Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Анри Дюнан — основатель Движения Красного Креста. Жан ДюнанJean Henri Dunant Кто был основателем красного креста

Анри Дюнан – основатель Красного Креста Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в Женеве в семье Жана Жака Дюнана, входившего в правящий совет города. Родители, искренне верующие люди, с детства старались научить сына не только предпринимательской сметке, но и человеколюбию, состраданию, стремлению делать добро. Обучаясь в колледже, Дюнан увлекся экономикой, религией, общественной деятельностью. А по вечерам, после учебы, он посещает бедняков и больных. В 26 лет Дюнан приезжает в Алжир и работает в представительстве женевского банка, не оставляя также своей благотворительной деятельности. Молодой, активный, предприимчивый бизнесмен, он решает в 1859 году открыть собственное предприятие и создает акционерное общество мельниц Мон-Джемиля, но сталкивается с непреодолимым бюрократическим противодействием. Дюнан не опускает руки и едет в Италию, чтобы встретиться с французским императором Наполеоном III, чтобы обсудить с ним трудности ведения бизнеса в Алжире, вот уже 25 лет как покорённому французскими войсками Луи-Филиппа. 24 июня 1859 года он приезжает в городок Сольферино, где становится свидетелем жесточайшей битвы между французскими войсками, возглавляемыми императором Франции Наполеоном III, вступившимся за Италию, ведущую борьбу за свою свободу и независимость против австрийской армии. Во время этой битвы погибло и было ранено около 80 тыс.человек. Анри Дюнан был шокирован последствиями битвы и отсутствием элементарной помощи раненым. У Дюнана нет никаких медицинских знаний, но он пытается помочь любому раненому, независимо от того француз это, или его противник, и убеждает в таком подходе остальных добровольцев. Его призыв «Tutti Fratelli» («Все мы братья») стал в дальнейшем девизом системы помощи. Эти несколько дней в Сольферино перевернули жизнь Анри Дюнана. Так и не встретившись с императором, он возвращается в Женеву и пишет книгу «Воспоминание о битве при Сольферино», в которой натуралистично описывает всю ту ужасную оборотную сторону войны, о которой в те времена было не принято говорить. В ней он высказывает и свои идеи организации добровольных обществ помощи раненым. Книга оказывает сильнейшее воздействие на многих людей. Со всех концов Европы к Дюнану приходят письма. Его идеи начинают воплощаться в жизнь. В феврале 1863 года в Женеве организуется небольшой комитет, ставящий своей целью создание таких добровольных обществ. Дюнан - секретарь комитета. Дюнан рассылает письма правительствам разных стран, излагая свои идеи, лично встречается со многими из них. И вот, благодаря его усилиям и неимоверной энергии, 29 октября 1863 года 39 делегатов из 16 стран встретились в Женеве и подписали договор, известный как Женевская конвенция. В него вошли такие важнейшие положения, как гарантия неприкосновенности для тех, кто оказывает помощь, введение для этих людей опознавательного знака - красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг - как знак признательности стране, представитель которой выдвинул эти идеи). 29 октября 1863 года считается днем рождения Красного Креста. 1870 год. В Европе новая война между Пруссией и Францией. Несмотря на катастрофическое финансовое положение, Дюнан снова помогает раненым. Он активно участвует в снаряжении медицинских лазаретов, которые французское Общество помощи отправляет раненым на фронт. Посещает раненых в больницах Парижа. Именно по предложению Дюнана вводятся в обращение солдатские медальоны, позволяющие опознавать погибших и тяжелораненых… 1 февраля 1875 года в Лондоне состоялось последнее общественное выступление Дюнана. Далее идут годы забвения. Вложив все свои деньги в организованное им движение, Дюнан десять лет пребывает в безысходной нищете. Он странствует пешком по Эльзасу, Германии, Италии, Швейцарии, часто не имея денег на еду, скрывая ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. Благодаря небольшим денежным средствам, которые стали высылать ему родственники, он поселяется в Хайденском приюте, где живет до конца дней. К 1895 году Красный Крест существует уже в 37 странах мира, Женевская конвенция об обращении с ранеными подписана 42 государствами. В том же году мир снова вспоминает о Дюнане благодаря журналисту Вильгельму Зондреггеру, которому удается его отыскать. Интервью с Дюнаном становится сенсацией, его перепечатывают ведущие газеты мира. Узнав о бедственном положении Дюнана, русская императрица назначает ему денежную пенсию. Дюнан не притрагивается к этим деньгам, как и к другим денежным субсидиям, и переводит практически все деньги в Красный Крест, оставляя себе лишь минимальные средства на жизнь В 1901 году Анри Дюнан становится первым лауреатом Нобелевской премии мира. Полученную крупную денежную сумму он передаёт на благотворительную деятельность Швейцарии и Норвегии. Анри Дюнан умер 30 октября 1910 года. Надгробный камень на его могиле изображает опустившегося на колени человека, подающего воду раненому воину.

Человечество воюет практически без перерыва. По данным американского ученого Роберта Дж. Джексона, озвученным им в докладе в 1997 году, после 1945 года на планете было всего 26 мирных дней. Это характерно не только для 20-го века, на который пришлось две мировые войны. Наша история в принципе соткана из военных конфликтов, потому что невооруженными средствами некоторые противоречия сильным мира сего разрешить просто не удается.

К сожалению, орудия убийства страны развивают с большим старанием, чем способы помощи пострадавшим от него. Однажды увидев страшные последствия военного столкновения, швейцарский писатель и бизнесмен Анри Дюнан открыл при церкви госпиталь, где оказывал раненым первую помощь. Так зародилось движение, которое сегодня переросло в Международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца, работающий во всем мире на принципах нейтралитета и беспристрастности.

Биография Дюнана

Жан Анри Дюнан родился в 1828 году в Женеве, его отец был негоциантом (оптовым купцом) и входил в правящий совет города. Верующие родители постарались привить ребенку не только предпринимательские навыки, но и человеколюбие.

В 18 лет Дюнан начал изучать экономическую науку. По вечерам студент посещал больных, бедняков и узников тюрьмы, разговаривал с ними и старался поддержать. Он хотел, чтобы эти страдающие горожане не потеряли веру в Бога и людей.

После колледжа Дюнан пошел стажером в банк. Он видел в этом хорошую возможность для того, чтобы сколотить капитал и заняться собственным делом. В 1859 году Анри оказывается в Алжире в качестве служащего в представительстве женевского банка. Здесь он решает открыть сельскохозяйственное предприятие. У Дюнана есть деньги, работники и мельница, но нет земли. Местные чиновники не дают ему разрешения на пользование землей, так как якобы для этого требуется подтверждение из Франции (Алжир тогда был французской колонией).

Для решения вопроса Дюнану пришлось ехать в Париж, но и там от него отмахивались, ссылаясь на наличие таких полномочий только у одного человека – императора, отсутствовавшего в данный момент в столице. Анри не сдался и здесь. Он начал искать Наполеона III и выяснил, что тот отправился в Сольферино. Дюнан поехал за ним.

Битва при Сольферино

В Сольферино Наполеон III собирался вместе с итальянскими союзниками разгромить австрийские войска. Битва при Сольферино стала крупнейшим сражением Австро-итало-французской войны, которая шла с 27 апреля по 12 июля 1859 года. В этом конфликте Франция и Австрия фактически решали, кто будет господствовать над Италией, и австрийские войска в итоге были разгромлены.

Финальным стало именно сражение при Сольферино, обернувшееся кошмаром для австрийцев. Участниками битвы стали почти 250 000 солдат. Австрийская армия под командованием своего императора Франца Иосифа была сокрушительно разгромлена. Она потеряла 18 процентов войска и отступила, освобождая спорную Ломбардию.

Анри Дюнан стал случайным свидетелем битвы, и масштабы кровопролития его потрясли. Он увидел то, чего обычно не пишут в учебниках истории. В результате сражения было убито и ранено около 40 000 человек, и Анри открылось поле сражения, сплошь усеянное мертвыми людьми и лошадьми. Он назвал это самым ужасным зрелищем, которое может возникнуть в человеческом воображении.

Несколько следующих дней Дюнан пытался помочь раненым в ближайшем городе, и понял все несовершенство армейской медицинской службы. Медиков тогда было очень мало, и помочь всем нуждающимся они не могли. Множество молодых мужчин даже с легкими ранениями умерло от голода и истощения просто потому, что заняться ими было некому. Именно в этот момент Дюнан решил создать систему добровольных медицинских обществ, занимавшихся помощью раненым в военных конфликтах.

Зарождение движения

Те несколько страшных дней перевернули жизнь Анри Дюнана. Встретиться с императором так и не удалось, но это его уже не волновало. Дюнан вернулся в Женеву и написал книгу «Воспоминания о битве при Сольферино». В ней он натуралистично описал ты ужасы, которые стоят за военными победами правителей, а также высказал идею о создании добровольных обществ для помощи раненым.

Книгу прочитали, и она поменяла мировоззрение многих людей. Дюнану начали писать с разных концов Европы, и его идеи стали наполняться жизнью. В 1863 году в Женеве собралась международная конференция, в рамках которой и был основан МККК. Его эмблемой стал швейцарский флаг с измененными цветами – красный фон заменили белым, а белый крест стал красным. Религиозного смысла в кресте изначально не было, но турки в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов отказались пользоваться таким символом, так как он напоминал им о крестоносцах. В результате появился красный полумесяц.

В 2005 году представители Израиля продавили появление эмблемы, которая устроила бы и их. Сначала они хотели видеть на белом флаге красную звезду Давида, но это предложение отвергли. В результате появился религиозно нейтральный красный кристалл. Официальный статус есть также у знака с красным львом и солнцем – это национальный символ монархического Ирана. Впрочем, для самих раненых символика вряд ли так важна. Главное, чтобы им могли оказать необходимую помощь.

Красный крест как символ получил массовое распространение в СССР. Им в СНГ до сих пор активно обозначают все, что связано с медициной. Здесь есть определенное противоречие, так как знак относится только к военному времени. Однако он настолько прижился, что об этом практически не вспоминают.

В 1864 году была подписана Первая Женевская конвенция, положения которой значительно облегчили участь раненых на войне. В будущем правительства разных стран подпишут еще около десятка Женевских конвенций – они до сих пор считаются одними из самых стойких соглашений международного права. Все это результаты упорной деятельности одного человека – Анри Дюнана.

Закончив дело жизни

В 1867 году отдавший себя общественной деятельности Дюнан объявлен банкротом. Из-за материальных трудностей и разногласий с другими членами комитета Красного Креста ему пришлось уйти с поста секретаря. Однако идея служения его не оставила, и в 1870 году Анри вновь помогает раненым – началась Франко-прусская война (1870-1871). Именно тогда по предложению Дюнана появляются солдатские медальоны, облегчающие опознание тяжелораненых и погибших.

Идеи Анри Дюнана зачастую опережали время. К примеру, он брался за создание международной библиотеки и выступал против работорговли.

Последнее общественное выступление Дюнана состоялось в Лондоне 1 февраля 1875 года. К тому моменту он оказался нищим, пешком странствующим по Европе. Через какое-то время у Дюнана нашлись родственники, которые стали отправлять ему небольшие средства, позволившие общественному деятелю поселиться в Хайденском приюте. Там он прожил в итоге до самой смерти.

В 1895 году о Дюнане вспомнили журналисты, так как его дело продолжало развиваться. Отделения Красного Креста к тому моменту работали в 37 странах, а Женевская конвенция была подписана 42 государствами. Интервью у Дюнана взял Вильгельм Зондреггер, оно стало сенсацией и было перепечатано ведущими газетами по всему миру.

В 1901 году Анри Дюнану и Фредерику Пасси, создавшему пацифистскую Международную Лигу мира, присвоили первую в истории Нобелевскую премию мира. Денежную составляющую этой награды Дюнан сразу же отдал на благотворительность. Умер он в 1910 году. На надгробии Дюнана изображен стоящий на коленях человек, подающий воду раненому солдату.

Жан Анри Дюнан

Биография Жана Анри Дюнана - это, без сомнения, одна из самых необычных историй, какие только можно найти. Это биография человека, который был самым большим неудачником и в то же время пользовался самым широким признанием в новейшей истории. Это биография человека, которому доводилось и обедать за королевскими столами, и питаться объедками с бродягами, кто был одним из самых упрямых и своекорыстных людей в мире, но в то же время больше, чем любой другой влиятельный человек, проявил жалости и сострадания к своим современникам.

Жизнь этого человека, полная неожиданных перемен и, на первый взгляд, противоречивая, охватывает период Европейской истории с 1828 по 1910 год, наполненной романтикой и кровопролитием. Дюнан провел свое детство в роскошной и богатой среде в Женеве, Швейцария. Его семья имела достаток и общественное положение, отец был городским советником по вопросам земельной собственности. Кроме того, родители Дюнана ревностно посещали церковь, и Дюнан, широкоплечий, рыжеволосый семнадцатилетний юноша, вскоре стал искать для себя ответы на духовные вопросы. Что значит быть христианином? Как может человек познать Бога? В чем смысл жизни?

В 1816 году на должность пастора в Женеве был назначен молодой энергичный евангельский проповедник, который сумел завоевать сердца горожан. Это был пастор Луи Госсен. Он проповедовал в большой церкви, которая была до отказа наполнена людьми. Здесь, теснясь среди прихожан, юный Анри Дюнан регулярно слушал проповеди, указывающие на необходимость личного обращения ко Христу, и эти проповеди произвели на него глубокое воздействие. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он стал благочестивым христианином и посвятил Христу свою жизнь и будущее.

Дюнан не терял времени в поисках возможностей для распространения своей новообретенной веры среди других. Каждое воскресенье в два часа дня он входил в мрачные железные ворота городской тюрьмы и посещал заключенных в камерах, рассказывая им о том, как он нашел Спасителя. Для друзей-студентов он организовал еженедельные прогулки по горам, где главной темой разговора была необходимость в искании Господа. В скором времени на эти прогулки стало собираться больше сотни молодых людей. Каждая прогулка заканчивалась собранием, которое Дюнан проводил у себя в доме, где в окружении белых колонн и отделанных темным деревом стен большого приемного зала его отца многие из его друзей нашли путь к Богу.

Эти собрания затем были преобразованы в первый Швейцарский Христианский союз молодежи (ИМКА), и впоследствии родители многих молодых людей, ездившие на работу или учебу в другие части Европы, стали проводить там для молодежи такие же собрания. Дюнан, работавший в то время разъездным банковским администратором, смог наладить контакты и установить взаимосвязь со всеми этими ответвлениями ИМКА. Организовывая эти многочисленные молодежные собрания, он был столь полон энергии, что один из его сотрудников писал: "Моя задача была не из легких. Я должен был сдерживать Дюнана - у него было удивительное усердие и энергия. Он знал, как связать разорванные нити, как вернуть ушедших, как вдохновить ослабевших и ободрить малодушных." Будучи еще молодым христианином, Дюнан, в сущности, стал основателем и главным руководителем Европейского ИМКА.

Организаторские и дипломатические способности Дюнана были замечены также и в банке, где он работал, и его повысили в должности, назначив своим представителем в Северной Африке. Здесь, став главой регионального филиала одного из крупнейших международных банков, Дюнан оказался в новой стране с богатыми перспективами, которая раньше управлялась фанатичными племенными вождями, но теперь находилась под властью Франции. Он поставил своей главной задачей построить и развивать шахты, заводы, домовладения и фермерские хозяйства на участке земли площадью в 20 000 гектар.

Хотя Дюнан жил в зажиточной женевской семье, богатство не избаловало своих владельцев. Личные растраты были всегда ограниченными, а потакание своим желаниям и расточительность принципиально не одобрялись. Однако в покоренном Францией Алжире богатство означало роскошь, положение, власть и обладание огромной собственностью. В сердце Дюнана разразилась борьба, поскольку он мечтал о богатстве, но в то же время пытался чтить своего Господа и жить для Него. Он продолжал посещать в Европе собрания в своем ИМКА и жить более или менее соответственно стандартам верующего в Библию христианина, но стал допускать мысль, что не потерпит большого вреда, если чуть-чуть удовлетворит свои амбициозные желания добиться большего богатства.

Вразрез со своим служебным положением, Дюнан решил заняться собственным бизнесом, и с риском для себя стал покупать землю и продавать ее с наценкой. Затем он пошел дальше и получил от правительства право на аренду более 400 га земли с перспективой постройки плантаций, шахт и заводов. Такой "маленький шаг" стоил ему потери должности главного управляющего Женевской банковской компании, и он с головой окунулся в поиски счастья, как частный делец в Алжире. Постепенно им полностью завладело амбициозное желанием успеха и богатства, и его сердце охладело по отношению к Богу. Воспоминания юности ушли на задний план, и он посвятил все силы ума на созидание своего дела.

Еще работая в банке, Дюнан вращался в очень высоких кругах общества. Он был знаком со многими богатыми и влиятельными людьми, в том числе с таким могущественным человеком, как генерал Д е Бофорт, начальник штаба Наполеона III. Благодаря этим многочисленным связям, он смог получить многие тысячи франков инвестиций для своих Алжирских поместий, за которые он должен был выплачивать 10% годового дохода. Он в спешном порядке построил новейшие мельницы, дома, насадил плантации, надеясь, что скоро получит также и столь необходимое разрешение на постройку водопровода. Однако ни дипломатические способности, ни сильные связи не смогли поторопить французские власти в Алжире дать ему право на пользование водой, в которой он столь отчаянно нуждался. Без воды он никак не мог пустить в дело свои поселения, а проценты инвесторам все равно надо было платить.

Прошел год разочарования и проволочек, и Дюнан был доведен до отчаянья. Он испытал практически все средства, чтобы обеспечить водоснабжение, и теперь ему оставался единственный путь: подать прошение императору Франции Наполеону III. На то время Наполеон решил оказать помощь Италии в возвращении территории, занятой Австрией. Франция в союзе с Италией впервые начали войну в "современном" виде, с использованием железной дороги и телеграфа Морзе. Кроме того, впервые корреспонденты наблюдали за ходом конфликта, и передавали редакциям своих газет драматические репортажи.

Военные действия начались на итальянской земле, где французы одержали быструю победу над австрийской армией. Дюнан решил добиться приема у Наполеона III в то время, когда он командовал своими войсками в Италии. Ожидать, пока император возвратиться домой, означало бы для него банкротство. Дюнан рассчитывал сначала завоевать благорасположение императора преподнесением подарка - написанной им самим книги об императоре, изобилующей лестью в адрес Наполеона по поводу его заслуг и планов в международном масштабе. Ну, а уже затем он воспользовался бы случаем объяснить, как его алжирские поселения пришли в упадок из-за проволочек местных властей, не торопящихся дать ему разрешение на постройку водопровода.

Дюнан пошел на передовую в поисках своего друга, генерала Д е Бофорта, который показал ему, как найти штаб Наполеона. А в это время войска готовились к большой битве, которая намечалась возле Сольферино, в окрестностях Брескии, где Наполеон приготовил к бою 150000 солдат и 400 пушек. Войска австрийского императора Франца Йозефа, в составе 170000 солдат и 500 пушек, располагались в горах. Они занимали горные укрепления Сольферино. В общей сложности, более 300000 человек были выставлены друг против друга на протяжении десятикилометровой линии фронта.

Дюнан прибыл на передний край поля битвы на рассвете 24 июня 1859 года. В 6.00 австрийская пехота начала наступление на передовую линию французов. Полчища солдат в белых мундирах двинулись вперед, неся огромные знамена с имперским орлом. Засигналили трубы, забили барабаны, и громоздкая линия французов также двинулась вперед, встречая рассвет солнца драгунскими и уланскими доспехами.

Для Дюнана все это казалось похожим на игру: белые дымки выстрелов, трескотня мушкетов, и тысячи разноцветных мундиров. Но неожиданно эта игра превратилась в жесточайшее кровопролитие. Солдаты кинулись врукопашную, со штыками наперевес, и начали колоть, кричать, резать и убивать друг друга. Люди падали сотнями, как в рукопашном бою, так и от шквального огня мушкетов и пушек, обрушившегося с горных укреплений. Когда пехота выдохлась, в бой выступила кавалерия, проносясь над распластанными, корчащимися телами, а за кавалерией последовала артиллерия на конных упряжках, которая давила и добивала бесчисленное множество раненных. Французы наступали атака за атакой, тщетно пытаясь взять штурмом горные укрепления, занятые австрийцами, но вдруг неожиданно разразилась страшная гроза, и только теперь, под прикрытием ливневого дождя, они прорвались через пушечный заслон и ворвались в Сольферино.

Таким образом, линия обороны австрийцев была прорвана, и они начали отступать. Даже Наполеон был ошеломлен и испуган ценой своей победы, восседая на своем белом жеребце после окончания битвы. Наблюдая за всем происходившим, Дюнан пережил сильнейший шок. Он писал:

"Когда двадцать четвертого числа поднялось солнце, оно осветило самые жуткие картины, какие только можно себе представить. Тела людей и лошадей покрывали поле битвы; трупы валялись на дорогах, в окопах, в оврагах, зарослях и на открытых местах. Подступы к Сольферино были буквально устланы мертвецами. Понадобилось три дня и три ночи, чтобы похоронить трупы, валявшиеся на поле битвы... Тела складывали сотнями в огромные братские могилы."

Раненные в бою, которых было, по меньшей мере, сорок тысяч, - в основном молодые люди, - лежали в грязных кровавых лужах, а вместе с ними лежали их разбитые мечты о славе и победе. Дюнан отправился в близлежащий Кастильон в поисках штаб-квартиры Наполеона. Но вместо этого он нашел сотни тяжело раненных солдат обеих армий, в огромном количестве лежавших в церквях и на тротуарах. Наполеон, между тем, уже ушел дальше. В оставленном им городе было достаточно пищи, воды и корпии 002 , чтобы ухаживать за раненными, но крестьяне были в панике, и не было врачей, которые могли бы оказать им помощь.

В течение трех дней и ночей Дюнан жил среди этого кошмара, запомнившегося ему на всю жизнь, занимаясь организацией и руководством медицинской помощью среди мертвых и умирающих людей, пострадавших в битве при Сольферино. Он стал известен под именем "человек в белом", которого чтили чуть ли не как ангела. Имея помощниками всего несколько крестьян, он кормил людей и перевязывал их раны, пока, наконец, не прибыли несколько врачей для организации полевого госпиталя.

На четвертый день Дюнан нашел телегу и отправился искать императора. Он все еще желал спасти свой бизнес в Алжире, и для этого ему надо было встретиться с Наполеоном. Наполеона, однако, невозможно было нигде найти, да и его помощь оказалась впоследствии пустым звуком. И вдруг Дюнана охватила сильная тревога. Пережитое в Сольферино и три дня, проведенные с раненными , так сильно разволновали его, что он поневоле остановился, словно в оцепенении. Ничто - даже страх о судьбе бизнеса - не могло вытеснить из его мыслей Сольферино.

Наконец, он сел, взялся за перо и начал изливать свои воспоминания на бумагу. Из них получилась книга, которая потрясла мир и заставила задуматься даже глав государств. В этой книге под названием "Воспоминание о Сольферино", он подробно описал ужасы битвы вместе с ее последствиями, и обратился с призывом к благотворительным организациям, которые могли бы содействовать в оказании помощи раненным, оставаясь при этом нейтральными по отношению к конфликтующим сторонам. Немедленная практическая поддержка этой идее Дюнана пришла от группы влиятельных людей из его родного города Женевы. Примкнувшие к нему отставной генерал, выдающийся юрист и два врача образовали "Комитет пяти" для воплощения идеи в жизнь.

Они предложили главам правительств пр ислать представителей на конференцию. Дюнан между тем поехал на конференцию в Берлин, чтобы получить поддержку своим планам. В Берлине идея гарантии нейтралитета тем, кто оказывает помощь, была дополнена предложением признать нейтральными лицами также и раненных . Дюнан получил приглашение на аудиенцию с королем Саксонским, и завоевал почти всеобщую поддержку. Он посетил нескольких глав европейских государств, а затем председательствовал на первой международной конференции в Женеве по организации Красного Креста, где была составлена Женевская конвенция. Убежденность и дипломатические способности Дюнана привлекли внимание шестнадцати правительств, четырнадцать из которых прислали делегатов на конференцию.

Но в то время, как Дюнан путешествовал по Европе, содействуя распространению Красного Креста, его проблемы в Алжире стали принимать все более угрожающий характер. Дюнан решил еще раз всецело положиться на своего героя - Наполеона III. Он был уверен, что если удастся попасть к нему на аудиенцию, все трудности будут разрешены. Наполеон как раз собирался нанести официальный визит в Алжир, и Дюнан позаботился о том, чтобы добиться приема. Наконец, наступил день, когда Дюнан, имевший столь легкий доступ к правителям Европы, предстал перед уклончивым императором Франции. Он рассказал ему о Красном Кресте, а затем - о своих трудностях с бизнесом из-за отсутствия в его поселениях воды. К неописуемой радости и удовольствию Дюнана, император пообещал ему помочь, и Дюнан вышел от императора, словно паря на крыльях. Полный оптимизма, он стал вкладывать новые инвестиции и развивать дело дальше. Однако Наполеон не сделал абсолютно ничего, чтобы помочь ему.

Но вот в Алжире началась чума, разразилась война, за ними последовали холера, саранча, землетрясения, засуха и самая суровая зима из известных в тех краях. Поселения Дюнана оказались на грани разрушения. Империя бизнеса, ради которой он оставил своего Бога, должна была скоро развалиться. Однако он закрыл на это глаза, утешаясь слепой надеждой, и решил с новыми силами заняться Красным Крестом, которому предстояло вскоре выдержать первое серьезное испытание на прочность, как организации.

В Пруссии печально известный Бисмарк бросил свою зловещую тень на международную арену. Преодолев возражения короля, он развязал жестокую и ненужную войну против Австрии, в которой столкнулись две армии численностью в четверть миллиона человек каждая. Прусские войска были вооружены винтовками нового образца с затворной частью, что позволило им быстро разгромить австрийскую армию, уничтожив 25 000 человек. Во время этого кровопролития, воюющие армии впервые выполнили условия Женевской конвенции. Прусские бригады Красного Креста смогли безопасно унести всех своих раненых с поля битвы. У австрийцев не было отделения Красного Креста, и в результате их раненые лежали на открытом поле двое суток под проливным дождем, пока их не подобрали прусские спасатели. Это было торжеством Красного Креста, а заодно - и обвинением тем правительствам, которые не захотели организовать оказание помощи для своих раненых.

В то время, когда Дюнана чествовали на банкете, устроенном в Берлине королевскими особами, никто не знал, что его ожидал финансовый крах. Случилось то, что и должно было неизбежно случиться: банк потребовал от него погашения самого крупного превышенного кредита, в результате чего и остальные инвесторы стали требовать возвращения своих денег. Дюнан потерял все свое имущество, плантации, мельницы, дубовые рощи, свинцовые и золотые рудники, а также состояние своей семьи. В Женеве банкротство рассматривалось, как самый наибольший позор, и поэтому Дюнану пришлось жить в Париже, не смея возвращаться домой. Для своих сотрудников в руководстве Международного Красного Креста он стал столь одиозной фигурой, что они были вынуждены лишить его занимаемого поста.

До сих пор жизнь Дюнана была наполнена гениальными взлетами благодаря блестящим идеям, которые, в сочетании с исключительными организаторскими и дипломатическими способностями, обеспечивали ему признание в международном масштабе. Созданный им Красный Крест оставил в мировой истории неизгладимый след. Однако среди всех своих успехов и побед, он всегда балансировал на краю рокового обрыва, ведущего к разорению. Даже в моменты наивысших достижений и признания, его пронизывал страх от нависающей тени краха в сфере бизнеса. А после банкротства у него осталось совсем немного возможностей проявить блеск. Правда, он имел небольшой доход, позволявший ему оставаться респектабельным человеком, а когда время от времени происходили военные конфликты, требовалась его помощь в организации действий Красного Креста, что спасало его от забвения, но клеймо неудачника ограничивало даже и эти скромные возможности быть полезным для общества.

Во время крупной войны между Францией и Пруссией, когда Бисмарк обрек позорному преследованию Наполеона III, Дюнан предпринял рискованный тайный побег из осажденного Парижа, с целью начать дипломатические переговоры с немцами. Если не принимать в расчет подобные короткие моменты известности, Дюнан был отжившим свое человеком. Как-то однажды он приехал в Англию в поисках новой карьеры, но все двери оказались для него закрытыми, и он был рад предложению работать по продаже новоизобретенных органов, приводимых в действие газом.

Вернувшись в Париж, в возрасте всего лишь пятидесяти трех лет, он был вынужден пополнить ряды нищих. У него не было ни денег, ни друзей, и часто он был не в состоянии платить даже за самый простой ночлег. Он проводил долгие, тоскливые дни, бродя по холодным Парижским улицам, преследуемый воспоминаниями прошлого и своим бедственным финансовым положением. В конце концов, Жан Анри Дюнан опустился на самое дно человеческого общества. Он оставил Бога своей юности, и возложил свои надежды на богов этого мира. Он стал преданным и усердным слугой главных движущих сил материализма - богатства и положения. Он поверил в свою собственную гениальность и способности, и положился во всех своих мирских делах на императора. Но когда пришло время получить от этого суетного мира то, что он ему сулил, мир изменил ему и предал его забвению.

И тогда, отвергнутый миром и забытый друзьями, Дюнан, наконец, снова обратил свои надежды к тому Другу, Который однажды сказал: Не оставлю тебя, и не покину тебя. Уйдя от суеты земных успехов и неудач, он возвратился к своему Господу и Спасителю с мольбой о прощении и обновлении чувства духовной жизни и мира. Он возложил грехи своей своекорыстной жизни на крест Голгофы, и всем сердцем поверил, что Спаситель понес на Себе его вину и наказание.

Дюнан молился словами царя Давида, записанными в Псалме 24: Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Т воей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи! И когда он заново отдал свою жизнь Христу, к нему вернулась радость хождения и общения с Ним. Блудный сын вернулся домой.

Дюнан был уже в преклонном возрасте, когда мир снова вспомнил о нем. Школьный директор из маленького городка в Швейцарских Альпах вдруг узнал, что этот милый почтенный старец с длинной белой бородой, проживающий в местном приюте - никто иной, как давно забытый основатель Красного Креста. Один из швейцарских журналистов заинтересовался этим делом, и вскоре история о Дюнане стала новостью номер один во всем мире. Новость была подхвачена с шумным восторгом, и вскоре дело закончилось тем, что Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира. Несомненно, возвращение из забвения и Нобелевская премия значили для Дюнана многое, но все это было ничто в сравнении с тем, что он снова обрел Христа, и как награду - общение с Ним.

Он основал крупнейшую мировую организацию помощи раненым, стал первым лауреатом Нобелевской премии мира и умер в нищете, отдав все деньги на благотворительные цели. Его имя мало кому известно, но его творение знают все.

Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в Женеве в семье Жана Жака Дюнана, входившего в правящий совет города. Родители, искренне верующие люди, с детства старались научить сына человеколюбию, состраданию, стремлению делать добро. Достигнув определенного возраста, Дюнан увлекся экономикой, религией, общественной деятельностью. Еще в 17 лет он начал искать для себя ответ на вопросы: как можно познать Бога? В чем смысл жизни? Что значит быть христианином? В 18 лет Дюнан уверовал в Бога и сразу же начал посещать заключенных в тюрьмах, рассказывая им о том, как он нашел Господа. Для друзей-студентов он организовал еженедельные прогулки по горам, где главной темой разговора были вера и Бог. В скором времени в таких прогулках стали участвовать более сотни молодых людей. После каждой прогулки Дюнан приглашал всех к себе домой, где происходили специальные собрания, которые потом были преобразованы в первый швейцарский Христианский союз молодежи (ИМКА). Такие союзы впоследствии стали появляться и в других частях Европы. Дюнан, работавший в то время разъездным банковским администратором, смог наладить контакты и установить взаимосвязь со всеми этими ответвлениями ИМКА. Организовывая многочисленные молодежные собрания, он был настолько полон энергии, что один из его сотрудников писал: «Моя задача была не из легких. Я должен был сдерживать Дюнана - у него было удивительное усердие и энергия». В этот же период он изучал экономику, а по вечерам посещал бедняков и больных. С 20 лет по воскресеньям он приходил к узникам городской тюрьмы, общался с ними, стараясь поддержать их, сохранить в них веру в людей и в Бога.

После окончания колледжа он поступил стажером в банк. Однажды руководство банка, в котором работал Дюнан, заметив его организаторские и дипломатические способности, повысило его в должности, назначив своим представителем в Северной Африке. Так он оказался в стране с богатыми перспективами, где стразу же поставил своей главной задачей построить и развивать шахты, заводы, домовладения и фермерские хозяйства на участке в 20 тысяч гектар, не оставляя и своей благотворительной деятельности, принимая активное участие в борьбе против рабства. В разрез со своим служебным положением Дюнан решил заняться собственным бизнесом и с риском для себя стал покупать землю и продавать ее с наценкой. Затем он пошел дальше и получил от правительства право на аренду более 400 га земли с перспективой постройки плантаций, шахт и заводов. Это стоило ему потери должности главного управляющего Женевской банковской компании.

Он смог получить большие инвестиции для своих Алжирских поместий, за которые должен был выплачивать 10 процентов годового дохода. Он с головой ушел в свой бизнес. Он в спешном порядке построил суперновые мельницы, дома, насадил плантации, надеясь, что скоро получит и разрешение на постройку водопровода, который для его бизнеса нужен был как воздух. Однако французские власти в Алжире не торопились дать ему право на пользование водой. Через год разочарований и проволочек Дюнан был доведен до отчаянья. Он испытал практически все средства, чтобы обеспечить водоснабжение, и теперь ему оставался единственный путь: подать прошение императору Франции Наполеону III. Наполеон III находился в это время в Сольферино во главе французской армии, которая вместе с итальянскими союзниками готовилась отразить вторжение австрийских войск. И Дюнан отправился в Италию.

Как приходят в жизнь человека события, которые полностью меняют ее? Стечение обстоятельств? Судьба? А может быть, в каком-то смысле человек сам создает свою судьбу, призывая те ситуации, к которым он готов и через которые должен пройти? Впереди у Дюнана были три дня, которые изменили его жизнь. В Италии он стал свидетелем одной из самых жестоких и кровопролитных битв XIX века - битвы при Сольферино (24 июня 1859). Итогом этого сражения стало 40 тысяч убитых и раненых. Дюнан пережил сильнейший шок. Когда на следующий день после битвы поднялось солнце, оно осветило самые жуткие картины, какие только можно себе представить. Тела людей и лошадей покрывали поле битвы; трупы валялись на дорогах, в окопах, в оврагах, зарослях и на открытых местах. Подступы Сольферино были буквально устланы мертвецами. Понадобилось три дня и три ночи, чтобы похоронить трупы, валявшиеся на поле битвы. Раненые, которых было, по меньшей мере, сорок тысяч, лежали в грязных кровавых лужах. Дюнан отправился в поисках штаб-квартиры Наполеона, но вместо этого он нашел тысячи тяжело раненных солдат обеих армий, в огромном количестве лежавших в церквях и на тротуарах. Не хватало врачей, которые могли бы оказать им помощь. Дюнан не смог просто так покинуть этот ад. Он оказался в это время в этом месте по чистой случайности. Он мог бы просто пройти мимо - как это и сделали многие другие. Но не смог. Может быть, именно это и отличает настоящего Человека?

В течение трех дней и ночей он занимался организацией и руководством медицинской помощи пострадавшим в битве. Здесь он стал известен под именем «человек в белом», которого чтили, чуть ли не как ангела. Имея помощниками всего несколько крестьян, он кормил людей и перевязывал им раны, пока, наконец, не прибыли несколько врачей для организации полевого госпиталя. Дюнан помогал всем - и своим, и солдатам противника - и убеждал в таком подходе остальных добровольцев. Его призыв «Tutti Fratelli» («Все мы братья») стал в дальнейшем девизом системы помощи. Является ли слабостью способность чувствовать чужую боль как свою собственную, если не острее? Или, наоборот, такое сострадание становится движущей силой, позволяющей человеку совершать, казалось бы, невозможное? Однако эти три дня он запомнил на всю жизнь.

Даже страх о судьбе бизнеса не мог вытеснить прошедшие события. Тогда он взялся за перо и начал изливать свои воспоминания на бумагу. Из них получилась книга, которая потрясла мир и заставила задуматься даже глав государств. В этой книге под названием «Воспоминание о Сольферино» он подробно описал ужасы битвы вместе с ее последствиями и обратился с призывом к благотворительным организациям, которые могли бы содействовать в оказании помощи раненым, оставаясь при этом нейтральными по отношению к конфликтующим сторонам. Его поддержала группа влиятельных людей из Женевы, которые образовали «Комитет пяти» для воплощения идеи в жизнь.

Они предложили главам правительство прислать представителей на конференцию. Дюнан посетил нескольких глав европейских государств, а затем председательствовал на первой международной конференции в Женеве по организации Красного Креста, где была составлена Женевская конвенция.

8 августа 1864 года на Конференции Международного комитета по оказанию помощи раненым эмблема Красного Креста обрела особый статус: теперь она обеспечивала защиту людям, которые ее носят, средствам передвижения, зданиям. Это было узаконено межправительственным соглашением - «Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны», подписанной 22 сентября 1864 года.

Между тем, алжирское предприятие Дюнана, которому он уже давно не уделял внимания, развалилось. В 1867 году его объявили банкротом и подвергли резкому осуждению со стороны женевской общественности. Несмотря на это, в том же году он был избран почетным членом Комитетов Красного Креста Австрии, Голландии, Швеции, Пруссии и Испании. И все же, так как одним из условий членства в МККК был определенный материальный достаток, желая избежать кривотолков, Дюнан вынужден был подать в отставку с поста секретаря Международного Комитета.

В 1871 году, во время франко-прусской войны, Дюнан основал Общество провидения, в задачу которого входила защита военнопленных; его отделения были созданы во Франции, Англии, Бельгии, Баварии, США. В 1872 году общество получило название Всемирного союза порядка и цивилизации; французское и британское отделения союза присоединились к призыву Дюнана о распространении нейтралитета на заключенных. Русский царь Александр II способствовал подготовке конференции в Брюсселе, где была разработана конвенция о ведении войны и обращении с пленными. Несмотря на катастрофическое финансовое положение, Дюнан снова помогал раненым. Он активно участвовал в снаряжении медицинских лазаретов, которые французское Общество помощи раненым отправляло на фронт. Посещал раненых в больницах Парижа. Именно по предложению Дюнана ввелись в обращение солдатские медальоны, позволяющие опознавать погибших и тяжелораненых.

С 1871 по 1874 годы Дюнан большую часть времени посвящал Всемирному альянсу. В 1874 году он стал инициатором кампании против работорговли, которая все еще процветала в отдельных частях Африки, в Египте, Турции, Афганистане. Хотя рабство в Европе запрещалось законом, в 1875 году британское Адмиралтейство предписало капитанам возвращать беглых рабов их владельцам. Как член антирабовладельческого общества Дюнан организовал энергичные акции протеста, и новые инструкции были отменены. 1 февраля 1875 года в Лондоне состоялось последнее общественное выступление Дюнана. Его материальное состояние было на нуле.

Дюнан выступал в поддержку стремления европейских евреев вернуться на родину предков в Палестину (в то время не было государства Израиль). В 1864 году он основал Международное общество возрождения Востока, целью которого было создание европейской колонии в Палестине.

После разорения в Алжире, у него осталось совсем немного материальных возможностей. Некоторое время он имел небольшой доход, позволявший ему оставаться обеспеченным человеком. Однако, вернувшись в Париж в возрасте пятидесяти трех лет, он был вынужден пополнить ряды нищих. Дюнан проводил долгие, тоскливые дни, бродя по холодным улицам, преследуемый воспоминаниями прошлого. И тогда, отвергнутый миром и забытый всеми, он снова искренне обратил свои надежды к Богу, как блудный сын из евангельской притчи. Ни бизнес, не добрые дела не могли заменить ему общение с Его Отцом.

Вскоре Дюнан вернулся в Швейцарию и начал странствовать от деревни к деревне, часто не имея и куска хлеба. Несмотря на нищету, он тщательно следил за своей внешностью, скрывая ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. В 1892 году он поселился в Хайденском приюте, где и провел остаток жизни.

Позже мир снова вспомнил о нем. После многих лет безвестности его отыскал журналист Вильгельм Зондреггер, чье интервью с Дюнаном было перепечатано многими европейскими газетами. Узнав о его бедственном положении, вдовствующая русская императрица назначила ему небольшую пенсию. Дюнан не притрагивался к этим деньгам, как и к другим денежным субсидиям, и переводил практически все деньги в Красный Крест, оставляя себе лишь минимальные средства на жизнь. В 1901 году Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира, которую он разделил с Фредериком Пасси. Возвращение из забвения и Нобелевская премия, конечно же, значили для него многое, но все это было ничто в сравнении с тем, что он снова обрел Христа. Семьи Дюнан не создал. Все средства, полученные от Нобелевского комитета, он завещал филантропическим организациям Норвегии и Швеции. Он также учредил бесплатную койку для бедных в Хайденском приюте, в котором он провел последние 18 лет своей жизни.

Страдал ли он, лишившись всего, - состояния, элементарных жизненных условий, общественного признания? Трудно сказать. Но то, что он утратил, не играло существенной роли в его жизни. Ему доводилось обедать за королевскими столами и питаться объедками с бродягами. А то, что было в ней главным, отнять у него не мог никто - вера в Бога, милосердие, сострадание, готовность откликнуться на чужое горе, способность жить ради других. Камень над его могилой украшен изображением коленопреклоненного человека, который подает воду раненому солдату.

Инна Никитина
по материалам

8 мая отмечается Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца. Это день рождения основателя Международного общества Красного Креста, швейцарского гуманиста, общественного деятеля, лауреата Нобелевской премии Анри Дюнана.

Швейцарский предприниматель и общественный деятель, Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в Женеве в состоятельной семье.

В 18 лет Дюнан присоединился к популярной в то время в Женеве евангелистской организации «Пробуждение». Позже он принимал активное участие в работе Христианской ассоциации молодежи (ИМКА).

Понимая, что средства к существованию невозможно получить одной лишь благотворительностью, Дюнан начал работать в представительстве одного из крупнейших женевских банков в Северной Африке и Сицилии. Продолжая и свою благотворительную деятельность, он основал отделение ИМКА в Алжире.

В 1859 году Дюнан решил начать собственное дело, обзавелся обширным участком земли в Алжире, где рассчитывал разводить скот и заниматься земледелием.

Во время австро‑итало‑французской войны в 1859 году Дюнан, оказавшись свидетелем сражения при Сольферино (24 июля), помогал спасать раненых. Свои впечатления он описал в книге «Воспоминания о Сольферино» (Un Souvenir de Solfrino, 1862), в которой выдвинул проект организации международного комитета помощи раненым.

Книга оказала сильнейшее воздействие на многих людей. Со всех концов Европы к Дюнану стали приходить письма. Его идеи начинают воплощаться в жизнь. В феврале 1863 года в Женеве был организован небольшой комитет по созданию добровольных обществ помощи раненым, в котором Дюнан занимал должность секретаря. Он рассылал письма правительствам разных стран, излагая свои идеи, лично встречался со многими из них. Благодаря его усилиям 26 октября 1863 года 39 делегатов из 16 стран встретились в Женеве.

Они подписали договор, известный как Женевская конвенция, в который вошли такие важнейшие положения, как гарантия неприкосновенности для тех, кто оказывает помощь, введение для этих людей опознавательного знака - красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг - как знак признательности стране, представитель которой выдвинул эти идеи).

В 1963 году вышла книга Анри Дюнана под названием «Рабство у мусульман и в Соединенных Штатах Америки».

В 1864 году Анри Дюнан, выступавший в поддержку европейских евреев, которые стремились вернуться в Палестину, основал Международное общество возрождения Востока, целью которого было создание европейской колонии в Палестине.

В поисках средств для этого предприятия Дюнан учредил в 1876 году Общество сирийской и палестинской колонизации.

Поглощенный своей гуманитарной деятельностью, он забросил свой алжирский бизнес и в 1867 году обанкротился.

В 1871 году, во время франко‑прусской войны, Дюнан основал Общество провидения, в задачу которого входила защита военнопленных; его отделения были созданы во Франции, Англии, Бельгии, Баварии, США.

В 1874 году Анри Дюнан стал инициатором кампании против работорговли, которая все еще процветала в отдельных частях Африки, в Египте, Турции, Афганистане. Хотя рабство в Европе было запрещено законом, в 1875 году британское Адмиралтейство предписало капитанам возвращать беглых рабов их владельцам. Как член антирабовладельческого общества, Дюнан организовал акции протеста, и новые инструкции были отменены.

Обанкротившийся Дюнан жил в уединении, появляясь в свете нечасто. Для сбора средств в пользу Всемирного альянса он некоторое время читал лекции в Англии. Забытый друзьями, он поселился в Южной Англии, хотя некоторое время прожил в Париже, где состоял секретарем Французского общества друзей мира Фредерика Пасси. Затем вернулся в Швейцарию и начал странствовать от деревни к деревне в поисках пропитания. В 1892 году он поселился в Хайденском приюте, где и провел остаток жизни.

После долгих лет безвестности его отыскал журналист Вильгельм Зондреггер; его интервью с Дюнаном было перепечатано многими европейскими газетами. Узнав о бедственном положении Дюнана, русская императрица назначила ему небольшую пенсию, ему было предложено сотрудничество с пацифистским журналом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Нежные сырники: все тонкости приготовления
Оладьи на молоке с разрыхлителем
Как приготовить беляши с мясом на сковороде