Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Эскизы украшения здания дворца халифа. Дворец Ухайдир – крепость изгнанника

ДВОРЕЦ ХАЛИФА
ХИШАМА
Учитель истории и
обществознания
Скопкарева К.П.

В Израиле. Недалеко от рыночной
площади современного Иерихо есть холм
высотой в 20 метров. Здесь в начале нашего
века археологи открыли то, что осталось от
древнего Иерихона, одного из старейших
городов мира.
К северу от раскопок древнего Иерихона
(примерно в трех километрах) находятся
руины дворца халифа Дамаска Хишама ибн
Абдаль-Малика, жившего в первой половине
VIII века нашей эры.

Дворец Хишам или Хирбет эль Мафджар являет из
себя прекрасно сохранившийся памятник Омеядской
архитектуры. Строительство дворца началось во времена
правления Валида Второго - халифа омеядской династии
в то время когда правителем в Святой земле был халиф
Хишам ибн Абд эл-Малик (724 - 743).

Этот дворец, представляющий собой большое
двухэтажное квадратное здание, украшенное
великолепными мозаичными узорами. Он
состоял из двух коллонад, двух мечетей и двух
бань с великолепным мозаичным полом. Он был
разрушен в результате землятресения 4 года
спустя. Вероятно, только во дворце Хишама
можно
увидеть
наиболее
сохранившуюся
великолепную мозаику Израиля. Остатки резьбы
по камню, найденные в этом месте, дают
представление о том, насколько впечатляющим
был сам дворец.

«Древо жизни» - так называется одна из самых
красивых мозаик Ближнего Востока, если не всего мира.
Ею был устелен пол гостевой комнаты банного
комплекса. Имитирующая прекрасные персидские
ковры, мозаика относительно неплохо сохранилась,
лишь немногим пострадав от землетрясений.

Многие статуи, колонны, мозаики и т.д. сегодня
хранятся в Музее Израиля и в музее Рокфеллера в
Иерусалиме

Дворец Хишама являлся национальным парком.
Сегодня, это памятник архитектуры под защитой
Палестинской автономии. - 38.45 Кб

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2» ЕМР РТ

Реферат на тему:

Дворец Халифа

Работу выполнила

Ученица 6 класса

МБОУ «Гимназия №2»

Романова Полина

Учитель:Ганиева Н.Н.

Оценка ____________

Елабуга - 2013

Введение

Основание Арабского халифата

Халифат муджахиров

Исламское государство. Организация власти и управления

Судебная система

Законоведение халифата

Упразднение Арабского халифата

Организация власти и управления.

Список использованных источников

Введение

Цель и задача:

Охарактеризовать социально- политическое положение Аравии в VI-VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата.

Актуальность.

Изучение данной темы можно связать с современностью. В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство - Арабский халифат. В своей работе я постаралась рассказать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

Основание Арабского халифата

Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мухаммедом (Мохаммедом, Магометом) и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически возникали военно-феодальные и военно-бюрократические государственные образования, как правило, в результате военных покорений и присоединений. Так возникла империя монголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддисткой в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове.Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родообщинными отношениями продолжалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период. Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, расположенный между Ираном и Северо-Восточной Африкой. Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии - ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгом отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название «ханифского». Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухаммед (около 570-632 гг.), разбогатевший вследствие удачного брака пастух, сирота из Мекки, на которого «снизошли откровения», записанные затем в Коране, провозгласил необходимость установления культа единого бога - Аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. Главой арабов должен был стать пророк - «посланник Аллаха на земле». Призывы раннего ислама к социальной справедливости (ограничению ростовщичества, установлению милостыни беднякам, освобождению рабов, честности в торговле) вызвали недовольство племенной купеческой знати «откровениями» Мухаммеда, что вынудило его бежать с группой ближайших сподвижников в 622 году из Мекки в Ясриб (позднее - Медина, «город Пророка»). Здесь ему удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, включая кочевников-бедуинов. Здесь же была возведена первая мечеть, определен порядок мусульманского богослужения. Мухаммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям - иудаизму и христианству, но только подтверждает уточняет их. Однако уже в то время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жесткость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно в вопросах власти и права на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неотделима от светской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинаково безусловного повиновения богу, пророку и «тем, кто имеет власть». В течение десяти лет, в 20-30-х гг. VII в. была завершена организационная перестройка мусульманской общины в Медине в государственное образование. Сам Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и судьей. С помощью новой религии и военных отрядов общины началась борьба с противниками новой социально-политической структуры.

Халифат муджахиров

Мусульманская держава некоторое время после Мухаммеда оставалась теократией в смысле признания ее истинным владением Бога (государственное имущество именовалось Божьим) и в смысле стремления управлять государством по заповедям Бога и примеру его Посланника (пророк именовался также расулом, т.е. посланником). Первое окружение пророка-правителя составлялось из муджахиров(изгнанников, бежавших вместе с пророком из Мекки) и ансаров (помощников), консолидировавшихся в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов («заместителей пророка»). Первые четыре халифа, так называемые «праведные» халифы, подавили недовольство исламом среди определенных слоев и завершили политическое объединение Аравии. Первым главой государства в звании халифа сделался муджахир, богатый купец и друг пророка абу Бакр, управлявший поначалу без визира (верховного чиновника из ансаров). Муджахир Омар принял в свое ведение суд. Другой муджахир, абу Убейда, стал ведать финансами. Этому образцу обособленного ведения административных, судебных и финансовых дел стали подражать в последующем. Омар, уже будучи халифом, принял титул эмира (военачальника) пр авоверных. При нем же было введено летоисчисление от хиджры (переселение в Медину, датированное 622 г.). При Омане была осуществлена канонизация (составлена официальная редакция) текста Корана. В VII - первой половине VIII в. были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 г. Через 30 лет после смерти пророка ислам разделился на три большие секты, или течения, - на суннитов (опиравшихся в богословских и правосудных вопросах на Сунну - сборник преданий о словах и поступках пророка), шиитов (считали себя более точными последователями и выразителями взглядов пророка, а также более точными исполнителями предписаний Корана) и хариджитов (взявших за образец политику и практику двух первых халифов - абу Бакра и Омара). В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют 2 периода: дамасский, или период правления династии Омейядов (661-750 гг.), и багдадский, или период правления династии Аббассидов (750-1258 гг.), которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.

Исламское государство. Организация власти и управления

Развитие арабского общества подчинялось основным закономерностям эволюции восточных средневековых обществ при определенной специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов. Характерными чертами мусульманского общественного строя были доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (ирригация, рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий. Поскольку юридическое положение личности определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев). Первоначально отношение к покоренным немусульманам отличалось достаточной терпимостью: они сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды. Однако со временем их приниженное положение становилось все более очевидным: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать. Вместе с тем политика исламизации (насаждения новой религии) и арабизации (расселения арабов на покоренных территориях, распространение арабского языка) осуществлялась быстрыми темпами без особого принуждения со стороны завоевателей. На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению. В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практиковалось назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами. Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии - диваны. Они оформились еще при Омейядах, которые ввели и обязательное делопроизводство на арабском языке. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого ими жалования или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и иных поступлений, с этой целью собирал необходимые статистические сведения и пр. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того, это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции. По мере расширения функций арабского государства усложнялся и центральный государственный аппарат, росло общее число центральных ведомств.

Местные органы государственного управления

Система местных органов государственного управления на протяжении VII-VIII вв. претерпевала значительные изменения. Первоначально местный чиновничий аппарат в покоренных странах оставался нетронутым, сохранялись и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена на провинции, управляемые, как правило, военными наместниками - эмирами, которые были ответственны только перед халифом. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. Однако были и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников - наибов. Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старшин (шейхов).

Судебная система

Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Верховным судьей считался глава государства - халиф. В целом же отправление правосудия было привилегий духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования, заведовали так называемым вакуфным имуществом (переданным собственниками религиозным организациям). При вынесении решений кади руководствовались прежде всего Кораном и Сунной и решали дела на основе их самостоятельного толкования. Судебные решения и приговоры кади, как правило, были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.

По завету пророка Коран кроме богослужебных целей имел предназначение в качестве руководства при отправлении правосудия. Однако при Омане право по наложению наказаний (худуж) было отнято у судей и передано султану - самодержавному чиновнику, наместнику халифа. Этот шаг объясняется тем, что карательное (наказательное) право в Коране представлено только незначительным числом указаний и требований (всего около 80), и это было чревато обвинением халифа или судьи по стиху Корана о «судящих не по книге Божией» (Суры,48 и 5,51) и даже возможным восстанием под лозунгом джихада (войны за веру).

Законоведение халифата

С расширением границ державы исламские богословские и законоведческие построения подвергались влиянию более образованных инородцев и иноверцев. Это сказалось на толкованиях Сунны и тесно связанного с ним фикха (законоведения). По мнению В.В. Бартольда, примером пророка, извлекаемого из Сунны, стали оправдывать такие положения, которые на самом деле заимствовались из других религий или римского правоведения. «Правила о числе (пять) и времени обязательных ежедневных молитв были заимствованы у домусульманской Персии; из римского права были заимствованы правила о дележе добычи, по которым всадник получал втрое больше пехотинца и полководец имел право выбирать себе лучшую часть; таким же образом мусульманское законоведение по примеру римского права проводит аналогию между военной добычей, с одной стороны, и произведениями моря, находимыми в земле кладами и добываемыми из рудников минералами - с другой; во всех этих случаях в пользу правительства шла 1/5 дохода. Чтобы связать эти законоположения с исламом, придумывались рассказы из жизни пророка, будто бы совершавшего молитву в установленное время, применявшего указанные правила при делении добычи и т.д.» Бартольд В.В. Ислам: Сборник статей. М., 1992. С. 29. В Омейядском халифате, имевшем соприкосновение с римским культурным наследием и произведениями греческих авторов, образовалась прослойка людей, которые стали интересоваться вопросами богословия и законоведения самостоятельно и вне связи с правящим классом и его аппаратом. Правоведы столь широкого профиля могли быть судьями на службе у отдельных правителей, но могли быть и весьма критически настроенными служителями, считая и доказывая, что правители отходят от требований «богооткровенного права». Аббасиды тоже старались считаться с мнениями правоведов. Решения законоведов не вводились в практику сразу и непосредственно, а лишь постольку, поскольку правители сами избирали их в качестве доктринальной основы для своих политических или судебно-карательных действий. На практике законоведы обсуждали и обобщали гораздо больше, чем практические законоведческие вопросы в современном смысле: они интересовались и признавались авторитетными советчиками в области ритуалов и обрядов, этикета и моральных заповедей. Богооткровенное право простиралось, таким образом, на весь уклад жизни и становилось в силу этого «богооткровенным образом жизни».

При Аббасидах и их наместниках мечети из средоточия государственной жизни, в том числе правосудной деятельности, превращались в богослужебные заведения. При таких заведениях возникали начальные школы обучения азбуке и Корану. Знавший наизусть стихи Корана считался закончившим свое обучение.

Большая роль армии в халифате определялась самой доктриной ислама. Основной стратегической задачей халифов считалось завоевание территории, населенной немусульманами, путем «священной войны». Принимать в ней участие обязаны были все совершеннолетние и свободные мусульмане, но в крайнем случае разрешалось нанимать для участия в «священной войне» и отряды «неверных» (немусульман). На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенной ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызвала ряд военных реформ конца VII - середины VIII в. Арабская армия стала состоять из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), и каждая находилась под командованием особого полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница. Арабская армия в VII-VIII вв. в основном пополнялась за счет ополченцев. Наемничество в это время почти не практиковалось.

Упразднение Арабского халифата

Огромная, состоящая из разнородных частей, средневековая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое централизованное государство. Начиная с IX в. в государственном строе халифата происходят значительные изменения. Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руководившим судами и образованием. Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки), которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце в IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников. В третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений. Распад халифата на эмираты и султанаты - независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье - привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к X в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В X и XI вв. в результате захвата Багдада различными кочевыми племенами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифов была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовно лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам. Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мухаммедом (Мохаммедом, Магометом) и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически возникали военно-феодальные и военно-бюрократические государственные образования, как правило, в результате военных покорений и присоединений. Так возникла империя монголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддисткой в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове. Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родообщинными отношениями продолжалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период. Аравийский полуостров, где возникло первое исламское государство, расположен между Ираном и Северо-Восточной Африкой.

Описание работы

Цель и задача:
Охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI-VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата.

Отделение изучения древностей Майнцского университета Иоганна Гутенберга получит 30 000 евро через программу сохранения культурного наследия Министерства иностранных дел Германии, чтобы отреставрировать дворец халифа Хурбат аль-Минья на берегу Галилейского моря (озера Кинерет). Дворцовый комплекс занимает территорию в пять тысяч квадратных метров и был раскопан в 1932-1939 гг. немецкими археологами из Гёрресовского общества и Музея исламского искусства в Берлине. Земля, на которой расположен дворец, по сей день принадлежит Германской ассоциации Святой земли и находится в ведении израильского Управления природы и парков.

Дворец из белого известняка на основании из чёрного базальта был построен халифом Валидом I (705-715) из омейядской династии, основавшей первый халифат на Святой земле (661-750 гг.). Во дворце находится одна из древнейших мечетей Израиля. Через несколько лет после начала строительства произошло сильное землетрясение, в результате которого образовалась трещина, рассёкшая мечеть и всё восточное крыло дворца. Видимо, из-за этого строительство так и не было окончено. В Средние века на этом месте крестоносцы устроили печь для обработки сахарного тростника. Производство, вероятно, обогатило владельцев, но нанесло огромный урон зданию, поскольку требовало большого количества воды и топлива. Со времён археологических раскопок обнажившиеся руины подвергаются воздействию осадков и растительности.

Реставрационный проект, спонсируемый Министерством иностранных дел Германии, призван подчеркнуть важность отмечаемого в этом году юбилея - 50 лет дипломатическим отношениям Израиля и Германии. Проектом руководит археолог д-р Ханс-Петер Кунен (Hans-Peter Kuhnen) - глава отделения изучения древностей Майнцского университета, занимающийся исследованием памятника Хурбат аль-Минья вместе со студентами университета с 2009 года. "Год за годом мы становились свидетелями постепенного разрушения дворца. Предоставляя финансовую поддержку данному проекту, Германия берёт на себя ответственность за важный археологический памятник, который был раскопан благодаря немецкой инициативе в тридцатых годах. В то же время мы сотрудничаем с израильским Управлением парков, наши студенты получают опыт реставрации археологического памятника, а кроме этого, мы создаём пример диалога археологов с исламом," - подчеркнул Кунен. Он также является одним из авторов путеводителя по комплексу Хурбат аль-Минья 2014 г., вместе с Франциской Блох (Franziska Bloch) из Немецкого археологического института.

Германия оказывает поддержку в сохранении культурного наследия по всему миру в рамках программы, организованной Министерством иностранных дел Германии, начиная с 1981 года.

Фото: Давид Эран, Тель-Авив.

Арабский халифат. Столицей халифата с 661 по 750 годы являлся город Дамаск, а с 762 года, при Аббасидах стал г.Багдад. Расцвет этого государства был связан с легендарным халифом Харун-ар-Рашидом (766-809 гг.).

Система управления Арабским халифатом:

Особенности феодального строя арабов: Собственник всей земли – государство и его глава – халиф. Халиф – заместитель, преемник пророка. Налог с земли поступает в казну халифа. Налог с земли поступает в казну халифа. Религиозный характер государства (теократия, жизнь по законам шариата).

Причины высокого уровня культуры арабов: В состав Арабского халифата входили древнейшие цивилизации Африки и Азии, а также античного мира. Арабы усваивали достижения покоренных народов и способствовали их распространению. Подъему культуры способствовал хозяйственный подъем.

Открытия и изобретения арабских ремесленников открытие дамасской стали; в изготовлении из стали зеркал; в изготовлении бумаги; в производстве шелка, шерсти, парчи; в производстве кожи; в производстве сахарного тростника и риса; в развитии садового искусства.

Образование в учебных заведениях халифата велось на арабском языке. Оно высоко ценилось и было необходимо для получения государственных должностей. Начальные школы были частными и государственными (бесплатные). При мечетях в больших городах создавались высшие мусульманские школы – медресе.> При дворцах халифов и эмиров жили и работали писатели и ученые. В городах создавались большие библиотеки, например: Дом мудрости в Багдаде содержал около 400 тысяч томов. « Байтул-хикма » (« Дом мудрости ») – академия наук.

Основные открытия и достижения арабских ученых в области науки: Математика: арабские цифры, понятие «ноль» (заимствовали у ученых Древней Индии и способствовали проникновению этих знаний в Европу); знали труды Пифагора, Евклида, Архимеда; создали алгебру – Аль-Хорезми; могли вычислить длину окружности; знали число «пи».

Астрономия: наличие обсерваторий в крупных городах; вычисляли затмения, движение планет; приблизительно вычислили окружность земли; описали расположение видимых звезд, дали им названия; Аль-Бируни (конец Х – начало ХI вв.) – Земля вращается вокруг Солнца. Персидская рукопись с чертежом Аль-Бируни, поясняющим фазы затмения

Памятник Аль-Бируни в парке Лалех в Тегеране.

География: Масуди – создал карты известных арабам стран; сочинения для купцов, для поиска выгодных рынков; описание стран, входящих в состав Арабского халифата; делили всю землю на 5 климатических поясов, описывали влияние климата на культурное развитие. карта мира Аль-Масуди.

Ботаника: создали первую классификацию растений. Физика: знали законы оптики. Химия: умели получать спирт и серную кислоту. Страница из арабского трактата по алхимии. XIII в.

Медицина: Ибн-Сина (Авиценна) (конец Х – начало ХI вв.) – создал 100 трудов, основной из которых - «Медицинский канон». человек заражается через воду и воздух; описал признаки многих болезней; лекарственные настои на травах и их использование при различных заболеваниях; Захравий – хирург – перевел с греческого Гиппократа, его работы легли в основу европейской хирургии.

Философия: Ибн-Рушду (Аверроэс) – научные открытия могут быть неверными с точки зрения религии, но и религиозные догматы могут быть отвергнуты научными открытиями. Учение о «двойственной истине». История: прославляла завоевания арабов; в кратком виде излагали историю римских, византийских и арабских правителей.

В литературе Арабского халифата можно выдели следующие основные жанры:

Из народных сказок наибольшую популярность получил сборник «Тысяча и одна ночь».

Фирдоуси – поэма « Шах-наме » («Книга царей») – о борьбе иранского народа с завоевателями, содержала призыв к объединению и прекращению междоусобных войн. Автор использовал легенды о первых шахах Ирана, сказания о богатырях-героях, реальные события и легенды, связанные с пребыванием в Иране Александра Македонского. Он работал над своей поэмой 35 лет и закончил ее в 1011 году.

В IХ веке большой известностью в Багдаде, а затем в Кордовском эмирате пользовался певец, музыкант, современник Харун-ар-Рашида – Зирийаб, который основал консерваторию в Кордове и оказал огромное влияние на образ жизни испанских мусульман: ввел правило носить разную одежду в разные сезоны; убедил, что тонкая стеклянная посуда изящней золотой и серебряной; установил строгую последовательность подачи блюд на пирах: супы, мясные блюда, птица, десерт; любовь к купанию в банях. В банях массажисты, лекари, цирюльники; изысканность и утонченность дворцовой культуры, свели воедино античные, византийские и персидские традиции; музыка при дворе (слова «лютня», «гитара», «литавр» имеют арабское происхождение).

Особенности развития архитектуры Востока: мечети – мусульманские храмы. квадратные здания с прямой крышей или куполом; украшены не рисунками людей и сюжетами, а орнаментами – арабески; Коран запрещал в мечети изображать людей, Мухаммеда; Колонны не вдоль движения молящихся, а поперек, их много, это серия арок; Нет четкого центра, взгляд перемещается в разных направлениях, создается настроение созерцательности; Нет икон и фресок, святое место – михраб – ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Это место богато украшено резьбой; Рядом с мечетью башни – минареты.

Мечеть в Кордове (VIII в.) имеет 900 колонн

Мечеть в Кайруане (Тунис) Кайруан - мусульманская святыня в Африке.

Название Альгамбра (в переводе с арабского - «красный замок») произошло от цвета высушенной солнцем глины или кирпичей, из которых сделаны стены замка.

Вклад арабов в мировую культуру: Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний (цифры, карты, глобус, медицинские знания и др.). Влияние арабской поэзии на поэтов юга Франции. Отдельные элементы средневековой архитектуры Европы заимствованы от арабов; Арабы – посредники между Западом и Востоком, Античностью и Средневековьем.

Причины распада Арабского халифата: огромная территория, множество народов, культур, языков – трудно удержать власть; восстания покоренных народов; стремление эмиров к самостоятельности; наемное войско, которое по своей воле возводило и свергало халифов, что приводило к политической нестабильности; раскол ислама на два течения: шииты и сунниты.


Все завоеванные земли арабы объявили собственностью мусульманской общины. Местное население, жившее на этих землях, должно было платить поземельный налог халифу.

Сначала арабы не принуждали принимать ислам людей другой веры. Немусульмане должны были платить лишь особую подушную подать, приносившую значительный доход казне халифа. Мусульмане оказались милосердными: христианам и иудеям на завоеванных арабами территориях разрешалось жить по законам их веры. Среди христиан было много образованных людей, которых арабские правители привлекали себе на службу. Но через несколько десятилетий отношение мусульман к людям других религий изменилось и начались их притеснения. Те, кто принимал ислам, освобождались от налогов. Они только вносили милостыню в пользу бедных. Считалось, что мусульмане платят налоги своей кровью, воюя против «неверных».

Первые халифы пытались сохранить равенство между мусульманами, приказывая делить богатства покоренных стран поровну. Когда арабы захватили сокровищницу иранских царей, в их руки попал златотканый ковер необыкновенной красоты, украшенный драгоценными камнями. Чтобы всем воинам досталась равная доля добычи, халиф Омар приказал разрезать ковер на множество частей. Завоевания изменили жизнь и быт арабов. Кочевники-бедуины, принимавшие в них участие, отказались от прежних занятий, заселяя захваченные города и плодородные долины. Знатные арабы — полководцы и правители провинций, стали подражать вельможам захваченных стран. Они строили великолепные дворцы, накапливали огромные богатства, владели плодородными землями. Халифы, подобно другим правителям стран Востока, окружали себя богатством и роскошью. Вот как описывает двор халифа придворный X века: Материал с сайта

Мастерская арабского гончара

«Обычно халиф восседал на троне — на подушке, обитой армянской шелковой тканью... На халифе был кафтан черного цвета из шелка... Голову его венчал высокий черный головной убор, он был опоясан мечом пророка. ...Перед ним лежал Коран Османа, до этого хранившийся в сокровищнице. На плечах халифа — плащ пророка, в руках — посох пророка. Рабы и телохранители стояли позади трона и вокруг него при мечах, с боевыми топориками и палицами в руках. По обе стороны трона стояли слуги-невольники, отгонявшие от него мух опахалами, отливающими золотом и серебром. Когда приближалось время приема, слуги стояли с рогатками в руках, из которых они стреляли по воронам и другим птицам, чтобы они не каркали и не кричали».

В середине VIII века халифы построили на реке Тигр недалеко от древнего Вавилона новую столицу — Багдад . Руины Вавилона были разобраны арабами и стали строительным материалом для сооружения зданий. В Багдад стекались со всех концов арабской державы сотни тысяч килограммов серебра и десятки тысяч килограммов золота. Он превратился в богатейший город Востока. Население Багдада составляло более четверти миллиона жителей. Современники называли его «столицей ислама, троном империи, центром красоты, культуры и искусства».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Скачать презентацию про италию
Презентация на тему
Расширение ареала цивилизации