Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пророк исмаил в исламе. Пророк Исмаил (а.с.)

Уважаемые читатели! сайт представляет вашему вниманию очередную статью рубрики "Прочтите своим детям".

Вас наверняка заинтересует история одного из самых больших праздников мусульман – Курбан байрам. Чтобы получить информацию об этом, достаточно изучить историю жизни Пророка Исмаила.

Супругу Его Светлости Ибрахима звали Сара. Жили они в согласии. Единственное, что беспокоило их – у них не было детей. Хотя, они уже состарились

Однажды Сара сказала Ибрахиму:

Будет лучше, если ты создашь семью с другой женщиной. Может тогда Аллах подарит тебе ребенка.

Его Светлость Ибрахим согласился и женился на верующей женщине по имени Хаджар. Скоро у них родился сын, которого назвали Исмаилом.

Ибрахим очень любил сына, всегда держал его на руках. А это очень плохо действовало на Сару. Ведь у нее не было детей. Поэтому она начала завидовать Ибрахиму и Хаджар. Наконец, однажды она попросила супруга отдалить Хаджар и сына из дома. Чтобы дома не возникло каких-либо проблем, Ибрахим велел Хаджар готовиться в дорогу. Шли они долго, и, наконец, дошли до Аравии. Оставив Хаджар и сына на территории нынешней Мекки, Ибрахим вернулся назад. Хаджар осталась в пустыне одна с сыном. Тогда на этих землях никто не проживал.

Уходя, Ибрахим оставил Хаджар и ребенку немного воды и провизии. Вскоре вода закончилась, и маленький Исмаил начал плакать от жажды. Хаджар металась по пустыне из стороны в сторону в надежде найти немного воды. Вдруг произошло чудо: земля под ногами Исмаила разверзлась, и из недра стал бить ручей. Тот ручей Хаджар назвала Замзам. Спустя долгое время на этом месте выкопали колодец. Этот колодец существует и поныне. Паломники в Мекку могут напиться из того колодца.

Построив дом около Замзам, Хаджар стала жить там с Исмаилом. К ним присоединились и другие племена. Его Светлость Ибрахим иногда навещал Исмаила с матерью.

Исмаил вырос, а отец по-прежнему любил его. Тогда Аллах решил испытать Ибрахима. Кого же он любит больше: Аллаха или Исмаила?

Однажды ночью во сне Аллах велел Ибрахиму принести Исмаила в жертву во имя Аллаха. Этот сон снился пророку трижды подряд, и он понял, что это вещий сон.

Наутро Ибрахим, взяв Исмаила, отправился в местечко, называемое Мина. Однако он не сказал сыну о своих намерениях.

Достигнув Мины, Ибрахим сказал:

Сынок, Аллах во сне велел мне принести тебя в жертву. Поэтому я и привел тебя сюда.

Исмаил учтиво ответил:

Отец, ты – пророк. И знаешь, как поступить. Я никогда не ослушаюсь ни тебя, ни Аллаха. Исполни веление Аллаха. Во имя Аллаха я готов даже на смерть.

Уложив Исмаила на землю, Ибрахим приставил к его горлу нож. Однако сколько бы он ни старался, нож не перерезал горло Исмаилу.

В это время Аллаха ниспослал ангела с большим бараном. Ангел сказал Ибрахиму:

Ибрахим! Аллах желал проверить твою преданность. Ты доказал, что способен принести во имя Аллаха в жертву даже родного сына! Это было испытание. Аллах не желает смерти Исмаила. Принеси во имя Аллаха в жертву этого барана!

Это событие произошло в день праздника Курбан. И теперь хаджи в праздник Курбан повторяют действия Его Светлости Ибрахима, принося жертву во имя Аллаха.

Ибрахим часто посещал Исмаила и в последующие годы. Священную Каабу в Мекке построили также Ибрахим и Исмаил.

Великий Аллах наделил пророчеством и Исмаила. Он проповедовал в Аравии. У него было очень много детей. Наш пророк Мухаммад (с) также является продолжателем его рода.

По милости Аллаха продолжаем рассказ о жизни нашего любимого Пророка (мир ему и благословение). В этой части рассказывается о пророках Ибрагиме и Исмаиле (мир им) — предках нашего Пророка (мир ему и благословение): как они построили Каабу — первый храм Единому Богу. Как арабы после их смерти постепенно отошли от истинной веры и предались идолопоклонству. Кто были предки нашего Пророка (мир ему и благословение). Что произошло в год Слона — когда правитель Йемена захотел разрушить Каабу. И именно в этот год родился наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

Пророки Ибрагим, Исмаил (мир им) и их потомки

После долгого путешествия пророк Ибрагим (мир ему) подошел к Мекке, которая лежит в долине между пустынных гор. Поскольку там не было воды, там не было растительности, и человеческая жизнь была очень трудной. В сопровождении своей жены Хаджар и сына Исмаила (мир ему) Ибрагим (мир ему) хотел скрыться от культа идолопоклонства, которое распространилось по всему миру. Он хотел создать центр, в котором поклонялись бы лишь одному Аллаху, который был бы для людей маяком истинного руководства, излучающим истинную веру и праведность.

Аллах принял намерение Ибрагима (мир ему) и благословил это место. После того, как Ибрагим покинул негостеприимное место, из родника потекла вода, чтобы обеспечить его маленькую семью средствами для выживания. Хаджар и Исмаил (мир ему) жили в этом засушливом месте, вдали от других людей. Аллах благословляет источник Замзам и по сей день, люди продолжают пить ее воду и увозят ее с собой во все уголки земного шара.

Пока Исмаил (мир ему) рос, Ибрагим (мир ему) посещал его несколько раз. По велению Аллаха он хотел пожертвовать Исмаилом, который был тогда еще ребенком, для того чтобы показать, что его любовь к Аллаху больше, чем к собственному сыну. Исмаил (мир ему) также был согласен с повелением Всевышнего, что он должен быть принесен в жертву. Но Аллах спас его и велел принести в жертву вместо него барана из Рая в качестве выкупа. Исмаил (мир ему) остался в живых: он стал помогать отцу в деле призыва к Аллаху и стал прародителем последнего Пророка Аллаха (мир ему и благословение).

Во время своих поздних визитов в Мекку Ибрагим и его сын (мир им) вместе построили Каабу, дом Аллаха. Они молились Аллаху, чтобы Он принял этот храм и благословил их деяния. Также они просили Аллаха, чтобы Он позволил им жить и умереть в Исламе, чтобы дело Ислама продолжалось бы и после их смерти. Они попросили Аллаха, чтобы Он послал Пророка из числа их потомков, который возродил бы призыв своего предка Ибрагима и завершил начатое им.

«И (напомни им таким образом, чтобы они представили как перед своими глазами) (пророк) Ибрахим воздвигает основы дома [Каабы], и Исмаил (его помощник). (И каждый из них обратился с мольбой к Аллаху): «(О,) Господь наш! Прими от нас, ведь Ты, поистине – Слышащий, Знающий!

