Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что надо ответить когда говорят христос воскрес. Как правильно говорить христос воскрес в первый день пасхи

ПРАВИЛЬНО ЛИ НА ПАСХУ ГОВОРИТЬ «ХРИСТОС ВОСКРЕС!»? (Некоторые вопросы о Пасхе)

«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть,

а для нас спасаемых – сила Божья». (Апостол Павел).

«Пасха – праздник светлого Христова воскресения». Так утверждает религия. А как написано в Библии? В Библии написано по-другому.

В Священном Писании говорится, что Пасха есть не воскресение Христа, а Его смерть. На Пасху Христос умер, а не воскрес. Так сказано в Библии.

Христос нигде никогда не повелевал, чтобы люди отмечали или праздновали Его воскресение из мертвых. Об этом в Библии не найдете ни слова. Сие не значит, что праздновать воскресение Христа будет принципиальной ошибкой. Но Сам Христос не завещал отмечать Его воскресение из мертвых.

Господь заповедал отмечать, вспоминать именно Его смерть. Это вопрос принципиальный. И это, по Библии, есть Пасха. Говорить на Пасху «Христос воскрес!»,- означает демонстрировать духовное невежество, и простую безграмотность. На самом деле, Христос воскрес не на Пасху, а на третий день после Пасхи.

Что означают пасхальные куличи и крашеные яйца?

Празднование Пасхи, как оно происходит в народе – никак не соответствует тому, что в Священном Писании сказано про Пасху. Сложившееся празднование Пасхи является наиболее ярким примером издевательства над здравым смыслом, и над Самим Иисусом Христом. Настолько глупое и злобное издевательство, что не укладывается в голове. Нормальный ум просто не может себе представить, что кто-то может так зло и подло нам ним насмехаться. Человек реально не может этого вместить!

Для примера достаточно взять хотя бы так называемые «пасхи», специально испеченные, покрытие сладостью куличи, булочки-кексы. Почему они имеют такую форму? В Библии ничего подобного и близко нет. Как нет и никаких крашеных яиц. Но откуда они взялись в народе?

На эти вопросы сегодня можно найти только один ответ: это – чисто языческие символы. Они пришли из древности, из языческого суеверия, от тех народов, которые исповедовали фаллическую религию, и поклонялись половым органам, как символу плодородия. Именно этот момент запечатлен в широко распространенном «пасхальном» кулинарном изделии. Испеченная «пасха», которую «святят» в церквах, является символическим изображением фаллоса, совершившего оплодотворение. Поэтому «пасха» обязательно чем-то еще поливается…

В этой же связи на праздновании обязательно присутствуют и крашеные яйца, как символ органов необходимых для оплодотворения.

Такова реальность. Не правда ли, шокирующая информация? Дело в том, что ответственные руководители религий все это хорошо знают... Их нелепые объяснения по поводу применения в церковной традиции таких пасхальных куличей и украшенных яиц не выдерживают никакой критики, и, конечно же, никак не подтверждаются Священным Писанием. Бог им Судья.

Пасха, это – смерть Христа. Что означает смерть Христа для людей? Зачем потребовалось умирать Христу?

БОГ НЕ ТВОРИЛ РАЗУМНЫХ СОЗДАНИЙ С «ГОТОВОЙ ПРОГРАММОЙ» ПОВЕДЕНИЯ. Ни Ангелов, ни людей Бог не создавал такими, чтобы они были неспособны ошибаться. Если бы Господь создал Ангелов или людей неспособными ошибаться и грешить, это означало бы, что Он создал роботов. Бог создал Свои разумные создания такими, что они сами должны сделать свой осознанный выбор. Они сами должны решить, будут они добрыми, или злыми, станут они на сторону добра, или зла.

Да, Бог знает будущее, знает, кто и когда родится. Бог знает все. Но – знать, и предопределять – разное дело. Человек сам должен определиться, на чьей он стороне, должен сам сделать свой выбор. И тогда Бог примет его. Богу не нужны биологические машины. Не хочешь жить по законам Бога? Не хочешь подчиняться Богу? Пожалуйста! Живи, как хочешь. Но – жить сможешь не долго. Потому, что жить без Бога – невозможно. Жизнь – только от Бога. Кто без Бога, в том нет жизни вечной. Без Бога умрут все, и Ангелы, и люди…

Как известно, Адам и Ева воспользовались своим правом выбора, данным от Бога, и сознательно встали на сторону… зла, греха. Таков был их выбор. Перед ними было два варианта: Или выполнять Божьи заповеди и жить вечно, или не выполнять Божьи заповеди, жить по своему усмотрению, но – лишь какое-то время, и затем навсегда умереть. Говоря по-другому, они должны были сами для себя решить, или стать бессмертными, или – смертными. И они выбрали второй вариант.

Мудрость Создателя такова, что Он никому насильно, или против желания живущего, не навязывает жизнь. Бог всем предоставляет полную свободу, как выбора, так и действий. Он пришедшему в мир человеку, показывая жизнь, как бы говорит: «Видишь, как прекрасен мир и как прекрасна жизнь? Но есть еще и смерть. А ты сам выбери, что тебе больше подходит – жизнь, или смерть?..»

Этот Божественный принцип в Библии сформулирован так: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». (Второз. 30:19).

Для тех, которые избирают жизнь, существует Христос, Который избавит их от смерти. А для неверующих - Бога нет, значит, они никак не смогут избежать смерти, потому что смерть стала их выбором.

Как можно быть уверенным в том, что Христос действительно избавит от смерти? Что является гарантией?

Гарантией является Его смерть. Христос умер ВМЕСТО людей. Это называется «Жертва Христа». Христос Самого Себя принес в жертву за верующих в Него людей. Жертвенная смерть Христа за грешных, достойных смерти людей - и называется в Библии ПАСХА.

Многие спрашивают: А нельзя ли было вопрос с искуплением решить как-то по-другому? Зачем нужно было умирать Иисусу Христу? Не мог ли Всевышний Бог найти другое решение?

Ответ: По-другому – нельзя было. Слишком дорого стоит человек! Слишком большая цена требовалась за человека. Почему за человека была заплачена такая большая цена? Потому, что именно столько стоит жизнь человека.

Кому был заплачен выкуп? Апостол пишет: «Вы куплены дорогою ценою…» У кого «куплены»? Кто кому «платил»?

Библейский термин «искупление» - особый термин. В данном случае он не подразумевает товарно-денежные отношения. В Библии «искупление», «выкуп», означают – «освобождение», «оправдание». Когда говорится, что Христос искупил людей от смерти, это значит, что Христос освободил, избавил людей от смерти. Своей смертью Христос избавил людей от их смертей.

Жизнь человека уникальна и неповторима. Жизнь каждого человека неповторима. Человеку от Бога дается одна жизнь. На одного человека – одна жизнь. Это, как и в анатомическом плане: на одного человека – одна голова, одно сердце, и т.д. Если человеческое «одно сердце» выходит из строя, то, для того, чтобы его заменить другим, нужно предварительно это донорское сердце изъять, забрать у кого-то другого. Этот «другой» отдавший свое сердце больному, сам уже не живет. Но для больного он является спасителем, искупителем, «искупившим» его от смерти.

Христос, отдав Свою жизнь за людей, стал для нас донором жизни. Бог умершему человеку может вновь дать жизнь только в том случае, если возьмет ее у какого-то другого человека. Только в этом случае воскреснет именно тот, кто умер, а не будет другой, вновь сотворенный, похожий на него человек, или его клон. Но это будет он сам. Христос стал человеком, и умер, как человек, чтобы его человеческая жизнь могла быть использована для возвращения к жизни умерших людей.

При воскресении мертвых Бог воскрешаемым людям будет давать жизнь Своего Сына, Иисуса Христа. Именно для этой цели Христос добровольно умер. Он отдал Свою жизнь как бы для «трансплантации», для того, чтобы она оживляла верующих в Него.

Итак, все-таки, кому Христос принес Свою жертву?

А кому донор дает свою кровь, или почку? Врачу, министру здравоохранения, президенту страны? Нет. Больному.

Так и Христос принес Свою жертву прежде всего нам, грешным людям, чтобы мы, благодаря Его жертве могли избавиться от греха и смерти. Он «ампутирует», забирает у нас нашу износившуюся, грешную, умирающую жизнь, и взамен ее «пересаживает» нам Свою, совершенную, не изнашивающуюся, вечную жизнь.

Что означает «прежде создания мира»?

В самом начале, приступая к творению, Бог видел, что некоторые из разумных созданий будут согрешать. Или по ошибке, или будут обмануты. А кто-то по глупости захочет просто «попробовать» греха, но потом будет горько сожалеть об этом. И Бог сразу создал возможность покаяния для таких. До того, как в Эдеме ставить «дерево познания добра и зла», Бог уже предусматривал возможность раскаяния для согрешивших. (Известно, что Господь призывал к покаянию Адама и Еву. К сожалению, они отвергли Божью милость и отказались покаяться в своем грехе.)

Итак, Божья любовь к людям - заранее, еще до их появления, уже предусматривала для них вариант покаяния, если они согрешат. В этой связи вспоминается один примечательный текст из Священного Писания. Он – о Христе. И звучит так: «…Драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира…» (1 Петра 1:19,20).

О чем здесь говорится? Очевидно, о том, что Отец Небесный, Всевышний Бог и Его Единородный Сын, приступая к созданию разумных жителей Вселенной и людей на Земле, сразу видели, что некоторые из сотворенных Ими разумных существ, согрешат и потеряют право на жизнь. И вот тогда Сын сказал Отцу-Богу: «Если понадобится, Я сойду на землю и отдам свою человеческую жизнь за них, чтобы они получили возможность покаяться и спастись от смерти…» Так получилось, что «агнец», Христос - стал «закланным еще прежде создания мира». Или, как говорится в Откровении: «…Закланного от создания мира…», что, в принципе, одно и то же. (Откр. 13:8).

Христа никто не принуждал идти на жертву. Он пошел добровольно. До самого последнего часа, уже в момент казни у Него была возможность изменить решение и не отдавать Себя на смерть. И Его никто ни в чем не укорил бы. И Он не был бы ни в чем виновен. Он Сам сказал Апостолу: «Могу умолить Отца и Он предоставит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов…». Но Христос не воспользовался возможностью избежать смерти.

В том то и заключается подвиг Христа, что Он все сделал добровольно. Он есть отражение Отца Небесного, Бога Всемогущего. Поэтому Он сказал: «Видевший Меня видел Отца». Любовь, которую проявил Христос к людям, отдавая за них Свою человеческую жизнь, показала, какую любовь к людям имеет Бог Всевышний.

Поскольку Христос на земле был не просто человек, а Божий Сын, Его жертвы хватило бы на всех. Если немного пофантазировать и предположить, что все грешники покаялись бы, то смерть Христа, наверное, была бы намного легче, но все равно была бы. Он все равно должен был умереть, потому что «без пролития крови не бывает прощения грехов». Христос в любом случае умер бы, отдал бы Свою жизнь за покаявшихся грешников. Но каким образом? Этого мы знать не можем.

КАК ПО БИБЛИИ ОТМЕЧАЕТСЯ ПАСХА?

Добровольная смерть Христа за грешников, есть самый великий подвиг во всей Вселенной. Это событие должно быть памятным. Христос лично повелел, чтобы люди, верующие в Него, помнили и отмечали Его смерть. Пасха есть поминки, воспоминание о смерти Христа. На Пасху Христос умер.

Отмечать Пасху, вспоминать смерть Христа нужно с определенной едой и питьем. Но не с омерзительными языческими куличами и позорными крашеными яйцами. А с хлебом, желательно с пресным, без закваски. И с вином.

Съесть на Пасху с молитвой кусочек пресного хлеба означает с благодарностью к Богу вспомнить безгрешное Тело Господа Иисуса Христа, которое Он отдал за наши грешные тела, чтобы мы могли избавиться от грехов, сделаться безгрешными.

Принять на Пасху с молитвой глоток чистого виноградного вина означает вспомнить с благодарностью к Богу святую Кровь Господа Иисуса Христа, которую Он пролил для очищения наших грехов.

Кто может вкушать от хлеба и вина? Как часто? Что означают пасхальный хлеб и вино?

Все, которые веруют в Господа Иисуса Христа, все, кто благодарен Иисусу Христу за Его подвиг и за Его жертву - должны вспоминать Его смерть, должны отмечать Пасху.

Вкушение от Пасхального хлеба и вина - не означает приобщение к Церкви Христовой, или к «Телу Христа». И это не означает «принятие в Новый Завет». Вкушение от хлеба и вина есть ВОСПОМИНАНИЕ о смерти Христа. Данная церемония не имеет никакого мистического, скрытого смысла.

И Христос, и Апостол Павел указывали только на одно значение вкушения Пасхального хлеба и вина – ВОСПОМИНАНИЕ о смерти Христа. «Сие творите в Мое воспоминание»,- сказал Господь. «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей, и пьете от чаши сей, смерть Господню возвещаете…»,- сказал Апостол Павел.

Большинство христиан отмечает Пасху один раз в год. Но некоторые отмечают чаще, каждый месяц, или даже еще чаще. Спорить с ними бесполезно и бессмысленно. В Библии сказано, что «каждый за себя даст отчет Богу».

В церемониальной же религии, вообще, все поставлено с ног на голову: На Пасху святят языческие мерзкие символы, а «хлеб и вино», которые должны быть на Пасху, перенесены в так называемое «причастие». Ну – все перепутано!

ПРАЗДНИК ПАСХИ – НАПОМИНАНИЕ О ЛЮБВИ БОГА, И О ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА - ОБРАЗА БОЖЬЕГО

Добровольная смерть Христа за грешников (ПАСХА) показала, какую великую любовь к людям имеет Бог. Как написано в Библии, Бог «Отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоан.3:16)

Также Пасха показала, как дорого стоит человек, что за него пришлось умереть Самому Божьему Сыну! В Библии сказано: «Вы куплены дорогою ценою. Не делайтесь рабами человеков». (1Коринф.7:23).

Отмечать ПАСХУ, значит признавать, что Христос умер за грешных людей. Теперь эти грешные, если будут верить во Христа, смогут избавиться от смерти, воскреснуть из мертвых, потому что за них умер Христос.

«…Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас». (Библия, 1 Коринфянам 5:7).


Пасха Христова отмечается в 2017 году 16 апреля. По традиции в этот светлый праздник люди христосуются - произносят пасхальное приветствие Христос Воскрес - Воистину Воскрес. Но многих интересует, как же правильно говорить: Христос Воскрес или же Христос Воскресе?

Пасхальное приветствие Христос Воскрес - Воистину Воскрес

Обычай христосования заключается в том, что нужно говорить радостно «Христос Воскрес!» и отвечать «Воистину воскрес!». Но кто-то говорит «Христос Воскрес», а другие «Христос Воскресе». Как говорить правильно - вот вопрос.

Ранее грамматическая основа русского языка была не такой, как сейчас. В это и объясняется различие форм произношения. Из старины языковая система претерпела ряд изменений, результатом чего стал современный русский язык. Только церковнославянский язык сохранил свою первоначальную форму, так как является языком богослужения. Он не является разговорным (не меняется, не развивается, не используется в гимнографии), это мертвый язык.

Воскресе - это старосалвянская или церковнославянская форма глагола воскрес. Слово воскресе стоит в форме аориста (временная форма глагола). Получается, что Христос Воскрес - это форма современного языка, а Христос Воскресе - церковнославянская форма. Оба варианта являются правильными, можно произносить любой из вариантов. Главное - поздравлять друг друга с праздником искренне и от всего сердца.

Завтра – Вознесение Господне. Заканчивается пасхальный период, во время которого вместо обычного приветствия христиане говорят друг другу: «Христос воскресе!» Сколько раз мы сказали эти слова? И что они для нас? Просто приветствие, дань традиции, или нечто большее, важное? Размышляет мудрый архимандрит Андрей (Конанос) .

Вы говорите мне «Христос воскресе», а своему товарищу – «Убирайся!»

Наступила Пасха. Я пришел к своим школьникам на урок. А дети прекрасно знают, что раз я священник, богослов, то в эти дни непременно буду приветствовать их словами: «Христос воскресе!» И вот я вошел в класс – но при этом не стал говорить ученикам этих слов (разумеется, специально). Я просто поздоровался с ними и спросил:

– Как дела? Что нового?

И тут один из ребят говорит мне в ответ:

– Отче, нужно сказать «Христос воскресе!»

– А-а, воистину воскресе! С праздником!

– Но вы сами нам этого не сказали!

– Да, не сказал.

Остальные ребята в это время сидели и с удивлением слушали, как их одноклассник поучает меня, что мне следует говорить.

В это время раздался стук, и в дверях показалась голова паренька из другого класса.

– Извините, – сказал паренек. – Ребята, дайте нам, пожалуйста, ваш баскетбольный мяч! Нам играть нечем.

И тут мои ученики закричали в ответ:

– Уходи! Никакого мяча мы тебе не дадим! Мы тогда вам дали, а вы его потеряли. Всё, никакого мяча! Убирайся!

Бедный мальчик смутился и ушел, закрыв за собой дверь.

А я сказал своим ученикам:

– Ребята, вы так кричали, что совсем забыли сказать вашему товарищу те слова, что минуту назад говорили мне.

– Какие слова?

– Христос воскресе! Нужно было сказать: «Иди отсюда! Христос воскресе!»

Ребята удивленно уставились на меня.

– Что вы имеете в виду?

– То же, что имели в виду и вы – пять минут тому назад.

Когда я вошел к вам, вы сделали мне совершенно справедливое замечание. Я должен был поздороваться с вами пасхальным приветствием – «Христос воскресе!» Но эти слова – Христос воскресе! – настолько сильны, настолько реалистичны, что просто повторять их вслух недостаточно. Мы должны подтверждать их делом. Преобразиться. По-новому думать. По-новому чувствовать. Что бы ни происходило в нашей жизни. Вы с легкостью говорите мне: «Христос воскресе!», – а своему товарищу – «Убирайся, не дадим тебе мяч!» «Христос воскресе!», и при этом: «Закрой дверь, не мешай нам!»

Воскресение Христа – какое это имеет отношение ко мне?

Эти слова – «Христос воскресе» – означают, что и мы воскресли вместе с Ним. В противном случае получается то, что я услышал совсем мальчишкой от одного своего товарища в старших классах. Он сказал насмешливо:

– Христос воскрес! Но какое отношение это имеет ко мне?

Он воскрес, а я? А ты? А все мы? Какое значение Воскресение Христово имеет в нашей жизни, здесь и сейчас? Влияет ли это событие на реальность, в которой мы живем сегодня?

Вот, например, встречаются на Пасху двоюродные братья, и – с порога:

– С праздником! Христос воскресе! Давай по кофейку, поговорим!

И вот садятся и начинают обсуждать, что говорить в суде против третьего родственника, с которым делят имущество. Обсуждают, договариваются, встреча подходит к концу, и – «Ну пока, до встречи в суде! Не забудь, что я тебе сказал, это очень важно! Ну, счастливо. Христос воскресе!»

Христос воскрес. Но своими поступками, словно клавишей Delete, мы «стираем» эти слова из нашей жизни. Говорим «Христос воскресе!», а в жизни у нас никакого Воскресения нет. У нас по-прежнему веет могильным холодом от эгоизма, страстей, слабостей и пороков. А ведь именно Воскресение, обновление собственной жизни является конечной целью. Да, Господи! Об этом мы молимся. И сейчас я не собираюсь читать вам нравоучения. Мне просто хочется, чтобы вы внимательнее относились к собственным словам. Помните, о чём говорится в Ветхом Завете? «Не произноси Имя Господа Бога Твоего напрасно» (Исх. 20:7). А мы спокойно произносим священные слова, которые никак не подтверждаем делами.

Созвонимся, отче!

Однажды я позвонил своему знакомому, православному христианину, про которого мне было известно, что он – человек небедный.

– Христос воскресе!

– Воистину воскресе! – ответил он.

Этот человек хорошо знал, как отвечать на пасхальное приветствие. Его ответ был абсолютно правильным.

– Знаешь, тут есть одна бедная семья, им нужны деньги…

– Отче, ну что я могу поделать… Ты же знаешь, сейчас кризис, у всех проблемы… Дай Бог, чтобы их ситуация как-то разрешилась… Ничем не могу помочь. Созвонимся, отче! Христос воскресе.

– Воистину воскресе! – ответил я. – До свиданья.

Христос воскрес, но мы по-прежнему сребролюбивы, жадны и скупы. Наше сердце по-прежнему закрыто. Мы не воскресли. Наше сребролюбие, наш эгоизм всё еще живы и никак не умрут.

После этого разговора я обратился со своей просьбой к другому человеку, который не особо верит в Бога, не ходит в церковь и не живет церковной жизнью, в отличие от нас. Его внутренний мир закрыт от меня. И он не приветствовал меня словами «Христос воскресе!» Но, едва услышав про нуждающуюся семью, этот человек тут же дал мне пятьсот евро со словами:

– Возьми, отче, делай с этими деньгами, что хочешь. Отдай их тем, кому они нужны.

В сущности, произошло то, что имел в виду Господь, когда говорил, что мытари и блудницы первыми войдут в Царствие Божие (Мф. 21:31).

Я обратился к этому человеку со словами: «Христос воскресе!», а он своим поступком ответил мне: «Истинен Господь! Правда, не знаю, правильно ли я выразился».

Вы спросите меня: «Разве это правильно?» Нет, гораздо правильнее – говорить «Христос воскресе!» и при этом любить Господа, жить Им и своей жизнью исполнять евангельские заповеди. И я не говорю, что мне больше нравится, когда человек атеист и при этом живет по-христиански (такие люди действительно есть: они называют себя атеистами, но на деле атеистами не являются, потому что их душа высока, любовь деятельна, а сердце – сострадательно к беде и боли других).

Воскрес ли Христос в нашей жизни?

Один человек как-то сказал старцу Паисию про свою сестру, которая ночью вела распутный образ жизни, а днем работала в больнице:

– Отче, моя сестра погибает! Она попадет в ад! Ведь она ходит по кабакам, грешит, продает свое тело!

В ответ старец спросил его:

– Твоя сестра работает в больнице?

– Когда она ухаживает за больными, она смиренна, добра? Она помогает им?

– Да, отче! Очень помогает! Она любит больных, моет и кормит пожилых людей, которые уже не могут ходить, без всякого отвращения, выполняет все их просьбы, ухаживает за ними, как будто они ее родители.

– Не волнуйся, дитя мое. Господь ей поможет.

– Но, отче, она почти не ходит в церковь! Она не имеет никакого отношения к тому, что мы делаем!

Мы делаем… А что мы делаем? Говорим «Христос воскресе», и тут же всаживаем ближнему нож в спину. Очень красивый такой нож, с надписью «Христос воскресе». Вот тебе! Христос воскресе! И продолжается осуждение, неприязнь, ненависть, пороки – никаких перемен, никакого преображения.

Христос воскресе! Воистину воскресе! Но воскрес ли Христос в нашей жизни? Или мы воспринимаем Воскресение просто как какое-то историческое событие? Я неспроста вспомнил слова своего школьного товарища. Что означает Воскресение Христово? Что произошло после того, как Он воскрес? Он воскрес только для Себя? На иконах изображается, как воскресший Спаситель держит за руку Адама, освобождая его и Еву из адовой могилы. А как нас может забрать оттуда Христово Воскресение? Как нас оно может воскресить?

Да, Господь действительно воскрес. И Он преображает людей, меняет их, после того как Его любовь проникает к ним в душу. Тогда преображается и душа, и тело. Преображается весь человек. В нём всё меняется – его душа, его сердце. В душе поселяется мир, и человек успокаивается, спокойно засыпает и радостно пробуждается, с желанием жить – трудиться и совершенствоваться. Всё это дает Господь.

Любой разговор обычно начинается с приветствия - это общепринятое требование вежливости в обществе. Люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, успехов в труде, доброго утра, дня или вечера. Встречаясь с людьми, можно приветствовать их любыми словами, главное – чтобы приветствие было сердечным и искренним. Даже в обычном приветствии «Здравствуйте!» или «Добрый день!» содержится вполне православное отношение к человеку. Однако есть приветствия, которые приняты только в православной среде.

Зачастую православные используют форму благодарения «Спаси, Господи!» при общении практически во всех случаях: и при встрече, и при расставании, и даже при положительном упоминании о третьем лице («Спаси же его, Господи!») Хотя традиция духовного общения гораздо богаче и разнообразнее. В Центральной Украине, к примеру, до сих пор в храмах приветствуют друг друга радостным: «Слава Богу!» - «Навіки Богу слава!» За две тысячи лет христиане всего мира выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Сейчас так приветствуют друг друга священники, но и мирянам следует помнить об этой древней традиции.

В первый день Пасхи, а также в течение Светлой седмицы и до самого отдания Пасхи звучит торжественное приветствие: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» Это приветствие многократно повторяется за Пасхальным богослужением, а сама традиция восходит своими корнями еще к апостольским временам. Приветствие словами «Христос воскрес!» выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа. Преподобный Серафим Саровский именно словами: «Христос воскресе!» приветствовал приходящих к нему круглый год. В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!», накануне праздника - «Со святым вечером». А в праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» - звучит в ответ.

Из монастырей пришла в быт традиция просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такая традиция возможна только среди православных монашествующих, едва ли она применима к мирским людям.

Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела хранителя!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела хранителя отправляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!», или «Бог в помощь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.

В древнерусском своде «Домострой» дается правило, как приветствовать, придя в гости: сначала поклониться иконам, потом хозяевам со словами «Мир этому дому». Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси, Господи!», «Спаси, Христос!», или «Спаси тебя, Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Но если вы считаете, что люди вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!», или «Я от всей души вам благодарен».

По традиции при встрече двух людей первым приветствие должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: «Христос воскресе! (Благослови(те), батюшка/честный отче)», а второй отвечает: «Воистину воскресе! (Бог благословит)». Напомним, что в Православии не принято обращаться к священнику со словами: «святой отец», говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче»).

К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», либо - «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец». У диакона благословение брать не положено.

Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».

Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» - и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует - мы не священнику целуем руку, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас. Не следует лишь осенять себя крестным знамением перед тем, как взять благословение у священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.

Если присутствует несколько священников во главе с архиереем, за благословлением подходите только к нему. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами: «Благословите, честные отцы», и поклонитесь. Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем идут женщины, последними подходят дети. Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети. При прощании повторно попросите у священника благословения словами «Простите меня, батюшка, и благословите».

В Православной Церкви в официальных случаях принято к священнику обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря, если он игумен или архимандрит, обращаются - «Ваше Высокопреподобие», а если наместник иеромонах - «Ваше Преподобие». К епископу обращаются - «Ваше Преосвященство», к архиепископам и митрополитам - «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально - «владыко», а к наместнику монастыря - «отец наместник» или «отец игумен». К Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, Предстоятелю Украинской Православной Церкви принято обращаться «Ваше Блаженство», а к Святейшему Патриарху - «Ваше Святейшество». Все эти обращения, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека - священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.

После Пасхи я зашел к детям в класс. Они знают, что, поскольку ты клирик и богослов, то непременно должен сказать им: «Христос воскресе!» И вот я вошел, но решил ничего им не говорить — естественно, с определенной целью. Просто поздоровался с ними, спросил:

— Ну как вы? Что делаете?

И один из учеников повернулся и сказал мне:

— Надо говорить «Христос воскресе», отче!

— А-а, воистину воскресе! Многая лета!

— Но вы не сказали этого!

— Да, не сказал.

Другие дети удивились, что ученик указал мне, что надо говорить, и поправил меня. В это время в дверь постучали, и вошел мальчик из другого класса, который хотел взять у них баскетбольный мяч:

— Извините, вы можете дать мне ваш баскетбольный мяч? А то нам нечем играть.

Все закричали:

— Иди отсюда! Никакого мяча мы тебе не дадим! В прошлый раз мы его вам дали, а вы его потеряли. Мы больше не даем мячей! Уходи!

Бедный ребенок пристыженно закрыл дверь и ушел. Я повернулся к классу и сказал им:

— Дети, за всеми этими криками вы забыли сказать ему то, что сказали мне.

— Христос воскресе! Надо было сказать ему: «Иди отсюда! Христос воскресе!»

Они были ошарашены и внимательно посмотрели на меня:

— А что вы имеете в виду?

«Христос воскресе» — такое сильное выражение, что мало сказать это

— Я имею в виду то же самое, что и вы имели в виду только что. Вы сделали мне замечание, когда я вошел в класс (и правильно сказали!), что мне надо было поздороваться словами «Христос воскресе». Но «Христос воскресе» — такое сильное выражение, такая мощная реальность, что мало сказать это: надо воплотить его в своей повседневной жизни, в своих переживаниях, в своей возрожденной мысли, в своем преображенном сердце, во всех житейских обстоятельствах. Вы с легкостью говорите: «Христос воскресе», но — «Мяч мы тебе не дадим!», «Христос воскресе», но — «Закрой дверь и оставь нас в покое!»

Христос воскресе означает, что я воскресаю вместе с Ним. В противном случае это напоминает мне нечто, сказанное одним молодым человеком, когда я еще учился в лицее. Тогда я был маленьким, и, конечно, он сказал мне это с иронией:

— Христос воскресе! Ну а мне-то это о чем говорит?

Он воскрес, а я? А ты? А мы? Что это значит для нашей жизни здесь и теперь? Влияет ли это вообще на реальность, в которой я живу?

Вот двоюродные братья, они так гостеприимны дома, встречаются, открывают дверь и:

— Здрасте! Христос воскресе! Садись, давай выпьем кофейку, поговорим!

Садятся они и обсуждают, что скажут на суде по такому-то делу, договариваются, как обвинить другого своего родственника по вопросу, связанному с каким-то имуществом. Обсуждают, что они скажут, как поладят между собой. Время проходит, наконец они приходят к договоренности и:

— Ну давай, пока. Увидимся на суде! Не забывай о той детали, о которой я тебе сказал, это очень важно! Давай, пока! Христос воскресе!

Христос воскресе, но ты упраздняешь эти слова в своей жизни. Ты нажимаешь на кнопки «Cancel», «Delete» на клавиатуре. На словах говоришь «Христос воскресе», а в жизни у тебя еще ничего не воскресло. Во мне еще живут и смердят гробы эгоизма, моих страстей, моих пороков, слабостей.

Вот желанная цель: как, о Христе мой, воскреснет моя жизнь? О том я молю Бога и сейчас выступаю не как твой учитель, а просто говорю, чтобы ты был внимателен к тому, что говоришь.

Помнишь, что говорится в Ветхом Завете? «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Втор. 5: 11). И ты вкладываешь в свои уста эти священные слова, а на деле упраздняешь их.

Однажды я позвонил одному христианину, о котором знаю, что у него имеются финансовые возможности:

— Христос воскресе!

— Воистину воскресе! — ответил он.

Замечательно: ты знаешь это, говоришь это, ты правильно поступаешь.

— Знаешь, есть одна бедная семья, которая нуждается в средствах.

— Эх, отче, ну что же поделаешь? Знаешь, сейчас ведь кризис, кругом одни проблемы. Я молюсь, чтобы у них нашлось какое-нибудь решение. Что делать? Я не могу им помочь. В другой раз поговорим. Христос воскресе, отче!

— Воистину воскресе! До свидания!

«Христос воскресе» — но ты еще сребролюбив, ты еще трудный человек, твое сердце еще остается закрытым. Ты не воскрес

«Христос воскресе», но ты еще сребролюбив, еще скуп, ты еще трудный человек, твое сердце еще остается закрытым. Ты не воскрес. Сребролюбие и эгоизм еще живы, они и не умирали.

То же самое я сказал другому человеку, который не ходит в церковь, он не сильно верит в Бога, не имеет особой внешней связи с Церковью, как все мы, остальные. Но я не знаю, что происходит в его сердце. А по сути происходит то, о чем говорит Христос, — что мытари и грешники первыми войдут в рай. Он не сказал мне: «Христос воскресе», но как только услышал о бедной семье, тут же протянул мне 500 евро со словами:

— Возьми их, отче, и сделай что хочешь, отдай их куда надо.

Я сказал ему:

— Христос воскресе!

А он мне ответил:

— Господь истинен! Не знаю, правильно ли я говорю это.

Кто-нибудь скажет: ну разве это правильно? Нет, неправильно, правильнее будет говорить: «Христос воскресе», любить Господа, жить Господом и на деле исполнять Евангелие в своей жизни.

Я не говорю, что мне больше нравится, когда кто-нибудь, будучи атеистом, живет по-христиански. Потому что есть атеисты, которые говорят, что они атеисты, но они не таковы. Есть у них духовное благородство в душе, действенная любовь, человеколюбивые чувства, они слышат боль другого и плачут, у них чувствительное сердце, они трогаются сердцем.

Помнишь того человека, который рассказал старцу Паисию о своей сестре, которая ночами шлялась по питейным заведениям, а днем работала в больнице? Он говорил старцу:

— Потеряю я сестру! Она попадет в ад! Потому что шляется по всяким заведениям, продает себя и совершает грехи!

Старец сказал ему:

— Она в больнице работает?

— Когда она с больными, она смиренна, добра, помогает им?

— Очень, отче! Она любит больных, убирает за стариками постель, ничем не гнушается, всё им дает, как будто это ее родители.

— Не беспокойся, дитя мое, Бог ей поможет! Он ухватится за это.

— Но она ведь не ходит особо в церковь, у нее нет связи с тем, что мы, остальные, делаем…

Мы говорим: «Христос воскресе». А потом вонзаем другому в спину очень красивый нож

«Мы, остальные, делаем…» А что мы такое делаем? Мы говорим: «Христос воскресе». А потом вонзаем другому в спину очень красивый нож, на котором начертано: «Христос воскресе!»

— Жах! На тебе! Христос воскресе!

Христос воскресе! Воистину воскресе! Однако воскрес ли Он в моей жизни? Или Он воскрес просто как некое историческое событие, о котором ты таким образом сообщаешь?

Я вспомнил о том человеке и его словах, сказанных, когда я был маленьким: что это значит, что Христос воскрес? Что изменилось оттого, что Он воскрес? Для Себя одного ли Он воскрес?

На иконах Христос изображен протягивающим руку и отрывающим Адама и Еву от гроба. А как Ему тебя оторвать, как тебя совоскресить этому Христову Воскресению?

Господь воскресе воистину. Господь преображает людей, изменяет их. Когда Его любовь войдет в душу, Он преображает душу и тело, всё изменяется, человек преображается, меняются его душа, качество сердца, умиротворяется ум, человек утихает, спит спокойно, просыпается, и у него есть желание жить. Есть желание трудиться, идти вперед — всё это дает тебе Христос.

Кто заставил одного юношу пожертвовать всем Христа ради, и когда я посетил Святую Гору Афон, он сказал мне: «Хочу поговорить с тобой»?

— Ты меня знаешь? — спросил я его.

— Нет, но однажды ты поздоровался со мной и пожелал мне духовного укрепления, поэтому я хотел тебе кое-что сказать.

Он зашел ко мне в келью. Я спросил его:

— Ты, конечно, с малых лет ходил в церковь, тогда и привязался к Церкви и сейчас стал монахом?

— Ничего подобного.

— А каким ты был?

— Я был бродягой. Шлялся, проводил ночную жизнь, грешил, гонял на мотоциклах, имел подружек, пил, всё подряд разрушал, развлекался, прожигал свою жизнь, я и моя компания.

— Но, конечно, твои родители христиане?

— Ничего подобного. Они даже не знали, где находится храм. По звону колоколов понимали, что что-то происходит, что рядом где-то храм, но не ходили в церковь.

— Так что же произошло?

— Что произошло? Отец меня ругал, напивался, бил меня, отталкивал от себя. Я не чувствовал любви. А жаждал любви всю жизнь, жаждал понимания, тепла, утешения и любви, которых не нашел там, куда ходил. Я пресытился грехами, а по сути искал Бога, но не нашел Его во всем этом.

— Так что же произошло наконец?

— Не знаю, что со мной произошло, я пришел на Святую Гору вместе с одной компанией в паломничество, это было как прогулка, как экскурсия, и тут словно кирпич упал мне на голову от Божией любви. Во мне произошло потрясение, что-то случилось, и я захотел изменить свою жизнь. Так я и изменился. А до этого мама постоянно корила меня: «Ну, зачем ты так делаешь, скитаешься по ночам, постоянно меняешь девочек, совершаешь столько грехов!» А сейчас я ей внезапно сказал: «Я ухожу, я удаляюсь и иду, чтобы отдать всё Богу!»

Раньше мама боялась и укоряла меня, что я грешу, а тут стала делать обратное: предлагала мне новые знакомства, твердила, что мне надо жениться, что не надо столько ходить в церковь и т.д. Говорила: «Ну ладно, мы, конечно, говорили, чтобы ты стал духовным человеком, но не до такой же степени! Женись на этой девушке или на другой: вот эта — дочь священника, эта — сестра богослова, а эта очень хороша!» — «Нет-нет!» — «Но почему же?»

Другой не может тебя понять, если ты сходишь с ума от Божественной любви

Потому что не существует «почему», когда речь идет о безумии Божественной любви: тогда другой не может тебя понять, если ты сходишь с ума от Божественной любви. Потому что если безумие из-за чего-нибудь человеческого воодушевляет тебя и похищает, если тебя может воодушевить человек, который — всего лишь луч Божественной красоты, если один луч сводит тебя с ума от любви, то представь себе, что будет, если этот луч приведет тебя к Источнику света, к самому Свету, чтобы ты увидел всё сияние, красоту, любовь? Тогда ты забудешь всё, ты будешь потрясен этим величием, которое ощущаешь. Никто тебя не будет понимать, на тебя будут смотреть странно, тебя будут обсуждать и спрашивать себя: «Да что с ним стряслось?» А ты будешь думать: «Мне вообще неинтересно, что вы обо мне говорите».

Любовь любовью исцеляется. Любовь любовью заменяется — когда ты ощутишь нечто более сильное, ты оставишь всё, и у тебя не будет проблем, ты будешь жаждать Божией любви, которую Бог будет подавать тебе преизобильно. Ты будешь уходить без ненависти, будешь избегать всех, но будешь любить их и переживать в своей душе другое.

Когда я захотел дать этому монаху кое-какие подарки (сухофрукты, шоколад), которые привез из Афин, он сказал мне:

— Отче, я не нуждаюсь в этом, хоть этого у меня и нет, потому что здесь мы этого не едим. Но я жажду Божией любви и настоящей человеческой любви.

Я начал рассказ со слов «Христос воскресе», потому что иначе не мог объяснить перемену, произошедшую в этом человеке. Кто же изменил этого человека? Кто сделал его глаза такими? Это открыл мне его приятель, с которым они были вместе в миру и который однажды тоже пришел на Святую Гору, чтобы увидеть его, и сам тоже раскаялся в прошлой жизни. Его приятель сказал мне:

— Отче, этот молодой человек, которого ты сейчас видишь таким кающимся, с глазами добрыми от смирения и покаянных слез, если бы ты видел, каким он был раньше, ты бы не поверил своим глазам. Ты бы удивлялся: да он это или нет? Как он стал таким благостным?

Вот как Бог меняет человека, когда войдет в его сердце, как преображается его душа, как умиротворяется совесть, как успокаивается сон, как слаще и красивее бьется сердце, как меняется в нем всё…

Эта перемена происходит от десницы Всевышнего. Человек меняется через воскресшего и живого Христа, Который не есть одни слова. Человек меняется не одними рассказами, как мы порой ссоримся по этим вопросам и спорим с такими аргументами, словно в уме у нас заложены целые диски с энциклопедическими познаниями о Христе, — тогда как по сути нам просто надо иметь печать Христа в сердце своем.

Что ты предпочитаешь? Диск с безбрежными знаниями о Христе или сердце, носящее в себе отпечаток лика Христова?

Что ты предпочитаешь: чтобы я пересказал тебе книгу, в которой записаны о Христе слова, слова, слова, исторические документы, аргументы, энциклопедические данные, или чтобы показал тебе сердце? Что ты предпочитаешь? Этот диск с безбрежными знаниями о Христе или сердце, носящее в себе отпечаток окровавленной ладони Христовой, лика Христова?

Так что же ты предпочитаешь? Хочешь, чтобы я показал тебе этот священный убрус, принадлежавший святой Веронике, которым Господь вытерся, как гласит предание, и на нем отпечатался лик Христов? Не знаю, подлинное ли это было событие, но знаю силу этой мысли — искать отпечаток Христа в своей душе. Потому что всё остальное — это слова о Христе, это теории, поводы к тому, чтобы мы ссорились, вопросы, которые мы дискутируем, конференции, которые организуем, и говорим ли мы — мы говорим, чтобы убедить, объяснить, что мы такие-сякие и именно наши слова правильные! Да, это хорошо, но кто может встать и показать нам Христа?

Как бы я хотел, говорит святой Силуан Афонский, показать вам лицо Христа! Это другой вид знания, другое ви дение лица Христова, без аргументов, другое касание. Ты понимаешь?

Когда любишь кого-нибудь, ты говоришь ему: «Я сделаю всё, что ты захочешь! Исполню любое твое желание, любое воздыхание». Ты понимаешь другого, любовь несет в себе интуицию. Когда любишь, ты понимаешь, что любит любимый, что ему приятно, и угождаешь ему.

Но у нас имеется проблема с тем, чтобы полюбить другого, это не другой виновен в чем-то. Если бы мы любили его, то всё складывалось бы превосходно. Христос это и принес Своим Воскресением: Он помог нам выстоять, изменить свой взгляд, которым мы смотрим на людей, события, на разные случаи.

Не могу слышать, когда кто-нибудь говорит: «Христос воскресе», а затем следует отчаяние, разочарование, страхи, неуверенность, тревоги, смятение, стресс, паника. А в остальном: «Христос воскресе!» Да где же это?

— Христос воскресе! Но не знаю, сдам ли я экзамены, меня охватывает паника, — говорит кто-нибудь.

Я, конечно, не знаю, сдашь ли ты экзамены, и то, что Христос воскрес, вовсе не означает, что все сдадут экзамены. Потому что один малыш в школе сказал мне:

— Отче, вы говорите «Христос воскресе», а у меня дедушка умер. Зачем же мне это «Христос воскресе», если дедушка умер?

Я ему сказал:

Христос не переменил мир внешне, но переменил нас, наши глаза, сердце, ум, отношение к событиям

— Слушай, если ты поймешь эти слова Христос воскресе в своем сердце, то ты и на смерть посмотришь другими глазами, будешь слышать о событиях, и они будут касаться тебя по-другому. Христос не переменил мир внешне, но переменил нас, наши глаза, сердце, ум, отношение к событиям, и когда мы видим такие же события перед собой, что и до Христа, — то есть видим наводнения, смерть, болезни, проблемы, то всё это не исчезает. Проблемы существуют, но Христос дал нам новые глаза, новый взгляд на жизнь, которую Он дал нам.

Вот пример. Пошел я однажды на похороны одной 25-летней женщины, очень молодой, красивой, прекрасной, доброй, и вокруг стояли разные люди. Представь себе: я, священник, рядом со мной атеист, возле него служащий похоронного агентства, за ним юноша, у которого свои юношеские влечения и т.д., и все мы смотрим на одно и то же — на мертвое тело молодой женщины. Причина нашего нахождения там одна и та же, все мы смотрим на одну усопшую молодую женщину, но не все смотрим на эту смерть одинаково.

Смотрит на нее священник, подвизающийся ради своей веры, и говорит себе: «Господи, эта 25-летняя девушка достигла того, что другому удается в 100 лет, — Ты приготовил ее к Своему Царствию». Печальное, трагическое, скорбное событие, вообще это тягостно, однако я смотрю на это с надеждой, оптимизмом, не как «прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4: 13). Мы смотрим на то же самое — на смерть, но смотрим с надеждой.

Рядом со мной атеист, ее родственник, он смотрит на то же тело и говорит себе: «Хм, земля уходит в землю, всё, наступает конец, химические процессы, биологическая смерть, конец всему, ничего не остается, всё кончено».

На это же тело смотрит и служащий похоронного агентства и говорит себе: «Вижу людей, оживление, цветы, это принесет нам хорошую прибыль, мы сделаем столько-то денег!»

На это же тело смотрит и молодой человек в пылу своей молодости и говорит себе: «Если бы она была жива, сколько еще сердец растрогала бы!»

Все мы смотрим на одно и то же, но думаем о нем по-разному. Так происходит со всеми вещами в жизни.

Христос делает не что иное, как говорит тебе: «Дитя Мое, Я принес новую кисть, которой ты раскрасишь мир новыми красками: цветом любви, цветом красной крови, которая истечет на Голгофе, белым цветом Моего Воскресения, синим цветом реки Иордан, где Я омыл твои грехи, цветом пшеничных колосьев, через которые Я ходил. Если хочешь, возьми и разрисуй свою жизнь Моими цветами и смотри на всё по-другому. Хочешь? Ты хочешь, чтобы Я тебя укрепил, чтобы мы с тобой вместе смотрели на вещи? Чтобы Я дал тебе силу преуспевать в твоей борьбе?» Независимо от того, называется ли она искушениями, болезнью, неудачей или удачей на экзаменах, во всем есть возможность почерпнуть силу от воскресшего Христа. Христос это делает.

Но то, что ты веришь в Воскресение, не означает, что всё в твоей жизни будет идти хорошо. Но ты, несмотря на это, приложи усилия — твердо, с оптимизмом, радостью. Когда тебя охватит тяжелое чувство, когда покажется, что ты срываешься и падаешь духом, ты будешь говорить: «Бог всё знает! Христос воскресе! Значит, поскольку Он воскрес, то я смотрю Ему в глаза, а Он придает мне желание и говорит: “Читай, борись, приложи усилия, у тебя получится!” Я делаю это, но в конце концов меня срезают на экзамене. И Христос снова говорит мне: “Посмотри Мне в глаза! Не падай духом, сейчас есть другая плоскость, на которой ты почувствуешь силу Моего Воскресения, — твоя неудача”».

Да, и там (мы говорим) Христос воскресе! Наверно не всё кончилось, не всё потеряно здесь. И это удивительно. Воскресение дает нам увидеть бескрайние возможности, новые возможности, которые Бог предоставляет нам пережить.

Расскажу тебе сейчас нечто, занявшее половину моей жизни. Вникни в это нечто исключительное для меня, я переживал это много раз в жизни, но было достаточно убедить меня, что… Однако давай расскажу тебе всё по порядку.

Тебе в жизни часто очень хочется заиметь что-нибудь, и ты думаешь, что это сделает тебя счастливым и радостным, и говоришь себе: «Только это (этот человек, деньги, дом, работа) сделает меня счастливым. Всё, решено, я хочу это и только это!» И это неплохо — желать чего-то: желай, однако не думай, что поскольку ты считаешь, что только это сделает тебя счастливым, то у Бога тоже только это имеется на уме. Ты о скольких вещах можешь подумать, что они в состоянии сделать тебя счастливым? О двух-трех. А Бог — это бесконечность, Он — необъятное богатство, Он — уникальное изобилие, и у Него есть колоссальные альтернативные решения для всего. У тебя, однако, ограниченное восприятие, и ты говоришь: «Если это будет в моей жизни, то я буду счастлив, поэтому я хочу только этого, и мне страшно подумать о чем-нибудь другом, потому что я чувствую, что не готов открыться для других вещей, да и зачем мне ждать чего-то другого?»

Давай скажу тебе это проще, на одном классическом примере. Вот кто-то знакомится с девушкой и говорит:

— Всё, решено: это она! Она создана для меня! Если мы с ней не познакомимся, не сойдемся и я не женюсь на ней, моя жизнь потеряет всякий смысл. Всё будет кончено!

Или кто-нибудь находит новую работу и говорит:

— Эта работа для меня — всё! Если я не буду на ней работать, я впаду в отчаяние!

Бог, глядя на тебя, говорит: “Как же ты беден в своем мышлении! И проблема в том, что ты думаешь, что Я тоже беден, как и ты”

Так же бывает и с домом, какой-нибудь покупкой. А Бог, глядя на тебя, говорит:

— Как же ты беден в своем мышлении! И проблема не в том, что ты беден, а в том, что ты думаешь, что Я тоже беден, как и ты. Ты хочешь замкнуть Меня в узком кругу, создаваемом твоим умом, в узком кругу своего ума, и думаешь, что поскольку только одно в твоем уме, то Я не могу дать тебе никакого иного счастья, и только через эту девушку, только через эту профессию, только через этот автомобиль, только через этот дом Я могу сделать тебя счастливым. А у Меня есть бесконечные решения на твой счет, бескрайние предложения о твоем счастье.

Однако ты говоришь Ему:

— Нет-нет! Молю Тебя, Боже! Я не могу полагаться на эту Божественную бесконечность, я хочу сузить круг дел! Я хочу думать, что счастье приходит только через эту дырочку, которую я оставляю в своей жизни!

Неплохо желать этого — желай: я просто говорю тебе, чтобы ты знал, что если то, чего ты хочешь, не случится, это не значит, что наступил конец света. И не просто не наступил конец света, но я думаю, что именно тогда и открываются все другие бесконечные решения, которых ты себе не представлял и не хочешь представить, потому что не выдерживаешь такой свободы, такого богатства, таких возможностей. Ты привык к закрытости, стесненности, страху: «Я боюсь увидеть великие вещи. Я чувствую больше безопасности в застенке своей воли, в плане, уме, строящем мне маленький шалашик».

Бог говорит тебе:

— У Меня есть дворцы для тебя!

— Нет, очень прошу Тебя, не запутывай меня с этими дворцами и подобными вещами, у меня есть свой шалашик!

Разумеется, ты говоришь это не от смирения, а от духовного убожества и узколобого понимания жизни.

Давайте же не будем втискивать Бога в схемы, думать, что будем счастливы только так, как сами себе представляем. Это хорошо, что у тебя есть мысли, планы, ибо ты человек, однако ты говори: «Господи, я думаю, что этот маленький кружок сделает меня счастливым. Если Ты так же думаешь и согласен с этим, хорошо! А если не согласен по каким-либо причинам, да будет воля Твоя!» И события, которые наступят, будут намного лучше.

Я говорю это потому, что в жизни происходят события, которых ты себе не представлял. Я пережил это и сходил с ума от Божиих «сюрпризов». Когда думал, что всё плохо и если не будет того-то, то всё рухнет, а если не достигну этого, то всё кончится, внезапно Бог показывал мне, как через крах одного образуются новые реалии, которых я и представить себе не мог. Тогда я понял, каким же неверующим я был.

Мы не верим в Бога по-настоящему, и поэтому именно сегодня я покажу тебе, как сильно мы опровергаем в своей жизни этот возглас — «Христос воскресе!» Я произношу его, пою его, но я не открыт и не готов, потому что не верю в Бога на самом деле, поскольку если бы верил в Него, то ждал бы Его «сюрпризов» с широко открытыми глазами. Однако я говорю: «Не думаю, чтобы Бог преподносил сюрпризы. Сдается мне, Он так же жалок и убог, как и моя фантазия». И поскольку я сам такой, то думаю, что и Бог тоже такой.

Но Бог не такой. Мне хотелось бы, чтобы ты понял это, и я хочу показать тебе на своем скудном опыте, что впереди тебя ждут хорошие неожиданности. Поэтому не хватайся за земное, не бойся потерять что-либо, оставь всё это. Если что-нибудь у тебя не получается свободно, не вынуждай другого, не желай, чтобы это насильно осуществилось, например, сохранить какие-то отношения, когда видишь, что они не складываются как следует. Ты из кожи лезешь вон, чтобы удержать их, а какой в этом смысл? Всё должно складываться комфортно, Бог там скрывается, а не в давлении и насилии. Внезапно Бог посылает что-нибудь, и ты говоришь: «Боже мой, я и не ожидал, что Ты так богат!» А Бог тебе отвечает: «Я потому тебе и сказал, что ты был несправедлив ко Мне, ибо ты Меня не понял».

Так мы мало-помалу поймем Бога, Его любовь, и от этого успокоимся, полюбим друг друга, почувствуем себя любимыми Богом, нам легче будет любить других, и тогда всё будет казаться нам хорошим — когда любишь, всё красиво, и любовь заставляет тебя смотреть на всё по-другому, опьяняюще. А на досады, которые доставляет тебе возлюбленный, ты смотришь как на возможность еще больше проявить тепло своей доброты и прощение.

В противном случае проходит 5 лет брака, и ты уже не можешь выносить своего мужа. Одна женщина сказала мне:

— Я не выношу своего мужа, отче!

— Кого? Своего мужа, которого так любишь, которому прощала всё и видела всё в розовом свете? Что же с тобой случилось?

— Я не выношу его!

— А что он делает?

— Ничего. Меня раздражает один его вид! Если бы вы видели, как он жует! Он же чавкает! Это меня нервирует!

Она, которой сначала ничего не мешало, сейчас говорит так! Она всё видела в розовом свете. Они ходили на экскурсии. Он пачкал целый ворох рубашек, которые нужно было гладить, а она ему говорила: «Любовь моя, для тебя я буду гладить день и ночь! Это радость для меня!» И после этого говорить ему: «Вставай и убирайся отсюда! Зачем только я за тебя пошла! Уходи к своей матери! Я совершила ошибку, когда познакомилась с тобой»?

И ты спрашиваешь себя: куда же делась любовь, где было погребено это гигантское извержение любви? Как воскресение снова стало смертью? Почему?

Необходимо подпитывание, обновление, возобновление, чтобы мы не привыкали в плохом смысле слова. А чтобы мы не привыкали, надо постоянно опьяняться, потому что ты опьяняешься лишь однажды, а потом отрезвляешься, начинаешь опять смотреть на вещи грубо, и жизнь реально тебя изнуряет. Все мы надоедливы и обременительны. Поэтому нужно обновление, поэтому мы каждый год говорим и переживаем снова и снова события (т.е. церковные праздники), поэтому каждую неделю вспоминаем Христово Воскресение. На каждую воскресную Святую Литургию бывает Воскресение, но и любая другая Литургия есть Христово Воскресение, чтобы мы давали толчок своему сердцу и говорили ему: «Пробудись, получи новую кровь, прими жизнь, переживи Христа заново, ощути эту свежесть, полюби своего человека как в первый раз, когда ты познакомилась с ним, и смотри на всё по-воскресному, светло, смиренно, по-человечески, Божественно и проживай красиво свою жизнь».

Вот ответ на вопрос, который мне задали: «Как объяснить Христово Воскресение человеку, которого я люблю»? — Люби его!

Давайте же жить разумно, жить, зная, зачем мы живем, жить, любя, прощая, делясь своей радостью и скорбью, чтобы имелся человек рядом с нами и чтобы у нас были разделенные чувства, чтобы мы знали, что мы не одни и другой нас поймет. Вот ответ на вопрос, который ты мне задал: «Как объяснить Христово Воскресение человеку, которого я люблю», — люби его!

Не нужно говорить ему «Христос воскресе» и доказывать апологетически, что Христос воскрес, поскольку имеются бесчисленные книги на этот счет, святоотеческие цитаты, много всего замечательного, но он этого не поймет. Когда он тебя об этом спрашивал, он скорее хотел увидеть любовь, вышедшую из Божия Гроба, увидеть то, о чем сказано, что «из Гроба воссияло нам прощение, объятие, любовь».

Я молюсь о том, чтобы в сердце твоем сиял день, сиял свет, сияла надежда. И снова говорю: всё будет гораздо лучше в твоей жизни, ничего еще не закончилось, сегодня ты плачешь, но завтрашний день еще не наступил. Близится хорошее — не предрешай всего, не живи постоянно в нытье и ропоте, не желай всегда переживать Распятый Пяток и остаться там. Потому что ты не выдерживаешь такой огромной боли, а цель этого испытания — пробудить в тебе вожделение и жажду Воскресения!

Включайся в дискуссию
Читайте также
О путях разрешения межнациональных конфликтов Причины межнациональных конфликтов и пути их решения
В каких единицах измеряется вязкость?
Око планеты информационно-аналитический портал Температура воды в природе