Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Вертепы рождественские: шаблоны, фигурки, сценарии.

Сегодня -Рождество, с которым я всех поздравляю.Конечно, у нас празднование Нового Года ка-то обесценило этот христианский праздник, Но для настоящих верующих - это один из главных праздников наравне с Пасхой. Ведь это день рождения Господа Иисуса Христа.В царской России именно рождественские торжества отмечались празднично и ярко: ярмарками, кулачными боями, катанием на лошадях и с горок и, конечно, щедрым застольем, ведь до этого дня православные соблюдали Рождественский пост. А ещё до революции в нашей стране в дни рождественских праздников были очень распространены кукольные вертепные представления. Их устроители ходили по домам и рассказывали о событиях рождественской ночи. В двадцатом веке эта традиция была забыта нашими соотечественниками. Но сейчас она вновь возрождается:устанавливаются вертепы не только в церквях, но и домах верующих.

ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ ВЕРТЕП?
Вертеп – древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий – Младенец Иисус Христос – родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Но вертепом также называлось старинное сценическое кукольное представление, рассказывающее о рождении Младенца Иисуса Христа.

Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения миру Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую, как бы мы сейчас сказали, инсталляцию вертепа (по итальянски - «презепе», «ясли»). С тех пор в Италии существует традиция устанавливать презепе в церквях и домах верующих.Кстати, в Неаполе есть улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.
В России, конечно же, имели место и презепе. В храмах и по сей день над иконой Рождества сооружают небольшой шатер из еловых веток, украшая его часто блестящей мишурой.

Однако более популярны (особенно в XVIII-XIX вв.) были вертепы театральные - короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Принято считать, что с этого кукольного рождественского представления и начинается история кукольного театра на Руси.Чтобы увидеть этот театрик, не нужно было приходить в специальное театральное помещение с большой сценой и зрительным залом. Рождественский вертеп сам каждый год на Рождество приходил в гости в любую семью и, камерно разместившись на столе или на двух скамейках в тесном семейном кругу, вновь и вновь безыскусно рассказывал такую притягательную, вечную историю о рождении Сына Божия. О рождественских кукольных представлениях наши предки оставили немало теплых, восторженных и благодарных воспоминаний.


УСТРОЙСТВО ВЕРТЕПА
Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями. Делали этот театрик свободные от своего летнего земледельческого труда крестьяне долгими зимними вечерами. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием.

Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.

Соответственно этой рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления.

С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.

ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ
Ярусы делили домик на два пространства. Верхний ярус обозначал пространство небесное. Ведь с небес сходит на землю Младенец Христос. А нижний ярус – земное, в котором живем мы, грешные люди, со всеми своими страстями, радостями и надеждами.

Вот на нижнем ярусе театрик и будет представлять само кукольное действие, которое расскажет, что произошло в год рождения Иисуса Христа в городе Вифлееме, – народную драму-мистерию о жестоком царе Ироде. Именно царя Ирода и его воинов народ выведет кукольными персонажами и будет за них говорить речи. Подразумевается еще и третий, нижний, ярус – преисподняя, куда утаскивал черт Ирода. Так простой кукольный домик разрастался до размеров Вселенной.

НЕ ИГРА, А ДЕЙСТВО
Из какого же материала делали вертепных кукол? Здесь четких инструкций не было. В русской народной традиции кукол делали и объемными, из тряпочек, деревянных чурочек, и плоскими картонными фигурками. Но вот играть куклами так, как сейчас управляют ими в современных кукольных театрах, было нельзя. Народной православной этикой запрещалось привносить в вертепное действо индивидуальную, актерскую образную игру. Рождественский вертеп представлял народ верующий, православный. Индивидуальное же актерское ремесло несло в себе понятие неискренности и лжи. Плач Рахили, у которой убивают младенца, изображать в вертепе нельзя и, наконец, просто невозможно.

Все фигурки в вертепе из любого материала были статичными, передвигались по прорезям с помощью деревянного стержня, на котором крепилась фигурка. Сам механизм вождения фигурок был скрыт в ящичке потайным дном. Однако у зрителей во время самого действа возникало ощущение чуда: будто фигурки сами выплывали из дверей домика и, плавно скользя, вертелись по прорезям в деревянном ящичке.

Тексты к вертепам писали священнослужители на основе Священного Писания. А представляли вертепы на Святки и на Рождество школяры. Так в старину называли воспитанников духовных семинарий. Так как деревянный кукольный домик-вертеп был тяжелым, то школяры тащили его на носилках. И он словно плыл в рождественской морозной ночи над деревенской дорогой, как спасительный ковчег, защищая землю от всего тревожного и опасного, происходящего в мире.


ТРАДИЦИЯ РУССКАЯ И УКРАИНСКАЯ
На Руси вертеп был известен с XVII столетия. Однако истоки кукольного рождественского театра гораздо древнее. На Украине этот театрик был известен с XVI века. Именно Малороссия подарила России такую уникальную традицию. Украинский вертеп, в свою очередь, стал преемником польской шопки. А в Польшу рождественский кукольный театр пришел из католической культуры Европы.
В начале десятого века в Риме существовала традиция представлять в храме сцены из жизни Христа. Это представление длилось несколько дней. Но сцена Рождества Христова никогда не разыгрывалась живым планом. Она присутствовала в храме на протяжении всего действа от Рождения до Смерти Спасителя. Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы. Кукол, которым выпадала честь играть Деву Марию, в Италии называли марионетками.
Отсюда и пошла традиция устраивать в католических храмах рождественские вертепы. Затем стали изготавливать вертепы меньшего размера. Их помешали в ящики, изготовленные в виде храма. Так вертеп вышел из храма и пришел в дом человека. Западные вертепы были механическими, фигурки в них передвигались по кругу.

На Украине ящики для вертепа стали изготавливать в виде крестьянского дома. Ведь в православном храме было не принято устанавливать скульптурные изображения.

В русской традиции вертепы были небольшими, легкими, удобнопереносимыми ящичками. Их размеры зависели от размеров самих кукол. А вертепные фигурки не должны были быть меньше указательного пальца. Вертепные ящички на Украине по размеру были гораздо больше российских вертепов. Их можно назвать монументальными. Вертепные объемные фигурки были деревянными. Как правило, вертепы на Украине заказывали плотникам за год до Рождества. И плотник, в течение долгого времени вырезая деревянные фигурки для вертепа, проникался духом Рождественского праздника.




В конце XIX века механизм вождения фигурок усложняется, но не намного. Например, рука воина царя Ирода, державшая копье, приводится в движение. Этим копьем воин вырывает из рук Рахили младенца.
Но зрелищность кукольного действа так и не станет в вертепе главной. Вертепные фигурки останутся иллюстрацией к духовному содержанию текстов. Тексты в рождественских вертепах в народной традиции представляли отстраненно. Их или распевали в духовных стихах, или сказывали в сказительной форме, или просто проговаривали без всякой интонации.

Однако в отстраненности представления текста и вождения фигурок достигалась полная гармония целостного художественного впечатления. Необходимо упомянуть и то, что вертепы представляли поздно вечером при зажженных свечах. И горящая свеча была составным образом кукольного рождественского представления.

«Ясли, – так мечтал один ребенок, –
Можно склеить из цветных картонок,
Сделать из бумаги золотой
Пастухов с рождественской звездой.
Ослик, вол – какая красота! –
Встанут рядом с яслями Христа,
И Святой Младенец в этот час,
Он в сердцах у каждого из нас»


ИЛИ...
...Ещё нам нужен ангел для яслей...
Солома для скота, пастух для хора,
Лоскутики поярче, посветлей
Исусу и ещё - барашков свора,
Расписанный горшочек для свечи.
Ещё звезда с хвостом- почти комета...
Ах предков наших радостный почин
Игрушечно воссоздавать всё это!
Фольгой звездЫ,стекляшками очей
И пряничной фигуркою овечки...
О сколько вырезают тех пещер,
Картонных крыл и зажигают свечки.
И розовые личики Мадонн,
Младенец в маленьких кудряшках
С бумажными цветочками загон
Для беленьких овечек и барашков...
Они несут нам мир и волшебство,
Мы этого хотим, так искренне желаем!
И верим от души: всё будет хорошо,
И с Рождеством всех близких поздравляем!

Как рассказать ребенку о событиях Рождества Христова, чтобы он не только узнал, но и прочувствовал их? Попробуйте устроить вертеп! Об этом наша статья!

Что такое вертеп?

Вопросом организации вертепа задаются многие современные родители-христиане, призывая на помощь игру, музыку, иконопись, живопись. И конечно, детское Рождество невозможно представить без кукольного .

Есть версия, что самый первый вертеп придумал в XIII веке , который приходил с братьями-монахами в хлев к ослам и коровам петь рождественские песнопения, прославляя родившегося Спасителя. Позже появились резные деревянные вертепы со статичными сценами Рождества Христова (они назывались презепе) , которые устанавливали в католических храмах Западной Европы и на площадях крупных городов.

Собственно рождественским кукольным театром вертеп стал в Европе в XV веке, возникнув как упражнение учеников богословских школ в искусстве красноречия.

На русскую землю вертепный театр был принесен в XVII веке выходцами с Украины, учениками западно-русских духовных училищ, находившихся под значительным влиянием католической системы образования. Но, несмотря на это, ни идеи рационализма, господствовавшие в тогдашней Европе, ни, тем более, расхождения с католиками в вероисповедании, никак не коснулись русского вертепа. Русские школяры и их наставники взяли лишь привлекательную форму, наполнив ее своим родным содержанием. Вертепные спектакли стали у нас своеобразным жанром проповеди, наиболее доступным восприятию юных христиан.

photosight.ru. Фото: Еля Старикова

Ящик с секретом

С течением времени форма вертепных представлений менялась – от домашних спектаклей, которые демонстрировались за символическую плату, до выступлений на ярмарках при большом стечении публики. Форма самого театра – вертепа также изменялась, в зависимости от местных условий и степени состоятельности “вертепщиков”.

Обычно это был большой деревянный ящик (в половину роста взрослого человека), который ставился на подставку или возвышение. Сами актеры – кукловоды прятались за ящиком, разговаривая разными голосами за своих героев. На заднюю стенку ящика обычно прикреплялась икона Рождества Христова, боковые стенки расписывались рисунками или узорами. Передняя часть ящика закрывалась двустворчатыми дверками, игравшими роль занавеса.

Часто вертеп был двухэтажный, хотя встречались и одноэтажные, и трехэтажные варианты. Если в вертепе была всего одна сцена-этаж, то, как правило, разыгрывалось само событие Рождества Христова, и набор кукол был минимальным (обычно – ангелы, вырезанные из дерева или сшитые из лоскутков, посаженные на проволоку, при помощи которой через прорези в полу ящика передвигали фигурки).

Если же вертеп был двухэтажный, спектакль приобретал более сложные формы. Пространство символически делилось на горний, небесный мир (верхний этаж) и мир земной (нижний этаж). Наверху укреплялась икона Рождества, иногда располагались небольшие фигурки пастухов и ангелов. Внизу – дворец царя Ирода, куда приходили волхвы, а в конце спектакля Смерть срубала бумажной косой царскую голову.

В некоторых вертепах делали куклу Рахиль, плачущей о детях, куклы чертей и римских солдат-легионеров. Если в вертепе устраивали третий этаж (мезонин), туда помещали фигурку ангела, который возвещал о рождении Спасителя.

На самом верху ящика прикрепляли вифлеемскую звезду, вырезанную из картона, или небольшой деревянный крест. Текстом спектакля могли служить либо пересказ Евангелия, либо народные духовные стихи, посвященные Рождеству Христову. Тексты собственно рождественских драм стали появляться только в XVIII веке.

Вертеп. photosight.ru. Фото: consttt linoleum

«С каким нетерпением ждем мы Святок!»

С особенной радостью ждали вертеп маленькие дети, заранее предвкушая предстоящие переживания.

Вот как рассказывает о вертепе начала XIX столетия Николай Полевой в книге “Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии”:

“Содержание было всегда одинаково: представляли мистерию Рождества; в верхнем этаже устраивали для этого вертеп и ясли, в нижнем трон Ирода. Куклы одеты бывали царями, и вертепы нашивали по улицам семинаристы и приказные в святочные вечера, ибо только о святках позволялось такое увеселение. Боже мой! С каким, бывало, нетерпением, ждем мы святок и вертепа! С наступлением вечера, когда решено “пустить вертеп”, мы, бывало, сидим у окошка и кричим от восторга… И вот несут вертеп, ставят полукругом стулья; на скамейках утверждают самый вертеп; раскрывают двери его – мишура, фольга, краски блестят, пестреют; является первая кукла – Пономарь. Он зажигает маленькие восковые свечки… И вот заскрипела скрипка; раздались голоса – являются Ангелы и преклоняются перед яслями… И каких потрясений тут мы не испытывали: плачем, бывало, когда Ирод велит казнить младенцев, задумываемся, когда смерть идет, наконец, к нему при пении: “Кто же может убежать в смертный час?” И ужасаемся, когда открывается ад, где черти пляшут над Иродом…”

В середине девятнадцатого – начале двадцатого столетия, когда вертепное искусство постепенно стало в России угасать, вертепные представления соединились со светскими комедиями, которые обычно показывали во второй части спектакля, что уже никак не совмещалось с образом домашнего духовного праздника.

Но самое замечательное, что традиция вертепных театров не исчезла, хотя уже, было, совсем умерла в начале двадцатого века. Еще в шестидесятые годы прошлого века, когда Хрущев обещал показать по телевизору “последнего попа”, трое мальчишек ходили по улицам одной украинской деревни с неказистым, склеенным ими самими вертепом и распевами колядки, славили Христа.

Где можно увидеть настоящий вертеп?

Современная практика вертепных театров еще только складывается, возродившись снова в Россию в начале девяностых годов прошлого века. Первоначально это было увлечение небольшой группы людей, а теперь существует целая Гильдия вертепщиков . Московский театр «Бродячий вертеп» под управлением Александра Грефа организует ежегодные фестивали самодеятельных вертепных театров (как правило, основные участники – семейные труппы или воскресные школы при храмах). Существует даже международный Фестиваль вертепных театров . И еще ни разу еще не было повторений, каждый вертеп в чем-то отличен от других. Каждый по-своему делится переполняющей радостью Рождества.

photosight.ru. Фото: Алла До

Как сделать вертеп самим?

Впрочем, можно сделать и свой собственный домашний вертеп. Конечно, чтобы соорудить классический двухэтажный вариант, потребуется много времени и сил и не в каждом доме найдется место, где можно было бы его хранить целый год даже в разобранном виде.

Мы с детьми придумали несколько разных «походных» вариантов, которые очень быстро собираются-разбираются, а ощущение таинственности и чуда не исчезает. И даже совсем маленькие принимают участие в его создании.

Мы взяли обычную коробку от ботинок, поставили ее набок и выкрасили внутри темно-синим и коричневым цветом, изображая пещеру и небо. В центр, на стенку коробки наклеили репродукцию картины Рождества. Внутри выстелили пол пещеры сухой травкой, которую насобирали во время прогулок. Сделали ограду из круглых морских камушков и пластилина и пустили туда всех игрушечных домашних животных, которые нашлись в детской. Сверху провели гирлянду и поместили вертеп под елкой, в центре.

Очень уютно было потом на Святках сидеть всем вместе под ёлкой и еще и еще раз рассказывать рождественскую историю. А когда Святки прошли, мы просто накрыли коробку-вертеп крышкой и убрали вместе с ёлочными игрушками.

Когда дети подросли, они, конечно, захотели сами играть в вертеп и показывать его родным и друзьям. И мы вырезали из картона контур пещеры, фигурки Богородицы с Младенцем на руках, пастухов, волхвов, овечек, воинов, царя Ирода, Смерти с косой и укрепили их на круглых картонных подставках, какие обычно бывают у игрушечных солдатиков. Взяли детский столик и стульчик, составили рядом, накрыли тканью – получился двухярусный вертеп. Сели вокруг прямо на пол, зажгли свечи, взяли в руки флейту, колокольчик и треугольник и изобразили нехитрый мотив. А дальше – пели рождественский тропарь и рассказывали историю Рождества своими словами, передвигая фигурки по сцене.

Еще как-то раз соорудили Вифлеем из пакетов от сока, обклеенных обратной стороной старых бумажных обоев. Получилось очень похоже – низенькие домики песочного цвета с плоскими крышами, как в настоящем Вифлееме. А внутрь снова провели гирлянду и в окнах горели огни.

А еще лепили домики из глины и вставляли в них зажженные свечи. А еще можно вылепить их из соленого теста. А еще…

photosight.ru. Фото: Захаров Валерий

Словом, было бы горячее желание прославить Христа и немного фантазии, и дети с радостью создадут вместе с нами собственный маленький домашний вертепный театр.

Вы прочитали статью Давайте устроим вертеп!

Рождество в нашей стране как и во всём мире, является самым радостным и любимым праздником, праздником,полным чудес. Люди стараются более нарядно украсить свои дома, батюшки на приходах украшают храмы, покупают подарки,и всё это для того, чтобы подарить друг — другу радость. Одним из таких ярких моментов праздника является — рождественский вертеп. Ещё в прошлые века люди устраивали представления на рождество, показывая так называемый священный вертеп, рассказывая в действии и изображении о событиях рождественской ночи, полностью изменивших мир.

Вертепы изготавливались мастерскими, так и отдельными людьми из разных материалов. Они всегда имели свой неповторимый вид, но всегда отображали рождественское чудо. Иконописная мастерская АССИСТЪ, старается изготовить рождественские вертепы, всегда по разному, и в каждый священный вертеп добавить немного творческого подхода. Мастерская АССИСТЪ изготавливает вертепы разных размеров, соотнося их с желанием заказчика.

Также можно изготовить отдельно фигуры, и разместить их в самостоятельно изготовленных вертепах, украсив их по своему вкусу. Также можно купить уже готовый, небольшой вертеп и украсить им самый любимый праздник. Большие Рождественские вертепы на Рождество изготавливаются нашей мастерской заранее, корректируя изделие с желанием заказчика(размеры, количество фигур, украшения).

В нашей мастерской вертепы изготавливаются из влагостойких и морозостойких материалов, что позволяет размещать их на уличной территории рядом с храмом или домом, не боясь за качество изделия. Священный вертеп может стать неповторимым украшением рождественского праздника как церковного прихода, так и семейного торжества, и может стать памятным подарком для близких и любимых людей!

Галерея Рождественских вертепов

Вертеп «Рождественская ночь»

Гипсовый камень, состаренное дерево, масленая живопись. Рамповое освещение, искусственная ель, иллюминация. Фигуры левкас, фресковая живопись.Размеры: высота 1м,ширина 80см и глубина 50см. Под заказ. Срок изготовления 4 недели.


Комплект фигур «Рождественский»



Комплект фигур «Рождественский малый комплект»

Живописные фигуры - высота 70 см, длинна около 130 см. масляная, влагостойкая живопись, деревянная основа. Под заказ. Срок изготовления 3 недели.


Фигуры Иконографичные

Рождественские Иконографичные фигуры - высота 100 длинна около 170 см, влагостойкая живопись, деревянная основа. Под заказ. Срок изготовления 3 недели.



Вертеп «Рождественская радость»

Рождественская радость — высота 180 глубина 100 длина 200 см. Вертеп разборный — металлический каркас, состаренное дерево, искусственный камень, живопись- масленая живопись, натуральные и искусственные декоративные элементы. Под заказ. Срок изготовления 4-5 недель.

Рождественская Пещера

Рождественская Пещера» ширина 80 см, высота 60 см, глубина 50 см. Ручная живопись., камень, состаренное дерево, искусственная ель, рампавое освещение, иллюминация.

«Рождественская композиция с аркой»

Композиция с аркой — высота 170 длина 200 см Состаренное дерево, металлический каркас, искусственный камень, масляная живопись. Под заказ. Срок изготовления 3-4 недели.


«Рождественские живописные фигуры»

Рождественские живописные фигуры — высота 130 длинна около 200 см. масляная, влагостойкая живопись, деревянная основа. Под заказ. Срок изготовления 3 недели.


«Фигуры на подставке для декоративного оформления»
Фигуры на подставке для декоративного оформления — высота 140 длина 200 см. Металлический каркас, состаренное дерево, фигуры жестко закреплены, стойки для украшений — ели, деревца и пр. Под заказ. Срок изготовления 3 недели.






Каждый год православный люд 7 января празднует Рождество Христово. Этот великий праздник венчает Рождественский пост, во время которого христиане готовятся к этому радостному событию. Многие в своих домах устанавливают Рождественский вертеп.

Что это такое

Что такое Рождественский вертеп? В переводе со старославянского языка это «пещера». Именно в ней и появился на Свет Иисус Христос.

Пещера Рождества Христова расположена под амвоном Рождественской церкви в Вифлееме. То место, где появился на Свет Божий Иисус Христос, отмечено на полу собора звездой серебряного цвета. Над ней теплятся 16 лампад, а чуть дальше расположено место, куда Царица Небесная после родов переложила Своего Сына - придел Яслей.

В полном понимании самого слова, ясли - это кормушка для животных. В XVI веке ясли как великую святыню вывезли в Рим, а то место, где они находились, обложили мрамором.

Рождественский вертеп

Устройство современного вертепа

Мини-пещера имеет вид ящика-домика, в котором имеется несколько этажей и прорези для управления куклами. На верхнем ярусе разыгрываются сцены жития Святого Семейства, нижний же изображает дворец царя Ирода.

Ранее на Руси вертеп возили на санях, переносили из одной избы в другую, показывали представления на постоялых дворах, где ночевали экипажи проезжающих путников.

Вокруг вертепа расставлялись скамьи, зажигались свечи и начиналась волшебная сказка. Ее героями были Богородица, старец Иосиф, Ангел, пастух, волхвы, царь Ирод, Рахиль, солдат, черт, пономарь и смерть. Каждую куклу кукловоды укрепляли на штыре, за нижнюю часть которого можно было взяться рукой и тем самым управлять куклой. Управление и передвижение сказочных героев происходило через специально устроенные щели в полу сцены.

Богомладенца обычно изготавливали из белой материи, которую туго скручивали в жгут. Овечки для пастуха исполнялись из кудрявой пряжи, свернутой в комочек. Остальные герои сооружались из дерева или тряпок, тем самым их было легко мастерить и переносить с места на место.

Важно! Среди актеров-вертепщиков существовало правило: кукол, изображающих Богоматерь и Иисуса, необходимо было исполнять с особой тщательностью и они должны отличаться качеством исполнения от других фигурок.

Бывало, что вместо фигуры Девы Марии актеры ставили Ее икону.

Рождественский вертеп из бумаги своими руками

Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей

Ребенок, воспитывающийся в православной семье, имеет познания о Боге и знает, что такое Рождественский вертеп. А когда он приходит с родителями или крестными в праздничные дни в церковь, слушает главу из Евангелие о рождении Христа, то его взору представляется волшебный вертеп.

Его история как бы оживает в детском сознании.А домочадцы, решившие устроить вертеп у себя дома, поступят очень мудро. Символика двухъярусной пещеры неизменна: рай расположен вверху, ад внизу. Фигурки семьи Иисуса находятся на верхнем ярусе с левой стороны.

Пусть чадо внесет свою детскую лепту, тем самым он ощутит своей чистой душой приближение Рождества, любовь Спасителя к каждому человеку на земле, особенно к детям.

Важно! Если же родители решат разыграть сцену Рождества, то следует знать о том, что озвучивать можно только земных существ. Реплики Иосифа, Девы Марии и Христа озвучивать запрещено! Требования Церкви неизменны на протяжении столетий!

Отличным времяпровождением станет чтение добрых рождественских сказок и рассказов у домашнего вертепа. Хорошо, если будет возможность оживлять читаемое действие.

Рождественский вертеп. Храм свт. Мартина Исповедника в Алексеевской слободе

Сценарии

Обычно школьные театральные коллективы, прихожане храмов и артисты театров устраивают представления, разыгрывая события рождественской ночи. Это есть способ прикоснуться к чуду!

На сцену устанавливается вертеп, в него помещаются ясли, фигурки Пресвятой Богоматери, Ее супруга Иосифа. Рядом располагаются фигурки животных, которые согревали новорожденного Богомладенца своим дыханием. Здесь же ставятся фигуры пастухов и волхвов, пришедших к Нему с Дарами.

Верх вертепа увенчивает Вифлеемская звезда - символ рождения Спасителя.

Вариант Рождественской сказки

Ведущий: Друзья! Каждый из нас знает о существовании праздника Рождества. Об истории его появления мы сейчас вам расскажем!

Перенесемся более чем на 2000 лет назад и окажемся в Иудее, которой управляет император Август. Однажды он захотел узнать точную численность своего государства. Он указал слугам организовать перепись горожан, в том числе и младенцев. Для этого каждый человек должен был вернуться в тот город, где он родился…

А в это время будущие родители Иисуса отправлялись в Вифлеем.

Август: Мне, великому императору, никто не смеет возражать! Я интересуюсь, сколько же в моем царстве подданных!

Иосиф: Мария, наш ребенок уже совсем скоро родится и тебе сейчас наверно очень тяжело его носить?

Мария: Не переживай, муж мой. Все хорошо.

Иосиф: Садись верхом на осла, я его поведу, тебе так будет легче.

По приезде в Вифлеем Иосиф не смог найти пристанище, поэтому пара пошла искать укромное место. Они его нашли только к ночи - это была пещера, куда пастухи загоняли скот в непогоду.

В эту ночь Мария произвела на свет младенца. Родители запеленали малыша, а колыбель они соорудили из кормушки для животных, которая называется ясли. Дно яслей они застелили слоем соломы и уложили новорожденное чадо спать. Мальчика нарекли Иисусом.

Вскоре пастухи узнали от спустившегося к ним ангела радостную новость. А в момент Его рождения на небосводе загорелась новая звезда, которую назвали Вифлеемской.

Пастухи отыскали Ребенка, поклонились Ему и рассказали о видении Ангела.

Пастухи: Случилось нам видение от Бога, Он указал нам сообщить всем вокруг о рождении Богомладенца.

Волхвы тоже заметили на небе новую звезду и поняли, что она есть символ рождения Мессии. Они отправились к Августу, чтобы узнать место рождения Богоносного чада.

Волхвы: Приветствуем тебя, император! Подскажи нам, не знаешь ли ты, где родился Спаситель всех людей? Ведь сегодня на небосклоне зажглась новая звезда, означающая Его рождение!

Август: Согласно пророчеству, Он должен был родиться в Вифлееме. Отправляйтесь в путь и найдите Его, дабы я тоже принес свои дары.

В пути Вифлеемская звезда указывала верный путь волхвам, как бы ведя за собой. Когда путники дошли до пещеры, то звезда остановилась. Волхвы вошли в пещеру, поклонились Малышу, преподнесли Ему золото, смирну и ладан.

Волхвы: Приветствуем тебя, Спаситель!

Мария и Иосиф увидели, что путники очень сильно устали, поэтому им было предложено заночевать в вертепе, а с утра вновь пуститься в дорогу. Волхвы согласились, но ночью к ним вновь явился Ангел Божий.

Ангел: Не вздумайте вернуться к императору, идите домой иной дорогой.

Ангел: Иосиф, твое семейство в страшной опасности, срочно бери Марию и Иисуса, все вместе отправляйтесь в Египет.

Молодая семья той же ночью отправилась в Египет, дабы уберечь своего новорожденного Ребенка.

Пришедший в Русскую землю из Западной Европы, вертеп сроднился с русскими традициями. Именно в нем соединились культурные традиции разных стран, святочные домашние спектакли и народные представления.

Совет! В настоящее время присутствует добрая традиция: в ночь перед Рождеством люди ставят на окне возженную свечу, чтобы Святая Семья знала, что в этом жилище она может найти пристанище.

Посмотрите видео о Рождественском вертепе

В канун Рождества Христова по благочестивой традиции православные храмы украшаются вертепами.

Слово «вертеп» соответствует латинскому термину «praesepe», означающему в переводе «ясли, кормушка для скота». В христианском восприятии этот термин получил обобщенное значение как место Рождества Христова. Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей, ни даже по времени (его основной сюжет может быть перенесен и в современность). Единственной константой в веках остается сцена у яслей, где лежит новорожденный младенец-Иисус. Кроме того, вертепом называют театральные постановки на рождественские темы.

На Руси вертеп был известен с XVII столетия. Однако истоки кукольного рождественского театра гораздо древнее. На Украине этот театр был известен с XVI века. Именно Малороссия подарила России такую уникальную традицию. Украинский вертеп, в свою очередь, стал преемником польской традиции. А в Польшу рождественский кукольный театр пришел из католической культуры Европы.

В начале десятого века в Риме существовала традиция представлять в храме сцены из жизни Христа. Это представление длилось несколько дней. Но сцена Рождества Христова никогда не разыгрывалась живым планом. Она присутствовала в храме на протяжении всего действа от Рождения до Смерти Спасителя. Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы. Кукол, которым выпадала честь играть Деву Марию, в Италии называли марионетками.

Отсюда и пошла традиция устраивать в католических храмах рождественские вертепы. Затем стали изготавливать вертепы меньшего размера. Их помешали в ящики, изготовленные в виде храма. Так вертеп вышел из храма и пришел в дом человека. Западные вертепы были механическими, фигурки в них передвигались по кругу.

Устройство вертепа

Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями. Делали этот театрик свободные от своего летнего земледельческого труда крестьяне долгими зимними вечерами. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием.

Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.

Соответственно этой рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления.

С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.

Хозяин вертепа обычно сам говорил текст и водил кукол. Несколько хористов — мальчишек, певших на службе, распевали рождественские песнопения. А если в труппу входил музыкант, то он сопровождал пение и пляски игрой на своем инструменте.

Земное и небесное

Ярусы делили домик на два пространства. Верхний ярус обозначал пространство небесное. Ведь с небес сходит на землю Младенец Христос. А нижний ярус – земное, в котором живем мы, грешные люди, со всеми своими страстями, радостями и надеждами.

Вот на нижнем ярусе театрик и будет представлять само кукольное действие, которое расскажет, что произошло в год рождения Иисуса Христа в городе Вифлееме, – народную драму-мистерию о жестоком царе Ироде. Именно царя Ирода и его воинов народ выведет кукольными персонажами и будет за них говорить речи. Подразумевается еще и третий, нижний, ярус – преисподняя, куда утаскивал черт Ирода. Так простой кукольный домик разрастался до размеров Вселенной.

В течение нескольких веков в Москве за неделю до Рождества разыгрывалась принародно История «Пещное действо». Это был один из излюбленных сюжетов театрализованных представлений на Руси в XVI — XVII веках и до «Петрушки» Игоря Стравинского. Чин «Пещного действа» древняя и совершенно забытая сейчас традиция Церкви. Совершается он в день памяти пророка Даниила и трех святых отроков, то есть 18 декабря по старому стилю и 30 по новому. И если вертепный театр ставился в основном для детей, то «Пещное действо» не уставали смотреть из года в год все от мала до велика. Исполнители этих рождественских представлений не были профессионалами, они давали заработок тем, кто оставался на зиму без работы. В деревнях это были крестьяне, в городах — любители из мещан.

Но зрелищность кукольного действа так и не станет в вертепе главной. Вертепные фигурки останутся иллюстрацией к духовному содержанию текстов. Тексты в рождественских вертепах в народной традиции представляли отстраненно. Их или распевали в духовных стихах, или сказывали, или просто проговаривали без всякой интонации.

Вертепный театр был любимым развлечением для детей, которых в дореволюционной Росси в светские театры практически не возили. В течение года рождественские театрики-ящики, вместе с комплектами кукол хранились где-нибудь на чердаке или в сарае. Ходили с ними с 25 декабря в течение Святочной недели, а иногда и до самого Великого поста, но после Святочной недели духовную часть показывать запрещалось, оставалась только светская.

Не игра, а действо

Из какого же материала делали вертепных кукол? Здесь четких инструкций не было. В русской народной традиции кукол делали и объемными, из тряпочек, деревянных чурочек, и плоскими картонными фигурками. Но вот играть куклами так, как сейчас управляют ими в современных кукольных театрах, было нельзя. Народной православной этикой запрещалось привносить в вертепное действо индивидуальную, актерскую образную игру. Рождественский вертеп представлял народ верующий, православный. Индивидуальное же актерское ремесло несло в себе понятие неискренности и лжи. Плач Рахили, у которой убивают младенца, изображать в вертепе нельзя и, наконец, просто невозможно.

Все фигурки в вертепе из любого материала были статичными, передвигались по прорезям с помощью деревянного стержня, на котором крепилась фигурка. Сам механизм вождения фигурок был скрыт в ящичке потайным дном. Однако у зрителей во время самого действа возникало ощущение чуда: будто фигурки сами выплывали из дверей домика и, плавно скользя, вертелись по прорезям в деревянном ящичке.

Тексты к вертепам писали священнослужители на основе Священного Писания. А представляли вертепы на Святки и на Рождество школяры. Так в старину называли воспитанников духовных семинарий. Так как деревянный кукольный домик-вертеп был тяжелым, то школяры тащили его на носилках. И он словно плыл в рождественской морозной ночи над деревенской дорогой, как спасительный ковчег, защищая землю от всего тревожного и опасного, происходящего в мире.

Однако в отстраненности представления текста и вождения фигурок достигалась полная гармония целостного художественного впечатления. Необходимо упомянуть и то, что вертепы представляли поздно вечером при зажженных свечах. И горящая свеча была составным образом кукольного рождественского представления.

Как прикоснуться к чуду Рождества – особенно если в доме есть маленькие дети? Одно из возможных решений – сделать вертеп. Совместный труд вместе с детьми и другими домочадцами в любом случае подарит радость.

«Ясли, – так мечтал один ребенок, –

Можно склеить из цветных картонок,

Сделать из бумаги золотой

Пастухов с рождественской звездой.

Ослик, вол – какая красота! –

Встанут рядом с яслями Христа,

И Святой Младенец в этот час,

Он в сердцах у каждого из нас»…

Изготовление вертепа (разные варианты)

Для изготовления вертепа вам понадобится средних размеров коробка. Декорацию можно оклеить цветной бумагой или фольгой. Для данного случая, уместно задрапировать конструкцию тканью. В этом случае хорошо подойдет темно-синий праздничный материал для внешней стороны, красный для внутренней, серый или коричневый – для земли, пола.

В глубине вертепа, посредине, поставьте ясли с Младенцем, сделанные из маленькой коробочки и усланные соломой или сухой травой.

Справа от яслей посадите Марию, хорошо в красном или голубом одеянии, слева Иосиф в коричневом. Вокруг яслей животные. На переднем плане пастухи в сером одеянии и с посохами в руках. Если вертеп выполнен в виде домика, Ангела можно подвесить на ниточке к крыше конструкции, чтобы создать впечатление парения воздухе. Ясли у вертепа нет крыши, его можно поставить возле пастухов.

По вечерам в вертепе зажигается маленькая лампочка, и персонажи оживают… Для освещения подойдут новогодние гирлянды. Вечером, погасив свет можно будет, уютно устроившись около вертепа, рассказывать детками святочные истории…

Персонажи вертепа

Мария, Иосиф, Младенец, ангелы, пастухи, животные (ослик, овечки, барашки, корова, бык – можно не все, что найдется (если игрушки покупные), главное, чтобы по смыслу подходило). Три волхва, или «три царя», никогда не появляются по одному.

Нам понадобятся: соленое тесто (хотя эти поделки можно сделать и из пластилина или пластика), соломинка, скалка, чайная ложка, карандаш.

Мария

1. Скатайте короткую толстую колбаску для туловища, чтобы она выглядела коленопреклоненной.

2. Сделайте руки и голову, обозначьте рот и глаза. Раскатайте шарик из теста для покрова.

3. Накиньте покров на голову и туловище, чтобы он лежал складками сзади.

Иосиф и пастух

Сделайте им туловище чуть длиннее. Для пастуха скатайте на голову жгут.

Ясли

Скатайте толстую колбаску. Глубоко продавите центр фалангой пальца. Скатайте тоненькую колбаску для крестов с обоих концов.

Три царя

Ярко разрисуйте их одежду. Скатайте жгут на голову из шариков или скрученных колбасок.

Младенец Христос

Сделайте младенца Христа.

Скатайте шарик для головы и колбаску для туловища. Соедините. Поскребите вилкой в местах соединения.

Обозначьте глаза острием карандаша. Скатайте маленький носик.

Для покрывала раскатайте тесто по пленке. Сделайте отметки острием карандаша.

Удалите пленку и заверните ребенка в покрывало.

Запеките в духовке, а потом разрисуйте куклу. Фломастером нарисуйте рот.

Поместите младенца в ясли.

Овца

Для туловища скатайте толстую колбаску.

Прикрепите к туловищу четыре шарика-ножки.

Скатайте колбаску-голову и прикрепите ее к туловищу.

Чтобы получились ушки, сплющите две маленькие колбаски.

Карандашом отметьте ноздри и глаза. Вилкой обозначьте шерстку.

Для даров сделайте бруски из толстораскатанного теста и украсьте их узорами.

Украшение вертепа

Вертеп можно украсить еловыми веточками или шишками, искусственными цветами. На край вертепа можно повесить Рождественскую звезду. Внешние стороны вертепа можно украсить звездами из желтой бумаги или фольги.

Рождественский вертеп создаёт особенную атмосферу в доме: это и ощущение сказки, но при том и осознание величия события, годовщину которого весь мир отмечает в Рождественскую ночь.

Варианты изготовления вертепа своими руками

Итак, нам понадобится:

— картон и цветная бумага

— клей, ножницы

— двухсторонний скотч

— гуашь, кисть

— перепелиные яички

— кусочки ткани, узкая лента

— картонная коробка

— пряжа белая и коричневая

— зубочистки.

Из трех перепелиных яичек с помощью иглы извлекаем желток и белок. Красим одно в белый цвет, а два других — в телесный. Телесный цвет получится, если в белый цвет добавить каплю красного и охры. Для удобства окрашивания, я использовала палочки. Так цвет ложится ровнее, и яичко равномерно сохнет.

Из коричневого и синего картона вырезаем круги диаметром 15 см. Вырезаем из круга сегмент и сворачиваем конус.

От конуса отрезаем верхушку, чтобы головка-яичко держалось надежнее. Яичко к конусу крепим узкой полоской скотча. Приклеиваем ручки, вырезанные из цветного картона.

Из синего конуса получается фигурка Девы Марии. Закрепляем на головке накидку из кусочка ткани. Вокруг фигурки повязываем тонкий «поясок» — полосочку пайеток. Рисуем глаза. Фигурка готова.

Фигурку Иосифа делаем из коричневого конуса. Из коричневой пряжи мастерим волосы и бороду. Приклеиваем на двухсторонний скотч. (можно и на ПВА, но мне показалось, что со скотчем работать удобнее). Вокруг туловища обвязываем кусочек ткани и добавляем поясок. Фигурка готова.

Из белой пряжи сматываем клубок — туловище барашка. Крепим с помощью зубочистки к туловищу головку — белое яичко. Вставляем ножки-зубочистки. Приклеиваем к головке чёлку из пряжи. Рисуем глазки. Барашек готов.

Делаем ясли. Из прямоугольного кусочка пластилина делаем основу. Вставляем по периметру половинки зубочисток. Внутрь яслей насыпаем немного опилок.

Младенца Иисуса изображаем с помощью кусочка ваты, завернутого в ткань.

Обувную коробку ставим набок. Синей бумагой обклеиваем задний план. Приклеиваем «занавес» и Рождественскую звезду.

Осталось только расставить фигурки, и на дно коробки посыпать немного опилок.

Рождественский вертеп готов!

P.S. Схожую схему изготовления фигурок я использовала для Рождественского Ангела. Тот же картонный конус, куриное яйцо, кусочек ткани для плаща. Крылья выполнены из обклеенного ватными дисками картона. Волосы — новогодний «дождь».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Поразительные эпизоды из прошлого нашей планеты
Русалки существуют: исторические упоминания и рассказы очевидцев
Научно- исследовательская работа: