Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Штурм ада. Всех ли вывел из ада Христос? Зачем христос спустился в ад

: "восшел, что означает, как не то,что Он и нисходил прежде в преисподие места земли?". Согласно Библии три дня и три ночи Христос проповедовал в аду.
Вопрос: Как Господь мог проповедовать в аду,если Он ещё не воскрес? Вы ведь не верите в жизнь после смерти. Он,что проповедовал в духе?Тогда это противоречит вашему учению

Доброго вам времени суток, Юрий!

Согласно Библии Иисус Христос был реально мёртв 3 дня и три ночи, поэтому не мог никому проповедовать. Всё это время Он находился в "шеоле" (по-еврейски) или "гадесе" (по-гречески). См. http://www....там, где нет памятования о Боге или о жизни.

Давайте повнимательнее присмотримся интересующим вас стихам?

«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих»

Только ли небогатым людям пришёл благовествовать Христос, или имеются ввиду нищие духом ()?

Только ли пленных в чужой земле освобождать, или освобождать тех, кто пленён страхом смерти ()?

О реальных ли тюремных узниках идёт речь, или об узниках греха ( ; )?

Получается, что «духам, находящимся в темнице» можно понять, как... дыханиям людей, которые находились во власти греха и смерти, потому что постоянно нарушали закон, так что всякая их мысль уже была зло во всякое время.

Общий смыл текста таков: Вечносуществующий Христос постоянно находился на этой земле благодаря Святому Духу, Которым Он постоянно проповедовал о возможности спасения для любого человека, который пожелает услышать Его голос и поверить Ему, именно так Он проповедовал все дни перед потопом, вплоть до того, как закрылись двери ковчега спасения.

Получается, что данный текст не говорит ничего о том, что Христос спустился куда-то, где находятся мёртвые грешники, чтобы проповедовать им. Кстати, зачем Ему это делать, если мы знаем, что эта проповедь не принёсёт мёртвым никакой пользы? ()

Несколько иное толкование интересующего вас текста принадлежит брату Василию, но даже в этом случае видно, что речь идёт не об умерших людях. См. третий пункт на этой странице: http://www..

Следующий текст, который вы упоминаете - . На него необходимо смотреть в контексте всей главы:

«Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас. Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом ».

Видим, что Бог вскоре будут судить живых и мёртвых, т.е суд ещё не начался (по крайней мере, в момент написания этих слов суд ещё не начался, ведь именно так сказано: " вскоре судить живых и мёртвых" ) Что это значит? Живые, это понятно кто – те, кто будут жить, реально существовать во время суда. А мёртвые? Те, кто умерли до начала суда. Ведь всё человечество всегда делилось на две группы людей: 1) на тех, кто всё ещё жив, и 2) на тех, кто уже умер. Но ведь те, кто умер, когда-то были живы, правильно? Значит, могли слышать проповедь о спасении? Могли.

«Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Ибо для того и (*тем, кто уже умер) было благовествуемо (*когда они могли слышать проповедь своими живыми ушами и сердцами), чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» .

«чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» . К тем, кто когда-то был жив, звучала проповедь о любви, справдливости и долготерпении Божием, чтобы они исправили свои пути и начали бы жить не по своей плоти, а по духу , Который к ним говорил.

«Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все».

Для того, чтобы иметь возможность открыть нам с вами путь Домой (в Вечную Жизнь), Христос должен был стать человеком, как мы с вами, прожить безгрешную жизнь и умереть вместо вас, вместо меня ..., так чтобы нам с вами не пришлось столкнуться со второй смертью ( ; ) Христос должен был реально умереть, успокоиться в смерти, как всякий человек успокаивается в смерти, как это написано в Ветхом Завете ().

Что значит «преисподние места земли»? К сожалению, в нашей голове сразу срабатывает языческое мышление, рисующее нам огонь, чертей и сковородки. Однако, надо помнить, что Новый Завет написан на основе Ветхого, а в Ветхом нет ничего подобного языческому аду. Всмотритесь в то, как могли быть переведены эти три слова:

«глубочайший, самый нижний, преисподний».

«часть, доля, участь, предел, страна, сторона».

«земля (1 . почва; 2 . мир, планета; перен. человечество, люди; 3 . страна, край; 4 . суша, берег)» .

«Самый нижний предел человечества» . Что это? Смерть . Простая смерть – это самый нижний предел, до которого может дойти любой человек. За смертью ничего нет, кроме небытия. Именно об этом постоянно говорит Ветхий Завет. См. http://www.сайт/answers/r/16/305744

Христос умер, чтобы победить смерть, которая крепко держит нас всех и не даёт вздохнуть свободно. Но теперь, зная о произошедшем на Голгофе, мы вместе с Павлом можем радостно воскликнуть: «Смерть! где твое жало? Ад (*могила)! где твоя победа?» См. http://www.сайт/answers/r/16/305744

И последний текст, о котором вы спрашиваете -

"Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы".

Книжники и фарисеи, при том, что постоянно наблюдали за чудесами, которые творит Иисус, никак не хотели поверить не только в то, что Он и есть обещанный Мессия, Спаситель, но даже и в то, что Он - Пророк, поэтому однажды они приступили к Нему с просьбой о знамении, словно исцеления, Его способность верно интерпретировать книги Священного Писания, явный неземная сила Иисуса не являлись знамениями. И тогда Иисус сказал им, что для них будет особое знамение : он умрёт, три дня пробудет мёртвым, но окажется живым, как и Иона три дня был во чреве кита, но потом вышел оттуда живым. Почему Ииус вспомнил именно Иону, ведь Иона-то во чреве кита всё же был жив (в отличие от реально умершего Иисуса)? Потому, что Иисус пришёл, в частности, как Пророк и так же как Иона призывал к покаянию. Именно поэтому сказано: "ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы ".

С уважением,
Саша.

Читайте еще по теме "Иисус Христос, Его жизнь":

06 янв
  • «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет. );
  • «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Пет. );
  • «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А „восшел“ что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф. ).
  • Из пророчеств о сошествии во ад выделяют:

    • слова самого Христа, обращённые к ученикам: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи » (Мф. );
    • ветхозаветные пророчества: «Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?» (Иов. ), «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. ), «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс. ), «…медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства» (Ис. ).

    Значение сошествия во ад в христианстве

    Христианская традиция, по мнению епископа Илариона (Алфеева) , из анализа этих библейских текстов делает следующие выводы:

    1. Учение о сошествии Христа во ад является неотъемлемой частью догматического Предания Церкви;
    2. Факт самого сошествия никем из отцов церкви не оспаривался, однако существовали различные мнения о том, кто был выведен Спасителем из ада: все находившиеся там люди или только ветхозаветные праведники. Также различались и мнения о том, к кому в аду была направлена проповедь;
    3. Христос, сойдя во ад, умертвил смерть и уничтожил (разрушил) ад. В восточной традиции это понимается как полное уничтожение смерти и ада, с уточнением, что смерть и ад продолжают существовать постольку, поскольку этому способствует злая воля людей. В западной традиции крестная смерть Христа воспринимается как нанесение ущерба аду, но не его уничтожение.

