Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основные мотивы и вечные темы пушкинской лирики. Тема Родины и природы

ТЕМА УРОКА:

Творчество А.С Пушкина .

Основные темы и мотивы лирики Пушкина.

Анализ стихов.

Невозможно повторить Пушкина.

Н.В.Гоголь

Читая Пушкина, можно великолепным образом

воспитывать в себе человека

В.Г. Белинский

Тип: практическое занятие по анализу поэтического текста, СНЗ.

Методы: репродуктивный, творческое чтение.

Цели урока:

    Определить с основные темы и мотивы лирики Пушкина

    Познакомить с любовной, философской, гражданской лирикой А.С.Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;

    Изучить факты, свидетельства, рассмотреть различные точки зрения, интерпретации личности поэта;

    Сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Вступит слово преподавателя.

3. Фронтальный опрос: биография Пушкина.

4. Новая тема. Слово преподавателя.

Работа может быть групповой (весь класс разделен на минигруппы, которые отвечают за определенную тему в лирике поэта) или коллективная работа.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ ПУШКИНА

1. Гражданская тема: «Лицинию», ода «Вольность», (1818 призывает свято соблюдать закон, которому одина­ково подвластны и народ, и царь), «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818), «Деревня» (1819) - (восхищение красотой родной природы, но «мысль ужасная здесь душу омрачает», т.к. «барство дикое, без чувств, без Закона»), «Узник», «Зимний вечер», «Арион», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

2. Патриотическая тема: «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), поэт говорит о необходимости единства народа и власти в периоды исторических потрясений, угрожающих самому существованию России.

3. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье…» (1825), «Я вас любил…», «На холмах Грузии…» (1829), «Сожженное письмо», «Признание», «Не пой, красавица, при мне…», «Что в имени тебе моем?», «Для берегов отчизны дальней», «Черная шаль», «Желание славы»(1825), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830)

4. Тема дружбы: «Пирующие студенты», «19 октября» (1825), «Друзьям», «Дельвигу», «Пущину», «Во глубине сибирских руд…», «Арион»

5. Тема поэта и поэзии : «Поэт», «Пророк» (1826) – (Назначение поэта – «глаголом жги сердца людей»), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Чернь»,

6. Тема родины и природы: «Деревня», « К морю», «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (1829), «Бесы», «Туча», «Осень» (1833), «Обвал» (1829), «Вновь я посетил…» (1835)

7. Философская лирика: «Телега жизни», «Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Бесы», «Пора, мой друг, пора…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836

К Чаадаеву (1818)

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит ещё желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Дан портрет всего поколения той эпохи; лирический герой ставит перед собой ясные цели, верит в светлое будущее. Послание пронизано духом гражданственности, патриотизма, надеждой на будущее возрождение страны.

Лирический герой готов жертвовать собой во имя Отчизны.

«Деревня»(1818)

1. Каков смысл риторического вопроса в конце стихотворе­ния?

2. Как идеи стихотворения «Деревня» перекликаются с идея­ми декабристов?

Вывод: В стихотворении «Деревня» поэт обличает крепо­стничество . Поэт-мечтатель превращается в поэта- гражданина, личная свобода которого неотделима от свободы народа. Свобода, по мнению А.С. Пушкина, должна быть за­креплена в законе (конституции).

***

Во глубине сибирских руд (1827)

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придёт желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Жанр-послание; главная тема – дружбы , поэт поддерживает друзей в трудную минуту, не отворачивается от них.

Он не утратил веры в идеалы декабристов, в их благородном стремлении – помочь простому народу. Тема- вера автора в торжество справедливости. Идея – родина не забудет подвиг декабристов.

1. Каковы условия жизни декабристов в сибирской ссылке?

2. Какие образы помогают понять отношение А.С. Пушкина к декабристам?

3. Как в этом стихотворении раскрывается душа поэта?

Вывод: А. С. Пушкин разделяет взгляды декабристов, их «дум высокое стремленье», благородство их помыслов. Понятие «свобода» связано с политиче­скими преобразованиями:

«Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут»

Телега жизни (1823)

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везёт, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошёл! . . . . . . .

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас: нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

«МАДОННА» (1830)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

***

Я вас любил: любовь ещё, быть может (1829)

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Тема – повесть о неразделенной любви; Идея – несмотря на безответное чувство, герой желает своей возлюбленной огромной любви. Прошедшее время по форме, но еще настоящее по смыслу и содержанию. Это исповедь – признание поэта, а не обращение к определенной женщине.

1. Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочаро­вание, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объяс­ните свой выбор.

«На холмах Грузии…»1829

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Тема – высокое чувство любви; Идея – «сердце не любить не может»

К *** (1825)

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн , с которой поэт познакомился в Петербурге (1819), а летом 1825г встретился в Тригорском (соседнее с Михайловским селом). Поэт вручает это стихотворение, как подарок Анне Петровне в день её отъезда из села. 3 части: первая встреча, годы разлуки, новая встреча с Керн. В данном стих-и «любовь» не столько чувство, сколько состояние души поэта (изменение душевного состояния).

Тема – роль любви в жизни человека. Идея – жизнь бессмысленна без любви.

Петербург. 1819 год. Один из шумных светских вечеров в доме Олениных с ужином, танцами, шарадами. Шутливо переговариваясь с приятелями, Пушкин следит взглядом за очень юной, очаровательной женщиной. Его воображение поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. Во время ужина он перекинулся с ней несколькими обычными фразами и долго потом любовался ее сияющей красотой. К концу вечера он уже многое знает о ней. Дочь помещика П. М. Полторацкого и Е. И. Вульф, она 16-летней девочкой была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который был старше ее на 36 лет - генерала Ермолая Федоровича Керн . А много лет спустя Пушкин прочтет в дневнике Анны Керн строки, в которых она говорит о своем муже "Его невозможно любить, мне не дано даже уважать его, скажу прямо, я почти ненавижу его, мне ад был бы лучше рая, если бы в раю пришлось бы быть вместе с ним"

Но Пушкин прочтет это лишь годы спустя. А пока... Вечер кончился. Гости разъезжаются. Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз и стоял на крыльце. Как бы хотелось ему, по колени утопая в снегу, подбежать к карете уезжающей Керн, помочь красавице подняться по откинутым ступенькам. Быть может, она поблагодарила бы взглядом. Многие мимолетные впечатления юных лет бесследно стерлись в памяти поэта, но образ Анны Керн глубоко запал в душу . Прошло много лет. За это время Пушкин стал прославленным поэтом, поэтом, бывшим в немилости у властей. В ссылке, в глухом селе Михайловском, далеко от столицы, Пушкин всегда был желанным гостем в соседнем селе Тригорском. Именно здесь в июне 1825 года Пушкин снова встретился с Керн , которая остановилась проездом у своей родственницы Осиповой, хозяйки усадьбы. В течение месяца они виделись почти каждый день. Именно в это время родилось знаменитое стихотворение "Я помню чудное мгновенье...

И вот перед нами другой портрет - бледная, задумчивая девушка, дочь Анны Петровны Керн, Екатерина. Она не столь хороша, как Анна, но унаследовала большие, печальные глаза матери... В ее бледном, с плотными губами, лице было даже что-то страдальческое, обреченное... Такой в марте 1839 года ее впервые увидел Михаил Иванович Глинка. В продолжение вечера он все наблюдал за Екатериной Ермолаевной, слушал ее голос, следил за движением рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Он обнаружил в девушке незаурядный ум, душевную тонкость. Она знала и любила музыку. Как это было не похоже на то, что он встречал дома. Пустая и недалекая жена оказалась легкомысленной кокеткой, совершенно чуждой его интересам. Часто бывая у сестры, общаясь с Екатериной Керн, Глинка все больше привязывался к ней. Встречи с ней для него стали потребностью. А вскоре у нее появились ноты романса Глинки "Я помню чудное мгновенье". Замечательно то, что стихи, написанные великим поэтом для матери, были положены на музыку великим композитором для ее дочери. И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием. Трудно назвать произведение, где музыка нерасторжимо слита со стихами, как в этом романсе. Стихотворение Пушкина выражало то, что пережил сам композитор, вероятно, поэтому и стало возможным такое изумительное слияние музыки и слова. Нарастание и углубление чувств, все стадии духовных переживаний, высказанных в стихах, передает музыка, то задумчивая и нежная, то страстная и даже трагическое.)

**

«Брожу ли я вдоль улиц шумных» (1829)

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдём под вечны своды -

И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлёт судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Пророк (1826)

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами лёгкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей»

Тема – черты и свойства характера, которыми должен обладать поэт (в отличие от обыкновенного человека), чтобы в полной мере выполнить свое предназначение.

Идея – только на самом жарком накале своих чувств поэт способен создать высокохудожественное произведение, полностью посвятив себя эту делу. Нужна высокая цель, идея, во имя которой поэт творит.

«Зимний вечер» 1825

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тлeнья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приeмли равнодушно

И не оспаривай глупца

Жанр : величественная ода. Стихотворный размер – 6-ти стопный торжественный ямб.

Тема – полная достоинства оценка поэта совершенного им дела; Идея - главное в поэтическом творчестве – величие и влияние истинного поэта перейдет границы страны и эпохи. Пушкин понял, что что для поэта 2 пути: путь служения толпе и путь служение истине. Каждое слово поэт подтверждает поступками, творчеством, даже самой жизнью.

«Это одновременно исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В.В. Виноградов).

ВОПРОСЫ для самопроверки .

1. «Глаголом жги сердца людей ». Какими чертами, по мнению Пушкина, должен обладать поэт?

2. Проанализируйте одно из стихотворений поэта.

3 Назовите ведущие темы и мотивы пушкинской лирики. Прочитайте наизусть и проанализируйте одно из ваших любимых стихотворений поэта.

4 В чем вы видите особенности пушкинского романтизма? В каких произведениях они особенно отчетливо проявля­ются? Приведите примеры из известных вам лирических и лироэпических произведений поэта.

5 Чем обусловлена эволюция творческого метода Пушкина, его обращение к реализму? Как сочетались романтическое и реалистическое начало в творчестве поэта в период Ми­хайловской ссылки и последующие годы? В. Г. Белинский говорил о «лелеющей душу гуманности » поэзии А. С. Пушкина. Раскройте на конкретных приме­рах гуманистическую сущность лирики поэта. В чем ее значение для воспитания чувств читателя?

6. Каково значение творчества А. С. Пушкина для русского общества и развития отечественной литературы?

7. Большинство произведений Пушкина легло в основу музы­кальных творений известных русских композиторов и воп­лотилось в романсы, арии, оперы. Какие из произведений поэта положены на музыку? Назовите имена композито­ров. Какие особенности произведений А. С. Пушкина сде­лали возможным их

Шедевры пушкинской лирики - сложнейший сплав, в котором все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ритм, интонация, слово. Нот почему тщательный анализ текста произведений - основа правильного понимания их смысла и художественного своеобразия. Нельзя ограничиваться только тематической характеристикой стихотворений - следует изучить их образный строй, особенности жанра и стиля. Очень важно освоить образный «словарь» пушкинской лирики. В большинстве стихотворений мы находим ключевые слова-образы, за которыми стоит определенный биографический, литературный или психологический контекст. «Свобода» и «воля», «самовластье», «судьба», «дружба» и «любовь», «жизнь» и «смерть», «море» и «берег», «покой» и «буря», «зима», «весна» и «осень», «поэт» и «толпа» - в каждом из этих слов, в их смысле и звучании, Пушкин находил множество красок и оттенков. Они - как бы «длинное эхо» его идей и настроений.

В лирике Пушкина сложилась сложная, многоуровневая система лирических «зеркал», отражающих духовный и творческий облик поэта, основные черты его динамичной художественной системы. Изучение ведущих тем и мотивов пушкинской лирики требует внимательного отношения как к их устойчивости, повторяемости, так и к вариациям, движению, внутренним перекличкам.

Представления Пушкина о самых значительных жизненных ценностях отразились в стихотворениях о свободе, любви и дружбе, о творчестве. Эти лирические темы представляют разные стороны цельной, гармоничной личности. Они взаимодействуют, поддерживая, как бы «прошивая» друг друга, легко выходят за пределы лирического творчества, в мир пушкинского эпоса. Это единый круг размышлений поэта о том, что ему особенно дорого.

Тема свободы - одна из важнейших тем лирики Пушкина. Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода - основа дружбы. Свобода - условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась « святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы (см. стихотворение «И.И.Пущину», 1826). Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» - ключевые слова пушкинского словаря. Это слова-сигналы с широким кругом значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это знаки «присутствия» самого поэта. В лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.



Уже в стихотворениях 1817-1819 гг. свобода остановится то высшим общественным благом - предметом «похвального слова» («хочу воспеть Свободу миру»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то шагом от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в Истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей») и обозначением душевного состояния поэта(«тайная свобода»). Свобода для юного Пушкина не просто слово из словаря вольнодумцев. Свобода - это его точка зрения на мир, на людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

В петербургский период творчества свобода открылась Пушкину прежде всего как абсолютная, общечеловеческая ценность. Свобода - вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней поэт нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

Лирика 1817-1819 гг. - эхо пушкинских представлений о свободе. Поэтические образы, отражающие их в стихотворениях «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», - это образы аллегорические: Свобода и «Вольность святая» (ода «Вольность»), «звезда пленительного счастья» («К Чаадаеву»), «Свободы просвещенной... прекрасная Заря» («Деревня»).Эти образы - в одном ряду с «положительными» аллегорическими образами Закона («Вольность»), «обломков самовластья» («К Чаадаеву»), «народа неугнетенного» («Деревня»).Аллегории свободы противопоставлены «отрицательным» аллегориям «Тиранов мира», «неправедной Власти», «увенчанного злодея», «Рабства» («Вольность» и «Деревня»), «Барства дикого», «насильственной лозы», «Неумолимого Владельца», «Рабства тощего» («Деревня»).



В социально-философской оде «Вольность» (1817) поэт смотрит на мир как пристрастный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает «неправедная Власть». Весь мир, а не только Россия, лишен свободы, вольности, а следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага.

В романтической лирике Пушкина 1820-1824 гг. тема свободы занимала центральное место. О чем бы ни писал поэт-романтик - о кинжале, «тайном страже свободы», грозе несговорчивых тиранов («Кинжал»), о вожде восставших сербов Георгии Черном («Дочери Карагеоргия»), о Байроне или Наполеоне («Наполеон», «К морю»), о своих думах и повседневных занятиях в посланиях к друзьям, - мотивы свободы пронизывали стихотворения, придавая им неповторимый облик. В послании «Дельвигу» опальный поэт провозгласил: «Одна свобода мой кумир».

Море - символ любой природной и человеческой стихии. В его своенравии явлена неукротимая воля, мощь и непредсказуемость мировой стихии, окружающей человека. Оно вызывает ассоциации и со «стихиями» общественной жизни: бунтами, революциями, восстаниями. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Это очеловеченная «свободная стихия», близкая душе поэта-романтика и почитаемых им «гениев». В стихотворение включены своеобразные «эпитафии» Наполеону и Байрону. Вспоминая об этих «умчавшихся» гениях, Пушкин не только видит в них яркое воплощение стихийных начал человеческой души, но и углубляет символическое значение центрального образа стихотворения - образа моря.

Море - это и символ человеческой жизни, которая может «вынести» куда угодно, к любой «земле». Для того, чтобы подчеркнуть безграничность моря-жизни, Пушкин называет его «океаном», огромной водной пустыней. Поэта может поразить в ней только «одна скала, гробница славы» - остров Св. Елены, где «угасал Наполеон».

В конце 1820-х - 1830-е гг. Пушкин приходит к пониманию свободы, как личной независимости, «достоинства личного». Если раньше тема личной свободы возникала на фоне темы узника, изгнанника, то в творчестве последних лет она стала самостоятельной, охватив гораздо более широкий круг явлений общественной, частной и творческой жизни. В одной из заметок он подчеркнул: «Есть достоинство выше знатности рода, именно: достоинство личное». Любое нарушение прав личности, какими бы обстоятельствами оно ни было вызвано, расценивалось поэтом как подавление человека, покушение на его «самостоянье», стремление унизить его, низвести до положения раба.

Дружеская и любовная лирика - заветная область лирической поэзии Пушкина. В многочисленных стихотворениях, посвященных друзьям и возлюбленным, раскрылось его понимание этих высших жизненных ценностей, созданы яркие образы друзей и любимых женщин. Дружба и любовь для Пушкина - спутники юности, они возникают в «вихре жизни молодой» и сопровождают человека всю жизнь. Потребность Пушкина в дружеском общении, в понимании и поддержке друзей была столь же неизменной, как и потребность любить и быть любимым.

Многие стихотворения, написанные, как правило, в жанре дружеского стихотворного послания, посвящены самым близким по духу людям: лицеистам («первому другу» И.И.Пущину, «муз возвышенному пророку» и «парнасскому брату» А.А.Дельвигу, «брату родному по музе, по судьбам» В.К.Кюхельбекеру), «неизменному другу» П.Я.Чаадаеву, поэтам П.А.Вяземскому, Н.М.Языкову, Е.А.Баратынскому. Но дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него - это целый круг людей, близких «по судьбе», это «братство», «наш союз», сложившийся еще в лицее. Манифест дружбы - седьмая строфа стихотворения «19 октября».

Поэт подчеркивает гармонию, красоту, свободу, «беспечность», лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связей между друзьями. Дружба лицеистов не зависит ни от прихотей «судьбины», ни от переменчивого счастья. «Родина» лицейского братства - Царское Село, место, где «под сенью дружных муз» лицеистов свела сама судьба (в стихотворении созданы романтические портреты умершего в Италии Н.А.Корсакова и Ф.Ф.Матюшкина, говорится об И.И.Пущине, А.М.Горчакове и А.А.Дельвиге, с которыми поэт встречался в Михайловской ссылке, о В.К.Кюхельбекере).

Дружбу Пушкин понимал и как «сладостный союз», связывающий между собой поэтов. В послании «К Языкову» (1824) указана основа этого союза - творчество, вдохновение.

«Солнце русской поэзии….»

В.Ф. Одоевский


Период

Детство поэта

Годы

Болдинская осень

Петербург

Последние годы жизни




Арина Родионовна Яковлева (Матвеева)

Мария Алексеевна Ганнибал








Наумов. «Дуэль Пушкина с Дантесом.»

Адриан Волков. «Последний выстрел Пушкина»



Политическая лирика

Патриотические мотивы:

А)любовь к родной природе; б) гордость за героическое прошлое своего народа; в) чувство национальной гордости

Вольнолюбивые мотивы:

г)протест против самодержавия и крепостничества; д) стремление к «святой вольности»; е) воспевание свободолюбия, независимости человека


Стихотворения:

Ода «Вольность», «Лицинию», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Арион», «Анчар» , «Узник», «Птичка», "Свободы сеятель пустынный..." (1823), "К морю" (1824).


Пейзажная лирика

Стихотворения: «Осень», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Туча», «К морю», «Вновь я посетил…», «Деревня», "Редеет облаков летучая гряда..." (1820), "Кавказ" (1829), "Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю..." (1829), "Осень" (1833), "...Вновь я посетил..." (1835)


Философская лирика

Размышления поэта о смысле жизни, о назначении человека, о бессмертии души, о вечности бытия.

Стихотворения : «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Пирующие студенты», «Элегия», "Я пережил свои желанья..." (1821), "Бывало в сладком ослепленье..." (1823), "Дар напрасный, дар случайный..." (1828), "Анчар" (1828),"Бесы" (1830) и др.


Тема поэта и поэзии:

а)отношения поэта и власти; б) назначение художника в обществе; в) поэт и народ; поэт и толпа; г) оценка собственного творчества.

Стихотворения : «Пророк», »Памятник»,

«Поэт и толпа», «Эхо», «Чернь», «К Н. Я. Плюсковой», «Поэт»


Тема дружбы:

а)дружба как братский союз лицеистов; б) дружба как единство единомышлен-

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Пущину», «Друзьям», «Дельвигу»,


Любовная лирика:

а)любовь как идеальное, высокое чувство человека; б) любовь безответная

Стихотворения: «Я вас любил»,

«Я помню чудное мгновенье …», «Ее глаза», «Язык любви болтливой», «Желание славы»,

«Мадонна», «Сожжённое письмо», "На холмах Грузии лежит ночная мгла...« и др.


От греч. thema (основа сюжета произведения).

Интимная лирика

М.Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою…»

Б.Л. Пастернак «Зимний вечер».

Пейзажная лирика

А.А. Фет «Чудная картина…»

С.А. Есенин «за темной прядью перелесиц…».

Лирика дружбы

Б.Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня».

Тема поэта и поэзии

М.И. Цветаева «Роландов Рог».

Патриотическая и гражданская лирика

Н.А. Некрасов «Родина»

А.А. Ахматова «не с теми я, кто бросил землю…»

Философская лирика

Ф.И. Тютчев «Последний катаклизм»

И.А. Бунин «Вечер».

Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Обратите внимание! Не перепутайте лирического героя с эпическим. Пушкин очень подробно воспроизвел внутренний мир Евгения Онегина, но это эпический герой, участник главных событий романа. Лирическим героем романа Пушкина является Повествователь, тот, кто знаком с Онегиным и рассказывает его историю, глубоко переживая ее. Онегин лишь однажды становится лирическим героем в романе - когда пишет письмо Татьяне, так же как и она становится лирической героиней, когда пишет письмо Онегину.

Создавая образ лирического героя, поэт может сделать его личностно очень близким себе (стихи Лермонтова, Фета, Некрасова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой и др.). Но иногда поэт словно бы "прячется" за маской лирического героя, совершенно далекого от личности самого поэта; так, например, А Блок делает лирической героиней Офелию (2 стихотворения под названием "Песня Офелии") или уличного актера Арлекина ("Я был весь в пестрых лоскутьях..."), М.Цветаева - Гамлета ("На дне она, где ил..."), В.Брюсов - Клеопатру ("Клеопатра"), С.Есенин - крестьянского паренька из народной песни или сказки ("Матушка в купальницу по лесу ходила..."). Так что грамотнее, рассуждая о лирическом произведении, говорить о выражении в нем чувств не автора, а лирического героя.

Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке.

Мотив

От франц. motif – букв. движение.

Устойчивый формально-содержательный компонент произведения. В отличие от темы имеет непосредственную словесную закрепленность в тексте. Выявление мотива помогает понять подтекст произведения.

Традиционны в лирике мотивы борьбы, бегства, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества.

Лейтмотив

Ведущий мотив в одном или во многих произведениях.

Мотив изгнанничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова « Тучи».

Мотив одиночества в ранней лирике В.В. Маяковского.

Список литературы.

Основные мотивы лирики Пушкина

Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются самые существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей. Поэзия Пушкина - это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, которое касается его лично. Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одиночество - вот лишь небольшая часть мотивов его лирики.

Мотивы свободы и воли особенно возвышенно звучат в творчестве Пушкина в начале 20-х годов. В этот период он поддерживает тесные связи с будущими декабристами, а ода «Вольность» - своеобразное поэтическое выражение идей «Союза благоденствия». Но какие бы политические страсти не кипели, Пушкин, в первую очередь, оставался поэтом. Его оду благосклонно встретили читатели и единомышленники, но поэт никогда больше не обращается к этому жанру для создания актуальной политической лирики. Поэт почувствовал, что новое время нуждается не только в новых темах, но и новом их решении.

Одна из главных тем творчества Пушкина - тема поэта и поэзии. Радищев, Рылеев были его предшественниками в этой теме, определили гражданскую позицию поэта в отношении к явлениям действительности. Пушкин идет дальше, его волнует проблема свободы творчества, отображенная в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Книготорговец очерчивает традиционные поэтические темы:

И так любовью утомленный

Наскуча лепетом молвы

Заране отказались вы

Вот вашей лиры вдохновенной.

Теперь, оставя шумный свет

И муз, и ветреную моду

Что же изберете вы?

Свободу.

В поэзии «Пророк» поэт говорит о своей ответственности за все, что происходит на земле. Пушкин обращается к образам мифологии, Библии. В начале стихотворения отображается духовная опустошенность поэта, и осознание своей миссии пророка предоставляет новой силы чувствам и способностям поэта. Он приходит к выводу, что его миссия не просто утешать, радовать людей или давать наслаждение своими произведениями, но и учить читателя, вести его за собой:

«И бога глас ко мнет воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь

И внемли, исполнись волей моей

И, обходя моря и земли

Глаголом жги сердца людей!»

Любовная лирика Пушкина на удивление богата и разнообразна. Она имеет определенные особенности. Одна из них заключается в том, что поэт нарушает существующие правила и подчиняет форму содержания произведения (нет четкого разделенную на жанры - элегию, романс, послание). Например, известная поэзия «К ***» (Анне Петровне Керн), с одной стороны, выглядит, как послание, но имеет определенные черты романса и даже элегии.

Но Пушкин не только новатор формы, в любовной лирике он создает новую сеть ценностей, которая опирается на жизненную мудрость и гуманизм. Гуманизм проявляется, прежде всего, в его почтенном отношении к любимой, он признает за ней право на выбор, даже когда этот выбор не на его пользу. Самый характерный пример - поэзия «Я вас любил». Его любовь - это в первую очередь любовь к избраннице, а не к самому себе, к своему чувству.

Любовь, за Пушкиным, это не аномалия (как часто изображали ее романтики), это естественное состояние души человека, и даже когда это чувство не вызывает взаимность, оно приносит радость, а не страдание. Яркий пример такого взгляда на любовь - поэзия «На холмах Грузии лежит ночная мгла.»:

И сердце вновь горит и любит - оттого

Что не любит оный не может.

Исследователи творчества Пушкина определяют еще одну тему в творческом наследстве поэта - философская лирика. Это в первую очередь лирика природы, которая отбивает вечное течение жизни, неподвластного человека.

В стихах о природе Пушкин воспроизводил свои представления об укладе мира. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и, наконец, смерть изображаются, как естественные, не вызывают ни удивления, ни протеста. Природа мудрая и справедливая, Пушкин склоняет председателя перед самим чудом жизни, которое в его лирике прекрасное в любых проявлениях.

К философской лирике принадлежат и произведения, где Пушкин выкладывает свои взгляды на человеческое общество. Например, «Анчар». Он не противопоставляет понятие раб и обладатель, в его воображении эти лица равноправные, потому возникают такие строки:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом.

Вина за то, что зло, которое воплощает анчар, вылилось в мир, лежит на них обоих. Рабство - это обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе.

Пушкин - первый русский писатель мирового значения, который имел влияние не только на русский, но и на мировой литературный процесс. Достоевский утверждал, что вся русская литература «вышла из Пушкина». Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в полной мере это определение можно отнести и к лирике Пушкина.

Включайся в дискуссию
Читайте также
15 монастыри и монахи в псковском крае
Строим храм чуда архангела михаила в хонех
Житие святой мученицы Иулии (Юлии) Святая мученица иулия