Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Семантический треугольник фрегат что означает. Треугольник Фреге: понятие, логическая модель, семиотика и логика

Структуру знака удобно представлять в виде так называемого треугольника Фреге , вершинами которого являются денотат , имя и смысл . Денотат (от лат. denoto - обозначаю) в логике и семантике - предмет (как говорил Фреге - "определённая вещь" ), обозначаемый собственным именем некоторого языка (в формализованном языке - константой или термом), или класс предметов , обозначаемых общим (нарицательным) именем (в формализованном языке - предметной переменной). Например, собственное имя "Москва" обозначает столицу России, а сам город является денотатом имени "Москва". Общее имя "студент" обозначает "всех людей, проходящих обучение в вузах", и класс этих людей будет денотатом данного общего имени.

Другой характеристикой имени является его смысл , что в повседневной речи выражено синонимом значение . В логической семантике общее значение языковых выражений делится на две части: предметное значение и смысл . Предметным значением (денотатом, референтом) некоторого выражения называют тот предмет или класс предметов, который обозначается данным выражением. Вместе с тем, каждое выражение несёт в себе некоторое мысленное содержание, которое и называют смыслом. Понять некоторое выражение, значит усвоить его смысл, т.е. смысл выражения задаёт его денотат. Очевидно, что два выражения могут иметь одно и то же предметное значение, но различаться по смыслу. Например, выражения "город, в котором родился А.С. Пушкин" и "самый большой город в России" обозначают один и тот же объект - город Москву, однако обладают разными смыслами. В логике понятиям "денотат" и "смысл" соответствуют понятия объёма (экстенсиональность) и содержания (интенсиональность). Экстенсиональность - объёмность; сведение содержания, понятий, утверждений к их объёмам. Экстенсионалом собственного имени является обозначаемый им предмет (объект). Экстенсионалом общего имени будет класс обозначаемых им предметов (объектов); экстенсионалом предикатного выражения называют класс предметов, обладающих соответствующим свойством и т.п. .

Экстенсиональный контекст - предложение или совокупность взаимосвязанных предложений, говорящих только об экстенсионалах, входящих в них выражений. Критерием для различения экстенсиональных контекстов и неэкстенсиональных (интенсиональных) является принцип взаимозаменимости : если при замене двух выражений с одним и тем же экстенсионалом в некотором предложении это предложение остаётся истинным, то, значит, мы имеем дело с экстенсиональным контекстом. Если при такой замене истинное предложение превращается в ложное, значит контекст неэкстенсионален. Например, выражения "Марк Твен" и "Самюэл Клеменс" имеют один и тот же экстенсионал. Рассмотрим истинное предложение "Марк Твен написал сатирическую повесть "Янки при дворе короля Артура"". Если в этом предложении мы заменим выражение "Марк Твен" экстенсионально эквивалентным выражением "Самюэл Клеменс", то предложение останется истинным. Следовательно, это предложение экстенсионально. Рассмотрим другое истинное предложение: "N не знал, что Самюэл Клеменс является одним и тем же лицом, что и Марк Твен". Если мы в нём сделаем замену, аналогичную предыдущей, то получим: "N не знал, что Самюэл Клеменс является одним и тем же лицом, что и Самюэл Клеменс", что является ложным. Следовательно, контекст неэкстенсионален, т.е. интенсиональными называются контексты, в которых принцип взаимозаменимости нарушается.

Возвращаясь к понятию денотат, отметим, что денотатом собственных и общих имён далеко не всегда являются реально существующие предметы и их совокупности. Часто в качестве денотата выступают идеализированные, абстрактные объекты типа "Дед Мороз" или "Андрей Болконский". В этом случае можно сказать, что они не содержат экстенсионала или имеют нулевой экстенсионал.

Возвращаясь к Фреге, отметим, что в его первом тезисе подчёркивалось: "каждое выражение, имеющее экстенсионал (у него референция), имеет смысл" . Например, "Вечерняя звезда" и "Утренняя звезда" имеют один и тот же денотат (Венера), но различные смыслы, причём предложение ""Вечерняя звезда" есть "Вечерняя звезда"" тривиально и не несёт никакой когнитивной информации о мире. Наоборот, предложение ""Вечерняя звезда" есть "Утренняя звезда"" когнитивно значимо и может быть известно только апостриорно путём проявления эмпирического довода. Кажется правдоподобным, что обучение субъекта предложению ""Вечерняя звезда" есть "Утренняя звезда"" отличается от обучения субъекта предложению ""Вечерняя звезда" есть "Вечерняя звезда"" именно тем, что при одном денотате смыслы этих двух предложений разные. Интуитивно понятно, что разница в смысле заключается в когнитивной значимости предложения ""Вечерняя звезда" есть "Утренняя звезда"".

Отсюда вытекает второй тезис Фреге: "смысл отражает когнитивную значимость", который верен как для собственных имён (термов), так и для общих. Когнитивная значимость проявляется для двух предложений, имеющих разные смыслы, т.е. неэквивалентных априорно.

Фреге писал, что смысл не является ментальной сущностью типа идеи или образом, связанным с выражением. Природа смысла у Фреге не совсем ясна. Он иногда использовал описание при определении смысла. Говоря о смысле имени "Аристотель", он связывал его с описанием типа "Ученик Платона и учитель великого Александра", которое является лингвистической сущностью . Описание может ассоциироваться с экстенсионалом выражения, хотя в некоторых случаях экстенсионал может быть не определён. Здесь, конечно, проявляется наше знание или незнание действительного мира. Если мы обнаружим, что самой яркой звездой в вечернем небе является Венера, то имя "Вечерняя звезда" будет ссылаться на Венеру. Если же окажется, что самой яркой звездой в вечернем небе является Юпитер, то имя "Вечерняя звезда" будет ссылаться на Юпитер. Экстенсионалы выражений зависят от того, каким окажется реальный мир со своим множеством сценариев, и насколько субъект обладает достаточной информацией о том или ином сценарии. Правда, возникает вопрос: "Что считать достаточной информацией?" Понятно, что это та информация, которая доступна субъекту, чтобы знать экстенсионал выражения, но которую трудно точно определить. Но здесь проявляется эпистемическая зависимость экстенсионала выражения от мира, в котором этот экстенсионал имеет место.

Эта эпистемическая зависимость предполагает, что смысл выражения может рассматриваться как интенсионал, т.е. как функция от возможностей к экстенсионалам, причём эта функция осуществляет связь эпистемической возможности с экстенсионалом. Эта эпистемическая возможность является тем, что Д. Чалмерс в назвал сценарием, т.е. можно думать о сценариях как о возможных мирах.

Интенсионал выражения может мыслиться как эпистемический интенсионал . Рассмотрим снова предложение ""Вечерняя звезда" является "Утренней звездой"". Если сценарий, где самым ярким объектом в вечернем небе является Юпитер, а в утреннем - Нептун, априорно принять действительным, окажется, что "Вечерняя звезда" не является "Утренней звездой". И с другой стороны, взяв реальный сценарий с Венерой, получим, что интенсионал предложения "Вечерняя звезда" является "Утренней звездой" истинен.

Основой для эпистемического интенсионала является наша способность описывать и оценивать эпистемические возможности. Конечно, любой определённый сценарий должен быть описан, чтобы оценить его как эпистемическую возможность. В зависимости от сценария эпистемический интенсионал будет или истинным, если некоторое предложение эпистемически возможно в данном сценарии, или ложным, если это не так, или неопределённым, если эпистемический интенсионал этого предложения является неопределённым в нём. К сожалению, многие имена (термы) не могут быть описаны своим эпистемическим интенсионалом. Лучшее, на что можно надеяться, - это аппроксимировать эпистемический интенсионал при описании того или иного терма, единичного или общего. Так что эпистемический интенсионал не является описанием термов. Если дано выражение (единичный терм, общий терм и т.п.), оно будет ограничено некоторым типом экстенсионала (индивидуум, класс и т.п.), а его интенсионал является функцией от сценария к соответствующему типу экстенсионала. Так, интенсионал единичного терма есть функция от сценария к индивидууму, интенсионал общего терма - функция от сценария к классу, а интенсионал предложения является функцией от сценария к истинностным значениям .

Теперь рассмотрим третий тезис Фреге о том, что смысл сложного выражения зависит от смыслов его частей. Для определения смысла сложного выражения сначала надо определить его логическую форму, затем найти смысл основных термов и используя логическую форму выражения составить смысл его частей. Говоря об экстенсионале сложного выражения в некотором сценарии, правдоподобно отметить, что он будет зависеть от экстенсионалов его частей в том же сценарии вместе с интенсионалом этого выражения, также зависящего от интенсионалов его частей.

Фреге считал, что экстенсионал терма, сложного выражения или предложения некоторым образом определяется его смыслом, что нашло отражение в четвёртом тезисе. Однако смысл выражения в общем случае не определяется его экстенсионалом, что можно видеть на примере "Вечерняя звезда" и "Утренняя звезда", которые имеют один и тот же экстенсионал, но разные смыслы. знак семиотика дизайн искусство

Имеются некоторые трудности при определении смысла его экстенсионалом. Следуя , можно сказать, что смысл строго определяет экстенсионал, если любые два выражения, имеющие один и тот же смысл, имеют один экстенсионал. Отражая когнитивную значимость, смысл двух термов "Вечерняя звезда" и "Утренняя звезда" однако ж при всей одинаковости экстенсионала в зависимости от среды (мира) вряд ли мог бы определяться только когнитивной ролью. Можно сказать, что смысл слабо определяет экстенсионал, если экстенсионал определяется смыслом в союзе с окружающим миром. Поэтому кажется правдоподобным, что терм "Утренняя звезда" относится к планете Венера не просто из-за его смысла, а из-за образа действия, в котором мир находится.

Что касается пятого тезиса Фреге о смысле косвенных контекстов, т.е. дополнительных придаточных предложений, вводимых союзом "что" , то для этого случая эти придаточные предложения не имеют своего обычного экстенсионала. Так, если для двух предложений "N полагает, что Марк Твен является писателем" и "N полагает, что Самюэл Клеменс является писателем", окажется, что первое - истинно, а второе - ложно, то истинностное значение этих предложений не может быть определено экстенсионалами их придаточных частей при условии, что "Марк Твен" и "Самюэл Клеменс" имеют один и тот же экстенсионал. Отсюда Фреге полагал, что в косвенных контекстах выражения ссылаются на свои обычные смыслы, и поэтому экстенсионал есть то, что обычно является его смыслом. Так, "Марк Твен" в данном примере является не личностью, а только смыслом "Марк Твен". Однако тщательный анализ косвенных контекстов говорит о более тонких особенностях, нежели это предлагает тезис. И это связано с предложениями, включающими убеждения (belief) и связанными с ними приписываниями тех или иных отношений. Рассмотрим приписывание убеждения на примере типа: "Пётр убеждён, что я русский". Здесь смыслом "я" является эпистемический интенсионал, выбирающим центром сценария индивидуума, а смысл "я русский" истинен только в тех сценариях, где индивидуум имеет определённое национальное происхождение. Если бы Пётр учитывал убеждение с этим смыслом, он отнёс бы это национальное происхождение к самому себе . Но очевидно, что это не то, что Пётр принимал во внимание, когда он полагал, что я русский. Таким образом, исходя из текущего понимания смысла, выходит, что Петру приписан неверный тип убеждения .

По Фреге смысл предложения является специальным типом сущности, "мыслью", а сама мысль, по его мнению, не есть ментальная сущность. Точно также как предложение может быть истинным или ложным, утверждение также может быть истинным и ложным, причём предложение истинно тогда и только тогда, когда утверждение, его выражающее, истинно. Фреге считал, что утверждение истинно или ложно абсолютно , что нашло отражение в его шестом тезисе: смысл предложения имеет абсолютное истинностное значение. По его точке зрения невозможно, чтобы одно и то же утверждение было истинным или ложным, например, в разное время. Если два предложения, произнесённые субъектами в любое время, выражают одно и то же утверждение, они имеют то же самое истинностное значение.

Однако многие предложения, произнесённые по одному случаю, могут быть истинными, но ложными по-другому. Например, предложение "Сейчас идёт дождь" будет ложным, если я произнёс его сейчас, но истинным, если я произнёс его в это же время вчера. Но если придерживаться этого тезиса, окажется, что это на самом деле не так. Очевидный источник этого затруднения кроется в индексальном выражении "сейчас". С точки зрения Фреге такое индексальное выражение имеет разные смыслы в зависимости от разных обстоятельств. То же самое касается и многих других индексальностей: "я", "здесь", "сегодня", "завтра" и т.п.

Одна идея заключается в том, что смысл такого выражения должен быть встроен в его денотат. Если это так, моё высказывание "сейчас" сегодня имеет смысл, встроенный в конкретный вторник, а высказывание "сейчас" завтра содержит смысл, который встроен в конкретную среду. Аналогично моё высказывание для "я" имеет смысл, встроенный в конкретную личность "Вадим Вагин", в то время как ваше высказывание имеет смысл, полагающийся на другую личность, например, "Ирина Анищенко".

Но всё-таки, когда я использую выражения типа "сейчас" или "сегодня", денотат не отражается в когнитивной значимости выражения для меня. У меня нет никакой идеи о том, какой сегодня день, и день мог бы измениться, что никак не скажется на моей познавательной способности. Отсюда имеется некоторая натянутость между такого рода утверждениями и тезисом, что смысл отражает когнитивную значимость.

Естественным выходом из этой натянутости является отказ, что интенсионал является функцией от "объективных", т.е. одних и тех же миров к экстенсионалам. Скорее интенсионалы могут рассматриваться как функции от "центрированных" миров к экстенсионалам. Здесь центрированный мир (centered world) есть мир, помеченный "центром", где центр состоит из индивидуума и времени, представленных в этом мире .

Объективное описание мира не является эпистемически полным, и чтобы сделать его таким, описание нуждается в локальной информации типа маркера "Вы сейчас здесь", указывающего, что за индивидуум есть "Вы", и какое время "сейчас" . Этот тип эпистемической возможности лучше всего представляется центрированным миром.

Раз уже эпистемически возможные сценарии представляются как центрированные миры, можно сказать, что эпистемический интенсионал для "я" выбирает индивидуум, отмеченный в центре данного сценария, и эпистемический интенсионал "сейчас" выбирает время, отмеченное в этом центре. Эпистемический интенсионал "сегодня" будет выбирать день, содержащий время, отмеченное в центре данного сценария, а эпистемический интенсионал "завтра" выберет следующий день. Эти интенсионалы будут общими для всех случаев использования этих выражений.

Если два разных субъекта используют индексальное выражение типа "я", они будут населять два разных центрированных мира: один, центрированный по первому субъекту, а второй - по второму. Таким образом, эпистемический интенсионал для "я" будет выбирать разные действительные экстенсионалы для каждого из этих субъектов. Нечто аналогичное имеет место и для "сейчас": если это выражение используется в разное время, интенсионал будет оцениваться разными центрированными мирами.

Введение центрированных миров имеет одно существенное следствие: смысл предложения больше не имеет абсолютного истинностного значения. Когда я произношу фразу "Сейчас идёт дождь", вчера и сегодня, моё высказывание имеет тот же самый эпистемический интенсионал оба раза, но он ложен вчера и истинен сегодня. Таким образом, интенсионал не является истинным или ложным абсолютно . Он истинен или ложен только относительно субъекта и времени, что, к сожалению, не подтверждает шестой тезис Фреге. Хотя требование, что смысл предложения является абсолютным носителем истины, был важным для Фреге, есть основания полагать, что отказ от этого тезиса не причинит значительного ущерба взглядам Фреге на природу смысла и поможет только углубить наше понимание структуры знака.

Заманчиво считать, что смысл выражения является его универсальной чертой, т.е. каждый его символ имеет один и тот же смысл. Однако Фреге полагал, что смысл выражения может варьироваться в зависимости от случаев его использования, что нашло отражение в его седьмом тезисе. Так, смысл предложения типа "Сейчас здесь идёт дождь" различен в зависимости от обстоятельств его использования, что, по-видимому, относится к разнице смысла выражений типа "здесь" и "сейчас", которые могут использоваться в разных случаях. Фреге также подчёркивал, что два разных индивидуума, произнося имя "Аристотель", могут ассоциировать это имя с разным смыслом. Для таких случаев нужно придать смысл символам (tokens) выражений, которые используются в конкретных контекстах и в разных обстоятельствах. Из этого следует, что понимание смысла выражения у Фреге не следует идентифицировать с его лингвистическим значением , в котором все символы выражения имеют общий смысл.

Подытоживая сказанное, отметим, что хотя и не все тезисы Фреге подтверждаются (это касается пятого и шестого тезисов), его вклад в номинативную теорию предложения трудно переоценить. Именно теория имени легла в основу треугольника Фреге , который является стержнем современной логической семантики.

Развивая идеи Пирса, немецкий математик и логик Готлоб Фреге (1848-1925) предложил собственную треугольную логическую модель функционирования знака. Фреге писал: «Употребляя знак, мы хотим сказать что-то не о знаке, но главным, как правило, является его значение» .

В этой модели, также имеющей треугольную форму, как и модель Пирса, представлена зависимость между тремя другими феноменами: знаком, объективно существующим элементом реальности, который он отражает, и представлением об этом элементе (всем классе элементов), функционирующем в сознании субъекта знаковой деятельности.

Модель Фреге, получившая название логического треугольника (треугольника Фреге), имеет следующий вид.

Рис. 5.2.

Данный треугольник моделирует сразу несколько процессов - возникновение, функционирование и трансформацию знаков в коммуникативных взаимодействиях, а также использование знака субъектом в различных ситуациях коммуникации.

Рассмотрим каждый из компонентов модели, расположенный в вершинах треугольника Фреге.

В одной из вершин расположен знак, или, если мы ведем речь о вербальной коммуникации, слово.

В другой вершине находится объект, который обозначается данным знаком, или называется данным словом. Объект - это некоторый элемент предметного, объективно существующего мира. В логико-семиотических моделях, а Фреге, напомним, по научной специализации был логиком, объект, вступающий в семиотические отношения с обозначающим его знаком, то есть репрезентируемый знаком, получает особое название - денотат. «Денотат - предмет, как объект обозначения с помощью знаков» 1 .

В лингвистике вместо термина денотат употребляется термин «референт». «Референт - конкретный предмет, к которому относится языковый знак в составе высказывания» .

Например, если представляясь при телефонном разговоре с незнакомым собеседником, некто произносит: «Здравствуйте, с вами говорит господин X», то именно он, реальный господин X из плоти и крови, с его сознанием и подсознанием будет выступать денотатом (референтом) по отношению к знаку (имени) «господин X».

Наконец, в третьей вершине треугольника находится субъективное представление обо всем классе денотатов данного знака, представленное в сознании субъекта знаковой деятельности. В логике это представление называют концептом, а в лингвистике - понятием. Категория «концепт» применительно к таким знакам, как языковые конструкции, непосредственно увязывается с категорией «смысл».


Рис. 5.3.

В своей логической теории знаков Фреге развел понятия смысла и значения знака (имени, термина). Категорию смысла он связал с категорией концепта, категорию предметного значения - с категорией денотата, а категорию знака - с категорией имени. В результате треугольник Фреге, называемый также семантическим треугольником, можно представить в следующем виде.

В теории значения имен Фреге-Черча значением (предметным значением, денотатом) некоторого имени (знака) называют обозначаемый этим именем предмет или класс предметов (объем именуемого понятия), а смыслом имени (концептом его денотата) называют содержание того же понятия, которое усваивается в процессе его понимания. Смысл знака, слова, языкового выражения служит для указания на его денотат, фиксируя определенные стороны, черты, свойства предметов, обозначаемых данным знаком. Знак, языковое выражение обозначает свой денотат и выражает свой смысл. В этом дуализме заключено главное содержание концепции знака Фреге.

Рассмотрим на примерах соотношение категорий знак (имя, слово), денотат (значение) и концепт (смысл). Возьмем знак или собственное имя «Федор Достоевский». Оно обозначает русского писателя Федора Достоевского, а сам этот писатель является денотатом знака «Федор Достоевский». При этом данный денотат выражает лишь одну сторону знака. Возможно существование двух различных знаков, имеющих один и тот же денотат: «Федор Достоевский» и «автор романа “Идиот”».

Смысл языкового выражения (концепт знака) однозначно определяет свой денотат, но обратное, как следует из приведенного выше примера неверно. Знаки, имена, языковые выражения называются синонимами, если имеют один и тот же смысл.

Треугольник Фреге демонстрирует зависимость знака как от объективно существующей действительности (денотат), так и от субъективных представлений об этой действительности (концепт).

Модель Фреге позволяет произвести семиотический анализ коммуникативного взаимодействия и показать характер функционирования субъектов в этом процессе. В зависимости от контекста ситуации при пользовании знаком субъект обращается либо к его концепту, либо к денотату. В ряде случаев именно этот дуализм порождает коммуникативные барьеры. Представим себе ситуацию, когда ребенок увидел на улице симпатичного щенка и, вернувшись домой, стал просить у родителей купить собаку, а те отказали. «Собака» в данном случае - знак. Ребенок, используя его, обращается к денотату, в качестве которого выступает недавно виденный веселый щенок. Родители же оперируют концептом, обобщенным представлением обо всем классе объектов, обозначаемым данным знаком. Собака для них - это ответственность за живое существо, ветеринар, прививки, необходимость прогулок по утрам и вечерам, невзирая на погоду, невозможность уехать надолго, оставив животное без присмотра и т.д. и т.п. В результате, пользуясь одним и тем же знаком в ходе взаимодействия, субъекты задействуют разные его стороны, и это порождает коммуникативные проблемы.

В семиотике, лингвистике и теории коммуникации для исследования знаковых отношений принято пользоваться так называемым «треугольником Фреге». Готлоб Фреге (1848-1925) - немецкий ученый, один из основателей математической логики - так писал о знаке: «Употребляя знак, мы хотим сказать что-то не о знаке, но главным, как правило, является его значение». Выглядит треугольник Фреге следующим образом:

Наиболее простым языковым знаком естественного языка является слово. Так, у слова «дом» смыслом будет само это понятие «дом», а денотатом — некий абстрактный дом (у словосочетания «этот дом» денотатом будет конкретный дом, на который указывают, говоря «этот дом»). Но знаком является также и предложение. Согласно Фреге, смыслом предложения является высказанное в нем суждение, а денотатов у предложения может быть только два — «истина» и «ложь», то есть соответствие или несоответствие высказанного в предложении суждения реальному положению вещей.
Вот пример истинного знака-предложения, изображенного в виде треугольника Фреге:

Рекламистом информация о предмете рекламы через идею (само рекламное сообщение) передается потребителю рекламы, которыйполучает лишь знак (символ) и который воспримет рекламное сообщение только в том случае, если ему будет понятна сама идея.
Более подробно рассмотрим идею в рекламе и в семиотике.
В некоторой степени необходимую нам программу придумали еще Платон и Аристотель в своих учениях об идеях. Согласно им, существует 5 основных типов представления о предмете (о идеи предмета):
Perceptio sensuale - чувственное восприятие, т.е. впечатление об объекте в результате нашего с ним непосредственного контакта.
Imago occulorum - 1-ая степень абстракции, видимый образ предмета.
Imago memoria - 2-ая степень абстракции, образ предмета, оставшийся в памяти.
Corpus - эфемерное геометрическое тело, не имеющее никаких других характеристик - т.е. форма, сохранившаяся в памяти.
Idea - чистое понятия, универсалия, идея.
В процессе кодирования информации адресантом происходит избавление от некоторых индивидуальных особенностей товара - то есть мы идем от пункта 1 к пункту 5. В определенный момент (как правило, между 2-ым и 3-ьим типом) процесс кодирования прекращается и передается в виде рекламного сообщения адресату. Адресат производит обратную процедуру (декодирование) - он мысленно «добавляет» необходимую информацию к знаковому каркасу и получает свое собственное представление о предмете.
То, на каком месте адресант прекратил кодировать сообщение, имеет самое непосредственное влияние на исход рекламной коммуникации. В зависимости от сложности конечной идеи, степени абстрагирования и способностей к декодированию со стороны адресата рекламное сообщение будет понято либо верно, либо частично верно, либо вообще неверно.
Есть одно неписаное правило рекламы: чем проще сообщение, тем более вероятно, что его поймут правильно. Просто невозможно не понять объявление вроде: «Даю уроки пения». Отсюда всевозможная некачественно сделанная и «топорная» реклама, которая все же действует на своего потребителя, и при том достаточно эффективно. С другой стороны, лозунг Reebok «Run on Air» понятен исключительно людям, знающим английский язык, и это отсекает лишних потребителей: вряд ли пенсионеры будут покупать кроссовки. Поэтому необходимо учитывать все переменные и делать рекламу предельно понятной для вашей целевой аудитории - то есть сделать ее такой, чтобы у вас покупали.

ГОТЛОБ ФРЕГЕ (1848-1925)

Готлоб Фреге известный немецкий философ, логик, математик. В работе «О смысле и значении» 1 (некоторые переводы дают другое название: «Смысл и значение», «Смысл и денотат») Фреге обсуждает проблему тождества. Является ли тождество «отношением между вещами или отношением между именами, или знаками вещей» . Он исходит из того, что два знака могут указывать на один и тот же предмет. Например, планета Венера имеет два имени «Утренняя звезда» и «Вечерняя звезда». Эти имена, согласно Фреге, имеют различный смысл. В логической записи это выглядит так:

Назвав их предложениями, он считает, что второе предложение «значительно расширяет наше познание» . Для дальнейшего обсуждения он вводит два термина: значение (Bcdcutung) и смысл (Sinn). Понимание этих терминов у Фреге отличается от их трактовки в лингвистике. Под значением он понимает предметную область, рассмотрение этой предметной под определенным углом зрения дает смысл. Планета Венера имеет разный смысл в названиях «Утренняя звезда» и «Вечерняя звезда».

Семиотики и лингвисты отмечают, что Фреге ввел понятие «семиотического» треугольника. Так называемый «треугольник Фреге» имеет следующую структуру: знак-смысл-значение. Вот что пишет по этому поводу Н.Б. Мечковская, рассуждая о троичном содержании знака у стоиков: «Легко видеть, что к этой триаде восходят и «логический треугольник» выдающегося немецкого логика Готлоба Фреге (в его работах конца XIX в.) графический образ, разводящий и объединяющий «денотат- концепт-знак», и «семантический треугольник» «слово-понятие- вещь» (восходящий к работе «Значение значения» (1923) американских семасиологов Ч. Огдена и А. Ричардса).» Графически она представляет это следующим образом:

Рис. 13

В работе Фреге «О смысле и значении» слово «треугольник» встречается один раз, а в работе «Основоположения арифметики» - 11 раз. Но ни одного раза это слово не обсуждается как структура знака. То, что обсуждает Фреге выглядит на схеме следующим образом:


Рис. 14

Как видно из схемы здесь нет ни плана выражения знака (означающее), ни плана содержания знака (означаемое), ни «вещи» (объект обозначения). Проведя три линии на треугольнике, видим, что одно и то же явление может получить разные имена. Вот как об этом пишет Фреге: «Пусть а, Ь, с - прямые, соединяющие вершины некоторого треугольника с серединами противолежащих сторон; Точка пересечения а и b совпадает тогда с точкой пересечения b и с. Мы имеем следовательно различные обозначения или имена для одной и той же точки, и эти имена («точка пересечения прямых а и Ь», «точка пересечения прямых b и с») указывают вместе с тем на способ, каким даны эти точки; поэтому в предложении содержится подлинное знание.» .

Интересно, что у Морриса никто не заметил этого треугольника. У него тоже нет рисунка, но в тексте утверждается о «трех соотносительных членах троичного отношения семиозиса (знаковое средство, десигнат, интерпретатор)».

Видимо, графическое изображение треугольника представлено только в работе «Значение значения» (The Meaning of Meaning) в 1923 г. У Ч. Огдена (1889-1957) и А. Ричардса (1893-1979).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе Священный синод упц мп
Святой: Павел Таганрогский Павел таганрогский святой день памяти
Реформация и развитие стран Европы, XVI-XVII в