Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Полировка доспехов. Стеганка: серьезный доспех или нищебродство? Как шлифовали и полировали доспехи в средние века

До сих пор мы в основном вели речь о боевых свойствах рыцарских средневековых доспехов и лишь вскользь говорили об их художественной отделке. Настало время обратить внимание и на их эстетику и прежде всего на их цвет. Например, «белыми» рыцарские доспехи называли в том случае, если они представляли собой латы из кусков отполированной стали, из-за чего издали они выглядели «белыми». Рыцарство Европы шло к такому типу доспехов очень долго, зато их появление ознаменовало собой настоящую революцию в военном деле. Но главной причиной, вызвавшей их к жизни, стало, прежде всего, отсутствие традиции верховой стрельбы из лука.

Самый простой способ отделки готического доспеха заключался в декорировании полосками прорезной меди или латуни края каждой детали. Такие фестончатые полоски были достаточно просты в изготовлении, весили немного, но придавали доспеху изящный и нарядный вид.

Именно поэтому высокая подвижность в районе шейно-плечевого пояса рыцарям была не нужна, из-за чего на первом плане у них оказалась именно защищенность, а не мобильность. А вот на Востоке, где лук все время был главным всадника, кольчужно-пластинчатые доспехи и шлемы с открытым лицом продолжали выделывать очень долго. Более того, это вооружение очень сильно отличалось от новых доспехов воинов Западной Европы.


Доспехи турецкого всадника XVI века из музея Топкапы в Стамбуле. Как видите, его вооружение отличалось от западноевропейского только тем, что давало ему возможность стрелять из лука. Небольшие пластинки было удобно декорировать таушировкой.

К. Блэр – известный британский историк и оружиевед, назвал время с 1410 и по 1500 год «великим периодом в рыцарского защитного вооружения», так как считал, что, хотя доспехи очень высокого качества мастера-оружейники производили и позднее, тем не менее, никогда более в своих изделиях они не соединяли такого высокого мастерства с пониманием самого материала, с которым теперь они в основном работали. Украшения в латах этой эпохи играли второстепенную роль, а основное внимание мастера уделяли совершенству их формы, вследствие чего людей в этих доспехах по справедливости стали называть «скульптурами из стали». Позднее, напротив, украшательство перешло всякую меру.

Ну, а началось все с того, что XI веке оружейники научились ковать шлемы из металлического листа. До этого шлемы были сегментными, хотя на Востоке эту технику мастерски применяли уже в течение многих столетий. Для этого лист железа нужной толщины в форме диска раскаляли докрасна и придавали чашеобразную форму ударами молота, и только потом обрабатывали уже начисто при помощи молотка, зубила и напильников. Позднее шлемы и вовсе стали штамповать, что повысило их прочность, удешевило производство и позволило добиться единообразия. Уже в XVI веке мастера-шлемники достигли такого уровня совершенства, что к концу этого века, а точнее уже к 1580 году, могли выковывать из одного листа металла не только, собственно, теменную часть шлема, но и гребень высотой до 12 см., что для ручной работы это прямо-таки фантастический результат. Также в начале XI века итальянские кузнецы научились выделывать из одного листа металла и круглые чеканные щиты-рондаши, только это говорит не столько об их мастерстве, сколько о том, что в то время размеры обрабатываемых железных изделий уже особого значения не имели. Во всяком случае, известно, что в XII веке производством цельнокованых шлемов был знаменит город Павия.


Осадный шлем, покрытый гравированными украшениями. Италия, ок. 1625. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

В этой связи такие английские историки, как Дэвид Эдж и Джон Падок, пришли к выводу, что таким образом к середине XV века сформировалось два центра (и две разные школы), производящих цельнометаллические доспехи: первый – на севере Италии, в Милане, и второй – на севере Германии, в Аугсбурге. Конечно, было множество разных локальных производств, которые ориентировались на тот или другой из этих центров, и копировавших популярные образцы.


Надгробная латунная пластина (брасс) Уильяма Багота и его жены Маргарет. Церковь св. Джона, Багинтон, Уорвикшир, 1407 г. Как видите, на усопшем типично рыцарские доспехи «переходного периода» – есть латные детали, но торс закрывает короткий геральдический джупон, поэтому не видно, что под ним. Зато отлично видна кольчужная бармица на шлеме.

Такой известный британский историк, как Д. Николь, в работе «Французская армия в Столетней войне» привел отрывок из сочинения неизвестного автора книги «Военные костюмы французов в 1446 г.», в котором дается следующее описание снаряжения тех лет. «Прежде всего,… готовясь к бою, облачались в полные белые доспехи. Говоря коротко, они состояли из кирасы, наплечников, больших наручей, доспехов для ног, боевых рукавиц, салада с забралом и небольшим подбородником, прикрывавшим только подбородок. Каждый воин был вооружен копьем и длинным легким мечом, острым кинжалом, подвешенным слева от седла, и булавой».


Типичный рыцарь в готических доспехах. 1480 - 1490 гг. Ингольдштадт, Германия, Баварский военный музей.

Забавно, но в Англии в то время совсем не ощущали своей ущербности от того, что своих доспехов не делали. Отсутствие их производства, можно сказать, просто замечали, так как и самые знатные из британских лордов, и мелкопоместное дворянство – джентри тогда заказывали себе доспехи на континенте. Например, эффигия сэра Ричарда Бьючампа, графа Варвика, относящаяся к 1453 г., показывает его в итальянских латах самой «последней модели».


Кольчужное полотно из плоских заклепанных колец.


Кольчужное полотно из плоских просеченных и круглых заклепанных колец.

Начиная с эпохи раннего средневековья, в среде оружейников очень важное место занимали кольчужники. Хотя кольчуги носили еще римские легионеры, производство этого вида доспехов в Западной Европе, по сути, создалось заново. Кольца для кольчуг в то время делали из кованой, сплющенной проволоки, кольца из которой соединялись холодной клепкой. В более поздних кольчугах XIV и XV веков одно из колец уже стали спаивать, а другое заклепывать, и по этому признаку их-то и различают. Позже все кольца только лишь заклепывали. Историк Вендален Бехайм, например, указывает, что тянутую проволоку для изготовления колец даже в XVI веке еще не применяли. Ну, а в 1570-х годах кольчуга уже окончательно перестала употребляться, и с ней навсегда исчезло и это некогда высокочтимое ранее ремесло. То есть совсем-то оно не исчезло, но прежняя массовость ушла навсегда.


Кольчужное полотно из круглых заклепанных колец диаметром 7 мм.


Кольчужное полотно из плоских заклепанных вороненых колец.

Поскольку речь у нас идет о «цветах» доспехов, нужно отметить, что кольчуги блестели «яко из леду», то есть тоже имели вид «белого металла», но далеко не везде. На Востоке было принято вплетать в них кольца из меди и создавать, таким образом, в кольчужной ткани прихотливые узоры. Трудно сказать, насколько это снижало их прочность, но так было, и такие кольчуги дошли до нашего времени и были также известны на Руси, где упоминались «пансыри кольчаты с медяным подзором». Известны были и кольчуги из вороненых колец.

И вот как раз отказ от кольчуги и вызвал к жизни поиск более совершенных форм защитных доспехов, пришедший на первую половину ХV в. Началось все опять-таки с совершенствования защиты для головы, то есть со шлемов. Появился шлем, называвшийся салле, саллет или салад (что более привычно для русскоязычного правописания), который был особенно популярен у оружейников Германии.


Саркофаг с надгробной эффигией испанского рыцаря дона Альваро де Кабреро Младшего из церкви Санта Мария де Белпуиг де Лас Авелланас в Лериде, Каталония. Шея рыцаря защищена стоячим металлическим воротником–горжетом, а ноги уже защищены латами. Очевидно также, что под одеждой у него приклепаны металлические пластинки, которые выдают головки заклепок. К сожалению, шлема на голове у него нет, и как он выглядел, неизвестно. Середина XIV в.

Д. Эдж и Д. Паддок называют год – 1407, когда он появился, причем не где-нибудь, а в Италии, где назывался селата. И лишь потом через Францию, Бургундию, он добрался к 1420 г. до Германии, затем до Англии, а после стал очень популярен в Европе повсеместно.


Типичный немецкий саллет: вес 1950 г.; вес бевора-предличника 850 г. Оба предмета – новоделы: цена саллета $1550, бевора $680.

Германские шлемы имели назатыльник в форме вытянутого хвоста; у французов и итальянцев они больше напоминали своей формой колокол. И опять-таки и те, и другие не имели никаких украшений. Их главным «украшением» была сама полированная сталь. Лишь около 1490 года стал известен так называемый «черный сале» с предличником, который острым углом выступал вперед. Черным же его называли из-за своей окраски (почему-то их стали красить в черный цвет или это было воронение?), хотя такие шлемы очень часто обтягивали и просто цветными тканями. Как «цветной шлем» зрительно сочетался с блестящими «белыми доспехами», история умалчивает. Но «модники», носившие «такое», существовали. Причем шлемами этого типа пользовались и конные воины неблагородного происхождения, например, применявшиеся французами конные лучники, и не слишком богатые и знатные «рыцари одного щита», и даже… латники-пехотинцы.


Простейший итальянский салле, 1450 – 1470 гг. Филадельфильский музей искусств, Филадельфия, США.


Вот это как раз и есть «черный саллет», причем рыцарский, с поднимающимся забралом. Германия или Австрия, 1505 – 1510 гг. Филадельфильский музей искусств, Филадельфия, США.


Еще один «черный саллет», около. 1490 – 1500 гг. Так называемый «саллет из Ульма», причем, совсем не черный, и непонятно как сочетавшийся с «белыми доспехами». Южная Германия, Исторический музей, Вена.

Очень забавна история шлема бацинет или «бундхугель» («собачий шлем»). Сначала это был всего лишь дешевый подшлемник, похожий на ведро топхельм. Потом он стал вытягиваться вверх и одновременно опускаться на шею и виски.


Бацинет и забрало к нему, возможно Франция, ок. 1390 – 1400 гг. Филадельфильский музей искусств, Филадельфия, США.


Бацинет XIV века, новодел. 1.6-мм сталь. Королевский Арсенал в Лидсе, Англия.


Для сравнения германский бацинет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Все просто, функционально и никаких украшений!

Оставалось приделать к нему забрало, что в итоге и было сделано в том же XIV веке. Причем забрало не только поднималось, но и снималось с него целиком. За свою характерную форму шлем получил название «собачья морда», прежде всего в Германии. Он был очень функциональным и пришелся на период, когда доспехи еще никак не украшались. Поэтому его главным украшением была полировка, хотя, если верить роману Генрика Сенкевича «Крестоносцы», немецкие рыцари именно на эти шлемы крепили пышные султаны из павлиньих перьев.


Кадр из фильма «Крестоносцы». Как видите, шлемы на рыцарях похожи на реальные, но в остальном это чистая фантастика! Поленились поляки шить «чепчики» и вязать еще и кольчужные наголовья и бармицы. И к тому же сразу виден пластик! Кирасы и шлемы – типичный крашеный полистирол!


Вот в кинофильме 2005 года «Жанна д’Арк» режиссера Люка Бессона доспехи в основном такие, как и должны быть, и шлемы там носят на голове с подшлемниками.

Кстати, в этом фильме 1960 года можно увидеть, что доспехи рыцарей воспроизведены внешне вроде бы и достоверно, но очень уж примитивно. И самое удивительное, что шлемы рыцари в нем носят на голове без кольчужного капюшона и бармицы, распущенной по плечам. А ведь, судя по эффигиям, последняя могла носиться даже с цельноковаными «белыми доспехами» как раз в 1410 году, и… можно себе представить насколько уязвимой была подобная защита для «цельнометаллического рыцаря». Вот почему, кстати, тот же бацинет вскоре превратился в «большой бацинет», который от обычного только тем и отличался, что при «собачьей морде» вместо кольчужной бармицы имел нашейник из металлических пластин, который крепился ремнями к кирасе!


«Большой бацинет» из Музея Армии в Париже. Ок. 1400 – 1420 гг.

Наиболее совершенным в этом плане стал шлем армэ, который также появился примерно в это же время, и у которого было поднимающееся забрало и… весьма сложная система соединения всех его частей в единое целое. Но эти шлемы как раз уже украшались чеканкой и нередко походили на все, что угодно, только не на сам шлем, а к «цвету» форма в данном случае имеет лишь косвенное отношение.


Исключительно пышные доспехи Джорджа Клиффорда, третьего графа Камберленда (1558 – 1605). Тут даже все технологии отделки и не назовешь! Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Другое дело, что в сугубо металлических доспехах очень скоро ходить стало не модно и, видимо, даже неприлично – ситуация, повторившаяся в отношении цельнокольчужных доспехов XII в., обтягивавших фигуру воина словно перчатка. Но теперь и доспехи и, в особенности, шлемы стали обтягиваться дорогими тканями, нередко вышитых золотыми нитями и даже украшенных драгоценными камнями.

(Продолжение следует)

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Доспех, Кольчуга, Шлем, Латы - Древнерусское Оружие ТОМ 3 - Комплекс Боевых Средств

    ✪ Доспех против сабли / меча #к_традиции

    ✪ Викинги. Часть 2 (религия, оружие, доспехи, конец эпохи)

    ✪ 15x4 - 15 минут про доспехи бронзового века

    Субтитры

    а знаете ли вы что у выдры в районе подмышки есть специальный кармашек где она носит любимые камешки они нужны животному не для удовольствия с помощью камешков выдра разбивает съедобные раковины всем привет с вами книга коп добро пожаловать на мой канал сегодня в центре моего внимания древнерусское оружие выпуск 3 доспех комплекс боевых средств книга отпечатана в 1971 году издательством наука в ленинграде академии наук ссср институтом археологии книга будет замечательно интересно тем кто изучает древнерусское оружие здесь есть все кольчуга вот пожалуйста панцире есть фотографии есть археологические сведения раскопках карты место где место где это было найдено значит варианты того как это делали то есть это все интересно это все здесь есть и я вот пожалуйста как это скрепление частей панциря да то есть вот как это все делалось из чего она состоит особенно для тех кто любит реставрации я конечно понимаю что многие люди кто и реставрация миа боёв там чего-то еще занимается безусловно все они проходят подобные вопросы где как и хотелось бы чтобы еще было по старинному пожалуйста эта книга для вас здесь вы много чего почерпнете увидите написанное описание размеров значит опять же откуда где с какого района было найдено вот пожалуйста и фотографии здесь есть примеры что нарисовано из чего это состоит то есть все это здесь запечатлен на авторами археологами и историками которые создали настоящий интересный вкусный полезный труд для потомков чтобы те понимали кто были наши пра-пра по деды но собственно более подробно познакомитесь сами ссылочка будет под видео на сайте книга коп. и рф прошу любить и жаловать смотрите изучайте образовываете думаю что эта книга будет вам полезно дорогие мои друзья я кстати тоже в свое время занимался вот подобные истории пытался делать кольчугу ну конечно же из прутиков других но это интересно это занимательно огромное трудолюбие здесь должно выйти много уйму времени да понятно что можно по чуть-чуть каждый день но тем ни менее это это не каждому дано и это стоит признать либо терпение либо элементарного времени потому что есть другие задачи ну что ж друзья мои на да кстати по поводу там литейные то производства не литейные пожалуйста изучайте смотрите вот какие здесь примеры литейное это было делительная ручная это была работа кривая это что история не гривой а было это в бою не было это в бою пожалуйста пожалуйста опять же как история потрепала под землей да все это все эти доспехи ну что ж а мы с вами отправляемся в 3d виртуальный тур в кубе incity морской музей ну что же отправляемся в морской музей морской музей привет а вы были интересно настоящим старинном корабле ну давайте посмотрим что из себя представляет настоящий старинный корабль не только где то там где то там в кино а вот вам конкретно из чего все это состоит и как он еще один а чит на плаву был дан то есть конечно же понимаешь что там что-то сов власть где то дерево уже все никак но тем не менее вот это вот обратите внимание да как она все сделано как она придумана интересно как это все выглядит это очень красиво это очень интересно на старинный корабль и вот вы с вами стоим на настоящем старинном корабле видим всю эту историю вот все все никаких роботов автоматов да всё это ручная работа это красиво это все придумали люди конечно кто то скажет что мы тут балдеем что корабле не видел что-либо ну конечно в кино в кино конечно же ты это видишь но тем не менее вот так вот зайти на палубу исторического корабля так никто тебе не мешает ты разглядываешь смотришь в у тебя есть там свое настроение состояния свистать всех наверх ну и так далее и тому подобное в должностном услуги так смотрим наверх и красиво красиво ну что ж мы с вами побывали в увидите на историческом в историческом морском музее хороший исторический морской музей на просто красота один корабль и чет как-то весьма здесь закончился но тем ни менее да кстати водку with city туда тоже можно будет сходить в виртуальном туре тем не менее ну чтож палец верх подписываемся на канал а я продолжаю дальнейшее книга коп пока пока

История

Следует иметь в виду, что на самом деле история доспеха не знала некоей «магистральной линии» развития; в ней было множество изолированных либо сообщающихся друг с другом направлений, а также свои подъёмы и упадки, обусловленные как общей неравномерностью развития материальной культуры, так и радикальными переменами в военном деле, обесценивающими защитное снаряжение предыдущего поколения, после чего его развитие часто начинается практически с нуля. Так, в Римской Империи стандартным доспехом пехоты был крупнопластинчатый (латный) панцирь ; однако уже для Вегеция (IV-V века н. э.) он стал «древним оружием», секрет изготовления которого утерян, а в Тёмные века основным защитным снаряжением окончательно стала технологически весьма простая (хотя и трудоёмкая в изготовлении) кольчуга; лишь в XIV веке уровень массового производства позволил вернуться к пластинчатой броне, хотя уже и в совершенно иных формах. Точно так же, в Японии периода Кофун были распространены жёсткие кирасы, связанные шнурами или склёпанные из широких горизонтальных полос металла, которые впоследствии по причине неприспособленности к проникшему в Японию верховому бою были вытеснены заимствованными с континента ламеллярными доспехами ; они же, в свою очередь, пройдя через длительный эволюционный процесс, превратились сначала в ламинарные доспехи , а затем и в цельные кирасы стиля «гусоку», которые, впрочем, отличались от кирас периода Кофун не меньше, чем рыцарский доспех от римской «лорики сегментаты ». Наконец, уже в наши дни защитное снаряжение воина, хорошо забытое ещё в XIX веке, возрождается, но уже в совершенно ином, высокотехнологичном воплощении .

Назначение и эффективность

В целом, любой боевой доспех был предназначен в первую очередь для защиты от случайных, скользящих ударов, а также от стрел, нисколько не отменяя для носящего его воина необходимости активно парировать выпады противника или уклоняться от них. Даже будучи пробит, доспех существенно снижал тяжесть получаемых его обладателем травм, и, соответственно, повышал его шансы на выживание - но и не более того.

О какой-либо степени неуязвимости обладателя доспеха можно говорить лишь в случае европейских позднесредневековых крупнопластинчатых (латных) доспехов, да и то - лишь по отношению к обстрелу из луков и рубке одноручным мечом, который, хотя потенциально и мог оставлять своим концом зарубки на кирасе не самого высокого качества, шансов нанести существенные травмы самому защищённому таким доспехом воину уже практически не имел. Собственно говоря, техника боя на мечах в период распространения латных доспехов вообще не подразумевала ударов клинком по кирасе или другим сплошным элементам доспеха - задачей бойцов было «обойти» их, найдя слабое место в защите. Появившиеся как раз примерно в то же время (XV век) колющие мечи, альшписы , алебарды с узкими шиловидными отростками и тому подобное оружие при умелом применении если и не пробивало сами латы, то довольно легко поражало обладателя ранних вариантов такого доспеха в плохо прикрытые им части тела, где защита из соображений сохранения подвижности ограничивалась кольчужным полотном или кожаными вставками - шею, подмышки, и так далее. Поэтому увеличение площади, прикрываемой непосредственно крупными пластинами латника, было одной из основных забот европейских доспешников вплоть до массового распространения огнестрельного оружия, когда на первый план вышло уже стремление обеспечить пуленепробиваемость хотя бы нагрудника, за счёт облегчения остальных частей доспеха или даже отказа от них при сохранении общей массы комплекта. Бывшие основным оружием рыцарской конницы тяжёлые кавалерийские копья (лэнсы), пехотные пики и алебарды, тяжёлые арбалеты с механическим взводом, ударно-дробящее оружие, а также специализированное холодное оружие, созданное для силового прорубания (клевец) или протыкания (эсток) лат, всё ещё были для одоспешенного воина весьма опасны, не говоря уже об огнестрельном оружии, начиная с аркебузы.

Что касается массы доспешного комплекта, то она в течение столетий оставалась практически неизменной: полный комплект кольчужной защиты XIII века, состоявший из рубашки с рукавами и капюшоном (обера, хауберка) и чулков - шоссов, «переходный» доспех XIV века, полный латник XV века или «трёхчетвертной» доспех XVI-XVII веков весили примерно одинаково - в пределе 30-40 килограмм (типично 15-20 кг), - хотя при этом, разумеется, обеспечивая ими защита различалась, и весьма существенно. Такая масса, распределённая по всему телу, вовсе не обременяла даже средней силы воина сверх меры (для сравнения, современный рядовой солдат носит на себе около 40 кг экипировки, а солдат элитного подразделения, вроде SAS - до 90 кг). Исключение составляли, пожалуй, лишь турнирные доспехи, которые - уникальное явление во всей истории доспеха - были предназначены не для защиты от случайных ударов и снижения тяжести травм, а для их по возможности полного предотвращения даже при «таранном» ударе копьём в грудь. Разумеется, результатом такой постановки задачи становились доспехи, заведомо нежизнеспособные в качестве боевых. Так или иначе, длительное ношение доспеха всё же сильно утомляло, особенно в жару - вплоть до теплового удара. В большинстве случаев воины старались как можно скорее снять своё защитное снаряжение хотя бы частично, порой даже рискуя оказаться захваченными противником врасплох без доспехов, что случалось неоднократно. При преодолении водных преград и спешном отступлении доспехи также часто снимали - или даже, скорее, срезали - осознавая, что потеря дорогой брони предпочтительна потере собственной жизни.

Относительно подвижности - следует отметить, что даже самый тяжёлый боевой латный доспех в полной мере позволял надевшему его совершать любые необходимые в бою движения и даже, как упоминается в средневековых источниках, выполнять некоторые акробатические трюки. Однако воин в нём, как и в любой плотной одежде, достаточно быстро уставал при активных действиях, так что его ношение, естественно, требовало хорошей физической подготовки. Именно поэтому, в частности, европейские лучники, даже те, кто мог позволить себе хороший доспех, не носили оплечий - они мешали бы стрельбе из лука, оказывая сопротивление быстрым движениям рук и требуя повышенных затрат энергии, особенно с учётом того, что полностью поднять руки вверх или развести в стороны можно было не с любой конструкцией оплечья (азиатские же лучники использовали обычно оплечья ламеллярной , ламинарной или куячной конструкции в виде свободно свисающих с плеч гибких листов, у которых хорошая защита была принесена в жертву подвижности, например, зона подмышек практически не была прикрыта).

Если средневековая Европа, начав со сравнительно лёгкого комплекта кольчужных доспехов, последовательно развивала его в направлении улучшения защитных свойств, что положило начало соревнованию между защитным и наступательным вооружением, закончившемуся лишь после массового распространения огнестрельного оружия, то за её пределами доспешники обычно вообще не пытались добиться от доспеха абсолютной защиты. На Востоке защитное снаряжение продолжали рассматривать как необходимое дополнение к мастерству воина, от него требовалось хорошо противостоять случайным ударам, но при этом быть тонким, гибким и удобным, не мешать быстро двигаться в бою. Свою роль здесь сыграли и общая тенденция восточного комплекса доспеха и вооружения к большей лёгкости и маневренности, и тяготение к дальнему бою с использованием метательного оружия, для которого требовался гибкий и подвижный доспех, а в последние столетия средневековья - в какой-то степени и наметившееся отставание от Европы в области массового ремесленного производства. К XV-XVI векам, то есть в период расцвета европейского латника на Ближнем и Среднем Востоке основным типом доспехов становятся кольчато-пластинчатые , состоящие из отдельных небольших пластин, соединённых кольцами или узкими, в три-пять колец, вставками кольчужного полотна. Цельными у такого доспеха были только шлем, трубчатые наручи (базубанды), нагрудная пластина (зерцало) и, иногда, оплечье, предохраняющее плечи воина от рубящих ударов сверху. Обычно сохранялся и щит, предназначенный для активного принятия ударов противника и защиты от стрел, который в Европе к XVI веку практически вышел из употребления, так как новые техники фехтования позволили обходиться без него в ближнем бою на мечах, удар копья стали принимать непосредственно на кирасу, а стрелы обладателю латника уже не были особо страшны. Таким образом, вместо характерной для Европы начиная с XV века сплошной пластинчатой защиты всего тела воина, выбор был сделан в пользу защиты дифференцированной: более мощной в области жизненно важных органов или особо уязвимых местах, более лёгкой и подвижной в остальных. В том числе и именно благодаря этому подходу, доспехи на Востоке какое-то время сохранились и после перехода к огнестрельному оружию, - в отличие от европейских лат, они не были столь технологически сложны и дороги (хотя и трудоёмки) в изготовлении, практически не стесняли движений, были сравнительно удобны в походе, давая при этом достойную защиту от всё ещё широко применяемого холодного оружия. В Европе в последнее столетие широкого применения доспехов также пришли к идее дифференцированной защиты, однако её реализация оказалась менее удачной - после того, как латный доспех «стянулся» по направлению к кирасе, руки и ноги воина оказались полностью незащищёнными.

Дальний Восток, от Чукотки до Тибета и от Великой Степи до Японии, долгое время практически не знал кольчатых и кольчато-пластинчатых доспехов; роль кольчуги здесь с древнейших времён играл ламелляр , связанный шнурами из мелких металлических пластинок. Ламеллярное полотно было чуть менее подвижным, чем кольчатое, но обеспечивало лучшую защиту, в особенности от стрел - хотя и на меньшей площади: шея и подмышки обычно оставались вообще не защищёнными или плохо прикрытыми. В изолированных областях, таких, как чукотская тундра и горы Тибета, этот тип доспеха сохранился без особых изменений до XIX-XX века, причём в позднейшее время часто употребляясь уже наряду с огнестрельным оружием. Между тем, в целом защитное снаряжение этого региона стало со временем развиваться в сторону специфических форм, по сути, промежуточных между доспехом и одеждой. В Китае и на связанных с ним территориях в XIII веке получил распространение, а к XV-XVI векам стал основным типом доспеха имеющий, видимо, монгольское происхождение куяк , в целом аналогичный европейской бригантине с точки зрения конструкции и по обеспечиваемой защите. Похожие доспехи применялись также на Руси, в Индии и других регионах, затронутых в своё время монгольским нашествием. Хорошо сделанный куяк был весьма удобен в ношении, но при этом обеспечивал вполне достойную защиту от холодного оружия благодаря наличию внутри сплошного слоя установленных с сильным перехлёстом сравнительно тонких и гибких металлических пластин. Помимо внутренних пластин, снаружи также могли крепиться дополнительные крупные щитки и зерцала, которые усиливали доспех и перераспределяли энергию удара на бо́льшую площадь, передавая её расположенным изнутри более мелким пластинкам - принцип, широко используемый в современных бронежилетах . Помимо защиты туловища, куяк мог иметь полы и рукава, как у кафтана , что ещё больше сближало его с обычной для того времени одеждой. Другим его существенным, с точки зрения тогдашних воинов, преимуществом была высокая декоративность: обтянутый дорогой материей и украшенный крупными блестящими головками заклёпок, куяк выглядел очень привлекательно, опять же - как дорогая одежда. Именно по этой причине даже после отказа от доспехов он какое-то время сохранялся в качестве парадной формы, часто уже без металлических пластин под тканью.

Технологии

Средневековая металлургия была способна выдавать в массовых количествах лишь два вида железных сплавов - сыродутное железо и чугун. Сыродутное железо (исторический термин, по сути - низкоуглеродистая сталь) - мягкий, ковкий материал с очень низким содержанием углерода и большим примесей, его получали из железной руды в печи с температурой около 1200°С (что ниже температуры полного плавления железа). Извлечённую из печи пористую массу - крицу или блюм - проковывали вручную, чтобы удалить включения шлака. В результате получался прокованный кусок железа с крупной кристаллической решёткой и значительным содержанием примесей. Чугун - сплав с, напротив, мелкой кристаллической структурой и очень высоким, порядка 2 %, содержанием углерода - получали в большой печи при более высокой температуре, около 1500°С. Слитки чугуна имели мелкую кристаллическую структуру и были прочными, но хрупкими, нековкими.

Ни тот, ни другой материал по отдельности для создания качественного доспеха не годятся: железо - очень мягкий материал с низкими механическими качествами, а чугун хрупок и не поддаётся ковке. Тем не менее, длительное время считалось, что именно мягкое сыродутное железо было основным материалом для средневековых доспехов. Более тщательные исследования с использованием микроскопии и рентгенографии, однако, показали, что большинство сохранившихся экземпляров более-менее качественной брони уже начиная с XIII-XIV веков было выполнено из стали, то есть железного сплава с содержанием углерода, промежуточным между сыродутным железом и чугуном, причём зачастую сталь имеет следы термической обработки (закалки). На самом деле образцы железной брони, которые ранее относили к средневековью, часто оказывались, за исключением самых дешёвых вариантов, позднейшими подделками или репликами, изготовители которых либо брали наиболее дешёвый материал из доступного, либо же следовали неверным выводам науки своего времени.

Между тем широкое использование в доспехах стали означает, что средневековая металлургия была способна получать её в достаточном для их производства объёме. В зависимости от принятой технологии, это могло быть достигнуто либо науглероживанием железа до превращения в сталь, для чего его в течение часов нагревали докрасна в замкнутом объёме с содержащим углерод органическим сырьём, либо, напротив, снижением содержания углерода в чугуне, что также превращало его в сталь. Судя по всему, для изготовления брони применялся главным образом второй процесс, в то время, как из науглероженного железа, процесс получения которого был более примитивен и менее продуктивен, а качество - нестабильно, изготавливали главным образом бытовые инструменты и клинки.

По мере развития производства изготовление доспехов стали осуществлять серийным способом. В XVIII-XIX веках кирасы делали методом, напоминающим горячую штамповку: брали лист железа, раскраивали его по форме изготавливаемой части кирасы, раскаляли докрасна и вкладывали в чугунную форму-матрицу, после чего выбивали ручными молотами, так, что он в точности приобретал форму поверхности последней. Если поверхность формы была достаточно гладкой, то кираса сразу выходила из неё в готовом виде, практически без необходимости править её вручную. После этого в ней оставалось просверлить отверстия под фурнитуру, прикрепить подкладку, опушку из шнура и пуговицы для наплечных и поясных ремней, а также окрасить чёрной краской. Полированные железные кирасы были в это время редкостью и, как правило, шли на парадные доспехи почётного караула: при полировке повреждался упрочнённый поверхностный слой металла, который закаливался при быстром остывании от контакта с холодной формой, а также уменьшалась его толщина. Иногда в целях повышения декоративный свойств и для защиты от коррозии кирасы делали двухслойными - внутренний слой из тонкой стали, наружный - из латуни. Защитные свойства цельностальных и двухслойных кирас были одинаковые - при толщине около 1 1/2 линии (3,81 мм) они надёжно защищали от холодного оружия и ружейных пуль на самом излёте траектории. Весила кираса 14-15 фунтов (6,35-6,8 кг). Для сапёров делали более толстые нагрудники (без спинной части), которые при весе в 15-18 фунтов (6,8-8,2 кг) и толщине в 2 1/2 линии (6,35 мм) в значительной степени защищали и от пуль, выпущенных с ближнего расстояния.

Очень интересны приведённые в том же источнике данные о защитных свойствах кирас того времени. Утверждалось, что кираса полностью защищала от ударов сабель, штыков и пик. Видимо, не упомянутый в этом списке тяжёлый кирасирский палаш её при определённых условиях всё же прорубал. Относительно пулестойкости - приводятся следующие данные. Обычная железная кираса времён Наполеоновских войн пробивалась из ружья на любой дистанции меньше 75 саженей (160 м), а из пистолета - менее 18 саженей (ок. 40 м). Стальная кираса «из кованой немецкой стали» пробивалась из ружья только с 54 саженей (115 м), а из пистолета с 18 саженей пробивалась только половиной пуль и не пробивалась с 9 саженей (20 м). Тяжёлая кираса из одной передней половинки (нагрудник), «скованная из железа вместе со сталью», не пробивалась и с 9 саженей, хотя после 18 саженей ружейная пуля делала в ней вмятину. Следует иметь в виду, что ещё в XIX веке единственным критерием отличия железа от стали считали способность последней держать закалку, что обычно соответствует содержанию углерода выше 0,3 %.

армии Источники

В средние века не было электрических пил-болгарок с войлочными или резиновыми кругами и не было пасты ГОИ, но желание сверкать белым железом было наверняка.

Споры о том, каким был внешний вид средневековых латных доспехов не утихают, насколько правы легенды о рыцарях в сверкающих латах не известно. Но редко рассуждения уходят от теоретических дискуссий. Всем известно что ржавчина плохо пристает к отполированной поверхности, и полировка не исключает последующее воронение. Честно говоря, детальных изобразительных источников пятнадцатого и шестнадцатого века вполне достаточно, чтобы сделать весьма однозначный вывод о гладко отшлифованных латах и отполированных как зеркало.

Джерри Емблион (анг. Gerry Embleton) в книге Средневековый военный костюм в цветных фотографиях (Medieval Military Costume Recreated in Colour Photographs) пишет:

Легкий дождик, сырой воздух, даже влажное дыхание – все это приводило к появлению на железных доспехах налета ржавчины, проржавевший доспех уже не защищал своего владельца. В то же время доспехи стоили огромных денег, а их внешний вид следовало поддерживать хотя бы из соображений престижа. Поэтому поверхность доспехов тщательно полировали пемзой и натирали оливковым маслом. За десятилетия поверхность доспехов полировалась буквально до зеркального состояния. Эта разница особенно заметна, если сравнивать полированные участки доспеха с участками, скрытыми под другими деталями и не подвергавшимися столь тщательной обработке. Для защиты от коррозии доспехи иногда лудили. В инвентарном списке Луврского арсенала в 1361 г. зафиксирован покрытый оловом бацинет. Применялись также различные виды воронения, чернения и окраски.
Чистить кольчугу было труднее. Если ее недостаточно смазать маслом, она будет ржаветь, а если масла будет слишком много, на нее начнет липнуть пыль. Поэтому кольчуги хранили, погрузив в уксус или засыпав сухим песком. ссылка

Очень интересным случаем является церковь Мадонна делла Грацие, в Мантуе (Madonna della Grazie, Mantua), Италия, где в 1930 году обнаружили, что погребальная статуя одного рыцаря похороненного там-же в 16-ом веке, облачена в настоящий доспех 15-го века, и затем покрыта штукатуркой и краской. Это покрытие почти полностью покрывало доспехи и защитило их от ржавчины, а все думали что это такая статуя.

Естественно то, что доспех можно покрасить, воронить, позолотить и не прибегая к полировке. Шлифовка и полировка в той или иной степени применялась и для доспехов относительно небогатых рыцарей и преуспевающих пехотинцев, а не только для доспехов графов и князей.

Изобразительные источники на шлифованный и полированый доспех

А1. Крестоносцы. Рыцари в матово отшлифованных сияющих латах (фрагмент алтаря кафедральной церкви Святого Бавона в Генте, расписанного Яном Ван Эйком, 1427-32г.) А2. Рыцарь в матово отполированных, а затем вороненых доспехах. Фрагмент алтаря церкви Святого Леонарда в Базеле расписанного Конрадом Вицем (Conrad Witz), 1435 год.
А3. Архангел Михаил. Центральная деталь триптиха, работы худ. Ханса Мемлинга (Hans Memling. The Last Judgment) ок 1470 г. А4. Рыцарь (Святой Георгий) облачен в зеркально отполированные латы, мы видим в них отражения рядом стоящих людей. худ Ханс Мемлинг. ca. 1480 - "St. George and donor’ (Hans Memling), Alte Pinakothek, München, Bayern, Germany
A5. Наглядная демонстрация пользы полировки лат. Иллюстрация книги об осадных машинах Конрада Кисера. 15 век. Konrad Kyeser: "Bellifortis" А6. Лицо этого несчастного пехотинца отразилось в наплечнике его более успешного соседа.
А7. Шлем этого рыцаря зеркально отполирован, но доспех почти матовый. Фрагмент картины "Мадонна с младенцем и святыми" (алтаря Монтефельтро). Автор Пьеро делла Франческа, 1472 год. Анг. 1472 Montefeltro Altarpiece by Piero della Francesca. А8. Портрет Федерико да Монтефелтро и его сына Гуидобальдо. Зеркально отполированый шлем-Арме. 1475г, худ. Педро Беррунете. Анг. Portrait of Federico da Montefeltro and His Son Guidobaldo, ca. 1475. Pedro Berruguete.
А9. Суд Камбиза, худ. Жерар Давид. 1498 год. Левая деталь картины. Интересно отражение города в шлеме. Judgement of Cambyses by Gerard David,
А10. Сравнение ангелов с рыцарями в сияющих латах - это давняя традиция. Пьетро Перуджино. Левая деталь полиптиха Чертоза в Павии. 1498. (1499 Pietro Peruginno - Polyptych of Certosa di Pavia) А11. Шлем [Жабья Голова], вид с боку, с верху, с зади. худ. Альбрехт Дюрер. 1503 Albrecht Dürer - Side, Front, and Back View of a Helmet

А12. На левой и правой стороне триптиха изображены рыцари в неплохо отполированных доспехах. Нагрудник черного рыцаря отражает красное древко знамени. Но в целом художник хорошо изобразил именно матовую шлифовку. "Поклонение волхвов". худ. Ханс Бальдунг. 1506-1507 - "Dreikönigsaltar" (Hans Baldung Grien), Gemäldegalerie, Berlin, Germany, .
А13. Доспех был воронен, но перед воронением, несомненно, был отполирован. Портрет рыцаря. Витторе Карпаччо 1510 г. 1510 Vittore Carpaccio - Portrait of a Knight А14. Воин отразился в собственном шлеме. Фрагмент картины "Снятие с Креста" худ. Иль Содома. 1510. Il Sodoma - Deposition from the Cross.
А15. Доспехи этого рыцаря блестят матовым блеском, но в шлеме ясно отразилось окно напротив. Портрет Александере ди Медичи. худ. Вазари Джиорджио, 1534. Portrait of Alexandre de Medici. Vasari Giorgio А16. Бородатый рыцарь в блестящем доспехе, тут скорее всего доспех белый, рыцарь просто виден из темноты. Чудо Святого Марка. Освобождение рабов. худ. Тинторетто 1548 Tintoretto - The Miracle of St Mark Freeing the Slave

А17. Командир облачающийся к битве. худ. Питер Пауль Рубенс. 1613 A Commander Being Armed for Battle by Peter Paul Rubens А18. Умеренность. Наверное одна из самых первых, но тем не менее самых сильных работ на антивоенную тематику. худ. Питер Пауль Рубенс. 1617.

Мы с уверенностью можем говорить что если не зеркальная полировка, то матовая шлифовка пластин доспеха была обязательной. Об этом говорят практически все представленные тут изобразительные источники. А3, А10, А17 могут дать основания предположить что зеркально отполированные латы были только у некоторых рыцарей, поскольку изображены Святой Геооргий и Архангел Михаил и командир. Но Федерико да Монтефелтро - А8 и Александере ди Медичи - А15 также были высокопоставленными людьми, но зеркально отполированы у них только шлема. А7, А9, А14 - также подтверждают мнение о том что шлема чаще полировали до зеркального блеска. Польза от зеркально отполированных лат показана на рис. А5, как одну из иллюстраций к книге где описывались новые (для середины 15 века) военные устройства и артиллерия. Матово отполированные белые доспехи также смотрятся очень красиво и на них не так заметны царапины. Зеркальная полировка утоньшает металл доспеха и не очень то нужна, даже простой воин потратив несколько часов своего времени или заплатив мастеру может иметь зеркально отполированные детали доспеха А6.

Как шлифовали и полировали доспехи в средние века

В 15-м века была даже отдельная профессия "полировщик" брони (polyrer в немецких источников), которые время от времени организовывали свою гильдию. Вот некоторые рисунки из Mendel Hausbuch и Landauer Hausbuch.

Jan van der Straet or Straeten (1523-1605) в своих заметках о полировке брони (Polishing Armor) писал "Мечи, боевые топоры и все средства ведения войны полируются, как и нашего времени, так и сделанные под атичность".

Б7. Hans Schartt (1572) Б8. Полировщик доспехов. Гильом Вреланд. Harnischpolierer, Guillaume Vreland um 1460
Б9. Полировка доспехов. Страница 18 альбома гравюр "Новые открытия" 1600 года. авт Ян Коларет. Polishing Armour, plate 18 from Nova Reperta New Discoveries engraved by Jan Collaert c. 1600 Б10. Латник в ржавых латах представляет из себя грустное и смешное зрелище.
Б10. Черновая обработка доспехов, деталь картины Яна Брейгеля младшего. Венера в кузнице Вулкана. 1670 - Jan Brueghel the Younger - Venus at the Forge of Vulcan, detail

Изображения Б1-Б4 и Б8 показывают полировку доспеха деревянным бруском с приклеенным к нему кусками войлока или кожи. В качестве абразива могли применять песок, пемзу, золу или что-то еще – мешочки и кувшинчики для них лежат неподалеку. Но то был 15 век, а рисунки Б5-Б7 демонстрируют применение широких абразивных кругов на водяном колесе. Б9 и Б10 демонстрируют дальнейшую механизацию и концентрацию производства, необходимую для снаряжения больших армий. Изящный элегантный, но однозначный протест против вооружения выразил художник Питер Рубенс в картине "Умеренность" А18, которая тем не менее является прекрасным изобразительным источником на латный доспехи и самое разнообразное оружие.

Мой весьма вольный перевод тематического топика на форуме

в большей своей части сделаны из железа или медных сплавов. Скульптуры и картины того периода также показывают нам железные доспехи — кольчуги, бригандины, кирасы.

Тем не менее, металлические доспехи не носили на голое тело. Более того, большинство воинов на поле боя защищало совсем не железо.

Наиболее простой и распространенной защитой была «стеганка» — стеганая тканая одежда. Мастера простегивали от двух и более слоев ткани и заполняли пространство между ними набивочным материалом. Либо просто простегивали между собой несколько слоев ткани.

«Стеганка» неплохо выдерживала удары и сама по себе, а уж в комбинации с или гарантировала неплохую защиту воина. Кроме того, она выступала как амортизирующая прокладка между железом доспеха и телом человека.

Исследователи не сомневаются, что под доспехи всегда надевали тканую защиту, однако по описаниям и картинам не удается установить из каких материалов она шилась, или какой фасон имела. В некоторых случаях видно, что кольчужная рубаха надета поверх рубахи, напоминающей тунику, а отнюдь не на толстую защитную одежду.

Стоит отметить, что отдельно носимая защитная куртка, которая обычно была значительно толще дублета, называлась «жакет» или «джек» (jack). Такая одежда была популярна в XV – XVI веках, она выполняла те же функции, что и акетоны. Но так как, в отличие от акетонов, жакеты были стеганые, а не набивные, современные энтузиасты различают их разными терминами.

Эксперименты показали

Очевидно, что специальная одежда делала ношение доспехов комфортнее, но насколько эффективна она была как защита? Ну не зря же солдаты носили такую защиту даже без кольчуги или лат!

В наше время энтузиасты-любители провели тесты сшитых ими акетонов: стеганка значительно снижала глубину проникновения клинка при рубящем ударе мечом. Одну из самых полных и сложных экспертиз защитных качеств такой одежды провел доктор Алан Вильямс (Dr. Alan Williams).

Он пришел к выводу, что 16 простеганых слоев полотна защищают не хуже, чем вареная кожа толщиной 5 мм. Для проникновения сквозь эти материалы требуется энергия в ~80-90 Джоулей, при том что удар топором или мечом дают от 60 до 130 Джоулей.

Другими словами, 16 слоев полотна не способны полностью защитить от удара мечом, но значительно снизят урон. Вильямс также сообщает, что для проникновения колющего удара копьем или стрелой сквозь комбинацию защитной одежды и доспехов требуется больше энергии, чем при проникновении сквозь металлическую пластину без подкладки.

Кроме того, использовавшиеся в качестве набивки хлопок и шерсть неплохо заменяли многочисленные слои полотна.

Перед вами перевод статьи
«Spotlight: Quilted Armour Defenses of the High Middle Ages » (автор - Alexi Goranov ),

который специально для интернет-журнала «Людота» сделал Артем Смирнов.
Оригинал статьи вы можете прочитать на сайте www.myarmoury.com.
Заглавное фото добавлено редакцией «Людоты».

Готический доспех, Германия, XV век


Миланский доспех, Италия, XVI век


Доспех крылатых гусар, Польша, XVI век



Разные типы доспехов в качестве музейных экспонатов

Латы — доспех из крупных металлических пластин, анатомически повторяющий мужскую фигуру. По сравнению с другими видами брони, изготовление такого доспеха было наиболее сложным и требовало немалого количества стали, а потому искусство изготовления лат стало активно развиваться лишь начиная с середины XIV века.

Из-за этих трудностей латный доспех даже в XV веке стоил недешево и часто изготавливался под персональный заказ. Конечно, позволить себе такую роскошь могли только представители знати, поэтому латы и стали символом рыцарства и высокого происхождения. Так насколько же эффективен подобный доспех и стоил ли он своих денег? Давайте разбираться:

Миф 1: латы весили так много, что упавший рыцарь не мог подняться без посторонней помощи

Это не так. Суммарный вес полного боевого доспеха редко превышал 30 кг. Цифра может показаться вам большой, но не стоит забывать, что вес равномерно распределялся по всему телу, к тому же латники, как правило, сражались на конях. С учетом этого мы получаем приблизительный вес современной экипировки армейского пехотинца. Более тяжелые разновидности относились к доспехам турнирным, нарочно жертвующими подвижностью в пользу увеличения толщины брони, что снижало риск получить травму при ударе копья или падении с лошади. Современные реконструкторы неоднократно доказывали , что в реплике полного доспеха можно не только быстро бегать, до даже фехтовать и карабкаться на лестницы.

Миф 2: латный доспех можно было легко пробить обычным оружием

И это ложь. Основная отличительная особенность латного доспеха — великолепная сопротивляемость всем видам повреждения. Режущие удары не наносят ему никакого вреда, разве что рыцарь на полном скаку подставится под удар бердыша. Колющие удары могли пробить мягкую, плохо закаленную сталь, но более поздние доспехи неплохо держали и удар острого конца боевого молота. К тому же, доспех (вопреки мнению массовой культуры, любящей украшать латы шипами и ребрами) был исполнен максимально гладким и обтекаемым, чтобы равномерно распределять энергию от удара и увеличивать тем самым прочность всей конструкции. По‑настоящему эффективными средствами против латника были кинжалы, которыми из-за максимально короткой дистанции атаки проще всего попасть в сочленения доспеха, и двуручные мечи , специально созданные в качестве контрмер против тяжелой пехоты и кавалерии. В противовес часто приводят видеозаписи, на которых испытатель пробивает латный нагрудник моргенштерном или люцернхаммером. Здесь нужно отметить, что теоретически это и в самом деле возможно, но нанести прямой удар с широким размахом под идеально прямым углом во время боя очень тяжело, а в противном случае у латника есть все шансы полностью или частично избежать повреждений.

Миф 3: достаточно просто попасть в уязвимое место, и латник будет повержен

Это спорный вопрос. Да, в латном доспехе существует несколько слабых точек (ременные подвязки, щели в сочленениях и суставах), попадание в которые и в самом деле нанесет ощутимый урон противнику. Но сделать это было совсем непросто:

Во-первых, под доспехом рыцари носили как минимум гамбезон, состоящий из нескольких слоев плотной льняной материи. Он обеспечивал хорошую защиту сам по себе, будучи на удивление прочным и легким, а большинство рыцарей не гнушались натянуть поверх него еще и кольчугу. Таким образом, оружию надо было преодолеть несколько слоев брони, прежде чем достигнуть тела.

Во-вторых оружейники, быстро осознавшие основную слабость лат в боевом столкновении, старались максимально обезопасить рыцаря от угрозы. Все ремни и подвязки были скрыты глубоко внутри доспеха, специальные «крылья» (продолжение литой пластины брони) служили экраном для сочленений и суставов. Все части доспеха прилегали друг к другу как можно плотнее, что в давке и суматохе крупных сражений значительно повышало шансы на выживание.

Так чем же были плохи латные доспехи?

Основной минус — требовательность к уходу. Из-за большой площади самого доспеха металл быстро ржавел, и его приходилось предохранять от коррозии. Со временем оружейники научились воронить латы, что делало их более темным и давало неплохую защиту от окисления. В походных условиях доспех смазывали маслом, а в мирное время хранили в изолированных условиях, как правило завернутым в несколько слоев материи. В остальном, доспех был куда эффективнее любых аналогов — перетершиеся ремешки можно быстро и просто заменить, а выправить вмятину на цельной пластине куда проще, чем ремонтировать кольчугу или заменять сегменты в ламеллярной броне. Впрочем, самостоятельно надеть латный доспех было подчас практически невозможно, а получив ранение — так же тяжело снять. Многие рыцари успевали истечь кровью из пустяковой раны, что выводило их из строя на весь бой.

Конец золотого века лат пришел вместе с началом эпохи огнестрельного оружия. Когда огнестрел появился на вооружении регулярных армий, латы начали постепенно исчезать из обихода. Свинцовая пуля пробивала такой доспех без особых проблем, хотя на ранних этапах, когда мощь огнестрельного оружия была невелика, он все еще могли служить весьма эффективной защитой.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога