Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Молитва как встреча и общение с богом.  Молитва - разговор с Богом

На вопрос читательницы отвечает ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары протоиерей Сергий Гусельников.

Почему молитвенное правило (утреннее и вечернее) такое длинное? Также длинны молитвы для подготовки ко Причастию (каноны и проч.) А Господь в Евангелии сказал, что не нужно быть многословным, и привел в пример молитву «Отче наш». Приблизительно такой риторический вопрос задала сегодня мама (она не Православная), а я не знала, что ответить.
И еще: чем жизнь Православного человека отличается от жизни неправославного? Ведь часто посылается одинаковое количество скорбей и милости.
Заранее благодарю Вас за все ответы!
Вера.

Уважаемая Вера!
Утреннее и вечернее правила совсем не длинные. Это вам только кажется от отсутствия опыта молитвы. Для их исполнения требуется всего 15-20 минут (без подробного поминовения о здравии и упокоении). Между тем, человек тратит часы на смотрение телевизора, телефонные разговоры, пустословие, а вот времени на беседу с Богом у него почему-то нет. Если человек любит другого человека, то старается как можно больше общаться с этим человеком, беседовать с ним, это доставляет ему утешение и радость. Если же человек испытывает к кому-то неприязнь, то, наоборот, старается избегать общения с ним и как можно меньше разговаривать. Человек, любящий Бога, не удовлетворяется краткими утренними и вечерними молитвами, включает в свое молитвенное правило чтение Псалтыри, Нового Завета, канонов, акафистов, особых молитв и беседует с Богом по часу и больше. Это доставляет ему духовную радость. Он молится не только за себя, но и за близких. Если же у кого-то не хватает по объективным причинам времени на утренние и вечерние молитвы, он читает Серафимово правило - 3 раза «Отче наш», 3 раза «Богородицу» («Богородице Дево, радуйся…») и Символ веры, а в течение дня в уме творит Иисусову молитву (до обеда) и «Богородицу» (после обеда). То есть старается непрестанно беседовать с Богом.
Господь в Евангелии говорит о многоглаголании во время молитвы совсем в другом смысле. Он говорит о язычниках: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны, не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6; 7-8). Христос имеет в виду то, что язычники молились многим богам и просили у них много ненужного. А у Отца Небесного нужно просить только главное: хлеба насущного, прощения грехов, избавления от искушений и воздействия дьявола. Все это есть в молитве «Отче наш». Это во-первых. Во-вторых, когда Господь давал эту молитву «Отче наш», еще не прославились среди людей Матерь Божия, Апостолы, святые угодники, предстатели за нас перед Богом. После основания Церкви Христовой Христиане стали молиться Пресвятой Троице, отдельно каждому Ее Лицу (Отцу Небесному, Сыну Божию, Святому Духу), Пресвятой Богородице и святым угодникам. Так что вы, к сожалению, пока далеки от Христианского понимания молитвы как разговора с тем, кого любишь.
Правило к Причастию включает в себя самое необходимое: канон и молитвы к Причастию, канон покаянный ко Господу, канон молебный к Божией Матери и канон Ангелу-Хранителю. Что здесь можно сократить? Некоторые, напротив, добавляют еще акафист Иисусу Сладчайшему (кроме постов). Раньше люди готовились к Причастию (это называлось говением) неделю, а сейчас и три дня с трудом выдерживают.
Это свидетельствует об охлаждении веры и любви к Богу. Человек, которого тяготит молитва, много думает о себе (поглощен собой) и мало - о Боге.
В честь Величайшего праздника Пасхи Церковный Устав заменяет на Светлой седмице обычное молитвенное правило на пасхальное: вместо утренних и вечерних молитв мы читаем Пасхальные часы, а при подготовке к Причастию вместо трех канонов - Пасхальный канон.
Жизнь Православного человека отличается от жизни неправославного тем, что неправославный человек, как правило, возмущается посылаемыми ему скорбями и болезнями («за что?») и ропщет на Бога, а подаваемые ему милости считает заслуженными. Православный человек благодарит Бога за всё - и за скорбь, и за радость - благодарит за неприятности, болезни, смиренно и терпеливо их переносит и считает себя недостойным никакой милости Божией. Гордым Бог противится и разрушает их «вавилонские башни», а смиренным помогает и подает благодать. Поэтому гордые рано или поздно приходят к разбитому корыту, а смиренные наследуют Царство Небесное.

Можно ли молиться своими словами?

У каждого из нас есть молитвослов — сборник молитв, составленных святыми. Но ведь отношения верующего человека с Богом индивидуальны. Так, может быть, лучше молиться Богу своими словами? Корреспонденты «НС» Екатерина СТЕПАНОВА и Алексей РЕУТСКИЙ спрашивали об этом православных священников.

Иерей Борис ЛЕВШЕНКО, клирик московского храма свт. Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, завкафедрой догматического богословия ПСТГУ: «По книжке лучше, чем наизусть»

— В своем «Катехизисе» митрополит Московский Филарет (Дроздов) дает такое определение молитвы: «Это возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу». Иными словами, это особенное, возвышенное состояние души, в котором человек прославляет, благодарит и просит Господа о своих нуждах. Есть молитва без слов — в этом случае ее называют умной или сердечной, а еще внутренней молитвой. Если же в таком состоянии души вы обращаетесь к Богу со словами, то митрополит Филарет называет эту молитву «устной» или «наружной». Нам нужно понимать — если человек молится, не важно, по молитвослову или своими словами, но без благоговейного, внимательного чувства к Господу, то такая молитва противна Богу, вызывает его негодование и гнев: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно тщут Меня…» (Мф. 15, 8-9). Теперь о том, почему все же лучше молиться не только своими словами, но и по молитвослову. Для каждого человека важным является выбор: ты вместе с Церковью или ты одиночка? Мне почему-то кажется, что путь к Богу, где ты не отрываешься от Церкви, более надежен, чем тот, который ты придумываешь сам. Причем по нескольким причинам. Когда мы читаем по молитвеннику утренние или вечерние молитвы, мы как бы помогаем друг другу в этом молитвенном обращении к Богу. Потому что мы все, как человечество, едины, мы — одно целое. Точно так же как в разных храмах верующие, читая одни и те же молитвы, хотя и немного в разное время, помогают друг другу в богообщении.

Еще есть некое старое правило, говорящее о том, что желательно читать молитвы не на память, а по молитвослову. В чем здесь дело? Святые отцы замечали: при таком чтении бывает, что нас вдруг задевает какое-то слово, и в этом случае останавливаешься. Объясняют они это тем, что ангел-хранитель молится вместе с нами и хочет о чем-то нам напомнить, на что-то обращает наше внимание. И в этом отношении чтение молитв по молитвеннику для нас лучше, чем чтение наизусть. Как ни странно, опыт показывает: наизусть отбарабанишь молитву — и все, а когда читаешь, то чувствуешь вот эту связь с ангелом-хранителем.
Иногда люди спрашивают, можно ли исключить из молитвы слова, которые вводят их в смущение. Например, в «Отче наш» содержится просьба о том, чтобы Бог судил нас точно так же, как мы судим других. Удобное это прошение? Отнюдь нет. Потому что мы сами не очень любим прощать другим их согрешения. И получается, что в этой молитве мы просим Бога отнестись к нам точно так же, как мы относимся к согрешившим против нас, чтобы он и нам не прощал наши грехи. Исключите эти слова из молитвы. Что изменится? На мой взгляд, в словах «и прости нам согрешения наши» есть некий оттенок, как бы говорящий: «Господи, я не могу простить, но знаю, что если буду об этом человеке молиться, то рано или поздно у меня изменится к нему отношение и у меня появятся силы его простить». Если я исключаю эти слова, то выходит, что я не желаю этого. И у меня получится противопоставление себя Богу.

У Льюиса есть классификация людей на две группы — одни говорят: «…да будет воля Твоя», а другим уже Бог говорит: «…да будет твоя воля». И вот здесь — «да будет воля Твоя» и «да будет воля моя» — и пролегает это противопоставление. Когда мы вычеркиваем что-то из молитвы — это своеволие. И получается, что тогда вся молитва теряет смысл. Потому что если мы отказываемся подчиняться Богу и собираемся жить так, как хотим, «по воле своей», то мы и не вправе рассчитывать на Его помощь.

Протоиерей Игорь ИУДИН, клирик Дивеевского Свято-Троицкого подворья г.Нижнего Новгорода: «Когда каешься, не прячься за церковнославянскими словами»

— Своими словами, я думаю, нужно каяться в грехах. Покаяние должно быть ваше личное. И келейно, и на исповеди. Не прятаться за церковнославянскими словами, малопонятными и не очень стыдными, а говорить конкретно, что натворил, и просить у Бога прощения.
Но когда мы молимся своими словами, наша молитва бывает несовершенна. Ведь наше сердце несовершенно, оно не очищено, погрязло в грехах, в плотских страстях и в мирской суете. Сердце-то наше каменное, оно будет тянуть нас вниз, и молитва своими словами получится гордая и тщеславная, а мы это сами можем и упустить, не заметить. А когда мы молимся словами святых отцов, мы отчасти получаем то духовное состояние, в котором они пребывали, когда молились. То есть тянемся к Богу за ними, поднимаемся на их молитве вверх.

Протоирей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель Покровского храма в селе Акулове (Одинцовский район Московской области): «Господи, помилуй меня сорок раз! Куда это годится?!»

— Каждый человек может молиться своими словами. Но молитвы из молитвослова составлены святыми, и их молитвы позволяют нам почувствовать и пережить то, что они сами чувствовали и переживали. Сравнивать свои собственные молитвы с молитвами святых все равно, что сравнивать музыку Шопена и мелодию, которую ты сочинил и напеваешь, стихи Пушкина и твои стихи. В то же время, услышит ли тебя Господь, зависит от состояния души самого человека, от его духовного уровня. Где-то я читал, что один человек (самый обычный) молился своими словами буквально до кровавого пота, как Господь в Гефсиманском саду. Такие сильные у него были переживания и вера в Бога. Без сомнения, такую молитву Господь услышал.

Читая молитвослов или Псалтирь, некоторые люди натыкаются на пугающие выражения, которые там содержатся. На самом деле древние тексты имеют под собой этнографическую основу. Например, кого-то шокирует слова «избави меня от кровей» (50-й псалом). Здесь имеется в виду: избави меня от последствий моих грехов. То есть, если что-то непонятно в молитвах, особенно пришедших к нам из древности, нужно посмотреть их толкование, а не исключать их, сокращая свое молитвенное правило. Некоторые люди, правда, шутят: зачем говорить сорок раз «Господи, помилуй» — проще сказать: «Господи, помилуй меня сорок раз». Это проще, короче и ясней. Так нам что, по этому принципу жить, что ли?!

Протоиерей Анатолий ЕФИМЕНКОВ, клирик Успенского кафедрального собора города Смоленска, руководитель отдела по взаимодействию с правоохранительными органами, член Комиссии по помилованию при губернаторе Смоленской области: «Опаздываешь — молись своими словами!»

— Когда бывает много работы, ты рано встаешь и бежишь по делам, не успев открыть молитвослов, — в этих случаях обязательно молитесь Богу своими словами (не пропускать же «с самоукорением» утреннюю молитву вовсе), и Бог вас услышит. Но в то же время человека обязательно учат грамоте по букварю, хотя он умеет разговаривать на своем языке. Более того, мать понимает своего ребенка, даже если тот говорит плохо и малопонятно для остальных. Но учиться говорить грамотно ему все равно необходимо. Так и с молитвой. Человек может всю жизнь говорить с Богом только своими словами, но, если он хочет стремиться в этом к совершенству, ему нужно учиться у святых отцов. Молитвослов — это азбука молитвы.

Игумен Василий ПАСКЬЕ, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери города Алатыря Чувашской Республики: «Я не использую своих слов в молитвах»

— Когда мы учим детей говорить, мы используем литературные тексты известных талантливых авторов, классиков. Потом, когда дети вырастают, эти слова, которые они читали, становятся для них родными, ясными, сильными и помогают в формировании мышления и разговора. Так же молитвы, которые находятся в молитвослове или Псалтири, учат человека общаться с Богом.

Не думаю, что есть разница для Бога, когда человек молится своими словами или читает молитвы по молитвослову. Ведь есть безмолвная форма молитвы, молитва без слов, которую практиковали отцы — исихасты. Но для человека есть разница, и большая. Потому что исихасты были воспитаны и пропитаны молитвами, псалмами, священнописанием, словом Божиим. И мы, со всем вниманием читая молитвы по молитвослову, учимся так общаться с Богом. Поэтому харизматы не вправе обвинять православных в формализме. Ведь Иисус Христос в синагоге молился, используя слова из традиционных иудейских богослужений, так же апостолы. Даже в новой форме богослужений, которые дал Господь Иисус Христос своим ученикам (имею в виду Евхаристию), были использованы молитвы из древних еврейских традиций.
Я лично не использую своих слов в молитвах, а читаю молитву Иисусову на своем родном языке, и так же читаю молитвы из богослужений на французском. Но теперь, после 13 лет в России, я привык к церковнославянскому языку, люблю читать молитвы на нем, и, несмотря на то, что не изучал специально, я его понимаю.
Не могу не вспомнить слова преподобного Иоанна Лествичника: «Благоразумное молчание есть матерь молитвы… Любитель молчания приближается к Богу и, тайно с Ним беседуя, просвещается от Него».

Архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов), наместник московского Свято-Данилова монастыря: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня, и нам вдвоем хорошо!»

— Каждый человек вправе молиться своими словами, и тому множество примеров. Мы видим это в церковных семьях, когда маленькие дети, подражая молящимся взрослым, поднимают вверх ручки, крестятся, может быть и неумело, берут какие-то книжки, лепечут какие-то слова. Митрополит Нестор Камчатский в книге «Моя Камчатка» вспоминает, как он молился в детстве: «Господи, спаси меня, папу, маму и мою собачку Ландышку».

Есть яркий пример собственной молитвы, которая была найдена в гимнастерке убитого солдата. Красноармеец Александр Зайцев обращался к Богу перед тяжелым боем и говорил, что может погибнуть в этом бою. И хотя никогда не знал Его, но:
«Не странно ль, что среди ужаснейшего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узрел Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать.
Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь,
Битва будет злая;
Быть может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?»

Мы знаем, что священники молятся и за своих чад, свою паству у себя дома и в своих кельях. Я знаю такой пример, когда священник вечером, после трудового дня одевает чистую одежду и просто, своими обыденными словами печалуется перед Господом за свою паству, говоря, что у кого-то из них нужда, кто-то болеет, кого-то обидели, «Господи, помоги им».

И конечно, я думаю, во всех этих случаях Господь слышит молитву детей и взрослых.
Я знал одну монахиню Магдалину, о которой рассказывает книга «У Бога все живы», изданная Даниловым монастырем. В миру ее звали Татьяна, она была псаломщицей. При Сталине ее приговорили к десяти годам лагерей. Еще на этапе она, как благочестивый человек, заслужила всеобщее уважение, люди приходили к ней за разрешением духовных вопросов. И когда после привала они шли дальше, она поднимала руки вверх и говорила: «Господи, благослови всех нас!» Татьяна никак не могла примириться со своим сроком и в молитвах просила Бога сократить ей срок заключения. Она молилась так: «Господи, раздели мой срок на четыре части: два с половиной года — Божией Матери, два с половиной — святому Николаю Чудотворцу, два с половиной — пророку Илье, а мне — что останется». Все эти святые были почитаемы ею: она служила в храме Пророка Ильи, почитала святого Николая. Она имела в виду, что эти святые помогут ей перенести ее заключение. И так случилось, что она отсидела только два с половиной года. Ее молитва была услышана.
Известна молитва святого преподобного Силуана Афонского, который, будучи экономом в Пантелеимоновом монастыре, молился о рабочих, кто был у него в подчинении. Другие монахи удивлялись, что его рабочие слушаются, а их — нет. Святой Силуан объяснил это так: «Раздав рабочим задание, я ухожу в свою келью и молюсь о каждом из них. Господи, посмотри на Николая — он так молод, он оставил свою деревню, девятнадцатилетнюю жену, которая только что родила ему ребенка. Он работает здесь, потому что дома он не мог прокормить семью. Вспомни о нем, огради от дурных мыслей и будь ему защитником. И так я молюсь о каждом. И постепенно нарастает чувство Божией близости, и в какой-то момент оно так сильно, что я не могу различить ничего земного». В эти мгновения он представал перед лицом Божиим и уже в этой любви Божией видел своих страждущих рабочих и молился за них, и так получал Божию благодать. Известен случай, когда однажды с горы катилось срубленное бревно и могло задавить человека. Старец Силуан начал молиться — и это бревно остановилось.

Молитва может быть и безмолвной. Если мы пришли в такую меру духовной жизни, не обязательно нужны слова. Митрополит Антоний Сурожский приводит в своих проповедях такой пример. Один крестьянин сидел достаточно долго в церкви и молча смотрел на иконы. У него не было четок, губы его не шевелились. Но когда священник спросил его, что он делает, крестьянин ответил: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня и нам вдвоем хорошо». Вот человек такого состояния достиг.

После смерти отца Иоанна Крестьянкина издана его келейная книжица . В ней есть молитвы, которые старец читал ежедневно, молитвы подвижников веры, молитвы святых. И я думаю, есть там и его собственные молитвы. И его дух, его устремления к Богу тоже через эти молитвы выражаются.

Итак, молитва собственными словами уместна, но давайте посмотрим на это с другой стороны. Предположим, человек молится только собственными словами, какой будет его молитва? Он поблагодарит Бога, попросит прощения, обратится с какими-то своими просьбами. Останется ли у него после этого потребность в молитве или окажется, что его мысли и чувства уже исчерпаны? Может быть, его мысли нечисты и скверны, его духовная жизнь примитивна и неглубока.

Но когда мы обращаемся к Богу молитвами святых, которые пережили высокие состояния, поняли свою греховность и ничтожность перед Богом, поняли Его величие и святость, то, конечно, мы приближаемся по мере своих немощных сил к их состоянию. И тогда слова их молитв становятся для нас близкими, и мы можем молиться, прежде всего в церкви, молитвами этих святых.

Поэтому не нужно противопоставлять молитву своими словами молитве по молитвослову. Наоборот, они дополняют друг друга. Если мы будем внимательно читать, стараясь вникнуть умом и сердцем в смысл этих молитв, то они станут нашими собственными.

Жан Батист Симеон Шарден – Молитва перед обедом. 1744

Тема №6. МОЛИТВА.

ВСТУПЛЕНИЕ.

После того, как мы родились свыше, Бог стал нашим Отцом. Мы стали членами Божьей семьи. В семье всегда есть свои обычаи и традиции. В семье Бога доброй традицией является постоянный диалог с Богом - молитва. Почему? Представьте себе детей, которые не разговаривают со своими родителями! Наверно, такое поведение скажет нам, что в семье конфликт, людям не о чем говорить, да, наверное, они и не желают этого. Поэтому если мы являемся детьми Бога и неразговариваем с Ним, то есть не молимся, это говорит также о нашем конфликте с Ним. Молитва - это путь отношений с Богом, по которому нам обязательно нужно идти. Углубляясь в этом пути все дальше и дальше, познавая глубину этого пути, идя этим путем, мы обязательно дойдем до цели.

ПРИМЕРЫ МОЛИТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ В БИБЛИИ.

Библия придает огромное значение молитве. В ней мы читаем о молитве, служащей выражением хвалы, благодарности, просьбы, исповеди, обращенной к Богу. Без молитвы невозможно представить себе жизнь великих людей Ветхого и Нового Завета. С нее начинались все славные деяния в истории христианской церкви. Все ценное в Царствии Божьем начинается с молитвы и зиждется на ней.

1. Илия - молитва управляла силою природы Иак 5:17-18 . Мы зачастую даже не подозреваем, насколько велик потенциал молитвы, сколько Божьего управления и власти может прийти в нашу жизнь, если мы будем молиться.

2. Еврейский Царь Езекия 4 Царств 19:14-19 — молитва изменяла ход политических и военных событий, молитва может менять обстоятельства нашей жизни.

3. Даниилу молитва могла стоить жизни Дан. 6:1-24 , молитву он ценил выше жизни - хороший пример верности Богу.

4. Сила служения Иисуса таится в Его молитвенной жизни. Матф 6:46, Map 1:35 . Евангелие подчеркивает, что Иисус - Богочеловек - молился немало. Это учит нас молиться так, как молился Сын Божий.

Апостолы: кем они стали, и что они сделали - родилось в молитве.

ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВА?

Молитва - это разговор с Богом. Вы обращаетесь к Богу, а Бог обращается к вам. Молитва не должна быть односторонней, например, когда в беседе с Богом говорите только вы. Позвольте Богу говорить с вами.

Существует целый ряд причин для молитвы. Вот некоторые из них.

а). Чтобы получить помощь от Бога (Мтф. 7:7, 8 ).

б). Необходимость общения с Богом (Прит. 15:8 ).

в). Господь заповедал нам молиться (1-е Фес. 5:17 ).

г). Чтобы приблизиться к Богу.

д). Потому что Иисус тоже молился.

КОМУ Я ДОЛЖЕН МОЛИТЬСЯ?

Когда Иисус жил на земле, Он молился Богу Отцу. Мы должны следовать Его примеру. Можно также молиться Иисусу или Духу Святому. Можно молиться всем трем личностям Божества. Прекрасная возможность объяснить взаимоотношения между тремя личностями Господа представляется во время молитвы. Вы молитесь Богу Отцу во имя Иисуса Христа посредством силы Духа Святого.

КАК МЫ ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ?

1. Пользуйтесь простым языком. Беседуйте с Богом, как со своим знакомым. Для молитвы не существует специальных, особых слов. Ведите разговор с Богом так, как вы вели бы его с другом. Однако уделяйте при этом должное внимание благоговению перед Господом.

2 . Будьте искренни перед Богом. Когда вы молитесь Богу, оставайтесь самими собой! Бог знает вас лучше всех, поэтому не пытайтесь от Него что-либо скрыть. Ваши молитвы должны представлять собой абсолютно откровенный и честный разговор с Богом. Если вы разгневаны, расстроены или подавлены, скажите об этом Богу. Расскажите Ему о своих чувствах и мыслях.

4 . Положение вашего тела не имеет значения. Когда вы молитесь, положение вашего тела не имеет значения, в отличие от состояния вашего разума и духа. Когда вы молитесь, думайте о том, что вы говорите Богу. Ваше положение во время молитвы должно быть удобным. Однако убедитесь в том, что вы бодрствуете!

ЧТО Я ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ.

1. Прославлять Бога. Скажите Богу о своей любви к Нему, поблагодарите Его. Восхваление Бога является лучшим способом прославить Его. Восхвалять Бога можно, цитируя Писание, например, псалмы.

2. Просите Бога простить все грехи. Если вы проявили непослушание Богу или поступили неправильно, очень важно попросить у Бога прощения.

3. Благодарите Бога. В 1Фес. 5:18 сказано: « За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе ». Благодарите Его за помощь, которую Он вам оказал. Благодарите Бога за все, что Он совершил для вас.

4. Молитесь обо всем. В Флп. 4:6 сказано: «В молитве и прошении... открывайте свои желания пред Богом ». Молитесь за ваши нужды, а также за нужды других людей.

КАК ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТЫ НА МОЛИТВУ?

1. Ожидайте ответа от Бога. Если Христос управляет вашей жизнью, вы можете ожидать ответ Господа на ваши молитвы (1Ин. 5:14, 15 ). Когда вы молитесь, молитесь конкретной молитвой, чтобы потом вы могли убедиться, ответил Бог на вашу молитву или нет. Если вы не ожидаете ответ от Господа на свои молитвы, Он, вероятно, и не ответит (Иак. 1:6:7 ).

2. Принимайте Божий ответ. Иногда люди убеждены в том, что Бог просто сидит на небесах и отвечает «да» всякий раз, как только они попросят Его о чем-либо. Когда вы просите Бога о чем-либо, знайте, что Он может дать вам один из трех ответов. Он может сказать «да», «нет» или «подожди». Примите любой ответ Господа.

КОГДА Я ДОЛЖЕН МОЛИТЬСЯ?

1. «Непрестанно молитесь». В 1Фес. 5:17 сказано: «Непрестанно молитесь ».Это означает, что вы должны быть уверены в том, что Господь всегда с вами. Помните, что вы можете беседовать с Ним в любое время. Вы должны иметь отношение молитвенника.

2. Молитесь регулярно. Молитва должна стать вашим стилем жизни, чтобы внедрить ее в свою жизнь. Постарайтесь запланировать определенное время на каждый день, когда вы сможете уделить несколько минут, чтобы побыть наедине и помолиться (Мтф. 6:6 ). Помните о важности регулярной молитвы - это будет побуждать вас молиться.

3. Время молитвы должно занимать главное время в нашем распорядке. Лучшее время для молитвы - раннее утро, до того как в наш день войдут заботы. День после встречи с Господом пойдет совершенно по-другому. Мы будем готовы принять все то, что принесет нам день, зная, что обо всем этом знает Господь. Нужно помнить принцип отдавать Богу все самое лучшее, в том числе и время. Хорошо установить и придерживаться определенной продолжительности времени в молитве: это удержит плоть от сокращения времени нашего общения с Богом, приучит к дисциплине характер.

ЧТО БУДЕТ С НАМИ, ЕСЛИ МЫ НЕ БУДЕМ МОЛИТЬСЯ ?

1. Конфликт с Богом. Если мы не молимся - мы не разговариваем с Богом. А из-за этого мысли, желания и воля Бога для нас недоступны. Душа не открыта Господу, не секретничает с Ним, не раскрывается для Него, напротив, ожесточается, погружаясь в состояние конфликта.

2. Обремененность проблемами. Наша жизнь непременно связана с большим количеством нужд, забот, решений. Если их не отдавать Господу в молитве, они будут стеснять наше сердце, напрягая всю нашу жизнь, забирая у нас мир, покой, радость. Есть только одна альтернатива: быть или в молитве, или в заботах (Фил. 4:6-7) . Начнем молиться, и наши заботы убегут в большие руки Отца, Он избавляет нас от этого бремени. Бог борется за наше свободное радостное сердце. Он ждет молитвы о всякой заботе.

3. Дефицит роста. Все мы знаем, что человек социальное существо. Он растет и развивается в окружении людей. Общаясь с ними, он познает себя и мир. Становится таким, как и те, с кем он общается. Удалить общение из жизни ребенка, значит удалить рост и развитие. В нашей духовной жизни дефицит диалога с Богом приводит к отсутствию духовного роста. Мы не научимся слышать и понимать Бога. Не будем таким как Он. Не будем теми, кого Он будет избирать делать Его работу. Хотите роста в вере - тогда молитесь.

4. Власть греха и искушений. Иисус призывал молиться, чтобы грех не брал над нами верх (Лк. 22:40) . Без молитвы мы бессильны против греха. Почему? Потому что греху может противостоять только наполненный Богом наш дух, а без общения с Христом он слаб, без молитвы дух не дышит, не живет. Хотите быть свободными от греха - наполняйте свое сердце силой святости - молитесь, наполняйте себя Жизнью Бога. Все это говорит о невозможности иметь жизнь духа, без молитвы. Жизнь без молитвы - это смерть, это засыхание, это голод, это крах для возможностей Бога в нас.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Если мы хотим жить с Богом и служить Ему - молитва будет для нас основным средством к такой жизни. По преданию Апостол Фома был убит стрелой из лука в Индии во время молитвы. Апостол Иаков, написавший послание Иакова, был таким молитвенником, что его коленки не заживали от постоянной молитвенной нагрузки. Он был сброшен с крыши храма.

У нас с вами есть примеры достойные подражания - будем молиться, подчиняя весь уклад нашей жизни молитве.

Молитва – это путь к Богу, ведущий нас к святости и свободе. Молитва является мощным оружием в борьбе с нашими пороками и невзгодами. Молитва животворит, лелеет и вразумляет. Она нас одухотворяет или рождает Свыше: безумного делает мудрым, лживого правдивым, жадного милосердным, злобного добрым, недовольного смиренным. Молитва творит чудеса. Все мы знаем из Святых писаний, какие чудеса творили : повелевали стихиями, изгоняли бесов, оживляли мертвых, воду превращали в вино, умножали хлеба и рыбу, больных исцеляли, и т. д. Все чудеса святые творили через обращение к Богу, а говорить Всевышнему – это и есть молитва .

Рассмотрим один поучительный случай из жизни святого Серафима Саровского. В одной семье тяжело заболел ребенок. Отец, взяв ребенка на руки, понес его к Серафиму Саровскому за помощью. Дорога была дальней, и когда он шел, ребенок умер. Войдя в избу, отец положил ребенка на пол. В это время Серафим Саровский молился Богу, и он почувствовал чье- то присутствие, что ему кто-то мешает пребывать в уединении. И обернувшись, увидел такую картину, что лежит возле него ребенок, отца он не приметил, и Святой проголосил: «встань и выйди вон». Ребенок воскрес из мертвых, встал и пошел. Отец упал в ноги Святому и начал благодарить его за воскресения из мертвых ребенка. И тут Серафиму Саровскому стало все ясно, что произошло, и он взмолился Богу: «Господи, помилуй меня грешного, что я своею волею и силою воскресил из мертвых дитя». Из этой истории следует вывод: никому, в том числе и святому не позволено своею волею и силою что-либо изменять в судьбе человека без . Иначе б Святой Серафим Саровский не просил бы прощения, даже за свое благое деяние, потому что Он знал, что нарушил закон Божий. В наше время много распространено своеволия. Многие маги, экстрасенсы, целители, не прислушиваются к Воле Бога. Дает ли Господь Свое на наши деяния? Нужно задуматься над этим и исключить из своей жизни вседозволенность.

Молитва — это место встречи, где встречаются человек с Богом . Встретиться с самим Живым Богом, это самое великое событие в нашей жизни. Молитва в нашей жизни должна занимать особое место, и не в коем случае не следует нам относиться к ней как плюс ко всему остальному, обычным житейским вещам. Ведь молитва – это как праздник, который требует особого приготовления, настроения и отношения.

Молитва — это выход человека на беседу с Всевышним. В начале мы говорим Богу, а затем Бог нам отвечает на безмолвном языке вибраций.

И нам нужно быть внимательным, присутствовать там, где мы есть, чтобы уловить, не упустить Его ответ, отклик. В молитве не достаточно будет только нам говорить Богу, но при этом, не услышав ответ, отклик в виде Благодати Божьей, приносящей ясность, спокойствие, утешение и т. д. В такой молитве отсутствует диалог. Многие люди, по неведенью, так и делают, прочитали молитву и на этом конец, а самый важный момент в молитве упускают – слушать ответ Бога. Это все равно, что при беседе с человеком только мы одни будем говорить, тут отсутствует диалог и это выглядит нелепо.

Глубокий разговор происходит тогда, когда людей связывает, что- то общее. А при встрече в молитве с Богом человек тоже должен найти что-то общее, возвышенное – это намерения, соответствующие Его Воле (благие намерения). Благие, искренние намерения являются важным условием для близкого разговора человека с Богом. Это есть ключ, которым мы можем, в полной мере, открывать Небеса.

Между людьми существуют несколько видов отношений, которые нас связывают:

а) формальное отношение – поверхностное, где не затронуто сердце человека;

б) идейное отношение (на уровне ума), где связывает нас в наших отношениях общие идеи, мысли, планы, цели;

в) чувственное отношение (на уровне наших чувств, эмоций), где связывает нас какие-то желания, чувства, эмоции;

г) сердечное отношение (на уровне сердца), где связывает людей слепая, безумная любовь;

д) духовные отношение (на уровне Духа и Божественной Любви), где связывает нас открытость и доверие, искренность и Любовь, милосердие и сострадание, благоразумие и Воля Бога.

Все виды отношений в человеке смешаны, не бывает так, что бы у нас присутствовал только один вид наших отношений с людьми. Но исключение этому – Святость человеческая. Святой человек имеет только духовные отношения со всем окружением. В большей мере мужчина опирается в своих отношениях на идеи, а женщина на чувства. Эгоцентричный человек строит свои отношения только на лживости и ради своей корысти. Какие отношения строит человек с людьми, такие же отношения у него и с Богом. Наши отношения с людьми влияет на качество нашей молитвы, на отклик Бога. Люди часто говорят: «я молюсь, но Бог мне не помогает». Какое же можно ожидать от Бога милосердие, если мы сами не проявляем милости к людям? Какое может быть исцеление, если мы сами отнимаем здоровье у «ближнего», своим невежеством (ссорами, злостью, ненавистью, завистью и ). Вот по этому поводу и говорит Слово Божье – Библия: «Молитва праведника доносится до Небес».

Молитва по своему назначению бывает:

а) прошения – эту молитву мы используем, когда в чем-то нуждаемся;

б) покаянная – эту молитву мы применяем, когда наша душа отягощена грехами и при этом нас мучает совесть;

в) благодарения – эту молитву мы доносим Богу в знак благодарности;

д) прославления – эту молитву мы произносим или воспеваем слова, прославляющие Всевышнего.

Некоторые люди считают, что молитвы прославления выше по значимости, чем молитвы прошения. Но это не так. Для Бога все молитвы важны и Он их все одинаково принимает. Молитва — это встреча, прежде всего, души человеческой с Богом, и у нее есть свои потребности. Душа сама определяет, что ей нужно сказать Богу. И нам необходимо в молитве, предоставить ей право говорить. В голосе души всегда звучит — искренность и нет там никакого лукавства. Душа не будет просить что-то, когда в ней возникла нужда в покаянии. Душа не будет прославлять, когда в ней появилась нужда в благодарении. Если ребенок проголодался, то он всегда скажет: «Мама, дай мне кушать». В этот момент он не будет просить игрушку. А лишь затем, когда поест, он скажет: «Спасибо мама, ты очень вкусно приготовила». Молитвы распределены четко по потребности души и жизненных нужд человека. И что выше, а что ниже рассуждать может только глупец. Если мы читаем молитву прославления, но в этом нет потребности нашей души, то это ничто, лишь пустые слова.

Бог при встрече с человеком всегда нацелен на нашу . На удовлетворение ее вечных потребностей, нужд и освобождения от плена. Исходя из уст эго, наше говоренье, в молитве Богу, запеленяет голос души. Тут возникает: двойственность, конфликт, хаос, и это влияет на качество нашей молитвы. Что бы в молитве не было двойственности, чтобы молитва не исходила из нашего ума и чувств нужно, прежде всего, попросить у Бога благословение на молитву. Если Бог нас благословляет, то на нас снисходит . И нам нужно в этот момент только внимательно созерцать. При нашем внимании начинает открываться Дух человеческий, который помогает Святому Духу проникнуть в глубину нашей души. Святой Дух проявляет наше негодование, и нам становится ясно в нашем разумении, о чем нужно говорить Богу, какая возникла потребность души. В это же время Дух Божий нас успокаивает, утешает, настраивает на молитву. Ведь спокойная, смиренная молитва сильна. А затем в один голос с душой молиться Господу Богу. Это и есть моленье Живою Душою, со всей своей искренностью. И только такая молитва нас приведет к истинной свободе.

В разных течениях христианской религии существует множество молитв, которые собраны за много веков и записаны в молитвословах. Это молитвы Святых отцов, духовных подвижников, настоятелей церквей, которые при своей жизни обрели победу над собой – а это Святость. В этих молитвах заключена их целая жизнь. Каждое слово имеет глубокий смысл, духовную зрелость и Святость. В каждом слове звучит голос их Души. И когда мы произносим слова Святых Отцов с доверием и открытостью, то перед нами проявляется их вся жизнь, которая начинает благостно влиять на нас. Когда благость окутывает нас, то по закону подобия к нам устремляется Святой Дух, который выполняет свою работу по освобождению нашей души. И при соприкосновении этих двух сил мы не только слышим свою душу и что с ней происходит, но и Душу того Святого, которому принадлежат эти слова. Мы начинаем испытывать на себе его , милосердие и сострадание. Ощущаем то, что он чувствовал во время молитвы к Богу. Какую испытывал боль за нас грешных. Мы начинаем понимать его мудрость. Практикуя молитву Святого, наступает момент, когда доверие переходит в молитве в Веру. Вера рождает ясность (осознанность), с ясностью приходит смирение, а смирение открывает третью силу – нашего Духа. И наша душа в один голос с душой Святого доносит молитву Богу. Вера в молитве играет большую роль. Библия по этому поводу говорит: «по вашей вере и будет дано».

В настоящее время многие люди не задумываются над тем, что существуют определенные знания о молитве, влияющие на ее качество. Ведь для этого в мире и существует много Святых писаний о молитве и нужно прислушиваться к ним. Людские молитвы, по не знанию, в основном звучат от ума, поверхностно, формально, без понимания того, что мы говорим Богу. Без понимания всегда молчит наша душа, ибо в этот момент говорит эго, а разум молчит. Без понимания в нашем существе говорит категоричность (узость восприятия и понимания). Ведь функцией разума является открывать двери души, позволять голосу души говорить. Из этого следует вывод:

а) прежде всего, чтобы молиться Богу нужно понимать смысл молитвы;

б) чем больше мы понимаем суть молитвы, тем больше более она звучит;

в) для того чтобы пришло понимание нужно встретиться с молитвой один на один и внимательно созерцать ее, размышлять о ней, пока молитва не станет одно целое с нами;

г) и когда молитва сольется снами воедино, она зазвучит как произнесенная из уст Святого.

Молитва – это путь к Богу длиною в целую жизнь. Мир молитв многообразен и красочен. В каждой религии существуют свои подходы к молитве. Но не имеет разницы, молимся ли мы молитвами Святых Учителей или своими словами, с крещеными ногами или сидя на коленях, воспеваем Имена Бога или просто молчим в безмолвии. Главное, чтобы мы в молитве позволяли говорить голосу нашей Души, а все остальное приложится с избытком.

Ника Кравчук

Смысл молитвы - в общении с Богом

Что такое молитва? Это разговор человека с Богом. С Творцом, который создал весь этот мир, в том числе и каждого отдельного человека. Он заботится о каждом, дает все необходимое, не требуя ничего взамен. Это безграничные любовь, терпение, милосердие.

Просить и благодарить

Зная все это, как человек должен обращаться к Богу? С надеждой на спасение и благодарением за каждый момент в его многогранности. В этом и есть смысл молитвы.

Конечно, на словах все кажется несложным. Но нужно понимать что множество нюансов зависит от того, с какой целью вы обращаетесь к Богу. Есть молитва-прошение и благодарение. В нашей жизни чаще всего присутствует именно первый вид.

О чем попросите?

Мы открываем молитвослов и ищем соответствующий жизненной ситуации текст. С его помощью обращаемся к Богу: пусть дети будут здоровы, тоска обойдет стороной, хорошо оплачиваемая работа найдется...

Кроме того, без молитвослова обычный человек знает разве что «Отче наш», «Богородице Дево», «Символ веры», Иисусову молитву. Забери книгу — и он не будет знать, как обратиться ко Всевышнему.

Должно пройти определенное время, чтобы человек научился просить не только о чем-то бытовом, о здоровье, благополучии, социальном состоянии, но и о духовном. Тогда его молитва дойдет до уровня «Боже, дай мне терпения, смирения, понимания, желания постигать Священное Писание...»

Тяжело найти однозначный ответ по поводу просительной молитвы. С одной стороны, в Нагорной проповеди Христос говорит: «...знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» , а с другой — в молитве «Отче наш», которую сам Бог дал людям, есть просьба не ввести нас во искушение, избавить от лукавого, подать человеку пищу на текущий день и простить грехи (но только в том случае, если так поступает и сам просящий).

Думаю, что каждому из нас надо просить у Господа принимать Его волю, смиряться с тем, что в жизни не всегда получается так, как хочет человек. Но Божий промысел всегда направлен на благо человека, в сторону его спасения.

«Тебя, Бога, хвалим»

Вот только подумайте, как прекрасно все устроил Всевышний, какими талантами Он нас наградил, дал все необходимое, постоянно заботится о нас. Кроме того, Господь никогда не поступает насильственными методами. Только если человек сам обращается к Нему с просьбой укрепить духовно или помочь справиться с искушением, тогда Бог ему отвечает. Как за все это не принести Богу благодарность? Разве не в этом смысл молитвы?

Если вы с кем-то дружите, постоянно просите приятеля вам помочь с жильем, работой, отношениями в семье, он вам помогает, но вы сами не делаете ему ничего приятного, даже ни разу не поблагодарите, то как себя будет чувствовать ваш друг? Мягко говоря, он будет расстроен.

Но ведь с Богом мы очень часто поступаем именно так. Что становится препятствием нашему искреннему общению? Грехи. Именно они отделяют нас от Господа, а потом постоянно удаляют от него, растворяя смысл молитвы в бездне пороков.

Грех — камень преткновения в разговоре с Богом

Перейдя на сторону зла, мы становимся противниками Бога. Кажется, что все, посланное Им, это плохо: болезни, проблемы в отношениях с родными и близкими, непонимание.

Нехватка финансовых средств — это Бог виноват, а не человек, который не готов работать эффективнее; проблемы со здоровьем — это в небесной канцелярии сговорились против человека, а не он сам вредными привычками и отсутствием элементарной самодисциплины себя довел.

Нужно очень много усилий, желания, веры, чтобы избавиться от греха и с чистым сердцем обратиться к Богу, просить у него об еще одном даре — умении общаться с Ним и открыть для себя подлинный смысл молитвы. Конечно, будет тяжело. А разве легко эквилибристу ходить по тоненькой проволоке? А разве Петр сразу пошел по воде и не тонул?

Устоять

Даже тогда, когда кажется, что ничего не получается, Бог не слышит, все валится из рук, молитва, словно ком, застряла в горле, ни одного слова на церковнославянском не понимаешь, надо устоять. Не бросить тот зародыш молитвы, который пытается взойти, необходимо только подрыхлить почву.

Как? Например, каждый день читать молитвенное правило. Это еще не совсем молитва, но уже важный элемент духовной самодисциплины. Оно помогает разогреть сердце для обращения к Богу. Потом можно обращаться так, как подсказывает сердце. У кого-то это будет обращение от себя, у другого — молитва «Отче наш», «Богородице Дево».

Поэтому не стоит останавливаться. Через определенное время вам начнет открываться значение многих строк. Также всегда на помощь придут толкования отцов Церкви. Оказывается, что важным фактором в молитве является именно ее творение. Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь». То есть, постоянно помните о Боге, обращайтесь к Нему, благодарите.

Святые подвижники настолько упражнялись в Иисусовой молитве , что она словно лилась из их сердца, становилась неотъемлемой частью жизни и никогда не утихала.

С Богом в сердце

Молитва открывается тем, кто пытается ее постигнуть. Мария Египетская 47 лет провела в пустыне, общаясь только с Богом. Преподобный Афанасий, затворник Печерский, 12 лет провел в затворе, вкушая только хлеб и воду. Серафим Саровский 1000 дней провел в молитве на камне.

Эти примеры здесь не для того, чтобы продемонстрировать, как низко духовно пал современный человек и что ему не под силу эти подвиги. Эти святые точно познали смысл молитвы. В них действовал Дух Божий, поэтому скептицизм здесь попросту неуместен. Бог творит, как хочет.

Человек, соединенный с Господом, тоже стоит выше законов мира, увязшего в грехе. Ему уже необязательно шептать слова молитв вслух или проговаривать про себя. Бог живет в их сердце. Поэтому не беседовать с Ним просто невозможно.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога