения участников акта речи при глаголах - I, we, you. Присоединяя к себе вспомогательные глаголы, английские глаголы с их помощью образуют очень богатую систему форм, которые указывают на различные отрезки и точки времени совершения действия, обозначенного глаголом. Помимо настоящего времени, которое обозначается нулевым окончанием или -s, и прошедшего, для которого типично окончание -ed, английский глагол образует таким путём добрую дюжину других форм, указывающих на время совершения действия. Поскольку русский глагол различает своими формами лишь три времени - настоящее, прошедшее и будущее, для усвоения гораздо более разнообразных и потому непривычных временных характеристик необходимо уяснить их природу.

Разумеется, не нуждается в пояснениях значение будущего времени, которое указывает на совершение действия после акта высказывания. Форма английского будущего времени строится из обозначающего действие глагола с нулевым окончанием и стоящего перед ним служебного глагола shall или will со значением предсказания действия: shall / will come приду, придёшь и т.д., shall / will work буду, будешь и т.д. работать. Поскольку will употребляется в этом сочетании гораздо чаще и свободнее, чем существенно ограниченный shall, допустимо пользоваться will во всех случаях. В устной речи служебные глаголы зачастую сокращаются до последнего согласного звука, а на письме - до "ll (He"ll come Он придёт).

Все остальные глагольные сочетания, характеризующие время совершения действия, соответствий в русском языке не имеют и потому требуют объяснений. Однако и сложная система английских временных характеристик, и гораздо более простая и прозрачная система времён русского глагола опираются на одно и то же фундаментальное представление о нынешнем (настоящем) моменте как о точке, которая необратимо движется по линии времени, деля её на два периода - пройденный (прошедшее) и предстоящий (будущее). Как прошедшее, так и будущее время глагола целиком относят действие к соответствующему периоду и исключают его из настоящего - момента высказывания. Настоящее время обычно характеризует действие как идущее именно в этот момент, но у него есть и иное значение. Действие, акты которого уже состоялись в прошлом и ожидаются также в будущем (например, Он ходит в школу), не относится целиком ни к одному из этих периодов и поэтому не обозначается ни прошедшим, ни будущим временем. Такое действие естественно обозначается глаголом в настоящем времени, хотя в момент высказывания оно может и не совершаться - ведь Он ходит в школу вовсе не означает Он сейчас идёт в школу. Следовательно, грамматическая форма настоящего времени сама по себе не означает, что действие совершается в момент высказывания, она лишь характеризует действие как не относящееся целиком ни к прошедшему, ни к будущему. Иначе говоря, настоящее время в грамматическом смысле - это не прошедшее и не будущее, оно сочетает в своем грамматическом значении две отрицательные характеристики.

Но у английского глагола есть и форма, в которой сочетаются две положительные характеристики по времени и которая очень своеобразно связывает будущее с прошедшим. Она употребляется главным образом при пересказе сделанного ранее предположения, как, например, при преобразовании Он придёт в Мы надеялись, что он придёт. В русском языке глагол в обоих случаях употребляется в том же будущем времени, хотя лишь в первом из них действие глагола придёт несомненно отнесено к будущему, а во втором оно представлялось будущим в момент, который сам отнесён в прошлое (надеялись). В соответствующих английских высказываниях He will come и We hoped that he would come эта разница в точках отсчёта времени грамматически отражается в разных формах глагола - служебный глагол будущего времени will заменяется при таком пересказе глаголом на would (в сокращённом виде "d - he"d come), который сохраняет значение будущего времени, но соотносит его не с настоящим моментом, а с прошлым. Заметим, что эта специфически английская форма времени глагола вряд ли вызовет серьёзные затруднения, так как на русский язык обе формы переводятся будущим временем, а употребление в речи обычного будущего времени вместо будущего с точки зрения прошедшего момента не приводит к существенному искажению сообщения.

Помимо рассмотренных четырёх форм, относящих действие к тому или иному периоду времени - прошедшему, будущему, не прошедшему и не будущему (то-есть настоящему), будущему относительно прошедшего, у английского глагола есть еще несколько разрядов форм, которые образуются с помощью служебных глаголов и дают времени действия более сложную характеристику. Один из этих разрядов представляет действие как состоявшееся, завершённое до некоторого момента, который сам может быть отнесен к любому из четырёх перечисленных выше периодов. Такие формы создаются сочетанием служебного глагола have иметь с обозначающим действие глаголом, который принимает окончание -ed или соответствующую нестандартную форму. Форму времени принимает только служебный глагол: have (has) finished в настоящем, had finished в прошедшем, will ("ll) have finished в будущем, would ("d) have finished в будущем относительно прошедшего. Служебный глагол нередко сокращается до конечного согласного звука: have - до "ve, has - до "s, had - до "d. На русский язык эти формы в настоящем или прошедшем времени переводятся прошедшим временем (закончил), в обеих формах будущего - будущим (закончу). Для передачи их специфики можно вставлять в русское высказывание слово уже даже при отсутствии в английском тексте соответствующего ему слова already, излишнего при этой форме глагола. Уяснить эту специфику может помочь перевод буквальный: I have finished точно соответствует по своему составу и строению русской фразе Имею законченным, которая звучит, конечно, неестественно, но помогает понять, как построена и что означает английская форма.

В обоих будущих временах формы этого разряда употребляются исключительно редко и на начальной ступени усвоения английского языка просто не потребуются. Формы прошедшего и настоящего достаточно употребительны, хотя в речи начинающего обе можно без особого ущерба заменить простой формой прошедшего времени. Прошедшее время этого разряда had finished закончил ("имел законченным") показывает, что действие состоялось ранее другого действия в прошлом. Настоящее время has finished закончил ("имеет законченным") используется, чтобы подчеркнуть, что действие, совершённое в прошлом, остается актуальным и в настоящий момент, главным образом своими последствиями.

Другой разряд специфически английских форм представляет действие как протекающее в некоторый момент, который может относиться к любому из четырёх времён. Такие формы образуются сочетанием служебного глагола be в соответствующем времени с обозначающим действие глаголом, который принимает окончание -ing: am (are, is) reading в настоящем времени (с нередким сокращением служебного глагола до "m, "re, "s соответственно), was (were) reading в прошедшем, will ("ll) be reading в будущем и would ("d) be reading в будущем относительно прошедшего. На русский язык они переводятся глаголом в соответствующей форме времени - настоящего (читаю, читаешь и т.д.), прошедшего (читал) или будущего (буду, будешь и т.д. читать). В обоих будущих временах они практически не встречаются. Уяснить суть этого разряда форм английского глагола можно с помощью буквального, хотя и неуклюжего перевода приведённых примеров: Я (был, буду) читающий. Заметим, что в переводах на английский язык приведённых выше русских высказыванияй Он ходит в школу и Он сейчас идёт в школу используются разные формы глагола go идти, ходить: в первом - простое настоящее время (He goes to school), во втором - настоящее время, ограниченное моментом речи (He is going to school) и делающее излишним английское слово now сейчас.

Два рассмотренных разряда форм английского глагола указывают на отношение времени обозначенного им действия к некоторому моменту в прошедшем, в настоящем (тогда это момент высказывания) или в будущем. В одном разряде действие характеризуется как завершённое до этого момента, в другом - как происходящее в этот момент. Такой характеристики действию не дают рассмотренные вначале формы четырёх времён, которые можно поэтому считать особым, нейтральным к ней разрядом.

Наконец, есть и четвёртый разряд, самый сложный. Он совмещает обе эти характеристики действия, представляя его как происходившее вплоть до некоторого момента и, возможно, к этому моменту ещё не завершенное. Формы этого разряда образуются с участием обоих служебных глаголов - have и be - и строятся по тем же правилам, что и формы двух предыдущих разрядов. По правилу для разряда со значением продолжающегося действия обозначающий его глагол принимает окончание -ing, перед ним служебный глагол be с окончанием -en, то-есть в форме, которую он принимает как основной глагол в разряде со значением предшествующего действия, а начинается всё сочетание служебным глаголом have в соответствующем времени: have (has) been waiting в настоящем времени, had been waiting в прошедшем, will have been waiting в будущем и would have been waiting в будущем относительно прошедшего. Впрочем, обе формы будущего в этом разряде практически не встречаются. На русский язык прошедшее время переводится, естественно, глаголом в прошедшем (ждал), а перевод настоящего времени зависит от того, завершено ли действие к моменту высказывания о нём или всё ещё продолжается: первому случаю соответствует русское прошедшее, а второму - настоящее (жду, ждёшь и т.д.).

Таким образом, при четырёх грамматических временах и четырёх разрядах форм в каждом из них английский глагол располагает очень разветвлённой системой форм, которые дают действию подробную характеристику, соотнося его во времени с различными моментами и периодами. Нетрудно подсчитать, что всего в эту систему входят 16 форм. Такое количество форм глагола иногда считают огромным и создающим немалые трудности для усвоения языка. Однако трудности здесь преувеличены. Ведь почти половина этих форм в повседневной речи не используется, а на начальной ступени усвоения английского языка вполне достаточно ограничиться теми же тремя временами глагола, которые есть и в русском языке. Усваивать образование всех этих 16 форм по отдельности не нужно, для этого достаточно лишь пяти правил: три для построения настоящего, прошедшего и будущего времени, одно для всего разряда со значением действия, совершённого до некоторого момента, и ещё одно - для всего разряда со значением действия, протекающего в некоторый момент. Пользуясь этими пятью правилами и умея сочетать их друг с другом, можно построить любую из 16 форм времени английского глагола.

Глаголом называется часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета.

В ночь погода зашумела, взволновалася река, уж лучина догорела в дымной хате мужика. Дети спят, хозяйка дремлет, на полатях муж лежит, буря еоет; вдруг он внемлет: кто-то там в окно стучит. (П.)

Слова: стучит, воет, зашумела, взволновалась, догорела, внемлет -обозначают действия предмета. Слова: спит, дремлет, лежит - обозначают состояние предмета. Глагол отвечает на вопросы: /i>что делает предмет? что с ним делается? Ученик (что делает?) читает рассказ. Рассказ (что с ним делается?) читается учениками.

Изменение глагола.

Глагол, обозначая действие, может указывать и время, когда совершается действие. Глагол имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Стучу (настоящее время), стучал (прошедшее время), постучу, буду стучать (будущее время).

В глаголе различаются 3 лица (1-е, 2-е, 3-е) и два числа: единственное и множественное.

В прошедшем времени глагол не имеет особых личных окончаний, а лицо выражается только личным местоимением.

Например: я стукал, ты стучал, он стучал. В прешедшем времени глагол изменяется по родам и числам: брат стучал (мужской род), сестра стучала (женский род), что-то стучало (средний род), мы стучали (миож. число).

Изменение глагола по лицам» временам и числам называется спряжением.

Глаголы могуть иметь на конце частицу -ся или Глаголы, оканчивающиеся т-cя(-сь) , называются возвратными. После согласных и й употребляется -ся , а после гласных -сь: моет- моется, мыл - мылся, мыть - мыться, мой - мойся, мою - моюсь, мыли - мылись .

Роль глагола в предложении.

В предложении глагол обычно бывает сказуемым. Сказуемое-глагол обозначает действие или состояние предмета, являющегося подлежащим в данном предложении, и согласуется с подлежащим в числе и лице, а в прошедшем времени -в числе и роде.

Мы смело бросаемся на врага; вслед за нами красная конница ринулась в бой; враг поспешно отступает.

Мы бросаемся. Сказуемое бросаемся согласуется с подлежащим мы в лице и числе.

Конница ринулась. Сказуемое ринулась согласуется с подлежащим конница в роде и числе.

Неопределённая форма, или инфинитив

Глагол имеет особую форму, которая только называет действие, по сама по себе не указывает ни времени, ни числа, ни лица и поэтому называется неопределённой формой, или инфинитивом; читать, беречь, нести, прийти. Неопределённая форма глагола отвечает на вопрос: что делать? что сделать?

Неопределённая форма глагола оканчивается на -ть, -ти: строить, нести. Есть особая группа глаголов с неопределённой формой на -чь. У глаголов на -чь основа в настоящем времени оканчивается на г или к: могу-мочь, пеку-печь, берегу-беречь. Здесь мы находим чередование г и к с звуком ч .

Буква ь в неопределённой форме сохраняется и перед частицей -ся: строить - строиться, беречь - беречься.

Примечание. Неопределенная форма глагола произошла от глагольного существительного. Поэтому она и не указывает па время и лицо. В нашем языке и сейчас сохранилось несколько слов, которые могут быть и существительными, и глаголами, например: горячая печь (сущ.), пироги печь (глаг.); большая течь (сущ.), вода перестала течь (глаг.); старая дворянская знать (сущ.), хочется много знать (глаг.).

Виды глаголов.

Глаголы могут быть несовершенного и совершенного вида.

1. Глаголы несовершенного вида показывают незаконченное действие или действие повторяющееся: работать, кричать, спать, покупать, брать, бросать, заглядывать.

Глаголы вида несовершенного образуют будущее время посредством вспомогательного глагола: я буду работать.

Примечание. Про глаголы, обозначающие только повторяющееся действие, говорят, что они относятся к виду многократному, если рядом имеется глагол с длительным значением: читывать (при читать), хаживать (пои ходить), сиживать (при сидеть).

2. Глаголы совершенного вида показывают законченность действия: купить, взять, принести, уйти, прочитать, надписать.

Глаголы вида совершенного не могут иметь настоящего времени; форма же настоящего времени имеет у них значение будущего: я куплю, я возьму, я начну, я принесу, я уйду, я прочитаю, я надпишу, я заговорю.

Примечание. Про глаголы вида совершенного, которые обозначают действие, происшедшее всего один раз, говорят, что они относятся к виду однократному. Таковы особенно глаголы с суффиксом -путь, сохраняющие его в прошедшем времени: прыгнуть при прыгать (ср. прыгнул), плюнуть, при плевать (ср. плюнул), крикнуть при кричать (ср. крикнул).

Образование видов глагола.

Большинство простых глаголов относится к виду несовершенному: нести, писать, работать. Однако дать, лечь, сесть, стать, деть и ряд глаголов ~ить: купить, бросить, кончить, пустить, простить, решить, пленить, лишить и др. будут совершенного вида.

Примечание. Некоторые простые глаголы имеют значение как совершенного, так и несовершенного вида: ранить, женить.

Сюда же относятся многие глаголы на -ировать и -овать: телеграфировать, организовать, атаковать.

Глаголы сложные с приставками в громадном большинстве случаев относятся к виду совершенному: принести, уйти, прочитать, подписать, заговорить, набросать, накидать. Однако глаголы сложные, образованные от глаголов носить, водить, возить, ходить, бегать, летать, будут по большей части несовершенного вида. Например: приносить, уносить, вносить, заходить, уходить и т. п.; выносить, выводить, вывозить, выходить (но в&носить, вывозить, выходить и т. п. будут совершенного вида); заносить, сносить (но заносить рубашку, сносить сапоги и т. п. будут совершенного вида).

I. Почти от каждого глагола вида совершенного можно образовать глагол вида несовершенного с тем же значением: дать-давать, начать - начинать, принести - приносить и т. п.

Главным способом образования глаголов несовершенного вида от соответственных глаголов вида совершенного является суффикс -ыва или -два , причём часто корневое о чередуется с а, а конечный корневой согласный у ряда глаголов чередуется согласно: прочитать-прочитывать, смазать - смазывать, подписать - подписывать, всходить - всхаживать, подпрыгнуть - подпрыгивать, вытолкнуть - выталкивать, разгладить - разглаживать, завесить - завешивать, заморозить - замораживать, спросить - спрашивать, унавозить -унаваживать, приголубить - приголубливать, выкормить - выкармливать, накопиться - накапливаться и т. и.

Другим способом образования глаголов вида несовершенного является смена суффикса -и- на суффикс -я- (или -а- после шипящих) с такими же изменениями конечных корневых согласных, что и в предыдущем случае: встретить - встречать, облупить - облуплять, породить - порождать, осветить - освещать, оформить - оформлять, опередить - опережать, загрузить - загружать, кончить-кончать, решить-решать, окружить - окружать и т. п.

Третьим способом образования глаголов вида несовершенного является суффикс -а- , причём корневое е или я (а после шипящих) часто чередуется с и:стереть -стирать, умереть -умирать, вычесть - вычитать, зажечь - зажигать, замять-заминать, начать - начинать.

2. Четвёртым способом образования глаголов вида несовершенного является суффикс -ва- , употребляемый в тех случаях, когда корень глагола оканчивается на гласный: разбить-разбивать, созреть-созревать, дать (дам) - давать (даю), узнать (узнаю)-узнавать (узнаю).

Примечания.

  • 1. В некоторых случаях несовершенным видом к глаголу вида совершенного служит совсем другой глагол: взять - брать, сказать - говорить, купить - покупать, положить - класть я т. п.
  • 2. У некоторых глаголов вид несовершенный отличается от вида совершенного лишь местом ударения: рассыпать (рассыплю)-рассыпать (рассыпаю): обрезать (обрежу) -обрезать (обрезаю); узнаю (узнать) - узнаю (узнавать).

II. От простых глаголов вида несовершенного вид совершенный образуется или посредством суффикса -ну- (глаголов вида однократного): прыгать - прыгнуть, кричать - крикнуть и т. д. или посредством так называемых «пустых» приставок, не изменяющих основного значения слова: о- (об-), по-, с-, на- и др.: крепнуть - окрепнуть, радовать - обрадовать, губить - погубить, делать - сделать, писать - написать и т. п.

Однако от большинства простых глаголов вида несовершенного совершенный вид не образуется: кусать, сидеть, спать, лежать и т. д. Сюда же относятся глаголы приветствовать, отсутствовать, участвовать и некоторые другие.

Чередование гласных при образовании видов.

Иногда образование видов связано с чередованием гласных звуков в корне: умереть - умирать, запереть - запирать, выбросить - выбрасывать, зажечь - зажигать .

Таблица чередования гласных в корнях глагола при образовании видов.

Времена глагола.

Настоящее время глагола означает, что действие происходит одновременно с моментом речи, т. е. тогда, когда о нём говорят.

1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. (П.) 2. И плывут под флагом алым из полуденных морей по бетонному каналу караваны кораблей.

Настоящее время употребляется и для обозначения такого действия, которое совершается постоянно, всегда. 1 Растение тянется к источнику света. 2. Человек дышит лёгкими. 3. Северные берега СССР омываются водами Северного Ледовитого океана.

Прошедшее время означает, что действие происходило до момента речи. Разгромили атаманов, разогнали воевод а на Тихом океане свой закончили поход.

Будущее время означает, что действие будет происходить после момента речи. 1. И если враг нашу радость живую отнять захочет в упорном бою, тогда мы песню споём боевую и встанем грудью за Родину свою. 2. Мы врагов советской власти били, бьём и будем бить.

Две основы глагола.

В глаголе различаются две основы: основа неопределённой формы и основа настоящего времени.

Для выделения основы неопределённой формы надо отбросить от глагола неопределённой формы суффикс -ть, -ти, например: писа-тъ нес-ти.

Основа настоящего времени выделяется, если от глагола настоящего времени или будущего простого отбросить личное окончание, например: пиш-ут, нес-ут, скаж-ут.

От этих двух основ образуются все глагольные формы.

Изменение глаголов по лицам и числам.

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.

Первое лицо глагола показывает, что действие производит сам говорящий: я работаю, читаю, занимаюсь.

Второе лицо глагола показывает, что действие производит тот, к кому говорящий обращается с речью: ты работаешь, читаешь, занимаешься.

Третье лицо глагола показывает, что действие производит тот, о ком говорят: он, она работает, читает, занимается.

Во множественном числе все эти формы показывают, что действие относится к нескольким лицам: работаем (мы), работаете (вы), работают (они).

Настоящее время.

Личные окончания.

Глаголы с окончаниями: -ешь (-ешь), ~ет (ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте)3 -ут (-ют) называются глаголами первого спряжения.

Глаголы с окончаниями -ишь, -ига, -им, ~ите, -ат, (-ят) называются глаголами второго спряжения.

У возвратных глаголов к личному окончанию прибавляется частица -ся (-сь).учу-учусь,учишь-учишься,учит-учится, ну паю - купаюсь, купаешь - купаешься, купает - купается,

Примечание. При спряжении некоторых глаголов происходит чередование согласных, стоящих перед личными окончаниями: берегу - бережёшь (г - ж); теку - течёшь (к - н) - в глаголах первого спряжения; ношу - носишь (ш - с); вожу - возишь (ж - з}; сижу - сидишь (ж- д); кручу - крутишь (ч - т); грущ? - грустишь (щ - ст): люблю - любишь (6л-«6); ловлю - ловишь (ел - в); леплю - лепишь (пл - п); кормлю - кормишь (мл - м); графлю - графишь (фл - ф) - в глаголах второго спряжения.

Правописание личных окончаний глагола.

В окончании 2-го лица единственного числа глагола после ш пишется буква ь: несёшь, даёшь, спешишь, стоишь.

Буква Ь сохраняется во 2-м лице единственного числа и в тех случаях, когда к окончанию глагола присоединяется частица -ся-несёшься, учишься, купаешься.

3. Следует отличать неопределённую форму глаголов на -ться от 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени на -тся. Надо помнить, что ь пишется только в неопределённой форме: он умеет (что делать?) трудиться (неопределённая форма), но он (что делает?) трудится (3-е лицо).

Правописание глаголов первого и второго спряжения.

Глаголы 1-го и 2-го спряжения различаются на слух, если ударение падает па личные окончания.

Идёшь, идёт, идём, идёте, идут -1-е спряжение.

Спешишь, спешит, спешим, спешите, спешат -:2-е спряжение.

Если же ударение падает на основу, то личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения на слух почти не различаются. Например: колешь - пилишь, колет - пилит. В таких случаях, спряжение глагола определяется по его неопределённой форме.

Из глаголов с безударными личными окончаниями ко 2-му спряжению относятся:

1. Все глаголы с безударными личными окончаниями, имеющие неопределённую форму на ~ить, например: строить - строишь, строят;любить-любишь, любят (кроме глагола брить-бреешь, бреют).

2. Семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, вертеть.

3. Четыре глагола на -атъ: слышать, дышать, держать, гнать.

У этих глаголов в 1-м лкце единственного числа нет суффиксов настоящего времени -е-, -а-: смотреть - смотрю, видеть - вижу, дышать - дышу, слышать- слышу. Сравните: краснеть - краснею (глагол 1-го спряжения, суффикс -е- имеется в основе) и отвечать - отвечаю (также 1-го спряжения, с суффиксом -о- в основе).

Все остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению.

Примечание. Глаголы с приставкой относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные глаголы, от которых они образованы: выспишься - спишь, вынесешь - несёшь. (И. Уткин.)

Разноспрягаемые глаголы.

Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми. Они спрягаются частью по 1-му, частью по 2-му спряжению;

Единственное числа Множественное число.

я хочу бегу мы хотим бежим

ты хочешь бежишь вы хотите бежите

он хочет \ бежит они хотят бегут

Особо спрягаются глаголы есть и дать:

я ем дам мы едим дадим

ты ешь дашь вы едите дадите

он ест даст они едят дадут

Так же спрягаются глаголы, производные от этих глаголов: съесть, поесть, выдать, отдать и т. п.

Примечание. В древнерусском языке спрягался по-особому также вспомогательный глагол быть: я есмь, мы семы, ты еса, вы есте,он есть, они суть

В современном литературном языке сохранились лишь формы 3-го лица: есть и реже суть.

Прошедшее время.

Глагол в прошедшем времени личных окончаний не имеет: я читал, ты читал, он читал (сравните с окончаниями настоящего времени: я читаю, ты читаешь, он читает).

Глагол в прошедшем времени в единственном числе изменяется по родам: пароход отплыл, лодка отплыла, судно отплыло.

В мужском роде родового окончания нет, в. женском роде родовым окончанием является , в среднем -о: взял, взял-а, взял-о.

Во множественном числе глагол прошедшего времени по родам не изменяется и имеет окончание -и. Сравните: ученики читал-и - ученицы читал-и.

Прошедшее время образуется посредством прибавления суффикса -л к основе неопределённой формы: бежа-ть-безюа-л, гуля-ть - гуля-л, строи-ть - строи-л. Перед суффиксом сохраняется та гласная, которая стоит в неопределённой форме перед –ть: видеть-видел, слышать - слышал.

В мужском роде после согласного звука в конце слова суффикс -л выпадает: ползла - полз, несла-нёс, везла - вёз, вы-терла - вытер.

Возвратные глаголы в прошедшем времени имеют на конце частицу -ся или -сь: взялся, берёгся: взялась, береглась; взялось, береглось; взялись, береглись.

Примечания.

  • 1. У глаголов, оканчивающихся в неопределённой форме на -сти и на -чь, прошедшее время образуется от основы настоящего времени, причём конечные т и д пропускаются: грести - греб-у - грёб, греб~ли; беречь - берегу - берёг, берег-ли; печь - пек-у- пёк, пек-ші; плести - плет-у - плё-л, пле-ли; вести - вед-у - вё-л, ве-ли. У глаголов несовершенного вида с неопределённой формой на -ку-ть прошедшее время образуется с пропуском суффикса -ну-: сох-ну-ть - сох, сох-ли: мёрз-ну-ть, мёрз, мёрз-ли.
  • 2. Изменение глагола прошедшего времени по родам, а не по лицам объясняется происхождением прошедшего времени. Оно произошло от особой сложной формы прошедшего времени, которая представляла собой соединение глагольного прилагательного (причастия) с суффиксом и вспомогательного глагола быть. Глагольное прилагательное изменялось по родам и числам, а вспомогательный глагол - по лицам: сделал есть (т. е. я сделал) сделал еси (т. е. ты сделал), сделал есть (т. е. он сделал), сделала есть (т. е. она сделала).

Позже вспомогательный глагол быть стали пропускать. Прошедшее время стало обозначаться одним словом, т. е. глагольным прилагательным, которое сохранило свои родовые окончания.

Глагольные прилагательные на в древнерусском языке могли быть не только краткими, но и полными. Остатком полных являются такие прилагательные, как былой (сравните глагол был), зрелый (сравните зрел), умелый (сравните умел) и др.

Будущее время

Будущее время бывает простое и сложное. У глаголов вида совершенного будущее время бывает простое: сделать - сделаю, решить-решу. Будущее сложное бывает у глаголов несовершенного вида: делать - буду делать, решать - буду решать.

Будущее простое состоит из одного слова и имеет те же личные окончания, что и настоящее время: сделать, решить - сделаю, решу; сделаешь, решишь; сделает, решит.

Будущее сложное образуется из будущего времени глагола быть и неопределённой формы спрягаемого глагола: буду делать, буду решать. Глагол быть , при помощи которого образуется будущее время, называется в этом случае вспомогательным глаголом.

Употребление времён.

В нашей речи мы иногда употребляем одно время в значении другого.

1. Настоящее время иногда употребляется в значении прошедшего: о прошлом рассказывается так, как будто оно сейчас проходит перед глазами. Это помогает живо представить то, о чём говорится. Возвращаюсь я вчера вечером с вокзала домой, иду тёмной улицей. Тороплюсь. Вдруг вижу: у ближайшего фонаря что-то темнеет.

2. Настоящее время употребляется в значении будущего. Для большей живости о будущем мы говорим так, как будто оно уже сейчас совершается. Часто я рисую себе картину своей будущей жизни: я кончаю школу, поступаю в вуз, зимою занимаюсь, а летом непременно отправляюсь в экскурсию.

3. Будущее простое время мы употребляем в значении прошедшего, когда рассказываем о том, что повторялось неоднократно.

Помню, придёт ко мне вечерком мой старый товарищ, сядет около меня и начнёт рассказывать о своих путешествиях на далёкий север.

Будущее время в значении прошедшего употребляется также в сочетании со словом бывало. Зимой, бывало, в ночь глухую заложим тройку удалую... (П.)

4. Будущее простое употребляем в.значении прошедшего, когда говорим о чём-то неожиданно случившемся. Я подошёл по-ближе к девочке, а она как вскрикнет.

Безличные глаголы.

Особую группу глаголов составляют безличные глаголы.

Безличные глаголы большей частью обозначают явления природы (смеркается, морозит) или различные состояния и переживания человека (лихорадит, нездоровится, помнится, думается).

В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, но они представляют действие без действующего лица. При них нет и не может быть подлежащего.

Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам. Они имеют в настоящем и будущем времени только одну форму 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени только форму среднего рода: вечереет - вечерело, смеркается - смеркалось, лихорадит -лихорадило.

Примечание. Такие безличные глаголы, как лихорадит, знобит, морозит, когда-то были личными. Это было в те далёкие времена, когда люди еще не умели бороться с природой, верили в существование сверхъестественных сил, добрых и злых, и объясняли действием этих таинственных сил и разные явления природы, и состояние человека. Когда говорили лихорадит, морозит, думали, что и лихорадка, и мороз- действия какой-то особой таинственной силы, какого-то сверхъестественного существа.

Переходные и непереходные глаголы.

Глаголы по своему значению и по тому, как они связываются в предложении с другими словами, делятся на две группы: переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога: беру (что?) книгу, провожаю (кого?) сестру.

Остальные глаголы являются непереходными: лежу, сплю, гуляю, бегаю, занимаюсь (чем?), надеюсь (на что?).

Примечания.

  • 1. Переходные глаголы могут употребляться в непереходном значении. Тогда после них нельзя поставить вопроса кого? что? Сравните: Мальчик рисует собаку (глагол рисует переходный) и Брат хорошо рисует (т. е. вообще хорошо рисует, умеет хорошо рисовать; здесь глагол рисует употреблён в непереходном значении).
  • 2. После переходных глаголов с отрицанием не название предмета, на который переходит действие, может стоять не в винительном падеже, а в родительном: читал книгу, но не читал книги, видел горы, но не видел гор. В родительном же падеже стоит название предмета и в том случае, если действие переходного глагола распространяется не на весь предмет, а на его часть: выпил воды (т. е. часть воды), попробовал квасу, купил сахару. Это возможно лишь при глаголах совершенного вида.

Значение возвратных глаголов.

Возвратные глаголы, образованные от любого переходного глагола, являются непереходными: поднимать (переходный) - подниматься (непереходный), мыть (переходный) -мыться (непереходный), встретить (переходный) - встретиться (непереходный).

Примечание. Есть такие глаголы, которые не бывают возвратными: хожу, сплю, пою. Есть, наоборот, и такие глаголы, которые употребляются только как возвратные: боюсь, смеюсь, любуюсь, тружусь.

Частица -ся в возвратных глаголах имеет несколько значений. Важнейшие из них следующие.

а) Частица -ся обозначает только непереходность действия, т. е. такое действие, которое не обращено ни на какой предмет: собака кусается, лошадь мчится, море волнуется, туман поднимается.

б) Частица -ся придаёт глаголу собственно возвратное значение: она указывает, что действие возвращается на само действующее лицо. Сравните: купать (кого?) ребёнка и купаться (т. е. купать самого себя).

в) Частица -ся придаёт глаголу взаимное значение: она указывает, что действие происходит между двумя или несколькими действующими лицами или предметами. При этих глаголах можно поставить вопрос с кем? с чем? Например: встречаться (с кем? - с товарищем), бороться, сражаться.

г) Частица -ся придаёт глаголу страдательное значение.. При этих глаголах можно ставить вопросы кем? чём? Например: Горные породы (подлеж.) размываются (чем?) водой. Сравните: Вода размывает горные породы.

д) Частица -ся придаёт глаголу безличное значение. При этом она указывает, что действие совершается как бы само собой, помимо чьей-либо воли. При этих глаголах можно поставить вопросы кому? чему? Например: не спится (кому?) мне (сравните: он не спит), ему не хочется, мне думается.

Примечание. Происхождение глаголов на -ся. В древнерусском языке после переходных глаголов могла употребляться краткая форма вин. пад. ед. ч. возвратного местоимения ся (т. е. себя). Например, мытися (т. е. мыть себя). Раньше ся было отдельным членом предложения и могло стоять в разных местах предложения, т. е. по-древнерусски можно было сказать: хочу ся мыта (хочу мыть себя).

Позже местоимение ся из самостоятельного слова превратилось в частицу, стало употребляться только после глагола и, наконец, слилось с ним в одно слово. Глагол при этом из переходного стал непереходным. ¦

Сравните: мыть (кого? или что?) и мыться (самому), одевать (кого? или что?) и одеваться (самому).

Наклонения.

Глагол имеет три наклонения - изъявительное, сослагательное и повелительное.

Изъявительное наклонение глагола обозначает действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле: читал - читаю - буду читать; прочитал - прочитаю. Изъявительное наклонение имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Сослагательное (или условное) наклонение обозначает действие возможное или желательное. Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы: Пришёл бы ты домой пораньше. Если бы вчера была хорошая погода, мы пошли бы кататься на лодках.

Частица бы может стоять и после глагола, и перед ним, а также может быть отделена от глагола другими словами: Если бы лучший наездник на самой быстрой лошади поскакал вдоль наших границ, он бы потратил на этот небывалый в мире пробег около двух лет.

Повелительное наклонение обозначает приказание, повеление, а также просьбу, пожелание. Глаголы в повелительном наклонении употребляются во 2-м лице единственного и множественного числа: неси - несите, работай-работайте, готовь - готовьте.

Образование повелительного наклонения.

Повелительное наклонение образуется от основы настоящего времени двояким способом.

У одних глаголов к основе настоящего (будущего) времени прибавляется окончание -и: ид-ут-иди, сид-ят - сиди, вынес-ут- вынеси, крикн-ут - крикни.

У других глаголов повелительное наклонение образуется без окончания и равно основе настоящего времени. Основа таких глаголов в повелительном наклонении оканчивается:

1) на мягкую согласную (на письме ь): кинь (кин-ут), брось (брос-ят), ударь (удар-ят), готовь (готов-ят);

2) на шипящую (на письме ь): режь (реж-ут), прячь (пряч-ут), утешь (утеш-ат);

3) на -й; читай, бросай, рисуй.

Во 2-м лице множ. числа прибавляется окончание -те: иди- идите, брось - бросьте, читай-читайте, прячь -прячьте.

Повелительное наклонение от возвратных глаголов на кодце имеет частицу -ся или -сь: Присмотреть - присмотри, присмотрите; присмотреться -- присмотрись, присмотритесь. Бросать - бросай, бросайте; бросаться - бросайся, бросайтесь. Бросить-брось, бросьте; броситься - бросься, бросьтесь.

Иногда к повелительному наклонению присоединяется частица -ка. Эта частица обычно смягчает приказание, придаёт ему характер дружеского обращения. Пойдём-ка да нарвём в саду каштанов. Иди-ка сюда

Примечание. Для выражения 1-го лица множ. числа повелительного наклонения употребляются обычные формы 1-го лица множ. числа настоящего или будущего времени с повелительной интонацией: Идём. Решим. Сядем. Эти формы также употребляются с окончанием -те: Идёмте. Решимте. Сядемте. Они тогда или указывают, что повеление обращено к нескольким лицам, или обозначают вежливое обращение к одному лицу.

Для выражения 3-го лица повелительного наклонения употребляется обычная форма 3-го лица в соединении с частицами пускай, пусть, да: Да здравствуют музы, да здравствует разум! (П.) Да здравствует солнце, да скроется тьма! (П.) Пусть пылает лицо, как поутру заря.

Замена наклонений.

В русском языке одно наклонение может употребляться в значении другого.

Повелительное наклонение нередко употребляется в значении сослагательного наклонения и союза если. Подлежащее при этом может быть в любом числе и лице и обычно стоит после сказуемого. Скажи он раньше, всё можно было бы устроить. (Сравните: Если бы он сказал раньше...) Опоздай мы на пять м?лут, он бы ушёл. (Сравните: Если бы мы опоздали на пять минут...)

В других случаях, наоборот, сослагательное наклоненье имеет значение повелительного наклонения. Ты бы отдохнул немного. Вы бы нам спели кто-нибудь. Такие обороты выражают просьбу, совет, вежливое предложение.

Часто в значении повелительное наклонения употребляется неопределённая форма глагола. Молчать/ Сидеть смирно! Не шуметь/ Такое употребление неопределённой формы выражает настойчивое и строгое приказание.

Суффиксы глаголов.

От имёд существительных глаголы образуются при помощи суффиксов -ое- (ать), -ев- (ать) . В настоящем времени эти суффиксы заменяются суффиксами -да, -ю-: беседа-беседовать - беседую, горе - горевать - горюю.

От прилагательных и существительных образуются глаголы при помощи суффикса -е-(ть) (в настоящем, времени -е-ю): белый - белеть - белею (со значением становиться белым), седой-седеть - седею (со значением становиться седым), зверь- звереть - зверею (со значением становиться зверем) или при помощи суффикса -и-(ть) (в настоящем времени -/о): белый - белить - белю (со значением делать белым), сор - сорить-сорю (со значением делать сор).

От существительных образуются глаголы также при помощи суффикса -а-(ть): плотник - плотничать; умник -умничать (с изменением к на ч).

Суффиксы -иров-(ать), -изиров-(ать) встречаются большей частью у глаголов иностранного происхождения: телеграфировать, регистрировать, агитировать, коллективизировать, оганизировать.

Правописание суффиксов глаголов.

Чтобы различить безударные суффиксы -ов-(ать), -ев-(атъ) от суффиксов -ыв-(ать), -ив-(ать), надо образовать 1-е лицо ед. числа настоящего (будущего) времени.

Если глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени оканчивается на -ую-, -юю- , то й в неопределённой форме, и в прошедшем времени надо писать -овать (-овал), -евать(-евал): советую, советовал, советовать; горюю, горевать, горевал.

Если глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени оканчивается на -ываю, -иваю-, то и в неопределённой форме", и в прошедшем времени надо писать -ыеать (-ывал), -ивать (-ивал): показываю - показывать, показывал; устраиваю-устраивать, устраивал

Примечания.

  • 1. Сюда не относятся несколько глаголов, которые оканчиваются на е-ваю, е-вать: засеваю, затеваю, надеваю, согреваю, воспеваю, одолеваю. В этих глаголах суффиксом является -ва-, а е принадлежит корню. Сравните сеять и засе-еа-тъ, затеять и зате-ва-ть и т. д.
  • 2. Кроме того, нужно запомнить следующие глаголы, оканчивающиеся на -еваю, -евать, где е принадлежит суффиксу: затмеваю - затмевать застреваю - застревать, намереваюсь - намереваться, обуреваю - обуревать, увещеваю-увещевать.

Правописание частицы нс глаголами

Отрицание не с глаголом пишется раздельно.

Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не. Например: негодовать, ненавидеть.

Если глаголы недостаёт и нехватает обозначают недостаток чего-нибудь, они пишутся слитно: Моему товарищу недостаёт (т. е. у него нет) уменья взяться сразу за дело. У него нехватает (т. е. у него нет) выдержки в работе.

Глагол не достаёт - в смысле не дотягивается до чего-нибудь- пишется раздельно: Ребёнок не достаёт рукой до стола:

Глагол не хватает -в смысле не берёт-пишется раздельно: Наша собака лает на чужих, но никого не хватает за ноги

Включайся в дискуссию
Читайте также
Понятие демографического поведения
Реформы Александра II – кратко
Аттестация процессов Срок аттестации технологического процесса в машиностроении