Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое предвечный совет святой троицы? Предвечный совет Средний ангел символизирует Бога Сына.

Предвечный совет Святой Троицы - безначальный, вневременный (происходящий до века, до времени – "пред" веком, "пред" временем) замысел Бога о сотворенном Им мире.

Предвечный совет Святой Троицы назван предвечным, поскольку он осуществляется вне времени, присущего нашему тварному миру. Предвечный совет осуществляется в Божественной вечности, предшествуя бытию всех сотворенных вещей и событий. На предвечном совете определено Божественное представление о каждом существе, которому предстоит получить от Бога жизнь. Предвечный совет назван советом, ибо в нем участвуют все Лица Пресвятой Троицы.

Предвечный совет - особый совет. Участвующие в нем Лица Святой Троицы существуют нераздельно и обладают единой Божественной волей. Идеи и замыслы предвечного совета - идеи и замыслы единого всемогущего Бога , которые всегда исполняются и претворяются в жизнь. Поэтому слово «совет» в данном случае ближе понятию волевое предрешение, волеизъявление, понимаемому как мысль, план или идея, которая непременно и непреложно осуществится.

По слову св. Иоанна Дамаскина , Бог "созерцал всё прежде его бытия, но каждая вещь получает свое бытие в определенное время, согласно с Его вечной изволяющей мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план" . Божественные мысли, планы и образы и есть "предвечный и неизменный совет" Божий, в котором "начертано всё, предопределенное Богом и неукоснительно совершающееся, прежде его бытия". Божественный совет неизменен, вечен и непреложен, ибо вечен и неизменен Сам Бог.

На предвечном Божественном совете Святой Троицы принято решение о творении человека: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" (Быт. 1:26). На предвечном совете принято решение о Воплощении Сына Божия и спасении человечества.

Предвечный совет о спасении человеческого рода есть замысел о Воплощении как соединении Божественного и человеческого естества в Богочеловеке Иисусе Христе , о спасении и искуплении человеческого рода через Его крестную смерть и воскресение из мертвых. Этот замысел есть главнейшая часть общего замысла Бога о всем тварном мире. Божественный замысел о спасении человеческого рода есть вечный замысел, как и все замыслы Бога. Предвидя человеческое грехопадение прежде создания мира, Бог в вечности определил спасение человечества.

Первое Лицо Святой Троицы Бог Отец выступил Предначертателем этого решения.

Второе Лицо Святой Троицы Сын Божий ради спасения человечества изъявил согласие к Воплощению, что отражено в словах Писания: "Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне" (Евр. 10:7 -10), а также в словах "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (

От редакции "РН": Икона Пресвятой Троицы — вершинное в мировой культуре выражение этой Духовной Реальности создана прп. Андреем Рублевым как духовный отклик на Куликовскую битву и "похвала" Преподобному Сергию Радонежскому. О том, Кто и что изображено на этой Иконе, и рассказывает статья А.Салтыкова.

Автор Александр Салтыков ныне протоиерей, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, известный искусствовед, однин из первых научных сотрудников Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, член Союза художников России.

Данная статья "Иконография "Троицы" Андрея Рублева" опубликована (в сокращениях) в издании Храма свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее "Толмачевский листок" №30 за 2009 год .

Изображение "Троицы" в виде трех ангелов основывается на тексте 18 главы книги Бытия: "И явился Аврааму Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите в путь свой; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал ей: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей. ... И встали те мужи и оттуда отправились к Содому и Гоморре; Авраам же пошел с ними, проводить их".

"Троица ветхозаветная" является единственным в восточнохристианском искусстве догматическим сюжетом, который преподносится в виде библейской сцены. Поэтому необходимо учитывать, что в каждом изображении "Троицы" совмещаются два уровня содержания: повествовательный и догматический. Различные соотношения этих двух уровней определяют разнообразие композиций.

Икона "Троицы" написана прп. Андреем Рублевым в первой трети XV в. для церкви Троицы в Сергиевой лавре. Прп. Никон Радонежский [*] поручает иконописцу написать храмовую икону с мемориальной целью: "в похвалу отцу своему Сергию чудотворцу".

[*] Прп. Никон Радонежский — любимый ученик прп. Сергия Радонежского, который перед смертью назначил его своим преемником. Прп. Никон был игуменом Троице-Сергиевой лавры в 1392-1426 гг.

Прп. Сергий Радонежский прославлялся в качестве имеющего особое "дерзновение ко святой Троице". Создатели гимнов в его честь называли его "Троице вселение". Образ в его "похвалу" должен был носить сугубо умозрительный, философский характер в отличие от предшествовавших изображений "Троицы", хотя бы без праотцев (до прп. Андрея Рублева существовало несколько типов изображения Троицы, различающихся композицией ангелов и праотцев, в том числе и вовсе без праотцев (Авраама и Сарры). Однако последних было мало и, в основном, это были изображения на произведениях мелкой пластики и миниатюрах).

Троица "ветхозаветная". Икона новгородской школы. XV век. (Колористическая мысль Рублева становится особенно ясной при сопоставлеии рублевской иконы с псковской Троицей" из московского Успенского обора и новгородской "Троицей" из собрания Государственного Русского музея. Там киноварноалая доминанта в одеянии ангелов говорит не о примирении, не о светлой печали. Она — начало огненное, опаляющее величием явившегося человеку божества).

Начиная с "Троицы" Рублева появляется на Руси отвлеченный тип "Троицы". Позднейшие весьма многочисленные изображения этого типа уже не имеют иного содержания, кроме изображения Самой Троицы.

Малая распространенность изображений Троицы без праотцев в дорублевское время объясняется, видимо, тем, что иконография лишь постепенно и параллельно с развитием догматики раскрывала представления о явленном Божестве. Созданный прп. Андреем Рублевым вариант имел огромное влияние на дальнейшую русскую иконографию. Если "Троица" с праотцами является библейско-историческим образом, то "Троица" без них уже до Андрея Рублева являлась откровением самой троичности — столь существенной для христианской догматики.

По-видимому, до написания "Троицы" прп. Андреем Рублевым в монастыре главным храмовым образом была икона "Троицы" с праотцами. Ее Рублев, несомненно, знал и, по замыслу Никона, должен был превзойти ее.

Первая лаврская "Троица" была обычным пятифигурным изображением — три ангела явились Аврааму и Сарре. Рублеву нужно было выразить ту чистую идею троичности, которая под влиянием Сергия стала наивысшим выражением идеалов эпохи.

В "дорублевской" "Троице" Авраам и Сарра изображены приблизившимися вплотную к божественной трапезе, чем подчеркивается евхаристический [*] и вместе с тем "домостроительный" смысл события.

[*] Трапеза ангелов является прообразом величайшего таинства новозаветной Церкви — Евхаристии (греч. благодарение), в котором под видом хлеба и вина верующие причащаются Истинных Тела и Крови Христа.

Евхаристическое содержание "Троицы" Рублева является дальнейшим развитием более ранних представлений. Следует сказать, что лаврский предшественник Рублева был опытным и вдумчивым мастером, он был в курсе современных как художественных, так и богословских представлений и исканий. Превзойти его было не просто.

Однако Рублев нашел новые возможности для выражения владевшей им идеи и создал достойную "похвалу" Сергию.

КОМПОЗИЦИЯ "ТРОИЦЫ"

Особенным совершенством обладает композиция "Троицы". О композиции рублевской "Троицы" существует огромная литература, высказано немало тонких наблюдений. Здесь же перечисляются те необходимые особенности, которые не повторяются в памятниках "без праотцев" и определяют существо "временного" развития события, запечатленного в иконе.

Троица. 1427 г. (А.Рублев)

Наиболее существенный, с нашей точки зрения, композиционный прием прп. Андрея Рублева состоит в том, что ангелы предельно выдвинуты на передний план. По сравнению с его "Троицей" в других одноименных композициях фигуры обычно несколько отодвинуты назад. В иконе Рублева стремление предельно выдвинуть фигуры привело к уже отмечавшейся в литературе особенности: кажется, что средний ангел находится на переднем плане. [В.И.Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1969, с. 39.].

В свое время М.В.Алпатов отметил, что ангелы вписаны в круг. Можно допустить, что Рублев использовал ритм, характерный для изображений на панагиях, но механический перенос круговой композиции на прямоугольную плоскость, конечно, совершенно недостаточен для создания художественного произведения. Как отмечал Л.А.Успенский, в панагиях расположение фигур по кругу обусловливается формой предмета, а не догматической мыслью. Андрей Рублев взял старые элементы из хорошо известных иконографических вариантов "Троицы", но по-новому "гармонизировал" их, подчинив основной идее изображения.

Выдвинутость ангелов "на зрителя", уменьшение масштаба пейзажных элементов, срез крыльев правого и левого ангелов, сближение подножий под острым углом — все это способствует не только внесению в композицию разнообразных ритмов, но и служит четкому определению позиции зрителя, всегда ориентируемого на прямое предстояние среднему ангелу.

Следует еще раз обратить внимание на выбор "временного" момента. Ангелы как бы миновали кущу Авраама и заключают завет уже вновь, но не только с праотцем Израиля, а со зрителем, который, предстоя чаше, "замыкает" круг, лежащий в основе композиции, с четвертой стороны.

КОГО СИМВОЛИЗИРУЮТ АНГЕЛЫ?

Перейдем к главному — изображению самих ангелов. В искусствоведческой литературе стало устойчивой традицией говорить об изумительной изысканности линий силуэтов ангелов, так соответствующей тихой гармонии их образов. Нередко отмечается геометрическая правильность синусоид и парабол контуров, о чем впервые с увлечением говорил Ю.А.Олсуфьев. Часто проводится мысль, что "каждый из ангелов безмолвно погружен в себя. Они не связаны взглядами ни друг с другом, ни со зрителем"[*].

[*] См.: Ю.А.Олсуфьев. Иконописные формы как формулы синтеза. Сергиев, 1926, с. 10-12.; "История русского искусства", т. III. M., 1955, с. 152.

Однако подобные наблюдения, при всей их верности и тонкости, не отвечают на вопрос: какова затаенная мысль, которая сквозит в едва заметных действиях ангелов? Чтобы попытаться ответить на него, обратимся в первую очередь к образу среднего ангела.

Средний ангел символизирует Бога Сына

Композиционное положение — в центре — и фасовый, в отличие от других, разворот, делают его образ основным для непосредственного восприятия. Такое положение ангела определяется тем, что он изображает второе Лицо Троицы — Сына Божия. Это вполне соответствует традиции [*].

[*] Вопрос соотношений ангелов с ипостасями, вызвавший много споров в литературе, легко решается, если внимательно ознакомиться с иконографией, в которой, как правило, средний ангел имеет атрибуты Сына Божия — прежде всего крестчатый нимб, а также некоторые другие. Исключения, подобные "Зырянской Троице", видимо, настолько нетрадиционны, что требовали надписей над ангелами, обозначавших Лица Троицы. Было бы совершенно неисторичным представить, что Андрей Рублев произвольно изменил бы каноническое расположение ипостасей, которое он, как монах и ведущий московский иконописец, должен был считать незыблемым.

Средний ангел склоняет голову вправо, т.е. в направлении первого ангела. Очевидно, это выражает внимание к первому ангелу, правая рука которого представлена в жесте благословения. Ответ второго ангела на благословение первого не ограничивается, однако, склонением головы. М.В.Алпатов отметил приподнятость левого колена среднего ангела. Правое колено остается на месте. Очевидно, ангел встает, внимая первому ангелу. Эта существенная особенность прошла мимо внимания исследователей. Плавные, гармоничные линии лишь "маскируют" стремительность его движения. Чтобы увидеть это, внимательно вглядимся в его силуэт, в контуры плеч. Они почти симметричны. Но симметрия эта достигается тем, что плечи даны в сложном развороте: левое плечо уходит в глубь изображения, что подчеркивается вертикально уходящими назад складками гиматия (гиматий — верхняя одежда); правое плечо вместе с рукой выдвигается вперед.

Напряженность действия, скрытое движение передается особенностями одежды — формой рукава, положением драпировок, особенностями выреза хитона у среднего ангела.

Сочетание покоя с бурным движением, с таким мастерством переданное Рублевым, создает ощущение гармонии. Степень напряжения среднего ангела достигает максимума благодаря сочетанию противоположных движений, хотя художник с удивительным совершенством скрывает обнаженность действия и этим усиливает его эффект.

В построении фигуры прп. Андрей Рублев как будто совсем немного отходит от традиционного образа среднего ангела, например в первой лаврской "Троице", где мы видим ту же треугольную компоновку фигуры. Но там нет отмеченных элементов динамики. Эти элементы присутствуют в подобном же сочетании в византийских и балканских изображениях ангелов другого типа — в сценах "Жены мироносицы у гроба Господня", где мы видим ряд тех же деталей — разворот плеч, при котором складки гиматия "уходят" вертикально по дальнему плечу, вырез на плече, которое выходит вперед, рукав, круглящийся от движения руки.

В образе, созданном Рублевым, сочетаются элементы разных иконографических типов ангелов. Используемые им развороты восходят к античной пластике, но трансформированной глубже, чем у византийцев, — форма подчинена в гораздо большей степени линии, которая, в свою очередь, характеризуется спокойным ритмом геометризованных форм.

Куда же спешит средний ангел? Какое поручение первого ангела он торопится выполнить? Прежде чем на это ответить, обратимся к образу первого и третьего ангелов.

Первый ангел символизирует Бога Отца

Ангел сидит более прямо, чем остальные; помимо благословляющего жеста отметим также прямую постановку жезла ("мерила"), выдвинутого при этом вперед в отличие от склоненных жезлов второго и третьего ангелов. Руки сдвинуты почти вплотную, такой жест выражает собранность и целенаправленность. Как и у второго ангела, его нога немного приподнята. На смысле этого движения мы остановимся ниже.

Знаки власти символизируют Бога Отца. Его благословение относится не только ко второму, но также и к третьему ангелу.

Третий ангел символизирует Бога Святого Духа

Последний олицетворяет наибольший покой, в нем есть умиротворенная сосредоточенность, даже некоторая расслабленность и размягченность. Характерно положение жезла третьего ангела; он лежит на плече, а в нижней части расположен удобно и устойчиво между слегка раздвинутыми коленями и скрещенными ногами ангела. Такое положение соответствует позе задумчивого, неторопливого размышления.

Контрастным к общему покою фигуры третьего ангела является положение его крыльев. Если у первого и второго ангелов крылья расположены в общем спокойно и ровно, то у третьего они склонены в разной степени, что указывает на движение. Подъем левого крыла переводит взгляд зрителя к горе, чем достигается единство по вертикали всех элементов изображения.

Движения крыльев выражают духовный подъем, дополняющий образ духовного покоя. Как и в других ангелах, в третьем ангеле сочетаются состояния движения и покоя, причем движение выражено преимущественно в символах,

тогда как в среднем ангеле их сочетание выражено через "дискретность" форм самой фигуры, а в первом — их противопоставление почти сглажено, вместе с тем второй и третий ангелы противопоставлены друг другу как преимущественные носители и движения, и покоя.

Однако согласно одной из классических формулировок, содержащейся в творениях Василия Великого, "Сын есть образ Отца, а Дух — образ Сына". Это определение вообще очень важно для средневекового искусства, так как занимает видное место в византийской теории образа, как общей основы художественного творчества, сформировавшейся особенно в период борьбы с иконоборчеством. В рублевской "Троице" оно находит широкое и полное выражение прежде всего через подобие ангелов. Это подобие имеет определенную художественную сложность. Некоторые черты сближают первого и второго ангелов, другие — второго и третьего.

Как постоянно отмечается в публикациях, головы второго и третьего ангелов склоняются к первому. Если мысленно реконструировать "реальное" положение всех трех ангелов вокруг стола, то это склонение будет признаком симметрии. Другими такими же признаками будут положения рук. У второго и третьего они несколько раздвинуты, правая — на столе, левая — на колене, а у первого руки приподняты и сближены. Симметрично также положение склоненных жезлов. Рисунок одежд ангелов обладает зеркальной симметрией. У второго гиматий перекинут слева направо, а у третьего — справа налево. Однако синие пятна одежд соответствуют "повторной" симметрии. Несовпадение симметрии формы с симметрией цвета — один из приемов древнерусского искусства, усложняющий образ. У первого ангела одежда на обоих плечах лежит одинаково, т. е. симметрично по отношению ко второму и третьему ангелам при реконструкции "реального" положения.

Приведенные наблюдения над симметрией позволяют сказать следующее. Если при обычном — плоскостном — восприятии второй ангел является естественным центром, по отношению к которому симметричны первый и третий, то при пространственном восприятии центральным становится любой ангел, и два других образуют симметричную фигуру по отношению к нему. Таким образом, идеальное соотношение ангелов можно условно уподобить равенству углов в треугольнике.

Та же трансформация происходит с элементами пейзажа, поскольку они нераздельно связаны с пространством каждой фигуры. Перемещаемые при мысленной реконструкции вслед за фигурами, эти элементы образуют за Троицей внешний круг. Таким образом, Троица находится как бы в центре космоса, центром же Троицы является чаша.

В результате пространственного осмысления композиции можно ответить на ранее поставленный вопрос о смысле движения среднего ангела: Отец посылает Сына в мир, причем особенно важным является мотив любви к миру [*]. Художник остается в рамках библейского историзма, но изображение праотцев становится необязательным.

[*] На это указывает, в частности, Н.Демина (см. Н.Демина. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1963, с. 48) на основании текста: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного... чтобы мир спасен был чрез Него" (Ин. 3, 16-17).

Рублевым изображен момент, предшествующий отосланию одним из ангелов двух других в Содом и Гоморру (Быт. 18, 21-22). Сын мгновенно отвечает согласием исполнить порученное ("слово плоть бысть"),

поэтому бурность его движения выражает любовь и послушание. Подъем ангела изображает его нисхождение в мир и готовность к искупительной жертве. Символами его жертвы, как известно, в иконе рассматривается древо и чаша; композиционно ангел представлен посреди них. Исторический и надисторический смысл в обоих символах перекрещиваются, и напряженность движения ангела получает обоснование в смысловой напряженности, раскрывающейся через символы.

ПРЕДВЕЧНЫЙ СОВЕТ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Произведение Рублева является полным художественным отображением восточнохристианского учения о Троице. Следует отметить, что в этом произведении художник изобразил, конечно, не сами ипостаси, а ангелов, в действиях и атрибутах которых они (ипостаси) проявляются.

Созданный прп. Андреем Рублевым иконографический тип может быть назван образом "Троицы — Предвечного Совета"[*].

[*] Предвечный Совет — таинственное решение Божественных Лиц, которое предшествовало созданию человека: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" (Быт. 1, 26). Славянское слово "совет" означает "волеизъявление", а не "совещание", ибо "совещание" по смыслу означает согласование нескольких воль, тогда как в Боге воля едина.
Бог создал человека свободным существом, которое способно злоупотребить своей свободой, повернуться спиной к своему Создателю. Бог предвидел, что человек недолжным образом воспользуется своей свободой и согрешит. А согрешив, будет нуждаться в Искуплении. Поэтому Бог определил спасти человека и предызбрал к этому необходимые средства. Эти средства — воплощение Сына Божия, Второго Лица Пресвятой Троицы, и Его искупительная жертва.

Суть Совета состоит в добровольном согласии Второго Лица Пресвятой Троицы принести Себя в искупительную жертву ради спасения человека и всего мира.

Святой Дух усвояет искупленным грешникам плоды жертвы Христовой и Своим содействием совершает в сердцах человеческих дело спасения: "Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению" (2 Фес. 2, 13).

В таком случае понятно, почему средний ангел изображен в иконе без обычного крестчатого нимба.

Все сказанное не исключает активного общественного значения "Троицы". Следует согласиться с теми исследователями, которые видят в "Троице" символический отклик на Куликовскую битву.

В своем произведении прп. Андрей противопоставил "ненавистной розни мира сего" идеал согласия и любви, он сумел поведать современникам нечто совершенно новое и в форме, и в содержании "Троицы", вполне оставаясь притом в пределах традиционных элементов и формы, и содержания. Так воздал "похвалу Сергию" и всей древнерусской культуре гениальный художник и великий мыслитель древней Руси Андрей Рублев.

ПАОЛА ВОЛКОВА: МОСТ НАД БЕЗДНОЙ. АНДРЕЙ РУБЛЕВ "ТРОИЦА"

ЧТО ТАКОЕ ПРЕДВЕЧНЫЙ СОВЕТ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ? ОТВЕТ: В Законе Божием говорится о том, что сотворению человека предшествовал совет Лиц Св. Троицы. Сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…» (Быт.1,26). Св. Отцы учат, что это совещание Лиц Св. Троицы учитывало все, что может произойти с человечеством. Так как Бог не ограничен во времени и в Нем нет прошлого и будущего, а есть только настоящее, Ему известно все, что было, все, что есть, и все, что будет. Будущее и прошлое (в нашем понимании) для Создателя - всегда настоящее. Итак, перед созданием человечества учитывалось все, что впоследствии могло произойти с людьми. Само слово «совет» или «совещание» только условно может быть использовано по отношению к Лицам Св. Троицы, здесь более уместно употребить слово «волеизъявление». Ибо слово Бога - оно обладает творческой силою; и когда Господь говорит «да будет», то все сразу и сбывается. Совет Лиц Св. Троицы учитывал при сотворение человека, наделяемого свободной волею, что другие свободные существа - ангелы неправильно распорядились этим даром, и третья часть их отпала от Бога. Человечество и было создано, по учению Отцов, чтобы восполнить число отпавших ангелов. И то, что случилось с их третью, не должно было повториться. Но предвидение Божие показывало, что должно произойти со всем родом человеческим; и тогда и было проявлено божественное волеизъявление, что если люди неправильно воспользуются даром свободной воли, то Сын Божий (третье Лицо Пресвятой Троицы) совершит дело Искупления рода человеческого. Главным средством в деле нашего искупления должно было оказаться боговоплощение Сына Божия, Который по Божеству должен быть единосущен Богу Отцу, а по Человечеству Своему единосущен всему человечеству. Сын Божий в Самом Себе должен был исцелить поврежденную природу рода человеческого. Что и совершилось в явление Сына Божия в этот мир «нас ради человек, и нашего ради спасения» и что особенно раскрылось в страданиях Сына Божия на Голгофском Кресте. Еще праведный Иов восклицал о судах Божьих: «Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас»(Иов 9,32–33). Таким посредником, о Котором взывал Иов Многострадальный, и оказался Господь наш Иисус Христос, о Котором и сказано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2,5). По Божеству, войдя в этот мир, по Человечеству - выйдя из него, Сын Божий и совершил служение примирения между Богом Отцом и падшим человечеством. Своею Кровию Он не только искупил наши грехи и преступления, но и исцелил нас от греховной смерти. Его Кровь обладает великой силою попалять грех, не только как совершившийся факт нашей жизни, но и как склонность ко греху, как закон греха, действующего в нас. В этом смысле спасение человека есть действие евхаристичное. Спастись в Православии означает именно - пресуществиться. К чему и призывает нас Сын Божий словами: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6,54–57). В Благодарственном правиле по св. Причащении мы находим такие слова: «…пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвяти простую пятерицу». Иными словами, спасение, совершаемое силою искупительной Крови Сына Божия, - есть всецелое исцеление нашей природы. Вот почему в православном пониманий, в отличие от протестантского верования, термин «оправдание» тождествен термину «освящение». Сказано: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»(Рим.6,4). Обновленная жизнь - есть измененная природа, другое, новое бытие. Все сие совершается только во Христе и со Христом. Для католиков с их «юридической» теорией Искупление - это выкуп, который был заплачен Богу Самим Богом; получается, что Бог Сын заплатил цену Крови Богу Отцу. Эта теория не выдерживает библейской критики. Для протестантов Искупление - это амнистия, которая мало что меняет в самой душе человека; он остается таким же грешником, но Бог его прощает. Такой подход тоже не выдерживает библейской критики. Нам же, православным, нужен не выкуп, не амнистия, а именно исцеление. Само греческое слово, переведенное у нас как «спасение», в корневой своей основе содержит слово, означающее в переводе с греческого - здоровый. Следовательно, означает выздоровление, исцеление от порчи, смертельной болезни, хронического недуга. Христос Своим боговоплощением и последующими страданиями на Кресте именно исцеляет нас от проказы греха, исцеляет, т. е. сообщает нам новый здоровый образ жизни. На это существенное отличие православного понимания термина «спасение» необходимо обратить внимание. Сказано о Тайне Боговоплощения:«открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф.1,9–10). «Прежде положил в Нем» - и означает, что прежде сотворения человека о Сыне Божием и было благоволение Божие соделать Его Искупителем всего рода человеческого. Следовательно, и само приуготовление верных ко спасению совершилось прежде создания мира. Сказано: «…Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф.1,4–5). О том, что Сын Божий должен был стать Жертвою Крови за грех человечества, было также решено на Предвечном Совете Лиц Троицы, до сотворения мира. Сказано, что мы спасаемся: «…драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» (1Пет.1,19–20). Вся Святая Троица участвует в деле нашего Домостроительства (Спасения): Бог Отец благоизволил спасти людей через Своего Единородного Сына. Сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин.3,16). Сын Божий благоизволил исполнить сию Волю Отца Своего. Сказано: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин.5,36). Дух Святой благоизволил усвоять искупленным грешникам дар новой Жизни во Христе и со Христом. Сказано: «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2Фес.2,13). Также на Предвечном Совете Св. Троицы было решено, что Сын Божий совершит окончательное искупление человечества, взойдя в небесное святилище Царства неизреченного света. Сказано: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9,11–12); и еще:«Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр.9,24). Итак, мы видим, что план нашего спасения был принят на Предвечном Совете Лиц Св. Троицы, еще прежде создания мира. И осуществляется при участии благоизволения всех Лиц Св. Троицы, такое благоизволение и называется Божественным Домостроительством, начало которому было заложено еще прежде бытия сего мира. Протоиерей Олег Стеняев.

Совет превечный / открывая Тебе, Отроковице, / Гавриил предста, / Тебе лобзая и вещая: / радуйся, земле ненасеянная; / радуйся, купино неопалимая; / радуйся, глубино неудобозримая; / радуйся, мосте, к Небесем преводяй, / и лествице высокая, / юже Иаков виде; / радуйся, Божественная стамно манны; / радуйся, разрешение клятвы; / радуйся, Адамово воззвание: / с Тобою Господь.

Совет предвечный открывая Тебе, Отроковица, / Гавриил предстал Тебе, приветствуя Тебя и возглашая: / "Радуйся, земля незасеянная; / радуйся, куст терновый несгорающий; / радуйся, глубина, непроницаемая взором; / радуйся мост, приводящий к небесам / и лестница высокая, которую Иаков видел; / радуйся, Божественный сосуд с манной; / радуйся, избавление от проклятия; / радуйся, призвание Адама ко спасению, / с Тобою Господь!"

Это песнопение посвящено событию возвещения Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста — воспевает святая Церковь в начале службы великого праздника Благовещения.
Превечный Совет Святой Троицы о воплощении Единородного Сына Божия для искупления и спасения человеческого рода был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов. Когда же приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева Мария — достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия. Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его святой воле, явились той благодатной Нивой, в недрах которой возник Благословенный Плод — Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.

Что такое превечный Совет? Это то таинственное совещание Святой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа, которое было посвящено сотворению мира и человека и последующей судьбе творения. Господь сотворил мир по неизреченной Своей благости. Он сотворил мир для того, чтобы были существа, которые, живя в этом мире, соединялись с Ним и наслаждались того блаженства, которым Он обладает в абсолютной степени. Такими существами стали сначала ангелы, затем растительный и животный мир, а венцом творения стал человек. И именно о судьбе человека в первую очередь и шла речь на этом таинственном Превечном совете. Об этом мы узнаем не из Священного Писания, но из церковного предания и из умозрения святых отцов Церкви, которые говорят нам о том, что Тайна Боговоплощения была задумана Богом вне времени, в Его Божественном и Неизреченном Превечном совете.
Тайне этой суждено было открыться тогда, когда, как говорит апостол Павел, "пришла полнота времени" (Гал. 4. 4), когда это было угодно Богу. И тогда Господь послал Своего ангела Гавриила к Пресвятой Деве Марии для того, чтобы возвестить ей, что благоволение Божие почило на Ней, что Она обрела благодать в очах Божиих, и что от Нее неизреченным и таинственным образом родится Сын, который станет Спасителем мира. Именно это событие стало началом или, как говорят церковнославянские тексты, главизной нашего спасения, потому что в этом событии неизреченно соединились мир горний и мир дольний, мир Божественного присутствия, мир ангелов и мир человеческий.
В лице Пресвятой Богородицы, которая еще до своего рождения была предуготована к тому, чтобы стать Вместилищем Божества, чтобы стать Купиной неопалимой, чтобы стать Землей незасеянной, чтобы стать Лествицей, возводящей к небесам, - в Ее лице человеческое естество достигло своего высочайшего нравственного и духовного предела. Выше Нее только Богочеловек Иисус Христос, неизреченным образом родившийся от Нее и от Святого Духа.
Почему мы прославляем Пресвятую Богородицу? Потому что Она своей жизнью, преданностью Богу, всецелым посвящением себя Ему настолько превзошла не только людей, но и ангелов, что Церковь прославляет Ее как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. И когда архангел Гавриил сошел с неба к Ней для того, чтобы возвестить Ей о Тайне Боговоплощения, Она вострепетала, потому что увидела пред собою представителя горнего мира и посланника Божия. Но ангел вострепетал еще больше, как мы слышим об этом из богослужебных текстов, потому что он предстал перед Той, которая выше ангелов по своей человеческой святости, которая превзошла все разумное естество и которая стоит у престола своего Сына, Господа Иисуса Христа и которую мы прославляем вместе с Ним, которая с ним соединена настолько тесными узами, что мы, православные христиане, не можем, прославляя Спасителя, не прославлять одновременно и Его Пречистую Матерь.

Один из верховных ангелов - Гавриил возвещает пресвятой Богородице тайну, «о которой от вечных времен было умолчано» (Рим. 14; 24). Она «обрела благодать у Бога» (Лк. 1; 30) и чудесным образом станет причиной спасения «всех родов» (Лк. 1; 48). Библейские образы, пророчески указывавшие на домостроительство спасения становятся реальностью - сбываются чаяния ветхозаветного Израиля.
Пресвятая Богородица сравнивается с «землею ненасеянной» - Она пребыла Приснодевой как до рождества Богомладенца, так и после (ср. Лк. 1; 27-35, Мф. 1; 25, Лк. 20; 28, Быт. 38; 8), Её человеческая природа осталась нетронутой плевелами греха, лишь «доброе семя» (Мф. 13; 24) дало всходы в душе Марии (Мф. 13; 32, Мк. 4; 26), вознесши несравнимо выше ангельских сил. Таким образом, центральной мыслью этой строфы является не только чистота Пречистой, но и очищенность воспринятого Господом человечества, цепь передачи первородного греха прерывается - Новый Адам свободен от всякой скрытой греховности, но добровольно принимает на Себя все ограничения «бытия, подточенного греховной неполнотой».
«Воплощение совершается действием Святого Духа, - пишет В.Н. Лосский. - Он завершает очищение Её утробы, соделывая её совершенно девственной, и таким образом сообщает Деве Марии самим совершенством чистоты силу к восприятию и рождению Слова. Всесовершеннейшее девство, даруемое Духом, как чистота всего существа, совпадает с Богоматеринством». Т.е. в воплощении, предрешенном «прежде создания мира» (1Пет. 1; 20), раскрывается действие всех Трех Участников Превечного Совета: Отец благоволит, Сын воплощается и Дух очищает. Ничто нечистое не может войти в полноту богообщения, и предочищенные и освященные наитием Св. Духа недра Марии становятся «купиной неопалимой» (Исх. 3; 2), вместившими «огонь поядающий» (Исх. 24; 17), «Господа славы» (1Кор. 2; 8, Иак. 2; 1).
В стихире Богородица называется «глубиной неудобозримой» - Боговоплощение является неизреченной «тайной, сокрывавшейся от вечности в Боге» (Еф. 3; 9), принятие неописанным Божеством «совершенной человеческой жизни» не может быть до конца исчерпано ограниченным человеческим языком, догматическими формулами - всегда останется неизреченный остаток тайны домостроительства Сына.
Сам акт творения человека (Быт. 1; 26) связан с риском, т.к. человек способен как отпасть от Источника жизни, так и уподобиться Ему. И Господь не замыкается в недоступных Небесных обителях, предоставляя мир самому себе, но Превечный Совет являет нам то, что вся ответственность за судьбу тварной вселенной ложится на Творца. И Господь в домостроительстве спасения предоставляет каждому возможность выбора.
Именно об этой возможности восхождения к Господу через снисхождение Сына говорится в стихире: "Радуйся, мосте к небесем приводяй, И лествице высокая, юже Иаков виде " (Быт. 28; 12).

«Неизреченное снисхождение Бога до последних пределов нашего человеческого падения, до смерти, - снисхождение, открывающее людям путь восхождения, безграничные горизонты соединения твари с Божеством... Нужно было добровольное уничижение Сына Божия, дабы падшие люди смогли выполнить свое призвание, призвание к обожению твари действием нетварной благодати», - пишет прот. Ливерий Воронов. В перспективе предопределенного (Еф. 1; 5) спасения как обожения через последовательное снисхождение Господа в тварную вселенную вплоть до адовых глубин необходимо рассматривать и следующую строфу:
"Радуйся, божественная стамно манны" (ср. Исх. 16, Ин. 6; 30-35).
«Хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» , - говорит Иисус о Себе (Ин. 6; 33).
Последние строки стихиры говорят о цели Превечного Совета, результате спасительного действия Отца, Сына и Св. Духа: «разрешение клятвы,... Адамово воззвание» (Быт. 3; 17), упраздняется проклятие, преступление Адама врачуется. «С Тобою Господь » - через пришествие Господа в мир и свободное согласие человечества устами Марии не только на принятие плодов кенозиса, но и на активное участие в деле спасения (Лк. 1; 38) возвращается полнота богообщения - «приблизилось... Царствие Божие» (Лк. 10; 9).

сайт/articl.html

СОКРОВЕННЫЙ СМЫСЛ «ВЕЛИКОГО ИНКВИЗИТОРА»:

ИДЕЯ ПРЕДВЕЧНОГО СОВЕТА В СТРУКТУРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ*

Кол 1 :

19 ибо благоугодно былоОтцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,

20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все,

умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

Пришествие в мир Господа Иисуса Христа

Предвечное рождение и воплощение Сына Божия
(Иоанн. 1:1-14)

В то время как евангелисты Матфей и Лука повествуют о земном рождении Господа Иисуса Христа, св. Иоанн начинает свое Евангелие изложением учения о Егопредвечном рождении и воплощении как Единородного Сына Божия. Первые три евангелиста начинают свои повествования с событий, благодаря которым Царство Божие получило свое начало во времени и пространстве , а св. Иоанн, подобно орлу, возносится к предвечной основе этого Царства, созерцает вечное бытие Того, Кто лишь в"последние дни" (Евр. 1:1) стал человеком.

Второе лицо Пресвятой Троицы - Сына Божия - Иоанн именует "Словом ". Тут важно знать и помнить, что греческое "логос" означает не только слово уже произнесенное, как в русском языке, но и мысль, разум, мудрость, выражаемую словом. Поэтому наименование Сына Божия "Словом" значит то же, что и наименование его титулом "Премудрость" (см. Луки 11:49 и ср. Матф. 23:34). Св. Ап. Павел в (1 Кор. 1:24) так и называет Христа -"Божия Премудрость" .

Учение о "Премудрости Божией", несомненно, в том же смысле изложено в книге Притчей (см. особенно замечательное место в (Прит. 8:22-30). После этого странно утверждать, как это делают некоторые, будто св. Иоанн заимствовал свое учение о Логосе из философии Платона и его последователей, в частности, Филона. Св. Иоанн писал о том, что известно ему было еще из священных книг Ветхого Завета и чему он, возлюбленный ученик, научился от Самого своего Божественного Учителя и что было открыто ему Духом Святым.

"В начале было (бе )Слово" означает, что Словосовечно Богу, причем дальше св. Иоанн поясняет, что Слово не отделяется от Бога в отношении Своего бытия и что, следовательно, Оно единосущно Богу, и, наконец, он прямо называет Слово Богом:"И Слово было Бог" . Здесь слово "Бог" употреблено по-гречески без сочлена, и это дало повод арианам и Оригену утверждать, что Слово не такой же Бог, как Бог Отец. Однако это просто недоразумение. На самом деле здесь скрыта глубочайшая мысль онеслиянности лиц Пресвятой Троицы. Отсутствие сочлена указывает на то, что речь идет о том же предмете, о котором говорилось перед тем; поэтому, если бы Евангелист употребил так же сочлен "о Феос" (по-греч.) и во фразе"Слово было Бог" , то получилась бы неверная мысль, будто "Слово" есть тот же Бог Отец, о Котором говорилось выше. Поэтому, говоря о Слове, Евангелист называет его просто "Феос", указывая этим на Его Божественное достоинство, но и подчеркивая вместе с тем, что Слово имеет самостоятельное ипостасное бытие, а не тождественно с ипостасью Бога Отца.

Как отмечает блаж. Феофилакт, св. Иоанн, раскрывая нам учение о Сыне Божием, называет Его Словом, а не Сыном, "дабы мы, услышав о Сыне, не помыслили о страстном и плотском рождении. Для того назвал Его Словом, чтобы ты знал, что, как слово рождается от ума бесстрастно, так и Он рождается от Отца бесстрастно".

Слова"всё через Него начало быть" не означают, будто Слово было только орудием при сотворении мира, но что мир произошел от Первопричины и Первоисточника всего бытия (в том числе и Самого Слова) - Бога Отцачерез Сына , Который Сам по Себе уже есть источник для всего,что начало быть (еже бысть ), но только не для Самого Себя и не для остальных лиц Божества.

"В Нем была жизнь" - здесь подразумевается не жизнь в обычном смысле этого слова, но жизньдуховная , побуждающая разумные существа устремиться к Виновнику их бытия, к Богу. Эта духовная жизнь дается только путем общения и единения с ипостасным Словом Божиим. Следовательно, Слово есть источник подлинной духовной жизни для любой разумной твари.

"И жизнь была свет людям" - здесь имеется в виду, что эта духовная жизнь, происходящая от Слова Божия, просвещает человека полным, совершенным ведением.

"И свет во тьме светит" ... Слово, подающее людям свет истинного ведения, не перестает руководить ими и среди греховной тьмы, но свет тот не воспринят тьмой; люди, упорствующие во грехе, предпочли остаться во тьме духовного ослепления. Но"тьма не объяла его [света]" - не ограничила его действие и распространение.

Тогда Слово предприняло чрезвычайные средства, чтобы приобщить людей, пребывающих в греховной тьме, к Своему Божественному свету: послан был Иоанн Креститель, и, наконец, само Слово стало плотью.

"Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн" -"бысть" по-гречески сказано "эгенето" ("стал"), а не "ин", как это сказано о Слове; то есть Иоанн "произошел", родился во времени, а не вечно существовал, как Слово."Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете" . То есть пророк Иоанн Креститель не был самобытным светом, но светил лишь отраженным светом Того единого Истинного Света, который Собой"просвещает всякого человека, приходящего в мир" .

Мир не познал Слово, хотя Ему обязан своим бытием."Пришел к своим" , то есть к избранному Своему народу Израилю,"И свои Его не приняли" , - не все, конечно.

"А тем, которые приняли Его" верою и любовью, Он"дал власть быть чадами Божиими" , то есть даровал им начало новой духовной жизни, которая, как и плотская, тоже начинается через рождение, но рождение не от плотской похоти, а от Бога, силою свыше.

"И Слово стало плотью" . Подплотью здесь подразумевается не одно тело человеческое, но весь, полный человек - в том смысле, в каком слово "плоть" часто употребляется в Священном Писании (например, Матф. 24:22). То есть Слово стало полным и совершенным человеком, не переставая быть, однако, и Богом."И обитало с нами, полное благодати и истины" . Под благодатью надо подразумевать как благость Божию, так и дары благости Божией, открывающие людям доступ к новой духовной жизни, т.е. дары Святого Духа. Слово, обитая с нами, было преисполнено также и Истины - совершенного ведения всего, что касается духовного мира и духовной жизни.

"И мы видели славу Его, славу как единородного от Отца" . Апостолы действительно видели славу Его в преображении, воскресении и вознесении на небо; славу в Его учении, чудесах, делах любви и добровольного самоуничижения. Он - "единородный от Отца", ибо только Он один - Сын Божийпо существу , по Своей Божественной природе. Этими словами указывается на Его безмерное превосходство над сынами и чадами Божиими по благодати, верующими людьми, о которой сказано выше.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе Священный синод упц мп
Святой: Павел Таганрогский Павел таганрогский святой день памяти
Реформация и развитие стран Европы, XVI-XVII в