Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Классификация жестов, используемых в показе. Жесты: попытка обобщения и классификации Жесты их классификация и распознавание

Основные группы жестов и поз человека

Таблица 1.

Жесты и поза Краткое описание
Открытые Развернутые навстречу собеседнику руки. Демонстрация раскрытых ладоней часто сопровождается поднятием плеч. Расстегнутый пиджак (куртка).
Закрытые Скрещенные на груди руки, либо попытка как-то закрыть корпус тела руками, закрытость усиливается, в случае если пальцы сжаты в кулаки. Посадка на стул, при которой спинка является как бы щитом. Человек грызет конец ручки, карандаша. Пощипывание, потирание ладоней.
Свидетельствующие о напряженности Короткое дыхание, частые вскрики и неясные звуки – звуковой фон напряженности. Крепко сцепленные руки кроме того, кроме того это еще жест подозрения и недоверия. Защитное поглаживание шеи ладонью. Отворачивание лица в сторону – недовольство, отрицание. С таким человеком в начале разговора нужно сесть с ним рядом.
При самоконтроле Руки отведены за спину, и там одна сжимает другую. Скрещенные лодыжки ноᴦ.цеплены в подлокотники кресла.
Указывающие на скуку Постукивание рукой или ногой, пощелкивание колпачком ручки. Отсутствующий взгляд. Машинальное рисование на бумаге.
Выражающее расположение Руки приложены к груди. Приближение к другому человеку, нужно вовремя замечать, когда партнер начинает отодвигаться.

Рисунок 2.

Мимика – движение мышц лица, выражающее состояние эмоций человека (гнев, презрение, страдание, страх, удивление, радость). Взгляд (визуальный контакт) играет огромное значение при общении, свидетельствует о расположении к общению. ʼʼС помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться исходя из настроения. В случае если человек возбужден или заинтересован чем-либо, находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормой. И, напротив - сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Мимика - движение мышц лица, отра­жающие внутреннее эмоциональное состояние. Мимические выражения несут более 70 % информации. глаза, взгляд, лицо человека способно сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), в случае если его глаза встре­чаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора (рис.5.2.).

Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом было показано, что взгляд связан с процессом форми­рования высказывания и трудностью этого процессу. Ког­да человек только формирует мысль, он чаще всœего смотрит в сторону (ʼʼв пространствоʼʼ), когда мысль полностью гото­ва - на собеседника. В случае если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолева­ется - больше. Вообще же тот, кто в данный момент гово­рит, меньше смотрит на партнера - только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и ʼʼпосылаетʼʼ ему сигна­лы обратной связи.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о со­стоянии человека, поскольку расширение и сужение зрач­ков не поддается сознательному контролю. При постоян­ном освещении зрачки могут расширяться или сужаться исходя из настроения. В случае если человек возбужден или заинтересован чем-то или находится в приподнятом настро­ении, его зрачки расширяются в четыре раза против нор­мального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настро­ение заставляет зрачки сужаться.

По своей специфике взгляд должна быть: деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполага­ет создание серьезной атмосферы делового партнерства; светский - когда взгляд опускается ниже уровня ниже глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию ат­мосферы светского непринужденного общения; интим­ный - когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - на другие части тела до уровня груди. Специ­алисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей за­интересованности друг другом в общении; взгляд искоса - говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека: это вызвано тем, что правое полу­шарие, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции от­ражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, а отрицательные - ярче выражены на левой.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. При этом во всœех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить: коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д.); модальные , т. е. выражающие оценку и отношение (жеста одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.); описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

Жесты при общении несут много информации. В языке жестов, как в речевом, есть слова, предложения. Жесты можно разбить на 5 групп:

1. Жесты-иллюстраторы - это жесты сообщения: указа­тели (ʼʼуказывающий перстʼʼ), пиктографа, т, е. образные картины изображения (ʼʼвот такого размера и конфигура­цийʼʼ); кинœетографы - движения телом; жесты-ʼʼбитыʼʼ (же-сты - ʼʼотмашкиʼʼ); идеографы, т, е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

2.Жесты-регуляторы -это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целœенаправленные движения руками.

3.Жесты-эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. К примеру, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях - ʼʼздравствуйтеʼʼ, а поднятые над головой - "до свиданияʼʼ,

4.Жесты-адапторы - это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это бывают: а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.),

5.Жесты-аффекторы - жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определœенные эмоции.

Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подерги­вания губ и пр.

Практика показывает, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции.

Вот почему для проницательного человека важно приобрести рвение пони­мать ложные, притворные жесты.

Особенность этих жестов состоит в следующем: они преувеличивают слабые вол­нения (демонстрация усиления движений руками и корпу­сом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начи­наются с конечностей и заканчиваются на лице. При обще­нии часто возникают следующие виды жестов: жесты оценки - почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание и др.
Размещено на реф.рф
(человек оценивает информацию); жесты уверенности - соединœение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле; жесты нервозности и неуверенности - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.; жесты самоконтроля - руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.; жесты ожидания - потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань и т.д.

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтнос­ти, т. е. совпадении жестов и речевых высказываний. Рече­вые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом выска­зываний является сигналом лжи.

Жесты являются наиболее интересными средствами невербальной комму­никации. Во всœем мире основные коммуникационные жесты не от­личаются друг от друга.Когда люди счастливы, они улыбаются; печальны - хмурятся; сердятся - у них сердитый взгляд.

Кивание головой почти во всœем мире обозначает ʼʼдаʼʼ. Скорее это врожденный жест, так как он проявляется и у слепых и у глухих детей. Покачивание головой для обозначения несогласия является универсальным. Может быть, он был приобретен в детстве, когда, наевшись, ребенок отворачивается от материнской груди, ложки. Оскаливание зубов , злобная насмешка обозначает враждеб­ность. Даже улыбка была сначала символом угрозы и лишь позднее она приняла положительное значение. Жест ʼʼпожимание плечамиʼʼ - универсальный жест, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь. Для этого жеста характерны развернутые ладони, поднятые брови.

Знаменитый учитель риторики Квинтилиан говорил: ʼʼДвижения всœего тела помогают оратору, но руки говорят самиʼʼ. Рукам доступно около семисот тысяч разных движений и поло­жений. Пальцы, к примеру, запрещают, предупреждают, манят, грозят, передают счет. Каждый палец - свое назначение. К невербальным средствам общения относится способность личности выражать свое отношение к миру через мимику лица, жесты, позу и т.д.

Наибольшую информацию о вступлении в общение и об отношении человека к окружающему, несет не столько лицо, сколько тело человека. Движения тела (жесты, позы, стили экспрессивного поведения) содержат больше информации о индивидуально-психологическом состоянии человека. Поза - ϶ᴛᴏ положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Выяснено, что человек может принимать 1000 поз. В соответствии с моральными, этическими принципами, установленными в обществе, некоторые позы запрещаются, а другие закрепляются. Поза указывает на то, какой статус занимает человек в какой-либо ситуации по отношению к другим людям и как тело размещено. Это свидетельствует либо о расположении, либо о закрытости к общению.

Закрытые позы – человек пытается закрыться каким-либо образом, занять как можно меньше пространства. Часто закрытые позы воспринимаются как позы недоверия, противодействия, несогласия, критики. Часто встречается ʼʼнаполеоновскаяʼʼ поза – стоя, когда руки скрещены на груди; сидя – обе руки упираются в подбородок.

Защитные барьеры. Укрытие за какой-нибудь перегородкой есть естествен­ная реакция человека, которую он усваивает в раннем детст­ве для самосохранения. Взрослея, мы стали так искусно применять данный жест, что его очевидность стала незаметной окружающим.В качестве защитных барьеров могут выступать руки.Замаскированные жесты, связанные со скрещиванием рук, являются усовершенствованными жестами, к которым прибегают люди, постоянно находящиеся в центре внимания. В этом случае в качестве барьера могут служить различные предметы: сумочки, браслеты, часы, запонки и т. п.Ноги тоже могут формировать защитные барьеры. Стан­дартное перекрещивание ноги за ногу говорит о взволнован­ном состоянии и является защитной позицией только определœенном контексте. Закинутая нога напоминает цифру 4 - говорит о присутствии духа соперничества и противоре­чия. Перекрещенные ноги в положении стоя сообщают о на­пряженном состоянии человека.

Открытые позы воспринимаются как доверие, доброжелательность, психический комфорт к собеседнику. Наиболее часто встречаются позы стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя – руки раскинуты, ноги вытянуты.

Установлено, что если человек заинтересован в общении, то он будет ориентироваться на своего собеседника, перемещая свое тело в его сторону, и, напротив - если не заинтересован, то будет откидываться назад и ориентировать свое тело в сторону. Человек стоящий прямо в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра, хочет заявить о себе. Человек, которому нет крайне важно сти подчеркивать свой статус, будет спокоен, расслаблен, находясь в состоянии непринужденной позы.

Походка - ϶ᴛᴏ стиль передвижения человека, по которому можно судить об эмоциональном состоянии. Так ʼʼтяжелая походка проявляется во время гнева, ʼʼлегкаяʼʼ – при радости, ʼʼвялаяʼʼ и ʼʼугнетеннаяʼʼ при страданиях, а самая ʼʼширокаяʼʼ (самая большая длина шага) – при гордости. Походка человека - это стиль передвижения, по которо­му довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем, оказалось, что самая тяжелая походка - при гневе, самая легкая - при ра­дости, вялая, угнетенная походка - при страданиях, самая большая дайна шага - при гордости.

Среди средств общения выделяется особая группа – такесическая, проявляющаяся в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. На использование этих средств большую роль оказывает статус партнера, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия можно разделить на 3 группы: 1) доминирующее рукопожатие – рука сверху, ладонь развернута вниз; 2) покорное рукопожатие – рука снизу, ладонь развернута вверх; 3) равноправное рукопожатие.

Похлопывание по плечу возможно при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

Такесические средства общения (жесты-регуляторы) выполняют функцию статусно-ролевых отношений общающихся. Неадекватное использование этих средств может привести к конфликтной ситуации. Испокон веков открытая ладонь ассоциировалась с иск­ренностью, преданностью и доверчивостью. В повсœедневной жизни люди используют два положения ладони: ладонь протягивается ʼʼлодочкойʼʼ - жест нищего, просящего милостыню; ладонь развернута вниз - сдерживающий, успокаивающий жест. Когда люди откровенны, они протягивают одну или две ладони, раскрывают ладони полностью или частично. Это бессознательный жест. В случае если человек лжет, он прячет ладони или скрещивает их. Сигнал, передаваемый ладонью человека, является од­ним из самых заметных и наиболее значимых невербальных сигналов. В случае если правильно использовать силу ладони, то она мо­жет придать человеку больше авторитета и возможности командовать. Существуют три базовых командных жес­та ладони: положение ладони вверх - доверительное положение; положение ладони вниз - доминирующее положение; положение указывающего перста - агрессивное положение. В современной жизни при приветствии мы используем жест рукопожатия, причем данный жест может помочь вам при разговоре.

Существуют различные виды рукопожатий:властное - протягивается ладонь, направленная вниз. Существует много способов обращения с доминантным рукопожатием. Один из них - охватить руку человека за запястье, а затем встряхнуть ее; перчатка - автор жеста пытается подчеркнуть, что он честен, в связи с этим обхватывает ладонь собеседника обеими руками; пожатие кончиков пальцев - цель его - держать человека на расстоянии и т.д. (рис. 3)

Основные группы жестов и поз человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные группы жестов и поз человека" 2017, 2018.

  • - жесты-иллюстраторы;
  • - жесты-регуляторы;
  • - жесты-эмблемы;
  • - жесты-адапторы;
  • - жесты-аффекторы.

Жесты-иллюстраторы.

С их помощью поясняются сказанные слова, усиливаются ключевые и в результате лучше запоминаются моменты 6(44711.1. Наиболее типичный пример - указание направления рукой. Интенсивность жестикуляции зависит от темперамента и когда она сильно различается, собеседники чувствуют неловкость, хотя часто не могут понять причину такого состояния.

Применение жестов-иллюстраторов культурно обусловлено. Главное различие заключается в интенсивности использования жестов. Так, жители Средиземноморья активнее пользуются жестами, чем пароды Центральной или Северной Европы.

Жесты-регуляторы играют очень важную роль в начале и в конце беседы. Одним из таких жестов является рукопожатие - традиционная и древнейшая форма приветствия. Не случайно немецкий философ И. Кант назвал руку "видимой частью мозга".

Рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком вялые руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. Однако задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения (он как будто попал в капкан).

Следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у иностранцев. Например, при встрече с партнерами из Азии не следует сжимать им ладонь слишком сильно и долго. Наоборот, западноевропейские и американские предприниматели терпеть не могут вялых рукопожатии, поскольку у них очень ценятся атлетизм и энергия. Им следует пожимать руку энергично и сильно.

С помощью различного разворота ладони можно придать этому жесту особые значения. Когда ваша рука, захватывая руку другого человека, оказывается повернутой вниз ладонью, это властное рукопожатие. Оно свидетельствует о том, что вы хотите главенствовать в процессе общения с вашим партнером.

Когда вы протягиваете руку, развернув ее ладонью вверх, это покорное рукопожатие. Оно бывает эффективным в ситуациях, когда нужно отдать инициативу другому человеку или позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

Рукопожатие, при котором руки партнеров остаются в одинаковом положении, означает, что они оба испытывают друг к другу чувство уважения и доверия.

Пожатие прямой, не согнутой в локте, рукой, как и властное рукопожатие, является признаком неуважения. Его главное назначение состоит в том, чтобы сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве.

Пожатие кончиками пальцев, когда вместо руки в ладонь партнера "вкладываются" только пальцы, идентично предшествующему жесту. Цель инициатора этого рукопожатия заключается в том, чтобы держать партнера по общению на удобном для себя расстоянии.

Пожатие с применением обеих рук (жест, называемый "перчаткой") означает, что его инициатор честен и ему можно доверять. Такой жест применяется только по отношению к хорошо знакомым людям и выражает искренность или глубину чувств по отношению к партнеру.

Для передачи избыточных чувств используется левая рука, которая кладется на правую руку партнера. Если она кладется па локоть партнера, то это выражает больше чувств, чем при захватывании запястья, если на плечо - больше, чем когда она находится на предплечье.

Жесты-эмблемы используются для выражения физического или душевного состояния человека, но имеют вполне определенное значение, специфичное для каждой страны. К ним относится, например, довольно распространенный сегодня во многих странах мира американский символ "ОК", означающий "все хорошо", "все в порядке" и передающийся с помощью большого и указательного пальцев, которые как бы образуют букву "о". Однако этот жест нельзя считать общепринятым. Например, во Франции он может означать "ноль", а в Японии - деньги.

Другие жесты-символы еще в большей степени ограничены рамками той или иной культуры или местности, причем эта специфичность может проявляться двояко.

Во-первых, для обозначения какого-либо понятия в одной культуре может быть один символ, в то время как в другой - подобный символ отсутствует вовсе. Так, в Саудовской Аравии поцелуй в макушку означает извинение. В Иордании и некоторых других арабских странах проведение по зубам ногтем большого пальца символизирует ограничение финансовых возможностей.

Во-вторых, национальная специфика проявляется в том, что в разных культурах используются разные жесты-символы для обозначения одних и тех же или близких понятий. В частности, для того чтобы показать самоубийственность того или иного действия, решения и т.п., американцы приставляют один или два пальца к голове, как бы показывая тем самым пистолет. В аналогичной ситуации жители Папуа и Новой Гвинеи проводят рукой по горлу, а японцы делают энергичное движение рукой, сжатой в кулак.

В тех случаях, когда значение жестов не совпадает, могут наблюдаться курьезные случаи.

Русский бизнесмен, гостивший в Японии, желая показать хозяину, что он наелся, сделал жест "сыт по горло" (указательным пальцем правой руки слева направо провел под подбородком). Хозяин побледнел и опустился на стул. В японской культуре этот жест означает "Вы уволены", и японец решил, что русский сообщает ему плохую новость.

Жесты-адапторы сопровождают обычно наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний. Так, если человек расстроен, он может теребить мочку уха или одежду, а в затруднительных случаях - почесывать затылок.

Жесты-аффекторы выражают эмоциональное состояние человека, его отношение к происходящему (жалости, радости, открытости, искренности). Жесты, выражающие внутреннее состояние человека, как правило, не контролируются и выражаются у большинства людей сходным образом. Понимание этого языка называют "чтением партнера".

Термин « жесты» понимается как движения рук или кистей рук, но зачастую используется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики (партнер достает определенный предмет, открывает дверь, закуривает и т. п.). В таком случае для обозначения собственно движений рук употребляется термин «жестикуляция».

Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека, при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию, предмету.

В психологии невербального общения еще не выработана общепризнанная классификация жестов. Известные классификации построены на различных основаниях, но даже собранные вместе, они не позволяют во всей полноте обозначить связи жестов со структурой личности и ее общением.

Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).

При классификации жестов необходимо учитывать тот факт, что у человека отсутствует возможность запечатления движения в трехмерном пространстве и времени. В процессе коммуникации движение может быть запечатлено только в одной из плоскостей, поэтому для описания жеста следует указать либо орган, выполняющий движение; либо его направленность; либо цикличность, этапность в совершении движения; либо его отношение к положению человеческого тела в пространстве. Эти принципы описания положены в основу словарей жестов.

В соответствии с классификацией известного исследователя невербального поведения А. Штангля выделяются:



  • жесты рук: руки, вяло свисающие вдоль тела, - пассивность, недостаток воли; скрещенные на груди руки - тенденция к дистанцированию, известная изоляция, выжидание и др.;

  • жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх - объяснение, убеждение, открытое представление, отдавание; руки спрятаны в карманах - скрывание неуверенности, потеря непосредственности; рука сжимается в кулак - концентрация, стремление к самоутверждению и др.;

  • «игры рук»: пальцы барабанят по столу - демонстрация незаинтересованности; стирающие движения по лбу - стирание нехороших мыслей, плохих представлений и др.;

  • жесты пальцев: палец засунут в рот - инфантильная наивность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко рту - стремление предотвратить всякое проявление, импульс к овладению собой; палец касается глаз или ушей - опосредованный знак неловкости, плохое настроение, известная робость и др.;

  • рукопожатие: твердое, энергичное, тяжелое, давящее, бесцветное, слабое и др.

В классификации австралийского исследователя А. Пиза представлены наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия:



  • жесты ладони: открытая ладонь, говорящая о правдивости, честности, преданности; пальцы собраны в кулак и виден только указательный палец - «указующий перст», сила, принуждение к действию и др.;

  • жесты кистями и руками: рука, охватывающая запястье, говорит о неоправданных ожиданиях и попытке самоконтроля; скрещенные руки с большими пальцами, направленными вверх - оборонительное или негативное отношение к чему-либо и др.;

  • жесты «рука к лицу»: «рука к носу» указывает о недоверии к говорящему; потирание глаза - попытка блокировать ложь; почесывание шеи - сомнение, неуверенность и др.; рука поддерживает голову - скука, отсутствие интереса; поглаживание подбородка - принятие решения; потирание тыльной стороны шеи - сигнал неоправданных ожиданий и др.;

  • барьеры из рук: скрещенные на груди руки с ладонями, сжатыми в кулаки, говорят о враждебном отношении к партнеру; дотрагивание до предмета, расположенного вблизи другой руки, - стремление к достижению безопасности и др.;

  • барьеры из ног: перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, попытку защититься от чего-то и др.

В общении жесты выполняют разнообразные функции. В классификации жестов, разработанной психологом Е. А. Петровой, учтены не только особенности жестов, но и разнообразные функции общения, которые они реализуют:



  • аффективно-коммуникативная - жесты, выражающие чувства, волю, желание, другие состояния (эмотивная функция); жесты, выражающие течение перцептивных, мимических, интеллектуальных процессов (функция выражения процессов); жесты, сигнализирующие об отношениях, установках, оценках, самооценках (модальная функция);

  • регулятивно-коммуникативная - фатические жесты (жесты вступления в контакт); конативные жесты (жесты, способствующие поддержанию и усилению контакта); эндные жесты (жесты завершения контакта);

  • информативно-коммуникативная - презентация информации об объекте, о себе, о другом.

Соотношение вербальной и невербальной информации в процессе коммуникации представлено в следующей классификации Н. И. Смирновой:



  • коммуникативные жесты , замещающие в речи элементы языка (жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, дразнящие, жесты утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение и др.);

  • описательно-изобразительные жесты , сопровождающие речь и теряющие смысл вне речевого контекста (жесты, обозначающие размер, форму предмета, пространственное расположение объекта и др.);

  • модальные жесты , выражающие оценку предметов, явлений, людей (жесты одобрения, неудовольствия, недоверия, неуверенности, растерянности, отвращения, радости, восторга, удивления).

Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предоставляемой жестами партнеру, их подразделяют на следующие группы:



  • жесты-регуляторы , выражающие отношение говорящего к чему-либо или к кому-либо (кивок, целенаправленные движения руками и др.);

  • жесты-эмблемы - своеобразные заменители слов или фразв общении (поднятый вверх большой палец и др.);

  • жесты-иллюстраторы - жесты сообщения, образные картины сообщения («вот какого размера», «вот такой формы», движения руками, соединяющие воображаемые предметы и др.);

  • жесты-адаптеры , демонстрирующие специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывание, поглаживание, перебирание отдельных предметов и др.);

  • жесты-аффекторы , выражающие через движения тела определенные эмоции (растерянность, удивление, отвращение, радость);

  • жесты оценки получаемой информации (один палец отставлен, остальные под подбородком - критическая оценка; почесывание подбородка - обдумывание предстоящего высказывания; почесывание пальцем спинки носа - озабоченность, сомнение).

Жестам всегда присуща, во-первых, вариативность (даже в тех случаях, когда они общеупотребительны), обусловленная прежде всего индивидуальными особенностями человека; во-вторых, многофункциональность . Например, взмах руки может употребляться как знак отчаяния, привлечения внимания или отказа от чего-либо. Кивки головой не всегда означают согласие - часто они лишь показывают говорящему, что его слушают и готовы слушать дальше, и как бы дают разрешение собеседнику продолжать речь, поэтому в групповой беседе говорящий обычно обращает свои слова непосредственно к тем, кто постоянно кивает.

Вариативность и многофункциональность жестов связаны также с различиями культур, в которых они функционируют: один и тот же жест может быть интерпретирован по-разному. Так, удар по ладони партнера в момент или после произнесения фразы «говорит» египтянину или сирийцу о том, что собеседнику понравилась сказанная шутка, острая фраза, а европеец то же движение рук воспримет как проявление неуважения. Кроме того, жесты, распространенные в одной культуре, могут вовсе отсутствовать в другой. Например, жест «большой палец правой руки опущен вниз», обозначающий у англичан неодобрение, отсутствует у русских, а жест«почесывание затылка», передающий у русских старание припомнить что-то, у англичан встречается довольно редко.

Такесика - специальная область психологии невербального поведения, занимающаяся изучением жестов-прикосновений. Несмотря на то, что тактильно-кинестетическая система дает менее точную, чем зрение, информацию о другом человеке, в ряде случаев возможен ее приоритет в организации процесса общения.

Такесика базируется на двух основных элементах - физическом контакте и расположении тела в пространстве . Физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопываний является важным средством взаимодействия между людьми. Прикосновения формируют у ребенка представления о пространстве своего тела, благодаря им во многом складывается эмоциональный мир ребенка (ласковые прикосновения матери, «формальные» прикосновения врача и т. д.).

Через прикосновения человек выражает самые сильные чувства - любовь и ненависть. Физическое уничтожение человека происходит чаще всего с помощью таких физических контактов, как побои, удары, и психологическое унижение личности также связано с ними (пощечина, принуждение к физическим контактам).

Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматривается рукопожатие - одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий:



  • ладонь, повернутая вниз , на ладони партнера - стремление к доминированию, властное рукопожатие, попытка взять ситуацию под контроль;

  • ладонь, повернутая вверх , под ладонью партнера - готовность к подчинению, сигнал тому, чье доминирование признается;

  • ладонь ребром вниз (вертикальное положения) - позиция равенства;

  • рукопожатие «перчатка» (две ладони охватывают одну ладонь собеседника) - стремление показать искренность, отзывчивость, глубину чувств инициатора рукопожатия; жест, как правило, сопровождается улыбкой и потряхиванием;

  • рукопожатие «котлеткой» , вялое рукопожатие может служить показателем слабости характера;

  • рукопожатие сильное часто является отличительной чертой активных или агрессивных людей;

  • короткое, вялое рукопожатие может свидетельствовать о безразличии;

  • весьма продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки говорят о сильном влиянии партнера, выраженном чувстве ответственности.

В деловой коммуникации следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у представителей разных культур, поскольку незнание культурной традиции может привести к затруднению в общении. Рукопожатия как знак приветствия более приняты у русских, чем у англичан или американцев. Западноевропейские и американские предприниматели не любят вялых рукопожатий, так как ценят атлетизм и энергичность. Тем не менее, у американцев не приняты рукопожатия, если между людьми существует интенсивный контакт, что совершенно не совпадает с этикетом рукопожатий у русских.

В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют запреты на прикосновение партнеров друг к другу во время беседы. Например, японцы считают, что касаться собеседника может человек лишь при полной потере самоконтроля либо для выражения своего недружелюбия и агрессивных намерений. В то же время арабы, латиноамериканцы часто касаются друг друга в процессе диалога.

Показатели интенсивности жестикуляции (сила и частота) также определяются культурными нормами. Согласно усредненным данным, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец - 80, француз - 120, а мексиканец - 180 раз.

У представителей одной культуры также наблюдаются различные показатели интенсивности жестикуляции вследствие индивидуальных различий. Чрезмерное жестикулирование отмечается у человека, например, при ослаблении или отсутствии обратной связи со стороны партнера по общению; может быть также выражением беспокойства, неуверенности человека; в ситуации переговоров, сопровождающихся сильными эмоциями, более интенсивно жестикулируют те, кто претендует на лидерство.

Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи.

  • Психология: личность и бизнес

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Согласно исследованиям ученого Альберта Мейерабиан первое восприятие об ораторе в процессе его выступления строится на 7% из вербальных средств, на 38% – за счет звуковых средств (тон, интонация), и на 55% – за счет невербальных средств (жесты, мимика).

В процессе публичного выступления оратор осуществляет коммуникацию. Последняя делится на вербальную и невербальную. Вербальные коммуникации – это все языковые средства передачи информации. К ним относится аргументация, критика, словесные выражения. Невербальная коммуникация – это все неязыковые средства передачи информации такие, как позы, жесты, мимика.

С момента первого упоминания о жестах в научной литературе ученые обнаружили и зарегистрировали более 1000 жестов. Не маленькое число. Оно значительно затрудняет классификацию жестов. Наиболее широкая классификация делит жесты на естественные (неосознанные, т.е. появляющиеся спонтанно, ими обладает каждый человек) и искусственные (осознанные, часто связаны с профессиональной деятельностью человека, например, дирижер, биржевик).

Однако в данной статье будет рассмотрена другая классификация жестов, которая делится на следующие жесты:

— ритмические;

— эмоциональные;

— указательные;

— изобразительные;

— символические.

Ритмические жесты

Этот вид жестов связан с тактом публичного выступления. Они вступают в речь с паузами, ускорением или замедлением интонации. Когда нужно поставить логическое ударение. Такие жесты мы можем видеть у выступающих по телевизору. Когда человек говорит медленно, спокойно, его жесты не спешны. И наоборот, когда выступающий говорит оживленно, эмоционально, жесты активизируются.

Совет: жестикулируйте для акцентирования внимания.

Эмоциональные жесты

Из самого названия понятно с чем связан этот вид жестов. Они предназначены для эмоционального усиления речи. Используя эти жесты, оратор добавляет выразительности речи. Такими жестами можно изображать радость, грусть, гнев, спокойствие, волнение, восторг, недоумение и т.д. Сложно привести пример такого жеста. Потому как они, как правило, спонтанно проявляются в нашей речи. Но в то же время их можно встретить практически в любом выступлении.

Совет: жестикулируйте для того, чтобы завести аудиторию.

Указательные жесты

С их помощью на сцене мы указываем на что-то. Если во время публичного выступления за вами доска, и вы активно с ней работаете, то все жесты, направляемые на эту доску, являются указательными. Если вам нужно выбрать кого-то из зала для продолжения речи или обратить на кого-то внимание, то вы тоже будете использовать этот вид жестов. Как правило, это движение рукой с вытянутыми пальцами в направлении цели.

Совет: жестикуляция должна быть естественной, следующей естественным импульсам человека.

Изобразительные жесты

Такие жесты являются дополнением к речи выступающего. Это связано со сложностью изложения текста выступления. Иногда легче показать, чем объяснить. Например, вы показываете размер. Если большой, то вы разводите руки в стороны. Если маленький, то вы сужаете ладони друг к другу.

Совет: жесты должны быть открытыми, демонстрировать стремление к контакту, доброжелательность, желание убедить.

Символические жесты

Такие жесты могут передавать глубокое значение и смысл. Достаточно одного жеста, чтобы аудитория поняла оратора без слов, то, о чем бы он хотел сказать. Иными словам получается то, что символический жест заменяет слова. Например, кивок в знак приветствия или поклон как благодарность за аплодисменты.

Совет: жесты должны быть выразительными, украшающими речь.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Документы для регистрации права собственности на квартиру – полный перечень
Старший вице-президент ВЭБ Игорь Краснов — в интервью “Ъ FM”
Текущий налог на прибыль Текущий налог на прибыль как рассчитать