Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Предложение с прямой речью и словом известить. Прямая речь: схемы и знаки препинания

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Условные обозначения:

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

УпражнениЕ

    И ему сказал отец_
    _ Ты, Гаврило, молодец!_
    (Ершов)

    Все будет решено_ _ умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_ . (Пушкин).

    Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _ что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).

    Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _ зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).

    Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _ Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин)

    Нет, нет_ _ овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_ .

    О, судьба моя плачевна! _
    Говорит ему царевна_
    Если хочешь взять меня,
    То доставь ты мне в три дня
    Перстень мой из окияна_ .
    (Ершов)

    Я отвечал с негодованием_ _ что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).

    Иногда я говорю себе_ _ Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери)

    Говорит ему девица_
    _ Но взгляни-ка, ты ведь сед;
    Мне пятнадцать только лет:
    Как же можно нам венчаться?
    Все цари начнут смеяться,
    Дед-то, скажут, внучку взял!_
    (Ершов)

    Он сообщил_ _ что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры_ (по Тургеневу).

    Он возле меня сел и начал сказывать_ _ какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову).

    Всё равно, Петруша_ _ твечала мне матушка_ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…_ (Пушкин)

    Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь_ _ Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне?_ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).

    Ты нам не государь_ _ твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана._ Ты, дядюшка, вор и самозванец!_ (Пушкин)

    На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки_ _ все ли намерена она спрятаться от Берестовых_ (Пушкин).

Оформление прямой речи в тексте позволяет воспроизвести все особенности живой устной речи.

Понятие о прямой речи и словах автора

Прямая речь — это воспроизведенное чужое высказывание, в котором сохранены его лексические, синтаксические и интонационные особенности. Прямую речь сопровождают слова автора, из которых становится известно, кому принадлежит мысль, при каких обстоятельствах и как она будет выражена.

Оформление прямой речи позволяет воспроизвести все особенности живой устной речи: экспрессию, обращения, восклицания и тому подобное. Прямая речь хранит не только содержание высказывания, но и его лексические, грамматические и стилистические особенности:

"Вася! Иди сюда!" — крикнул со двора отец.

Знаки препинания и прямая речь

Оформление кавычками прямой речи является обязательным правилом, причем в кавычки следует брать вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие, которым заканчивается предложение. Точку и запятую нужно выносить за кавычки. Однако если в кавычках уже есть знаки, вопросительный или восклицательный, или многоточие, то ни точка, ни запятая за кавычками не ставится. Прямая речь может состоять из одного или нескольких предложений, а также его частей.

Если происходит оформление прямой речи в тексте, слова автора могут находиться перед, внутри или после нее.

  • Бабушка спрашивает: "А что, детки? Хотите пирожков?"
  • "А что, детки? — спрашивает бабушка. — Хотите пирожков?"
  • "А что, детки? Хотите пирожков?" — спрашивает бабушка.

Усвоить употребления знаков препинания в конструкциях при оформлении прямой речи (П, п) со словами автора (А, а) можно, пользуясь следующим схемами:

Следует обратить внимание на то, что выделяются слова автора запятой и тире с обеих сторон тогда, когда они находятся внутри выраженной повествовательным предложением прямой речи. Если слова автора заканчиваются указанием (добавил, сказал, возразил, ответил), что продолжается прямая речь, оформление второй части следует начинать с заглавной буквы; после слов автора, в этом случае, нужно ставить двоеточие и тире.

Диалог

Разновидностью прямой речи является диалог. Диалог — это беседа двух или более лиц. Отдельные сообщения и вопросы, из которых складывается диалог, называются репликами. При репликах слова автора часто отсутствуют. В драматических произведениях слова автора называются ремарками.

Знаки препинания при диалогах

Диалог начинается с абзаца и тире перед репликой:

— Мама! А у солнца есть дети?
— Есть.
— А где же они?
— Где? А на небе... те звездочки, что ночью сияют, — это дети солнца...

В драматических произведениях диалог пишется после названия действующего лица и точки:

М а л ь ч и к. У меня уши замерзли...
Д е в о ч к а. Надвинь шапку!

Во всех случаях оформление прямой речи начинается с заглавной буквы.

Передача прямой речи косвенной

В жизни и в литературе часто приходится прямую речь заменять косвенной, то есть передавать ее своими словами. Предложение с прямой речью становится тогда сложноподчиненным, в котором главное предложение образует слова автора, а подчиненное — прямую речь; для связи главной и подрядной частей употребляются союзы "чтоб" или "а", также местоимения и наречия:

  • "Вы поедете на теплоходе в Канев?" — спросил старшеклассников учитель.
  • Учитель спросил, поедут ли старшеклассники на теплоходе в Канев.

Вопросы, выраженные подрядным предложением, называются косвенными; в конце такого предложения знак не ставится.

Чужое высказывание, переданное от имени рассказчика вместе со словами автора, называется косвенной речью. Когда чужое высказывание передают от себя, то есть косвенной речью, то слова автора делают главным предложением, а прямую речь — подрядным.

Правила оформления цитат

Цитата — это дословно приведенный отрывок из какого-то произведения или текста для доказательства или иллюстрации того или иного мнения. Цитата обязательно берется в кавычки.

  1. Ничего в цитате менять нельзя, даже знаки препинания. Когда цитата приведена не полностью, пробелы в ней следует обозначать тремя точками.
    Цитирование бывает двух видов: в виде прямой речи и в виде косвенной речи.
  2. Если цитата приведена в виде прямой речи, то оформление знаков препинания при ней нужно делать так же, как и оформление прямой речи на письме.
  3. Если цитата приводится как составная часть в авторском предложении, тогда к ней применяются такие же требования, как и к косвенной речи.
  4. Если цитата подается в форме стиха, то она в кавычки не берется.

Прямая речь - это способ передачи чужого высказывания, сопровождаемой авторскими словами. По отношению к словам автора прямая речь - это самостоятельное предложение, которое интонационно и по смыслу связано с авторским контекстом, и образует с ним одно целое.

Оформление прямой речи 1. Прямую речь нужно выделять кавычками. 2. Если слова автора предшествуют прямой речи, то после них нужно поставить двоеточие. Прямую речь начинать писать с большой буквы. Таня, нежно обняв мать за плечи, пыталась успокоить ее: "Ты не переживай, мама". 3. Если прямая речь предшествует словам автора, то после нее следует ставить запятую и тире. В том случае, если прямая речь содержит восклицание или вопрос, то после нее следует ставить вопросительный или и тире. При этом во всех случаях слова автора следует начинать с маленькой буквы. Предложения с прямой речью: "Я тебя никому не отдам", - взволнованно прошептал Антон. "Кто там?" - испуганно спросил Пашка. "Бежим скорее!" - крикнул Сережа. Оформление прямой речи на письме, когда авторские слова находятся в середине прямой речи, предусматривает следующие случаи:

1. Если на месте, где прямая речь разрывается, не должно стоять никакого или должно быть двоеточие, тире, запятая или точка с запятой, то авторские слова следует с двух сторон выделять запятыми и тире. "Знаете ли вы, - начал он, - о Вильямсе Гоббасе и его интересной судьбе?"

"Помнишь, - с грустью начала разговор Маша, - как в детстве с папой ходили в лес?" Оформление прямой речи на письме 2. Если на месте, где прямая речь разрывается, предполагается поставить точку, то после прямой речи необходимо ставить запятую и тире, а после авторских слов - точку и тире. При этом вторую часть следует писать с большой буквы. Оформление прямой речи в данном случае выглядит так: "Все закончилось так печально, - в слезах договорила Маша. - Но я даже не предполагала этого". 3. Если на том месте, где прямая речь разрывается, предполагается поставить восклицательный или то перед авторскими словами следует поставить данный знак и тире, а после авторских слов - точку и тире. Вторую часть следует писать с большой буквы. "Почему в семь? - спросил Ваня. - Ведь сменяются в восемь". "А, это ты, Надька! - сказал Даня. - Посмотри-ка на это. Ну как? Хороша?" 5. Оформление прямой речи при передаче диалога. В этом случае обычно каждую реплику необходимо начинать с новой строчки. Перед репликой нужно ставить тире, а кавычки не использовать. Пример оформления диалога:

Предложения с прямой речью - Ты ничего не ешь и все молчишь, хозяин. - Опасаюсь неприятельских встреч. - А далеко ли еще до Якупова? - Четыре лье. - Ха! Всего-то какой-нибудь час езды! - Дорога прекрасная, поднажмешь на педали-то, а? - Нажму! - Ууу! Поехали!

Оформление прямой речи в диалоге в иной форме: реплики можно написать подряд, каждую из них взять в кавычки и отделить от других тире. Например, «Дэзи! Дэзи!» - «Ну да, Дэзи; ну, что еще?» - «Вы выходите замуж!» - «Боже мой, я знаю! Уйдите же скорей!» - «Но Вы не должны. Не должны…» - «Я знаю. Но что же я могу сделать теперь?» - «Вы несчастны?» - «Не мучайте меня! Прошу Вас! Уходите!» Правила оформления прямой речи на письме просты и доступны. Пишите грамотно!

Предложения с прямой речью

Предложения с прямой речью состоят из слов автора и прямой речи:

«Я послезавтра на Волгу поеду», - сказал Саша. (А. Чехон)

В этом предложении слова авторв - сказал Саша; прямая речь заключена в кавычки. Авторские слова (слова, вводящие прямую речь) часть включают глаголы сказал, подумал, попросил, написал, прочитал, шепнул, воскликнул и др.

1) М. Горький писал: «Хорошая книга, --просто праздник.
2) «Всем хорошим во мне я обязан книгам» - говорил М. Горький.
3) «Какие книги вы любите?» - спросила Вера Васильевна.
4) «Удивительное это дело – книга! Вот подлинно уж диво дивное!» - написал Лев Кассиль.

Схемы предложений с прямой речью

1) А: «П».
2) «П», -а.
3) «П?» - а.
4) «П!» - а.

На письме прямая речь заключается в кавычки.

Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы.

Прямая речь. Правила

Из примеров, приведенных на этом уроке, вы уже выяснили для себя, какие могут быть предложения с прямой речью и разобрали схему предложений с прямой речью, а сейчас давайте попробуем сформулировать определение и узнаем, что же называется прямой речью.

Прямой речью называются принадлежащие кому-либо слова, но которые передаются без изменений.

По-другому можно еще сказать, что прямая речь – это такая структура, в которой передают дословно слова того человека, которому эти слова или речь принадлежат.

Давайте приведем пример:

1. Меня позвала мама: «Саша, иди домой!»;
2. «Который час?» - спросил Саша;
3. «Полпервого» - ответила мама.
4. «Можно я еще немного погуляю?» - попросил Саша.
5. Мама сказала: «Вначале нужно пообедать и садиться за уроки».

Каждое предложение, в котором присутствует прямая речь, состоит из таких двух частей, как слова автора и прямая речь. Эти части предложения связаны между собой по смыслу и интонации.

Еще можно сказать, что прямая речь является чужой речью, хотя она и передана дословно от лица той особы, которому она принадлежит.

Если говорить о порядке построения предложения с прямой речью, то это не имеет никакого значения, так как слова автора могут быть после прямой речи или же стоять перед ней.

Приведем пример:

«Вы не подскажите, где находится аптека?» - спросил незнакомец.
Я ответил: «Пройдите один квартал, и там будет аптека».
«Огромное спасибо!» - поблагодарил незнакомец.

Мы с вами видим, что в первом предложении слова автора находятся после прямой речи, а вот во втором предложении - перед прямой речью.

А теперь давайте посмотрим на рисунок и вспомним основные схемы, которые бывают в предложениях с прямой речью:

Упражнение.

1. Составьте предложения, в которых слова автора будут стоять в конце предложения.

2. Придумайте небольшой рассказ, в котором прямая речь и слова автора могут быть, как вначале предложения, так и в конце.

3. Прочитайте предложения, приведенные внизу. Попробуйте переделать их так, чтобы вначале шли слова автора, а за ними следовала прямая речь:



Знаки препинания

При написании предложения с прямой речью следует запомнить, что прямая речь всегда пишется в кавычках, а первое слово прямой речи, обязательно пишется с заглавной буквы.

Например: Никита спросил: «А ты уже сделал уроки?»

А: «П». А: «П?» А: «П!»

Если же прямая речь написана перед словами автора, то после прямой речи перед словами автора мы обязательно ставим тире. Но следует заметить, что в этом случае слова автора следует писать с маленькой буквы.

Также, следует запомнить, что в конце прямой речи перед словами автора, в зависимости от предложения, необходимо поставить запятую, восклицательный или вопросительный знак:

«П», – а. «П?» – а. «П!» – а.

Домашнее задание

1. С помощью приведенных схем придумайте свои предложения и запишите их в тетрадь.
2. Выберете предложения с прямой речью из известных сказок и составьте схемы по этим предложениям.
3. Какие знаки препинания стоят в этих предложениях? Попробуйте объяснить, почему в предложении используются именно эти знаки.
4. Прочитайте внимательно предложения и перепишите их так, чтобы в них присутствовала прямая речь.

Пунктуационное оформление прямой речи по сути тема очень простая. В данном случае важно различать прямую речь, косвенную речь и слова автора. Именно от этого зависит верная расстановка знаков препинания. Так, собственно прямая речь всегда берется в кавычки, но возникают проблемы, когда она начинается не с начала предложения или прерывается словами автора или еще как-то усложняется ее структура. На все эти варианты усложнения существуют способ правильного пунктуационного оформления, которые удобнее всего обобщить в схемах.

  1. Прямая речь в начале и конце предложения. Проще всего, когда прямая речь ничем не прерывается, например так: «Я никогда не смогу это запомнить,» - сказала школьница в отчаянии. Прямая речь здесь является законченным предложением, поэтому берется в кавычки с обеих сторон (стоит обратить внимание, вопросительные и восклицательные знаки, многоточия также находятся внутри кавычек, ведь они являются частью этого предложения). После кавычек по правилу ставится тире, а запятая или знак конца предложения остаются внутри (именно в этом порядке), точнее говоря, в рукописном тексте кавычки находятся вверху строчки, поэтому невозможно строго отличить, внутри кавычек или за кавычками стоит запятая. Но смысл ее – заменить точку, если в конце предложения предполагается точка, поэтому при набирании печатного текста, когда знаки находятся на одном уровне, она никак не может оказаться после кавычек. Затем, после того, как поставлен знак в конце предложения (уточню еще раз: либо запятая, либо вопросительный, восклицательный знак, либо многоточие), а кавычки закрыты, с маленькой буквы пишутся слова автора. Если поменять эти части местами, то получится так: Школьница сказала в отчаянии: «Я никогда не смогу это запомнить!». Поменялось очень многое: слова автора теперь с большой буквы, ведь это начало предложения, после них и ПЕРЕД прямой речью необходимо двоеточие, а не запятая и тире. На схемах это выглядит так:

    «П.Р.,» - а.
    А: « П.Р.»


    Иными словами, от перестановки местами авторской или прямой речи зависят и знаки, хотя смысл ни капли не меняется.
  2. Слова автора внутри прямой речи. Немного сложнее становится, когда слова автора вклиниваются внутрь прямой речи, хотя принципы остаются теми же. Например, возьмем такое предложение: «Я никогда не смогу этого запомнить, - сказала школьница, - это слишком сложно!». В данном случае слова автора оказались в середине, поэтому они пишутся с маленькой буквы, с двух сторон у них оказались запятая и тире, а кавычки закрылись уже после окончания прямой речи, несмотря на то, что внутри слова автора. При этом вторая часть прямой речи начинается с маленькой буквы, ведь предложение не было закончено.

    «П.Р., - а, - п.р.»


  3. Прямая речь, «обрамленная» словами автора. Может быть и так, что слова автора «обрамляют» прямую речь: Школьница сказала: «Я никогда не смогу этого запомнить,» - и порвала черновик. В данном случае важно не перепутать тире и двоеточие, двоеточие ставится после слов автора и перед прямой речью, а тире, наоборот, перед словами автора.
  4. Знаки конца предложения. Очень важно помнить, что после прямой речи, которая теоретически оканчивается точкой, эта точка меняется на запятую, затем идет тире и т.д. НО! Если прямая речь заканчивается не точкой, а восклицательным, вопросительным знаком или многоточием, этот знак остается на своем месте, а запятую ставить не надо. Между прямой речью и словами автора будет только тире.
  5. Косвенная речь. Важно не путать прямую речь и косвенную, ведь косвенная отличается только формально, именно тем, что она не сопровождается всеми этими пунктуационными сложностями. Косвенная речь оформляется при помощи придаточного предложения, описательно передает содержание прямого высказывания субъекта и выглядит так: Школьница сказала, что она никогда не сможет этого запомнить… Здесь есть только запятая, обусловленная придаточным предложением.
В общем знаки при оформлении прямой речи регулируются очень простыми принципами: начало предложения с большой буквы, кавычки закрываются только когда прямая речь заканчивается, несмотря на авторские слова внутри, слова автора и прямая речь отделяются друг от друга знаками тире и т.д. Здесь почти ничего не требует отдельного изучения, разве что вопрос со знаками конца предложения, когда предполагаемая точка превращается в запятую, а другие возможные знаки остаются сами собой, но и запятую тогда ставить не нужно. В конце прямой речи не может быть и знака вопроса, и запятой, и потом еще тире. Либо знак конца предложения (кроме точки), либо запятая.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Скачать презентацию про италию
Презентация на тему
Расширение ареала цивилизации