Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проповедь евангелия.

Н есколько лет назад, я привез группу старшеклассников на христианскую конференцию в Калифорнию. В первую ночь, сотни старшеклассников заполнили спортзал, чтобы славить Бога и услышать речь приезжего проповедника. Проповедник вышел на сцену и прочел убедительную проповедь о том, как мы должны любить людей. Хотя содержание было правильным и хорошим, я вышел в эту ночь со странным чувством после проповеди. Что-то было не так. Тогда я понял, в чем проблема: проповедник ни разу не упоминал Иисуса.

Разве это правильная проповедь, если в ней нет Иисуса? Точнее, полна ли проповедь без проповедования Евангелия? Я так не думаю. Каждая проповедь должна выходить из Евангелия – вести о смерти Иисуса Христа, Его погребения и воскресения для оплаты долгов за наши грехи так, чтобы все, кто уверует в Него, получили прощение. Евангелие Иисуса Христа является определяющей верой, которая отличает христианскую весть от любого другого религиозного разговора или разговора о самопомощи. Проповедь без Евангелия – незавершенная.

Все Писание исполнилось в Иисусе

Чтобы понять, почему Евангелие должно быть на каждой проповеди, нам надо возвратиться к первой Пасхе. В день воскресения Иисуса, Лука пишет, что двое учеников шли по дороге в семь миль из Иерусалима в Эммаус. Когда они обсуждали новость о воскресении Иисуса, пытаясь осознать всё это, к ним присоединился человек. Это был Иисус, но они не узнали Его. Иисус вел Себя так, будто Он не знал, что произошло, поэтому ученики объясняли Ему всё, что знали. В конце концов, Иисус вмешался, показывая, что тот человек, о котором они говорили, очевидно, был Мессия. «И, начав от Моисея, из всех пророков, — пишет Лука, — изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27).

Мы не можем упустить такой важный момент: Иисус объяснял не как Новый Завет (еще не написанный тогда) говорит о Нем, но Он объяснял, как все писания Ветхого Завета указывали на Него. Другими словами, Ветхий Завет исполняется и полностью понимается только в свете Иисуса. Евангелие является ключом к пониманию Ветхого Завета.

Услышав это, ученики поняли, что этот человек, с которым они говорили, был не кто иной, как сам Иисус! Но прежде, чем они могли сказать что-то, Иисус исчез из их вида. В изумлении, они побежали обратно в Иерусалим, чтобы рассказать всем о том, что произошло. Пока они рассказывали об этом другим ученикам в Иерусалиме, Иисус явился в горнице. «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах . Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:44-45, выделение добавлено). Еще раз, Иисус объяснил, как Ветхий Завет исполнился через Него, и на этом исполнении, мы читаем, что умы учеников открылись к более полному пониманию Писания.

Мы также должны отметить, что книга Луки не единственное место, где мы видим эту мысль. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит, «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне . Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.» (Ин. 5:39-40, выделение добавлено). Опять же, Иисус говорит нам, что Ветхий Завет свидетельствует о Нем. Поэтому, по словам Иисуса, Евангелие является ключом для открытия более полного понимания Библии.

Какое это имеет отношение к проповедованию? Если цель проповеди – это раскрыть отрывок Писания и правильно истолковать его содержание слушателям, а лучший способ объяснять Писание – это через Евангелие, как сказал Иисус, то объяснять отрывок из Писания без Евангелия – это способ неправильно толковать Писание.

Поэтому, пастор и автор Тим Келлер пишет: «Вы не можете правильно проповедовать любой текст, ставя его в правильное место во всей Библии — до тех пор, пока вы не показываете, как его темы исполняются в личности Христа» . Христос является ключом к правильному толкованию. Исследователь Ветхого Завета Грэм Голдсворси говорит о толковании Ветхого Завета: «Мы не начинаем с первой главы Бытия и не продвигаемся вперед, пока не узнаем, куда все это ведет. Мы, скорее, сначала приходим ко Христу, и Он направляет нас к изучению Ветхого Завета в свете Евангелия. Евангелие будет истолковывать Ветхий Завет, показывая нам его цель и смысл» .

Например, Евангелие показывает, что Бог повелел Аврааму принести в жертву своего сына Исаака только для того, чтобы принести другую жертву в последний момент — и это не было какое-то жестокое испытание. Это было предзнаменование того, как Бог однажды принесет в жертву Своего Сына Иисуса в нашем мире (Быт. 22:1-9). Евангелие показывает, что Пасха (ангел смерти, не затрагивающий дома израильского народа в Египте, которые были отмечены кровью ягненка на дверном косяке, и убивающий первенцев всех египтян) не была одноразовым чудом. Это был символ того, что Бог однажды придет для сурового осуждения Своего народа за кровь Агнца, Иисуса, пролитую за нас. Истолкование таких отрывков, без объяснения их связи с Евангелием, не несет полного смысла.

Ветхий Завет указывает на крест, и Новый Завет возвращает ко кресту. Таким образом, для правильного толкования Слова Божьего мы должны всегда смотреть на него через призму Евангелия.

Евангелие было главной темой проповедей в Ранней Церкви

Евангелие явно сыграло главную роль в проповедовании ранней церкви. В книге Деяний мы видим, что христианство распространяется как лесной пожар, от 120 последователей Иисуса до тысяч верных последователей. Как это молодое движение распространялось? Оно распространялось через проповедование. Что провозглашалось в этих проповедях? Евангелие. В книге Деяний мы находим упоминания об этом.

Первая проповедь, записанная в книге Деяний, имела место в день Пятидесятницы. Святой Дух сошел на апостолов, собралась толпа, и Петр воспользовался возможностью проповедовать Евангелие (Деян. 2:36-38). Это было только начало. Рассмотрим следующий, однако, не полный перечень примеров:

  • Петра и Иоанна допрашивали религиозные лидеры, «досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых… » (Деян. 4:2).
  • После того, как апостолы были освобождены из тюрьмы с избиением и предупреждением – никогда не проповедовать об Иисусе снова, — мы читаем следующее: «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе «. (Деян. 5:42).
  • «Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа» (Деян. 8:5).
  • «Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие» (Деян. 8:25).
  • Павел обратился в христианство, «И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (Деян 9:20).
  • Петр заявил: «И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян. 10:42).
  • «Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.» (Деян. 11:20).
  • «По долгом рассуждении, Петр, встав, сказал им: мужи братия! Вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали» (Деян. 15:7).
  • Когда Павел был в Афинах, «Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов? «, а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение» (Деян. 17:18).
  • Заключительные стихи в книге Деяний гласят: «И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30-31).

Рассмотрев этот перечень, думаю, мы можем согласиться, что там есть общее действие. Каждое упоминание о проповедовании связано с Евангелием Иисуса Христа. Существует даже еще больше примеров по той же теме, которых нет в этом перечне. Ранняя церковь быстро росла, проповедуя одно: Евангелие.

Если книга Деяний не достаточно убедительна, тема проповедования Евангелия также наблюдается в посланиях Павла. К Римской церкви он пишет: «Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме» (Рим. 1:15). К церкви в Коринфе он говорит: «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого…» (1 Кор. 2:1-2). Опять же в 1 Кор. 9:16, он подчеркивает: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» К Колоссянам он пишет: «Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол. 1:28-29). Павел был сильно сосредоточен на проповедовании одного: Евангелия.

Если фундамент церкви был построен на проповедовании Евангелия, разве нам не следует продолжать то, что начали апостолы? Пренебрегать проповедью Евангелия — значит пренебрегать основами нашей веры. Пренебрегать проповедью Евангелия — значит забыть о том, за что Иисус, апостолы и бесчисленное множество других последователей Христа пролили свою кровь и умерли. Полагать, что у нас есть послание более творческое, полезное или важное для наших слушателей, чем Евангелие – это сумасшествие. Как пример, установленный в ранней церкви, нам следует продолжать наследие проповедования Евангелия с большим дерзновением.

Проповедь Евангелия устраняет дела праведности

Главное преимущество проповеди, сосредоточенной на Евангелии — она позволяет избежать постоянной ловушки дел праведности, которая проникает в наши проповеди. Когда пастор проповедует без обращения к Евангелию, тогда похоже на то, что мы спасаемся через наше личное хорошее поведение. Делайте лучше. Старайтесь усердней. Не грешите. Это распространенное послание во многих церквях сегодня. Проповедь без обращения к Евангелию уверенно возлагает бремя спасения на плечи слушателей, как будто их достоинство основано на их личной способности жить более праведно.

Брайан Чапелл сказал об этом так: «Когда центром внимания проповеди становится нравоучение: не курить, не жевать или не водиться с теми, кто это делает (или даже более изощренно: ‘измените свое сердце, делая то, что Бог повелевает’) — слушатели, скорее всего, предположат, что они могут обеспечить или возобновить свои отношения с Богом через соответствующее поведение.» Критикуя некоторых проповедующих, которых он слышал, Мартин Ллойд-Джонс сказал: «Церковь пытается проповедовать нравственность и этику без обращения к Евангелию, как основе; она проповедует нравственность без благочестия; а это просто не работает. Это никогда не работало, и никогда не будет работать. И результат в том, что Церковь, отбросив свое истинное задание, оставила человечество на его более или менее личные средства спасения» .

Проповедь без обращения к Евангелию концентрирует внимание на средствах спасения, которыми являются работа над собой. Это безнадежное усилие. Без силы и милости Иисуса Христа, никто из нас не может попасть на Небо. Ибо благодатью мы спасены через веру в Иисуса, а не от дел (Еф. 2: 8-9). Дела праведности гласят: «Делайте больше, чтобы спастись». Евангелие гласит: «Вы ничего не можете сделать , чтобы спастись; Иисус уже все сделал за вас». Хотя пастор и соглашается с этим, однако, он забывает об этой истине, когда попадает в ловушку проповедования нравственности, не обращаясь к Евангелию.

Пожалуйста, не поймите меня неправильно. Библия учит нравственности; поэтому, нам следует проповедовать нравственность. Проблема только тогда возникает, когда нравственность не привязана к Евангелию. Мы спасены для добрых дел, а не ими. Нравственная жизнь — это жизнь, наполненная Евангелием. Вот почему проповедование нравственности, без обращения к Евангелию, не является правильным проповедованием.

Проповедовать Евангелие на каждом служении скучно?

Некоторые могут возразить, что проповедовать Евангелие каждое воскресенье было бы скучно. Это, как правило, основано на простом непонимании. Проповедование Евангелия каждую неделю не означает, что мы только проповедуем об одном и том же еженедельно. Проповедование Евангелия на каждой проповеди означает, что мы показываем, как Евангелие влияет на центральную тему любого отрывка из Писания, о котором мы говорим.

Например, рассмотрим пастора, упомянутого ранее, который проповедовал сотням старшеклассников в переполненном спортзале. Он говорил о любви к другим, но не упомянул об Иисусе. Если мы проповедуем о любви к другим, Евангелие дает мотивацию: Иисус возлюбил нас настолько, что умер за нас, и заповедал нам так любить других. Мы не просто любим других потому, что это правильно, или потому что нам от этого хорошо, или потому что будем наказаны, если не сделаем так. Мы не любим других потому, что это дает нам надежду на лучшую загробную жизнь. Мы любим, потому что Иисус возлюбил нас (1 Ин. 4:19). Именно Евангелие отделяет проповедование христианства от послания любой другой религии или мотивационного оратора.

Евангелие применимо к каждой области нашей жизни и каждой области Писания. Его применение является слишком широким, чтобы быть скучным. Вот почему после смерти великого проповедника Чарльза Сперджена, один человек смог подытожить его проповеди так: «Его темой был всегда Христос; но это был Христос, обновленный его взглядом на Него из Божьего Писания. То же солнце, но обновленный свет солнца каждый день» . Правильное проповедование Евангелия никогда не должно быть сухим.

Подписывайтесь:

Проповедование Евангелия на каждой проповеди гораздо важнее, чем то, к чему мы взываем в конце проповеди; оно является основой христианской веры. Евангелие это ключ к толкованию Писания. Евангелие является центральной темой проповедования апостолов. Евангелие спасает нас от западни дел праведности. Евангелие применимо к каждой области нашей жизни, и никогда не будет скучным. Никакая проповедь не является завершенной, пока не проповедано Евангелие.

По словам Чарльза Сперджена: «Из всего этого я хотел подытожить; братия, ПРОПОВЕДУЙТЕ ХРИСТА, всегда и вовеки веков. Он – все Евангелие. Его личность, служение и дела должны быть нашей одной большой, осмысляющей темой» . Каждая проповедь должна заканчиваться Евангелием.

Автор — Брендон Хильгеманн / pastors.com
Перевод — Ирина Грицак для

Откройте, пожалуйста, Библию, мы будем сегодня читать Слово Божье из восьмой главы Евангелия от Иоанна… восьмая глава Евангелия от Иоанна. Я, можно сказать, старался за последние несколько лет не проповедовать слишком много из Евангелия от Иоанна, ведь я так много времени работал над комментариями на Евангелие от Иоанна. Первый том, от Иоанна с 1 по 11 главы, был закончен год назад. А второй том, от Иоанна с 12 по 21, до конца евангелия, только что завершен, пару недель назад. Вообще-то, у меня на столе гранки, я их перечитываю и делаю последние исправления.

Поразительная, поразительная книга. Непрестанно возвеличивает Господа Иисуса Христа. И, конечно, поэтому она особенно ценная для меня. А сегодня я хочу украдкой заглянуть в текст Евангелия от Иоанна, по крайней мере, сначала, и это восьмая глава, и, в частности, я хочу обратить ваше внимание на стихи с 43 по 45. Здесь записана истина, которую я хочу сделать основой нашего сегодняшнего размышления.

Ричард Циммерман - Еще несколько слов о благословении или пробуждении

Благословение, или пробуждение, как его называют, - это то, к чему мы стремимся. И это дано через Крест, через жертву Иисуса Христа. Это основа всей нашей духовной жизни. Пробуждение это не массовая евангелизация, хотя она важна, это не собрание пробуждения, когда люди собрались молиться о пробуждении. Это не просто какое-то духовное движение, как, например, движение святости или движение за более глубокую жизнь.

Когда мы говорим о настоящем Божьем благословении, - это сверхъестественное излияние Духа Божия необыкновенной силы на Церковь. Благословение - это та работа, которую только Бог может сделать в нас. Мы сами не сможем е¨ сделать. Почему же это так часто отсутствует? Я думаю, основная причина заключается в том, что в этом нет достаточной нужды. Мы часто говорим о неотступности в молитве - именно неотступность определяет нашу нужду. Я помню, перед тем, как нас судили, было Слово Божье к церкви, и Господь говорил, что если народ не будет нуждаться в пастырях, то Он может их забрать. Сестры помнят, наверное, как мы были удивлены: как же так, вся церковь уважает пастырей, любит, к нам стоят огромные очереди.

Страница 1 из 4

"Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? Как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!"

Послание к Римлянам 10:13-15

В начале прочитанного нами отрывка стоит одно простое утверждение. Чтобы человеку спастись, достаточно просто призвать имя Господне. Но вы, наверное, заметили, что после такого ясного и простого утверждения апостол ставит так много вопросов. Эта цепочка вопросов приводит нас к самому началу дела Божьего на земле. Кто-то может подумать, что начало спасения, начало веры - это проповедник, который проповедует Слово Божье. Но это не совсем так. Сам Бог и только Он является Альфой и Омегой нашего спасения, началом и концом (Откровение 1:8). Именно Он посылает проповедников и без Его помощи и благословения кто бы мог это делать? Слава нашему Господу, что Он это поручение дал всем Его последователям, начиная с апостолов и заканчивая каждым из нас. И если Бог со своей стороны делает все хорошо и безупречно, то мне хотелось бы поговорить о человеческой стороне этого дела Божьего. Другими словами, хотелось поговорить о благовестии в нашей жизни.

Вы скажете, наверное, что уже нет такого человека на земле, который не слышал бы о Боге. По крайней мере, в тех странах, которые называют себя "христианскими". Но на самом деле очень мало людей, которые слышали об истинном Боге и Его спасении. А еще меньше тех, которые приняли Евангелие и знают Господа лично!

Один человек сказал, что сейчас очень мало проповедуется Благая Весть, а все чаще ужасная весть (искаженная истина о благодати, спасение через заслуги людей) или же, наоборот, очень хорошая весть, но которая не несет в себе страха Божьего, послушания и покорности Богу, что приводит к распущенности, греху и самообману.

Многие из нас могут подумать: "Да, Господь избирает Себе благовестников. Это такие духовные братья или сестры, которые едут в далекие страны к язычникам или мусульманам, там организовывают миссии, живут там и проповедуют Евангелия. Или же такие люди, которые ездят по тюрьмам, интернатам, больницам и т.д. Но я так не могу, это не для меня!" Но мы забываем, что язычников много и среди нас. Также вокруг нас есть люди, которые нуждаются в Спасителе не меньше, чем люди в тюрьмах и больницах. Вокруг нас люди тоже больны, смертельно больны. Эта болезнь называется грех. И нет ни одного человека, который не болел бы этой болезнью (К Римлянам 3:9-18). И все они погибнут, если не найдут исцеления в крови Господа Иисуса Христа. Среди нас есть много преступников, которые в глазах Бога ничем не лучше, чем те, которые сидят в тюрьмах. Это люди осужденные на смерть, хотя сами могут об этом даже не подозревать. Но слава Господу, что они еще могут получить помилование и не только помилование, но и оправдание в Иисусе Христе.

Прочитаем 9 и 10 стихи 10 главы этого же послания:

"Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению "

Некоторые могут подумать, что исповедовать Иисуса Господом нужно всем верующим, а вот благовестие - это особенное служение... Я убежден, что эти два понятия неразрывно связанны. Неужели можно благовествовать и не исповедовать Христа? Или исповедовать Христа и не благовествовать? Задайте себе эти вопросы и честно ответьте на них. Я думаю, что это невозможно.

«Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую» (Фил.1:27)

Религиозный мир всегда отличался разнообразием, а в наше время это стало особенно заметно. Почти каждый человек считает своим долгом принадлежать к какой-либо религии и, чаще всего, он избирает либо ту веру, которую исповедует его близкое окружение, либо ту, которая считается общепринятым государственным мировоззрением.

Евангельская вера, пожалуй, единственная на свете, которая не передается по наследству и не совпадает с верой большинства.

Христос сказал: «…узок путь и узкие врата, ведущие в жизнь, и немного находят их». Задумайтесь над словами Спасителя! Если вы полагаете, что большинство право, и желаете «верить как все», то вы заблуждаетесь. В небеса идет гораздо меньше людей, чем вы думаете. Евангельскую веру нужно принять вопреки мнению большинства и за нее нужно подвизаться.

Ап. Павел некогда был ярым приверженцем веры отцов, неумеренным ревнителем религиозных преданий. Он не знал меры в своей ревности. Много в его вере было правильным: признание единобожия, авторитета закона, необходимости усилий для исполнения его требований.

Однако к его вере никак нельзя было применить название «евангельская», ибо он яростно отвергал евангелие и всеми силами боролся против него.Он хулил Христа и предавал смерти исповедующих Его.

И поныне мы встречаем много вер, в которых есть немало хорошего, как в названии, так и в учении, однако для них евангелие не является основной ценностью. Более того, некоторые из вероисповеданий отчаянно борются с ним.

Призыв апостола ставит перед нами три вопроса:

1)в чем суть евангельской веры?

2) почему за нее следует подвизаться?

3)как подвизаться за веру евангельскую?

I . В чем суть евангельской веры?

Вера евангельская – это принятие всем сердцем подвига Иисуса Христа и Его учения. Павел не назвал евангельскую веру петровской, по имени верховного апостола Петра, которому Господь дал ключи от царства Божьего, не назвал ее православной, потому она правильно славит Бога, или протестантской, потому что она протестует против церковных злоупотреблений. Он называет ее евангельской .

Тут применима поговорка: «как назовешь корабль, так он и поплывет».

Назвали католики свою церковь «вселенской» и «поплыли» в сторону подчинения себе всего мира. А уж в средствах не стеснялись: проводили крестовые походы, учреждали инквизицию, сжигали на кострах проповедников евангелия. Все это запятнало авторитет католической церкви.

Назвали православные себя «правильно славящими» и «поплыли» в сторону литургического поклонения: храмы, священство, монашество, иконы, свечи, мощи, молитвы святым.Если бы апостолы Христовы сейчас вернулись на землю, они не узнали бы кристально чистого и ясного учения истинного христианства под толстым слоем традиций и ритуалов.

Назвали себя мусульмане «покорными» и главным их делом стало соблюдение пяти добродетелей: признание единобожия и особой роли пророка Мухаммеда, молитва, пост, милостыня, хадж в Мекку.

Назвали протестанты себя лютеранами и пришлось им принять лютеровское понимание крещения, таинств, образа жизни. Лютер сказал много правильных слов о вере. Никто до него и после не учил так правильно о благодати, но он же сказал: «Кто не любит вина, женщин и песен, так дураком и умрет». Он же призывал преследовать евреев.И что в этом случае остается делать его последователям, как не подражать своему наставнику?

Вот какое огромное влияние оказывает название вероучения на судьбу его последователей! Ведь название к чему-то обязывает и его нужно оправдывать.

Павел наименовал исповедуемую им веру евангельской, чтобы превознести евангелие превыше всего, чтобы оно никогда не затмевалось ничем и никем. Слово «евангелие» означает «радостная весть». Первоначально оно применялось ко всем радостным новостям: от рождения сына императора или победыв сражении до подвоза дефицитных продуктов на рынок. Однако позже это слово стало относиться к тому, что совершил для нас Христос.

Среди многих текстов Писания о сути евангелия я бы выделил три, самых ярких.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него»(Иоан. 3:16).

Из слов Христа явно, что миру грозит ужасная и вечная погибель. Святой Бог не может не наказать развращенный мир за грехи. Он видит крайнюю порочность человеческих сердец. Эта порочность выражает себя в пренебрежении святым Богом.

Никто не ищет лица Бога и не стремится познавать Его через Святое Писание.

Никто не исполняет тщательно Его заповедей. Никто от всего сердца не благодарит Его за оказанные благодеяния. Практически у всех одна отговорка: «У меня нет времени на Бога!»

Никто не противостоит греховным желаниям плоти и не думает, как угодить Богу.

Недавно умерший польский кинорежиссер Анджей Вайда с иронией заметил: «Не будем огорчаться - мир и так вполне омерзителен».

Если грешный человек был столь невысокого мнения о мире, в котором жил и творил, каково же тогда мнение о нас Святого Бога? Если даже евреи, избранные, чтобы знать учение об истинном Боге, и те отвергли Спасителя, то что же сказать об остальном мире?

На этом темном фоне испорченности людей и их неизбежной гибели из уст Сына Божьего прозвучало радостное евангелие: Бог любит мир и для его спасения послал Своего Сына. И всякий верующий в Него спасется. Это важное обещание! Если бы было сказано, что спасется сильный верующий, или опытный, или святой, мы пришли бы в отчаяние от осознания, что мы не такие. Но слово «всякий» включает в себя как сильного, так и слабого верующего.

В этом удивительная суть Евангелия: грешник может стать праведным и спасенным чрез веру в жертву Христа на Голгофе. Верующий будет спасен от бессмысленного существования, гнева Божьего и вечных мук в озере огненном.

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. С 3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор. 15).

Это поистине радостное Евангелие: Христос Своими муками, смертью и воскресением расплатился за наши грехи! Если бы люди всерьез приняли эту радостную весть, они перестали бы искать себе посредников в виде святых и девы Марии, не стали бы сотни раз повторять » спаси меня грешного», перестали бы бояться смерти. Для сравнения: если кто-то покрыл бы вашу задолженность перед банком, страшны ли вас были бы коллекторы или повестка в суд?

Если бы священнослужители поверили от сердца в это евангелие, они бы перестали «посредничать» между Богом и совестью человека. Они бы убеждали смущенные души взирать на посредника Христа и обрести в Нем защиту.

«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, 19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.

20 Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. 21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:18-21).

Если внимательно присмотреться к этим проникновенным словам, становится ясно, насколько сильно Бог заинтересован в нашем спасении. Он уже аннулировал все наши долги. Дело за малым — нам примириться с Богом.

Если бы люди приняли душой это евангелие, они по-иному относились бы к себе и Богу.

Лютер вспоминал, как его нещадно пороли в детстве и при этом говорили, указывая на изображение Христа: «Он тебя проклянет и накажет еще больше, если не будешь хорошим». После таких «проповедей», взирая на лик Христа, он бледнел и дрожал от страха.Однако когда он понял, что Христос — не судья и не каратель, а Спаситель, он смог полюбить Его и довериться Божьей благодати.

Это евангелие особенно ценно для нас, когда мы терпим поражение в борьбе с грехом и думаем, что у Бога иссякли всякое терпение и милость. Мы проецируем свое отношение к людям на Бога, забывая о евангельском отношении Бога к нам.

Итак, мы должны знать суть евангелия: верующий во Христа освобожден от суда Божьего и вечной гибели. Он связан с Христом узами Его любви и заветом благодати. Ему вменяется праведность Христа, и потому он становится наследником вечной жизни.

II . Зачем нужно подвизаться за веру евангельскую?

Прежде всего, мы должны подвизаться за веру евангельскую ради славы Христа.

Господь учил: » дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан.5:23). Автором и Даятелем евангелия является Христос. Он оставил небесную славу, обрек себя на жизнь в человеческом теле среди рода неверного и развращенного, чтобы мы могли воспользоваться благодатью евангелия.

Христос вложил много труда, пота, слез, крови и мук в создание евангелия, и если мы не ценим Его труд и не отстаиваем его, мы причиняем боль Его сердцу. Ему приятно, когда мы чтим и превозносим Его подвиг. Кто не чтит подвиг Христа, тот не чтит Бога.

Мы прочли в 15 главе 1Коринфянам о важнейшей роли евангелия в нашей жизни: «…которым и спасаетесь». Разве есть что-либо более важное и радостное для нас, чем спасение души? Христос сказал, что люди, ныне отвергающие спасение, когда-то отчаянно примутся искать его. Они будут громко рыдать и вопиять: «Господи, отвори нам!», однако к своему ужасу услышат: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие».

Самое великое несчастье — оказаться навеки погибшим. С этим не сравнится потеря работы, друзей, семьи. Даже атомная война — легкий испуг в сравнении с реальностью вечной погибели. И потому самое великое счастье — быть спасенным. Однако есть одно условие: «…если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам».

Если мы желаем спасения души, нам следует веровать по апостольскому слову, не добавляя и не убавляя от него ничего.

Апостол Павел призывал анафему на апостолов, людей и Ангелов, если только они искажают евангелие прибавлением к нему дел закона:

»Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема»(Гал. 1:8-9).

Наконец, мы должны подвизаться за веру евангельскую ради спасения людей

Мы призваны возвещать евангелие всем людям ради их спасения. Именно это неустанно делал апостол Павел: » Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому в ерующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину» (Рим.1:16). Павел благовествовал иудеям и язычникам, рабам и свободным, гражданским и военным, заключенным и охранникам, колеблющимся христианам и отступникам.

Он признавался, что готов оказаться отлученным от Христа, только бы они спаслись.

Евангелие драгоценно не только тем, что несет новую информацию о Боге и мире, не только тем, что предлагает возвышенную мораль. Более всего оно дорого тем, что спасает человека от гибели, преображая его сердце.

III . Как подвизаться за веру евангельскую?

Подвизаться за веру евангельскую — значит сохранить ее в том виде, в каком ее оставили Христос и апостолы.

Покойный Николай Архипович Костюченко — служитель нашей церкви- запечатлел на моем сердце слова: «Написано: «спасение от иудеев». Это значит, язычники не имеют права прибавлять что-либо к Писанию».

Да, это так! Мы не имеем права ни добавлять, ни убавлять что-либо к евангельской вере, не имеем права ни изменять, ни улучшать ее.

В этой связи я хотел бы призвать всех дорогих читателей достигать трех значимых целей в своей жизни:

  • Подвизайтесь за простоту евангельской веры!

Когда тюремщик в Филиппах спросил Павла и Силу: «…что мне делать, чтобы спастись?». Павел одним предложением выразил способ спасения: «…веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян.16:31).

Павел предложил уверовавшему начальнику тюрьмы веру в Христа, а не обряды и или религиозные методики. Все просто и ясно!

Я представляю себе, что ответили бы ему представители некоторых ветвей христианства.

Одни сказали бы ему: «Откажись от свинины, чти субботу, изучай Писание по книгам Елены Уайт, а всех, кто празднует воскресенье, считай запечатленными антихристом. Обязательно давай в церковь десятину».

Другие бы посоветовали: «Крестись и стремись к обоженью посредством добрых дел, пребывания на службах, Причастия, соблюдения постов, паломничеств к святым местам, призывания матери Божьей и святых, чтения отцов и послушания священнослужителям. Да, и не забудь купить четки, чтобы по сорок раз повторять Иисусову молитву».

Нашлись бы и такие советчики: «Проси о крещении Духом и получи иные языки. Без этого не спасешься».

Христианская церковь смогла определить канон Писания и дать его людям, смогла претерпеть на протяжении своей истории множественные страдания за веру, смогла прославлять Бога через песнопения, молитвы, живопись и даже изобрести книгопечатание для победного шествия Благой Вести по миру. Но невыразимо печально сознавать, что она слишком часто терпела неудачу в самом важном деле: сохранении веры евангельской!

Христиан всегда преследовало навязчивое искушение что-нибудь добавить к евангельской вере и в концеконцов исказить ее. Сначала добавили крещение младенцев, потом поклонение Деве Марии и святым, потом литургию, исповеди, монашество, иконы, потом индульгенции, предания, постановления соборов и синодов. Все эти добавления вводились «ради пользы» — чтобы придать вере наглядность, чтобы воздействовать на чувства или защитить принятые ранее догматы.

И получилось, что с течением времени церковь вместо данного ей апостолами евангельского образца приняла другие образцы. Так сбылось опасение апостола Павла:»Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе»(2 Кор.11:3).

Мы не имеем права уклоняться от простоты вероучения, от простоты отношений между собой, как членов одной семьи, от простоты богослужения, простоты доверия Христу в различных испытаниях.

  • Подвизайтесь за чистоту евангельской веры!

Здесь имеется в виду ее нравственная чистота. Если вера не влечет нас к такой чистоте, то это не евангельская вера. Если вера не преодолевает нашу природную расхлябанность - это не евангельская вера.

Стандартом евангельской нравственности должен стать пример Христа:« Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Иоан.2:6).

«Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21).

«Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16).

Верующий во Христа часто спрашивает себя: «как бы поступил Христос на моем месте?» и стремится подражать Ему в словах и делах. Если бы московский монах Исидор был наполнен стремлением следовать примеру Христа, неужели он осмелился бы в далеком 1430 году изобрести и внедрить технологию производства русской водки? Сколько душ сгубил он своим «ноу-хау»…

  • Подвизайтесь за силу евангельской веры!

Верующие живут в мире, который им вовсе не рад. Он смеется над ними и гонит их, сатана чинит им козни, плоть осаждает их души. Быть христианином очень трудно. Однако не невозможно — евангельская вера помогает справиться со всеми искушениями. Она соединяет верующих с источником силы - Господом Иисусом Христом, который дает своим искупленным победу: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Иоан.5:4).

Бороться за силу евангельской веры нелегко. Чтобы победить, необходимо проникнуться учением Библии о важности веры.

Великий Сперджен сказал: «Важно не чувство. Важна вера. И когда я чувствую, что душа моя холодна, как айсберг, тверда, как скала, и грешна как сам сатана, то даже и тогда вера (во Христа) не перестаёт меня оправдывать. Вера преодолевает как скорбные чувства, так и радостные, ибо только тогда, когда она остаётся одна, заглушая их, она достигает славы своего могущества».

  • Также следует просить Господа укрепить в нас евангельской вере!

Апостолы об этом просили Господа. Согласно Римлянам 12:3, Бог уделяет веру человеческому сердцу.

И, наконец, очень важно упражнятьсяв вере! То есть, славить Бога за трудности, как это сделал Иов. В один день он потерял и все богатства, и десятерых детей. Но на беды он ответил прославлением Бога: «Господь дал, Господь взял, да будет имя Господне благословенно!»

Однажды на молодежной конференции в Самаре было зачитано письмо из 1651 года. Оно принадлежало жене известного английского проповедника Кристофера Лова. У этой молодой женщины через несколько месяцев должен был родиться ребенок. Ее муж за проповедь евангелия был схвачен и приговорен к смерти. За день до казни она написала ему:

“Перед тем, как я напишу следующее слово, я прошу тебя, Христофор, не думай, что тебе пишет жена. Думай о том, что тебе пишет друг. Я надеюсь, что ты свободно отдал свою жену и своих детей Богу, Который сказал в Иеремии 49:11: «оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеются на Меня». Твой Создатель будет мне Мужем и твоим детям Отцом. Пусть Господь сохранит тебя даже от единой печальной мысли по поводу твоей семьи. Я желаю свободно отдать тебя в руки нашего Отца и смотреть на твою смерть за Христа не только как на венец твоей славы, но и как честь для меня в том, что мой муж нужен Христу.

Я не позволю себе говорить с тобой или даже допустить мысли в своем сердце о неизреченной утрате. Вместо этого, я полностью направляю свой взор, чтобы созерцать твое неописуемое приобретение. Ты оставляешь своих детей, братьев и сестер, чтобы пойти к Господу Иисусу, твоему старшему Брату. Ты оставляешь друзей на земле, чтобы присоединиться к наслаждению святых и ангелов, и духов праведников, совершенных в славе. Ты оставляешь землю, чтобы наследовать Небо. Ты обмениваешь темницу на дворец.

Когда ты будешь одеваться завтра утром, думай о том, что я одеваюсь в свое свадебное платье, чтобы навечно быть обвенчанной с моим Искупителем. И когда вестник смерти придет за тобой, пусть он не выглядит для тебя страшным, но смотри на него, как на глашатая доброй вести о жизни вечной. Когда ты поднимешься на эшафот, думай, как ты и говорил мне, что ты поднимаешься на огненную колесницу, которая унесет тебя в Отцовский дом.

Когда ты положишь свою драгоценную голову, чтобы принять удар, помни, что ты говорил мне: «Хотя голова моя будет отделена от тела, но в тот же момент моя душа будет соединена с моим главой - Господом Иисусом. Хотя это может показаться чем-то горьким, что я оставляю эту земную жизнь раньше, чем я хотел бы, давай признаем, что это воля и повеление нашего Небесного Отца. Пройдет совсем немного времени, когда мы снова будем вместе наслаждаться друг другом в небесах». Христофор, давай утешать друг друга этими словами.

Не волнуйся, мое дорогое сердце, всего лишь небольшой удар и ты будешь там, где уставшие находят покой и где зло прекратит причинять нам боль. Помни, что ты будешь вкушать обед с лучшими травами, и что ты будешь иметь более сладкий ужин со Христом в этот вечер.

Дорогой, я пишу это письмо не для того, чтобы тебя учить, потому что это утешение, эту перспективу на происходящее я получила от Господа, когда ты учил меня. Я больше не буду писать или беспокоить тебя в этой жизни; вместо этого я вверяю тебя в руки Божии, с Которым ты и я будем навеки вместе. Прощай, мой дорогой. Я больше никогда не увижу твоего лица до тех пор, пока мы вместе не будем видеть лицо нашего Господа Иисуса в тот великий день”.

Какая сила веры жила в этих супругах и трудно сказать, кто кого превзошел в вере - жена мужа или муж жену. Одно ясно их евангельская вера победила мир, победила плоть и дьявола.

Смотрите, как великолепно эта отважная женщина знала Писание, которым укрепляла себя и мужа. Из Писания она знала о вечной жизни, из Писания знала о Божьей поддержке вдов и сирот. Из Писания она знала, что даже мученическая смерть свершается по воле Бога. Молитва этой женщины в час жестоких испытаний и ее готовность их претерпеть должны стать для нас ободряющим примером.

Да благословит нас Бог подвизаться за веру евангельскую!

ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ И ПЕРВЫЕ ГОНЕНИЯ

Оставляя Своих учеников, Иисус дал им повеление: «Идите и научите все народы» (Матф. 28,19). Они должны были возвестить всем народам Евангелие Царства Божия. Это значит, что все люди на земле должны знать добрую весть о том, что они могут получить прощение грехов и спасение верою в Иисуса Христа, узнать, что этому миру приходит конец и что вскоре наступит вечное царство Божье.

Ученики Христа были малочисленны и не обладали ни богатством, ни славой, ни ученостью. Как же они могли выполнить такую задачу?

Бог пообещал, что Он пошлет им силу Святого Духа. И в день Пятидесятницы в Иерусалиме ученики получили необходимую уверенность, мужество, любовь к людям, которым проповедовали. Христос дал им способность понимать иные языки и проповедовать на всех известных в то время языках. Он дал им силы исцелять больных, воскрешать мертвых. В течение трех десятилетий проповедь о Христе охватила Малую Азию, север Африки, Европу - практически все известные тогда части заселенного мира. Сотни тысяч людей изменили свой образ жизни, оставили путь порока и греха и стали стремиться к жизни, исполненной веры и любви.

Апостолы Христа - его ближайшие ученики - проповедовали даже в самых отдаленных местах земли. Апостол Фома проповедовал в Индии, апостол Андрей проповедовал скифам, т. е. нашим праотцам, на берегах Днепра.

Но самым известным апостолом был Павел. Он основал сотни христианских общин в Малой Азии, был в Греции, Македонии и, наконец, в Риме.

Известно, что до своего обращения в христианство Павел (Савл) был ярым врагом и гонителем христиан. Будучи иудеем, сторонником иудейской религии, он ненавидел христиан и был зачинщиком и инициатором гонений и мучений христиан в Иерусалиме.

Когда он шел в Дамаск, чтобы и там мучить христиан, его сопровождали соучастники, такие же, как он, гонители. Неожиданно ему явился с неба Иисус Христос в необыкновенном сиянии и сказал: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян. 9,4). Эта встреча потрясла Савла. Он ослеп и три дня находился в Дамаске, ничего не видя. За это время в его душе произошла перемена; он обратился к добру, понял свое заблуждение и стал веровать во Христа.

Вскоре он принял крещение и стал ревностным проповедником Евангелия по всей стране. Он написал также четырнадцать писем (посланий) к молодым христианским церквам. Эти послания включены в состав Евангелия.

Иерусалимские евреи были враждебно настроены против христиан и предпринимали гонения против них. Они убили апостола Иакова и Стефана, одного из первых служителей Божиих. Римские власти через некоторое время также ожесточились против христиан и начали преследовать их по всей империи.

Так, во дни императора Нерона, в 64 году по Р. Хр. было жесточайшее гонение в Риме. Тысячи христиан погибли в Колизее, растерзанные зверями на глазах у многочисленных зрителей. Многих сожгли заживо в садах Нерона, привязав к столбам и превратив в живые факелы. Однако преследования не сломали их веру. На место убитых приходили новые, и весть продолжала распространяться.

Чтобы возбудить гнев толпы, гонители распускали самые мерзкие слухи, обвиняя христиан в разных низостях. Однако их чистая жизнь производила неизгладимое впечатление на многих.

Из книги Великая Борьба автора Уайт Елена

Глава 2 Гонения в первые столетия Когда Иисус открыл Своим ученикам участь Иерусалима и отдельные события, относящиеся ко Второму Его пришествию, Он провидчески указал также и на испытания, которые должен будет перенести народ Божий после вознесения Его вплоть до

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

2. Проповедь Евангелия. Бог «назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17:31). Предостерегая нас об этом дне, Христос не сказал, что он наступит, когда обратится весь мир. Он сказал другое: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во

Из книги Он призвал меня автора Мюллер Йорг

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что означают слова Евангелия «И будут последние первыми и первые последними»? иеромонах Иов (Гумеров)Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19: 30). Господь здесь выражает мысль, что земное положение человека (богатство, общественное положение, звания,

Из книги Творений. Книга I. Статьи и заметки автора (Никольский) Андроник

7. Проповедь Евангелия жизни Затем настоятельно нужно усилить дело проповеди. Конечно, лучше будет изустная проповедь. Особенно в деревнях это просто бы устроить, народ не требовательный, но жаждущий назидания. Пусть бы всякий священник говорил с молящимися совершенно

Из книги Созерцание и Размышление автора Феофан Затворник

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ В ПЕРВЫЕ ТРИ ДНЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ Что значит чтение всех Евангелий в первые три дня Страстной седмицы? Это есть повторение завещания, данного нам Господом нашим Иисусом Христом. Умерши за нас, Он оставил завещание всем имевшим уверовать в Него -

Из книги Сочинения автора Августин Аврелий

Проповедь Евангелия и проповедь предопределения - части одной проповеди и потому не противоречат друг другу 36. Итак, не следует [думать], что проповедь предопределения препятствует проповеди пребывающей и преуспевающей веры, чтобы те, кому дано повиноваться, услышали

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Первые изречения Иисуса. Его идеи о Боге-отце и истинной религии. Первые

Из книги Толковая Библия. Том 11 автора Лопухин Александр

Глава V. Анания и Сапфира (1-10). Дальнейшие успехи Церкви Христовой и Апостолов (11-16). Новое гонение Синедриона: заключение Апостолов в темницу, освобождение ангелом, проповедь во храме, ответ пред Синедрионом (17-33). Мудрый совет Гамалиила (34-39). Первые раны за имя Христово

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Глава XI. Недовольство на Петра со стороны верующих иерусалимлян за общение с необрезанными и успокоение недовольных (1-18). Проповедь Евангелия вне Палестины, особенно в Антиохии (10-21). Варнава и Савл в Антиохии (22-26). Пророчество о голоде и милостыня христианам в Иудее

Из книги Суд над Иисусом [Еврейские версии и гипотезы] автора Хейфец Михаил Рувимович

Проповедь Евангелия в Самарии. Симон - волхв 4 Тем временем рассеявшиеся ходили повсюду и проповедовали Благую Весть. 5 Филипп, придя в один из городов Самарии, начал проповедовать там Христа. 6 Толпы людей с особым вниманием относились к тому, что говорил Филипп, потому

Из книги Творения. Часть III. Книга 3. Нравственные правила автора Великий Василий

Глава 1. Первые еврейские легенды об Иисусе: Евангелия Почему в этом эссе Евангелия числятся еврейскими сказаниями об Иисусе?Не надо специально оговаривать: тексты этих книг проникнуты сильными и неопровергаемыми юдофобскими мотивами. В конце концов, в Евангелиях

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Правило 70: О тех, кому вверена проповедь Евангелия, когда, кого и чему должны они учить… Глава 1. Те, кому вверена проповедь евангельская, с молением и молитвою должны поставлять диаконов и пресвитеров неукоризненных, заслуживших одобрение прежнею жизнью.(Мф. 9, 37–38): «Тогда

Из книги автора

XXXII Исцеление хромого в храме. Предостережение со стороны синедриона. Общение имений. Ананий и Сапфира. Гонения. Семь диаконов и их ревность в распространении Евангелия Наделенные необычайными дарами апостолы стали проповедовать Евангелие, подкрепляя его необычайными

Из книги автора

XXXIII Архидиакон Стефан, его проповедь и мученичество. Гонение на учеников и рассеяние их из Иерусалима. Распространение Евангелия. Проповедь Филиппа в Самарии. Симон-волхв. Обращение эфиопского евнуха. Состояние Церкви к концу царствования Тиверия Избранные диаконы,

Из книги автора

XXXVIII Ап. Павел в Афинах. Речь его в ареопаге. Жизнь и проповедь в Коринфе. Первые послания Когда корабль пристал к знаменитой афинской пристани – Пирею – и перед взором апостола язычников открылся знаменитый город, то нетрудно предположить, какой поток мыслей прошел по

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога