Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Икона коренной. Чудотворная икона Курская Коренная — «Знамение

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 18 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

Икона Божией Матери «Знамение» является одним из самых почитаемых образов в мире православия. На святом изображении мы видим Пресвятую Богородицу с распростертыми руками, Ее ладони раскрыты в заступнической молитве. Этот чудотворный образ был назван в знак милости Царицы небесной к простым верующим людям.

Икона «Знамение» Пресвятой Богородицы

Первое сообщение о чуде, которое свершилось благодаря этому лику Девы Марии, датируется 1170 годом. В те времена под предводительством Андрея Боголюбского, под стены Новгорода пришли князья, чтобы его завоевать. Так стали молиться новгородцы о помощи Господу Богу.

А на третью ночь, Илия, архиепископ новгородский, во сне услышал голос призывающий взять образ Пречистой Девы в церкви Спаса Преображения, и вынести его к городской стене. Была жестокая битва, и одна из вражеских стрел попала прямо в иконописный образ, и все увидели, как из глаз Богородицы потекли слезинки.

Это и было знамением Царицы Небесной, и народ, уверовав, победил врагов. В честь Заступницы архиепископ Илия и установил праздник Знамения Богородицы. Традиция сохранилась и по сей день, православные отмечают праздник, в честь почитания чудотворной иконы 10 декабря.

В 1611 году случилось еще одно чудо, связанное с этим ликом Божией Матери. Тогда в Новгород вошли шведы, а в Знаменском соборе в то самое время шло богослужение. Желая завладеть собором, шведы ринулись к нему, но были откинуты назад невидимой силой. Неприятели еще несколько раз пытались приблизиться к собору, но их откидала все та же невидимая сила.

Разочаровались шведы и отступили, а вскоре покинули и Новгород.

Полезные статьи:

Икона «Знамение»- о чем молятся православные

После всех событий, святой лик Девы Марии находился в Спасо-Преображенской церкви в течение 186 лет, а в 1356 году для него построили особый храм, который и сейчас назван собором Знамения Богородицы. Неоднократно Царица Небесная спасала народ новгородский от бед, и проявляла через образ Свой чудотворения.

По сей день, верующие христиане приходят с молитвами просить Заступницу о помощи. Икона «Знамение» — в чем помогает:

  • Найти мир и покой, примирить враждующих;
  • Избавиться от междоусобных войн;
  • Исцелить заболевания особенно глаз, слепоты, избавляет от страшных недугов, например, холеры;
  • При стихийных бедствиях, пожарах;
  • Защищает от преступников и воровства;
  • Помогает при нападении неприятелей, избавляет от завистников и злоумышленников.

Чистая, от всей души искренняя молитва к образу Пречистой Богородицы поможет сохранить мир в доме, семье и во всем мире. Такими словами обращаются к чудотворному лику «Знамение»:

Чудотворная икона «Знамение» и ее списки

Весьма почитаемы православными христианами являются и списки святого образа, которые не менее чудотворны. Списки получили свои названия по месту явления чудес иконы «Знамение»:

Алабацкая – после написания списка был исцелен от паралича некий Ефремий, а после помещения образа в храм получили исцеление от него еще многие прихожане.

  • Курская-Коренная – этот список связывают с самим Серафимом Саровским; прославился образ по всей Америке и Европе своими чудесами.
  • Царскосельская – список был помещен в золотой оклад и украшен драгоценными камнями по указу императрицы Елизаветы; многие исцелились от чумы и холеры по молитвам к святому образу.
  • Албазинская «Слово плоть бысть» — назван список в честь крепости на Амуре Албазин; помог образ в битвах с захватчиками крепости, а затем, при перенесении в Благовещенск, не давал прорваться врагам в течение 19 дней до полного их отступления.
  • Серафимо-Понетаевская – этот список назван в честь женской обители, где проявлял много чудес.

Храни Вас Господь!

Смотрите и видео об этой иконе:

Икона Божией Матери «ЗНАМЕНИЕ» Курская-Коренная

Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви.

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение» изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение» появились на Руси в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

Другая, подобная икона, явилась около г. Курска в 1295 году, носит название Курско-Кореная .

Во время нашествия на Россию хана Батыя город Курск был настолько разорён, что зарос лесом, в котором часто охотились жители соседнего городка Рыльска. Однажды, 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, один охотник увидел у корня дерева обращённую ликом к земле икону. Он поднял образ, и оказалось, что это была икона Пресвятой Богородицы «ЗНАМЕНИЕ». В ту же минуту на том месте, где она лежала, из земли забил источник родниковой воды.

Когда князю Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы, он приказал принести её в город. Народ встретил икону Богоматери с торжеством, но сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был немедленно наказан слепотою. Когда же после покаяния он получил прозрение, то в благодарность за исцеление воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда после окончания строительства и была поставлена чудотворная икона. Тогда же был установлен праздник в день её явления. Икону Богородицы от места явления при корне дерева стали называть Коренною.

Но икона Божией матери пробыла в храме недолго: чудесным образом она исчезла и была обнаружена на том месте, где была обретена охотником. Жители Рыльска неоднократно брали её и относили в город, но икона Божией матери каждый раз исчезала из храма, и её вновь находили на месте явления при корне дерева. Тогда все поняли, что Божия Матерь благоволит к месту явления Её образа, и на этом месте была построена часовня.

В 1383 году напавшие на Курскую область татары взяли в плен служившего при часовне священника, зажгли часовню, икону рассекли пополам, одну половину бросили в огонь, а другую - в сторону. Священник был отведён в Крым, где провёл в плену несколько лет, выполняя тяжёлые работы. Однажды московские послы, проезжая мимо татарского стана, услышали русские песнопения ко Пресвятой Богородице. Узнав о пленном священнике, послы выкупили его из рабства, и он вернулся на место под Курском, где когда-то стояла часовня с чудотворной иконой.

На месте сгоревшей часовни священник нашёл одну половину, а другую после поисков обнаружил в стороне в траве. С верою сложил он две половины вместе, и они чудесно срослись. С того времени икона Богородицы оставалась на своём месте во вновь отстроенной часовне, и все время от неё не прекращались чудотворения. Впоследствии на месте часовни был устроен монастырь - Коренная пустынь. Известно, что преподобный Серафим Саровский в детстве излечился перед этим образом.

В 1898 году злоумышленники пытались уничтожить русскую святыню. Взрыв от подложенной бомбы был настолько силён, что разрушился храм, но икона Божией Матери осталась невредимой. Ко всеобщему изумлению, осталось целым даже стекло на киоте. В память о чудесном сохранении иконы при взрыве был установлен ещё один день празднования Курской-Коренной иконе Божией Матери «Знамение» - 8 марта (21 марта по новому стилю).

После октябрьского переворота икона 12 апреля 1918 года была похищена из Знаменского собора среди бела дня. Розыски не дали результатов. Святыню обнаружили через несколько дней, около 10 часов утра. Одна женщина, возвращаясь домой, проходила мимо колодца (по преданию выкопанного в юности самим преподобным Феодосием Печерским). Здесь, на обрубке колодца, она увидела завернутый в мешок сверток. В нем оказалась икона, но была она уже без великолепных риз, очевидно, подброшенная похитителями.

В XX веке Курская Коренная икона, разделив судьбу России, стала спутницей русских людей за границей. В конце октября 1919 года чудотворный образ покинул пределы курского края. Из Афонского подворья икону перенесли в Константинополь, потом в греческий город Салоники, затем в древнюю столицу Сербии город Ниш, в пригород Белграда - Земун. Так начался крестный путь иконы за пределами Отечества. В настоящее время икона находится в США. Святыня посещает приходы США и других стран, где живут русские люди. Она поистине считается Одигитрией Русской Православной Церкви Заграницей.

Память 8 марта празднуется в память спасения иконы от революционеров-безбожников, пытавшихся взорвать икону в Курском соборе в 1898 году, 11 июня и 8 сентября - в день обретения, 27 ноября - в день празднования иконы "Знамение", в 9-ю пятницу по Пасхе .

Описание иконы

На верхней части иконы - изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, на остальных сторонах — изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках.

Лики пророков обращены к изображению Богородицы, имеющей в недрах Своих Эммануила. На правой стороне иконы изображен царь и пророк Соломон; в правой руке его свиток с изречением: «Премудрость созда себе дом,» а за ним книзу следует пророк Даниил; в левой руке у него свиток с изречением: «Аз видех гору каменную». За сим — пророк Иеремия со свитком в левой руке, на котором изречение: «Се, дние грядут, глаголет Господь». Внизу — пророк Илия со свитком в обеих руках, на котором изречение: «Ревнуя поревновах о Господе». На левой стороне вверху царь и пророк Давид со свитком в левой руке, на котором изречение: «Воскресни Господи в покой Твой». Ниже — пророк Моисей со свитком в обеих руках, на нем изречение: «Аз видех купину огни….». За ним — пророк Исаия со свитком в правой руке с изречением: «Се дева во чреве приимет». За сим — пророк Гедеон со свитком в левой руке, на котором изречение: «Сниде яко дождь на руно». На нижней части иконы изображен пророк Аввакум со свитком в обеих руках, содержащим изречение: «Бог от юга приидет».

Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется «Знамением». На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе «Знамения» Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская-Коренная молятся об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, об исцелении от слепоты и болезней глаз, холеры, об охране и благословении наших соотечественников, вынужденных скитаться по свету, об умирении враждующих.

В XIII столетии Курская область, как и почти вся тогдашняя Россия, подверглась страшному опустошению от нашествия татар. Город Курск был совершенно разрушен и превратился в дикую, заросшую дремучим лесом, населенную дикими зверями пустыню. Жители гор. Рыльска, находившегося в 90 верстах от Курска и случайно уцелевшего от татарскаго погрома, ездили туда на охоту. И вот, 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятыя Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 в. от Курска. Один из этих охотников, муж благочестивый и благоговейный, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где лежала св. икона, забил сильный многоводный источник чистой воды.

Икона оказалась «Знамения» Божией Матери. Охотник, нашедший Икону, понял, что это не простая икона. Он созвал своих спутников, и они общими усилиями сейчас же срубили небольшую часовенку, в которой и поставили обретенную икону. Жители г. Рыльска, узнав о новоявленной иконе Божией Матери, стали посещать ее для поклонения, и от Иконы стали источаться многочисленные чудотворения.
Рыльский князь Василий Шемяка, узнав об Иконе, приказал перенести ее в г. Рыльск, что и было сделано с большим торжеством: весь город вышел навстречу чудотворной Иконе, приближавшейся с крестным ходом. Только сам Василий Шемяка уклонился от участия в этом торжестве и... ослеп. После усердного покаяния и молитв перед Иконою, он опять прозрел. В благодарность за это он соорудил в Рыльске храм Рождества Пресвятыя Богородицы, где и была поставлена Икона, и с тех пор, в день явления ее, 8 сентября, установлено ежегодное празднование ей.
Но недолго пробыла св. Икона в Рыльске. Трижды она чудесно исчезала из Рыльска, и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы икона Ея оставалась на месте явления ея, и соорудили новую часовню и оставили ее там навсегда.
В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню и Икону, но деревянная часовня не загоралась. Живший при часовне священник, о. Боголеп, объяснил им, что причина этого чуда - в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня. После долгих поисков с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой Иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто, «аки роса».
Жители Рыльска, узнав об этом чуде, снова захотели перенести Икону к себе, но она снова ушла от них на свое место, и с тех пор, оставалась там почти двести лет, источая многочисленные чудотворения. Город Курск был восстановлен в 1597 году, при царе Феодоре Иоанновиче, и тогда же, по его повелению, св. Икона была доставлена в Москву, где благочестивый царь много молился перед ней и вставил ее в раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков, пророчествовавших о Божией Матери, по сторонам. Царица Ирина Феодоровна украсила икону богатой ризой, после чего св. Икона вернулась обратно в свою часовню. В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятыя Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления Иконы выстроена была другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Коренной пустынью, в память явления Иконы при корне дерева.
В 1598 году, при нашествии Крымских татар на юг России, св. Икона была для большей безопасности перенесена в Курск, а в пустыне был оставлен точный список с нее. В 1603 году Самозванец Димирий I взял ее из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года, когда она вернулась, по повелению царя Михаила Феодоровича, в Курск и была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году - в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года св. Икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время. С 1806 года, по Высочайшему повелению, было определено, что св. Икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12 сентября. В эти дни св. Икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в г. Курске до Коренной пустыни - 27 верст. Этот порядок соблюдался до 1919 года, когда св. Икона отбыла за границу.
В 1676 году св. Икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список со св. Иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов. В 1687 году св. Икона посылалась в «большой полк». В 1689 году списки с св. Иконы были даны полкам в Крымский поход. В 1812 году список с св. Иконы был послан к князю Кутузову в действующую армию.
Имелось много списков со св. Курской-Коренной, которые также прославились чудотворениями.
В ночь с 7 на 8 марта 1898 года злоумышленники революционеры-безбожники, при помощи адской машины, хотели взорвать чудотворную Икону, но Господь Иисус Христос еще больше прославил Свою Пречистую Матерь, ибо, несмотря на страшные разрушения в соборе вокруг иконы, сама св. Икона осталась невредима.
12 апреля 1918 года св. Икона была украдена из собора Знаменского монастыря, ограблена, но 2 мая опять была найдена и опять вернулась на свое место.
Наконец, в 1919 году, в сопровождении епископа Феофана Курского и Обоянского и нескольких братии Знаменского монастыря, святая Икона ушла за границу, в братскую Сербию. В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля, посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии ген. Врангеля в первых числах ноября 1920 года. Св. Икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года, когда, вместе с Архиерейским Синодом, выехала за границу, находилась в Мюнхене (Бавария), при митрополите Анастасии.
Время от времени св. Икона совершает путешествия по местам рассеяния русских беженцев в городах и весях всего мира. В1951 г. митрополит Анастасий из Мюнхена переехал в Америку. Там чудотворная икона нашла место в Новой Коренной Пустыни в Магопаке близ Нью-Йорка. С 1957 года она пребывает в посвященном ей главном храме Архиерейского Синода в Нью-Йорке.
Будем же верить, что наша Спутница в скитаниях по белу свету не останется навсегда в изгнании. Мы видели из истории сей св. Иконы, что она много путешествовала, но неуклонно возвращалась на свое место, куда бы ее ни вывозили. Если ее не возвращали добровольно, то она сама переносилась на свое место. Мы видели, что и все попытки уничтожить св. Икону вели лишь к большему ее прославлению. И разделяя с нами наше тяжкое изгнание и жизнь среди чуждых нам народов и вер, св. Икона, без сомнения, сохранит нас от уничтожения нашими врагами, возвратится опять на свое место - в Коренную обитель и Знаменский монастырь в г. Курске, когда наступят сроки определенные Господом Богом. Будем же твердо верить, что это произойдет; вся история святой Иконы нам в этом порукой. А вместе с собой она приведет на Родину и всех нас, которые с верой и любовью к ней припадаем и ждем и ищем Ея помощи и заступления.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Тропарь, глас 4:
Яко необоримую стену* и источник чудес,* стяжавше Тя раби Твои,
Богородице Пречистая,* сопротивных ополчения низлагаем.* темже
молим Тя,* мир отечеству нашему даруй* и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 4:
Приидите вернии, светло да празднуем* всечестнаго образа
Богоматере чудное явление* и от того благодать почерпающе,*
первообразней умильно возопиим:* радуйся, Марие Богородице,
Мати Божия, Благословенная.

Из книги «Опыт постижения Америки»
По сложившейся многолетней традиции, всякий раз, посещая Нью-Йорк, мы первым делом направляем свои стопы в восточную часть Манхэттена, где на пересечении Парк Авеню и 93-й Стрит находится администрация Синода РПЦЗ и два храма: Синодальный в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курско-Коренной и так называемый «нижний», во имя преподобного Сергия Радонежского.

Здание Синода РПЦЗ на Манхеттене.

Курская Коренная икона Божией Матери Знамение»

Расположенное в фешенебельной части города, здание Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей впечатляет своей респектабельностью.

Но влечет нас в этот ухоженный особняк совершенно иное: за полвека, прошедшие с тех пор, как сюда переехал Архиерейский Синод РПЦЗ, построенный в классическом стиле по проекту архитектора Уильяма Адамса Делано, особняк стал неотъмлемлемой частью русской культуры Нью-Йорка, домом сугубой молитвы, местом пребывания Одигитрии Русского рассеяния - чудотворной Курской Кореннной Иконы Божией Матери «Знамение» и других дорогих сердцу православного человека святынь.

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» была обретена на месте, где впоследствии был воздвигнут монастырь Коренная пустынь. По преданию, в корнях дерева 8 сентября 1295 года икону нашел некий охотник. Когда он поднял ее, на этом месте забил родник.

С тех пор образ находился на курской земле, но в 1919 году был вывезен сначала в Новороссийск, а затем покинул Россию.

С 1957 года чудотворная икона находится в Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

Икона-путешественница

Икона часто путешествует не только по православным приходам Соединенных Штатов и Канады, но бывает и на других континентах: в Латинской Америке, Европе, Азии, Австралии, и везде ее ждут с нетерпением и упованием на чудо.
Поэтому застать ее в Нью-Йорке совсем непросто. Правда, о месте ее пребывания можно узнать заранее по расписанию на сайте Синода РПЦЗ, и, если позволяет возможность, приурочить посещение «города большого яблока» к тем дням, когда чудотворная икона находится в Знаменском храме. Однако это не всегда удается, поэтому икону-путешественницу на время ее отсутствия заменяет список, хранящийся в алтаре и тоже чудотворный.

Бывает Одигитрия русского рассеяния и на постсоветском пространстве.

С 2009 года каждое лето ее привозят на место обретения - в Коренную пустынь, откуда святой образ переносится крестным ходом в Знаменский кафедральный собор Курска, а затем покидает стены собора на целый день - его несут туда, где нуждаются в благодатной помощи более всего: по лечебным учреждениям Курска. География триумфального шествия чудотворной иконы по Руси обширна, и это далеко не только Москва и другие крупные города, но и самая что ни на есть русская глубинка. И везде Одигитрия русского рассеяния дарит радость исцеления, вразумления, наставления на путь истинный.

Интересно, что несколько раз мы даже сподоблялись приложиться к ней в России и Украине. Особенно запомнилось ее первое посещение после долгих лет пребывания в зарубежье и те чудеса, которые происходили по пути ее следования.

Однажды, приехав в Нью-Йорк, мы узнали, что чудотворная икона в это время пребывает в дальней российской глубинке (в Нефтекамске, если быть точнее), и мы помолились к ее дивному списку, написанному легендарным «иконописцем всего зарубежья» - архимандритом Киприаном (Пыжовым), подарившим Православию в Америке множество замечательных росписей, а также чудотворному образу некогда обновившейся Харбинской Богородицы «Всех скорбящих Радосте», хранящемуся в нижнем храме, и другим святыням, о которых расскажем ниже.

Икона «Всех скорбящих Радосте»

Но мы нисколько не огорчались.
В конце концов, мы так часто бывали здесь, что делать трагедию из того, что икона путешествует, не стали, а, наоборот, искренне порадовались за тех, кто в это время там, в России, имел возможность помолиться перед этой прекрасной древней святыней. Ведь по опыту знали: она все слышит…

Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Свято-Сергиевском храме здания Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке

Чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», находящейся в Свято-Сергиевском храме здания Архиерейского Синода в Нью-Йорке - одна из чудом обновившихся после Октябрьского переворота и Гражданской войны икон.

Феномен обновления икон впервые был отмечен в южной России и постепенно распространился на восток России - в Иркутск (1919) и Владивосток. В последнем икона, на которой были несколько изображений Божией Матери и святых, обновилась 3 февраля 1923 года в пятницу Недели Сыропустной. Образ настолько потемнел от времени, что изображений не было видно, но следы времени чудесно исчезли, и на иконе проявились скрытые многие годы образы.

Во время Великого поста и Пасхи 1923 года число случаев чудесного обновления умножилось, и это произвело сильное впечатление на народные массы, чья верность Святому Православию становилась все глубже. Агенты ОГПУ, узнавая о каждом новом случае обновления, спешили в храм и всячески старались скрыть очевидные факты. Они собирали людей, скоблили краску на иконах, пытаясь доказать, что обновление икон - это обман и шарлатанство, «проделки попов». Но количество благодатных обновлений увеличивалось.

Достигнув Тихоокеанского побережья, волна обновлений перекинулась в Маньчжурию. 8 ноября 1923 года в Харбине обновилась икона великомученика Георгия Победоносца и мученицы Александры.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» - вторая по счету, обновившаяся в Харбине. Она хранилась в домовом храме «Дома милосердия», который построил епископ Камчатский Нестор, чтобы помочь хроническим больным, престарелым и сиротам. Храм был освящен в честь Божией Матери и в память Ее образа «Всех скорбящих Радосте». Одна из помощниц владыки - благочестивая женщина Екатерина Курмая, у которой была копия иконы, пожертвовала ее в храм.

Икона написана в традиционном русском стиле, но настолько потемнела от времени, что почти невозможно было разобрать ни ликов святых, ни надписей. Епископ Мефодий (Герасимов; позже митрополит) Харбинский и Маньчжурский (+1932) близко рассматривал икону до обновления и после. Он обратил внимание, что краска и позолота на иконе стали яркими и свежими. Сохранились также поновления и темные места, которые показывали следы времени. На их фоне чудесное обновление было особенно заметно. Молитва пред этой иконой также имеет большую благодатную силу

Общение с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви(РПЦЗ)

Несколько раз мы сподобились большой духовной радости: общения с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ), Митрополитом Иларионом, застать которого также не всегда предоставляется возможным. Архипастырь внимательно выслушивал нас, благословлял на дальнейшую дорогу и дарил книги, иконки, буклеты. Особенно ценной представляется книга о Джорданвилльском монастыре. Я же в ответ на любезность архипастыря в свою очередь преподносила ему какую-нибудь очередную из своих монографий.

Вообще владыка очень прост и доступен, и, всякий раз, когда мы беседуем с ним, тепло его любвеобильного сердца надолго согревает нас, а архипастырское благословение очень помогает в нашем многотрудном паломничестве.

Беседы с владыкой всегда душеполезны

Владыка принимает посетителей в своих уютных покоях, где все просто и удобно.

Необходимо отметить, что здесь, даже несмотря на богатство интерьера храмов и архитектурную вычурность роскошного особняка, воистину всегда царит русский дух, а о человеке, тщанием которого он был передан Церкви, напоминает установленная а его фасаде памятная доска - «Мемориал Семененко». О том, как это произошло, мы напишем ниже.

История обретения здания Синода

Здание имеет свою историю. С конца XIX столетия на земле, на которой находится ныне здание Архиерейского Синода, стоял деревянный особняк, построенный в стиле Ренессанса. Одно время хозяином его был генерал-лейтенант Винфильд Скотт (1786-1866), главнокомандующий Объединенной Армии в период Гражданской войны 1861 года.

После кончины в 1866 году генерала Скотта в особняке расположился женский католический монастырь ордена урсулинок, сестры которого занимались образованием и воспитанием девочек. Строительство в районе Парк Авеню туннеля метро и связанная с этим суета вынудили урсулинок выставить особняк на продажу.
В 1913 году новой владелицей здания стала вдова одного из владельцев пароходной компании Нью-Йорка Роберта Б. Минтурна - Сюзанна (Шоу) Минтурн. Однако, спустя три года г-жа Минтурн, владевшая к тому же и другой недвижимостью в восточной части Верхнего Манхэттена, продала особняк известному финансисту и потомственному банкиру Фрэнсису Палмеру, основателю крупной брокерской компании на 40 Уолл-Стрит.

Заняться дизайном своего нового приобретения Палмер пригласил модного в те годы архитектора Уильяма А. Делано, выпускника Йелльского университета, одного из авторов импозантного монументального здания Нью-Йоркской публичной библиотеки. Знаменит архитектор был также и тем, что по отцовской линии приходился дальним родственником президенту США Франклину Делано Рузвельту, а по материнской был прямым потомком президента Джона Адамса.

Для своего очередного творения Делано выбрал классический стиль, который с успехом использовал при строительстве The Colony Club, The Union Club, The Knickerbocker Club.

Свято-Сергиевский храм

Здание Синода РПЦЗ

Возведение нового особняка на углу 75 Ист 93-й улицы и 1180 Парк Авеню началось в 1916 году и было завершено в 1918 году. Пятиэтажное здание квадратной формы было построено из красного кирпича с вкраплением белого орнамента, выполненного из тосканского мрамора. Над мансардой обустроена конусообразная крыша. Словом, все тщательно продумано и выдержано в едином стиле. Никаких излишеств.
Палмер умер в 1923 году, а спустя 3 года его вдова, Изабель, получив в наследство еще один особняк в городе, продала творение Делано Джорджу Ф. Бейкеру - младшему, единственному сыну и наследнику одного из самых могущественных, по мнению журнала «Таймс», людей США - банкира Джорджа Ф. Бейкера - старшего.

Одновременно с покупкой особняка под номером 75 по фешенебельной Ист 93-й улице Бейкер - младший приобрел еще 3 прилегающих к нему здания. Они были снесены, а на их месте было построено, также по проекту Уильяма Делано, продолжение дома с залом для балов и главным обеденным залом, выходящим на Парк Авеню. Реконструированы были и комнаты внутри особняка, в особенности те, где собиралась знатная публика.

В 1937 году Джордж Бейкер - младший скончался во время круиза на Гавайских островах, и особняк перешел к его жене Эдит Бейкер (в девичестве Кейн).

Сегодня это главный зал церковных собраний и банкетный зал, где по сей день находится перенесенный Бейкерами из своего родового дома камин. В воскресные и праздничные дни здесь вместе со священнослужителями и архиереями трапезничают прихожане храма.

В красивом и просторном помещении был освящен Знаменский собор, получивший свое название от чудотворной иконы Богородицы «Знамение» Курская Коренная. Здесь проходят воскресные и праздничные богослужения.

Бальный зал стал соборным храмом «Знамения» Божией Матери, бывшая главная столовая была переоборудована под храм во имя преподобного Сергия Радонежского, где в настоящее время ежедневно совершаются богослужения, в том числе и ранние службы на английском языке для православных американцев. Кстати, во многих храмах и обителях во время богослужения звучит сакральный английский, и это совершенно нормально, тем более, что ход богослужения совершенно не изменяется и даже человеку, не владеющему английским, все понятно.

Знаменский собор

Храм во имя прп.. Сергия Радонежского

В главной гостиной бывших хозяев разместился Синодальный зал, где заседает Архиерейский Синод.

В зале у камина очень уютно

«Когда в особняке разместился Синод Русской Зарубежной Церкви и сюда переехал Первоиерарх митрополит Анастасий (Грибановский), мне было всего восемнадцать лет, - вспоминает первые годы староста собора князь Владимир Кириллович Голицын.
В главной гостиной бывших хозяев разместился Синодальный зал, где заседает Архиерейский Синод.

В час испытаний

После революции 1917 года часть духовенства, не принявшая советскую власть, выехала из страны. В 1920 году в Константинополе был создан административный орган Высшего Церковного управления.

В 1921 году король Александр и Сербский Патриарх Димитрий пригласили иерархов Зарубежной Церкви переехать в Сербию, в город Сремски Карловцы. Там Архиерейский Синод Зарубежной Церкви оставался до конца Второй мировой войны. С приближением советских войск к границам Сербии Синод временно выехал в Чехословакию, а затем в Мюнхен, находившийся в Американской зоне.

В конце 1940-х годов центр русской эмиграции переместился за океан, вследствие чего Первоиерарх и Синод решили, что разумнее было бы и церковной администрации переехать в США.

Исход русской эмиграции в США

В 1951 году Первоиерарх РПЦЗ, митрополит Анастасий (Грибаневский), прибыл в Америку.

Известный член русской общины и многолетний благотворитель Русской Зарубежной Церкви, князь Сергей Сергеевич Белосельский-Белозерский (1895-1978) предоставил для нужд Архиерейского Синода свое загородное поместье в местечке Магопак, находившееся на севере, недалеко от Нью-Йорка. Сюда была первоначально доставлена и чудотворная икона Курская Коренная.

Так выглядит Одигитрия русского рассеяния в праздник, посвященный Ее памяти

Икона в Джорданвилле

А вот такой мы ее встретили в Джорданвилле, куда она была перевезена из Нью-Йорка во время урагана Сэнди, вызвавшего в октябре 2012 года страшное наводнение на Восточном побережье Соединенных Штатов.

Однако вернемся к истории

Но Магопак был местом достаточно удаленным от большинства русских православных, которые по экономическим соображениям селились в пределах города Нью-Йорка и ближайших его пригородах.

Тогда князь передал Синоду дом на 77-й улице в западной части Манхэттена, куда и переехала церковная администрация РПЦЗ. Именно в этом доме с Первоиерархом, митрополитом Анастасием, встретился после долгого перерыва человек, с чьим именем связано нынешнее здание Архиерейского Синода РПЦЗ на Ист 93-й улице - Сергей Яковлевич Семененко.

Митрополит Анастасий (Грибановский) (1873-1965

Митрополит Анастасий (Грибановский) (1873-1965) был известным иерархом еще в дореволюционной России. Несмотря на то, что среди московских архиереев в то время он был самым молодым, его ценили за благоговейность и смирение, ум и организаторские способности. Именно ему была поручена организация всех богослужений во дни празднования в 1913 году в Москве 300-летия династии Романовых. После восстановления Патриаршества на Всероссийском Соборе 1917-1918 гг. епископ Анастасий был назначен на Кишиневскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Но епархией управлять пришлось недолго: с приходом к власти большевиков архиепископ Анастасий вынужденно покинул страну. Незадолго до эмиграции в Кишиневе владыка познакомился с семьей купца Якова Семененко, которому не только помог выехать из страны, но и оказал неоценимую помощь в Константинополе, куда Семененко попал вместе с другими беженцами.

Митрополит Анастасий (Грибановский)

Нашел владыка Анастасий и средства для того, чтобы сын Якова, Сергей, поступил на учебу в Гарвардский университет. Там Сергей Семененко окончил Школу управления бизнесом, основанную, по стечению обстоятельств, Джорджем Бейкером - старшим, и начал карьеру в финансовой сфере. Спустя несколько лет он стал президентом First Bank of Boston, а потом - Bank of New York.
Тем временем послушание архиепископа Анастасия в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме завершилось, и в 1936 году он был избран вторым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви.
В середине 1950-х годов Сергей Семененко, проживавший в элегантных апартаментах великолепного нью-йоркского отеля Pierre, узнал, что владыка Анастасий, которому он лично был обязан многим, также поселился в Нью-Йорке и находится в несколько стесненных обстоятельствах. Недостаточно респектабельный дом из коричневого кирпича на 77-й улице показался Семененко слишком скромным Для Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, и в благодарность за оказанную в сложный период жизни помощь, он решил подыскать подходящий дом для митрополита и Синодальной администрации. В поисках Сергею Яковлевичу помог русский эмигрант Михаил Григорьевич Щербинин, вхожий в высшие круги нью-йоркского общества. В результате поисков лучшим вариантом оказался особняк Палмера-Бейкера, и тогда М.Г. Щербинин нашел возможность представить С.Я. Семененко его хозяйке, Эдит Бейкер. Соглашение о покупке было достигнуто. В 1958 году Архиерейский Синод переехал в восточную часть Нью-Йорка, в особняк №75 на Ист 93-й улице.
Новым хозяевам импозантного особняка предстояло в очередной раз внести в его внутреннюю планировку коррективы в соответствием с назначением здания.

Семененко Сергей Яковлевич (1903-1980) - самый крупный жертвователь русского зарубежья

Родился 26 августа 1903 г. в г. Одесса Херсонской губернии в семье подрядчика по строительству портовых сооружений. Во время революции семья Семененко бежала в Турцию. Окончил в Константинополе колледж с отличием. В 1924 г. поступил в аспирантуру Гарвардского университета, по окончании которого начал работать клерком в банке First National. В 1967 г. ушел в отставку с должности вице-председателя совета директоров банка. Самый крупный жертвователь в пользу Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). В 1958 г. пожертвовал 1 млн. долларов на приобретение одного из значительных зданий в Манхеттане для создания собора Знамения Божией Матери в юрисдикции РПЦЗ и храма св. Сергия Радонежского, с помещением для Синода, покоями митрополита и духовенства, зала для торжественных собраний и школьных помещений. На здании имеется памятная доска с надписью, посвященной С. Скончался 26 апреля 1980 г. Похоронен на кладбище Маунт-Оберн, в Кембридже (шт. Массачусетс).

Первоиерархи РПЦЗ

Митрополит Филарет (Вознесенский)

В Знаменском синодальном соборе проходило настолование четырех первоиерархов РПЦЗ: митрополитов Филарета (Вознесенского), Виталия (Устинова), Лавра (Шкурлы) и Илариона (Капрала).
После блаженной кончины митрополита Анастасия архиереи долго не могли выбрать главу Церкви из двух предложенных кандидатов: архиепископа Иоанна Шанхайского, ныне прославленного в лике святых, и архиепископа Никона (Рклицкого). И тогда владыка Иоанн предложил на пост первоиерарха самого молодого из архиереев – архиепископа Филарета (Вознесенского), викарного епископа Австралийской епархии.

Митрополит Филарет (в миру Георгий Николаевич Вознесенский ; 22 марта (4 апреля) 1903, Курск - 8 (21) ноября 1985, Нью-Йорк) - епископ Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ); с 27 мая 1964 года третий Первоиерарх Русской православной церкви за рубежом, митрополит Нью-Йоркский и Восточноамериканский.

Родился 22 марта 1903 года в Курске. Мать его, Лидия Васильевна, скончалась, когда юноше было 18 лет, а отец Николай Фёдорович, впоследствии принявший монашество с именем Димитрия, был пресвитером, затем архиепископом.

Семья Вознесенских в 1909 году переехала в Благовещенск-на-Амуре, где Георгий в 1920 году окончил восьмиклассную гимназию. Переехав с семьёй в Харбин, поступил в Русско-Китайский Политехнический институт и закончил его со званием инженера-электромеханика в 1927 году.

В 1930 году рукоположён в сан диакона. В 1931 году он окончил Пастырско-богословские курсы при Институте св. князя Владимира. В 1931 году был пострижен в монашество с именем Филарет в честь святого Филарета Милостивого. В том же году рукоположён в иеромонаха. В 1933 году возведён в сан игумена, а в 1937 году - во архимандрита.

После оккупации советскими войсками Маньчжурии престарелый митрополит Харбинский Мелетий (Заборовский) признал над собою и своим клиром власть Русской православной церкви, архимандрит Филарет, перешёл в клир Московского патриархата, однако решительно отказался принять советский паспорт и поминать за богослужением атеистическую власть. Отец архимандрита Филарета в 1946 году вернулся в СССР, где вскоре скончался.

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Архиерейский Синод Зарубежной Церкви долго и упорно хлопотал о том, чтобы получить для него выездную визу. Только к 1962 году Синоду удалось добиться приезда архимандрита Филарета в Гонконг, откуда он вскоре переехал в Брисбен.

29 марта 1962 года на заседани Синода РПЦЗ слушали письмо архимандрита Филарета (Вознесенского) на имя председателя Синода о его прибытии в Гонконг и раскаянии в том, что он с 1945 года состоял в ведении Московской Патриархии, а также подписанное им покаянное заявление по форме установленной Собором Епископов.

К тому времени в Австралии собралась значительная часть бывшей паствы архимандрита Филарета, и очень скоро по его прибытии туда, за многочисленными подписями, было подано в Синод прошение о назначении его епископом в этот город. Ходатайство это было охотно поддержано болевшим уже тогда архиепископом Саввой (Раевским).

26 мая 1963 года архимандрит Филарет был рукоположён во епископа Брисбенского, викария Сиднейской епархии. Хиротонию совершили архиепископ Савва (Раевский) и епископ Антоний (Медведев) в присутствии епископа Константинопольской православной церкви Дионисия (Псиахаса).

14 (27) мая 1964 года, будучи викарием и самым младшим по хиротонии из иерархов РПЦЗ, был избран Собором епископов РПЦЗ и настолован в тот же день первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей.

В его первосвятительство, в сентябре 1974 года, был проведён третий Всезарубежный Собор; прославлен ряд святых, в частности Иоанн Кронштадтский (1964) и новомученики и исповедники Российские (1981).

В 1998 году останки почившего первоиерарха были перенесены из крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу собора Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США). Когда вскрыли гробницу, то мощи митрополита Филарета оказались нетленными.

Митрополит Виталий также запомнился нам как строгий монах, который, однако, любил, чтобы в храме было красиво, со вкусом; в алтаре не терпел беспорядка.

Родился 8 (20 ) августа 1873 года в местечке Глафировка Таганрогского округа в семье диакона . Семья жила очень бедно . В семь лет осиротел .

Митрополит Виталий (Максименко)

Окончил Мариупольское духовное училище . В 1895 году окончил Екатеринославскую духовную семинарию , поступил в Киевскую духовную академию .

За участие в студенческих беспорядках в 1896 году был отчислен со 2 -го курса академии без права восстановления и назначен сельским учителем: «Я привел школьное помещение в жилое состояние: повставлял стекла , достал дров и так занялся детьми с утра до вечера … На экзаменах моя школа , не имевшая несколько лет выпусков и считавшаяся последней , вышла первой …».

В это время о Василии узнает ректор Казанской Духовной Академии - Епископ Чебоксарский Антоний (Храповицкий ). Василий был принят на второй курс Казанской духовной академии благодаря поручительству Епископа Антония .

В 1899 году пострижен в монашество Антонием (Храповицким ), рукоположен им же в иеродиакона и иеромонаха . Приписан к Донскому монастырю в Москве .

В том же году окончил академию со степенью кандидата богословия . Назначен преподавателем Александровской миссионерской семинарии в селе Ардонское .

В начале 1903 году возведён в архимандрита и назначен проповедником в Почаевскую Лавру , по настоянию переведённого в Волынскую епархию архиепископа Антония (Храповицкого ).

Был председателем Почаевского отдела Союза русского народа . Сумел превратить печатный цех в Почаевском монастыре в одну из крупнейших церковных печатных мастерских в России .

К концу Первой мировой войны был назначен духовником в действующую армию и самоотверженно разъезжал по окопам вдохновляя солдат .

Узнав об отречении императора архимандрит Виталий прибыл в царскую ставку в Могилёв , с тем чтобы умолять государя взять своё отречение назад . Но к свиданию допущен не был .

После занятия Волыни поляками во время первой мировой войны был посажен в подводный каземат в Демблине . После освобождения эмигрировал в Югославию , затем в Чехословакию . Некоторое время служил настоятелем одного из приходов на Пряшевской Руси (Чехословакия ). Основал в селе Ладомирово на Пряшевской Руси монастырь святого Иова Почаевского и типографию при нём .

6 мая 1934 года в Белграде хиротонисан во епископа Детройтского , управляющего приходами Русской Зарубежной Церкви в Северной Америке , с местопребыванием в Свято -Троицком монастыре в Джорданвилле , штат Нью -Йорк ). Воссоздал в обители типографию .

3 сентября 1934 года возведён в сан архиепископа Североамериканского и Канадского . С 1948 года был настоятелем Свято -Троицкого монастыря . Основал при монастыре духовную семинарию .

С 1950 года - архиепископ Восточно -Американский и Джерзейситский .

Скончался 8 (21 ) марта 1960 года в Нью -Йорке . Похоронен на кладбище Свято -Троицкого монастыря в Джорданвилле .

Митрополит Лавр (Шкурла)

Митрополит Лавр (Шкурла)

Родился 1 января в Ладомирово (Владимирова (Чехословакия)). С 1939 г. (с 11 лет) жил при монастыре прп. Иова Почаевского во Владимировой. Эмигрировал в 1944 г. и стал послушником. В 1946 г. вместе с братией монастыря прп. Иова Почаевского прибыл в Свято-Троицкий монастырь в г. Джорданвилль (шт. Нью-Йорк, США). В 1947 г. принял постриг в рясофор, в 1948 г. был пострижен в мантию. Иеродьякон (1950). Иеромонах (1954). С 1954 по 2001 гг. преподавал догматическое богословие и каноническое право в Свято-Троицкой духовной семинарии. Инспектор семинарии (1958). Игумен (1959). Архимандрит (1966). Епископ Манхеттенский, викарий Восточно-Американской епархии (1967) и секретарь Архиерейского Синода (1967). Епископ Сиракузский и Троицкий (1976) и настоятель Свято-Троицкого монастыря. Ректор Свято-Троицкой семинарии (1976). Архиепископ Сиракузский и Троицкий (1981). В 1991 г. упомянут как секретарь Синода РПЦЗ (в сане архиепископа). Заместитель первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей (РПЗЦ) (2000). С 2001 г. митрополит, первоиерарх РПЗЦ. Активный сторонник установления канонического общения РПЦЗ с Московской Патриархией. Скончался 16 марта 2008 г. в скиту в Джорданвилле.

Митрополит Иларион (Капрал)-нынешний Первоиерарх РПЦЗ

Родился 6 января 1948 г. в г. Спирит-Ривер (Spirit River) (провинция Альберта, Канада). Он был младшим ребенком в семье Алексея Капрала и Ефросиньи (урожденной Касянюк). Родители Игоря были родом из деревни Обенижи в Волынской области на Украине и в 1929 году эмигрировали в Канаду. В 1967 году, в возрасте 19 лет, поступил вСвято-Троицкую духовную семинарию в г. Джорданвиль (США) и, окончив ее в 1972 г., поступил в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвиле послушником. 2 декабря 1974 года был пострижен в рясофор с именем Иларион. 4 декабря 1975 года был рукоположен во иеродиаконы архиепископом Аверкием (Таушевым), при котором будущий владыка служил келейником. В 1976 году епископом Манхэттенским Лавром (Шкурлой) рукоположен во иеромонахи. В том же году отец Иларион закончил Сиракузский университет, где был удостоен звания магистра славянских наук и русской литературы. Будущий владыка был редактором английской версии журнала «Православная жизнь», работая одновременно наборщиком в монастырской типографии. Епископ Манхеттенский (1984). В 1991 г. упомянут как заместитель секретаря Синода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) (в сане епископа). Епископ Вашингтонский с местопребыванием в Нью-Йорке (1995). Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский (1996). В 2003 году награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. На Архиерейском Соборе РПЦЗ 15-19 мая 2006 года - определен первым заместителем председателя Архиерейского Синода РПЦЗ с местопребыванием в Нью-Йорке. После кончины митрополита Лавра (Шкурла) 16 марта 2008 года, как первый заместитель председателя Синода, стал временно управляющим РПЦЗ, а 12 мая 2008 г. был избран первоиерархом РПЦЗ с возведением в сан митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского.

Архиереи РПЦЗ

Первым старостой Знаменского собора стал князь Владимир Владимирович Голицын.

Князь Владимир Голицин

Воспоминания князя Владимира Голицына

«Когда в особняке разместился Синод Русской Зарубежной Церкви и сюда переехал Первоиерарх митрополит Анастасий (Грибановский), мне было всего восемнадцать лет, - вспоминает первые годы староста собора князь Владимир Кириллович Голицын. - Мы сразу занялись устроением храма и приспособлением помещений для церковных целей: делали рамы для картин, проводили электричество, мастерили вешалки для архиерейского облачения, а нередко и готовили трапезу для митрополита Анастасия и его гостей.

Мой дедушка - князь Владимир Владимирович Голицын, до революции возглавлявший Московское дворянское собрание, также поселился в Америке и, спустя некоторое время, принял монашество с именем Дионисий. Он жил в Монреале, а вскоре митрополит Анастасий благословил отца Дионисия стать его келейником и переехать в Нью-Йорк.

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Знаменский собор был освящен в 1959 году. Иконы для храмового иконостаса написал известный иконописец архи-мандрит Киприан (Пыжов), как его называли - «иконописец всея зарубежья». По левую сторону от солеи в киоте под сенью пребывает чудотворная иконы «Знамения» Курско-Коренная.
Во время паломничества святого образа его заменяет копия, написанная архимандритом Киприаном. Рядом - иконы Божией Матери «Казанской» и святителя Иоанна Шанхайского с частицей мощей.

Далее на стене - иконы Санкт-Петербургских святых: блаженной Ксении с хранящемся в ковчежце осколком камня из внутренней облицовки могилы святой; и праведного Иоанна Кронштадтского с его мантией. Рядом на аналое - медальон преподобного Серафима из Екатеринбургских икон Царской семьи и крест святого из его гроба. На стене в киоте - образ преподобного Анастасия Синайского, небесного покровителя второго Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Анастасия.

С С правой стороны от алтаря - образ святителя Николая Чудотворца в киоте и хранящаяся тут же мантия царя-страстотерпца Николая II.



Престольный праздник собора отмечается 10 декабря (по новому стилю) в день празднования иконы Божией Матери «Знамение».

Курская икона «Знамение» Божьей Матери – одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. На иконе изображена Пресвятая Богородица, сидящая и молитвенно поднявшая Свои руки; на ее груди, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

Хранители Курской коренной иконы

Первым хранителем иконы считается епископ Курский Феофан (Гаврилов). Именно им икона была вывезена из России и через Турцию привезена в Грецию, где находилась непродолжительное время, после чего была перенесена в Сербию. Во время войны Митрополитом Анастасием (Грибановским) икона через Австрию была доставлена в Германию. В Мюнхене хранителем иконы стал архимандрит Аверкий (Таушев), посещавший с ней прихожан и беженцев. В штат Нью-Йорк икона попала в 1951 году вместе с архимандритом.

Через некоторое время последовало назначение хранителем иконы протоиерея Бориса Крицкого, путешествовавшего с нею по приходам Русской Зарубежной Церкви.

После его смерти в 1989 году тогдашний Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Виталий (Устинов) сам стал хранителем иконы, и разные священники получали от него назначения путешествовать с нею.

В декабре 2010 года хранителем Курско-Коренной иконы Божией Матери назначен диакон Николай Ольховский (ныне епископ).

Обретение иконы

По преданию, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, в кроне огромного дерева, недалеко от сожжённого татарами Курска. На этом месте поставили часовню, а затем в 1618 году Знаменский монастырь, в котором икона хранилась ровно 301 год.


Знаменский монастырь в Курске.

Ежегодно икону переносили в Коренную пустынь. Крестные ходы с иконой собирали огромное количество верующих.

Возобновленную Курскую Коренную пустынь возглавил наш вселюбимый старец, схиархимандрит Исаия (см. нашу статью «Глубоко внутренний человек»)

Возрожденная Курская Коренная пустынь в наше время

Во время Гражданской войны, чтобы святыня не попала в руки красных командиров, икона была вывезена из монастыря, а осенью 1920 года надолго покинула Россию. Посетит свое отечество она только через 89 лет, в 2009 году. Здесь, в дальнем зарубежье, ее с любовью называют Одигитрией русского рассеяния. Правда, в соборе она бывает не всегда: путешествует по различным градам и весям, утешая страждущих… И хотя верующие понимают, что святыня принадлежит всем, возвращение ее всегда радостно и желанно.


Необходимо отметить, что в наше непростое время кризис, охвативший Америку, Больно ударил и по Церкви.Все труднее становится содержать столь большую площадь, платя налоги, просто непомерные из-за дороговизны недвижимости на Манхеттене, и Священноначалие задумывается над тем, чтобы сменить престижный район и просторное помещение на более скромные. Ежегодный дефицит Синода составляет 450-500 тыс. долларов.

Во время престольного праздника

По этому вопросу Синод РПЦЗ сделал специальное заявление. „Синодальная канцелярия осознает, что в случае, если продажа здания станет единственным выходом из положения, прихожане Знаменского собора в Нью-Йорке, располагающегося в здании Архиерейского Синода, лишатся церкви“, - отмечается в нем.
В РПЦЗ констатируют, что „серьезность положения оставляет мало времени на поиски решения“.
Силами прихожан храма и паломников, большинство из которых составляют не весьма обеспеченные эмигранты, решить проблему представляется делом очень непростым.
К сожалению, в трудном положении пребывают и многие другие храмы, некоторые из которых вообще закрываются. Нас очень огорчило известие о том, что один из любимых и посещаемых эмигрантами храмов во имя Богородицы Неупиваемая Чаша на Брайтоне, в который мы всенепременно заходили помолиться и пообщаться с настоятелем, отцом Вадимом Арефьевым, к нашему последнему приезду был уже закрыт под предлогом несоответствия пожарным нормам.


Там же находился Дом трудолюбия, где о. Вадим, не один год самоотверженно работавший в этом направлении, собирал спившихся бомжей и безработных, давая им приют и надежду на новую жизнь.

Кстати, многим это помогало выжить и не потерять себя, и мы знали некоторых из них. Все они сейчас остались без пристанища, и хотя организован сбор средств на строительство нового храма, их катастрофически не хватает.

Эх, Америка, Америка! Богатая и беспечальная, с необъятными просторами и разнообразными ландшафтами, где могли бы счастливо проживать миллионы людей, ты порой бываешь лютой мачехой для тех, кто не выдерживает твоего стремительного ритма и жесткого миропорядка, основанного на безоговорочном подчинении власти денег… В твоем плавильном котле безжалостно переплавляются человеческие судьбы, перемалываются жизни… Золотой телец прочно обосновался не только на Уолл-Стрит, но и в сознании людей. Скорбный глас Христа в их сердцах слышится все реже…
Очень не хочется завершать рассказ на такой грустной ноте. Мы все-таки очень надеемся, что Церковь сумеет преодолеть эти негативные тенденции, ибо, по словам Спасителя, „врата адовы не одолеют Ее“.


Галерея икон .

Во время нашествия на Россию хана Батыя город Курск был настолько разорён, что зарос лесом, в котором часто охотились жители соседнего городка Рыльска. Однажды, 8 сентября 1295 года, один охотник увидел у корня дерева обращённую ликом к земле икону. Он поднял образ, и оказалось, что это была икона Пресвятой Богородицы «Знамение». В ту же минуту на том месте, где она лежала, из земли забил источник родниковой воды.

Когда князю Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы , он приказал принести её в город. Народ встретил икону с торжеством, но сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был немедленно наказан слепотою. Когда же после покаяния он получил прозрение, то в благодарность за исцеление воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда после окончания строительства и была поставлена чудотворная икона. Тогда же был установлен праздник в день её явления. Икону от места явления при корне дерева стали называть Коренною.


«Знамение» Курская-Коренная икона Божией Матери. Галерея икон .

Но икона пробыла в храме недолго: чудесным образом она исчезла и была обнаружена на том месте, где была обретена охотником. Жители Рыльска неоднократно брали её и относили в город, но икона каждый раз исчезала из храма, и её вновь находили на месте явления при корне дерева. Тогда все поняли, что Божия Матерь благоволит к месту явления Её образа, и на этом месте была построена часовня.


«Знамение» Курская-Коренная икона Божией Матери. Галерея икон .

В 1383 году напавшие на Курскую область татары взяли в плен служившего при часовне священника, зажгли часовню, икону рассекли пополам, одну половину бросили в огонь, а другую – в сторону. Священник был отведён в Крым, где провёл в плену несколько лет, выполняя тяжёлые работы. Однажды московские послы, проезжая мимо татарского стана, услышали русские песнопения ко Пресвятой Богородице. Узнав о пленном священнике, послы выкупили его из рабства, и он вернулся на место под Курском, где когда-то стояла часовня с чудотворной иконой.

На месте сгоревшей часовни священник нашёл одну половину, а другую после поисков обнаружил в стороне в траве. С верою сложил он две половины вместе, и они чудесно срослись. С того времени икона оставалась на своём месте во вновь отстроенной часовне, и все время от неё не прекращались чудотворения. Впоследствии на месте часовни был устроен монастырь – Коренная пустынь. Известно, что преподобный Серафим Саровский в детстве излечился перед этим образом.

В 1898 году злоумышленники пытались уничтожить русскую святыню. Взрыв от подложенной бомбы был настолько силён, что разрушился храм, но икона осталась невредимой. Ко всеобщему изумлению, осталось целым даже стекло на киоте. В память о чудесном сохранении иконы при взрыве был установлен ещё один день празднования Курской-Коренной иконе Божией Матери «Знамение» – 8 сентября (21 сентября по новому стилю).

После революционного лихолетья чудотворный образ оказался за пределами России. Ныне является одной из святынь Русской Православной Церкви Заграницей.

Дни празднования: 21 марта (8 марта по старому стилю), 21 (8 сентября), 10 декабря (27 ноября) и в 9-ю пятницу по Пасхе.


Святейший Патриарх Кирилл доставил чудотворную Курскую-Коренную икону Божией Матери «Знамение» в Курск 23 сентября 2009 года.

Еще об иконе «Знамение» Курская-Коренная

Чудотворная икона, самая прославленная копия-список иконы «Знамение» Новгородская. История ее почитания началась, вероятно, в 16 веке. По преданию, в 1597 царь Алексей Михайлович повелел принести в Москву чтимую в Курске икону «Знамение». В Москве икона была обновлена: вставлена в раму с образами пророков, царица Ирина Федоровна украсила ее драгоценным окладом. Вскоре икону возвратили в Курск , где была основана Коренная обитель (названа в память явления иконы, произошедшем, по преданию, в 13 веке «при корне дерева»). Икону вновь принес в Москву Лжедмитрий I , возвращена в Курск в 1615 царем Михаилом Федоровичем. В 1898 эсеры пытались взорвать святыню, но она осталась невредимой. В 1918 чудотворная Курская-Коренная икона и ее список в драгоценных окладах были украдены, но вскоре найдены брошенными (без окладов). В 1920 икона была вывезена за границу: после временного возвращения в Крым, в армию генерала Врангеля, она была отправлена в Югославию, где находилась в течение 25 лет; во время второй мировой войны в 1944 переправлена в Германию. С 1951 является святыней Русской Православной Зарубежной Церкви в США.

Сохранившаяся икона «Знамение» Курская-Коренная небольших размеров, исполнена в конце 16 века; изображения пророков на раме более поздние. В 17-19 веках икона особенно почиталась как покровительница православного воинства, ее копии брали в военные походы. Ежегодно икону носили крестным ходом из курского Знаменского собора , где она хранилась с 17 века, в Коренную пустынь. Многочисленные копии иконы (в основном в южных районах России), также почитались чудотворными.


«Знамение» Курская-Коренная икона Божией матери.

Включайся в дискуссию
Читайте также
День рождения 24 декабря знаменитости
Комбриг богданов михаил андреевич
Виленская епархия. Православие в литве. Духовные учебные заведения