Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тютчев блестит на праздной борозде. Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Философские размышления Ф.И. Тютчева о природе начинаются рано, когда ему еще не исполнится 20 лет, и пройдут через всю творческую жизнь поэта. Кроме того, он рисует и просто поэтические картины живой природы ярким новым языком и чистейшими красками. Природа у поэта жива, она одухотворена. В ней есть все: и любовь, и язык, и свобода, и душа. Исходя из такого понимания природы автором, и следует проводить анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Образная система поэта

Она чрезвычайно гибка и сочетает конкретные, зримые приметы мира и личное впечатление, которое этот мир производит на автора. Стоит прочесть первое неспешное четверостишие, и ясная картина начинающегося бабьего лета, много раз всеми виденного и ожидаемого, встает перед глазами читателя.

Коротка первоначальная осень, но время это - дивное, то есть удивительное и прекрасное. Стоит «хрустальный» день, иначе говоря, необыкновенной чистоты и ясности, и как бы прозрачнейший кристалл накрыл и защитил его. От чего? Об этом будет сказано в конце произведения. И вечера потрясают красотой - лучезарностью (все пронизано светом неугасающего вечернего солнца, которое вечером не хочет уходить с небосклона, а задерживается на нем и расцвечивает всеми красками заката его голубизну). Об этом необходимо писать, делая Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Второе четверостишие

В полях пусто, нет людей, которые их обрабатывали, торопясь работали серпами, к которым прикладывается эпитет «бодрый», срезая пшеницу, быстро собирая урожай. Остался только необозримый от края до края простор, отдыхающие борозды и тонкая паутина, которая поблескивает на растениях и по народным приметам означает теплую продолжительную осень и холодную зиму.

А еще народ приметил, что начало осени всегда связано с отлетом птиц, поэтому в небе тоже пусто (у Тютчева воздух пустеет). Стихотворение написано в самые первые дни осени, которую народ тонко подразделял по сезонам: начало, золотая осень, глубокая осень, предзимье, первозимье. Это все можно отразить, делая анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Последнее четверостишие

Воздух опустел, как уже было сказано, и птицы умолкли. Все погружается в глубокую тишину и покой, готовясь к зимнему отдыху. Но еще далеко до предзимья, которое начнется вместе с осенними бурями, примерно с конца октября. А пока небо лазурно - это слово означает его невероятно нежную безмятежную синеву.

Таким образом можно начать анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…», в котором говорится о полнейшем покое, царящем в природе и который передается душе человека, с любовью смотрящего на уходящее лето и наступающую осень без печали и тревоги, а только наслаждающегося их красотой. Такова его эмоциональная окраска и тема стихотворения.

История создания стихотворения

Федор Иванович возвращался в Москву вместе с дочерью Марией, которой в ту пору было лет семнадцать, из своего села Овстуг в Брянской губернии. На третий день пути он продиктовал дочери текст этого стихотворения.

Начало умиротворяющей осени навеяло поэту прекрасные строки о русской осени. В эти годы (50 - 60) он обычно не обращается к теме природы, его стихотворения, как правило, политизированы, поэтому оно выделяется из общего ряда.

Художественные тропы

Эпитеты, которые использует автор, становятся ведущими и главными, создавая образ тонкого перехода от лета к осени. «Дивная» осень прощается с нами, даря последние погожие деньки. «Хрустальный» по отношению ко дню подчеркивает и хрупкость его красоты и особенную прозрачность небосвода. «Лучезарный вечер» создает особенно светлое и Это показано, как следует проводить анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…» Тютчева.

Антитеза просматривается в противопоставлении пустого ныне поля с тем, что ранее оно было заполнено жнецами с серпами. Олицетворением является паутина, преподанная как «тонкий волос». Метафорой - льющаяся лазурь, теплая и чистая. Сравнения можно найти после слов «как» или в виде творительного падежа существительного. Так продолжается анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Кратко говоря, осталось рассмотреть немногое - рифму.

В двух первых четверостишиях используется перекресная рифма, то есть первая строфа рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. В конце рифма становится опоясывающей - первая строфа рифмуется с последней. Ямб создает очень музыкальный ритм.

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» по плану:

  • Автор и название произведения.
  • История его создания.
  • Эмоциональная окраска.
  • Тема.
  • Тропы.

Читая это стихотворение, понимаешь, что поэт умел воспроизводить все краски и звучание, в данном случае полное безмолвие природы. Его образы проникнуты чувством и раздумьем, заключенные в строгое изящество формы.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Прозрачный воздух, день хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Другие редакции и варианты

3   Весь день стоит как бы хрустальный

Автографы - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 22. Л. 3;

АльбомТютч. - Бирилевой; Изд. 1868. С. 175 и след. изд.

КОММЕНТАРИИ:

Автографы (3) - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 22. Л. 3, 4; Альбом Тютч. - Бирилевой.

Первая публикация - РБ. 1858. Ч. II. Кн. 10. С. 3. Вошло в Изд. 1868. С. 175; Изд. СПб., 1886. С. 222; Изд. 1900. С. 224.

Печатается по автографу РГАЛИ.

Первый автограф РГАЛИ (л. 3) написан карандашом на обороте листа с перечнем почтовых станций и дорожных расходов по пути из Овстуга в Москву. Почерк неровный, написание некоторых букв выдает дорожную тряску. Начиная с 9-й строки, со слов «птиц не слышно боле», текст дописан рукой дочери поэта М. Ф. Тютчевой. Ею же сделана пояснительная помета на фр. яз.: «Написано в коляске на третий день нашего путешествия». Второй автограф РГАЛИ (л. 4) беловой. В третьем автографе из Альбома Тютч. - Бирилевой перед текстом дата на фр. яз. рукой Эрн. Ф. Тютчевой: «22 августа 1857». В автографах представлены варианты 3-й строки: карандашный автограф РГАЛИ - «Весь день стоит как бы хрустальный», этот же вариант в автографе из Альбома Тютч. - Бирилевой , беловой автограф РГАЛИ - «Прозрачный воздух, день хрустальный».

В РБ 3-я строка печатается по варианту белового автографа РГАЛИ, в последующих изданиях - по варианту чернового автографа РГАЛИ и автографа из Альбома Тютч. - Бирилевой.

Датируется согласно помете Э. Ф. Тютчевой в автографе из Альбома Тютч. - Бирилевой 22 августа 1857 г.

И. С. Аксаков полагал, что в этом стихотворении ярко проявляется тютчевское «умение передавать несколькими чертами всю целостность впечатления, всю реальность образа»: «Здесь нельзя уже ничего прибавить; всякая новая черта была бы излишня. Достаточно одного этого «тонкого волоса паутины», чтоб одним этим признаком воскресить в памяти читателя былое ощущение подобных осенних дней во всей его полноте» (Биогр. С. 90–91).

Л. Н. Толстой отметил стихотворение буквой «К.!» (Красота!) (ТЕ. С. 147). Особое внимание он обратил на эпитет «праздной». 1 сентября 1909 г. Толстой в разговоре с А. Б. Гольденвейзером, вспомнив строки: «Лишь паутины тонкий волос // Блестит на праздной борозде», заметил: «Здесь это слово «праздной» как будто бессмысленно и не в стихах так сказать нельзя, а между тем, этим словом сразу сказано, что работы кончены, все убрали, и получается полное впечатление. В уменье находить такие образы и заключается искусство писать стихи, и Тютчев на это был великий мастер» (Гольденвейзер А. Б. Вблизи Толстого. М., 1959. С. 315). Чуть позже, 8 сентября, беседуя с В. Г. Чертковым, писатель вернулся к этому стихотворению и сказал: «Мне особенно нравится «праздной». Особенность поэзии в том, что в ней одно слово намекает на многое» (Толстой в восп. С. 63).

