Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Бедные люди вики. Достоевский «Бедные люди» – анализ

Творчество Федора Михайловича Достоевского можно смело отнести к числу тех, что создает мировую славу русской литературе. Массовому читателю больше известен роман «Преступление и наказание» , ставший мировым бестселлером, но далеко не все знают, что началась литературная слава Достоевского с другого произведения - романа «Бедные люди» , анализ которого и будет представлен.

Литературным дебютом стал перевод романа Бальзака «Евгения Гранде» , появившийся в середине 1844 года в альманахе «Репертуар и пантеон». В том же году Достоевский начал увлеченно работать над своим первым романом «Бедные люди». Почти два года писатель продолжал работу: несколько раз переделывал рукопись, потом ее прочитал Григорович, который и передал ее Н. А. Некрасову , а тот - В. Г Белинскому. И вот уже 15 января 1846 года роман «Бедные люди» открыл «Петербургский сборник».

Годом раньше Достоевский испытал потрясение, которое впоследствии назвал «видением на Неве». Однажды он возвращался домой вдоль Невы и вдруг в морозно-мутной дали увидел совершенно иной новый мир и какие-то необычные фигуры, «вполне прозаические» - «вполне титулярные советники». И в воображении вдруг появилась «другая история, какое-то титулярное сердце, честное и чистое, а вместе с ним какая-то девочка, оскорбленная и грустная».

В душе будущего писателя произошел переворот: он точно прозрел и увидел мир глазами «маленьких людей» - бедного чиновника Макара Девушкина и Вареньки Добросёловой, его дальней родственницы. Тогда и появился замысел оригинального романа - романа в письмах, в котором от лица самих героев и ведется повествование. Впоследствии Белинский назовет Достоевского «новым Гоголем», ведь, по словам начинающего писателя, тот затеял «тяжбу со всей литературой» и в первую очередь - с гоголевскою «Шинелью». Но у Гоголя человек уничтожен обстоятельствами, его окружавшими. А Достоевский позволяет своему герою, «маленькому человеку», обрести голос, чтобы судить не только окружающую его действительность, но и самого себя.

В самом начале романа писатель напоминает читателям известную христианскую заповедь о том, что надо больше заботиться о своей душе, нежели об одежде, потому что именно душа открывает все естество человека. Вот такая душа у главного героя Макара Девушкина - душа открытая, обнаженная. Если вчитаться в содержание романа, то можно ужаснуться тому, как душа героя изранена жизненными обстоятельствами. Но в отличие от Акакия Акакиевича из «Шинели» Гоголя, Макар Девушкин больше уязвлен не бедностью, а собственными амбициями, болезненной гордостью.

Больше всего «маленького человека» удручает, что он не просто беднее - он вообще хуже всех других, как ему кажется. И он слишком озабочен тем, как к нему относятся другие, стоящие выше его по социальному положению, что о нем говорят или думают эти самые «другие». Амбиции, заменившие для него чувство собственного достоинства, заставляют его доказывать всему миру, а прежде всего себе, что он не хуже других - он такой же, как те «другие».

Главный герой романа - титулярный советник Макар Девушкин сорока семи лет. За более чем скромное жалование он занимается переписыванием бумаг в одном из департаментов Петербурга. Узнав о трагедии семнадцатилетней сироты Вареньки Добросёловой, обесчещенной богатым помещиком Быковым, он берет ее под свою защиту, чтобы спасти от окончательной «гибели». Автор раскрывает историю их взаимоотношений в письмах. Хотя видятся они редко, так как боятся сплетен и пересудов, но их ежедневная переписка становится для обоих настоящим источником душевного тепла и сочувствия.

Читатель узнает, что бедная Варенька почти месяц была в беспамятстве, спасаясь от Быкова, а Девушкин, чтобы прокормить ее, был вынужден продать свой новый вицмундир. Из переписки можно узнать и о детстве девушки, и о том, как она осталась сиротой. Макар в ответ сетует, что в департаменте над ним издеваются, считая его предметом постоянных насмешек: «… до сапогов, до мундира, до волос, до фигуры моей добрались: все не по них, все переделать нужно!»

Именно Варенька, образованием которой когда-то занимался студент Покровский, знакомит чиновника с повестью Пушкина и «Шинелью» Гоголя . Пушкинская повесть возвышает Девушкина в собственных глазах, а гоголевская - обижает. Самоуважение к себе дает Варя: он по-прежнему чувствует себя значимым для девушки, защищая ее от недостойных претендентов на ее руку. Но девушка все-таки собирается замуж за своего обидчика - помещика Быкова, чтобы он вернул ей честное имя и отвратил от нее бедность.

Заканчивается переписка героев в день свадьбы - 30 сентября. Варя в прощальном письме называет героя «добрым, бесценным, единственным другом» и просит не забывать «бедную Вареньку». Девушкин же в ответ пишет, что это не может быть последнее письмо, призывает Варю и оттуда писать, чтобы и ему было, кому писать, ведь у него только формируется слог. Он сожалеет, что Быков женился не на купчихе, а для Вари он мил сделался лишь потому, что ей тряпок может накупить.

Такая эпистолярная форма больше была свойственна произведениям эпохи сентиментализма (роман Жан Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»). Однако Достоевскому такой формат романа позволяет достичь настоящего эпического охвата действительности. В письмах чиновника Девушкина и Вареньки заочно воскресают судьбы многих несчастных людей: и семья нищего чиновника Горшкова, которая живет в комнате, где даже «чижики мрут», и трагическая история студента Петра Покровского, и судьба мелкого литератора Ратазяева, и хозяйка-«ведьма».

По мысли автора, любовь к Вареньке возвращает Девушкину чувство уважения к себе самому: он теперь не просто по-иному смотрит на окружающий мир, но и видит порочность его внутреннего устройства. В глазах читателей Макар Девушкин из «маленького ничтожного человека» становится героем, достойным подлинного уважения и сочувствия.

  • «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского

Анализ романа «Бедные люди» Ф. М. Достоевского

В октябре 1844 года совершилось то, о чем "снилось и грезилось" молодому Достоевскому: не прослужив даже года по полученной в инженерном училище специальности, он вышел в отставку и превратился из инженерного подпоручика в профессионального литератора. А двумя неделями раньше он сообщал брату: "У меня есть надежда. Я кончаю роман в объеме "Eugenie Grandet". Роман довольно оригинальный...". Речь шла о романе "Бедные люди". Безусловно, замысел Достоевского складывался под впечатлением бальзаковского повествования о несчастной девушке. И все же в первую очередь он знаменовал собою закономерный этап внутреннего развития писателя, обусловленный самой логикой этого развития.

В русской литературе появилась история жалкого петербургского чиновника Макара Девушкина. Еще до встречи с Достоевским критик отозвался П. В. Анненкову о "Бедных людях", что роман "открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому...". Горячие похвалы Белинского автору "Бедных людей" вторят этому отзыву: "Вы до самой сути дела дотронулись, самое главное разом указали... Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем...".

Черты "натуральной школы" и "гоголевского направления", действительно, очевидны в первом романе Достоевского. История полунищего петербургского чиновника - типично гоголевский сюжет. После "Шинели", "Записок сумасшедшего" и порожденной ими целой массовой литературы повествовательного и очеркового характера эту тему можно было даже назвать избитой. Обрамление основного сюжета рядом деталей, выполненных в духе своего рода документальности, перекликается с традицией физиологического очерка. Перед взором читателя раскрывается жизнь столицы в ее повседневных, самых прозаических подробностях. Образы главных героев окружены целой галереей "двойников", взаимная спроецированность которых оттеняет, делает более масштабным описание их судеб. Разнообразие типов - от уличного нищего до "его превосходительства" - придает метко схваченным деталям социальное звучание. Именно на это указал Достоевскому Белинский, когда восклицал: "Да вы понимаете ль сами-то... что это вы такое написали!.. А эта оторвавшаяся пуговица, а эта минута целования генеральской ручки, - да ведь тут уж не сожаление к этому несчастному, а ужас, ужас! В этой благодарности его ужас! Это трагедия!".

Однако от большинства критиков ускользнул произведенный автором "Бедных людей" "коперниковский переворот", осуществленный изнутри вполне освоенной им художественной школы. Достоевский как бы взрывает ее устои, одновременно закладывая основы своей собственной системы. Оставленные без внимания художественно-психологические особенности "Бедных людей" являлись на самом деле зерном самобытности Достоевского, давшим в его зрелом творчестве грандиозные всходы.

Изображенный в повести Гоголя "Шинель" Акакий Акакиевич Башмачкин - бедный, забитый чиновник, всю жизнь переписывающий бумаги, которого распекает начальство, над которым издеваются сослуживцы, - во всех этих чертах прямой "предшественник" главного героя "Бедных людей", Макара Девушкина. Но если аскетизм Башмачкина опошлен недостойным объектом - вещью, то у героя Достоевского он превращается в возвышенную и трогательную привязанность к Вареньке Доброселовой, он оживает, очеловечивается. Следствием такого превращения является кардинальная трансформация в архитектонике образа "маленького" человека: бессловесность, имевшая место в отношениях с вещью, сменяется самосозиданием и перерождением в слове; переписчик становится писателем. Достоевский выбрал для своего произведения жанр эпистолярного романа. Тем самым героям "Бедных людей", Макару Девушкину и Вареньке Доброселовой, предоставлялась - через их переписку - свобода выявления и предельно полного выражения их внутреннего мира. Иными словами, предметом изображения у Достоевского становится самосознание героев, история их душевной жизни.

Именно как особое душевное состояние анализируется в романе феномен бедности, давший произведению его название. Физические страдания, описываемые Девушкиным, жизнь в чадной кухне, впроголодь, хождение на службу в обветшавшем мундире и дырявых сапогах - все это ничто по сравнению с теми душевными муками и терзаниями, униженностью, беззащитностью, запуганностью, на которые обрекает бедность, превращая самого героя в "ветошку". Макар Девушкин признается Вареньке: "...знаете ли, родная моя, чаю не пить как-то стыдно; здесь все народ достаточный, так и стыдно. Ради чужих и пьешь его, Варенька, для вида, для тона..."; "а главное, родная моя, что я не для себя и тужу, не для себя и страдаю; по мне все равно, хотя бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и все вынесу, мне ничего, человек-то я простой, маленький, - но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят, когда без шинели пойдешь? Ведь для людей и в шинели ходишь, да и сапоги, пожалуй, для них же носишь".

Для Макара Алексеевича, который ест, пьет и одевается для "другого", забота о материальном благе становится заботой именно о душе.

Самое первое письмо героя, пронизанное мотивами райского блаженства, вводит смысловой пласт первостепенной значимости для всего произведения: "Я даже и помечтал сегодня довольно приятно, и все об вас были мечтания мои, Варенька. Сравнил я вас с птичкой небесной, на утеху людям и для украшения природы созданной... то есть я все такие сравнения отдаленные делал". "Отдаленные сравнения" Макара Девушкина имеют смысловую опору, безусловно, в Нагорной проповеди Христа.

Примечательно и другое "отдаленное" сравнение героя - болезненного ощущения чужого взгляда с девичьим стыдом. Стыд как преобладающее свойство мироощущения Девушкина проявляет утвердившееся в нем сознание собственной наготы, открытой взгляду другого - чужого - врага. Ощущение подкрепляется и его восприятием холодного, грязного, неуютного - "студного" петербургского мира.

Истоки преследующей героя Достоевского стыдности восходят к событию библейской истории, когда у первых людей после грехопадения "открылись глаза" и они увидели свою наготу. Как результат стремления скрыть ее возникает одежда - "ризы кожаны". "Ризы кожаны" и есть главная забота, владеющая душой Макара Девушкина, забывшей райское блаженство, которым дышит его первое письмо. По его мнению, эта забота свойственна человеку вообще, независимо от его социально-имущественного статуса. "Все мы... выходим немного сапожники", - пишет Макар Алексеевич Вареньке, обобщая свой жизненный опыт. Конечно, одежда означает здесь не шинели и сапоги как таковые, а метафизическую "одежду" души, "облачающий" душу подвиг жизненного делания. "Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими, - указывает апостол Павел на нужду души в "одежде". - Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог... ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал...".

Речь идет об одном из важнейших образов Евангелия, содержанием которого проникнута вся хронологическая богослужебная и аскетическая практика. В евангельской притче, уподобляющей Царство Небесное брачному пиру, данный образ предстает как "брачная одежда". "...Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных". Смысл, заложенный в образе "брачной одежды", раскрывается в апостольских словах: "все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись". "Я сораспялся Христу, - говорит апостол Павел, - и уже не я живу, но живет во мне Христос".

Герой "Бедных людей", чувствуя в себе эту духовную нужду, старается создать себе "ризы кожаны", и прежде всего он "облачается" в слово, "формируя слог". Особенности "слога" Макара Девушкина отчетливо проступают с первого же его письма. Рассказывая Вареньке о своей новой квартире, он пишет: "Я живу в кухне или гораздо правильнее будет сказать вот как: тут подле кухни есть одна комната (а у нас, нужно вам заметить, кухня чистая, светлая, очень хорошая), комнатка небольшая, уголок такой скромный... то есть, или еще лучше сказать, кухня большая в три окна, так у меня вдоль поперечной стены перегородка, так что и выходит как бы еще комната, нумер сверхштатный... Ну, так вы и не думайте, маточка, чтобы тут что-нибудь такое иное и таинственный смысл какой был; что вот, дескать, кухня! - то есть я, пожалуй, и в самой этой комнате за перегородкой живу, но это ничего; я себе ото всех особняком, помаленьку живу, втихомолочку живу".

Назвав прямо предмет описания, Девушкин как будто испугался его откровенной неприглядности, отпрянул и, словно кружась вокруг него, медленно подступает опять, подыскивая для него более завуалированную словесную оболочку. Таким путем герой пытается преобразить свое бытие - прежде всего, естественно, в глазах другого. Подобные попытки сопряжены у Макара Алексеевича с намерением "пуститься в свет", сопровождающимся "литературными увлечениями". Эти увлечения выявляют всю важность для Девушкина жизни в слове, когда Достоевский заставляет его поочередно прочитать "Станционного смотрителя" Пушкина и "Шинель" Гоголя. "Маленький" человек, таким образом, из героя знаменитых произведений превращается в их читателя и судью.

Эпиграф к "Бедным людям", взятый из рассказа В. Ф. Одоевского "Живой мертвец", содержит лукаво-ироничное сетование на "сказочников", которые своими писаниями "всю подноготную в земле вырывают". Девушкин обнаруживает эту "подноготную" и в "Станционном смотрителе", и в "Шинели". Но если первое произведение вызывает в нем восторженное умиление, то второе - ожесточает, приводит в негодование и подталкивает к "бунту" и "дебошу". "В жизнь мою не случалось мне читать таких славных книжек, - пишет герой по поводу пушкинской повести. - Читаешь, - словно сам написал, точно это, примерно говоря, мое собственное сердце, какое оно уже там ни есть, взял его, людям выворотил изнанкой, да и описал все подробно - вот как!.. Нет, это натурально!.. Это живет".

Гоголевскую же "книжку" он называет "злонамеренной", жалуясь на оскорбивший его "пасквиль" именно за то, что в его "конуру" "пробрались" и "подсмотрели": "Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать - куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено! Да тут и на улицу нельзя показаться будет; ведь тут это все так доказано, что нашего брата по одной походке узнаешь теперь". Девушкин, переходя из пушкинского мира в гоголевский, ощутил себя, подобно Адаму и Еве, вкусившим запретный плод, "скрывающимся и прячущимся".

Оскорбленный герой выносит приговор "злонамеренной книжке": "...это просто неправдободобно, потому что и случиться не может, чтобы был такой чиновник. Да ведь после такого надо жаловаться, Варенька, формально жаловаться". В пушкинском мире нагота сердца, "вывороченного изнанкой", не стыдна, но, напротив, вызывает умиление, поскольку покрыта милующим сочувствием, создающим впечатление, "словно сам написал". В гоголевской "Шинели" - холодно-студный взгляд "чужого", подсматривающий взгляд - и в этом неправда. Искусно создав в своем произведении взаимную спроецированность трех "родственных" сюжетов, Достоевский раздвинул рамки гоголевской темы о бедном чиновнике, соединив ее с темой "отцовского попечения". Причем последняя встроена им в тот же смысловой ряд, в каком разворачивался мотив "жизни в слове" Макара Девушкина.

Подобно тому, как герой "Станционного смотрителя", горячо любящий свою дочь, пытается спасти ее от похитившего ее соблазнителя, герой "Бедных людей", страстно привязанный к сиротке Вареньке, всяческими "благодеяниями" стремится оградить ее от оскорбителей - офицера, помещика Быкова, Анны Федоровны. Причем роману Достоевского передалась и сориентированность пушкинской фабулы на евангельскую притчу о блудном сыне. В сознании Девушкина впечатление от прочитанного им "Станционного смотрителя" сливается с реакцией на намерение Вареньки идти к "чужим людям": "...Дело-то оно общее, маточка, и над вами и надо мной может случиться... вот оно что, маточка, а вы еще тут от нас отходить хотите, да ведь грех, Варенька, может застигнуть меня. И себя и меня сгубить можете, родная моя".

"Благодеяния", которыми Девушкин осыпает Вареньку, объясняются внутренней установкой, проявляющейся в его словах: "...я занимаю у вас место отца родного". Эти слова приоткрывают подспудные мотивы его поступков во взаимоотношениях с "родственницей"-сироткой, неразрывно связанных с "литературными" и "светскими" устремлениями героя, с "чаем" и "сапогами" "для людей". Уже в первом своем романе Достоевский наметил глубоко разработанную им в позднем творчестве ситуацию человека, желающего стать в глазах другого на место Бога. Сокрытие от болезненно ощущаемого чужого взгляда собственной "наготы" становится предпосылкой усвоения себе Девушкиным по отношению к Вареньке "отцовских" функций, а через них - и "божеских".

От "облагодетельствованной" Вареньки требуется оставить "блажь" и своим послушанием "осчастливить старика". Героиня как бы соизволяет этой внутренней установке "благодетеля": "Я умею оценить в моем сердце все, что вы для меня сделали, защитив меня от злых людей, от их гонения и ненависти". Она "покрывает" его крайнюю нужду в объекте "благодеяний", обнаруживающуюся со всей остротой в момент разлуки, когда Девушкину приходится придумывать наивные и беспомощные предлоги, чтобы удержать ее. Вообще все "благодеяния" Девушкина осуществляются за счет взятого вперед жалованья, увеличения долгов, т. е. того самого "проматывания", о котором говорится в евангельской притче. Парадоксальным образом герой, желая утвердиться в "отцовских" функциях, оказывается на месте блудного сына. Даже разглашение тайны его переписки с Варенькой несет в себе отзвук евангельского "живя распутно".

"Благодеяния" Девушкина заканчиваются "бунтом" и "дебошем". Он - первый "бунтовщик" Достоевского; его глухое и испуганное вольнодумство будет впоследствии громко подхвачено Раскольниковым и Иваном Карамазовым. После "дебоша" уже Варенька посылает Макару Алексеевичу "полтинничек". Героиня добровольно несет на себе "бремена" своего "благодетеля". Тихая кротость в сочетании с внутренней силой и решительностью - непременные черты ее портрета, свойственные целому ряду женских образов Достоевского. Особенно подробно они раскрываются в "Маленьком герое" в описании облика m-me M*: "Возле нее всякому становилось как-то лучше, как-то свободнее, как-то теплее... Есть женщины, которые точно сестры милосердия в жизни. Перед ними можно ничего не скрывать, по крайней мере ничего, что есть больного и уязвленного в душе. Кто страждет, тот смело и с надеждой иди к ним и не бойся быть им в тягость, затем что редкий из нас знает, насколько может быть бесконечно терпеливой любви, сострадания и всепрощения в ином женском сердце. Целые сокровища симпатии, утешения, надежды хранятся в этих чистых сердцах, так часто тоже уязвленных, потому что сердце, которое много любит, много грустит... Их же не испугает ни глубина раны, ни гной ее, ни смрад ее: кто к ним подходит, тот уже их достоин; да они, впрочем, как будто и родятся на подвиг...".

Наделяя подобные женские образы такого рода свойствами, Достоевский сближает их с евангельской грешницей, возвеличенной Христом над фарисеем за то, что она "возлюбила много".

Герой, явственно ощущая крах своих попыток к мнимому преображению, осознает пересечение с жизнью "оскорбленной и грустной" героини как судьбоносный рубеж. "Я знаю, чем я вам, голубчик вы мой, обязан! - признается Макар Девушкин Вареньке. - Узнав вас, я стал, во-первых, и самого себя лучше знать и вас стал любить; а до вас, ангельчик мой, я был одинок и как будто спал, а не жил на свете. Они, злодеи-то мои, говорили, что даже и фигура моя неприличная. И гнушались мною, ну, и я стал гнушаться собою; говорили, что я туп, я и в самом деле думал, что я туп, а как вы мне явились, то вы всю мою жизнь осветили темную. Так что и сердце и душа моя осветились, и я обрел душевный покой и узнал, что и я не хуже других, что только так, не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек".

Свет, просвещающий внутреннюю тьму, о котором говорит Девушкин, - свет подлинного преображения, перерождения "ветошки" в человека. Прогоняя прежний, мнимый свет ложного делания, он проникает в самую глубину, и его действие - пробуждающее, оживляющее, подвигающее к любви. Пьянящему "расточению" неправедно полученного "наследства" противопоставлено трезвящее возвращение герою самого себя, венчающееся встречей с "его превосходительством", воскресившим своим поступком его дух. Эта встреча, составляющая силовой центр сюжетной концовки, закономерно насыщена звучанием мотивов Страшного Суда, когда все тайное и незримое превращается в явное и зримое. Рассказ Девушкина Вареньке выдержан в соответствующих тонах. "Суд" над Макаром Девушкиным происходит чрез него самого, увидевшего себя в зеркале. Зеркало показывает ему его "наготу", которая подчеркивается оторвавшейся пуговицей, покатившейся "к стопам его превосходительства". Не оправдывающий себя "маленький" человек оправдывается самим "судией".

В изображении "суда" генерала последовательно подчеркнуто стремление совершить прощение максимально неосуждающе, милующе, покровенно. При этом самый далекий "чужой" для "маленького" человека - "его превосходительство" - становится "родней", братом.

Центральным персонажем этого произведения является Макар Девушкин, чиновник самого низкого ранга. Он уже не слишком молод, однако так и не успел фактически ничего достичь в жизни и сам осознает некоторую свою «ущербность» по сравнению с другими людьми, к тому же молодые коллеги регулярно подшучивают над его не самой новой одеждой и тихой, скромной манерой вести себя.

Но в то же время Макар наделен добротой и великодушием, способностью к самопожертвованию, и эти его качества наиболее ярко проявляются в тот период, когда он начинает помогать Варе Доброселовой, своей дальней родственнице.

Юная девушка-сирота оказывается в чрезвычайно сложном положении, ее родители уже умерли, а некий помещик Быков, воспользовавшись одиночеством и беспомощностью Вареньки, лишил ее девичьей чести, и она панически боится снова с ним встретиться, всячески скрываясь от бессовестного мужчины.

Макар обустраивает для Вари квартиру в том же доме и оплачивает ее. Однако он старается как можно реже видеться с девушкой, понимая, что их общение неминуемо станет источником пересудов для соседей, а он в первую очередь оберегает репутацию юной родственницы. Поэтому Девушкин почти каждый вечер пишет Вареньке письма, в которых говорит и о повседневных делах, и о своих душевных переживаниях.

Ему больно и горько из-за насмешек окружающих и их непонимания, но Варвара по-настоящему скрашивает его одинокую и лишенную всякой радости жизнь, именно с ее появлением существование Макара обретает смысл, о чем он сам постоянно сообщает девушке.

Все, что чиновник делал ранее изо дня в день лишь по обязанности, без какого бы то ни было удовольствия, теперь имеет высокую цель, заключающуюся в помощи дорогому для него существу. Он готов работать едва ли не круглосуточно, питаться лишь хлебом и водой, не покупать себе ничего нового из одежды и обуви ради того, чтобы Варвара ни в чем не нуждалась. Издевательства соседей и товарищей по службе становятся еще более частыми и злыми, ведь теперь Макар действительно выглядит жалким, но для Девушкина все это уже не имеет никакого значения, он знает, ради чего он терпит все эти лишения.

Ежедневные письма являются для этих несчастных людей настоящей отдушиной, они изливают в них все, о чем думают и чувствуют, они полностью понимают друг друга. Однако оба глубоко страдают от своего бессилия перед жестокой жизнью, у них абсолютно нет денежных средств, перепиской бумаг Макар способен заработать только на удовлетворение элементарных нужд, шитье, которым занимается Варя, также не дает сколько-нибудь значительных доходов, к тому же уже пошатнувшееся здоровье не позволяет девушке много времени посвящать работе.

Единственным выходом из положения для Варвары становится брак с Быковым, виновником всех ее несчастий. Юная женщина прекрасно понимает, как тяжело и мучительно ей будет жить с этим бездушным человеком, но она признается Макару в том, что более не в силах бороться с судьбой и не видит для себя никаких иных вариантов дальнейшей жизни.

Девушкин испытывает огромную душевную боль, узнав о предстоящем замужестве Вари, больше всего его ужасает даже не то, что он впредь не сможет с нею общаться и переписываться, а тот факт, что девушка наверняка будет глубоко несчастна в браке с помещиком. Но и он смиряется, осознавая, что не может ничем помочь и не в состоянии повлиять на ход событий.

Макар не скрывает того, что с потерей Вареньки его существование опять становится совершенно унылым и бессмысленным, единственной отрадой отныне станут воспоминания о том периоде, когда они были столь близки внутренне. Автору искренне жаль героев, добрых, сердечных, порядочных людей, но в то же время он подчеркивает их неспособность противостоять окружающему миру, Девушкин и Доброселова оказываются среди тех, кого сломала и раздавила жизнь, уничтожив их желания и мечты.

При чтении романа невозможно не проникнуться сочувствием к Варе и Макару, но и читателям становится абсолютно ясно, что в этом случае обстоятельства оказываются сильнее человеческой воли, и персонажи, хотя и испытывая глубочайшие страдания, покоряются жестокой судьбе.

В 1846 году впервые был опубликован роман "Бедные люди" Достоевского. Краткое содержание его мы предлагаем читателю. Работа над ним велась в 1844-1845 гг. В жанре эпистолярного романа было написано произведение "Бедные люди" Достоевского.

Макар Алексеевич Девушкин

47-летний Макар Алексеевич Девушкин служит мелким канцелярским чиновником (писарем) в департаменте Петербурга. Жалование у него небольшое, поэтому он занимает всего лишь часть общей кухни в квартире дома, находящегося недалеко от Фонтанки. Дом этот "капитальный" и добротный, однако Девушкин вспоминает свое предыдущее жилье, "не в пример лучше" нынешнего. Что же заставило титулярного советника ухудшить свои жилищные условия? Основная часть его жалования уходит на оплату дорогой и приличной квартиры, которая находится во дворе этого же дома. В ней проживает Доброселова Варвара Алексеевна, дальняя родственница чиновника 27 лет.

Взаимоотношения Макара и Вареньки

Сиротой является Варенька из произведения "Бедные люди" Достоевского. Краткое содержание взаимоотношений ее с Макаром сводится к тому, что тот покровительствует Вареньке из лучших побуждений, считая, что он единственный, кто может заступиться за эту девушку, хотя совсем рядом живут дальние родственники. Для того чтобы не скомпрометировать Вареньку частыми визитами, он находит выход для постоянного общения с ней. Им стала переписка. Макар Алексеевич и Варенька, оба тонкой душевной организации натуры, которые нуждаются в душевном тепле и сопереживании, переписываются друг с другом при первой возможности. В этих письмах (31 - от Девушкина и 24 - от Вареньки) рассказывается вся полугодовая история их взаимоотношений в произведении "Бедные люди" Достоевского. Краткое содержание их мы сейчас опишем.

Первые письма Макара

Безоглядным счастьем пронизаны первые письма Макара. Весна на улице, душу и сердце чиновника заполняют "приятные", "затейливые" мысли. Он очень рад возможности заботиться о девушке, и на ум его волей-неволей приходят "нежные мечтания". Девушкин экономит, стараясь пустить любую лишнюю копейку на благо существования Вареньки.

История Вареньки

Финансовой и духовной поддержке этой девушки способствуют и ее грустные письма, в которых Варенька рассказывает во всех красках о несчастии своей жизни. Она родилась и выросла в деревне, в доме управляющего помещичьей усадьбой. Отец вскоре остался без жалования и места, поэтому семейство было вынуждено перебраться в Петербург. "Сердитый", "тоскливый", "гнилой" город совсем не впечатлил 14-летнюю Вареньку. На семью вскоре посыпались проблемы со всех сторон. Отец Вареньки умер, не сумев пережить постоянных неудач. Пришлось отдать дом за долги. Варенька с матерью поселились у Анны Федоровны, дальней родственницы. Мать девушки много работала для того, чтобы не быть обузой.

Занятия со студентом

Для повышения образованности Варенька занималась со студентом, который жил в этом же доме. Петр Покровский (так звали его) болел чахоткой. Он зарабатывал на жизнь, давая частные уроки. Девушка его боготворила, считая "достойнейшим", "добрейшим человеком". В пансион к Анне Федоровне Петра поместил помещик Быков, ее близкий знакомый.

Чем же продолжается история Вареньки, героини романа "Бедные люди"? Краткое содержание далее рассказывает о том, что ее со студентом сблизили образовательные занятия. Когда мать Вареньки от непосильной работы заболела и слегла, они вместе проводили время у ее постели. Многому научилась Варенька у Петра. Девушка полюбила чтение. Неожиданно пришло новое горе: не сумев победить свою болезнь, студент умер. Бессердечная Анна Федоровна решила забрать все его вещи в счет устройства похорон. Отец юноши все-таки взял несколько книг, которые ему удалось унести. Он плакал, бежал за гробом, а книги падали прямо в грязь у него из рук...

Тяготы, выпавшие на долю Вареньки

Многие тяготы выпали после этого на долю Вареньки из романа "Бедные люди". Краткое содержание их следующее. Анна Федоровна все время корила приживалок за нахлебничество. Мама Вареньки вскоре умерла, и девушка осталась одна. "Добродетельная" родственница "выставила счет" ей, объявив о больших убытках, понесенных из-за присутствия в ее доме нежданных родственников. Посчитав, что сводничество Вареньки с помещиком Быковым, своим другом, - единственная возможность окупить их, Анна Федоровна решила осуществить задуманное. Помещик лишает невинности девушку, однако той удается сбежать.

Варя в письмах к Макару сокрушается, что родственница ее пытается узнать, где она проживает. Девушка надеется, что Макар Алексеевич, единственная ее опора, защитит ее от козней коварной родственницы. Настолько гложет Вареньку печаль, что она на нервной почве заболевает и проводит в беспамятстве целый месяц. Макар Алексеевич продает свой новый вицмундир для того, чтобы поддержать здоровье девушки.

Положение главного героя на службе

Тяжелое положение Девушкина на службе далее описывает Достоевский ("Бедные люди"). Содержание ответных писем Вареньки, в которых он рассказывает о своей жизни, - источник, из которого мы узнаем об этом. Главный герой жалуется, что его воспринимают со смехом на службе, придумывают разные обидные эпитеты: "тихонький", "добренький", "смирненький". И мундир его не тот, и сапоги, и фигуру, и волосы следовало бы переделать. Насмехаются, что Макар уже 30 лет занимается перепиской документов. Он не понимает этих насмешек. Варенька является единственной отдушиной для Макара. Он пишет застенчиво и радостно, что его будто домом и семейством благословил Господь. А вот слога своего немного стесняется Макар, герой, которого создал Ф. М. Достоевский ("Бедные люди" - первый роман писателя).

Жилище Макара, его подарки Вареньке

Он описывает девушке свое жилище, которое характеризует как трущобу: длинный, грязный, темный коридор с "остро-услащенным", "гнилым" запахом. Неудивительно, что чижики в нем так и мрут. По левую сторону - сплошь двери, а за ними проживает разный люд. Это чиновник с семьей, учитель-англичанин, картежники-французы. Как "сущую ведьму" характеризует Девушкин хозяйку квартиры.

Он рассказывает, что лишь "для удобства" ютится в уголке кухни, ведь напротив нее находится окно Вареньки. Главный герой бывает очень счастлив, когда ее "миловидное личико" мелькает за окошком. Он якобы копит и откладывает деньги. Хотя, конечно, за перегородкой дешевле, и главный герой может даже позволить себе чай с сахаром. Макар купил для милой Вареньки горшки с геранью и бальзамином. Девушкин отправляет Варе помимо письма фунт конфет.

Девушка восхищена цветами, однако корит Макара за растраты. Варенька осознает, что ради этого Девушкину приходится отказывать себе во всем. Хозяйка квартиры как-то проболталась ей, что Макар Алексеевич раньше жил намного лучше. Девушка иронически охлаждает пыл главного героя с его подарками и заботами: недостает лишь стихов. Макар сконфужен, он объясняет, что его "одушевляла" лишь отеческая приязнь. Девушкин 10 июня везет Вареньку на прогулку на острова для того, чтобы она отдохнула на свежем воздухе.

Преследования Анны Федоровны

Вернувшись домой, героиня пишет очередное письмо, в котором благодарит за совершенный променад, однако сообщает, что опять больна, так как промочила ноги. Девушкин обещает ее проведать и принести Вареньке книгу. Та снова пытается образумить его просьбой не тратить столько денег на нее и купить лучше новый вицмундир. Ведь нельзя же ходить в таком рванье. Варенька рассказывает, что родственница ее узнала, где она живет, и зовет ее обратно. Она обещает уладить все с Быковым. Однако девушка непреклонна. Она сообщает Анне Федоровне, что ей хорошо живется здесь под защитой Макара.

Знакомство Макара с литературой

Главный герой польщен тем, что в нем нуждаются. Он рассказывает девушке, что восхищается литературой и часами проводит время у Ратазяева, его соседа, в компании сочинителей, которые приходят к нему. Варенька негодует, узнав, какие книги рекомендует Ратазяев Макару. Она присылает ему почитать "Станционного смотрителя" Пушкина. Макар в восторге от этого произведения, он отмечает, что чувствует точно так же, как описано в книге. Варенька 6 июня знакомит Девушкина с "Шинелью" Гоголя, и Макар в этот же день ведет в театр Вареньку.

Опасения Вареньки из произведения "Бедные люди"

Краткое содержание по главам описывает лишь основные события, поэтому не будем подробно останавливаться на впечатлении, произведенном на главного героя классической литературой, и продолжим описывать сюжет. Девушка сообщает, что Федора, хозяйка квартиры, может ее устроить гувернанткой в семью помещика, однако она сомневается, следует ли идти. У девушки плохой кашель, она боится, что умрет. Варя просит Девушкина беречь деньги и прекратить посылать ей конфеты. Она пишет, что вышила ковер, за который дают 50 рублей ассигнациями. Поэтому она сможет сама заплатить Федоре за жилье сумму, которую задолжал Макар. Кроме того, Варенька сошьет Девушкину жилетку, а себе - новое платье.

Макар подбадривает девушку, говорит, что она вовсе не больна, а всего лишь бледная и немного похудела. Он просит не идти в гувернантки, поскольку для главного героя "полезность" ее состоит в "благотворном влиянии" Вареньки на его жизнь.

Безденежье и пьянство Макара

Макар в начале июля остается совсем без денег. Он занял жалованье вперед, однако и это не спасает. Все чаще постояльцы дома насмехаются над взаимоотношениями Макара с Варенькой. А тут еще девушка сообщает, что один офицер, ее сосед, делал ей недвусмысленное предложение.

Краткое содержание рассказа "Бедные люди" продолжается тем, что Макар в отчаянии запил. Он 4 дня не появляется ни на службе, ни у Вареньки. Главного героя находят на улице в нетрезвом виде. Полицейские приводят его домой. Кроме того, он ходил к офицеру выяснять отношения, однако тот лишь спустил его с лестницы. Девушка сокрушается, что принесла Макару такие несчастья. Она просит его, невзирая на пересуды, продолжать приходить к ней обедать. В безденежье и пьянстве Девушкина проходит август. Макар с начала месяца безуспешно пытается занять под проценты. Новые ловеласы посещают Варвару, уже от ее дальней родственницы. Макар в отчаянии хочет переехать куда-нибудь с ней, однако снова запивает. Девушка безутешна. Она посылает ему 30 копеек серебром, оставшиеся у нее.

Наступление осени

Искреннее сочувствие вызывают главные герои, которых описал Достоевский ("Бедные люди"). Краткое содержание по главам, к сожалению, не может передать трогательного тона их писем. Читая их, понимаешь, как трудно приходилось честным и скромным труженикам в то время. Варя пишет 5 сентября, что осень наконец наступила. А она очень ее любила, когда жила в родной деревне. На лоне природы было красиво осенью. Огненное закатное небо, чистое озеро с деревьями на берегу, опавшая листва и поднимающийся над водой белый пар... А когда осень поздняя, завершаются крестьянские работы. В преддверии зимы все замирает. Варя пишет, что ощущение близкой смерти не покидает ее. Федора ушла куда-то, а в комнате кто-то ходит, однако девушке не страшно: письма отвлекают ее. Варенька также сообщает, что продала шляпку и платье, однако вырученных денег уже почти не осталось. Хорошо, что Девушкин дал 2 рубля Федоре: она хотя бы какое-то время не будет упрекать за неоплаченную квартиру.

У Макара формируется слог

Главный герой пишет, что гулял в вечерних раздумьях по беспорядочной и грязной набережной Фонтанки. А на Гороховой, расположенной по соседству, - богатые магазины, роскошные дамы, дорогие кареты. Он размышляет о том, почему труд вознаграждается так низко, а множество неработающих богачей довольны и сыты? Девушкин горд этими рассуждениями. Он замечает, что с недавнего времени у него формируется слог. У главного героя обнаружили описку в документе, и его ожидало наказание. Однако, посмотрев на жалкий вид Макара, генерал даже дал ему 100 рублей. Главного героя грызет совесть за его недавнее вольнодумство. С помощью этих денег ему удается погасить долги. Девушкин воспрял духом и живет надеждой на светлое будущее. Однако отнюдь не счастливый финал готовит своим читателям Ф. М. Достоевский ("Бедные люди"). Краткое содержание дальнейших событий заставляет читателя искренне сочувствовать Макару и Вареньке. То, что происходит, было закономерно в российской действительности того времени, в которой многих "маленьких людей", подобных Девушкину и Вареньке, ожидала похожая судьба.

Варенька уезжает

Описывая краткое содержание романа "Бедные люди", мы подошли к финалу. Вареньку все-таки находит Быков и делает ей предложение. Ему необходимо завести детей для того, чтобы лишить родственника наследства. Если девушка откажет, Быков женится на богатой купчихе. Героиня соглашается, понимая, что лишь это может ей вернуть честное имя. Девушкин сражен наповал, но все-таки помогает Вареньке собраться в дорогу. В прощальном письме девушка сетует на то, что Макар, "единственный", "бесценный", "добрый", остается совсем один. Тот в отчаянии. Он сообщает, что работал оттого, что поблизости жила Варенька. Девушкин со своим сформировавшимся слогом остается один. Он размышляет о том, "по какому праву" ломают "жизнь человеческую".

Следует отметить, что в русской литературе есть не только роман, но и рассказ с названием "Бедные люди" (Лев Толстой). Краткое содержание произведения Достоевского мы описали. Если же вас интересует рассказ Толстого, отметим, что по объему он очень небольшой, поэтому вам не составит труда прочесть его в оригинале. В нем говорится о Жанне, которая ждет возвращения своего мужа, рыбака, каждый день и никогда не уверена, что он вернется. Таково краткое содержание рассказа Толстого "Бедные люди" в двух словах.

Включайся в дискуссию
Читайте также
О путях разрешения межнациональных конфликтов Причины межнациональных конфликтов и пути их решения
В каких единицах измеряется вязкость?
Око планеты информационно-аналитический портал Температура воды в природе