(О,) Господь наш! И сделай нас (двоих) предавшимися Тебе и из (части) нашего потомства – общину, предавшуюся Тебе(26), и покажи нам [разъясни] места нашего поклонения, и прими наше покаяние, ведь Ты, поистине – Принимающий покаяние, Милосердный!

(О,) Господь наш! И воздвигни среди них [выбери из их числа] посланника из них (же самих), который прочтёт им Твои знамения, и научит их Писанию [Корану] и мудрости [Сунне и тонкостям совершенного закона Аллаха], и очистит их (от порочных поступков) [научит их благонравию], ведь Ты, поистине – Величественный, Мудрый!» (сура Бакара, 127-129).

Аллах благословил их семью, и их потомство умножилось в этой бесплодной долине. Аднан, потомок Исмаил (мир ему) имел много детей. Среди потомков Аднана Фихр ибн Малик, в частности, был выдающимся вождем племени. Из потомков Фихра появился Кусай ибн Киляб. Он управлял Меккой и владел ключами Каабы. Он внушал почтение — он распределял воду Замзам и был ответственным за питание паломников. Также он возглавлял собрания, когда знатные люди Мекки собирались на совет, и он поднимал знамя войны (решал вопросы начала военных действий). Он один управлял делами Мекки.

Среди его сыновей Абд Манаф был самым знаменитым, в то время как его старший сын, Хашим стал великим человеком своего народа. Он предоставлял продовольствие и воду для паломников, приезжающих в Мекку. Он был отцом Абдуль-Муталиба, дедушки Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который также был ответственным за питание и снабжение водой паломников. Он был в большом почете у своего народа и своей известностью опередил всех своих предков. Его народ любил его.

Потомков Фихра ибн Малика называли курайшитами. Это название стало преобладать над всеми остальными, и было принято племенем. Все арабы признавали отличную родословную и благородство курайшитов. Их красноречие, вежливость и высокий ум единогласно признавались всеми.

Идолопоклонство в Мекке

Курайшиты сначала продолжали следовать религии Ибрагима и Исмаила (мир им), придерживаясь таухида и поклонения Единому Аллаху, до тех пор, пока Амр ибн Люхай не стал их вождем. Он был первым, кто отошел от религии Исмаила (мир ему) и установил идолов, которым призвал поклоняться других людей. Однажды он отправился из Мекки в Сирию по торговым делам, где увидел людей, поклоняющихся идолам. Он был настолько впечатлен увиденным, что принес идолов в Мекку и установил их там, приказывая людям поклоняться им.
По традиции, жители Мекки, когда уезжали по делам в другие места, брали несколько камней из Харама в знак уважения к святому месту. Постепенно это приводило к тому, что они начали поклоняться камням. Последующие поколения забыли причину, по которой почитали эти камни, и курайшиты стали поклоняться каменным идолам, как поступали люди в соседних странах.

Год Слона

В это время состоялось значимое событие, которое предвещало нечто важное в будущем. Оно означало, что Аллах желал лучшего будущего для арабов, и что Кааба станет таким важным местом, какой она никогда не была прежде – к ней станут приходить люди со всего мира.

Абраха аль-Ашрам, наместник негуса, царя Абиссинии (Эфиопии), который правил Йеменом, построил внушительный храм в Сане (столице Йемена) и назвал его Аль-Куллайс. Таким образом, он хотел привлечь к нему и арабских паломников (которые приходили каждый год к Каабе). Как христианин, он ревновал к значимости Каабы, и ему хотелось, чтобы эту важную роль (в жизни арабов) занимала бы его церковь.

Арабы были ошеломлены новостью. Они не могли относиться к какому-то иному месту с такой же любовью и уважением, с какими они относились к Каабе. Они не могли променять ее на какое-то еще место поклонения. Они были поглощены этими новостями и обсуждали их бесконечно. Один молодой араб из племени Кинан зашел так далеко, что вошел в эту церковь и справил там нужду. Абраха был в ярости, когда услышал об этом, и поклялся, что не будет иметь покоя, пока он не уничтожит Каабу.

Он отправился в Мекку с мощной армией, в которую входили слоны. До арабов дошли пугающие слухи о слонах. Они были огорчены и встревожены. Хотя они хотели помешать продвижению армии Абраха, но они поняли, что у них не хватит сил, чтобы бороться с ним. Они могли лишь взывать к Аллаху и доверять Ему, поскольку Он был Господом Каабы, что Он защитит ее.

Это доверие наглядно продемонстрировал разговор между Абрахой и предводителем курайшитов, Абдуль-Муталибом, дедушкой Пророка (мир ему и благословение). Абраха захватил его двести верблюдов, поэтому Абдуль-Муталиб просил разрешения увидеться с ним. Абраха проявил к нему уважение, спустился со своего трона и сел рядом с ним. Когда он спросил – чего он хочет, Абдул-Муталиб ответил: «Я хочу, чтобы ты вернул моих двухсот верблюдов».

Абраха был поражен. Он спросил: «Ты пришел говорить со мной о ваших двухстах верблюдах, которых я захватил, но ничего не говоришь о доме (Каабе), в котором сосредоточена вера твоих предков? Я пришел, чтобы уничтожить его, но ты не говоришь со мной об этом!»

Абдуль-Муталиб ответил: «Я хозяин своих верблюдов. У Каабы также есть Хозяин», — «Он не сможет защитить ее от меня» — возразил Абраха, — «Это мы еще посмотрим», — сказал Абдуль-Муталиб.

Когда армия Абрахи приблизилась, курайшиты спрятались высоко в горах, и в оврагах. Они боялись подходящей армии и ждали, что Аллах спасет их священный храм. Абдуль-Муталиб стоял с группой курайшитов, держась за дверь Каабы, прося Аллаха помочь им против Абрахи и его армии.

Абраха приказал солдатам войти в Мекку, намереваясь полностью уничтожить Каабу. Его слон, которого звали Махмуд, был готов к атаке. Однако вдруг слон опустился на колени на дороге и отказался вставать, несмотря на жестокие побои. Когда враги повернули его лицом к Йемену, он встал и сразу двинулся в путь.

Затем Аллах послал стаи птиц с моря; каждая птица несла камни в когтях. Всякий раз, когда камень падал на кого-то из солдат Абрахи, он погибал. Абиссинцы в ужасе бежали, в то время как их поражали камни. Абраха был тяжело ранен. Когда его солдаты попытались взять его с собой, его конечности отвалились одна за другой. Они привезли его в Сану, где он умер жалкой смертью. Коран описывает это так:

«Разве ты (о, Мухаммад) не думал о том, как поступил твой Господь с владельцами слона? Разве Он [Аллах] не сделал тщетными их козни? И послал Он на них [на воинов] птиц стаями? Бросали они [птицы] в них [в воинов] камни из обожженной глины. И сделал Он [Аллах] их [воинов] подобными ниве со съеденными зёрнами [подобно объеденной соломе]» (l05: 1-5)

Когда Аллах прогнал абиссинцев из Мекки, уважение арабов к курайшитам увеличилось. Они сказали: «Эти люди Аллаха. Аллах был на их стороне и помог им победить врагов».

Арабы придавали большое значение этому событию. Они стали вести отсчет времени от него, говоря: «Это произошло в Год слона», «такой-то родился в Год слона» или «это произошло столько-то лет спустя после Года слона». По мнению большинства историков, Год слона соответствует 570 году по христианскому (григорианскому) календарю.

Абдуллах и Амина — родители Пророка (мир ему и благословение)

У Абдуль-Муталиба, предводителя курайшитов, было десять сыновей. Абдулла, десятый из них, был самых благородным из них. В положенное время отец женил его на Амине, дочери Вахба, предводителя рода бану Зухра. В то время ее происхождение и положение делало ее лучшей женщиной среди курайшитов.

Однако вскоре Абдулла отправился в торговую поездку и там умер, оставив беременную жену, которая вскоре должна была стать матерью Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Амина видела много знамений и указаний, что ее сын станет чрезвычайно важным человеком в будущем.

Благородное происхождение и чистая родословная Пророка (мир ему и благословение)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) родился в понедельник, 12 числа месяца Раби’ аль-авваль в Год слона (570 год). Это был самый счастливый день для нашего мира. Его родословная восходит к Пророку Ибрахиму (мир ему и благословение Аллаха).

Его полное имя: Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдул-Муталиб ибн Хашим ибн Абд Манаф ибн Кусай ибн Киляб ибн Марра Ибн Кааб ибн Лю’ай ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн Ан-Надр ибн Кинана ибн Хузейма ибн Мудрика ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Маадд ибн Аднан. Родословная Аднана восходит к Пророку Исмаилу, сыну Пророка Ибрахима (мир им обоим).

Когда мальчик родился, его мать сообщила об этом его деду, Абдуль-Муталибу. Он пришел и посмотрел на ребенка с любовью, затем взял ребенка на руки и принес его к Каабе. Он восхвалил Аллаха и помолился за своего внука, которого он назвал Мухаммадом. Это имя не было известно у арабов, поэтому люди удивились, что дед дал мальчику такое имя.

Продолжение следует иншаАллах…

По материалам сайта Jamiatul Ulama

Эта увлекательная история повествует нам об Исмаиле, сыне любимца Аллаха Ибрахима, а также о матери Исмаиля Хаджар. Арабы в большинстве своем являются потомками Исмаиля, остальные же уходят корнями в древнее арабское прошлое и не относятся к роду Исмаиля. Хаджар, египтянка по происхождению, была рабыней, которую деспотичный повелитель Египта подарил Саре, жене пророка Ибрахима (мир ему). Подробно на этом мы остановимся в следующей главе, если на то будет воля Аллаха.

Когда Ибрахиму не было дано детей от его жены, она подарила мужу свою рабыню Хаджар, чтобы она была ему женой, надеясь, что Аллах дарует Ибрахиму ребёнка. Хаджар забеременела и родила Исмаиля на благословенной земле Палестины.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) рассказал нам историю о Хаджар, о том, что произошло у них с Сарой и о том, как Аллах приказал Ибрахиму отправиться с Хаджар и Исмаилем в самое почетное место на земле – в Священную Мекку, которая стала новым домом для Хаджар и её сына. Мы узнаем, как Ибрахим оставил их в долине, в которой нет ни еды, ни воды, ни жилья, и как Хаджар повела себя в этой ситуации, что произошло с ней и её сыном, и дойдем до истории строительства Ибрахимом и Исмаилем Заповедного Дома, который стал первым Домом, возведённым для поклонения и паломничества людей.

Хадис:

Аль-Бухари передал в своём сборнике «Ас-Сахых», что Саид ибн Джубайр сказал: «Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Первой женщиной, которая стала носить пояс, была мать Исмаиля, она повязала себе пояс, чтобы скрыть свои следы от Сары. Потом Ибрахим привёз её вместе с их сыном Исмаилем, которого она ещё кормила грудью, и оставил их около места Каабы (т.е. там, где сейчас находится Кааба), возле большого дерева, на месте Замзама, в верхней части (современной) мечети. В то время в Мекке никого не было, не было там и воды. Ибрахим покинул их там, оставив им бурдюк фиников и мех с водой, после чего он направился обратно, а мать Исмаиля последовала за ним, говоря: «О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине, где нет людей и вообще ничего нет?!» Она много раз повторяла эти слова, но он не оборачивался. Потом она спросила его: «Аллах ли повелел тебе сделать это?» Он сказал: «Да». Она сказала: «Тогда Он не оставит нас!», − после чего вернулась к Исмаилю, а Ибрахим пошёл дальше; достигнув горного перевала, где они не могли видеть его, он повернулся в сторону Каабы, воздел руки к небу и обратился с мольбой к Аллаху: “Господь наш, поистине, поселил я часть своего потомства в долине, где ничего не растёт, у Твоего заповедного дома. Господь наш, пусть они совершают молитву, и склони к ним сердца (некоторых) людей и надели их плодами, чтобы они благодарили (Тебя)!”

Мать Исмаиля кормила его грудью и пила воду, а после того как мех опустел, она и её сын начали испытывать жажду. И она стала смотреть, как (её сын) извивается (мучимый жаждой), а потом ушла, так как не могла смотреть (на мучения младенца). Она увидела, что самой близкой к ней горой была ас-Сафа, поднялась на неё, повернулась к долине и стала смотреть (в надежде) увидеть кого-нибудь, но никого не увидела. Тогда она спустилась с ас-Сафы, подняла края своей одежды, бросилась бежать по долине, как может бежать изнурённый человек, пересекла эту долину и достигла аль-Марвы. Поднявшись на неё, она стала смотреть (по сторонам в надежде) увидеть кого-нибудь, но (опять) никого не увидела, и всего она преодолела этот путь семь раз .

Достигнув аль-Марвы (в последний раз), она услышала какой-то голос и сказала себе: «Тише!», − стала прислушиваться и снова услышала его. Тогда она сказала: «Ты дал мне услышать себя, а можешь ли ты оказать нам помощь?» И на месте Замзама, рядом с собой, она увидела ангела, который рыл землю крылом, пока оттуда не забила вода. Тогда она стала огораживать источник, одновременно наполняя свой мех, но и после того, как она наполнила его, вода продолжала течь».

Передают со слов Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да помилует Аллах мать Исмаиля! Если бы она оставила Замзам…» или он сказал: «Если бы она не набирала его воду, он превратился бы в огромный источник».

«Она напилась и покормила своего сына, а потом этот ангел сказал ей: «Не бойтесь гибели, ибо, поистине, здесь будет Дом Аллаха, который построит этот мальчик со своим отцом, а Аллах не бросает близких к Нему!». Место Каабы находилось на возвышенности наподобие холма, и дождевые потоки текли справа и слева от него.

Так обстояло дело, пока однажды мимо них не проехали люди из племени Джу́рхум, прибывшие со стороны Кяда́ . Остановившись в нижней части Мекки, они увидели парившую (в небе) птицу и сказали: «Не иначе как эта птица кружит над водой, но нам известно, что в этой долине нет воды!» Тогда они отправили туда одного или двух посланцев, которые обнаружили воду, вернулись и сообщили им об этом, после чего все направились туда. (В это время) мать Исмаиля сидела у воды, и они спросили её: «Позволишь ли ты нам остановиться рядом с тобой?» Она ответила: «Позволю, но прав на этот источник у вас не будет», и они сказали: «Ладно».

Ибн Аббас сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Матери Исмаиля, любившей беседовать с людьми, понравилось это. Тогда они остановились там и послали за своими семьями, после чего остались в этом месте для постоянного жительства. Тем временем мальчик подрос и научился у них арабскому языку, а они восхищались им и ценили его. Когда же он достиг (совершеннолетия), они женили его на одной из своих соплеменниц.

После смерти матери Исмаиля и его свадьбы туда приехал Ибрахим, чтобы повидаться с теми, кого он оставил, однако он не застал Исмаиля. Тогда он стал спрашивать о нём его жену, и она сказала: «Он ушёл, чтобы добыть для нас что-нибудь». Потом Ибрахим спросил её о том, как они живут и каково их положение, и она сказала: «Плохо, ибо мы претерпеваем нужду и бедствуем!», − и стала жаловаться ему. Ибрахим сказал: «Когда придёт твой муж, передай ему от меня приветствие и скажи ему, чтобы он сменил порог у своей двери». Вернувшись, Исмаиль, будто что-то почувствовал и спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?». Его жена ответила: «Да, к нам приходил такой-то старец, который спрашивал нас о тебе, и я рассказала ему (о том, что его интересовало), а потом он спросил меня о том, как мы живём, и я рассказала ему, что мы претерпеваем нужду и бедствуем». Исмаиль спросил: «Дал ли он тебе какой-нибудь совет?». Она ответила: «Да, он велел мне поприветствовать тебя и (передать) тебе, чтобы ты сменил порог своей двери». Исмаиль сказал: «Это − мой отец, и он велел мне расстаться с тобой. Возвращайся же к своей семье!», — а потом он развёлся с ней и женился на другой женщине из племени Джурхум. Ибрахим провёл отдельно от них столько времени, сколько было угодно Аллаху, а затем пришёл к ним, но не застал Исмаиля. Тогда он зашёл к его жене и стал расспрашивать о нём, а она сказала: «Он ушёл, чтобы добыть для нас что-нибудь». Он спросил: «Как ваши дела?», − и принялся расспрашивать её о том, как они живут и каково их положение, и она сказала: «У нас всё хорошо и всего вдоволь», после чего возблагодарила Аллаха. Ибрахим спросил: «Что вы едите?» Она ответила: «Мясо». Он спросил: «А что пьёте?» Она ответила: «Воду», и тогда Ибрахим воскликнул: «О Аллах, благослови их мясо и воду!»

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В то время у них не было зерна, а если бы оно было, то он призвал бы благословение Аллаха и на зерно».

Ибн Аббас сказал: «Если же кто-нибудь станет питаться только (мясом и водой) за пределами Мекки, это обязательно повредит ему».

Ибн Аббас также сообщил: «Потом Ибрахим сказал: «Когда придёт твой муж, передай ему приветствие и скажи, чтобы он укреплял порог своей двери». Вернувшись, Исмаиль спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?» Его жена ответила: «Да, к нам приходил благообразный старец», отозвалась о нём с похвалой и сказала: «Он спрашивал меня о тебе, и я рассказала ему, а потом он спросил меня о том, как мы живём, и я сказала, что у нас всё хорошо». Исмаиль спросил: «Дал ли он тебе какой-нибудь совет?» Она ответила: «Да, он приветствует тебя и велит тебе, чтобы ты укреплял порог своей двери». Исмаиль сказал: «Это − мой отец, а порог − это ты, и он велел мне не расставаться с тобой». После этого Ибрахим провёл отдельно от них столько времени, сколько было угодно Аллаху, а потом пришёл к ним. Придя, он застал Исмаила, когда тот точил свои стрелы под большим деревом рядом с Замзамом. Увидев Ибрахима, он поднялся (со своего места и направился) к нему, и они (стали приветствовать друг друга, как подобает) отцу приветствовать сына, а сыну – отца. Потом Ибрахим сказал: «О, Исмаиль, поистине, я получил от Аллаха одно веление». Исмаиль сказал: «Делай, что повелел тебе твой Господь». Он спросил: «А ты поможешь мне?» Исмаиль сказал: «Я помогу тебе». Тогда Ибрахим сказал: «Поистине, Аллах велел мне построить здесь Дом», и указал на холм, возвышавшийся над окружающим ландшафтом. После этого они заложили основы этого Дома, и Исмаиль стал носить камни, а Ибрахим − строить; когда же были возведены стены, Исмаиль принёс и поставил этот камень для Ибрахима, который встал на него и продолжал строить, Исмаиль же подносил ему камни, и они говорили: «Господь наш! Прими от нас, поистине, Ты − Слышащий, Знающий» .

Источники хадиса

Этот хадис передал имам Аль-Бухари в своём сборнике «Ас-Сахых», в книге Пророков, в главе о словах Аллаха «Аллах сделал Ибрахима (Авраама) …» (Ан-Ниса: 125), (6/396), номер хадиса: (3364). Аль-Хафиз Ибн Хаджар в своей книге «Фатху-ль-Бари» указал все пути передачи этого хадиса и назвал всех, кто приводит этот хадис в своих трудах.

Слова Ибн Аббаса указывают на то, что этот хадис возводится к самому Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). По меньшей мере, этот хадис – «мурсаль сподвижника», а мурсаль такого вида по единогласному мнению хадисоведов является приемлемым доводом.

Объяснение хадиса

В этой истории Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказывает нам о нашем отце Исмаиле (мир ему) и его матери Хаджар, которые жили на святой земле Мекки и были первыми её поселенцами. Долина, в которой они обосновались, была самым лучшим местом на всей земле. В этом месте была основана Кааба – Заповедный Дом Аллаха, к которому совершают паломничество и обращают свои лица во время молитвы все мусульмане мира. Здесь ниспосылалось откровение Исмаилю, а затем и величайшему Пророку – Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха).

Причина того, что Ибрахим переселил Хаджар так далеко от Палестины, крылась в ссоре между Хаджар и Сарой после того, как у первой родился сын. Хаджар была вынуждена бежать от Сары, испугавшись за себя, как на это указывает хадис. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что Хаджар повязала пояс таким образом, чтобы он волочился по земле и заметал следы её ног, поэтому Сара не смогла узнать в каком направлении ушла Хаджар.

После этого Аллах приказал Ибрахиму отвести Хаджар и её сына к месту Древнего Дома, находившегося настолько далеко от Палестины, что даже караваны достигали тех мест с большим трудом.

Ибрахиму было нелегко оставлять своего любимого сына и его мать в безлюдной пустыне, где не было ни воды, ни еды, ни места, где можно было бы укрыться от зноя и непогоды.

Однако у Аллаха во всем есть своя мудрость. Не смотря на внешние трудности в этом деле, оно таило в себе великую милость и безграничное благо. И сегодня эти блага для всех очевидны. На месте пребывания Исмаиля возник благословенный город, в котором был построен Дом Аллаха – Священная Кааба. Этот Дом стал местом поклонения Аллаху, и благодать Господа покрыла эту пустынную землю. Ибрахим и Исмаиль получили от Аллаха великую награду, о которой не ведает никто, кроме их Господа, Он вознес память о них и увековечил их имена. Всё это произошло по милости Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает, ведь Он Обладатель великой милости!

Ибрахим переселил своего маленького ребёнка и его мать из благословенной земли, где цветут зеленые сады, текут чистые реки и дует приятный ветер, в пустынную долину. Он оставил их под деревом и отправился назад, не позаботившись о том, чтобы соорудить им какое-нибудь жилище, в котором они могли бы укрыться. Рядом не было никого, кто мог бы оказать им помощь, и защитить от нападения диких зверей.

Аллах приказал Ибрахиму привести их в эту долину, и он поступил, как ему было велено, после чего дальнейшую судьбу своей семьи он предоставил Всевышнему Аллаху. Ведь Тот, кто приказал Ибрахиму поступить таким образом, в состоянии сохранить его семью, накормить, напоить, развеять тоску. Ибрахим не отвечал на уговоры Хаджар, которая бежала за ним, говоря: «О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине». Она многократно обращалась к нему с этим вопросом, но он ничего не отвечал ей. Это был приказ Аллаха, а приказы Аллаха не обсуждаются. Такова истинная покорность Аллаху. В этой истории Пророк Ибрахим дает нам урок, каким должен быть настоящий Ислам (Покорность).

إِذْ قَالَ لَهُ رَبُّهُ أَسْلِمْ قَالَ أَسْلَمْتُ لِرَبِّ الْعَالَمِينَ ﴾ البقرة:131)

«Вот сказал Господь Ибрахиму (Аврааму): «Покорись!» Он сказал: «Я покорился Господу миров» (Аль-Бакара: 131).

Когда Хаджар потеряла надежду получить ответ на свой вопрос, она спросила: «Аллах ли повелел тебе сделать это?» Он сказал: «Да» . Тогда успокоилось сердце, ведь верующий знает, что Аллах не оставит без поддержки того, кто ответил на Его призыв и выполнил Его веление.

Затем Ибрахим продолжил свой путь назад в Палестину. Когда он зашел в ближайшее ущелье, где Хаджар уже не могла его видеть, он обратился лицом к Священному Дому, воздел руки к небесам и начал просить своего Господа:

رَبَّنَا إِنِّي أَسْكَنْتُ مِنْ ذُرِّيَّتِي بِوَادٍ غَيْرِ ذِي زَرْعٍ عِنْدَ بَيْتِكَ الْمُحَرَّمِ رَبَّنَا لِيُقِيمُوا الصَّلاةَ فَاجْعَلْ أَفْئِدَةً مِنَ النَّاسِ تَهْوِي إِلَيْهِمْ وَارْزُقْهُمْ مِنَ الثَّمَرَاتِ لَعَلَّهُمْ يَشْكُرُونَ ﴾ إبراهيم: 37)

« Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, — быть может, они будут благодарны» (Ибрахим: 37). И Аллах ответил на его молитву и свершил то, о чем просил Его Посланник.

Что касается матери Исмаиля, то она несколько дней пила воду из меха, который оставил ей Ибрахим, и ела финики, а сына кормила грудным молоком. Однако финики и вода быстро закончились, и Хаджар начала испытывать жажду и голод, от того же мучался и её малыш, который начал извиваться от переносимых им страданий. Мать не могла смотреть на это и отправилась на поиски того, что могло бы утолить его жажду и придать ему сил.

Известно, что если человек хочет узнать обстановку вокруг, он забирается на какое-либо высокое место, чтобы охватить взглядом как можно больше пространства, что существенно облегчит ему поиски необходимого. Так поступила и Хаджар, она огляделась и увидела ближайшую к ней возвышенность – гору Сафа, поднялась на нее и стала пристально вглядываться, но никого не увидела. Она спустилась в долину и направилась к другой горе, находившейся поблизости, эта была гора Марва. Поднявшись на неё, Хаджар начала также внимательно осматриваться вокруг, но снова не увидела никого, кто мог бы им помочь и спасти от голодной смерти. Хаджар продолжала ходить между горами Сафа и Марва и преодолела это расстояние семь раз. Каждый раз, пересекая долину, она подходила к своему младенцу, чтобы посмотреть, как он себя чувствует и удостовериться, что он ещё жив, после чего вновь продолжала свои поиски. Хождение Хаджар стало первым хождением между горами Сафа и Марва, которое позже, по велению Аллаха, стало неотъемлемой частью обрядов хаджа и умры .

إِنَّ الصَّفَا وَالْمَرْوَةَ مِنْ شَعَائِرِ اللَّهِ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلا جُنَاحَ عَلَيْهِ أَنْ يَطَّوَّفَ بِهِمَا وَمَنْ تَطَوَّعَ خَيْرًا فَإِنَّ اللَّهَ شَاكِرٌ عَلِيمٌ ﴾ البقرة: 158)

«Воистину, Сафа и Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними» (Аль-Бакара: 158).

После того, как Хаджар седьмой раз пересекла долину, она услышала голос. Внимательно прислушиваясь, она сказала сама себе: «Тихо». Она снова услышала этот голос и сказала: «Ты дал мне услышать себя, можешь ли ты оказать нам помощь?» Она огляделась, чтобы найти место, откуда доносился голос, и увидела рядом с Исмаилем ангела Джабраиля (библ. Гавриил ), который своим крылом разверз землю на месте Замзама, после чего оттуда забил благодатный источник.

Хаджар искала воду, поднимаясь на возвышенности, но по воле Аллаха вода забила из-под ног её маленького сына. Несомненно, она была переполнена радостью, т.к. отсутствие воды означало верную гибель для них с младенцем, а появившийся ручей нёс в своём потоке жизнь для них и для всей долины, в которой отныне поселилась Хаджар со своим сыном.

Очевидно, что Джабраиль предстал перед Хаджар в образе человека, так что она могла видеть его и разговаривать с ним. Так же он приходил к Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) — в образе красивого мужчины. Сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) видели Джабраиля и слышали его речь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) видел Джабраиля в его истинном виде только два раза, и когда он увидел его первый раз, то сильно испугался.

Мать Исмаиля поспешила набрать как можно больше воды в сосуды, которые у неё имелись, а затем с усердием принялась облагораживать источник, вырыв вокруг него нечто наподобие пруда, чтобы вода не ратекалась повсюду и была легкодоступна. Если бы Аллахом было предопределено, чтобы она оставила Замзам растекаться по земле, то он превратился бы в огромный поток, о чём сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Да помилует Аллах мать Исмаиля! Если бы она оставила Замзам…», — или он сказал: «Если бы она не набирала его воду, он превратился бы в огромный источник».

Аллах даровал матери Исмаиля воду, которая утолила её жажду и дала грудное молоко младенцу. Затем ангел успокоил Хаджар и сказал: «Не бойтесь, вы не пропадёте». Он также возвестил ей, что ее сын со своим отцом возведёт Дом Аллаха – Каабу. Воистину Аллах не оставляет приближённых рабов своих.

После этого Аллах направил к ним тех, кто стал для них добрыми соседями, скрасил их жизнь на чужбине и развеял тоску одиночества. Неподалеку от них проходили люди одного из кланов племени Джурхум, которые обратили внимание на птиц, парящих над долиной. Они знали, что птицы кружат на месте, только если по близости есть вода. Если же птица просто совершает перелёт, то она летит, не останавливаясь. Таким образом, увиденные путниками парящие птицы были верным признаком источника воды, к которому птицы слетаются на водопой. Единственное, что заставило джурхумитов усомниться в своих предположениях, это то, что они хорошо знали, что в этой местности никогда не было ни воды, ни каких-либо жителей. Но они отбросили свои сомнения, ввиду явных доказательств наличия источника воды неподалеку и отправили человека, чтобы он осмотрел местность. Вернувшись, он рассказал обо всём, что увидел, после чего все направились к Исмаилю и его матери. Когда они пришли, то своими глазами увидели благословенный источник, бьющий из камней, это их очень обрадовало, и они попросили разрешения Хаджар поселиться рядом. Она согласилась, но поставила условие, что право на источник будет принадлежать только ей и её сыну. Они также согласились на это условие, послали за своими семьями и стали соседями Хаджар.

В этом окружении вырос и возмужал Исмаиль. Он был очень энергичным юношей, и жизненная сила кипела в его молодом теле. Он отличался хорошим нравом и благородством, за что джурхумиты очень любили, ценили его и дали ему в жены одну из своих дочерей.

Когда Исмаиль вырос и окреп, его мать покинула этот мир, пребывая в спокойствии за своего сына. Через некоторое время приехал Ибрахим, чтобы навестить свою семью, но не застал Исмаиля дома, потому что он отправился на поиски пропитания для семьи. Когда Ибрахим спросил жену Исмаиля о том, как они живут, она начала жаловаться на жизнь и сообщила ему, что они живут в недостатке и бедности. Тогда он попросил передать приветствие её мужу и сказать ему, чтобы он поменял порог своей двери.

Эта женщина не знала, что старик был отцом ее мужа, как не догадывалась она о том, что в послании для него содержится отцовский приказ развестись с ней. Исмаиль сделал всё так, как велел ему отец, и развёлся со своей женой.

Ибрахим (мир ему) увидел, что такая женщина не достойна быть женой Пророка, который должен вести и возглавлять людей. Жена же, которая постоянно жалуется на тяготы жизни, не будет опорой своему мужу в достижении великих целей.

Когда Ибрахим пришел снова, он увидел другую женщину, которая заметно отличалась от первой. Она понравилась ему и он, удовлетворившись выбором своего сына, велел ему жить с этой женщиной. Он расспросил новую жену Исмаиля о том, как они живут, на что она ответила, что они живут во благе и полном достатке, а затем прославила и восхвалила Аллаха. Ибрахим спросил, чем они питаются и что пьют, женщина ответила, что они едят мясо, а пьют простую воду. Тогда Ибрахим помолился, чтобы Аллах ниспослал благодать на мясо и воду жителей Мекки, и, как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), если бы у них на тот момент были злаки, то он помолился бы и об этом.

Благодать молитвы Ибрахима заключалась в том, что если жители Мекки будут питаться только мясом и водой, это не повредит им, в то время как жителям других мест это нанесет вред.

Когда Ибрахим приехал, чтобы навестить сына в третий раз, он застал его, сидящим под большим деревом и затачивающим наконечники своих стрел. Это было то самое дерево, под которым он оставил его грудным младенцем. Увидев отца, Исмаиль встал, они произнесли слова приветствия, крепко обнялись, поцеловались, как подобает делать отцу и сыну после долгой разлуки. Затем Ибрахим сказал сыну, что Аллах приказал ему построить Заповедную Мечеть, и повелел Исмаилю помочь в этом своему отцу. Исмаиль поспешил подчиниться приказу Аллаха. Ибрахим постепенно возводил здание, а Исмаиль во всём помогал ему. Во время строительства они постоянно взывали к Аллаху с молитвой:

رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا إِنَّكَ أَنْتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ ﴾ البقرة: 127)

«Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий» (Аль-Бакара: 127).

Эта история в Библии

Эта же история упомянута в Библии, однако не так подробно, как в вышеприведенном хадисе. Библейский вариант этой истории содержит ошибки и искажения, которые появлялись на протяжении многих веков. Хадис же вносит определенность и ясность в происходившие события.

Эта история приводится в Библии, в книге «Бытие», вот её текст:

«Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Аврааму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Авраам послушался слов Сары. И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Аврааму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.

И сказала Сара Аврааму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою.

Авраам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее.

И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.

И сказал ей Ангел Господень: умножая, умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое;он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицом всех братьев своих.

И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. Посему источник [тот] называется: Беэр — лахай — рои. Он находится между Кадесом и между Баредом. Агарь родила Аврааму сына; и нарек [Авраам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. Аварам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Аврааму Измаила» (Бытие Гл.16: 1-10).

«И увидела Сара, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается, и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое.

Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на [один] выстрел из лука. Ибо она сказала: не [хочу] видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль, и плакала; и услышал Бог голос отрока; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской» (Бытие Гл.21: 9-21).

Примечание к библейскому варианту

Можно сказать, что некоторые фрагменты этой истории в Библии верны, т.к. совпадают с тем, о чем нам поведал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в этом и других хадисах. К сходным местам относятся следующие моменты:

  1. Сара, у которой не было детей, подарила Ибрахиму свою египетскую рабыню Хаджар в надежде, что от неё ему будут дарованы дети.
  2. Хаджар забеременела от Ибрахима.
  3. Хаджар почувствовала себя более важной, после того, как забеременела. И Сара потеряла в её глазах былое уважение.
  4. Сара разгневалась на Хаджар, и ей пришлось бежать.
  5. Сара потребовала от Ибрахима изгнать Хаджар и её сына. И он переселил их в пустыню, оставив мех с водой и немного припасов.
  6. Хаджар мучилась от жажды после того, как закончились запасы воды.
  7. Ангел спустился от Аллаха, утешил её и показал источник воды.

В библейском варианте имеются следующие ошибки. Например, там говориться, что Ибрахим дал Хаджар воду и хлеб, положив ей всё на плечи, и отправил в пустыню, где она заблудилась. В хадисе же приводится, что он сам проводил её до определенного места, дал мех с водой и сосуд с финиками. Он поселил Хаджар и её сына в долине, где ничего не растёт, у Заповедного Дома. Также в Библии ничего не говориться о том, как Хаджар ходила между Сафа и Марва, как ангел Аллаха вырыл колодец своим крылом. Библия не содержит и ряд других подробностей, имеющихся в хадисе, или затрагивает их только поверхностно.

Ошибкой является и то, что Сара потребовала от Ибрахима изгнать Исмаиля, когда увидела, что он насмехается, и не давать ему долю в наследстве наряду с её сыном Исхаком (библ. Исаак). Когда Ибрахим отправился с Исмаилем в Мекку, его сын был грудным младенцем, следовательно, еще не достиг возраста, когда мог бы насмехаться над Сарой, а Исхак (мир ему) в то время еще даже не родился.

В Библии упомянуты некоторые события, о которых ничего не говориться ни в Коране, ни в Сунне:

  1. Ибрахим вошёл к Хаджар по истечении десяти лет пребывания в земле Ханаанской.
  2. Хаджар убежала от Сары к источнику воды в пустыне, на дороге к Суру.
  3. Ангел приказал Хаджар, чтобы она вернулась к своей госпоже и покорилась ей.
  4. Ибрахиму было восемьдесят шесть лет, когда Хаджар родила ему Исмаиля.

Ничего из этого не подтверждается достоверными источниками – Кораном и Сунной, и только Аллах знает, насколько это достоверно.

Польза и уроки, извлекаемые из хадиса

  1. В этой истории содержится много данных о событиях из жизни Пророков, о которых мы никак не могли бы узнать, если бы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не донёс их до нас. Это очень ценная информация, она помогает нам узнать о жизни наших благочестивых отцов, о том, как появился священный город, был построен Дом Аллаха и о многом другом.
  1. Не смотря на то, что повеление, которое Аллах дал Ибрахиму, было нелегким, он, не колеблясь, приступил к исполнению воли Всевышнего. Раб Аллаха может быть несогласным с чем-либо, но в этом содержится благо для него. И наоборот, ему может нравиться то, что на самом деле является злом для него.

Из книги «Достоверные пророческие рассказы»
Умар ибн Сулейман ибн Абдулла Аль-Ашкар
Перевёл: Абу Ясин Маликов Руслан

Специально для сайта — Почему Ислам?

Одним из величайших пророков ислама считается пророк Исмаил. Его имя встречается в Коране 12 раз. Исмаил был старшим сыном и египетской служанки Хаджар. В библейских рассказах он отождествляется с Измаилом. В священных писаниях говорится, что он пришел на землю с определенной миссией. Пророк должен был распространить свою веру среди племен, населявших в то время

Мусульмане сегодня считают Исмаила зачинателем арабов-аднанитов. В исламской вере роль этой личности гораздо важнее, чем в библейских традициях. Мусульмане также считают его предком пророка Мухаммада. Кем был Исмаил, каким был его жизненный путь, следует рассмотреть подробно.

Начало жизни

Следует отметить, что жизнеописание пророка Исмаила начинается еще с чудесной истории его появления на свет. Его отец пророк Ибрахим очень долго просил у Аллаха сына. Его мольбы были услышаны. Причем Ибрахим уже был тогда в По одним сведениям, ему было на то время 98 лет. В других источниках говорится, что первенец появился на свет, когда отцу его исполнилось уже 117 лет.

Через 4 года у Ибрахима появился второй сын от его первой жены Сары. Он женился на ней в возрасте 37 лет. Семья переезжала из Вавилона (ныне Ирака) в Палестину. По пути они заехали в Египет, где Саре правитель страны подарил служанку Хаджар. В Палестине они распространяли свою веру.

Рождение первенца

Прошли годы, но у семьи не было детей. Тогда Ибрахим попросил у своей жены продать ему свою служанку, чтобы с ней зачать сына. Сара согласилась. Через некоторое время на свет появился Исмаил. Это был долгожданный ребенок.

Сара тоже жаждала стать матерью. Поэтому просила Аллаха одарить ее сыном. Через совсем недолгое время несмотря на преклонный возраст жена Ибрахима смогла зачать ребенка. Его назвали Исхар.

Детство Исмаила

Пророк Исмаил в исламе является сильной личностью. Это Он перенес множество тягот на жизненном пути. Они преследовали его с самого детства. Саре не нравилось делить своего мужа с другой женщиной. Хаджар была ее служанкой, а теперь оказалась с ней равной. Ее ребенка Ибрахим любил так же, как и Исхара. Это отравляло разум Сары. Она завидовала Хаджар.

Однажды в детской игре Исмаил победил Исхара. Ибрахим взял его на колени, а Исхара посадил рядом с собой. Сару это очень обидело. Она в гневе сказала, что хочет отдалить Хаджар от их дома. Ибрахим любил свою жену, поэтому послушал ее.

Аллах сказал ему отвести Хаджар с сыном в разрушенный на то время дом Каабы в Мекке. Они должны были отстроить его. Здесь Исмаил и Хаджар попали в совершенно неприветливую обстановку. Жгучая жара, отсутствие воды и дикие звери были угрозой для их жизни.

Когда малыш захотел пить, мать не смогла найти ему воду. Ее поиски были тщетными. Женщина уже думала, что они умирают, но вдруг увидела под ногами сына родник. Исмаил бил ногами по земле, и она дала им воду. Этот источник назвали «Замзам».

Расцвет Мекки

Пророк Исмаил, биография которого начиналась с таких испытаний, вместе с матерью смог выжить в этой палящей пустыне. Они сидели возле источника. К воде стали слетаться птицы, приходить звери. Вслед за ними пришли и люди. Они спросили у Хаджар, кто она, как оказалась здесь.

После ее рассказа люди из племени Джухум, которые жили поблизости, попросили у женщины напиться воды из источника. Хаджар дала им воду. Взамен люди дали ей еды. Постепенно сюда стали прибывать и другие племена. Они поставили палатки, образовали небольшой город.

В Мекке уважали Хаджар и Исмаила. Люди, приходившие сюда, давали им разные блага, оказывали почести. Стал приезжать сюда и Ибрахим. Его визиты были недолгими, чтобы Сара не переживала из-за его длительного отсутствия. Отец был рад видеть сына и его мать в добром здравии.

Молодые годы Исмаила

Пророк Исмаил претерпевал множество ударов судьбы. Только недавно он пережил одиночество и страх посреди раскаленной пустыни, и вот судьба снова подвергла его новому удару. Хаджар покинула этот мир. Это стало большим потрясением для Ибрахима. Он очень горевал по ней.

Когда Исмаил подрос, люди из племени Джухум нашли ему невесту по имени Саме. Но она оказалась недостойной, грубой женщиной. Отец передал своему сыну послание, где говорил найти другую жену. Сын так и сделал. Он взял в жены хорошую, добрую девушку.

Отец с сыном по камушку выстроили дом Каабы. Здесь они проводили свои религиозные обряды, распространяли их среди жителей ближайших племен. Ради этого храма были преодолены все мучения и трудности. Люди, попадавшие в него, должны были отказаться от идолопоклонничества и прийти к единому Богу. Здесь Исмаил и Ибрахим совершали хадж.

Испытание веры

Пророк Исмаил в исламе является фигурой чистой и покорной. Ибрахим получил сына в награду за свою веру. Но Аллах захотел ее проверить. Он послал пророку сон, в котором тот увидел приказание перерезать горло своему сыну. Для любого другого человека это стало бы непосильно. Но согласно преданиям, Ибрахим был настолько тверд в своей вере, что полностью доверился Всевышнему.

Это действие было необходимо, чтобы Ибрахим взглянул в лицо своей слабости, а также смог побороть ее. В обрядах хаджа жертва является необходимостью.

Отец и сын пришли в Мину. По пути их искушал сатана, но они были крепки в вере. Когда отец приставил к горлу сына нож, лезвие не порезало горло Исмаила.

Нож сказал, что Всевышний приказывает ему не делать этого. Аллах послал им барана, которого они принесли в жертву. Бог не хочет крови. Он посылает тяжелые испытания на пути людей для утверждения их в вере.

Самопожертвование

Благодаря проявленной покорности пророк Исмаил - символ покорности. Он знал, куда ведет его отец, но не воспротивился этому. Он проходил все свои испытания с высоко поднятой головой и твердой верой. Эти испытания учат людей бороться со своими слабостями.

Если глубже вникнуть в эти предания, можно понять, что Бог не хотел кровопролития. Он потребовал от своих служителей доказать их покорность и веру. Исмаил на жертвоприношении попросил отца связать ему ноги и руки, чтобы не обрызгать одежду своего отца кровью. Он принял коленопреклоненную позу и сказал Ибрахиму не смотреть в глаза. Такими действиями сын попытался уменьшить его ношу.

Пророк Исмаил предстает очень сильной личностью. Он понимал, как тяжело отцу выполнить это приказание Аллаха. В этот момент он не думал о себе, а только о воле Всевышнего и о своих близких. Поэтому эта личность служит символом покорности.

Обряд хаджа

Пророк Исмаил, предок Мухаммада, является в исламе одним из ключевых персонажей. Его жертва была великой. Его жизнь была сохранена. Вместо него в жертву был принесен баран, посланный Аллахом из своих райских садов. Поэтому все животные, которые приносятся в жертву во время хаджа в праздник Курбан, символизируют победу человека над своими слабостями. Далеко не каждый способен отдать самое ценное, что имеет, ради других.

Баран, посланный Ибрахиму и Исмаилу, является одновременно и наградой за их стойкость перед лицом испытаний. Во время проведения обряда хаджа верующие должны кинуть 7 камней в Джамра ухра, а затем 21 камень в три столба из камня. Это символ противостояния соблазнам сатаны, так можно отогнать от себя его слова искушения.

Смысл учения заключается в необходимости жертвовать собой в определенных ситуациях ради общего дела. При этом человек подобно Исмаилу должен даже в тяжелую минуту думать не о себе, а о других. Такое мировоззрение достойно уважения и высочайшей хвалы.

Ознакомившись с жизнью, которую прошел пророк Исмаил, каждый человек может заглянуть в себя глубже. В иносказательной форме эта история учит бороться со своими слабостями, жертвовать собой ради других, быть преданным общей цели.

мусульмане всего мира отмечают самое значимое религиозное событие года – Праздник жертвоприношения – Ид аль-адха , который на языках многих мусульманских народов России принято называть Курбан-байрам . Продолжается праздник ещё в следующие три дня – дни ташрика.

Увидев его покорность Всевышнему, иблис потерял надежду и оставил его. Тогда шайтан решил испытать ещё и Ибрахима (мир ему) и спросил его: «Куда идёшь?» Тот проклял и прогнал его, но шайтан снова побежал за ним. Когда Ибрахим (мир ему) доходил до Джамрат аль-Акаба, Джамрат аль-Вуста, Джамрат аль-Сугра (места кидания камней в Мине), шайтан всякий раз преграждал путь Ибрахиму (мир ему), и каждый раз тот бросал в проклятого по семь камней. Благодаря Аллаху шайтан не смог сбить Ибрахима (мир ему) и его близких с правильного пути, зависть врага не принесла результатов, его хитрость и коварство обернулись против него же.

Затем Ибрахим (мир ему) поделился с сыном и рассказал об указании Всевышнего: «Мы здесь, чтобы принести тебя в жертву, подчиняясь воле Аллаха ». Выразив свою покорность и согласие стать жертвой, Исмаил ответил: «Отец, выполни повеление Всевышнего – коли угодно Аллаху , в этом ты найдёшь моё смирение и терпение». Ибрахим (мир ему) связал сыну руки и ноги и уложил его на правый бок. Ангелы на небесах наблюдали за покорными Всевышнему отцом и сыном. «Отец, некрасиво привязывать меня как овцу, лучше развяжи меня», – сказал Исмаил. Ибрахим (мир ему) развязал верёвку, освободил руки и ноги сыну, после чего тот остался лежать, словно отдыхающий жених. На прощание он попросил передать любимой матери салам (приветствие).

Попрощавшись с сыном, Ибрахим (мир ему) взял нож и провёл им по шее Исмаила , но нож даже не оставил следа. Исмаил сказал отцу: «Может, тебе трудно видеть моё лицо? Режь без жалости!» – и лёг смиренно лицом вниз. Но как бы Ибрахим (мир ему) ни старался, нож отказался резать и нисколько не повредил телу Исмаила. Оказавшись в безвыходном положении, рассерженный отец отшвырнул нож, и тот (нож) сказал ему: «Могущественный

Включайся в дискуссию
Читайте также
Свет в конце туннеля. К чему снится туннель
К чему снится Бог во сне, сонник видеть Бога что означает
Значение старших арканов таро и их сочетание