Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«почему бог молчит?!!! Грех. Заповеди

Люди приходят в Церковь разными путями. Но, придя, сталкиваются с одной и той же проблемой. Вера требует осознания и живого молитвенного участия.

Незнание и грех

Христиане исповедуют, что избавление человека от греха лежит в основе спасительной миссии воплотившегося Бога – Иисуса Христа. (Мф. 1, 21, 1; Ин. 2,2, 1 Кор. 15, 3 и др.). Понимая личный грех как поступок, слово, мысль против совести и заповеди Божией, они осознают, что Христос умер и воскрес, чтобы нам “не быть уже рабами греху” (Рим. 6, 6).

Однако в современном православном церковном обиходе слово “грех” конкретизируется достаточно многообразно:

– как отступление от Бога и Церкви (уклонение в иные веры и конфессии, обращение к гадателям, вера в магию и т.д.);

– как пагубное внутреннее состояние, одержимость страстью (гордость, зависть, уныние, отчаяние, леность и т.д.);

– как нарушение нравственных норм (убийство делом и словом, ненависть, блуд, воровство, обман и т.д.);

– как отсутствие ревности в духовной жизни (редкая исповедь, опущение молитв и чтения Святого Писания, посещения храма, нарушение постов и т.д.).

Интернет-дискуссии, прошедшие недавно, напомнили еще одну, иногда забываемую, сторону этого понятия – грех как незнание собственной веры, как игнорирование учения Церкви. Казалось бы, ничего нового в таком понимании греха нет. Чтение Символа веры входит в чинопоследование исповеди (См. Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви).

Авторитетнейший духовник современной Русской Православной Церкви, приснопамятный архим. Иоанн (Крестянкин) писал в своей, ставшей общеупотребительной, работе «Исповедь по десяти Заповедям Закона Божия»: «Первая обязанность. Мы должны иметь истинное познание о Боге. А имеем ли мы это истинное познание о Боге?… И мы еще оправдываемся, что нам негде почерпнуть эти правильные понятия о Боге, что нас никто не учил и не учит этому, но этим стремлением оправдаться мы усугубляем свою вину, ибо это неправда!»

Однако и Символ веры при исповеди читается крайне редко. Да и в современных пособиях по исповеди незнание веры, как грех, либо вообще не упоминается, либо упоминается вскользь, одной общей фразой. На исповеди прихожанина чаще спросят о числе прочитанных канонов накануне, чем о понимании Символа веры. А если нас попросят его прочитать, кто-то, наверное, еще и обидится.

Если учесть, что внимательная подготовка к Крещению у нас встречается очень нечасто, получается весьма грустная картина: человек вступает в Церковь без оглашения, затем, ощущая внутреннюю потребность, ходит в храм многие годы, может быть, прикладывает какие-то нравственные усилия и старания, но при этом сохраняет очень приблизительные представления о вере. И, как следствие, духовники, особенно в провинции, встречают у людей, даже не один год являющихся постоянными прихожанами, более чем вольные представления о христианской догматике (вплоть до включения в число Лиц Святой Троицы Пресвятой Богородицы, иногда, фактически, монофизитство, неверие в жизнь вечную, жуткие суеверия и т.д.), которые, будучи озвученными, могут «потянуть» на серьезную ересь.

Что может быть следствием незнания веры?

Во-первых, не зная собственную веру, мы сами всегда начнем где-то ошибаться в жизни. Ведь вера определяет наши слова и поступки.

Конечно, знание не может избавить нас от испытаний и ошибок. А вот его отсутствие при прерванности духовной традиции гарантированно приведет к каким-либо искажениям в духовной жизни, к принятию некой, пусть маленькой, лжи о вере (например, начинаем воспринимать обряд не как выражение любви и молитвы к Богу, а как спасительное само по себе действие).

Во-вторых, не зная свою веру, мы никого ей не научим. В жизни человек, не знающий веры, не сможет, вопреки апостольскому слову, «быть готовым всякому, требующему отчета в его уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1Пет.3:15)

Поэтому наши сетования по поводу ушедших «на страну далече» наших ближних, в том числе, обратим и на собственное незнание.

При появлении некоего “харизматичного”, т.е. умеющего влиять на людей, лидера человек, верящий неосознанно, становится довольно легко управляемым. И, несмотря на многолетний опыт церковной жизни, он легко может пополнить отряд сектантов или раскольников (руководимый людьми, догматику подчас знающими и сознательно ее исказившими), что мы в жизни иногда и видим.

И еще об одном распространенном заблуждении. Многим, оказывается, трудно выделить основы веры, отделить главное от производного и второстепенного. Скажем, информация об антихристе является, безусловно, второстепенной по отношению к рассказу о Христе. Чинопоследование Таинства – производное от его смысла и значения. И т.д. Если этого не понимать, то легко впасть в расколы или просто крупные заблуждения.

С другой стороны, понятно, что догматические тонкости – дело сложное и исповедь не может стать экзаменом по догматике. Вопрос в том, где та золотая середина, ниже которой незнание своей веры фактически отторгает человека от Церкви?

Вопрос этот, в принципе, прост. Именно для этого у нас есть Символ веры. Знаем его, осознаем каждое слово, понимаем связь его с нашим спасением и при этом верим в Живого Бога, а не просто в спасительность и правильность написанного – значит, мы, по крайней мере, единодушны в вере с Церковью. Это не делает нас праведными. Но, в сочетании с принятием Таинств и старанием жить по вере, делает нас христианами. Пусть пока и немощными и грешными… Но христианами, а не просто – «во что-то» верящими.

Что делать?

Теперь вопрос – что же делать? Ведь нормальным незнание основ веры назвать нельзя.

Думаю, прежде всего, нужно активнее говорить о том, что незнание своей веры – это не просто недостаток, а именно грех. Грех больший, чем невычитка положенных канонов, съедание рыбки в пост или одевание женщинами брюк вместо юбок. И нам предстоит не просто каяться на словах в нежелании понять основы собственной веры, но и исправлять нашу лень и незнание. Но упорное игнорирование и нежелание, наверное, должно уже привести и к епитимии… Тут духовникам виднее.

«Очень важно организовать обучение мирян» – . Понятно, что посадить значительное число всероссийской паствы за парту не удастся. Но человеку желающему надо дать возможность изучить вероучение при храме или самостоятельно.

Неплохо было бы в каждом храме иметь запас брошюрок с кратким объяснением Символа веры и объяснением основных истин христианской веры, раздавая эти брошюрки при необходимости крещающимся и исповедующимся.

А еще хорошо бы иметь листочки-путеводители по выходящей литературе, чтобы помочь людям разобраться – для чего и какая книга нужна.

Книг, конечно, выходит много. Желательно бы в каждом храме иметь в продаже качественные книги по воцерковлению (типа «Книги о Церкви» свящщ. М.Дудко и А.Лоргуса).

Может быть, в некоторых больших приходах, или в одном приходе на не очень большой город (а в большом городе больше, по возможности) надо обязательно проводить катехизаторские курсы. Это, кстати, поможет и просвещать мирян, и готовить преподавателей для предмета ОПК, для воскресных школ.

Большим источником вероучительных знаний является Богослужение. На самом деле, неделя за неделей сознательно участвуя в нем (а не просто выстаивая), можно довольно быстро освоить часть курса догматики. Увы, понять богослужебные тексты со слуха бывает не так просто….

Известно правило – в духовной жизни нельзя останавливаться – иначе откатишься назад. Так же и с познанием веры, познанием Бога. Если приложим старания – не будем постыжены в наших упованиях.

– Что такое грех? – спросил ученик.

– Грех это заблуждение, а причина его в неведении, – ответил Учитель.

– А что такое неведение? И что такое заблуждение?

– Неведение это незнание реалий души и замена их на этот иллюзорный сон. А заблуждением является всякое действие, основанное на таком неправильном понимании.

– Не означает ли грех также и нарушение заповедей Божиих? – поинтересовался ученик.

– Да, – ответил Йогананада. – Но спросите себя вот о чём: зачем Бог дал человечеству эти заповеди? Он давал их не из прихоти и, безусловно, не для того, чтобы воспрепятствовать нашему счастью. Напротив, они предупреждают нас о том, что определённый образ поведения усилит хватку иллюзии на наши умы и лишит нас истинного счастья.