    В христианстве сошествие во ад завершило искупительную миссию Иисуса Христа и явилось пределом уничижения Христа и в то же время началом его славы. Согласно христианскому вероучению, Иисус своим вольным страданием и мучительной смертью на кресте искупил первородный грех прародителей и даровал силу бороться с его последствиями их потомкам. Таким образом, учение Церкви рассматривает сошествие во ад как неотъемлемую часть искупительной жертвы Христа. Церковь считает, что души всех ветхозаветных праведников, включая Адама и Еву , были выведены Христом из ада в райские обители (где до этого времени были только Илия , Енох и благоразумный разбойник). По учению Церкви человеческая душа Иисуса в глубинах ада проповедовала и душам умерших грешников (до сошествия Христа, в аду уже вели евангельскую проповедь Симеон Богоприимец и Иоанн Креститель ).

    По апокрифическим сказаниям

    Наиболее подробно тема посещения Иисусом преисподней раскрывается в апокрифической литературе. Из данных сочинений можно выделить:

    • «Вознесение Исаии» (раннехристианская переработка иудейского апокрифа II века до н. э.). Полный текст сочинения сохранился только в эфиопской версии, но главы 6-11 сохранились также в латинской и славянской (староболгарской) версиях. Данный апокриф содержит следующий фрагмент о сошествии Иисуса Христа в ад:
    • «Евангелие от Петра » (первая половина II века) содержит описание видения стражи у гроба Христа:
    • «Вопрошания Варфоломея» (или «Евангелие Варфоломея»). Апокриф сохранился в полной версии только на греческом языке, известны также его отрывки на коптском, сирийском, латинском и славянском языках. Создание текста относится к промежутку между II и VI веками. В тексте содержится ответ Христа на вопрос апостола Варфоломея о событиях, произошедших после его крестной смерти:

    В тексте приводится также разговор между адом, смертью и Велиаром, оказавший непосредственное влияние на христианскую церковную гимнографию (данный гимнографический сюжет присутствует у Ефрема Сирина и Романа Сладкопевца).

    Евангелие от Никодима

    Наиболее полно сошествие во ад описано в апокрифическом «Евангелии от Никодима » (III век). Данный апокриф оказал огромное влияние на формирование церковного учения по данному вопросу, а также на его иконографию. В России на его основе старообрядцами был составлен апокрифический сборник «Страсти Христовы ».

    В этом сборнике в отдельной главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад » рассказывается, что «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня » и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада. Ад в рассказе является одушевлённым существом: «отвещав же ад глаголя », «рече ад ко диаволу ».

    Силы небесные, стоя перед вратами ада, многократно обращаются к нему говоря: «…возьмите врата вечная и внидет Царь Славы », а на вопрос ада кто является этим царём отвечают: «Господь крепок и силен, Господь силен в брани ». Приход Христа производит панику, и ад в страхе говорит дьяволу, называемому «треглавниче и вельзауле преокаянне », что ему пора выйти и бороться с Христом и его войском. Но дьявол в страхе отвечает: «помилуй мя аде, брате мой, не отверзай ему врат… подвигнися мене ради, аще и поруган будеши ». Но врата не выдерживают и «падоша сами » повергают ад в плач. Дьявол оказывается пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий ».

    В аде Христа встретили ликующие «святии пророцы и праведницы » и пророк Давид , играющий на гуслях и воспевающий победу Бога над адом. Все они были выведены Христом из ада.

    Богословское толкование

    Рассмотрение догмата о сошествии Христа в ад имеется в трудах ряда отцов церкви , которые рассматривали эту тему прежде всего в контексте учения об Искуплении .

    Раннехристианские авторы

    Тема сошествия Христа в ад присутствует в сочинениях христианских авторов, начиная со II века. Из ранехристианских авторов об этом писали Поликарп Смирнский , Игнатий Богоносец , Иустин Философ , Мелитон Сардийский , Ипполит Римский , Климент Александрийский , Ориген и Тертуллиан . Первые авторы в основном развивали тему воскрешения Христом ветхозаветных праведников, однако начиная с Мелитона Сардийского (ум. ок. 190 года) в богословскую традицию входит утверждение, что

    В сочинениях Ипполита Римского (ум. ок. 235 года) уже содержатся упоминания о проповеди в аду Иоанна Предтечи и о сокрушении Христом ада: «привратники ада, увидев Тебя, убоялись, и сокрушились врата медные, и вереи железные сломались, и се, Единородный вошел [туда] как душа к душам, Бог Слово одушевленное; ибо тело лежало во гробе и отнюдь не было лишено Божества; но, даже во аде пребывая, сущностью Он был со Отцом и таким образом был и в теле и во аде ».

    Ориген

    Из богословов первых веков христианства наиболее часто тема сошествия во ад присутствует в сочинениях Оригена (ум. в 254 году). Он рассматривает следующие аспекты данного вопроса:

    Особо в своём толковании на Послание к Римлянам Ориген рассматривает вопрос разрушения Христом ада и его победы над дьяволом. Он считает, что диавол был побеждён Христом и лишён своей власти, но так как только при втором пришествии дьявол должен быть повержен окончательно, то Ориген называет его «не столько царствующим, сколько разбойничающим » (лат. non tam regnari, quam latrocinari ).

    Иоанн Златоуст

    Златоуст в своих трудах неоднократно обращался к вопросу сошествия Христа во ад. Он особо подчеркивает, что сошествие Христа во ад было предсказано ветхозаветными пророками:

    Не умолчали пророки и о том, что Господь, сошедши во ад, приведет его в смущение, исполнит смятения и страха, и сокрушит твердыню его. Об этом Давид говорит так: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечныя, и внидет Царь славы (Пс. ); а Исаия говорит другими словами: врата медяная сокрушу, и вереи железныя сломлю, и дам ти сокровища темная сокровенная: невидимая отверзу тебе (Ис. ), разумея здесь ад .

    Святитель Иоанн часто возвращается к образу «медных врат » из пророчества Исаии . При этом он всегда акцентирует внимание, что Христос не «открыл врата медные », но «сокрушил врата медные ». Этим он показывает, что сошествием Христа во ад последний стал бесполезен - «…стража сделалась немощной. Где нет ни двери, ни засова, там, даже если кто и войдет, не удерживается. Итак, когда Христос сокрушит, кто другой сможет исправить? ».

    Основной идеей Златоуста является, что сошествием Христа во ад полностью была истреблена сила смерти - «Им сила смерти разрушена », но при этом замечает, что это не означает, что «истреблены грехи умерших прежде пришествия Его ». Вопрос о том, кого вывел Христос из ада, у Златоуста решается однозначно: освобождены были только те, кто веровал в истинного Бога.

    К одним из самых ярких сочинений святителя, в котором он говорит о сошествии Христа в ад, относится его «Огласительное слово на Пасху ». В нём Иоанн Златоуст в торжественной форме воспевает победу Иисуса над адом и смертью:

    Евсевий Кесарийский

    Им приводится рассказ о проповеди апостола Фаддея эдесскому царю Авгарю , в котором апостол рассказывает царю о Христе: «…Он смирил Себя и умер, как распят был и сошел во ад, сокрушил ограду, от века неразрушимую, потом воскрес и совоздвиг мертвых, почивавших от начала мира, как сошел один, а восшел к Своему Отцу с великим множеством людей ».

    Григорий Богослов

    В его знаменитом «Слове на Пасху » (которое длительное время читалось в этот праздник, пока не было замено аналогичным творением Иоанна Златоуста) он так говорит о сошествии Христа в ад и о совершенном там им деле спасения: «Сегодня спасение миру - как видимому, так и невидимому! Христос [воскрес] из мертвых - восстаньте с Ним и вы; Христос [взошел] к Себе - восходите и вы; Христос [вышел] из гробов - освобождайтесь от уз греха. Врата ада отверзаются, и смерть истребляется, и ветхий Адам отлагается, и новый совершается. Если кто во Христе новая тварь, обновляйтесь… Пасха Господня, Пасха, и снова скажу „Пасха“ в честь Троицы. Она для нас праздников праздник и торжество торжеств… ».

    В трудах Григория Богослова есть и стихотворные творения, посвященные победе Христа над адом:

    Сегодня великий Христос от мертвецов, с которыми смешался,
    пробужден, и отразил жало смерти,
    и мрачные затворы унылого Аида
    сокрушил и душам даровал свободу.
    Сегодня, от гроба воспрянув, явился Он людям,
    ради которых родился, ради которых умер и пробужден из мертвых,
    чтобы мы, возрожденные и избежавшие смерти,
    восхищены были вместе с Восходящим.
    Сегодня светозарный и великий возрадовался хор
    ангельский, воспевая победную песнь .

    Григорий Богослов. «О самом себе»

    Протестантские богословы

    Вопрос о сошествии Иисуса Христа в ад и о роли данного события в спасении им людей рассматривался и протестантскими богословами. Мартин Лютер в своей проповеди в Торгау в 1533 году , основываясь на Священном Писании , обосновал данный догмат и отметил, что вся полнота Христа (то есть и божественная и человеческая природа) сошла в ад. Догмат о сошествии Христа в ад был включён в Аугсбургское исповедание (1530 год), самый ранний из официальных вероисповедальных документов лютеран .

    После смерти Лютера среди его последователей возникли споры - к чему отнести сошествие Христа в ад: к продолжению его страданий или к триумфальному Воскресению . Для разрешения этих споров в Формуле согласия было дано следующее определение:

    Литургика

    В Православной церкви

    Тема сошествия Христа в ад широко используется Православной церковью в богослужебных текстах Октоиха , постной и цветной триодей .

    В Октоихе сошествие во ад является одной из центральных тем, которая тесно переплетается в песнопениях с крестной смертью Христа и его Воскресением :

    Богослужебные тексты цветной триоды, которые начинают использоваться с Пасхальной полунощницы, наполнены радостью Воскресения Христова, однако затрагивают тему его сошествия в ад. В цветной триоди содержится одно из самых известных песнопений на данную тему:

    В Католической церкви

    Упоминание о сошествии Христа в ад содержится в древнем Апостольском Символе веры , который широко используется в католической богослужебной и молитвенной практике:

    В толковании на Апостольский Символ веры Катехизис Католической Церкви говорит:

    В богослужении латинского обряда тема сошествия Христа в ад используется в пасхальный период . В гимне провозглашения Пасхи, который завершает Литургию Света, первую часть богослужения навечерия Пасхи, поётся:

    В день Воскресения Христова утреня Литургии часов содержит древний торжественный гимн «Восток оделся пурпуром» (лат. Auróra lucis rútilat ) в котором говорится:

    Тема схождения Христа в ад и освобождения им томящихся там душ звучит также в многочисленных пасхальных гимнах и песнях.

    Иконография

    В православной иконописи сюжет «Сошествия во ад» , сопровождаемый греческой надписью «Η ἀνάστασις», являлся одновременно изображением Воскресения Христова, что закономерно вело к его популярности и сделало обязательным сюжетом храмовой декорации. Место данной иконы в иконостасе было в 12-частном праздничном цикле, миниатюры с неё помещались на окладах напрестольных Евангелий в окружении ликов четырёх евангелистов. Иконография «Сошествия во ад» сложилась к X веку . К ранним примерам изображения Сошествия во ад относятся миниатюры Хлудовской Псалтыри (IX век).

    На иконах пишутся обломки сокрушённых Иисусом ворот и разбитые им замки (эти сломанные створки складываются в подобие креста андреевского типа). Под ногами Иисуса на поверженных вратах ада изображается Сатана , закованный в цепи, в ранних византийских миниатюрах изображённый в виде Силена . Кроме того, встречается персонифицированная человеческая фигура Ада, который также может попираться ногами Иисуса, и удерживать одновременно встающего из саркофага праотца Адама. Сам ад, как пекло, на иконах обозначается символическим разломом земли, за которым приоткрываются невидимые тайные адские бездны - мрачное пространство преисподней. Таким образом, икона обычно делится на три зоны: ад, не от мира сего, и пространство, куда выведены праведники.

    На некоторых иконах Христа окружает множество ангелов - персонификаций христианских добродетелей, которым соответствует множество бесов, олицетворяющих грехи. Их фигуры могут быть подписаны говорящими именами (к примеру, «Смирение», «Счастье», «Чистота» или же «Смерть», «Ненависть», «Неразумье») Ангелы могли держать в руках молотки - это означало, что они заковывали Сатану. Или же он может быть связан верёвками.

    Изредка этот сюжет мог совмещаться с изображением жен-мироносиц у гроба Господня , и еще реже - с изображением Страшного суда .

    1. нарративный тип, с Христом, идущим навстречу Адаму;
    2. ренессансный , со Христом, влекущим Адама за собой. Эта иконография рождается в начале IX века на базе нумизматических моделей IV-V веков, где место Христа занимала фигура императора, протягивающего руку освобождаемым пленникам;
    3. гимнологический (догматический), с фронтальным изображением Христа фронтально и прямолично, с распростёртыми руками, в ореоле света как «Солнце правды», в мандорле . Появляется с IX века, происхождение этого типа объясняется влиянием литургической поэзии и текстами служб на Великую Субботу и Пасху . Он также связан со служебными Псалтирями и Пасхальным каноном Дамаскина («Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» (Пс. ); вечерня Пасхальной службы);
    4. синтетический .

    Стоит отметить иконы двух выдающихся русских иконописцев - Рублева и Дионисия , а также фрески, в частности, в Мироже .

    Среди произведений строит отметить клеймо «Маэсты » Дуччо , картины Джотто , Себастьяно дель Пьомбо , Якопо Беллини , Фра Беато Анджелико , Алонсо Кано , Иеронимуса Босха , гравюру Дюрера , а также картину Пола Сезанна . Следует отметить, что в западном искусствознании обычно употребляется термин «Христос в лимбе » (Christ in Limbo), точно обозначая конкретный круг ада, куда спустился Иисус. На этих полотнах Иисус либо склоняется над провалом в земле, либо (в ранних произведениях, а также средневековых миниатюрах), ад изображен в виде пасти гигантского левиафана , наполненной людьми.

    Сошествие в ад в других культурах

    Бог или герой , спускающийся в подземное царство, чтобы вернуть оттуда умершего, - хорошо известный сюжет античной мифологии:

    Здесь внове был тогда я,
    Когда нисшел могучий Посетитель,
    Победоносным знаменем сияя.
    С ним отошли Адам, наш прародитель,
    И Авель , сын его, и Моисей ,
    Народа вождь и Господа служитель,
    Ной , Авраам , Давид - пример царей…
    А ведать надо, что до тех святых
    На свете не было души спасённой.

    Данте Алигьери. «Божественная комедия »

    В искусстве

    Литература Кинематограф

    См. также

    Примечания

    1. Ад (Энциклопедия «Религия»)
    2. Пасха - путь из ада, или почему в Православной Церкви нет иконы Воскресения Христа
    3. Епископ Иларион (Алфеев). (Новый Завет, апокрифическая литература, раннехристианская гимнография)
    4. Епископ Иларион (Алфеев). Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции (Богословская значимость догмата о сошествии Христа во ад)
    5. Успенский Л. А. Воскресение Христово // Журнал Московской патриархии, 1996 г № 4-5
    6. Сошествие во ад. Информационный сайт Казанской епархии
    7. Рай // Нюстрем Э. Библейский энциклопедический словарь (историко-религиозный), 1868 г.
    8. Евангелие от Никодима
    9. Цитируется по: Епископ Иларион (Алфеев). Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции (Апокрифическая литература)
    10. Евангелие от Петра (сохранившийся отрывок)
    11. Здесь и далее цитаты по изданию: Страсти Христовы . Единоверческая типография, 1901 г.
    12. Епископ Иларион (Алфеев). Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции
    13. Мелитон Сардийский. О душе и теле и страстях Господних
    14. Цитируется по Епископ Иларион (Алфеев). Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции (Восточные Отцы II-III веков)
    15. Тертуллиан. О душе . 55
    16. Ориген. Против Цельса . 2,43
    17. Ориген. Беседы на Книгу Бытия . Гл. 15
    18. Ориген. Беседы на Матфея-Евангелиста . 12,13
    19. Ориген. Толкование на Послание к Римлянам . 5,1
    20. Иоанн Златоуст. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог
    21. Иоанн Златоуст. Беседа о кладбище и о кресте
    22. Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея-Евангелиста
    23. Иоанн Златоуст. Огласительное слово на Пасху
    24. Евсевий Кесарийский. Церковная история . 1, 13.
    25. Григорий Богослов. Слово 45:1-2 .
    26. Юджин Клуг. «Происхождение Формулы Согласия » (Дискуссия о сошествии Христа в ад)
    27. «Он также сошел в преисподнюю и воистину воскрес в третий день » (Аугсбургское исповедание, артикул III: О Сыне Божьем)
    28. Формула Согласия. IX, 4
    29. Жан Кальвин. Наставление в христианской вере (глава XVI. О том, как Иисус Христос ради нашего спасения исполнил миссию Посредника, и о его смерти, воскресении и вознесении)

    Батюшка, скажите, где в Писании можно найти строки о том, что Спаситель вывел из ада всех праведников и покаявшихся? Спаси Господи.

    Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

    О сошествии Спасителя в ад говорит св. апостол Петр: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению (1Пет.3:18-20). Об этом же в других словах тот же св. апостол пишет в следующей главе Соборного послания: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1Пет.4:6). Некоторые древние и новые экзегеты указание на сошествие Спасителя в ад видят и вПослании св. апостола Павла к ефесянам: Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф.4:8-10). На этих свидетельствах Священного Писания основано догматическое учение Церкви о сошествии Иисуса Христа по смерти и до воскресения в ад (преисподнюю) для проповеди Евангелия дохристианскому человечеству. Св. апостол передает состояние Спасителя по смерти на Кресте словами быв умерщвлен по плоти, но ожив духом. Этому точно соответствует пасхальное песнопение «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». По верованию Церкви проповедь Спасителя в аде была предварена там проповедью о Нем великим Пророком и Предтечей Иоанном. Это выражено в тропаре Предтече: «…Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость».

    Спускался ли Иисус в ад? Проповедь Христа духам. Толкование Послания Петра 3:18-21

    Как мы уже отметили, богословы многих христианских конфессий считают, что Иисус после смерти проповедовал в аду. Свою позицию они подтверждают текстом из послания апостола Петра: «Находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:19). Действительно, похоже… Однако здесь мы видим лишь факт сошествия куда-то Иисуса и Его проповедь духам, находящимся в темнице . Теперь давайте, как и в случае с притчей о богаче и Лазаре, попытаемся проанализировать слова Петра.

    Для начала нам необходимо отбросить все предубеждения и стереотипы. Ведь в том числе из-за них впала в заблуждение молодая христианская церковь. Представьте, что вы ничего не знаете ни о проповеди Иисуса в аду, ни о муках в аду грешников. Слова Петра мы с вами будем соотносить не с мудрствованиями человеческими, а со Словом Божьим - другими текстами Священного Писания. Вот так целиком выглядит законченная мысль апостола:

    «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал , некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя , во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды . Так и нас ныне подобное сему образу крещение , не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:18-21).

    Если убрать художественную составляющую, то речь Петра можно сформулировать так: «Христос за нас умер, но воскрес и взошел на небеса Духом Божьим. Тем же Духом Он ранее спускался на землю и через Ноя проповедовал людям, находящимся в узах греха. Тогда 8 человек послушались Ноя и спаслись от воды и водою. Так и теперь проповедь, имеющая логическим завершением крещение, в воды которого погребается грех, спасает людей через Христа».

    В пользу правильности такого толкования послания Петра можно привести массу аргументов. Так, если предположить, что первая часть фразы апостола о проповеди духам не связана со второй - днями Ноя , тогда текст развалится, потеряется его целостность и смысл. Но ведь невозможно, чтобы Петр нес околесицу и Бог допустил бессмыслицу в Своем Слове. Значит, проповедь осуществлялась именно во времена Ноя . Таким образом, в тексте очевидна связь между проповедью (1 Пет. 3:19), днями Ноя (1 Пет. 3:20) и крещением (1 Пет. 3:21).

    В таком случае здесь логична и отчетливо видна проводимая Петром аналогия между: с одной стороны - проповедью непокорным и потопом, во время которого они погибли, и восьмью людьми, послушавшими призыв Бога и спасшимися этой же водою; а с другой стороны - Евангельской вестью нам с последующим водным крещением , ведущим к спасению .

    Если же предположить, что проповедь Иисуса была адресована мертвецам времен Ноя, то разве мог Петр ее сравнить с вразумлением и крещением живых верующих? Разве в аду возможно погребение в воде греха и спасение водой? Конечно, нет. Отсюда следует, что Петр ведет речь о проповеди Духа Христа живым людям времен строительства ковчега, из которых только восемь человек послушались и спаслись. Так и нас ныне (см. 1 Пет. 3:21) проповедь спасает через веру в Иисуса и крещение водою .

    Также задумайтесь, если Христос проповедовал каким-то непокорным духам, то получается, что Иисус не только забрал из ада в рай праведников, как считают многие верующие (напомним, что, согласно ветхозаветному Писанию, все люди, включая даже героев веры, после смерти попадали в ад; см. главу «Ад, преисподняя. Понятие смерти» ), но еще пытался и вразумить непокорных грешников. Иначе зачем Ему было Им проповедовать? Неужели Он по результату такой проповеди кого-то из непокорных забрал из ада, а тех, кто не вразумился, пожурил и оставил там на вечное страдание? Почему духи названы непокорными , если кому-то из них хватило всего одной проповеди, чтобы кардинально изменить свою позицию и спастись ? В любом случае, тогда здесь описана не проповедь , а самый настоящий суд: кого-то Иисус по результатам беседы решил помиловать и взять на небо, а кого-то наказать. Почему такой важный суд нигде больше не упоминается в Библии?

    Далее давайте ответим на вопрос: если после Своего распятия Христос на самом деле проповедовал умершим, то почему Он обращался лишь к духам , которые были во дни Ноя? Ведь и до Ноя, и после него на земле жило много людей, которые хотели бы знать истину и спастись. Где справедливость? Почему только для современников Ноя была дана такая возможность – быть забранными Иисусом на небо? Почему великого пророка Давида, жившего после Ноя, Иисус не забрал в Небесное царство, а оставил в аду? О том, что псалмопевец не восшел на небо, в том числе и после воскресения Христа, прямо говорит текст Нового Завета:

    «Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели … Он, быв вознесен десницею Божиею … Давид не восшел на небеса » (Деян. 2:32-34).

    Неужели пророк Божий не был удостоен того, чтобы Иисус его забрал из ада? Налицо отсутствие логики и противоречие библейских текстов в таком их толковании. Ответ на эти вопросы будет найден, если увидеть в рассказе Петра не проповедь мертвецам с последующим «освобождением» некоторых из них из ада, а аналогию между спасением семьи Ноя через послушание предупреждению Божьему и спасением людей через принятие Иисуса и последующее крещение (см. также Ин. 3:5).

    А в приведенном выше тексте из 2 главы книги Деяний апостолов речь идет о том, что Божий пророк Давид, как и все умершие люди, за исключением ряда воскрешенных, о которых отдельно говорит Библия, пока не восшел на небеса , а спит после смерти в аду - могиле, дожидаясь Второго Пришествия Христа.

    В этой книге мы уже не раз говорили о важности исследования библейских стихов без их отрыва от контекста повествования, а также о необходимости в некоторых случаях прочтения всего послания, в котором находится «спорный» текст. Пользу от такого изучения Библии можно наглядно продемонстрировать на примере исследуемого нами отрывка 1 Пет. 3:18-21 . Если внимательно читать это послание с первой главы, то становится очевидной уверенность Петра в том, что Дух Христа и ранее проповедовал живым верующим. Рассуждая о принесенном Иисусом спасении, Петр говорил своим современникам христианам:

    «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков , которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов » (1 Пет. 1:10,11).

    Именно эта мысль повторяется в исследуемом нами отрывке 1 Пет. 3:18-21 , где речь идет о проповеди Духа Христа через Ноя людям о предстоящем потопе.

    О том, что Иисус всегда присутствовал на земле и принимал участие в жизни людей, говорят многие стихи Священного Писания (см. Кол. 1:16 , Ин. 1:1,10,14 , Ин. 8:25 , Ин. 17:5 , Рим. 9:5 , Евр. 1:8-12 , 1 Кор. 10:4,9).

    Иисус и сегодня с нами:

    «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6 , см. также 2 Тим. 4:22 , Филим. 1:25 , Рим. 8:9,10).

    Стоит отметить, что под Духом Иисуса в 1 Пет. 3:18,19 Петр мог подразумевать Духа Святого. Тогда словосочетание ожив духом можно толковать, как «ожил с помощью Святого Духа». Посмотрите, в Послании к Евреям говорится практически о том же.

    «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:14).

    А проповедь Христа духом тогда будет означать проповедь Иисуса людям посредством посланного Им Духа Святого.

    «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он , быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то (Святого Духа. – Прим. авт.), что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2:32,33).

    «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26).

    «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго » (Ин. 20:22).

    «Когда же приидет Он, Дух истины … Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое ; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (

    17 Сошествие Христа в ад

    . .

    Библейское описание ада . .

    . Природа смерти . Аргументация

    верующих в воскресение Христа . Аргументация противников воскресения Христова .

    ? Вознесение Христа на Небо .

    Каким образом совершилось освобождение древних праведников , древних людей ?

    И каково значение воскресения Христова для людей ?

    Учение о сошествии Господа в ад

    Священное Писание прямо говорит, что сразу после смерти Господь сошел в ад.

    Первый текст: « Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда

    непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения

    ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Петр. 3, 19-20).

    Христос после смерти сошел в темницу к духам в ад проповедовать там

    воскресение. Чтобы увериться в том, что это были умершие люди, обратимся к книге

    Бытия: « Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны

    Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [ их] себе в жены, какую

    кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками;

    потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле

    исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям

    человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6, 1-

    Второе место, которое говорит о сошествии Господа в ад: « Сего, по определенному

    совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных,

    убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было

    удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он

    одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился

    язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде

    и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты

    исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Мужи братия! да будет позволено с

    дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его

    воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о

    воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.

    Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян. 2, 23-32).

    Как Господь мог одновременно быть и в аду, и в раю?

    « И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»

    (Лк. 23, 43). Господь вездесущ: « Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес

    Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13).

    Божеством он ввел покаявшегося разбойника в рай, а душой был в аду. Есть еще

    одно место, в котором говорится о власти Господа над смертью и адом: « Ибо Христос для

    того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми»

    (Рим. 14, 9). Чтобы утвердить Свою власть над мертвыми, Он сошел в ад: « И когда я

    увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и

    сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во

    веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1, 17-18). Об этом же говорит

    послание апостола Павла: « А " восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил

    прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех

    небес, дабы наполнить все» (Еф. 4, 9-10).

    Основание церковной молитвы за умерших мы находим в посланиях апостола

    Павла к Ефесянам и к Римлянам.

    В Ветхом Завете не все спаслись .

    Допотопные люди, как и сейчас, могли спасаться, могли и гибнуть. Какие люди

    вошли в Царствие Небесное после сошествия Христа в ад? Те, кто при жизни раскаялся,

    кланялся Единому Богу, желал жить по заповедям (поступать по совести). До воскресения

    Христа все умершие попадали в ад, в том числе ветхозаветные праведники, и никто не мог освободиться, лишь Христос освободил праведников - людей, живших по совести и

    раскаявшихся.

    « Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на

    день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам

    его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, -

    жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются

    неправде, - ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-

    первых, Иудея, [ потом] и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему

    доброе, во- первых, Иудею, [ потом] и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2, 5-11).

    Эллины - это древние язычники, которые спасались, если не поклонялись идолам,

    жили по совести (по толкованию святителя Иоанна Златоуста).

    Библейское описание ада .

    Ад описывается, например, в Книге пророка Исайи: « Ад преисподний пришел в

    движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя

    Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В

    преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается

    червь, и черви - покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю,

    попиравший народы. А говорил в сердце своем: " взойду на небо, выше звезд Божиих

    вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты

    облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

    Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: " тот ли это человек,

    который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал

    города ее, пленников своих не отпускал домой?" Все цари народов, все лежат с честью,

    каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь,

    как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, - ты, как

    попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил

    народ твой: во веки не помянется племя злодеев» (Ис. 14, 9-20).

    Наиболее подробное описание ада содержится в Книге пророка Иезекииля. Здесь

    речь об аде не в смысле наказания, а в смысле заключения душ.

    « В двенадцатом году, в пятнадцатый [ день того же] месяца, было ко мне слово

    Господне: сын человеческий! оплачь народ Египетский, и низринь его, его и дочерей

    знаменитых народов в преисподнюю, с отходящими в могилу. Кого ты превосходишь?

    сойди, и лежи с необрезанными. Те падут среди убитых мечом, и он отдан мечу; влеките

    его и все множество его. Среди преисподней будут говорить о нем и о союзниках его

    первые из героев; они пали и лежат там между необрезанными, сраженные мечом»

    (Иез. 32, 17-21).

    Это место показывает, что в преисподней обсуждают вновь поступивших.

    « Там Ассур и все полчище его, вокруг него гробы их, все пораженные, павшие от

    меча. Гробы его поставлены в самой глубине преисподней, и полчище его вокруг гробницы его, все пораженные, павшие от меча, те, которые распространяли ужас на земле живых» (Иез. 32, 22-23).__ 4

    В аду души лежат в символических гробницах, они расположены вокруг

    родоначальников народов. Праведники располагались в особом месте, они видели Бога,

    поэтому и наполнялись некой радостью - даже в аду.

    « Так Елам со всем множеством своим вокруг гробницы его, все они пораженные,

    павшие от меча, которые необрезанными сошли в преисподнюю, которые

    распространили собою ужас на земле живых и несут позор свой с отшедшими в могилу.

    Среди пораженных дали ложе ему со всем множеством его; вокруг него гробы их, все

    необрезанные, пораженные мечом; и как они распространяли ужас на земле живых, то и

    несут на себе позор наравне с отшедшими в могилу и положены среди пораженных»

    (Иез. 32, 24-25).

    Люди, проливающие чужую кровь в земной жизни, сохраняют это желание и после

    смерти, их ненависть остается с ними (мечи под головами).

    « Там Мешех и Фувал со всем множеством своим; вокруг него гробы их, все

    необрезанные, пораженные мечом, потому что они распространяли ужас на земле

    живых. Не должны ли [ и] они лежать с павшими героями необрезанными, которые с

    воинским оружием своим сошли в преисподнюю и мечи свои положили себе под головы, и осталось беззаконие их на костях их, потому что они, как сильные, были ужасом на

    земле живых. И ты будешь сокрушен среди необрезанных и лежать с пораженными

    мечом. Там Едом и цари его и все князья его, которые при всей своей храбрости

    положены среди пораженных мечом; они лежат с необрезанными и сошедшими в могилу.

    Там властелины севера, все они и все Сидоняне, которые сошли туда с пораженными,

    быв посрамлены в могуществе своем, наводившем ужас, и лежат они с необрезанными,

    пораженными мечом, и несут позор свой с отшедшими в могилу. Увидит их фараон и

    утешится о всем множестве своем, пораженном мечом, фараон и все войско его,

    говорит Господь Бог. Ибо Я распространю страх Мой на земле живых, и положен будет

    фараон и все множество его среди необрезанных с пораженными мечом, говорит

    Господь Бог» (Иез. 32, 26-32).

    Мешех - предок славян, Фувал - предок грузин. Обратите внимание: фараон, придя

    в ад, сможет сам всё увидеть. Церковное предание утверждает, что души умерших с 9-го

    по 40-й день осматривают ад, поэтому Церковь сугубо молится за новопреставленного

    человека. Смысл в том, чтобы человек понял, к чему приводит грех, видя следствие греха.

    В аду - гниль и черви, а также черная бездна, тьма: « Прежде нежели отойду, - и

    уже не возвращусь, - в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак

    тени смертной, где нет устройства, [ где] темно, как самая тьма» (Иов. 10, 21-22);

    « Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Зачем5

    приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал

    бы, и мне было бы покойно с царями и советниками земли, которые застраивали для себя

    пустыни, или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои

    серебром; или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света. Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника.

    Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего» (Иов. 3, 11-19).

    Бог есть свет: « Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5). Свет (Бог)

    приходит во тьму (ад), и ад как место тьмы исчезает, ад разрушается. Суть ада в

    невидении Бога. Слово «ад» происходит от греческого «адес» - невидимое. Библия

    понимает его конкретно - как невидимую область, куда сходит Господь. Подробности

    сошествия Христа в ад содержатся в одах Соломона, послании апостола Варнавы, древних

    апокрифах (Евангелие Петра - II век, Евангелие от Никодима - IV-V века), проповеди о

    Кресте священномученика Ипполита Римского (начало III века), «Книге о ересях» святого

    Иринея Лионского, в сочинении митрополита Илариона (Алфеева) «Христос - губитель

    ада» и ряде других текстов. Все эти тексты говорят некие общие вещи, рассказывают о

    диалоге с Сатаной, который сначала радуется приближающемуся Христу, но, когда видит

    Его в ярком свете, начинает паниковать, говоря, чтобы закрыли дверь и ни в коем случае

    не пускали Иисуса Христа.

    Что происходило после сошествия Христа в ад .

    Как говорит святитель Иоанн Златоуст, ад - это место бессилия, это место на

    границе бытия. Душа человека умершего, не возрожденного таинствами, - это бессильная

    душа, потому что она разъедена ничем не сдержанными страстями. Ад - это место

    безнадежной тоски, о мучениях же Библия ничего не говорит. Грешники мучаются огнем

    неутолимых желаний. А настоящие мучения начнутся только после конца мира.

    После прихода Христа в ад разворачиваются следующие события.

    1. Сатана не хочет пускать Христа в ад.

    2. Христос врывается в ад и разоряет его, врата ада падают. И из-за этого падения

    на земле случилось землетрясение. Это подробно описано в 106-м псалме: « Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего. Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих: ибо Он сокрушил врата медные и вереи

    железные сломил» (Пс. 106, 10-16).

    3. Ангелы подводят ко Христу Сатану.

    4. Христос спрашивает Сатану, по какому праву тот смел протянуть руку к Христу,

    ведь Он не сделал никакого греха. За это Сатана лишается своего обычного

    местопребывания.

    5. Христос связывает Сатану узами вечного мрака и бросает его на тысячу лет в

    подземелье.

    6. Христос говорит с мертвецами живыми устами, и они просыпаются.

    7. Христос будит праведников ото сна и всех, кто не был идолопоклонником и жил

    по совести, забирает их с Собой в Царствие Небесное.

    8. Из самых глубин ада он за руку выводит Адама и Еву, говоря Адаму: «Зачем ты

    так далеко убежал от Меня?»

    9. Христос воскрешает нескольких праведников. По преданию, это были

    Мелхиседек, Иов, пророк Даниил, три отрока, Симеон Богоприимец и два его сына.

    Господь их воскрешает, чтобы они на земле рассказали о победе над смертью. Они

    умирают в день Вознесения, чтобы вместе с Господом войти в рай. У Евангелиста Матфея

    есть подтверждение воскресения праведников: « И гробы отверзлись; и многие тела

    усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и

    явились многим» (Мф. 27, 52-53).

    Воскресение из мертвых Христа Спасителя .

    Господь - источник нетления, и Он явил нетление людям: « Открывшейся же ныне

    явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и

    нетление через благовестие» (2 Тим. 1, 10).

    С этого момента причастники Тела Господня могут иметь нетленные тела как знак

    будущего воскресения. Самый удивительный пример нетления у нас в России - это мощи

    преподобного Александра Свирского, которые практически полностью нетленны и весят

    16 килограмм. У Преподобного сохранился даже естественный цвет кожи. В Библии

    описан случай, когда мертвец вступил в соприкосновение с костями пророка Елисея и

    воскрес: « И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище,

    [ погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся

    костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13, 21).

    Примеров чудес от костей святых очень много, потому что это прообраз будущего

    воскресения

    Почему тело Иисуса Христа было нетленным ?

    По причине ипостасного единства Богочеловека смерть не смогла разрушить его

    Личность. В момент смерти Христа душа от тела отделилась, но Божество неразделимо, и

    через божественную природу связь души и тела сохранялась. В момент воскресения

    происходит обрушение третьей преграды между Богом и людьми - преграды смерти

    (преграда природ рушится воплощением, преграда греха - на Кресте). Смысл воскресения

    Христова подробно описан в первом послании Коринфянам (1 Кор. 15).

    Почему Христос воскресает в первый день недели? Христос воскресает в первый

    день недели, потому что начинается новая Вселенная. В тот же самый день, когда Бог

    сотворил Вселенную, Он ее вновь зарождает через Христа, потому что Он - тот же Бог,

    тот же Иисус, Который простер небеса при сотворении, возобновляет Вселенную в тот же

    день.

    Почему Христос был распят в пятницу ?

    В этот день был создан человек. Животные были сотворены утром, а человек

    сотворен днем. И в то же время, когда был сотворен человек, Христос был распят на

    Кресте.

    Почему Господь лежал в могиле в субботу ?

    Суббота - день покоя. Тождество дней творения и дней искупления указывает на

    тождество Делающего.

    Почему неизвестно, в какой момент воскресает Христос?

    Восьмой день Творения - это вступление Вселенной в вечность, а вечность не

    описывается временем. Поэтому момент воскресения остается тайной и не описывается

    никем. Даже ангелы не видели, как Иисус воскрес из мертвых: Он посылает ангела уже

    воскресший в теле. И с этого момента начинается новая Вселенная. Христос воскресает в

    день принесения снопа нового урожая, Он - первенец из мертвых. Жертва урожая

    начинается на Пасху, а заканчивается в день Пятидесятницы.

    Когда начнется воскресение ?

    Оно уже началось. В момент воскресения начинается преображение неба и земли.

    По воскресении наших тел процесс воскресения Вселенной завершится. Святой Григорий

    Нисский в IV веке говорил, что, согласно философии, все тела состоят из атомов, и у8

    каждого атома есть своя энергия, и вот эта энергия скрыта, она обычно не проявляется. Но

    в день воскресения Бог повелит этой энергии, и она раскроется и выжжет смерть на

    атомарном уровне. Откроется ядерная энергия, - и это было сказано в IV веке.

    Насколько же прогрессивная вещь - Православное богословие! В IV веке

    рассказывалось о ядерном синтезе. Бог воскресает в том же самом теле, но уже

    преображенном, Он проходит через Плащаницу. Солдаты были неприятно удивлены,

    когда узнали, что они охраняли пустую гробницу. Существует «Кембриджская рукопись»

    (начало V века), в ней сказано, что ангел буквально забросил камень на вершину гроба.

    Гробницу охраняла римская стража из 16 человек, четверо из которых непосредственно

    стояли у входа в гробницу, остальные 12 были у костра, но все они не имели права спать.

    Сколько ангелов было в гробнице? Символизм воскресения.

    Ангелов было много: один сидел на камне от гробницы (для внимательных евреев

    бесспорен символ крышки ковчега Завета), а два других сидели внутри лицами друг к

    другу (Лк. 24, 4). Если в Ветхом Завете самым главным предметом была крышка от

    чистилища (очищения), то в Новом - самым главным местом считается Престол. Престол

    Символ Гроба Господня. Напрестольные покрывала означают пелены.

    Почему женщина первой услышала весть о воскресении?

    Женщина первой была наказана, но женщина первой была и благословена.

    Почему гроб находился в саду ?

    Сад праведного Иосифа - символ сада Эдемского.

    Природа смерти .

    Смерть - это личное существо, падший ангел: « И смерть и ад повержены в озеро

    огненное. Это смерть вторая» (Откр. 20, 14). Это всадник с косой. Смерть возникает как

    результат проклятья: « Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не

    увидит смерти вовек» (Ин. 8, 51). Христиане умирают, а смерти не видят: дух смерти к

    ним не приходит. Они уже отрезаны от жизни и привязаны к Небесам.

    Аргументация верующих в воскресение Христа .

    1. Пустой гроб.

    2. Наличие склеившихся пелен, оставшихся на месте (если бы тело было украдено,

    то украли бы его вместе с пеленами).

    3. Явление воскресшего Христа

    4. Чудеса, которые связаны с воскресшим Господом (власть над демонами, над

    смертью).

    Аргументация противников воскресения Христова.

    1. История воскресения - выдумка от начала до конца. Однако факты,

    подтверждающие воскресение, описаны у Иосифа Флавия в «Иудейских древностях».

    2. Самый древний аргумент, он описан еще в Евангелии: тело Христа было

    украдено из гробницы. Этот аргумент приводится в иудейском антихристианском

    документе «Тольдот Иешу» (VI век по Рождестве Христовом), в ряде ссылок «Талмуда».

    В чем нелепость этой версии? Например, мы видим, что не был организован розыск.

    Найти апостолов было не так сложно. В Римской империи все допросы велись под

    пытками, и, если бы Тело действительно было украдено, стражники не смогли бы не

    рассказать, где Оно спрятано. Но допроса не было. Как в христианских, так и иудейских

    документах нет ни одного упоминания, что апостолов кто-либо пытался юридически

    обвинить в факте кражи тела. Пилату все точно доложила охрана, начальником стражи

    был сотник Лонгин. 13 человек из 16 (стража) взяли деньги - плату за молчание о

    воскресении. Сотник Лонгин входил в число трех, кто не взял денег: он уверовал во

    Христа и стал проповедником, а вскоре был казнен в городе Кесарии.

    Представьте себе такую картину. Спят 16 человек римской охраны (в то время в

    римской армии полагалась смертная казнь за сон на посту), в это время к ним

    подкрадываются некие люди, сдирают печати, совершенно бесшумно перемещают

    двухтонный камень на верх гробницы (более трех метров вверх), бесшумно берут тело и

    прямо на месте начинают сдирать окровавленные пелены, затем сворачивают и аккуратно

    кладут их на место, причем придают им форму тела. Потом забирают Тело, прячут

    неизвестно куда и говорят всем, что Христос воскрес из мертвых, чтобы гарантированно

    получить за это смертную казнь. Очень «логичное» объяснение. Целая цепь нелепостей.

    3. На третий день в гробнице был Христос, а женщины пришли не к той гробнице,

    вместо ангела они видели юношу, а описание воскресения - позднейшая вставка.

    Итак, женщины могли заблудиться? Могли. И ученики могли? И ученики могли.

    Но могли ли заблудиться первосвященники? В день Пятидесятницы в Иерусалиме

    крестилось более 3000 человек. Первосвященников прямо обвиняют в смерти Христа.

    Если бы Тело Христа было, его бы показали народу, но тела не было. Есть древний текст

    времен императора Тиберия, найденный в 60-х годах XX века, в котором сказано, что за

    кражу мертвецов из гробниц предусматривается смертная казнь. Из этого следует, что10

    Пилат написал докладную записку в Рим и, чтобы оправдать себя, уверял, что тело

    украли.

    4 Гроб пуст, потому что у Христа был обморок, и Христос сам ушел из гробницы.

    Это версия Давида Штрауса, сейчас ее поддерживает ряд мусульманских

    организаций. Развитие этой версии есть у Дэна Брауна в книге «Код да Винчи»: якобы

    Христос со своей женой Марией Магдалиной уехал во Францию или в Кашмир. Что будет

    с человеком, если его в обмороке плотно и герметично закатать в ткань и положить в

    непроветренную холодную гробницу с температурой около 0 ºС? Этот человек все равно

    умрет. Максимум, что мог тогда сделать обморочный, - это свалиться вниз. Вспомним,

    что Христу пробили копьем сердце (шла кровь и вода). Но даже если представить, что Он

    после этого выжил, остается одно препятствие - двухтонный камень, который нужно

    отвалить изнутри.

    5. Иисус превратил свое тело в газ и просочился. Так считают Свидетели Иеговы.

    Может ли газ кушать? Газ, воздух не обладают способностью кушать. А Христос

    многократно ел и пил с апостолами. Можно ли пощупать газ? Можно ли пальцы вложить

    в газовые раны? Иеговисты объясняют это тем, что Христос воскрес духом: « Так и нас

    ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу

    доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3, 21), но там не сказано,

    что Он Воскрес в духовном теле, без плотского тела. Само слово «воскресение»

    предполагает восстановление того, что упало. И Христос говорит апостолам в 24-й главе

    Евангелия от Луки, что имеет кости и плоть. Многие священники израильские (на момент

    Второго Храма их было 18 000 человек) поверили в воскресение Христа. Об этом

    говорится в Деяниях апостолов, в Новом Завете. И вплоть до XIX века во многих

    священнических иудейских родах передавалась информация о том, что Иисус

    действительно воскрес.

    Что сделал Господь после воскресения ?

    « Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными

    доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием»

    (Деян. 1, 3).

    Из этого видно, что Христос учил о тайнах Царствия Божия.

    Дары воскресшего Христа: 1) Крещение (Мф. 28, 1-19; Мк. 2, 16); 2) понимание

    Писания; 3) обещание даров Святого Духа.

    Вознесение Христа на Небо. На 40-й день Христос возносится на Небо. Для нас весть о вознесении Христа - это

    весть о том, где находится наша Родина: « Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь

    ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие,

    сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 1-11).

    Нравственные требования вытекают из факта воскресения Христова. Христиане

    имеют жизнь на небе со Христом, они мертвы для мира сего._

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Шейные позвонки человека и жирафа
    Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
    Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога