Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Рождественские вертепы в италии. Вертепы рождественские: шаблоны, фигурки, сценарии

Многие люди хотят узнать, что это такое – вертеп и каково значение этого слова. Это театральное представление, которое существует и сегодня, потому что многие люди соблюдают устойчивые традиции. Оно не похоже на другие разновидности кукольных театров.

Изначально это небольшая, но довольно просторная пещера. В евангельских книгах можно найти информацию о том, что это пещера-хлев. Именно сюда пастухи загоняли скот, чтобы защитить животных от плохой погоды. В Библии говорится, что рядом с Вифлеемом также была такая пещера, где появился на свет Сын Божий .

В средние века этим словом называли кукольные переносные театры.Исполнители разыгрывали различные библейские сюжеты, которые относят к Рождеству Христову. Первый театр появился на территории Италии в начале 13 века. В России упоминание датируется 14 веком.

В переводе с древнерусского – это пещера или ущелье. Также оно обозначает народный театр, который создается православными людьми, желающие увековечить традиции и донести библейскую информацию к младшему поколению.

Рождественская миниатюра представляет собой воспроизведение сценок Рождества, с использованием элементов искусства. Слово обозначает скульптуру, театр. Это может быть и пещера, где родился Иисус Христос. В Библии можно часто встретить информацию о действиях разбойников. Слово трактуется по-разному, в зависимости от общего контекста.

Википедия дает две трактовки этого понятия. В первом значении – это пещера, слово относят к устаревшему употреблению. Значение слова вертеп – пещера Рождества.

Христиане считают, что именно в таком месте родился на свет Иисус Христос. В Википедии можно найти и переносные значения:

  • воспроизведение сцены Рождества (дополнительно используются следующие средства искусства – это театральные постановки, вертепная кукла, скульптуры, тематические вещи и изделия);
  • белорусский кукольный театр народного искусства;
  • притон или место разврата, а также помещение, где совершаются преступления;
  • трущобы, бедное, не оформленное помещение.

С названием Вертеп есть деревня, которая расположена в Республике Коми (Ижемский район), а также село в Хустском районе (Закарпатская область, Украина).

Рождественский вертеп


Значение слова вертеп в рождественские праздники подразумевает под собой воспроизведение сцены Рождества Христова.
Для этого используются скульптуры, куклы и другие элементы искусства. Это выглядит красиво и необычно во время театрализованной сценки. Это может быть изображение, которое относится к предмету религиозного поклонения. Чтобы узнать, что такое рождественский вертеп, необходимо познакомиться с несколькими вариантами исполнения.

Существует несколько распространенных форм:

  1. Композиция. Сцены Рождества воспроизводятся при помощи объемных фигур, кукол, которые изготавливают из различных материалов. В католических странах регулярно устраивают композиции на эту тему. Многие люди используют фигуры, которые приводятся действие при помощи скрытого механизма.
  2. Театр. Рождественское вертепное представление основывается на основании средств кукольного театра. Дополнительно принимают участие подготовленные и профессиональные люди-актеры. Такой театр получил свое распространение в Белоруссии, Польше, Украине, в некоторых регионах Российской Федерации. Чтобы организовать вертепное представление можно использовать специальный ящик, внутри которого показывают сценки с применением кукол.
  3. Живая театрализованная сценка. Персонажи – это живые люди.

Обратите внимание! Все постановки и разновидности вертепов тесно переплетаются и основываются на сюжетах из Библии, например, о Рождестве Христовом, и других событиях.

Скульптуры и декоративные композиции выставляют для всеобщего просмотра. Театральные композиции демонстрируются только в период Рождественских праздников.

Для организации композиции могут использоваться разные материалы и техники исполнения. Чаще применяются отдельные технологии, которые переплетаются с традициями определенной местности. В некоторых регионах России кукол изготавливают из дерева и керамики. Также используется бумага, металл, воск, пластмасса.

В большинстве случаев задействуются сложные методики. В неаполитанском представлении лица фигур изготавливают из терракоты, в качестве глаз применяли стекло, руки вырезали из дерева.

Для создания фигурок могут использоваться природные материалы – земля, пучки соломы, растения, чтобы изобразить окружающую природу, камень для оформления стен в пещере. Композиции украшаются еловыми ветками.

Полезное видео: рождественские вертепы

Бродячий вертеп на ярмарке

Часто представление устраивают на различных ярмарках. В вечернее время люди устраивают театральные представления, с использованием обязательной атрибутики — это куклы и большая звезда с большим количеством лучей. Они поют тематические песни, колядки. Люди могут посмотреть драму, которая не оставит никого равнодушными.

Представление на ярмарке делится на несколько частей – это религиозная часть и комическая. В отдельных регионах Российской Федерации часто проводят рождественские марафоны на территории парка. Организовывают большую ярмарку, чтобы местные жители смогли посетить рождественское мероприятие.

Помимо рождественского представления (инсталляция сцены рождения Христа из Библии) на ярмарке можно купить русские традиционные продовольственные товары, подарки ручной работы. Важно учитывать, что это традиционная схема организации.

В рамках рождественских празднований проводятся народные колядования, выступления фольклорных коллективов, тематические мастер-классы, представления воскресных школ. Бродячий вертеп встречается в рукописях в начале 18 века. Театр организовывали в форме реализации авангардной утопии.

Полезное видео: рождественский вертеп ансамбля «Околица» Детской школы искусств

Вертепная кукла

Неподвижная вертепная кукла нашла свое широкое распространение в католических странах. Там они приобрели религиозные и традиционные особенности. Такие куклы часто встречаются в некоторых протестантских странах. На территории Российской Федерации они приобрели популярность за последние несколько лет.

Их композиции фиксируют не только определенный момент Рождества Христова, но и совокупность других событий. Это может быть поклонение волхвов или пастухов. Представления организовываются с учетом христианских традиций. Также популярностью пользуются многофигурные композиции.

Люди могут использовать кукол для организации отдельных сюжетов евангельской истории. Наиболее популярными и востребованными являются Бегство в Египет, Избиение младенцев и многие другие. В Библии есть информация, что такое вертеп и как правильно организовать представление. В композициях часто фигурируют различные персонажи, которые в большинстве случаев остаются неизменными – это младенец Иисус, Святой Иосиф, Дева Мария.

Чтобы увидеть, что такое вертеп и как правильно организовывать представления, необходимо посмотреть фото с уже готовых постановок. Значение слова вертеп в разных регионах России трактуют по-разному, поэтому куклы украшают с учетом своих традиций.

Также в постановке могут быть задействованы и другие персонажи:

  1. Вол и осел. Существует информация, что эти животные своим дыханием помогали согревать новорожденного младенца. В канонических Евангелиях данные об этом действии отсутствуют. Изображение с животными можно увидеть на христианских картинах.
  2. Пастухи и овцы. Один из них изображен на картинке, как символ Агнца Божия.
  3. Три волхва. Существует католическая традиция, что в день Богоявления необходимо поклоняться волхвам. В представлении часто принимают участие фигурки этих животных именно 6 января.
  4. Ангелы. В Библии есть информация, что весть о рождении Спасителя принесена именно архангелом Гавриилом.

Важно! В православных храмах тоже устраивают представления с участием объемных фигурок.

Полезное видео: пример рождественского вертепа

Вывод

В представление часто включаются и другие персонажи. Все зависит от масштабов праздника, фантазии организатора и региональных традиций. Это могут быть волхвы, верблюды, лошади или слоны. Рождественская композиция привлекает внимание своим колоритом и необычностью. Организаторы могут обыгрывать разные сценки, ситуации, рождение Христа.

В старину на Руси, накануне Рождества Христова, в Cочельник, повсеместно ходили по домам христославы, по-другому – славильщики. Радостно, с песнями и стихами, они славили рождение Спасителя. Нередко среди участников были и те, кто показывал вертеп. Что же такое вертеп и как он попал в Россию?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к церковным зрелищам – мистериям, которые устраивались в средневековой Европе.

Из истории Западной церкви известен тот факт, что 25 декабря 360 года римский епископ Либерий, посвящая в монахини сестру Марцеллу, обратился к ней со словами: «Ты видишь, сколько собралось народа в день праздника Рождения твоего Христа». Отсюда видно, что именно в этот день уже в IV веке празднование Рождества Христова было признано на Западе как церковное установление.

Этот праздник совпадал с языческими празднествами, которые проводились ранее у греков, римлян и варварских народов Западной Европы. Церковь боролась против языческих обрядов, которые в те времена соблюдались наряду с новыми, христианскими. Для обращения народных обрядов в христианское празднество Церковь увеличила и время богослужений в эти дни, и торжественность их проведения.

Накануне праздника храмы, роскошно украшенные и освещенные тысячами свечей, были переполнены молящимися. Вся ночь проходила в совершении разных служб, при участии хора певчих и всех прихожан.

С XI века в становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей». Нужно сказать, что слово «мистерия» указывает на таинство и, следовательно, на связь с богослужением.

Итак, на мраморном столике, возвышавшемся над главным престолом, устраивались ясли, в которых находилась статуя или изображение Девы Марии. Пять старших священников-каноников в церковном облачении с амиктами (льняными платками) на голове и с жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в алтарь. К ним подходил мальчик из хора, изображавший ангела, и возвещал пастырям рождение Спасителя, произнося евангельские строки.

Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие, стоявшие в разных местах храма, представляли небесное ангельское воинство и пели: «Слава в вышних Богу…» Затем пастыри направлялись к яслям с пением гимнов в стихах.

Здесь их ожидали два каноника, условно представлявшие двух женщин, находившихся при Святой Деве. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» – «Мы ищем, – отвечали пастыри, – Спасителя Христа». Женщины (каноники) отдергивали завесу, которая скрывала статую Младенца Иисуса. Указывая на нее, они говорили: «Вот он – этот Младенец со своей Матерью».

Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали Деву Марию гимном: «Будь благословенна, Царица Неба», а потом торжественной процессией возвращались в алтарь. При этом они пели: «Аллилуйя, аллилуйя! Воспойте же Его пришествие!» Затем следовал возглас священника, которым начиналась обедня.

Вот эта древняя мистерия и называлась «Вертепным действом». Как «вертеп» она была известна в Западной Украине, куда перешла из Польши, которая, в свою очередь, получила ее из Германии. В мюнхенской рукописи XIII века есть описание рождественского действа, исполнявшегося монахами.

Автор этой мистерии был, несомненно, лицом церковным – и, может быть, одним из преподавателей в монастырской школе. Воспитанники таких школ обычно принимали участие в представлении мистерий, и не случайно, что эта рукопись была написана в Мюнхене, ведь «монах» по-немецки – «мюнх», и город рос когда-то вокруг монастырских стен…

Интересно, что Византия в этом отношении опередила Запад: здесь мистерии появились уже в V–VI веках, а в X–XI веках в церкви Святой Софии в и других городах торжественно устраивались драматические представления.

Кукольные рождественские мистерии были известны в Европе с XVI века, и на протяжении веков формировались ее многочисленные разновидности: это касалось и архитектуры сцены, и текста представления. В Польше такие представления назывались «шопками», на Украине – «вертепами», в Белоруссии – «батлейками».

Вертеп как представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который состоял из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы.

В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней – интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа. Верхняя часть («небо») обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных.

Нижняя часть – «земля» или «дворец» – оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался «трон», на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами – персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны «двери»: из одной куклы появлялись, в другой исчезали.

Кукол обычно вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях. Если в «шопках», «вертепах», «батлейках» использовались куклы на палке, то в бельгийских театрах применялись тяжелые марионетки на проволоке длиной до одного метра, а в провансальских вертепах куклы были наполовину механизированными: каждая из них имела собственный механизм, приводящий в движение конечности, а для движения в пространстве была необходима помощь аниматора.

В Центральной и Западной Европе были популярны мистерии стационарные – непереносные. Их показывали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине – задник-перспективу, иногда по бокам кулисы. А вот постоянные чешские и итальянские вертепы строились под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой. Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причем куклы могли действовать на каждом этаже.

Представление состояло из мистериальной драмы «Царь Ирод» и из бытовых сцен. Исследователь народного театра Н.Н. Виноградов в своей работе «Народная драма. История русской литературы» так описывал вертепное представление в России:

«Действие открывается благовестием о рождении Христа. Новорожденному идут поклониться и принести дары пастыри и три царя (волхвы – мудрецы Востока). Затем в нижнем ярусе происходит торжественный выход царя Ирода, который призывает воинов и велит им избить (убить) младенцев “сущих первенцев”. Воины уходят и возвращаются обратно, ведя с собою к Ироду Рахиль, которая не дает на смерть своего ребенка. Она со слезами, на коленях умоляет Ирода пощадить своего младенца, но царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье. Рахиль с рыданиями мечется по сцене, проклиная Ирода. Воин выгоняет ее вон. Оставшись один, Ирод начинает помышлять о смерти и, желая избежать ее, окружает себя караулом. Раздается песнь, возвещающая приближение страшной гостьи, слышится страшный треск – и на сцене вырастает зловещий скелет с косою на плече – Смерть. Стража в ужасе бежит, а трепещущий Ирод начинает умолять о пощаде. Смерть вызывает к себе на помощь черта, являющегося с криком “гу-гу-гу!”. Узнав в чем дело, он велит сестре поднять косу и убить Ирода, которого затем и тащат в со словами:
О, проклятый Ироде,
за твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну
и с кости.

Этим заканчивается первая серьезная часть вертепной драмы. Вторая часть состоит из неодинакового в различных местах количества сцен и диалогов, представляющих самостоятельную обработку сюжетов из народной жизни. Сцены эти часто совершенно не связаны одна с другою и могут следовать в произвольном порядке. Все действие в этих сценах заключается почти исключительно в том, что типы различных национальностей, полов и профессий дерутся или пляшут».

Постепенно первая часть представления сокращалась, а вторая, наоборот, расширялась. Действующими лицами сценок с бытовым содержанием были мужик, барин, франт, «новомодные барыни», солдат, священник, еврей-шинкарь, цыган и другие персонажи.

Когда вертепная драма разыгрывалась не только куклами, но и живыми любителями, тогда она носила название «живой вертеп».

Со временем вертепщики, то есть кукольники, становились профессиональными бродячими исполнителями. Обычно кукловод был владельцем и вертепа, и кукол. Во время представлений он, стоя за ящиком, приводил в движение кукол, водя их по прорезям в полу ярусов вертепного домика. При этом вертепщик произносил текст драмы, изменяя тембр голоса и интонации речи, чем создавал иллюзию, что представление играется несколькими актерами. Он помнил текст наизусть и мог его изменять в зависимости от условий выступления.

На Руси вертепный ящик часто напоминал не пещерку, а часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. При хождении с таким вертепом дети распевали духовные песни или все вместе пели рождественский ирмос. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, убирали цветами и хвойными ветками, внутрь ставили икону Рождества Христова. Очень радовались прихожане такому праздничному чуду.

И в наши дни эта традиция не забыта в церкви: во все дни , до праздника Богоявления Христова, любой может зайти в храм и поклониться Богомладенцу Христу.

От редакции

Некоторые педагоги сумели по-новому использовать вертепную традицию, чтобы по-старому добро и понятно раскрыть детям историю Боговоплощения, так, чтобы их питомцы сами приняли участие в поисках и поклонении новорожденному Спасителю и запомнили этот свой личный опыт. И никому не заказано дерзать – изобретайте свои вертепы. А пока что мы послушаем педагогов из клуба «Преображение» г. Москвы Ю.А. Харитонову, Е.И. Мещерякову, Н.П. Сергеевскую.

– Мы стали выезжать под Рождество на турбазу «Елочка» под Тарусой с 1998 г. Там перенесли мы вертеп в лес. В первый раз это был маленький вертеп, слепленный из снега по подобию вертепов у храмов. Подрастали наши маленькие детишки, с ними вместе вырастал и наш вертеп – теперь это уже настоящий шалаш из лапника и снега, куда можно войти в рост.

Идея эта родилась неожиданно. Мы приехали готовиться к встрече Рождества. Конечно, со святочными рассказами и церковными разговорами, конечно, с подготовкой к причастию и с сочивом, самими нами приготовленным. Разговор о празднике Рождества Христова естественным образом вывел на тему пещеры, в которой родился наш Господь. Обстановка, в которой мы находились, подсказала идею сооружения «вертепа» в лесу.

«Давайте тоже пойдем, как волхвы, искать вертеп!» – решили мы.

Мы, взрослые и руководители поездки, хотели, чтобы дети всей душой почувствовали величие праздника, его реальность и одновременно его чудесность.

Дома часто не увидишь, а то и не поймешь, что творится с природой: то вдруг выпадет мягкий снег после слякоти и дождей, а то в обложенном тучами сумрачном небе появится звезда, то ветер сорвется, то тишина водворится… Природа вместе с нами идет навстречу Рождественскому чуду.

…Мы решили, что дорога к лесному вертепу будет непростой, детей будут ждать трудности и приключения. То повстречаются им «волхвы» или «пастухи», которые зададут вопросы, а за ответы на них помогут найти верный путь; то вдруг на дороге попадется конверт с головоломкой, которую нужно быстро решить и в ней найти путеводную нить к вертепу, то совсем неожиданно встретится клубок, который катится по темному лесу, а когда-то свеча то загорится, то погаснет в лесной чаще, указывая верный путь, а колокольчик нежным звоном позовет к вертепу…

Сюжет поиска лесного вертепа всегда святочный, но сценарий может быть разным. И конечно, самый красивый, таинственный и чудесный момент – это встреча у вертепа, заранее втайне сделанного взрослыми. Он украшен бусами, свечами и в центре его рождественская икона Божией Матери с Младенцем.

Здесь перед иконой мы не читаем стихи и не поем песни – мы не делаем ничего, что интерпретирует событие по-своему, мы просто и строго читаем главу Евангелия о Рождестве Иисуса Христа. Текст Евангелия исключает актерство, требует внутреннего отношения к происходящему. За этим скромным и непритязательным действием разворачивается история Рождества Христова… После тропаря искатели вертепа вереницей светящихся бумажных фонариков возвращаются из леса домой к самому главному – рождественской литургии для встречи с Христом.

Наверное, ребенку интересно прочесть дома евангельские рассказы о Рождестве, но вместе с друзьями встретиться с историей светлого праздника в необычной обстановке, в лесу, когда каждый старается внести свою лепту в подготовку праздника, принести свой дар новорожденному Спасителю – незабываемое событие в жизни. А дальше их ждет продолжение праздника – тропари, колядки, православные детские песни понесут маленькие христославы всем окружающим. Они будут ходить с Рождественской звездой и славословить родившегося Богомладенца.

Когда-то хорошим подарком на Рождество был пряник, который появился на Руси еще в IX веке. Мы заменили этот обычай печь особые пряники строительством пряничного терема из тех сладостей, которые наколядовали христославы. Процесс приготовления домиков сложный, торжественный и по-настоящему веселый! Производим мы это строительство все вместе, а можно и разделившись на команды, учитывая выдумки, которые любому в голову придут: дело это сложное – непросто построить дом из печенья. Детали дома хрупкие, ломаются, и с первой попытки невозможно соединить стены. И какое счастье съесть сладкий терем за праздничным чаем с друзьями, когда вокруг лес, зима, снег, а завтра всех ждут лыжи, санки и снежная крепость.

В европейских странах уже много веков существует традиция ставить дома рождественский вертеп. В России вновь ставить вертепы, фото которых можно увидеть в этой статье, стали лишь недавно. Вертепная традиция в нашей стране канула в Лету во времена отказа от церкви и устроения «нового мира», хотя до революции они были популярным украшением дома в период Рождества.

Так что такое рождественский вертеп?

  1. Значение слова «вертеп
  2. Вертепное представление
    1. Устройство
    2. Куклы
    3. Сценарий

Значение слова «вертеп»

На вопрос, что такое вертеп , в Википедии можно получить несколько ответов:

  1. В прямом переводе со старославянского языка это слово означает «пещера». Чаще всего имеется в виду Святой Вертеп, то есть пещера, в которой родился младенец Иисус.
  2. В переносном смысле это слово обозначает воспроизведение истории рождения Христа посредством театрального, скульптурного, художественного и любого другого искусства. И также вертепом называют народный кукольный театр. Существуют у слова и другие значения, как то: притон, трущоба, место разврата, бедное жилище.

Некоторые учёные считают, что первый вертеп создал в 1223 году знаменитый монах, причисленный к лику святых, Франциск Ассизский. По их версии святой в ночь Рождества был в селении Греччио, и, для напоминания о Великом празднике, там он создал первую живую панораму вертепа.

Постепенно такие панорамы стали популярны во всей Европе, причём как живые, так и статичные из дерева, гипса, фарфора, глины. Они стали своеобразной Библией для верующих, которые не умели читать.

В России такие панорамы тоже стали частью Рождества . Но всё же большим спросом пользовались кукольные вертепы. Они представляли собой ящик с несколькими ярусами, в котором актёры посредством кукол создавали целые спектакли и переносили зрителей в древнюю Иудею. Представление было настолько востребовано, что в конце XVIII века в Санкт-Петербурге была уже целая династия вертепщиков - семья Колосовых. Эта семья в течение века из поколения в поколение передала традиции постановки своих спектаклей.

XIX век считается периодом расцвета этих постановок, ведь тогда вертепники стали показывать свои спектакли даже в Сибири. Бродячие вертепы странствовали по всей стране почти до конца века . Всё это время Рождественская история постепенно перенимала светские радости и горести, и к изначальному рассказу стали добавляться бытовые постановки для развлечения публики.

Это привело к тому, что весёлые сценки оттеснили Божественную мистерию, сделав вертепы народной забавой, существовавшей не только в Рождество, но и до самой Масленицы. Впрочем, известны случаи когда вертепники выступали на Нижегородской ярмарке, которая начиналась 15 июля.

Конец вертепным представлениям положила Октябрьская революция. Религия была провозглашена опиумом для народа и запрещена. Вместе с нею запретили ёлку и, конечно, вертепы.

Ожили эти кукольные спектакли только в 1980 годах, когда Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского обратился к исследователю кукольного театра режиссёру Виктору Новацкому с вопросом о воссоздании вертепов. Виктор Новацкий провёл колоссальную работу по сбору информации и восстановлению кукол, текстов и традиций проведения спектакля. Именно его вариант вертепного представления стал образцом для последователей.

Вертепное представление

Устройство

Классический вертеп представляет собой ящик с прорезями, по которым актёры водят кукол.

Изнутри он всегда красиво украшен и разделен на два этажа, которые отображают мироздание:

Мир горний – верхний этаж – пещера, в которой родился Христос.

Мир дольний – нижний этаж – дворец царя Ирода в первой части представления и место для показа бытовых сценок во второй части.

Ад – дырка – туда Бес утаскивает казнённого Смертью царя.

Благодаря такому устройству бродячие вертепы легко преодолевали расстояния и устраивали представления где угодно: в домах, избах, на постоялых дровах и, конечно, на ярмарках. Для этого было достаточно раскрыть ящик, достать кукол, поставить лавки или стулья, зажечь свечи и начать рассказ.

Современные вертепы сложнее не стали. Чаще всего это всё тот же ящик с прорезями и самодельными куклами на шестах. Но стали оформляться и статичные ящики, где куклы Святого Семейства, пастухов, волхвов и животных просто размещаются в пещере. А также теперь можно увидеть вертепные представления с живыми актёрами вместо кукол.

Куклы

Вертепные куклы не имеют стандартов , а потому их можно купить или сделать своими руками.

Обычно их вырезают из дерева и раскрашивают либо обшивают тканью. У каждой куклы есть небольшой шест, который опускается в прорези пола-сцены и позволяет кукловоду управлять куклой во время представления.

Существует среди создателей вертепа и неписаное правило: кукла «Богородица» обязательно делается иначе, чем остальные, с особой тщательностью. Порой её заменяет икона Божьей Матери.

Куклы одного мира вертепа никогда не переходят в другой, то есть они всегда находятся только на своём этаже. В отличие от кукольного театра в этом спектакле они почти не двигаются, лишь слегка качаются во время своей речи, притом, что остальные действующие лица в это время неподвижны. Такой приём позволяет зрителям концентрировать всё внимание только на том герое, который говорит. Кроме того, каждая кукла, перед тем как начать свою сцену, представляется зрителям, к примеру: я царь, я ангел, я смерть.

Герои рождественского представления неизменны, это:

Сценарий

Основной темой вертепного представления является история прихода Спасителя на землю, то есть Рождество Христово.

Перед началом представления Пономарь зажигает свечи, что сразу придаёт всему действу театральности и волшебства.

Первая часть представления целиком посвящена истории рождения Христа.

Появившийся Ангел возвещает о том, что родился Господь. К новорождённому Христу приходят Пастухи. Вифлеемская Звезда приводит к нему Волхвов с дарами. Они рассказывают, что ходили к царю Ироду и сообщили ему о рождении великого Царя. Ангел предостерегает Волхвов от встреч с Иродом и от рассказов ему о Христе.

Царь Ирод, боясь, что новый царь отнимет у него власть, приказывает Воину убить всех младенцев в городе. Рахиль с ребёнком на руках приходит к Ироду с просьбой сохранить жизнь её сыну, но царь не слушает её мольбы. Воин убивает ребёнка прямо на руках у матери. Несчастную женщину утешает Ангел.

К Ироду приходит Смерть. Царь просит её подождать, дать ему ещё время, но Смерть неумолима. Она казнит тирана и призывает Беса, который забирает его в ад.

Вторая часть мирская, в ней разыгрываются различные сцены из жизни людей .

По окончании действа все герои выходят для прощания со зрителями, после чего Пономарь гасит свечи.

Вертепное представление – одна из самых красивых и чудесных рождественских традиций. История, показываемая в этом спектакле, переносит зрителей на тысячи лет назад, в ту самую пещеру, над которой светит Вифлеемская Звезда и где появился на свет наш Спаситель.






Вертеп в Орвьето

В Италии существует древняя традиция перед Рождеством украшать дома вертепами (presepe), изображающими сцены Рождества Христова.
К этому мероприятию семья готовится заранее, покупая фигурки и создавая пещеру, звездное небо и ясли, которые остаются пустыми до 25 декабря.
Ровно в полночь в ясли положат младенца, который будет символизировать Христа.


Вертеп в Риме на площади Витторио Эмануэле II

Начало этой традиции положил святой Франциск Ассизский. В 1223 году в пещере Греччо недалеко от Риети он устроил представление перед верующими, создав живой вертеп. Он велел приготовить ясли, принести сена, привести осла и овец и отслужил мессу. С этого года ни одно Рождество в Италии не обходилось без вертепа.


Вертеп во Флоренции

Сначала вертепы изготавливали для храмов, их делали достаточно большими (например, мраморный вертеп работы Арнольфо ди Камбио, который находится в соборе Санта-Мария-Маджоре в Риме ).
Позже презепе полюбили иезуиты, посчитав, что наглядное изображение будет укреплять веру.
С XIV-XV вв. вертепы стали изготавливать не только монахи, но и ремесленники. Фигурки вырезались из дерева, из ткани шили одежду.


Настоящий рассвет мастерства наступил в XVII в., искусно выполненные фигурки, составляли сложные композиции, которые стали появляться в домах знати.
Самыми роскошными и искусными вертепами считаются неаполитанские. Первый вертеп появился в Неаполе в 1470 году, благодаря братьям Джованни и Пьетро Алеманно. Деревянные фигуры младенца Иисуса, Марии, Иосифа были выполнены в натуральную величину, композиция соответствовала библейскому тексту. В неаполитанских композициях всегда присутствует грот – граница между светом и тьмой, мост – знак перехода, река – символ рождения, крещения и смерти, постоялый двор – признак достатка и человеческое равнодушие.


Позже вертепы стали отражать быт и нравы, моду и обычаи современности. Одежды фигурок шились из дорогой ткани, украшались серебром и золотом.


Но, когда в XVIII-XIX вв. наступил упадок, вертепы опять стали более простыми.
Тем не менее, фигурки для вертепов и декорации до сих пор поражают своим разнообразием и искусностью исполнения. В каждом регионе Италии таинство рождества Христова представляют в соответствии со своими культурными традициями. Вместо пейзажей Вифлеема, здесь господствует природа Италии.
Римские вертепы селят Христа в район Трастевере , где рядом находится траттория и вывешены связки лука.


Маленькие здания похожи на настоящие, в окошках горит свет, женщины готовят обед, ремесленники заняты работой. Часто вертепы бывают не статичными: фигурки движутся благодаря механизмам, вода журчит, а в небе загорается звезда-лампочка.




Разыгрывать театрализованные, т.е. «живые» вертепы является чисто итальянской традицией, которая насчитывает ни одно столетие.
Один из самых известных в Италии «живых» рождественских вертепов можно увидеть в Греччо в храме Франциска. Здесь разыгрывается шесть сцен, повествующих о том, как Святой Франциск создавал свой первый вертеп.
Весь город превращается в живые декорации, на фоне которых появляются герои в костюмах времен Франциска Ассизского.

В городе Дженга (Genga) в регионе Марке разворачивается самый большой в мире театрализованный рождественский вертеп. Его устраивают в одной из пещер ущелья Фразасси. Впервые он был показан в 1981 году, и с тех пор ежегодно проходит два представление: 26 декабря в праздник Святого Стефано и 6 января на Благовещенье. В вертепе принимают участие 300 человек, которые воссоздают сценки, напоминающие о быте и традициях этой территории прежних времен.

Сицилия славится своими «живыми» рождественскими вертепами, из них самым известным является тот, что проходит в городе Кустоначи (Трапани). Представление разворачивается в известняковой пещере Гротта Манджапане, где селились люди со времен палеолита. Борго Скурати превращается в сказочное место, наполненный рождественскими мелодиями.

В Марконе (провинция Беневенто, Кампания) можно увидеть одно из самых известных итальянских рождественских представлений. Старинный городок, расположенный на склоне горы, похож на Святую Землю и практически не нуждается в дополнительных декорациях. Официально праздничное представление называется «Вертеп в вертепе» и состоит из двух актов. Сначала зрители окунаются в изысканную атмосферу исторического центра городка, где перед ними разворачиваются сцены, посвященные старинным ремеслам. Пройдя через весь город по рождественскому маршруту, зрители выходят через ворота Порта Сан Марко, и перед ними открывается потрясающий вид на окрестности, где разыгрывают вторую часть действа – сценки Рождества Христова, начиная с Благовещенья до самого Рождества и поклонения волхвов, которые появляются, освещенные сотнями факельных огней и ярким пламенем знаменитых факелов «ндоче» из Аньоне.

Традиционно в период Рождества в городе Матера библейские события разворачиваются на фоне улиц и домов в самом центре квартала Сассо Баризано в районе Сасси-ди-Матера. Перед зрителями предстают семь живых картин, связанных с темой Рождества Господня: благовещение, рынок, демонстрация старинных ремесел, встреча Марии и Елизаветы, двор Ирода, Рождество Христа. Сценки разыгрываются в пяти местах квартала Сассо Баризано (три в зарытых помещениях и две под открытым небом) с использованием фрагментов фильмов о жизни Христа, снятых в разное время в Матере.

Сказочно-красивый вертеп проходит в городе Триказе (Апулия). Рождественские сценки разворачиваются на холме Монте Орко, где загорается несколько тысяч огоньков, освещая ремесленников и крестьян. На самой вершине холма расположены ясли Младенца Христа.

Приближается волшебная рождественская пора. Ожидание чудесной елки, исполнения желаний, ощущение особого, неповторимого праздника... В нашей Детской - мастер рождественских чудес Александр Греф, художественный руководитель бродячего кукольного театра "Вертеп".

Подарите ребенку на Рождество то, что лучше всего на свете - театр! И не простой театр, а самый красивый, самый таинственный и самый древний - кукольный вертеп!

Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу... Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают - и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!

Чудесное это действо живет в России более двухсот лет. Играли его на Святки от Рождества до Крещения по всему христианскому миру. Вертеп играли для себя и соседей, переходя из дома в дом, повторяя игру с песнями и колядками.

Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже три этажа, со сложными украшениями - и хранили затем как реликвии долгие годы. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов - может быть, они не были предназначены для длительного хранения и каждый год изготавливались заново. В них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута.

Текст вертепного действа передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями, и за века в нем сплавились и языки, и обычаи. Но как дороги трепет и пиетет, с которыми наши предки относились к Рождественской истории! Никому не пришло в голову вложить текст в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества - картина, икона, знак. Она освящает все действо. Мы знаем нарисованные сцены со Святым семейством, знаем выполненные в куклах - люди создавали их кто как умел, по силе своей любви. Если вы решили сделать двухэтажный вертеп, то Святое семейство должно быть помещено наверху, в одноэтажном вертепе - справа от сцены (слева для зрителей). Символика вертепного действа проста и строга: вверху (справа) - рай, внизу (слева) - ад. Никогда живущие в раю - Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы - не переходят вниз; никогда жители ада - черт, смерть, царь Ирод, его войско - не поднимутся наверх.

Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество самым маленьким. Вертеп можно - и нужно! - играть каждое Рождество, и потому действо год от года можно усложнять.

Вертеп: сценарий для детей

  1. Изображение Святого семейства, пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна, - в общем, изображение Рождественского вертепа. На фоне вертепа разворачивается первая сцена явления Ангела, возвещающего Благую Весть. Она повторяется в конце действа при зажигании Вифлеемской звезды.
  2. Внутренние покои дворца Ирода. Могут быть просто нарисованы на заднике. Царский дворец обозначается троном, у которого стоит или на котором сидит царь Ирод. Царь Ирод призывает к себе воинов и приказывает идти в Вифлеем - убить всех мальчиков, "сущих первенцев". "Ходили мы в Вифлеем, - отвечают воины, - избивали младенцев, но одна лишь Рахиль не дает свое чадо убить".

Входит Рахиль с младенцем на руках и просит у царя милости. Страшный царь велит "избить" и этого, как ему кажется, последнего младенца. Ибо не может знать царь земной, что те, кого он ищет, ушли нищими под покровом ночи в Египет. Воин наклоняется и пронзает копьем младенца на руках Рахили. О, ужас! Ужас! Ужас!.. Плачет Рахиль. Выходит ангел и утешает ее: "Не плачь, Рахиль, твое чадо на небе, у Царя Небесного в руках!".

Все уходят.

Ирода охватывает жестокий страх, и он пытается оправдать свое злодеяние необходимостью. Но не тут-то было! К нему является Смерть с косою. "Пора тебе, Ирод, сойти в ад!" - восклицает она и отсекает дрожащему царю голову. Со страшным шумом выскакивает Черт и утаскивает Ирода в ад! Ужас, тишина и пустота...

Но что это? Мы слышим тихое пение. Это ангел небесный славит спасенного Христа! Вновь выходят пастухи с овечками поклониться Святому семейству. Злу воздано, радость возвращается в мир! Гаснут свечи на сцене, и тихо-тихо загорается Вифлеемская звезда. Путеводная звезда надежды и веры!..

Все вертепное действо длится от 10 до 20 минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.

Адаптированный текст вертепной драмы (по записи Н. Виноградова)

Явление 1

Из правой двери выходит Ангел и идет к пещере с пением.

Ангел . Дево днесь пресущественного рождает,
И земля вертеп к непреступному приносит,
Ангелы же с пастырями славословят,
Волствии же со звездою путешествуют,
Нам бо ради родися,
Отроча млада, предвечный Бог.

Ангел поклоняется и уходит.

Явление 2

Выход трех царей.

Цари . Шедше трие цари
Ко Христу со дары,
Ирод им предвластен,
Куда идут, спросити.
Идем к Рожденному,
Идем поклониться.
Идем поклониться,
Пред Царем явиться,
Аще поклонюся,
Пред Царем смирюся,
Где Христос родися,
Там звезда явися;
Звезда грянет чудно
С востока до полудня.

Явление 3

Выходит к ним Ангел.

Ангел . Идите иным путем,
К Ироду не ходите:
Ирод смущает,
Волхвов созывает,
Младенцев избивает.

Цари . Шедше трие цари
Во свои во страны,
Христа славословят,
Чая в небе быти,
На веки хвалити.

Цари и Ангел уходят.

Явление 4

Выходит царь Ирод, садится на царский трон.

Ирод . Аз есмь царь,
Кто может мя снидь?
Пошлю своя воины
В страны вифлеемския
Избить младенцев,
Сущих первенцев.

(Встает на троне с громким говором.)

Воины мои, воины,
Воины вооруженные,
Встаньте предо мной.

Явление 5

Воины входят и становятся перед царским троном.

Почто, царю, нас призываете,
Что творить повелеваете?

Ирод . Подите в страны вифлеемские,
Избейте всех младенцев,
Сущих первенцев.

Ваше царское величество,
Ходили мы в вифлеемские страны,
Избивали всех младенцев,
Сущих первенцев.
Одна госпожа Рахиль
Не дает своего чада убить,
А хочет идти
К вашей милости просить.

Ирод . Кто она такова?
Привести ее сюда!

Идем и приведем!

Воины уходят.

Явление 6

Воин приводит Рахиль к царю Ироду. Рахиль падает на колени и плачет.

Рахиль . О, царю,
Великий государю!
Помилуйте мое чадо-отрочате,
Чтобы не было чего на том свете отвечати!

Ирод . Воин, возьми его и убей,
Чтобы не было более душе и телу скорбей.

Рахиль . Царь, помилуй мое чадо!

Ирод . Воин, возьми и убей его!

Воин забирает младенца у нее из рук и убивает его пикой. Рахиль падает на землю и плачет.

Рахиль . Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Вижу младенца прободенную утробу
И предаюся гробу.

Плач повторяется два раза. Рахиль все время лежит на полу у трона.

Явление 7

К Рахили является Ангел в белой одежде, с крыльями, поднимает ее.

Ангел . Не плачь, Рахиль, восстань, Рахиль.
Увидишь свое чадо
У Царя Небесного в руцех.
Маленькое чадо
В рае будет радо!

Явление 8

В дверь входит Смерть.

Смерть . Полно тебе, Ирод,
Проклятый, безумный,
На сем свете жить.
Пора тебе, Ирод,
Во ад снить!

Смерть царю Ироду на троне голову снимает косой, тело падает с трона. Черт подбегает к телу царя Ирода.

Черт . О, проклятый Ироде,
За твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну...

Хватает тело царя Ирода. Ирод проваливается вместе с Чертом в люк (в преисподнюю).

Явление 9

Пастушок и Ангелы выходят с пением поклониться младенцу Христу. Зажигается Звезда.

Пастушок . Нова радость стала,
Яко в небе хвала,
Над вертепом звезда ясна, светла воссияла.
Пастушки идут с ягнятком,
Пред малым Дитятком
На колени упадали,
Христа прославляли:
"Молим, просим, Христе-Царю,
Небесный Государю,
Даруй лето счастливое
Сему Господарю".

Вертеп: как сделать кукол своими руками

Куклы, управляемые сверху с помощью прута, изготавливаются из любого удобного вам материала: ткани, дерева, бумаги и даже глины.

Размеры кукол диктуются, конечно же, размерами сцены, вертепного ящика. Но в любом случае мы рекомендуем делать их не более кисти руки и не менее длины пальца.

Тщательность проработки деталей куклы - лица, украшений одежды, рук, ног и прочего зависит от вашего желания и вкуса. Однако вертепная драма - зрелище символическое и допускает использование очень условных кукол - без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.

Прут, на который вы будете крепить куклу, должен быть для удобства работы достаточно длинным - по крайней мере, в локоть длиною. При вождении куклы удобнее, когда прут упирается в пол сцены, иначе вам трудно будет определить высоту, на которой находится кукла; а вверху прута сделайте ручку, чтобы кукла не вертелась в пальцах. На уровне плеч куклы желательно изготовить крестовину, тогда будет легче прикрепить куклу к пруту, и она в самый неподходящий момент не начнет вращаться вокруг него.

Прут можно изготовить из проволоки или дерева, крестовину - из палочки, хорошенько обмотав ее ниткой, смазанной клеем.

Примечание. Здесь приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к минимальному.

Александр Греф,
художественный руководитель бродячего
кукольного театра "Вертеп", Москва

Включайся в дискуссию
Читайте также
Святые болевшие онкологией
Молитва чтобы замуж дочь вышла удачна
Житие святого сергия радонежского подробное