Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Чувствительные люди меняют этот мир. Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности Чувственный человек творчество

Чувствительность -- это:

1) общая способность к ощущению; чувствительность появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию по отношению к имеющим прямое биологическое значение воздействиям;

2) в дифференциальной психологии и характерологии -- повышенная готовность к аффективным реакциям;

3) в психофизике -- величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. Соответственно различают абсолютную и дифференциальную (разностную) чувствительность.

Классификация видов чувствительности совпадает с существующими классификациями ощущений. Так, выделяют виды чувствительности, отличающиеся по степени детальности проводимого сенсорного анализа. Учитывая характер раздражителя, можно говорить о чувствительность к действию механических, оптических, химических, температурных и других стимулов. Чувствительность организма может быть оценена не только на основе ощущений, но и по изменению протекания различных психофизических процессов.

В результате, как правило, получаются несколько различные показатели. Например, зрительная чувствительность, определяемая по реакции изменения интегральных ритмов мозга, оказывается выше чувствительности, оцениваемой на основании словесного отчета испытуемого. В последние годы благодаря использованию новых теоретических представлений (теория обнаружения сигнала) в психофизике появились более обобщенные определения чувствительности, независимые от понятия "порог ощущения".

Что касается особенностей чувствительности творческой личности, то на наш взгляд, можно утверждать, что у лиц с высоким творческим потенциалом - или от природы, или в результате индивидуальной истории становления данной личности - механизмы психологической защиты в той или иной мере оказываются ослабленными. Одной стороной такого ослабления как раз и является то, что информация, способная расшатать существующую систему знания и поколебать стереотипы, имеющие в данное время статус бесспорных (которая у большинства людей блокируется), у креативных личностей получает более свободный доступ на уровень сознания. Это, если так можно выразиться, - положительное следствие ослабления механизмов психологической защиты. Вместе с тем, вряд ли можно предполагать, что такого рода ослабление столь избирательно, что беспрепятственно пропускает на уровень сознания информацию, концептуально значимую, и блокирует травмирующую (ту, которая может причинить боль, страдание субъекту).

Поэтому, скорее всего, в результате ослабления механизмов психологической защиты наряду с информацией, обеспечивающей возможность отказа от когнитивных стереотипов (штампов) и, тем самым, увеличивающей вероятность совершения творческого шага, на уровень сознания более широким потоком устремится и вся информация, которая для данной личности имеет травмирующий характер и в обычных случаях блокируется. Такое предположение, на наш взгляд, дает возможность понять и некоторые другие аспекты в проблеме специфики мышления креативной личности. В частности, это касается соотношения чувствительности (сензитивности) и креативности. Под чувствительностью в данном контексте понимается способность организма реагировать на изменение раздражителя возникновением или изменением ощущения.

В исследованиях, посвященных рассмотрению параметров мышления лиц с высоким творческим потенциалом, часто отмечаются когнитивная и эмоциональная их открытость, высокая степень чувствительности, восприимчивости как к сигналам, поступающим из внешнего мира, так и к внутренним. Эта зависимость является достаточно очевидной: более развитая способность к восприятию и фиксированию оттенков, деталей в поступающей информации, при прочих равных условиях, обеспечит более богатую базу исходных данных самой различной природы. А это, в свою очередь, обусловит возможность вербализации и осознания более тонких аспектов, отношений, свойств в рамках воспринятого и осмысливаемого. В результате исходная база данных для формирования ассоциативных связей будет существенно шире и т.д. Однако, как нам представляется, можно говорить и о менее тривиальном отношении степени восприимчивости, чувствительности субъекта и креативности его мышления. А именно, о восприимчивости, эмоциональной и когнитивной открытости - как следствии развитой творческой способности (поскольку, как уже говорилось, последняя может быть обусловлена, в частности, и ослаблением действия механизмов психологической защиты). Поэтому определенная уязвимость, незащищенность, нестандартность поведения людей с высоким творческим потенциалом (широко известные "чудачества") не должны рассматриваться как их каприз или проявление их нежелания вписаться в стандартную систему межличностных отношений. По существу, эти особенности оказываются оборотной стороной одаренности этих людей и не могут быть сняты произвольно.

В этой связи хотелось бы рассмотреть вопрос о психоэмоциональных особенностях креативных личностей несколько подробнее. В современной литературе этой стороне проблемы уделяется значительное внимание. При этом целый ряд характеристик практически всеми исследователями причисляется к неотъемлемым личностным качествам креативных субъектов. В их числе - любознательность, даже до некоторой степени любопытство (однако не в обыденном понимании, а скорее как выражение стремления к получению новой информации, вероятно, по смыслу приближающееся к понятию "пытливость"), способность видеть проблему там, где ее не видят другие.

Данное обстоятельство, как попутно справедливо отмечается, способно доставить немало неприятностей и неудобств его обладателю, поскольку усмотрение проблем побуждает говорить о них, а это не всегда приветствуется окружающими, которые - в массе своей - не видят никаких проблем в соответствующем положении вещей.

Упоминается также и такое качество, как гибкость в восприятии и оценке информации (в противовес жесткости, ригидности), присущая в большинстве своем креативным личностям. Последнее находит и экспериментальное подтверждение. Так, интересные исследования особенностей восприятия информации при условии различных способов предшествующего обучения показали, что так называемая "да-тенденция", (т.е. склонность давать позитивный ответ на вопрос о присущности или не присущности вновь предъявляемых конфигураций тому классу объектов (прототипу), который сформировался у испытуемого на основе предшествующего научения) складывается как следствие более разнообразного предшествующего личностного опыта субъекта и обусловливает следующую особенность восприятия: скорее модификации, не принадлежащие к данному классу будут ошибочно причислены к нему, чем подлинные варианты прототипа будут необоснованно отвергнуты. И напротив, так называемая "нет-тенденция" (т.е. склонность к негативному ответу на вопрос о принадлежности некоторого данного объекта к соответствующему классу) формируется как следствие более однообразного предшествующего обучения и обусловливает противоположную особенность восприятия: скорее подлинная модификация некоторого прототипа будет ошибочно отвергнута, чем конфигурация, не являющаяся в действительности вариантом прототипа, будет неверно принята.

Представляется достаточно очевидным, что подобные особенности восприятия не безразличны к формированию способности нахождения нетривиальных решений в познавательных ситуациях.

творческий личность ощущение чувствительность

«В отменно приготовленном супе существенно больше творчества, чем в плохой живописи!» – был убежден основатель гуманистической психологии (Abraham Maslow)*. Чтобы согласиться с ним, достаточно вспомнить дом наших друзей, в котором нам особенно уютно, или вдохновенную изобретательность коллеги по работе, способной в несколько взмахов ножниц превратить старое платье в стильный наряд...

Творческое воображение отличает нас от всех других живых существ, и именно ему человечество обязано своим выживанием (будь то открытие свойств огня или изобретение антибиотиков). Психотерапевт Жан Котро поясняет: «Творчество можно определить как способность находить оригинальные решения для тех вопросов, которыми мы задаемся, и умение реализовывать свой личный потенциал в конкретном деле». Мы проявляем творческие способности, когда находим новое танцевальное па или решаем сложную задачу, когда демонстрируем чудеса изобретательности, чтобы помирить рассорившихся друзей, или боремся за то, чтобы окружающий мир стал лучше.

Стремление творить

«Творением может стать картина, сад, прическа, симфония, скульптура и даже кулинарное блюдо», – писал педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт (Donald Winnicott)**. Наблюдая за новорожденными, он заметил, что способность к творчеству в первые месяцы жизни появляется у каждого. И это неосознанное стремление к креативности, по мнению Винникотта, сохраняется в любом из нас. Мечты и фантазии ребенка – самая ранняя форма творческой деятельности. Затем приходит время игры, благодаря которой ребенок режиссирует то, что происходит в его душе, и обустраивает мир в соответствии со своими желаниями. Именно в игре дети переживают полную свободу творчества. Винникотт был уверен в том, что сила наших творческих способностей зависит от ранних отношений с матерью. И действительно, когда мы творим, мы всегда делаем это для кого-то другого, реального или символического. «И этот другой, – говорит Жан Котро, – может раскритиковать нас или с пренебрежением отнестись к нашим замыслам. Отсюда и возможные комплексы». Когда ребенок с гордостью дарит матери на 8 Марта кривую вазочку из пластилина, вылепленную им на уроке, а родители берут на себя роль художественных критиков, указывая на очевидные недостатки подарка, они могут надолго отбить у ребенка охоту к творчеству.

Значит ли это, что счастливое детство – необходимое условие развития способности к творчеству? Это не так. «Желание изменить порядок вещей вызывает именно нехватка чего-либо и чувство неудовлетворенности, – говорит Жан Котро. – А определенная доля тревожности – один из лучших стимулов, чтобы быстрее найти решения возникающих перед нами проблем». Творить – значит уводить сексуальные импульсы от их исходной цели, направляя их на службу искусству, пояснял Зигмунд Фрейд. Этот процесс он называл сублимацией***. Зрительное наслаждение движет нами, когда мы фотографируем или рисуем; оральное – побуждает декламировать стихи или изобретать кулинарные блюда. Но почему ребенок, увлекающийся лепкой из пластилина, вырастая, не обязательно становится гениальным скульптором? А подросток, который самозабвенно терзает гитару, не может сравниться в своих достижениях с Моцартом, уже сочинявшим в этом возрасте оперы? «Суть художественного творчества остается непостижимой тайной», – сожалел Фрейд.

Настоящий творец выходит за пределы общепринятого, волнует умы и сердца публики, показывая ей что-то непривычное. Однако нередко творческим людям приходится расплачиваться за свой дар. Так, к примеру, перепады настроения (от депрессии к эйфории), которые испытывает 0,7% населения, среди творцов отмечаются в десять раз чаще! Некоторые черты характера сверхкреативных людей (например, слабо развитое чувство запретного) в какой-то мере сближают их с теми, кто страдает психическими отклонениями. Но почему люди с заболеваниями психики выдают лишь несуразные рассуждения, а творческие личности – оригинальные идеи? Ученые этого не знают. Тайна творчества остается тайной. Однако прозрение по-прежнему справедливо: «Не было еще ни одного великого ума без примеси безумства».

* А. Маслоу «По направлению к психологии бытия. Религии, ценности и пик-переживания» (Эксмо-Пресс, 2002).

** Д. Винникотт «Игра и реальность» (Институт общегуманитарных исследований, 2012).

*** З. Фрейд «Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве» (Эксмо, 2010).

Муки творчества

«Открытость и чувствительность творческих людей часто приносит им страдание (инженеру-изобретателю больно смотреть на плохо спроектированную машину; писателю мучительно читать плохую прозу), но также и является источником огромного наслаждения», – пишет психолог Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi)*. Более 30 лет занимаясь исследованием психологии творчества и поведения творческих людей, он отмечает их особенности, переплетенные в диалектическом противоречии: «Те, кто в своей области находится на передовой, одиноки и уязвимы. Они открыты для критики и самых яростных атак. Если скульптор ваял статую годами или ученый годы посвятил созданию теории, а потом они обнаружили, что до их работы никому нет дела, они могут быть раздавлены этим. Глубокий интерес и вовлеченность в занятия, непонятные посторонним, часто не приносят признания, а могут принести и насмешки. Способность видеть множество решений большинство людей считает неестественной, поэтому творческий человек может чувствовать себя изолированным и непонятым. Самое тяжелое для творческих личностей – вынести чувство потери и пустоты, которое возникает, когда по какой-то причине они не могут работать.

Но когда человек занимается тем, что действительно умеет делать хорошо, все сомнения и волнения пропадают и наступает состояние блаженства. Возможно, самое важное качество творческих людей – это способность наслаждаться творчеством ради самого творчества».

* «Creativity: The Work and Lives of 91 Eminent People» (HarperCollins Publishers, 1996). Русский перевод готовится к печати в издательстве «Карьера-пресс».

10 качеств творческого человека

У творческих людей есть характерные психологические черты. Жан Котро уверен: каждый может развить их у себя.

1. Упорство,

подтверждающее наличие мотивации. «Умение сосредоточиться на одном занятии, настойчивость вопреки неудачам – это главные факторы, которые определяют способность к творчеству», - поясняет Жан Котро.

2. Открытость новому опыту:

любознательность, эмоциональная открытость, гибкость мысли, эксцентричные взгляды и убеждения – во многом благодаря им у нас возникают оригинальные идеи и решения. Все одаренные люди обладают такой открытостью.

3. Уверенность в себе:

самоуважение (а иногда и завышенная самооценка) способствует эмоциональной устойчивости. Благодаря ей легче устанавливать и поддерживать социальные контакты, что необходимо для творческого человека: ведь таким образом он становится известен публике. Кроме того, высокая самооценка позволяет в случае неудачи сохранить стремление к творчеству.

4. Мышление, которое не совпадает с общепринятым.

У него три составляющие: оригинальность (необычность мыслей), переменчивость (множество идей) и гибкость (новые идеи в разных областях). Даже на банальный вопрос человек с таким типом мышления никогда не отвечает банально.

5. Мышление Януса.

У этого древнеримского бога, как известно, было два лица, обращенных в противоположные стороны. Такому способу мышления свойственно сосуществование противоположных тенденций, легко допускающее радикальную смену точки зрения. Например: «Сегодня я оденусь в черное... нет, лучше во все белое!»

6. Андрогинное мышление:

оно позволяет творческому человеку освободиться от стереотипных представлений о мужском и женском («Госпожа Бовари – это я!» – так, говорят, однажды воскликнул Флобер).

7. Быстрота обработки информации:

находчивость в ответах, быстрота мысли, любовь к сложности – творческий дух жонглирует идеями без всякой самоцензуры.

8. Способность представлять альтернативные миры –

мечтать об иных перспективах, иной логике... Творческие люди часто предаются таким вроде бы детским занятиям.

9. Быстрое решение проблем:

внезапное озарение – и решение словно возникает из ниоткуда! Психологи для обозначения этой яркой вспышки употребляют английское слово «инсайт» (insight).

10. Мышление по аналогии

и способность обращаться к предсознательному и бессознательному. Мышление по аналогии действует по принципу свободных ассоциаций мыслей и образов. К пред- и бессознательным явлениям относятся ночные сновидения, дневные грезы наяву и сильные эмоции...

4 упражнения

1. Свой сценарий

Задача: вообразить себя и свою жизнь заново, сменив угол зрения. Представить иные перспективы, отступив от привычного. Свободно и самостоятельно оценить все плюсы возможных изменений.

Устройтесь поудобнее у себя на балконе или за столиком кафе (можно и в транспорте, если не в час пик). Выберите какого-нибудь незнакомца и представьте жизнь этого человека: его чувства, мысли, действия. Спросите себя: «А если бы я был(а) им, какой была бы моя жизнь?» Мысленно перевоплотившись, пересмотрите все сферы своей жизни: на какие отважные поступки вы оказались бы теперь способны? Какие изменения внесли бы в свою повседневную жизнь? Как бы вели себя с вами ваши близкие, а вы, соответственно, с ними? Подумайте о множестве способов изменить свою жизнь, исходя из других взглядов, предложенных вашим персонажем.

2. Игра мыслей

Задача: освободиться от внутренних запретов (застенчивость, боязнь показаться смешным, излишняя серьезность...), использовать мышление по аналогии (через свободные ассоциации) и подключиться к своему бессознательному, чтобы найти новые решения или перспективы.

Составьте группу из 5–10 человек (друзей, членов вашей семьи...). Напишите на отдельных листках несколько ключевых слов-понятий (семья, пара, экология, мораль, искусство, творчество...), потом сверните их и сложите в коробку. Расположитесь в круг и каждый по очереди быстро предлагайте свое определение тому слову, которое вытащите из коробки. Когда пройдет два-три полных круга, вы обнаружите, что становитесь раскованнее, воображение высвобождается, а внутренние оковы спадают.

Другой возможный вариант упражнения помогает решить конкретную проблему.

3. Вы – писатель

Задача: развить гибкость мысли, воображение и способность к поиску решений, отличных от того, что первым приходит в голову.

Лучший способ пробудить фантазию – поиграть в писателя. Нужны всего лишь ручка и тетрадь или компьютер – и вы немедленно отправляетесь в путешествие по увлекательным местам, только что рожденным вашей фантазией, управляя судьбой ваших персонажей... Для начала сочините продолжение и финал двух историй.

4. Свободный монолог

Задача: перестать контролировать свои мысли, научиться думать свободнее.

Текст: Гриша Пророков

Highly sensitive people, или высокочувствительные люди, особенно восприимчивы к внешней стимуляции, эмоциям других и вообще деталям окружающего мира. Рассказываем, кто это такие и как понять, являетесь ли вы одним из них.

Кто такие высокочувствительные люди?

Highly sensitive people (мы будем называть их высокочувствительными людьми), или HSP, или ВЧЛ - это люди, которые интенсивнее прочих реагируют на окружающий мир. И положительную, и отрицательную информацию такие люди обрабатывают внимательнее, так что их могут ошеломить и перегрузить внешние стимулы - когда их слишком много или они слишком интенсивные. Такие люди обращают много внимания на все ощущения: вкусы, прикосновения, звуки и запахи. Они особенно чувствительны к эмоциям, своим и чужим. Пресса называет их новыми интровертами: о высокочувствительных людях особенно много пишут в последнее время, хотя явлению дали определение ещё в середине 90-х.

Кто ввел это понятие?

Впервые высокочувствительных людей выделила психолог Элейн Н. Арон
в своей книге «The Highly Sensitive Person», которая вышла в 1996 году. Арон жила в Сан-Франциско и вместе со своим мужем Артуром начала изучать ВЧЛ в 1991 году. Арон описывает ВЧЛ как тех, у кого «повышена чувствительность к стимуляции» и кто «более осведомлён о деталях и нюансах и обрабатывает информацию глубже, рефлективнее остальных». Арон считала, что Карл Юнг, Эмили Дикинсон и Райнер Мария Рильке были высокочувствительными людьми и что они вообще «обычно бывают поэтами, писателями, учителями, врачами, учёными и философами». Считается, что 20 % населения Земли - высокочувствительные люди.


Почему о них вдруг заговорили?

Термин и книга Арон не то чтобы лежали в забвении, нет - другие исследователи писали о ВЧЛ, и о них выходили научные статьи, но именно в последние годы медиа обратили на них особое внимание. The Huffington Post выпустили текст о том, как высокочувствительные люди иначе взаимодействуют с миром, The Wall Street Journal написали о феномене , даже Scientific American вспомнили об Арон и её идеях. В научном мире интерес к ним тоже повышается: так, в Брюсселе прошла первая конференция , посвящённая высокой чувствительности. О феномене ВЧЛ выходит документальный фильм под названием «Sensitive », в котором, например, снялась певица Аланис Мориссетт, считающая себя высокочувствительным человеком.

Зачем выделять высокочувствительных людей, если уже существуют интроверты?

Потому что это психологическая - и нейробиологическая - категория людей по совсем другим показателям. Арон вывела шкалу чувствительности из 27 пунктов, чтобы выделять ВЧЛ; и, как и в случае с интровертами, это не просто бинарная система, вы не просто либо высокочувствительный человек, либо нет, здесь есть градация. Если интроверты в первую очередь определяются своими отношениями с другими людьми, то высокочувствительные люди в целом определяются отношением к миру. Тем не менее, как и интроверты, ВЧЛ могут любить уединение, чтобы дать своему мозгу отдохнуть от стимуляции. Например, если вы часто плачете в кино или вас раздражают сильные запахи, или вы проникаетесь эмоциями других людей в самые неожиданные моменты. И это важно изучать: потому что, если вы поймёте, что вы - высокочувствительный человек, вы сможете лучше устроить свою жизнь, например стараться работать в тихих и спокойных местах.


ВЧЛ правда существуют?

Да, конечно. Их выделяют многие психологи и нейробиологи. Высокой чувствительности посвящены сотни исследований от сканирования мозга до генетических анализов. Изучение мозга ВЧЛ показывает, что их мозговые процессы отличаются от процессов в мозге остальных людей: ВЧЛ чаще испытывают эмпатию, внимательнее к своему окружению и лучше понимают других людей. Загвоздка в том, что тут, конечно, есть ловушка, как и с интровертами: после того как слово и идея стали популярными, высокочувствительными людьми себя стали называть многие, даже те, кто технически к ним не относится. Каждому хочется считать себя особенным, поэтому хочется верить, что мы глубже и тоньше других понимаем окружающий мир.

Интересное....Творческие люди - это талантливые личности, которые любят приносить пользу и делать окружающим добро. Им нравится свобода, поэтому любые ограничения будут восприниматься ими как ущемление прав. Многие полагают, что творческие люди одиноки, несчастны и долго не живут. К счастью, это не всегда так. Талант дается человеку Богом, нужно лишь не упустить момент и начать вовремя развивать свои способности.

Стоит отметить, что среди вундеркиндов действительно много несчастных людей, поскольку их творчество не всегда понятно окружающим. Как правило, у среднестатистического человека мозговая деятельность происходит в определенных рамках, а все, что выходит за эти рамки, воспринимается как что-то неестественное и ненормальное.По этой причине творческим людям очень сложно выживать в этом жестоком мире, в котором так много устойчивых стереотипов и нежелания эволюционировать. Нейробиология подтверждает, что талантливые личности думают и действуют по-другому. Мышление творческих людей буквально создано для того, чтобы думать уникально, не так, как большинство. Однако такой подарок природы может существенно усложнять жизнь и напрягать отношения с окружающими. Если вы знакомы с творческим человеком, наверно, у вас не раз возникала мысль, что он живет в каком-то совершенно ином мире. В большинстве случаев попытка понять такую личность так же бесперспективна, как и попытка изменить ее. Для того чтобы суметь приспособиться к такому человеку, нужно научиться смотреть на мир его глазами.


Талант лжеца

Следует отметить, что творческие люди являются отличными врунами. Проведение ряда экспериментов показало, что такие личности расположены к более замысловатой и сложной лжи. Кроме этого, они и сами могут с легкостью вычислить обманщика. Одним из проявлений творчества является неприемлемость существующих шаблонов и ломка устоявшихся стереотипов. Талантливые люди достаточно легко воспринимают неэтичность своего собственного поведения, а также спокойно относятся к аналогичным действиям окружающих.

Высокая степень недоверия

Одаренный человек склонен не доверять даже близким людям. Несмотря на то что он быстро распознает ложь, подозрительное отношение к окружающим также является отличительной чертой таланта. И это неудивительно, ведь чтобы сделать новое открытие, нужно научиться смотреть под другим углом на элементарные вещи. Именно поэтому талантливая личность все подвергает сомнению, ведь создать что-то новое намного легче на пустом месте.


Нахальство

В ходе различных экспериментов было установлено, что скромность - это не удел талантливых людей. Многие из них, как правило, гордятся своими способностями и умело ими пользуются, что позволяет набивать себе непомерно высокую цену. Кроме того, одаренный человек очень стремится показать, насколько он впечатлителен и как сильно умеет переживать.


Депрессии

Нередко талантливые люди впадают в депрессивные состояния. У многих таких гениев наблюдаются различные фобии: одни боятся заболеть неизлечимым недугом, другим страшно умереть молодым, третьи и вовсе падают в обморок при виде паука или таракана. Психологи многих стран пытались выяснить, правда ли депрессия связана с талантом. Изучив данные, полученные из психиатрических клиник, они установили, что у творческих личностей чаще развиваются тяжелые формы психических заболеваний. Кроме этого, было доказано, что не только талант, но и подобные расстройства могут передаваться по наследству.

Сложно поверить в себя

Даже если человек уверен в своих силах, со временем он начинает задаваться вопросами: «Достаточно ли я хорош? Все ли я делаю правильно?» Творческие люди постоянно сравнивают свою работу с творениями других мастеров и не замечают собственного блеска, который может быть очевиден для всех остальных. В связи с этим нередко наблюдаются творческие застои, когда человек просто опускает руки, думая, что все его предыдущие идеи были напрасны и бессмысленны. В такой момент очень важно, чтобы рядом находился верный друг, который помог бы мастеру пережить этот сложный период.

Время мечтать

Творческие люди являются мечтателями, это помогает им в работе. Многие из нас замечали, что самые лучшие идеи приходят к нам тогда, когда мы мысленно переносимся далеко от реальности. Нейробиологи доказали, что посредством воображения включаются мозговые процессы, которые тесно связаны с творчеством и фантазией.

Зависимость от времени

Большинство великих мастеров признается, что лучшие свои работы они создали либо ночью, либо на рассвете. Например, В. Набоков брался за перо в 6 утра, как только просыпался, а Фрэнк Ллойд Райт имел привычку в 3 часа ночи приниматься за работу и через несколько часов обратно отправляться в постель. Как правило, люди с большим творческим потенциалом редко придерживаются стандартного дневного распорядка.

Уединение

Чтобы максимально открыться для творчества, необходимо научиться конструктивно использовать уединение. Для этого многие таланты преодолевают свой страх перед одиночеством. Нередко креативщиков и художников окружающие воспринимают как одиночек, хотя на самом деле они таковыми не являются. Такое стремление к уединению может быть важным моментом в создании лучших работ.

Преодоление жизненных преград

Многие культовые произведения увидели свет в результате переживания их творцом душераздирающей боли и сильных эмоций. Нередко различные проблемы становятся катализатором, помогающим создать неповторимые и выдающиеся шедевры. Психология дала этому явлению научное название - посттравматический рост. Исследователи выяснили, что нередко сильное потрясение помогает человеку преуспеть в том или ином деле, а также открыть в себе новые возможности.

Поиск новых впечатлений

Многие креативные люди постоянно пребывают в поиске новых эмоций и впечатлений. К сожалению, некоторые из них, чтобы добиться такого эффекта прибегают к помощи алкоголя и наркотиков. Следует отметить, что талантливая личность всегда открыта для новых познаний, она достаточно интеллектуальна и любознательна. Переход из одного эмоционального состояния в другое - это некий двигатель для исследования и познания двух миров, внутреннего и внешнего.

Красота спасет мир!

Творческие люди, как правило, отличаются отменным вкусом, поэтому они постоянно стараются окружить себя красивыми вещами. Это могут быть не только детали одежды, но и элементы интерьера, картины, книги, украшения. По результатам некоторых исследований было выявлено, что певцы и музыканты демонстрируют повышенную восприимчивость и чувствительность к художественной красоте.

Соединение точек

Творческие личности способны находить возможность там, где другие ее попросту не замечают. Многие знаменитые писатели и художники считают, что творчество - это умение соединять точки, которые обычный человек не догадался бы соединить в такой последовательности. Если спросить гения, как он объединил эти вещи, он почувствует себя неловко, поскольку ответа на этот вопрос у него не будет. То, что для других является сложным, для творческого человека не составляет труда.

Творческие люди - это талантливые личности, которые любят приносить пользу и делать окружающим добро. Им нравится свобода, поэтому любые ограничения будут восприниматься ими как ущемление прав. Многие полагают, что творческие люди одиноки, несчастны и долго не живут. К счастью, это не всегда так. Талант дается человеку Богом, нужно лишь не упустить момент и начать вовремя развивать свои способности.

Стоит отметить, что среди вундеркиндов действительно много несчастных людей, поскольку их творчество не всегда понятно окружающим. Как правило, у среднестатистического человека мозговая деятельность происходит в определенных рамках, а все, что выходит за эти рамки, воспринимается как что-то неестественное и ненормальное. По этой причине творческим людям очень сложно выживать в этом жестоком мире, в котором так много устойчивых стереотипов и нежелания эволюционировать.

Нейробиология подтверждает, что талантливые личности думают и действуют по-другому. Мышление творческих людей буквально создано для того, чтобы думать уникально, не так, как большинство. Однако такой подарок природы может существенно усложнять жизнь и напрягать отношения с окружающими. Если вы знакомы с творческим человеком, наверно, у вас не раз возникала мысль, что он живет в каком-то совершенно ином мире. В большинстве случаев попытка понять такую личность так же бесперспективна, как и попытка изменить ее. Для того чтобы суметь приспособиться к такому человеку, нужно научиться смотреть на мир его глазами.

Непрерывная мозговая деятельность

Творческий ум - это безостановочная машина, заправленная чрезмерным любопытством. Не существует никакой специальной кнопки, которая могла бы сделать паузу и направить мысли в спокойное русло. У творческих людей постоянно возникают различные идеи, которые многим могут показаться нереальными. Талантливый человек в своем бешеном ритме жизни черпает все новые и новые силы для воплощения забавных и порой сумасшедших задумок.

Талант лжеца

Следует отметить, что творческие люди являются отличными врунами. Проведение ряда экспериментов показало, что такие личности расположены к более замысловатой и сложной лжи. Кроме этого, они и сами могут с легкостью вычислить обманщика. Одним из проявлений творчества является неприемлемость существующих шаблонов и ломка устоявшихся стереотипов. Талантливые люди достаточно легко воспринимают неэтичность своего собственного поведения, а также спокойно относятся к аналогичным действиям окружающих.

Высокая степень недоверия

Одаренный человек склонен не доверять даже близким людям. Несмотря на то что он быстро распознает ложь, подозрительное отношение к окружающим также является отличительной чертой таланта. И это неудивительно, ведь чтобы сделать новое открытие, нужно научиться смотреть под другим углом на элементарные вещи. Именно поэтому талантливая личность все подвергает сомнению, ведь создать что-то новое намного легче на пустом месте.

Нахальство

В ходе различных экспериментов было установлено, что скромность - это не удел талантливых людей. Многие из них, как правило, гордятся своими способностями и умело ими пользуются, что позволяет набивать себе непомерно высокую цену. Кроме того, одаренный человек очень стремится показать, насколько он впечатлителен и как сильно умеет переживать.

Депрессии

Нередко талантливые люди впадают в депрессивные состояния. У многих таких гениев наблюдаются различные фобии: одни боятся заболеть неизлечимым недугом, другим страшно умереть молодым, третьи и вовсе падают в обморок при виде паука или таракана. Психологи многих стран пытались выяснить, правда ли депрессия связана с талантом. Изучив данные, полученные из психиатрических клиник, они установили, что у творческих личностей чаще развиваются тяжелые формы психических заболеваний. Кроме этого, было доказано, что не только талант, но и подобные расстройства могут передаваться по наследству.

Сложно поверить в себя

Даже если человек уверен в своих силах, со временем он начинает задаваться вопросами: «Достаточно ли я хорош? Все ли я делаю правильно?» Творческие люди постоянно сравнивают свою работу с творениями других мастеров и не замечают собственного блеска, который может быть очевиден для всех остальных. В связи с этим нередко наблюдаются творческие застои, когда человек просто опускает руки, думая, что все его предыдущие идеи были напрасны и бессмысленны. В такой момент очень важно, чтобы рядом находился верный друг, который помог бы мастеру пережить этот сложный период.

Время мечтать

Творческие люди являются мечтателями, это помогает им в работе. Многие из нас замечали, что самые лучшие идеи приходят к нам тогда, когда мы мысленно переносимся далеко от реальности. Нейробиологи доказали, что посредством воображения включаются мозговые процессы, которые тесно связаны с творчеством и фантазией.

Зависимость от времени

Большинство великих мастеров признается, что лучшие свои работы они создали либо ночью, либо на рассвете. Например, В. Набоков брался за перо в 6 утра, как только просыпался, а Фрэнк Ллойд Райт имел привычку в 3 часа ночи приниматься за работу и через несколько часов обратно отправляться в постель. Как правило, люди с большим творческим потенциалом редко придерживаются стандартного дневного распорядка.

Уединение

Чтобы максимально открыться для творчества, необходимо научиться конструктивно использовать уединение. Для этого многие таланты преодолевают свой страх перед одиночеством. Нередко креативщиков и художников окружающие воспринимают как одиночек, хотя на самом деле они таковыми не являются. Такое стремление к уединению может быть важным моментом в создании лучших работ.

Преодоление жизненных преград

Многие культовые произведения увидели свет в результате переживания их творцом душераздирающей боли и сильных эмоций. Нередко различные проблемы становятся катализатором, помогающим создать неповторимые и выдающиеся шедевры. Психология дала этому явлению научное название - посттравматический рост. Исследователи выяснили, что нередко сильное потрясение помогает человеку преуспеть в том или ином деле, а также открыть в себе новые возможности.

Поиск новых впечатлений

Многие креативные люди постоянно пребывают в поиске новых эмоций и впечатлений. К сожалению, некоторые из них, чтобы добиться такого эффекта прибегают к помощи алкоголя и наркотиков. Следует отметить, что талантливая личность всегда открыта для новых познаний, она достаточно интеллектуальна и любознательна. Переход из одного эмоционального состояния в другое - это некий двигатель для исследования и познания двух миров, внутреннего и внешнего.

Красота спасет мир!

Творческие люди, как правило, отличаются отменным вкусом, поэтому они постоянно стараются окружить себя красивыми вещами. Это могут быть не только детали одежды, но и элементы интерьера, картины, книги, украшения. По результатам некоторых исследований было выявлено, что певцы и музыканты демонстрируют повышенную восприимчивость и чувствительность к художественной красоте.

Соединение точек

Творческие личности способны находить возможность там, где другие ее попросту не замечают. Многие знаменитые писатели и художники считают, что творчество - это умение соединять точки, которые обычный человек не догадался бы соединить в такой последовательности. Если спросить гения, как он объединил эти вещи, он почувствует себя неловко, поскольку ответа на этот вопрос у него не будет. То, что для других является сложным, для творческого человека не составляет труда.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как считать прибыль формула
Роялти по лицензионным договорам
Есть способ спрогнозировать поступление денежных средств на ближайший месяц