Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Осложненные предложения примеры. Понятие об осложненном предложении

Осложненное простое предложение

Глава 1.1. Общие вопросы теории осложненного предложения. 2

§ 1.1.1. Понятие осложненного предложения. Осложнение семантическое и синтаксическое. 2

§ 1.1.2. Отличие осложненного предложения от неосложненного. Признаки осложненного предложения. 3

§ 1.1.3. Виды осложнения. Осложнение конструктивное и неконструктивное. Дополнительная предикативность и внутрирядные отношения. 4

Глава 1.2. Дополнительная предикативность. Ее разновидности. 5

§ 1.2.1. Понятие дополнительной предикативности. Основные разновидности 5

§ 1.2.2. Полупредикативность. 6

§ 1.2.3. Дополнительная глагольная предикативность. 7

§ 1.2.4. Дополнительная предикативность и члены предложения. 7

Глава 1.3. Внутрирядные отношения. Их основные проявления. 8

§ 1.3.1. Ряд как синтаксическая конструкция. Понятие внутрирядных отношений. 8

§ 1.3.2. Виды рядов. Однородные члены предложения. Ряды с неоднородными членами. 8

§ 1.3.3. Пояснение и его разновидности: собственно пояснение, включение, уточнение. 9

§ 1.3.4. Аналоги рядов, создаваемые производными предлогами с сопоставительно-выделительными отношениями. 10

Глава 1.4. Союзные конструкции, осложняющие простое предложение. 11

§ 1.4.1. Конструкции с параллельными членами (трехчленная союзная конструкция) и конструкции без параллельных членов. 11

§ 1.4.2. Конструкция с союзом «как» в значении «в качестве». 12

§ 1.4.3. Конструкции со сравнительными союзами. 12

§ 1.4.4. Конструкция без параллельных членов. Вторичная союзная связь 13

Глава 1.5. Коммуникативное осложнение. 14

§ 1.5.1. Вставочные конструкции. Их отношение к осложнению.. 14

§ 1.5.2. Обращение. 15

Литература . 16

Глава 1.1. Общие вопросы теории осложненного предложения

§ 1.1.1. Понятие осложненного предложения. Осложнение семантическое и синтаксическое

Термин «осложненное предложение» можно считать традиционным. В традиционном синтаксисе обычно описываются различные виды осложнения, но не определяется общее понятие осложненного предложения. И это совершенно закономерно: осложненное предложение и нельзя было определить обобщенно, поскольку под осложнением понимались очень разные синтаксические явления. К осложненным предложениям относили такие предложения, в которых имеются относительно самостоятельные синтаксические конструкции и обороты: обособленные члены предложения, уточняющие члены предложения, однородные члены, сравнительный оборот, вводные слова и другие вводные компоненты, вставки, обращения и некоторые другие. Не последнюю роль в том, что принималось во внимание при отнесении предложения к осложненному, играла пунктуация: если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное.

Важную роль в развитии теории осложненного предложения сыграли многочисленные работы проф. А.Ф. Прияткиной, на которые мы и будем опираться в объяснении данного явления. Полное описание осложненного предложения содержится в учебном пособии А.Ф. Прияткиной «Синтаксис осложненного предложения». – М., 1990.

Прежде всего, надо определить отношение осложненного предложения к синтаксическим единицам – к простому или сложному предложению. С одной стороны, осложненное предложение может представлять собой очень сложное образование, насыщенное конструктивно и семантически не менее сложное, чем полипредикативное образование. Например: Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец мужеством в бою (К. Симонов). Предложение осложнено однородными членами с союзом «если не – так», бессоюзными рядами однородных членов и двумя пояснениями: «он, комиссар» и пояснительной конструкцией с обобщающим словосочетанием «всем другим». Другой пример:

С другой стороны, несмотря на конструктивную и семантическую сложность, осложненное предложение – это предложение с одним предикативным центром (в нашем примере «он должен был стать вровень»), осложнение происходит в пределах простого, монопредикативного предложения. Следовательно, вопрос об отношении данного явления к синтаксическим единицам решается однозначно: это предложение простое, а не сложное, грамматической полипредикативности, главного признака, отличающего сложное предложение от простого, в осложненном предложении нет.

Чтобы определить осложненное предложение как особое синтаксическое явление, надо установить, к какому синтаксическому аспекту относится понятие «осложнение», какой синтаксический аспект имеется в виду. Существует осложнение семантическое, т.е. семантическая полипропозитивность: предложение является семантически осложненным, если содержит более одной пропозиции. Сравним два примера: 1) Ее новое платье было всеми замечено. – 2) Ее смущение было всеми замечено. В первом предложении одна пропозиция, заключенная в предикативной конструкции и неприсловном распространителе: «платье было всеми замечено» («замечено» - предикат, «всеми» - субъектный актант, «платье» - объектный актант). Во втором предложении две пропозиции: кроме той, которая является общей с первым предложением (заключенной в предикативной конструкции), есть вторая, выраженная предикатным словом «смущение» и распространяющей это слово словоформой «ее»: «ее смущение» - она смутилась. Таким образом, второе предложение семантически осложненное, но формально-синтаксического осложнения здесь нет, в формально-синтаксическом отношении оно ничем не отличается от первого предложения. Сопоставим с приведенными предложениями еще одно: Смутившись, она замолчала. В этом предложении две пропозиции («она замолчала», «смутившись» - она смутилась), т.е. предложение семантически осложненное, полипропозитивное, а кроме того, здесь есть осложнение формально-синтаксическое, которое проявляется в синтаксическом отношении дополнительной предикативности: деепричастный оборот находится в двустороннем отношении – он относится не только к сказуемому («замолчала» - почему? – смутившись, потому что смутилась; связь деепричастия с глаголом-сказуемым – примыкание), но и к подлежащему, и это отношение оформляется интонационным выделением. Другой пример: На столе лежали цветы и подарки. В этом предложении нет семантического осложнения, предложение содержит одну пропозицию, заключенную в предикативном ядре: предикат «лежали», субъектный актант – «цветы» («подарки»), обстоятельственный актант – на столе». В формально-синтаксическом отношении это предложение следует считать осложненным: здесь есть особые синтаксические отношения – координативные, выраженные сочинительным союзом «и». Рассмотрим еще один пример: По-моему, вы ее не любите. В предложении есть вводное слово, интонационно выделенное. Традиционно предложения с вводными словами считаются осложненными. Действительно ли это так? Для чего употребляется вводное слово? Оно выражает модусное значение, которое относится к семантическому аспекту высказывания, передавая отношение говорящего к содержанию высказывания (в данном случае авторизация, представление говорящим высказывания как «своего», совмещается с персуазивностью, выражением некатегоричности). В грамматическом, формально-синтаксическом аспекте вводное слово «по-моему» никакой роли не играет.

Таким образом, осложнение простого предложения – явление синтаксическое, грамматическое, и как таковое оно имеет свои отличительные признаки.

§ 1.1.2. Отличие осложненного предложения от неосложненного. Признаки осложненного предложения

Простое предложение может быть достаточно распространенным, но при этом не иметь признаков осложнения. Например: В кабинете ярко горели две большие лампочки под стеклянными абажурами. Предикативное ядро предложения - «две лампочки горели», все остальные словоформы представляют собой присловные распространители («ярко горели», «большие лампочки», «лампочки под абажурами », «стеклянными абажурами») и детерминант «в кабинете», относящийся ко всему предикативному ядру.

А.Ф. Прияткина выделяет следующие признаки, отличающие осложненное предложение от неосложненного:

1. В неосложненном предложении есть только такие синтаксические позиции, которые выражаются словоформами : это компоненты предикативного ядра, присловные распространители, включающиеся в предложение как компоненты словосочетания (в приведенном примере такие словоформы выделены), а также детерминанты, распространяющие предложение в целом и выражающие связь с предложением словоформой (в данном примере детерминант «в кабинете»).

В осложненном предложении есть особые синтаксические позиции: распространитель вводится в предложение непосредственно, а не через словосочетание, или позиция дублируется, то есть предложение содержит два (и более) подлежащих, дополнений и др. Например: В кабинете, тесно заставленном книгами , ярко горели две большие лампочки. В предложении есть компонент, введенный в него непосредственно, занимающий особую синтаксическую позицию полупредикативного члена. Следовательно, данное предложение является осложненным. Другой пример: В нашем городе зимой, особенно в январе , очень часто бывает гололедица. Выделенный компонент создает осложненное предложение, поскольку происходит дублирование синтаксической позиции обстоятельства («зимой, особенно в январе»).

2. Неосложненное и осложненное предложения различаются синтаксическими отношениями. В неосложненном предложении существуют синтаксические отношения двух видов: предикативные (отношение между подлежащим и сказуемым) и субординативные (отношения присловного распространителя к главному слову, детерминанта к предложению).

В осложненном предложении обязательно присутствуют синтаксические отношения других видов: координативные, полупредикативные, пояснительные и др. В двух последних примерах такие отношения есть: полупредикативные («тесно заставленном…» по отношению к существительному) и пояснительные («зимой, особенно в январе»).

Простые предложения могут быть осложнены и не осложнены. Способы осложнения могут быть различны.

1. Предложения, осложнённые однородными членами

Однородными называются два или более членов, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову и, следовательно, выполняют одну и ту же синтаксическую роль. Например: Американские, европейские и российские предприниматели активно взаимодействуют между собой.
Однородными могут быть все члены предложения. Однородные члены являются равноправными и не зависят друг от друга.
Они могут быть распространёнными: Снег тихо шёл и таял на тёплой земле; и нераспространёнными: Снег шёл и таял.
Однородные члены отделяются друг от друга запятой. Когда однородные члены разделяются запятыми, а когда нет, смотрите в разделе: «Пунктуация».
Нам бы хотелось ответить здесь на очень сложный вопрос, какие определения называются неоднородными. Неоднородные определения:
- характеризуют предмет с разных сторон, например: В углу стоял старинный немецкий рояль ;
- одно из определений относится к словосочетанию слово + другое определение, например: Осенний тихий сон природы (осенний относится к словосочетанию тихий сон);
- не обладают интонацией перечисления;
- часто относятся к различным разрядам прилагательных;
- их нельзя соединить союзом И: Старый немецкий стол (стол не может быть с одной стороны старым, а с другой – немецким)

Употребление предлогов с однородными членами

Предлог повторяется
- Если однородные члены соединены повторяющимися и сопоставительными союзами, например: Большую недостачу испытывали колхозы в те времена и в машинах, и в тягле, и в инвентаре, и в людях; Он старался не столько для собственного благополучия, сколько для блага общего дела.
- Если отсутствие предлога может вызвать неясность в понимании предложения, например: Учебники по литературному чтению и по литературе доставили в школьную библиотеку (если бы не было предлога, можно было подумать, что привезли один вид учебника, а не два).
- При значительном распространении однородных членов, например: Пыль толстым слоем лежала на столе, обитом зелёным сукном, на кожаном диване с широкой спинкой, на старом кресле.

Предлог не повторяется в интересах благозвучия, если следующее слово начинается с того же согласного звука, которым выражен предлог, например: Раскатывали брезентовые рукава к пруду или колодцу.

Ошибки в употреблении однородных членов

a) Соединение вещественно несопоставимых понятий, например: покраснел от смущения и от бега; в сравнении с вечностью и Монбланом . В художественных текстах такие сочетания используются для создания комического эффекта.
b) Лексическая несочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом, например: В ходе прений был внесён ряд предложений и замечаний (замечания не вносят, а делают).
c) Не сочетаются в качестве однородных членов родовые и видовые понятия, например: В нашем магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и вин (второе включает в себя первое).
d) Ошибкой считаются конструкции, в которых управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов, например: Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.
e) Не сочетаются в качестве однородных членов разнородные морфологические категории такие, как существительное и инфинитив, например: Мы приняли обязательства: улучшать качество продукции, снижение себестоимости, повышать производительность (следовало во всех случаях использовать одну форму либо инфинитив, либо существительное).
f) При наличии в предложении обобщающего слова однородные члены должны с ним согласовываться в падеже, например: Информация эта распространяется в различных изданиях: газеты, журналы, книги (ср.: в различных изданиях: газетах, журналах, книгах).
g) Не следует соединять как однородные синтаксические элементы члены предложения (причастные и деепричастные обороты) и придаточные предложения, например: Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным; Отец, вздохнув и очевидно смущённый, весьма скоро прервал свою речь .

2. Предложения, осложнённые обособленными членами

Обособленными, т. е. выделенными запятыми, называются второстепенные члены предложения (они могут быть выражены одним словом или группой слов), выделенные по смыслу и интонационно. Обособляться могут любые второстепенные члены предложения. Обычно они: имеют большую смысловую самостоятельность, чем необособленные члены; содержат какое-то добавочное сообщение и логически подчёркиваются; уточняют и конкретизируют мысль, высказанную главными членами; вносят в предложение экспрессивную окраску.
Например: Действия, предпринятые вчера , дали положительный результат; Мальчик, выше меня ростом , уверенно шёл вперёд; Кроме нас, в доме никого не было; Мы стояли, глядя на то , как фирму разрывают на части, и не могли ничего сделать.

3. Сравнительные обороты

Сравнительные обороты выражают сравнение, сопоставление, отождествление и представляют собой часть простого предложения, не являются отдельным членом предложения, несут в себе значение признака предмета или признака действия: Нарциссы, словно слитки серебра , мерцали из цветущего ковра. Они тоже обособляются, т. е. выделяются запятыми.

4. Предложения, осложнённые словами, не являющимися членами предложения

Это предложения с обращениями и вводными словами.
Обращением называется слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. Обращение всегда обособляется запятыми. Например: Марья Ивановна , приглашаем Вас на концерт, который состоится 24 января.
Вводные слова (словосочетания, предложения) – это слова, выражающие отношение говорящего к высказыванию: К несчастью , мы проиграли.

5. Предложения, осложнённые вставными конструкциями

Вставные конструкции - это слова, словосочетания, предложения, связанные с содержанием предложения и содержащее дополнительную информацию, попутно сделанные замечания, поправки, уточнения. Они обладают особой интонацией, могут пояснять как всё предложение, так и его часть, ставятся в середине или конце предложения, не указывают на источник сообщения, эмоции. На письме вставные конструкции выделяются скобками, иногда тире. Например: Он (Павел Иванович ) был взволнован.

К основным признакам осложнённого предложения относится:

Большая информационная насыщенность,

Интонационная осложнённость,

Наличие полупредикативных отношений в блоке "определяемое слово и обособленный член предложения".

По характеру осложняющих конструкций выделяют :

Простые предложения, осложнённые однородными членами,

Простые предложения, осложнённые обособленными членами,

Простые предложения, осложнённые вводными словами и выражениями,

Простые предложения, осложнённые вставными конструкциями, простые предложения, осложненные обращениями.

Простое предложение, осложнённое однородными членами.

Однородными называются такие члены предложения , которые находятся в одинаковых грамматических отношениях с одним и тем же членом предложения, отвечают на один и тот же смысловой вопрос, выполняют одну синтаксическую функцию, объединены друг с другом сочинительной связью.

Сочинительная связь - это формальное выражение определенных синтаксических отношений: соединительных, сопоставительных, противительных, разделительных . Сочинительная связь выражается или сочинительными союзами, или интонацией (т.е. без союзов): Он ей казался добрым, храбрым, мужественным и великодушным . С такою землёю пойдешь на жизнь, на труд, на праздник и на смерть .

Интонация однородности характеризуется однотипностью произношения всех членов ряда, одинаковой высотой произношения каждого однородного члена предложения - это интонация перечисления.

Сравните:

а) Его лицо, как всегда, беззаботно весело (интонация однородности отсутствует);

б) Его лицо, как всегда, беззаботно, весело (интонация однородности есть) или

а) Дома улицы залиты светом (интонация однородности отсутствует);

б) Дома, улицы залиты светом (интонация однородности есть).

Однородными могут быть все члены предложения: И пусть под знаменем науки союз наш крепнет и растет - 1 ряд однородных членов (сказуемые). Наука возникла и развивалась потому, что человечество любознательно и разумно (из газет) - в первой части ряд однородных сказуемых, во второй части - ряд однородных обстоятельств. Я хочу, чтобы наши жены, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не ярлык, неформу , а обыкновенных людей - во второй части сложного предложения, равного по своей структуре простому предложению, представлены 2 ряда однородных членов предложения - однородные подлежащие и однородные дополнения.

Однородные члены предложения характеризуются следующими признаками:

1) имеют одну и ту же синтаксическую позицию в предложении, иначе, выполняют одинаковую синтаксическую функцию;


2) связаны с одним и тем же, общим для них, членом предложения, по отношению к которому выполняют одинаковую смысловую роль. Поэтому к ним можно задать один и тот же вопрос;

3) соединены или могут быть соединены сочинительным союзами;

4) произносятся с особой интонацией однородности, или перечисления;

5) однородные члены предложения могут выражаться одной и той же частью речи (внимание! выражение однородного члена одной и той же частью речи не обязательно, т.к. однородные члены предложения могут выражаться разными формами).

Союзы, связывающие однородные члены предложения:

Выделяют три основных разряда :

1. Соединительные союзы : (собственно-соединительные - и, да, ни-ни, как-так и - выражают перечислительные отношения без указания градации в значимости понятий, названных однородными членами); градационно-соединительные - не только - но (и), не то чтобы-но и (а и), не столько - сколько - выражают перечислительные отношения всегда с подчёркиванием большей значимости понятия, названного вторым однородным членом); присоединительные - да и, также, а также - присоединяемый член содержит в себе добавление к основному сообщению). Например: Воздух был чистый и свежий. Нас интересуют не только количественные, но прежде всего качественные показатели. Студенты, а также студентки пришли на занятия…

2. Противительные союзы а, но, да (в значении но ), однако, зато,хотя - выражают противопоставление, сопоставление, несоответствие и возмещение.

При противопоставлении эти союзы связывают члены предложения, называющие противоположные, антонимичные понятия. При сопоставлении члены называют понятия совместимые, не исключающие друг друга. При несоответствии члены выражают понятия несовместимые, противоречащие друг другу. При возмещении недостаточность в каком-либо отношении понятия, названного одним членом, восполняется другим. Например: Победит человечность, а не злоба. Лицо у него некрасивое, но приятное. Эта теория холодна, но учит добывать тепло. Он был бедно одет, но зато напомажен.

3. Разделительные союзы или, либо, то-то, не то, не то, то ли, то ли - выражают отношения взаимоисключения или чередования предметов, явлений, признаков. Врачей либо ругают, либо превозносят до небес. Спутник шел со своей планетой, то сближаясь, то отдаляясь.

Однородные и неоднородные определения:

Определения, относящиеся к одному слову, могут быть однородными и неоднородными.

Для однородности определений необходимо учитывать смысловые моменты:

1) однородные согласованные определения обозначают отличительные признаки сходных предметов: Имена победителей не заслоняют в народной памяти имен героев июльских, августовских боёв. Ранние лучи ярко освещали розовые, жёлтые, золотые тыквы;

2) определения называют различные признаки одного и того же предмета, но предмет характеризуется с одной стороны: Любил Чапаев сильное, решительное, твердое слово. Со стороны болота донесся странный резкий, болезненный крик;

3) в художественном стиле однородными могут быть определения, характеризующие предмет с разных сторон, при этом объединяющим признаком может служить этом некое общее понятие: С бледным , покривившимся лицом он вдруг вскочили схватил себя за голову, (общее - «изменившимся от волнения»). На небе кое-где неподвижные, серебристые облака («внешний вид»). Он ответил хриплым, придушенным голосом («простуженным»);

4) однородными являются художественные определения - эпитеты: Его бледно- голубые , стеклянные глаза бегали из стороны в сторону;

5) прилагательное и следующий за ним причастный оборот обычно выступает в роли однородных членов предложения: Пустое, запорошенное снегом поле откатывалось назад.

Обобщающие слова при однородных членах предложения:

Член предложения, который является общим обозначением родового понятия для всех стоящих при нём однородных членов, называется обобщающим словом (ОС) . Однородные члены предложения, связанные с ним, раскрывают его смысл: В комнату для приезжих были внесены вещи Степана Аркадьевича: мешок, ружье в чехле, сумка для сигар . Между обобщающим словом и ОЧП устанавливаются пояснительные отношения (можно подставить слова - а именно, как-то ). Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и относящиеся к нему однородные члены.

В роли обобщающих используются слова, обозначающие широкие понятия: Голоса ребят доносились отовсюду: и справа, спереди, слева. Обобщающее слово - выделенное наречие . Ничто не шевелилось: ни одна травинка, ни один лист.- отрицательное местоимение . Все : и отец, и мать, и свита, и старая тетка - разошлись по своим углам. - субстантивированное местоимение.

Обобщающие слова могут быть выражены цельными словосочетаниями и фразеологизмами: Все человечество Каштанка делила на две неравные части: на хозяев и заказчиков. - Обобщающее слово выражено словосочетанием. Он был мастер на все руки : слесарь, столяр плотник и даже механик. - Обобщающее слово - фразеологизм.

(Внимание! Предложения с однородными членами долгое время не выделялись в самостоятельную синтаксическую категорию, а рассматривалось как слитное предложение, т.е. как результат слияния двух или более предложений.

Этой точки зрения придерживались Н.И. Греч, А.Х. Востоков и Ф. И. Буслаев. Термин "однородные члены предложения" был впервые введён А.М.Пешковским. Однако длительное время и А.М. Пешковский, и его последователи формально понимали явление однородности, смысловой момент в отношениях не учитывался).

Понятие об обособлении. Предложения с обособленными членами.

Обособлением называется смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придать им больший смысловой вес в сравнении с другими членами предложения.

Сравните :

1) Грозно потемневшее небо освещалось вспышками молний.

2) Небо, грозно потемневшее , освещалось вспышками молний. (В первом предложении интонационное членение совпадает с грамматическим, 2 интонационных отрезка являются группами из состава подлежащего и сказуемого. Во втором предложении обособленный член - определение, выраженное причастным оборотом, поясняет подлежащее).

(Внимание! Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения).

Выделяют две группы обособленных членов :

1) собственно-обособленные ,

2) уточняющие, поясняющие, присоединительные .

Условия обособления - это те факторы, которые благоприятствуют смысловому и интонационному выделению членов предложения. На обособления влияют синтаксические, морфологические, семантические условия.

Синтаксические условия обособления:

1. Порядок слов: как правило, обратный (Постпозитивная позиция обособлений).

2. Степень распространённости второстепенного члена - чем больше объем члена предложения, тем легче отделяется интонацией от остальной части предложения и приобретает значение добавочного сообщения.

3. Дистантное положение члена предложения по отношению к поясняемому слову - связь члена предложения, отделённого от поясняемого слова другими словами, т.е. расположение дистантно, ослабляется. Это создает благоприятные условия для обособления.

4. Уточняющий, поясняющий, присоединительный характер члена предложения. При уточнении обособленный член предложения ограничивает объем понятия, названного уточняемым словом. При пояснении обособленный член предложения является вторым наименованием к первому. При присоединении обособленным членом предложения выражается дополнительное, попутное замечание, даются какие-либо добавочные сведения. Например: В заливчике, метрах в десяти от берега , плавает утка (уточнение). Отец не баловал Асю, то есть не нянчился с нею (пояснение). Некоторые люди, особенно писатели , любят интересные истории (присоединение).

Морфологические условия обособления:

Морфологическое условие - это выбор определённой грамматической формы слов или употребление служебных слов. Деепричастия, краткая форма прилагательного, выступающая в функции определения, сочетания со сравнительными союзами (сравнительные обороты), некоторые сочетания с предлогами обычно образуют полупредикативные синтаксические единицы, поэтому обособляемые.

Семантические условия обособления:

Отсутствие или наличие тесной смысловой и синтаксической связи между второстепенным членом предложения и тем словом, к которому он относится, иногда обусловливается семантикой поясняемого слова. Чем конкретнее, определённее лексическое значение слова, тем менее оно нуждается в распространении, тем слабее связь с ним второстепенных членов, которые поэтому легко обособляются.

Обособленные определения.

Обособленные определения бывают: а) согласованные; б) несогласованные.

а) Обособление согласованных определений зависит от степени их распространённости, места, занимаемого по отношению к определяемому существительному, морфологической природы определяемого слова.

Обособляются :

1) распространённое определение, выражённое причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого существительного: Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра.

2) два нераспространённых определения, стоящие после определяемого существительного (обычно если этому существительному предшествует ещё одно определение): А театр осаждало людское море, буйное, напористое.

3) одиночное постпозитивное определение, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение (указывает на состояние, причину): Алёша, задумчивый, направился к отцу.

4) определение, оторванное от определяемого существительного другими членами предложениями, что усиливает их полупредикативную роль: Вдруг вся степь всколыхнулась и, охваченная ослепительным голубым светом , расширилась.

5) определение, стоящее непосредственно перед определяемым словом (собственным именем!), если, помимо атрибутивного значения, имеет также обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное…): Увлечённая книгой , Тоня не заметила, как кто-то перелез через гранитный выступ.

6) определение, относящееся к личному местоимению, вследствие их синтаксической несочетаемости, не позволяющей образовать словосочетание: Не хотелось ей , бедной , подстригаться.

б) Обособление несогласованных определений связано со степенью их распространённости (объёмом обособляемой группы), морфологическим их выражением, лексическим значением определяемого слова, синтаксическими условиями контекста.

Обособляются :

1) несогласованные определения в форме косвенных падежей существительных (обычно с предлогами), если они содержат добавочные сообщения и выражают полупредикативные отношения: Жасминовый куст, весь в белом цвету, мокрый от росы, был у самого окна.

2) несогласованные определения, выраженные предложно-падежной формой при собственном имени, при личных местоимениях, при названиях лиц (по степени родства, профессии, должности: Афанасий Лукич, без шапки, с растрёпанными волосами , бежал впереди всех. Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого. Сотский, со здоровой палкой в руке , стоял сзади него.

3) распространённые несогласованные постпозитивные определения, выраженные сравнительной степенью имени прилагательного: Сила, сильнее его воли , сбросила его оттуда. Короткая борода, немного темнее волос , слегка оттеняла губы и подбородок.

Обособленные приложения.

Обособляются :

1) распространённое приложение, выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (чаще в постпозиции): Муж её, банковский работник , открыл новое отделение.

2) нераспространённое приложение, относящееся к нарицательному существительному, если последнее имеет при себе пояснительные слова: Он остановил коня, поднял голову и увидел своего корреспондента, дьякона.

3) приложение, выраженное нарицательным существительным и относящееся к собственному имени, если стоит в постпозиции; препозитивное приложение обособляется в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение: Сегодня в обед Кулига, табельщик, рассказывал о французских электротехниках. Прославленный разведчик , Травкин оставался тем же скромным и тихим юношей, каким был при их первой встрече.

4) приложение, выраженное собственным именем лица, если служит для пояснения или уточнения нарицательного существительного (перед ним можно поставить слова - а именно - : Старший брат Вани Земнухова, Александр , был по профессии типографский рабочий.

5) приложение, относящееся к личному местоимению: Весёлый южанин , он в самую трудную минуту мог всех рассмешить: рассказывал марсельские анекдоты, прыгал, куролесил.

6) приложение, присоединяемое к определяемому слову союзом как (с причинным значением), словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом.

Обособленные дополнения.

Обособляются дополнения, выраженные падежными формами имён существительных с предлогами или предложными сочетаниями (кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением ), имеющие значение включения, исключения, замещения : Настроение экипажа, сверх обыкновения , было приподнятое.

Обособленные обстоятельства.

Морфологически они выражаются:

а) деепричастиями или деепричастными оборотами;

б) предложно-падежными формами имён существительных;

в) наречиями.

Обособляются :

1) обстоятельства, выраженные деепричастием (деепричастным оборотом), выступающие также в роли второстепенного сказуемого: Муромский, соблазнясь хорошею погодою , велел оседлать куцую свою кобылу. Недалеко заухал филин, и Ласка, вздрогнув , стала прислушиваться.

2) обстоятельства, выраженные предложно-падежными формами имён существительных обособляются факультативно: это зависит от смысловой нагрузки обособляемого члена (сочетания нескольких обстоятельственных значений): Петя, после полученного им решительного отказа , ушёл в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал (к значению времени присоединяется значение причины). С приближением неприятеля к Москве , взгляд москвичей на своё положение не только не сделался серьёзнее, но, напротив, ещё легкомысленнее (к значению времени присоединяется значение уступки).

3) обстоятельства, выраженные наречиями и носящие характер попутного замечания: Музыка, по-прежнему , долетала до нас. Миша опустил книгу и, не сразу , тихо встал.

Предложения с вводными конструкциями. Виды вводных конструкций.

Кроме главных и второстепенных членов предложения, в простом предложении встречаются слова и группы слов, которые не являются членами предложения и не вступают в синтаксические связи. К таким относятся вводные и вставные конструкции .

Общее значение таких осложняющих конструкций :

а) значение их имеет добавочный характер по отношению к основному содержанию простого предложения;

б) осложняющие компоненты характеризуются относительной обособленностью строения и особой интонацией, передаваемой на письме запятыми, скобками, тире.

Вводными называются грамматически не связанные с членами предложения слова и сочетания слов, которые выражают различную оценку говорящим высказываемой мысли, указывают на связь её с другими сообщениями, характеризуют способ оформления мысли и т.п.

Вводными называются такие слова и выражения, которые не являются членами предложения и грамматически не связаны с главными и второстепенными членами предложения. Они служат для выражения отношения говорящего и высказывания; встречаются чаще всего в начале предложения: На мой взгляд , внешность этого человека соответствовала его специальности. По рассказу охотников , там всегда водится белка.

Значение вводных слов и сочетаний:

1. Модальная оценка сообщений , которой говорящий выражает: уверенность-неуверенность в истинности высказываемой мысли: бесспорно, конечно, подлинно, действительно, безусловно, несомненно, вполне очевидно, без всякого сомнения, возможно, вероятно, по всей вероятности, кажется, казалось бы, по-видимому, может быть : Конечно, мы успешно закончим обучение в институте… Возможно , мы успешно закончим институт.

2. Эмоциональная оценка сообщений , т.е. выражение говорящим чувства радости, удовольствия, сожаления, огорчения, удивления по поводу высказываемой мысли: к счастью, к радости, к удовольствию, к несчастью, к стыду моему, удивительное дело, странное дело : Странное дело , все пришли на занятия. К радости , все пришли на занятия.

3. Оценка сообщаемых фактов с точки зрения их обычности : бывает, случается, по обыкновению, по обычаю, как всегда, как водится, как бывает : Студенты, как водится , успешно выдержали испытания. Иные из них, случается , имеют задолженности.

4. Указание на источник сообщения : по-вашому, по преданию, по слухам, по словам (кого-то), по моим расчетам, говорят, передают : По-моему , она прилежная студентка. Сегодня, говорят , будет солнечная погода.

5. Призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание к высказываемой мысли, вызвать определенное отношение к сообщаемому: видите (ли), вообрази (те), позволь (те), согласитесь, представь (те), заметь (те), знаете (ли). Вообразите , сегодня будет снег. И вдруг, представьте , из лесу вышел медведь.

6. Способ оформления мысли , выражение ее экспрессивного характера: словом, одним словом, иными словами, честно говоря, смешно сказать, с позволения сказать, по правде, по-настоящему. Короче говоря, дело было так. Кроме шуток , мне очень интересно.

7. Связь мыслей , отношения между частями высказывания: наконец, однако, правда, значит, следовательно, во-вторых, кстати, между прочим, точнее : Между прочим , прозвенел звонок. Во-первых , нужно запомнить терминологию.

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М.: Просвещение, 1978.

2. Грамматика русского языка. - М: Просвещение, 1954, 1960. - Т. 2.- Ч. 1 и 2.

3. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке.- М.: Просвещение, 1974.

4. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. - М.: Просвещение, 1970.

5. Русская грамматика. - М.: Просвещение, 1980.- Т. 2.

6. Современный русский язык / Под. ред.В.А. Белошапковой.- М.:Просвещение, 1981.

7. Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов.- М.: Просвещение, 1987.

8. Современный русский язык / Под ред. Н.М.Шанского.- М.: Просвещение, 1981.

9. Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Фёдоров. - М.: Просвещение, 1978.

10. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. - Ч. 2.- Синтаксис. -М.: Просвещение, 1979.

11. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке.- М.: Просвещение, 1980.

Осложнено Определение Обособление Пример
1. Однородные члены предложения члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом обычно обособляются друг от друга запятыми. Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишиневе, и в Псковской губернии.
2. Определения второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков? и под.

Прилагательные или местоимение с зависимым словом и без;

Причастие или причастный оборот;

Редко числительное

обособляются определения, стоящие после определяемого слова или относящиеся к личному местоимению. 1) Дорога, мощенная булыжником , поднималась на вал (обособленное определение)

2) По природе стыдливая и робкая , она досадовала на свою застенчивость (обособленное определение, относящееся к местоимению)

3) На серебряном от инея окне за ночь хризантемы отцвели (необособленное определение)

3. Приложения определение, выраженное сущ-ным, которое дает другое название, которое характеризует предмет (Мороз-воевода дозором обходит владенья свои). обособляются:

Любые при личных местоимениях,

Распростра-ненные приложения после определяемого слова;

С союзом как

Вместо запятой ставится тире, если приложение стоит в конце предложения

1) Вот оно, объяснение .

2) Могучий Лев , гроза лесов, лишился силы.

3) Вы, как инициатор , должны играть главную роль.

4) Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов.

4. Дополнения второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей как обособленные дополнения условно рассматриваются обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо и др. 1) Я ничего не слышал, кроме шума листьев .

2) Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.

5.

Обстоятельства

второстепенный член предложения, который место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? обособляются всегда:

Деепричастия и деепричастные обороты;

Несмотря на + сущ.

1) Улыбаясь , он заснул.

2) Проводив товарищей , Тоня долго стояла молча.

3) Несмотря на морковный румянец , она была миловидна.

6. Обращения и вводные конструкции Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью.

Вводные конструкции – слова, СЧ и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (не/уверенность, чувства, источник высказывания, порядок мыслей, способы выражения мысли)

Выделяются запятыми.

Вводные конструкции могут обособляться с помощью скобок или тире.

1) Зима, кажется (конечно, по сообщению синоптиков, во-первых), будет снежная.

2) Однажды – не помню почему - спектакля не было.

3) Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна.

4) О первый ландыш , из-под снега ты просишь солнечных лучей.

7. Уточняющие члены предложения Уточняющие члены предложения - те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые, члены предложения.

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени.

В роли уточняющих членов часто выступают и определения.

Выделяются запятыми. Могут вводиться словами то есть, или (= то есть), иначе, именно и т.д. Впереди, у самой дороги, горел костер.

Гроза началась вечером, часу в десятом .

Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста, в длинной, до пят , шинели.

Алгоритм действий.

Иногда бывает очень трудно найти то, что требуется в задании. Возможно, поможет следующий алгоритм, который ориентируется на знаки препинания (в задании В5 необходимо найти обособленные, то есть выделенные запятыми, члены предложения).

1. Исключи те предложения, где нет знаков препинания.

2. Выдели основы и исключи те предложения, где все знаки препинания отделяют основы друга от друга.

3. В остальных предложениях попытайся порассуждать, почему проставлены те или иные знаки препинания: однородные члены, причастные или деепричастные обороты, вводные слова и т. д.

Разбор задания.

Среди предложений найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

Выделяем основы:

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно , зачем он , обычный слесарь , ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал , и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка . Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно , показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения .

Итак, исключаем предложения № 6 и 8, где отделяются запятыми однородные члены предложения.

В предложении 10 запятые выделяют деепричастный оборот и грамматические основы. Исключаем и его.

В предложении № 9 выделяются запятыми деепричастный оборот и уточняющее обстоятельство (тоненько (как именно?) по-женски).

Остается предложение № 7. В круглых скобках представлена вставная конструкция, две запятые обозначают границы грамматических основ. Остается обособленное обычный слесарь , которое и является обособленным распространенным приложением (является существительные, указывает на признак, имеет зависимое слово обычный).

Таким образом, выписываем номер предложения 7 .

Потренируйся.

1. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Сегодня то и дело звучат голоса новых пророков о том, что пора остановить опыты, научные эксперименты, что не в меру дерзкая любознательность привела человечество к пропасти: стоит сделать всего лишь один неверный шаг – и вся цивилизация рухнет в бездну.

(2) Давайте вспомним античные мифы, в которых аккумулируется древняя мудрость землян. (3) Несмотря на пестроту мифологических сюжетов, красной нитью в них проходит мысль о пределе человеческих возможностей. (4) Да, человек может многое, но далеко не все.

2. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным (-и) согласованным (-и) приложением (-ями). Напишите номер (-а) этого предложения.

(1) В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2) Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на тощей, но рыбной речушке Сисявы. (3) В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына – Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок. (4) Два дня пролетели в один миг; мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения.

3. Среди предложений 1 –9 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.

(1) Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (2) Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (3) Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (4) Но она не учитывает одного: люди – это не бездушные фигурки, подчиненные фатальной воле гроссмейстера. (5) Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (6) Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (7) Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: «Все, мужики, прекращаем бойню! (8) Мы проиграли!» (9) На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Информационный портал по безопасности
Noize MC:
Ёлка - Вот это, да! (NEW). Кто сказал, что ёлка и кошка - это несовместимо? Елка кто сказал