Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Богословом быть обязан. Профессор иеромонах Николай (Сахаров), доктор богословия

Богословие и смежные предметы.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В Великобритании степень доктора богословия - англ. Doctor of Divinity (D.D.) - традиционно является самой престижной из докторских степеней степенью «Доктора Университета», примерно соответствующей российской степени доктора наук. Её не следует смешивать со степенью доктора теологии - англ. Theology Doctor, ThD (D.Theol.) - первоначальный докторат, присваеваемый за исследования, и примерно соответствующий российской степени кандидата наук, в данном случае - богословия.

    Далее по важности следуют степени доктора юриспруденции (Legum Doctor) (или доктор гражданского права - Doctor of Civil Law), доктора медицины (Medicinæ Doctor), доктора гуманитарных наук (Litterarum doctor), доктора естественных наук (Scientiæ Doctor) и доктора музыки . Своим высоким статусом степень Divinitatis Doctor обязана традиционной связи британских университетов с христианской церковью. По мере секуляризации университетов в XX веке степень Divinitatis Doctor утрачивает своё прежнее значение, хотя официально всё ещё является высшей докторской степенью в английских университетах в Оксфорде, Кембридже, Дареме , а также в шотландских университетах св. Андрея, Глазго, Абердина .

    США

    В США степень Divinitatis Doctor чаще всего даётся honoris causa . В США не существует системы «высших докторских степеней» («higher doctorates»), поэтому высшие степени в академическом богословии - доктор философии и доктор богословия (Doctor of Theology) или доктор священного богословия (Doctor of Sacred Theology).

    Другие докторские степени в области богословия - Doctor of Biblical Studies , Doctor of Practical Theology , Doctor of Ministry .

    Российская империя

    В Российской империи учёные степени в духовных учебных заведениях были учреждены в начале XIX века .

    Доктором богословия мог стать магистр академии. Для получения степени доктора магистр должен был написать сочинение на латинском или русском языке , которое вносилось в конференцию в установленном порядке. Сочинение должно было состоять: «a) или из ответа на одну какую-нибудь из задач, конференцией предложенных к разрешению; b) или из открытия новых способов улучшить которую нибудь из наук к духовной учености относящихся: c) или из произвольно избранного сочинителем содержания, которое может иметь особенное влияние на пользу церкви».

    «Пространство предложенного сочинения достаточным, а достоинство онаго уважительным признается: а) когда сочинитель обдумал избранный им или от конференции назначенный ему предмет со всех возможных сторон: b) когда столько написал об оном, сколько должно было написать; с) когда таким точно слогом изъяснился, какой сроден сущности предмета».

    Устав также определял, что звание доктора не должно даваться за: «a) За переводы. b) За проповеди, разве бы кто постоянным упражнением в сем роде, и чистотой христианского учения, отличился особенно и заслужил общее одобрение. c) За сочинение, без особливого труда выбранные из других книг отечественных, или иностранных». В Уставе были прописаны нравственные требования к претендентам на звание доктора.

    «Никакое совершенство сочинения не должно доставить звания доктора тому, кто чистым и неукоризненным образом жизни не засвидетельствовал о себе вышнего звания быть учителем христианским. Конференция всемерно должна стараться иметь о сем верные сведения».

    Современное использование

    Степень Divinitatis Doctor чаще всего даётся honoris causa людям, чьи выдающиеся труды связаны с религией. В большинстве англоязычных университетов студенты, защитившие диссертацию на соискание докторской степени, получают степень доктора богословия (Doctor of Theology), а не Divinitatis Doctor. Согласно мнению Национального научного фонда США, эта степень эквивалентна в настоящее время степени доктора философии .

    В России

    В настоящее время на территории Российской Федерации присвоение учёной степени «доктор богословия» не относится к компетенции Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации .

    В России и на Украине степени доктора богословия присваиваются в следующих образовательных организациях:

    • Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - совместная программа с западными университетами с присвоением степени «Доктор теологии II степени» или «англ. Doctor of Divinity » (в европейской классификации)
    • Славяно-Греко-Латинская Академия - совместная программа с западными университетами с присвоением степени «Доктора богословия англ. Doctor of Theology »
    • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет - только «Кандидат богословия ».

