Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое вера. Вера, исцеление и бог чудес

Все эти и многие другие вопросы встают перед человеком, и на них необходимо ответить для того, чтобы каждый смог искренне и воодушевленно сказать: «Верую!»

Именно с этого слова начинается молитвословие, которое православные христиане повторяют каждый день. Ежедневно на утренней молитве за каждой Божественной литургией мы произносим Символ веры, который является вербальным выражением нашей сердечной веры. В этом исповедании в самой краткой, простой, но очень емкой форме раскрываются основные истины христианской веры, и именно поэтому святые отцы настаивали на обязательности этой молитвы.

Но многие могут сказать: «А для чего вообще нужен разбор догм и теоретических основ, зачем ведут споры вокруг вероучительных символов, не все ли равно, как назвать то, что выходит за границы человеческого слова. Достаточно лишь придерживаться определенных моральных принципов, так сказать, быть хорошим человеком – и все будет хорошо». Но в том-то и дело, что вера человека и именно догматические положения определяют ту или иную модель его морального поведения. Например, христиане настаивают на единстве брака, а для человека, исповедующего ислам, полигамия (многоженство) является вполне приемлемой формой семейных взаимоотношений. Последователи ведической религиозной традиции отказываются употреблять в пищу мясо, не желая причинять страдания и смерть беззащитным животным, а для какого-то язычника из глуши джунглей нормой, притом религиозной, есть каннибализм.
Следовательно, то, что для одного человека является вполне приемлемым и нравственным, для другого представляется жутким кощунством и невозможной жестокостью.

Таким образом, принимая во внимание религиозную мотивацию морального поведения человека, мы можем сказать, что вера и религиозная принадлежность во многом определяют поведение человека. И потому вовсе не все равно, во что человек верит, поэтому знание, и притом знание осознанное, основ веры является не теоретической игрой, а жизненной необходимостью.

Именно поэтому так долго и непросто формировался в церковном сознании Символ веры, являющийся кратким выражением догматических основ православного христианства.

Достаточно вспомнить, что только одному слову Символа веры, термину «единосущен» – «омоусиос», были посвящены жаркие дискуссии, длившиеся около ста лет, что за верность исповеданию веры святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, пять раз смещался со своей кафедры, искал убежище в зарослях нильских камышей, спасаясь от преследователей. Ему достаточно было изменить лишь одну букву, произнести не «единосущен, а «подобосущен», сказать вместо «омоусиос» «омиусиос» – и его вера совпала бы с исповеданием власть имущих, он мог быть снова возвращен на архиерейский престол, но тогда были бы попраны основы Православия. Поэтому старец остался верен своему исповеданию.
Можно бесконечно приводить примеры верности вере, находящей свое выражение в Символе веры, только потому, что каждое слово в этой молитве, в этом исповедании – грань безупречного бриллианта, выверенная религиозным опытом многих поколений, драгоценное сокровище этого опыта, омытое слезами и кровью мучеников за веру.

Каждое слово, каждое выражение Символа веры, которое так часто кажется привычным и будничным, мимо которого наш ум порой проскальзывает, весьма значимо для нас, для нашего религиозного сознания, для правильного понимания наших взаимоотношений с Богом и Творцом, для нравственных основ нашего поведения.

Но как вера соотносится с научным знанием?

Верой в светском, нерелигиозном понимании можно назвать признание чего-нибудь истинным без фактической или логической проверки. Действительно, то, что мы не можем проверить опытным путем, принимаем на веру. Так, например, происходит со многими положениями и предположениями из мира науки, из истории нашего мира. Более того, доверие окружающим является не приобретенной за время жизни привычкой, а врожденным состоянием человеческого сердца. Маленький ребенок, безусловно, верит каждому слову близкого человека, не представляя, что что-нибудь из сказанного может не соответствовать действительности. Уже потом, сталкиваясь с проявлением греха, мы теряем природную веру, и наш ум начинает требовать доказательств, приобретаемых опытным путем. И доказательства могут лишь подтвердить или опровергнуть нашу веру.

Но как же быть с теми объектами веры, которые выходят за рамки человеческого опыта? Именно таким объектом веры является вера в Бога как высшее нематериальное, превышающее человеческое понимание Существо. Нематериальное невозможно измерить, взвесить, пощупать и взять пробы. Строго говоря, существование Господа невозможно доказать потому, что любое доказательство имеет дело с измерением, а что измеримо, то ограничено, а ограниченное не может быть Абсолютом, следовательно – противоречит определению Бога. Само понятие Божества выходит за рамки науки. Таким образом, реальность существования Творца невозможно подтвердить опытным путем, поэтому она воспринимается только верой, значит Бог является объектом именно веры. Но то, что невозможно доказать истинность существования Господа опытным путем, означает и обратное – опытным путем нельзя это опровергнуть или методами естествознаний доказать, что Бога не существует, поскольку все эти методы были бы связаны с опытным познанием, а то, что вкладывается в рамки опыта, как мы уже говорили, не является Богом. Именно поэтому вопрос об истинности бытия Творца – это вопрос не опытной науки, но именно веры.

Следовательно, было бы неправильно говорить: «Человек верит в Бога / Человек не верит в Бога». Лучше говорить: «Человек верит в то, что Бог есть / Человек верит в то, что Бога нет».
Но как же тогда соотносятся вера и знание, наука и религиозное мировоззрение? Исходя из всего вышесказанного, отметим, что вера и знание не пересекаются, а лишь соприкасаются. Там, где заканчивается область научных исследований, начинается мир веры. Вера в Бога не может противоречить научным знаниям, а наука не может опровергать веру, так как объект у них разный. Наука исследует мир, а вера – Бога, не принадлежащего этому миру, выходящему за его рамки. Именно поэтому нет и в принципе не может быть конфликта веры и разума, науки и религии. Вот почему многие выдающиеся люди верили в Бога. Вспомним Исаака Ньютона, Михаила Ломоносова, Дмитрия Менделеева или недавно умершего физика академика Бориса Раушенбаха и многих-многих незаурядных ученых, чей багаж знаний не подрывал, но укреплял и поддерживал веру в Господа.
Таким образом, мы видим, что вера не противоречит научному подходу и является врожденной способностью нашей души.

Вера – это бездоказательное принятие того или иного мировоззренческого положения. И, конечно же, вера в Бога – это живая уверенность в действительности существования Высшей Силы, обладающей полнотой всех совершенств. Невозможно доказать бытие Бога, так как Сам Бог выходит за пределы исследования, Его нельзя измерить, взвесить, поставить над Ним опыт. И это, в свою очередь, также означает, что нельзя научным путем опровергнуть истину бытия Бога, доказать то, что Он не существует.

Однако, признавая невозможность доказательств, мы в окружающем нас мире находим подтверждение истинности своей веры. Один из самых ярких аргументов в пользу существования Премудрого Бога Творца является анализ окружающего нас мира. Каждый из исследователей природы должен признать, что существующий мир удивительно гармоничен, все в нем целесообразно. Более того, со временем человек понял, что в мире все взаимосвязано и нет ничего лишнего, случайного, ненужного. Взять хотя бы бы величину земного шара – он идеально подходит для жизни. Если бы наша планета была хоть немного больше, сила притяжения просто раздавила бы живущие на планете существа давлением огромного атмосферного столпа. Если бы Земля была хоть на немного меньше, частицы кислорода не удерживались бы на ней, а атмосферный щит, защищающий землю, был бы очень тонок, настолько, что не смог бы сдерживать падающие в виде метеоритов нам на головы куски космических тел, что, естественно, не способствовало бы жизни на Земле.

Это удивительно разумное устроение мира наводит на мысль, что у такого мира должен быть и Премудрый Творец. Многие могут возразить: вселенная возникла благодаря так называемому Большому взрыву и Бог тут совсем ни при чем. Но откуда же взялась материя, которая сжималась до предельных размеров, а потом вдруг разлетелась в разные стороны? На этот вопрос у материалистов один ответ – материя вечна.

Следовательно, вместо Премудрого вечного Бога материалисты предпочитают верить в глупую вечную материю. Но если материя не обладает ни разумом, не желанием, то почему на Земле все так гармонично устроено? Пусть каждая хозяйка попробует опытным путем доказать или опровергнуть теорию так называемого Большого взрыва. Для этого достаточно взять немного теста и с размаха бросить его об стол в надежде, что от удара оно само образуется в пирожок, вареник или, на худой конец, в ватрушку. Любой здравомыслящий человек сразу же поймет абсурдность подобного опыта.

Более того, одной из самых главных загадок для современной науки является зарождение жизни. Ученые пришли к выводу, что возможность самозарождения жизни в результате взаимодействия сложных белковых соединений настолько ничтожно мала, что ее можно сравнить с вероятностью того, что ураган, пронесшийся над кладбищем старых самолетов, соберет новехонький воздушный лайнер, готовый сейчас же подняться в воздух. Следовательно, здравый смысл и созерцание премудро устроенного мира понуждают нас признать существование его Премудрого Творца. Этот аргумент в пользу существования Бога принято называть телеологическим.

Еще одним очень важным аргументом является космологический. Он первоначально был изложен древнегреческим философом и мыслителем Аристотелем в виде идеи о недвижимом двигателе. Этот аргумент основан на наблюдении причинно-следственной связи между явлениями в природе. Каждое происшествие, событие и явление имеют свою причину и являются причиной другого происшествия, события или явления. Следовательно, должна быть причина, причем самая настоящая, существования и самого мира, не являющаяся следствием иной причины. Этой причиной, этим сверхБытием можно признать только Бога.

Более того, одним из аргументов, подтверждающих Его существование, является отсутствие в истории мира хоть одного народа или племени, у которых бы не было малейшего представления о Господе. История не знает атеистических народов, следовательно, опыт общения с Творцом – врожденный, а не приобретенный в результате культурной деятельности человечества. А раз этот опыт врожденный, значит Бог существует.

Кроме этого, существуют также онтологические, психологические, нравственные и религиозно-опытные аргументы в пользу того, что Бог есть. И они помогают нам рационально обосновать возможность существования Творца, веры и искренне, опираясь на доводы логики, воскликнуть: «Верую!»

Протоиерей Андрей Николаиди

«Вера же есть осуществление ожидаемого и
уверенность в невидимом [Евр. 11,1].

Чудеса исцеления верой

нажмите для увеличения

История знает многочисленные чудеса исцеления людей от тяжких недугов, в том числе и с помощью веры.
Вера - это состояние, исключающее сомнение. Такое состояние способствует душевному спокойствию, снятию , уменьшению боли и тревоги, укреплению воли к жизни. Непоколебимая вера характеризуется тем, что человек отпускает свой контроль и полагается на мудрость Вселенной.

Однако когда предмет нашей веры начинает приобретать черты в физической реальности, мы должны действовать без страха, настойчиво и решительно.

Вера в излечение - это далеко не однозначное и непростое состояние. Когда человек болеет, она может овладеть всем его существом, но если болезнь принимает затяжной характер, вера постепенно угасает и может исчезнуть совсем. Остаётся пустота, тоска и полная апатия ко всему, что его окружает.

Такое состояние очень опасно, потому что человек теряет надежду на выздоровление, а она постоянно должна присутствовать в душе больного. Нужна твёрдая вера в то, что любая болезнь излечима. Есть много примеров, когда люди, имея твёрдую веру, излечивались от самых тяжелых недугов.

Ученые выяснили, что вера может вылечить человека. Оказывается, большинство американцев - 57% - убеждены, что вера в божественный промысел может вернуть здоровье неизлечимо больному или раненому.

При этом заверения специалистов в бесполезности дальнейшего вмешательства не играют для них никакой роли. Любопытно, что 20% медиков также не стали отрицать возможности чудесного исцеления. И почти все опрошенные считают, что врач не имеет права лишать родственников или самого пациента надежды на чудо, поскольку последнее действительно может произойти. Правда, объяснение сверхъестественному выздоровлению, утверждают эксперты, скорее всего будет вполне материальным, пишет sunhome.ru .

Чаще всего морально неподготовленными к возможной смерти оказываются жертвы непредвиденных обстоятельств, к примеру аварии или нападения. В отличие от пациентов, страдающих от продолжительной болезни и зачастую смирившихся, как и их родственники, с неизбежным трагичным концом, первые до конца надеются на неожиданное исцеление. Более 70% участников опроса, среди которых оказались 1 тыс. простых граждан и 774 специалиста - врачи, сестры и другие медработники, убеждены, что пациент и родственники вправе требовать от медиков продолжения его лечения. «Я часто встречаю людей, которые думают, что, например, Бог спасет их или тех, кого они любят, от смерти, - говорит профессор хирургии Джейкобс Ленворт, один из организаторов опроса. - Все они хотят продолжения медицинского вмешательства. Вы не можете ответить, что это все глупости, но должны уважать их желание и чув-ства. И это даже несмотря на, казалось бы, очевидные доказательства неизлечимости пациента: рентгеновские снимки, анализы и т.д.». Учитывая, что на дворе XXI век, такие, по сути, средневековые, настроения кажутся некоторым весьма странными.

«В настоящее время среди хронических больных верящих в чудесное исцеление не менее 30-40%, а среди застигнутых болезнью врасплох - около 60%, - рассказал психотерапевт, доктор медицинских наук Марк Сандомирский. - На Западе и в нашей стране последние годы наблюдается рост так называемой эпидемии иррациональности. Сюда относится и вера в сверхъестественное выздоровление. Связаны такие цифры прежде всего с современным образом жизни, появлением многих необъяснимых явлений, в том числе новых болезней. Резкие кризисы, неожиданные подъемы, изменения в социальной, экономической и политической жизни нередко приводят к тому, что человек теряет причинно-след-ственные связи и даже из вполне обычной ситуации ищет иррациональный выход».

Любопытно, что сами медики далеки от того, чтобы называть веру в чудо мракобесием. «Физиология человека до сих пор малоизучена, - объяснил декан факультета управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Сергей Бояр-ский. - И хотя, безусловно, в профессии врача возобладает именно рациональная логика, нельзя исключать и необъяснимого исцеления человека, шансы которого выкарабкаться равны нулю. В качестве примера можно назвать эффект плацебо, когда пациенту дают вместо лекарства пустышку, физиологически инертное вещество, и оно оказывает неожиданно эффективное воздействие на его выздоровление. Причем успешное излечение через плацебо наблюдается в 30-40% случаев и касается даже запущенных случаев онкологии. Иногда этому находят логическое объяснение, иногда - нет. Но то, что этот недействующий стандарт время от времени помогает, - очевидный факт».

Вполне возможно, что сильная вера в излечение запускает внутренние физиологические процессы, которые и могут побороть казалось бы неизлечимый недуг. «Относительно недавно учеными были открыты дифенсины - молекулы, которые вырабатываются различными тканями и клетками крови, - пояснил доктор биологических наук, старший научный сотрудник Института физиологии им. И.П. Павлова РАН Борис Крылов. - Они могут отключать чувство боли и выполнять роль естественных антибиотиков, включая эндогенные защитные функции организма. В их силах, к примеру, уничтожать те раковые клетки, с которыми не справляются современные методы лечения». Во времена мощных эпидемий и пандемий, с которыми, к примеру, до недавнего времени сталкивалась Западная Европа, часть населения необъяснимым образом выживала. По мнению эксперта, одним из логических объяснений этому и были дифенсины, которые успешно справлялись с болезнями. «Что заставляет вырабатывать эти вещества в организме, пока неизвестно, - продолжает Борис Крылов. - Но понятно, что эффект от их действия для каждого пациента индивидуален. Иначе просто нельзя объяснить успешное излечение одних и гибель других. Не исключено, что как раз вера способна запускать эти физиологические процессы. Исследования в этом направлении безумно перспективны. Поскольку, если мы откроем механизмы защиты и самолечения, то будет возможно и создание для них искусственных стимуляторов. В таком случае у нас появится возможность контролировать качество и даже длительность жизни человека».

Между тем, по мнению некоторых экспертов, разгадка необъяснимого исцеления и силы веры кроется зачастую в банальном несовершенстве современной медицины. «Проблема в том, что чудесное исцеление нередко зависит от точности постановки диагноза, - прокомментировал ситуацию доктор медицинских наук, главный хирург МВД РФ Евгений Войновский. - В случае если последний слишком сгущает краски состояния больного или же вовсе оказывается неверным, как правило, и наступает то самое сверхъестественное исцеление. Медицинские технологии, в том числе диагностика, улучшаются с каждым годом. Потому, к сожалению, количество чудесных исцелений будет со временем сокращаться. Впрочем, нельзя отрицать, что вера и надежда действительно оказывают позитивное влияние на продление и улучшение качества жизни пациента».

Исцеление верой

Как ни парадоксально это звучит, но мы заметили: чем меньше целитель заботится о результатах исцеления, тем более сильным целителем он может быть. Это объясняется тем, что самые сильные исцеляющие манипуляции основываются на состоянии истинной любви, в которой сердце любит исключительно ради самой любви. Это чувство связано с четвертой чакрой.

Если вы любите кого-то за что-то, то он или она обеспечивают вам безопасность, деньги или внимание, значит, вы любите не ради счастья просто любить. Вы любите ради возможности что-то обрести, в свою очередь. Между двумя отдельными людьми может существовать соглашение, удовлетворяющее обоих: «Я отдам тебе свою любовь, если ты даешь мне деньги (внимание, безопасность и т.д.». Но гораздо чаще такое соглашение приносит только разочарование. Слишком многое требуется во имя любви: деньги, безопасность, внимание, обещания, условия и т.п. И часто сама любовь утрачивается, ибо она не обрела реализации в самой себе.

То же самое и с исцелением. Когда целитель исцеляет потому, что он любит исцелять, то перед ним открываются почти неограниченные возможности добиться наилучших результатов. Когда же он исцеляет потому, что его побуждает это стать Великим Целителем, или же потому, что не хочет болезни или смерти того, кого любит (и не хочет расстаться с ним), если же он желает стать Знаменитым Целителем, об успехах которого говорят повсюду, тогда ум его во время исцеления будет блуждать где угодно. Его желания потребляют всю его энергию. Его исцеляющая энергия расходуется не на исцеление, а на подтверждение его желаний. Но он может превратиться в канал для исцеляющей энергии, если сумеет на минуту отбросить прочь свои личные желания.

Каждый раз во время исцеления Эйми переживает ни с чем не сравнимую радость превращения в канал для светлой, очищающей энергии. Ее собственные физические и психические тела исцеляются, когда она исцеляет других. Она переживает состояние радости, покоя, силы, успокоенности от того, что ощущает множество энергии.

Многие целители говорят: «Через меня действует ГОСПОДЬ, я не знаю, что я делаю». Вовсе не обязательно знать, что вы делаете. Как мы уже говорили, в конце концов вам вовсе не обязательно очищать ауры, извлекать связующие нити, изображать розы и т.п. Вам необходимо только заставить исцеление свершиться. Когда целитель заявляет, что он превращается в Божественный канал, он говорит о своем собственном, личном Боге, независимо от том, пребывает ли этот Бог в небесах, или в его сердце.

«Вера» целителя, исцеляющего верой, это не столько сама вера, сколько чистота четвертой чакры, любовь, которая ничего не требует взамен. И удивительные исцеления, совершаемые таким целителем, происходят в состоянии самоотречения.

Исцеляющий верой не должен направлять энергию на болезнь или на здоровье пациента. У него нет необходимости в том, чтобы пациент почувствовал себя лучше, и ни один из его образов выживания не оказывается блокированным в зависимости от того, что кто-то почувствовал себя лучше или хуже. В своей работе целитель может использовать гармоничную, нейтральную энергию Космоса вместо своей собственной.

В нейтральном состоянии исцеляющий верой может представить своему пациенту психическое пространство для его болезни; он не должен сопротивляться болезням людей. В этом случае, когда целитель не сопротивляется болезни, больной человек тоже не сопротивляется болезни, а болезнь не сопротивляется ни одному из них. Тогда исцеляющий верой может сделать выбор: желает он, чтобы болезнь исчезла, причем этот выбор будет исходить из его сердца безо всякой борьбы.

Будучи целителем и желая достичь определенных результатов, вы строите планы. Если вы строите планы и занимаетесь в этот момент исцелением, то вы уже не присутствуете здесь: вы – в будущем на пять минут, на час или на целую жизнь, наслаждаетесь изображенным и результатами своей работы.

Исцеление верой считается неким косным процессом, сочетающим в себе вызывание определенных образов, фанатичное поклонение, заклинание и завывание, бичевание себя в грудь в ритуальной молитве к Богу, которая напоминает языческие моления. Нарисованная картина, безусловно, окажется многим людям достаточно непривлекательной. В действительности же процесс исцеления и восстановления сил верой это тот же самый процесс, посредством которого очищается аура. В этом процессе возрождения исцелению помогает сильная группа намерений, а не просто намерение одного целителя. При наличии веры такого рода перед умом не встает даже никаких вопросов: все осуществляется посредством чистой воли.

Процесс возложения целителем рук на пациента и достижение таким путем исцеления – это тот же самый процесс и достижение путем исцеления – это тот же самый процесс исцеления, который мы описывали вам в данной книге, за исключением того, что в этом случае имеет место непосредственный физический контакт. Целители, работающие с возлаганием рук, точно так же, как и психические хирурги, находят, что непосредственное прикосновение помогает им сфокусировать свое внимание и энергию на большей части тела.

Мы замечаем, что прикосновение часто заставляет пациента быть более уверенным в благоприятном результате лечения. В определенном смысле прикосновение помогает сделать «реальным» тело пациента. Однако в большинстве исцеляющих манипуляций мы считаем необязательным обращение к физическому контакту. Конечно, при самых благоприятных обстоятельствах вы должны избегать возлагать руки на некоторых людей или на конкретную больную часть тела пациента, пришедшего к вам за исцелением. Сообразуйте с ситуацией и не делайте вещей, которые сведут на нет последующий ваш результат, каковым является успешное психическое исцеление.

Эмиль Куэ, французский психолог начала прошлого века, много писал о самовнушении. Куэ придерживался той точки зрения, что если человек в течение достаточно долгого времени твердит себе, что какое-то утверждение является истиной, оно действительно станет истиной. Его точные слова были: «Каждый день я становлюсь лучше и лучше во всех отношениях».

В определенной степени упражнения Куэ являются своего Рода самогипнозом, предназначенным изменить систему верований человека. Его идеи немногим отличаются от идей, проповедуемых великими людьми с Медисон Авеню, за исключением того, что Куэ стремился помочь людям, а вышеупомянутые великие люди торгуют благами. Как часто вы пользуетесь различными вещами только потому, что вы достаточно много слышали о них, потому что узнали из авторитетных источников, что они полезны вам и т.п.? Все это – вещи, в которых вы, возможно, не нуждаетесь и которые, если вы посмотрите на них как следует, вам, возможно, даже не захочется иметь. Однако вы пользуетесь ими потому, что верите в них.

Очевидно, верования зарождаются не в сознательном уме, а скорее в той части нас, которая принимает «убеждение в истине или реальности без позитивного знания».

Ниже предлагается два несложных упражнения, для того чтобы разобраться с некоторыми из наших собственных систем верований. Эти упражнения растягиваются на много дней, хотя для выполнения их требуется ежедневно затрачивать внимание только в течение нескольких минут. Поскольку в предыдущих главах мы уже рассказывали, как надо учиться наблюдать за собой и расходовать внимание, эти упражнения покажутся вам чрезвычайно простыми и дадут вам обширную информацию относительно ваших верований.

Из книги Путь с сердцем автора Корнфилд Джек

Из книги Ключ к теософии автора Блаватская Елена Петровна

Разница между Верой и Знанием, или Вера слепая и разумная Спрашивающий. Вы говорите, что они признают теософическое учение и верят в него. Но, поскольку они не принадлежат к числу вышеупомянутых адептов, они вынуждены принимать ваши учения на веру. В чём же тогда

Из книги Юная волшебница, или Магия для тинейджеров автора Равенвольф Сильвер

Исцеление Из всех областей, где колдуньи могут демонстрировать свои выдающиеся способности, целительство является наиболее известной – возможно, потому, что они практикуют это искусство чаще, чем все остальные. Мы уже долгое время пытаемся добиться признания в

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

Из книги В этой книге нет ни слова правды, но именно так все и происходит автора Фрисселл Боб

Исцеление Свои первые уроки исцеления я прошел летом 1980 года, начав практиковать реберсинг. Два месяца я провел в Европе, путешествуя с Леонардом Орром, основателем этой практики. В Европе я наслышался о Бабаджи, бессмертном Мастере йоги, о котором много говорилось в

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

VI. В чем состоит исцеление 1. Тогда процесс психотерапии можно просто определить как прощение, поскольку исцеление не может быть ничем иным. Непрощающие недужны, уверенные, что они не прощены. Приверженность к вине, к тесным и укрывающим ее объятьям, к быстрой, исполненной

Из книги Жизнь в равновесии автора Дайер Уэйн

3. Исцеление Вступление 1. Есть у молитвы помощники, есть и свидетели, благодаря которым крутой подъем становится уверенней и мягче; они облегчают боль, рождаемую страхом, и предлагают утешение и надежду. Свидетелем в прощении, помощником в молитве, дарителем уверенности в

Из книги Закон притяжения автора Хикс Эстер

Живите в согласии со своей новой верой в то, что не существует… Пока что! С изменением ваших взглядов меняется и ваше поведение. Если вы способны воспринимать себя как Божественное создание, происходящее из Источника чистой, безусловной любви, без всякого стыда и

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 04 автора Степанова Наталья Ивановна

Равновесие между верой и желанием Джерри: Абрахам, расскажите, что вы называете хрупким равновесием созидания - между желанием и верой?Абрахам: Две составляющих равновесия создания - хотеть и разрешать. Можно еще сказать хотеть и ожидать. Или можно сказать думать о

Из книги Мудры. Все в одной книге. Исполни любое желание автора Левин Петр

На исцеление Этот обряд может быть последним шансом умирающего на спасение.Выкладывают в лесу из камней круг, по кругу кладут тринадцать куриных голов. Разводят костер и ставят на огонь воду в ведре. На середину круга стелют красную тряпку, на которую ложится больной,

Из книги Магия воска, свечей и заговоров автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги Исцеление от эмоциональных травм – путь к сотрудничеству, партнерству и гармонии автора Коннелли Кристин

Ритуал на исцеление с помощью магии свечей и заговоров, ритуалы на исцеление Для того чтобы провести ритуал вам понадобится восковая свеча, нож с деревянной ручкой, новое коробок спичек и белое блюдце, обязательно без рисунка.Чтобы начать проводить непосредственно сам

Из книги Развитие сверхспособностей. Вы можете больше, чем думаете! автора Пензак Кристофер

Исцеление души Исцеление возможно на разных уровнях. В самом простом случае оно позволяет пострадавшим вести более-менее полноценную повседневную жизнь: ходить на работу, поддерживать близкие отношения, заботиться о детях, не испытывая при этом внезапных вспышек

Из книги Таро и путешествие Героя автора Банцхаф Хайо

Исцеление У людей есть замечательная способность исцелять себя и других. Вы можете пользоваться триггером и визуализировать, как вы или другой человек излечивается, как вы становитесь более здоровым и полным сил. Другие техники мы рассмотрим позднее, а ваш триггер

Из книги Открытие себя автора де Шон Уоррен

Исцеление Теперь, когда все условия наконец выполнены, чудо преображения может свершиться. Как говорится в легенде о Парсифале, место, где должен совершиться подвиг Спасения, откроется лишь тому, кто чист сердцем. Это - замок Грааля, Небесный Иерусалим, Шамбала, «Город

Из книги автора

16. ДУХОВНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ Духовное исцеление состоит в возвращении всего к Единому Истоку.Исцеление или «восполнение» есть возвращение к Единству всего, оказавшегося за его пределами.Аллопатия, лечение травами, акупунктура и т. п., конечно же, ценны, но, тем не менее,

Самочувствие человека зависит не только о того, что он ест, пьет или делает, но и от того, во что он верит. Колумнист Эрик Вэнс рассказал, как исцеляющая сила веры работает с точки зрения науки. Фото: Эрика Ларсен

Институт мозга Макнайт при Университете Флориды (США). Пациенту с болезнью Паркинсона Расселу Прайсу вживляют имплантат для глубокой стимуляции мозга. Устройство посылает электрические импульсы в отделы головного мозга, отвечающие за координацию движений. Инновационная терапия способна облегчить симптомы у больных с эссенциальным тремором , но у некоторых улучшения происходят просто из-за ожидания позитивного эффекта.

Ежегодно тысячи верующих проходят пешком 112 километров из Регенсбурга в Альтэттинг (Германия), чтобы поклониться статуе Черной Мадонны. В 2003 году Ричард Модл сломал пятку, но был полон решимости завершить свое первое паломничество. Пилигрим полагал, что если боль станет нестерпимой, он всегда сможет добраться на перекладных. А еще у него была глубокая вера в исцеляющую способность Девы Марии.

Сегодня Модлу 74 года. У него теплая улыбка и богатая история путешествий: боль в ноге прошла, и с 2003 года он совершил паломничество еще 12 раз. Мужчина искренне благодарен за божественное вмешательство, как и миллионы других людей во всем мире. Но не только религиозная вера помогает нам почувствовать себя необъяснимо лучше. За 10 тысяч километров от Альтэттинга другой человек испытал то, что принято называть «медицинским чудом».

Врачи поместили в череп Рассела Прайса микроэлектрод, посылающий импульсы в те области мозга, где болезнь Паркинсона спровоцировала патологические изменения. Жена Прайса говорит, что его речь стала лучше, тремор уменьшился, и он чувствует себя другим человеком.

Майк Паулетич впервые заметил проблемы со здоровьем в 2004 году. Он играл в бейсбол, но его рука начала болеть и немного дрожать. При этом жена заметила, что он перестал улыбаться. Подозревая синдром запястного канала , мужчина обратился к врачу, но причина оказалась гораздо серьезнее. В 42 года у Паулетича началась болезнь Паркинсона. Лечащий врач предполагал, что в течение 10 лет он потеряет возможность ходить, стоять и самостоятельно есть.

Дела Паулетича были не так плохи, как предсказывал доктор, но в течение многих лет он тщетно боролся с болезнью и депрессией . Разговаривать и писать становилось все труднее. В 2011 году он обратился в компанию Ceregene, которая в то время тестировала новаторскую генную терапию. Болезнь Паркинсона является результатом хронической потери нейромедиатора дофамина. Эксперимент на обезьянах показал, что инъекции белка неуртурина могут остановить развитие заболевания и, возможно, восстановить нейроны, синтезирующие дофамин. Для лечения в черепе нужно было вырезать два отверстия (по одному в каждом полушарии головного мозга) и ввести препарат непосредственно в целевую область.

Улучшения Паулетича после процедуры были впечатляющими: тремор исчез, подвижность улучшилась, речь стала заметно чище и разборчивей. Сегодня вы вряд ли сказали бы, что он когда-то имел нейродегенеративное заболевание. Его врач, Кэтлин Постон, была поражена результатом. Строго говоря, болезнь Паркинсона никогда не получалось вылечить, а лучшим вариантом было бы замедлить ее прогресс.

В Сиене (Италия) находится Базилика Сан Доменико, где хранится мумифицированная голова Святой Екатерины. К ней приходят католические паломники, ищущие исцеления. «Если у вас есть сомнения, вы ничего не получите», - предупреждает местный гид.

В апреле 2013 представители Ceregene объявили о результатах клинических испытаний «революционной» терапии: неуртурин потерпел неудачу. У пациентов, получивших инъекции, не обнаружилось каких-либо существенных улучшений по сравнению с контрольной группой, которая получала плацебо. Вскоре Ceregene выкупила другая компания, и ее работу с лечением болезни Паркинсона прекратили.

Доктор Постон была подавлена: почему перспективный метод оказался провальным? Пересмотрев данные, она заметила кое-что удивительное: Майку Паулетичу не делали никакой операции и инъекций. Он получил плацебо.

Майк Паулетич во время эксперимента в Стэнфордском университете. Мужчина полагал, что перенес операцию, облегчающую симптомы болезни Паркинсона. На самом деле ему сделали фиктивную операцию. «Был это эффект плацебо или препарата - не имеет значения», - говорит он.

В определенном смысле Паулетич и Молд участвовали в спектакле, в котором мы, люди, замешаны уже не одну тысячу лет. Хорошее театральное действо может увлечь нас настолько, что мы начинаем верить в его реальность. Точно также работает «театр исцеления»: он затягивает нас с головой, создавая мощную веру в выздоровление. Эти ожидания называют эффектом плацебо. Ученые знают о нем не первый десяток лет и используют в качестве контроля лекарств (если новый препарат показал себя лучше пустышек, его признают действенным).

Почему вера способна лечить?

Важной частью хорошего представления являются декорации и костюмы. Паулетич избавился от симптомов болезни Паркинсона не только потому, что верил в реальность операции и инъекций. Вокруг него разворачивался целый спектакль: врачи в белых халатах, медсестры со стетоскопами, осмотры, анализы, плохая музыка в больничных коридорах. Это сценическое действо распространяется на многие аспекты лечения и работает на уровне подсознания. При этом дорогие препараты плацебо помогают лучше дешевых, а плацебо в упаковках известных брендов эффективнее, чем плацебо «дженерики».

Удивительно, но препараты-плацебо работают, даже если человек знает о подделке. Об этом сообщается в классической статье, опубликованной в 2010 году Тедом Капчуком, исследователем из Гарвардской медицинской школы. После 21 дня приема плацебо пациенты с чувствовали себя значительно лучше по сравнению с людьми, которые не получали ничего. Несмотря на то, что их заведомо предупредили о пустышках. Эксперимент показал, что ключевое значение в укреплении веры имеют доверительные отношения пациента и врача.

Работать с ожиданиями очень сложно, - признается Капчук, посвятивший свою жизнь изучению эффекта плацебо. - Мы имеем дело с очень неточными измерениями и очень зыбким явлением, которое действует почти бессознательно.

Мерсед, штат Калифорния, США. Шаман Ва Мэн Ли выполняет церемонию исцеления человека, который заболел во время похорон. Чтобы его душу не затянуло в подземный мир, шаман предлагает в обмен душу жертвенного поросенка. Признавая целительную силу веры, больница города Мерсед позволяет шаманам работать с пациентами в своем учреждении.

Больницы - лишь одно из мест, где исцеляющая сила веры может себя проявить. Сотни альтернативных методов лечения становятся эффективными благодаря нашему ожиданию: гомеопатия, иглоукалывание, традиционные китайские лекарства, уринотерапия, таблетки из коровьего навоза, витаминные настои.

- Исцеление, основанное на вере, требует не только хорошей истории, но и активного усилия слушателя. Когда история и воображение синхронизируются, результаты могут оказаться поразительными. И эти навыки можно развивать, - говорит Таня Лурманн, антрополог из Стэндфордского университета.

Джонс Беналли из резервации индейцев Навахо в Аризоне. Уже 75 лет он избавляет пациентов от телесной и душевной боли. Работает в больницах и центрах по уходу за престарелыми. Его дочь и сыновья изучают отцовские навыки, чтобы продолжить традицию.

Я слышал, что исцеления брухо (мексиканских колдунов) особенно театрализованы. Они сочетают в себе шаманские традиции с римским католицизмом. Очевидцы рассказывают о кострах в форме пентаграммы, благословляющих плевках и танцующих безумцах. Конечно же, я решил увидеть это действо своими глазами. Но когда я приехал в городок Катемако и направился в офис современного брухо, я не обнаружил ни костров, ни беснующихся шаманов.

Зона ожидания представляла собой небольшую гостиную, где пахло дезинфицирующим раствором. На стеллажах выстроились ряды пластиковых амулетов и стеклянных кристаллов. Около 10 человек сидели в креслах, листали журналы или смотрели футбол по телевизору. Брухо, который меня встретил, больше напоминал доктора, чем колдуна. Он укладывал волосы гелем, носил белый костюм и аккуратные усы. Половину его кабинета занимал алтарь, заставленный крестами, статуэтками святых, цветами и сотнями мигающих разноцветных лампочек.

Я был записан на простое очищение духа. Брухо взял куриное яйцо, несколько веточек базилика и пластиковые бутылки с водой, защищающей от зависти и плохой энергии. Все было аккуратным и чистым. После короткой беседы он перешел к делу: обильно обрызгал меня едкими маслами, растер тело яйцом и разбил его в стакане с водой.

В перуанских ритуалах исцеления используют пар из вареных трав. Церемонию выполняет Мирцила Прадо Пинтало, 11-летняя девочка. Пациенты вдыхают пар, а Мирцила читает листья, чтобы узнать, успешно ли прошло лечение. Возможно, ей придется назначить пациенту другие травы.

Процедура больше напоминала клиническую, нежели церемониальную. Яйцо рассказало брухо, что в будущем я могу заболеть. Как радиолог, комментирующий пятна на снимке, он обратил внимание на несколько пузырьков вокруг яичного белка: знак того, что рядом со мной находится завистник, желающий мне зла. Затем он предложил за дополнительную плату защитить меня от будущего вреда. Я отказался, мы пожали друг другу руки и попрощались. Я был разочарован: где же театр? Что я пропустил?

Лишь на улице я понял суть такой трансформации. 20 лет назад аутентичные танцы и плюющиеся знахари Катемако все еще казались людям убедительными. Но традиционная медицина прочно укоренилась даже в маленьких мексиканских городах. Большинство современных брухо адаптировались к новому времени, смешав мистицизм с антисептическим спреем и белыми халатами. Перьями и ритуальным сплевыванием пришлось пожертвовать, чтобы соответствовать ожиданиям современных пациентов. Мой брухо поддерживал зрительный контакт и тепло улыбался - как опытный врач. И, признаюсь, из-за этого я почувствовал себя немного лучше.

Шаманка отгоняет плохую энергию и духов с помощью огня. После изгнания членам семьи потребуется принести в жертву и съесть козу, свинью и курицу.

Как работает современный театр медицины?

У собаки Павлова слюна выделялась каждый раз, когда она слышала звонок. Это происходило потому, что Павлов приучил животное ассоциировать еду со звуком. Аналогичным образом ученые смогли обучить иммунную систему крыс, соединяя сладкие жидкости с циклоспорином - препаратом, блокирующим функцию иммунных клеток, чтобы организм не отвергал органы после трансплантации. Каждый раз, когда крыса пила сладкий напиток, она также получала лекарства. Вскоре необходимость в иммунодепрессантах отпала: одного напитка было достаточно, чтобы вызвать у грызунов иммунный ответ.

Эффект плацебо тоже можно объяснить условным рефлексом. Реагируя на боль, мозг освобождает эндорофины - морфиноподобные обезболивающие химические вещества, которые синтезируются в головном мозге. В 1970-е годы неврологи из Сан-Франциско заинтересовались, помогут ли естественные опиаты избавить пациентов от боли после .

Сначала исследователи сравнили реакцию группы плацебо с другой группой, получавшей налоксон - препарат, нейтрализующий действие обезболивающих. Ни один из людей, получивший или ожидавший получит морфин, в результате не почувствовали себя плохо. Тогда ученые повторили эксперимент, рассказав, что некоторые из них будут получать морфин, некоторые - плацебо, а некоторые - налоксон. Никто, включая исследователей, не знал, кому что достанется. На этот раз некоторые пациенты чувствовали себя лучше несмотря на то, что не получили морфин. Их ожидание потенциального облегчения вызвало выброс эндорфинов, которые уменьшили боль. Но получив налоксон, они снова ее ощутли. Препарат уничтожил действие естественных опиатов, которые синтезировались во время реакции на плацебо.

Слева: Максимилиан Клемент и Бенедикт Браун несут статую Девы Марии во время ежегодного паломничества в Альтэттинг (Германия), где ритуалы исцеления проходят со времен Средневековья. Справа: Фотографии, оставленные в надежде на исцеление в молитвенной комнате церкви итальянского города Монтефортино.

С этого эксперимента началась история изучения других «лекарств», производимых организмом в ответ на плацебо: серотонина, дофамина и эндогенных каннабиноидов. Но лишь в начале 2000-х ученые смогли наблюдать их эффекты непосредственно в головном мозге.

Тор Вагер из Мичиганского университета прикрепил к рукам людей электроды, которые били током и нагревали кожу. Предварительно он попросил их смазать руки кремами, сообщив, что один из них поможет уменьшить боль. На самом деле оба крема были одинаковыми и не имели целебных эффектов. Но после нескольких сессий испытуемые научились чувствовать меньше боли в руке, покрытой «обезболивающим» кремом. На последнем этапе эксперимента сильные разряды люди переносили так же легко, как и слабые. Типичная условная реакция на плацебо.

Интересными оказались и результаты сканирования мозга участников. Нормальные болевые ощущения за доли секунды «путешествуют» вверх по позвоночнику от места травмы к участкам мозга, которые распознают импульсы как боль. Ответ плацебо проходит в обратном направлении, начиная с головного мозга. Ожидание исцеления в префронтальной коре посылает сигналы в мозговой ствол, запускает синтез внутренних опиатов и отправляет их вниз к спинному мозгу. Мы не представляем себе, что нам не больно. Нам не больно в буквальном смысле.

Клиника Майо в Рочестере, штат Миннесота. Нейрорадиолог Дэвид Каллмес впрыскивает медицинский цемент в позвоночник пациента, чтобы стабилизировать компрессионный перелом. Исследование, проведенное под руководством Каллмеса, показало аналогичное облегчение боли в контрольной группе, получавшей фиктивное лечение.

Исцеление верой и опытом проторило путь из лабораторий в клиническую практику. Кристофер Спевак - врач Национального военного медицинского центра имени Уолтера Рида (Мэриленд, США). Каждый день он видит ветеранов с тяжелыми травмами, а иногда пациенты поступают к нему всего спустя несколько дней после того, как покинули поле боя. Но у него есть возможность задействовать внутренние опиаты, чтобы предотвратить или, по крайней мере, смягчить боли.

Когда Спевак впервые встречает пациентов, он не спрашивает о травмах или истории болезни. Вместо этого доктор просит их рассказать о себе. Его интересует, был ли у человека в детстве любимый запах или вкус. Затем Спевак назначает обезболивающие, и каждый раз, когда пациенты их принимают, они также вдыхают или едят что-то заведомо любимое, способное стать стимулом к исцелению. Со временем пациенты начинают связывать чувственный опыт с лекарством. Через некоторое время Спевак убирает опиаты, оставляя лишь звуки, запахи и вкусы. Но мозг пациента уже способен достать необходимое лекарство из «внутренней аптеки».

Университет штата Мэриленд. Плацебо-эксперт Луана Коллока проверяет, как мозг воспринимает умеренную боль с дополнительным стимулом в виде фотографий страдающих людей.

Два года назад Леони Кобанская из лаборатории Тора Вейджера инициировала новое исследование плацебо. Ученые хотели проверить, как на ощущение боли повлияет присутствие других «верующих».

Исследователи нагревали кожу на руках испытуемых и просили их оценить силу болезненных ощущений. При этом добровольцы смотрели на экран и видели оценки боли, поставленные предыдущими участниками. Одинаковые стимулы они воспринимали по-разному, ориентируясь на опыт своих «коллег по несчастью». усилился за счет влияния социума. Кобанская пришла к выводу, что социальная информация может стать более мощным стимулом в изменении субъективных ощущений, чем подсознание.

Информация, которую мы извлекаем из наших социальных отношений, очень сильно влияет не только на эмоциональные переживания, но и на здоровье, чувство боли или исход лечения, - говорит Кобанская.

Авторитет социальной группы может объяснить, почему религия в буквальном смысле является «опиумом для народа». Она задействует веру и ожидания для извлечения наших внутренних исцеляющих ресурсов (эногенных опиатов), особенно когда мы окружены другими верующими, которые делают то же самое.

Вам будет интересно.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога