Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Про месяца шабан. Достоинства месяца шаабан

Шаабан - один из самых ценных месяцев, для которого можно найти особые инструкции в Сунне Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям). В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть месяца Шаабан. Эти посты не были для него обязательными, но Шаабан - это месяц, непосредственно предшествующий Рамадану. Поэтому Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи уа саллям) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:

1. Благословенный сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

2. Благословенный сподвижник Усама ибн Зейд (радиаллаху анху) сообщил, что он спросил Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям): «Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяц Шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.» Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Это (Шаабан) месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет дел (людей) представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост.»

3. Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) имел обыкновение поститься весь Шаабан.» Я спросила его: «Посланник Аллаха, Шаабан - твой самый любимый месяц для поста?» Он сказал: «В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост.»

4. В другом хадисе она говорит: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) иногда начинал поститься беспрерывно, что мы начинали думать, что он никогда не прекратит поститься, а иногда он имел обыкновение прекращать поститься, что мы начинали думать, что он никогда не будет поститься. Я никогда не видела Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся в течение всего месяца, за исключением месяца Рамадан, и я никогда не видела его постящимся чаще, чем в Шаабан.»

5. В другом хадисе она говорит: «Я никогда не видела Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц.»

6. Уммуль-Му"минин Умм Салямах (радиаллаху анха) сказала: «Я никогда не видела Посланника Аллаха постящимся на протяжении 2 месяцев беспрерывно кроме месяцев Шаабан и Рамадан.»

Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц Шаабан, хотя и не является обязательным, является настолько ценным, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) не любил пропускать его.

Но следует иметь ввиду, что посты Шаабана - только для тех людей, которые способны держать их, не вызывая при этом неполноценности в обязательных постах в Рамадан. Поэтому, если человек боится, что после постов в Шаабан он потеряет силу или бодрость для постов в Рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в Рамадан, ему не следует поститься в Шаабан, поскольку пост в Рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в Шаабан. Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) запретил мусульманам поститься 1 или 2 дня непосредственно перед началом Рамадана. Благословенный сподвижник Абу Хурайра (радиаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан.»

Согласно другому хадису, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не предваряйте месяц Рамадан одним или двумя постами.»

Смысл приведенных выше хадисов - в том, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца Шаабан, потому что не боялся слабости или усталости перед началом Рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом Рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц Рамадан.

Ночь Бараат

Еще одной значимой особенностью месяца Шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «Ляйлятуль-Бараат» (Ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан. Существуют определенные хадисы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божественная милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:

1. Сообщается, что Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала: «Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в очень продолжительном саджда, что я забоялась, не умер ли он. Когда я увидела это, я встала (с кровати) и подвинула его большой палец (чтобы убедиться, что он жив). Палец сдвинулся, и я вернулась (на свое место). Затем я услышала, как он говорил в саджда: «Я ищу прибежища Твоего прощения от Твоего наказания, и я ищу прибежища Твоего довольства от Твоего недовольства, и я ищу Твоего прибежища от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.» После этого он поднял голову из саджда и закончил свой намаз. Он обратился ко мне: «Айша, ты думала, что Пророк предал тебя?» Я сказала: «Нет, О Пророк Аллаха, но я боялась, что твою душу забрали (из этого мира), потому что твой саджда был очень долгим.» Он спросил меня: «Знаешь ли ты, что это за ночь?» Я сказала: «Аллах и Его Посланник знают лучше.» Он сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы).»

2. В другом хадисе саййидах Айша (радиаллаху анха) сообщила, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий в ночь в середине (месяца) Шаабан прощает большое количество людей - больше, чем количество волосков овец племени Кальб».

Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом Всемогущим.

3. Еще в одном хадисе она передала, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Это срединная Ночь (месяца) Шаабан. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, или на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце (против кого-нибудь), или на того, кто порывает родственные связи, или на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), или на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино.»

4. Саййидина Му"аз ибн Джабаль (радиаллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий посмотрит на всех созданных Им в срединную Ночь Шаабан и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей или того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина)».

Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает некоторыми малыми техническими недостатками, но если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные алимы, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения. На самом деле, некоторые из экспертов по хадисам считали некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно науке по хадисам, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому старейшины уммы постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.

Что следует делать в эту ночь?

Чтобы соблюсти Ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Однако если кто-либо не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:

(а) Намаз. Намаз - самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-либо определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза - такие, как кыйям, руку" и саджда - исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Священного Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.

(б) Тилават. Произнесение Священного Корана - другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Священного Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.

(в) Зикр. Этой ночью следует также совершать зикр (поминание имени Аллаха). Особенно полезен следующий зикр:

Следует произносить салят (дуруд) Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи уа саллям) столько, сколько возможно. Зикр можно также произносить во время ходьбы, лежа на кровати или в другие часы работы или отдыха.

(г) Дуа. Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, это дуа. Есть надежда, что все дуа в эту ночь будут приняты нашим Господом, иншааллах. Дуа само по себе является ибадатом, и Аллах Всемогущий дает награду за каждое дуа вместе с удовлетворением нужд обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за дуа, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Дуа также укрепляют отношения человека с Аллахом Всемогущим, что является главной целью всех видов и форм поклонения.

Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие дуа - те, которые делал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям). Эти дуа настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и Следующего. В действительности, дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.

На тему дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Аллаха Всемогущего в соответствии с ними, произнося дуа на арабском или же перевод их смысла на своем языке.

(д) Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует исполнять следующие действия:

1. Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с джамаатом в мечети или в своих домах в случае болезни.

2. Следует постоянно произносить зикр, ообенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.

3. Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.

(е) Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, дуруд шариф и могут обращаться к Аллаху с любой просьбой, которую пожелают, на любом языке. Они также могут произносить арабские дуа, приведенные в Коране или в хадисах с намерением дуа (без намерения тилавата).

(ж) Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые факихи считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.

Чего в эту ночь делать не следует

1. Как говорилось выше, Ночь Бараат - ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Аллаху Всемогущему, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь будет равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе №3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.

2. Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования Ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое имитирование само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как Ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.

3. Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.

4. Такие действия поклонения как намаз, произнесение Корана и зикр следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз в джамаате и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.

Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и Его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.

Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни саййиды Айши (радиаллаху анха), и поэтому все формы добровольного поклонения (нафль-ибадат) рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.

Пост 15-го шаабана

В день, следующий за Ночью Бараат, т.е. 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) настоятельно рекомендовал данный пост. Хотя у некоторых ученых по хадисам имеются определеные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины месяца Шаабан, имеют особые достоинства, и Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть дней в Шаабан. Большое количество старейшин (саляфов) уммы держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.

Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста.

8 мая наступил месяц Шаабан, который является особенно ценным временем для верующих. Месяц Шаабан – второй среди тройки священных месяцев исламского календаря и предшествует месяцу, ставшему милостью Аллаха нам – месяцу Рамадан. Это время когда раб становится еще ближе к Своему Творцу, двери милости Аллаха открываются еще шире, грехи прощаются, а поклонение и благое обретает еще большую награду. Возможности верующих расширяются неимоверным образом.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Раджаб – месяц посева, Шаабан – полива, а Рамадан – время сбора урожая. Известно, что Раджабу свойственны прощение и милость, Шаабану – очищение, а Рамадану – многократное вознаграждение».

О достоинствах данного месяца в хадисах Посланника Аллаха (мир ему) сказано:

«Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками».

«Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет. И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом».

«Аллах обязуется ввести в Рай того, кто будет соблюдать пост первого и последнего четверга месяца Шаабан».

О месяце Шаабан Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Это месяц, которым люди часто пренебрегают…В этом месяце дела человека представляются Аллаху, и мне хочется, чтобы мои дела были представлены в тот момент, когда я держу пост».

«Если хотите успокоения перед смертью, счастливого конца (смерти с Иманом) и спасения от шайтана – уважайте эти месяцы, соблюдая пост и сожалея о грехах (не совершая их)».

В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему) держал пост в большинство дней месяца Шаабан. Пост в Шаабан не является обязательным, однако, учитывая, что это месяц, предшествующий Рамадану, пост в этом месяце является подготовкой к посту в Рамадан. Пост в месяц Шаабан подготовит нас духовно и физические к Рамадану так, что бы верующий лучше смог себя проявить во время обязательного поста.

Благословенный сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

Однажды сподвижник по имени Усама бен Зейт спросил посланника Аллаха (алейхиссалям):

«О, Посланник Аллаха (алейхиссалям), я не видел, чтобы ты когда-нибудь постился так, как постишься в Шаабане». Он ответил: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между Раджабом и Рамаданом. В этом месяце деяния возносятся к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, пока я соблюдаю пост».

Передают, что Аиша рассказывала: «Иногда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился так часто, что мы говорили: «Да ведь он не разговляется!» А иногда он разговлялся так часто, что мы говорили: «Да ведь он не постится!» Я никогда не видела, чтобы помимо рамадана он постился в течение целого месяца, и я никогда не видела, чтобы он когда-нибудь постился больше, чем в Шаабане».

В другом хадисе сказано: «Я никогда не видела Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц».

В середине месяца Шаабан кроется особо благословенная ночь – ночь Бараат. Эта одно из тех особенных периодов времени, когда Аллах Всевышний открывает все двери Своего милосердия и прощения, когда обрести эти награды можно предоставив себя Всевышнему и поклонению.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы)».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками ».

Как мы знаем, наш Пророк Мухаммад ﷺ является не просто лучшим из всех пророков, а тем, ради которого было сотворено всё сущее. А теперь подумайте: какое же это превосходство месяца Шаабан над остальными месяцами!

Все хорошие деяния, совершаемые в этом месяце, увеличиваются до 700 раз и поднимаются к небесам безо всяких препятствий. Как сказал Пророк ﷺ , название месяца Шаабан происходит от слова «ташааба», что означает «распространение» – в этом месяце распространяется Добро. И особо желательное деяние в этом месяце – это пост. Поэтому Посланник Аллаха постился весь этот месяц.

Однажды Асамат бин Зайд поинтересовался у Пророка ﷺ о причине его усердия в посте месяца Шаабан, на что был дан следующий ответ: «В этом месяце, который расположен между месяцем Раджаб и Рамазаном, люди проявляют беспечность. В нём все деяния возносятся к Аллаху. Я хочу, чтобы во время вознесения моих деяний я соблюдал пост ».

Ведь так и получается, дорогие братья и сёстры: как только начинаются эти три месяца поста, люди с большой воодушевлённостью начинают соблюдать посты, совершать благие поступки. Но со дня на день эта воодушевлённость угасает так, что уже к концу месяца… исчезает вовсе. И в месяце Шаабан, как было сказано в хадисе, люди проявляют беспечность. Поэтому в этом месяце нам надо проявлять ещё больше усердия на пути Всевышнего. А кто не в состоянии поститься весь месяц, пусть постится хотя бы три дня в начале, три дня в середине (13, 14 и 15-го числа) и три дня в конце месяца. Особенно ценен пост 15-го числа.

В хадисе сказано: «Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет. И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом ».

Также желательным является поститься первый и последний четверг. В хадисе сказано: «Аллах обязуется ввести в Рай того, кто будет соблюдать пост первого и последнего четверга месяца Шаабан ».

В другом хадисе говорится: «Месяц Шаабан является преградой от огня. И тот, кто желает встретиться со мной, пусть постится хотя бы три дня ».

Ночь Бараат

Месяц Шаабан содержит одну из основных высокочтимых ночей – Бараат – ночь с 15-го на 16-е число (по некоторым данным, это ночь с 14-го на 15-е ). Бараат означает «непричастность», «полное отделение»: в эту ночь людей с плохими деяниями полностью отделяют (отлучают) от Рая, а людей с хорошими деяниями – от ада.

В хадисе от Абу Хурайры передаётся: «Ночью, в середине месяца Шаабан, ко мне пришёл ангел Джабраил и сказал : «О Мухаммад (мир ему и благословение)! Взгляни на небо! » Я спросил: «Что эта за ночь? » Он ответил: «Эта ночь, когда Аллах распахивает триста дверей милости и прощает грехи всех людей, кроме вероотступников, завистников, клеветников, сплетников, употребляющих алкоголь, прервавших связи с родственниками, ослушивающихся своих родителей, прелюбодеев, гордецов и провоцирующих смуту. Поистине Аллах их не простит, пока они не оставят это и не раскаются ».

Как-то раз Пророк Иса (мир ему), проходя мимо горы, увидел огромный белый камень. С удивлением начал, разглядывая, ходить вокруг него. И в это время Аллах отправил ему откровение, спрашивая его: «Не хочешь ли ты увидеть нечто удивительнее, чем это? » Как только Пророк Иса дал утвердительный ответ, скала тут же раскололась. Внутри скалы был человек, держащий в руке зелёный посох, возле которого росло виноградное дерево. Он посмотрел на Пророка Ису и сказал: «Это моё пропитание ». Затем Пророк Иса спросил его: «Сколько времени ты уже тут поклоняешься Всевышнему? » Он ответил, что уже практически четыреста лет. Удивившись увиденному, Пророк Иса обратился ко Всевышнему: «О Аллах Наверно, Ты не создал лучшего творения, чем этот Твой раб ». На что Всевышний дал ответ: «Лучше, чем его четырёхсотлетнее богослужение, – это двухракаатный намаз, совершённый Моим рабом из уммы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в ночь на середину месяца Шаабан ». Услышав такое, Пророк Иса сказал: «Ох, если бы я был из уммата Пророка Мухаммада ﷺ ! » Поэтому эту ночь желательно провести в молитвах, поминая Всевышнего.

В ночь Бараат читают три раза суру «Ясин»: первый раз с намерением для продления жизни , второй раз для убережения от бед и несчастий , третий для расширения благ . После каждого чтения суры «Ясин» читают специальную молитву.

Уважаемые братья и сёстры! Месяц Шаабан дарован нам Всевышним как средство приближения к Нему, как средство искупления грехов. Тому, кто возвеличит Шаабан, страшась Аллаха, совершая положенное и остерегаясь грехов, Всевышний прощает грехи и сохраняет в течение года от бед и болезней.

Но мы должны это знать! Так же, как Аллах увеличивает в этом месяце хорошие деяния, увеличивает и плохие. Так же, как Он возвышает почитающих этот месяц, унижает тех, кто пренебрегает им. Поэтому не ответить на призыв Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение) в этом месяце и не воспользоваться Его даром – для мусульманина, который стремится к тому, чтобы Создатель был им доволен, недопустимо.

Да сделает нас Аллах проявляющими покорность и благодарность Ему за блага, дарованные Им! Амин!

Мухаммад Мусаев

21-го июня, согласно Исламскому календарю, наступил месяц Шабан. Все хорошие деяния, совершаемые в месяце Шаабан, увеличиваются в 70 раз и поднимаются к небесам без всяких препятствий. Поэтому Посланник Аллаха (c) постился весь этот месяц.

Кто не в состоянии поститься весь месяц, пусть постится хотя бы три дня в начале, три дня в середине (13-го, 14-го и 15-го числа) и три дня в конце месяца. Тот, кто умрет после этого в течение года - умрет шахидом. Особенно ценен пост 15-го числа.

Как сказал Пророк (с), название месяца Шабан происходит от слова «ташааба», что означает «распространение»; в этом месяце распространяется Добро.

Месяц Шабан содержит одну из основных высокочтимых ночей - ночь Бараат, которая наступает с 14-го на 15-е число.

Кто возвеличит Шабан, страшась Аллаха, совершая положенное и остерегаясь грехов, тому Всевышний прощает грехи и сохранит его в течение года от бед и болезней.

В месяце Шабан читают побольше «салават»:

«Аллаhума салли ‘аля Мухаммадин ва али Мухаммад».

Ночь Бараат

Ночь с 14-го на 15-е Шаабана называют ночью Бараат. "Бараат" означает «непричастность», «полное отделение»; в эту ночь людей с плохими деяниями полностью отделяют (отлучают) от Рая, а людей с хорошими деяниями - от Ада. В хадисах говорится, что в эту ночь прощаются грехи всех людей, кроме вероотступников, завистников, клеветников, употребляющих алкоголь, прервавших связи с родственниками, ослушивающихся своих родителей, прелюбодеев, гордецов и провоцирующих смуту.

Поэтому эту ночь желательно провести в молитвах, поминая Всевышнего. В одном хадисе сказано, что существует пять ночей, когда принимаются дуа (молитва): ночь на пятницу, десятая ночь Мухаррама, 15-я ночь Шабана, ночи перед Курбан-байрамом и Рамазан-байрамом. В эту ночь с Хранимых Скрижалей стирают имена тех, кто умрет в течение года.

В ночь Бараат читают три раза суру «Ясин»: первый раз с намерением (ниятом) продления жизни, второй раз - для оберегания от бед и несчастий и третий - для расширения благ.

Кроме этого 15-го Шабана, считается днем рождения Имама Мехди, 12-го Имама, пришествия которого ждут мусульмане.

Молитва месяца Шабан

В сборнике молитв «Мафатих аль-джинан» сказано, что в месяце Шабан Имамы (а) изливали свою душу перед Господом следующими словами.

О Аллах! Благослови Мухаммада (с) и семейство Мухаммада (с), услышь мольбу мою всякий раз, когда я взываю к Тебе. Услышь зов мой, когда я призываю Тебя, и обрати на меня Свой взор, когда я изливаю душу пред Тобой.

Я бежал к Тебе, и сейчас смиренно стою пред Тобой, взволнованно и отчаянно умоляю Тебя. Я обращаюсь к Тебе, в надежде на воздаяние. Ты осведомлен обо всём, что скрыто в моём сердце, Ты знаешь о моих нуждах, ведаешь всё о внутреннем мире моём. Не скрыты от Тебя мои деяния ни в этом мире, ни в мире ином.

И ведаешь Ты обо всём, о чём хочу я поведать языком, и знаешь Ты о желании моём, и осведомлён Ты о чаяниях моих на благую жизнь в потустороннем мире. Ты знаешь, о Владыка мой, обо всём предопределенном мне Тобой до конца моих дней, из скрытого и явного. И всё это в Твоих руках, а ни у кого-либо другого. Достаток и нужда, польза и вред - всё в Твоей власти.

О Аллах! Если Ты откажешь мне в достатке, кто же облагодетельствует меня? Если введешь в унижение, кто же окажет помощь мне? О Аллах! Я ищу спасения у Тебе от Твоего же гнева и наказания! О Аллах! Если я недостоин Твоей милости, то Ты достоин простить меня и осенить Своим всеобъемлющим великодушием.

О Аллах! Вот я стою в тени Твоего милосердия, положившись на Тебя. И Ты удостоил меня Своим прощением, помиловав меня. О Аллах! Если Ты простишь меня, то кто же более прощающ, чем Ты? А если смерть моя близка и мои деяния не приблизили меня к Тебе, прими мое признание в грешности, как средство прощения.

О Аллах! Я совершил по отношению к себе зло и несправедливость, уделяя много внимания своим прихотям и желаниям. Так горе же мне, если Ты не смилуешься надо мной!

О Аллах! Твоя благодать всегда снисходила на меня при жизни, так не прерывай ее и после моей смерти!

О Аллах! Как же я могу разочароваться в Твоей милости после смерти, если в этом мире Ты облагодетельствовал меня самым наилучшим образом?!

О Аллах! Прояви по отношению ко мне Свое великодушие, как подобает Тебе – Создателю, окажи мне внимание из сострадательности Своей, ибо я грешник, которого охватило невежество.

О Аллах! Ты скрыл мои грехи в этом мире, хотя воистину в потустороннем мире я более нуждаюсь в их сокрытии. Ты не раскрыл мои прегрешения ни одному из Своих праведных рабов, так и в Судный День не унижай меня пред всеми.

О Аллах! Твоя щедрость и милость делают мою надежду беспредельной, а Твоё прощение превыше моих скверных деяний. О Аллах! Обрадуй меня встречей с Тобой в тот День, когда будешь судить Ты рабов Своих.

О мой Господь! Я обращаюсь с мольбой о прощении, подобно человеку, крайне нуждающемуся в принятии его покаяния. Так прими мою просьбу о прощении и моё покаяние, о Наищедрейший, о Тот, кого просят о помиловании грешники.

О Аллах! Не отказывай мне, и надежду мою не прерывай.

О Аллах! Если бы Ты хотел унизить меня, Ты не наставлял бы меня, а если хотел бы открыть другим мои недостатки, то не дал бы мне здоровья.

О Аллах! Не думаю, что Ты откажешь мне в просьбе, в ожидании исполнения которой я провёл свою жизнь.

О Аллах! Так пусть воздастся хвала Тебе вечная, постоянная и непрерывная, прибавляющаяся и не исчезающая! Такая хвала, какую Ты желаешь и которая вызовет Твоё довольство.

О Аллах! Если Ты накажешь меня за мои преступления, я буду молить Тебя о прощении. Если Ты покараешь меня за совершенные грехи, я обращусь к Твоему бесконечному милосердию. Если Ты введёшь меня в огонь ада, я объявлю всем находящимся там, что поистине люблю Тебя!

О Аллах! Если в повиновении Тебе окажется ничтожно мало моих деяний, то надежда моя - Ты!

О Аллах! Я питаю по отношению к Тебе самые хорошие помыслы, и наилучшим образом думаю о Твоей щедрости, благородстве и величии. Так откажешь ли Ты мне в милости и спасении?!

О Аллах! Я погубил свою жизнь забвением Тебя, молодость свою провёл в дурманящем отдалении от Тебя.

О Аллах! Я не проснулся в период своей молодости, моя гордость затмила Твою милость, я шёл путем ошибок, ведущим к Твоему гневу!

О Аллах! Я раб Твой, сын раба Твоего, стою пред Тобой, ищу спасения посредством Твоего великодушия и Твоего милосердия!

О Аллах! Я раб, который жаждет очиститься от скверны, с которой предстал пред Тобой, и освободиться от стыда пред взором Твоим. Каюсь пред Тобой и прошу Твоего прощения, ибо Твоё прощение свидетельство Твоей щедрости, величия и милосердия.

О Аллах! Я бессилен перед Твоей волей. Ты из любви ко мне пробуждаешь меня, делая меня таким, каким желаешь видеть. Благодарю Тебя за проявление благосклонности, нежности и доброжелательности, благодарю Тебя за очищение сердца от скверного невежества по отношению к Тебе.

О Аллах! Обрати на меня Свой взор, взор Того, кто призвал Своего раба и тот ответил на призыв Владыки, кто оказал Своему рабу помощь и тот покорился. О Тот, кто близок! Ты никогда не отдаляешься от тех, кто обманулся и отдалился от Тебя. О Тот, кто полон заботливости и прощения! Ты никогда не отказываешь тому, кто просит награды!

О Аллах! Даруй мне сердце, переполненное жаждой к встрече с Тобой. Даруй мне язык, правдивость которого устремилась бы к Тебе. И даруй мне взор, истинность которого приближала бы к Тебе.

О Аллах! Всякий, кто станет известен посредством Тебя, никогда не останется безвестным. Всякий, кто найдет прибежище в тени Твоей милости, никогда не будет унижен. Всякий, на кого Ты обратишь Свой благосклонный взор, не станет чьим-либо рабом помимо Тебя.

О Господь мой! Всякий, кто нашёл путь к Тебе, его дорога будет светлой. Всякий, кто ухватился за Тебя, спасётся, и я ищу спасения у Тебя!

О, Аллах! Не дай мне отчаяться в Твоей милости, и прошу, не отдаляй меня от Своего милосердия. О Аллах! Так даруй же мне место среди тех, кто любит Тебя, среди тех, кто надеется на Твою расположенность и любовь.

О Аллах! Внуши мне поминание Твоё, и внуши усердие на пути осмысления имён Твоих и святости.

О Аллах! Заклинаю Тебя Твоим именем и правом, которое Ты имеешь к творениям. Введи меня в число покорных Тебе рабов, и даруй мне положение, которая вызовет Твое довольство и расположение. Воистину, я не имею сил, чтобы отвести от себя вред и принести себе пользу.

О Аллах! Я Твой ничтожный и грешный раб! Я Твой слуга, а Ты мой Владыка. Да не буду я из тех, от кого Ты отвернулся, кто находится в плену беспечности, кто забыл о Твоём прощении.

О Аллах! Даруй мне отрешение от мирского, и освети моё сердце лучом обращения к Тебе, так, чтобы мои взоры проникли чрез завесы лучей, и я мог лицезреть Твоё величие. И пусть души наши устремятся к Твоему святому величию.

О Аллах! Сделай меня таким, кто искренне отвечает на Твой зов, таким, кого Ты не обделил вниманием и заботой, кого поражает созерцание Твоего величия. Ты призываешь его в тайне, а он совершает угодные Тебе деяния явно.

О Аллах! Не позволь безнадёжности и отчаянию поселиться во мне вместо благих стремлений и благого мнения о Тебе. Не прерывай во мне надежду на обретение Твоей прекрасной милости и великодушия.

О Аллах! Если я совершу ошибку, из-за которой в Твоих глазах потеряю ценность, прости меня ради надежды, которую я питаю к Тебе.

О Аллах! Если совершенные мною грехи отдалят меня от Твоей благосклонности, напомни мне о Своём милосердии и великодушии.

О Аллах! Если сон беспечности предаст забвению мою готовность к встрече с Тобой, меня пробудит убежденность в Твоём величии и Твоей благосклонности.

О Аллах! Если Твоё великое наказание призывает меня в огонь, то Твоя бесконечная награда зовёт меня в вечный рай.

О Аллах! Прошу Тебя и взываю к Тебе, проливая слёзы пред Тобой, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, и сделай меня одним из тех, кто неустанно поминает Имя Твоё, не нарушает своего завета с Тобой, не забывает быть благодарным Тебе и не пренебрегает Твоими предписаниями.

О Аллах! Озари меня светом Своего величия, чтобы познать Тебя и отрешиться от всего кроме Тебя, чтобы страшиться Твоего наказания и усердствовать в благих деяниях. О Обладатель величия и почёта! Благослови Мухаммада – посланника Твоего, и его непорочное семейство, и ниспошли им приветствие и благоденствие!

Желательные деяния месяца Шабан:

1.Держать пост. (хотя бы день или сколько это возможно.)

2.Произносить 70 раз каждый день этот зикр – «Астахфируллаха ва асалухут-тауба» (транскрипция: Əstəğfirullahə və əsəluhut təubəh)

3.Раздавать много подаяния. У Имама Али спросили о самом лучшем деянии этого месяца и он ответил: «Раздавать подаяние (садака) и просить (у Аллаха) о прощении грехов»

4.Совершать по два ракята намаза каждый четверг этого месяца.

В Исламе некоторые времена года имеют превосходство над другими. Иногда это связано с важными событиями, имевшими место на тех или иных отрезках времени, из числа которых можно назвать праздник начала пророческой миссии его светлости Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!) или Праздник Гадире Хом – провозглашение его светлости Али (мир ему!) преемником его светлости Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!). Среди других времен года выделяются лунные месяцы раджаб, шаабан и рамадн.

Пророк Ислама сказал, что раджаб – это "прочный месяц Бога". "Прочный" потому, что ни один другой месяц не сравнить с ним. Его почитали люди даже в период невежества, а Ислам увеличил его значение.

Посланник божий также сказал: «Раджаб - месяц Аллаха, шаабан – мой месяц, а рамадан – месяц моей уммы».

Непорочные имамы, в свою очередь, назвали эти месяцы подходящей возможностью для богослужения и самосовершенствования.

Основоположник исламской революции имам Хомейни (да упокоит Аллах его душу!) отмечал, что месяцы раджаб, шаабан и рамадан приносят человеку огромное количество благ.

Духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи, в свою очередь, называет их "праздником для верующих рабов божьих" и "порой богослужения".

О важности месяца шаабан сказано довольно много. В этот месяц мусульманам рекомендуется читать определенные молитвы, совершать конкретные деяния. Однажды в месяце шаабан Посланник божий читал проповедь, в которой отметил, что этот месяц почитают даже ангелы. В этот месяц украшается сам рай, увеличивается и разделяется между рабами божьими мирской удел, хорошие деяния увеличиваются в 70 раз и поднимаются к небесам без всяких препятствий..

Пророк Ислама и непорочные имамы назвали месяцы раджаб и шаабан предисловием к благословенному месяцу рамадан, ведь они способствуют духовной подготовке человека, создают предпосылки покаяния и приближения к Творцу. Одно из самых рекомендуемых дел в этот месяц – соблюдение поста.

Каждый раз пророк, увидев полумесяц шаабана, призывал своих последователей оказать ему содействие, соблюдая пост.

Его светлость Али (мир ему) сказал: «Того, кто соблюдает пост в месяц шаабан из любви к Пророку и с целью сближения к Аллаху, Господь любит и вознаградит райскими садами».

Внук посланника божьего и четвертый имам его светлость Саджад (мир ему) рекомендовал молитву, в которой человек обращается к Аллаху с просьбой благословить Пророка и его семейство, просит их заступничества.

Аятолла Хаменеи отмечает, что пророк Ислама до конца своей благословенной жизни почитал дни и ночи месяца шаабан.

По словам духовного лидера, непорочные имамы придавали большое значение этой содержательной молитве, ведь она содержит самые возвышенные божественные учения. Кроме того, она была одной из любимых молитв имама Хомейни (да осветится его могила!). Он даже прокомментировал некоторые фразы этой молитвы.

Ночь на 15-е шаабана – одна из важнейших времен года после ночи предопределения в рамадане.

Посланник божий рассказывал, что однажды, когда спал в эту ночь, внезапно появился архангел Джибраил и спросил: «О, Мухаммад! Спишь ли в эту ночь?» В ответ на вопрос: «Чем она отличается от других?», архангел сказал, что в эту ночь открываются врата небес и божьей милости, а в рай попадает тот, кто занимается богослужением, молитвами, чтением Священного Корана и покаянием.

Имам Хомейни (да упокоит Аллах его душу!) заметил, что значение месяца рамадан связано с ночью предопределения, а значение шаабана с ночью на 15 число.

В эту ночь произошло весьма важное событие. Именно в ночь на 15 шаабана 255 г. по лунной хиждре родился 12 непорочный имам – единственный Спаситель человечества его светлость Махди (да приблизит Аллах его пришествие!). Именно он восстанет против всемирного зла и с его пришествием во всем мире будет царить справедливость.

Таким образом, 15 число лунного месяца шаабан предвещает светлое будущее, когда миром будут управлять обездоленные, что, кстати, обещано и в божественном писании мусульман.

Кроме его светлости Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) в месяце шаабан родились внуки Пророка его светлости Хусейн и Абуль-Фазл ибн Али и его правнук Саджад (мир им всем!). Именно об имаме Хусейне (мир ему) Посланник божий сказал: «Хусейн от меня и я от Хусейна». В другом месте он назвал Хусейна "немеркнущим светом, ведущим человека во мраке ночи и кораблем спасения в безбрежном океане невзгод".

В месяцы раджаб, шаабан и рамадан Всевышний Создатель предоставляет своим рабам подходящую возможность освободиться от привязанности ко всему мирскому и уделить как можно больше внимания загробной жизни.

По словам духовного лидера, эти месяцы крайне ценны и необходимо извлечь их них как можно больше пользы. Для этого недостаточно поверхностного чтения молитв, необходимо постичь их глубокое содержание.

Эти три месяца предоставляют человеку уникальную возможность покаяться и очистить душу от всех грехов.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога