Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему в мире так много зла? Необычные гипотезы: Планета-тюрьма.

Почему человек творит зло? Если мы были созданы , то откуда в нас столько нечистоты и несовершенства? Почему в мире так много зла? Где корни зла? Как грех зарождается в душе человека? Почему мы совершаем злые поступки даже если мы этого не хотим? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах.

Люди не были созданы совершенными

Люди заблуждаются, думая, что Бог создал человека сразу зрелым и совершенным. Именно этот момент рождает столько непонимания и, в конце концов, отворачивает людей от Бога. Как совершенный Бог любви мог создать человека, способного убивать, насиловать, глумиться над всем и вся? Как Бог мог создать Адама и Еву способными совершить прелюбодеяние и почему их сын Каин оказался способен на убийство?

С точки зрения ответ очевиден: Бог не создавал нас совершенными. Он дал нам потенциал и все способности достичь совершенства, но стать совершенными, в конце концов, мы должны были сами. Адам и Ева появились на свет невинными младенцами, росли и развивались, как и все мы, за исключением того, что у них не было таких условий жизни как у нас.

Как в человеке возникло зло?

Мы были созданы ради любви, поэтому любовь для человека является основой и центром всей жизни. Любовь дороже всего – дороже денег, знаний, власти, дороже даже самой жизни. Поэтому Бог дал Адаму и Еве только одну заповедь, но самую главную – оберегать любовь. Они должны были сохранить свою невинность до того момента, пока Бог не благословит их на брак. Бог желал, чтобы Адам и Ева сначала достигли зрелости, научились любить друг друга как брат и сестра, как лучшие друзья, чтобы центром их отношений стали не секс и получение удовлетворения, а взаимное уважение и доверие друг другу.

Однако во взаимоотношения Адама и Евы вмешался архангел. Наученные им подростки, Адам и Ева, поддавшись влечению, вступили в . После этого они уже не могли оставаться просто друзьями и свободно развивать свое сердце и отношения с Богом. Их отношения так и остались незрелыми и эгоистичными. Кроме того, нарушив заповедь, Адам и Ева сами разорвали связь с Богом.

Если бы Адам и Ева сохранили свою чистоту, Бог благословил бы их на брак. Какими бы замечательными были отношения Адама и Евы, если бы сам Бог был для них наставником! Они выражали бы всю разнообразную палитру эмоций. Как бы Адам и Ева могли хорошо воспитать детей, если сам Бог помогал бы им советами! Их дети стали бы даже лучше чем родители. Тогда Адам и Ева смогли бы ощутить на себе полноценную любовь Бога и поняли бы Его родительское сердце к людям. Затем они смогли бы передать эту любовь своим детям и потомкам. Но Адам и Ева так никогда и не узнали настоящей любви Бога. Результатом этого стало то, что первая семья, которая должна была стать самым первым примером, моделью добра и любви для всего человечества, стала моделью прелюбодеяния и разврата, а потом и убийства. Так в мире появилось зло.

Откуда берется злая природа человека?

Бог наделил человека желаниями, чтобы с их помощью мы стремились к совершенству. Четыре основных желания человека – это стремление к знаниям, желание любви, желание авторитета и стремление преумножить красоту и добро в мире. Сами по себе наши желания нейтральны и не несут в себе никакой направленности. Направление нашим желаниям придает наше сердце. Если человек получил достаточно внимания и заботы от родителей, то его сердце полно любви и все его желания направлены на то, чтобы эту любовь отдать другим. Он стремится получить знания, чтобы использовать их ради блага других людей. Он хочет создать семью, чтобы испытать счастье вдвоем и сделать счастливым другого человека. Он стремится к положению в обществе, потому что хочет, чтобы общество стало еще лучше. Он хочет делать добро людям просто потому, что ему так комфортнее.

А что происходит в том случае, если человек не получил любви от родителей? Если у него нет никакой связи с Богом и получить любовь просто не от кого? Тогда все его желания – это его попытка получить хоть какую-то любовь от других. Он стремится к знаниям, но делает это для того, чтобы получить уважение других, ради того, чтобы его оценили. Он хочет создать семью, но опять же, для того, чтобы его любили и обожали. Он хочет занять положение в обществе, чтобы перед ним преклонялись и служили ему. Он хочет забрать у других людей как можно больше. За всеми этими желаниями стоит одно огромное желание любви. И поскольку желание любви сильнее всего на свете, сильнее самой жизни, ради этого желания человек не останавливается ни перед убийством, ни перед прелюбодеянием, ни перед воровством. Так проявляется злая природа человека.

Как победить зло в нашем мире?

Поскольку корнем зла является эгоистичная любовь, изменить этот мир можно только бескорыстной любовью и жизнью ради других. Но одной только любви к другим недостаточно. Зло возникло в семье, поэтому и решаться оно должно только в семье. Однако наши семьи также далеко не идеальны. У нас нет никакого примера, никакого эталона того, как все должно быть. Именно для этой цели Бог посылает особого человека, которого в христианстве называют . Следуя за ним, мы найдем ответы на все вопросы и сможем изменить себя, свои семьи и наше окружение. Так мы реально начнем что-то менять в этом мире и, в конечном счете, победим зло.

Если Бог есть, то почему в мире столько зла? Этот вопрос очень часто задают атеисты, сомневающиеся и даже верующие. И это самый трудный вопрос. Так хочется верить, что Бог есть любовь. Любовь, которая оберегает, хранит и желает только самого лучшего. Но, глядя по сторонам на этот мир, всё чаще задаёшься вопросом: «Почему?» Почему с хорошими искренними людьми случаются несчастья? Почему грешники не горят на месте от своих злодеяний, а живут вполне хорошо? Почему людей постигают ужасные болезни? Почему… Почему… Почему… Всё это сложные вопросы. Но в Библии Бог даёт на них ответы.

Всё дело в свободе выбора

Наш Бог - это Бог свободы. Он предоставляет выбор. Всегда. Он дал свободу выбора Адаму и Еве: есть или не есть запретный плод. Дал выбор Каину. И тем израильтянам, которые ушли поклоняться языческим богам. У всех, кто слушал Христа, тоже был выбор: идти за Ним или нет, кричать «Распни Его!» или проповедовать Евангелие. Выбор есть и у нас. И мы ежедневно его делаем. Мы можем поступать так, как говорит Бог, а можем (и частенько поступаем) так, как удобно нам. Никто не ограничивает нас в выборе.

Мог ли Бог заставить слушаться Его? О да, Он мог. Он мог изначально придумать мир, в котором все будут подчиняться только Ему. Но не захотел. Он создал людей со свободой воли и свободой выбора. И эта свобода - наша ответственность.

А теперь подумайте, сколько раз в свой жизни вы поступали не так, как следовало бы. Не так, как хочет Бог и говорит Библия. Было много таких случаев, не правда ли? Иногда очень хочется поступить неправильно: это удобнее и проще, а иногда кажется, что и лучше. И каждый раз, когда мы так думали и поступали, Бог не спускал на нас огонь и молнию. Он принимал наш выбор. Он давал нам свободу даже в выборе плохого.

И тут ключевой момент. Бог дал нам свободу. Но Он даёт свободу и другим людям. Свобода есть и у того, кто садится за руль пьяным. И у тех, кто вытаскивает последние деньги из кармана бедной старушки. У всех есть свобода выбора. И каждый поступает с ней так, как ему вздумается. Всё, что происходит, - происходит не из-за Бога, а из-за людей. Всё злое совершают люди. Бог дал человечеству свободу, и люди отвернулись от Бога. Получилось то, что мы видим: горе, слёзы, сломанные жизни…

А как же наказание?

Оно будет. Вчитайтесь в библейскую фразу: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт» (Галатам 6:7). Мы очень боимся, что все злые люди останутся без наказания. Так боимся, что хотим наказать их сами. Сильнее, чем накажут суды. Мы кидаемся громкими фразами и вершим суд на словах. Но Бог говорит, что Он никогда не оставит греха без наказания. Вчитайтесь в эту фразу внимательно. Поверьте Богу. Он разберётся. Ему виднее. Бог не обещает вам, что суд над грешниками будет таким, каким видите его вы. Но Бог поругаем не бывает. В Библии есть и много других текстов, говорящих о неотвратимости наказания для тех, кто совершает грехи.

Самое главное

И всё равно нам кажется это несправедливым. Наказание когда-то потом для нас - не вариант, хочется вершить справедливость прямо сейчас. А этого мы чаще всего не видим. И опять «Почему?» Почему, Господи? Почему Ты так делаешь? Почему не наказываешь сразу? Почему те, кто причиняет боль, не страдают за это прямо сейчас? Почему Ты позволяешь одним людям забирать жизнь у других? Почему… Почему… Почему… Но всё становится на свои места, когда понимаешь одну самую важную деталь: для Бога главное - не наша земная жизнь, а вечная жизнь. Бог говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Матфея 6:33).

Это переворачивает всё, не правда ли? Это смещает приоритеты.

Мы привыкли слышать: «Жизнь одна», «Жизнь - это самое важное», мы воспринимаем смерть как конец. Дальше этой земной жизни наш разум не действует, мы не можем понять, что будет потом, потому что наше всё - на этой земле, наш жизненный опыт ограничивается этой планетой. Но Бог, великий Бог, Он действует намного шире, Он мыслит намного глобальней. Для него «один день как тысяча лет». Он готовит нам вечность. Иисус говорит: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоанна 14:3). Вечность, понимаете?

Он даёт нам свободу выбора. Верить или не верить, принимать Его жертву или нет, довериться или самим вершить суд. И при правильном выборе мы будет жить с Ним на Небесах. С Ним и с теми, кто сделал такой же правильный выбор.

Да, этот мир полон греха. Люди выбирают не то, что правильно, и ломают чужие судьбы, приносят другим горе. Но в это самое время Бог готовит для нас вечность, где всего этого больше не будет никогда. Вечность, в которой не будет несправедливости и греха, слёз и горя, смертей и болезней. Он хочет сделать нас счастливыми. Но чтобы прийти туда, нужно сделать свой выбор. Принять Его жертву. Принять Божий план и Его волю. И там Бог Сам ответит на все наши «почему»…

Виктор Марьин .

«В Москве задержали мужчину, бросавшегося с ножом на прохожих», «Житель Челябинской области обстрелял прохожего из ружья», «Под Тверью мужчина застрелил девять человек», «В Москве школьницы жестоко избили сверстницу и выложили видео в Сеть»…

Это далеко не полный список заголовков новостей подобного рода только за несколько дней прошлой недели. Но я сейчас не хочу начинать старую тему: почему в СМИ столько негатива? Коснусь другой темы: где во всех этих случаях был Бог? Точнее, главный вопрос даже не в этом. Может быть, не так важно, почему Бог это допускает, а важно, что нам, людям, простым людям, не всемогущим, тем, кто не может любить, — по крайней мере тех, кто все это вытворяет, — нам-то что делать? Как себя вести? Как примирить Бога и зло?

Проклятые вопросы. Так их называют. В литературе это лучше всего сформулировал Иван Карамазов у Достоевского. В знаменитом разговоре с Алешей, там, где про слезинку ребенка. Помните? Иван говорит: «Не хочу я, наконец, чтобы мать обнималась с мучителем, растерзавшим ее сына псами! Не смеет она прощать ему!..»

Что тут сказать? Каким логическим доводом примирить реальность с Евангелием? Страшный вопрос! Куда пойти? Как себя вести, наконец? Интересно, что сам Достоевский, как мне кажется, отвечает на этот вопрос. Но только не через Алешу.

В главе с красноречивым названием «Маловерная дама» гостья приходит к старцу Зосиме и спрашивает, как ей обрести веру. И получает такой ответ: доказать, говорит старец, здесь ничего нельзя. А вот убедиться — возможно. Как же, спрашивает маловерная дама. Ответ, как бы мы сказали, ломает шаблоны. Старец говорит: убедиться опытом деятельной любви.

Дальше процитирую, потому что лучше Достоевского не скажешь. «Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уж несомненно уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу. Это испытано, это точно».

Думаю, что нет другого ответа и в Евангелии. Только любовью снимаются проклятые вопросы Ивана Карамазова, который никак не может выйти из безнадежного круга собственных интеллектуальных построений. Интересно, что Достоевский вот этот свой ответ Ивану дает еще до вопроса: глава «Маловерная дама» стоит в романе намного раньше главы «Бунт», где Иван беседует с Алешей.

Кто-то задаст справедливый вопрос: ну, это литература. А в жизни, в реальной жизни что это такое — деятельная любовь? Бывает ли она вообще? Конечно, бывает. Вспомним Доктора Лизу. Человека, жившего рядом с нами. И видевшего столько страданий, что Карамазову и не снились. Я не знаю, были ли у Лизы проклятые вопросы. Но у нее точно был опыт деятельной любви.

Страдание — результат соприкосновения зла с добром. Но если сама душа стала злой, любое прикосновение добра будет для нее мучительным. В этом чудовищном переверты-ше естества грешника — причина его страданий. После его смерти Бог конечно же не лишает его Своей любви. Но вся беда в том, что почерневшая, пропитанная злом душа вос-принимает любовь Божию как мучение. Чем можно помочь тому, для кого источником страда-ния является любовь Божия? Что происходит со страдающими от любви Божией после смерти? Cможет ли после смерти полюбить Бога тот, кто всю жизнь Его ненавидел? Подобных вопросов возникает не мало, и все они ждут своего разрешения. На некоторые из них отвечает известный публицист - Александр Ткаченко в очередной своей книге, которая вышла в Издательстве Никея и называется - «Исправитель зла. Почему в мире столько страдания, если Бог нас любит?» ***

Данная книга традиционно разделена на три части. Первая из них называется - «Бог сердится?» Так ли это на самом деле? Для раскрытия этой темы автор приводит одно из писем, которое пришло в редакцию Фомы. «Я верю в Бога, - пишет адресат Яков, - но не могу принять ту христианскую аксиому, что Бог есть Любовь. Ведь если Бог всеведущ, то, принимая решение о со-творении мира, Он изначально предвидел, сколько горя и страданий ожидает человечество в его истории, сколько будет пролито крови и слез. Но, самое главное, Он предвидел, что миллионы людей не спасутся, погубят свои души и по смерти пойдут в муку вечную. Зная все это наперед, не жестокостью ли с Его стороны было создавать этот мир? И, в частности, как Бог Всеблагой может давать жизнь человеку, о будущей духовной гибели которого Он знает заранее? Пожалуйста, ответьте, для меня это очень важно. С уважением, Яков».

И вот частичный ответ Александра Ткаченко на этот вопрос: «История человечества, - пишет автор, — это история человеческих страданий. Мы стараемся об этом не думать, но если попытаться рас-смотреть любую эпоху в жизни любого народа, то картина откроется просто удручающая. Бесконечные войны, притес-нения слабых, насилие, торжествующая несправедливость, жестокие преступления и не менее жестокие наказания за них, изощренные казни, пытки... Везде и всегда практиче-ски одно и то же — кровь, слезы, страдание. А в те короткие промежутки, когда люди не убивали и не мучили друг друга, на них обрушивались наводнения, пожары, землетрясения, их терзали болезни и моры; засухи и саранча уничтожали урожай на их полях, обрекая людей на голод и нищету. И если предположить, что этот безумный мир и этого несчастного человека сотворил Бог, неизбежно возникает вопрос: какими же моральными качествами должно обладать такое божество?»

По словам автора, выводы напрашиваются сами: либо это божество невероятно жестокое и безжалостное, либо ему глубоко безразлично всё, что происходит в сотворенном им мире. Именно такими и видел своих богов языческий мир. И не важно, о какой именно культуре или историческом периоде идет речь. Отношение языческих богов к людям всегда и везде мыслилось вполне определенным: или беспощадная справедливость, от которой не уйти никому из рожденных, или безразличие на грани невменяемости. И финикийский Ваал, в раскаленную статую которо-го ежедневно бросали десятки новорожденных младенцев; и греческие небожители, резвящиеся на Олимпе каждый на свой манер; и индуистский Брахман, который сотворил мир и благополучно уснул, оставив его без присмотра, — все они вполне соответствовали печальной картине мира, над которым стоят такие боги. Правда, человеку вряд ли становилось легче от этого соответствия. Но тут, по крайней мере, все было понятно: мир жесток, потому что жесток бог, который им управляет.

И вдруг появляется это странное христианство, которое возвещает, что Богу небезразлична судьба людей. Более того: христиане утверждают, что Бог любит нас, Бог есть - Любовь, и именно любовь, а не справедливость является мерилом отношения Бога к человечеству. Заявление совершенно небывалое и в корне противоречащее жизненному опыту любого человека. Нет, конечно же мысль о любви Божией к людям сама по себе очень красива и утешительна. Но ведь сколько ни говори «халва», во рту от этого слаще не станет. Предположим, что Бог действительно есть Любовь. И сразу же вместо безысходной, но вполне ясной и логичной языче-ской картины мира мы получаем очевидную бессмыслицу. Как Бог-Любовь допустил весь этот кошмар человеческой истории, с ее войнами, насилием, реками пролитой крови? Куда Он глядел, когда любимые Им люди так жестоко страдали и мучились? И самое главное: зачем любящий Бог сотворил человека, зная, какая печальная судьба его ожидает?

Эти вопросы, по словам автора, вполне актуальны и сегодня, поскольку с евангельских времен боли и горя в мире, к сожалению, вряд ли стало меньше. Но для того, чтобы ответить на них, необходимо сначала разобраться: а что же это такое, соб-ственно, — страдание и станет ли человечество счастливее, если утратит способность его испытывать? Что думает об этом автор, читайте в первой части этой книги. Далее в статье «Как выглядит грех», Ткаченко предлагает читателям рассмотреть учение Церкви о грехе на фоне нескольких устоявшихся в общественном сознании заблуждений. В статье «Любовь и ярость» автор поясняет, как сочетаются с утверждением: «Бог есть Любовь» такие трагические свидетельства Библии, как изгнание из рая, полное истребление допотопного челове-чества, гнев, ярость и даже месть Бога, обрушившиеся на грешников... В статье «Что такое геенна огненная» разбираются вопросы, на которые святые отцы ответили еще полтора тысячелетия назад: Если Бог есть Любовь, почему Он так жестоко наказывает грешников? Что такое геенна огненная? Откуда взялся ад и какова природа адских мучений? И т.д.

Думаю, что читателям все же будет интересно узнать, может ли сердиться Бог и как можно всегда радоваться, когда вокруг столько горя и страдания? Завершает этот раздел статья на тему: «Бог, Которого мы можем уважать». Здесь автор говорит о празднике, который мы с нетерпением ждем и готовимся к нему продолжительным постом - речь идет о Рождестве Христовом. Следующая часть книги называется «Загадки Евангелия» и обсуждаются непонятные евангельские темы, такие как: «Там соберутся орлы», «Неверный управитель», «Хула на Святого Духа», «Кто разрушил Иерусалимский храм?», «Где находится «лоно Авраамово»? «Иуда. Хроника одного предательства» и «Маранафа». Остановимся на последнем из перечисленного. Как отмечает автор, «в этом евангельском эпизоде есть один непонятный момент. Разговор Христа с учениками начался с того, что некоторые из них стали восхищаться величием и богатством Иерусалимского храма, а Христос сказал, что все это вели-колепие будет разрушено и от храма не останется камня на камне.

Ошеломленные ученики принялись расспраши-вать, когда это случится и по каким признакам можно бу-дет узнать о приближении этих грозных событий. Но вме-сто прямого и понятного всем ответа Христос почему-то начинает рассказ о конце света и признаках Своего Второго пришествия. В числе прочих знамений последних времен Он упоминает и Иерусалим, окруженный войсками. Однако после разрушения Иерусалимского храма про-шло вот уже почти две тысячи лет, а последние времена все еще не наступили. И сегодня у людей, читающих Еванге-лие, закономерно возникает вопрос: о чем же, собственно, рассказывал Христос ученикам на склоне Елеонской горы, когда связал воедино грядущее уничтожение храма и конец мировой истории? Размышления на эту тему, как и многие другие, занимает в книге не одну страницу, поэтому ознакомиться с ними читатели смогут, открыв данную книгу.

А мы перейдем к заключительной части книги. Она называется «Разговор с атеистом» и заключает в себе всего две статьи, одна из которых представляет собой письмо атеиста, написанное специально для журнала Фома и полное провокационных вопросов, как раз в духе Фомы (который неверующий). Во второй статье автор отвечает на это каверзное письмо, которое воспринимает как добросовестную попытку адресата выйти на поле, пролегающее между „есть Бог" и „нет Бога" из своей атеистической крайности, и поэтому Александр Ткаченко рад возможности ответить этому человеку, потому что и с той, и другой стороны идет обмен мнениями — а это шаг навстречу друг другу.

*** Сегодня мы завершаем знакомить вас с трилогией Александра Ткаченко, в которую вошли книги «Чего просить у Бога», «Спасение безнадежных» и «Исправитель зла». Во всех трех книгах этой серии красной нитью проходит основополагающая истина православного христианства — Бог есть Любовь. Православие утверждает, что Бог не может не любить человека, потому что Он Сам есть Любовь. Это Бо-жие свойство выражено в прекрасных евангельских строках: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородно-го, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Автор буквально в каждой главе старается показать, что любое Божие действие в отношении челове-ка является только благом. И этого же Господь требует от нас в отношении друг друга, через жертвенный отказ ради ближнего от своих предпочтений и слабостей, вплоть до от-каза даже от самой жизни, если это потребуется.

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

- Ф ранцузская писательница Франсуаза Саган, очень популярная в 60-е годы прошлого века, на вопрос о вере в Бога ответила: «Мне об этом ничего не известно. И это нисколько не волнует меня. Потому что когда я вижу в мире столько зла, я вынуждена сказать, что если Бог существует, то Он или не добр, или Он безсилен. И в обоих этих случаях Он не может интересовать меня». Наверняка, её устами говорят миллионы современных людей. Что бы Вы могли им на это ответить?
И ещё вопрос. В Ветхом Завете показана немыслимая жестокость по отношению к языческим народам богоизбранного народа, действующего от имени и по повелению Бога. Как это объяснить?

- М не уже приходилось отвечать на такой вопрос, — пишет о. Александр. — Так глубоко было поражение смертоносным грехом язычников, что была реальная опасность заражения им всего рода человеческого. Исчез бы остаток, хранящий верность Богу. И тогда не было бы Пречистой Девы Марии, благодаря Которой Бог смог воплотиться. Апостол Пётр говорит, что Бог сошёл во ад проповедовать спасение тем, кто во времена Ноя отвергал Бога, предпочитая жизнь во грехе. Теперь же им даруется возможность спасения. Это образ спасения всечеловеческого масштаба. Каким бы страшным ни было наказание, Бог попускает его ради нашего блага. Беда в том, что те, кто в Ветхом Завете совершал это ради исполнения благого и таинственного Совета Божия, теперь делают то же самое без всякой веры в Бога.

Что сказать о растерянности и неверии французской писательницы? Перед лицом возрастающих ужасов в нашем мире, не искушаемся ли мы сами мыслью, что Бог нисколько не интересуется нашей планетой? Нет, Евангелие и жизнь святой Церкви ясно показывают нам, как сострадателен наш Спаситель к человеческому горю. Он не безсилен, но Он ничего не делает без участия человека. Чтобы разрешить многие неразрешимые проблемы нашей планеты, необходимо соработничество Бога и человека.

Потрудитесь открыть Евангелие, перелистайте его страницы, и вы увидите огромное сострадание, безмерную жалость Господа к толпам, которые ждут всего от Него. Нет, Бог абсолютно не знает безразличия. И Он любит тех, кому Он может дать больше всего, – будь они чисты, как девственник апостол Иоанн, или осквернены грехом, как Мария Магдалина. Он плачет, как плакал некогда над Иерусалимом, при виде сорока шести миллионов беженцев в мире (такова официальная статистика ООН), лишённых крова. И среди них – сотни тысяч, бегущих из осатаневшей Украины.

Мы ничего не можем без Бога, но и Бог не хочет ничего делать без нас. Всегда в Евангелии Христос требует хотя бы малого участия с нашей стороны, прежде чем ответить великим даром. Всем Своим святым Он говорит: «Я создал вас без вас, но Я не спасу вас без вас». И святые из своего благодатного опыта свидетельствуют: «Когда мы делаем к Богу один шаг, Он делает навстречу нам десять шагов». Есть такая замечательная русская пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай». Разумеется, не в том смысле, что Бог Богом, а мы должны делать свои земные дела. А в том, что Бог ждёт от нас искренних и серьёзных усилий в исполнении Его благой воли.

Включайся в дискуссию
Читайте также
15 монастыри и монахи в псковском крае
Строим храм чуда архангела михаила в хонех
Житие святой мученицы Иулии (Юлии) Святая мученица иулия