    Законодательство РФ о богословских степенях.

    11 октября 2015 года в России был принят Паспорт научной специальности по направлению теология, предполагающий защиту кандидатских и докторских диссертаций по данному направлению . В соответствии с ним будут присваиваться степени кандидатов и докторов только по философским, историческим, филологическим, педагогическим, культурологическим и искусствоведческим отраслям наук. Кандидатов и докторов теологии в соответствии с данным паспортом специальности не присваивают.

    Вместе с тем, согласно Закона об образовании в Российской Федерации, Положений об лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации, Федеральным образовательным стандартам по направлению теология - богословские степени и богословские звания, присужденные и (или) признанные на территории Российской Федерации или за рубежом признаются . Присуждение и (или) признание богословских степеней на территории Российской Федерации законодательно не регламентировано, в связи с чем де-юре и и де-факто признаются богословские степени, присужденные за рубежом и подтвержденные Апостилем , государства выдавшего богословскую степень (Doctor of Divinity и Doctor of Theology). Также де-факто признаются богословские степени выданные образовательными организациями, принимающими защиту богословских степеней в рамках дополнительного образования, однако в рамках действующего законодательства, они могут быть легитимны в статусе почетной степени Honoris Causa по богословию.

    См. также

    Примечания

    1. https://www.ox.ac.uk/sites/files/oxford/field/field_document/Degree%20ceremony_201617_web.pdf
    2. Криворученко В. К. // Официальный сайт Московского гуманитарного университета . Автор - доктор исторических наук , профессор кафедры истории

    ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ПЕРВУЮ В УКРАИНЕ, СНГ, ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПРОГРАММУ "ДОКТОР ПРАКТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ"!

    Программа "Доктор практического богословия" подразумевает более глубокое изучение тем, имеющих практическую направленность.

    21 век

    Общество сместило свой ракурс от модернизма к постмодернизму. Теперь взгляд сфокусирован на актуальной проблеме ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ К СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ, а также современного общества к церкви. Мы видим, как на просторах Европейского союза интерес к церкви все больше пропадает. Там богословие переформатировалось в либеральное течение, которое размыло все основы церкви. Причина не в том, что в Европе было мало богословов-теоретиков, а в том, что современное общество и церковь нуждается в профессиональных служителях - практиках .

    Сравнивая американскую и постсоветскую богословские модели, мы с уверенностью можем сказать, что у нас все еще впереди, церкви находятся на стадии роста и прогресса. Сегодня нам нужны профессионалы в области служения. Те, кто сможет не просто проповедовать за кафедрами в церквях, не просто хорошо знает богословие и теологию, но профессионалы, которые способны идти вперед и вырабатывать стратегию для развития современной церкви.

    ИТАК, НА ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ГЛАВНЫЙ АКЦЕНТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОКТОРОВ СЛУЖЕНИЯ C ПРАКТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

    1. Морально-духовное измерение является основой жизни и адекватной профессиональной деятельности каждого человека. В зависимости от этого измерения, общественная среда растет и гармонично развивается. Кто может заложить правильное основание морально-духовных ценностей? Тот, кто имеет ресурс, и тот, кто владеет информацией.

    2. Наше политическое, деловое, культурное, духовное, религиозное и социальное окружение зависит от глубокого и прочного основания и духовного хребта, который не гнется перед соблазнами этого мира и перед примитивными эгоистическими потребностями, преимущественно сосредоточенными на сребролюбие, гедонизме и гордыне. Кто может помочь сформировать такой крепкий хребет? Специалист в сфере служения.

    3. О том, как начать учить в церкви, имея перед собой лучший пример человека, – Иисуса Христа, который сошел с небес, чтобы показать, напомнить нам о том, для чего Бог создал человека. Для этого нужны профессионалы, которые поднимут церковь на новый уровень!

    ДАВАЙТЕ ПРОАНАЛИЗИРУЕМ, ЗАЧЕМ НУЖНА СТЕПЕНЬ ДОКТОРА СЛУЖЕНИЯ

    1. Доктор Служения (D.Min.) – это одна из важнейших научных степеней, предназначенная для служителей, которые поднимаются на новый уровень обновления своих парадигм и становятся еще эффективнее не только в своих церквях и городах, но и в служениях региона, страны и всего мира.

    2. Доктор Служения – это помощь церквям, христианским библейским школам, организациям в росте их понимании и интерпретации служения Церкви по отношению к библейским, богословским, историческим, этическим и практическим областям. Именно эти области имеют большую потребность в правильном виденье и направлении.

    3. Доктор Служения – это возможность правильно с богословской точки зрения помочь современным церквям определить свое виденье, цели, задачи. Всего того, что часто является проблемой для современной церкви, потому что вокруг нас так много церквей, которые не имеют ни виденья, ни цели и просто плывут по течению.

    4. Степень Доктора Служения – это возможность для внедрения новых программ, новых направлений, которые нужны церкви сегодня, особенно в Украине, странах СНГ и Балтийском регионе.

    5. Доктор Служения – это возможность для совершенствования своих навыков в служении. Программа помогает мужчинам и женщинам развивать более глубокое понимание библейских принципов и стратегий, чтобы они могли эффективно использовать их и внедрять в различные направления пастырской деятельности.

    6. Докторская степень хорошо подходит для пасторов, миссионеров и других церковных лидеров, стремящихся к профессиональному и личностному росту.

    7. Программа открывает возможности для актуальных публикаций, которые помогут современному обществу правильно сконцентрироваться на Иисусе Христе. Возможность для организации общественных круглых столов, церковных конференций и семинаров.

    8. Сегодня, несмотря на пробуждение в регионах бывшего советского блока, на практике очень мало профессионалов с докторской степенью и тех людей, которые могли бы грамотно, используя современные методы, помочь церкви в исполнении ее предназначения.

    9. Доктор служения – это подготовка таких служителей, которые способны помочь современной церкви разобраться с ее слабой стороной – конфликтами. Формулируя крепкий духовный хребет, мы выступаем в роли апологетов для современной церкви.

    Антихрист, который грядет в теле, спровоцирует последние разоблачения в мире, как судья. Мир создает себе судью по своему образу и подобию, и судья тот не только показно простит, но даже и одобрит то, что любой последний негодяй в глубине души считает не подлежащим оправданию и прощению. Сущность такого судьи – лютый иудейский деспотизм после временного псевдорусского великодушия, сакрализация всей собственности, – господство Единицы над всем и вся.
    Все обещания будут даны с условиями. Баш на баш, ты мне – я тебе – вот основной принцип его власти. Главная цель Антихриста - захватить в свои руки мировую власть над всеми без исключения народами. Стремление к мировому господству присуще было всем предтечам Антихриста, с коими у последнего имеются общие черты и сходство во внешнем виде, характере, стиле поведения, манере разговора.
    На первом этапе Антихрист стремится к достижению популярности среди иудеев, примет все старания для того, чтобы иудеи признали его своим вождем, своим обетованным Мессией из Торы, своим Мошиахом. Будет, как в сказке о глупом мышонке петь песни и русским, которых легко обмануть - обещать воскресение России, убеждать, что восстановление счастья народа возможно.
    «Когда услышите, что пришел на землю или явился на земле Христос, то знайте, что это Антихрист» - предупреждал преподобный Зосима своих учеников.
    Антихрист – это некая отрицательность, зона отчуждения, обрамленная во многие правильные, умные, но не наполненные любовью слова, пустота, которая буде засасывать и пожирать души.
    Антихрист как некоторое «ничто» несамостоятелен, он питается и растет от обращенных на него взглядов, от искренних слов и внимания, он получает значительность от вкладываемого в него значения, сияет в лучах поклонения, уважения, хорошеет только тогда, когда чахнут другие.
    Как в «Ревизоре» великого пророка России Н.В.Гоголя, мир сам породил из себя самого подходящего для себя прохвоста и, подпадая постепенно под власть этого князька, напитал его собой и взрастил для себя с целью дать ему все и получить взамен более, чем все.
    «Возьми нас, но только спаси нас» - скоро скажет мир, и Антихрист купится на выгодную сделку, милостиво согласится стать Единым господином. Он называет себя Судьей, Христом, но мир знает, что настоящий судья неподкупен.
    «Овладевает свободой людей лишь тот, кто успокаивает их совесть» - сказал пророк России Ф.М. Достоевский. Его Великий Инквизитор, прототип грядущего Хама, который и есть Антихрист – раскрывается перед Самим Христом: «Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться. Но ищет человек преклониться перед тем, что уже бесспорно, столь бесспорно, чтобы все люди разом согласились на всеобщее пред ним преклонение…и чтобы непременно все вместе».
    Грядущий Антихрист – не кот в мешке, его знают все и авторитет его бесспорен.
    «Я не хочу любви Твоей, потому что сам не люблю Тебя!» - кричит Антихрист в лицо Христу. «Мы не с Тобой, а с ним – вот наша тайна!» «Но мы скажем, что послушны Тебе и господствуем во имя Твое. Мы их обманем опять, ибо Тебя мы уже не пустим к себе»./Ф.М.Достоевский/

    «Принудительное всемирное счастье, бесспорный, общий и согласный муравейник» - ожидают на недолгий срок человечество «ибо кому владеть людьми, как не тем, которые владеют их совестью и в чьих руках хлебы их».
    Кроткий, как агнец, ненавистник неправды, пропагандист благочестия, обличитель лжи –таким предстает Антихрист в истории своего возвышения над миром в «Краткой повести об Антихристе» еще одного пророка России Вл. Соловьева. Ко всем ласковый, кроткий, угодный, благообразный, Антихрист искренне желает помочь людям, но никого не любит, кроме самого себя. В сфере человеческих схем общения нет формул, способных смутить, озадачить Антихриста, выбить его из колеи, расстроить. Он толерантен и всегда на высоте. Он почти надмирен. Для него нет ничего невозможного кроме исповедания Сына Божия Иисуса Христа. Антихрист не может прочесть Символ Веры, не может причаститься, не терпит разговора о Евхаристии, считает необходимым запретить «детское кормление из ложечки» и требует от верноподданных полагать за истинное причастие – принятие его учения и исполнение его личной воли, как воли Бога.
    Он выдает себя за Бога, он действительно считает себя Богом, много говорит о любви, но любви в нем нет и быть не может.
    Антихрист будет приятен и привлекателен для нечестивых и ужасно мерзок и голосом, и лицом, и всей своей наружностью - для благочестивых людей.
    Антихрист придет для окончательной брани против церкви Христа. Это последнее время безошибочно узнается каждым по величайшему напряжению сил зла и по внезапному ослаблению личного стремления к Богу.
    «Прежние мученики с одними людьми сражались, а мученики при Антихристе с самим сатаною будут вести войну» /Св. Кирилл/. И никто не сможет окончательно победить Антихриста, кроме Христа.
    Священство станет союзником Антихриста в гонениях на верных христиан, епископов, священников, мирян. Верные сохранятся внутри православной церкви – Филадельфийская церковь последних времен - Святая Русь – сохранится «не только в ребрах, но и в бревнах».
    Главное в тайне беззакония – не то, как долго будет править Антихрист, а сколько душ он заберет в ад. Заберет по предсказаниям старцев – почти всех. Править будет 3,5 года.
    Еще две составляющие великой тайны беззакония – Антихрист сомневается сам в себе, но не желает верить, что отец его – дьявол. Он считает себя сыном Бога, Его единственным наследником, а Господа нашего Иисуса Христа полагает лишь за своего предтечу.
    Возомнив себя главным, долгожданным, великим и единственным уполномоченным Судьей мира, ради которого писалась многовековая история человечества, спасителем и воскресителем мертвых душ, он планирует занять Престол Самого Отца небесного и считает концом /целью/ существования света свое собственное воцарение по воле Бога на Престоле мироздания в Царствии Небесном.

    «Ты доживешь до времени, когда будет Антихрист. Не бойся, а говори всем, что это «он», и не нужно бояться» /пр. Лаврентий/. Святые отцы православной церкви указали единственный путь спасения в последние времена – бесстрашие. Оставил нам свое краткое духовное завещание и патриарх Пимен:
    1.Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль – юлианский календарь, по которому она преемственно молится уже тысячелетие.
    2. Россия, как зеницу ока призвана хранить завещанное нам нашими святыми предками Православие во всей чистоте. Христос – наш путь, истина и жизнь. Без Христа не будет России.
    3. Свято хранить церковнославянский язык молитвенного обращения к Богу.
    4. Церковь зиждется на семи столпах – семи Вселенских Соборах. Грядущий восьмой Собор страшит многих, но да не смущаемся этим, а только несомненно веруем Богу. И если будет на новом соборе что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять.
    Сегодня нечистые попытки внутри Церкви изменить календарь и язык богослужения убеждают нас о том, что кто-то пытается приблизить конец света истины, а цель Антихриста почти достигнута. Он проник в церковь. Антихрист идет не через Кремль, а через РПЦ МП.

    Стать доктором теологических (или богословских) наук до недавнего времени в России было невозможно. Конечно, ученые степени присваивались диссертационными учеными советами духовных академий и университетов РПЦ, но никакой юридической силы на территории РФ они не имели.

    Однако в сентябре прошлого года по решению Высшей аттестационной комиссии (ВАК) России теология стала новой научной специальностью, получив шифр «26.00.01». А 30 мая в системе Минобрнауки был создан первый объединенный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности «теология». И теперь в абсолютно законных рамках можно защитить научную работу по теологии и получить научную степень кандидата или доктора.

    Сейчас в рамках ВАК формируется экспертный совет по теологии. А ранее соглашение о создании объединенного диссертационного совета по теологии было подписано ректорами РАНХиГС, МГУ им. М.В. Ломоносова, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).

    В России около 50 государственных и негосударственных вузов имеют аккредитацию по специальности «теология». В этом году будет выпущено около 200 студентов на уровне бакалавриата и примерно столько же магистров. Сколько из них выберут аспирантуру, пока непонятно. Но в диссертационном совете по теологии готовы к приему научных работ.

    У совета есть полномочия принимать к защите работы, их рассматривать и выступать с рекомендацией, - пояснили «Известиям» в совете.

    Споры о том, является теология наукой или нет, ведутся еще с 1991 года, когда правительство сначала включило теологию в перечень научных специальностей, а потом исключило ее.

    Я высказываю личное мнение как доктор философских наук и академик Академии образования, - говорит первый зампред комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. - С моей точки зрения, светской теологии как науки нет и быть не может. Наукой могут быть религиоведение и другие дисциплины, изучающие религию. Я вполне понимаю, например, что Свято-Тихоновский университет успешно несет в массы слово Божие в помощью современных технологий. Но совершенно не понимаю, когда в ядерном университете открывается кафедра теологии. Ломоносов еще в ХVIII веке повторил идею двойственной истины. Смысл ее предельно прост: богословам нечего делать в науке, а ученые не должны заниматься богословием. Каждый должен заниматься своим делом.

    Между тем появление диссертационного совета по теологии облегчит жизнь ученым, чьи работы не вписывались в рамки философии или истории религии.

    Я зампредседателя диссертационного совета по философии религии и религиоведению при РАНХиГС. Религиоведение в России отнесено к философским наукам, а также к историческим, - рассказывает религиовед, профессор кафедры национальных и федеративных отношений Института госслужбы и управления РАНХиГС, заведующий Межвузовской кафедрой религиоведения, этнокультурологии и проблем евразийской интеграции Московского православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета Вильям Шмидт. - И в силу специфики нашего совета, мы традиционно принимали работы, которые шли на стыке наук. Например, культурологии, социологии, политологии, права. Иногда их было тяжело квалифицировать как философские работы, потому что религиозный дискурс указывал на то, что это предметная область теологии. Но теологии-то не было, поэтому кандидатские и докторские возвращали на доработку. А некоторые вообще отклоняли.

    С такой ситуацией Шмидт столкнулся лично, когда в 2000 году в МГУ, а затем в 2007 году в РАГС защищал работу, посвященную наследию патриарха Никона, - кандидатскую и докторскую.

    Некоторые доктора наук выдвинули к ней претензии - они считали, что в работе усилена богословская составляющая. И говорили: «А почему мы должны защищать ее по философским наукам, даже если предметная область - религиоведение?», - вспоминает Шмидт.

    Как подчеркивают эксперты в области теологии и религиоведения, речь идет не только о христианской теологии, но и мусульманской, иудейской, буддистской и др.

    Нет просто теологии - теология всегда конкретна и соответствует той или иной религиозной традиции, - поясняет Шмидт.

    По мнению экспертов, уровень теологов в России сейчас чрезвычайно низкий, поскольку еще не сформированы критерии.

    Олег Смолин считает, что духовные лица вполне могут получать ученую степень. Но не по теологии.

    Мне кажется, что если духовный деятель хочет иметь светскую ученую степень, он может защититься, например, по истории церкви. Или по каким-то другим темам, но в рамках светских наук, а не по теологии, - говорит депутат. - Потому что если, скажем, во время защиты диссертации сойдутся атеист, религиозный деятель и агностик, то, скорее всего, восторжествует формула Канта. А она звучит примерно так: существует три основных доказательства бытия Божия, но ни одно из них с научной точки зрения доказательством не является. Поэтому каждому свое.

    Однако Вильям Шмидт убежден, что это не совсем корректно, поскольку теолог и религиовед - это разные научные специальности. Сегодня дискутируется вопрос о придании теологии статуса научной отрасли.

    Да, у этих наук объект исследования разный. Религиоведение не занимается исследованием проблем Бога. А теология как раз занимается именно этим. Предельный объект теолоогии - это Бог и его проявления в мире. А религиоведение занимается религией как социальным явлением, феноменом, - говорит Шмидт. - Но неспециалистам кажется, что это одно и то же.

    Сейчас в аспирантурах религиозных вузов по специальности «теология» в общей сложности обучается чуть более 50 человек. И теперь у каждого из них есть возможность стать кандидатом наук.

    И стоит ли его искать или лучше, подобно большинству людей, спокойно плыть по течению? Тысячи людей по всему миру всё чаще задаются подобным вопросом. Может быть, ответить на него нам поможет доктор богословия и служитель Церкви адвентистов седьмого дня Феликс Понятовский, который не понаслышке знает, что такое поиск жизненного предназначения.

    - Феликс Климентьевич, вы с самого детства хотели стать богословом и служителем церкви?

    - Нет. Я никогда не мечтал и не думал, что стану богословом. Я родился ещё в Советском Союзе, и моя семья не была верующей. Я учился в обычной школе, и у меня были обычные мечты. Конечно, я мечтал кем-то стать, чего-то добиться в этой жизни, но мечты менялись по мере моего взросления.

    Очень сильно на меня повлиял юношеский романтизм. Я любил читать книги о приключениях, путешествиях и решил нечто подобное воплотить в своей жизни. Но в Советском Союзе далеко путешествовать просто так было невозможно. И я понял, что единственный способ путешествовать - это стать моряком.

    - Вам нравился процесс обучения в мореходке или вы разочаровались в своём выборе?

    - Если говорить о самом учебном процессе, то, как и в любом учебном заведении, есть предметы, от которых ты просто в восторге, потому что они тебя вдохновляют, а есть те, после которых тебя охватывает депрессия.

    Профессия моряка мне очень нравилась. И хотя потом я понял, что она не так романтична, как мне казалось, всё же я любил её.

    Однако к тому времени я стал верующим человеком, ходил в церковь и осознал, что невозможно будет совмещать профессию моряка с моими религиозными убеждениями. Поэтому внутри меня долгое время шла борьба. Я не знал, как правильно поступить: оканчивать это учебное заведение или оставить учёбу прямо сейчас? Сказать по правде, для меня это был весьма непростой вопрос.

    - Откуда возникло желание стать богословом и служителем церкви? Ведь эта сфера деятельности радикально отличается от работы во флоте!

    - В студенческие годы меня заинтересовала Библия. Но я не хотел играть в религию. Я желал стать по-настоящему духовным, верующим человеком. Вот тогда и начались мои поиски Бога. Я стал ходить в церковь, ежедневно читать Священное Писание. Я столкнулся с тем, что многое из прочитанного в Библии мне непонятно. Мне очень хотелось понимать эту книгу глубже, чем большинство людей! Я осознавал, что для этого мне необходимы особые знания или, скорее даже, особое образование. Тем не менее, мечта понимать Библию продолжала расти в моём сердце.

    - Очень интересно! Давайте вернемся к учёбе в мореходке. Чем же закончилась ваша внутренняя борьба?

    - Я всё же решил получить диплом, а уже потом думать, работать мне по специальности или нет. В то время после выпуска было распределение по местам работы. Меня определили в Мариуполь, но я не поехал. К тому времени я уже твёрдо решил, что не буду связывать свою жизнь с профессией моряка, потому что тогда мне придётся идти на компромисс с моими принципами и духовными убеждениями.

    - Это весьма благородное и мужественное решение, но ведь необходимо на что-то жить. Что вы делали дальше?

    - Следующие несколько месяцев я пробовал себя реализовать в небольшом бизнесе. Не всё шло гладко. И тут мне предложили служение пастора в одной небольшой церкви. Я подумал, что это слишком возвышенное и сложное призвание, и у меня ничего не получится. Ведь для этого необходимо очень хорошо знать Библию, уметь проповедовать, общаться с людьми. У меня на тот момент, как я полагал, таких навыков не было. Я был уверен, что смогу продержаться максимум месяц, и на том вся эта затея закончится. Но так получилось, что я совершал пасторское служение на протяжении целого года, после чего мне предложили получить богословское образование в Заокской духовной семинарии. А когда на учёбу направляет Церковь, это означает, что основную часть расходов за обучение она берёт на себя. Я без колебаний принял это предложение. Вот таким образом Бог начал осуществлять мою новую мечту.

    - Это удивительно! Однако быть моряком куда более престижно и финансово выгодно, чем служителем церкви! Насколько тяжело было отказаться от такой заманчивой перспективы из-за религиозных убеждений?

    - Это было непросто. Мой отец, узнав, насколько прибыльна профессия моряка, какое-то время доставал меня вопросами: «Когда ты одумаешься и будешь работать по своей специальности?» Но тогда я уже начал созревать как личность и сумел осознать, что лучше сейчас оставлю эту мечту, чем потом всю жизнь буду мучим угрызениями совести, что пошёл наперекор своим принципам.

    Кроме того, моя первичная мечта - путешествовать по разным странам, увидеть мир - не умерла. Бог помог воплотить её в жизнь даже более удивительным образом, чем я мог представить. Моряки обычно видят мир из иллюминатора своего корабля. Ну, или, в лучшем случае, как туристы, не имея много времени на пребывание в той или иной стране.

    Мне же Бог позволил увидеть мир по-настоящему. В 2008 году Церковь направила нашу семью на учёбу на Филиппины, где мы с супругой получили докторскую степень. Мы находились там целых четыре года. Потом через пару лет после нашего возвращения в Украину я вновь имел возможность поехать на полгода за рубеж. На этот раз в Голландию. Это тоже был потрясающий опыт! Я без сомнений могу сказать, что, если на то будет Божья воля, Он может исполнить любые наши мечты!

    Как найти своё призвание

    1. Прислушиваться к себе.

    Если человек под воздействием внешних факторов выбирает работу, которая ему не нравится, он будет в дальнейшем мучиться всю жизнь. Необходимо прислушиваться к себе и искать работу, которая приносит удовольствие.

    2. Наибольше е удовольствие и удовлетворение приносит работа

    на которой ты можешь не просто заработать деньги, но и послужить другим. Настоящее счастье начинается тогда, когда ты живёшь не только для себя, но и для других.

    3. Необходимо прислушиваться к Богу.

    Нужно читать Божье Слово, Библию, и в молитве просить у Господа, чтобы Он показал, чего Он хочет от нас в нашей жизни. Я уверен, что у Бога для каждого из нас есть план. И если мы последуем этому плану, мы сможем стать по-настоящему эффективными в нашей профессии и достичь максимально высоких целей в жизни.

    Беседовал Олег БОКОВ
    adventist.ru
    Печатается с сокращениями

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога