Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Типы подчинения в спп

Рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП - это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров) ». Здесь и далее обозначается главная часть, круглыми - зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства) ». При этом важно правильно определить предложений, где нужно поставить запятые.

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Пример

Последовательное

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Параллельное (неоднородное)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Однородное

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию) ». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х), (когда…).

При однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными - примеры это подтверждают - напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3 » . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая - причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть - изъяснительная, вторая - цели.

Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части - 2-я и 3-я - относятся к одному слову, отвечают на вопрос "что?" и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и , перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).

В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы - правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов - а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».

СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках) 2 , и подумала] 1 , (что теперь придется бросить учебу) 3 , (что ее надежды на новую жизнь не оправдались) 4 ». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х, (которое…),… Х ], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1 , (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения) 2 , (где суетились люди) 3 и (кипела работа) 4 )». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х ], (за которым …), (где…) и (…).

Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными - примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) - когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, "[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 ". Второй вариант: "[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 ". При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет - отсутствует. Вернемся к первому примеру: "[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 " . Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом "то".

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Задание 75. Прочитайте информацию о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и ответьте на вопросы, данные после таблицы 10.


Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и шапки. (В.Г. Короленко) СП с параллельным подчинением Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.

Когда рассвело, мы обнаружили, что находимся на острове. СП с однородным подчинением Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению. , (), (), (), (). Было интересно наблюдать, как напружинился котенок, как он прижал уши, как зверек метнулся за птицей, как мягко приземлились лапки, увы, пустые. СП с параллельным и последовательным подчинением (комбинированное подчинение) Одни придаточные последовательно подчиняются друг другу, другие – параллельно, однородно или неоднородно. (Если), то , (как) и (как). Если ему во время обычной утренней прогулки приходилось встречаться со знакомыми, то прохожие за несколько кварталов слышали, как кричит комендант и как дружно вслед за ним лают его мопсы. (А.И. Куприн)

Задание 76. Выучите информацию о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и на отдельном листе воспроизведите таблицу 10, заменяя предложенные примеры своими.

Задание 77. Подчеркните грамматические основы предложений, квадратными скобками обозначьте главные предложения, круглыми – придаточные. Укажите тип подчинения.

1) Мы, замерев, слушали, как свободно лились итальянские кантилены, как отрывисто гремели песни басков, как ликовала вся в звоне труб и пороховом дыму «Марсельеза». (К.Г. Паустовский)

2) Слышалось изредка, когда проезжали мимо ущелий, как где-то с высоты падала вода и шлепала по камням. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

3) Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. (Н.В. Гоголь)



________________________________________________________________________________________

4) Обласканные солнечным лучом листик заячьей капусты сейчас же сложился, как складывается зонтик, когда дождь перестал. (М.М. Пришвин)

________________________________________________________________________________________

5) Рассказывала мне няня, что, если смотреть на стеклышко долго- долго, увидишь живого ангелочка. (И.С. Шмелев)

________________________________________________________________________________________

6) Взглянешь на бледно- зеленое, усыпанное звездами небо, на котором нет ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему летний теплый воздух недвижим, почему природа настороже. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

7) Собакевич в четверть часа с небольшим доедал осетра всего так, что когда полицеймейстер вспомнил было о нем, то увидел, что от произведения природы остался один хвост. (Н.В. Гоголь)

________________________________________________________________________________________

8) Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет. (М.А. Булгаков)

________________________________________________________________________________________

9) Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними. (Л.Н. Толстой)

________________________________________________________________________________________

10) Но грустно думать, что напрасна была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она. (А.С. Пушкин)

________________________________________________________________________________________

11) Бывает так, что, когда я так стою, вдруг из- под ног вылетает с криком птица. (М.М. Пришвин)

________________________________________________________________________________________

12) Мне открылось, Что Времени нет, что недвижны узоры планет, что Бессмертие к Смерти ведет, что за Смертью Бессмертие ждет. (К.Д. Бальмонт)

________________________________________________________________________________________

Задание 78. Рассмотрите таблицу с правилами о постановке знаков препинания в предложениях с несколькими придаточными.

Правило Примеры
Части СП разделяются запятыми [И старик не сумел ответить], (что он будет делать с кладом), (еслинайдет его). (А.П. Чехов)
Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы что и как, что и если , что и когда , так что и хотя и др., между союзами ставится запятая. , (что, (как),). [И они [олени] до того привыкли], (что,(какзавидят у нас мешок с бобами), бегут к нам и толпятся возле корыта. (М.М. Пришвин)
Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы, один из которых двойной, то запятая между союзами не ставится. , (что (если), то). [У многих зверей есть такая повадка], (что(если их гонят), тоони бегут по кругу и возвращаются на то же самое место). (М.М. Пришвин)
Между однородными придаточными запятые ставятся также, как при однородных членах. , (где) и (где). , (где) и (что). (Когда) и (), . [Стали искать], (гдевосток) и (где запад). (М.Е. Салтыков- Щедрин) [Мишка первый проснулся и вскочил на ноги, не понимая], (где он) и (чтос ним). (А.С. Серафимович) (Когдазашло солнце) и (стало темно), [им овладело беспокойство]. (А.П. Чехов) [Приглядевшись, можно было по теням и разным оттенкам цвета догадаться], (гдесквозь леса проходят просеки и проселочные дороги), а (гдескрывается бездонный провал). (К.Г. Паустовский)
Если две главные части соединены между собой союзами и, или, либо и имеют при себе общую придаточную часть, то между главными частями запятая не ставится. и , (когда). [Звезды уже начинали бледнеть] и [небо серело], (когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском). (И.С. Тургенев)

Задание 79. Графически объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.

1) Перед вечером, когда уже стало ясно, что неприятель бежит, Кутузов выехал из Красного и поехал в Доброе, туда была переведена в нынешний день главная квартира. (Л.Н. Толстой)

________________________________________________________________________________________

2) Видел Егорушка, как мало- помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звездочки. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

3) В этот блеснувший миг понял Илья трепетным сердцем, как неистощимо богат он и какую имеют силу. (И.С. Шмелев)

________________________________________________________________________________________

4) Когда я вернулся, у Кати были красные глаза и она сидела на скамейке, опустив руки с письмами на колени. (В.П. Катаев)

________________________________________________________________________________________

Задание 80. Составьте предложения по указанным ниже схемам.

1) , (где), (который).

2) (Когда), , (куда).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) , (как) и (как).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) , (если) или (если).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) , (что) и ().

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) , (зачем) и (где).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) , (почему) и (что).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8) и , (когда).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9) и , (когда).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10) , (что, (если),).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11) , (что (если), то).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12) , (что, (когда),).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 81.

1) Недаром Салтыков- Щедрин говорил что если хоть на минуту замолкнет литература то это будет равносильно смерти народа. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

2) Меня мучили противоречия между книгами которым я почти непоколебимо верил и жизнью которую я уже достаточно хорошо знал. (М. Горький)

________________________________________________________________________________________

3) Слышно было как ворчала река и без умолку кричали цикады. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

4) Кузьмин сказал в темноту кто он и зачем приехал. (К.Г. Паустовский)

_________________________________________________________________________________________

5) Здесь производилась починка часов и принимал заказы сапожник. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

6) Утро такое тихое что слышно как бегают голубки по крыше и стряхивается со сна Бушуй. (И.С. Шмелев)

________________________________________________________________________________________

7) Я долго не мог разобраться где я и что со мной. (А.С. Серафимович)

________________________________________________________________________________________

8) Накричавшись досыта он без всяких переходов и пауз осведомлялся откуда офицеру носят обед и сколько он за него платит. (А.И. Куприн)

________________________________________________________________________________________

9) Когда обрывалась песня и пастух переводил дыханье слышались голоса на улице:

Вот это ма- стер!.. (И.С. Шмелев)

________________________________________________________________________________________

Задание 82. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.

1) Утром мальчик разбудил меня и рассказал что он сам только что видел как барсук лечит свой обожженный нос. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

2) Неизвестно что сделал бы в своей жизни Пришвин если бы он остался агрономом.

________________________________________________________________________________________

3) Уж будьте милостивы если что можете сделать то сделайте. (А.И. Куприн)

________________________________________________________________________________________

4) Чем больше знает человек тем резче сильнее он видит поэзию земли там где ее никогда не найдет тот кто обладает скудными знаниями. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

5) Ему казалось что он давно уже едет и подпрыгивает что солнце давно уже печет ему в спину. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

6) Леонтьев знал что самый страшный лесной пожар это верховой когда деревья горят целиком от вершины до подножия. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

7) Он развалился на ковре накрылся бараньим тулупом потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрыться потеплее когда был дома. (Н.В. Гоголь)

________________________________________________________________________________________

8) Пока мать готовила пирог Петрушка посадил в печь большим рогачом чугун со щами чтобы не горел зря огонь…. (А.П. Платонов)

________________________________________________________________________________________

9) Кто полюбил тот не будет спрашивать любит ли он. (К.Д. Бальмонт)

________________________________________________________________________________________

10) Когда я пошел к ней было светло и еще не зажигали ламп. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

11) Ясность воздуха придавала какую-то необыкновенную силу и первозданность окружающему, особенно по утрам, когда все было мокро от росы и только голубеющая туманка лежала в низинах. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

Задание 83. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте условия их выбора. Составьте схемы предложений.

1) Андрей часто отрываясь от дел ехал посидеть на широком диване Обломова в ленивой беседе отвести встревоженную душу и всегда испытывал то успокоительное чувство какое испытывает человек приходя из великолепных зал в березовую рощу где гулял еще ребенком. (И.А. Гончаров)

________________________________________________________________________________________

2) Я мысленно кланяюсь до земли мебели на которой Вы сидите паркету по которому Вы ходите деревьям которые Вы мимоходом трогаете прислуге с которой Вы говорите. (А.И. Куприн)

________________________________________________________________________________________

3) Пожалуй ни одному из художников не удалось передать таинственное безмолвие северной сыроватой ночи когда каждая капля росы вызывает такую внезапную и сокровенную любовь к России что хочется жить сотни лет чтобы смотреть на эту бледную как полевая ромашка северную красоту. (К.Г. Паустовский)

________________________________________________________________________________________

4) Когда Челкаш меняясь с ним местами взглянул ему в лицо и заметил что он шатается на дрожащих ногах ему стало еще больше жаль парня. (М.Горький)

________________________________________________________________________________________

5) Ольга Михайловна вспомнила как она чтобы не скучать одной дома в первые месяцы замужества ездила в город на съезд где иногда вместо ее крестного отца графа Алексея Петровича председательствовал Петр Дмитрич. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

6) Княжна Марья умоляла брата подождать еще день говорила о том что она знает как будет несчастлив отец если Андрей уедет не помирившись с ним. (Л.Н. Толстой)

________________________________________________________________________________________

7) Но ей казалось что она вечно будет лететь мимо отвесно уходивших вверх скал зеленых мхов темных расщелин из которых местами как змеи свешивались корни. (А.С. Серафимович)

________________________________________________________________________________________

8) Мне казалось что если я буду идти все прямо то непременно встречусь с Ярмолой на Ириновском шляху. (А.И. Куприн)

________________________________________________________________________________________

9) Пока секретарь собирал совещание прокуратор в затененной от солнца темными шторами комнате имел свидание с каким- то человеком лицо которого было наполовину прикрыто капюшоном хотя в комнате лучи солнца и не могли его беспокоить. (М.А. Булгаков)

________________________________________________________________________________________

10) Прежде чем вывести первую букву он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна покосился на темный образ по обе стороны которого тянулись полки с колодками и прерывисто вздохнул. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

11) Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса. (В.Г. Короленко)

________________________________________________________________________________________

12) В один из весенних вечеров в конце марта когда уже на земле не было снега и в больничном саду пели скворцы доктор вышел проводить до ворот своего приятеля почтмейстера. (А.П. Чехов)

________________________________________________________________________________________

Цели:

  • Обучающие : углубить знания о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; усвоить понятие неоднородное, последовательное, однородное подчинения, комбинированное подчинение; учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений;
  • Развивающие : совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, развития навыков использования сложноподчиненного предложения в речи, умения конструировать сложноподчиненное предложение;
  • Воспитывающие : продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала; умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся лексикой нравственной тематики; вызвать учащихся на размышления о направленности личности.

Установка урока: организация учебного процесса с целью обеспечения достижения всеми учащимися базового уровня по теме, создание условий для усвоения материала на более высоком уровне для определенной группы учащихся.

Оформление к уроку: плакат "Изучаем сложноподчиненное предложение" (определены задачи, практические навыки при изучении темы); дидактический материал - карточки для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока

1. Организация учащихся на урок. Цели и задачи урока; оформление записей в рабочей тетради.

Слово учителя:

Мы продолжаем изучать тему "Сложноподчиненное предложение". Задачи урока: углубить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Практически по этой большой теме мы работали на предыдущих уроках, дома вы отработали теоретический материал по теме (209, Учебник В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова "Русский язык. Теория. 5-9класс" - Просвещение, М. 2005)

Итак, сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, характер подчинения, виды подчинения; отрабатываем практические навыки и умения слышать, видеть и графически воспроизводить структуру предложения; попутно повторим материал по анализу, синтаксической характеристике сложного предложения.

2. Реализация домашнего задания. Уплотненный опрос:

а) 4 ученика работают с карточками индивидуального задания у доски(карточки № 1, 2, 3, 4 - <Приложение 1 >)

б) Класс работает в парах. Задание: опрос - проговаривание изученного теоретического материала по теме урока (Параграф 209 учебного пособия), чертят, объясняют графические схемы сложноподчиненного предложения с разными типами подчинения.

Контроль осуществляется учащимися, оценки дети выставляют друг другу, затем передают листочки с оценками учителю. Учитель контролирует опрос, затем обращает внимание учащихся класса на доску - схемы предложений карточки № 2.

Проверим себя, умеем ли мы на слух определить вид подчинения, структуру предложения, вид придаточного; примеры карточек № 1, 3, 4.

Выводы по проверке домашнего задания и повторению готовят учащихся к следующему виду работы.

3. Графический диктант.

1. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

Однородное подчинение с придаточными дополнительными (изъяснительными).

2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.

Неоднородное подчинение с придаточными обстоятельственным (времени) и дополнительным.

3. Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.

Последовательное подчинение с придаточными дополнительным (I ст.), обстоятельственным - места(II ст.)

4. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

Комбинированное подчинение с однородным и последовательным подчинением.

Контроль этого вида работы: на оборотной стороне доски заранее начерчены схемы продиктованных предложений. Дети меняются тетрадями, проверяя друг у друга схемы предложений, сверяя их со схемами, написанными на доске, выставляют друг другу отметки за графический диктант. Затем учитель просит прокомментировать составленные схемы, обращая внимание на четвертую схему с комбинированным типом подчинения и отсутствием запятой перед союзом И при однородном подчинении.

Подводится итог работы:

Мы выполняли работу с отдельными предложениями, учились на слух анализировать структуру предложений, графически воспроизводить ее. Следующий вид работы - с текстом. Работаем в двух группах. На столах учащихся заранее разложены карточки с текстом и заданием к нему (Вариант "А" и "Б").

4. Работа с текстом (Вариант "А" и "Б" - <Приложение 2 >).

  • Задания № 1, 2, 3 выполняются устно.
  • Задание № 4 - письменно.

Контроль: по окончании выполнения работы, заслушиваем ответы учащихся группы "А", затем группы "Б"

Выводы по работе, связанной с анализом текстов (комплексный анализ текста). Особо подчеркиваем выводы по материалу, изучаемому на уроке - сложноподчиненное предложение с несколькими видами придаточных.

5. Следующий вид работы связан с умением пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, умением их конструировать; при этом отрабатывается навык в умении ставить знаки препинания, выделять смысловые части предложений, выразительно их читать.

Итак, развитие речи. Работаем в группах № 1, 2, 3. Находим карточки-задания "Развитие речи" <Приложение 3 >. По окончании работы с карточкой заслушиваем ответы учащихся из групп. Учитель обязательно обращает внимание детей на смысловую сторону текста в любом виде работы по теме.

Выводы: сложные предложения с несколькими придаточными обогащают нашу речь, делают ее ярче, образнее, доказательнее. Обратим внимание на то, что сложноподчиненные предложения используются в рассуждении в текстах публицистического характера.

6. Самостоятельная работа с текстом в двух вариантах (карточки-задания для самостоятельной работы и домашнего задания - варианты "А" и "Б" - <Приложение 4 >)

Предлагается, выполняя самостоятельную работу по тексту, понаблюдать за использованием сложных предложений в художественном стиле речи.

Учащиеся, не закончившие работу на уроке, берут ее в качестве домашнего задания, сдают на следующий урок.

7. Итоги урока. Учащиеся подводят итоги урока, говорят, что нового узнали они на уроке, чему научились.

Учитель обобщает выводы, комментирует оценки, выставленные за урок (оценки получили все учащиеся за теоретический материал и практическую работу, за самостоятельную работу - после проверки ее на следующем уроке)


Сравните предложения. Как вы глядит схема каждого?

О чем?

ук.сл.

  • Дети рассказали , что они нарвали цветов , которые любит мама.
  • Дети рассказали , что они ходили на луг и что там они нарвали цветов.
  • Когда все сели за стол , (тогда) дети рассказали , что они ходили на луг.

Каких?

ук.сл.

О чем?

ук.сл.

О чем?

Когда?

О чем?

ук.сл.


В ТДО!

многочленные

(2 и более придаточные части)

Виды связи

соподчинение

последовательное

подчинение

однородное

неоднородное

Придаточные части одного вида и относятся к одному слову / ко всей главной части.

Придаточные части разного вида ИЛИ относятся к разным словам в главной части.

+ смешанного типа (комбинированного)


Знаки препинания в предложении с несколькими придаточными

  • […] , (подч.с) __ СОЧИН.СОЮЗ__ (подч. с.)

(т.е. как при однородных членах )

Пример: Она мечтала вслух о том, как она будет жить в городе и какая это будет интересная жизнь .

  • […] , (подч.с. , (подч.с …) , …)
  • […] , (подч.с. __ (подч.с …) , ТО …)

Домашнее задание

  • Упр. 167.

ОГЭ. Задание 13.

  • Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением
  • (1)Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки. (2)И никто, как дети, не умеет так хладнокровно не замечать того, что происходит с матерью. (3)Она не жалуется, значит, ей хорошо.(4)Я никогда не видел слёз своей матери. (5)Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. (6)Я не знал, что это было милосердием, которое она оказывала мне.

Ответ:23


ОГЭ. Задание 13.

  • Среди предложений 23−27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
  • (23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их. (25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (26)Он уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

Ответ:6


ОГЭ. Задание 13.

  • Среди предложений 21–26 найдите сложное предложение придаточных. Напишите номер этого предложения.
  • (21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнсти его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась. (23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно - как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу в равной степени интересны.

Ответ:22


ОГЭ. Задание 13.

  • Среди предложений 36-40 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
  • (36)Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал. (37)Когда мальчик и шофёр подошли к машине, там уже начал собираться народ. (38)Машина «скорой помощи», стоящая поперёк мостовой, успела привлечь зевак. (39)Они толпились у машины, спрашивая друг друга, что случилось, в чём дело, кого задавили. (40)Но никто не лежал на мостовой, а к машине быстро шли шофёр в фуражке с кожаным козырьком и долговязый мальчик с коньками под мышкой.

Ответ: 39


ОГЭ. Задание 13.

  • Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
  • (1)Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки...(2)Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своём инструменте. (3)В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. (4)А о чём писать? (5)0 чём угодно. (6)Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всём, что увидите. (7)Бежит собака с высунутым языком, - сказал он, посмотрев в окно, - опишите собаку. (8)Одно, два четверостишия. (9)Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая.

Ответ: 6


ОГЭ. Задание 13.

  • Среди предложений 2-8 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
  • (2)Он ехал в маршрутном такси, и, когда девушка в розовой куртке вышла на проспекте Победы, он, пересаживаясь на её место, увидел мобильный телефон на сиденье. (3)Конечно, можно было крикнуть, остановить эту растяпу, но почему это вдруг он должен о ней заботиться, нет уж, пусть таких жизнь учит. (4)Лесневский, увидев чужой мобильник, не задохнулся от радости, как какой-нибудь стяжатель, который в жизни стремится урвать кусок потолще и послаще. (5)Он равнодушно повертел телефон в руках: монохромный дисплей, дешёвенькая модель. (6)Покупать такую ерунду он, конечно, не стал бы, но, с другой стороны, как не воспользоваться тем, что досталось даром. (7)Лесневский сказал себе, что, если девушка спохватится и нагонит маршрутку, он вернёт ей утраченную вещь, даже получится, что он сберёг для неё телефон, а если не спохватится... (8)Что ж, не выбрасывать же его просто так.

I. СПП с несколькими придаточными делятся на:

1. СПП с подчинением;

2. СПП с соподчинением.

1) СПП с подчинением – это СПП с такой подчинительной связью, при которой зависимость только одной придаточной части направлена на главное, все же остальные придаточные зависимы от других придаточных частей.

Принципиально структура таких СПП соответствует следующей схеме:


[ …],(…),(…),(…)

Подчинение, таким образом, может быть только последовательным. В СПП с последовательным подчинением лишь придаточное I-ой степени относится к главному, а придаточное II –ой степени – к придаточному I-ой степени, придаточное III-ьей степени – к придаточному II-ой степени и т. д. – по цепочке. Иными словами, в СПП с последовательным подчинением каждое последующее придаточное относится к предшествующему:

Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар превратился бы в камень. (М. Е. Салтыков-Щедрин).


а) , (ибо…сущ.), (которых)

2) СПП с соподчинением делятся на 2 разновидности:

1. СПП с однородным соподчинением

2. СПП с неоднородным (параллельным) соподчинением

1) СПП с однородным соподчинением: придаточные части, подобно однородным членам предложения, зависят от одного и того же компонента в главном или от всего главного в целом и обладают одним и тем же значением. Принципиально структура таких СПП соответствует следующей схеме:


Когда кругозор учителя неизмеримо шире школьной программы, когда знание программы сосредоточено в его мозгу где-то не в центре, а в стороне от самых активных участков коры, – лишь тогда он подлинный мастер, художник, поэт педагогического процесса… (В. А. Сухомлинский) .

Линейная (горизонтальная) схема СПП

а) (С. сл. когда), (с сл. когда), – [корр. ].

времени с доб. знач. условия

Блочная (вертикальная) схема СПП

И когда друг друга проклинали В страсти, раскаленной добела, Оба мы еще не понимали, Как земля для двух мала…

а) Линейная (горизонтальная) схема СПП

Комбинация подчинения и соподчинения может быть различной в многочленных структурах СПП

Например:

1. Если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа? (И. С. Тургенев)


(Если…сущ.), (в которое), (сущ.), (на которой), ?

СПП с несколькими придаточными с однородным соподчинением и последовательным подчинением.

2. В то утро она проснулась с чувством сильнейшего беспокойства и теперь, стоя на балконе, спохватилась, что впервые вышла из состояния матового оцепенения, к которому за последнее время привыкла, но сама не могла понять, чем нынче так странно взволнована. (В Набоков).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Самые вкусные рецепты блюд из манго: салаты с креветками, пюре, смузи, варенье Простые рецепты с манго
Нас манят разные дороги… О путешествиях в цитатах и афоризмах
Что в действительности дают путешествия человеку?