Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Декларативные и процедурные знания в педагогике. Информация и знания

Определение 1

Декларативные знания – это знания об объектах и явлениях окружающего мира, которые носят описательный характер.

Замечание 1

Отличительной особенностью декларативных знаний является то, что это знания типа «что».

Понятие декларативного знания

Еще в Древней Греции знания начали разделять на «прикладные» и «высоко-теоретические». Данное разделение не является строгим, скорее оно условно. К вопросу о делении повторно обратились в 30-50 годах 20-го века. Рассмотрением проблемы занималось достаточно большое количество ученых. Часть из них вели свои индивидуальные исследования, некоторые же объединялись в группы и коллективы. В основном исследования в этом направлении проводились в США и Европе. Было предложено несколько терминов и классификаций знаний, однако общепризнанным является следующее их деление, по форме описания:

  1. Декларативные знания
  2. Процедурные знания

Замечание 2

Декларативное знание – это термин, которым обозначают любое знание, к которому люди имеют осознанный доступ, выражающийся определенным способом.

Примером декларативных знаний может быть процесс освоение печати на компьютерной клавиатуре. С течением времени, человек, который очень много и часто печатает, уже перестает смотреть на клавиатуру в поисках нужной клавиши, он полагается на свои знания их расположении. Именно эти знания и принято называть декларативными знаниями. А вот то, что пальцы попадают в нужные усилия почти без осознанных усилий – это процедурные знания.

Для того, чтобы показать наглядно отличия декларативных и процедурных знаний, было проведено достаточно большое количество исследований. Наиболее ярким примером их отличий являются исследования, проведенные среди людей, страдающих амнезией. У этих людей отмечалась полная утрата декларативных знаний, при полном сохранении процедурных знаний.

Замечание 3

Декларативные знания – это знания, которые сохраняются в памяти человека на уровне его интеллектуальной системы.

Исходя из этого, данные знания становятся доступны при непосредственном обращении к конкретному полю человеческой памяти. В основном декларативные знания необходимы для представления информации о фактах и свойствах из конкретной предметной области. По своей форме декларативные знания являются противоположным процедурным знаниями. Это связано с построением процедур получения и хранения знаний, а также некоторыми спецификами предметных областей. Семантические и синтаксические знания представляются несколько отдаленными, что придает форме декларативных знаний большую общность и универсальность.

Определение 2

Процедурные знания – это знания, которые хранятся в памяти интеллектуальной системы в виде описания процедур, при помощи которых можно их получить.

Чаще всего человек использует процедурные знания для того, чтобы получить необходимую информацию о том, как решать задачи в различных проблемных областях, а также с целью получения инструкций, методик и т.д. Процедурные знания позволяют человеку отказаться от хранения всех иных состояний, необходимых для построения решения и выводов. Достаточно ограничиться только лишь хранением некоторых начальных состояний и процедур, генерирующих нужные состояния на основании начальных. Процедурные представления оказывают влияние на семантику, посредством введения в описание элементов базы знаний. Это позволяет значительно повысить эффективность осуществляемого поиска нужных решений за счет возможности использования более сложных конструкций, а также возможность исключения обработки полных описаний.

Замечание 4

Таким образом, процедурные знания обеспечивают более быстрый поиск необходимых решений, нежели декларативная форма представления знания. Однако процедурные знания значительно уступают декларативным, в возможности накопления знания и при необходимости их коррекции.

Основные характеристики декларативного знания

Основные характеристики декларативных знаний:

    Отвечают на вопросы – Что? Как это было (бывает, бывал о, случается и т.д.)? Что я чувствую (думаю)?

    Распространены в таких научных областях как культурология, философия, художественная критика, искусствоведение.

    Уровень сложности и трудозатрат в получении: получение довольно легко, для усвоения необходимых декларативных знаний человеку иногда хватает одного учебного занятия, а в случае самостоятельного освоения: прочтения книги, одного вечера и т.п.

    Количество разработчиков – в основном один человек (исследователь, ученый), реже их группа.

    Предоставляют следующие возможности:

    • рассуждать умно на различные темы, без совершения каких-либо действий;
    • писать авторские тексты и защищать их на публике (статьи, книги, диссертации и т.д.);
    • выступать на различных конференциях и семинарах;
    • делиться своим знаниями с окружающими.
  1. Методы и средства проверки декларативных знаний не разработано.

    Практическое применение – позволяют человеку «неглубоко», то есть образно рассуждать в определенной сфере или по определенной теме.

    Распространены в основном в крупных городах.

Данная характеристика декларативных знаний является общепризнанной. Однако имеются и авторские. Так, английский физик лорд Кельвин в изданных им в 1884 году лекциях описал декларативные знания так: «Это то, что мы понимаем, те знания, которые приобретаются нами на основании естественных природных процессов».

Вопрос о значимости декларативных знаний рассматривается и в настоящее время. Считается, что именно на их основании каждый человек способен построить необходимую механическую модель, воспроизводящую процесс во всех его частях.

По мнению исследователей в области психологии представляют декларативные знания в виде базы данных. Декларативная база данных состоит из метазнаний, которые описывают их определенные знания.

Определение 3

Метазнания – это часть декларативных знаний, которые используются в процессе решения определенных задач и относятся к высшему уровню интеллектуальной системы человека.

Таким образом, декларативные знания позволяют системе иметь ответы на вопросы что это такое.

Информация – это сведения, знания, которые человек получает из различных источников. Прежде всего мы получаем информацию из газет, радио, телевидения, т.е. из средств массовой информации. Цель сообщений, получаемых из средств массовой информации - довести до читателей или слушателей сведения о каких-то событиях. До получения сообщения мы не знали о данном событии, а в результате стали знать.

Получая информацию, мы сохраняем ее в своей памяти, пополняя тем самым свои знания . Учеба в школе - это целенаправленный процесс получения знаний, а значит получения информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержит ваша память.

Знания делятся на декларативные и процедурные .

Информацию мы получаем в виде некоторых сообщений. Сообщение – это и речь, которую мы слушаем (радиосообщение, объяснение учителя), и воспринимаемые нами зрительные образы (фильм по телевизору, сигнал светофора), и текст книги, которую мы читаем и т. д.

Но всякое ли сообщение несет для нас информацию?

Сообщение на китайском языке пополняет наши знания?

Нет, т.к. непонятно.

Сообщение «Дважды два – четыре» пополняет наши знания?

Нет, т.к. не содержит новых сведений.

Вывод: Сообщение содержит информацию для человека (является информативным), если содержащиеся в нем сведения являются новыми и понятными.

Вопрос

Ответ

Содержит ли информацию вузовский учебник по высшей математике с точки зрения первоклассника?

Да, содержит с любой точки зрения!

Будет ли информативным текст этого учебника для первоклассника, если он попытается его прочитать? Иначе говоря, может ли первоклассник с помощью этого учебника пополнить собственные знания?

Очевидно, что ответ отрицательный. Читая учебник, то есть, получая сообщения, первоклассник ничего не поймет, а, стало быть, не обратит его в собственные знания.

Информативно ли сообщение "Париж. - столица Франции?

Нет, так как это известно.

Информативно ли сообщение "Коллоидная химия изучает дисперсионные состояния систем, обладающих высокой степенью раздробленности."?

Нет, так как это сообщение непонятно.

Информативно ли сообщение: "Эйфелева башня имеет высоту 300 метров и вес 9000 тонн.

Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному. И тогда каждое новое сообщение будет понятным, а значит будет нести информацию для человека. На этом должно быть основано всякое обучение.

Когнитивная психология - одно из направлений современной психологической науки, связанное с поиском внутренних причин того или иного поведения живой системы. Как правило, объектом изучения выступает знание человека о себе и окружающем мире, а также познавательные процессы, обеспечивающие приобретение, сохранение и трансформацию этого знания. Первоначально основной задачей когнитивной психологии было изучение преобразований сенсорной информации с момента попадания раздражителя на рецепторы органов чувств до возникновения образа и генерации ответа. При этом исследователи опирались на компьютерную метафору-аналогично между процессами переработки информации человеком и в универсальном вычислительном устройстве.

Люди всегда интересовались своей сутью. Познание себя во все времена привлекало учёных. Это познание было возможно лишь при использовании аналогий с системами, строение и функционирование которых человеку было понятно. Человеческий организм стали сравнивать с механическими устройствами, сердце виделось хорошо работающим механическим насосом, а движения конечностей уподоблялись шагающим механическим приспособлениям. Век электричества породил аналогию процессов, протекающих в нервной системе человека, с теми, которые протекают в электрических цепях. Голография тут же породила голографические модели мозга. И компьютерная метафора стала законным средством аналогии, когда появились и стали совершенствоваться универсальные переработки информации. В результате были выделены многочисленные структурные блоки познавательных и исполнительных процессов, такие, например, как кратковременная и долговременная память. Кратковременная память связывалась с ранними этапами переработки информации, обеспечивающими. Активный отбор сведений для последующего продолжительного (дорлговременного) хранения. По сути дела, кратковременной памяти приписывалась роль оперативной памяти вычислительного устройства. Постепенно, однако, были обнаружены существенные различия в процессах восприятия и запоминания словесного (вербального) и сложного невербального материала, например: запахов, лиц, сельских и городских ландшафтов. В частности, при запоминании естественного наглядного материала фаза кратковременного хранения может отсутствовать. Эти и другие факты привели к тому, что на первый план выступили вопросы специфики представления (репрезентации) различных видов знания человека о себе и окружающем его мире.

Знание определяется как селективная, упорядоченная, определённым способом (методом) полученная, в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная информация, имеющая социальное значение и признаваемая в качестве именно знания определёнными социальными субъектами и обществом в целом.

Философы, когнитивисты, психологи выделяют различные типы знания. Например, эмпирическое и теоретическое знание, знание гуманитарное и естественнонаучное, каузальное (знание о причинно-следственных связях между объектами предметной области) и неточное (знание отличающиеся неполнотой или противоречивостью), процедурное и декларативное.

Кроме того, знания могут быть классифицированы по следующим категориям:

поверхностные -знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области;

глубинные -абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и процессы в предметной области.

первичные - знания, определяющиеся с помощью чувств.

вторичные -знания, которые выводятся с помощью логического мышления: дедукция (анализ) и индукция (синтез). Индукция-вывод общего (из материнской формы) из частного (из содержания, из материнских форм). Дедукция-вывод частного (дочерней формы) из общего (материнской формы).

Также выделяют предметные знания , которые в свою очередь, подразделяются на процедурные и декларативные знания:

декларативные -представляют собой утверждения об объектах предметной области, их свойствах и отношениях между ними. По сути дела-это факты из предметной области, поэтому другим названием декларативных знаний является фактические знания. Декларативные знания определяют содержательную или семантическую часть предметных знаний и порождают семантическую предметную модель обучения;

процедурные -описывают принципы и порядок преобразования объектов предметной области. Это могут быть алгоритмы, методики, инструкции, рецепты, стратегии принятия решений. К процедурным знаниям следует отнести правила, которые состоят больше, чем из одного высказывания, одной фразы. Процедурные знания описывают порядок и характер преобразования объектов предметной области. Процедурные знания составляют процедурную предметную модель обучения.

Процедурные и декларативные знания часто называют правилами и, таким образом, о них говорят как о фактах и правилах. Это неправильно: ведь факты, по сути дела, также являются правилами, поскольку определяют, задают отношения между объектами предметной области, и эти объекты связываются между собой по определённым правилам. Больше того, все факты могут быть записаны в виде продукционных правил [Атанов Г.А., Пустынникова И.Н.,1997; AtanovG.A., PustynnikovaI.N., 1997]. Таким образом, и процедурные, и декларативные знания практически являются правилами, но правилами разного характера.

Согласно деятельностной теории учения[Атанов Г.А., 2001 Машбиц Е.И., 1998], конечной целью обучения является формирование способа действий, а образ действий реализуется в практической деятельности через умения. Знания выступают в качестве средств, с помощью которых формируются умения. В инженерии знаний умения трактуются как поведенческие, или операционные знания. Механизмом формирования умений является оперирование знаниями (как декларативными, так и процедурными), проявляемое в поведении человека. Таким образом, предметная модель, обучаемого включает в себя умения, которые должны быть сформированы в процессе обучения.

Декларативные и процедурные знания хранятся в долговременной памяти, где распределяются соответственно в декларативной и процедурной памяти. Люди должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками, поэтому важно понимать, что знания хранятся в декларативной памяти, а умения и навыки в процедурной памяти. Процедурная память инициирует мыслительный процесс у людей.

Процедурные знания

Процедурные знания

Процедурные знания - знания, хранящиеся в памяти интеллектуальной системы в виде описаний процедур, с помощью которых их можно получить. Обычно процедурные знания используются для представления информации о способах решения задач в проблемной области, а также различные инструкции, методики и т.п. По форме представления процедурные знания противопоставляются декларативным знаниям.

По-английски: Procedural knowledge

См. также: Формальные знания

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Процедурные знания" в других словарях:

    Процедурные знания - знания типа «как», т. е. знания об операциях и способах действия с декларативными знаниями … Психология человека: словарь терминов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Капитал (значения). Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    Комментарий редакторов. Как и в случае с трансперсональной психологией, эта тема, по нашему мнению, яв ся настолько важной и настолько широкой, что она представлена здесь в двух различных трактовках. Мы полагаем, что читатель, познакомившись с… … Психологическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Знание (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия

    Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в … Википедия

    Знание форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в … Википедия

    - … Википедия

    Администрация США - (Administration of USA) Определение администрации США, высшие руководители США Определение администрации США, высшие руководители США, административные учреждения Содержание Содержание Определение Административное право Служба высших… … Энциклопедия инвестора

    - (греч. hypothesis основание, предположение) форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, выводящая за рамки наличного (имеющегося) знания и способствующая (в отдельных случаях) реализации новой идеи (концептуальная… … Новейший философский словарь

Книги

  • Современный C++ для программистов, инженеров и ученых , Готтшлинг Питер. По мере развития вычислительной техники научные и инженерные проекты становятся все более крупными и сложными, и все более вероятно, что все новые проекты будут разрабатываться на C++. По…

Различают следующие виды знаний:

1) в соответствии с этапами приобретения знаний наблюдателем:

- декларативные (фактуальные). Описывают отдельные факты и отражают количественные и качественные характеристики предметной области. Образуются после этапа описания и обобщения фактов;

- понятийные (системные). Содержат определения понятий и их свойства, а также описывают взаимосвязи между понятиями. Формируются в результате установления связей;

- процедурные . Задают закономерности поведения предметной области, описывая последовательность действий, которые могут использоваться при решении задачи. В простейшем случае это описание способа решения задачи в виде алгоритма. Формируются в результате установления закономерностей;

2) по зависимости от предметной области :

- универсальные – общие знания о законах внешнего мира, например, о законах времени и пространства реального физического мира, о закономерностях причинно-следственного характера, логического характера. Эти знания применимы практически к любым предметным областям;

- специальные – знания, характерные только для определенной предметной области. Например, для эвклидовой геометрии на плоскости знания должны содержать теорему Пифагора и т.д.;

3) по степени абстрагирования от предметной области:

- глубинные – образуются как результат обобщения первичных понятий в некоторые абстрактные структуры;

- поверхностные – совокупность эмпирических ассоциаций и отношений между понятиями предметной области для стандартных рассуждений и ситуаций;

4) по степени структурируемости представляемых описаний :

- концептуальные – выражают свойства реальных объектов через систему понятий. Описание понятия включает описание его компонент, указание его связи с другими понятиями, а также операциональную часть, содержащую зависимости между компонентами понятий;

- экспертные – получены от специалистов-экспертов предметной области. Включают накопленный практический опыт, навыки и профессиональные приемы в деятельности экспертов. Играют наиболее важную роль в слабо структурированной предметной области.

Примером фактуальных знаний могут служить следующие наблюдения эксперта: «Студент Иванов сдал экзамен по информационным технологиям на 2. Он будет экзамен пересдавать». Эти знания можно назвать и поверхностными , поскольку им не свойственны обобщения.

В результате систематизации приведенных выше фактуальных знаний можно выделить в описываемой предметной области следующие понятия и свойства: студент – фамилия; дисциплина – название; экзамен – (дисциплина, студент, оценка); пересдача экзамена необходима, если оценка равна 2. Эти знания относятся к понятийным .

Наблюдения эксперта за процессом сдачи сессии студентами и последующие обобщения этих наблюдений могут сформировать следующие закономерности, задающие правила пересдачи экзамена: если экзамен не сдан, его следует пересдавать; экзамен не сдан, если оценка равна 2; экзамен не сдан, если студент не явился на экзамен; экзамен не сдан, если студент отказался от ответа. Это пример процедурных знаний.

Одновременно все приведенные в примерах знания являются специальными : они относятся только к сфере обучения в вузе.

И понятийные, и процедурные знания из примера являются глубинными , поскольку получены в результате обобщений и систематизации. В то же время декларативные знания здесь - поверхностные – это всего лишь «фотография» действительности.

Все приведенные примеры знаний относятся к концептуальным : их процедурная часть, по сути, задает алгоритм определения исхода экзамена: сдан - не сдан. Однако на практике иногда опытному преподавателю приходится идти навстречу студенту-неудачнику и в качестве аванса ставить положительную оценку, ожидая в дальнейшем «исправления» нерадивого студента. Это происходит, когда преподаватель чувствует позитивное начало в студенте и верит ему нá слово. Такой воспитательный прием, как правило, оправдывает себя: студент берется за ум и начитает работать более ответственно, а экзамен впоследствии пересдает. Таким образом, практика включает и экспертные знания, зависящие от опыта специалиста.

Включайся в дискуссию
Читайте также
15 монастыри и монахи в псковском крае
Строим храм чуда архангела михаила в хонех
Житие святой мученицы Иулии (Юлии) Святая мученица иулия