Xiv международное морское право. Международное морское право: понятие, источники и принципы Принцип свободы открытого моря
Тема 14. Международное морское право
46. Международное морское право. Понятие, принципы, источники
Международное морское право (ММП) - совокупность норм МП, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.
ММП является органической частью общего МП: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве межд. договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (межд. воздушное, право, космическое право и т. д.). Разумеется, субъекты МП при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов МП, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами ММП, но также с нормами и принципами МП в целом, включая Устав ООН, в интересах поддержания межд. мира и безопасности, развития межд. сотрудничества и взаимопонимания.
Для ММП характерны следующие принципы:
принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все. государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т. д., а также свободу воздушного полета над открытым морем;
принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы;
принцип общего наследия человечества;
принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;
принцип охраны морской среды.
Кодификация ММП впервые была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре Конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы МП, в частности межд. обычаи, должны уважаться и другими государствами. Но вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потребовали создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая установила в качестве общепризнанного 12-мильный предел территориального моря. Ранее предел территориального моря устанавливался от 3 до 12 миль. Новая конвенция закрепила право государств, не обладающих морским побережьем, на эксплуатацию экономической зоны в пределах 200 миль наравне с государствами, имеющими выход на побережье.
Помимо указанных конвенций, вопросы ММП отражены в:
Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г.;
Конвенции о межд. правилах по предупреждению столкновения судов в море 1972 г.;
Межд. конвенции о предупреждении загрязнения моря нефтью 1954 г.;
Конвенции о грузовой марке 1966 г.
47. Внутренние морские воды- Территориальное f море. Открытое море
Внутренние воды - это: а) воды, расположенные в сторону берега от исходной линии для отсчета ширины территориальных вод; б) акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения; в) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, а ширина входа между отметками наибольшего отлива не превышает 24 морских миль; г) так называемые исторические заливы, например Гуд-зонов (Канада), Бристольский (Англия) и др.
Внутренние воды - это государственная территория прибрежного государства, находящаяся под его полным суверенитетом. Правовой режим таких вод устанавливается прибрежным государством с учетом норм МП; оно же осуществляет в своих водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом, и устанавливает условия судоходства. Порядок захода иностранных судов определяется прибрежным государством (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов).
Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод, называется территориальным морем, или территориальными водами. На них распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего
отлива вдоль берега: Может также применяться и метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.
Согласно Конвенции 1982т. «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль», отмеряемых от установленных ею исходных линий. Однако и сейчас около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит.
Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через территориальное моря иностранных судов (в отличие от внутреннего моря). Однако прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море все меры для недопущения прохода, который не я шляется мирным.
Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств, традиционно именовались открытым морем. Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверенитет государства.
Главным принципом в отношении открытого моря остается принцип свободы открытого моря, который в настоящее время понимается не только как свобода судоходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовства, свободу полетов над морским пространством и т. д. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря, своему суверенитету.
Международное морское право
Международное морское право (международное морское публичное право) - совокупность принципов и правовых норм , устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана . В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.
Субъекты
Субъектами международного морского права являются субъекты международного права , т. е. государства и международные межправительственные организации.
Источники
Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи .
В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:
- Женевские конвенции 1958 года;
- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года;
- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);
- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;
- Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года;
- Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года;
- Договор по Антарктике 1959 года
и многими другими.
Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:
- Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;
- Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;
- Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;
- Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;
- Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;
- Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.
Принципы международного морского права
Принцип свободы открытого моря
Этот принцип - один из старейших в международном морском праве. Описание ему дал ещё Г. Гроций в своей работе «Mare liberum» г. Сегодня, согласно Конвенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету; оно открыто для всех государств - как имеющих выход к морю, так и не имеющих его» ст.89. Свобода открытого моря включает в себя:
- свободу судоходства;
- свободу полётов;
- свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
- свободу возводить искусственные острова и другие установки;
- свободу рыболовства;
- свободу научных исследований;
Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.
Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море (ст. 92 Конвенции по морскому праву)
Этот принцип гласит - торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:
- судно занимается пиратством ;
- судно занимается работорговлей ;
- судно занимается несанкционированным вещанием, т. е. передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
- государство флага судна;
- государство регистрации вещательной установки;
- государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
- любое государство, где могут приниматься передачи;
- любое государство, санкционированной связи которого такое вещание чинит помехи.
- судно не имеет национальности (плывёт без флага);
- судно плывёт без флага или под флагом иностранного государства, но в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и задерживающий военный корабль.
Принцип мирного использования мирового океана
Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем
Принцип защиты морской среды
По иному - принцип предотвращения загрязнения морской среды . Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.
Принцип иммунитета военных кораблей
Принцип гласит - военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом . Ограничение этому - случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года
Конвеция ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:
- территориальное море и прилежащая зона;
Права государств, не имеющих выхода к морю
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, т. е. государств, которые не имеют морского побережья:
Это интересно
Примечания
Ссылки
- Ф. С. Бойцов, Г. Г. Иванов, А. Л. Маковский. «Морское право» (1985)
- Международное морское право. Учебное пособие. Под ред. С. А. Гуреева. М, «Юридическая литература», 2003 г.
- База данных документов по морскому праву Rise::Морское право
Международное право | |||||
---|---|---|---|---|---|
Общие положения | |||||
Правосубъектность | |||||
Территория |
|
||||
Население |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Международное морское право" в других словарях:МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО - см. Морское право. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Международное морское право система норм и принципов, о … Морской словарь Международное морское право - (англ international maritime law) подотрасль международного права, система принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, возникающие в связи с использованием Мирового океана, в т.ч … Энциклопедия права МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО Юридический словарь МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО - совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами, а тж. международными организациями, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей и океанов и их ресурсов, и, в ряде случаев,… … Юридическая энциклопедия международное морское право - совокупность правовых принципов и норм, регулирующих взаимоотношения государств, международных организаций, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов, и в ряде случаев воздушного пространства над… … Большой юридический словарь МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО - совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами, а т.ж. международными организациями, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей и океанов и их ресурсов, и в ряде случаев… … Энциклопедический словарь экономики и права |
Понятие международного морского права
Международное морское право представляет собой развитую систему норм, определяющих статус морских пространств, их дна и ресурсов, порядок пользования ими." Это одна из древнейших отраслей международного права, но в наше время она преобразилась в соответствии с требованиями жизни.^В 1958 г. были приняты четыре Женевских конвенции по морскому праву: об открытом море, территориальном море и прилежащей зоне, континентальном шельфе, рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Однако ряд актуальных вопросов остались нерешенными.
Это потребовало созыва новой конференции, которая продолжалась 10 лет и в 1982 г. приняла Конвенцию по морскому праву, которая пока не вступила в силу, не собрав необходимого числа ратификаций. Главная причина в несогласии ряда морских государств с установленным ею режимом морского дна. СССР подписал, но не ратифицировал Конвенцию.
Конвенция подтвердила давний принцип морского права - свободу открытого моря, в соответствии с которым открытым морем могут свободно пользоваться на основе равноправия все государства, разумеется в рамках международного права. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету. Режим открытого моря охватывает свободу судоходства, включая военное, свободу рыбной ловли, научных исследований и др., при условии уважения прав и законных интересов других государств и международного сообщества в целом. Свобода открытого моря определяет и свободу воздушного пространства над ним.
Конвенция также отразила влияние на морское право основных принципов международного права. Принцип неприменения силы нашел отражение в принципе мирного использования моря. Разные авторы неодинаково формулируют принципы Конвенции. Проф. А. П. Мовчан кроме отмеченных относит к ним также принципы: общего наследия человечества, рационального использования и сохранения живых морских ресурсов, охраны морской среды.
Конвенция внесла существенные новеллы и в конкретные институты и нормы. Сделала общепризнанным 12-мильный предел территориального моря, ввела новые институты: исключительную экономическую зону, концепцию архипелажного государства, режим свободного прохода через международные проливы. Но самое важное нововведение состоит в установлении режима исследования и эксплуатации ресурсов морского дна за пределами национальной юрисдикции.
Территориальное море и прилежащая зона
Территориальное море - полоса морского пространства определенной ширины, начинающаяся у берега суши или у границы внутренних морских вод, на которую распространяется суверенитет прибрежного государства. Иначе говоря - это часть государственной территории (территориальные воды). Выделяются эти воды в особую категорию в силу специфики их режима. Суверенитет в данном случае осуществляется с соблюдением норм международного права, определяющих их режим. Своеобразный компромисс между суверенитетом и интересами международного судоходства.
Конвенция установила предельную ширину территориального моря - 12 морских миль. Большинство государств приняло максимальную ширину. Вместе с тем 32 государства, в основном морские державы, придерживаются ранее существовавшего предела - 3 мили, а более 10 государств претендуют на 200-мильные воды. Закон о Государственной границе РФ 1993 г. подтвердил традиционную для страны 12-мильную ширину. Если расстояние между берегами противолежащих государств менее 24 миль, то территориальное море разграничивается равноотстоящей линией.
Что же касается особенностей территориального суверенитета в данном случае, то они состоят в предоставлении судам всех государств права свободного прохода. Проход должен быть непрерывным и быстрым, а также мирным. В отношении военных кораблей может быть установлено правило о предварительном уведомлении. Подводные лодки следуют на поверхности и поднимают свой флаг. При проходе суда должны соблюдать установленные прибрежным государством правила, соответствующие международному праву. Дополнительные меры безопасности устанавливаются для судов с ядерными двигателями или перевозящими ядовитые грузы. Общеизвестны аварии танкеров в территориальном море, в результате которых был нанесен большой ущерб прибрежным государствам.
Уголовная юрисдикция государства распространяется на иностранное судно, проходящее через его территориальные воды только в том случае, если преступление затрагивает интересы этого государства, его граждан. Основанием может служить также просьба капитана, дипломатического представителя либо консула об оказании помощи. Особо выделяется такое основание, как пресечение незаконной торговли наркотиками. Если же иностранное судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних вод государства, то последнее может принимать любые меры для ареста или расследования на борту судна.
Что касается гражданской юрисдикции, то она возможна в случае, если речь идет об обязательствах или ответственности, связанных с проходом через воды прибрежного государства.
При нарушении военным кораблем законов прибрежного государства последнее может потребовать немедленного выхода из территориального моря. Не только военные корабли, но и другие государственные суда, не эксплуатируемые в коммерческих целях, обладают иммунитетом. Ответственность за причиненный ими ущерб несет государство флага.
Прилежащая зона - полоса открытого моря, прилегающая к территориальному морю государства, в которой оно осуществляет специализированную юрисдикцию. Дело в том, что быстроходность современных судов не дает возможность обеспечить надежный контроль за ними в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставлено право контроля в дополнительной полосе для предотвращения нарушений его таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории, включая территориальное море. Соответственно говорят о таможенной, фискальной, иммиграционной, санитарной зоне. В этом случае мы имеем дело с одним из примеров ситуации, когда международное право расширяет юрисдикцию государства во имя обеспечения его интересов. Ширина прилежащей зоны определяется государством, но не может быть больше 24 миль, которые отсчитываются от тех же исходных линий, что и территориальные воды. Иначе говоря, последние как бы включаются в прилежащую зону, но со своим режимом. Некоторые страны определили ширину зоны в 18 миль, а США в 12 миль.
Проливы
Морские проливы имеют важное значение для морского судоходства, значительно сокращая время в пути и расходы. Велико их значение и для военного судоходства, особенно крупных морских держав. Не случайно США практически в ультимативной форме поставили на Конференции по морскому праву вопрос о максимальной свободе прохода военных кораблей через проливы. Наиболее важны для судоходства такие проливы, как Гибралтарский, Ла-Манш, Сингапурский. Для нашей страны особое значение имеют Черноморские и Балтийские проливы.
В Конвенции речь идет о международных проливах, под которыми понимаются такие, которые используются для международного судоходства и ведут из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую. Конвенция не затрагивает проливов, в которых режим определен специальными конвенциями. Примером могут служить Черноморские проливы.
Режим Черноморские проливов определен Конвенцией, подписанной в Монтрё в 1936 г. Он предусматривает свободу невоенного судоходства для судов всех стран. Что же касается военных кораблей, то они должны предварительно уведомлять правительство Турции. Только черноморские страны могут проводить через проливы линейные корабли и подводные лодки. Для нечерноморских государств установлены и другие ограничения в от-. ношении прохода военных кораблей в Черное море.
Режим международных проливов представляет еще один пример изъятия из суверенной юрисдикции во имя обеспечения общих интересов, в данном случае интересов международного судоходства. Проливы, их берега и воды входят в состав государственной территории. Однако суверенитет осуществляется с ограничениями, установленными международным правом в отношении свободного прохода морских судов и летательных аппаратов, который должен быть прямым и не наносить ущерба прибрежным государствам. В пределах, установленных международным правом, эти государства могут принимать правила, относящиеся к транзитному проходу. Гражданская и уголовная юрисдикция в отношении транзитных судов осуществляется прибрежным государством в том же объеме, что и при транзите через территориальное море.
Исключительная экономическая зона
Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) представляет собой район, прилегающий к территориальному морю, шириной не свыше 200 миль, для которого международное право установило особый правовой режим. Отсчет ширины производится от той же береговой линии, от которой исчисляется ширина территориального моря. Смысл особого режима в том, что права прибрежного государства и права других государств определяются международным правом. В данном случае имеет место новое явление, когда государство обретает суверенные права на международное пространство благодаря международному праву. Как известно, в других случаях права государства вытекают из его суверенитета.
Правда, эти права носят специальный характер. Речь идет о правах в целях разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, как в водах, так и на дне и его недрах. Прибрежное государство обладает правом управления экономической деятельностью в зоне. Из этого видно, что концепция ИЭЗ носит исключительно экономический характер и не означает полной юрисдикции прибрежного государства, что отражено и в ее названии.
Международное морское право - это совокупность правовых обычаев и международных договоров, устанавливающих правовой режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам исследования и использования Мирового океана. Главенствующую роль в системе международного морского права играют его основные принципы. Наиболее важное значение имеют такие принципы международного морского права как принцип свободы открытого моря, принцип суверенитета и принцип общего наследия человечества.
Традиционно в морском праве доминирующее положение занимали принцип свободы открытого моря и принцип суверенитета. Французский юрист Р. Дюпюи, кратко излагая суть морского права, иллюстрировал ее следующим образом:
На море всегда схлестывалось два главных противонаправленных ветра: ветер открытого моря в сторону сушу – ветер свободы и ветер суши в сторону открытого моря – ветер суверенитета. Морское право постоянно находилось между этими конфликтующими силами.
Принцип свободы открытого моря.
Первый принцип международного морского права - принцип свободы открытого моря предполагает возможность беспрепятственного использования территории Мирового океана для различных целей, таких как судоходство, пролет воздушных судов, прокладка подводных кабелей и трубопроводов, строительство искусственных островов, рыбного промысла и научных исследований. Отправной точкой становления принципа свободы открытого моря может считаться политика королевы Англии Елизаветы I. Этот принцип, в первую очередь, следует рассматривать как важнейшее условие развития международной морской торговли и коммерции. В связи с этим, интересно отметить, что Гуго Гроций в своей знаменитой работе Mare Liberum , опубликованной в 1609 году, отстаивал свободу открытого моря, защищая право Голландской Ост-Индской компании торговать на Дальнем Востоке против исключительной монополии Португалии, закрепленной буллой папы Александра IV. В ходе переговоров о завершении голландской борьбы за независимость Испания, поддерживающая позицию Португалии, упорно противилась становлению торговых отношений между Голландией и Индией. Такая ситуация совершенно не устраивала Голландскую Ост-Индскую компанию и по ее просьбе Гуго Гроций подготовил для публикации Mare Liberum . В самом деле, основным предназначением работы была защита и расширения свободы торговли на основе свободы открытого моря. Этот эпизод призван продемонстрировать, что принцип свободы открытого моря по существу является отражением экономических и политических интересов морских держав.
Хотя аргументация Гуго Гроция неоднократно подвергалась критике со стороны различных авторов, среди которых были Уильям Велвуд, Джон Селден, Юсто Серафим де Фрейтас, Хуан де Солорсано Пирера и Джон Боро, утверждению принципа свободы открытого моря содействовала сама практика государств. В частности, Англия, господствовавшая в то время на море, поощряла свободу судоходства для развития международной коммерции и торговли. В сущности, свобода открытого моря является следствием свободы торговли как важнейшего условия для экспансии капитализма и доминирования европейской цивилизации над всем остальным миром.
Принцип суверенитета.
В отличие от принципа свободы открытого моря, второй принцип международного морского права - принцип суверенитета призван гарантировать защиту интересов прибрежных государств. Данный принцип по существу означает распространение национальной юрисдикции на морские пространства и способствует территориализация Мирового океана. Принято считать, что концепция современного государства была сформулирована . Не стоит удивляться, что и современная концепция территориального моря разработана тем же автором. В своей книге, изданной в 1758 году, Ваттель заявил:
Когда нация вступает во владение определенными частями моря, они переходят в императорскую собственность, такую же как домен, согласно тому же самому принципу, который мы применяем по отношению к суше. Эти части моря находятся под юрисдикцией государства, являются частью его территорий: государь управляет ими; принимает законы, может наказывать тех, кто их нарушает; одним словом, обладает такими же правами, как на суше, и, в общем, всеми правами, которые позволяют законы государства.
С другой стороны, Ваттель отрицал, что открытое море может быть присвоено одним или несколькими государствами. Таким образом, Ваттель проводил четкое различие между морем, находящимся под территориальным суверенитетом, и открытым морем. В то же время, Ваттель признавал через территориальное море и . Территориальное море нельзя обособлять от открытого моря, препятствуя проходу судов. Концепция Ваттеля представляет собой прототип морского права в его современном понимании.
Впоследствии морской пояс, примыкающий к сухопутной территории, приобретает все большее значение для прибрежных государств с точки зрения обеспечения национальной безопасности, осуществления таможенного и санитарного контроля, ведения рыбного промысла и реализации экономической политики на основе доктрины меркантилизма. Практика государств, поддерживающих притязания на морской пояс, в девятнадцатом веке приводит к формированию доктрины территориального моря. На международном уровне дуализм Мирового океана, выраженный в различии правовых режимов территориального моря и открытого моря, получает четкое подтверждение в деле о морских котиках Берингова моря между Великобританией и США 1893 года. Основная тема данного арбитражного рассмотрения касалась вопроса имеет ли США какое-либо право защищать от браконьеров морских котиков, собирающихся на Прибыловах островах в Беринговом море, находящихся за пределами общепринятой трехмильной прилежащей зоны. В данном деле арбитражная комиссия большинством голосов, пять к двум, отклонило право США в отношении защиты популяции морских котиков в океане за пределами территориального моря. В постановлении арбитражной комиссия четко указывается, что прибрежное государство не может осуществлять свою юрисдикцию в открытом море за пределами трехмильной прилежащей зоны. Отсюда, совершенно очевидно, следует, что юрисдикция прибрежного государства распространяется на полосу морского пространства, простирающуюся от берега на ширину, не превышающую трех миль.
Таким образом можно сказать, что на основе принципа свободы открытого моря и принципа суверенитета воды Мирового океана делятся на две категории. К первой категории относится морское пространство, примыкающее к бегу, и является предметом национальной юрисдикции прибрежного государства. Ко второй категории относится морское пространство за пределами национальной юрисдикции, на нее распространяется действие принципа свободы открытого моря. До середины двадцатого века, зона была ограничена узким морским поясом, а огромная площадь океанов оставались свободной. В то время принцип свободы открытого моря доминировал в Мировом океане. Однако, после Второй мировой войны прибрежные государства все дальше расширяют территорию своей юрисдикции в сторону открытого моря для установления большего контроля над морскими ресурсами. Можно сказать, что принцип суверенитета становится катализатором развития морского права после Второй мировой войны. В любом случае, мало сомнений в том, что координация экономических и политических интересов морских и прибрежных государства до недавнего времени была одним из центральных вопросов международного морского права.
Принцип общего наследия человечества.
Третий принцип международного морского права - принцип . Этот принцип закреплено в части ХI . Принцип общего наследия человечества возникает как антитеза и принципу суверенитета, и принципу свободы открытого моря. Он отличается от традиционных принципов в двух отношениях.
Во-первых, в то время как принципы суверенитета и свободы открытого моря направлены на защиту интересов отдельных государств, принцип общего наследия человечества призван содействовать интересам всего человечества в целом. Можно утверждать, что термином «человечество» определяется цивилизация людей, не ограниченная ни пространством, ни временем. Не ограниченная пространством, потому что «человечество» включает в себя абсолютно всех людей, живущих на планете. Не ограниченная временем, потому что «человечество» включает в себя как нынешнее, так и будущие поколения людей. Можно сказать, что общий интерес человечества означает интерес всех людей настоящего и будущих поколений.
Во-вторых, принцип общего наследия человечества фокусируется на «человечестве» как новом акторе международного морского права. «Человечество» не просто абстрактное понятие. В соответствии Конвенцией по морскому праву «человечество» имеет оперативный орган управления, т. н. Международный орган по морскому дну, действующий от имени всего человечества в целом. В данном отношении можно с полным основанием утверждать, что человечество становится новым актором международного морского права. В таком смысле, принцип общего наследия человечества открывает международному морскому праву новую перспективу, выводящую его за рамки системы межгосударственных отношений.
Международное морское право (ММП) -это совокупность принципов и норм, регламентирующих
международно-правовой режим морских пространств Мирового океана и регулирующих взаимоотношения субъектов международного права на различных категориях морских пространств .
Источники : процесс кодификации ММП можно объединить в три этапа:
с 1920-х гг. до создания ООН. Первый этап связан с деятельностью Лиги Наций. В 1930 г. была созванаГаагская конференция для рассмотрения проекта Международной конвенции о территориальных водах , сыграла в целом позитивную роль в становлении норм ММП.
с начала деятельности ООН по 1958 г. Второй этап кодификации норм международного морского правасвязан с деятельностью ООН.
докладе, представленном Комиссией международного права Генеральной Ассамблее в 1950 г., был сде-лан обзор различных вопросов, касающихся режима открытого моря. КМП на восьмой сессии одобрила за-ключительный доклад по морскому праву.
Конференция ООН по морскому праву проходила в Женеве с 24 февраля по 27 апреля 1958 г. Конференция одобрила четыре конвенции и Факультативный протокол:
Конвенция об открытом море . Конвенция вступила в силу 30 сентября 1962 г. СССР ратифициро-вал ее 20 января 1960 г.
Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне . Конвенция вступила в силу 10 сентября 1964 г. СССР ратифицировал ее 20 октября 1960 г.
Конвенция о континентальном шельфе . Конвенция вступила в силу 10 июня 1964 г. СССР ратифи-цировал ее 20 октября 1960 г.
Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря . Конвенция вступила в силу
Однако Женевские конвенции 1958 г. оказались неудовлетворительными, так как не регламентировали но-вые аспекты деятельности государств в Мировом океане (например, на морском дне за пределами конти-нентального шельфа). Они не определяли ширину территориального моря, внешний предел континенталь-ного шельфа, не регулировали процессы осуществления морских научных исследований и передачи техно-логии. Отсутствовал специальный механизм разрешения споров по морским вопросам.
с середины 60-х гг. до 1982 г.
На третьей конференции ООН была выработана и в 1982 г. подписана Конвенция ООН по морскому пра-ву . Вступила в силу в 1994 г. Россия ратифицировала её в 1997 г. Данное международное соглашение сталоосновным источником международного морского права. Конвенция ООН 1982 г. уточняет, развивает и ко-дифицирует морское право.
Конвенция обстоятельно регламентирует проблемы торгового и военного судоходства, устанавливает тер-риториальное море шириной в 12 миль, подтверждает традиционные права плавания в открытом море и мирного прохода, включая право транзитного прохода, через проливы; в ней рассматриваются вопросы морских коридоров и схем разделения движения, а также права уголовной и гражданской юрисдикции го-сударств флага, прибрежных государств и портов над судами, находящимися в их водах.
В Конвенции впервые закреплены права прибрежных государств во вновь созданных исключительных эко-номических зонах шириной 200 морских миль в отношении живых и неживых ресурсов и охватываются также вопросы другой экономической деятельности; она касается прав доступа к морю и от моря госу-дарств, не имеющих выхода к морю, и свободы их транзита; создает пересмотренный режим юрисдикции над континентальным шельфом; устанавливает режим для архипелажных вод.
Конвенция определяет статус и режим морского дна за пределами континентального шельфа и создает но-вую международную организацию - Международный орган по морскому дну (МОД) с его оперативным
подразделением - Предприятием в целях управления и осуществления разведки и разработки минераль-ных ресурсов дна океана как часть «параллельной системы», охватывающей также частные предприятия. Конвенция включает положение, которое редко встречается в многосторонних договорах: она предусматри-вает не только урегулирование споров, связанных с Конвенцией, но и принудительное судебное решение по просьбе одной из сторон в споре, если процедура примирения и другие средства не приведут к достижению соглашения. В качестве одного из средств для этого она учреждает специальный Международный трибунал по морскому праву. Она предусматривает также образование арбитражей для рассмотрения споров по ры-боловству, судоходству, предотвращению загрязнения, научным исследованиям и т. д.
Свободы открытого моря. Он закреплён в ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву. Он означает, что открытое море открыто для всех государств, независимо от того имеют ли они выход к морю или нет.
Использование открытого моря в мирных целях. Он закреплён в общей форме в ст. 88 Конвенции ООН по морскому праву. Это положение закреплено в отношении: морского дна (ст.141), исключи-тельной экономической зоны (ст. 58) и т.д.
Рационального использования морских ресурсов. Согласно ст. 117 и ст. 119 Конвенции ООН по мор-скому праву, все государства должны сотрудничать с другими государствами в принятии мер, кото-рые окажутся необходимыми для сохранения ресурсов открытого моря и перечисляются данные
данной отрасли международного морского права действуют ряд специальных принципов :
Предотвращение загрязнения морской среды. Этот принцип закреплялся в таких конвенциях как: «О гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью» 1969 г. и др.
Свобода морских научных исследований. В соответствии со ст. 238 Конвенции ООН по морскому праву все государства и международные морские организации имеют право проводить научные ис-следования с соблюдением правил и требований, указанных в этой же Конвенции.
Кроме того, к специальным принципам относятся: полный иммунитет военных кораблей от ино-странной юрисдикции, исключительная юрисдикция государства флага на судне, оказание помо-
щи и спасения на море, ответственности государств за деяния в Мировом океане и др.
Среди различных международных организаций, важное место занимает Международная морская органи-зация (ИМО), в рамках которой созданы и функционируют пять комитетов: по безопасности мореплавания, по тех-ническому сотрудничеству и др. ИМО подписало более 40 соглашений о сотрудничестве с другими межправитель-ственными организациями.
Комиссия по границам континентального шельфа создана на основании ст. 76 и Приложения II к Конвен-ции 1982 г. Цель Комиссии – давать рекомендации прибрежным государствам, относительно внешних границ континентального шельфа. Границы государств, установленные на основе данных рекомендаций, являются оконча-тельными и должны признаваться всеми государствами.
Межправительственная океанографическая комиссия (МОК), в соответствии с Конвенцией 1982 г. яв-ляется «компетентной международной организацией» в системе ООН в области морских научных исследований и распространения.