Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Бином фантазии как его использовать. Мастер класс "фантазийный бином"

Одно слово оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности. Нет жизни без борьбы. Воображение отнюдь не составляет некую обособленную часть ума, оно – сам ум, одно с ним целое и реализуется путем одних и тех же приемов в самых различных областях. Ум же рождается в борьбе, а не в покое. Анри Валлон в своей работе “Истоки мышления у детей” пишет, что мысль возникает из парных понятий. Понятие “мягкий” появляется не до и не после появления понятия “жесткий”, а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание. “Основа мысли – это ее двойственная структура, а не составляющие ее отдельные элементы. Пара, двойка, возникла раньше, чем единичный элемент”.

Итак, вначале было противопоставление. Того же мнения придерживается Поль Кли, когда пишет в своей “Теории формы и изображения”, что “понятие немыслимо без своей противоположности; не существует понятий самих по себе, как правило, мы имеем дело с “биномами понятий”.

Рассказ может возникнуть лишь из “бинома фантазии”.

Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждо другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным, - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда “бином фантазии” определяется случаем. Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой; или можно прибегнуть к жеребьевке.

Я вызвала к доске двух учеников, одного попросила написать слово на видимой стороне доски, другого – на оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определенный смысл. Он создает атмосферу напряженного ожидания, сюрприза. Если ребенок писал на виду у всех слово “жираф”, то оно уже было особым словом, готовым к определенной роли в необычной ситуации, к тому, чтобы стать участником некоего непредвиденного события. “Жираф” уже был не просто животным, он был героем приключения, вымышленным персонажем, полностью находящемся в нашем распоряжении. Повернув доску, мы обнаруживали, предположим, слово “котенок”. Дети встречали его взрывом смеха. Отдельно взятое, слово “котенок” не заставит ни смеяться, ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но “жираф” в паре с “котенком” – это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул.

В “биноме фантазии” слова берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно. Они “отстранены”, “смещены”, выхвачены и витают на невиданном дотоле небосводе. Таковы, на мой взгляд, оптимальные условия для появления на свет занимательного рассказа.

Итак, возьмем все те же два слова: “жираф” и “котенок”.

Самый простой способ их сочленить – это прибегнуть к помощи предлога и падежа. Таким образом, мы получим несколько картин:

Жираф с котенком

Жираф у котенка

Котенок жирафа

Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания конкретной ситуации, и мы с ребятами решили пофантазировать на данную тему.

  1. По улице идут жираф с котенком . Они закадычные друзья и всегда придумывают что-то интересное, необычное. В трудной ситуации они помогают друг другу, никогда не ссорятся. И так далее и тому подобное.
  2. Однажды “жираф у котенка” был в гостях. Друзья решили поиграть в прятки. Первым прятался котенок, и жирафу пришлось долго его искать, потому что его маленький друг мог забраться в самый тихий и укромный уголок своего дома, и найти его было очень сложно. Данную тему можно продолжить по своему усмотрению.

После того, как мы с ребятами попробовали сочинить несколько историй с выбранными словами, я предложила каждому прямо на уроке придумать свою историю про “жирафа” и “котенка”. Детей очень увлекло данное занятие, так как каждый мог реализовать свои фантазии и попробовать себя в придумывании сказок, историй.

Стоит отметить, что большинство учеников справились с этим заданием и получили удовольствие от процесса сочинительства. В качестве примера я предлагаю познакомиться с двумя историями “бинома фантазии”.

Котенок и жираф”. Жирафа поймали и привели в зоопарк. Он очень тосковал по Африке и другим зверям. Все, кто приходили в зоопарк, видели в клетке грустное животное. Однажды прилетел к нему котенок. Они стали друзьями. Но жираф по-прежнему грустил. Он сказал котенку, что хотел бы вернуться в Африку к маленьким жирафчикам. Котенок сказал: “Что-нибудь придумаю”. Он полетел в клетку к птице кондор и попросил у него крылья. Кондор давно не летал. У него были запасные крылья. Он отдал их жирафу. Крылья навесили на жирафа, и он улетел из зоопарка. Котенок улетел с ним в Африку.

(Сочинила Соловьева Дарья)

Котенок и жираф”. Жил-был котенок. И был он весь в рыжих пятнышках. И все его звали Маленьким Жирафом. Он никогда не видел настоящего жирафа, но очень хотел с ним познакомиться. Вот как-то раз мама отпустила его одного гулять. И котенок решил разыскать жирафа. Шел-шел и увидел за кустами пестрого гуся и спросил: “Вы жираф?” “Я? – разозлился гусь. – Я гусь, и никто другой! Понял?” “Спасибо”, - сказал котенок. И пошел дальше. Шел-шел и пришел в цирк. Там дрессировали тигра. Тигр вставал на задние лапы, и котенок подумал, что это и есть жираф и спросил: “Вы жираф?” “Нет, - прорычал в ответ тигр, - я тигр!” И котенок пошел дальше. Шел-шел и пришел в зоопарк. Там были разные звери, он долго искал жирафа. Сначала нашел обезьяну, потом леопарда и, наконец, дошел до большого зверя с длинной-длинной шеей. У него были такие же рыжие пятнышки, как и у маленького котенка. И котенок решил с ним познакомиться: “Вы, наверное, большой кот?” “Нет, - удивленно ответил большой пятнистый зверь. – Я жираф!” “Жираф! Жираф! Как хорошо, что я нашел вас! – запрыгал от радости котенок. – Я тоже Жираф, только маленький”.

И с тех пор они стали друзьями – Маленький Жираф и Большой Жираф.

(Сочинила Иванова Светлана)

Город и так уже завален по самые крыши, а снег всё летит - каждый день и каждую ночь. Тот, кто распределяет снегопады, к нашему городу нынче особенно щедр. Не даёт опомниться, намекает, что труд дворника почётный, но тщетный: одну голову срубил, три на месте выросли, пусть хоть какая крепкая и широкая у тебя лопата.
Ноги даже по самым центральным улицам передвигаются как во сне - когда особенно куда-то спешишь, очень опаздываешь, а ноги не идут, вязнут, скованы, и всё пропало. Просыпаешься в холодном поту, а то и в слезах, не в силах вспомнить, куда это я так торопилась?
Так и в жизни опаздываешь, продираясь сквозь новый снегопад. И он уже по колено, как море, и дворники обессилили, сдались. И город весь белый, и разносчик яндекс-еды с коробом за спиной весь в нём жёлтый.
- Игорян! - тороплю я. - Давай быстрей! Опаздываем!
- Мама! - отвечает сквозь снег невидимый с трёх шагов Игорян. - Я иду как могу.
У Игоряна за один день выросли ноги, и надежда на то, что в этих ботинках он проходит ещё одну зиму, не оправдалась. Перемерив всё, в том числе и экстравагантные ярко-рыжие, Игорян остановился на старых и добрых финских валенках: вдел ногу и свободен. Я думала, что теперь он в новых как припустит поверх сугробов! А он, оказывается, как может. Он, может быть, именно этот день запомнит из многих. Как ходили и купили срочно валенки в конце декабря, в большой снегопад, в предпоследний в четверти учебный день.
А что такое предпоследний день перед зимними каникулами, нужно ли объяснять? Он означает одно: что завтра - день последний.
И снег не перестанет, не пройдёт. Хоть сто лет смотри, а привыкнуть невозможно. Как невозможно привыкнуть к простым и понятным вещам. Например, к тому, что ноги больше нигде не жмёт, и можно рухнуть лицом в небо, в новое и белое. И планета летит как может, и никуда не торопится, и помнит этот день.

воскресенье, 22 декабря 2019 г.

Я без предупреждения. Хоть, по современным правилам, следует предупредить. Хоть мелкими буквами, да указать, что текст содержит фрагменты, что чрезмерное вредит, а тем, кому восемнадцать минус, сюда нельзя.
Но я верю в людей - и в минус их, и в плюс. А приятные фрагменты ещё никогда никому не вредили. Поэтому буквы у меня будут крупные. И буквы эти будут - ЛИКЁР.
" - Ничего похожего! - громовым голосом ответил Филипп Филиппович и налил стакан вина. - Гм... я не признаю ликёров после обеда: они тяжелят и скверно действуют на печень."
Когда я читала в юности обеденные наставления профессора Преображенского, я была с ним согласна и про газеты, и про разруху, и про пение хором; но про ликёры меня всегда смущало. Мне казалось, что профессор, конечно, знает лучше, ведь он светило и литературный герой, каких мало. Тогда почему же у меня ничего не тяжелит, а что касается печени... Ну, какая может быть печень в двадцать лет? Не бывает в двадцать лет никакой печени.
Дело в том, что мне-то нравились как раз ликёры. Ни слова о небесно-голубых и ярко-зелёных бутылках, которые сверкали сквозь витрину пуще новогодних ёлок. К ним не притрагивались, несмотря на двадцать лет, полное отсутствие печени и страха.
Но были ведь и другие. Редко, дорого, но были. За что и люблю. Люблю, как благородно булькает, наполняя бежевым и густым маленькую рюмку на тонкой и слабой ноге. Люблю за тёмный и сладкий вкус. За то, что самодостаточный, не чрезмерный, не требующий никакой компании и никакой к себе еды. За долгую чёрную бутылку и долгие чёрные вечера, когда так и тянет обложиться и обвеситься всевозможными огоньками, и свечой в придачу. И всё будет мало.
За то, что просто так, без повода и без обеда, как будто нет в мире ни газет, ни разрухи, ни пения баритонов. Держа за слабую ногу единственную, долгую, бесконечную бежевую рюмку, потихоньку знать толк.
Знать толк в своих восемнадцати плюс и в крупных буквах без предупреждения. И что бутылка специально чёрная, чтобы не видеть, сколько ещё там осталось.
Много ещё там осталось. Если сильно не присматриваться, осталось почти столько же, как вчера.

пятница, 20 декабря 2019 г.

Мело, мело не только по всей земле, но и по всем глазам, по всем уличным фонарям и по всем до единого этажам. Мело строго по Пастернаку: "А на улице вьюга всё смешало в одно. И пробиться друг к другу никому не дано." Такой же, как у него, колючий хаос, но в каждой отдельной снежинке этого хаоса заложена гармония. Как её ни крути, а лучей выходит ровно шесть. Но при этом все до единой разные. И как у них это получается - у зимы с Пастернаком?
Даже на вертикальную рекламу намело маленький плоский сугроб; замело и розыгрыш призов, и стрелку, куда идти. Из таких белых и плоских отлично получаются привидения - дикие, но симпатичные. И весь честной город белый, весь завывает - не вьюгой, так автомобильными сиренами, потому что пробиться друг к другу по узким этим и кривым центральным улочкам надо, хоть и не всегда дано.
Но если поднять повыше залепленные свои очи, то можно и попытаться. Там, на балконе старого дома со скошенным фасадом, который образует комнаты в пять углов, на самом верхнем его этаже, выше которого могут быть только луны и привидения, стоит, как стояла вчера и позавчера, и третьего дня, узкая андерсеновская ёлка. Такая же сказочная и одинокая, такая же заранее припасённая.
Но это ещё даже лучше - просто знать, что она там. Как мы знали. Лицом на улицу, а мы к ней всей душой.
И вот однажды, дохнув морозом по рукам и ногам, её занесут в комнату. И какое-то время она простоит в углу просто так, привыкая. И будет растянута на полу гирлянда, которая никогда не загорается с первого раза, но в этом маленьком привычном ремонте есть своё таинство. И единственное, что я смогу потом понять и запомнить из школьного курса физики - последовательная электрическая цепь. Потому что это была гирлянда, это была жизнь.

вторник, 17 декабря 2019 г.

Больше всех остальных дней в году я люблю эти - когда и дня-то никакого нет, когда рассвет плавно перетекает в сумерки, а между ними маленький круглый мир, который протопили в оконном льду горячей денежкой. Размером тот мир весь с пятак. Каждый, кто сидел на подоконнике в тёплых носках и с больным горлом, знает.
Я любила всё это - и круг посреди льда, и подоконник. Я жаждала носков и больного горла. Я любила не похожие на дни дни. Не хотелось, чтобы они начинали прибывать, хотелось вечно возвращаться домой в надёжной и уютной темноте, скрипя по снегу маленькими валенками. Мимо горящих чужих, но тёплых окон, одно из которых непременно будет красное. И родители будут говорить с высоты своих полных тридцати лет, что это просто там такие шторы. Но я-то буду знать точно, что там целый таинственный мир. Столь же красный, как шуба одного старого знакомого Деда Мороза, который каждый год появлялся, ростом с витрину нашего стеклянного магазина, с гуашевыми румяными щеками и толстым носом. Была при нём и Снегурка в короне, и тройка... Красиво ли в целом?
В детстве совершенно некогда думать о таких вещах. В детстве любой нарисованный холст прячет за собой волшебную дверцу, а малая денежка открывает целый мир. Новый мир, в котором есть и первый в жизни каток, и горела звёздочка одна, и грели батареи и без того шерстяные ноги. И всё прибывала ночь в эти самые любимые мои дни. И летели на витрине, летели на тройке румяные и плоховато, в общем, топорновато изображённые старые знакомые. Но любой сидящий на подоконнике ребёнок с тёплой денежкой выше таких мелочей.

четверг, 12 декабря 2019 г.

Рассказы для детей Льва Николаевича Толстого были в программе начальной школы как космос - всегда. Любой прапрадедушка легко мог бы это подтвердить - всегда. И я тоже говорю своему сыну - всегда.
Правда, в моём детстве ассортимент был пошире. "Филиппок" - это уж непременно; адаптированная для детей история Михайлы Ломоносова. Трудная и страстная дорога к знаниям - один из значимых русских архетипов. Потом поучительнейшая "Косточка": мать сочла перед обедом сливы и увидела, что одной не хватает. Ужасная история про льва и собачку. Про двух товарищей и медведя - как один влез на дерево, а второй притворился мёртвым... Такое не забывается.
Но время просеивает сквозь своё беспристрастное сито всех, даже самых великих. Оставляя лишь то, что может и должно остаться. Унесло ветром из школьной программы "Косточку", унесло "Льва и собачку". А "Прыжок" остался. Как сто лет назад, так и теперь. И как сто лет назад рисуют художники - кто лучше, кто хуже, а кто совсем плохо, как в учебнике - но обязательно мальчика в матросском костюмчике, стоящего на зыбкой перекладине, и ветер треплет его воротник.
И если спросить жителя нашей страны любого возраста, он тут же перескажет драматичный сюжет. Даже тот перескажет, кто, научившись однажды кое-как читать, никаких книжек в руки отродясь не брал. Перескажет своими немногими словами, как мальчик в азартной погоне за обезьяной, укравшей его шляпу, забрался на рею, как закачался на смертельной высоте, и его отец-капитан крикнул, грозя ружьём: "Прыгай в воду, а то застрелю!" И как мальчик прыгнул.

воскресенье, 8 декабря 2019 г.

Как в сказке, медленно летит целый день за окном тихий ватный снег. Смотри сколько влезет. Но даже в такую погоду кто-то проехал на велосипеде по рыхлой оттепельной каше. По ней и ноги-то устают ходить пешком, а уж крутить педали - это нужно быть фанатом. Фанатом велосипеда и такого декабря.
Сквозь ватный снег даже самые резкие звуки кажутся домашними, своими. А люди в шарфах на катке - жителями волшебного фонаря. А ель - праздничным пряником. Как будто целый город запутался в чьей-то большой окладистой бороде - никакой не фальшивой, а природной и родной, которой мы так верили в детстве, а потом всё стали списывать на погоду. Это ведь всё она, это не мы. Нет, не мы.
В дни большого ватного снега обостряется яблочная интуиция - когда безошибочно угадываешь по яблоку, будет ли оно вкусным. И самым лучшим оказывается не сорт, а скромное, никому не известное и даже банальное прозвище: яблоки сезонные. Вот они-то самые настоящие и есть. Я не знаю, почему так получается. Но с людьми бывает точно так же, особенно когда обостряется интуиция.
Но ещё больше яблок нравятся в это время сухофрукты. Именно за ними хочется ходить сквозь густой, как в сказке, ватный, как в сказке, медленный снег. За очень чёрным черносливом, за гладкими финиками, за большими колёсами инжира и маленьким, наоборот, изюмом, про который никак не верится, что когда-то он был виноград.
Во всех этих тёмно-сладких плодах спряталось солнце. Чтобы мы про него не совсем уж забыли, со своими тихими снегами, яблочными озарениями и бородатыми сказками.

"Быстро добрались они до Чурола и Коля отложил хорей.
- Надо остановку делать, - сказал он. - Чай надо пить. У оленя голова болит.
- А чего она болит-то, - не понял Пронька.
Коля подумал, пососал маленько свой мундштук и сказал:
- Рога растут."
Я тоже сказала: "О, олень!" и подошла. Потому что правда о, олень. Я даже верблюда видела в наших парках, но оленя - никогда.
Я тоже трогала замшевые рога и меховой лоб. Хотела в тундру - увидеть Крайний бескрайний Север и своими глазами то самое белое безмолвие, и неплотно заселивших его квадратные километры людей, которые знают тридцать имён снега. Стоит лишь помять рукой - и он отзовётся. А мы глухие, наш снег городской и немой. И никогда не понять нам, почему те люди поселились неплотно, но прочно, и никуда не уходят с ледяных своих берегов, от своих олешек, летящих легко и стремительно сквозь бесконечную белую пустыню.

(со средней группы)

Цель: учить комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять предложения.

Ход: Выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги, падежи и союзы нужно установить отношения между этими двумя объектами.Предлоги (в, над, через, около, у …).

Например: Подушка и крокодил.

    подушка под крокодилом;

    крокодил, прыгающий

через подушку;

    крокодил в подушке;

    подушка, прыгающая через крокодила;

Вопрос: Как это случилось? (Дети придумывают ситуацию, рассказ).

Игра «маятник» (Хорошо-плохо)

(со средней группы)

Цель: учить детей выделять противоречия в предметах.

Ход: Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально.

Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства.

Например:

Игра «Как много всего сделал человек»

(со средней группы)

Цель: учить классифицировать предметы рукотворные по функции.

Ход: Предложить детям объекты рукотворные.

Например: стол, торт, кукла, самолет, тарелка, полка, чашка, мост, пирамидка, пылесос, радио, шарф, носки, ложка, театр.

Спросить детей, для чего сделан каждый предмет.

Дети называют сектора:

здания (сооружения)

транспорт

бытовая техника

Игра «Маленькие человечки»

(со средней группы)

Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.

Ход: Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.

Человечки твердого тела

Человечки жидкого тела –

Человечки газообразного тела –

Ведущий предлагает разделить природную среду двумя горизонтальными линиями и в верхнем секторе «поселить» все, что несет в себе человечков газа, в центре – жидкого тела, внизу – твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.

Например: Болотная лягушка – живая природа, живет и в воде и на суше.

Древесная лягушка – на дереве, хотя дышит воздухом.

Чайка – живая природа, живет в воздухе и на воде.

Игра «Узнай меня»

Цель: учить описывать предмет, не называя его.

Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз)

Я холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).

Приложение 5.

Раскрою в общих чертах методику работы по некоторым из выше названных направлений.

«Бином фантазии».

Учащимся предлагаются два предмета или слова, между которыми в силу их смысловой отдаленности нет и не может быть никаких связей на уровне обыденной логики. Их соединение с помощью фантазии и есть « бином фантазии». Слова, включенные в его состав, выводятся из привычного для них семантического окружения, теряют свое обыденное значение и ту систему смысловых связей, которые они приобрели в процессе длительного употребления. Для того чтобы ввести их в один контекст, требуется включение продуктивного воображения. Примерами тем могу служить следующие: «Лев и стол», «Торт и дерево», «Крот и шкаф», «Барабан и орангутанг», «Тетрадь и яйцо», «Коньки и воробей» и др.

«Брошенный камень».

Испытуемым называется любое слово, которое подобно камню, брошенному в воду, вызывает в сознании детей волны мыслей, воспоминаний. При установке на сочинение они могут служить хорошим материалом для создания сказки или истории. Учащимся дается инструкция: «Писатели, когда им нужно сочинить сказку или историю по одному лишь слову, а им ничего не приходит в голову, пишут его сверху вниз, букву под буквой. Рядом с каждой буквой пишут любое слово, начинающееся с этой буквы. Слова, которые писателям не будут нужны, они не употребляют».

Например:

1. Сказка о книге: к арандаш 2. Сказка о ручке: р учка

н ож у чительница

и гра ч еловек

г ород к аша

а кула а стра

«Сказки о путешествиях».

Каждое путешествие – предпосылка для сказочных сюжетов. При обсуждении с детьми темы можно ввести ряд правил – взять только несколько предметов, придумать препятствия и способы их преодоления. Обыграв таким образом сюжет-путешествие, ученик легче сочинит сказку.


Например, «Путешествие в Австралию (на воздушном шаре)». На листе бумаги (или доске) учитель рисует большой шар. Ученики должны собрать в дорогу необходимые вещи (написать их названия на шаре).

«Новые свойства предметов, героев».

Персонажем нового сказочного сюжета может быть любой обыденный предмет, объект, герой, если ему приписываются несвойственные качества (Например, «Стеклянный человечек», «Железный котенок» и т. п.).

Можно выделить несколько приемов:

1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. (Лиса и заяц вместо своих ледяной и лубяной избушек обитают на летающих тарелках.)

2. Коллаж из сказок, или переплетение ситуаций из разных сказок. (Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили Старика Хоттабыча, а он забыл заклинание.)

3. Изменение ситуации в знакомых сказках. (Золотая рыбка захотела сама встретиться со старухой.)

4. Сказки по-новому, где ребятам предлагается наделить героев противоположными качествами. (Семеро козлят становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.)

5. Сказки из мусора. (Этот случай произошел зимой. Взбунтовался мусор. Холодно, голодно и скучно было ему лежать на свалке. И решили обитатели свалки сами друг другу помочь: пустые коробки превратились в театр, цветные мелки в человечков, стружки помогли человечкам обрести волосы… Начался пир на весь мир…)

«Знакомые герои в новых обстоятельствах».

Данный прием развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно они застряли в лифте многоэтажного дома).

«Коллаж из сказок».

Детям предлагается придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в ледяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из различных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях – и получится «Коллаж из сказок». Детям лучше преподносить этот прием в игровой ситуации: «У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кощея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок?»

«Сказки от фантастических явлений».

Фантастические явления (то есть то, чего не бывает в реальной жизни) послужат важным отравным моментом для сочинения сказки. При этом лишь не следует забывать о двух правилах:

1) дать понять детям, что сейчас они будут фантазировать;

2) предложить им разнообразие фантастических явлений.

Начать можно так: «Представьте, что вы можете уменьшиться до размеров муравья. Какое бы у вас было любимое занятие? Чего бы опасались? Захотели бы вы стать прежним?»

Или: «Представьте, что:

Из крана на кухне полился мандариновый сок;


Из тучки вместо дождя стал падать изюм;

Люди придумали таблетку от сна;

К вам в гости пожаловал пришелец со дна морского».

Постепенно диапазон таких явлений может расшириться:

Летел над нашим городом НЛО с волшебником на борту. Он бросил подарки: пять шапочек, три сапога, два красивых хрустальных волшебных башмачка, одну куклу Барби. Кому бы вы отдали все эти подарки? Придумайте продолжение.

Мама с папой купили ковер. Но никто не знал, что этот ковер из страны Сочиняйки, волшебный ковер-самолет. Один год провисел ковер-самолет на стене, другой. А на третий год ему стало скучно, и решил он… Расскажите о различных приключениях ковра-самолета.

«Магическое «если бы…».

Структура высказывания типа «магическое «если бы…» состоит из двух элементов: формулы «что случилось бы, если…» и предложения, высказывающего основное содержание вопроса. Этот прием широко используют писатели. Субъект переносит себя или другого человека из реальной в воображаемую, конкретно представляемую, ситуацию, пытается осмыслить предлагаемые обстоятельства и сочинить фабулу рассказа о самом себе или другом человеке. Подобные вопросы следует формулировать как можно абсурднее . Например, «Если бы я имел волшебную палочку», «Если бы я стала волшебницей», «Если бы я имел машину времени», «Что случится, если мой лифт полетит на Луну или спустится в центр Земли?», «Что случилось бы, если какой-нибудь крокодил вздумал постучаться в твою дверь и попросить несколько роз?», «Что случилось бы, если во всем мире исчезли деньги?», «Если бы я был один во всем мире».

«Сказка продолжается».

Мы почему-то привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок. Действительно все логически закончено в сказках: репку вытащили, Колобка съела лиса, Красная Шапочка и бабушка остались живы и невредимы, Золушка и принц поженились, семеро козлят остались жить-поживать с мамой-козой. Казалось бы, что тут еще можно придумывать и размышлять. Однако, не только можно, но и нужно. Сделать это можно с помощью вопроса «А что потом?». Этот прием (начало после конца) полезен и интересен тем, что мы можем:

Изменяя конец сказки, направить внимание учеников в нужное педагогическое русло;

Развивать воображение учащихся, ломая установившиеся стереотипы.

Ввести ребят в творчество поможет следующая инструкция: «Давайте поразмышляем:

Репку вытащили, а как ее делили – кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого;

Колобка съела лиса – а может быть, Колобок в животе у лисы с помощью волшебных слов превратился в волшебника и стал мешать лисе;

Что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком;

Как живут Золушка и принц, поженившись, – может, им опять мешает мачеха с ее дочерьми;

Коза и семеро козлят, возможно, построили себе неприступную крепость, неприступную даже для волка.

Попробуйте придумать свое продолжение любимой сказки».

«Переработка известной сказки в связи с введением нового элемента».

Ученикам предлагается ряд слов (или картинок), которые напоминают хорошо известную им сказку. Например, слова: «волк», «лес», «цветы», «бабушка» - сразу вызывают в воображении сцены из сказки Красная Шапочка». Если включить в эту серию слово, не относящееся к содержанию этой сказки, то оно будет воспринято как «чужое», «лишнее». Например, слово «вертолет ». Оно требует уже иных ходов, иной логики развития повествования. Этот прием позволяет развивать воображение ребенка, приучает оригинально и в то же время адекватно реагировать на новый и неожиданный элемент, внесенный в канву известного контекста, «растворять» его в этом контексте, перестраивая систему смысловых связей.

(На основе книги Дж. Родари «Грамматика фантазии.
Введение в искусство придумывания историй»)

Знаменитый итальянский писатель Джанни Родари во второй половине XX века написал книгу «Грамматика фантазии». Ее можно считать интересным и полезным пособием для детей и взрослых, желающих развивать воображение и придумывать истории. Писатель предложил множество способов и приемов создания творческого сочинения. Познакомимся с некоторыми из них.

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА

Что было бы, если бы…?

Берем любые подлежащее и сказуемое, их сочетание и дает гипотезу.

Что было бы, если бы наш город внезапно оказался посреди моря?

Что было бы, если бы во всем мире исчезли деньги?

Что было бы, если бы человек вдруг проснулся в обличье насекомого?

(На этот вопрос ответил Ф.Кафка в известном рассказе «Превращение».)

Ли"мерик (англ.) – нонсенс, нелепица.

Наиболее известны лимерики Э.Лира. Схема строения лимерика такова.

Первая строка – герой.

Вторая строка – характеристика героя.

Третья и четвертая – действия героя.

Пятая – итоговая характеристика.

Жил да был старик болотный,
Вздорный дед и тягомотный,
На колоде он сидел,
Лягушонку песни пел.
Въедливый старик болотный.

(Э.Лир)

Возможен другой вариант строения лимерика.

Первая строка – выбор героя.

Вторая строка – действие героя.

Третья и четвертая – реакция окружающих на героя.

Пятая – вывод.

Старый дед в Граньери жил,
Он на цыпочках ходил.
Все ему наперебой:
«Обхохочешься с тобой!».
Да, чудной старик в Граньери жил.

(Дж. Родари)

КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАГАДКИ

Выберем любой предмет.

Первая операция – остранение.

Дадим предмету такое определение, словно видим его впервые в жизни.

Вторая операция – ассоциация и сравнение. Объектом ассоциаций является не предмет в целом, а одна из его характеристик. Выбираем другой предмет для сравнения.

Третья операция – метафора (скрытое сравнение). Даем предмету метафорическое определение.

Четвертая операция (необязательная) – привлекательная форма загадки.

Например, придумаем загадку о карандаше.

Первая операция. Карандаш – это палочка, которая оставляет след на светлой поверхности.

Вторая операция. Светлая поверхность – это не только бумага, но и снежное поле. След карандаша напоминает тропинку на белом поле.

Третья операция. Карандаш – это нечто такое, что прочерчивает черную тропу на белом поле.

Четвертая операция.

Он на белом-белом поле
Оставляет черный след.

СКАЗКИ «НАИЗНАНКУ»

Большое удовольствие всем доставляет игра в «перевирание» сказок. Возможно умышленное «выворачивание наизнанку» сказочной темы.

Красная Шапочка злая, а Волк добрый.

Мальчик-с-пальчик сговорился с братьями убежать из дома, бросить бедных родителей, но те продырявили ему карман и насыпали туда риса.

Золушка, дрянная девчонка, издевалась над замечательной мачехой, отбила у сестры жениха…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ

Сказка закончилась. А что было потом? Ответ на этот вопрос и будет новой сказкой.

Золушка вышла замуж за Принца. Она неряшливая, в засаленном фартуке, вечно торчит на кухне у плиты. Такая жена Принцу надоела. Зато весело можно проводить время с ее сестрами, привлекательной мачехой…

САЛАТ ИЗ СКАЗОК

Это история, в которой живут персонажи различных сказок.

Буратино оказался в домике семи гномов, стал восьмым другом Белоснежки…

Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-пальчика и его братьев…

КАРТЫ ПРОППА

Русский филолог В.Я. Пропп утверждал, что все народные волшебные сказки имеют одну структуру. В основе лежат функции действующих лиц. Эти функции варьируются, видоизменяются, но их всего 31.

1. Отлучка кого-либо из членов семьи.

2. Запрет, обращенный к герою.

3. Нарушение запрета.

4. Выведывание.

5. Выдача.

6. Подвох.

7. Невольное пособничество.

8. Вредительство или недостача.

9. Посредничество.

10. Начинающееся противодействие.

11. Герой покидает дом.

12. Даритель испытывает героя.

13. Герой реагирует на действия будущего дарителя.

14. Получение волшебного средства.

15. Герой переносится, доставляется, приводится к месту, где находится предмет поисков.

16. Герой и антагонист вступают в борьбу.

17. Героя метят.

18. Антагонист побежден.

19. Беда или недостача ликвидируется.

20. Возвращение героя.

21. Герой подвергается преследованиям.

22. Герой спасается от преследования.

23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.

24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

25. Герою предлагается трудная задача.

26. Задача решается.

27. Героя узнают.

28. Ложный герой или антагонист изобличается.

29. Герою дается новый облик.

30. Враг наказывается.

31. Герой вступает в брак.

Не во всех сказках есть все функции. Последовательность может нарушаться, но схема остается та же.

На основе этих функций можно строить множество сказочных историй. (Обязательные функции, которые встречаются в любой волшебной сказке, выделены здесь жирным шрифтом. Можно предложить детям сначала проверить на одной из сказок, действительно ли эти функции в ней есть. Ред. )

«СТАРАЯ СКАЗКА В НОВОМ КЛЮЧЕ»

В любой волшебной сказке можно изменить время или место действия. И сказка приобретет необычную окраску.

Приключения Колобка в XXI веке…

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕРСОНАЖА

Из характерных особенностей персонажа можно вывести и его приключения.

Пусть героем будет стеклянный человек. Стекло прозрачное. Можно читать мысли нашего героя, он не может говорить неправду. Мысли можно скрыть, только надев шляпу. Стекло хрупкое. Все вокруг должно быть обито мягким, рукопожатия отменены. Врачом будет стеклодув…

Деревянный человек должен опасаться огня, в воде он не тонет…

Человек из мороженого может жить только в холодильнике, там же происходят и его приключения…

БИНОМ ФАНТАЗИИ

Возьмем любые два слова: пес и шкаф . Возникают такие варианты соединения слов:

пес со шкафом,

шкаф пса,

пес на шкафу,

пес в шкафу и т.д.

Каждая из этих картин служит основой для придумывания истории.

По улице бежит пес со шкафом на спине. Это его будка, он всегда ее таскает на себе…

С.Г. ЯСИНСКАЯ,
г. Череповец,
Вологодская обл.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Понятие демографического поведения
Реформы Александра II – кратко
Аттестация процессов Срок аттестации технологического процесса в машиностроении