Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пророк Исмаил (а.с.). Пророк исмаил в исламе

Исмаил (а.с.) является одним из тех пророков, которые упомянуты в Коране. Он – символ покорности и преданности Господу. Он предстает перед нами вначале, как благая весть, затем как испытание для своего отца Ибрахима (а.с.) и матери Хаджар, а также для своей духовной матери Сары.

Благословенный мальчик Исмаил стал радостной вестью для убеленного сединами старца Ибрахима (а.с.), но он был не концом, а началом всего. За ним должен был еще появиться Исхак, матерью которого станет Сара.

Из рода пророка Исмаила явится последний пророк Мухаммад (с.а.в.), а потомками Исхака будут пророки Йакуб, Йусуф, Муса, Харун и множество других пророков и посланников.

Ибрахим (а.с.) молился Аллаху о рождении у него праведного сына. Аллах принял его молитву и одарил его Исмаилом (а.с.). Пророк Ибрахим выразил свою благодарность Господу такими словами:

«Хвала Аллаху, который даровал мне на старости лет Исмаила и Исхака. Воистину, мой Господь внимает мольбе» (Ибрахим, 14:39).

Вот мы словно видим эту семью, бредущую по пескам пустыни по дороге к Мекке. На песке ненадолго остаются еле заметные следы пророка Ибрахима (а.с.) и измученной матери Хаджар с ребенком на руках. И этот ребенок - Исмаил.

Эта маленькая группа трогается в путь и останавливается по указаниям Аллаха и движется в сторону Хиджаза. Везде лишь горячие пески и безводье.

Согласно повелению Аллаха, достопочтенный Ибрахим оставил свою жену Хаджар и сына Исмаила под огромным деревом недалеко от того места, где будет возведена Кааба. Рядом с ними он положил кожаную торбу с хурмой и немного воды.

Когда Ибрахим (а.с.) собрался уходить, Хаджар спросила у него: «О, Ибрахим! Куда ты уходишь, оставив нас в этой безводной и безлюдной долине? Это Аллах велел тебе здесь нас оставить?» После ответа хз. Ибрахима: «Да, Аллах повелел», Хаджар произнесла, уповая на Аллаха: «Если так, то Аллаха нам достаточно. Он нас защитит».

Пророк Ибрахим произнес такую молитву, обратившись лицом к Бейтуллаху (Каабе):

«Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, – быть может, они будут благодарны» (Ибрахим, 14:37).

Прошло много дней. Вода и хурма закончились. Вокруг никого не было. Ребенок плакал, просил пить.

Беспокоясь за жизнь своего ребенка, Хаджар бегала между холмами Сафа и Марва в надежде отыскать воду и молилась Аллаху. Так испытывались ее терпение и покорность Аллаху.

Оплатой за ее терпение и стойкость стал родник Замзам, а Сафа и Марва стали великими символами.

А вслед за этим снова испытание и снова покорность. Когда отец говорил Исмаилу: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?» он сказал своему отцу, не колеблясь:

«Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых» (Саффат, 37:102).
Вот это и есть показатель чистой покорности в таких прекрасных словах. Есть и воздаяние за эту преданность: Курбан, Кааба, Хадж.

Вот Ибрахим и Исмаил подняли основание Дома (Каабы) и произнесли молитву: «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий. Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милосердный» (Бакара, 2:127-128).

Наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что он – результат этой молитвы. Несомненно, он услышал призыв, прозвучавший в Коране: «Помяни в Писании Исмаила. Воистину, он был правдивым в обещаниях и был посланником и пророком» (Марьям, 19:54).

Это и есть кораническое повествование о жизни одного из посланников, приведенное в качестве примера для подражания.
В приведенном в начале темы аяте есть указание на важность умения держать свое слово. Восхваляется исключительная готовность пророка Исмаила исполнить данный обет.

Исмаил (а.с.) стремился исполнять свой пророческий долг с абсолютной покорностью повелениям своего Господа. Он всегда дорожил благами, данными Аллахом, был прекрасен душой и чист сердцем, поэтому заслужил довольство Аллаха. Он призывал свой народ исполнять намаз, являющийся опорой религии, и выплачивать закят для обеспечения общественной взаимопомощи.

Благословенный Исмаил безропотно положил свою шею под нож, готовый стать жертвой ради покорности Господу и уважения к своему отцу. Для нашей молодежи это является прекрасным образцом имана, послушания и преданности. Аллах не оставит на полпути человека, проявившего такую покорность и преданность. Он для него друг и помощник. Ведь самое лучшее поклонение – это проявление покорности сотворившему нас Аллаху, Господу миров.

Да будет мир Исмаилу (а.с.) и тем, кто за ним последовали.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Одним из величайших пророков ислама считается пророк Исмаил. Его имя встречается в Коране 12 раз. Исмаил был старшим сыном и египетской служанки Хаджар. В библейских рассказах он отождествляется с Измаилом. В священных писаниях говорится, что он пришел на землю с определенной миссией. Пророк должен был распространить свою веру среди племен, населявших в то время

Мусульмане сегодня считают Исмаила зачинателем арабов-аднанитов. В исламской вере роль этой личности гораздо важнее, чем в библейских традициях. Мусульмане также считают его предком пророка Мухаммада. Кем был Исмаил, каким был его жизненный путь, следует рассмотреть подробно.

Начало жизни

Следует отметить, что жизнеописание пророка Исмаила начинается еще с чудесной истории его появления на свет. Его отец пророк Ибрахим очень долго просил у Аллаха сына. Его мольбы были услышаны. Причем Ибрахим уже был тогда в По одним сведениям, ему было на то время 98 лет. В других источниках говорится, что первенец появился на свет, когда отцу его исполнилось уже 117 лет.

Через 4 года у Ибрахима появился второй сын от его первой жены Сары. Он женился на ней в возрасте 37 лет. Семья переезжала из Вавилона (ныне Ирака) в Палестину. По пути они заехали в Египет, где Саре правитель страны подарил служанку Хаджар. В Палестине они распространяли свою веру.

Рождение первенца

Прошли годы, но у семьи не было детей. Тогда Ибрахим попросил у своей жены продать ему свою служанку, чтобы с ней зачать сына. Сара согласилась. Через некоторое время на свет появился Исмаил. Это был долгожданный ребенок.

Сара тоже жаждала стать матерью. Поэтому просила Аллаха одарить ее сыном. Через совсем недолгое время несмотря на преклонный возраст жена Ибрахима смогла зачать ребенка. Его назвали Исхар.

Детство Исмаила

Пророк Исмаил в исламе является сильной личностью. Это Он перенес множество тягот на жизненном пути. Они преследовали его с самого детства. Саре не нравилось делить своего мужа с другой женщиной. Хаджар была ее служанкой, а теперь оказалась с ней равной. Ее ребенка Ибрахим любил так же, как и Исхара. Это отравляло разум Сары. Она завидовала Хаджар.

Однажды в детской игре Исмаил победил Исхара. Ибрахим взял его на колени, а Исхара посадил рядом с собой. Сару это очень обидело. Она в гневе сказала, что хочет отдалить Хаджар от их дома. Ибрахим любил свою жену, поэтому послушал ее.

Аллах сказал ему отвести Хаджар с сыном в разрушенный на то время дом Каабы в Мекке. Они должны были отстроить его. Здесь Исмаил и Хаджар попали в совершенно неприветливую обстановку. Жгучая жара, отсутствие воды и дикие звери были угрозой для их жизни.

Когда малыш захотел пить, мать не смогла найти ему воду. Ее поиски были тщетными. Женщина уже думала, что они умирают, но вдруг увидела под ногами сына родник. Исмаил бил ногами по земле, и она дала им воду. Этот источник назвали «Замзам».

Расцвет Мекки

Пророк Исмаил, биография которого начиналась с таких испытаний, вместе с матерью смог выжить в этой палящей пустыне. Они сидели возле источника. К воде стали слетаться птицы, приходить звери. Вслед за ними пришли и люди. Они спросили у Хаджар, кто она, как оказалась здесь.

После ее рассказа люди из племени Джухум, которые жили поблизости, попросили у женщины напиться воды из источника. Хаджар дала им воду. Взамен люди дали ей еды. Постепенно сюда стали прибывать и другие племена. Они поставили палатки, образовали небольшой город.

В Мекке уважали Хаджар и Исмаила. Люди, приходившие сюда, давали им разные блага, оказывали почести. Стал приезжать сюда и Ибрахим. Его визиты были недолгими, чтобы Сара не переживала из-за его длительного отсутствия. Отец был рад видеть сына и его мать в добром здравии.

Молодые годы Исмаила

Пророк Исмаил претерпевал множество ударов судьбы. Только недавно он пережил одиночество и страх посреди раскаленной пустыни, и вот судьба снова подвергла его новому удару. Хаджар покинула этот мир. Это стало большим потрясением для Ибрахима. Он очень горевал по ней.

Когда Исмаил подрос, люди из племени Джухум нашли ему невесту по имени Саме. Но она оказалась недостойной, грубой женщиной. Отец передал своему сыну послание, где говорил найти другую жену. Сын так и сделал. Он взял в жены хорошую, добрую девушку.

Отец с сыном по камушку выстроили дом Каабы. Здесь они проводили свои религиозные обряды, распространяли их среди жителей ближайших племен. Ради этого храма были преодолены все мучения и трудности. Люди, попадавшие в него, должны были отказаться от идолопоклонничества и прийти к единому Богу. Здесь Исмаил и Ибрахим совершали хадж.

Испытание веры

Пророк Исмаил в исламе является фигурой чистой и покорной. Ибрахим получил сына в награду за свою веру. Но Аллах захотел ее проверить. Он послал пророку сон, в котором тот увидел приказание перерезать горло своему сыну. Для любого другого человека это стало бы непосильно. Но согласно преданиям, Ибрахим был настолько тверд в своей вере, что полностью доверился Всевышнему.

Это действие было необходимо, чтобы Ибрахим взглянул в лицо своей слабости, а также смог побороть ее. В обрядах хаджа жертва является необходимостью.

Отец и сын пришли в Мину. По пути их искушал сатана, но они были крепки в вере. Когда отец приставил к горлу сына нож, лезвие не порезало горло Исмаила.

Нож сказал, что Всевышний приказывает ему не делать этого. Аллах послал им барана, которого они принесли в жертву. Бог не хочет крови. Он посылает тяжелые испытания на пути людей для утверждения их в вере.

Самопожертвование

Благодаря проявленной покорности пророк Исмаил - символ покорности. Он знал, куда ведет его отец, но не воспротивился этому. Он проходил все свои испытания с высоко поднятой головой и твердой верой. Эти испытания учат людей бороться со своими слабостями.

Если глубже вникнуть в эти предания, можно понять, что Бог не хотел кровопролития. Он потребовал от своих служителей доказать их покорность и веру. Исмаил на жертвоприношении попросил отца связать ему ноги и руки, чтобы не обрызгать одежду своего отца кровью. Он принял коленопреклоненную позу и сказал Ибрахиму не смотреть в глаза. Такими действиями сын попытался уменьшить его ношу.

Пророк Исмаил предстает очень сильной личностью. Он понимал, как тяжело отцу выполнить это приказание Аллаха. В этот момент он не думал о себе, а только о воле Всевышнего и о своих близких. Поэтому эта личность служит символом покорности.

Обряд хаджа

Пророк Исмаил, предок Мухаммада, является в исламе одним из ключевых персонажей. Его жертва была великой. Его жизнь была сохранена. Вместо него в жертву был принесен баран, посланный Аллахом из своих райских садов. Поэтому все животные, которые приносятся в жертву во время хаджа в праздник Курбан, символизируют победу человека над своими слабостями. Далеко не каждый способен отдать самое ценное, что имеет, ради других.

Баран, посланный Ибрахиму и Исмаилу, является одновременно и наградой за их стойкость перед лицом испытаний. Во время проведения обряда хаджа верующие должны кинуть 7 камней в Джамра ухра, а затем 21 камень в три столба из камня. Это символ противостояния соблазнам сатаны, так можно отогнать от себя его слова искушения.

Смысл учения заключается в необходимости жертвовать собой в определенных ситуациях ради общего дела. При этом человек подобно Исмаилу должен даже в тяжелую минуту думать не о себе, а о других. Такое мировоззрение достойно уважения и высочайшей хвалы.

Ознакомившись с жизнью, которую прошел пророк Исмаил, каждый человек может заглянуть в себя глубже. В иносказательной форме эта история учит бороться со своими слабостями, жертвовать собой ради других, быть преданным общей цели.

Исмаил приходится сыном пророка Ибрахима от его второй жены Хаджар. Египтянка по происхождению, она была рабыней, которую деспотичный повелитель Египта подарил Саре, первой жене пророка (подробнее эти события освещается в главе о пророке Ибрахиме). Сара долгое время не могла родить ребёнка, тогда она отдала мужу свою рабыню, чтобы та стала ему женой, надеясь, что Аллах дарует Ибрахиму долгожданного дитя. Хаджар забеременела и родила сына - Исмаила. Согласно комментариям некоторых толкователей, рождение этого ребенка вызвало у Сары сильное чувство ревности. Между женщинами возникла ссора, после которой Хаджар вынуждена была скрыться от Сары, испугавшись за себя. Уходя тайком, она повязала пояс таким образом, чтобы он волочился по земле, заметая следы её ног, и Сара не смогла узнать в каком направлении та ушла. После этих событий, Всевышний Аллах повелел Ибрахиму увезти Хаджар с ее ребенком в безводную пустыню (район современной Мекки) и оставить их там. Ибрахим выполнил Божественное повеление.

Эти события упоминаются в достоверном хадисе, содержащемся в сборнике хадисов Сахих Аль-Бухари, 1351(3364), и переданного со слов Ибн Аббаса:

«Первой женщиной, которая стала носить пояс, была мать Исмаила, она повязала себе пояс, чтобы скрыть свои следы от Сары. Потом Ибрахим привёз её (к тому месту, где ныне находится) Кааба вместе с её сыном Исмаилом, которого она ещё кормила грудью, к большому дереву (стоявшему) у возвышенности, (где впоследствии забил) Зам-Зам (который ныне находится в пределах) мечети. В то время в Мекке никого не было, как не было там и воды. …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

Ибрахиму было нелегко оставить своего любимого сына и его мать в безлюдной пустыне, где не было ни воды, ни еды, ни места, где можно было бы укрыться от зноя и непогоды. Однако у Аллаха во всем есть своя мудрость. Несмотря на внешние трудности этого дела, оно таило в себе великую пользу и безграничную милость. Среди пустыни, где остались Хаджар и Исмаил, возник благословенный город, в котором была построена Священная Кааба, ставшая главным местом поклонения Аллаху.

Ибрахим оставил свою жену и своего маленького ребёнка под деревом и отправился назад, не позаботившись о том, чтобы соорудить им какое-либо жилище, в котором они могли бы укрыться. Рядом не было никого, кто мог бы оказать им помощь и защитить от нападения диких зверей. Аллах приказал Ибрахиму привести их в эту долину, и тот поступил, как ему было велено, после чего дальнейшую судьбу своей семьи он предоставил своему Господу. Пророк Ибрахим знал, что для Того, кто приказал ему поступить таким образом, не составляло никакого труда уберечь его семью, накормить и напоить.

«… И (Ибрахим) покинул их там, оставив им бурдюк фиников и мех с водой, после чего двинулся в (обратный путь), а мать Исмаила последовала за ним (говоря): «О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине, где нет людей и (вообще) ничего нет?!» И она много раз повторила (эти слова), но он даже не повернулся к ней. Потом она спросила его: «Аллах ли повелел тебе сделать это?» Он сказал: «Да». Она сказала: «Тогда Он не оставит нас!» - после чего вернулась (к Исмаилу), а Ибрахим пошёл (дальше). …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

Ибрахим не отвечал на уговоры Хаджар, которая бежала за ним со словами: «… куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине?». Она многократно обращалась к нему с этим вопросом, но муж ничего ей не отвечал. Это был приказ Аллаха, а Его приказы не обсуждаются - такова истинная покорность Всемогущему Господу. Когда Хаджар потеряла надежду получить ответ на свой вопрос, она спросила: «Аллах ли повелел тебе сделать это?». И когда услышала положительный ответ, её сердце успокоилось, так как она верила, что Господь не оставит её без поддержки.

«… Достигнув горного перевала, где они не (могли) видеть его, он (Ибрахим) повернулся в сторону Каабы, воздел руки к небу и обратился с мольбой к Аллаху (произнеся) такие слова: …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

«Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, – быть может, они будут благодарны» (14 Ибpaxим, 37)

Хаджар, оставшись одна с ребенком на руках, несколько дней пила воду из меха, который оставил ей Ибрахим, и ела финики, а сына кормила грудным молоком. Однако финики и вода быстро закончились и Хаджар начала испытывать жажду и голод. Вместе с ней мучился и её малыш. Мать не могла смотреть на страдания своего ребенка и отправилась на поиски источника воды и пищи. Она огляделась вокруг и увидела ближайшую к ней возвышенность - гору Сафа, поднялась на нее и стала пристально вглядываться, но никого и ничего не увидела. Она спустилась в долину и направилась к другой горе, находившейся поблизости, эта была гора Марва. Поднявшись на неё, Хаджар начала также внимательно осматриваться вокруг, но снова не увидела никого, кто мог бы помочь им спастись от жажды и голода. Хаджар продолжала ходить между горами Сафа и Марва и преодолела это расстояние семь раз. Каждый раз, пересекая долину, она подходила к своему младенцу, чтобы посмотреть, как он себя чувствует и удостовериться, что он ещё жив, после чего вновь продолжала свои поиски. Хождение Хаджар стало первым хождением между горами Сафа и Марва, которое позже, по велению Аллаха, стало неотъемлемой частью обрядов хаджа и умры:

«Воистину, Сафа и Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними» (2 аль-Бакара, 158)

После того, как Хаджар седьмой раз пересекла долину, она услышала голос. Оглядевшись, чтобы найти место, откуда доносился звук, она увидела рядом с Исмаилом ангела Джибриила, который своим крылом разверз землю на месте Зам-Зама, после чего оттуда забил благодатный источник. Хаджар искала воду, поднимаясь на возвышенности, но по воле Аллаха вода забила из-под ног её маленького сына.

«… Что же касается матери Исмаила, то она кормила его грудью и пила воду (которая у них была), а после того как мех опустел, она и её сын начали испытывать жажду. И она стала смотреть, как (её сын) извивается (или: корчится) (перед ней, мучимый жаждой), а потом ушла (покинув его), так как не могла смотреть (на мучения младенца). Она увидела, что самой близкой (к ней) горой была ас-Сафа, поднялась на неё, повернулась к долине и стала смотреть туда (в надежде) увидеть кого-нибудь, но никого не увидела. Тогда она спустилась с ас-Сафы, а когда достигла долины, подняла края своей одежды, бросилась бежать, (как может) бежать изнурённый человек, пересекла эту долину и достигла аль-Марвы. Поднявшись на неё, она стала смотреть (по сторонам в надежде) увидеть кого-нибудь, но (опять) никого не увидела, и (всего) она преодолела (этот путь) семь раз. Достигнув аль-Марвы (в последний раз), она услыхала какой-то голос, сказала себе: «Тише!» - стала прислушиваться и снова услышала его. Тогда она сказала: «Ты дал мне услышать (твой голос, а можешь) ли ты помочь (мне)?» И тут на том месте (где сейчас находится) Зам-Зам, она увидела ангела, который (рыл землю) пяткой (или: крылом), пока оттуда не забила вода. (Увидев это) она стала огораживать (источник, одновременно) наполняя свой мех, но и после того, как она наполнила его, вода продолжала течь. …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

Мать Исмаила поспешила набрать как можно больше воды, а затем с усердием принялась облагораживать источник, вырыв вокруг него нечто наподобие пруда, чтобы вода не растекалась повсюду и была легкодоступна. Если бы Аллахом было предопределено, чтобы она оставила Зам-Зам растекаться по земле, то он превратился бы в огромный поток, о чём сказал Посланник Аллаха(сас):

«Да помилует Аллах мать Исмаила! Если бы она покинула Зам-Зам (или: не набирала его воду), он превратился бы в поток (текущий по земле!)» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

Ангел успокоил Хаджар, сказав ей, чтобы она и её сын не испытывали страха. Он также сообщил, что в дальнейшем Исмаил со своим отцом возведут здесь Дом Аллаха - Каабу.

«… И она напилась и покормила своего сына, а потом этот ангел сказал ей: «Не бойтесь гибели, ибо, поистине, здесь (будет возведён) дом Аллаха, который построят этот мальчик и его отец, а Аллах не бросает (близких к Нему)!» Что же касается (того места, где потом возвели) Каабу, то оно находилось на возвышенности наподобие холма, и потоки воды текли справа и слева от него. …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

После этого Аллах направил к Хаджар и Исмаилу тех, кто стал для них добрыми соседями, скрасил их жизнь на чужбине и развеял тоску одиночества. Неподалеку от них проходили люди из племени Джурхум, которые обратили внимание на птиц, парящих над долиной. Они знали, что птицы кружат только там, где поблизости есть вода. Джурхумиты усомнились в своих предположениях, так как хорошо знали эту местность – здесь никогда не было ни воды, ни каких-либо жителей. Они отправили человека, чтобы тот осмотрел долину. Вернувшись, посланец рассказал обо всём, что увидел, после чего джурхумиты направились к Исмаилу и его матери. Они попросили разрешения Хаджар поселиться рядом. Она согласилась, но поставила условие, что право на источник будет принадлежать только ей и её сыну. Согласившись, они послали за своими семьями и стали соседями Хаджар.

«… И (Хаджар жила) так, пока (однажды) мимо них не проехали люди из племени (или: рода) Джурхум, прибывшие со стороны Када (название места в верхней части Мекки). Остановившись (там, где сейчас находится) нижняя часть Мекки, они увидели парившую (в небе) птицу и сказали: «Не иначе как эта птица кружит над водой, но нам известно, что в этой долине воды нет!» Тогда они отправили туда одного или двух посланцев, которые обнаружили воду, вернулись и сообщили им об этом, после чего (все) направились туда. (В это время) мать Исмаила сидела у воды, и они спросили её: «Позволишь ли ты нам остановиться рядом с тобой?» Она ответила: «Позволю, но прав на этот источник у вас не будет», и они сказали: «Да». И матери Исмаила, любившей беседовать с людьми, понравилось это» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

Когда Хаджар родила сына, Сарат (первая жена Ибрахима (мир ему)) не захотела жить с ней под одной крышей. По велению Аллаха Ибрахим (мир ему) привел Хаджар с сыном туда, где ныне расположена главная священная мечеть и Кааба. Это было безводное и безжизненное место в пустыне. Он оставил их в примитивном, сделанном из кустов жилище с небольшим запасом еды. Таково было веление Всевышнего Аллаха.

Когда закончились еда и вода, младенец стал плакать. Хаджар, оказавшись в трудном положении, в поисках воды поднималась на холмы Сафа и Марва. Тогда Аллах открыл им целительный источник Зам-Зам, вода которого стала им пищей и питьем. Вскоре вокруг этого места стали собираться бедуины, и постепенно образовался населенный пункт - Бекка, а ныне – Мекка.

Исмаила (мир ему) называли отцом арабов. Из его сыновей был "Аднан - родоначальник племени нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Исмаил (мир ему) жил бедно, занимался охотой, но этим была недовольна его жена. По велению отца - Ибрахима (мир ему) - он развелся с ней и женился на другой, которая была довольна всем.

Некоторое время спустя по велению Аллаха Ибрахим (мир ему) построил Каабу, взяв для себя в помощники Исмаила (мир ему).

Исмаил (мир ему) является тем, кого Ибрахим (мир ему) хотел принести в жертву, но Аллах не позволил ему сделать это. По воле Всевышнего ангел принес Ибрахиму (мир ему) из Рая барана, который был принесен в жертву вместо него.

Исмаил (мир ему) умер в Мекке в возрасте 130 лет и похоронен вблизи Каабы.

Исхак (мир ему) (Исаак) – младший сын Ибрахима (мир ему) от Сарат.

Сарат была первой женой пророка и долгое время не могла родить ребенка. Когда Ибрахим (мир ему) женился на Хаджар и она родила ему сына Исмаила, Сарат сильно огорчалась, что у нее нет сына. В то время ей было уже 85 лет. После этого Аллах наградил их сыном Исхаком (мир ему) и поздравил с тем, что в его роду будет 1000 пророков.

Исхак (мир ему) родился спустя 30 лет (по другим данным - 14) после Исмаила (мир ему). Он был послан к людям Шама (территория Сирии, Иордании, Ливана, Палестины) и прожил 160 (180) лет.

Краткое сказание о каждом пророке, упомянутом в Коране. "Шарх-уль-мухтасар".

Пророк Исмаил – старший сын Пророка Ибрахима, рожденный египтянкой Хаджар (мир им всем) . Его имя означает «покорный Аллаху».

Исмаил родился, когда Ибрахиму было 86 лет. По велению Аллаха, Ибрахим (а.с.) перевез и оставил маленького Исмаила (а.с.) с его матерью Хаджар беззащитными в безлюдной пустыне с небольшим запасом еды и воды, полагаясь на помощь и покровительство Всевышнего. Создатель оказал матери и сыну великую милость, обеспечив их безопасностью и дав им щедрое пропитание.

Именно для Хаджар и Исмаила (мир им) , по милости Аллаха, здесь забил источник Зам-зам, и она первой утолила жажду его живительной силой, а затем накормила своего малыша. Через некоторое время сюда переселилось племя джурхум, говорящее на чистом арабском языке, которому впоследствии научился и подрастающий Исмаил (а.с.) . Эти люди стали основателями города Мекки.

Говоря об Исмаиле (а.с.) необходимо вспомнить историю жертвоприношения Ибрахима (а.с.) , когда Создатель, испытывая их, проверил крепость веры и покорность Господу, как отца, так и сына, и его матери (мир им всем) . Ведь ни один из них не поддался своим чувствам и не подверг сомнению волю Всевышнего, несмотря ни на какие происки шайтана. Этим самым семья Ибрахима (а.с.) будет известна как семья, которой был доволен Аллах, и которая является прекрасным примером. Каждый год на Курбан-байрам, проводимый 10 числа месяца зуль-хиджжа, мусульмане, имеющие такую возможность, приносят жертву в память этой дорогой семье, совершая ритуал, заложенный ими с тех давних времен.

Когда Исмаил (а.с.) достиг совершеннолетия, его женили на одной из девушек из числа амаликитян. А после смерти матери Исмаила (а.с.) и после его свадьбы, приехал к ним Ибрахим (а.с.) , чтобы повидаться, но не застал сына дома. Тогда он стал расспрашивать о нем его жену, которая ответила: Она рассказала, что живут они плохо, терпят нужду, бедствуют. Прощаясь Ибрахим (а.с.) попросил невестку: «Когда придет твой муж, поприветствуй его [от моего имени] и передай ему, чтобы он сменил порог у своей двери». Вернувшись, Исмаил (а.с.) будто что-то почувствовал и спросил: [Его жена] ответила: «Да, к нам приходил какой-то старец, который расспрашивал о тебе и о том, как мы живем. Я рассказала ему, что мы претерпеваем нужду и бедствуем. Прощаясь, он велел мне поприветствовать тебя и передать, чтобы ты сменил порог у своей двери». Исмаил (а.с.) сказал: «Это был мой отец, и он велел мне расстаться с тобой». Исмаил (а.с.) вскорости развелся, и женился на другой женщине из племени.

Ибрахим (а.с.) провел отдельно от них столько времени, сколько было угодно Аллаху, а затем пришел к ним, но опять не застал сына. Тогда он зашел к его жене и принялся расспрашивать о нем, женщина ответила: «Он отправился на охоту, чтобы добыть для нас что-нибудь». Она сказала, что живут они хорошо, всего у них вдоволь, и поблагодарила Аллаха. Уходя Ибрахим (а.с.) сказал: «Когда придет твой муж, поприветствуй его [от моего имени] и передай ему, чтобы он укреплял порог своей двери». Вернувшись, Исмаил (а.с.) спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?» [Его жена] ответила: «Да, к нам приходил благообразный старец. Он расспрашивал о тебе и о том, как мы живем. Я рассказала ему, что мы живем хорошо и у нас все хорошо». Исмаил (а.с.) спросил: «Дал ли он тебе какой-нибудь совет?» Она ответила: «Да, он приветствует тебя и велит, чтобы ты укреплял порог своей двери». Исмаил (а.с.) сказал: «Это – мой отец, а порог – это ты, и он велел мне не расставаться с тобой».

Спустя время Ибрахиму (а.с.) пришло повеление Всевышнего построить Дом (Каабу). В Священном Коране так сказано об этом: «…показали Мы Ибрахиму (Аврааму) место расположения Каабы [ведь оно было утеряно со времен Ноя, с момента потопа], сопроводив это словами: “Не возноси кого- или что-либо на Мой уровень (не обожествляй что-либо помимо Творца)! Очисть Мой Дом [Каабу, то есть территорию первого храма на земле, место, где он когда-то стоял, и выстрой его заново, сохраняя в чистоте от элементов язычества] для всех тех, кто придет сюда совершать ритуальный обход, остановится здесь и будет молиться, выполняя поясной и земной поклоны”» (Св. Коран, 22:26).

Пророк Ибрахим (а.с. ) отправился в Мекку, чтобы построить Каабу вместе с сыном. Под палящим солнцем, читая молитвы, они принялись за строительство. «…Ибрахим (Авраам) вместе с Исмаилом (Измаилом) выстраивали основание (и возводили стены) Дома (Каабы), моля: “Господи, прими это от нас [благим поступком и действием, приближающим нас к Тебе]. Ты все слышишь и все знаешь”» (Св. Коран, 2:127). Чтобы было известно, откуда начинать обход Каабы, Ибрахим установил особый камень на специально отведенном месте. После завершения строительства Ибрахим (а.с. ), по велению Всевышнего Аллаха, провозгласил людям обязанность совершать хадж. «[Поднявшись на возвышенность] объяви [Авраам] людям о [необходимости] паломничества [к храму], они [несмотря на расстояния, услышат тебя] придут и пешими, и на исхудалых верховых животных [кто как сможет] из самых отдаленных уголков земли» (Св. Коран, 22:27).

Пророк Исмаил (а.с.) продолжал обустраивать Каабу и после смерти отца. Он был посланником к людям, населявшим эти места, и тем, кто жил вокруг них, то есть к людям из племени джурхум, амаликитянам и йеменцам. В течение многих лет он призывал к исламу. Ему были присущи все прекрасные качества, он был из числа терпеливых праведников.

В Коране сказано: «Скажите [о верующие, не споря, а разъясняя свою позицию и историческую последовательность]: “Мы уверовали в Бога (Творца всего сущего), в то, что ниспослано нам, а также во все то, что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Якубу (Иакову) и их потомкам, а также – Мусе (Моисею) [Тора] и Исе (Иисусу) [Евангелие], и во все то, что было дано пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними [не делим их на своих и чужих, на плохих и хороших, все они для нас одинаково святы и чисты, безгрешны], и мы Ему [Единственному Господу] покорны (мусульмане)”» (Св. Коран, 2:136).

Пророк Исмаил (а.с.) был похоронен в Хиджре у Каабы вместе со своей матерью Хаджар (мир ей) .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога