Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Синонимы для старшей группы. Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами

Игра «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой).

Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.

Дети вставали по кругу и, отвечая, передавали друг другу волшебную палочку.

Бой - битва, сражение.

Буря - ураган, шторм.

Доктор - врач.

Детвора - дети, ребята.

Холод - стужа, мороз.

Вежливый - любезный.

Дремучий - густой, глухой.

Жаркий - знойный, горяч

Интересный - занимательный, увлекательный.

Мокрый - сырой, влажный.

Пожилой - старый, дряхлый.

Игра «Кто скажет иначе?» (с мячом).

Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы.

Детям предлагалось слово, ребёнку, который находил к нему синоним, давался мяч. Этот ребёнок отдавал мяч следующему, кто правильно подбирал слово. Всем детям хотелось быть с мячом в руках, поэтому дети старались быстрей подобрать нужное слово (синоним). Бежать - мчаться, нестись. Беспокоиться- волноваться, переживать. Бороться - биться, сражаться, воевать. Бояться - пугаться, страшиться, робеть. Горевать - печалиться, грустить. Заглядеться - залюбоваться, засмотреться.

Игра «Упрямые дети»

Детям сообщалось, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».

отъехал – приехал вылетел - залетел

въехал – съехал взлетел - приземлился

выехал – заехал укатил - прикатил

заплыл – выплыл уплыл - приплыл AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Взрослый произносил фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечал: «Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож).

Упражнение «Угадай слово» Образование антонимов.

Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.

Детям предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина.

Сосна высокая, а куст.

Пчела летает, а гусеница.

Дорога широкая, а тропинка.

Опёнок съедобный, а мухомор.

Упражнение «Подбери правильно»

Цель: развивать пассивный словарь детей, уточнить значения слов с помощью синонимов; развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово к словосочетанию.

Образец: Густой туман. Дремучий лес.

Густой, дремучий (лес, туман); Старый, пожилой (человек, пар);

Коричневый, карие (костюм, глаза); Смуглый, тёмный (лицо, волосы);

Горячий, знойный (чай, воздух).

3. Развитие словообразования

Игра «Назови ласково

Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

коса- сумка - шапка -

Игра «Большой - маленький»

Цель: научить детей образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением.

замок - мяч -

стул - заяц -

ключ - яблоко -

сын - апельсин -

колокол - банан -

Игра «Кузовок»

Цель: развивать интерес к игре, учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

Детям сообщалось: «Вот кузовок (показывает на корзинку), кладите в него всё, что на - ок». Дошкольники подбирали слова на – ок. Выигрывал тот, кто больше называл слов (комок, теремок и т.д.).

Упражнение « Что приготовим?»

Из яблока - яблочное повидло;

Из банана - банановое повидло;

Из лимона - лимонный сок;

Из груши - грушевый компот;

Из малины - малиновое варенье;

Из грибов - грибной суп и т.д.

Упражнение «Какой?»

Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные. Огурец зелёный, а помидор (какой?) .

Стул низкий, а стол (какой?) .

Слон большой, а муравей (какой?) .

Упражнение «Что из чего?»

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

из соломы -

из шерсти –

из меха –

из глины -

из стекла-

из картона-

из бумаги-

из снега-

из металла-

из железа-

Упражнение «Чей хвост?» (Чья лапа. Чьё ухо.)

Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

у кита -у волка -

у барсука -у белки -

у кошки -у утки -

у льва -у кота -

у гуся -у лисы -

у петуха -у собаки -

Упражнение «Доскажи слово»

Цель: научить детей образовывать существительные и прилагательные разными способами.

Детям читались стихи (И.Лапухина), а они догадывась, какими словами, похожими на слово «дом», надо закончить каждую вторую строчку.

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил. (дом).

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом он сделал. (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил. (домишко).

Старый, мудрый гном - гномище

Выстроил большой. (домище).

Был он стар и был он сед

И большой был. (домосед).

А за печкой за трубой Жил у гнома. (домовой).

Очень строгий, деловитый, Аккуратный, . (домовитый).

Мох, калину, зверобой -

Всё из леса нёс. (домой).

Есть любил он суп вчерашний

Пил он только квас.(домашний).

Каждый день соседи - гномы

Навещали деда. (дома).

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот. (дом).

В комплекс упражнений можно включать литературные произведения разного жанра: поговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки.

4. Усвоение лексической сочетаемости слов

Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»

Цель: учить изменять существительные по числам.

тетрадь тетради тетрадей

Упражнение «Один - много»

Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.

Это лимон, а это … лимоны.

Это груша, а это груши.

Это яблоко, а это … яблоки.

Упражнение «Какого цвета»

Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко красное.

Яблоко, майка, флажок, мяч, полотенце, тарелка.

По окончанию формирующего эксперимента было проведено повторное исследование словарного запаса детей контрольной и экспериментальной групп. В качестве диагностической методики использовались аналогичные задания, описанные в разделе 2.1. Их содержание было обновлено подобным речевым материалом, но суть заданий осталась прежней.

В результате анализа данных, полученных при контрольном эксперименте, было выявлено, что дети обеих групп допускали ошибки, но экспериментальная группа делала их меньше, чем контрольная.

Картотека дидактических игр по развитию речи

Дидактические игры на подбор синонимов и антонимов

«Говори наоборот»

Цель: Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый – грустный,

быстрый – медленный,

красивый – безобразный,

пустой – полный,

худой – толстый,

умный – глупый,

трудолюбивый – ленивый,

тяжелый – легкий,

трусливый – храбрый,

твердый – мягкий,

светлый – темный,

длинный – короткий,

высокий – низкий,

острый – тупой,

горячий – холодный,

больной – здоровый,

широкий – узкий,

глубокий – мелкий,

сильный – слабый,

жидкий – густой,

«Скажи наоборот»

Цель : Расширить словарь антонимов у детей.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребенку, и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Например: темно, а наоборот - светло.

Друг… враг

День…ночь

Радость…грусть (печаль)

Потолок... пол

Жара…холод

Зло…добро

Правда,…ложь

Быстро…медленно

Говорить…молчать

Покупать…продавать

Поднимать…опускать

Бросать…поднимать (поймать)

Прятать…искать

Зажигать…тушить

Одеть…раздеть

Потерять…найти

Положить…убрать

Дать…взять

Налить…вылить

Хорошо…плохо

Тяжело…легко

Высоко…низко

Далеко....близко

«Похожие слова»

Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры:

Воспитатель называет ребёнку ряд слов, и просит определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объяснить ребёнку, что похожие слова - это слова - приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

Думать - хотеть - размышлять;

Шагать - сидеть - ступать;

Слушать - глядеть - смотреть;

Трусливый - тихий - пугливый;

Старый - мудрый - умный;

Бестолковый - маленький - глупый;

Смешной - большой - огромный.

«Скажи, похоже»

Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребенку, называя глагол, ребенок возвращает мяч обратно, называя синоним к глаголу.

Думать - .... (размышлять),

открыть - ..... (отворить),

отыскать - ... (найти),

зябнуть - ... (мерзнуть),

поразить - ... (удивить),

шалить - ... (баловаться),

забавлять - .... (развлекать),

прощать - ...(извинять),

звать - ... (приглашать),

реветь - ... (плакать),

мчаться - ... (нестись),

вертеться - ... (крутиться),

опасаться - ... (бояться),

бросать - .... (кидать).

«Как назвать того, кто...?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Вариант 1

Взрослый предлагает детям назвать того, кто...

Кто на паровозе ездит? (Машинист)

Кто лечит детей (врач)

Кто учит в школе детей (учитель)

Кто готовит еду (повар)

Кто водит самолет? (Летчик, пилот)

Вариант 2.

Воспитатель называет глагол, а ребенок профессию (строитель - строит).

Дидактические игры на согласование имен существительных к именам прилагательных и игры на согласование имен прилагательных к именам существительных

«Лови да бросай - цвета называй»

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом.

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Взрослый: красный –

Ребёнок: мак, кубик, карандаш

оранжевый - апельсин, морковь, огонь;

желтый - цыпленок, солнце, лимон;

зеленый - арбуз, трава, листья;

голубой - небо, лед, незабудки;

синий - василек, море, платок;

фиолетовый - слива, сирень, баклажан.

«Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч воспитателю. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям.

Длинный - поезд, пояс, кабачок, бант, карандаш, гвоздь, рукав.

Широкая - полоска, тропинка, улица, дорога, комната.

Широкий - ящик, диван, проем, пояс.

Красная - куртка, резинка, книга, юбка, малина, клубника.

Красный - мяч, кубик, томат, редис, ящик, карандаш.

Круглый - мяч, апельсин, арбуз, помидор.

Круглое - солнце, яблоко, колесо.

«Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры:

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

«Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);

«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);

«старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка);

«свежее»… (молоко, мясо, варенье);

«старое»…(кресло, сиденье, окно).

Игра «Угадай, что это?»

Цель: Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с местоимением.

Материал: натуральные фрукты или их муляжи по количеству детей.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь фрукт. Ребёнок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме

Тот, кто не ошибся, получает в награду этот фрукт.

Образец речи детей. Это – банан. Он длинный (твердый)

«Что бывает круглым?»

Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.

Что бывает круглым? (Мяч, шар, кольцо, солнце, яблоко, арбуз...)

Что бывает длинным? (тропинка, река, огурец, линейка, лента, шнурок...)

Что бывает высоким? (столб, дерево, человек, дом, шкаф...)

Что бывает зеленым? (Трава, деревья, листья, кузнечики, платье...)

Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)

Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)

Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)

Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)

Дидактические игры на употребление глаголов в активной речи детей

«Подбери действия к предметам»

Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.

Ход игры:

Подберите как можно больше действий к предметам:

Ветер - дует, воет, свистит, ревёт;

снег - падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;

собака - лает, рычит, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, мышь - скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;

вьюга - метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;

лягушка - квакает, прыгает, плавает, забирается, ловит;

огонь - горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает;

карандаш - рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит;

цветок - растёт, поднимается, расцветает, склоняется, пахнет;

яблоко - растёт, висит, наливается, поспевает, созревает, падает, катится;

медведь - ревёт, охотится, спит, ломает, ловит, пробирается, шумит;

дождь - идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает

«Кто может совершать эти движения?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто и что - летит, бежит, ходит, плавает, лежит?

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Взрослый: идет

Ребёнок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога;

Бежит - заяц, мальчик, вода, время;

Летит - шарик, бабочка, пчела, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета; Плывет - рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако.

«Что происходит в природе?»

Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.

Материал: Мяч.

Ход игры :

Человек легко находит, что в природе происходит.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам. Например: Тема «Осень»

Взрослый: Ветер что делает? дует.

Листва что делает? Желтеет, облетает.

Снег - что делает? Выпадает, ложится.

Птицы - что делают? Улетают.

Медведь - что делает? Уходит в спячку в берлогу.

«Кто как передвигается?»

Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость.

Материал: Мяч.

Ход игры :

Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.

Воспитатель: Летают.

Ребёнок: Вороны, самолеты, вертолеты, пчелы, снежинки.

Плавают: Рыбы, дельфины, лодки, корабли.

Ползают: Змеи, гусеницы, черви.

Прыгают: Мячики, лягушки, дети, зайцы.

«Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных. Развивать воображение, ловкость.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи?

Воспитатель разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Воспитатель:

Ребенок - стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест;

Собака - лает, играет, кусается, ласкается, служит;

Кошка - мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается;

Мышка - шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает;

Медведь – спит, рычит, ест, гуляет.

Ворона - летает, ходит, каркает, клюет;

Уж - ползет, шипит, извивается, жалит.

Дидактические игры по дифференциации обобщающих понятий и временных понятий.

«Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Подоконник, рама, стекло (окно).

«Что общего»

Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.

Ход игры:

2 предмета

Объясните, что общее у предметов.

Морковь, лук (овощи);

Василек, мак (цветы);

Лиса, тигр (животные).

3 предмета:

Яблоко, мячик, тарелка - ... (круглый)

Чайник, кастрюля, кружка - ...(посуда)

Огурец, ель, крокодил - ... (зеленый)

«Запоминай-ка»

Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухоречевой памяти.

Материал: Карточка с рядами слов (для воспитателя)

Ход игры:

Воспитатель произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».

Только птиц: ворона, жук, ласточка, кузнечик, сорока.

Только диких зверей: еж, корова, тигр, баран, волк.

Только овощи: огурец, апельсин, помидор, горох, репа.

Только обувь: сапоги, гольфы, валенки, кеды, брюки.

Только мебель: окно, стол, стул, диван, потолок.

Только посуда: блюдо, салат, тарелка, чашка, салфетка.

Только транспорт: трамвай, руль, трактор, грузовик, лавка.

«Семья»

Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Материал: Мяч.

Ход игры :

Кто вы мне и кто вам я, если вы - моя семья?

Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить.

Примерные вопросы:

Кем ты приходишься маме и папе?

Кем ты для бабушки и дедушки?

У тебя есть сестры или братья?

Назови двоюродных братьев и сестер.

Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?

«Мяч бросай, четко фрукты называй» или

«Мяч бросай, транспорт быстро называй»

Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Материал: Мяч.

Вариант 1.

Ход игры:

Воспитатель называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Воспитатель: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: - Фрукты;

Дети: - Банан, ананас, киви, яблоко, апельсин, персик.

Воспитатель: - Ягоды;

Дети: - Земляника, крыжовник, клюква, рябина, ежевика.

Воспитатель: деревья;

Дети: осина, сосна, лиственница, ясень, клен и т.д.

Вариант 2.

Ход игры:

Воспитатель называет видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова.

Воспитатель: морковь, картофель, лук.

Ребенок: овощи.

«Я знаю три названия животных (цветов)» или

«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»

Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость.

Материал: Мяч.

Ход игры :

Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире.

Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Слава раз, Алеша два, Кирилл три, Даня четыре, Вадик пять».

Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

«Рыбки»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы».

Материал: Значки, специальные медали в качестве приза.

Ход игры :

Дети стоят по одну сторону помещения, воспитатель - лицом к ним в середине комнаты, он - рыбак. Дети перед началом игры придумывают каждый для себя название рыбы. Рыбак говорит:

«Сети в море я бросаю,

Много, много рыб поймаю».

С последним словом рыбака дети перебегают на другую сторону комнаты. Пойманного ребенка водящий спрашивает: «Как зовут тебя, рыбка?» - «Окунь».

В игре могут закрепляться и названия аквариумных рыбок. Если дети знают названия хищных рыб, то игру можно усложнить. Если пойманный ребенок называет хищную рыбу, то он помогает рыбаку ловить других рыбок. Победителем считается тот, кто ни разу не попал в сети рыбака.

«Рыбы, звери, птицы»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».

Ход игры :

Все становятся в круг, воспитатель ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Рыбы, птицы, звери... Рыбы, птицы, звери».

Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: «Звери» (или: «Птицы). Затем отсчитывает 5-7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (еж, кабан, лось), он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. Он становится ведущим.

«Что растет в лесу?»

Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные»

Материал: Стульчики по количеству детей.

Ход игры :

Воспитатель выбирает трех детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит: «В лесу растет черника», второй - «подберезовик», третий - «брусника», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правила, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая группа детей получает другое задание, например, перечислить, что растет в саду либо кто живет в лесу.

Победителем является тот, кто больше назвал растений и животных. Он получает приз.

«Кто где живет?»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!

Бросая мяч ребенку, воспитатель задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

Воспитатель: Кто живет в дупле? Белка.

Кто живет в скворечнике? Скворцы.

Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.

Кто живет в будке? Собака.

Кто живет в улье? Пчелы.

Кто живет в норе? Лиса.

Кто живет в логове? Волк.

Кто живет в берлоге? Медведь.

Вариант 2.

Воспитатель: Где живет медведь? Где живет волк?

Ребёнок: В берлоге. В логове.

Вариант 3.

Работа над правильной конструкцией предложения. Ребенку предлагается дать полный ответ: «Лиса живет в норе».

«Чье это жилище»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных.

Материал: Картинки животных и картинки, изображающие жилища животных.

Ход игры: На доске картинки. Слева - картинки, изображающие жилища животных, справа - изображения животных (не у своих жилищ).

Воспитатель объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища:

нора - для лисы, мышки;

берлога - для медведя;

дупло - для белки, для совы;

гнездо - для птицы;

скворечник - для скворца;

коровник - для коровы, телят;

конюшня - для лошади, жеребят;

свинарник - для свиньи и поросят;

крольчатник - для кроликов.

Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.

«Месяцы и их последовательность»

Цель:

Материал: Мяч.

Ход игры:

Месяц к месяцу встает - каждый всех их назовет.

Воспитатель с детьми называет месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...». Вместо следующего месяца, воспитатель называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

«Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Материал: Мяч.

Ход игры :

В календарь не зря глядели - все мы помним дни недели.

Играющие становятся в круг. Воспитатель, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Вторник...» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.

Усложнение. Ребёнок и дети встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник...» Вместо следующего дня недели взрослый называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

«Игра в неделю»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Ход игры:

В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Воспитатель предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Среда, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Суббота, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

Аналогичным образом проводится игра в части суток, игра во времена года, в месяцы.

«Что за чем?»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление.

Материал: Мяч.

Ход игры :

Что за чем у нас идет каждый год и круглый год?

Играющие встают в круг. Воспитатель бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы.

Например: «Осень. А что за нею?».

Игрок отвечает: «Зима», и бросает мяч ведущему.

Варианты вопросов: «Лето. А что за ним?» - «Осень.

«А что за нею?»

«Сколько месяцев в году?»

«Назовите летние месяцы».

«Назовите первый месяц весны».

«Назовите последний месяц зимы».

«С какого месяца начинается осень?»

«Каким месяцем заканчивается осень?»

Разнообразные дидактические игры

Игра «Ответь на вопрос»

Цель: Закреплять в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов.

Материал: Игрушки, картинки, изображающие те же предметы, сюжетные картинки, изображающие предметы в действии.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям разные предметы, а они их называют. Показывая игрушки, воспитатель задаёт детям вопрос. Они отвечают, одним словом. Затем педагог показывает картинки, где нарисованы дети, выполняющие различные действия, и задаёт вопросы: «Кто это?» - «Девочка»; «Что делает?» - «Танцует» и т.д. Педагог показывает мяч и спрашивает: «Что это?» - «Мяч,»; «Какой?» - «Круглый, синий» и т.д.

«Кто подберет больше слов?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

Что можно сшить?

Что можно связать?

Что можно завязывать?

Что можно надеть

Что можно обуть?

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова, и просит определить, какое слово лишнее.

Например:

Синий, желтый, сладкий.

Капуста, лук, апельсин.

Ярко, ясно, хмуро.

Весна, лето, среда, осень.

Четверг, пятница, зима, вторник.

Утро, полдень, вечер, зима.

Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.

Игра «А что у вас?»

Цель: Учить детей правильно образовывать множественное число существительных в именительном падеже.

Материал: Лото.

Ход игры.

Вариант 1.

Принцип игры тот же, что и для всех лото. На больших картах лото даны изображения разных предметов: ведро, котенок, бант, стул, чашка, дерево, кукла, блюдце, мишка и т.д. на маленьких картах даны те же предметы, но во множественном числе: «У меня ведра. А у вас что?» - «А у меня ведро»

Вариант 2.

Воспитатель, молча, показывает маленькую карточку с изображением предмета. Имеющий этот предмет на большой карте должен назвать его в единственном и множественном числе: « У вас ведра, а у меня ведро»

«Бывает - не бывает»

Цель: Расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление.

Материал: Мяч.

Ход игры :

Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!

Играющие встают в круг. Воспитатель называет времена года.

Например: «Осень».

А затем, бросая мяч кому-нибудь, называет явление природы.

Например: «Дожь».

Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.

Игра «Поможем кукле»

Цель: Активизировать у детей словарь существительных по предметным картинкам: Посуда, одежда, игрушки, транспорт и др.

Материал: Лото из больших карт и маленьких карточек по количеству играющих детей.

Ход игры.

На больших картах изображена кукла с мячом, кукла за столом, у кровати, у плиты, у шкафа с одеждой. Воспитатель раздаёт детям маленькие карточки с изображением игрушек, посуды, постельных принадлежностей, транспорта и кухонной посуды.

Большие карты остаются у воспитателя. Воспитатель обращается к детям: «Села кукла за стол обедать, а стол не накрыт. Надо помочь кукле. Что ей нужно?» дети, у которых на карточках изображена столовая посуда, отдают свои карточки и говорят: «Я даю тарелку»

Воспитатель продолжает: « Хотела кукла играть – нет игрушек…», «Собралась гулять, а одежды нет….», «Вышла на улицу и увидела…» и т.д. дети отдают всё, что нужно кукле, называя изображённые на их картинках предметы.

Игра «Дай – бери»

Цель: Учить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения «дай», «бери», «возьми».

Материал: Кукла и предметы её одежды; стол и столовые принадлежности (скатерть, салфетки, посуда)

Ход игры.

Вариант 1.

Для этого варианта понадобится кукла и её одежда.

У воспитателя - кукла, у ребёнка – её одежда. Воспитатель, постепенно одевая куклу, просит у ребёнка предметы одежды: «Дай юбку», «Дай кофту» и т.д. в ответ на эти просьбы ребёнок даёт нужную вещь, сопровождая речью: «Берите» (или: «Берите юбку», «Возьмите кофту»). При повторении игры роли меняются. Теперь уже ребёнок просит у воспитателя или другого ребёнка вещи куклы.

Вариант 2.

Берутся детский стол (или кукольный) и столовые принадлежности. Действия воспитателя и ребёнка сопровождаются речью, описанной в первом варианте:

Дай скатерть – Берите скатерть.
Дай чашку – Берите чашку.

Дай стакан – Берите стакан.

Дай сахар – Берите сахар.


«Синонимы к словам» - Подберите к словам антенимы: широкий, твёрдый, старый, скучный, бесполезный, неряшливый. Заблудиться в трёх соснах - не суметь разобраться в чём-то простом.. Синонимы, антонимы и фразеологизмы. Лексика – 5 класс. Подберите синонимы к слову пляска. Вспомните слово, которое обозначает приспособление для спортивных занятий.

«Антонимы и синонимы» - Словарная работа. Скоро. Медленно, тихо. Скоро -. Быстро. Познакомиться с. Трпсо. Тема урока «Сравнение антонимов и синонимов». Кричит-(шумит, зовёт, молчит) Смеётся – (хохочет, плачет, грустит, смех). (Словарное слово). Пормсар. Минутка чистописания. Урок русского языка. 2 класс. Смелый, отважный, храбрость, бесстрашный.

«Словарь русского языка» - Завидовать - досадовать на чужую удачу; болеть чужим здоровьем. (В.И. Даль.). цЕмент бЕрежливо брАла каучУк. Все друзья, толоконнички, а толоконце съев, да розно все! Цель работы: Григорий Богослов). Работа со словарем на уроках русского языка. квАртал осведомИться каталОг Агент. Старый друг лучше новых двух.

«Словарь» - Расшиперить - растопырить, раскорячить, расколоть оскалить зубы. Этимологичический словарь. В орфографическом словаре даются правила написания слов. Обращение к словарям является самым простым и эффективным путем. Орфографический словарь. Если знаешь части слова, то напишешь их толково. Алтын - монета в три копейки.

«Словарь эмоций» - Праздничная. Ласковая Мечтательная Светлая Прозрачная Задумчивая. Сказочная. Страшная. Веселая. Грустная. Озорная Радостная Забавная Шутливая. Важная Маршевая Победная Бесстрашная Решительная. Печальная Жалобная Тоскливая Обиженная. Волшебная Опасливая Встревоженная Беспокойная Загадочная Настороженная.

«Синонимы 2 класс» - Значения слов-синонимов не всегда совпадают. Узнали, что сегодня понедельник. Чем похожи и чем различаются группы слов? Задуть, потушить, выключить, погасить задуть погасить выключить потушить. М. роз. Ребята, дети, малыши, детвора. Ребята строят ледяную горку. Чтобы дети много знали. Чтобы было не скучно Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.

Доклад из личного опыта учителя-логопеда на тему: «Обогащение словарного запаса детей с ОНР антонимами и синонимами».

Большое значение для развития дошкольника имеет предметный мир, который окружает его с момента рождения и сопровождает всю жизнь. Вместе с ознакомлением дошкольников с окружающей действительностью одновременно идёт и расширение словаря. Словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений). Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Ведущее место в усвоении многозначности слов отводится синонимам и антонимам. Начиная с младшего возраста нужно уделять внимание качественной стороне развития словаря.
Работа по обогащению словаря у детей с ОНР включает в себя следующие задачи:
Ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности;
Формирование понятий;
Раскрытие многозначности слов;
Расширение запаса синонимов и антонимов;
Формирование правильного употребления слов в связной речи.
Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, наряду с занятиями широко использую и моменты повседневной жизни, которая даёт большие возможности для закрепления речевых навыков, полученных детьми на занятиях. В средней группе учимся правильно понимать слова и употреблять их, расширяю активный словарь детей. В этой группе продолжаю работу по формированию обобщающих понятий, большое внимание уделяю вычленению качеств, свойств и правильному обозначению их соответствующими словами. В этой же возрастной группе вводится задача использования слов с противоположным значением (антонимы). С этой целью использую сравнение игрушек, предметов, лексические упражнения, словесные дидактические игры. Для формирования умения вычленять качества, свойства предметов, игрушек использую приём сравнения. Так, например, при сравнении двух кукол задаётся вопрос: «Что у них одинаковое, что разное? Чем ещё куклы отличаются друг от друга».
В группах старшего возраста и в подготовительной ведущей задачей в развитии словаря является:
- уточнение понимания смысла слов;
- активизации лексики.
В этих целях провожу лексические упражнения и словесные игры длительностью по 5-7 минут на каждом занятии. Цель этих упражнений заключается в развитии у детей внимания к слову и умении точно употреблять слова в спонтанной речи. При проведении таких упражнений использую такой приём, как вопрос. Ставя вопрос учу детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать.
У детей с ОНР отмечается бедность словаря, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Словарь отстаёт от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Всё это ограничивает речевое общение детей. Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться- характерные особенности детей с ОНР.
Подробно останавливаясь на теме обогащение словарного запаса синонимами и антонимами, хочу напомнить что антонимы- это слова с противоположным значением или «слова-враги». Антонимы в силу своей полярности их значений легче осознаются детьми, поэтому работа над ними начинается раньше. Для развития умения употреблять и отбирать слова-антонимы я использую разные приёмы:
Отбор антонимов ("Назови лишнее слово»: тонкий, длинный, короткий, толстый, красный).
Подбор антонимов- глаголов, антонимов-прилагательных, к многозначным словам
(поднимается-спускается, горячий-холодный, грустный-весёлый, свежая газета-старая
газета, свежие яблоки-сушеные яблоки и т.д.)
Нахождение антонимов в загадках, отгадках (в сенокос горька, а в мороз сладка, что это
за ягода?). «Найди слова-неприятели в стихотворении»: Мы поссорились с подружкой и

Уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Нужно помириться нам.
Нахождение антонимов в пословицах: Не бойся врага умного, а бойся глупого; Знай больше,
а говори меньше.
Дополнение предложения антонимом: зимой дни короткие, а летом…… Этот мальчик добрый, а
этот ……
Так же в работе с антонимами использую картинный материал. Данная работа полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Кроме того, они являются и средством выразительности речи.
В процессе словарной работы на занятиях дети встречаются с таким явлением, как синонимия. Синонимы- слова разные по звучанию, но близкие по значению. Работа с синонимами способствует пониманию разных значений многозначного слова, приучает вдумываться в смысл употребляемых слов, помогает употреблять наиболее подходящие слова, а главное избегать повторений. Дети-дошкольники с ОНР допускают ошибки в подборе синонимов и антонимов к большинству слов. Эти ошибки связаны :
С трудностями в выделении существенных признаков слов.
С недоразвитием мысленных операций сравнения и обобщения.
С неустойчивостью связей внутри лексической системы языка.
С ограниченностью объёма словаря, что затрудняет выбор нужного слова.
Характерная ошибка детей с ОНР- воспроизведение слов другой грамматической категории. На существительное они часто воспроизводят прилагательное, а на прилагательное- наречие и т.д. Синонимы в речи часто используются для точного выражения мыслей, для выражения эмоциональной окраски, как способ связи соседних предложений в тексте.
При работе с синонимами использую такие приёмы, как:
Замена группы синонимов одним, но наиболее выразительным словом.
Подбор синонимов к данному слову.
Упражнение «Подумай какое слово не подходит» (4 лишний)
Упр-е «Надо сказать по-другому», «Найди другое слово» «Скажи похоже», «Найди синоним» и
т.д.
Исходя из своего личного опыта, хочу сказать, что работа над синонимами доставляет детям с ОНР массу трудностей. Дети не могут придумать слова, расширить их значение. Для того чтобы работа была эффективной, использую картинки, предметы, игрушки, задания словесного характера.
Учу подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным в игре «Скажи похоже». Ребёнку даю платок и называю глагол (думать, открыть, зябнуть, шалить мчаться и т.д). Ребёнок отдаёт платок, называя глагол-синоним.
Предлагаю найти слова-синонимы в стихотворении:
Зябнет осинка, дрожит на ветру
Стынет на солнышке, мёрзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится
Кто сказал, что дубу страшно простудиться
Ведь до поздней осени дуб стоит зелёный
Значит дуб выносливый , значит закалённый .

Упражнение «Доскажи словечко».
Простое слово промежуток
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем все…..антракт.

На время что-то прекратив,
Мы объявляем …перерыв
В борьбе, в труде устали слишком-
Дают уставшим передышку ;
После урока непременно
Нужна ребятам…перемена .
Все эти игры и упражнения я использую на логопедических занятиях, как подгупповых, так и на индивидуальных. Воспитатели используют их на занятиях лепкой, рисованием, конструированием, а также на развитии речи.

Программное содержание:

Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами. Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.

Оборудование:

Набор картинок из игры «Контрасты».

Ход занятия:

Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране слов. Там нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. (Инсценировка: стук в дверь. - Кто там? Входят три мальчика.)

Первый:
- Не сердитесь на нас!

Второй:
- Не обижайтесь.

Третий:
- Не злитесь.

Воспитатель:
- Где вы были?

Первый:
- Недалеко.

Второй:
- Близко.

Третий:
- Рядом.

Воспитатель:
- Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Пример:

Большой – огромный – громадный.
Маленький – крошечный – малюсенький.

Такие слова-друзья называют еще «слова близкие по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия.
- Мальчики, опоздавшие, повторите нам слова-друзья, которые вы использовали.

Сердитесь – обижаетесь – злитесь.
Недалеко – близко – рядом.

К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:

Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.
Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:

Человек бежит. Река бежит.

Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.

Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. Послушайте коротенькую историю: «Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».

Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. (Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.)

А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.

1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.

Дидактическая игра «Найди друзей»

Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Алфавит Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Красный Кидать (Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)

Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

Физкультминутка «Веселая разминка»

А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
​И на место побежали!

В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:

Горячо – холодно.
Много – мало.
Большой – маленький.

Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел; пара слов «враг – друг»).

Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.

Дидактическая игра «Живые слова»

А теперь поиграем в «Живые слова». (Выходят 6 детей и берут в руки картинки из игры «Контрасты».) Давайте подумаем, какие слова обозначают эти рисунки. А теперь давайте поставим эти слова парами. Подберем слова, противоположные по значению, антонимы.

Молодой – старый.
Светло – темно. (День – ночь).
Плачет – смеется.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Быстрые оладушки на кефире Оладьи быстрый и простой рецепт
Национальная кухня австрии Лучшие рецепты приготовления блюд австрийской кухни
Бриошь: рецепты приготовления Булочка бриошь с начинкой