Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Когда появилось автоматическое оружие. Самые первые автоматы в мире

Создатель первого в мире автомата Владимир Федоров родился 15 мая 1874 года в Санкт-Петербурге. После выпуска из гимназии, он поступил в расположенное в родном городе Михайловское артиллерийское училище, после чего два года командовал взводом в одной из артиллерийских бригад. В 1897-м офицер вновь стал курсантом, но уже Михайловской артиллерийской академии.

Во время учебной практики на Сестрорецком оружейном заводе Федоров познакомился с его начальником и изобретателем знаменитой «трехлинейки» 1891 года Сергеем Мосиным. Именно с попытки усовершенствовать «мосинскую» винтовку, превратив ее в автоматическую, чем активно занимались многие оружейники, Владимир и начал карьеру изобретателя. Помогли ему служба в Артиллерийском и возможность изучать технические и исторические материалы, рассказывающие о различных видах современного и древнего стрелкового вооружения.

Спустя шесть лет после окончания учебы в академии, в 1906-м, Федоров представил в Артиллерийский комитет собственный вариант «трехлинейки», переделанной в автоматическую винтовку. И хотя одобрение военного начальства получил, первые же стрельбы доказали: проще и дешевле создать новое оружие, чем пытаться изменить и улучшить уже существующее. И винтовка заводского начальника Сергея Мосина благополучно жила и воевала до середины прошлого века, так и оставшись без принципиальных посторонних изменений.

«Опытный образец-1912»

Отложив «трехлинейку» в сторону, Владимир Федоров, вместе со слесарем из мастерской офицерской школы на Сестрорецком полигоне и будущим знаменитым советским конструктором оружия, изобретателем именного пулемета и пистолета-пулемета и тоже генералом Василием Дегтяревым, приступил к работе над собственной автоматической винтовкой. Пройдя через четыре года успешные полигонные испытания, винтовка Федорова получила название «Опытный 1912 года».

Изобретатели сделали ее двух видов. Один - под стандартный патрон царской армии калибра 7,62 мм. Второй - под патрон 6,5 мм, разработанный именно для автоматической винтовки, намного улучшавший скорость и точность стрельбы. К сожалению, закончить работу над своим творением и дать армии новое стрелковое оружие, Федорову и Дегтяреву помешали начавшаяся Первая мировая война и противодействие военного . Работа над ним была признана несвоевременной и прекращена. И основном пехотным оружием царской армии, а за ней красноармейцев и , надолго осталась «трехлинейка».

Автомат от генерала

Значительные успехи изобретателя незамеченными, тем не менее, не остались. В 1916 году 42-летний Владимир Федоров получает погоны генерал-майора и возможность продолжить свои оружейные опыты. И в том же году генерал изобрел укороченный и более легкий по весу микст винтовки и пулемета, получивший нейтральное название «автомат». На полигоне в Ораниенбауме 50 автоматических винтовок и восемь автоматов Федорова отлично выдержали испытания и были приняты на военную службу.

Огромным плюсом первого автомата стал используемый в нем японский патрон меньшего, нежели у российского аналога калибра - 6,5 мм (патрон Федорова доработан так и не был). Благодаря этому вес оружия снижался до пяти килограммов, дальность точной стрельбы увеличивалась до 300 метров, а отдача - наоборот, уменьшалась. И 1 декабря того же года на Румынский фронт отправилась вооруженная, в том числе и изобретением Федорова, маршевая рота 189-го Измаильского полка. А заводу в Сестрорецке были заказаны сразу 25 тысяч отлично проявивших себя на войне автоматов Федорова. Но впоследствии заказ уменьшили до девяти тысяч, а потом и вовсе отменили.

Идея создания автоматической коробки передач появилась практически одновременно с появлением автомобиля, оснащенного . При этом автопроизводители, изобретатели и энтузиасты из разных стран начали работать над агрегатом.

В результате уже в самом начале 20-го века стали появляться опытные образцы, которые имели трансмиссию, похожую на современный автомат. В этой статье мы поговорим о том, как создавалась и когда появилась первая АКПП, познакомимся с историей автоматической трансмиссии, а также ответим на вопрос, кто изобрел коробку автомат.

Читайте в этой статье

Кто изобрел коробку автомат и когда появилась первая АКПП

Как известно, трансмиссия является вторым по важности агрегатом после . При этом появление АКПП стало настоящим прорывом, так как благодаря такой коробке передач значительно повышается не только комфорт, но и безопасность при управлении автомобилем.

Такая КПП является системой, состоящей из гидротрансформатора () и планетарной коробки. Принципы и основы планетарной передачи были известны еще в средние века, а гидротрансформатор создал немец Герман Феттингер в начале 20-го века.

Первым объединил коробку и ГДТ американский изобретатель Азатур Сарафян, более известный под именем Оскар Бэнкер. Именно он запатентовал автоматическую коробку передач в 1935г., хотя для получения патента больше 7 лет отстаивал свое право в борьбе с крупными автопроизводителями.

Родился Сарафян в 1895 году. Его семья оказалась в США в результате печально известного Геноцида армян, который имел место быть в Османской империи. Обосновавшись в Чикаго, Асатур Сарафян сменил свое имя, став Оскаром Бэнкером.

Талантливый изобретатель создал различные полезные устройства, среди которых можно выделить несколько незаменимых сегодня решений (например, шприц-пистолет для смазки), однако главным его достижением является изобретение первой автоматической гидромеханической коробки передач. В свою очередь, General Motors (GM), которая ранее устанавливала полуавтоматическую коробку передач на свои модели, первой перешла на АКПП.

История создания автоматической коробки передач

Итак, важнейшим элементом, благодаря которому стало возможным появление полноценной АКПП, является гидротрансформатор.

Изначально ГДТ появился в судостроении. Причина – вместо низкооборотистых паровых двигателей ближе к концу 19-го века появились более мощные паровые турбины. Такие турбины соединялись с винтом напрямую, что неизбежно привело к возникновению целого ряда технических проблем.

Решением оказалось изобретение Г. Феттингера, который предложил гидравлическую машину, где лопастные колеса гидродинамической передачи, насос, турбина и реактор были объединены в одном корпусе.

Такой гидротрансформатор был запатентован в 1902 году и имел большое количество преимуществ по сравнению с другими механизмами и устройствами, которые могли бы преобразовать крутящий момент от двигателя.

ГДТ Феттингера минимизировал потери полезной энергии, КПД устройства оказался высоким. На практике, указанный гидродинамический трансформатор, в среднем, обеспечивал на судах КПД около 90% и даже больше.

Вернемся к коробкам передач на автомобилях. В самом начале 20-го века (1904 год) изобретатели братья Стартевенты из города Бостон, США, представили раннюю версию автоматической коробки.

Данная КПП на две передачи фактически являлась усовершенствованной МКПП, где переключения могли быть автоматическими. Другими словами, это был прототип коробки- робот. Однако в те годы по ряду причин серийное производство оказалось невозможным, от проекта отказались.

Следующими автоматическую коробку начали ставить в компании Ford. Легендарная модель Model-T была оснащена планетарной коробкой передач, которая получила две скорости для движения вперед, а также заднюю передачу. Управление КПП было реализовано при помощи педалей.

Далее появилась коробка от компании Reo на моделях General Motors. Такая трансмиссия вполне может считаться первой РКПП, так как это была механическая коробка с автоматизированным сцеплением. Немного позже стала использоваться и планетарная система передач, еще больше приблизив момент появления полноценных гидромеханических автоматов.

Планетарный механизм (планетарная передача) наилучшим образом подходит для АКПП. Чтобы управлять передаточным числом, а также направлением вращения выходного вала, выполняется торможение отдельных частей планетарной передачи. При этом для решения задачи можно использовать относительно небольшие и постоянные усилия.

Другими словами, речь идет об исполнительных механизмах АКПП ( , ленточный тормоз). Также в те годы реализовать эффективное управление данными механизмами не составляло труда. Еще необходимость выровнять скорости отдельных элементов АКПП отсутствовала, так как все шестерни планетарной передачи находятся в постоянном зацеплении.

Если сравнить такую схему с попытками автоматизировать работу механической коробки, в то время это было крайне сложной задачей. Основной проблемой являлось то, что в те годы не было эффективных, быстрых и надежных сервомеханизмов (сервоприводов).

Указанные механизмы необходимы для того, чтобы перемещать шестерни или муфты включения для введения в зацепление. Сервомеханизмы также должны обеспечить большое усилие и рабочий ход, особенно если сравнивать усилие для сжатия пакета фрикционов или затяжки ленточного тормоза АКПП.

Качественное решение было найдено только ближе к середине XX века, а массовой роботизированная механика стала только за последние 10-15 лет (например, или ).

Дальнейшее развитие коробки автомат: эволюция гидромеханической АКПП

Перед тем, как переходить к АКПП, нужно упомянуть коробку передач Уильсона. Водитель выбирал передачу при помощи подрулевого переключателя, а включение производилось посредством нажатия на отдельную педаль.

Такая трансмиссия была прообразом преселективной коробки передач, так как водитель заранее выбирал передачу, при этом ее включение осуществлялось только после нажатия на педаль, которая стояла на месте педали сцепления МКПП.

Данное решение облегчало процесс управления ТС, переключения передач требовали минимум времени по сравнению с МКПП, которые в те годы не имели . При этом значимая роль коробки Уильсона заключается в том, что это первая КПП с переключателем режимов, которая напоминает современные аналоги ().

Вернемся к АКПП. Итак, полностью автоматическую гидромеханическую коробку передач Hydra-Matic представила General Motors в 1940 году. Данную КПП ставили на модели Cadillac, Pontiac и т.д.

Такая трансмиссия представляла собой гидротрансформатор (гидромуфту) и планетарную коробку передач с автоматическим гидравлическим управлением. Управление было реализовано с учетом скорости движения автомобиля, а также положения дроссельной заслонки.

Коробка Hydra-Matic ставилась как на модели GM, так и на Bentley, Rolls-Royce, Lincoln и т.д. В начале 50-х специалисты Mercedes-Benz взяли данную коробку за основу и разработали собственный аналог, который работал по схожему принципу, однако имел целый ряд отличий в плане конструкции.

Ближе к середине 60-х автоматические гидромеханические коробки передач достигли пика своей популярности. Также появление синтетических смазок на рынке ГСМ позволило удешевить их производство и обслуживание, повысить надежность агрегата. Уже в те годы АКПП не сильно отличались от современных версий.

В 80-х стала прослеживаться тенденция к постоянному увеличению числа передач. В автоматических коробках сначала появилась четвертая передача, то есть повышенная. Одновременно стала использоваться и функция блокировки гидротрансформатора.

Также четырехступенчатые автоматы стали управляться при помощи , что дало возможность избавиться от многих механических элементов управления, заменив их .

Например, первыми внедрение электронной системы управления автоматической коробкой передач реализовали специалисты Toyota в 1983 г. Далее Ford в 1987 году также перешел на использование электроники для управления повышающей передачей и блокировочной муфтой ГДТ.

Кстати, сегодня АКПП продолжает эволюционировать. С учетом жестких экологических стандартов и роста цен на топливо производители стремятся повысить КПД трансмиссии, добиться топливной экономичности.

Для этого увеличивается общее количество передач, скорость переключений стала очень высокой. Сегодня можно встретить АКПП, которые имеют 5, 6 и более «скоростей». Основная задача – успешно конкурировать с преселективными роботизированными коробками типа DSG.

Параллельно происходит и постоянное усовершенствование блоков управления АКПП, а также программного обеспечения. Изначально это были системы, которые только определяли момент переключения передачи и отвечали за качество включений.

В дальнейшем в блоки стали «зашивать» программы, которые способны подстраиваться под манеру езды, динамично меняя алгоритмы переключения передач (например, адаптивные АКПП с режимами эконом, спорт).

Позже появилась и возможность ручного управления АКПП (например, Tiptronic), когда водитель может самостоятельно определять моменты переключения передач подобно механической коробке. Дополнительно коробка автомат получила расширенные возможности в плане , контроля температуры трансмиссионной жидкости и т.д.

Читайте также

Управление автомобилем с АКПП: как пользоваться коробкой - автомат, режимы работы автоматической коробки, правила использования данной трансмиссии, советы.

  • Как работает коробка-автомат: классическая гидромеханическая АКПП, составные элементы, управление, механическая часть. Плюсы, минусы данного типа КПП.


  • За год до Первой Мировой войны, российский конструктор, позже, генерал-лейтинант Федоров, изобретает первый в мире автомат. К сожалению, реализовать массовое производство в условиях войны так и не получилось, но отдельные военные части имперской армии, все же, получили в свое распоряжение это, передовое оружие. В 1916 году автоматами Фёдорова было снабжено несколько полков Румынского фронта. Незадолго до революции Сестрорецкий оружейный завод получил заказ на массовое производство этих автоматов. Однако, большевики захватили власть и в императорские войска автомат массово так и не поступил, зато позже использовался красноармейцами и применялся, в частности, в борьбе с белым движением.

    Автомат Федорова был создан капитаном Российской Императорской армии Владимиром Григорьевичем Фёдоровым в 1913-1916 гг. Федоров начал проектирование своей самозарядной винтовки еще в 1906 году. Данная винтовка была разработана под штатный русский трехлинейный патрон 7,62х54R и снабжена неотъемным магазином емкостью 5 патронов. Винтовка (термин «автомат» был введен начальником стрелкового полигона Н.И. Филатовым позже, в 1920-х гг.) была испытана в 1911 году, а в 1912 году Артиллерийский Комитет даже принял решение заказать партию этих винтовок в количестве 150 экземпляров для войсковых испытаний. В то же время Фёдоров вёл работу по созданию нового патрона, специально приспособленного для использования в автоматическом оружии. В 1913 году Федоров предложил автоматическую винтовку собственной конструкции под новый патрон, спроектированный им же.

    Патрон Федорова имел остроконечную пулю калибра 6,5-мм массой 8,5 грамм. Гильза бутылочной формы не имела выступающей закраины. Начальная скорость 6,5-мм пули патрона Федорова составляла около 850 м/с, а дульная энергия - 3100 Джоулей, в то время как стандартный винтовочно-пулеметный патрон 7,62х54R в зависимости от варианта снаряжения имеет дульную энергию порядка 3600-4000 Джоулей. 6,5-мм патрон Федорова давал меньший импульс отдачи, в сравнении со стандартным патроном 7,62х54R. Кроме того, этот патрон имел меньшую массу. Данные качества, а также меньшая дульная энергия и гильза без выступающей закраины делали патрон Федорова более пригодным для автоматического оружия, позволяя осуществить его надежную подачу из магазина большой емкости. Испытания оружейного комплекса оружие-патрон разработки Владимира Федорова начались в конце 1913 года, но начало Первой Мировой войны нарушило планы военных и конструктора. Однако, в 1915 году Российская Императорская армия остро нуждалась в стрелковом оружии. Особенно в легких ручных пулеметах. В результате автоматические винтовки Федорова заказали в качестве легкого оружия поддержки пехоты, но уже под японский винтовочный патрон 6,5x50SR Арисака. Японский патрон обладал схожими характеристиками с 6,5-мм патроном Федорова и при этом имелся в значительных количествах, так как японские патроны в начале войны закупались с винтовками Арисака в целях восполнения потерь русской армии в стрелковом оружии. Уже изготовленные винтоки Федорова под его оригинальный патрон переделывались под японский патрон установкой в патронник специального вкладыша.

    Основными производителями японских патронов для России были английские фирмы - Кайнок, королевский арсенал Вулвича, а также Петроградский патронный завод (200-300 тысяч в месяц, по данным заводского музея). 6,5-мм патроны русского (советского) происхождения часто встречают поисковики, характерные отличия - гильза без клейма, «трехлинеечный» порох неровного зернения. Здесь следует уточнить, что как патрон Фёдорова, так и патрон для винтовки Арисака по своим баллистическим свойствам являются типичными винтовочными патронами, хоть и уменьшенного калибра и мощности, а вовсе не каким-либо подобием промежуточных, как утверждается в некоторых источниках. Однако по калибру пули и ее дульной энергии, патрон 6,5x50SR Арисака при использовании его в автомате Фёдорова, имевшим сравнительно короткий ствол, сопоставим с наиболее мощными из современных промежуточных патронов, разработанных для специфической задачи поражения целей, защищённых средствами индивидуальной бронезащиты. Это такие патроны как 6,8x43 Remington SPC или 6,5x38 Grendel. Однако из-за использования в его конструкции значительно менее совершенных технологий и материалов конца XIX века по массе, габаритам и импульсу отдачи он соответствовал именно винтовочным патронам, был излишне велик и тяжел для успешного использования в ручном автоматическом оружии типа современной автоматической винтовки (автомата) или автоматического карабина.

    Летом 1916 года опытные винтовки Федорова прошли стрелковые испытания в особой роте, а затем автоматическими винтовками Фёдорова вооружили команду 189-го Измаильского полка, 1 декабря того же года отправленную на Румынский фронт в составе 158 солдат и 4 офицеров. Решение заказать автоматические «2,5-линейные винтовки Фёдорова» Сестрорецкому оружейному заводу было принято осенью 1916 года. Но в условиях войны этот завод не справлялся даже с выпуском основной продукции (винтовок обр. 1891/10 года), и массового производства оружия конструкции Федорова так и не было налажено. Серийное производство было налажено только после революции на Ковровском заводе (ныне завод им. Дегтярева). Заказ уменьшили с 15000 до 9000 единиц. Всего в период с 1920 по 1924 год, когда производство автомата Федорова было закончено, общее количество выпущенных автоматов составило всего 3200 единиц. В 1923 году автомат Фёдорова подвергся модернизации: новые прицел, ударный механизм и магазин. Автоматы Федорова состояли на вооружении РККА до 1928 года. После чего по причине унификации патронов приняли решение снять с вооружения оружие отличающихся от основного калибра. Автоматы Федорова передали на склады. После чего это оружие использовалось в 1940 году, когда во время Зимней войны с Финляндией, некоторое количество автоматов Федорова вновь поступило в войска, сражавшиеся в Карелии.

    Необходимо уточнить, что в качестве массового армейского стрелкового оружия автомат Федорова не мог быть использован, так как имел недостаточную надежность работы в тяжелых условиях эксплуатации, был достаточно сложен в изготовлении и обслуживании. Сам Федоров в своей книге «Эволюция стрелкового оружия» отметил, что его автомат в первую очередь был предназначен для вооружения различных подразделений специального назначения, таких как мотоциклетные команды, конно-охотничьи команды и отборных стрелков в пехоте, но не обычной пехоты. Впрочем, анализ единственного доступного на сегодняшний день достоверного источника по эксплуатации автомата - брошюры издания 1923 года, показывает, что основной проблемой автомата Федорова являлись не столько недостатки конструкции как таковой, сколько низкое качество конструкционных материалов - осадка деталей, наплывы металла и так далее, а также низкое качество поставляемых в войска боеприпасов. Автомат Федорова является первым рабочим образцом индивидуального автоматического оружия, к тому же, применявшегося в бою, что и является основной заслугой этого оружия и его конструктора.

    В конце 1920-х - начале 1930- х гг. Федоров и другие советские конструкторы - Дегтярев, Шпитальный, разработали на основе автомата целое семейство унифицированных образцов стрелкового оружия, в том числе ручные и танковый пулемёт, спаренную и строенную авиационные пулеметные установки. Этим они в некоторой степени предвосхитили послевоенные концепции унификации стрелкового оружия в СССР, США и других странах на 30-40 лет. Кроме того, важна роль Федорова и как последовательного сторонника принятия уменьшенных калибров в стрелковом оружии. С точки зрения конструкции это оружие представляло собой достаточно типичную автоматическую винтовку своего времени, сравнительно тяжелую и нетехнологичную, выполненную преимущественно с широким использованием металлорежущих станков и ручной обработки деталей. Тем не менее, конечная масса оружия значительно меньше, чем ближайших зарубежных аналогов (Шоша обр. 1915 г., Браунинг M1918) и находится в диапазоне, типичном именно для индивидуального стрелкового оружия.

    Автомат (автоматическая винтовка) Фёдорова работал по принципу использования отдачи при коротком ходе ствола. Затвор запирался двумя качающимися личинками, расположенными симметрично с двух сторон и вращающимися в вертикальных плоскостях. Во время выстрела при отходе ствола назад эти личинки поворачивались и освобождали затвор, который после этого мог беспрепятственно отходить в крайнее заднее положение. Удар затворной рамы ускорителем о выступ ствольной коробки ускорял ее отход, повышая надежность работы. Ударно-спусковой механизм куркового типа позволял вести как одиночный, так и автоматический огонь. Ранние версии автомата до 1923 г. имели отъемный переводчик огня. Эта деталь выдавалась бойцу после сдачи своеобразного экзамена. Отдельные переводчик режимов огня и предохранитель располагались на основании спускового механизма, внутри спусковой скобы.

    Предохранитель находился перед спусковым крючком, а переводчик - позади спускового крючка. Усовершенствованная в 1923 году версия автомата съемного переводчика огня не имела. Питание патронами осуществлялось из отъемных коробчатых магазинов с двухрядным расположением патронов, емкостью 25 патронов. Магазины ранних автоматов до 1923 года могли быть невзаимозаменяемы. Использовалась ручная осалка верхних патронов. Стрелок носил с собой флягу с маслом и кисть, которой смазывал верхние патроны снаряженного магазина для улучшения работы автоматики оружия. В 1923 автомат получает новый магазин, с измененным радиусом изгиба и другими параметрами. По некоторым данным, он очень близок к магазину немецкого ручного пулемета MG-18, но без затворной задержки. Предусмотрена установка штыка на крепления, находившиеся на металлическом кожухе ствола. Прицельные приспособления открытые. Мушка и целик размещаются на подвижном стволе. Ложа деревянная, с дополнительной передней рукояткой для удержания.

    Основные характеристики

    Калибр: 6,5×50SR
    Длина оружия: 1040 мм
    Длина ствола: 520 мм
    Масса без патронов: 4,3 кг.
    Темп стрельбы: 600 выстр./мин
    Емкость магазина: 25 патронов

    Автомат − это оружие, без которого сейчас невозможно представить работу ни одной силовой структуры, и не только на просторах нашей необъятной Родины. Оно является неотъемлемой частью экипировки бойцов пехоты и воздушных сил. Столь широкому распространению автоматов способствовала их легкость и продуктивность в использовании. Но прежде чем стать одним из самых универсальных эти изделия прошли длинный и непростой путь. Такая цепь изобретений, модернизаций и доработок берет свое начало во времена Первой мировой войны, когда появился самый первый автомат. История этого оружия в России состоит из двух основных глав: образцы и модели Советской России. Для того чтобы понять, в чем заключается разница оружия этих эпох, надо выяснить, что называется автоматом сегодня.

    Что это такое?

    Далее мы рассмотрим, кто изобрел первый автомат - ручное оружие, способное производить одиночные выстрелы или выпускать быстрые очереди с высокой плотностью огня. Оно самостоятельно перезаряжается и продолжает стрельбу, если удерживать курок в нажатом состоянии. Отличительными чертами современных моделей служат: применение промежуточного патрона, большая емкость сменного магазина, возможность стрельбы очередями, а также сравнительная легкость и компактность.

    История терминологии. Первый автомат в мире

    Если произнести слово «автомат» в Европе, в большинстве случаев оно будет понято неправильно, так как это понятие используется для обозначения разновидности оружия только на территории стран бывшего Советского Союза. Аналогичное оружие в зарубежных странах может пониматься под «автоматическим карабином» или «штурмовой винтовкой», исходя из длины ствола.

    Когда появился первый автомат? Впервые в истории этот термин был применен для винтовки, которую разработал Владимир Федоров в 1916 году. Название было предложено спустя четыре года после создания самого оружия. В далеком 1916 году первый автомат в мире был известен как карабин-пулемет, а принят на вооружение как 2,5-линейная винтовка Федорова. В Советском Союзе так стали называть пистолеты-пулеметы, а в 1943-м, после создания промежуточного патрона советского образца, название было присвоено оружию, которое мы знаем под словом «автомат» сегодня.

    Автоматы Российской империи. Предпосылки к их созданию

    Военные начала XX века понимали необходимость производства и внедрения нового вида оружия. Было очевидно, что именно за автоматическими образцами будущее, поэтому в этот период начали разрабатываться первые огнестрельные автоматы. Явным преимуществом такого оружия была его скорость: перезарядка не требовалась, а значит, стрелку не приходилось отрываться от цели. Задачей было создать относительно легкое оружие, индивидуальное для каждого бойца, в котором бы использовались не такие мощные патроны, как в винтовках.

    С началом Первой мировой войны вопрос вооружения вставал особенно остро. Все понимали, что оружие с винтовочными патронами (с дальностью полета пули до 3500 метров) используется преимущественно для ближних атак, расходуя лишний порох и металл, к тому же уменьшая боезапас военных. Разработка первых автоматов проводилась по всему миру, Россия не была исключением. Одним из разработчиков, принимавших участие в таких экспериментах, был Владимир Григорьевич Федоров.

    Начало разработок

    Первые автоматы Федорова были созданы в то время, когда Первая мировая война была в самом разгаре, но своими разработками нового оружия Федоров занимался еще в 1906 году. До начала войны государство упорно отказывалось признавать необходимость создания нового оружия, поэтому оружейникам в России приходилось действовать самостоятельно, не имея никакой поддержки. Первой попыткой стала модернизация известной Мосина и превращение ее в новую, автоматическую. Федоров понимал, что очень сложно будет адаптировать это оружие, но свою роль сыграло огромное количество винтовок, находящихся на вооружении.

    Разработанный проект первого русского автомата со временем показал, насколько бесперспективной была эта идея − винтовка Мосина просто не подходила для переделок. После первой неудачи Федоров совместно с Дегтяревым погружается в разработку совершенно новой оригинальной конструкции. В 1912 году появились автоматические винтовки, использующие патрон стандартного образца 1889 года, то есть калибра 7,62 мм, а еще через год разработали оружие под новый, специально созданный патрон калибра 6,5 мм.

    Новый патрон Владимира Григорьевича Федорова

    Именно идея создания патрона меньшей мощности послужила первым шагом к появлению промежуточного патрона, использующегося в наше время в автоматическом оружии. Почему возникла столь острая необходимость внедрения новых боеприпасов, если традиционно оружие проектируется под патрон, поставленный на вооружение? Крайние случаи требуют крайних мер. Российской армии нужен был автомат.

    Властями принимается решение о немедленной разработке облегченного патрона промежуточного образца и новейшего оружия, способного максимально эффективно использовать такой боеприпас.

    Промежуточный патрон

    Промежуточным называют патрон, использующийся в огнестрельном оружии. Мощность такого боеприпаса меньше, чем у винтовочного, но больше, чем у пистолетного. Промежуточный патрон гораздо легче и компактнее винтовочного, что позволяет увеличить носимый боекомплект солдата, а также значительно экономить порох и металл при производстве. Советский Союз начал разработку нового комплекса оружия, ориентированного на использование промежуточного патрона. Основной целью было обеспечить пехоту оружием, позволяющим атаковать противника на дистанциях, превышающих показатели пистолетов-пулеметов.

    С учетом поставленных целей конструкторами начали разрабатываться новые разновидности патронов. В конце осени 1943 года во все организации, специализирующиеся на разработке стрелкового оружия, была отправлена информация по чертежам и спецификациям новой модели патрона Семина и Елизарова. Такой боеприпас весил 8 грамм и состоял из остроконечной пули (7,62 мм), бутылочной гильзы (41 мм) и свинцового сердечника.

    Выборы проектов

    Использование нового патрона планировалось не только для автоматов, но и для самозарядных карабинов или оружия с ручной перезарядкой. Первой конструкцией, обратившей на себя всеобщее внимание, стало изобретение Судаева − АС. Этот автомат прошел стадию доработки, после которой была выпущена ограниченная серия и проведены войсковые испытания нового оружия. По их итогам был вынесен вердикт о необходимости снижения массы образца.

    После внесения корректировок в основной список требований конкурс разработок был проведен повторно. Теперь в нем участвовал молодой сержант Калашников со своим проектом. Всего в конкурсе было заявлено шестнадцать эскизных проектов автоматов, среди которых комиссия отобрала десять для последующих доработок. Изготовить опытные образцы разрешили лишь шести, а в металле было произведено только пять моделей. Среди выбранных не нашлось ни одной, которая могла бы полностью отвечать поставленным требованиям. Первый автомат Калашникова не соответствовал требованиям по кучности стрельбы, поэтому разработки продолжались.

    Изобретение Калашникова

    К маю 1947 года Михаил Тимофеевич представил уже измененную версию своего изделия − АК-46№2. Первый автомат Калашникова имел много отличий от того, что мы привыкли называть АК сегодня: устройство деталей автоматики, рукоятка перезарядки, предохранитель, переводчик огня. Этот образец был представлен в двух вариантах: Ак-46№2 с постоянным деревянным прикладом, предназначенным для использования в пехоте, и АК-46№3 со складным металлическим прикладом − версия для десантников.

    Автоматы Калашникова на этом этапе конкурса заняли лишь третье место, уступив моделям, спроектированным Булкиным и Дементьевым. Комиссия вновь рекомендовала провести доработку оружия, и следующий этап испытаний назначили на август 1947-го. Конструкторы автомата − Михаил Калашников и Александр Зайцев − приняли решение не дорабатывать, а полностью переработать оружие. Этот шаг себя оправдал. АК-47 оставил конкурентов позади и был рекомендован в серийное производство.

    Автомат Калашникова прошел военные испытания и был принят к серийному производству, невзирая на то, что нарекания по кучности стрельбы все еще оставались актуальными. Решение было таким: проблему устранять параллельно, не задерживая выпуск серии. В 1949 году, 18 июня, первый автомат СССР, разработанный Калашниковым, был принят на вооружение согласно приказу Совета министров СССР. Выпуск его производился одновременно в двух модификациях: с деревянным и складным механическим прикладом. Таким образом, оружие подходило для использования и в пехоте, и в десантных войсках.

    С 1949 года автомат Калашникова претерпевал не одну модернизацию, чтобы прийти к тому, каким мы знаем его сегодня. Тот факт, что появление новых видов оружия не заставило его уступить свои позиции, наглядно демонстрирует, насколько великим было Многие страны оценили его по достоинству.

    Когда был создан первый автомат, каков был принцип его работы и кто изобрел автомат? Изобретателем самой первой в мире автоматической винтовки и самого первого автомата является подданный Российской империи Федоров Владимир.

    Еще накануне Первой мировой войны такой создатель автомата начал активную работу непосредственно над автоматизацией главного стрелкового оружия армии РФ – винтовки Мосина. Однако удовлетворить поставленным задачам и требованиям, в большей степени по весу, оказалось нереальным без коренной переделки всей конструкции.

    Оптимальным вариантом было делать полностью всю винтовку заново. Занимаясь с винтовкой, Федоров уже вынашивал идею создания качественного автоматического пехотного орудия нового поколения. Самое главное, что позволяло заметно улучшить все характеристики орудия, это существенное уменьшение калибра.

    Федоровым были проведены кропотливые работы по испытанию и проектированию всех патронов малых калибров. В результате своих исследований он остановился все-таки на калибре 6,5 миллиметров, а также спроектировал патрон с наличием гильзы без закраин.

    Достаточно высокая начальная скорость, снижение общего сопротивления воздуха полету пули небольшого калибра привели к быстрому росту дальности прямого выстрела. Это заметно упрощало прицеливание. Новый патрон давал уникальную возможность увеличить боезапас стрелка, а также уменьшил отдачу оружия.

    Итак, год создания автомата – 1913. Владимир Федоров изготовил два опытных экземпляра совершенно нового оружия. Именно поэтому создание первого автомата в мире принадлежит Федорову. Давление в стволе оружия стало вполне возможным поднять с 2700 до 3500 атмосфер.

    Особенности автомата Федорова

    Рассмотрим, какой был первый автомат. По боевым характеристикам такое оружие занимало промежуточную позицию непосредственно между автоматической винтовкой, а также ручным пулеметом.


    Самый первый автомат в мире мог стрелять не только одиночными выстрелами, но также и очередями. Тем не менее, серийное производство такого оружия было налажено только лишь перед самой революцией. Уже после первых проведенных боев стало очевидно, что автомат во многих случаях сможет заменить обычный ручной пулемет.

    Первыми на фронте опробовала такое оружие специальная команда Измаильского пехотного полка на Румынском фронте. Такое оружие превосходит пулемет в несколько раз и отличается массой достоинств, которые на себе испытали бойцы. Вот так был изобретен первый отечественный автомат.

    Теперь Вы знаете о том, кто изобрел автомат, как он работал.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Пюре из брокколи, как варить брокколи Рецепты из капусты брокколи для детей
    Домашние козинаки рецепт из семечек и арахиса Козинаки в домашних условиях с арахисом
    Вкусное песочное печенье: рецепт с фото Приготовить печенье для детей