Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца. Не возненавидит отца своего и матери

В Евангелии от Луки, глава 14, читаем: "Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" . Эти слова часто вызывают недоумения и даже смущение: действительно, как можно ненавидеть близких, если их надо любить?

Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании этого евангельского отрывка пишет: "Смотри же, в простоте своей и неопытности, не соблазнись сим изречением". Ненависть - это чувство, противоположное любви. Поэтому стоит задуматься, о какой любви тут говорится?

Когда юноша и девушка полюбили друг друга, они могут говорить, что любят друг друга больше всего на свете. И никто с этим спорить не будет. Однако от чего идет отсчет любви, больше чего они любят? Давайте подумаем: больше телевизора и компьютера, больше собаки и кошки, больше автомобиля и дачи, больше квартиры и собственной карьеры? Так? Не будем это оспаривать. Но ведь возможен и иной отсчет любви.

Одна любящая пара искренних православных христиан вступала в брак. Выходя из храма после венчания, молодая жена сказала своему молодому мужу: "Ты у меня всегда будешь в жизни на втором месте". Как он был счастлив тому, что всегда будет в её жизни сразу после Бога!

А какая же любовь выше: повыше земли или пониже неба?

Можно любить тело: ласточки, попугая, кошки, собаки, человека. А можно любить всего человека - тело и душу, то есть саму человеческую личность. Такая любовь уже ведет свой отсчет не от земли, а от неба.

Иисус Христос ждет от Своих учеников, что в их душах все будет правильно расставлено. На первом месте - любовь к Богу, на втором - любовь к человеку. И, конечно же, любовь к ближнему должна быть в гармонии с любовью к Богу. Когда эта гармония ломается, когда любовь телесная становится выше любви к Богу и любви к человеческой личности и её внутреннему миру, тогда человеческая любовь перестает быть чистой и святой. Вот именно об отвержении такой любви к ближним и говорит Господь.

Когда мы говорим о любви к самому себе, она тоже может быть как святой, так и грешной. Когда в центре внимания и любви человека находятся Бог и близкие - любовь к самому себе становится здоровой и святой. Но если в центре внимания он сам, а не Бог и близкие, то такой человек напоминает завитую деревянную стружку: внутри - пустота.

Поэтому слова Христовы не о том говорят, что не надо любить близких, а о том, что любовь к ним должна быть здоровой, святой и в согласии с любовью к Богу.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

В Евангелии от Луки Христос произносит фразу, которая обычно не просто вызывает недоумение, но буквально шокирует: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником» (глава 14, стих 26 ). Как же мог Богочеловек, Которого Церковь называет Спасителем мира, учить ненависти к самым близким людям - отцу, матери, жене, детям, сестрам и братьям?

Действительно, не мог же Спаситель забыть Божественные заповеди «почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» и «кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исход, глава 20, стих 12 и глава 21, стих 17 )? Как слова Христа о ненависти к родным сочетаются с Его же словами о том, что надо любить даже врагов? Получается, врагов мы должны любить, а семью - ненавидеть?!

Сам Христос был далек от подобного понимания любви и ненависти. В том же Евангелии от Луки говорится, что до тридцати лет Господь жил с родителями и был в повиновении у них (см. глава 2, стих 51 ). Или, находясь уже на кресте, страдая от невыносимой боли, Спаситель думает о Своей Матери и просит апостола Иоанна Богослова взять Ее к себе в дом и заботиться о Ней (Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 25-27 ).

Наконец, в Евангелии можно найти прямой спор Христа с религиозными учителями Израиля по поводу именно пятой заповеди (о почитании отца и матери). Дело в том, что эти самые учителя разрешали детям отказывать в материальной поддержке своим родителям, если дети объявляли все свое имущество «корваном», то есть посвященным Богу. После этого чадо могло спокойно уйти из семьи, отдав часть денег в сокровищницу Иерусалимского Храма. Спаситель, обличая такой обычай, сказал фарисеям: «устранили слово Божье (то есть пятую заповедь. - Р.М. ) преданием вашим (то есть человеческим. - Р.М. )» (см. Евангелие от Марка, глава 7, стихи 1-13 ). То есть Христос прямо обличает современных Ему иудеев в непочитании родителей.

А Его слова о святости брака: «...Что Бог сочетал, того человек дa не разлучает»? Или благословение приходивших к Нему детей? В чем же дело? Если одни слова и дела Христа, казалось бы, противоречат другим, то как это все понимать?

Прежде всего, ученые до сих пор спорят, на каком диалекте арамейского языка говорил Спаситель. Для нас имеет значение то, что все языки семитской группы (языки Ближнего Востока, в том числе и почти утерянный в наши дни арамейский) чрезвычайно образны. Христос использовал это для Своей проповеди. Евангелие написано удивительным, образно-метафорическим языком, полно притч и аллегорий. Даже и в наши дни то, что звучит совершенно естественно для ближневосточного человека, в прямом переводе способно вызвать настоящий шок у европейца, привыкшего к точной и почти без-образной речи. Слово же «ненависть» в Евангелии (впрочем, как и вообще в Библии) в разных контекстах может обозначать различные понятия. В данном контексте, по мнению большинства толкователей Священного Писания, слова «кто не возненавидит...» следовало бы перевести иначе: «кто не предпочтет Бога отцу, матери...»

Кроме того, Спаситель говорит здесь о качествах, которые нужны Его настоящему ученику и последователю, а значит - любому христианину. Достаточно посмотреть на конец этого отрывка. Сказав о ненависти к родным, Христос как бы подводит итог: «...Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (стих 33 ). Таким образом, слово «возненавидеть» является здесь синонимом еще одной фразы - «отрешиться от всего». В контексте слово «все» - это не только родственники, но и вообще все земные привязанности, заботы, привычки и, конечно, страсти - то, что мешает общению человека с Богом. Именно так в Церкви и понимается выражение «ненависть к себе».

Суммируя контекст Евангелия и фразы Спасителя о ненависти к родственникам, можно сказать, что речь здесь идет о так называемой «системе приоритетов», которая есть у каждого человека. Кто-то (или что-то) у нас стоит на первом месте - и ради этого человек готов пожертвовать почти всем. А что-то - на последнем. И если человеку приходится выбирать, он жертвует «меньшим» ради «большего». Например, женщина, придерживающаяся строгой диеты, чтобы улучшить фигуру, должна пожертвовать этой диетой, если она носит в утробе ребенка. И подобный «жертвенный» выбор человек делает каждый день, каждый час...

Согласно Евангелию, Бог желает иметь не половинку, не две трети, а всего человека. Лучше даже сказать ждет. Ждет от человека любви. Полной до самоотречения. В этом смысле Евангелие - это самая максималистская книга на земле. Но Господь не просто «где-то там сидит на Небе и ждет» жертвы, а, согласно христианскоому вероучению, Сам выходит навстречу людям, отрекается, «ненавидит» Свое могущество и славу, как пишет апостол Павел, Бог «уничижил себя самого, приняв образ раба», то есть становится таким же, как мы, человеком. И ждет... Настоящая любовь не может поступать иначе.

Святые - канонизированные Церковью подвижники, как раз поступили в полном соответствии с евангельской максимой - ответили Христу всецело, всеми силами своей души. Помня, что Он сделал для людей, они тоже не могли поступать иначе, чем отдавать Ему жизнь. Причем сделать это можно по-разному. Кто-то, подобно Спасителю, взошел на крест, кто-то всю жизнь провел в пустыне, молясь Богу. А кто-то жил в кругу семьи, верующей или неверующей. Но все эти люди на своем месте слушали и служили только Богу, «ненавидя» мир и вместе с тем до самоотречения любя его. Как такое возможно? Этот классической парадокс выражен в формуле христианства: «Ненавидь грех, но люби грешника».

Казалось бы, почти невозможно быть настоящим христианином, таким, каким желает тебя видеть Христос. Однако в Евангелии со всей его категоричностью есть, на первый взгляд, «странные» слова Спасителя: «Иго Мое благо и бремя Мое легко». Явное противоречие с максимализмом Евангелия, разрешаемое просто - надо попробовать быть христианином. Ведь христианство - это не только герои-аскеты, святые и красивые здания с крестами на куполах. Христианство - это сообщество верующих во Христа людей. То есть Церковь. И каждый человек в этом сообществе по мере сил пытается «ненавидеть отца и мать», то есть ставить родственные связи в системе своих ценностей ниже, чем связь со Христом, хотя, конечно, это дается очень трудно. Но выбор у христианина стоит не между Богом и родными людьми, а между тем возможным злом, которое может исходить от родственников, и вечным, абсолютным добром, которое всегда исходит только от Бога.

Такая ненависть оказывается в итоге парадоксальной. Именно про нее Христос сказал: «Всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 29). В чем здесь парадоксальность? Господь говорит не только о воздаянии в будущей жизни, но и о жизни земной. И получается, что та «ненависть», о которой сказал Спаситель, не разделяет людей, а, напротив, соединяет и помогает обрести истинную любовь, бескомпромиссно отсекая все злое и ложное в их отношениях.

КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА

Протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ ,
ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,
настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах:

К сожалению, нередко получается так, что именно те люди, которые теснейшим образом связаны с христианами земной жизнью, не солидарны с христианством в вопросах Жизни Вечной. Господь специально обратил на это внимание, сказав что «враги человеку - домашние его» (Евангелие от Матфея, глава 10, стих 36). В каком смысле «враги»? Не всегда, конечно, но нередко именно самые близкие по «крови и плоти» люди становятся самыми настоящими врагами христианину в вопросах веры и духовной жизни. Конечно, это не те враги, «которых уничтожают», однако надо четко понимать, что они могут стать серьезным препятствием к самому важному для христиан - спасению. Поэтому, любя их как людей, ни в коем случае нельзя следовать их антихристианским требованиям.

История Церкви подтверждает эти слова Спасителя. Достаточно вспомнить великомученицу Варвару, которую предал на казнь родной отец-язычник (начало IV века). И в наши дни есть много случаев, когда родители, в прямом смысле этого слова, мучают своих детей. Например, я знаю девушку, которую родители выгнали из дома за то, что она крестилась и стала настоящей христианкой.

Или представьте - отец и мать были воспитаны еще при Советской атеистической власти, а дети стали верующими людьми. Родители не дают им вести духовную жизнь, сами являясь ярыми противниками Церкви. И в этом смысле отец и мать - это духовные враги своих детей. Конечно, родители будут всегда оставаться родителями. Более того, несмотря ни на что, их нужно любить и почитать. То же можно сказать и о супругах, и о детях, и о братьях с сестрами.

Также я знаю случай, когда неверующая мать заставляла идти на аборт дочь-христианку. Или, например, когда мать говорила дочери примерно следующее: «Ты выйди за него замуж, роди ребенка, а потом разводись. И мы с тобой будем ребеночка воспитывать». Бывают случаи, когда родители советуют своим детям не жениться, а просто вступать в блудные отношения, которые сейчас принято именовать «гражданским браком». В общем, учат своих чад, мягко говоря, плохому. Что делать в этом случае? Конечно, исполнять как раз ту самую заповедь Христа о ненависти к родным... Но ненависть христианина должна проявляться в том, что ему надо ненавидеть не человека (например, мать), а то плохое, греховное, чему она учит.

Конечно, те случаи конфликтов, которые я привел как пример, можно назвать крайними. Чаще бывают менее болезненные ситуации. Но все же слова Христа о ненависти к родным очень нелицеприятны. Они означают, что если неверующая семья мешает продвижению к Богу, а в итоге спасению, то христиане должны предпочесть Бога даже родственникам - самым близким людям на земле. Христианам иногда даже буквально приходится исполнять эту заповедь Спасителя, то есть на какое-то время уходить от родных. Каждый раз разные ситуации, и общего правила для всех верующих нет и быть не может.

Почему Господь употребил слово «возненавидеть»? За время Своего земного служения Христос не стремился сформулировать какую-либо научную доктрину, не говорил выверенные формулировки и тезисы. Его цель была совершенно другая - спасти, восстановить падшего человека в первоначальном достоинстве. Христос говорил и открывал людям величайшие тайны Царства Небесного. Для этого он использовал образную, часто метафорическую речь, потому что образ более понятен и дольше остается в уме, тем более у простого человека. Однако при переводе с одного языка на другой какие-то оттенки могут меняться. И, конечно, под словом «возненавидеть» Христос имел в виду совсем не то, что многочисленные и разные «совопросники века сего».

Священник Игорь ФОМИН
клирик храма Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади:

Начну со случая, который, возможно, поможет понять эту фразу Спасителя. Одна женщина, ходившая в наш храм, к сожалению, ходить к нам перестала, попав к неким лже-старцам, а по сути, просто сектантам и заодно мошенникам. Бедная женщина (как это обычно и бывает у сектантов) получила сильный прессинг цитат из Священного Писания, в том числе и цитату о ненависти к родным, растолкованную буквально. Она взяла малолетнюю дочку и ушла из семьи и Церкви «спасаться» к «старцам», то есть попросту исчезла. Когда муж нашел ее, перед ним предстало жалкое зрелище. Жена и еще несколько таких же охмуренных женщин, ушедших с маленькими детьми из семей, жили в избушке рядом со «старческим монастырем». Дети были грязными, голодными, полураздетыми...

Христос говорил, конечно, не об этом. Он говорил не о том, что надо так возненавидеть семью, что не надо заботиться о ее членах, тем более, если речь идет о совсем еще малышах. Спаситель говорил совершенно о другом - что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 13). Вообще, все Евангелие проникнуто тем духом, что любовь к Богу человек может проявить через любовь, внимательное и чуткое отношение к своим ближним. Но прилепиться надо только к Богу. Кроме того, толковать слово «возненавидеть» нужно, учитывая образную восточную речь. Оно сказано для того, чтобы контрастно и ярко подчеркнуть мысль Христа. Христианин, конечно, должен любить ближних и заботиться о них, но «во главе угла» должны стоять не родственные связи, а Бог. Именно таков смысл «заповеди о ненависти».

Существует опасность истолковать эту заповедь в угоду себе.

Поэтому я думаю, поведение христианина в семье, пусть даже и во враждебной ему обстановке, должно быть таким, чтобы в итоге семья сказала: «Да, мы тоже хотим быть христианами».

Конечно, в семье бывает всякое, вплоть до того, что христиане всю жизнь проводят в неверующем окружении. Но я хочу все же рассказать о счастливом случае. У меня есть знакомая женщина, которая ходит в наш храм и давно ведет церковную жизнь, а ее муж - профессор, один из лидеров левой политической партии. Он никогда не препятствовал ей быть христианкой. Однако с перестройкой у него усугубились атеистические взгляды, вплоть до того, что если она шла в церковь, то обычно он попросту бил ее. Она прибегала в храм тайком, буквально на полчаса, не имея даже возможности присутствовать полностью на богослужении. Ее «мытарства» продолжались довольно долго, примерно лет десять, и закончились так.

У них в семье была традиция. Каждое воскресенье после обеда они садились на любом вокзале в любую электричку, выходили где-нибудь за городом и гуляли. Однажды по обыкновению они поехали за город. Сев на электричку и доехав до Сергиева Посада, они вышли и направились к Троице-Сергиевой Лавре. Женщина была ни жива, ни мертва, думая о том, что сейчас может начаться с мужем, когда он увидит церкви. Они пришли в один из лаврских храмов, а она все равно волновалась: вдруг муж прямо сейчас, во время службы начнет богохульствовать и кричать или ударит ее... Однако он все время молчал.

Абсолютно молча они дошли обратно до станции, и тут он повернулся к ней и сказал примерно следующее: «Слушай, мы с тобой давно мечтали купить домик. Давай приобретем его здесь. Мне так понравилось это место!» В течение месяца они нашли и купили-таки домик в Сергиевом Посаде, а он стал ходить в храм.

Почему произошло это чудо? Вообще-то, по всем человеческим законам и логике, как только муж стал богохульствовать и бить жену за то, что она ходит в церковь, она должна была расстаться с ним. Однако она вспомнила заповедь Христа и «ненавидела» такие поступки мужа, при этом положив себя на алтарь семьи. И через десять лет ее «ненависть» к мужу привела его к Богу. Почему? Да потому, что эта не та ненависть, которая все вокруг разрушает и приносит страдание другим, а та, о которой говорил Господь - «ненависть» к антихристианским делам мужа, соединенная с самоотверженной любовью к нему и постоянным чувством присутствия Бога в семье.

Радикальное послушание Иисусу делает относительными наши естественные взаимоотношения.

  • Под словами естественные взаимоотношения я подразумеваю взаимоотношения, устанавливаемые посредством обычных, не являющихся чудесными, процессов. Таковы взаимоотношения между родителями и детьми, братьями и сёстрами, мужьями и жёнами, и так далее.
  • Под словами радикальное послушание я подразумеваю, что высочайшая ценность Иисуса захватила нас от самых корней (латинское слово радикс ), и мы стремимся жить таким образом, который являет эту высочайшую ценность, а учения Иисуса и апостолов являются в этом руководством для нас.
  • Под словами делает относительными наши естественные взаимоотношения я подразумеваю, что притязания естественных взаимоотношений никогда не являются абсолютными в сравнении с притязаниями Христа, и что полное посвящение Иисусу может иногда препятствовать даже установленным Библией формам проявления уважения и привязанности.

Это значит, что следование за Иисусом часто привносит неопределённость, скорбь и боль в семейные взаимоотношения. Если вы ищете религию, которая сделает все ваши взаимоотношения более ясными, гладкими и счастливыми, в Христианстве вы столкнётесь с огромным препятствием.

Давайте в качестве примера возьмём взаимоотношения с нашими отцами. Иисус говорит, что нам, возможно, придётся «оставить» их, быть «против» них, воспринимать их как наших «врагов», любить их «меньше», чем мы любим Иисуса, даже «ненавидеть» их, и, может быть, не присутствовать на их похоронах или даже не попрощаться с ними. Из учений Иисуса очевидно, что Он не был сентиментален. Он прилагает все усилия, чтобы подвергнуть риску наши естественные взаимоотношения с нашими отцами в то время, когда Его притязания на нас оказываются в приоритете.

С другой стороны, также очевидно, что Иисус принимал пятую заповедь как обязательную для Его последователей. Он строго выговаривал фарисеям и книжникам за непочитание отца и матери, когда те говорили людям жертвовать на храм то, что они должны были отдавать своим родителям (от Матфея, 15:3–9). Он сказал богатому юноше: «Почитай отца и мать» (от Матфея, 19:19).

Но когда мы сели у ног Иисуса и пробыли там все четыре Евангелия, и когда Он завоевал наше доверие, нашу преданность и наше полное посвящение, мы испытываем ошеломляющее чувство: всё изменилось . Никакие взаимоотношения никогда больше не будут прежними. Некоторые из них станут восхитительно более глубокими и счастливыми, по мере того, как мы узнаём, кто является нашей настоящей семьёй («Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь», от Марка, 3:35). Некоторые из них будут разрушены («И враги человеку - домашние его», от Матфея, 10:36).

Давайте перейдём к конкретному случаю и послушаем, как Иисус делает относительными наши взаимоотношения с нашими отцами.

1. Иисус может призвать нас «оставить» наших отцов.

«И начал Пётр говорить Ему: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою». Иисус сказал в ответ: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестёр, и отцов (в оригинале, согласно подстрочнику, а также во всех переводах Библии на английский и на русский, кроме Синодального перевода, слово «отцов» отсутствует — прим. пер. ), и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной». (от Марка, 10:28–30).

Богатый юноша просто отказался оставить своё богатство, чтобы следовать за Христом (от Марка, 10:22). Пётр указал на то, что он и другие апостолы были готовы совершить такую жертву. По сути, Иисус ответил вопросом: «Какая это жертва? Всё, что вы оставите из-за того, что цените Меня больше, воздастся во сто крат. Это не жертва». Но ощущается это как жертва. Потеря очевидна. И даже хотя есть более значительная прибыль, потеря остаётся потерей, по крайней мере, временно.

Среди вещей, к которым мы можем быть призваны, есть «оставить» вашего «отца». Это - часть настоящей потери: это нечто большее, чем просто: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей» (от Марка, 10:7). Это оставление намного значительнее.

Много матерей, не много отцов

Стоит отметить тот факт, что когда Иисус описывает «воздаяние» за потери, Он не говорит, что мы получим «отцов». Мы получим «во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестёр, и матерей [отцы не упоминаются], и детей, и земель». Почему не упоминаются отцы?

Возможно это из-за желания Иисуса, чтобы отцовство Бога очень сильно доминировало в нашем ученичестве. Поэтому Он не хотел вдохновлять в нас мысли о том, чтобы иметь много отцов в церкви. Фактически, Он сказал: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах», (от Иоанна, 23:9).

Так что в обращённом к нам призыве «оставить» наших отцов «ради Него и Евангелия» ударение делается на том факте, что у нас есть Отец на Небесах, который позаботится о нас. Естественные взаимоотношения откладываются на задний план, а наша преданность Иисусу и наши взаимоотношения с нашим Отцом на Небесах выходят на передний план.

2. Иисус может призвать нас быть «против» наших отцов и воспринимать их как наших «врагов», так как Он призывает нас любить Его больше, чем их.

«Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более , нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (от Матфея, 10:34-39).

«Не мир пришёл Я принести, но меч». Конечно, это не единственное, что Иисус сказал о Своей миссии. Несомненно, Он был послан для мира! Ангелы сказали в начале: «Слава в вышних Богу, и на земле мир среди тех, в ком Его благоволение!» (от Луки, 2:14, дословный перевод с английского перевода English Standard Version). Сам Иисус сказал Своим ученикам: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир », (от Иоанна, 16:33). «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», (от Иоанна, 14:27). А когда Иерусалим обратился против Него, Он сказал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» (от Луки, 19:42).

Фактически, когда Пётр и Павел проповедовали Евангелие, Они могли подытожить его как достижение Иисусом мира: «[Бог благовествовал] мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех», (Деяния Апостолов, 10:36). «И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким», (Послание к Ефесянам, 2:17).

Так что Он действительно был Тем, Кто приносил мир: мир с Богом и мир с теми, кто обрёл мир с Богом. Но как отметил старец Симеон, когда Иисус был младенцем, болезненная реальность заключалась в том, что «этот младенец предназначен на падение и на восстание многих в Израиле, и как знак, которому будут противиться… чтобы мысли многих сердец были открыты», (от Луки, 2:34–35, дословный перевод с ESV).

Знак против их неверия

Когда это произошло, некоторые семьи были разрушены. Иисус пришёл не для того, чтобы приукрасить эту реальность. Там, где члены семьи не станут любить Иисуса больше, чем они любят свою семью, они будут отделены от тех, кто больше любит Иисуса. «Кто любит отца или мать более , нежели Меня, не достоин Меня», (от Матфея, 10:37). Когда наивысшая любовь к Иисусу не является общей для всей семьи, Иисус становится разделителем. Это не потому, что Иисусу не удаётся предложить Себя в качестве мира, но потому, что некоторым членам семьи не удаётся любить Его превыше всего, любить как их мир.

В таком смысле Иисус приходит для того, «чтобы настроить человека против его отца» (от Матфея, 10:35, дословный перевод с ESV). И в таком смысле «врагами человеку будут члены его собственной семьи», (от Матфея, 10:36, дословный перевод с ESV).

Эта болезненная потеря мирных взаимоотношений с отцом или с сыном описывается как часть того, что мы берём свой крест (от Матфея, 10:38) и теряем свою жизнь (от Матфея, 10:39). Это не преувеличение, потому что какой последователь Иисуса не отдаст добровольно свою жизнь, чтобы спасти своего сына или своего отца? Взять свой крест и потерять свою жизнь означает умереть для всех естественных взаимоотношений ради Христа и Его Царства. Мы умираем для них в том смысле, что мы принимаем боль разрушенных взаимоотношений ради Христа вместо того, чтобы сохранять взаимоотношения за счёт отказа от превосходства Христа.

3. Иисус может призвать нас «возненавидеть» наших отцов и «отречься» от них.

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником… Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (от Луки, 14:26–27, 33).

Здесь есть два момента. Один из них в том, что Иисус имеет в виду, говоря, что мы должны «возненавидеть» наших отцов. Другой - почему Он говорит таким образом. Все мы знаем, что Иисус призывает нас почитать наших отцов (от Матфея, 19:19). И все мы знаем, что Он заповедует нам любить нашего ближнего так, как мы любим самих себя (от Матфея, 22:39), любить наших врагов (от Матфея, 5:44), и любить друг друга (от Иоанна, 13:35). Так что есть глубокий смысл, в котором мы должны любить наших отцов, хотя мы и должны «ненавидеть» их.

Один ключ к значению, вкладываемому Иисусом в это, мы видим в Его словах о том, чтобы «возненавидеть» наши собственные жизни в 12-й главе от Иоанна:

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную», (от Иоанна, 12:24–25).

Мы должны ненавидеть наши жизни, чтобы сохранить их для вечной жизни. И сохранить их для вечной жизни - это хорошо. Несомненно, желание сохранить их для вечной жизни - это способ любить наши жизни. Так что мы должны ненавидеть их, чтобы любить их. Это не двусмысленные слова, так как Иисус добавляет фразу «в этом мире»: «Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную».

Выглядит как ненависть

Значение этого следующее: Мы будем призваны делать выбор в этом мире, выбор, который выглядит так, словно мы ненавидим наши жизни , в том смысле, что мы очень мало заботимся благополучии наших жизней. Например, нам, возможно, придётся умереть за Христа. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», (Откровение, 2:10). Для мира это будет выглядеть как абсолютная ненависть к себе - так, словно вы выбрасываете вашу жизнь ради мифа! Иисус говорит, что это своего рода «ненависть», но это также способ сохранить наши жизни для вечной жизни, и это очень радикальная форма любви к нашим жизням.

Подобным образом, когда Иисус говорит, что мы не можем быть Его учениками, если мы не «возненавидим» наших отцов, Он, вероятно, имеет в виду нечто похожее. Это значит, что мы можем быть призваны делать вещи, выглядящие так, словно мы ненавидим наших отцов, хотя фактически мы жаждем того, чтобы они присоединились к нам в вечной жизни.

Какое поведение может выглядеть так, словно мы ненавидим наших отцов?

4. Иисус может призвать нас отказаться от чего-то настолько личного, полного любви и почтения, как посещение похорон отца.

«Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: «Господи! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл». Иисус сказал ему: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». А другому сказал: «Следуй за Мною». Тот сказал: «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Но Иисус сказал ему: «Предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие». Ещё другой сказал: «Я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими». Но Иисус сказал ему: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия». (от Луки, 9:57-62).

Вы можете представить себе человека, который пишет вам электронное письмо: «Что ты делаешь? Ты ненавидишь своего отца? Почему бы тебе не приехать на его похороны? Почему бы тебе, по крайней мере, не попрощаться с ним? Ты ведёшь себя так, словно ты ненавидишь своего отца».

Почему Иисус говорит так? «Если вы не возненавидите вашего отца, вы не можете быть Моим учеником… Предоставьте мёртвым погребать своих мертвецов… Если вы думаете обернуться, чтобы попрощаться, вы не годитесь для Царства».

Зачем так говорить?

Я думаю, Он говорит так потому, что это обнажает наш защитный рефлекс отвергать такие Его слова. Он знал, какую реакцию вызовет слово «ненавидеть». Он знал, насколько бессердечным покажется не прийти на похороны отца. Для того, чтобы испытать нас, Он доводит всё до крайности.

Подчинимся ли мы Его радикальным притязаниям на наши жизни? Позволим ли мы подвергнуть риску все наши естественные взаимоотношения ради Царства? Сожмём ли мы зубы и примем ли мы то, что Его притязания на нас в тысячу раз сильнее любых других притязаний? Будем ли мы готовы к тому, что наши сердца будут непоняты и оклеветаны ради Него (2-е Послание к Коринфянам, 6:8; 1-е Послание Петра, 3:16)? Примем ли мы в самых крайних и сложных ситуациях мучительный, заставляющий выглядеть нас бесчувственными выбор в пользу Христа?

Возможно, вам никогда не придётся делать такой болезненный выбор. Я надеюсь, что вам не придётся. Но по всему миру сегодня христианам приходится принимать такие решения. Для них уповать на Христа и следовать за Ним не может быть добавлением к их прежней жизни. Если они последуют за Ним, почти всё, что знакомо им, будет разрушено. Их будут называть ненавистниками и разрушителями. Это может стоить им их жизней.

Подписывайтесь:

Что бы вы ни делали, не смягчайте радикальные учения Иисуса. Если они заставляют вас чувствовать себя некомфортно, позвольте им выполнить свою работу. Они предназначены для того, чтобы создавать настоящих учеников, готовых потерять всё ради того, чтобы приобрести Христа. Мир может называть это ненавистью. Они могут называть это глупостью. Это не так. Это - любовь. И это - мудрость Божья.

Автор — Джон Пайпер / © 2017 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Виталий Рогонский для

Джон Пайпер (@JohnPiper) основатель и учитель на сайте desiringGod.org и ректор колледжа и семинарии «Вифлеем» (Bethlehem College & Seminary). В течение 33 лет он служил в качестве пастора в Баптистской Церкви «Вифлеем» (Bethlehem Baptist Church) в городе Миннеаполис, штат Миннесота. Он является автором более 50 книг, включая книгу «Особенная Слава».

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 25–27 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником

Поскольку из ходящих за Иисусом многие следовали не со всем усердием и самоотвержением, но имели очень холодное расположение, то Он, научая, каков должен быть ученик Его, высказывает Свои мысли о сем, как бы изображает и живописует его, утверждая, что он должен ненавидеть не только близких ему совне, но и душу свою. Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания. И как учит? Самым лучшим учением, то есть собственными делами. Ибо Он повиновался Иосифу (Лк. 2:51) , несмотря на то, что сей не был отцом Его в собственном смысле, но мнимым. И о Матери Своей Он всегда имел большое попечение, так что и вися на кресте, Он не забыл Ее, но поручил возлюбленному ученику Своему (Ин. 19:26–27) . Как же Он, одному уча на деле иное будет внушать на словах? Нет, как я сказал. Он заповедует нам ненавидеть родителей тогда, когда они угрожают опасностью богопочтению. Ибо тогда они уже не родители, не родные, когда противодействуют нам в столь полезном деле. Утверждаемое нами видно и из того, что заповедуется ненавидеть душу свою. Ибо этой заповедью, без сомнения, повелевается не убивать себя, но оставлять душевные пожелания, отлучающие нас от Бога, и не заботиться о душе (жизни), если предстоять будет мучение, лишь бы предлежало вечное приобретение. А что Господь сему научает, а не самоубийству, это Сам же Он показывает, во-первых, тем, что, когда диавол, искушая Его, предлагал Ему броситься вниз с кровли церковной, Он отверг искушение (Мф. 4:5–7) , и, во-вторых, тем, что Он не предавал Себя иудеям (каждый раз), но удалялся и, проходя посреди их, укрывался от убийц (Лк. 4:30) . Итак, кому родные вредят в деле богопочтения, и он, однако ж, с удовольствием продолжает расположение к ним, ставит оное выше благоугождения Богу, а иногда из любви к жизни, в случае угрозы мучения, склоняется к отречению от веры, - тот не может быть учеником Христовым.

Лопухин А.П.

Ст. 25–27 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником

За Господом шло много народа, и все эти люди представлялись как будто бы Его учениками для постороннего наблюдателя. Теперь Господь хочет, так сказать, сделать отбор тех лиц, которые действительно стоят в отношении к Нему на положении учеников. Он указывает далее в самых резких чертах обязанности, которые лежат на истинных Его последователях (подобное изречение есть и у евангелиста Матфея, но в более смягченной форме, - Мф. 10:37–39).

«Если кто приходит ко Мне» . Многие шли ко Христу, но привлекаемы были к этому только Его чудесами и притом не делали ничего для того, чтобы стать истинными учениками Христа, они только сопровождали Его.

«И не возненавидит…» Ненавидеть - значит не «менее любить» (ср. Мф. 6:24), а питать действительно чувство ненависти, противоположное чувству любви. Отец, мать и прочие представляются здесь препятствиями к общению со Христом (ср. Лк. 12:53), так что, любя одного, необходимо ненавидеть других (ср. Лк. 16:13).

«Жизнь» (стих 26) берется здесь в собственном смысле этого слова как «существование» - понятно, поскольку оно является препятствием для любви ко Христу («Томлю томящего меня!» - говорил прп. Серафим Саровский о своих аскетических подвигах, которыми он хотел ослабить свое тело).

«Моим учеником» . Сила мысли здесь на слове «Моим», которое потому и поставлено ранее существительного, которое им определяется.

От Луки святое благовествование. Глава 14, стихи 25-35.

25 С Ним шло множество народа; и Он обратившись сказал им:

«Обратившись» здесь означает повернувшись лицом к людям, «открыв лице». Это то же самое, как в Ветхом Завете Бог в наказание за грехи людей сначала «скрыл» от них Свое лице, а потом, в самом конце времен вновь его «открыл» людям. Это образные выражения. Выражение «Бог скрыл лице» - значит люди по своей греховности стали понимать закон Божий прямо по тексту, буквально. В результате убивали людей камнями, приносили кровавые жертвы и творили прочие беззакония. Это «грех Египта» в Ветхом Завете, и «грех по неведению» в послании Апостола Павла к Евреям. А выражение «Бог открыл лице» - это значит, что люди вновь стали образно толковать закон Божий, так как и учил Христос. То есть в 25 стихе речь о том, что Христос открывает свое лице людям и посредством образного толкования люди начинают понимать, что же им говорит Святой Дух.

26 Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;

Речь здесь не о родственниках, а об учениях и церквях. «Отец» и «мать» - это учение и церковь, которые воспитали каждое конкретное учение, которое хочет идти за Христом к Богу. Это может быть не только христианское учение, но и мусульманское или иудейское. «Братья» - это в первую очередь христианские конфессии, которые существуют на тот момент времени. «Сестры» - церкви этих конфессий. Ну и т.д.

Суть в том, что если настал момент второго пришествия Христа и людям как бы «неожиданно» открылось образное толкование Библии, то необходимо забыть все, чему учили людей ранее. Все это «негодные к употреблению смоквы» из письма Иеремии к пленникам Вавилона. В том числе «негодными» являются учения различных «святых отцов» и лжепророков, которые не основаны на словах Святого Духа, которые понятны только при образном толковании закона Божиего. Именно это и называл Христос в Новом Завете «старое вино», «старые мехи», «предания старцев». Все это должно быть похоронено навсегда, но не живыми (толкующими закон образно), а такими же «мертвецами», которые слушают «святых отцов» и т.п.

Тот, кто хочет быть учеником Христа – тот должен отречься от устаревших учений.

27 И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником;

«Нести крест» - это здесь означает то, что человек отрекается от устаревших учений и начинает следовать указаниям Святого Духа из Нового Завета и Ветхого Завета (посредством образного толкования). Но тем самым этот человек сам себя обвиняет, что вся его прежняя жизнь была греховной, в «грехе по неведению». Это и есть крест. Человек сам себя распинает на позорном кресте и тем образно уподобляется своему Учителю.

28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,

29 Дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,

30 Говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?

Прежде всего это обращение ко всем религиям, вышедшим из Ветхого Завета. Христос говорит всем нам, вот вы считаете себя верующими. Если вы сейчас не отрекаетесь от устаревших учений и не следуете за Святым Духом, то какие вы верующие? Все же это было прописано в Ветхом Завете с самого начала. Вы не могли это прочитать, но раз вам теперь все сказали, то выполняйте волю Бога.

31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?

Почему у одного царя в два раза больше войско? Потому что первый царь – это царь людей, понимающих закон Божий прямо по тексту. Но закон Божий гораздо глубже. Его надо образно толковать. Тогда и войска становится в два раза больше - прямой текст и истолкованный.

32 Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство – просить о мире.

33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

То есть кто не отринет старых учений действующих церквей, тот не может быть учеником Христа.

34 Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?

Соль – это христианская закалка, доставшаяся от действующих церквей. Но если она уже потеряла силу, то ее надо выбрасывать. Сам Христос призывает нас к этому.

35 Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

«Кто имеет уши слышать» - это означает: кто умеет образно толковать закон Божий, тот толкуй его, понимай слова Святого Духа и исполняй их.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Святые болевшие онкологией
Молитва чтобы замуж дочь вышла удачна
Житие святого сергия радонежского подробное