Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Эпизод второй. Психология и психоложество

Предложить изменения Сообщить о закрытии

Предпосылки для возникновения Института прикладной психологии обозначились еще в 60-х годах XX века. В этот период отечественным психологам было запрещено применять психодиагностику. Л.Н. Собчик - одна из немногих в то время занималась изучением и адаптацией психодиагностических методов. Именно она адаптировала популярный тест MMPI, тест Роршаха, тест Лири. После 1980 года Л.Н. Собчик создала несколько собственных тестов: РАТ, метод сравнения парных таблиц, метод портретных выборов и многие другие. Под ее руководством издавались и соответствующие пособия. Богатый опыт этого психолога позволил в 1993 году создать Институт прикладной психологии. Разработки института стали активно внедряться в сферы профориентации, кадрового отбора и управления, семейного консультирования. В настоящее время пособиями и разработками специалистов ИПД пользуются психологические службы таких организаций как ГАЗПРОМ, МВД, Таможенное управление РФ, Прокуратура РФ, Департамент занятости населения. Институт организует курсы повышения квалификации в разных городах России. Также предлагается к прохождению авторский курс Собчик, имеется возможность заниматься индивидуально.

Людмила Собчик

© Собчик Л. Н., текст, 2017

© Тихонов М. В., фото, 2015

© ООО «Издательство «Э», 2018

Мир спасается любовью

Я не могу сказать что удивился, когда Людмила Николаевна Собчик написала мне с просьбой дать рецензию на ее новую книгу. То, что произошло, было гораздо больше удивления: мне, молодому, практически начинающему психологу пишет мэтр отечественной психологии, лучший специалист в психодиагностике, разработчик оригинальной теории личности. Я был просто поражен новостью и оказанной честью.

Позже стало понятно, что Людмиле Николаевне нужно мнение как раз молодого психолога. Вполне логично, если учесть, что сегодня у нашего поколения ценности и представления о жизни весьма разные. Может быть сыграло роль и то, что я отношусь к Московской школе христианской психологии, которая зарегистрирована на факультете психологии Московского православного института и моя основная работа – консультация людей в центре практической христианской психологии при том же институте. С проблемами, которые обозначены в книге мы работаем ежедневно.

Ко мне ежедневно приходят люди, которые считают, что если их супруг/супруга, знакомый, ребенок, коллега не похож на них, то он «неправильный». И просят изменить этого неправильного человека. Знание основ психологии индивидуальности, которые можно получить из книги помогают понять, что мы ценны своими отличиями. Замечательно, что рассказано, не только о том, что мы отличаемся, а о том, чем мы отличаемся, почему это происходит и как с этим быть.

Конечно, далеко не все проблемы в жизни возникают из-за характера и индивидуальности. Есть и детские травмы, и объективная ситуация, и много чего еще. Но индивидуальность всегда играет определенную роль. Часто характер управляет нами. Мы слишком вспыльчивы и не можем сдержать гнев в общении с коллегами или близкими. Мы слишком погружены в себя, чтобы увидеть людей вокруг. Мы любим быть в центре внимания и делаем все, чтобы достичь этого. Однако, осознав свои привычки, познакомившись со своим характером, человек, личность может встать над ним. И это начало: «…разобравшись в своем характере, начинать нужно с себя, понять свои ошибки, сдерживать свои непосредственные реакции: каждый человек может и должен свой характер контролировать, это свидетельство того, что он взрослый человек, зрелая личность».

Для меня, не только как для психолога, а как для отца чудесных маленьких мальчика и девочки были очень важны главы о детях. Они проникнуты по-настоящему человечными, но совсем не приторными взглядами о том, как же ребенка воспитывать, как с ним взаимодействовать. Иногда запрет или наказание кажется если не правильным, то наиболее простым способом разрешить ту или иную ситуацию. В книге объясняется, почему это не так и какие губительные последствия может принести. С другой стороны нет модных призывов к вседозволенности. Прекрасно описано, какое воздействие будут оказывать на ребенка родители с разными типами характеров и что будет, если, зациклившись на себе, они забудут о ребенке. Автор напоминает нам, что даже малыш ценен сам по себе. Уверен, что для многих будут актуальны главы о подростковых проблемах, в которых затронуты очень серьезные вопросы: подросткового суицида, ценностной ориентации подростка, проблемы отношений в подростковом возрасте. И все это тоже основывается на многолетнем исследовательском опыте в сфере психологии личности.

Мне очень близка идея, если можно сказать, дух этой замечательной книги – мир спасется любовью. Любовью к родителям, супругам, детям, друзьям и коллегам и даже к себе. Ведь без любви никакие знания не помогут нам встать над собой, как бы мы не пытались.

Лазарев М. А.

психолог-консультант

Центра практической христианской

психологии факультета психологии

Московского православного института,

преподаватель Свято-Тихоновского

гуманитарного университета

«И жизнь, и слезы, и любовь…»

Жизнь прекрасна и удивительна, особенно если руководствоваться не только чувствами, но и умом.

Как красивы восходы солнца и его закаты, наблюдаете ли вы их с балкона деревенского дома или из окна своей городской квартиры! Как украшает нашу жизнь зеленеющая листва и аромат растений. Как таинственно шумит морской прибой или журчит ручей! Как забавны котята, собачки и другие зверушки, рыбки и птички!

А еще – как наполняет нашу жизнь «роскошь человеческого общения»!

Откуда же берутся огорчения, беды, невзгоды и разочарования? В основном из того же общения, которое не так уж просто, оказывается, наладить таким образом, чтобы оно радовало. А все из-за того, что свой ум наживаем к старости, а воспользоваться советами знающих людей ленимся.

Как специалист по изучению разнообразия человеческих характеров, типов мышления, способностей и разных видов отношения друг к другу, за всю свою сознательную жизнь я наблюдала множество вариантов поведения людей в разных ситуациях. В прежние времена (60–80 годы прошлого столетия) в отечественной психологии еще не было признания того факта, что как врожденные, так и приобретенные в процессе развития характера черты накладывают отпечаток на его активность, особенности общения, реагирования на стимулы окружающей среды. В связи с этим приходилось преодолевать установку на марксистско-ленинскую идеологию, с позиций которой личность нормально развивается только под влиянием общества, живущего по законам коммунистических идеалов.

Помнятся те долгие часы, проведенные в Ленинской библиотеке и за детским проектором с экраном в виде простынки на стене – чтобы прочитать микрофильмированные книги, взятые из «Ленинки» на два-три дня…

А также запомнилась кропотливая работа по переводу с английского или немецкого книг зарубежных авторов, уже прославившихся своими трудами по психологии личности. Словом, это был труд, но сладкий труд, богатый для меня интересными открытиями и непрерывным творческим процессом, который был направлен на изобретение новых решений, свободных от догм старого подхода, на преодоление существующих в отечественной психологии страхов перед зарубежным влиянием и перед новаторскими идеями, идущими в противовес устоявшимся представлениям.

Мне пришлось адаптировать многие известные европейские и американские диагностические методики, преодолевая немалые трудности. Надо было разработать систему адекватной интерпретации формальных показателей, полученных в результате математических формул, что не так-то просто! Ведь адаптация зарубежных тестов – это не просто перевод опросников на русский язык. Необходимо понять, о чем эти показатели свидетельствуют, как следует понимать их значение, как это подтверждается не только статистикой, но и самой жизнью.

Как понять человека

и как понять себя? Непросто!

Но нужно. От этого зависит

и настроение, и здоровье.

Множество живых, реальных людей прошло перед моими глазами: их переживания рассматривались параллельно данным, полученным при обследовании их психодиагностическими тестами. Кроме того, были созданы новые, оригинальные методики, боле созвучные требованиям отечественной психологии, раскрывающие типологические особенности, выявляющие сферу нарушенных человеческих отношений, мотивационную направленность, уровень агрессивности, преобладающий стиль мышления и многое другое. Они нашли подтверждение своей эффективности на практике и получили широкое распространение в среде психологов-практиков, а также в научно-исследовательской работе научных кадров.

Почему нельзя слепо доверять тестам по определению типа личности? Какие факторы стоит учитывать тем, кто ориентируется на автоматическую диагностику психологических особенностей? Об этом на семинаре «Теория и практика психодиагностики личности» 9 февраля 2019 г. в рамках расскажет российский психолог, доктор психологических наук, ведущий специалист в области психодиагностики и психологии индивидуальности Людмила Николаевна Собчик.

Существуют десятки сфер, где используется автоматическое тестирование. Часто при приёме на работу требуется пройти психологический тест для определения профнавыков и способности работы в коллективе. Подросткам предлагают ответить на ряд стандартных вопросов в ходе процесса профориентации. При приёме в стационар некоторых больных просят заполнить опросник, чтобы определить степень их агрессивности или склонности к зависимостям. Часто подобные тесты выявляют общие тенденции, но упускают из вида многие факторы. Ведь важно принимать во внимание в каком состоянии находятся человек, отвечающий на вопросы, какова атмосфера в семье, его взаимодействие в социуме. Подобные факторы могут в определённых ситуациях иметь доминирующее значение.

Доктор психологических наук Людмила Собчик не раз в своих работах поясняла, что детали могут быть определяющими. Объективная картина личности намного сложнее и многогранней, чем пытаются представить некоторые тесты, исследуя человека лишь в одной плоскости. На семинаре психолог расскажет, как она пришла к созданию собственного метода психодиагностики личности, в чём его инновационность и преимущества над традиционными.

Если представить человеческую личность в виде дерева, то его корни будут символизировать генетическую наследственность, которая лежит в основе формирования базовых предпочтений и проявлений. Ствол - это характер и схема реакций на внешние раздражители, которые сформировались в результате взаимодействия с окружающей средой. А крона - это сфера интересов, профессиональная и социальная активность, морально-нравственные устои личности. Только принимая во внимания все эти части можно рассказать о дереве в целом, о его породе, особенностях роста и предсказать направление дальнейшего развития.

Методика Собчик, основанная на практическом опыте и работе с тысячами испытуемых, позволяет привести к общему знаменателю достижения разных психологических школ, а также найти общие точки соприкосновения при использовании психологических тестов в разных сферах. Таким образом психологи могут составить наиболее полный и объёмный портрет личности, который сильно отличается от плоского определения стандартных тестов.

Информация о спикере

Собчик Людмила Николаевна – российский психолог, доктор психологических наук, ведущий специалист в области психодиагностики и психологии индивидуальности. Занимает следующие должности: главный научный сотрудник ГНЦССП им. В. П. Сербского, научный руководитель Института прикладной психологии, член-корреспондент Международной академии информатизации, действительный член Московской психотерапевтической академии, почётный профессор Межрегионального объединения психологов, социологов и врачей, научный редактор «Московского психологического журнала».

Л. Н. Собчик известна разработкой ряда оригинальных методик психодиагностики, а также адаптацией и модификацией к российским условиям ряда зарубежных личностных опросников и тестовых методик. Она создала полную версию диагностического опросника MMPI.

Собчик Л.Н. – российский психолог, эксперт высшей категории в сфере психологии индивидуальности личности, автор собственной психологической диагностики, доктор психологических наук и более 140 работ, касающихся темы типологии личности и методики ее диагностики, множества статей, публикаций, более 20 методических пособий.

Научные достижения

В 1970 году защитила диссертационную работу на тему «Психология индивидуальности». В ней впервые в России был представлен опыт применения диагностики, с помощью опросов и тестов, расширен известный опросник MMPI. Поскольку методика была модифицирована, ей присвоили новое название – СМИЛ.

Собчик применила новый подход к определению целостной личности. На основе своей теории разработала методику многостороннего изучения личности, с применением психодиагностики. На базе этой системы создана индивидуально - личностная типология.

Авторские методики тестирования

Людмила Николаевна разработала несколько эксклюзивных систем психологической диагностики, адаптировала для российских условий несколько иностранных тестов. Все авторские методики Собчик, опубликованные в ее работах, получили свои электронные версии. Программы лицензированы, они пользуются успехом у специалистов по подбору персонала и управления кадрами, а также у практикующих психологов и социальных педагогов.

Версия для взрослых

Тест нацелен на диагностику самооценки личности, умения контролировать себя, проявление лидерских качеств или, напротив, пассивности. С конца 90-х годов широко применяется для тестирования личностных свойств людей, чьи профессии связаны со стрессами и опасными условиями, что подтверждает надежность и достоверность данного опросника. Гарантом того, что тестируемый был честен, проходя опрос, является шкала «лжи», которая не даст исказить результаты. Всего предлагается ответить на 91 простой вопрос, кликнув «да» или «нет».

Детская адаптированная версия опросника

Опросник включает в себя 61 вопрос, на которые так же нужно дать короткий утвердительный или отрицательный ответ. Предназначен для детей подросткового возраста 10-15 лет и поможет узнать, насколько ребенок самостоятелен, адаптирован к окружению, существуют ли у него какие-либо переживания.

Изображение в шапке -

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога