Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что отражают устойчивые стереотипы поведения. Стереотипы поведения примеры

Мы вправе заказать исследования у сторонних компа­ний, самостоятельно провести анкетирование, опрос и т. п. и по­лучить опять некую иллюзорную картину, описывающую мнения и предпочтения нашего покупателя. И часто мы начинаем сомне­ваться - как же мы будем строить свой бизнес исходя из мнения и отношения отдельного покупателя? Это кажется очевидной уто­пией, а мнения ряда людей, как бы много мы не спрашивали их об этом, не являются определяющими в построении бизнеса и фор­мировании нашего продукта.

Взгляните повнимательнее, коллеги, и вы увидите, что наши с вами знания, умения, навыки, взгляды, оценки, пристрастия и т. д. есть некий набор стереотипов. Мы улучшаем свою внеш­ность, укрепляем здоровье, отдаем дань санитарии и гигиене, ре­шаем широкий круг профессиональных задач, знакомимся с окру­жающими, принимаем пищу, высказываем свое отношение к глобальным проблемам, признаемся в любви - всем этим мы за­нимаемся стереотипно. До нас точно так же поступали многие по­коления людей. Их опыт мы и переняли. Если бы наше поведение: поступки, оценки, высказывания - были сугубо индивидуальны, уникальны (сколько людей, столь­ко и вариантов), мы не смогли бы понимать друг друга, общение и взаимодействие стали бы невозможными. Так что же такое стереотипы? Это устойчивые формы поведе­ния, обусловленные природными возможностями человека, позво­ляющие использовать их (эти самые возможности) оптимально, т. е. с наибольшей эффективностью. Это и есть предмет нашего с вами пристального изучения. Мы должны изучать не покупателя, а все стереотипы его поведения. Именно это знание дает нам возможность перейти к управлению поведением покупателя. В это понятие мы будем вкладывать ис­ключительно гуманистический смысл. Гете принадлежат замеча­тельные слова: «Чтобы добиться успеха в жизни, нужно зани­маться тем, что дается легче всего. Но делать это изо всех сил!» Вдумайтесь, коллеги, попытки решения нашим покупателем по­вседневных задач затратным, энергоемким способом ухудшают его качество жизни. Мы должны предложить ему то, что для него является оптимальным и эффективным и, что самое важное, по­вышает качество его жизни. Какие же стереотипы характерны для нашего покупателя? Прежде всего, стереотип по отношению к своему здоровью (очень сильно меняется на протяжении жизни человека). Молодежь часто не уделяет должного внимания своему здоро­вью. Почему? Это просто не нормально и не модно в их воспри­ятии (совершенно очевидный стереотип). Молодые люди демонстративно не применяют лекарственные средства, как правило, они с гордостью говорят о том, что таблет­ки вообще не пьют. Употребление лекарств этой возрастной груп­пой населения, как правило, происходит при активном участии более старших и мудрых родителей, что в свою очередь форми­рует еще больший протест и, как следствие, более устойчивый стереотип в отношении лекарственных средств. Таким образом, ожидать большого потребления лекарственных средств от дан­ного возрастного сегмента не приходится. Что будет их интересо­вать? Только то, что позволяет скрыть явные возрастные проблемы (пресловутые прыщи и угри и другие особенности функциониро­вания подросткового организма). Средний возраст приносит человеку ощущение уходящей мо­лодости. Как правило, человек вдруг начинает слышать и ощу­щать свой организм: он начинает замечать, что здоровье - это не безмерный ресурс и стоит уже думать о том, чтобы его укреп­лять или, по крайней мере, беречь. Это самый активный потре­битель лекарственных средств, причем спектр потребляемых ле­карств может быть весьма многообразен. Эти потребители склонны пробовать и экспериментировать, они требовательны к функциональному наполнению и ценовой характеристике: «дорого - зна­чит качественно, дешево, значит сомнительно». Активная жизнен­ная позиция стимулирует их на поиск лекарственных средств для профилактики здоровья. Они с готовностью потребляют продук­цию, повышающую их уверенность в продлении жизни, красоты и молодости. Доминирование данного возрастного сегмента среди ваших покупателей открывает максимальные возможности по фор­мированию ассортимента аптечного предприятия. Пожилые люди знают свой организм, как свои пять пальцев, и, как следствие, потребляют большое количество лекарственных средств, но уже ограниченного спектра. Они сами создают некую специализацию своего потребления («я знаю - это мне не по­может, а это поможет наверняка!»). Специализация потребления складывается также из невысокого уровня материальной обеспе­ченности. У данного возрастного сегмента будет вызывать оче­видное раздражение сложный ассортимент и большой ценовой диапазон предложений. Они уже не любят что-то менять в своих устоях и не терпят непризнания своей «экспертности» в вопросах заботы о собственном здоровье. Более того, они воспринимают как оскорбление ситуацию, когда старательный молодой работ­ник «первого стола» объясняет им, что их привычный выбор уже устарел и появились более совершенные и менее вредные лекар­ственные средства, которые помогут в борьбе с их недугами. Сте­пень их консерватизма максимальна. Наличие такого покупателя для аптеки - часто факт неизбежный. Поэтому все, что необходи­мо сделать, - это ориентировать специализацию вашего предло­жения под их нужды и стереотипы их восприятия. Наиболее привлекательной аудиторией для аптеки будут яв­ляться люди среднего возраста, а для них важна именно глубина и широта вашего предложения. Именно они занимаются постоян­ным поиском более функциональных и безопасных способов ре­шения своих проблем и менее склонны к экономии в вопросах заботы о своем здоровье. С другой стороны, пожилые люди - не менее активные потребители лекарственных средств и требуют особого отношения. Они формируют потребности в специализа­ции со стороны аптечного предприятия, поскольку уже являются экспертами в вопросах заботы о своем здоровье и, как следствие, будут требовательны в отношении узкого сегмента нашего пред­ложения покупателю. Важно понимать, какой сегмент преобладает в нашем конкрет­ном случае, и формировать свое предложение исходя из стереоти­па по отношению к своему здоровью со стороны доминирующего возрастного сегмента покупателей. Из этого примера видно, что изучение стереотипов поведения покупателей позволяет нам четко определить основную возраст­ную целевую аудиторию аптечного предприятия. Дальнейшее изучение стереотипов поведения и восприятия покупателей дает возможность детализировать наше понимание покупателя. Оче­видно, что вопрос здоровья - это очень серьезный вопрос в созна­нии социума. Здесь нет места легкомыслию. Поэтому не следу­ет использовать приемы, широко распространенные в розничной торговле. Молодой персонал и его подчеркнуто сексуальный вид, легкий флирт в поведении - все это будет вызывать не столько непони­мание, а скорее негодование и протест. Почему? Вспомним еще раз о стереотипе по отношению к своему здоровью. Кто является основным потребителем лекарственных средств, какова степень их «экспертности» в этом вопросе и, как следствие, каковы их ожидания и требования по отношению к персоналу и в целом «к упаковке», в которой они получают это обслуживание? Возраст покупателя, через призму его стереотипов, определяет степень консерватизма вашего предприятия. Будет это новомод­ное и функциональное предприятие или же стоит выдержать его в лучших традициях лекарского дела социалистического прошло­го? Стереотип «эксперта-покупателя» формирует особое требова­ние к персоналу, который будет работать в вашем аптечном пред­приятии. Специализация и дополнительные услуги, которые вы планируете внедрить в деятельности вашего предприятия, долж­ны исходить из имеющихся стереотипов восприятия вашего поку­пателя или, по крайней мере, им не противоречить. В итоге вы должны сами стать носителем определенных стерео­типов поведения. И это объясняет позиционирование покупателя как инвестора - он инвестирует в наш бизнес свои стереотипы, а мы, используя эти стереотипы, формируем наше предложение, которое приносит и нам, и покупателю взаимовыгодную комму­никацию. Какой вывод можно сделать? Изучайте стереотипы поведения и восприятия ваших покупателей. Как? Просто наблюдайте за ними, общайтесь с ними. В основном этого будет вполне достаточ­но для понимания того, что будет заложено в основу вашего пред­ложения и что в нем будет оптимально и рационально с точки зре­ния вашего покупателя. Улучшайте качество жизни вашего поку­пателя через призму его стереотипов, - и вы начнете управлять его поведением.

Стереотип – регулярно повторяющийся поведенческий акт, в основе которого лежит минимизация расхода энергии при достижении определенной потребности. Другими словами, сильная модель, исполнявшаяся больше одного раза. Защиты, игры, манипулятивные модели и сопротивление являются, как правило, непродуктивными стереотипами.

Стереотип и диагностика стереотипов поведения

Стереотипными могут быть как мгновенные, импульсивные реакции (вспылил; согласился, не раздумывая), так и повторяющиеся проявления нерешительности, длительного обдумывания, трудности в принятии решения и др.

Положительное значение вообще стереотипов состоит в том, что, во-первых, явления имеют тенденцию повторяться, и готовая модель может легко сработать в новых условиях; вовторых, достигаемая в стереотипах автоматизация навыков позволяет сосредоточиться на более важных вопросах . Недостатки: из них трудно выйти на полпути <заведется – не остановишь>; их трудно осознать , т. к. они весьма отработаны и свернуты – и задача перед психикой при исполнении стереотипа состоит только в нахождении точки приложения. Точка же приложения или находится не там, или вообще стереотип не нужно никуда прикладывать.

Диагностика осуществляется для определения того, использует ли партнер в данный момент стереотип, готовую форму, т. е., он менее восприимчив, или же рекомбинирует, т. е., более восприимчив, и, соответственно, воздействовать на него скорее психологически, более простыми приемами, или же более тонкими, например, логикой или <якорями>, хотя жесткой зависимости в выборе приемов нет.

Можно учитывать следующие моменты:

– имеет ли поведение и речь прямые признаки защиты, игры или манипулирования, изложенные ранее;

– насколько это характерно для партнера, способствует ли его прогрессу или это <бег по кругу>;

– насколько препятствует или способствует реализации побуждения, стоит ли ломать стереотип или же лучше будет направить побуждение в одном с ним направлении.

Диагностика проводится <исторически> (онтогенетически: за период с рождения до настоящего момента) и ситуативно.

Исторический анализ заключается в выяснении следующих моментов:

– повторяющиеся в течении жизни ситуации, формы поведения, реакции, особенно в различных обстоятельствах. Их часто можно подогнать подогнать под известные партнеру сюжеты, особенно (если наблюдается соответствие фактов) те, которые прослеживаются в его речи;

– значимый другой – любой человек в чем-то копирует важных для него людей – родственников, персонажей культуры, даже однажды промелькнувшего в его жизни человека. Какую-то роль играет совпадение имен партнера и этих людей . Скопировав одни стороны, человек может скопировать и другие; все это с разным уровнем осознания;

– сюжеты житейских историй, рассказов (устных), фильмов, или линии поведения их героев, которые партнер предпочитает – они могут прослеживаться в его поведении если не в прямой, то в превращенной форме;

– любимые фразы, поговорки, а также прозвища, которыми партнера называли окружающие. Например, фраза <А Витек покрутился и утек> может запрограммировать на деятельное, но в чем-то легкомысленное поведение;

– психологические особенности, характеризующие обычные для партнера приемы и способы общения с другими людьми;

Это либо эмоции расчетной абстиненции> по поводу отмены стереотипом других моделей в конкретном случае из прошлого, либо защита, используемая в качестве самооправдания (при низком уровне анализа).

Ситуативный анализ. Косвенными признаками, указывающими на стереотип в конкретной ситуации общения, могут быть следующие:

– наличие у партнера Р и Д-состояний и трудности перехода в В-состо- яние (см. <Трансактный анализ>);

– повышен порог восприятия – чувствительность обратно пропорциональна силе исполняемой модели – партнер меньше реагирует на слабые воздействия (скрип стула, шарканье ног и т. п.);

– проявления эффекта, повышенная эмоциональность;

– неадекватная самооценка: несоответствие способностей и возможностей человека выдвигаемым им целям (деформации уровня притязаний); неадекватное распределение ответственности за результаты деятельности между собой и внешними обстоятельствами (деформации локуса контроля);

Привычность, отработанность, механичность действий , <как с листа читает>, быстро произносит фразы, кажется воодушевленным (обычно при пустых глазах); быстрота, импульсивность реакции (ответа);

– ослабление рефлексии: снижена или повышена критичность к себе, а также игнорирование мнений окружающих;

– сужение сознания.

В частности, может проявляться в таких интеллектуальных особенностях:

– выделение малого количества различий в воспринимаемой информации,

– низкий уровень обобщения,

– замедленность и поверхностность мышления,

– трудности в понимании относительно простых ситуаций, несоответствие запаса знаний возрасту и полученному образованию; – партнер следит именно за вашей реакцией, явно выражено ожидание (например, быстро поглядывает), а суть мнения его интересует меньше – чаще при играх, если другой не <ведется>;

– наличие закрытых, защитных жестов или подчеркнутых других выразительных движений, некоторой напряженности;

– речь: наличие повторяющихся слов или фраз (команд); категоричность выражений; алогичность речи; бедность и однообразие ассоциаций; <заучен- ность> текста; тусклость речи, <мертвый> голос; ругательства, оскорбления, преувеличения и т. п. Можно также учитывать: воплотимы ли слова в реальность (<Я никогда так не сделаю> – обычно это защита); совпадение реальной значимости предмета для партнера и того, что он об этом говорит;

– чувство юмора – над чем и как смеется, тонкость улавливаемых нюансов, способность к подшучиванию над собой – чем грубее и меньше, тем,

обычно, ближе к коммутатору;

– различные несоответствия: изменения в поведении не адекватны изменениям в ситуации; несоответствие слов и жестов, слов и его (партнера) прошлого, слов и реальности, противоречия в тексте, отступления от темы ит. п,

Стереотип – вариант личностной установки. Установка – своеобразная призма, через которую в определенных условиях или по отношению к определенному объекту человек воспринимает мир и ведет себя только одним образом. Наш мир пропитан стереотипами. От них не уйти, так как это продукт общественного сознания. Стереотипы приносят как пользу, так и вред.

Термин «стереотип» был введен в 1922 году социологом Вальтером Липпманом. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове».

Социальная установка включает 3 компонента:

  • знания об объекте (когнитивный элемент);
  • эмоции и оценка в отношении объекта (аффективный компонент);
  • готовность поступать конкретным образом (поведенческий компонент).

Стереотип – социальная установка с недостатком когнитивного компонента (недостаток знаний, ложная информация, устаревшие данные). Как установка стереотип предопределяет наше поведение.

Стереотипное мышление часто ограничено. Оно нередко руководствуется устаревшими, неточными, узкими, ошибочными представлениями о человеке, социальном феномене, природном явлении и особенностях взаимодействия с ним.

У стереотипов есть свои плюсы и минусы:

  • С одной стороны, такое ограничивает , препятствует раскрытию или просто вредит там, где объект стереотипа изменился (минус).
  • Но с другой стороны, стереотипы позволяют экономить время и силы там, где объекты, ситуации и действия в их отношении просты и неизменны (плюс).
  • Стереотипы опасны тем, что могут формировать одно ожидание, а человеку придется столкнуться совсем с другой реальностью (минус). Хорошо, если реальность окажется лучше. Если наоборот, то личность рискует оказаться в состоянии фрустрации и дезадаптации.
  • Стереотипы помогают экономить нервную энергию, позволяя по инерции действовать в похожих ситуациях (плюс).

У каждой личности существует внутренняя иерархия стереотипов. Например, популярный стереотип о том, что женщина в первую очередь должна реализоваться как хозяйка, мать, жена, может стоять на первом месте у одного человека и на пятом у другого.

Стереотипы формируются и закрепляются на уровне психики. В мозгу возникают когнитивные схемы, или комплекс нейронных связей, которые и обеспечивают одну и ту же реакцию на повторяющиеся ситуации. Например, всю личности можно рассматривать как когнитивную схему, схему нашей личности.

Чаще всего стереотипы возникают в отношении каких-то групп, дифференцированных по полу, возрасту, нации, статусу, роли. Например, известное утверждение о том, что все женщины – слабый пол. Но стереотипы могут говорить о нормах поведения, развития, жизни. Тогда они переплетаются с ценностями.

Большая часть стереотипов формируется в детстве. Влияние оказывает , окружение, любые значимые люди. То есть стереотипы – последствия научения в ходе социализации личности. Уверена, у вас или вашего окружения найдется пара-тройка утверждений о какой-либо нации, с представителями которой вы даже не общались лично.

Стереотипы бывают как позитивными, так и негативными, но очень часто в них встречается ошибочное обобщение.

  • Например, что большинство людей представляют, если слышат, что женщина называет себя домохозяйкой? Полную даму с бигудями на голове, в сальном фартуке, с измученным видом, не работающую. На деле же каждую женщину можно назвать домохозяйкой, а эра интернета многим позволяет работать в стенах дома.
  • Или почему рождение ребенка у многих людей ассоциируется с неизбежным крахом фигуры и «запуском себя». На самом деле это индивидуальный выбор каждой женщины.
  • Популярно мнение, что старость = мудрость, ум. Нет, это не синонимы. Как и уважать человека за один возраст нельзя. Старики, как и подростки, молодежь, взрослые люди бывают разными. Среди них так же встречаются неприятные, эгоистичные, асоциальные личности.

Можно сказать, что в личностных стереотипах собраны , предубеждения предыдущих поколений, общества в котором личность воспитывалась.

Особенности стереотипного восприятия

Мышление через стереотипы отличается следующими особенностями:

  • Эффект проекции, суть которого в том, что при общении мы наделяем своими недостатками неприятных нам людей, а своими достоинствами – приятных.
  • Эффект средней ошибки, подразумевающий усреднение ярко выраженных особенностей другого человека.
  • Эффект порядка, при котором в общении с малознакомым человеком больше доверия мы отдаем первичной информации, а при общении со старым знакомым – свежим данным.
  • Эффект ореола, или суждение человека по одному из его поступков (хорошему или плохому).
  • Эффект стереотипизации, или наделение человека характерными (стереотипными) чертами для какой-то группы, например, ориентируясь на профессию человека.

Виды и формы стереотипов

Стереотипы характеризуют как индивидуально-личностные особенности, так и внешние признаки людей. Например, жив стереотип об эмоциональности женщин и рациональности мужчин (индивидуально-личностные особенности). Также популярен стереотип, что татуировки наносят только неблагополучные или социально опасные люди, либо несерьезные (внешние стереотипы). Или стереотип о том, что черный цвет в одежде – признак депрессии и внутреннего разлада.

Единой классификации стереотипов нет:

  • В одной выделяют такие виды (В. Н. Панферов): антропологические, социальные, эмоционально-экспрессивные.
  • Отечественный психолог Артур Александрович Реан выделил антропологические, этнонациональные, социально-статусные, социально-ролевые, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие стереотипы.
  • О. Г. Комарова обозначила 3 вида стереотипов: этнические, профессиональные, полоролевые.

Таким образом, рассматривать феномен стереотипов можно с нескольких позиций:

  • содержания;
  • адекватности (часто в основе все-таки лежит правдивый факт);
  • происхождения стереотипов (условия и факторы возникновения);
  • роли стереотипов в жизни человека, восприятии других людей и функционировании общества.

Адекватные, то есть правдивые стереотипы полезны и необходимы, так как нашему тоже нужно отдыхать. А вот влияние неадекватных стереотипов стоит ограничивать. Адекватный стереотип становится неадекватным, когда правдивые данные устаревают в силу изменения объекта стереотипа.

Как избавиться от стереотипов

Мы не можем контролировать процесс формирования стереотипов, но в наших силах сознательно уменьшать их влияние на наше поведение и восприятие людей. Полностью избавиться от стереотипов нельзя.

Исходя из того, что стереотип – это устойчивое и категоричное, упрощенное представление, суждение о чем-либо, распространенное в среде обитания личности, придерживающейся его, можно утверждать, что скорректировать влияние стереотипов позволит:

  • смена окружения;
  • расширение знаний об объекте стереотипа.

С первым все понятно: уехать из страны, обзавестись новыми друзьями и так далее. А как насчет второго пункта?

Стереотипы – это штампы, ярлыки. Как от них избавиться? Быть критичным и избирательным к поступающей информации. Как минимум, не принимать какой-либо факт, пока лично с ним не столкнешься. Важно не поддаваться на и провокации СМИ, давление общества (даже родителей и старших товарищей). Учитесь перепроверять информацию. Это вопрос практики. Услышали какой-то факт, усомнились в нем, нашли несколько источников, если информация не расходится, то можно верить.

Найти источник

Послесловие

Таким образом, ломать стереотипы можно с двух позиций:

  • чужие убеждения через личный пример и действия, поиск внутренней гармонии;
  • свои убеждения через активность познания внешнего мира.

Например, в молодом возрасте тоже может быть плохое здоровье. Если вы это примите в себе и других, то уже минус один стереотип. В выходной не обязательно сбегать из дома в кафе или клуб, можно насладиться домашним уютом. Вот и второй стереотип сломан. В браке обязательно должны быть дети, но вы еще не достигли своих планов по самореализации, не готовы заниматься детьми, хотя брак ваш крепок и проверен годами? Значит, не нужно пока рожать детей. Познавайте себя и формируйте соответствующие условия вокруг.

Составьте список самых популярных для вас стереотипов и вперед к разрушениям. Проверяйте их лично. Самопознание и познание – основа избавления от стереотипов. В обоих случаях вы найдете себя и сможете контролировать стереотипное поведение и мышление, а не наоборот.

>>>> Что такое стереотип поведения и мышления?

Что такое стереотип поведения и мышления?

Стереотип в психологии – это метафора, определяющая устоявшееся отношение человека к каким-либо сторонним событиям, четко связанное с собственными внутренними убеждениями. Фактически стереотип представляет схему поведения и мышления человека, выработанную годами в процессе его взаимоотношений с окружающим миром.

Поскольку человек существо социальное, то, как правило, стереотипы поведения в обществе людей ему прививаются с детских лет, но проживая жизнь в обществе людей различного склада характеров, типов личностей, человек склонен корректировать общепринятые нормы поведения и приспосабливать их под собственное понимание жизни, что и находит отражение в поступках и взглядах, выбивающихся из общепринятых рамок.

Стереотипы выстраивают логику поведения человека и позволяют в рамках психологии диагностировать поведение человека и корректировать его. Таким образом проходят процессы воспитания подрастающего поколения.

На стереотипах построены традиции и культура поведения человека в обществе. И именно стереотипы поведения делают предсказуемыми поступки других людей, что позволяет относительно этих поступков моделировать и свое поведение. Часто изменение стереотипа вызывает беспокойство у большинства людей, поскольку рассматривается ими как покушение на их устоявшееся мировосприятие.

Стереотип мышления удерживает человека в определенных психологических рамках. Если у человека еще не сформировалось собственное мнение на счет какого-либо события, то он всегда сможет дать оценку этому событию, опираясь на стереотип мышления, принятый в определенном обществе.

Можно всю жизнь прожить, мысля стереотипно, но можно набраться смелости и научиться анализировать информацию, чтобы уметь ее интерпретировать на собственный вкус. Уход от стереотипов мышления позволяет человеку иметь неординарное мнение, делать непривычные выводы и возможно даже сделать открытие.

Поведение животных и человека: сходство и различия. Пущино, 1989. С. 89-106

Институт истории филологии и философии СО АН СССР, Новосибирск

1. Понятие стереотипа

Понятие «стереотип» (буквально «твердый отпечаток») широко используется в науках о поведении живых систем. Однако феномены, обозначаемые этим словом в этологии, психологии и социогуманитарных науках, оказываются сходными в основном лишь по внешней форме.

Стереотипы в этологии отождествляются с фиксированными моторными паттернами (фиксированными комплексами актов, фиксированными последовательностями действий) – выразительными унифицированными видоспецифичными движениями, которые в значительной степени наследственно обусловлены .

Стереотип в психологии (психофизиологии, бихевиоризме) – но прежде всего динамический стереотип: фиксированный порядок осуществления условнорефлекторных действий, который формируется у индивида под влиянием факторов среды. Динамический стереотип не детерминирован генетически, а вырабатывается в результате деятельности коры головного мозга животных и человека. В целом, в психологии стереотип рассматривается как результат адаптивного поведения индивида.

В социогуманитарных науках понятие стереотипа не является основным, а входит в более широкое семантическое поле культурологических понятий «ритуал», «ритуализация», «традиция» и обусловлен ими. Представление о стереотипах как социально обусловленных формах ритуального поведения субъекта, носителя данной культуры, задается предметом исследования.

Таким образом, одним термином обозначаются по крайней мере три понятия и исследуются три различных по природе феномена, обладающих общностью лишь по двум признакам (субъект и форма поведения). Но проблема заключается не столько в различении описываемых форм поведения, сколько в выяснении соотношения между ними. Поэтому вопрос о природе – генетической или культурной – стереотипного поведения носит частный характер. Сопоставление же генетических (шире – наследственных) и культурных (социальных) детерминант стереотипного поведения животных и человека имеет принципиальное значение.

Мне представляется необходимым предварить анализ этой проблемы двумя соображениями методологического характера.

2. Атомарные и реляционные признаки

Первое соображение относится к проблеме уровней описания явлений и соотношений между уровнями; эта проблема подробно исследуется в работе В.Н. .Карловича . Приведу два простых и внешне аналогичных примера, первый из которых относится к человеку, второй – к животным.

Рассмотрим какую-либо социальную организацию (например, научное учреждение). Членов этой организации можно описывать по самым разным признакам, например, по росту, коэффициенту умственного развития, должности и т.п. Рост каждого сотрудника учреждения никак не зависит от роста любого другого сотрудника: это признак индивидуальный и независимый (атомарный) в том смысле, что он не имеет значения для характеристики структуры самого учреждения и отношений между его членами.

Однако, как только мы начинаем сравнивать членов данного социального объединения по должности (или зарплате), мы характеризуем уже не совокупность индивидов, но структуру самой организации. Должность – не признак индивида, а признак объекта более высокого уровня общности; именно поэтому это не независимый, а реляционный (относительный) признак, обусловленный социальной структурой. Если какого-то индивида мы характеризуем как «м.н.с.», то тем самым мы автоматически характеризуем и социальный институт, в который включен данный индивид. Вообще говоря, здесь мы прежде всего описываем организацию, и лишь во вторую очередь – индивида. Очевидно, что недопустимо придавать этому признаку значение индивидуальной характеристики. Однако на практике сплошь и рядом происходит именно такая подмена структурных и индивидуальных характеристик друг другом. Пример: известные социал-дарвинистские представления о том, что богатые и бедные (реляционный признак) – это люди с разными индивидуальными качествами (ростом, интеллектом) и именно эти качества (атомарные признаки) предопределяют дифференциацию общества на богатых и бедных, от этого зависит распределение дохода.

В аналогичной ситуации находится, например, этолог, изучающий сообщество животных. Тестируя особей на арене «открытого поля», он определяет их индивидуальные характеристики поведения (исследовательскую и двигательную активность, эмоциональность и др.), которые независимы у разных индивидов. Однако, определяя иерархический статус животного (доминант, субординант), он и этому признаку склонен придавать значение индивидуальной характеристики: особь по своей природе является доминантом и, вступая во взаимодействия с другими особями в группе, проявляет свои природные качества. На самом деле, иерархический статус особи есть прежде всего характеристика сообщества, и лишь вторично может характеризовать индивида (на уровне корреляции статуса с морфофизиологическими параметрами, например, массой тела или концентрацией тестостерона, с прежним опытом взаимодействий индивида в сообществе, наконец, с экологическими параметрами). Во всех случаях следует различать внутренние, структурные детерминанты проявления признака и корреляты, отражающие лишь статистическую связь.

Таким образом, исследуя поведение сложных систем, приходится постоянно различать признаки двух родов: атомарные, или индивидуальные, т.е. присущие элементам системы, но не относящиеся к характеристикам самой системы и в этом отношении независимые, и признаки реляционные (относительные), которые характеризуют саму систему, являются ее атрибутами, хотя субстратами, носителями этих признаков, могут быть лишь элементы системы. Поэтому возникает острый соблазн придать этим признакам статус индивидуальных характеристик самих элементов системы; на самом же деле для элементов они являются лишь реляционными характеристиками. Атомарные и реляционные признаки допустимо сопоставлять и искать корреляции между ними, но выводить один из другого, рядополагать их нельзя.

Мы попадаем в методологически аналогичную ситуацию, когда обсуждаем проблему соотношения стереотипов поведения, имеющих наследственную или культурную природу. Генетическая детерминация эпигенетической системы – поведения предполагает независимость проявления стереотипа. Культурная обусловленность стереотипного поведения, напротив, делает эти признаки относительными, обусловленными той структурой отношений, в которой они становятся релевантными (превращаясь в ритуал). Независимо от того, является ли данный поведенческий акт целиком генетически детерминированным или сугубо условнорефлекторной формой, на уровне индивидуального поведения это атомарный признак. И, наоборот, если стереотип приобретает социальный смысл, он становится структурным признаком, социально обусловленной формой. (В этом смысле, кстати, понятие стереотипа и не является самостоятельным, предполагает существование более общих понятий, прежде всего понятия «ритуала»).

Конечно, подобное деление признаков на индивидуальные (атомарные) и структурные (реляционные) не абсолютно и зависит от контекста, от заданного уровня исследования. Это разграничение гносеологического, а не онтологического характера.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Самые вкусные рецепты блюд из манго: салаты с креветками, пюре, смузи, варенье Простые рецепты с манго
Нас манят разные дороги… О путешествиях в цитатах и афоризмах
Как вылечить атипичную депрессию