Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Асар о том,как Билял перестал давать азан после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Билял — первый муэдзин

О дним из первых страдальцев за веру был эфиопский раб Билял, сын Рабаха. Его обратил в Ислам Абу Бакр (да будет доволен им Аллах). Вера придала Билялу такую силу духа, что он безбоязненно, открыто объявил о принятии Единобожия своему хозяину Умейе ибн Халяфу,который был одним из злостных врагов мусульман. Хозяин подверг Биляла жестоким мучениям: сутками не давал ему еды и питья, нанимал людей, которые водили Биляла целыми днями по улицам города, привязав за шею. Однако ничто не смогло сломить Биляла, который не переставал повторять: «Бог Един!»

Однажды хозяин придумал для своего раба очередную пытку: продолжительное время проволочив Биляла по раскаленным песку и камням, Умейя ибн Халяф велел положить на грудь раба огромный камень. Он кричал: «Клянусь! Я буду мучить тебя до самой смерти, если ты не откажешься от Мухаммада и веры его и не начнешь поклоняться нашим богам — ал-Лату и аль-‘Уззе!» Билял мужественно переносил все истязания, не переставаяповторять: «Я не буду поклоняться ни ал-Лату, ни аль-‘Уззе! Господь Един, Господь Един!» После таких слов его снова продолжали мучить до бессознательного состояния.

Во все эти трудные дни Биляла поддерживала его вера, которая стала ему непоколебимой опорой. Таким героическим поведением он бросал вызов своим угнетателям: «Иман (вера) ‒ это свет и сила! Кто станет обладателем истинной веры, тот сможет встать против своих угнетателей, даже если на их стороне будет все человечество, сможет донести истину до всех людей! »

Однажды, когда Умейя ибн Халяф публично издевался над Билялом, мимо проходил Абу Бакр (да будет доволен им Аллах). Увидев эти издевательства, он воскликнул:

‒ Умейя! Неужели ты не боишься Бога?! Сколько ты еще можешь мучить этого несчастного?

‒ Это ты изменил его убеждения! Если хочешь спасти, то выкупи его у меня, ‒ отвечал Умейя.

Абу Бакр предложил ему: «У меня есть раб твоей веры, намного сильнее и моложе Биляла. Я могу обменять его».

Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) стало стыдно за него: «Эх, какой-же ты бесстыдник! Стоишь предо мною и слово за словом лжешь». На этот раз Умейя сказал: «Нет! Клянусь ал-Латом и аль-‘Уззой! Если ты мне дашь то, что я потребовал, исполню обещанное мною». Отдав все, что требовал ненасытный Умейя, Абу Бакр освободил своего единоверца Биляла от тяжких мучений.

После этого случая Пророк (с.а.с.) спросил у Абу Бакра: «Билял тебе что-то должен?» Абу Бакр ответил: «Нет, о Посланник Господа, я его освобождаю». Через некоторое время после этого Абу Бакр выкупил и освободил также мать Биляла Хамаму.

Повествуя о жизни Биляла следует упомянуть об одном очень значимом для всех нас факте:

Когда Пророк (мир ему и благословение) повелел призывать людей к намазу, я увидел во сне одного человека с колокольчиком. Я попросил его продать мне этот колокольчик. Когда он спросил, для чего мне нужен колокольчик, я ответил: «Чтобы собирать людей на намаз». Тогда этот человек сказал, что научит меня лучшему способу собирать людей. И научил азану. Утром я рассказал Пророку (мир ему и благословение) о своем сне. Пророк (мир ему и благословение) ответил, что это хороший сон, и добавил, чтобы я научил Биляла этому, у него голос хороший и звонкий».

Хадис от Абдуллаха бин Зайда, Св. хадисов Абу Дауда

Арабское слово «азан» означает «извещение, уведомление». Азан был узаконен после переселения Пророка (мир ему и благословение) из Мекки в Медину, о чём сообщается в хадисе "Абдуллаха бин "Умара (да будет доволен им Аллах), который сказал:

В первое время после переселения в Медину мусульмане, собиравшиеся на молитву, старались определить, когда им начинать ее, так как никто к ней не призывал.

Однажды они стали обсуждать этот вопрос, и некоторые сказали: «Установите себе такой же колокол, как у христиан. Другие сказали: «Нет, лучше трубу наподобие рога иудеев», что же касается "Умара, то он сказал: «А не поручить ли какому-нибудь человеку призывать (других) к молитве?». И тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) велел: «О Билял, встань и призови (людей) к молитве!».

Св. хадисов Аль-Бухари

Здесь под призывом имеется в виду не общеизвестный современный азан, а просто уведомление людей о наступлении времени молитвы.

В том виде, в каком он известен ныне, азан был узаконен позднее, после того как "Абдуллах бин Зайд (да будет доволен им Аллах), увидел азан во сне.

Сообщается, что "Абдуллах бин Зайд сказал:

(Однажды) я увидел (во сне) человека, который был одет в две зеленые одежды и нес с собой колокол и тогда я спросил его: «О, раб Аллаха, продашь ли ты этот колокол?». Он спросил: «А что ты будешь с ним делать?». На что я ответил: «Призывать с его помощью на молитву». Тогда он сказал: «Не указать ли тебе на то, что лучше этого?» «Конечно, а что это?» - поинтересовался я. Я спросил: «А что это?». Он сказал: «Говори: «Аллах велик, Аллах велик, Аллах велик, Аллах велик. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха, свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха. Спешите на молитву! Спешите на молитву! Спешите к спасению! Спешите к спасению! Аллах велик, Аллах велик. Нет бога, кроме Аллаха»». После этого "Абдуллах б. Зайд явился к Посланнику Господа и рассказал ему о том, что увидел во сне.

"Абдуллах бин Зайд сказал: «(Выслушав меня) Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, ваш товарищ видел сон. Ступай же в мечеть вместе с Билялом и расскажи ему этот сон, а потом пусть Билял провозгласит призыв, ибо у него более высокий голос, чем у тебя». После, мы с Билялем пошли в мечеть, где я стал передавать ему то, что слышал во сне, а он громко произносил эти слова. Об этом услышал "Умар бин аль-Хаттаб, который пришел (к Пророку (мир ему и благословение)) и сказал: «О, Посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я видел во сне то же, что и он!».

Свод хадисов Ахмада, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хузайма

Так Билял (мир ему) стал первым муэдзином ‒ человеком, исполняющим азан (призыв к молитве).

«Когда Пророк (мир ему и благословение) перешёл в мир иной, Билял, читавший азан Пророку (мир ему и благословение), не смог вынести жизнь в Медине. Потому что каждая улица, каждая стена, мечеть – всё напоминало ему о Пророке (мир ему и благословение). Он перестал читать азан, и попросил Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) отпустить его жить в Сирию. Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) просил его остаться, но тот настоял на своём. Находясь в Сирии, Билял (да будет доволен им Аллах) увидел во сне Пророка (мир ему и благословение), который сказал ему: «Как понимать эту отчуждённость, Билял? Неужели не наступило время посетить меня?!». Тогда Билял проснулся опечаленным и напуганным. Ведь он знал, что тот, кого он увидел, в действительности был Пророком (мир ему и благословение). Ведь Пророк (мир ему и благословение) говорил, что тот, кто увидит его во сне, воистину его увидел, ибо шайтан не может принимать обличие Пророка (мир ему и благословение). Тогда Билял (да будет доволен им Аллах) направился в Медину посетить могилу Пророка (мир ему и благословение). Увидев могилу Пророка (мир ему и благословение), он не сдержался, заплакал и уткнулся лицом в неё. Тогда к нему пришли Хасан с Хусейном, и Билял (да будет доволен им Аллах) стал целовать их, ведь он видел, как их целовал Пророк (мир ему и благословение). Они попросили Биляла (да будет доволен им Аллах) прочитать азан, чтоб напомнить им времена Пророка (мир ему и благословение), хотя они и не забывали о том времени. Билял (да будет доволен им Аллах) согласился. В предрассветный час Билял (да будет доволен им Аллах) встал на то место, где он обычно стоял при Пророке (мир ему и благословение), и произнёс: «Аллаху Акбар». Медина содрогнулась, люди выбежали на улицу. «Ашхаду алля иляха илля Ллах», и Медина ещё сильнее содрогнулась от плача и шума. «Ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах» – и вышли все, даже молодые девушки, которые не выходили на улицу, и сказали: «Пророк (мир ему и благословение) вернулся». Со дня кончины Пророка (мир ему и благословение) в Медине не видели столько плачущих мужчин и женщин, как в тот день.»

Имам аз-Захаби привел эту историю про сон Биляля в своей книге «Сияр а’лям ан-нубаля» (1/358) и сказал:

«Иснад этого сообщения слабый, и оно отвергаемое».

Распространение ислама было напрямую сопряжено с личными историями людей, которые оказались открытыми к призыву Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). Их путь к вере и совершенству лежал через тяжелейшие испытания, выдержать которые было настоящей Божьей милостью.

Одним из тех, чья биография давно вплетена в исторические трактаты об исламе, является Билял ибн Рабах (р.а.). Будучи эфиопом по происхождению, этот человек имел непростую судьбу, которая не помешала ему стать одним из самых важных мусульман в истории религии.

Жизненный путь

Билялу (р.а.) не повезло оказаться во владении одного из самых жестоких и гнусных противников ислама в Мекке - Умайа ибн Халяфа. Вести о появлении новой религии, которая не приемлет неравенство и жестокое обращение с людьми из-за каких бы то ни было различий, быстро докатились до Биляла (р.а.). Фактически в ислам обратил его (р.а.). После того, как хозяин Умайа ибн Халяф узнал об этом, он стал подвергать своего раба унижениям и мучениям. Он морил Биляла (р.а.) голодом, нанимал специальных людей для совершения издевательств над ним. Во многих источниках приводится случай того, как в качестве одного из испытаний для Биляла (р.а.) стало накладывание гигантского камня ему на грудь. Он с шахадой на устах выдерживал все издевательства, становясь с каждым разом духовно лишь сильнее.

Важный жизненный поворот, связанный с обретением свободы, также стал возможен благодаря самому близкому сподвижнику Пророка Мухаммада (с.г.в.) Абу Бакру (р.а.). Однажды, увидев мучения Биляла (р.а.), он обратился к Умайе ибн Халяфу с предложением обменять его на своего раба, который отличался молодостью и силой. Умайе такой расклад понравился, но он вдобавок потребовал также отдать в свои владения жену этого невольника и их дочь, положив сверху этого ещё и двести золотых динаров. Такое нахальство поразило Абу Бакра (р.а.), однако он согласился с выдвинутыми условиями, и вскоре Билял ибн Рабах (р.а.) стал свободным верующим. Потом ближайший к Пророку Мухаммаду (с.г.в.) сподвижник выкупил также мать Биляла мать по имени Хамама.

Первый муэдзин

Обладая красивым голосом, именно Билял ибн Рабах стал первым исполнителем специального призыва на молитву - . Как суннитские, так и шиитские богословы едины во мнении, что именно Билял является первым муэдзином, однако взгляды на то, как именно это произошло, различаются. Если кратко резюмировать суть противоречий, то сунниты считают, что произнесение азана как специального действия перед намазом было впервые явлено во снах сподвижников Пророка Мухаммада (с.г.в.). Впоследствии тот узаконил предмолитвенный призыв. Шииты полагают, что подобного рода видения не могли присниться сподвижникам, так как они являлись обычными людьми. Пророк Мухаммад (с.г.в.), согласно шиитской традиции, был обучен азану, равно как и совершению молитвы ангелом Джабраилом (а.с.). После этого уже Заключительный посланник (с.г.в.) показал, как это всё делается другим мусульманам, в том числе и Билялю (р.а.).

Смерть Пророка Мухаммада (с.г.в.) стала настоящей трагедией для Биляла, так как он был к нему очень привязан. После этой потери первый муэдзин уже не смог больше оставаться в Медине и стал путешествовать по новым землям, куда приходило знамя религии Творца. Билял (р.а.) отличался отвагой и закономерно принял участие во всех знаковых битвах против врагов ислама. Примечательно, что после смерти Милости миров Мухаммада (с.г.в.) он перестал произносить азан. Исключениями стали только случай захвата Иерусалима и последнего посещения могилы Пророка (с.г.в.).

В некоторых источниках сообщается, что смерть настигла Биляла (р.а.) в Сирии, когда ему было 60 (либо 63) лет. Доподлинно неизвестно, оставил ли он после себя потомство. Согласно одним данным, у него не было детей, а по другим - он стал основателем малийской династии Кейта, которая способствовала образованию целой африканской империи.

В первом году хиджры впервые в истории прозвучал призыв, который с тех пор, не прерываясь, звучит по всему миру. Эти слова стали особым символом, означающим призыв мусульман к молитве. Мы слышим азан, льющийся с минаретов мечетей пять раз в день. Великая честь озвучить его первым выпала выдающемуся сподвижнику, эфиопу Билялу ибн Раббахе (да будет доволен им Аллах). Он принял Ислам ещё в Мекке, перенёс на пути Аллаха множество пыток и истязаний, а затем совершил хиджру.

Когда Посланник (мир ему и благословение) хотел выбрать лучший способ призыва к намазу, многие асхабы, в том числе и Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах), услышали формулу азана во сне и сообщили ему об этом. Здесь, в мечети, Пророк (мир ему и благословение) обратился к Билялу ибн Раббахе, обладавшему красивым голосом, со словами: «Встань, Билял, и прочти азан». Билял так и поступил, собрав на намаз всех жителей Медины и став первым и главным муэдзином Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Билял был муэдзином Ислама, он – господин муэдзинов, он – наш сайид, как сказал Умар (да будет доволен им Аллах): «Абу Бакр – наш господин, и он подарил свободу нашему господину». То, что первый призыв к намазу был озвучен голосом Биляла, имеет особое значение и является отличительным знаком. Как отмечает профессор университета Аль-Азхар, доктор Мухамад Абу Лайля, в Мекке Билял ничего не говорил, кроме слов «Один! Один!» во время пыток, когда на его грудь клали большой камень. Его там практически никто не слышал. В Медине же его голос достигал горизонта. Доктор Абдула Бадр, профессор университета Аль-Азхар сказал, что этот голос, который они хотели прервать лишь за то, что он произносил «Ля иляха илляллях», ежедневно по 5 раз призывал всех к молитве.

Билял ибн Раббах олицетворяет собой всех тех слабых и неимущих мусульман, которые поспешили принять веру в Аллаха, увидев в ней избавление от рабства и угнетения. Он продемонстрировал, что Ислам пришёл освободить их.

Билял ибн Раббах (да будет доволен им Аллах) вырос в среде, в которой процветало рабовладение. Имея деньги, можно было купить рабов, как завезённых на Аравийский полуостров извне, так и добытых во время войн, которые арабские племена постоянно вели друг с другом. Ещё до принятия Ислама, Билял слышал разговоры вождей курайшитов о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение), который призывает к поклонению Единому Аллаху и к равенству среди людей. Он видел, какую злобу они питали к Пророку (мир ему и благословение) и к его вере. В то же время до него доходили некоторые сведения о том, к чему он призывает. Самым важным из услышанного было то, что новая религия не делала различий между господами и рабами, арабами и неарабами, богатыми и бедными: все считались братьями по вере, равными перед Богом.

Билял отправился к Пророку (мир ему и благословение), чтобы объявить о принятии Ислама. Эта весть быстро распространилась по Мекке и вызвала гнев его хозяина, Умайи ибн Халяфа. В течение долгого времени тот причинял своему рабу мучения, но Билял проявлял терпение и крепко держался за веру.Как пишет историк Адиль Банима, курайшиты пытали его, надевая кольчугу и оставляя в пустыне на солнцепёке, да ещё клали ему на грудь камни, не давали ни есть, ни пить.

Билял ибн Раббах навсегда вошёл в историю благодаря силе своей веры и способности переносить жесточайшие, неимоверные мучения, которым его подвергали. Вместо стонов, которые бы издавал при этом любой человек, Билял лишь повторял: «Один, Один!», ибо сладость единобожия он ощущал сильнее, чем боль от избиений и других пыток. Этот сладкий вкус доступен лишь тем, в чьих сердцах – истинная вера в Единого Господа. Отличительными качествами Биляла являлись его высокая вера и стойкость. Абу Бакр уплатил выкуп за его освобождение. Многие из сподвижников были рабами, но положение Биляла отличалось от других из-за тяжести мучений и пыток, которым его подвергали мекканцы. Люди прозвали его «Билял – один, один».

После освобождения Билял находился при Пророке (мир ему и благословение), а затем совершил хиджру в Медину, где в последующем он стал читать азан.Билял возвысился при Пророке (мир ему и благословение) лишь благодаря своей вере. Пророк (мир ему и благословение) предпочел его вождям курайшитов, которые отвергли Ислам, хотя по своему происхождению и положению они считались лучшими среди людей.

Положение Биляла в Исламе все возвышалось; он воевал бок о бок с Пророком (мир ему и благословение), защищая его призыв.Умаяту ибн Халяфу, подвергавшему его пыткам за принятие Ислама, было суждено пасть от руки Биляла в битве при Бадре.Умаят ибн Халяфа, подвергал его мучениям на раскаленном песке с огромным камнем на груди лишь за слова единобожия «Один, один».

В день взятия Мекки Билял был рядом с Пророком (мир ему и благословение), когда тот входил в Каабу и очищал ее от идолов. Его голос, впервые возвестивший призыв к молитве в мечети Пророка (мир ему и благословение) в Медине, первым огласил азан и с Каабы, тем самым объявляя о ее освобождении.

Пророк (мир ему и благословение) избрал Биляла для провозглашения азана, и это было своего рода знаком. Он как будто обращался к людям всего мира: «Посмотрите, как вера и богобоязненность возвысили этого эфиопа, которого когда-то привезли в Мекку в качестве раба; будто говорил: «В нашей вере, в Исламе нет места неравенству».

Когда Пророк (мир ему и благословение) умер, его печаль была слишком сильной, и он попросил разрешения переселиться в Шам, где участвовал в битве при Ярмуке, а затем и при взятии Дамаска. И в каком бы месте Шама он ни побывал, везде провозглашал азан.

Когда Пророк (мир ему и благословение) умер, Билял в последний раз прочитал азан, а когда дошел до слов «Ашхаду анна Мухаммадан рассулюллах…», – заплакал. Вместе с ним заплакали все, кто находился в мечети, и все жители Медины. Билял прервал азан и попросил у Абу Бакра Сиддыка разрешения покинуть Медину и стать муджахидом. Уехав из города, он воевал на пути Аллаха, и теперь покоится вблизи Дамаска, на земле современной Сирии.

Говорят, что Билял присоединился к Умару ибн Хаттабу, когда тот отправился для взятия Иерусалима и спел там азан; что его голос прозвучал в мечети Аль-Акса, третьей из заповедных мечетей и первой кибле мусульман.

Действительно, через его судьбу можно провести параллели между двумя мечетями, двумя азанами, киблами и двумя завоеваниями.

Оставшуюся часть жизни, до своей смерти, наступившей в 20 году Хиджры, Билял провел в Дамаске. Он похоронен на кладбище малых ворот, где, по наиболее достоверной версии, покоятся и многие другие сподвижники.

На территории Шама есть и другие места, связанные с Билялом. И где бы он ни бывал, азаном призывал мусульман на молитву.Имеются также различные версии, согласно которым наш господин Билял погребен в других местах Шама. Дело в том, что жители множества сел и городов, в которых побывал Билял, считали, что благодаря своему высокому достоинству он оказывал им честь, и возводили памятные постройки. Но, согласно наиболее достоверной версии его могила находится именно здесь, у «малых ворот» на юге Дамаска.

Одно из наиболее известных памятных мест, связанных с пребыванием Биляла, находится к западу от Вади ас-Сира, в окрестностях столицы Иордании, Аммана.

Он был побратимом Абу Убайды Амира ибн Джарраха. Пророк (мир ему и благословение) предвестил ему Рай, сказав: «В Раю я слышал пред собой звук твоих шагов».

Билял умер в 20 году хиджры, и он был похоронен там же, на кладбище «малых ворот». Некоторые исследователи говорят также, что его могила находится в Аммане или Хумсе.

В истории Ислама Билял считается своего рода символом, являясь воплощением слов Всевышнего Аллаха: «Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» и слов Его Посланника (мир ему и благословение): «Нет предпочтения арабу пред неарабом и черному перед белым, кроме как по богобоязненности».

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией

Человек очень высокого роста, с очень тёмной кожей, худого телосложения, густыми волосами, один из приближённых Посланника Аллаха (мир ему и благословение), его визирь, первый из рабов, принявший веру, и один из тех, кого жаждет обрести Рай, Абу-Абдуллах Билал бин Рабах (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, когда ему исполнилось 30 лет.

Он был также одним из семи, кто открыто заявил о своей принадлежности к Исламу, и одним из пяти, которых за это подвергли сильным мучениям. Когда начинали его хвалить, он опускал голову, закрывал глаза, на которых проступали слезы, и говорил: «Я – эфиоп, который ещё вчера был рабом».

Сила веры, чистосердечие и скромность подняли его на такую высоту, на которую не поднимают ни знатный род, ни огромные богатства, и этому не помешали ни его тёмная кожа, ни то, что гордецы считали его недостойным, ни то, что он был рабом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не было ни одного пророка, которому Всевышний не дал семерых близких друзей, которые являются визирями, мне же Аллах дал таких 14 человек: Хамзата, Джафара, Али, Хасана, Хусайна, Абу-Бакра, Умара, Микдада, Хузайфата, Салмана, Аммара, Билала, Ибну-Масуда и Абу-Зарра (да будет доволен им Аллах)». В другом хадисе говорится, что однажды после утренней молитвы Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обратился к Билалу (да будет доволен им Аллах) «О Билал, расскажи мне о своём деянии в Исламе, на которое ты возлагаешь самые большие надежды, поистине, этой ночью я слышал шорох твоей обуви в Раю». Билал (да будет доволен им Аллах) ответил: «Когда бы я ни совершил омовение, будь то ночью или днем, я обязательно совершал после него столько намазов, сколько было угодно Аллаху. И ни на одно деяние я не возлагаю надежды большей, чем на это» (Муслим). Всякий раз, когда Билал (да будет доволен им Аллах) вспоминал слова Пророка (мир ему и благословение) о том, что в Раю был слышен звук его обуви, из его глаз текли слёзы.

Стойкость и скромность Билала (да будет доволен им Аллах)

Передано от Абдулы бин Масуда: «Первых, кто открыто принял Ислам, было семеро: Посланник Аллаха (мир ему и благословение), Абу-Бакр, Аммар и его мать Сумайя, Сухайб, Билал и Микдад (да будет доволен ими Аллах). Что же касается Посланника Аллаха (мир ему и благословение), то его уберёг Аллах от преследований язычников с помощью его дяди, а Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах) Всевышний уберёг посредством его родни. Остальных же язычники подвергали пыткам: надевали железную кольчугу и оставляли на солнцепёке. И от всех язычники добились тех слов, которые хотели услышать, кроме Билала (да будет доволен им Аллах), он считал свои мучения ничтожными по сравнению с величием Аллаха, а язычники относились к нему как к ничтожеству. Надев на него ошейник, дети язычников таскали его за собой, а он всё повторял: «Бог один, один, один» (Хаким, Абу Нуайм, ибн Аби-Шайба). В обеденный солнцепёк Умайя бин Халаф выводил Билала (да будет доволен им Аллах) на улицу, укладывал его на раскалённый песок, клал на грудь огромный камень и говорил: «Ты будешь так лежать, пока не умрёшь или отречёшься от Мухаммада и начнёшь поклоняться идолам». А Билал (да будет доволен им Аллах) все повторял: «(Бог) один, один…».

Потеряв всякую надежду склонить Билала (да будет доволен им Аллах) к своей вере, язычники говорили ему: «Скажи хотя бы несколько добрых слов о наших богах, и мы оставим тебя», но Билал (да будет доволен им Аллах) был непреклонен и повторял свой нашид: «Бог один, один…».

Абу Нуайм сообщает в своей книге «Аль-Хулья», что Варака бин Навфаль проходил мимо Билала (да будет доволен им Аллах), когда его подвергали мучениям, и тот повторял: «Бог – один, один…». Варака, обратившись к нему, говорил: «Один, один Аллах, о Билал». Затем, обратившись к Умайе, мучившему Билала (да будет доволен им Аллах), сказал: «Клянусь Аллахом, свят Он и Велик, если вы убьёте его, я его могилу сделаю местом снискания благодати (бараката)».

В один из дней, когда будущий муэдзин Лучшего из пророков (мир ему и благословение) подвергался мукам, мимо проходил Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах), и, обратившись к Умайе, сказал: «Неужели ты не боишься Бога, что это ты с этим бедным?! До каких пор ты собираешься его мучить?». Умайя ответил: «Ты испортил его, так и спаси его сам!». Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я так и сделаю. У меня есть чёрный раб, который покрепче его и более старателен в твоей вере». Умайя согласился, и Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах) поменял своего раба на Билала (да будет доволен им Аллах) и освободил его, и он был седьмым, которого освободил Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах).

Билал (да будет доволен им Аллах) был также одним из первых, кто совершил хиджру (переселение во имя веры) в Медину. После переселения туда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) побратал его и своего двоюродного брата Убайдата бин Хариса. Передано также, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) побратал его с Абу-Рувайхой Хасами, и когда Билал (да будет доволен им Аллах) сказал, что Абу-Рувайха его брат, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты его брат, а он твой».

Его высокая степень

«Абу-Бакр – наш господин, он освободил от рабства нашего господина (Билала)» , – говорил Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах) (Бухари). Кто может дать оценку выше, чем второй из праведных халифов, которого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) называл разделителем истины и лжи!? Он называет Билала (да будет доволен им Аллах) господином! Это ещё раз говорит, что ценность человека в богобоязненности.

Передано также, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пришёл к Билалу (да будет доволен им Аллах) домой и спросил его супругу, дома ли он, и она ответила, что нет. Затем Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Ты словно гневаешься на него?» Она ответила: «Он приходит и постоянно говорит: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал…». Пророк (мир ему и благословение) промолвил: «То, что он тебе рассказал обо мне – правда, Билал не лжет. Ты не серди его, ибо твои благие деяния не примет Аллах, пока Билал в гневе» (Ибн-Асакир).

От Билала (да будет доволен им Аллах) передали хадисы более двадцати сподвижников и табиинов (следующее поколение после сподвижников). Из сподвижников от него передали хадисы: Усамат бин Зайд, Бара бин Азиб, Тарик бин Шихаб, Абдулах бин Умар, Каб бин Ажират и Вахб бин Абдуллах, а из табиинов: Асвад бин Язид, Шахр бин Хавшаб, Абдуррахман бин Абу-Лайла и другие (да будет доволен ими Аллах).

История азана

Когда я рассказал этот сон Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), он сказал: «Этот сон окажется вещим, если на то будет воля Аллаха. Ступай вместе с Билалом (да будет доволен им Аллах) и расскажи ему о своём сновидении, потому что его голос выше твоего». Я встал вместе с Билалом (да будет доволен им Аллах). Начал говорить ему эти слова, а он – призывать людей к намазу. Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах) услышал это, находясь в своём доме. Он в спешке вышел, волоча за собой накидку, и, обратившись к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), сказал: «Клянусь Тем, Кто отправил тебя с истиной! Я увидел во сне такой же сон, как и он». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Хвала Аллаху! Это более уверенно» (Ахмад, Абу-Давуд, Тирмизи).

После смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение)

Билала (да будет доволен им Аллах) прозвали «муэдзином Пророка (мир ему и благословение)», а не «муэдзином Ислама», потому что он пел азан только при жизни Лучшего из творений. А после смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение) он пропел азан только один раз.

После того, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) покинул этот мир, и его преемником в делах управления мусульман стал Абу-Бакр Сиддик (да будет доволен им Аллах), Билал (да будет доволен им Аллах) несколько раз пытался пропеть азан, но когда он доходил до слов: «Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха», его охватывал плач, и он не мог пропеть ни слова. Он пошел к Абу-Бакру (да будет доволен им Аллах) и сказал: «О, преемник Посланника Аллаха (мир ему и благословение), я слышал, как Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Самое лучшее деяние мусульман – это старание на его пути, т.е. джихад». Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах) спросил его: «Что же ты хочешь, о Билал?». Он ответил: «Я хочу охранять границу мусульман, пока не умру». Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах) спросил его: «А кто же нам будет петь азан?». У Билала (да будет доволен им Аллах) на глазах выступили слёзы, и он сказал: «Я никому не буду петь азан после смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Останься и пой нам азан». Билал (да будет доволен им Аллах) ответил: «Если ты освобождал меня от рабства, чтобы я принадлежал тебе, то пусть будет так, как ты говоришь, а если ты освободил меня ради Аллаха, то оставь меня на Того, во имя Которого ты меня освободил!». Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом, я тебя выкупил ради Аллаха, и освободил ради Аллаха. Можешь идти туда, куда тебе заблагорассудится». Билал (да будет доволен им Аллах) отправился в Шам и находился там, охраняя границу государства мусульман.

После этого прошло несколько лет, и в одну ночь Билал (да будет доволен им Аллах) увидел во сне Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение) обратился к нему со словами: «О Билал, что за холодность с твоей стороны, не пора ли тебе меня навестить?» Билал (да будет доволен им Аллах) проснулся сильно опечаленным и взволнованным, его сердце охватил страх. Он быстренько приготовил верховое животное и вышел в путь. Когда он прибыл в Медину, он отправился к могиле Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и, склонившись над ней, плакал. Временами он клал свое лицо на могилу. Его в таком положении застали внуки Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Хасан и Хусайн (да будет доволен ими Аллах). Билал (да будет доволен им Аллах) обнимал то одного, то другого, и плакал. Они попросили его пропеть азан, как во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Билал (да будет доволен им Аллах) залез на крышу мечети Пророка (мир ему и благословение) и встал там, где он стоял, когда возвещал азан при жизни Избранного из посланников (мир ему и благословение), и возвестил: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар!»…

После смерти Пророка (мир ему и благословение) ни разу не звучал этот азан.… И жителей Медины при звуке этого голоса охватила дрожь.

Билал (да будет доволен им Аллах) продолжил: «Ашхаду алла илаха илла Ллах, ашхаду алла илаха илла Ллах».

Услышав эти слова, Медина задрожала.

Билал (да будет доволен им Аллах) возвестил: «Ашхаду анна Мухаммада ррасулю-Ллах, ашхаду анна Мухаммада ррасулю-Ллах»…

Все жители Медины, и даже девушки, которые никогда не выглядывали на улицу, выбежали на улицу и со слезами стали спрашивать друг друга: «Неужели Посланника (мир ему и благословение) воскресил Аллах?». И не считая дня смерти Посланника (мир ему и благословение), никогда не было столько плачущих, сколько в этот раз. (Эту историю с достоверной цепочкой передачи передали Ибн-Асакир и Абу-Мухаммад Макдиси (да будет доволен ими Аллах)).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Святые болевшие онкологией
Молитва чтобы замуж дочь вышла удачна
Житие святого сергия радонежского подробное