Если считать грехом нарушение заповедей Божиих, то возникает и мысль о гневе Божием и о суровом осуждении. Но Господь это сама суть наша! Мы Его дети. Зачем ему осуждать нас? Скорее, мы сами осуждаем себя, когда нам кажется, что то, что мы делаем, невозможно простить. Но если бы мы понимали грех как заблуждение, то сознавали бы, что заблуждения наши можно исправить.

Затем Парамханса Йогананада упомянул о своём гуру:
– Шри Юктешвар говорил, как Я писал в «Автобиографии йога»: «Забудьте о прошлом. Прошлые жизни всех людей омрачены множеством постыдных дел. Человеческое поведение всегда ненадёжно, пока человек не укоренится в Боге. Но, если сейчас вы приложите духовные усилия, то в будущем всё исправится». ()

– Я всегда напоминаю людям одну простую истину: святой это грешник, который никогда не сдавался !

«Почему убийство считается грехом? Потому что в вас заключена та же жизнь, что и во всех живых существах. Отказывать кому-либо в праве на жизнь – значит отрицать реальность той универсальной жизни, которую вы же сами и выражаете. Поэтому, с духовной точки зрения, убийство является самоубийством.

Почему грешно воровать? Потому что в том, в чём вы отказываете другим, вы отказываете в них самим же себе, поскольку «Я» других это и ваше собственное высшее «Я.» Вор, в конце концов, неизбежно обкрадывает себя самого. Придавая эгоистическим желаниям большее значение, нежели реализации своего универсального «Я,» он отрезает себя от единого истинного Источника жизни и всякого изобилия. Отнимая у других ради личного обогащения, он ограничивает, а не расширяет, как ему кажется, собственное естество. Отдача же себя другим, напротив, расширяет наше естество.

Почему грешно лгать? Потому что нечестностью человек отрезает себя от реальности и от той высшей истины, которая одна только и способна, по словам Иисуса, «сделать вас свободными» (Ин.8:32) . Говоря неправду, человек лишается поддержки, которую вселенная даром и с любовью предлагает всем, кто хочет жить в гармонии с её законами.

Лжец разрушает саму основу всего, что пытается совершить в этом мире. Всё, созданное им, в конечном итоге окажется домом, построенном на песке. С другой стороны, простые слова правдивого человека имеют своим основанием всю вселенную.

А почему грехом является вожделение? Потому что похоть это ложная любовь. Она уводит человека совсем в другую сторону от удовлетворения истинной любовью. Истинная любовь божественна – это самоотдача, которая никогда не бывает эгоистичной.

Похотливый человек, ищущий удовольствия у других, теряет силу, даже если ему и мнится, что он получает её. Он отрезает себя от той радости, которую способна дать душа, хоть и воображает, будто достиг вожделенного счастья. В конечном же итоге он преуспевает лишь в разрушении гармонии в себе и других.

Гармония это путь любви, а дисгармония – путь эгоистического самоутверждения. Похотливый человек теряет здоровье, душевный покой и то самое удовлетворение, которое, как ему кажется, он нашёл. Он становится всё более утомлённым и нервным и преждевременно стареет, а всё потому, что отрицает божественную любовь – источник истинного и прочного благополучия.

И так с каждым грехом. Грех есть отрицание собственной глубинной природы – той Бесконечной Жизни, что составляет основу реальности всего сущего».

«Прогуливаясь в том краю страны, где нашли алмазы, один человек набрёл на участок, усеянный мелкими осколками стекла, блестевшими на солнце.
«Алмазы!» – подумал он взволнованно. Нагнувшись за одним из них, он обнаружил, что это лишь осколок стекла. Разочарованный, он выбросил его и потянулся за другим. Но и тот оказался стекляшкой. Так он продолжал поднимать один осколок за другим. Несколько раз он порезался, но каждый «алмаз» оказывался таким же иллюзорным, как и все предыдущие.
Так происходит и с грехом. Его обманчивый блеск притягателен, но на поверку оказывается ничем иным как «осколком стекла». Нередко он оставляет порезы на теле того, кто потворствует ему, и неизменно приводит к разочарованию.

Чувственные удовольствия кончаются лишь пресыщением, мучительной монотонностью и отвращением. Почему? По той простой причине, что физические чувства это не ваше истинное «Я»».

«Нагрешить несложно. Загладить же последствия греха не так-то просто. После чистки чеснока начинают пахнуть руки, и чтобы избавиться от этого запаха, их, возможно, придётся долго мыть.
Тем не менее, смыть этот запах можно. Так же можно смыть и грех – медитацией, молитвой, правильным поведением и милостью Божией. Никогда не сомневайтесь в этом. Все ваши грехи обязательно должны быть отмыты.

Так зачем же с самого начала делать то, что в конце концов ценой огромных усилий всё равно придётся исправлять?»

«Когда ум терзают желания, всегда напоминайте себе такую истину: когда приходит экстаз, всё остальное уходит».

«Никогда на отождествляйте себя с ошибками, которые совершили. Вы – дитя Бога. Утверждайте же свою вечную взаимосвязь с Ним».

«Самый страшный грех это называть себя грешником, ибо этой самой мыслью вы открываете греху дверь в своё сознание».

«Определять себя с позиции своих человеческих ограничений – значит осквернять образ Божий в себе самом».

«Никогда не мусольте мысли о своих недостатках. Вместо этого вспомните о своих добрых делах и о том добре, что существует в мире. Убеждайте себя в своём внутреннем совершенстве. Так вы неизбежно вспомните свою вечную природу как дитя Бога».

«Тысячи лет в каком-либо месте могла царить тьма, но стоит только внести туда свет, и тьма тут же исчезнет.
То же происходит и с грехом. Изгонять грех из сознания это всё равно, что палкой выгонять из помещения темноту. Воистину, сосредоточение на иллюзии лишь усилит её хватку на ваш ум. Но внесите посредством медитации и преданности свет Бога, и тьма исчезнет, как будто её вообще не было».

Парамханса Йогананда говорил: «Часто от прихожан христианских церквей можно услышать такие слова (произносимые чуть ли не с гордостью!): “Все мы грешники!”

Между христианством и тем, что я называю “церковианством,” есть различие. Христианство это оригинальное учение Иисуса, а “церковианство” это то, во что превратили это учение его последователи. Иисуса Христа распяли один только раз, а его учение с тех пор распинается ежедневно миллионами тех, кто называет себя христианами.

Зачем считать себя грешником? Это можно допускать, но лишь изредка – только ради смирения и при условии, что ваше внимание сосредоточено при этом на величии Бога, а не на собственном убожестве перед Ним. Но зачем же думать о своей порочности и ограниченности всё время?

Ища что-то ценное под слоем грязи, разве не будете вы думать о предмете своих поисков, копая эту грязь? Концентрируясь только на грязи, можно так и не заметить искомого и совсем забросить поиски».

«Никогда не считайте свои проступки. Следите лишь за тем, чтобы ваша любовь к Богу была глубоко искренней. Ибо Бога волнует не ваше несовершенство, но лишь ваше безразличие к Нему».

«Покрыв золотое изображение чёрной тканью, скажете ли вы, что оно почернело? Конечно нет! Вы будете знать, что под покровом изображение по-прежнему золотое.
Точно так же, когда вы сорвёте чёрный покров неведения, скрывающий сейчас вашу душу, вы вновь увидите неизменную красоту собственной божественной природы».

«Однажды я был на службе, которую проводила одна известная евангелистка. Во время проповеди она неожиданно воскликнула: “Вы все грешники! На колени!” Оглядевшись по сторонам, я увидел, что из всего огромного собрания лишь я один остался на ногах, ибо не мог принять её заявления о своей греховности!»

«Отдайте Богу не только то хорошее, что делаете, но и плохое. Это не значит, что вы специально должны поступать неправильно. Просто, когда вы не можете преодолеть свои слишком сильные привычки, скажите своему уму, что эти действия совершает через вас Бог.

Ведь именно Он, в конце концов, замыслил ваше существование. Вы же просто-напросто внушили себе мысль о своих слабостях. И, если ответственность за них вы возложите на Господа, то это поможет вам разорвать ложную хватку, которой они держат ваше воображение. А тогда вам будет легче признать в себе совершенный образ Божий».

«Никогда не бойтесь Бога. Рассказывайте Ему о своих проступках. Напоминайте Ему о том, что вы Его дитя. Это гораздо лучше, нежели плакаться: “Господи, я грешник! Я грешник!” Вы созданы по Его образу. Молитесь же так: “Да, Господи, я совершил ошибки. Если хочешь наказать меня, наказывай. Но как только я познаю Тебя, все соблазны для меня исчезнут”.

Прямо говорите Ему об этом, ведь мы не просили создавать нас и не просили никаких искушений. Один великий индийский святой молился так: “Господи, Ты создал меня, не спрашивая у меня согласия, но уж поскольку Ты сделал это, то должен освободить меня!” Говорите с Ним так, но всегда с любовью. И тогда, независимо от ваших прегрешений, Ему придётся очистить вас, наконец, от ваших несовершенств и вернуть туда, откуда вы произошли».

«Сама идея о нашей несвободе не позволяет нам стать свободными. Уничтожив одну только эту мысль, мы вошли бы в .

Самадхи не есть что-то, чего мы должны достичь. Мы уже имеем его. Только подумайте: мы были с Богом вечно; в течение короткого времени мы пребываем в иллюзии; а затем мы снова навечно будем свободными в Нём!»

– Сэр, – спросил ученик, – если, будучи несвободным, я сказал бы, что я свободен, стал бы я свободным?

Исполненный сострадания ко всем, Парамханса Йогананда умел, тем не менее, быть очень суровым по отношению к греху, когда того требовали обстоятельства.
Одна молодая женщина из Чикаго заразилась сифилисом от своего дружка. В отместку ему и всем мужчинам, она старалась соблазнить и заразить каждого мужчину, с которым знакомилась.
Будучи допущенной на беседу с Учителем, она сказала ему с пленительной улыбкой: – Вы очень красивы.
– Грех и болезнь! – усмехнулся Учитель, презрительно взглянув на неё. Женщина залилась слезами и во всем призналась.
После того как она дала обещание никогда больше не поступать так, Учитель исцелил её и с миром отпустил.

– Мне жаль всех, кто болеет, – говорил Учитель. – Почему же я не могу так же жалеть всех тех, кто живёт в грехе? Ведь они больны духовно.

«Духовное неведение – самый тяжкий грех. Именно оно является причиной всех остальных грехов».

«Однажды ко мне подошла женщина и воскликнула:
– Вы должны быть искуплены кровью!
– Так дайте же мне кварту крови, – потребовал я, желая испытать её. Она пришла в изумление. (кварта равна 0,95л)

Что знают фанатики о духовных истинах? Они извергают слова, как лозунги, и до хрипоты разглагольствуют о “крови Христовой,” а сами погрязли в грехах. И при этом они полагают, что, называя себя грешниками, они “не собьются с пути.”

Но, если они хотят, чтобы Иисус Христос спас их, то пусть общаются с ним во внутреннем безмолвии, пусть “примут его,” как сказано в Библии, в души свои. Только тогда они смогут “быть чадами Божиими”» (Ин.1:12.) .

«Я слышал проповедь одного священника и никогда не забуду, как “душевно,” по его мнению, он растягивал слова, побуждая людей принять “чи-и-и-и-и-стый Святой Дух.” Ради драматического эффекта слова “Святой Дух” произносились отрывисто.
Такие люди вдохновляются не Святым Духом, а “нечестивым духом” эмоций!»

– Правильно ли ходить на исповедь? – спросил ортодоксальный христианин.

– Это может помочь вам признать перед самим собой свои проступки. Ибо, только будучи честным с самим собой, можно эффективно бороться с собственными недостатками.
Свои прегрешения, однако, всегда лучше исповедовать перед мудрым человеком. Только он может реально помочь вам. В противном случае вы рискуете получить плохой совет.
Как сказал Иисус: «Если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14.) . Исповедь святому полезна, но не всегда полезна духовно непросветлённому человеку.

Перед Богом, однако, всегда будьте честны и откровенны. От Него нельзя скрывать ничего.

– Но разве священникам, – упорствовал этот христианин, – не дано право отпускать грехи?

– Отпустить грех, – ответил Йогананда, – значит избавить человека от последствий этого греха (Мк.2:3-12) . Проверьте, могут ли они, например, “отпустить” вам грех чревоугодия, вылечив вас от неизбежной боли в желудке?

«Не волнуйтесь, если совершили ошибку. Просто обратитесь к Богу с любовью и верой, ничего не утаивая от Него. Он знает все ваши проступки гораздо лучше вас! Будьте совершенно откровенны с Ним.

Возможно, вам будет лучше молиться Богу как своей Божественной Матери, ибо Материнский аспект Бога всемилостив. Молитесь так: “Божественная Мать, плохой или хороший, но я Твоё дитя. Ты должна освободить меня!”

Даже человеческая мать любит своих дурных детей не меньше, чем хороших, а иногда даже больше, ибо они больше нуждаются в этом.

Не бойтесь своей Божественной Матери. Пойте Ей из глубины своего сердца: “Возьми меня к себе на колени, о Мать, не бросай меня во врата смерти”» (Перевод первой строки любимой бенгальской песни Учителя)

«Бог любит вас так же сильно, как и Кришну, Иисуса и других великих учителей. Вы капля из одного с ними океана Духа, ибо океан состоит из всех своих капель. Вы – частица Бога. Своё значение вы получили от Самого Господа. Вы принадлежите Ему целиком и полностью».

«Всегда держитесь мысли о своём внутреннем совершенстве в Боге. Даже под слоем накопившейся за века грязи золото остаётся золотом».

«Бог хочет вытащить нас из этой ужасной суматошной жизни. Это единственное, чего Он желает для нас, ибо любит каждого из нас. Он не хочет, чтобы мы страдали. Его заинтересованность в нашем спасении имеет личный характер и диктуется милосердием».

«Некий человек умирал от диабета. По прогнозам врачей ему оставалось жить лишь три месяца. И тогда он решил: “Если мне осталось лишь три месяца, я потрачу их на поиски Бога.”
Постепенно он приучал себя проводить в медитации всё больше и больше времени с каждым днем. И всё это время он молился: “Господи, войди в этот разрушенный храм.”
Прошло три месяца, а он всё ещё не умер. Прошёл год. Продолжая свою интенсивную молитву, он постепенно увеличил время своей медитации до восемнадцати часов в сутки.
Прошло ещё два года.
Через три года его существо неожиданно наполнилось великим светом. Он был в экстазе. Выйдя из этого божественного состояния, он обнаружил, что тело его исцелено.
– Господи, – произнёс он молитвенно, – я не просил об исцелении, я лишь хотел, чтобы Ты пришёл ко мне.
И глас Божий ответил:
– Там, где сияет свет Мой, никакая тьма невозможна.
Тогда святой начертал пальцем на песке: «И в этот день Господь вступил в мой разрушенный храм и восстановил его!»

Если информация вам понравилась и вы сочли её полезной, мы были бы очень признательны
по распространению знаний о Самореализации и Крийя Йоге

«…где обетование пришествия Его?..»

«Куда смотрит Бог? Почему не наведет порядок на Земле? Почему Бог молчит?».Эти вопросымногократнорассматривались. Ответы на них имеются. И все равновозникают они снова и снова.

Людям хотелось бы, чтобы зло с Земли было убрано, как можно скорее. Люди осознают, что кроме Бога справиться со злом никто не сможет. Но Бог молчит, ничего не предпринимает. Почему?

Принципиальная ошибка людей.

Рассуждения о том, что Бог, якобы, молчит, не вмешивается в земные дела,базируютсяна непонимании Духа Священного Писания.

Как думает обычный, не просвещенный Свыше человек? Как он видит себе вмешательство Господа в дела земные? Очень даже просто: По его представлению Бог придет, или явится, и, каким-то способом уберет с Земли все зло, создаст хорошую жизнь.Люди ожидают от Бога действий положительных, направленных на искоренение проблем и трудностей жизни.

В общем - такие рассуждения и ожидания верны. Бог действительно имеет целью устранение зла и создание на Земле прекрасных условий жизни, без горя и проблем. Замысел Бога люди понимают правильно, пусть и подсознательно.

Не понимают люди другого. Не понимают они порядка, или очередности действий Бога.

Горе желающимявления Бога…

Если бы Господь, как этого страстно многие желают, сейчас пришел на Землю и уничтожил с нее все зло, то сие означало бы смерть, гибель многих-многих людей, и, по всей вероятности, также и самих этих «желающих».

Как так? Очень просто.

Уничтожить зло, в действительности подразумевает и уничтожение, или нейтрализацию всех людей, которые тем или иным способом способствуют существованию зла. Ибо невозможно полностью избавиться, например, от вируса, пока существует его носитель и распространитель.

Посмотритевокруг себя. Многих ли вы знаете людей, свободных от всякого зла, греха, несправедливости? Вероятно, чторешив их считать по пальцам,вы обнаружите, что не мало ваших пальцевдолгое время остаются «не задействованными».

Исследуя Священное Писание, и немного поняв дела Бога, можно с дерзновением предположить, что, если бы Господь сегодня восстановилна ЗемлеСвое Царство, то сие означало бы, что миллиарды людей должны были бы немедленно погибнуть, быть уничтоженными, как нераскаявшиеся в своих грехах, и, следовательно,недостойные Божьего Царства.

Сокровенный смысл, или оборотная сторона вопросазаключается в том, что желать прихода Бога, де-факто значит желать гибели многочисленных народов. Грешникам появление Богапринесет неминуемую смерть. Еще древние пророки говорили, что появление Бога, или, по-пророчески – «День Господень», будет страшным горем и бедствием для жителей земли. Вдохновенные пророки предупреждали, например, так: «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? он – тьма, а не свет,- то же, как если бы кто убежал от льва – и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену – и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он – тьма, и нет в нем сияния». (Амос 5:18-20).

Бог Спасающий.

Богне губитель. Бог – Отец Небесный. Он – дает жизнь, Он - источник всякой жизни. Его цель не погубить, а спасти людей.Плохих, грешных, подданных злу, несправедливостям- именно таких людей Бог желает спасти. Поэтому Бог пока еще не приходит, и буквально не восстанавливает на Земле Свое Царство мира, добра и справедливости.

Предельно четко и понятно этот вопрос пояснилеще Апостол Петр.Как видно, претензии по поводу того, «почему Бог молчит», люди высказывали от начала. И Апостол ответил: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. …Долготерпение Господа нашего почитайте спасением…». (2 Петра 3:9-15).

Бог не молчит!

Представление о том, что Бог не принимает участия в делах земных,происходят от невежества. Бог действует! И Его действия направлены четко на спасение людей. Бог придет, чтобы убрать с земли все зло. Бог непременно это совершит. Однако прежде Бог сделает все, чтобы спасти грешников, чтобы призвать их к покаянию. Все пророчества Священного содержат сию краеугольную мысль.

Бог давно и активно вмешивается в дела земные.Божье вмешательство представляет собой побуждение и даже принуждение грешников к покаянию.

Как можно подтолкнуть грешника к покаянию? Раскается ли он в своих неправдах, если создать ему хорошую, радостную жизнь? Едва ли! Напротив, такая жизнь лишь утвердит его в грехах. На примере некоторых «сытых» территорий и государств, хорошо видно, чтобезбедственная жизнь привела их к Содому и Гоморре.

Единственным действенным способом принудить кого-то к покаянию, является создание для него трудностей, проблем, чтобы, увидев их, грешник понял бы ошибочность своего мышления, подумал бы о покаянии, о пересмотре своих жизненных приоритетов.

Священное Писание показывает, что земные, человеческие проблемы и трудности, которых с каждым днем становится все больше, приходят от Бога. Бог принуждает людей к покаянию. Бог не желает гибели грешников, но, чтобы грешник покаялся и жил.Вот этого не понимают люди, жалующиеся на«молчание Бога». Не понимают они, что на первом этапе вмешательство Бога в дела земные будет означать не уменьшение бедствий, а, напротив, колоссальные бедствия и проблемы для землян.

Уничтожение зла и восстановление на земле рая будет последнимштрихом, завершающей стадией Божественного вмешательства. А перед этим Бог призовет все народы к покаянию. И для этого на землю свалятся громадные проблемы, трудности, бедствия, чтобы люди, увидев их, покаялись в своих грехах, и получили возможность войти в то благословенное будущее, которое Бог приведет на землю.

Мировые события со всей очевидностью показывают, что Бог еще никогда не был так активен в Своем вмешательстве в дела земные, как сейчас. Только, простите, недалекий и бессмысленный не видит этого.

Спасающее Царство Божье.

Господь Иисус Христос научил нас молиться Богу: «Отче наш, сущий на небесах!…Да приидет Царствие Твое… ». Мы ждем Божье Царство. И молимся, чтобы Оно пришло на землю.

Одновременно ученики Христа, любящие ближнего, как самого себя, и желающие грешникам спасения, благодарны Богу за Его великое долготерпение. Оно ведь приносит спасение многим людям. Каждый верующий, и ожидающий Божьего Царства, может порассуждать на примере собственной жизни. Брат во Христе, что было бы с тобой лично, если бы Господь пришел давно, или, хотя бы десять лет назад? Разве не долготерпение Богаподарило нам возможность раскаяться в своих грехах и получить надежду на спасение?

Быть недовольным «промедлением» Бога, означает, к сожалению,не понимать волю, дела и мысли доброго и милосердного Спасителя-Бога.

Когда мы молимся«Да приидет Царствие Твое, и да будет воля Твоя и на земле, как на небе» , - тогда мы молим Бога не о гибели людей, а о их спасении. Царство Бога придет, чтобы спасти, а не чтобы сгубить.По примеру своего Учителя, ученики Христа любят людей, и желают им жизни. Это религии предрекают людям гибель имучения. Это религии пишут и рисуют, как грешники будут мучиться в аду, как им тяжко там будет. А другие, более «истинные», ад не проповедуют, но зато пишут и рисуют, как в Армагеддоне люди будут живыми проваливаться в бездну, как заживо будут гореть вместе со своими детьми и стариками… А ученики Христа проповедуют Евангелие, мир, добро и спасение Христово.

Часть 1

Уважаемый Алексей Ильич! На наших глазах совершилось «второе Крещение Руси». К сожалению «второе воцерковление Руси» пока не произошло. Отчасти из-за отсутствия популярного разъяснения базовых понятий Православия.

До сих пор подавляющему большинству даже приходящих в храмы людей непонятно, например, что такое «грех». Они знают, например, что «воровство - грех», но вот в чем, так сказать, суть греха, в чем его опасность и пагубность - вопрос по-прежнему открытый.

Мне кажется, основное, на что следует обратить внимание, это два понимания греха. Одно из них особенно широко распространено и свойственно почти каждому человеку, не только приходящему в Церковь, но подчас даже и людям церковным.

Это понимание можно описать следующим образом: грех - есть нарушение закона Божия, который Он дал всем людям. И этот закон имеет тот же характер, что и законы государственные. Как нарушение государственных законов влечет за собой наказание, так и совершение греха карается Богом. Из такого понимания проистекают очень опасные выводы. Человек начинает относиться к Богу, как к стражу закона, которого можно и упросить, и «купить», и перед которым можно выслужиться. Так понимался грех в ветхозаветном иудействе и язычестве, такое же понимание усвоено и учением Римско-католической Церкви. Как писал А.С. Хомяков, там все отношения человека к Богу построены по принципу дебет-кредит. Главная задача - снять с себя вину, откупиться, избежать сурового наказания. Как в случае с ГИБДД: заплатил штраф и поехал дальше, а сам каким нравственно был, таким остался.

Такое понимание греха носит внешний рабско-наемнический характер и неспособно возвести человека на уровень духовно-нравственного совершенства..

Но есть и другое понимание греха - Евангельское, святоотеческое.

Здесь грех рассматривается как деяние, которым человек вредит себе, своей душе и телу. Грех нарушает закон нашей внутренней жизни, нашей собственной природы и тем самым калечит человека. Не Бога мы оскорбляем, а сами себя раним. При таком понимании греха становится понятным, что значит покаяние, что значит «Господи, помилуй». Это не снятие вины за грех, нет, а просьба об исцелении, об уврачевании моей раны.

Ибо Бог - это Врач, а не судья, не прокурор-обвинитель.

Здесь очень важно понять еще один момент. Можно задать вопрос: почему Бог Сам не исцеляет человека, впавшего в грех? Ведь Он есть любовь. Ответ: В Апокалипсисе читаем «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Бог сотворил человека подобным Себе и не может нарушить его свободы. Он лишь стучится в наше сердце, но Сам помимо согласия, воли самого человека не может ни исцелить его, ни спасти. В этом заключается богоподобное достоинство человека. Человек сам должен открыть двери своей души Богу. Это и происходит через его обращение к Богу, молитву, покаяние. Вот, оказывается, какой процесс происходит. Не мы с трудом добираемся до Бога, и Он снисходит к нам, милует, исцеляет. Нет, наоборот: Бог стучит в наше сердце голосом совести, разума, и мы наконец-то открываем Ему свою душу искренним раскаяньем, искренним отвержением греха.

Таким образом, если в первом понимании грех есть нарушение внешнего Божественного закона, то во втором - он есть повреждение собственной природы, калечение себя.

- Расхожее мнение об ответственности детей за родителей противоречит Писанию?

Это, конечно, не только расхожее, но и глубоко неверное мнение. Уже в Ветхом Завете находим мысли, которые прямо указывают на ложность такого понимания. Так, пророк Иезекииль от лица Божия говорит: «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иезек.18;19–20). У пророка Иеремии читаем: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»… кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет».

Одним словом, никакой ответственности дети за родителей не несут, а вот связь между детьми и родителями самая тесная, и она проявляется на всех уровнях человеческой природы. Мы видим, как от психически ненормальных людей, алкоголиков, наркоманов рождаются дети физически и психически неполноценные. Точно так же от порочных родителей рождаются дети с духовной патологией, например, алчности, злобности, тщеславия. В богословии это называется родовой поврежденностью или родовым грехом.

И это совсем не ответственность детей за грехи родителей, а уже совсем другая категория, свидетельствующая о природном единстве между детьми и родителями. Но при этом родовой грех (наследственные духовные пороки) может быть, в конечном счете, исцелен. И мы находим в истории Церкви многих праведников, которые достигали высоких степеней святости, хотя и рождались с родовыми грехами. Правильная духовная жизнь исцеляла эти болезни. (Но есть семьи и с ярко выраженными добрыми качествами - т.н. родовой добродетелью.) Поэтому говорить нужно не об ответственности детей за грехи родителей, а ответственности родителей за свою духовную жизнь и те духовные болезни, которыми они награждают своих детей, ведя жизнь нечестную, лукавую, разнузданную.

- Как понимать «первородный грех»? Это понятие сбивает с толку очень многих приходящих в Церковь людей.

Понятие «первородный грех» - католического происхождения. Свт. Василий Великий называл это природное расстройство в человеке «первородным повреждением», преподобный Макарий Египетский - «наследственной порчей». Оно в природе всех людей, в отличие от повреждения родового, присущего тому или иному роду, племени, народу.

В чем заключается это первородное повреждение или первородный грех? Преподобный Максим Исповедник отвечает, что это есть «страстность, тленность и смертность [человеческого] естества...», которые вошли в человеческую природу в результате греха прародителей. Вот эти три свойства, названные в Библии «кожаными ризами», в которые были облечены Адам и жена при изгнании из рая, и составляют существо первородного повреждения. Его-то и исцелил Господь в воспринятой Им человеческой природе Своей крестной жертвой. Таким образом, если восточные Отцы под наследственной порчей понимают повреждение самой природы человека, то западное богословие говорит о нравственной ответственности и виновности всех людей за грех прародителей. Однако идея виновности потомков за грехи отцов, как уже было сказано, в корне противоречит православному пониманию греха и учению о Боге-Любви. Тот же прп. Максим Исповедник писал: «Непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие».

Что такое смертность - ясно. Под тленностью разумеется угасание жизни человека от младенчества к старости. Страстностью он называет уязвимость человека, его страдательность, переживание страданий таких, как, например, боль, страх, печаль и т.д.

Существует ли «грех неведения»? Насколько человек может себя погубить, делая зло самому себе и не понимая этого?

Смотря, в чем причина этого непонимания. Причины могут быть две. Одна из них: незнание и тогда нет греха.

Совсем другое дело, когда совесть молчит по причине того, что человек сжег ее. Если постоянно игнорировать голос совести и продолжать грешить, то в конце концов совесть перестанет говорить. Ее можно так задушить, что она будет молчать. Это - страшное состояние, святые Отцы называют его окамененным нечувствием. Здесь грех вменяется человеку в полную силу.

Пример, для ясности: ухо мерзнет на морозе, я могу его потереть, а могу, в конце концов, упустить этот момент, и оно замерзает. Тогда я уже ничего не чувствую. Но последствия ужасны. Можно вообще остаться без уха.

То же самое происходит и с человеком, когда он сжигает свою совесть. Он наносит своей душе жесточайшую рану.

Благодаря медиа-культуре все чаще приходится слышать от людей о «семи смертных грехах». Каково место этой концепции в Православии? Это очень важно, потому что некоторые говорят так: ну вот есть смертные семь грехов, значит, остальные можно совершать: они ведь не смертные…

Святитель Игнатий Брянчанинов перечисляет восемь страстей. Но любой грех может оказаться смертным. Святые отцы говорят: нет греха непростительного, есть грех нераскаянный. Так вот любой нераскаянный грех - смертный. Нераскаянный в каком смысле? Человек знает, что он сделал зло, болит у него душа, сосет там под ложечкой, а он в нем упорствует и не раскаивается ни перед людьми (и священником), ни перед Богом.

Но, конечно, мы должны понимать, что грехи по своей тяжести бывают очень различны.

Во-первых. Одно дело - грех мыслью, желанием, т.е. еще совершаемый внутри человека, другое - грех, совершенный самим делом. Все погрешают, нет никого, кто бы не согрешал, но падение делом неизмеримо тяжелее, нежели падение мыслью. Хотя любое падение делом начинается с падения мыслью.

Во-вторых. Грех - это как бы общее понятие, а конкретный грех может иметь разную тяжесть. Пример: обманул. «Видел сейчас: проехала такая странная машина»? - «Видел»! А сам не видел. Обман, но какой? Пустой. Этот грех никому не принес вреда. Человек только себе повредил.

Иное дело - можно совершить обман, из-за которого другой человек в петлю полезет. Грех, кажется, один, но тяжесть того и другого просто несоизмеримы. И так в любом грехе.

И, наконец, в-третьих: грехи сами по себе очень различны. Одно дело - обмануть, другое дело - украсть, третье дело - убить. Вот три плана, которые нужно иметь в виду, когда мы говорим о смертных грехах.

Практическая сторона: как бороться с конкретными проявлениями той или иной страсти? С грехами? Допустим, человек пришел в Церковь, как-то осознал, что есть грех, и хочет начать вести борьбу. С чего начинать?

Одного священника спросили, как бороться с хульными помыслами? В чем их причина? Святые Отцы на этот вопрос отвечают довольно четко: основная причина всех наших грехов - самомнение, гордыня. Они прямо говорят, что только смирением изгоняются страсти, смирением побеждаются грехи. Поэтому первая задача, которая стоит перед человеком, вступающим в церковную жизнь, это следить за собой в этом плане, не позволять себе превозноситься ни в себе самом, ни перед людьми, ни в разных жизненных обстоятельствах и т.д. Вот та общая платформа, общее основание, на которой только и возможно строить свою христианскую жизнь.

А дальше уже начинается борьба более конкретная и самое главное тут, как говорят Отцы - это борьба с мыслью. Как руль корабля, неверно повернутый, может погубить весь корабль, так и скверная, преступная мысль - привести к тяжелым грехам.

Господь неоднократно говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое». И напротив, «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих». То есть, нельзя просто заявить, что я люблю Бога, если при этом не знаешь, что такое Его заповеди, каков путь их исполнения, и если хотя бы не пытаешься их исполнять.

Поэтому возникает вопрос: что такое заповеди Христа? Это - заповеди блаженств и ряд других заповедей, о которых Он говорит в Нагорной проповеди? Или это вообще все Евангелие?

Можно бы такой пример привести. Представьте себе громадную аудиторию, в которой собраны люди разных религий и к ним обращенный вопрос: «Как вы думаете, кто спасется?». Нет сомнений, что все они, несмотря на все различия своих верований, в том числе и православные, сказали бы одно: «Тот, кто исполнит заповеди Божии».

Так вот, если мы под заповедями подразумеваем определенный перечень требований к человеку, то с этой точки зрения христианство говорит нечто прямо противоположное. Нет, не тот человек спасется, который исполнит эти требования, а есть нечто иное, лежащее в основании всех заповедей Божьих, и благодаря которой лишь они становятся спасительными.

Господь говорит: Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию; Он не осудил взятую в грехе женщину; пришел к мытарю на обед и сказал: сегодня спасение дому сему; Он промыслительно устроил так, что с Ним были распяты два разбойника, и первым в рай вошел человек, у которого руки были, буквально, по локоть в крови. Видите, кто исполнил волю Христову, то есть Его заповеди и достиг Неба. Так вот, обращаясь к этой мысли и исходя из нее, можно понять сущность заповедей.

В чем же эта сущность заключается? Что - самое главное?

Ну, давайте посмотрим более внимательно. Что сделал разбойник? Всего сказал: мы, разбойники, достойное по делам нашим приняли. И далее он произнес, кажется, самую простую фразу, ничего особенно не значащую, а на самом деле, указывающую на чрезвычайно важное: он сказал: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Нужно вникнуть в существо этих слов. У него и мысли не было о том, что он будет там, в том Царстве, куда идет Христос. Он видел, понимал всем своим существом, что достоин только ада. Таков смысл его слов. И это состояние ви€дения того, что я - ничто, что я весь в грязи, что я недостоин быть со Христом в Его Царстве, и является сущностью всех заповедей Божьих. В Евангелии это называется нищетою духа, у святых Отцов - смиренномудрием, смирением. Потому Христос и сказал фарисеям, что мытари и прелюбодеи прежде вас войдут в Царствие Божие. То есть видящие себя грешниками и кающиеся войдут, а для мнящих себя праведниками … дверь будет закрыта. Таково евангельское научение всем, видящих себя праведными, православными и презирающими всех других как грешников.

Теперь вопрос: как это происходит? За счет чего?

Можно, оказывается, исполнить все, по-видимому, заповеди, и на самом деле быть вне Христа, ибо это исполнение будет в грех.

Как, по какому критерию? Исполнение внешних заповедей, таких, как: чтение молитв, посещение и совершение богослужений, принятие таинств, доброделание, милостыня, строительство и украшение храмов и монастырей и т.п., когда человек рассматривает их как заслуги перед Богом, может (и не редко так бывает) привести его к тщеславию, самомнению, гордыне. И в таком случае всё это добро превращается во зло для человека, ибо соединяет его, по слову преп. Антония Великого, с демонами-мучителями. Жизнь по заповедям только тогда преображает человека, когда он понимает, что без помощи Божией ничего не может сделать, что Бог творит его руками, а он сам по себе без Бога не до порога.

Святые отцы так и говорят: мерою смирения познаётся духовный уровень христианина - уровень, если хотите, исполнения им Закона Божия. Потому все Свое внимание Господь в Евангелии обращает на то, чтобы привести человека в состояние сокрушения о грехах, раскаяния, смирения.

Почему это так важно? Причина проста: Христос - это Спаситель. А кому нужен Спаситель? Тому, кто погибает. Если же человек не видит себя духовно погибающим, то ему Христос не нужен. К этому сводится вся сущность христианской жизни.

А что при этом нужно делать, чтобы придти к такому состоянию - об этом хорошо сказал преподобный Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».

По существу, подлинное возрождение христианина и начинается лишь тогда, когда он в борьбе с собой за исполнение заповедей Божиих, в борьбе с грехом увидит всю глубину поврежденности своей природы, принципиальную неспособность без Бога исцелиться от страстей и достичь искомой святости. Такое самопознание открывает человеку Того, Кто хочет и может спасти его из состояния погибели, открывает ему Христа. Именно этим объясняется столь исключительное значение, придаваемое смирению всеми святыми. Познание своего бессилия стать духовно и нравственно здравым, святым без помощи Божией создает твердую психологическую базу для непоколебимого принятия Господа Иисуса Христа как источника жизни и всякого блага. При этом опытное смирение исключает возможность нового горделивого мечтания стать как боги (Быт. 3, 5), исключает новое падение. Смирение и только оно рождает и то высшее, к чему предназначено бытие человеческое - любовь.

Все святые отцы приходили к этому состоянию смирения. Пимен Великий говорит: «Поверьте, братия, куда будет ввержен сатана, туда и я» . Сисой Великий просветился, как солнце, перед смертью, но умолял Бога дать ему время на покаяние. Собратья говорят ему: «тебе ли, Сисой, каяться?» А он ответил на это: «Поверьте, братия, я не знаю, положил ли я хоть начало покаяния моего» . Представьте, - это говорит великий святой! А не так много в Церкви тех, кого называли великими. А почитайте канон Андрея Критского - он весь пронизан покаянием, смирением, плачем о грехах. Вот к чему сводится вся христианская жизнь.

Так вот, все заповеди являются только средствами приобретения этого спасительного состояния. Но спасительными они становятся в том случае, когда исполняются в правильном ключе. В противном случае они могут привести к гордыне, и тогда это исполнение заповедей оказывается гибелью для человека.

Алексей Ильич, а тогда может ли быть достигнуто вот это приближение ко Христу и видение себя во грехах - без этого средства, без заповедей, которые нам указаны в Евангелии, то есть каким-то другим путем?

Вот пример с тем же благоразумным разбойником, но это всё же в какой-то степени исключение, причины которого нам не известны, ибо они кроются в его внутренней жизни. Нормальный же путь требует понуждения себя жить по тому образу, который дан в Евангелии. И каждый человек ставится промыслом Божиим в наилучшие условия для приобретения смирения. Для некоторых даже наилучшим путем оказывается то, что с нашей точки зрения является наихудшим.

Помните случай из Патерика о двух девочках-сиротах? Их взяли - одну в монастырь, другую - в публичный дом. Где же они оказались по смерти? Та, что была в публичном доме - в раю, а из монастыря - в преисподней. И причины этого очевидны. Первая видела всю мерзость своей жизни и искренно сокрушалась о своей падшести. Другая же, внешне приняв т.н. ангельский образ, возомнила о себе, что она девственница, исполняет все послушания, вычитывает молитвенные правила, не совершает никаких смертных грехов - тем самым приняла внутри себя образ демонский, возгордилась и погибла. То есть не сами по себе заповеди, а тем более их внешнее исполнение, спасают.

на что Спаситель ответил: «...Не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз» (Евангелие от Матфея 18:21,22). Другими словами - бесконечно.

Именно так готов нас прощать наш Небесный Отец. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Послание Иоанна 1:9).

Даже самая пропащая по человеческим меркам душа не лишена надежды получить от Иисуса Христа оправдание и обрести вечность.

Бывает, что человек совершает в своей жизни много ужасного, но затем искренне в этом раскаивается и приходит к Богу. Тот, кто действительно осознает тяжесть своих грехов, в состоянии понять, как велика и бесконечна любовь Спасителя и, в свою очередь, отвечает Ему благодарной любовью.

Однако Иисус говорил и о том, что существует определенная черта, переступив через которую, грешник навсегда лишается Божьей милости и спасения:

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Еванге лие от Матфея 12:31,32).

Что же это за страшный грех - хула на Духа?

ХУЛА НА СВЯТОГО ДУХА

Чтобы понять, что Библия называет грехом против Святого Духа, после совершения которого уже невозможно получить прощение от Бога, вспомним, какая роль отведена Ему на земле.

Незадолго до Своего распятия Иисус сказал ученикам о Духе Святом:

«…пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде... Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… Он будет свидетельствовать о Мне» (Евангелие от Иоанна 16:7,8,13; 15:26).

Итак, цель Святого Духа заключается в том, чтобы, свидетельствуя об Искупителе мира, утешать скорбящих, обличать человека в грехах и наставлять его на всякую правду. Без Духа Божьего невозможно было бы наше спасение. Он не только указывает нам на нашу греховность, но и дарует силы жить новой жизнью, день за днем одерживая победу над злом. Без Него мы никогда не смогли бы принять Христа и идти дорогой, освещенной светом библейской истины.

Что представляет собой грех хулы на Святого Духа, становится ясным на примере исцеления Иисусом бесноватого (Евангелие от Матфея, глава 12) . Слова предостережения об этом грехе Иисус обратил к фарисеям. В своей нравственной слепоте они дошли до того, что обвинили Иисуса в связи с нечистыми духами.

«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие , сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Потому говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Евангелие от Матфея 12:22-31).

В своем отвержении Божьего дара спасения фарисеи уподобились тому безумцу, который, сидя на верхней ветке высокого дерева, неистово отрубал ее от ствола. Отказавшись прислушиваться к голосу Истины, взывавшей к их сердцам, они пытались обмануть свою совесть, приписывая Иисусу бесовскую силу.

Итак, самый страшный грех заключается в упорном сопротивлении человека действию Бога. Мы совершаем этот грех, если настойчиво отвергаем призыв Утешителя, говорящего к нам

через слова Священного Писания, через других людей или обстоятельства. Непростительный, непрощенный, необратимый грех - это когда сердце, многократно отвергая голос Святого Духа, в конце концов становится неспособным услышать призыв свыше и отказывается от Бога навсегда.

Для любого человека существует опасность совершения этого греха, если он не желает слышать голос собственной совести. Каждый отвергнутый луч света, каждое неуслышанное предостережение, каждое осознанное нарушение закона Божьего являются теми семенами, которые, если им позволить укорениться, рано или поздно принесут печальный урожай. Лишь одно греховное устремление, лелеемое несмотря на внутренние и внешние обличения, может свести на нет всю силу, даруемую Евангелием.

Совесть притупляется постепенно, как притупляется чувствительность кожи на ступнях деревенского мальчика, бегающего босиком: мягкие в начале лета, они становятся жесткими и совершенно нечувствительными, когда лето подходит к концу.

Этот грех называют непростительным не потому, что Бог не хотел бы его простить. Дело в том, что грешник уже не чувствует нужды в прощении, а значит, не может его получить.

Подобно тому, кто решил замуровать себя в пещере, где, как ему кажется, есть все необходимое для жизни, человек, отказываясь следовать водительству Духа Божьего, возводит между собой и Богом непроницаемую стену. Постепенно он все меньше и меньше слышит зов Святого Духа, пока тихий и нежный голос любви не умолкает для него окончательно. И вот уже ничто не несет спасительного обличения успокоившейся в своих беззакониях душе.

Если Бог силой Святого Духа не может достучаться до его сердца, Небеса бессильны что-либо еще сделать для него, и «в узах греха своего он содержится» (Притчи 5:22).

«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Евангелие от Иоанна 3:19,20).

Тихий внутренний голос, призывающий нас к правде и добру, останавливающий на пути совершения зла, является голосом совести, открытой для Святого Духа. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский назвал его глазом Божьим внутри человека.

«Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Псалтирь 138:7-10).

«И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот

путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо, и если бы вы уклонились налево » (Книга пророка Исаии 30:21).

Если совесть не позволяет нам что-либо делать, а мы сознательно идем наперекор, то тем самым ослабляем ее. Поступая так постоянно, мы в конце концов лишаем ее способности обличать и предупреждать нас о грехе, и «совесть… будучи немощна, оскверняется » (1 Послание к Коринфянам 8:7). «Совесть, с которой легко можно договориться, - писал известный поэт Евгений Евтушенко, - уже не является совестью».

Опасно доверять ослабленной совести, успокаивающей нас. Ее голос может быть и фальшивым. Нельзя впадать и в другую крайность - постоянно казнить себя за совершенные грехи, в которых уже искренне раскаялся и получил прощение от Бога.

Часто бывает, что человек, заглушив в себе внутренний протестующий голос, уже не может отличить красный, запрещающий свет от зеленого, разрешающего. В таком состоянии ему практически невозможно реально оценить ситуацию, и нарушение нравственных законов представляется уже чем-то вполне естественным и даже единственно правильным.

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Послание к Титу 1:15).

«Горе тем, которые зло называют добром и добро - злом, тьму почитают светом и свет - тьмою, горькое почитают сладким и сладкое - горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! » (Книга пророка Исаии 5:20,21)

«Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере » (1 Послание к Тимофею 1:18,19).

Истинный путь находится в единстве и гармонии со Словом Божьим. Он соответствует советам умудренных людей, пребывающих в вере долгое время. Он учитывает то, двери каких обстоятельств Бог открывает, а каких - закрывает.

Возможно ли, что сатана успешно обольщает Вас, что Вы находите оправдания собственным неправедным поступкам? С какой горячностью восстает наше эгоистичное «я» против Божьих заповедей, если они хотя бы немного ограничивают наши желания! Как часто мы боимся отдать себя Богу, успокаиваясь мыслью, что будем служить Ему по своим собственным правилам! Но такой путь Ему неугоден!

«Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками», - говорит Он (Бытие 6:3).

Посему, как говорит апостол Павел:

«…не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Послание к Ефесянам 4:30).

Чутко внимающего и повинующегося словам истины Господь не покинет никогда. Не будем же испытывать Божественное терпение, отвергая наставления Святого Духа, а лучше возьмем пример с пророка Самуила, который всегда готов был сказать Богу:

«Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Книга Царств 3:10).

СПАСИТЕЛЬНЫЙ ДАР ПОКАЯНИЯ

Иисус пришел на землю, чтобы призвать грешников к покаянию. Весть

о примирении с Богом через раскаяние в совершенных грехах проповедовали Его ученики. Чистосердечное признание человеком своей вины и его желание стать лучше также являются даром Господним, предлагаемым человеку благодаря заслугам Иисуса Христа.

«Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов… и язычникам дал Бог покаяние в жизнь » (Деяния святых Апостолов 5:31; 11:18).

«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю » (2 Послание к Тимофею 2:24-26).

В нашей греховной природе нет никакого стремления к Божьей праведности и чистоте. Оно приходит к нам как отклик наших духовных исканий на призыв любящего Господа. Только «благость Божия ведет… к покаянию » (Послание к Римлянам 2:4). Это единственный путь, открывающий двери спасения для грешной души. Другого нам не дано, и, как предупреждает Сам Христос, «если не покаетесь, все… погибнете » (Евангелие от Луки 13:3).

Без Духа Святого мы вообще никогда не стали бы задумываться над вопросами добра и зла. Поэтому, когда человек пренебрегает Его призывами и советами, он тем самым отвергает Его облагораживающее воздействие, ведущее к покаянию.

Ярким библейским примером такого неуважительного отношения к Богу является случай с Исавом, из-за миски чечевичной похлебки продавшим свое первородство младшему брату. Собственными руками он отвел от себя высокое достоинство и честь стать прародителем обетованного Мессии. Вкусная еда в момент, когда он был голоден, оказалась для него дороже.

«…Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца , хотя и просил о том со слезами » (Послание к Евреям 12:16,17).

Утрата благословения не заставила его опечалиться о собственной бездуховности. Он понял только, что поступил опрометчиво, и сожалел о результатах своего неосмотрительного действия. Его разум и сердце остались закрытыми. Голос совести не звал его вернуться к Господу. И Дух Божий, скорбя, оставил его.

Многие из людей пробудятся однажды от смертного сна, чтобы увидеть, какое великое богатство они потеряли, постоянно заглушая в себе голос совести. Но в тот день уже слишком поздно будет просить Бога о прощении. Все, что они смогут тогда сказать:

«Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены» ( Книга пророка Иеремии 8:20).

Главное, чтобы, осознав свою греховность, человек оказался способным на покаяние. Тогда Господь спасет его.

«Ибо Ты, Господи, благ, и милосерд, и многомилостив ко всем, призывающим Тебя » (Псалтирь 85:5);

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые

почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Послание Петра 3:9).

Всякий грех, в котором мы искренне раскаиваемся, будет нам прощен. Однако не всякое раскаяние является истинным. Нередко случается так, что вслед за признанием собственной вины в жизни человека не происходит никаких перемен.

Маленькая девочка, нарушив запрет мамы, открыла коробку с леденцами. Когда мама застала ее за этим занятием, девочка смутилась и попросила прощения. Но отдать зажатые в ручонке конфеты не смогла. Так же зачастую поступаем и мы, взрослые.

Господь ждет честных сердцем, готовых не только признать свои грехи, но и навсегда оставить их. Иисус принял смерть за все человечество, чтобы подарить нам радость прощения и свободу от угрызений совести. Но Он не может за нас прийти к Богу с твердым решением начать новую жизнь. Такое решение можем принять только мы сами. Поэтому единственное, что может навсегда разлучить нас с Богом, - это наше упорное нежелание признать свою вину и отказаться от зла.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ «ГРЕХ К СМЕРТИ»?

Библия говорит о «грехе к смерти» и о «грехе не к смерти»:

«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти» (1 Послание Иоанна 5:16,17).

Грехом не к смерти считается всякий грех, который человек исповедует своему Создателю и от которого отказывается:

«И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Книга пророка Иезекииля 18:21,22).

Каким бы большим ни было наше преступление против Божьего Закона, как бы долго ни оставались мы привязанными к своим грехам, как только мы даем духу покаяния наполнить наше сердце, Иисус сразу же принимает и очищает нас.

«Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи

ваши как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю » (Книга пророка Исаии 1:18).

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Псалтирь 102:8-13).

Некоторые верующие причисляют к смертным грехам убийство и прелюбодеяние. Но это не так. Бог простил Давиду оба этих преступления, совершенные им почти одновременно. Когда пророк Нафан обличил израильского царя, указав ему на его вину, Давид искренне покаялся в содеянном и в глубокой скорби отвратился от своего греха. Его молитва покаяния записана в Псалме 50:

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» ( Псалтирь 50:3-6,9-14).

Но если человек, несмотря на обличение Духа Святого, упорно не признает свой грех и отказывается от покаяния, он ожесточает свое сердце. Это постепенно приводит его к духовной смерти, а впоследствии - к смерти вечной.

Также грехом к смерти является осознанный, но неисповеданный грех. Библия называет его произвольным, то есть совершаемым сознательно, с пониманием того, что это значит в глазах Бога:

«Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» (Послание к Евреям 10:26).

Спасительная жертва Иисуса Христа, принесенная за каждого грешника на Голгофе, становится для нас напрасной. О том, кто, познав всю глубину Божьей любви, возвращается к греховному образу жизни и делает себя недосягаемым для действия Святого Духа, апостол Павел говорит очень горькие слова:

«Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и

вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему . Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы - негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение… Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Послание к Евреям 6:4-8; 10:28-29)

Что может сделать Бог для тех, кто сознательно отвергает Его милость, предпочитая оставаться со своими «любимыми» грехами?

«Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: “возненавидели Меня напрасно”» (Евангелие от Иоанна 15:22-25).

Можно ли насильно заставить человека полюбить жизнь, если он рвется к смерти? Духовно слепой, он упрямо идет к гибели, не давая Господу возможности для спасения своей души.

Ни с чем не сравнима великая скорбь, переполняющая Божье сердце, о детях, потерянных навсегда.

«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих… Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: “благословен Грядый во имя Господне!”» (Евангелие от Луки 19:41,42; 13:34,35).

ПРОСТИТЕЛЬНО ЛИ НЕЗНАНИЕ?

Грех, совершенный по неведению, Бог не вменяет в вину. Но, как только человек, благодаря обличению Духа Святого, приходит, наконец, к осознанию греховности того или иного поведения, мыслей, поступков, необходимо исповедать Господу этот грех. Нужно постоянно просить Духа Божьего, чтобы Он вел нас к истине, как это делал царь Давид:

«Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем… Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Псалтирь 118:33,34; 138:23,24).

Увидев неправедность своих действий, мы должны раскаяться и перестать поступать подобным образом. И даже если совершенный грех имеет очень серьезные последствия, Бог всегда силен обратить сложившиеся обстоятельства во благо.

Так случилось с апостолом Павлом, который, благодаря откровению свыше и Божественному прощению, из яростного гонителя учеников Христа превратился в их заботливого пастыря и наставника.

«Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии» (1 Послание к Тимофею 1:12,13).

Если бы Савл, впоследствии апостол Павел, отказался признать ошибочность первоначально избранного им пути, это привело бы его ко «греху к смерти».

«Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Евангелие от Иоанна 15:22);

«Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя» ( Книга пророка Осии 4:6) ;

«Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Послание Иакова 4:17).

СЕГОДНЯ - ДЕНЬ СПАСЕНИЯ

Те, кто грешит против Духа Святого, не осознают плачевности своего положения. Многие из них даже считают себя праведниками. Однажды позволив сатане обмануть себя, заглушив в себе голос Святого Духа, они затем продолжают уверенно идти путем беззакония, закрывая глаза на библейские истины и успокаивая совесть ложными доводами и умозаключениями. Однако в день суда им придется горько пожалеть о самообмане. Из уст Христа они услышат страшный приговор:

«Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»

(Евангелие от Матфея 7:23).

Есть и такие люди, которые на словах не отвергают обращенную к ним благую весть. Тем не менее на деле они не спешат с принятием самого важного решения в жизни - склониться перед Богом в покаянии, принять Его прощение и спасение. Боясь что-то менять в своей жизни, они думают, что всегда успеют это сделать, что примут решение прийти к Иисусу не сегодня, а в будущем, когда будут больше к этому готовы.

Подобной позицией человек огорчает Святого Духа. Привычка откладывать свое покаяние приводит к постепенному очерствению сердца. Очень опасно переносить дату своего спасения на завтра, так как оно может не наступить.

Дух Святой не сразу покидает человека, отвергающего Его призыв. Он дает ему все новый и новый шанс, пока, наконец, не становится очевидным, что все дальнейшие усилия бесполезны. И тогда дверь благодати, приглашающая в мир света и любви, закрывается. Душа остается в кромешной тьме со своими неисповеданными грехами.

Из библейских пророчеств мы узнаем о том, что придет время, когда Дух Божий отступит от нашей земли. Он останется только с теми, кто избрал следовать Его голосу и отказался от своих неправедных путей. Тогда уже ничто не станет удерживать грешников от зла. Они будут полностью предоставлены самим себе и ангелам сатаны. Невыразимая тревога, ужас и мрак наполнят тогда их сердца. Они захотят вновь услышать весть о

спасении, о милости Творца, о благословенной возможности примирения с Ним, но никто уже им ее не принесет.

«Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Книга пророка Амоса 8:11,12).

Пока это страшное время еще не наступило. И сегодня всякий, искренне призывающий Господа, может обрести спасение. Дух Божий продолжает трудиться в нашем мире, каждый день приводя ко Христу десятки, сотни и тысячи кающихся душ.

Если вы испытываете тревогу о спасении души - своей или ближнего, это значит, что Святой Дух не оставил Вас, что Он по-прежнему обращается к Вашей совести и разуму. Если Вы сейчас слышите Его тихий и нежный голос, зовущий прийти к Иисусу, не медлите с ответом на этот призыв!

«Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон… Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их;

и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Евангелие от Иоанна 6:37; 10:27-29).

«Дорогой мой Небесный Отец! Благодарю Тебя за Твой чудный дар - Духа Святого, за то, что благодаря Его водительству я могу осознать свои грехи, прийти к Тебе с искренним покаянием и получить прощение! Дорогой Утешитель, помоги мне быть всегда чутким и внимательным к Твоему голосу и не огорчать Тебя своим упорным непослушанием. Боже, обличай и очищай меня от всякой неправды, наставляй и веди за Собой к вечности! Во имя Иисуса Христа. Аминь».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога