Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Александр абдулов рассказывает про ирину алферову. Ирина Алферова и Александр Абдулов: хождение по мукам

Позади длительный период привыкания друг к другу. Впрочем, осталось позади и любовное сумасшествие. Но есть уважение, некоторая доля почитания, общие праздники, мечты, цели. А все равно расходятся. Почему? Такой вопрос не раз поднимался относительно самой красивой пары Советского Союза. Александр Абдулов и Ирина Алферова.

Она – первая женщина, с которой он узаконил свои отношения перед Богом и людьми. Он – ее страсть, ее боль. Пусть их брак не длился 20 лет (звезды были женаты 15 лет). Но поклонники и друзья до сих пор задаются вопросом: почему развелись Абдулов и Алферова?

Ирина…

Алферова родилась и воспитывалась в семье юристов. Свою красоту и роскошные волосы девочка унаследовала от матери, которая в юности мечтала быть артисткой. Но не сложилось.

Ирина и ее мама были очень близки. Мать во всем поддерживала свою дочь. Даже в Москву поступать в ГИТИС она сопровождала Ирину.

Творческий путь девушки начался в Новосибирском театре самодеятельности. После окончания школы Ирина не представляла свою дальнейшую жизнь без сцены. Маленькой театральной студии было мало: нужна более серьезная подготовка. Алферова это понимала. Она отправилась покорять Москву.

В ГИТИС Ирина поступила с первого раза. На первом курсе девушка вышла замуж за сына болгарского дипломата. Она родила дочь Ксению. Жила в Болгарии спокойной и размеренной семейной жизнью. Снималась в кино, играла на театральной сцене. Что пошло не так, неизвестно.

Злые языки утверждают, что Алферова прозябала в нищете. Скорее всего, отношения просто исчерпали себя. Да и Москва успела полюбиться молодой артистке. Пара разошлась, Ирина уехала, дочь Ксения на время осталась в Новосибирске.

Первое время Алферова ютилась по углам, бралась за роли в массовке, не жила, а прозябала. Радости не было предела, когда Марк Захаров пригласил ее в труппу «Ленкома»…

Александр…

Абдулов родился в Тобольске в огромной творческой семье. Отец – режиссер Ферганского драматического театра (в Фергане провел свое детство Абдулов-младший). Родители очень хотели, чтобы Саша играл. Свою первую роль он получил в пять лет.

Но мальчик не «горел» театром. Он жил своей, мальчишечьей жизнью. Занимался спортом, увлекался музыкой… На поступлении в Щепкинское театральное настоял отец. Но Саша не поступил. Абдулов пошел в педагогический университет на факультет физкультуры. Проучился год. А весной поступил в ГИТИС.

Уже со второго курса Александр выступал на сцене. После дипломного спектакля молодого актера заметил Марк Захаров. И не просто заметил, а пригласил на главную роль в драме «В списках не значился». Теперь Абдулов работал в «Ленкоме»…

Они встретились...

Оба – красивые и талантливые. С одной стороны, они просто не могли быть не вместе. С другой – такая красивая пара изначально обречена на развод (слишком много завистников и «доброжелателей» вокруг).

Ирина снималась в фильме «Хождение по мукам». Роль в картине обещала славу молодой артистке. Александр играл на сцене «Ленкома». Они встретились. Повеса и ловелас, Абдулов не мог не заметить красивой Ирины. Если актеру кто-то понравился, он сделает все, чтобы добиться расположения объекта страсти. Об этом сегодня говорят все его женщины.

Абдулов умел ухаживать. Он знал, как превращать будни в праздник. Сближение молодых красивых артистов было стремительным.

«Ленком» отправился на гастроли в Ереван. Александр и Ирина гуляли темными вечерами, вместе обедали. Абдулов сделал Алферовой предложение. Девушка решила пошутить: «Перенесешь меня на руках через парк – дам ответ». Абдулов кончено же перенес. Алферова сказала: «Да».

В 1976 году актеры расписались. Свадьба была очень шумной и многолюдной: Ирина и Саша вдвоем пошли в ЗАГС, вдвоем обвенчались в церкви, а потом отметили сие торжество в общежитии.

Абдулов быстро нашел общий язык с дочерью Алферовой Ксенией. Они вместе детскую передачу «Будильник». Представляете, сколько было поклонников у этой программы? Ее смотрели не только дети, но и взрослые. Еще бы! Потом было тем для разговоров на целую неделю! Как Александр посмотрел на Ирину? Как она ему ответила? Что сказала? Это была первая звездная пара, которая показывала свои отношения все стране.

Внешне все было очень хорошо. Тогда почему развелись актеры? Хотя окружающих больше удивляло, почему они так долго вместе?

Назвать пару единым целым трудно. Ирина жаждала больше внимания со стороны мужа, его поддержки. Александр не мог ей этого дать. Абдулов – человек-праздник, вместивший множество характеров. Усидеть на месте ему было очень трудно. Измениться еще труднее… Со временем разность характеров начала ощущаться сильнее.

Масла в огонь подливали любовные приключения Александра, звонки его поклонниц с откровенными признаниями, разоблачения в желтой прессе. Абдулов бесконечно снимался, уезжал на гастроли, блистал на театральной сцене. А Ирине оставалось только ждать. И ждать бесконечно долго.

Естественно, такое положение вещей не могло пройти бесследно. Последней точкой для пары стала роль Алферовой в клипе Александра Серова. Вряд ли Абдулов поверил злым сплетням: Ирина всегда была верна артисту. Но по времени события совпали. Клип – серьезный разговор – развод.

Ирина и Александр не поливали друг друга грязью, ничего не делили и не скандалили. Им удалось сохранить и после развода теплые отношения. У каждого началась другая, новая жизнь.

Самые красивые пары советского кино Раззаков Федор

Александр Абдулов и Ирина Алферова Красивая сказка эпохи «застоя»

Александр Абдулов и Ирина Алферова

Красивая сказка эпохи «застоя»

Одна из самых красивых пар советского кино шла друг к другу весьма непросто, начав этот путь из разных концов страны. Александр Абдулов родился в Тобольске 29 мая 1953 года, а Ирина Алферова появилась на свет в Новосибирске на два с лишним года раньше – 13 марта 1951 года. И, как это принято у красивых пар, перед встречей друг с другом они успели испытать не одну любовь. Иной раз даже не менее страстную, чем их собственная. Особенно это касалось Абдулова, который еще в школьные годы оказался под пристальным вниманием слабого пола.

По воспоминаниям самого Александра, первая женщина появилась у него, когда ему было всего 16 лет. По строгим советским меркам это очень рано. При этом отметим, жил на тот момент наш герой не где-нибудь, а в пуританской Средней Азии – в городе Фергане. Но факт остается фактом. По его же словам: «Она была взрослой женщиной, ей исполнился 21 год. Тогда мне казалось, что это жуткое количество лет. Она меня соблазнила. Но я оказался не на высоте. Правда, я был безумно горд, даже наклюкался потом по этому поводу. Пил, кажется, портвейн «Агдам»…»

В старших классах Абдулов был влюблен в одну из своих одноклассниц – Наташу Несмеянову. По ее воспоминаниям: «Саша был обычный мальчишка. Симпатичный, хулиганистый, эдакий рубаха-парень. Но в его выходках не было злой агрессии, поэтому на него невозможно было обижаться, и все ему сходило с рук.

Учился он в основном на тройки, но из-за оценок особо не переживал, наоборот, с юмором говорил, что ему двух баллов не хватило до золотой медали…

Мы дружили с Сашей с 6?го класса. Вначале просто школьной компанией возвращались домой после уроков. В восьмом классе более внимательно стали приглядываться друг к другу. Он оказывал мне знаки внимания, мог портфель донести. Все это было невинно, по-детски. А в 9?м классе поссорились и почти не разговаривали год, хотя глазами в сторону друг друга постреливали. Зато когда перешли в 10?й класс, как увидели 1 сентября наших парней, так девчонки и ахнули. Абдулов?красавец – в брюках клеш. Его лучший друг Саша Сиднихин – косая сажень в плечах… Он дружил с другой одноклассницей – Ольгой Федюниной. Но, кроме невинных поцелуев, ничего и не было. Времена были другие, целомудренные…

Он сделал мне предложение перед экзаменами в 10?м классе. Но это тоже были его детские фантазии, о чем я ему тут же сказала…»

Итак, первая любовь Абдулова не ответила ему взаимностью. Однако, будь иначе, судьба нашего героя сложилась бы совсем по-другому и советское искусство не приобрело бы такого актера, как Александр Абдулов. Финальная точка в этом романе была поставлена во время выпускного вечера летом 1970 года. Когда одноклассники Александра задумали устроить в школе танцы, Абдулов вызвался сбегать домой, чтобы принести уникальные записи – катушку с песнями «Битлз» (буквально накануне выпускного, в апреле, «битлы» заявили о своем официальном распаде). Он мог бы и не делать этого, поскольку дефицита музыки на танцах не было. Но Абдулов с помощью «битлов» хотел покорить сердце Натальи Несмеяновой. Короче, он вскочил на велосипед и рванул домой за записями. Но на обратном пути случилась беда. Дорога шла в гору, и, когда Александр что есть мочи нажимал на педали, катушка с пленкой, которую он засунул под рубашку, упала на землю и понеслась вниз, разматываясь по дороге. В итоге, пока наш герой ее догнал, пока возился с намоткой ленты обратно на бобину, минуло больше двух часов. Поэтому, когда он приехал в школу, танцы уже заканчивались, а его любимая девушка ушла с другим. Уязвленный этим, Александр через несколько дней уехал в Москву, чтобы поступить в театральный институт и навсегда вычеркнуть свою первую любовь из сердца. Однако та попытка завершилась провалом – в вуз его не приняли. Абдулов вернулся обратно в Фергану и не стал мудрствовать лукаво: с первого же захода поступил в педагогический институт, на факультет физкультуры. А спустя год снова отправился в Москву, где со второй попытки поступил-таки в ГИТИС. Без театральных подмостков он себя попросту не мыслил, поскольку родился-то в театральной семье – его отец был режиссером в Ферганском драмтеатре, а мама трудилась там же гримером.

Так получится, но в институте Абдулов станет одним из любимых учеников педагога Иосифа Моисеевича Раевского. И останется таковым до последнего дня его жизни – Раевский умрет, когда Александр будет учиться на втором курсе (23 сентября 1972 года). В том самом году, когда будущая жена Александра Абдулова – Ирина Алферова – оканчивала тот же самый ГИТИС, поступив туда по настоянию своей мамы, которая очень хотела, чтобы ее дочь выбилась в люди.

Несмотря на то, что учились молодые люди в одном институте, однако друг друга они тогда не знали, хотя наверняка встречались в длинных коридорах ГИТИСа. Но внимания друг на друга не обращали, увлеченные совсем другими людьми. Так, Ирина, например, завела знакомство с сыном болгарского посла в Москве Бойко Гюровым, с которым она познакомилась в самом начале 70?х на вечере национальной культуры в посольстве Болгарии. Причем поначалу за ней ухаживал его приятель, Иван Жулев, но Ирине больше понравился Бойко. Какое-то время их отношения были чисто дружескими, ни к чему не обязывающими, но потом…

Их роман закрутился в самом начале 1973 года, когда Ирина уже оканчивала учебу и прошла успешные пробы в сериал Василия Ордынского на одну из главных ролей – роль Даши Булавиной. Отметим, что на тот момент за плечами Ирины уже были две небольшие кинороли: в телефильме «Алексеич» (1971) Людмилы Солдадзе она сыграла роль сельской учительницы Марьи Александровны (премьера – июль 1971 года) и в фильме «Учитель пения» ленинградского режиссера Наума Бирмана актриса исполнила роль дочери главного героя – Тамары (премьера – 1973 год).

Вспоминает И. Алферова: «Бойко учился в МГИМО, участвовал в автогонках, которые проходили в разных городах. Отношения, тогда возникшие между нами, были только дружескими. Но однажды, вернувшись с очередных проб в «Хождении по мукам», я нашла у себя в комнате записку: «Позвони мне, пожалуйста. Бойко». Позвонила. Не объясняя ничего, Бойко попросил приехать к нему в посольство. Когда вошла в комнату, то увидела его всего в гипсе: во время очередной автогонки он попал в аварию. Я стала навещать больного друга. И как-то Бойко спросил: «Ты станешь моей женой?» Я растерялась от столь неожиданного вопроса: «Как же так? Ты ведь меня совсем не знаешь». В ответ услышала: «Я тебя люблю, а остальное неважно».

Вскоре я потеряла голову от любви. Каждые выходные летела к любимому в другой город. Деньги на билет где-то находила. Но в понедельник в 9 утра была в институте. Преподаватели очень меня за это уважали…

На нашей шумной свадьбе в посольстве, в красивом особняке, где мы с Бойко и жили, гулял весь мой курс. А буквально на следующий же день я уехала на съемки. Конечно, Бойко злился, требовал, чтобы я осталась. Но я не могла, да и не хотела. Зато после работы над первой частью картины у меня очень удачно образовался перерыв. Я была в положении, мы уехали в Болгарию, где и родилась наша дочка Ксения (это случилось 24 мая 1974 года. – Ф. Р. ). Отец Бойко очень любил внучку и невероятно мне помогал. По утрам сам поднимал, кормил, гулял с ней. Часто читал сказки на болгарском и писал с ней математические формулы – ведь сам был известным математиком. Когда я с улыбкой удивлялась: «Зачем? Она же ничего не понимает», он убедительно отвечал: «Что-нибудь обязательно останется и запомнится»…

Со стороны все казалось замечательным. Мы жили в огромной квартире в 350 квадратных метров, в полном благополучии. В семье мужа ко мне прекрасно относились. Я всем сердцем полюбила Болгарию и обрела там преданных друзей на всю жизнь. Мы до сих пор общаемся с бывшими родственниками. Но я плакала каждый день в течение целого года. И как ни старалась принять ту жизнь, ничего не получалось. Начались съемки продолжения «Хождения по мукам», я уехала в Москву. И там отчетливо осознала, что только здесь, и больше нигде, я – дома и мне хорошо и спокойно. Вернувшись в Болгарию, сказала Бойко, что ухожу от него и возвращаюсь в Россию…

Нелегкий у нас вышел разговор, не сразу Бойко смирился с моим решением, но понял, что я не передумаю. Для окружающих мой поступок выглядел полным безумием – бросить комфортную, благополучную заграницу! Многие мечтают о такой жизни, а я распрощалась с ней без всякого сожаления. В Москве у меня не было ни жилья, ни прописки, ни денег… Но я летела туда буквально на крыльях. Первое время было непросто. Я снимала углы (одно время Ирина даже жила в мастерской художника Ильи Глазунова, который писал с нее портреты. – Ф. Р. ), Ксюшу пришлось отправить к маме, но при всем при этом я чувствовала себя счастливой! Счастье все-таки удивительная вещь. Порой для него никакие блага мира не нужны…»

В это же самое время пытался пробиться в кинематографе и Александр Абдулов. Однако в течение двух лет ему перепадали лишь безликие роли в массовке. Пока наконец в 1973 году сразу два режиссера не обратили на него внимание. Речь идет о Хасане Бакаеве с «Мосфильма» и Михаиле Пташуке с Одесской киностудии. Причем оба они доверили Абдулову роли военных: у Бакаева Александр сыграл молодого моряка («Возле этих окон»), а у Пташука – морского пехотинца («Про Витю, про Машу и морскую пехоту»).

Что касается не киношной жизни, то она для Абдулова складывалась на редкость бурно. Под это понятие входят и коллективные возлияния, и драки, и приводы в милицию, и, конечно же, любовные похождения. В первой половине 70?х у Абдулова случилось сразу несколько любовных историй, каждая из которых оставила свой след в его судьбе. Например, его первой девушкой в Москве была некая Таня – медсестра из роддома на Таганке. Она снабжала Александра липовыми медицинскими справками, которые помогали ему… прогуливать занятия в ГИТИСе. А вскрылись эти махинации неожиданно. Однажды староста группы Володя Григорьев попросил Абдулова принести очередную справку, чтобы отнести ее в деканат. И там какой-то дотошный канцелярист обратил наконец внимание на то, что на справке стоит печать… роддома. Так «лавочка» Абдулова закрылась.

Другая любовная история нашего героя едва не закончилась трагедией. Он тогда сильно влюбился в очередную девушку, а она предпочла ему другого – студента того же театрального вуза. Узнав про это, Абдулов пришел в общежитие, закрылся в своей комнате и… вскрыл себе вены. Он уже терял сознание, и жизнь медленно уходила из него, стекая тоненькими струйками в эмалированный таз, когда судьбе было угодно послать ему спасение в лице соседа по комнате. Тот раньше времени вернулся в общагу и, почувствовав неладное, взломал дверь комнаты, где истекал кровью несчастный влюбленный. Приятель вызвал «Скорую» и уговорил врачей не сообщать куда следует о попытке суицида. В противном случае на актерской карьере Абдулова можно было бы ставить крест – ведь неудавшегося самоубийцу должны были поставить на учет в психоневрологический диспансер. А клеймо психа перекрывало дорогу наверх.

В 1975 году Абдулов учился на четвертом курсе ГИТИСа и довольно успешно сыграл в дипломном спектакле «Бедность не порок» роль Гордея Торцова. Именно в этой роли его заметил один из ассистентов режиссера Театра имени Ленинского комсомола и пригласил в театр для проб на роль лейтенанта Плужникова в спектакле «В списках не значился…» по Б. Васильеву (речь в произведении шла о защитниках Брестской крепости). Абдулов, естественно, пришел и сразу произвел впечатление на нового главрежа театра Марка Захарова (он возглавил «Ленком» в 1973 году). В итоге именно студент Абдулов был утвержден на роль Плужникова.

Как ни странно, но если в театре Абдулов играл роль героическую, то на широком экране ему в те годы приходилось воплощать в жизнь несколько иных героев. Например, в 1975 году он снялся в истерне (или вестерне по-советски) под названием «Золотая речка». Этот фильм снял на Киностудии имени Горького Вениамин Дорман (это было продолжение фильма «Пропавшая экспедиция», 1975), и в нем Абдулову досталась роль хоть и положительная, но не совсем героическая. Александр играл очкастого юношу-доктора, влюбленного в главную героиню фильма, роль которой исполнила Евгения Симонова. Между тем никаких особенных романтических сцен между Абдуловым и Симоновой в этом фильме не было, но они очень скоро появятся в другом их совместном фильме – «Обыкновенное чудо», о котором речь пойдет чуть ниже.

Раз уж дело коснулось любви, то заметим, что на момент работы в «Золотой речке» (а фильм снимался в июле – ноябре 1975 года, и получил за него наш герой 1025 полновесных советских рублей) сердце Абдулова было занято другой женщиной. Причем была она иностранкой – гражданкой США, которая работала в Москве вице-президентом крупного банка. Их отношения зашли настолько далеко, что в один прекрасный день Абдулова вызвали на Лубянку. Он не на шутку испугался, однако, как оказалось, чекисты не собирались его трогать. Вместо этого они стали просить его не бросать свою возлюбленную, а, наоборот, еще теснее сблизиться с ней. «Но зачем?» – искренне удивился Абдулов. «После этого нам с вами будет легче работать вместе, – объяснили ему чекисты. – Ведь ваша любовница – шпионка. Мы давно за ней наблюдаем. Теперь к этому делу присоединитесь и вы. Нам важно знать о ней буквально все – с кем встречается, кто ее навещает, о чем они говорят».

Отметим, что это была стандартная ситуация, когда красивых актеров спецслужбы использовали на ниве шпионажа за иностранцами. Например, много позже широкая общественность узнает о том, что знаменитый советский актер Михаил Козаков был завербован КГБ в 1956 году именно для такого рода спецопераций – его тоже склонили «закрутить» роман с американкой Колетт Шварценбах. Причем агентом КГБ Козаков прослужит долгих 30 лет, о чем он сам и поведает общественности уже на склоне своей жизни. Что касается Абдулова, то, по его же словам, у него отношения с КГБ сложатся не самым лучшим образом. Якобы он уже после первой же встречи с чекистами начнет от них скрываться, чтобы, не дай бог, не стать их агентом. А те, в свою очередь, не отставали: звонили ему в театр, требовали новых встреч с американкой, угрожали неприятностями. Но актер нашел в себе силы разорвать отношения с гражданкой США, после чего эту женщину выслали из страны. Когда она уезжала, в ее глазах стояли слезы. То ли она действительно любила нашего героя, то ли скорбела по тому, что ее разоблачили как шпионку.

Однако, расставшись с американкой, Абдулов (кстати, в узком дружеском кругу его называли Абдулой) не прекратил своих амурных похождений, поскольку это было против его любвеобильной натуры (заметим, что он родился в год Змеи, а эти люди чаще всего большие ветреники). В этом деле ему составил компанию его коллега по Ленкому актер Владимир Долинский. Именно с ним герой нашего рассказа часто попадал в разного рода истории. Об одном из таких случаев Долинский вспоминает следующим образом:

«Идем мы как-то с ним вечером, веселые, по Тверской. Саша в длинной импортной дубленке и копеечной кроликовой шапке. У «Националя» нас останавливают роскошные красотки и начинают что-то лепетать по-английски, показывая почему-то при этом на свои груди. Быстрее сориентировался я, толкнул Сашку в бок и, процедив сквозь зубы «Сними кролика!», широко улыбнулся: «Пардон, мадам. Же ву за при, сильву пле, антанде и орэ-вуар». Девушки явно обрадовались заморским клиентам и потащили нас в машину. Саша, сидя впереди, только широко улыбался и периодически громко вставлял: «Ейс, оф коз», при этом почему-то изображал, что стреляет в прохожих из автомата. Видимо, хотел продемонстрировать, что он Джеймс Бонд. Девки просто плавились от счастья: «Глянь, ну фирма!»

В квартиру с нами поднялся их шофер и расположился на кухне, приготовившись ждать окончания банкета. В наши планы это не входило. Пришлось действовать: я достал бордовые корочки театрального пропуска и издали показал сутенеру Толе: «Мы из 9?го отдела. Чтоб духу твоего здесь не было!» Он мгновенно испарился. Банкет набирал силу, мы изображали загулявших фирмачей, играли этюды, доставая из аквариума рыбок и закусывая ими водку, хором пели на ломаном русском «Подмосковные вечера». Случайно я наступил на собачку и выругался было: «Бля…» – но тут же спохватился и продолжил: «Бляремонд де парти, не спа?» Минут через пятнадцать зазвонил телефон. Вдруг в комнату входит одна из девушек и говорит другой: «Представляешь, Толя от любви к тебе совсем с ума сошел, утверждает, что они – менты!» Через какое-то время мы, конечно, же раскололись, но, самое интересное, спустя много лет к Саше на каком-то фестивале подскочила девушка и завопила: «Саша, помнишь, как вы с Долинским нас на Тверской сняли?» Вот была умора…»

То, что советские путаны не смогли распознать в Абдулове киноактера, можно было объяснить только одним: его имя в ту пору еще не было широко известным, и толпы поклонниц его пока не осаждали. Но это время было уже не за горами, а пока наш герой продолжал крутить «амуры» с красивыми женщинами. Среди последних была и известная в ту пору танцовщица Татьяна Лейбель (1946), которая выступала в паре с Владимиром Никольским. По ее словам:

«У нас с Сашей была потрясающая любовь! Такая любовь, что вся Москва завидовала и сходила с ума! Такие сумасшедшие были отношения!..

В 70?х годах я была знаменитой танцовщицей, а Саша – еще неизвестным актером. Я купалась в любви публики, а он только боролся за внимание зрителей. Мы познакомились в компании. Был Жора Мартиросян (с ним Абдулов познакомился и подружился на съемках «Золотой речки» в 1975 году. – Ф. Р. ), другие актеры. И Саша с Жорой соревновались: кто произведет большее впечатление на меня. Все это было смешно. Но, когда Саша взял гитару и спел «Свеча горела на столе, свеча горела…», это его любимый романс, он мне понравился. Потом начались наши встречи, он ездил ко мне на гастроли, в театр приглашал…

Он мог прилететь для того, чтобы привезти мне какое-то огромное яблоко, то арбузы дарил, цветы полевые… Я ездила с ним на гастроли, он ездил ко мне в Питер… Неожиданно дарили друг другу цветы на сцене… Было здорово. Потом он позвал переехать к нему в общежитие, сказал: «Я перед твоим приездом всю комнату обил голубым ситцем…» Я приезжаю, и правда вся комната в голубом ситце в цветочек. У меня таких красивых отношений больше никогда не было. Это, наверное, бывает раз в жизни.

Запомнились его поступки. Носил он меня на плечах по всей Одессе, когда мы отдыхали. Творил безумства! Летал в разные города за мной, а я много гастролировала по стране, – это же безумство! Он, не предупредив, мог нагрянуть и звонил: «Я прилетел!»…

По природе своей Саша был романтиком. Он в принципе увлекался многими женщинами… Любил – не знаю. Но увлекался – да. Наверное, это нормально. Уезжал от меня взволнованный очередным увлечением. Но ему быстро надоедало, и он возвращался. Я его понимала. А однажды уехала в Югославию на гастроли, и был такой момент ревности с его стороны!

Ну а потом случилась ситуация, когда я поняла, что мне надо его оставить, уйти. Так будет правильно…»

У этой «ситуации» были имя и фамилия – Ирина Алферова.

Встреча будущих супругов произошла осенью 1976 года. Отметим, что тот год для Абдулова оказался весьма успешным как в личном плане, так и в творческом. Например, именно тогда он начал активно сниматься в кино, записав на свой счет две кинороли: одна выпала на художественный кинематограф, другая на телевизионный. Назовем эти фильмы: «72 градуса ниже нуля» (главная роль – Ленька Савостиков) и т/ф «Двенадцать стульев» (роль – инженер Эрнест Павлович Щукин). Несмотря на то, что в первом случае это была главная роль, а во втором второстепенная – громче всего суждено будет прогреметь именно последней.

Абдулов и Алферова познакомились в начале сентября, когда Ирина поступила на службу в труппу Ленкома. Причем Абдулов на нее тогда произвел не самое хорошее впечатление. Почему? Вот как она сама вспоминает об этом:

«Нашу первую встречу с Сашей я до сих пор помню до мельчайших подробностей. В то сентябрьское утро у меня было какое-то фантастическое настроение – я бежала на свой первый сбор труппы в Ленкоме. Видимо, счастье настолько меня переполняло, что люди оборачивались вслед. Возле кинотеатра «Россия» какой-то молодой человек спросил: «Простите, а можно с вами встретиться?» Я ответила, сияя: «О чем вы?! Неужели вы не понимаете, я иду в Ленком! У меня сейчас первый сбор труппы!» Здесь же, у кинотеатра, какая-то женщина торговала астрами. Парень схватил все цветы из ее ведра и вручил мне.

С огромным букетом я впорхнула в театр и вдруг столкнулась с… Абдуловым. Он с ходу что-то начал мне рассказывать, а у меня в голове проносится мысль: вот что мне в жизни точно не грозит, так это роман с ним! Саша показался таким нескладным, некрасивым, волосы какого-то нелепого рыжего цвета. Но тем не менее я стояла рядом, не уходила, слушала, хотя Абдулов нес сущую несуразицу. В этот момент к нам подошел Янковский. Посмотрел на меня, потом на Абдулова… слегка нагнул голову и, показав на меня рукой, заговорщицки так сказал ему: «О! Твоя жена!» Вообще, вспоминая Олега, до сих пор поражаюсь его прозорливости и интуиции, мудрости…»

Итак, в момент первого знакомства Абдулов был в самое сердце поражен стрелой Амура, хотя у него в то время была возлюбленная – Татьяна Лейбель, с которой он жил в комнате московского общежития больше года. Однако стрела Амура не пронзила тогда сердце Алферовой. Но слова, сказанные Янковским, стали пророческими. Абдулову хватило всего лишь нескольких месяцев, чтобы отбить всех ухажеров Ирины (как в стенах Ленкома, так и вне его) и завоевать ее сердце. И летом 1977 года, во время десятидневных гастролей Ленкома в столице Армении городе Ереване, неприступная крепость по имени «Алферова» пала к ногам Абдулова. Именно там он сделал ей предложение руки и сердца, которое девушка практически сразу же и приняла. Правда, поставила перед кавалером одно условие: он должен был пронести ее на руках через весь парк, где они в тот момент гуляли. И Абдулов поднял Ирину на руки и пронес до самого выхода. Так гласит легенда, которую чуть позже расскажут в СМИ сами герои этой истории. Впрочем, рассказывать будут не только они, но и некоторые другие свидетели тех событий. Например, Татьяна Лейбель – возлюбленная Абдулова.

В те дни, узнав о том, что у ее возлюбленного появилась новая пассия, она предпочла им не мешать. Собрала вещи и тихо покинула их общаговскую комнату, когда Абдулов находился на съемках в Ленинграде. Причем он звонил ей оттуда, просил не делать необдуманных поступков и даже обещал: «Я приеду, и мы все обсудим». Но Татьяна ничего не хотела обсуждать – видимо, понимала, что она для Абдулова уже отрезанный ломоть. Хотя сам он так не считал и какое-то время решал дилемму, кого выбрать – Татьяну Лейбель или Ирину Алферову? В итоге выбрал последнюю. Почему? Вот что об этом рассказывает Т. Лейбель:

«…Вечером сидим с Сашей на кухне. И я решаюсь наконец спросить его: «Что происходит?» «А что происходит?» – отвечает вопросом на вопрос Саша. Ну не могла же я признаться, что читала чужое письмо? (речь идет о любовном послании Алферовой Абдулову, найденном Татьяной в шкафу. – Ф. Р. )

– Толя сказал, что ты ухаживаешь за Ириной. А мне кажется, ты стал ее любовником…

– Но у тебя ведь тоже была связь в Югославии?

А потом Саша произносит совершенно дикую фразу: «Понимаешь, Ира сейчас снимается в «Хождении по мукам». Она такая красавица! Фильм выйдет на экраны, и наутро она проснется звездой!» (премьера фильма состоится 7 ноября 1977 года. – Ф. Р. ) – «А ты, значит, будешь рядом со звездой…» – «Ну да… А что такого?»

Меня словно ударили шашкой, и голова покатилась с плеч… Ну что ж… Против лома нет приема. Я даже не стала ничего говорить. Объяснять что-то про Югославию, оправдываться… Смысл? Видимо, Саше кто-то из нашей группы успел доложить, что в Загребе за мной ухаживал один артист балета, красавец-югослав. Мне не в чем было оправдываться: ну сходила с ухажером в кино, в ресторан… Причем не вдвоем, а большой компанией. Саша очень хорошо знал меня: я была преданной подругой, впрочем, такой и осталась до его последней минуты. Он это всегда ценил…

А потом он ушел. Я опять осталась одна в нашей комнатке. Мы здесь счастливо прожили больше двух лет. А теперь все кончилось. Вот тогда я сказала себе: «Таня, пора искать квартиру…»

Вспоминает мама Абдулова Людмила Александровна: «Когда Саша ушел от Тани, она звонила, плакала, просила, чтобы я как-то повлияла на его решение. Она мне нравилась, и я попробовала: «Мам, я ничего не могу с собой поделать, – ответил сын. – В театр пришла новая актриса, Ирина Алферова. Как только увидел ее – пропал»…

Как-то летом звоню в Москву из Конюхово. К тому времени у Саши уже появилась своя жилплощадь и телефон – театр выхлопотал ему двухкомнатную квартиру в Сокольниках. Сын радостно так чуть не кричит: «Мам, приезжайте, я женюсь на Ире Алферовой! У нас дочка Ксюша». Так и сказал «у нас», хотя Ксюша – Ирина дочь от первого брака. Мы с мужем купили большую куклу и поехали. Ира нас очаровала: чистая, открытая, искренняя. И главное, она сильно любила Сашу, а он – ее. Это бросалось в глаза…»

В итоге спустя какое-то время Лейбель уехала в Ленинград, а Абдулов остался в Москве. Но вскоре они снова встретились. Дело в том, что Абдулова утвердили на главную роль в фильме Тофика Шахвердиева «Двое в одном доме», съемки которого проходили в Ленинграде. В нем Абдулов играл главную роль – молодожена Сергея Кононова, а у Лейбель была небольшая роль женщины по имени Яна. Далее послушаем ее собственный рассказ:

«Мы встретились с Сашей в Питере, и он говорит: «Мы должны поговорить». А я снималась на «Ленфильме» в картине, куда меня Саша протежировал. Директриса картины позвала меня на дачу, я поехала и попала в ДТП. Меня привезли в больницу в Сестрорецк с разбитыми коленями, ранами на голове… И получился такой казус. Саша приехал. И мой новый мужчина приехал. Каждый назвался мужем. Врач приходит: «Больная, вы разберитесь в своих мужьях!»

Потом, когда меня увозили в Москву, мы ехали в одном вагоне. Просто через стенку. Саша пришел ко мне: «Я тебя заберу». Я говорю: «Забери». Я была не против, чтобы он меня забрал. Но он не приехал меня забирать. Приехал другой человек и меня забрал. Саша видел, когда меня несли на руках. Я не могла ходить. У меня были шины на ногах…»

После этого случая стало окончательно ясно, что роман Абдулова и Лейбель закончился – Александр остался с Алферовой. А спустя несколько лет Татьяна узнала, что стало причиной такого выбора со стороны ее бывшего возлюбленного. Вот ее рассказ:

«Я тогда работала в «Москонцерте». И вот однажды раздается звонок: «Татьяна Абрамовна? Вас приглашает к себе руководитель отдела Кислицкий». Прихожу на прием. «Здравствуйте, – пожимает мне руку незнакомый мужчина. – Вы меня не помните? А я вас, Татьяна Абрамовна, хорошо знаю… Между прочим, когда-то вмешался в вашу судьбу…» – «Каким образом? Я вас не знаю!» – «Я был директором театра, когда вы жили с Абдуловым. И в принципе мы с Марком Захаровым сыграли в вашей жизни большую роль… Мы хотели создать красивую театральную пару, а вы нам мешали. Саше и Ирине на свадьбу мы подарили двухкомнатную квартиру. Надеюсь, вам все понятно?»

Так вот что хотел мне тогда сказать Саша! Его брак – ширма, это был всего лишь огромный мыльный пузырь. Когда квартира была получена, Алферова, видимо, ему стала неинтересна, и понеслись измены… Через полгода после женитьбы он уже жил своей жизнью. Правда, надо отдать ему должное, растил Ксению как родную дочь».

По поводу измен Лейбель не соврала. Например, вот какая история случилась с Абдуловым во время съемок все того же фильма «Двое в одном доме». Роль Нелли – молодой жены Сергея Кононова (Александр Абдулов) – исполняла Мария Соломина. На тот момент она уже восемь лет как была замужем за актером Виталием Соломиным, и у них уже росла 5?летняя дочка.

Конечно, полноценной изменой этот случай назвать нельзя, но кто знает, как бы сложились эти отношения дальше, если бы Виталий Соломин не вышел гулять с собачкой.

Итак, в 1978 году Абдулов сыграл в кино молодожена и в том же году стал молодоженом в реальной жизни, взяв в жены Ирину Алферову. Свадьба была из разряда «скромнее не придумаешь» – на ней присутствовали всего… четыре человека: жених с невестой и два свидетеля. Этой компанией был отмечен и поход в ЗАГС. Скромность сия объяснялась просто – новобрачные в то время получали в «Ленкоме» всего по 80 рублей. Однако после свадьбы Захаров поднял молодоженам зарплату, а также помог им через Моссовет получить отдельную двухкомнатную квартиру в Сокольниках (ту самую, про которую рассказала Лейбель). Видимо, правда в словах последней все-таки есть. Марк Захаров всегда был коммерчески ориентированным режиссером и вполне мог додуматься до того, чтобы создать в своем театре звездную пару. Тем более эта идея лежала на поверхности, поскольку такие пары уже были в некоторых московских театрах: у «Таганки» это были Владимир Высоцкий и Марина Влади, Валерий Золотухин и Нина Шацкая, у Театра имени Маяковского – Александр Лазарев и Светлана Немоляева, у «Современника» – Олег Табаков и Людмила Крылова, Олег Ефремов и Алла Покровская и т. д.

Тем временем именно после того, как Абдулов и Алферова стали жить вместе, к ним и пришла настоящая актерская слава. Причем к Алферовой она пришла чуть раньше, о чем я уже упоминал. В начале ноября 1977 года по ЦТ состоялась премьера 13?серийного телефильма «Хождение по мукам», где Ирина сыграла одну из главных ролей – Дашу.

У Абдулова такой звездной роли пока не было, но таковая была уже на подходе. Весной 1978 года он начал сниматься у Марка Захарова в телефильме, который прославит его на всю страну – в «Обыкновенном чуде», где он исполнил роль Медведя, влюбленного в принцессу (эта роль досталась Евгении Симоновой, с которой Абдулов уже играл любовь в фильме «Золотая речка»).

В том же 1978 году Абдулов и Алферова имели все шансы прославиться как супружеская пара, снимись они тогда в главных ролях в мини-телесериале (три серии) «Д’Артаньян и три мушкетера». Ей досталась роль Констанции Бонасье, ему – самого Д’Артаньяна. Однако в итоге в этом проекте осталась одна Алферова, а Абдулова исключили из списка в самый последний момент, когда он уже был утвержден и примерял костюмы (дорогу ему, как известно, перебежал Михаил Боярский, который, без всяких сомнений, был буквально рожден для этой роли, в отличие от Абдулова). Впрочем, в качестве актера-эпизодника Абдулов в этом проекте все-таки остался, сыграв две крохотные рольки: любопытствующего зеваки-плотника за спиной господина Бонасье и раненого гвардейца кардинала, лежащего на земле после стычки возле монастыря Дешо. Судя по всему, эти рольки возникли в период приездов Абдулова к своей жене в Одессу и во Львов, как дань уважения Юнгвальд-Хилькевича в адрес актера. Самое интересное, по отношению к Ирине Алферовой режиссер испытывал несколько иные чувства. Уже в наши дни Юнгвальд-Хилькевич выскажет мнение относительно своего давнего сотрудничества с Алферовой, причем это мнение будет разным: в первом случае вполне благожелательным, во втором – критическим.

Итак, вот отрывок из его книги «За кадром», которая вышла в свет в 2000 году: «Ирину Алферову мне навязали. И это меня очень раздражало. Алферова нравилась руководству телевидения, потому что хорошо снялась в «Хождении по мукам». Я хотел утвердить Женю Симонову, но мне не дали. Ира не знала этого. У нас были нормальные отношения, и она осталась довольна своей ролью. Но ей было трудно на съемках. Были проблемы с музыкальностью. Ей было тяжело танцевать и петь одновременно. Она немного сутулая. Бонасье Жени Симоновой была бы более изысканно-хитрой, лукавой, ускользающей. А Ирина Алферова – глубоко славянский тип. И французская легкость ей просто несвойственна. Я же не изменил своего замысла по прочтению этого образа и натаскивал Иру на то, что с легкостью могла бы сделать Симонова. Вот за это я чувствую перед Алферовой неловкость. Мне надо было идти от ее способностей, ее дарования. От ее грубоватого голоса (в фильме роль озвучила Анастасия Вертинская. – Ф. Р. ). Бонасье могла быть и такой – с низким голосом, как у самой Алферовой. Надо было построить на этом комедию, ведь из всего можно смех выжать… Но я «подтаскивал» индивидуальность Иры под свою идею образа. После «Мушкетеров» я подобного никогда больше не допускал.

Актеры Иру поддерживали. Они очень порядочные люди и высоко держат марку своего клана…

Теперь я знаю о том, что после просмотра фильма огромное количество народу фантастически влюбилось в госпожу Бонасье, а значит, и в Алферову. Так что оказалось неважным то, какими средствами достигнуто создание образа. Главное, результат был тот, который и должен быть в кино. Художественный…»

А вот что рассказал режиссер в интервью журналу «Караван историй» двенадцать лет спустя – в июне 2012 года:

«Чтобы Боярский стал Д’Артаньяном, мне пришлось снимать Ирину Алферову. И это стало моей личной катастрофой и бедой для фильма. Но из ЦК КПСС давили жестко: «Боярский будет играть, если возьмешь Алферову». Не знаю доподлинно почему, но она пользовалась особыми привилегиями, получила квартиру и была назначена в «Ленком». Насколько мне известно, за двадцать или тридцать лет Марк Захаров не занял ее в своих спектаклях ни в одной главной роли. Не сговариваясь, мы оба оскорбились действиями совковых чиновников, и наше к ним отношение срикошетило в Алферову. А если принять во внимание, что и актрисой хорошей я ее не считал, можно представить мою к ней «любовь».

Она была замужем за болгарским дипломатом, вернулась из Болгарии с дочкой, сыграла в «Хождении по мукам» (отметим: замечательно сыграла, что весьма странно в свете утверждений, что она бесталанна. – Ф. Р. ). Как раз с этой картиной Алферова в компании работников ЦК ездила в Германию. Поездка сблизила их настолько, что Лапин, возглавлявший Гостелерадио, вынужден был подчиниться указаниям сверху. И это несмотря на то, что на Констанцию уже была утверждена фантастическая актриса Женя Симонова в паре с Игорем Костолевским в роли Бэкингема. Костолевский из солидарности, по праву сочтя меня предателем, отказался играть, и я потерял этих людей навсегда, они перестали со мной общаться. Теперь понимаю: не надо было прогибаться перед начальством… Ну что, расстреляли бы меня за то, что я не снимаю Алферову? Но тогда, каюсь, не ошибочка, а прямо несчастье вышло.

Оскомина до сих пор. Эта Констанция мне всю картину испортила, она же типичная кухарочка из приличного дома, хорошенькая, но вовсе не приближенная фрейлина королевы Франции. Актриса Алферова, по-моему, никакая. Она, например, не могла, танцуя, петь, то есть рот открывать. Пела за нее Дриацкая из питерского театра оперетты. Балетмейстер фильма – великий Юлий Плахт, промучившись с Алферовой около двух часов, написал заявление о расторжении договора и отказался от дальнейшей работы на фильме. Еле уболтали продолжать. В результате она только танцует в картине. А рот не открывает! Ну, не смогла. Плах называл ее «инвалидом 1812 года». Может, я и стал для Боярского папой Карло, но не знаю, кем надо быть, чтобы из такого полена, как Алферова, что-нибудь вытесать. Говоришь ей: «Помаши, уходя, рукой Д’Артаньяну, но незаметно для господина Бонасье, – она пальчиками перебирает. – Ну чего пальчиками-то? Ручкой помаши вот так, чуть-чуть», – показываю как. Не может! Это тоже осталось в фильме. Ей, конечно, тяжело: не своей профессией занимается. Поэтому мне, в отличие от многих, Алферова красивой не кажется. И мне понятно, почему Абдулов изменял ей на всех углах…»

Вот такие два, в общем-то, разных мнения об Алферовой прозвучало из уст одного режиссера. Скажем прямо, спорное мнение, поскольку актерский талант у Алферовой, безусловно, есть. Об этом говорит и ее роль в 13?серийном (!) сериале «Хождение по мукам», да и в «Мушкетерах» она «обедни» не испортила. Это, кстати, и сам Юнгвальд-Хилькевич признал в первом отрывке о ней – в книге «За кадром». Да и в других тогдашних ролях она была на высоте: взять, к примеру, роль в фильме «С любимыми не расставайтесь» (1980), о которой у нас еще пойдет речь чуть ниже.

1 января 1979 года Абдулов и Алферова стали триумфаторами. Почему? Дело в том, что именно в тот день одновременно вышли на экран два фильма, где они исполняли главные роли. Правда, триумф Абдулова был все-таки покруче. Надеюсь, читатель догадался, о каком именно фильме с его участием идет речь. Об «Обыкновенном чуде», премьера которого прошла по ЦТ в первый день нового года. Именно на следующий день после этого показа Александр Абулов и проснулся знаменитым. С этого момента и начала свой отсчет его звездная слава, растянувшаяся на четверть века.

Отметим, что затем в течение года на экраны страны выйдут еще четыре фильма с участием Абдулова: «Двое в одном доме» (июль), «Все решает мгновение» (июль), т/ф «Место встречи изменить нельзя» (Жженый) (ноябрь), т/ф «Красавец-мужчина». Скажем прямо, внушительный набор, говорящий о том, что Абдулов сумел выбиться в одного из самых снимаемых молодых актеров советского кино.

Что касается Алферовой, то она в споре с супругом брала не «крутизной», а частотой – в течение первых трех месяцев 1979 года на экраны страны вышло сразу три фильма с ее участием: «Черная береза» («Беларусьфильм», режиссер В. Четвериков; главная роль – Татьяна), «Ссыльный № 011» («Арменфильм», режиссер Л. Вагаршян; роль – Алиса Варламцева), «Осенние колокола» (Киностудия имени Горького, режиссер В. Гориккер; главная роль – Царица).

Самым популярным в списке фильмов с участием Алферовой суждено было стать мини-сериалу «Д’Артаньян и три мушкетера», премьера которого состоялась в самом конце декабря 1979 года. Фильм стал настоящим бестселлером, собрав у экранов чуть ли не всю страну. Впрочем, за месяц до этого то же самое случилось с другим сериалом – пятисерийным фильмом С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя», где у Абдулова, как мы помним, была роль одного из бандитов – Жженого. Роль небольшая, да еще «обезображенная» (Абдулову пришлось делать грим – наносить ожог на половину лица), но фильм тоже стал безоговорочным хитом.

Что касается театра, то там предпочтительнее было положение Абдулова. В то время как Алферова бегала в массовке или играла роли второстепенные, ее звездный супруг имел несколько больших ролей. Это были: лейтенант Плужников (главная роль) в «Списках не значился» Б. Васильева (1975; за эту роль Абдулов был удостоен премии «Театральная весна»), Хоакин (главная роль) в «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты» (1976) А. Рыбникова, Марцелл в «Гамлете» В. Шекспира (1977; спектакль быстро сошел со сцены), Никита в «Жестоких играх» (1979) А. Арбузова.

Итак, если в театре Абдулов был «круче» своей супруги, то в кино их творческий спор в какой-то мере шел на равных (однако уже очень скоро супруг заметно обгонит свою вторую половину в этом плане). Об этом говорит и то, что именно в 1979 году Абдулов и Алферова были утверждены в свой первый совместный фильм, где они играли, по сути, себя самих – молодых супругов. Речь идет о фильме «С любимыми не расставайтесь», снятом режиссером Павлом Арсеновым на Киностудии имени Горького (премьера – апрель 1980 года). Сюжет: молодожены Катя и Митя разводятся – с обидой, разочарованием, ревностью. Но все дело в том, что их развод – это дурь, глупость и на самом деле они по-прежнему любят друг друга, только не могут перешагнуть через собственную гордость. Финал фильма буквально разрывает душу зрителей напополам. Катя попадает в больницу, Митя ее навещает, и там с женщиной случается истерика: она кричит «Митя, я скучаю по тебе!» с такой болью, что слезы наворачиваются на глаза. Эпизод длится больше двух минут и является одним из лучших в фильме. Кто еще не видел эту картину, советую посмотреть – может, поможет избежать ошибок в семейной жизни.

Между тем в самом начале 80?х Абдулов и Алферова пережили не киношные, а самые настоящие личные трагедии – они потеряли своих отцов. Первым это пережил Александр, отец которого, Гавриил Данилович, ушел из жизни 24 февраля 1980 года от инфаркта. Причем смерть его настигла на следующий день после дня рождения старшего сына Владимира (1947), который, в свою очередь, пережил отца всего… на два месяца. Владимира убили неизвестные в местном парке с целью ограбления – при нем был фотоаппарат. Преступников так и не нашли.

Отец Алферовой ушел из жизни в 1981 году. Причем Ивану Кузьмичу Алферову на момент смерти было едва за шестьдесят – мог бы еще жить и жить. Однако сказались болезни, которые он приобрел вследствие своей пагубной привычки – алкоголизма.

В начале 80?х только в двух фильмах Абдулов и Алферова снимались вместе: в фильме «Предчувствие любви» режиссера Тофика Шахвердиева с «Мосфильма» (премьера – 18 декабря 1982 года) и телефильме «Суббота и воскресенье» Константина Апрятина (премьера – 1982 год). В обеих лентах наши герои играли возлюбленных.

Но если говорить о популярности супругов, то здесь Абдулов был в явном фаворе – на его счету было целых три блокбастера, покорившие миллионы: «Карнавал» Татьяны Лиозновой (премьера – июнь 1982 года, 9?е место в прокате, 30,4 млн зрителей, роль – Никита) и два телефильма – «Чародеи» Константина Бромберга (премьера – 31 декабря 1982 года, роль – Иванушка Пухов) и «Ищите женщину» Аллы Суриковой (премьера – 1 января 1983 года, роль – Робер де Шаранс). У Алферовой таких «нетленок», увы, не было. Хотя лично мне нравится ее роль в детективе на материале гражданской войны «Без видимых причин» режиссера Е. Татарского (премьера – август 1982 года), где Алферова исполнила отрицательную роль: ту самую преступницу, которая почти весь фильм мастерски водит за нос сыщиков из ЧК.

Таким образом, в начале 80?х годов Абдулов уже по праву считался одним из самых популярных молодых актеров советского кино. Театр имени Ленинского комсомола, в котором он работал, именно благодаря таким актерам, как Абдулов, пользовался огромной любовью зрителей. Особенный успех выпал тогда на долю двух музыкальных спектаклей: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось», в которых Александр исполнил ведущие роли – Хоакина Мурьету и Еретика. После каждого из этих спектаклей толпы поклонниц осаждали служебный выход Ленкома в надежде увидеть своего кумира или прикоснуться к нему. Однажды такое прикосновение едва не стоило Абдулову здоровья. Когда он вышел на улицу и увидел толпу девиц, он опытным глазом сразу выделил среди них некую особу, которая была на удивление спокойна и держала правую руку за спиной. Едва он приблизился к своему автомобилю, эта девица бросилась к нему и с криком «Не доставайся никому!» плеснула в него из стакана соляную кислоту. Опередив маньячку на какую-то долю секунды, Абдулов сумел пригнуться, и только поэтому кислота не задела его. Как говорится, повезло.

Еще об одном похожем случае рассказывает мама Абдулова Людмила Александровна: «Однажды с Севера заявился мужчина, от которого ушла жена с ребенком. Он почему-то вбил себе в голову, что произошло это из-за Саши! Приехал в Москву, вскрыл их с Ирой квартиру (интересно, от кого он узнал их адрес, ведь в «Мосгорсправке» адреса известных актеров никому не давали? – Ф. Р. ) и спрятался там. А когда Саша вернулся домой, бросился на него, размахивая топором и крича «Верни мне сына и жену!». Саша стал сопротивляться, он мог за себя постоять, но и мужик оказался не слабым и все-таки ударил топором сына по плечу. Он долго ходил потом с перевязанной рукой. Друзья звали его «Леннон недобитый»…»

Стоит отметить, что в те годы Абдулов пользовался спросом не только среди девиц-поклонниц, но и в среде… комсомольской номенклатуры. Как вспоминает сам актер:

«Я бывал в комсомольских банях, когда секретари гуляют. Я там такого насмотрелся! Представьте себе, сидят интеллигентные люди, говорят умные, правильные вещи – срабатывает сдерживающий фактор: присутствие постороннего человека, то есть меня, артиста. Выпивают стакан. Еще стакан. Сдерживающие факторы перестают срабатывать – ты уже становишься своим. «Неужели у тебя нет премии Ленинского комсомола? Ну, старик, ты даешь! Петя, – обращается старший комсомолец к младшему, – завтра же организуй Абдулову премию…» Еще стакан. И понеслось. И уже девочки. И все остальное. А наутро эти люди тебя даже не узнают…»

Фильмы, где Абдулов и Алферова снимались вместе, все же не имели той популярности, которая могла бы вознести эту супружескую чету на вершину зрительской любви. Это сделало телевидение в январе 1983 года, когда на голубых экранах был показан «Новогодний аттракцион» – эстрадная передача, снимавшаяся в цирке на Цветном бульваре. В том выпуске этого супершоу Абдулов и Алферова, гарцуя на двух прекрасных скакунах, спели дуэтом песню «Рассвет, закат» (Ю. Маликов – В. Пресняков). Вот как об этом вспоминает один из создателей этого шоу и его ведущий иллюзионист Игорь Кио:

«Не назвал бы Сашу Абдулова с Ирой Алферовой профессиональными наездниками. Но задумано было, что песню свою они исполняют на скаку. Страх они (особенно Ирина), конечно, испытывали. Тем не менее выглядели настолько лихо, что поклонникам Алферовой и Абдулова легко было поверить в их цирковое предназначение…»

Александр Абдулов Ходит Саша гусаком Из Ленкома да в Ленком, Презирая все интриги. Все, кто писал кипятком, Нынче чешут языком, А иные пишут

АЛЕКСАНДР АБДУЛОВ. НАРОДНЫЙ АРТИСТ И странная все же вещь - природа актера. Всеобщие любимцы, глашатаи судеб, чревовещатели сокрытой от глаз мудрости мира - и вот, пойди же, при всем том, в какие-то там Средние века их, к примеру, даже запрещали хоронить на кладбищах. Только

Александр АБДУЛОВ А. Абдулов родился 29 мая 1953 года в городе Тобольске в актерской семье. Его отец - Гаврила Абдулович - прошел всю войну, сидел в немецком концлагере, откуда чудом сумел бежать. Вернувшись с фронта, поступил во ВГИК, после окончания которого был направлен

Александр АБДУЛОВ По словам самого актера, первая женщина появилась у него, когда ему было 16 лет (в то время он с родителями и старшим братом жил в Фергане): «Она была взрослой женщиной, ей исполнился 21 год. Тогда мне казалось, что это жуткое количество лет. Она меня

АБДУЛОВ Александр АБДУЛОВ Александр (актер театра, кино: «Золото» (1970; партизан), «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» (десантник), «Москва, любовь моя» (жених) (оба – 1974), т/сп «Капитанская дочка» (1976; главная роль – Петр Гринев), т/ф «12 стульев» (инженер Эрнест Павлович

Ирина Родника и Александр Зайцев Из всех моих спортсменов Роднина и Зайцев, безусловно, самые знаменитые. Начать о них разговор - что я уже сделала с первых страниц - и не закончить его, наверное, было бы неправильно, потому что эти две фамилии знал каждый человек в

11. 1939-40 гг. Война с финнами. Защита диплома. Клиники Алферова, Цимхеса. В конце 1939 года началась война с Финляндией. Конечно, устроили представление: "Финны обстреляли пограничников": Мы - ультиматум -"отодвиньте границу". Всё врут: сами напали, хотели обезопасить Ленинград, а

РЕФОРМАТОР ЭПОХИ ЗАСТОЯ Эта книга - о Николае Анисимовиче Щёлокове, пятидесятом министре внутренних дел в истории ведомства и тринадцатом - в советской истории.МВД называли в XIX веке «самым близким к населению правительственным органом». Щёлоков возглавлял его 16 лет -

Глава 21. Писатель, философ Александр Зиновьев: «В сороковом году я пустил шутку: Гитлер – это такой бандит сталинской эпохи…» Представляю фрагменты из интервью с писателем, философом Александром Зиновьевым, одним из самых ярких мыслителей ХХ века, которое проходило в

КРАСИВАЯ ЖЕНЩИНА Несмотря на это существовавшее напряжение (а оно в сильной степени присутствует в моих воспоминаниях о детстве), даже сейчас, когда я думаю о матери, меня наполняет ощущение огромной любви и счастья. Мне кажется, что, по современным стандартам, ее не сочли

8. Александр Абдулов Александр Абдулов родился в Тюменской области в актерской семье. Впервые вышел на сцену в 5 лет – вместе с отцом, игравшим в спектакле Ленина. Ребенком был увлечен не только театром, но и спортом, музыкой. Стал мастером спорта по фехтованию и даже

АЛЕКСАНДР АБДУЛОВ Ходит Саша гусаком Из Ленкома да в Ленком, Презирая все интриги. Те, кто писал кипятком, Нынче чешут языком, А иные пишут

Сказка о злом компьютерном волшебнике или Новая сказка о потерянном времени Жил-был злой компьютерный волшебник Глюк. Его давно обижало, что реальность, в которой он жил, называли противным словом «виртуальная». А почему виртуальная? Да потому, что нет никаких измерений,

Талантливая актриса, любимая миллионами российских телезрителей, Констанция Бонасье, первая жена и просто красивейшая женщина Советского Союза - вот кем стала Ирина Алфёрова для многих. Девочка с глазами - так называли Ирину однокурсника в институте. Позднее васильковые бездонные глаза актрисы и ее улыбка вдохновляли не только режиссеров, но и художников и музыкантов.

Детство и юность

Ирина родилась в марте 1951 года в Новосибирске. Родители Иван Кузьмич и Ксения Архиповна Алфёровы прошли Великую Отечественную войну, а после возвращения к гражданской жизни оба получили профессию юриста и всю жизнь проработали правозащитниками. В семье родились старшая дочь Татьяна, а затем Ирина.

Официальный сайт

Мама Ирины в молодости мечтала об актерской профессии, свое увлечение она передала младшей дочери. Уже в детстве будущая звезда экрана вместе с соседскими детьми ставила сказки, а в старших классах записалась в театральную студию. Девушка выходила на сцену вместе со студентами и научными сотрудниками.

По совету главного режиссера студии после окончания школы Алфёрова отправилась поступать в Москву, в ГИТИС. Этот выбор одобрила мама. Ксения Архиповна и сопровождала дочь в столицу.

Фильмы

Творческая биография Ирины началась в 1972 году, когда начинающей актрисе вручили диплом. Если в самом начале учебы девушке было тяжело проявить творческое начало, то на последних курсах Алфёрова оказалась на хорошем счету. Артистке предложили вакансии сразу в нескольких столичных театрах.

Поступившее от режиссера Василия Ордынского предложение сыграть Дашу в эпопее « » на долгих 5 лет приостановило выход Алфёровой на театральные подмостки. Режиссер поставил условие: или кино, или театр. Образ Даши, как и сам фильм, настолько увлекли молодую актрису, что та согласилась с поставленным условием.

Укрепиться в статусе звезды артистка смогла после выхода картин, по праву занявших место в золотом фонде советского кинематографа: «С любимыми не расставайтесь» и «Предчувствие любви», где она появилась с Александром Абдуловым.

View this post on Instagram

Ирина Алфёрова и Александр Абдулов

В новом веке большее время Ирина Ивановна отдает театру. Иногда появляется на сцене «Ленкома», но чаще играет в «Школе современной пьесы» - репертуарном театре, в котором чувствует себя как дома.

Здесь Ирина Ивановна стала по-настоящему востребованной и реализованной актрисой. Алфёровой повезло сыграть главных героинь в спектаклях «Пришел мужчина к женщине», «Чайка», «Медведь», «Ночь с незнакомцем».

Последние годы актриса нечасто жалует поклонников появлением на экране, но все проекты оказываются рейтинговыми. Так стало с кинокомедией «Ёлки-2», где Алфёрова предстала в главной роли Юлии Снегиревой из эпизода «Куранты и самолет», и с совместным российско-французским проектом «Распутин», в котором Ирине удалось перевоплотиться в княгиню Зинаиду Юсупову.

Личная жизнь

Актриса не очень жалует журналистов, потому что в очерках о ней репортеры настойчиво придерживаются распространенного штампа, изображая актрису «несчастной». Но личная жизнь Алфёровой сложилась счастливо.

Первым мужем Ирины стал дипломат из солнечной Болгарии Бойко Гюров . Познакомились молодые люди на одном из творческих вечеров в посольстве Болгарии и вскоре стали друзьями. Гюров увлекался автогонками и однажды во время соревнования попал в аварию. Загипсованный Бойко попросил Ирину приехать. Девушка не могла оставить друга в беде и стала часто навещать, между ними начался роман.

View this post on Instagram

Ирина Алфёрова и ее дочь Ксения Алфёрова

После церемонии бракосочетания актриса уехала с мужем в Болгарию, где родилась единственная дочь Ксения Алфёрова . У Ирины было все, о чем советские женщины могли мечтать, но актриса сбежала в Москву, где не было ничего. Алфёрова хотела играть, поэтому не смогла прижиться в Болгарии.

Второе замужество с Александром Абдуловым все считали «звездным», а пару назвали самой красивой в Советском Союзе. Александр удочерил Ксению в раннем детстве, и девушка узнала о существовании родного отца только в подростковом возрасте. Несмотря на новость, Ксюша осталась в теплых отношениях с Александром Абдуловым, что видно на всех совместных фото. Ксении удалось встретиться с Бойко Гюровым, будучи уже взрослой.

После 17 лет совместной жизни, в 1993 году, Алфёрова и Абдулов разошлись. Для многих этот разрыв оказался неожиданным. Но, видимо, двум звездам стало тесно вместе.

View this post on Instagram

Ирина Алфёрова и ее муж Сергей Мартынов

Спустя 2 года после расставания с Абдуловым Ирина Алфёрова снова вышла замуж. Третьим мужем стал актер Сергей Мартынов . Роман вспыхнул на съемках картины «Звезда шерифа». На момент знакомства Мартынов был женат на Ксении, сестре популярной телеведущей, но брак трещал по швам. Жене-юристу предложили выгодный контракт в Лондоне. Ксения Мартынова согласилась и уехала в Англию с двумя детьми. Сергей уезжать не хотел - он был востребован в профессии, которую любил.

Позже, когда трагически умерла Ксения, дети Мартынова Анастасия и Сергей приехали в Москву. Они и племянник Ирины Алфёровой, Александр, сын ее покойной сестры Татьяны, нашли в этой женщине вторую маму.

Александр Абдулов и Ирина Алферова: "Я не смогла жить в состоянии вечного праздника..."

16 выбрали

Она до сих пор с тоской вспоминает его, называя своей "болью" (особенно сегодня - в День его рождения). А ведь при первой встрече и подумать не могла, что у нее с ним хоть что-то могло бы получиться ...

Он не смог устоять перед ее красотой и был готов сражаться за нее со всеми мужчинами Советского Союза, за ее внимание...

Они были самой красивой парой СССР, долгие годы опровергая все подозрения и слухи о том, что красивые и знаменитые не могут быть счастливы вместе...

Она...

Она родилась в Новосибирске в семье юристов. Хотя мама в молодости мечтала стать артисткой. Ей она обязана своими роскошными волосами, которые даже во время войны удалось сохранить. Да и вообще, Ирина росла маминой дочкой (даже поступать в ГИТИС в Москву они поехали вместе).

В Новосибирский самодеятельный театр Ирина попала случайно - после спектакля к ней, старшекласснице, подошел главный режиссер студии и предложил попробовать себя в театре, она даже не колебалась. Для нее это было естественно.

Позже, уже получив аттестат и окончив школу, она уже не видела себя вне театрального мира. Но театральной студии для этого уже не хватало - она давно ее переросла, а настоящей школы не хватало. Так они с мамой отправились поступать в ГИТИС.

Ехали на удачу - первый тур экзаменов уже закончился. Но Ирине удалось обратить на себя внимание педагогов... И поступить. На первом же курсе Судьба предоставила ей шанс обрести семейное счастье - ее курс пригласили в болгарское посольство, и там она познакомилась со своим будущим первым мужем - сыном дипломата, Бойко Гюровым. Роман закрутился не сразу. Точнее, романа как такового, в принципе, не было. Общались, встречались... Но однажды Бойко позвонил и попросил приехать.

Он лежал весь в гипсе после аварии. Ирина начала его навещать. А потом он просто сделал ей предложение. И неважно, что они мало друг друга знают, главное - он ее любит.

Свадьба была шумной, веселой, студенческой. А на следующий день Ирина уехала на съемки своего первого серьезного фильма - Хождение по мукам (1977). В перерывах между съемками она успела переехать с мужем в Болгарию, родить дочь Ксению, сдружиться с семьей Бойко, насладиться спокойной размеренной жизнью в достатке... И устать от нее. По окончании съемок второй части фильма она поняла, что единственное место, где она чувствует себя счастливой, это Москва. Друзья удивлялись, но решительный разговор с мужем расставил все точки над "i".

Ирина уходила в никуда. Дочку пришлось на время отправить в Новосибирск, а самой - ютиться по углам и хвататься за предложения.

Она еще в детстве внутри себя решила, что театр в ее жизни должен быть. И она была безмерно счастлива, когда Марк Захаров предложил ей присоединиться к труппе "Ленкома". Но тогда она даже не подозревала, что кроме заветной театральной сцены она "подарит" ей встречу с Ним...

Он...

Он родился в театральной семье в Тобольске, но детство свое провел в Фергане - родном городе матери. Он был младшим сыном в их большой семье.

Несмотря на то что на сцену Александр вышел, когда ему было всего пять лет от роду в спектакле "Кремлевские куранты" (его отец работал режиссером в местном драматическом театре), сильного стремления связывать свою судьбу с этой областью искусства, у Александра не было. Он занимался спортом, увлекался музыкой...

На поступлении сына в Щепкинское театральное училище настоял отец. Но первая попытка оказалась неудачной, и, чтобы не терять год, Александр поступил на факультет физкультуры Ферганского государственного педагогического института. А весной - попытал счастье в ГИТИСЕ.

Его дипломный спектакль стал проходным билетом в театр "Ленком" - Марк Захаров предложил новоявленному актеру главную роль в спектакле по повести Б. Л. Васильева "В списках не значился". После этого их судьбы сплелись в одну. А через какое-то время в дверях "Ленкома" он встретил Ее...

Они...

Она спешила на первое собрание труппы театра, куда она только что поступила на службу. Он - столкнулся с ней в дверях... И тут же начал "забрасывать идеями" по поводу предстоящей работы. На дворе стоял 1975 год.

Она уже покорил определенную долю мужских сердец после выхода на экраны картины "Хождение по мукам" (1977), Он - блистал на сцене "Ленкома" и уже снискал себе славу души любой компании. Но первая мысль, которая промелькнула у нее в голове, глядя на этого рыжего угловатого парня: "Вот уж с кем у меня точно ничего не грозит, так это с ним... "

Первым, кто их "поженил" был Олег Янковский . Ему было достаточно одного взгляда, чтобы понять, что эти должны быть вместе. Они не стали долго сопротивляться судьбе и уже в 1976 году расписались. Все произошло в Ереване, где "Ленком" был на гастролях. Александр час носил Ирину на руках, добиваясь того, чтобы она сказала "да".

С первого взгляда на этого высокого красавца с немного печальными глазами Ирина Алферова была уверена — с ним у нее точно ничего не получится. Через много лет она поняла, что первое впечатление было верным. Но тогда влюбленный Абдулов сумел ее переубедить.

Носил на руках


Он блистал на сцене Ленкома, она покорила страну своей ролью в «Хождении по мукам». Оба были молоды, талантливы, красивы — и казались друг для друга идеальной парой. Но выйти замуж за Александра Абдулова Алферова долго не соглашалась. Предложение руки и сердца он сделал на гастролях в Ереване, во время прогулки в парке. И получил ответ: «Сможешь пронести меня на руках через весь парк — соглашусь».

Абдулов смог. 23-летнего актера не смущало ни то, что Ира была старше, ни то, что у нее уже была дочь от короткого первого брака. «Он мог сделать праздник. Я вхожу в квартиру и кругом орхидеи. Отовсюду орхидеи. Сверху, снизу, слева, справа», — будет вспоминать потом Алферова жизнь с Абдуловым. Ее Ксюшу он считал родной дочерью, и эта красивая семья вскоре стала восприниматься как образцовая. Они не стеснялись демонстрировать свое счастье: втроем вели на телевидении утреннюю детскую передачу «Будильник», с удовольствием позировали фотографам в домашней обстановке. Но когда дверь за журналистами закрывалась, сказка уступала место реальной жизни.

«Он — для всех»


Александр Абдулов был человеком-праздником. Друзья, вечеринки, капустники, ночные посиделки значили для него очень многое. Его энергии хватало на всех, он обожал радовать и радоваться, любил, когда его любили. Живя много лет в этой атмосфере вечного праздника, Ирина устала. Атмосфера в театре тоже давила: с самого начала ее брак с главной звездой Ленкома та восприняли как ее способ пробиться к главным ролям. И она терпела, довольствовалась ролями в массовке, но мужу не жаловалась.

Кризис наступил в начале 90-х. Спустя 17 лет брака Алферова узнала, что Абдулов ей изменял — и это стало последней каплей. «Понимаете, Саша очень много в жизни натворил, но он ТАКОЙ! И я его понимаю. Просто мне в жизни нужно совсем другое, но я его понимаю, зачем он все это делал. Саша нужен всем! Всем женщинам! Он для всех!», — оправдывала он бывшего мужа. Абдулову же развод будто открыл глаза. Все мелкие интрижки остались в прошлом, ему нужна была только Ира — но Ира от него ушла. Он зарекся от женитьбы и долгие годы действительно жил холостяком, пока не встретил Юлию Мешину. В их брак многие не верили, но в 2006 году Абдулов все же решился на второй штамп в паспорте. А в 53 года впервые стал отцом: Юлия родила ему дочь Женю.

Казалось, что история с Ириной Алферовой навсегда осталась в прошлом. Но судьба вновь свела бывших супругов.

«Часть моей семьи»


Позвать разведенных Абдулова и Алферову играть роли мужа и жены было смелой идеей режиссеров сериала «Капкан». Поначалу это казалось нереальным, но когда у Абдулова спросили напрямую, не против ли он сыграть с Ирой, тот с надеждой спросил: «А она согласилась?»

Алферова отреагировала так же. Пикантности в ситуацию добавляло то, что по сценарию герои участвовали в постельной сцене. «В итоге в кадре они выглядели очень органично. У всех нас создалось тогда впечатление, что, если бы мы со своими камерами куда-то вдруг испарились, оставив их вдвоем, они бы не остановились…», — рассказывал режиссер сериала Владимир Краснопольский. Но если это еще можно было списать на высокий профессионализм, то «химию», мгновенно возникавшую между бывшими супругами на площадке, ничем другим, кроме сохранившихся взаимных чувств объяснить было нельзя. В присутствии Ирины Абдулов шутил особенно громко, а она хохотала, словно влюбившаяся шестнадцатилетняя школьница.

Уже женатый к тому времени на Юлии, Абдулов никогда не приводил супругу на съемочную площадку, когда там была его «бывшая». А если Юля звонила по телефону, и рядом была Ирина, у актера делался немного виноватый вид — и разговор он сворачивал поскорее. «У меня по отношению к этой женщине нет никаких обид или угрызений совести. И я всегда рад ее видеть», — признавался Абдулов. «Ира с Ксюхой — это часть моей семьи и останутся ею, пока я жив». …Практически сразу после съемок в «Капкане» Александру Абдулову поставили страшный диагноз: рак легкого, четвертая стадия. На похоронах обе жены актера сидели рядом — обе почерневшие от горя. На девятый день Ирина пришла к бывшему мужу на могилу, чтобы еще раз попрощаться. Как и у него, у нее не осталось к нему никаких обид — только благодарность за их большую и не проходящую любовь.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Приснились волосы во рту - толкование сна по сонникам
Где родился пророк Мухаммед и где похоронен?
Главное занятие казанского ханства