Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Перед крещением взрослого. Молитва для крестных при крещении

Крещение представляет собой одно из семи таинств христианской церкви. Это торжественное действие играет огромную роль в жизни верующего человека. Оно обладает очистительным значением, в результате которого человек как бы умирает и вновь возрождается для новой жизни.

Таинство крещения проводится с помощью воды, которая на космическом уровне наделяет человека благодатью и очищает от греха, данного ему при рождении. Взрослому человеку прощаются любые прегрешения, совершённые до крещения.

Дань моде или веление сердца

Если по каким-нибудь причинам человека не крестили в младенчестве, то в осознанном возрасте рано или поздно эта проблема начинает его беспокоить. Важно разобраться, надо ему креститься или нет. А если да, то для чего .

Зачастую в разговорах на бытовом уровне можно услышать вопросы: «Так ли важно крещение?», «Неужели нельзя общаться с Богом без него?».

Возвращаясь к истокам христианского учения, стоит вспомнить, что завещал Господь , прежде чем вознестись на небо после воскресения: «…идите, научите народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Если люди хотят быть христианами, надо соблюдать волю Спасителя. Ведь это он, сын Бога, жил среди людей, принял на себя грехи рода человеческого, понёс тяжкие страдания на кресте, умер, воскрес и вознёсся к Богу. Своей жизнью он указал людям путь спасения, путь, по которому они могут прийти к Богу. Но для этого нужно умереть и воскреснуть с Иисусом. Таинство крещения как раз и символизирует эти действия.

Принимать крещение или нет - это выбор взрослого человека. Никто насильно не может принудить его к этому. Важно, чтобы человек не поддался соблазну «быть как все», не имея в душе желания подчинить свою жизнь служению Богу.

Священники утверждают, что можно совершить обряд без веры крещаемого в Бога, но он ничего не будет стоить. Если после крещения человек не станет жить по христианским обычаям (чтение духовной литературы, посещение богослужений, соблюдение постов и церковных праздников), благодать Божья быстро исчезнет, и безбожник не сможет попасть в Царствие Небесное после смерти.

Не секрет, что некоторые люди подвергают себя обряду крещения для приобретения, по их мнению, определённых благ для себя. Например: поправить здоровье, улучшить материальное положение, обезопасить себя от порчи, сглаза. Это абсолютно недопустимо. Ведь суть крещения - отдавать себя Богу всецело и безгранично, а не ждать «манны небесной» от него.

Подготовительный период

В Русскую Православную церковь с просьбой о крещении обращаются взрослые люди. Поэтому подготовка к крещению значительно отличается от обряда над младенцами, ведь за ребёнка важное решение принимают его родители, а сформировавшаяся личность сама несёт ответственность за свои поступки. Священнослужителям небезразлично знать, что стоит за желанием человека быть крещённым.

В старые времена людей, обратившихся в церковь с просьбой о крещении, объявляли оглашёнными. Их подготовка ко дню крещения длилась не один день . В этот период они много читали, посещали церковь, изучали основы христианства. И только церковнослужители решали, готов ли человек к совершению обряда. По сути, оглашенных постепенно приобщали к жизни церкви.

Сегодня священники также проводят подготовительную работу с изъявившими желание пройти таинство крещения. Когда люди задают вопросы: «Как проводить Крещение?», «Что нужно для обряда Крещения взрослого человека?», «Стоит ли креститься, если этого хочет жена?», - ответ может быть только один: «Нужна искренняя и твёрдая вера».

Шаги для достижения желаемого

Не надо ждать, что священник будет нежен и ласков, его цель - понять готовность человека к принятию крещения. Главное - стоять на своём, отвечать искренне и без утайки . Первая встреча может быть безуспешной, и он назначит ещё несколько аудиенций. Как настоящий психолог, священник понимает, что при первой встрече невозможно понять человеческую суть. Для установления истины и нужны последующие беседы. Сколько их будет - решать батюшке.

В разговорах с батюшкой желающий креститься получит ответы на непонятные вопросы, касающиеся христианской религии. У него можно уточнить, как проходит крещение взрослого, сколько раз можно креститься. А после решения о том, что человек готов к важному событию, выяснить, какова стоимость данного действия.

Вознаграждение за получение Божьей благодати

В храмах не берут плату за проведение обрядов. Существует лишь пожертвование на нужды церкви , которое собирают в особые ящики. Его величина зависит от желания и возможностей людей, это могут быть и копейки, и тысячи. Подробности можно узнать в свечной лавке или у церковных работников.

Но так происходит не везде. В некоторых церквях существуют прейскуранты с фиксированной ценой на различные услуги. В них можно узнать, сколько стоит нужная процедура. Торговля в храмах не приветствуется Библией, но чтобы выжить в трудное время, церковнослужителям приходится закрывать глаза на это небогоугодное дело. Хотя собранные средства в основном идут на помощь бедным, ремонт церковных построек, возведение новых церквей.

Необходимые сведения

Есть нюансы, на которые надо обратить внимание:

Подготовка к таинству

Перед проведением обряда необходимо соблюдение хотя бы в течение трёх последних дней. Он предполагает отказ от мяса, молочных продуктов, яиц, спиртных напитков, курения.

Это время не мешало бы провести за чтением Евангелия, Закона Божия, Псалмов, молитв. Стоит отказаться от весёлого времяпрепровождения, просмотра телепередач, супругам необходимо воздержание от интимных отношений.

Перед тем как покреститься, надо помириться со всеми врагами, исповедаться .

Накануне крещения, начиная от полуночи, во рту не должно быть и маковой росинки.

Важные атрибуты

Взрослым мужчинам и женщинам необходимо иметь крестильную сорочку, полотенце, открытые тапочки, нательный крестик на цепочке или верёвочке.

Одежда и полотенце должны быть белого цвета. Для мужчин - это длинная рубашка, а для женщин - длинная, напоминающая ночную, сорочка с длинными рукавами или платье. Эту одежду не одевают в повседневной жизни и не стирают. Считают, что она обладает способностью помогать во время тяжёлых заболеваний, если одеть её на нездорового человека.

По поводу существует мнение, что он не должен быть золотым. Лучше купить серебряный или же обычный недорогой крестик в церкви. Важно помнить, что после того, как батюшка наденет его на шею крещёного, снимать символ веры нельзя, если только для этого не будет медицинских показаний.

Вместо тапочек подойдут сланцы, чтобы ступни были открыты во время проведения таинства.

Особенности крещения женщин

Женщины и девушки находятся в храме с покрытой головой . Это говорит о смирении перед Богом и мужчинами. Одежда должна быть скромной, чистой, опрятной. Запрещаются косметика и украшения.

Обряд не проводится, если у женщины месячные. Этот вопрос обговаривают с батюшкой заранее, чтобы выбрать нужный день.

Во время погружения в воду крестильная сорочка намокнет и, скорее всего, будет просвечивать. Чтобы избежать неловкого момента, можно надеть под неё купальник .

Обряд крещения взрослого человека

После завершения всех действий происходит обряд миропомазания, когда на теле крещаемого священник делает знаки в виде крестов со словами «Печать дара Святого Духа». Затем священник вместе с крещёным трижды обходят купель, это символизирует вечность.

В заключении происходит выстригание волос - это означает, что нового христианина отдают Божией воле.

После крещения жизнь нового члена Святой Церкви кардинально меняется. Человек принял обязательство по выполнению заповедей Господних. Это привнесёт определённые изменения в привычную жизнь. От многих привычек придётся отказаться, контролировать свои поступки, изменить, если нужно, отношение к окружающим. Но не надо пугаться изменений. В христианской вере много светлого и радостного.

Елена Терехова

Особенности крещения взрослого человека

Отличается ли крещение взрослого человека от крещения младенца? Да. Взрослый человек должен иметь представление о православной вере. Надо прочесть Новый завет и знать, что такое Троица, для чего воплотился Сын Божий, зачем была нужна крестная жертва, почему Христос воскрес и что такое Церковь.

Также следует знать, для чего нужны такие таинства, как крещение, миропомазание, причастие. Есть храмы, в которых проводятся специальные беседы для желающих креститься. Их надо посетить обязательно.

Если в вашем храме таких бесед нет, надо поговорить со священником — он все расскажет.

С основами православного вероучения ознакомьтесь самостоятельно, кроме этого надо знать наизусть молитву Господню «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся». Они есть в любом молитвослове.

Перед крещением взрослому человеку желательно три дня попоститься. Это значит, не есть мясной, молочной пищи, не употреблять спиртные напитки, не курить.

Также перед таинством крещения надо помириться с теми, с кем были в ссоре, не смотреть увеселительные передачи, лицам, состоящим в браке, на это время отказаться от брачных отношений с супругом или супругой.

Таинство состоит из чина оглашения, освящения воды и елея, крещения, облачения крещаемого в белую одежду, после чего над ним совершается таинство миропомазания.

Перед тем, как начать чтение огласительных молитв, священник три раза дует в лицо человеку, которого крестит. Делает он это символически, чтобы показать, как Бог создал из праха человека и вдохнул в него жизнь. Затем священник трижды благословляет крещаемого и читает молитвы.

После того, как прочитаны запретительные молитвы (они нужны для запрета злых духов), крещение взрослого человека подходит к этапу вопросов и ответов. Это значит, что надо повернуться на запад, потом на восток, ответить на вопросы священника, отречься от сатаны.

Затем крещаемый должен прочесть Символ веры — православную христианскую молитву, в которой заключено православное вероучение.

После этой молитвы священник вновь задает вопросы, и так повторяется три раза. Теперь оглашенный может принять святое крещение. Начинается освящение воды. Священник тоже одевается в белые одежды. Если присутствуют крестные (они могут быть и у взрослых), им дают в руки зажженные свечи.

Совершается помазание. Потом — троекратное погружение в купель. Крещаемый и священник три раза обходят купель, что является символом вечности.

При крещении взрослого человека у него, как и у младенца, отрезают кусочек волос. Это символизирует передачу своей жизни на волю Бога. Помните, что нательный крест православные носят постоянно. Снимать его можно только в исключительных случаях.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

В.Васнецов. Крещение князя Владимира

Проблема подготовки взрослых к крещению обсуждается в Русской Православной Церкви давно. Результаты социологического опроса, проведенного «Левада-центром» в феврале 2009 года, еще раз подтвердили ее актуальность. Хотя 72,6 % россиян определили себя как православные, из этих 72,6 % только у 15,4 % есть дома Евангелие, у 15,6 % — молитвослов, а 39,5 % вообще не имеет дома книг религиозного содержания. Лишь 6,4% «православных» знает наизусть Символ веры, 49,2 % — «Отче наш». Ежегодно (с разной периодичностью) причащается только 14,7%, а 55% вообще не причащается. На вопрос о мировоззрении 11,8% (опять же из 72%, считающих себя православными) ответили, что не верят в Бога, но верят в некую высшую силу.

Возможно, к таким итогам привело в том числе и поспешное, без подготовки, массовое крещение людей 15-20 лет назад. О необходимости серьезной предварительной подготовки к крещению говорилось неоднократно, но только на уровне устных рекомендаций священноначалия. Инициатива Екатеринбургской епархии — первая попытка упорядочить катехизацию. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия Миссионерский отдел епархии разработал «Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко крещению» и тематический комплекс из 12 огласительных бесед с желающими креститься. Это 4 блока по 3 беседы каждый: о смысле жизни с точки зрения Священного Писания и православной веры, о Божьем назначении о человеке при его сотворении и о грехопадении как разрушении этого назначения, об отношении Бога к человеку и миру. Последний, четвертый блок «состоит из бесед, помогающих оглашаемому осознать свой личный духовный путь спасения в общении с Богом и Его Церковью». «В этих беседах необходимо раскрыть следующие вопросы: 1. крещение как умирание и воскрешение со Христом; 2. Церковь как дом Божий, Тело Христово, духовная семья; 3. обязанности верных христиан; 4. служение в церковной общине», — говорится в документе. Как сообщили «НС» в епархии, хотя некоторые священники сомневались в обоснованности длительного оглашения на сельских приходах, собрание решило взять предлагаемую концепцию за основу.

Необходимость катехизации признают все, но вопрос о ее формах остается открытым. Когда можно считать человека готовым к крещению? Надо ли учитывать его образовательный уровень и здоровье? Есть ли вещи, которые до крещения понять невозможно? Мы опросили священников из разных епархий, мнения разделились.

Священник Александр САНДЫРЕВ, клирик архиерейского Вознесенского подворья города Екатеринбурга, руководитель миссионерского и молодежного отделов Екатеринбургской епархии:

— На епархиальном собрании шла дискуссия, какой катехизис проводить в малых городах и селах, некоторые священники высказывали сомнение, что не смогут проводить длительное оглашение. Но владыка Викентий настроен бескомпромиссно: перед крещением надо провести 12 бесед. В нашем храме уже больше года со всеми желающими креститься проводим 12 бесед, в течении 3-х месяцев. Человек должен как минимум знать 10 заповедей и Евангельское благовестие, понимать, что в таинстве крещения он буквально сочетается со Христом, то есть отдает в Его руки свою волю. Сегодня многие относятся к вере потребительски: когда тяжело, трудно — молятся, а когда хорошо — забывают Бога. А начинается этот духовный инфантилизм с формального отношения к крещению.

Кроме того, после крещения человек должен войти в общину. Стать не просто прихожанином (отстоял службу и ушел), но ответственным членом Церкви, участвующим в жизни прихода. Все это мы стараемся донести на этих беседах.

Конечно, с сельскими жителями надо говорить по-особому, учитывая условия их жизни. В идеале вообще нужен свой катехизис для каждой социальной и возрастной группы: для молодежи, для педагогов, для военных, для врачей. Но принцип должен быть общий – человека надо готовить к крещению долго, и к каждому подходить индивидуально.

Священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края, окормляет также Дом инвалидов:

— В первые века христианства люди, искренне уверовавшие во Христа, тем не менее долго готовились к крещению. Об этом до сих пор мы вспоминаем за каждой литургией, когда диакон возглашает: «Елицы, оглашении, изыдите». Раньше после этих слов оглашенные — то есть готовящиеся ко крещению — выходили из храма, сегодня эта молитва только напоминает нам о традициях первых веков. Наверное, в наше время возврат к ним невозможен, совсем другие условия. Но несомненно, что и сегодня взрослого человека необходимо готовить к крещению. Я думаю, что человек должен для начала хотя бы знать наизусть Символ веры, понимать его содержание, а также суть основных евангельских событий. Конечно, нужны общие правила, благословленные священноначалием, но в Церкви все, в том числе и каноны, применяется не по единому стандарту, а сообразно с конкретным человеком, с учетом его особенностей, возраста, здоровья, образования, воспитания. Очевидно, что в больнице даже перечисленный мной минимум требований мало кому можно предъявить. Тут священник должен действовать по ситуации. Но хотя бы объяснить азы веры можно даже тяжело больному старому человеку.

На приходе тоже к каждому надо подходить индивидуально. От молодого человека с университетским образованием можно потребовать больше, чем от простой пожилой женщины. Но элементарные представления о христианстве, о духовном смысле крещения мы обязаны дать каждому, желающему креститься. Надеюсь, что инициатива Екатеринбурга со временем будет поддержана и другими епархиями. А нюансы будут уточняться на местах с учетом опыта и ошибок.

Протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова (Курская обл.), преподаватель курса «Наука и религия» на факультете теологии и религиоведения Курского государственного университета:

— Из Евангелия мы знаем, как много людей отходило от Христа. Поэтому как бы прекрасно мы ни готовили людей к крещению, наивно надеяться, что все после крещения начнут активно воцерковляться. Но сказать каждому, что принимая крещение, он становится членом Тела Христова, и в соответствии с четвертой заповедью должен каждое воскресенье ходить в храм на службу, участвовать в других церковных таинствах, мы обязаны. Остальное зависит от воли и совести самого человека.

Но в любом формализме я вижу опасность. Предыдущий настоятель нашего храма отец Георгий Нейфах, которого я хорошо знал много лет, никогда не проводил специальной катехизации. Он подходил к каждому индивидуально, с некоторыми мог беседовать пять и даже десять раз, а иногда ограничивался одной беседой. А уже после крещения человек мог подойти к нему с любым интересующим его вопросом, и отец Георгий уделял ему столько времени, сколько нужно. Он помог прийти ко Христу сотням людей, в том числе и многим высокообразованным (Курчатов — город атомщиков).

Я в то время служил в селе на границе с Белгородской областью. Туда часто приезжали креститься люди из городов — Старого Оскола, Губкина. Они, как правило, активно интересовались христианством. А для деревенских крещение чаще всего было просто доброй традицией. К примеру, мама сына перед армией привела креститься, а сам он не проявляет никакого интереса. Но я подумал: «Отпущу его некрещеным, а вдруг что случится с ним? А если крестится, может быть, Божья благодать восполнит то, что я ему дать не успеваю». И крестил. А вот когда люди крестили ребенка, а через три года принесли крестить второго, я спросил, причащали ли они старшего хоть раз. «Да некогда», — ответили они. Я сказал, что раз они в храм не ходят, крестить их ребенка не буду. Посоветовал сначала прийти в храм со старшим, причастить его, тогда вернемся к разговору о крещении второго. Обиделись. Когда я эту историю митрополиту Курскому Ювеналию рассказал, он усмехнулся: «Ну, пробуйте!». Думаю, что у каждого священника душа болит, и он ищет варианты, как воцерковить людей.

Еще один раз я отказал сельским жителям в крещении, когда узнал, что им велела креститься бабка, к которой они пошли снять сглаз. Объяснил им, что это не только не основание для крещения, но даже крещеного человека, ходящего к таким бабкам, пока не покается, причащать нельзя.

В основном же я сельским жителям в крещении не отказывал. Проводил одну беседу и полагался на милость Божью. Для образованного человека естественно прочитать Евангелие, многие же простые люди вообще не читают книг, требовать от них, чтобы они прочитали Евангелие, на мой взгляд, неразумно, правильнее — главные вещи пересказать. А вот к человеку образованному можно подойти с более высокими требованиями. Не только по знанию текстов. Если человек текст Евангелия знает хорошо, цитирует, но по духу эзотерик, Христа считает одним из великих посвященных, креститься хочет потому, что, по его мнению, в храме хорошая энергетика, крестить его недопустимо — это все равно, что бросить святыню псам. За последние годы было у меня несколько таких случаев, я, естественно, всем отказывал, предлагал побеседовать, чтобы они поняли, насколько их взгляды далеки от церковных. Думаю, понадобилась бы не одна и не две беседы, но, к сожалению, люди чаще уходили. Это их выбор, но по совести крестить людей с такими взглядами я не мог. Еще я категорически отказывался крестить тех, кто принципиально не хотел ничего узнавать о вере.

И все же мы не должны забывать о силе Божьей благодати. Любой священник может привести не один пример, когда человек попадал в храм случайно, его с трудом уговаривали причаститься, и вдруг ему по Божьей воле и милости все чудесным образом открывалось. Сам я впервые поехал в Псково-Печорский монастырь за компанию. Моя жена крестилась, а я в то время увлекался восточной философией, йогой. Вскоре после ее крещения к нам в гости приехал отец Георгий Нейфах, с которым они вместе учились в университете. Он и уговорил меня поехать туда. Одновременно с нами туда приехал отец Владимир Волгин, у которого крестилась моя жена, мы познакомились. Но самое большое впечатление на меня произвел, конечно, отец Иоанн (Крестьянкин). Потом я стал приезжать к отцу Владимиру (он служил тогда в Курской епархии), проехал на велосипеде по Вологодчине, там тоже бывал на богослужениях (не все храмы еще действовали, дело в 1985 году было), прочитал Новый Завет. Самое большое впечатление тогда произвели на меня слова апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1-е Кор., 13, 1-3). В контексте моего тогдашнего увлечения йогой, где все направлено на обретение неких высших знаний и силы, это особенно потрясло. Вот отец Владимир Волгин имел любовь, жил скромно, аскетично, и люди, приезжавшие к нему, чувствовали, что встретились с человеком другого духовного уровня. Я уж не говорю об отце Иоанне (Крестьянкине). Мне кажется, что это очень важно — доверие священнику. Поэтому в первую очередь надо готовить священников, рукополагать тех, чья жизнь будет вдохновлять других людей.

Когда сердца коснется благодать, многие вещи открываются на другом уровне. А благодать Божью мы в первую очередь получаем в церковных таинствах. Поэтому задача наша священническая – не искать повод не допустить людей к этим таинствам, а как можно скорее привести их к ним. Первое из этих таинств – крещение! Прописать все ситуации невозможно. Очень многое зависит от совести и опыта священника. Думаю, они подскажут ему, как лучше и быстрее подготовить к крещению конкретного человека.

Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной Семинарии, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. С 1985 по 2000 год жил в США, крестился в 1987 году:

— Крещение — это дверь, которой человек идет к Спасителю. Неудивительно и наше внимание к этому таинству, и препоны, которые сатана ставит на самом пороге Церкви. Препоны эти предстоит устранить общими усилиями мирян, духовенства и священноначалия.

Каждый священник (и я в их числе) мог бы привести десятки практических примеров, и типичных, и редкостных, когда совершение таинства крещения вынужденно ставится в зависимость от тех или иных внешних факторов: болезни, возраста или иных особых поворотов судьбы крещаемого, высокого уровня его образования или, напротив, отсутствия такового, неформального знакомства с церковной жизнью и христианским вероучением, наконец, личных свойств и конкретной жизненной ситуации. Вспоминаю, как пришла в храм незнакомая девушка с просьбой крестить ее. Я провел с ней беседу, как полагается, вручил Евангелие и молитвослов, рассказал о порядке подготовки к крещению… Она внимательно слушала, но когда поняла, что крестить ее сейчас не будут, из глаз ее полились обильные слезы. Что было дальше, вы, наверное, догадываетесь: я ее исповедал и крестил. Думаю, что поступил правильно.

В этой связи понятны опасения некоторых священнослужителей, что жесткая регламентация подготовки к таинству крещения может принести вред: если прежде мы совершали таинство по своему усмотрению, то теперь надо будет придерживаться строгих формальных норм. Приведенный выше пример как будто подтверждает это опасение – но лишь как будто.

Решение Екатеринбургского епархиального собрания о подготовке к Крещению надо приветствовать и надеяться на то, что за ним последуют сходные меры в других епархиях. Оно направлено на врачевание едва ли не самый серьезный системный недостаток нашей церковной жизни: недостатка связи с правящим архиереем. Как говорят, «У римо-папистов папа в Риме, а у православных – в каждом приходе свой папа». Это надо преодолеть любыми средствами, причем немедленно. Представляю себе разговор с той девушкой в новых условиях. Я бы сказал ей: «Вы желаете принять Крещение – это прекрасно, Господь слышит вас и примет вас к Себе. Но сейчас, немедленно, крестить вас невозможно: наша православная церковная жизнь устроена по-другому, так-то и так-то…» А вот этой последней фразы я не смог бы произнести, не будь в нашей епархии четкого и ясного распоряжение священноначалия о крещении.

Но закончить приходится все же вопросом о крещении младенцев. Ведь в сообщении из Екатеринбургской епархии ни слова не сказано о различии между крещением взрослых и малышей, и создается впечатление, что речь идет именно о взрослых. Но, по моему наблюдению, на сегодняшний день у нас лишь один из десяти принимает крещение в сознательном возрасте: что делать с остальными, с их родителями и восприемниками, которые тоже (и в гораздо большей мере!) требуют просвещения и научения основам веры? Сумеет ли священник сказать родителям, желающим совершить «торжественный обряд»: “Согласно распоряжению владыки, вам надо пройти курс из двенадцати огласительных лекций…”? Не скажут ли они в ответ нечто совсем нецерковное и не помчатся ли к каким-нибудь сектантам и самосвятам? А чтобы этого не произошло, какие серьезные усилия в деле общеправославного просвещения должны мы предпринять?!…

Протоиерей Борис БАЛАШОВ, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клина Московской области, преподаватель православной гимназии, богословских заочных курсов (г. Клин), кафедры теологии Клинского филиала Московского государственного социального университета, глава издательства “Христианская жизнь”, главный редактор газеты “Клин Православный” и телепрограммы “Дорога к храму”:

— Мне приходилось слышать оптимистические рапорты одного докладчика о том, сколько тысяч людей окрещено в их епархии за отчетный период. Верующие люди в зале восторженно рукоплескали. А я, несознательный и уже не такой молодой священник, не хлопал, а вспоминал, как нас в детстве принимали в пионеры и только один двоечник в классе не был принят. Но что-то никак не претворялся в жизнь лозунг: «Пионер – всем ребятам пример».

Вот если бы докладчик говорил, что в его епархии все храмы полны народу, что много молодых людей стремится стать священниками, что при каждом втором храме есть воскресная школа если не для детей, то по крайней мере для взрослых, я бы встал и аплодировал громче всех!

Но кто же это сказал: «По вере вашей да будет вам»? Ах, да ведь это Иисус Христос. Какие странные слова мы слышим еще в Евангельском чтении во время таинства Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19–20).

Как здорово! Христос обещает быть с нами всегда, во все дни нашей жизни и даже после ее окончания, даже после смерти быть с нами. Значит нам уже ничего не страшно? Ну как сказать, для этого все-таки надо что-то сделать. А что?

Поскольку Евангелие представляет взаимоотношения Иисуса Христа и человеческой души наподобие отношений жениха и невесты или мужа и жены, то подумаем, как молодой человек и девушка могут построить крепкую счастливую семью?

Первый этап – знакомство. Люди встретились, понравились друг другу. Далее, чтобы знакомство углубилось, начинается разговор – диалог. Они рассказывают друг другу о себе, делятся своими мыслями. Между ними строится взаимопонимание, углубляется дружба, может возникнуть любовь.

Второй этап – построение семьи. Когда отношения взаимопонимания построены, связь двух душ стала крепкой, наступает время для соединения двух жизней в одну. Родилась семья. На этом обычно завершаются все детские сказки про любовь. А в счастливейшем браке добрая сказка еще только начинается.

Третий этап. А теперь надо снова учиться, только теперь уже учиться жить вместе, согласовывать все свои действия, взаимно прощать друг другу все обиды, нести совместно крест семейной жизни, во всем друг другу помогать. Так семья становится крепкой и полноценной.

И слова Спасителя, процитированные выше, очень схожи с тем, что мы сказали о построении хорошей семьи.

Первый этап – «научите»: то есть познакомьте людей со Христом, помогите построить личные взаимоотношения с Ним. Читая и осмысляя Евангелие, мы слышим слова Спасителя, обращенные к нам. Мы учимся понимать Его и то, чего Он хочет от нас. Молясь, мы учимся открывать свою душу Богу и своим сердцем отвечать на Божию любовь. Через чтение Евангелия и молитву мы начинаем видеть свои грехи, которые раньше считали в лучшем случае просто недостатками или ошибками. А теперь нам становится стыдно перед Богом и самим собой. Вот мы и готовимся к покаянию.

Когда у апостола Петра спросили, как же стать наследниками Божиего Царства он ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38).

А если веры нет и нет покаяния в грехах прошлой жизни, разве можно через крещение очиститься от грехов и получить дары Святого Духа? Если мы верим апостолу Петру, вынуждены дать отрицательный ответ. Ведь дело не только в том, чтобы Бог простил наши грехи, надо, чтобы мы очистились от их духовных последствий.

Когда же человек принимает таинство крещения без покаяния и изменения своей жизни и без сознательной веры, то нередко грехи и искушения набрасываются на новокрещенного с удвоенной силой.

Второй этап – совершено таинство крещения. Человек вошел в семью Христову – Святую Православную Церковь. Войти – вошел, а вот строить новые духовно-родственные отношения с Иисусом Христом не начал и даже не пытается начать. Что хорошего из этого получится? Не обман ли Господа? Обещал любить и верить, а исполнять не собирается.

Тут мы часто слышим возмущенный хор голосов: «Ну как же, мы же ведь верим в существование Бога?» Ну и что? Бесы тоже верят в Его существование (Иак. 2, 19), однако, эта их вера нисколько не спасает ни от греха, ни от осуждения во всемирную помойку – геенну огненную. Вера – личная связь веры, как полного доверия Богу. Мы же говорим иногда: «Я верю в этого человека». Так ведь не о вере в существование этого человека идет речь.

Третий этап – воцерковление, то есть приобретения духовного опыта жизни внутри христианской общины – прихода.

Вот только при соблюдении этих духовных этапов в построении личных отношений с Богом к нам будет применимо обещание Иисуса Христа – быть с нами вместе всегда.

А как же быть нам сейчас, в нашу постсоветскую эпоху, когда абсолютное большинство людей хотят только формально стать христианами? Говорить с ними о Боге, о Его любви, о бессмертии. А для лучшего понимания истины веры брать примеры из земной жизни, в том числе примеры, как могут строиться взаимоотношения людей, и многие другие.

А можно ли крестить без подготовки, без покаяния и без веры? Крестить-то крестят, а где плоды крещения?

Как Христос отнесся к бесплодной смоковнице? Ведь и росла, и листьями была покрыта. А вот встретилась она на пути Христа, не нашел Он на ней никаких плодов, проклял ее и она тотчас засохла (Мф. 11, 12–20).

Во-первых, надо постараться убедить человека, чтобы он к Богу легкомысленно не относился. Во-вторых, помочь ему начать строить свои взаимоотношения со Спасителем. Пусть раза три почитает хотя бы Евангелие от Луки или от Марка, приложит усилия, чтобы понять Христа и Его любовь, постараться на нее ответить, увидеть свои грехи, глядя на Его образ. Чтобы могло созреть покаяние. Как минимум он должен выучить и осмыслить хотя бы молитву «Отче наш» и начать молиться своими словами за себя и за близких.

Думаю, что в большинстве случаев не стоит пытаться обучить этих людей элементарной догматике. Проповедь апостолов язычникам была христоцентрична. Такой она должна быть и сейчас на этапе начальной катехизации. Главное, чтобы со Христом стали складываться отношения доверия, веры и любви. Будет это, можно ожидать в будущем, хоть и не сразу, плодов крещения – обновления жизни.

Мне кажется, что это тот реальный минимум, когда можно человека подводить к таинствам крещения, покаяния и причащения. Но ведь тогда многие, кто хочет креститься, стать крестным или крестить своих детей, уйдут в другие храмы. Да, единократно пополнится касса других приходов. Но многие из тех, кто примет эти условия, сроднятся с вашим храмом. Кроме того, немало людей, пошедших по легкому пути, потом к вам и вернутся. Ведь больные предпочитают ходить к врачам, которые пытаются лечить, а не только выписывают больничные листы.

Как же быть? Будем спокойно уповать на всеосвящающую благодать Божию и магическое действие таинств? Но Церковь категорически отрицает всякую магию. Благодать Божия, конечно, всесильна, но Иисус Христос все-таки поручил Своей Церкви апостольскую миссию на все века, поэтому Православная Церковь и называется Апостольской. Да и сами апостолы почему-то свою жизнь отдавали за проповедь Евангелия?! Сидели бы дома и ждали, пока Бог за них все сделает!

Так может быть, обязать всех проводить катехизацию? А будет ли толк от катехизации, если она превратится в формально совершаемые мероприятия? До революции во всех учебных заведениях Закон Божий был обязательным предметом. Это не спасло страну от катастрофы революции и духовной деградации. Кроме того, старшее поколение пресыщено формально совершавшейся идеологической работой в нашей многострадальной стране. Вера без любви мертва, а любить нельзя заставить!

Что же делать? Думаю, надо всеми силами вести просветительскую работу и по возможности поощрять ее. Содействовать катехизации во всех формах, конечно же, и в подготовке к крещению. Издавать соответствующую современную литературу. Готовить на приходах не только священников, но и активных верующих к просветительской работе. А кандидатов к священству подготавливать надо в учебных заведениях не формально, как только исполнителей богослужебного ритуала, а как просветителей народа. И, самое главное, надо любить свое дело!

Значение приготовительных обрядов

Русская Православная Церковь проходит уникальный исторический этап. Сегодня, как и в древнехристианской Церкви, ко Крещению приходят взрослые, сформировавшиеся личности. То Таинство, которое в течение нескольких последних столетий, до трагедии 20 века, совершалось почти исключительно над младенцами, на рубеже 20-21 веков стало уделом взрослых людей.

В связи с этим, по логике вещей, должен быть восстановлен институт оглашенных, то есть лиц, сознательно готовящихся к вступлению в церковь. Ведь в древней церкви, те, кто готовился принять , постепенно вводились в ее жизнь. Они в течение продолжительного периода времени, который в разные годы составлял от 40 дней до трех лет, обучались истинам веры, читали Священное Писание, принимали участие в общих молитвах. Примечательно то, что епископ, к которому приходил желающий креститься, испытывал его нравственные качества и искренность желания стать христианином.

Понятно, что многое из этой практики раннехристианской церкви в современных условиях по разным причинам невыполнимо. Но огласительные беседы перед Крещением, чтение Священного Писания, православной литературы, участие в богослужениях, общие молитвы в храме, не только доступны, но и должны быть обязательны.

Таинство Крещения не должно профанироваться и становиться этнографическим обрядом, совершаемым с целями, не имеющими ничего общего с сутью христианства. Тем более, что приготовительные обряды, имевшие существенное значение для ранней Церкви, и составленные специально для Крещения взрослых людей, не исчезли и не стали впоследствии «младенческими» (из-за возраста приносимых ко Крещению), но до нынешнего дня сохранили «взрослое» чинопоследование, всегда являвшееся неотъемлемой частью этого Таинства.

Следовательно, Крещению взрослого человека должна предшествовать подготовка, которая, по сути, будет его постепенным вхождением в церковную жизнь.

Перед Крещением

Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих православной веры. Необходимо прочесть Новый Завет, а также знать основную часть догматического учения о Святой Троице, О Воплощении Сына Божия, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой, О Таинствах - Причащения, Крещения, Миропомазания.

Во многих храмах проводятся огласительные беседы, и тем, кто записывается на Крещение, их посещение обязательно. Если в храме такой практики нет, можно поговорить со священником и узнать все необходимое об обряде Крещения. Основы православного вероучения нужно будет изучить самостоятельно. Кроме этого, желающий креститься должен знать наизусть важнейшие христианские молитвы - Символ Веры, молитву Господню «Отче Наш», и «Богородице Дево, радуйся». Эти молитвы есть в любом молитвослове.

Взрослому человеку к обряду Крещения желательно, по возможности, подготовиться трехдневным постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи, яиц, спиртных напитков, курения. Перед тем как приступить к Таинству, христиане, по слову Иисуса Христа, должны примириться со всеми, с кем были в ссоре. Пост также подразумевает отказ от развлечений и просмотра увеселительных телепередач. Лицам, состоящим в браке, в этот период нужно отказаться от супружеских отношений.

Обряд Крещения взрослого

Богослужение Таинства Крещения состоит из чина оглашения, последования Святого Крещения, в которое входят несколько обрядов: освящение воды, освящение елея, Крещения и облачение новокрещенного в белую крестильную одежду . После Крещения совершается Таинство Миропомазания.

Оглашение

Перед чтением огласительных молитв, иерей совершает следующие священнодействия: три раза дует в лицо крещаемому, это символически связано с моментом творения человека, когда Бог взял созданного из праха земного человека, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2; 7).. Затем священник трижды благословляет крещаемого, и возложив руку на главу его, начинает чтение молитв.

После чтения запретительных молитв (молитвы запрещения злых духов), совершается обряд отречения от сатаны. Принимающий Крещение поворачивается лицом на запад - символ тьмы и темных сил, священник будет задавать ему вопросы, а он должен сознательно на них отвечать. После отречения от сатаны, крещаемый исповедует верность Христу (сочетается со Христом), теперь уже лицом на восток, так же как и в предыдущем обряде, отвечает на вопросы, повторяемые три раза. Затем оглашенный читает вслух Символ Веры - одну из главных христианских молитв, содержащую в кратком виде, все православное вероучение. Эту молитву надо знать наизусть. После чтения молитвы следуют вопросы священника, это повторяется три раза. Теперь оглашенный готов принять Святое Крещение.

Последование Крещения начинается освящением воды. Перед этим священник облачается в белые одежды, символ новой жизни, принесенной на землю Иисусом Христом. Зажигаются свечи, если в обряде участвуют крестные, что допустимо и для взрослых, им также даются в руки свечи. За освящением воды следует освящение елея, им помазывается крещаемый: его чело (лоб), грудь, спина между лопатками, уши, руки и ноги, смысл помазания в том. чтобы освятить мысли, желания и действия человека. вступающего в завет с Богом.

После помазания совершается крещение троекратным погружением в купель, с произнесением тайносовершительных слов, то есть крещальной молитвы. Но выходе из купели, нового члена церкви облачают в белую одежду из крестильного набора - символ очищенной, обновленной человеческой природы.

Для мужчин - это крестильная рубашка , для женщин - длинная сорочка, типа ночной рубашки, обязательно с рукавами, или крестильное платье . Крестильная одежда должна быть новой, чисто белого цвета.

Новокрещенному священник надевает на шею нательный крест, с произнесением специальной молитвы. После этого совершается Таинство Миропомазания. Затем священник с новокрещенным трижды обходит купель, что является символом вечности. После торжественных песнопений читается Послание Апостолов и Евангелие. В заключение происходит обряд сострижения волос, это знак предания христианина воле Божией.

Что нужно для Крещения взрослого человека?

Для участия в обряде Крещения нужно заранее купить крестильный набор : крестильное полотенце - новое, белое полотенце, достаточно большое, чтобы насухо вытереться после купели, крестильная рубашка. нательный крестик, несколько свечей и тапочки (сланцы), так как в определенный момент Таинства человек должен быть без обуви, без носков, чулков и т. д. - для помазывания святым елеем.

Практика совершения Крещения взрослых отличается в разных храмах. В некоторых храмах, при крещении женщин и девочек, купель огораживается ширмой. тогда погружение совершается без одежды, священник видит только голову крещаемой. В других храмах женщины крестятся в сорочках или длинных рубашках. Женщины, во всех без исключения случаях должны находиться в храме в платке или другом головном уборе. Записываясь на Крещение, вы можете узнать в свечной лавке все подробности совершения Таинства в данном храме.

Интернет магазин «Крещение.ру» с радостью предлагает одежду для Крещения разных размеров, для взрослых и подростков, а также все необходимые принадлежности: махровые полотенца, платки, праздничные наборы свечей. У нас также можно купить нательный крестик, золотой или серебряный, из белого или черненого серебра 925 пробы.

Одежду для Крещения можно приобрести и в церковной лавке, или сшить самостоятельно, на спинке крестильной рубашки традиционно вышивается православный крест, крестильное полотенце также может быть украшено православными символами. Крестильная одежда не используется в быту и, как правило, не стирается.

Желательно, чтобы все необходимое для Крещения было приготовлено заранее, вам будет намного спокойнее в день Таинства, так как в последний момент в церковной лавке может не оказаться рубашек нужного размера или подходящих по форме и величине крестиков.

Нательный крест верующие носят всю жизнь, не снимая, разве что в особых обстоятельствах (по требованию врача и пр.)

Обряд крещения – таинство, дарующее Небесную защиту крошечному созданию. Событие является вторым рождением человека, на которого в этот день нисходит Божья благодать. Обряд крещения ребенка – невероятно красивая, чистая и светлая церемония, к которой принято готовиться крайне тщательно и ответственно, дабы не навредить дитю.

Многие родители задаются вопросом, как проходит обряд крещения , что нужно сделать, дабы малыш получил мощную защиту Всевышнего, Пресвятой Богородицы и Божьих угодников. Ведь жизнь каждого человека настолько терниста и ухабиста, что без помощи Небесных Сил невозможно существовать в грешном мире. Поэтому чтобы церемония прошла «без сучка, без задоринки» и ребенок ощутил Божий поцелуй, необходимо ознакомиться с правилами обряда.

Прародители свято чтили традиции, поэтому крестили новорожденных на 7 день, сегодня обряд проводят в любом возрасте, но чем раньше это произойдет, тем лучше для младенца.

Правила крещения

Таинство крещения требует выполнения некоторых правил.

  1. В первую очередь, следует выбрать крестных родителей. Их задача – вести ребенка по жизни, отвечая за духовное воспитание. Выбрать нужно верующих, ответственных, честных людей, соблюдающих каноны и знающие православные молитвы.
  2. Крестный отец занимается организацией крестин.
  3. Мать покупает для младенца белую рубашку и полотенце, а также чепец или косынку, если крестят девочку. Крыжма – обязательный атрибут крещения, символизирующий чистоту и безгреховность. Когда ребенок болеет, крыжма служит незаменимым помощником, исцеляя дите.
  4. Крестные родители покупают нательный крестик. А также икону с ликом святого Божьего угодника, чье имя носит малыш. Не стоит приобретать золотой крестик, считается, что металл греховный. Серебряное или металлическое распятие – лучшее решение.
  5. После посещения церкви дома устраивается праздничный обед, организационными и финансовыми вопросами занимается крестный отец.

Кто не может быть крестными родителями

Согласно правилам великого таинства, крестными родителями не могут быть люди:

  • Не верующие в Господа;
  • Послушники монастыря;
  • С психологическими расстройствами;
  • С наркотической и алкогольной зависимостью;
  • С беспорядочной половой жизнью;
  • Подростки;
  • Кровные родители;
  • Лица, состоящие в интимных отношениях.

Распространенная ошибка супругов – выбор крестных родителей, ориентируясь на благоустроенность.
«Чем богаче, тем лучше» считает половина родителей, ведь ребенка будут одаривать роскошными подарками. Не берите грех на душу, отдайте предпочтение людям, которым доверяете, знаете и уважаете. Ведь в случае гибели кровных родителей, крестные обязаны взять дите к себе на воспитание. Делая выбор, спросите себя, хотели бы оставить ребенка на попечение именно этим людям и не отправят ли они малыша в приют?

Особенности обряда

Присутствуя при крещении младенца, душу наполняет животворящий свет, исцеляя, кристально чистые слезы счастья струятся по щекам, а в сердце звучит божественная музыка. Невероятно мощный обряд имеет некие особенности.

  1. Крестить малышей, позволено в любой день.
  2. Крестные мать и отец должны забрать малыша и отнести в церковь, после чего приходят кровные родители. Садиться крестным в доме супругов запрещается. Мать по дороге в церковь должна разжевать чеснок и дунуть в лицо ребенку. Считается, что она защищает дите от порчи и сглаза.
  3. В храме разрешается присутствовать близким друзьям и родственникам, всех остальных приглашают на праздничную трапезу.
  4. При необходимости обряд допускается проводить в роддоме или в жилище супругов.
  5. Родители на церемонии не присутствуют.
  6. Если обряд происходит в сорокадневный срок после рождения, кровной матери не разрешается заходить в храм, так как считается, что она еще не очистилась после родов.
  7. В церкви за ребенка отвечают крестные родители, выполняя все указания батюшки. После чего священник трижды окунает ребенка в купель.
  8. С помощью мягкой кисточки священнослужитель крестообразно мажет церковным маслом ушки, лобик, носик, глазки, ручки, ножки, животик ребенка.
  9. Из рук батюшки отец принимает мальчика, а крестная мать – девочку.
  10. Ребенка пеленают в крыжму, после чего священник надевает нательный крестик, а затем родители облачают младенца в белую рубаху – символ святости и чистоты.
  11. Совершив миропомазание, священнослужитель состригает прядь волос – символ жертвенности Всевышнему.
  12. Трижды маленькое чудо носят вокруг купели, после чего мальчика заносят в алтарь, а с девочкой преклоняют колени пред образом Пресвятой Девы Марии.
  13. Хороший знак, если младенец спокоен или спит.
  14. На крещение ребенку приносят подарки.

В православии великое таинство в среднем длится 30-40 минут.

Оплата обряда

Перед крещением родители задаются вопросом, сколько стоит обряд крещения. В Библии написано, что Иисус Христос, зайдя в храм, располагающийся в Иерусалиме, выгнал оттуда торговцев, так как в церкви люди молятся, а не превращают его в «вертеп разбойников». Поэтому на вопрос «Сколько стоит таинство» ответ прост: «Нисколько».

Некоторые священнослужители не употребляют слово «Плата» в доме Господа, а скромно называют «Пожертвование». Где-то оно фиксированное, а где-то нет.

Сколько жертвовать – личное дело каждого, но в любом случае копеечку положить нужно.

Отличие и сходство в обряде для мальчиков и девочек

Обряд крещения мальчиков и девочек во многом схож. Но существуют и отличия:

  • малышке требуется головной убор, а мальчику он не нужен;
  • возносят в алтарь мальчика, девочку – нет;
  • к алтарю мальчика несет отец, крестная мать преклоняет колени перед ликом Богородицы на руках с девочкой.

Обряд крещения взрослого человека

Обряд можно провести в абсолютно любом возрасте. Если нужно креститься взрослому человеку, следует придерживаться правил:

  • После полуночи не разрешается употреблять пищу и пить;
  • Желательно 2-3 дня соблюдать пост;
  • Ночью перед событием нельзя предаваться плотским утехам;
  • Накануне следует читать Евангелие или Закон Божий;
  • Следует отказаться от суеты, просмотра телевизора, веселий и гуляний;
  • Нужно приобрести белую рубашку, крестик, тапочки, полотенце.

Для обряда крещения взрослого человека крестные не требуются.

Соблюдая все традиции и правила, имеющие многовековую историю, ребенок вырастит здоровым, крепким и счастливым.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога