Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Венецианская маска смерти. "комедия дель арте" и венецианские маски

Ежегодный карнавал в Венеции привлекает в этот город толпы туристов. Многие хотят не только посмотреть, но и поучаствовать в этом зрелище, слиться с толпой и стать ее частью, словно перенесшись во времени на много веков назад. Затеряться и стать неузнанным помогают костюмы эпохи Возрождения, и такой элемент как венецианская маска.

История происхождения венецианских масок

Карнавал – явление захватывающее, оно знаменито на весь мир и является визитной карточкой города точно так же, как каналы и красно-черные гондолы. Его непременным атрибутом являются яркие, непохожие одна на другую маски, за которыми удобно на несколько часов скрыть свою личность и притвориться кем-то другим, . Многим интересно погрузиться в историю этого многоголосого и многоликого города на воде.

История венецианских масок уходит своими корнями в эпоху становления Венеции, как крупного экономического центра средневековой Европы.

  1. Богатые жители Венеции всегда были на виду из-за небольших размеров городка. Поэтому маски были призваны сохранять инкогнито их владельца в передвижениях по городу, для сокрытия тайных и запретных любовных увлечений.
  2. С помощью этой детали скрывались множество воришек и аферистов в большом количестве промышлявших в Венеции.
  3. Третьей причиной была возможность хотя бы на короткий миг сменить личность, превратившись из слуги в богатого горожанина и наоборот. Традиция надевать такой предмет как венецианская маска, богато украшенная мехом, лентами, шелком и перьями, драгоценными камнями и сияющими красками во время ежегодного карнавала настолько пришлась по душе венецианцам, что на протяжении многих столетий он – самое узнаваемое зрелище в Европе.

Венецианские маски – виды и значение

Настоящие оригинальные предметы в отличие от дешевых полумасок – настоящие шедевры и стоят они не дешево. Но, приобретая такую деталь в Венеции и участвуя в ней в карнавальном шествии, можно полностью погрузиться в атмосферу праздника и словно перенестись о времени. Можно обозначить отдельные виды венецианских масок, которые различаются по типам или образам. Каждый из них имеет свое значение и изготавливается мастерами по строгим канонам, разработанным многие столетия назад.

Отличается только декор и украшения, мелкие индивидуальные детали, характерные для работ каждого определенного вида. Среди них можно выделить следующие:

  • самой популярной считается Баута. Этот образ выбирали как аристократы, так и простолюдины;
  • Вольто – это венецианская маска, представляющая собой ничем не примечательный образ человека, желающего затеряться в толпе;
  • Дама и Коломбина – аксессуары, любимые среди женщин разных возрастов;
  • интересна маска Шута, надев которую можно перенять и повадки этого образа;
  • Гатто или Кошка представляет собой стилизованную кошачью мордочку;
  • Моретта – еще одна женская деталь с интересной историей;
  • к относится зловещий аксессуар под названием Доктор Чума;
  • Бабочка – часто представляет собой ажурную полумаску.

Маска Венецианская Дама

Одной из самых ярких и роскошных является карнавальная маска венецианской дамы. Уже по названию видно, что она олицетворяла собой образ знатной венецианки. Для нее характерны такие отличительные черты:

  • обильно украшенная драгоценными камнями, жемчугом, перьями и кружевом, расписанная золотом и покрытая перламутром, Дама олицетворяла собой роскошь и шик;
  • зачастую сверху нее была стилизация под высокую прическу, уложенную локонами или ободок из пушистых страусиных перьев;
  • вокруг глаз, губ или по щекам венецианская женская маска обильно инкрустировалась драгоценными сияющими камнями, крупными натуральными жемчужинами;
  • самые дорогие детали пропитывались восточными благовониями, которые в Европе средних веков ценились дороже золота;
  • существуют разновидности по именам: Фантазия, Валери, Либерта, Реджина, Ольга и Саломея.

Венецианская маска Коломбина

Из комедий дель арте пришли маски венецианского карнавала, известные под названием Коломбина или Служанка. Для нее свойственны такие особенности:

  • это полумаска, закрывающая только верхнюю часть лица;
  • образ Коломбины – это образ хитрой, ловкой и привлекательной девушки-служанки, которая помогает своей госпоже в ее любовных похождениях, ловко манипулирует Арлекином;
  • полумаска Коломбины украшается либо контрастными ромбами, символизирующими заплатки на костюмах Арлекина и Коломбины, либо украшается побогаче, перьями, бусинами, кружевом и росписью;
  • крепится такая венецианская женская маска на широких завязках, но она может иметь и ручку, за которую ее нужно подносить к лицу.

Венецианская маска Вольто

Одними из самых популярных считаются венецианские карнавальные маски Вольто или гражданин – это простой и распространенный образ карнавала. Она имеет такие отличительные черты:

  • повторяет контуры человеческого лица, часто выполнена в , но возможны и вариации других цветов;
  • украшена она умеренно либо золотой росписью и инкрустацией, либо минимально прописанной линией глаз и губ;
  • Вольто разрешали носить обычным горожанам и в другие праздники, а не только во время главного карнавала;
  • имеет либо ручку, закрепленную на подбородке, либо крепится на завязках;
  • Вольто – канонический вариант, ее использовали для сохранения инкогнито.

Венецианская маска Моретта

Если рассматривать венецианские маски, значение одной из них соответствует переводу ее названия. Моретта переводится как «смуглянка», среди ее особенностей можно отметить следующие:

  • имеет черный цвет и покрыта либо черным бархатом, либо черным атласом;
  • она отличается небольшим размером, не имеет завязок и губ;
  • крепится эта венецианская маска благодаря небольшому штырьку, который берется в рот и держится зубами. Отсюда и еще один вариант названия – «немая служанка»;
  • считается, что она была любимой у Джакомо Казанова, поскольку молчание и таинственный язык жестов он считал очень соблазнительным;
  • в настоящее время Моретта – одна из самых редких из-за неудобства ее крепления, ее изготавливают исключительно на заказ.

Венецианская маска Баута

Одним из мужских вариантов, в которых представлены традиционные венецианские маски, является Баута или Призрак. Это единственный образ, в котором можно было есть и пить, сохраняя инкогнито и без лишних неудобств. К ее характеристикам относятся следующие:

  • неузнанность человека сохранялась благодаря особым акустическим особенностям Баута;
  • она расширена снизу и слегка выдвинута вперед, голос, ударяясь о внутреннюю поверхность, становился глухим;
  • классическая Баута красилась в черный цвет, затем ее стали выкрашивать в белый, и только недавно Баута стали делать стальными, серебряными и золотыми;
  • образ Баута дополнялся широким и черной аристократической треуголкой;
  • Баута исторически считалась аристократической, в ней знатные горожане могли прогуливаться по городу в любой день, а простолюдинам надлежало приветствовать каждого прохожего в такой детали.

Венецианская маска Кошка

Единственной, изображающей животное на карнавале, является венецианская маска кота. Издревле венецианцы очень тепло относились к кошкам, которые спасали зернохранилища от мышей. «Кошка» имеет такие отличия:

  • закрывает верхнюю часть лица, оставляя открытыми губы и подбородок;
  • часто в нижней части существует оборка их тонких кружев;
  • полностью повторяет мордочку кота, на ней имеется кошачий нос, щеки, разрез глаз и ушки;
  • принято обильно украшать кружевные венецианские маски узорами, сусальным золотом, сверкающими элементами, лентами;
  • ее выбирают себе как мужчины, так и женщины. Крепится она на голове, благодаря завязкам.

Венецианская маска Доктор Чумы

Самый зловещий образ карнавала – это венецианская маска с длинным носом Доктор Чумы. К ее особенностям относятся следующие:

  • олицетворяет собой что-то потустороннее, неотвратимость смерти;
  • представляет собой однотонный лик с большим птичьим клювом;
  • ее надевали чумные доктора во время вспышки этой смертельной болезни в Италии. В клюв закладывались ароматные и антисептические травы, снадобья, которыми дышали доктора, чтобы избежать заражения этим страшным недугом;
  • на врачах были надеты длинные черные плащи с восковой пропиткой, а в руках они держали длинный посох, чтобы не прикасаться к больному человеку. Увидеть чумного доктора, ходившего из дома в дом, считалось зловещим признаком болезни и неотвратимой смерти. В настоящее время все атрибуты этого образа сохранились.

Венецианская маска Шута

Из комедии дель арте пришли красивые венецианские маски Коломбины и Шута. Последние были при дворах правителей. Они единственные могли сказать королю всю правду и остаться безнаказанными. Это яркий, веселый, дурашливый образ, который отличают такие характеристики:

  • представляет собой хитро улыбающуюся гримасу, с длинным подбородком и носом;
  • украшается узорами, золочеными элементами, на голове – стилизованный колпак с бубенцами;
  • костюм дополняется , сшитым из ромбовидных лоскутов;
  • еще одна вариация Шута – маска Маттачино. Это дерзкий и агрессивный вариант. Во время карнавала ему позволялось многое: выкрикивать оскорбления в адрес прохожих, кидаться в них яйцами и тухлыми овощами. Маттачино имеет один или два рожка с бубенцами.

Венецианская маска Бабочка

Одним из самых популярных вариантов, в которых представлены женские венецианские маски, является Бабочка. Она представляет собой мини-полумаску, закрывающую одни только глаза. Сохранить инкогнито в ней трудно, но она придает образу таинственность и очарование. Деталь прикрывает линию глаз, выполняется из ажурного материала либо покрывается красивым узором или кружевом. Ее можно завязывать лентами, либо она имеет длинную ручку сбоку, за которую ее можно держать в руке.


Венецианская маска с перьями

Варианты Дамы, Коломбины, Бабочки – это женские венецианские маски с перьями, которые занимают особое место в украшении. Исторически страусиные перья считались атрибутом костюмов богатых людей, ими декорировали шляпы и делали из них дорогие веера, поэтому позволить себе такую роскошь на карнавале могли далеко не все. По наличию перьев можно было определить статус того, кто прятался под ней.


Выставка венецианских масок

В разных городах мира проводятся ежегодные выставки, на которых представлены современные венецианские маски. В них принимают участие много частных коллекционеров, которые не могут устоять перед красотой, роскошью и богатой историей атрибутики карнавала. На крупных выставках можно увидеть полные , их исторические прототипы и роскошное современное воплощение. Ведь каждая деталь – это небольшое произведение искусства, которое хочется примерить на себя.


Воплощение ее сути. Очень немногие знают, откуда взялась традиция маскарада: это печальная история времен светлейшей республики. Маска (от арабского «маскара» — насмешка, сатира) испокон веков была обязательным элементом актерского костюма. Изначально это было страшное гротескное лицо, надеваемое, чтобы скрыть человеческие черты лица, а в религиозном контексте – чтобы отпугнуть злых духов.

На Карнавале маска стала символов отдачи игре, изображению кого-то другого, выражая праздник и превращение, свободу и безнравственность.

Венецианские маски

«Здравствуйте, госпожа Маска» — таким среди прочих было приветствие в городе тысячи каналов. Собственная идентичность, пол, социальный статус не существовали Великой мистерии на Карнавале, где могло случиться что угодно. В венецианской культуре термином «маска» называли ношение искусственных усов и бороды, а также женщин, переодетых в мужчин, и мужчин, переодетых в женщин. Вскоре маска стала символом свободы и перевоплощения, нарушающим все законы Светлейшей венецианской республики…

История венецианской маски берет начало в 1268 – году, когда вышел закон, запрещающий уличным артисткам бросаться шарами с розовой водой в прохожих дам.

Ремесленники, изготовлявшие , были в одной гильдии с художниками, которые помогали им наносить на гипс многочисленные рисунки, иногда смешные. Популярность масок настолько возросла, что к 1773 в Венеции официально работало 12 лавок с масками. Также из-за высокого спроса изготавливались и продавались официально, что давало работу многим людям и выводило эту ветвь производства на европейский уровень.

Венецианские маски делались (и делаются до сих пор) из папье-маше и бывают различных моделей, цветов, украшенные камнями, тканями и лентами.

Маска использовалась не только во время Карнавала, но и в другие дни: она была разрешена в день Святого Стефано (совпадал с днем открытия Карнавала) до полуночи Жирного Вторника (который завершал Карнавал); а также в течение пятнадцати дней Вознесения и во все дни официальных торжеств Республики – Баута и Табарро.

Баута

Маску Баута носили как мужчины, так и женщины. Она была необходима замужним женщинам театра, но запрещена для молодых девушек перед замужеством. Состояла из черной вуали, или Табарро, черной треугольной шляпы и белой маски, которую называли «привидением». Она позволяла есть и пить, не снимая маски, оставаясь неузнаваемым. К ней обычно надевали Табарро – длинный черный плащ из сукна или шелка (в зависимости от сезона), который, однако, мог быть также белого, темно-синего или алого цвета, украшенным бахромой и бантами. Его часто носили и женщины: темный зимой и белый летом.

Моретта

Еще одной распространенной маской в Венеции была Моретта: овальная женская маска из черного бархата родом из Франции, где дамы надевали ее при посещении монастыря. В Светлейшей же она имела успех, так как прекрасно подчеркивала женские черты лица. Ее дополнили вуалью и длинными волосами. Так как изначально это была немая маска, ее с восторгом приняли мужчины.

Правила Венецианского карнавала

Во время Карнавала было разрешено перевоплощение и использование масок Баута и Моретта обеспечивало анонимность в любых действиях между мужчинами и женщинами. Даже священники и монахини надевали и принимали участие во всеобщем безумии. Чтобы не допустить полного морального упадка, Республика ввела несколько регулирующих правил. С 14 в. законы, сдерживающие вседозволенность масок, стали еще многочисленней. Запретили носить не по праздникам и в местах культа, так же, как ношение оружия в общественных местах. Запрещалось носить маски проституткам и посетителям борделей. Наверное, потому, что часто под маской скрывались ради нечистых дел или каких-нибудь любовных авантюр. Например, под Табарро было легко спрятать оружие. Нарушителя закона ждало двухлетнее заключение в тюрьме Светлейшей республики и штраф 500 лир.

Женщин, пойманных в маске (часто проституток) публично пороли привязанными к столбу на площади Святого Марко и изгоняли из республики на 4 года. Они также платили штраф 500 лир.

Также правила касались и поведения на самом Карнавале. Следовало избегать носить в святых местах и танцевать не в дни карнавала в общественных местах. Из-за того, что многие благородные горожане скрывались под масками от долгов, в 1703 также запретили маски в игорных домах Венеции.

Существовала и обратная сторона медали: в 1776, защищая забытую «честь семьи», вышел закон, по которому женщинам запрещалось идти без в театр. После падения Республики австрийское правительство ограничило использование масок частными праздниками. С этого времени традиция Карнавала пришла в упадок. Только во время второго австрийского господства Карнавал вернул себе свои права. Италийское правительство проявила большую лояльность, но к этому подозрительно отнеслись сами венецианцы: Венеция больше не была городом Карнавала, а стала маленькой провинцией Империи, утратив былую свободу…

В наше время голиарды и цвет масок делают Венецию настоящей королевой Карнавала. Элегантность, веселье и страсть царят на улицах и площадях. Венеция – это Карнавал, а Карнавал – это Венеция.

Узнайте больше об Италии на https://gidtut.com

Издревле венецианские маски использовались для сокрытия личности людьми, состоявшими в предосудительных интимных связях или вовлеченными в откровенно противозаконную деятельность. Появившись несколько веков назад в Венеции, эти характерные маски делались из папье-маше и обильно украшались мехом, тканями, драгоценными камнями и перьями. Со временем маски стали символом Карневале (Венецианского карнавала) — пышной процессии или уличной ярмарки, восхваляющих гедонизм.

Венецианские маски носились в итальянской Венеции с древних времен.
В отличие от большинства современных европейских городов, в Венеции всегда был высокий уровень жизни. Каждый житель являлся частью мощной экономической машины под названием «Республика». Венеция извлекала прибыль из своего положения и доходов в казну задолго до того, как ее современники осознали всю ценность рыночной экономики. Благодаря непревзойденному уровню социального благосостояния жители Венеции создали уникальную культуру, в которой сокрытие личности человека стало первостепенным делом в повседневной жизни. Маскировка носила прагматичный характер: людям не хотелось, чтобы другие видели, какие дельца они обстряпывают. В конце концов, городок-то небольшой.
Кроме того, маски выполняли очень важную социальную роль — они уравнивали всех, кто их носил. Слугу, носящего маску, могли принять за благородного дожа, и наоборот. Государственные инквизиторы и соглядатаи могли допрашивать жителей города не заботясь о том, что их личность будет раскрыта (в то время как жители могли смело отвечать на эти вопросы и не бояться законного возмездия). Нравственность людей подкреплялась ношением масок — у них не было лиц, но были голоса.
В итоге, оценив преимущества сокрытия личности, которые даровало ношение масок, люди стали извлекать из этого выгоду, в результате чего общество окончательно погрузилось в декаданс. Огромное количество путешественников, посещающих город, пребывали в полной уверенности, что беспорядочные половые связи были здесь в порядке вещей. Азартные игры шли с утра до вечера на всех улицах и во всех домах, даже в монастырях. Женщины стали одеваться более легкомысленно, а гомосексуализм, несмотря на публичное осуждение, приобретал все большую популярность среди черни. Даже монахи и монахини, разодетые в пух и прах по последнему слову импортной моды и увешанные драгоценностями, носили маски и занимались точно тем же, чем и большинство их невоцерковленных сограждан. Рим же старательно закрывал на это глаза, пока Республика делала щедрые отчисления в римскую казну.

Меж тем Республика все больше погружалась в роскошь и праздность и подвергалась моральному разложению. Со временем ношение масок в повседневной жизни было запрещено и ограничивалось лишь определенными месяцами года. В последний год существования Республики этот период начался 26 декабря и растянулся на три месяца. После 1100-х гг. проведение маскарада было периодически под запретом Католической церкви, особенно в дни праздников. Со временем Церковь ослабила свои запреты и разрешила носить венецианские маски в период между Рождеством и Покаянным Вторником. Это послабление вылилось в Карнавал, 10-дневное празднование перед Великим постом, которое означало, что из рациона жителей «изымалось мясо». Несмотря на то, что Венецианский карнавал утратил свою популярность в эпоху Просвещения, когда упал спрос на венецианскую культуру, празднование было возобновлено в 1979 году.

Современный Венецианский карнавал также возродил ремесло создания венецианских масок. Всем известные венецианские маски продолжали поражать туристов, танцоров и участников пышного шествия не только во время Карнавала, но и на протяжении всего года. Венецианские маски стали использоваться при проведении бал-маскарадов на День всех святых и во время празднования дня, который обе Америки называют Жирный Вторник , то есть Масленица, но при этом маскам всегда удавалось сохранить свою богатую итальянскую историю.

В общем случае все венецианские маски можно разделить на следующие две группы.

Маски комедии Дель Арте

Эти маски уходят своими корнями во вторую половину 16-го века и представляют персонажей, этнические традиции, профессии и ремесла, которыми славились различные города Италии, а играют их профессиональные актеры Театра масок.

Комедия дель арте , (итал. , Комедия художников-профессионалов) представляла собой некую разновидность театра импровизации, который зародился в 16-м веке и, несмотря на пик своей популярности в 18-м веке, существующий и по сей день. Выглядело это так: группа бродячих артистов строила уличную сцену и развлекала жителей города жонглированием, акробатическими трюками и, что более ожидаемо, юмористическими этюдами на основе узнаваемых персонажей и грубой сюжетной линии под названием Кановаччо .
Время от времени представления давались прямо с повозки, но это больше было присуще так называемому Карро ди Теспи, античному бродячему театру.

Репертуар импровизированных выступлений строился в основном на житейских ситуациях: измене и ревности, старении и любви, многие из которых были позаимствованы из римских комедий Плавта и Теренция. Диалоги и действия с легкостью привязывались к событиям местного значения и в сатирической форме высмеивали местные скандалы, текущие события или провинциальные вкусы, и все это перемежалось древними шутками с кульминационными фразами. Персонажи различались по костюмам, маскам и даже реквизитам, например палкам.
Маски мужских персонажей Комедии дель арте представляли провинции и города, в то время как женские персонажи, как правило, масок не носили. На самом-то деле, женские роли часто играли мужчины в женских платьях и париках, так называемые актеры-травести.

Таким образом Комедия дель арте , со своими персонажами и импровизированными диалогами, живущими в различных бытовых ситуациях, стала прародителем многих драматургических форм — от пантомимы и дуэта «Панч и Джуди», самых опошленных комедийных персонажей, до современных мультипликационных фильмов, ситкомов и даже профессионального рестлинга. Персонажи и клише Комедии также широко используются в современной литературе — от работ в жанре «sword and sorcery» до художественных работ — в частности Майклом Муркоком в своих хрониках Джерри Корнелиуса, заканчивающихся рассказом «Условие Мьюзака», который принес ему премию Guardian.

Арлекин , пожалуй, самый популярный из персонажей Дзанни — комических персонажей-слуг из итальянской Комедии дель арте. Традиционно костюм Арлекина состоял из лоскутов и заплаток, который в наши дни превратился в костюм с ромбовидным узором. Он носил маску черного цвета с огромным красным прыщом на лбу, похожим на чирей.

Главной характеристикой персонажа Арлекина является его ловкость. Будучи глуповатым и жадным (в гастрономическом смысле), он был способен проделывать сложные акробатические трюки, которых так ждала от него публика. Даже простое действие он сопровождал «колесом» или задним сальто.

В рамках этих ограничений персонаж должен был обладать невероятной гибкостью. Различные труппы и актеры корректировали поведение персонажа в соответствии со стилем, персональными предпочтениями и даже с конкретным поставленным сценарием.

Он обычно выступает в роли слуги «иннаморато» (влюбленный, итал. ) или «веккьо» (старик, итал. ), часто в ущерб планам своего хозяина. Также Арлекин часто испытывает любовные чувства к Коломбине, и его вожделение к ней может перебить только сильный голод или страх перед хозяином.

Происхождение имени персонажа доподлинно неизвестно. Кто-то говорит, что оно происходит от имени одного из бесов Дантевской Комедии — Аликино. Другие утверждают, что прообразом персонажа стал Эрлкёниг, скандинавский витязь. По третьей гипотезе персонаж назван в честь английского джентльмена Арле, придворного короля Генриха III, чьим протеже был итальянский актер, исполнявший роль Арлекина.

Другие имена: Труффальдино, Тракканьино, Багаттино, Табаррино, Тортеллино, Наккерино, Граделино, Меццеттино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино, Фаджуолино, Трапполино, Цакканьино, Тривеллино, Пассерино, Баголино, Темеллино, Фаготтино, Педролино, Фрителлино, Табаккино.

Бригелла — комическая маска Комедии дель арте, сребролюбивый злодей и подельник Арлекина. Его свободный костюм белого цвета обшит зелеными галунами, а сам персонаж часто держит в руках палку. Лицо его закрыто зеленой полумаской, изображающей противоестественную похоть и алчность.
Обычно он характеризуется как один из персонажей-слуг Дзанни, однако частенько выступает в роли представителя среднего класса, например владельца таверны. Фактически же он является более умным и злопамятным старшим братом Арлекина. Его история типична для многих, кто начинал свой жизненный путь в бедности — он часто жесток по отношению к тем, кто находится ниже его по социальной лестнице.
Бригелла — неисправимый интриган. Он часто берет другие персонажи Дзанни в помощники или работники, но его планам не суждено сбыться — он сам срывает их из-за своей неуклюжести.

Другие имена: Фигаро, Скапин.

Буратинно — второстепенный персонаж-маска итальянской Комедии дель арте, один из Дзанни. Часто выступает не в роли слуги, но и эта роль ему дается не очень. Бураттино описывается как находчивый и приземленный персонаж, такой как, например, трактирщик или бакалейщик. Когда он не играет роль слуги, он очень часто дружит с ними.
Будучи не очень популярным на большой сцене, Бураттино снискал настоящую славу на подмостках кукольного театра. По словам Пьера Луиса Дукартре, влияние куклы Бураттино в Италии было столь велико, что «к концу 16-го века все куклы, приводимые в действие с помощью нитей и веревок, стали называться бураттини, и это название вытеснило багателли и фанточчини — имена, под которыми куклы были известны ранее».

Другие имена: Пиноккьо.


Капитан Скарамучча
описывается либо как молодой авантюрист, либо как довольно возрастной моряк, хвастливый бесшабашный вояка, часто испанец, богатый костюм которого состоит из накидки, шляпы с перьями, высоких сапог и ремня со шпагой. Один из главных персонажей. Часто рассказывает невероятные байки о том, как он в одиночку справился с целой армией турков и оторвал бороду турецкому султану, но как только по ходу действия пьесы возникает реальная угроза, его пятки сверкают ярче всех. Крутил любовь с далеко не невинной служанкой, но получил отпор от ее любовника Арлекина. Этот персонаж, разумеется, есть не кто иной, как «Хвастливый воин» Плавта, который звался в Италии «Иль Капитано Спавенто делла Валле Инферно» или просто «Спавенто».

Другие имена: Капитано Скарамучча, Капитано Метаморос, Капитен Фракасс, Кэптен Хоррибиликрибилифакс, Ральф Ройстер Дойстер и Бобадиль.

Коломбина (голубка, итал.) — комическая роль служанки из Комедии дель арте. Маска, которая прикрывает только глаза, не закрывая всего лица. По легенде, очень красивая актриса комедии дель арте отказалась закрывать лицо маской, и специально для нее, чтобы не отходить от традиции, придумали маску, закрывающую лишь глаза. Платье Коломбины обычно состояло из лоскутов и заплаток и соответствовало костюму нанятого слуги. Время от времени, когда персонаж выступал под именем Арлеккина, она носила платье из заплат, похожее на костюм ее партнера Арлеккино. Также Коломбина накладывала обильный макияж вокруг глаз и носила тамбурин, с помощью которого отмахивалась от настойчивых ухаживаний Панталоне. Частенько персонаж оказывался единственным «интеллектуалом» на сцене. Коломбина манипулировала Арлекином и строила контр-заговоры против Панталоне, параллельно устанавливая местонахождение инаморато — объекта страсти своей влюбленной хозяйки; таким образом она помогала ей привлечь внимание инаморато.

Другие имена: Арлеккина.

Иль Дотторе — местный аристократ и доктор медицинских или юридических наук, или каких-либо других, о которых он говорит — то есть вообще любых. Традиционно представляется болонским юристом. Часто очень богат, но как правило это «старые» деньги, т. е. наследство, однако ситуация может меняться в зависимости от требований сценария. Невероятно помпезен, обожает звук своего голоса и просто-таки фонтанирует эрзацем греческих и латинских терминов. Его роль в пьесе обычно ограничивается взаимодействием с Панталоне в качестве друга, наставника или конкурента.
Персонаж описывается как пожилой человек, который говорит только вздор. Любит жестоко пошутить на тему противоположного пола и думает, что знает все обо всем. Имеет лишний вес и внешне выглядит как человек, не знающий меры ни в еде, ни в питье. Его маска уникальна тем, что это единственная маска Комедии дель арте, закрывающая только лоб и нос. Цвет маски либо черный, либо телесный, нос — всегда красный.
Костюм обычно либо полностью, либо преимущественно черный, иногда с белым воротником. Часто носит шляпу и длинную черную мантию. Если актер, играющий маску, имеет худощавое телосложение, используются специальные накладки, зрительно увеличивающие его объемы.

Другие имена: Дотторе Баланцоне, Дотторе Балоардо, Дотторе Грациано.

Панталоне — скупой и похотливый возрастной персонаж Комедии дель арте. Обычно предстает лавочником из Вены, несколько глуповатым поклонником гастрономических изысков и привлекательных женщин. Разговорчив, легковерен, вспыльчив, постоянно становится объектом насмешек, часто непристойных, но в конце концов все прощает.
Традиционно носит огромный гульфик, чтобы подчеркнуть свою мужскую силу, которая, как всем вокруг известно, давным-давно утеряна.
Часто выступает в роли отца одного из инамората и состоит в деловых или личных отношениях с Дотторе или Капитано. Попытки Панталоне обогатиться за счет своих родственников или друзей стабильно пресекаются его слугой. Помимо огромного гульфика, который он традиционно носит, чтобы подчеркнуть свою мужскую силу (как уже упоминалось, давным-давно утерянную), персонаж также одет в маску с длинным крючковатым носом, короткий жилет-куртку красного цвета, узкие красные штаны и чулки того же цвета, длинный черный плащ, туфли и колпак без полей.

Другие имена: Маньифико.

Пьеро (Педролино в итальянском варианте) — один из наиболее популярных персонажей Комедии дель арте. Обычно Пьеро описывается как представительный, обаятельный и добрый молодой человек, без меры винящий себя за проступки, которых никогда не совершал, и вследствие своей доброты и доверчивости часто оказывающийся обманутым. Отличительной чертой характера Пьеро является его наивность, из-за которой он частенько оказывается в дураках, и из-за которой его обманывают и насмехаются над ним все, кому не лень. Несмотря на возникающие по ходу действия подозрения, Пьеро всегда верит другим персонажам и их лжи. Также Пьеро называют лунатиком, человеком не от мира сего, который не понимает, что происходит вокруг, для которого каждая мелочь имеет значение, и который только и делает, что веселится и играет.

Пьеро носит белую рубаху, часто не по размеру, время от времени украшенную аксессуарами черного цвета. На голове у него либо высокий колпак, либо остроконечная шапочка. В очень редких случаях на лице Пьеро появляется слезинка. Обычно этот персонаж не носит маски, поскольку играющий его актер должен обладать богатой мимической экспрессией, и эта традиция действует как минимум с начала 1600-х гг. Его лицо часто выбелено пудрой или мукой.

Другие имена: Педролино.

Пульчинелла — классический персонаж Комедии дель арте 17-го века — горбун, по-прежнему волочащийся за женщинами. Пульчинелла является прообразом Панча из английского дуэта «Панч и Джуди». В неаполитанском кукольном театре Пульчинелла — основной персонаж. Отличительная черта этого персонажа, из-за которой он и получил свое имя, это невероятно длинный нос, похожий на клюв. В латинском языке существовало словосочетание «pullus gallinaceus», из которого образовались слова «Пульчинелло» и «Пульчинелла», относящиеся к итальянскому «пульчино» — цыпленок. Персонаж традиционно подлый, злобный и коварный: защитные реакции Пульчинеллы делятся на два вида: первая — прикинуться дурачком и сделать вид, что он не понимает, что происходит, и вторая — бить людей.
Часто носит черную маску и длинную белую одежду, волосы распущены и всклокочены.

Другие имена: Панч, Пункинелло, Пуччо д"Аньелло.

Дзанни — это прототип комического персонажа слуги из Комедии дель арте. Это имя происходит от итальянского Джованни (также произносится как Дзан, Дзане, Дзуане), типичного имени слуги, чьи предки эмигрировали в Венецию из Бергамо в поисках работы. В отличие от Маньифичи — хозяев — роль Дзанни всегда была довольно изменчивой: обычно простоватый, глуповатый и примитивный, в городских условиях Дзанни превращался в пронырливого, изобретательного, назойливого и даже беспардонного персонажа. Но в большинстве случаев это не помогало, и он оставался бедным и постоянно голодным.
Костюмы персонажей Дзанни обычно состояли из свободных рубах и штанов белого цвета. Их лица украшали черные маски, напоминающие маску их более популярного отпрыска — Арлеккино.

Другие имена: Пульчинелла, Арлеккино, Бригелла, Ковьелло, Франкатриппе, Дзан Фитата, Дзан Пьястрела, Дзан Ганасса, Дзан Турко.

Карнавальные маски

Венецианская карнавальная маска — это квинтэссенция венецианского духа, объединяющего и невинные забавы, и людские прегрешения. В Венеции тех дней существовало множество поводов надеть маску, более того, их носили не снимая большинство месяцев в году. В 18-м веке весь мир знал, что в Венеции проходят самые известные Карнавалы. В них принимали участие представители всех сословий, и ярчайшие характеристики такой разношерстной публики нашло свое отражение в масках.

Баута приобрела наибольшую популярность на Венецианском карнавале, поскольку являлась самой распространенной на карнавале маской. Также Баута применялась и в других случаях для сокрытия личности и социального происхождения носителя. Она позволяла носителю более свободно взаимодействовать с другими членами общества за пределами повседневных условностей и норм. Маска служила для достижения различных целей, как противозаконных и откровенно преступных, так и личных, например для романтических встреч.
Конкретного толкования имени Баута не существует до сих пор. Оно может происходить от слова «behten» (защита, нем. ), равно как и от слов «bau» или «babau» — распространенного итальянского названия чудовища или страшного зверя, которым родители пугали своих детей. «Se non stai bravo viene il babau e ti porta via...» — будешь плохо себя вести, придет «babau» и утащит тебя.
Именно эта венецианская маска считалась идеальным прикрытием для королей и принцев, которые хотели прогуляться по городу без риска быть узнанными, но ее с удовольствием носили и чужестранцы. Слава Бауты жила до тех пор, пока существовала Светлейшая Республика Венеция (Serenissima Republic). С приходом французов и австрийцев маска исчезла, поскольку воспринималась новыми правителями как символ сопротивления.
Поскольку Баута имела довольно жутковатый вид, ее обычно носили в сочетании с трикорно (черная треугольная шляпа, распространенная в Венеции), цендале (длинный капюшон из атласа и макраме) и длинным плащом.

Другие имена: Ларва, Казанова.

Маска Дама — и ее различные элегантные вариации — живописует женщин тицианского периода Чинквеченто (16-го века), которые обильно украшали себя дорогими тканями и драгоценностями, а также сложными прическами. В наши дни это, пожалуй, самый красивый и популярный тип масок Венецианского карнавала.

Другие имена: Либерти, Ольга, Валери, Саломе, Фантазиа, Реджина.

Гатто (кот, итал.) — это еще одна традиционная маска Венецианского карнавала. Коты в Венеции были настолько редким явлением, что стали объектом одной из самых распространенных масок. По одной легенде, в Венецию из Китая прибыл бедняк, за душой у которого не было ни гроша, и единственное, чем он владел, был старый кот. Несмотря на свой преклонный возраст, кот умудрился очистить дворец дожа от мышей, и тот озолотил его хозяина. Когда разбогатевший бедняк вернулся домой, его завистливый сосед поспешил в Венецию, прихватив самые дорогие шелка и справедливо полагая, что если уж за старую животину там отвалили столько денег, то уж за ткани-то он выручит несравненно больше. Венецианский дож пришел в неописуемый восторг от вида дорогих тканей и тут же предложил торговцу самое ценное, что у него есть. Торговец с радостью согласился! Так бедный старый кот вернулся обратно в Китай.

Маск а Шута и ее женский вариант Жоли представляют определенный тип шутов, распространенных в Средневековье. Зародившись в Италии, маска Шута получила распространение по всей Европе и оказала огромное влияние на испанский, голландский, немецкий, австрийский, английский и, в особенности, французский театры. Происхождение маски Шута уходит своими корнями в доисторическое западное племенное сообщество. Плиний Старший упоминает царского шута (planus regius), описывая визит Апеллеса во дворец эллинского царя Птолемея I. Тем не менее, маски Шута прочно ассоциируются с европейским Средневековьем, поскольку являются символическим близнецом короля. В те времена люди воспринимали шутов и юродивых как особенную касту, которую Бог наградил каким-то ребяческим безумием — то ли подарком, то ли проклятьем. Умственно неполноценные люди тех лет частенько зарабатывали себе на хлеб, выкидывая всякие неожиданные коленца и откровенно дурачась. Таким образом они, не умея выжить в этом жестоком мире европейского средневековья каким-либо другим способом, находили себе довольно сносную нишу. Шуты обычно носили костюмы ярких расцветок, сотканные из множества зачастую несочетающихся лоскутов. Их головные уборы были особенно знамениты — они шились из ткани, а каждый из трех концов колпака украшался звонким бубенчиком. Эти три конца олицетворяли ослиные уши и хвост, которыми украшали свои головы шуты древних времен. Помимо прочих, отличительными чертами шутовского образа были непрерывный смех и фальшивый скипетр, также известный как баубле или маротте.

Другие имена: Джокер, Дурак, Буффон или Буфон, Нарр или Наарор, Жуглар.

Моретта — традиционная венецианская маска. Эту маску венецианские женщины носили круглый год. Моретту, овальную маску из черного вельвета, женщины носили во время посещения монастырей. Она родилась во Франции и, благодаря своей способности подчеркивать красоту женских черт лица (так как не полностью закрывала лицо), немедленно приобрела популярность в Венеции. Как правило, маска увенчивалась вуалью. Важной и отличительной особенностью данной маски был способ её ношения. У этой венецианской маски не было подвязок. Изнутри на уровне рта была сделана деревянная планка, при надевании женщина вставляла эту планку в рот и фактически держала маску зубами. Пока женщина была в маске она молчала, её еще часто называют "молчаливой служанкой".

Маска Вольто (лицо, итал. ) самая популярная и массовая карнавальная маска. Маска повторяла черты человеческого лица. Также известна под названием маски Горожанина, поскольку с древнейших времен ее носили обычные горожане во время следующих праздников: День Святого Марка, фестиваль Сенса, День Святого Вита и Модеста, гуляния в честь Святого Стефано, и это только малая их часть.

Дотторе Песте — это маска из современного Венецианского карнавала. У нее своя уникальная история. Одним из самых страшных бедствий, постигших Венецию не единожды, была Чума. Поэтому маска Доктора Чумы не считается аутентичной карнавальной маской, поскольку использовалась врачами тех времен для защиты во время посещения чумных больных. Костюм Дотторе Песте состоял из шляпы, указывающей на принадлежность доктора к мужскому полу, маски с застекленными глазницами для защиты глаз врача и клювом, набитым специями и травами для очистки вдыхаемого врачом воздуха, деревянной палки, чтобы отпихивать подошедших слишком близко к врачу зараженных людей, пары кожаных перчаток для защиты рук, навощенного с внешней стороны халата и длинных сапог.

Венецианская маска — традиционный атрибут маскарада в Италии. Разнообразные маски, скрывающие всё лицо, подчёркивают загадочность женщины и при этом выдают её характер. Изысканные полумаски, скрывающие лишь верхнюю часть лица, открывают самое ценное её владельца — искусную, чарующую улыбку.

В прошлом венецианцы носили маски в любое время, и не только во время карнавала, но и в будни. Венеция, город на севере Италии, была и остается городом небольшим и частично изолированным от материка, поэтому здешние жители неплохо знали друг друга в лицо. Возможность встретить на улице знакомого в тот момент, когда совершенно это ненужно. Вероятно, поэтому они придумали обычай носить маски, благодаря которым можно было скрыть не только личность и социальное положение, но даже пол.

Существуют разные причины для того, чтобы человек хотел скрыть свое истинное имя, положение, возраст и даже пол - анонимность также была на руку респектабельным горожанам, иногда посещавшим бордели, и игрокам - ведь не каждому понравится, если все сограждане будут в курсе крупного выигрыша. Многие аристократы под покровом маски выходили на поиски аморальных приключений.

Наконец, правительство города Венеции решило расставить все точки над I и навести порядок, для этого было запрещено ношение масок в течение большей части года. Особенно строго следили, чтобы никто не ходил с закрытым лицом в дни церковных праздников. Единственное время, когда разрешалось носить маски, отводилось время на период карнавала.

Венецианские маски делаются из папье-маше и кожи, если их носят. Маски, служащие украшением, делаются из керамики и фарфора. Тесьма, серебро и позолота, крохотные колокольчики, парча и шелк - все идет на украшение такой маски.
Иногда маски покрывают всю голову, как шлем. Иногда прикрывают только лицо. Если маска слишком тяжелая, между ее краями крепится веревочка, которую человек придерживает зубами. Маски могут крепиться лентами позади головы, но часто просто носятся перед лицом на специальной рукоятке. Для декоративных элементов часто используются игральные карты или нотка бумага.

Многие маски карнавала - это варианты масок итальянской комедии дель арте, особого вида уличного театрального представления. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться.

К классическим маскам, не связанным с театром, относятся Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Ниже даны краткие их описания.

Баута (Bauta) - одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno . Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “ bau ” или “ babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица.
Одна из разновидностей этой маски называется “Bauta Casanova”, и отличается от классической Баута наличием tricorno(перевод отсутствует).

Венецианская Дама (Dama di Venezia) - очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.

Кот (Gatto). Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Короче, животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано - сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.

Вольто (Volto). Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто - наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).

Доктор Чумы (Medico della Peste). В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку - чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Берется гипсовая форма, смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше, приготовленного по особому рецепту. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору. Маски нередко покрывают слоем специальной краски, чтобы они выглядели как старинные. Украшение поверхности - это зачастую медленный и кропотливый процесс, с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера… здесь все зависит от фантазии художника. Некоторые экземпляры настолько красивы и искусно выполнены, что их боязно надевать. Цены на такие шедевры часто поражают воображение не меньше, чем их внешний вид.

Маски Венеции. Классические маски

Истоки венецианского карнавала лежат в древних римских Сатурналиях - ежегодных праздниках в честь бога Сатурна, которые справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. Отсюда ведут происхождение и карнавальные маски: во время Сатурналий рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, и, чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, все прятали свои лица под масками.

Когда и откуда появилось само слово «карнавал» точно неизвестно. Самая распространенная версия принадлежит католической церкви, которая утверждает, что слово произошло от латинского «carne vale» и означает «прощание с мясом». Стремясь приспособить дохристианские традиции к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту — великому посту перед Пасхой. Первое документальное упоминание о карнавале в Венеции относится к 1094 году, а в 1296 году Сенат Венецианской республики официально провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем.

Из Венеции карнавалы постепенно распространились по другим городам и странам. Основными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и всех уравнять на время праздника. В Венеции карнавальные маски приобрели такую популярность, что их стали носить и в обычные дни, нередко под масками скрывались для совершения неблаговидных поступков. Наконец, правительство города Венеции решило расставить все точки над I и навести порядок, для этого было запрещено ношение масок в течение большей части года. Особенно строго следили, чтобы никто не ходил с закрытым лицом в дни церковных праздников. Единственное время, когда разрешалось носить маски, отводилось время на период карнавала. Во время карнавала ничего не казалось слишком стыдным, слишком смелым, слишком безрассудным, слишком распутным. Карнавал был отдушиной для людей, живших под строгими религиозными запретами.

Венецианские маски делаются из папье-маше и кожи, если их носят. Маски, служащие украшением, делаются из керамики и фарфора. Тесьма, серебро и позолота, крохотные колокольчики, парча и шелк - все идет на украшение такой маски.
Иногда маски покрывают всю голову, как шлем. Иногда прикрывают только лицо. Если маска слишком тяжелая, между ее краями крепится веревочка, которую человек придерживает зубами. Маски могут крепиться лентами позади головы, но часто просто носятся перед лицом на специальной рукоятке. Для декоративных элементов часто используются игральные карты или нотка бумага.

Многие маски карнавала - это варианты масок итальянской комедии дель арте, особого вида уличного театрального представления. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться.

К классическим маскам , не связанным с театром, относятся:

Баута (Bauta) - одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno . Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “ bau ” или “ babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица.


Баута не имеет ни пола, ни возраста, ни веры, ни сословия. Надеть баутту - это отречься от назойливой индивидуальности, отказаться от собственного лица, освободиться от норм морали. На вопрос «кто это сделал?» Баута отвечает: «Маска…»
Одни считают, что название «баутта» созвучно немецкому «защищать, укрывать». Иногда эту маску называли «ЛЯРВОЙ», что и на латыни и на славянском означает «Призрак. Пришелец с того света».
Одна из разновидностей этой маски называется “Bauta Casanova”, и отличается от классической Баута наличием tricorno.

Венецианская Дама (Dama di Venezia) - очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.



Ньяга (маска кошки) - Считается маской гомосексуалистов. Инквизиция запрещала переодевание мужчин в женщин, любое проявление содомского греха строго преследовалось во все дни, кроме карнавала. Обычно человек в этой маске появлялся в окружении друзей, переодетых детьми. Костюм должен быть старым, вульгарно-ярким женским нарядом XVI века любой социальной группы. Голосом необходимо имитировать мяуканье, а вихляющими движениями кошачьи повадки.


Вольто (Volto) - Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто - наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).



Доктор Чумы (Medico della Peste) - В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку - чтобы не прикасаться к зачумленному руками.


Моретта - Овальная маска из чёрного бархата, изобретена во Франции. Самая загадочная, самая романтичная маска «SERVETTA MUTA» (немая служанка), но более привычное название - «МORETTA» (Моретта, смуглянка). А в народе её называли «ОТРАДА МУЖЕЙ», так как на месте рта у маски изнутри был небольшой шпенек, который приходилось зажимать зубами, чтобы маска держалась перед лицом, - по словам Казановы, такие маски делали женщин загадочными, а главное... молчаливыми. Это был овал чёрного бархата. Название, скорее всего, происходит от «мавр», который в венецианском значит чёрный цвет. Этот чёрный великолепно подчёркивал благородную бледность лица и красный венецианский цвет волос. Недаром эту маску так любили дамы высшего сословия.Маска новолуния, маска обманчивой женской покорности и затаенного мужского страха. Маска молчаливой менады из мягкой кожи или бархата. Маска Гекаты. Маска ночной стреги, которая вечную Диану-девственницу могла превратить в алчную черную Венеру. Таинственная незнакомка, скрывающая свои лицо и голос… Возможность общаться только жестами… Загадочность и обольщение... В наши дни маску моретты делают только на заказ. В магазинчиках, торгующих масками «маску молчания» не сыскать.


Маттачино - (также известный как "frombolatore", из-за пращи, которую он вертел в руках) - один из самых ярких впечатлений Карнавала Имя это происходит от итальянского слова "mattinate" (утро): прогулки с развлечениями долгими часами, перед наступлением утра. В платье белом или пестром, но простом и практичном (в противоположность традиционо-классическим тяжелым костюмам) и в шляпе (инкрустированной птичьими крыльями), они шествуют по улицам Города. Пропитанные любовью к веселью и развлечениям, непочтительностью к любого рода авторитетам; с пращей, готовой к метанию яиц на расстоянии, они шествуют группами, осуждаемые большинством, дикие и необузданные.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Минеральные воды от гастрита
Облепиховое варенье: рецепты, полезные свойства
Отсутствие аппетита у взрослого: причины и способы лечения