В. Ф. Саводник причислил стихотворение «к лучшим образцам объективной лирики Тютчева» и отметил, что оно «очень типично для тютчевской манеры изображения природы. Объективность, полная простота, точность и меткость эпитетов, иногда совершенно неожиданных («хрустальный» день), уменье схватить мелкую, но характерную для изображаемого момента черту («паутины тонкий волос»), и вместе с тем передать и общее впечатление, - чувство светлого спокойствия, безмятежной покорности, - вот главнейшие черты, характеризующие художественные приемы Тютчева. Линии его рисунка удивительно просты и благородны, краски неярки, но мягки и прозрачны, и вся пьеса производит впечатление мастерской акварели, тонкой и изящной, ласкающей глаз гармоническим сочетанием красок» (Саводник. С. 172–173).

205 лет со дня рождения Федора Тютчева

10-й класс

Стихотворение Ф.И. Тютчева
«Есть в осени первоначальной...»

Интегрированный урок литературы и русского языка

Цели:

– развитие навыков лингвистического анализа поэтического текста;

– подготовка и написание сочинения-миниатюры на одну из предложенных тем;

– формирование эстетического вкуса и приобщение учащихся к творчеству Ф.И. Тютчева;

– воспитание внимания к поэтическому слову и любви к поэзии.

ХОД УРОКА

1. Слово о поэте (рассказывает ученик).

Родился Ф.И. Тютчев в самом сердце России – в деревне Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в дворянской семье в 1803 году.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –

И лучезарны вечера…



Лишь паутины тонкий волос



На отдыхающее поле…

Август 1857 г.

После долгих лет жизни за границей семья Тютчевых поселилась в столице – Санкт-Петербурге. А летом домашние уезжали отдохнуть в деревню.

Дополнения учителя.

Стихотворение, которое мы будем сегодня читать, было написано 22 августа 1857 года по пути из Овстуга в Москву. Первый автограф написан карандашом на обороте листка с перечнем почтовых расходов. Впервые стихотворение было опубликовано в 1858 году в журнале «Русская беседа» и вошло в собрание стихотворений 1868 года.

Прослушаем стихотворение и постараемся представить нарисованную поэтом картину.

2. Выразительное чтение стихотворения учителем или прослушивание его на аудиокассете.

3. Анализ стихотворения. (Беседа, лингвистический анализ стихотворения.)

Какую картину вы мысленно увидели?

О чем, по-вашему, стихотворение?

В стихотворении мы увидели картину ранней осени. Но, мне кажется, оно не только об этом. Как и всякое настоящее произведение искусства, оно имеет несколько смыслов. Давайте попробуем отыскать и другие, те, которые не открываются читателю сразу, а требуют кропотливой, напряженной работы и усилий нашего ума, сердца и воображения одновременно.

В стихотворении нет заглавия, а значит, мы будем называть его по первой строчке – «Есть в осени первоначальной...».

Как вы думаете, а как мог бы Тютчев назвать это стихотворение? («Осень», «Ранняя осень», «Золотая осень».)

Но почему-то поэт отказался от этих вариантов. Как вы думаете, почему?

(Потому, наверное, что хотел рассказать не только об осени, но и еще о чем-то.)

При отсутствии заглавия, или, как его называют в науке, при нулевом заглавии, мы должны особенно внимательно отнестись к первой строчке – «Есть в осени первоначальной...». Для нас она будет названием стихотворения. На первом месте, в сильной позиции, в строке стоит слово есть .

Что оно обозначает?

(Есть – значит «существует, бывает, имеется».)

К какой части речи относится слово есть?

(Это глагол. Он стоит в 3-м лице ед. числа, а его начальная форма – быть .)

Оно называет действие как временное или постоянное? То, что есть, существует, имеется постоянно, всегда, независимо ни от каких причин. И это короткое емкое слово сразу же дает нам возможность мыслить, размышлять о чем-то вечном, независимом от человека.

На втором месте в строке – в осени .

Как вы понимаете значение слова осень?

(Это время года, которое наступает после лета.)

Ученые-лингвисты обратили внимание на то, что в языке есть такие слова, которые, кроме своего значения, могут вызывать у нас в сознании множество ассоциаций, сравнений, они способны как бы «будить» наше воображение. К таким словам относится и слово осень . Кроме времени года, оно еще обозначает пору, когда люди собирают урожай, когда тепло сменяется первыми холодами. А потому слово осень является обозначением, символом засыпающей в природе жизни. Ведь в это время все в природе готовится к долгому зимнему сну, покою.

Но в осени несколько этапов. Тютчев в первой же строчке в сильную позицию (конец строки) ставит слово, которое называет этот этап, – первоначальная .

Как вы понимаете значение этого слова?

(«Первый», «начальный, новый», «ранний» – об осени.)

Значение «первый», «начальный», «новый», «ранний» мы, конечно, осознаем, так как слова синонимичны.

Почему же Тютчев выбрал для стихотворения именно слово первоначальный? Чем оно отличается от остальных слов? (Вся дальнейшая работа требует постоянного обращения к толковым словарям).

(В слове первоначальный два корня: перв- и -начал-. )

В этом слове два синонимичных корня, которые определяют раннюю осень дважды. Значит, автору было важно привлечь наше внимание именно к этой характеристике осени.

Такое длинное, или многосложное, в отличие от односложных, более торжественно.

«В стихах Тютчева такие “долгие” и торжественные слова помогают с самого начала переключить читательское восприятие “на высокую волну”, переводят его в необычное, непрозаическое измерение». (Маймин Е.А . Русская философская поэзия: Поэты-любомудры, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев. М., 1976)

Для чего же поэту потребовалось «перевести» наше читательское восприятие в такое необычное измерение?

(Тютчеву хотелось, чтобы мы размышляли, а это длинное слово первоначальный усиливает размышление. Оно создает у читателей настроение раздумья.)

Интересен факт, на который обратили внимание исследователи творчества Тютчева: оказывается, поэт очень часто употреблял в своих стихотворениях длинные слова. Почти в каждом есть одно или два многосложных, т.е. длинных, слова, и часто словом поэт словно бы старался украсить стихотворение.

(Очень медленно, неторопливо, раздумывая.)

Эта строка задает медленный, торжественный ритм всему стихотворению.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Вторая строка – Короткая, но дивная пора . Обратите внимание: два определения осени, а между ними коротенькое слово но.

Какой частью речи оно является?

(Но – это союз. В простом предложении союз может связывать однородные члены предложения и показывает разность, различие того, что они обозначают.)

Но противопоставляет значения двух слов друг другу.

Короткая, но дивная пора – это какая? Как вы понимаете смысл строки?

(Это время в осени особенное, потому что оно одновременно и удивительное по красоте, и очень короткое. А значит, очень дорогое каждому из нас.)

В природе всего несколько таких дней. Она нам их дарит перед долгой холодной зимой, чтобы мы вспоминали эту дивную пору долго-долго. Каждый человек понимает это, потому ему хочется запомнить, запечатлеть эти дни в памяти. Он стремится как можно полнее вобрать в себя последнее, быстро уходящее тепло и последнюю красоту осенней природы.

Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Обратите внимание в третьей и четвертой строках на существительные: день и вечера .

В какой форме они употреблены?

(Существительное день стоит в форме единственного числа, а существительное вечера – во множественном числе.)

Может быть, поэт ошибся: ведь не только вечеров много, но и дней, значит, нужно было бы сказать дни ?

(Слово день в единственном числе, поэтому мы как бы видим отдельность, особенность каждого дня.

Форма единственного числа как бы укрупняет предмет, делает его особенным, выделяет из остальных.)

Вслушайтесь в строчку: ...день стоит как бы хрустальный . Какой художественный прием использует здесь автор? (Сравнение.)

Почему же как бы, а не как?

(С использованием как бы сравнение получается мягким. Вроде бы поэт его никому не навязывает, просто ему так кажется.)

И нам, читателям, это как бы словно разрешает подбирать свои сравнения. И этот ряд можно продолжать. День... как бы хрустальный – удивительное авторское сравнение. Хрусталь – это «род, сорт стекла».

Что же у них общего?

(День такой же ясный, прозрачный, как хрусталь, потому что осенний воздух постепенно делается холоднее.)

(Осенний день такой же звонкий, как хрусталь, потому что звук разносится далеко и четко слышен.)

(День хрупок, как хрусталь. Мы понимаем, что осенняя погода непостоянна, в любое время может налететь ветер и кончатся тишина, покой, безмятежность.)

Замечательно вы объяснили смысл сравнения день... как бы хрустальный.

Почему же вечера лучезарны?

(Это слово длинное и состоит из двух корней – -луч- и -зар-. )

С точки зрения образования слов это правильно. Когда-то давно действительно осознавались эти два корня. Но с точки зрения современного состояния русского языка это один корень -лучезар-. А что означает слово лучезарный?

(Светлый, ясный, теплый.)

Да. А форма множественного числа дает нам почувствовать, что таких вечеров много, они следуют один за другим, чтобы каждый из нас напоследок насладился ими.

Первую строфу заканчивает знак многоточия. Что передает многоточие?

(Многоточие – важный знак для поэта, потому что в нем много смысла. Во-первых, эта картина – день... как бы хрустальный и лучезарны вечера – неописуемо прекрасна, и мы сами можем представить ее еще подробнее. Во-вторых, многоточие означает большую паузу между строфами, так как во второй строфе рассказывается уже о другом. Этот знак подготавливает нас к восприятию следующей мысли.)

Прочитайте первую строфу выразительно.

А теперь послушайте вторую строфу.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Что вы представили, слушая эту строфу?

(Поле, где кипит работа. Кипит потому, что серп назван словом бодрый, т.е. живой, активный, резвый.)

(И еще потому, что действие серпа – не жал, не работал, а – гулял. В этом слове – то, как он работал, – «легко, весело, играючи».)

Правильно. В этой строке повторяется употребление существительных серп, колос в единственном числе. Объясните это.

(Здесь поэт специально использует форму единственного числа, хотя мы понимаем, что действует много предметов. Мы еще и чувствуем «весомость, единичность» каждого важного для поэта предмета.)

Во второй строке намеренно рядом «собраны» слова, которые обозначают пространство.

Назовите и прокомментируйте их.

(Пусто и простор.)

Эти слова рисуют необозримое, не охватываемое глазом пространство. И усиливают впечатление необозримости следующие слова – все и везде .

Третья строка начинается со слова лишь . Объясните его значение.

(Лишь значит «только». Это частица, которая выделяет в тексте описание праздной борозды на фоне неоглядного простора. Это «паутины тонкий волос Блестит...».)

Что вы «видите» своим внутренним зрением?

(Очень длинные нити паутины. Они растягиваются от предмета к предмету очень далеко.)

Тютчев в этой строке – очень тонкий наблюдатель. Давайте подумаем, а как можно было бы об этом явлении написать по-другому.

(Паутинка, ниточка паутины.)

Но поэт выбрал паутины тонкий волос . Почему? Ведь в словах паутина и ниточка паутины уже есть указание на «тонкость» паутины. Значит, все дело в слове волос .

(Волосы есть у человека. И если поэт добавляет это слово в строчку, то тонкий волос паутины – получается как у человека. Значения слов тонкий волос паутины приводит нас к мысли, что поэт написал не только о ранней осени, но еще и о человеке. Здесь используется художественный прием – олицетворение.)

Эта фраза действительно очень важна для понимания всех смыслов стихотворения. Почему?

(Мы начинаем понимать, что стихотворение не только о природе, но и о людях, о человеке.)

Посмотрите внимательно на первую строфу и найдите в ней слово, которое словно «перекликается» с тонким волосом паутины.

(Это слово осень, ведь оно обозначает еще и позднюю пору человеческой жизни.)

Подумайте, о каком времени в жизни человека можно так сказать: весна жизни, лето жизни, осень жизни?

(О детстве, о юности, о зрелости, о старости.)

Каждый из нас прекрасно это понимает, а поэт только помогает по-новому ощутить вроде бы понятные и знакомые с детства слова.

Обратите внимание в четвертой строке на слова на праздной борозде. Как вы их понимаете?

(Праздная – значит «пустая». На ней никто не работает.)

В современном русском языке это слово обозначает «свободный от дел, занятий, проводящий время в праздности, безделье». Значение «никем и ничем не занятый, не заполненный, пустой, порожний» признается устаревшим. А в XIX веке это было едва ли не основное значение слова. В определении праздный выступали и такие оттенки значения, как «чуждый забот и тревог, погруженный в покой».

Л.Н. Толстой, восхищенный стихотворением Ф.И. Тютчева, особо выделил именно эту фразу. А об эпитете праздная писатель заметил: «Здесь это слово праздной как будто бессмысленно и не в стихах так сказать нельзя, а между тем этим словом сразу сказано, что работы окончены, все убрали, и получается полное впечатление».

(Первую строку в быстром темпе, энергично, а вторую, третью и четвертую – медленно, задумчиво.)

И от этих слов мы сами испытываем чувство покоя, безмятежности, тепла. Это стихотворение дает нам возможность поразмышлять о вечном.

В последней строке стихотворения слова, которые находятся в сильной позиции, а потому очень важны для поэта, – отдыхающее поле.

О каком поле можно так сказать?

(На котором уже не ведутся никакие работы. А раньше его касались руки человека, поэтому поле здесь – земля очеловеченная (серп, колос, борозда), одухотворенная. К тому же поле – это часть земли, которую охватывает взор наблюдателя, мыслителя.)

Мы внимательно прочитали все стихотворение.

Как вы теперь ответите на вопрос, о чем оно?

(В стихотворении поэт рассказал не только о прекрасной поре ранней осени, но и об «осеннем» времени в жизни любого человека.)

(Тютчев написал о том, что в нашей жизни всегда есть время покоя, хотя потом может прийти и время «бурь». Это неизбежно. Но человек должен принимать это смиренно, мудро, спокойно.)

Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

4. Предлагаются на выбор две темы сочинений-миниатюр:

1) Как я представляю «дивную пору» осени по стихотворению Ф.И. Тютчева.

2) «Дивная пора» ранней осени из окна моего дома.

Образцы письменных работ учеников 10-го класса

1. Как я представляю «дивную пору» осени по стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Тютчев – мастер стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия. В произведениях Тютчева природа не представлена как фон, она одушевлена, чувствует.

У стихотворения нет заглавия, что придает ему более глубокий смысл. Стихотворение повествует об осенней поре, которая наступает не только в природе, но и в душе человека.

Автор использует такие художественные средства как сравнение (весь день стоит как бы хрустальный...), олицетворение (где бодрый серп гулял). Это придает выразительность речи, способствует более полному раскрытию художественного образа. Предложения с многоточиями говорят о незаконченности мысли поэта. Автор заставляет читателя задуматься, поразмышлять.

При чтении стихотворения представляется осенний солнечный день ранней осени. Середина бабьего лета.

Осень, как известно, время сбора урожая. В стихотворении Тютчев показывает поля, где еще недавно кипела работа:

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде...
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

(Александра Чепель)

2. «Дивная пора» ранней осени из окна моего дома. (По стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»)

Осень. Какое же прекрасное это время года! Природа начинает готовиться ко сну, но это не мешает ей быть прекрасной. Небо становится голубым-голубым. Даже летом не всегда можно увидеть такое чистое и красивое небо. А солнце... Оно светит так ярко и жизнерадостно, словно хочет подарить нам все самое лучшее перед тем, как скрыться за серыми тучами предстоящих холодных, дождливых и пасмурных дней. Несмотря на то, что деревья сбрасывают свои наряды, а листья лежат уже на земле, образуя пестрый ковер, природа становится еще прекрасней.

Как приятно наблюдать эту картину из окна своего родного дома или прогуливаясь по осеннему лесу. Легко и приятно становится на душе от этой картины. Но в то же время и грустно оттого, что стоят последние теплые деньки, а потом наступят холодные серые дни осени и придет суровая (судя по приметам) зима.

«Бабье лето» (как называют в народе этот период осени) – это одно яркое мгновение среди тусклых осенних дней. И печально, что среди людской суеты многие порой не замечают этой красоты. Ведь каждый миг, каждое мгновение, которое дает человеку природа, оставляют в душе неизгладимое впечатление, какой-то след, какие-то ассоциации. Именно на это и хотел обратить наше внимание замечательный русский поэт Ф.И. Тютчев.

(Анастасия Заплаткина)

3. «Дивная пора» ранней осени из окна моего дома. (По стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»).

«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора», – писал Ф.И. Тютчев. «Но что же такого дивного в этом времени года?» – спросите вы. Действительно, что может быть прекрасного в том, что птицы улетают на юг, что не слышно птичьего пения, как это бывает весной, в том, что на улице слякоть и грязь, в том, что постоянно идут дожди и дуют холодные ветры. Но есть осенью такой период, который называется «бабье лето». Это всего десять дней или чуть больше. Именно об этом осеннем промежутке и пишет в своем стихотворении Ф.И. Тютчев.

Попробуйте проснуться ранним осенним утром и посмотреть в окно! Вы увидите, как лучи еще недавно проснувшегося солнца таинственно и не спеша скользят по верхушкам деревьев. В воздухе кружится хоровод из листьев. Листья, словно разноцветное конфетти, медленно опускаются на землю, образуя мягкий ковер. А взглянув на светло-голубое небо, вы почувствуете поистине умиротворение и спокойствие. Но, к сожалению, такие прекрасные деньки бывают осенью недолго. Чаще всего погода бывает пасмурной. Но и это не беда! Затопите печь и прислушайтесь к тому, как весело потрескивают горящие поленья, как капли дождя стучатся в окно.

Для меня осень – это время, когда можно хоть немного забыть о жизненных трудностях и помечтать о будущем.

И все же не стоит осенью засиживаться дома: лучше одеться потеплее и пойти в лес, пособирать грибы, понаблюдать за тем, как животные готовятся к наступлению суровой зимы. Осень – это удивительное время года.

(Луиза Кабирова)

Т.В. СОРОКИНА,
Ульяновская обл.

5-й класс

Ф.И. Тютчев.
«Есть в осени первоначальной...»

Конспект урока по анализу поэтического текста

Цели: продолжить формирование у учащихся умения читать и воспринимать пейзажную лирику; навыки анализа стихотворного текста.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя о поэте.

Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы.

22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направляется из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

2. Анализ стихотворения.

Анализируем стихотворение в ходе беседы, основные мысли записываем в тетрадь.

В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение, свои дорожные впечатления от осеннего пейзажа, свои размышления.

– На сколько строф делится стихотворение? О чем говорится в каждой строфе?

В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне (на праздной борозде) . В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается последним теплом.

– Какие эпитеты употребляет поэт?

Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: в осени первоначальной, дивная пора, бодрый серп, на праздной борозде (на праздной – то есть на отдыхающей, на которой закончена работа), чистая и теплая лазурь, отдыхающее поле .

Находим метафоры: серп гулял, лазурь льется . Поэт сравнивает паутину с волосом: лишь паутины тонкий волос блестит; голубое небо он называет лазурью . Мы вслед за поэтом представляем поле как большого отдыхающего человека.

Природа замерла в ожидании, и состояние покоя помогают передать в первом четверостишии всего два глагола: есть и стоит .

– Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.

Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими в 8 слогов, строки в 11 слогов – со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)

Но далеко еще до первых зимних бурь – (12 слогов)

И льется чистая и теплая лазурь (11слогов)

На отдыхающее поле... (9 слогов)

Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.

3. Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.

4. Сочинение-миниатюра «Путешествие золотого листочка».

Т.В. СОРОКИНА,
Ульяновская обл.

«Есть в осени первоначальной…» Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Пейзажная лирика Федора Тютчева – это особый мир, воссозданный поэтом на основании личных впечатлений. Однако воссозданный настолько точно и ярко, что каждое произведение позволяет читателям словно бы совершить небольшое путешествие по бескрайним полям и лесам, которые рисует воображение после каждой строчки, написанной поэтом.

Федор Тютчев не любил осень, считая, что эта пора года символизирует увядание и смерть живой природы. Однако он не мог не восхищаться красотой обряженных в золотистые уборы деревьев, густыми серебристыми облаками и стройностью журавлиного клина, который держит путь в южные края. Правда, поэта занимал не столько процесс перевоплощения природы, сколько тот короткий миг, когда она ненадолго замирает, готовясь примерить новую ипостась. Именно этому неуловимому мгновению автор и посвятил свое стихотворение «Есть в осени первоначальной…», созданное в августе 1857 года.

Осень еще не вступила в свои права, однако ее приближение ощущается с каждым дуновением ветра. Эта удивительная пора в народе именуется бабьим летом – последним теплым подарком природы, которая готовится к зимней спячке. «Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера», — именно так Федор Тютчев характеризует эти еще по-летнему жаркие дни, в которых уже, тем не менее, чувствуется явственное дыхание осени .

О ее приближении свидетельствует «паутины тонкий волос», который блестит в борозде давно уже убранного поля, а также необыкновенный простор и тишина, которыми наполнен воздух. Даже «птиц не слышно боле», как это бывает ранним летним утром, так как пернатые создания заняты подготовкой к предстоящим холодам. Однако автор отмечает, что «далеко еще до первых снежных бурь», умышленно пропуская тот период осени, который славится дождями, промозглым холодным ветром и оголенными деревьями, которые сбрасывают свои листья.

Тютчев неоднократно отмечал, что осень в классическом ее проявлении наводит на него тоску, напоминая о том, что и человеческая жизнь имеет свой финал. И если бы поэт мог, то с удовольствием изменил бы устройство мира, чтобы вычеркнуть из него период медленного умирания природы. Именно поэтому осень поэт предпочитал проводить за границей, спасаясь от унылого русского пейзажа. Тем не менее, последние дни уходящего лета доставляли Тютчеву огромное удовольствие, давая ощущение радости и умиротворения.

Это праздничное и торжественное настроение отчетливо ощущается и в стихотворении «Есть в осени первоначальной…». Короткое бабье лето, наполненное солнцем и тишиной, вызывает у поэта ощущение завершения очередного жизненного этапа, но не отождествляется со смертью. Поэтому «осень первоначальная», теплая и приветливая, воспринимается Федором Тютчевым как небольшая передышка перед сменой времен года. Это – период подведения итогов и переосмысления жизненных ценностей . Поэтому у поэта он ассоциируется не с приближающейся старостью, которая, как и осень, неизбежна, а со зрелостью, мудростью и жизненным опытом, позволяющими автору избежать серьезных ошибок в принятии важных для него решений, которые требуют спокойного осмысления. Кроме этого, бабье лето для Федора Тютчева – это возможность почувствовать себя по-настоящему свободным и насладиться гармонией природы, которая словно бы замерла в ожидании предстоящих холодов, спеша отдать миру последние краски лета с его благоухающими травами, бездонным голубым небом, теплым ветром, опустевшими и от этого кажущимися необъятными полями, а также ярким солнцем, которое уже не обжигает, а всего лишь нежно ласкает кожу.

Включайся в дискуссию
Читайте также
О путях разрешения межнациональных конфликтов Причины межнациональных конфликтов и пути их решения
В каких единицах измеряется вязкость?
Око планеты информационно-аналитический портал Температура воды в природе