Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ли задержка речи. Задержка речевого развития у ребенка

Очень многие дети страдают от такой проблемы, как задержка речевого развития. Проблемы и нарушения становятся очевидными примерно с 2-летнего возраста ребенка. Очень многие мамы, чтобы предотвратить возникновения проблемы, обращаются к логопеду в более раннем возрасте.

Чтобы избежать этих ошибок, обязательно нужно понимать, какие существуют причины задержки речевого развития, и различать первые признаки проблемы.

Норма развития речи у детей

Развитие речи у детей всегда происходит по-разному и зависит от множества различных факторов. Каждый ребенок индивидуален, что важно учитывать. Однако, обязательно нужно точно понимать разницу между нормой и патологией, чтобы родители могли своевременно распознать формирование патологии.

Существуют общепринятые, примерные нормы, по которым и можно прослеживать развитие речи ребенка. При наличии тревожных признаков, нужно сразу же обратиться к специалисту для проведения коррекции и грамотного лечения.

Нормой считается, если словарный запас ребенка в 3 года составляет примерно 1000 слов. Речь его уже хорошо понятна родителям и тем, с кем ежедневно общается. Он уже хорошо понимает, что ему говорят, и умеет отвечать. Ребенок в этом возрасте уже хорошо ориентируется в домашней обстановке и знает наименование многих предметов. Он помнит имена всех своих родных и свое собственное имя.

Ребенок знает назначение вопросов и может точно на них ответить. В возрасте 4 лет малыш может достаточно свободно говорить на разные, но простые темы. Однако стоит отметить, что предложения у него еще короткие и односложные. Если есть отклонения от принятых норм, то можно заподозрить задержку речевого развития.

Проблемы с речью или другое нарушение

При задержке речевого развития у ребенка страдает только лишь разговор малыша. В то же самое время, он вполне может нормально реагировать на обращения в свой адрес, выполнять различные просьбы, откликается. Но при этом стоит отметить, что малыш практически не разговаривает.

У детей с истиной задержкой речевого развития (по МКБ-10 - F80), не диагностируются поведенческие и двигательные нарушения. Зачастую оно не сопровождается умственной отсталостью. Однако проблемы с речью могут стать серьезной помехой для последующего развития малыша и социализации его в обществе.

Отсрочка развития речи может возникнуть в случае нарушения нервной системы после протекания инфекционной болезни или травмы. Большое значение имеет и генетическая предрасположенность.

Основные причины

Задержка речевого развития у детей может быть спровоцирована различного рода инфекционными заболеваниями, генетическим фактором или вирусами. Среди них нужно выделить такие как:

  • цитомегаловирус;
  • вирус герпеса;
  • токсоплазмоз;
  • краснуха.

Все эти, казалось бы, безобидные вирусы могут отрицательно отразиться на развитии ребенка, что станет толчком к отставанию в речевом и психологическом развитии. Подобные болезнетворные микроорганизмы могут передаваться внутриутробно от матери к плоду, во время грудного скармливания, а также бытовыми способами.

Задержка речевого развития у детей возникает при совокупности таких провоцирующих факторов, как:

  • внутриутробные инфекции;
  • прием некоторых препаратов во время беременности;
  • хронические болезни матери;
  • родовые травмы;
  • осложнения после прививки;
  • инфекционные болезни, перенесенные в раннем детстве;
  • тугоухость.

Все эти факторы провоцируют возникновение нарушений в нервной системе. Могут наблюдаться проблемы с мозговыми функциями, а также повышается риск речевого расстройства и других психоневрологических функций. Стоит отметить, что в группе риска находятся практически все дети.

Первые признаки

Признаки задержки речевого развития в 2 года и в более старшем возрасте индивидуальны для каждого малыша. Самостоятельно определить наличие патологии не всегда возможно. Именно поэтому точный диагноз поставить может только детский логопед, опираясь на наличие характерных признаков, в частности, таких как:

  • новорожденный на 4 неделе жизни не реагирует на звуки;
  • полное отсутствие звуков в возрасте 2 месяцев и старше;
  • ребенок в год не имеет элементарного словарного запаса;
  • малыш в 2 года с трудом объясняется со взрослыми и испытывает сложности в общении с одногодками;
  • задержка речевого развития у детей 3 лет выражается в неспособности описать интересные для малыша события.

Помимо этого, у ребенка речь может быть слишком быстрой или, наоборот, несколько заторможенной. Полное формирование артикуляционной моторики возможно только при условии богатого словарного запаса.

Когда нужно беспокоиться

Формирование речевых навыков обязательно должно соответствовать возрасту ребенка. Именно по этому критерию родители и доктор может определить наличие отклонений в развитии крохи. В первые 2 месяца после рождения ребенок проходит этап так называемого гуления, издавая при этом звуки, которые никак не связаны между собой. Он реагирует на обращение к нему родителей и старается им отвечать.

Если малыш в этом возрасте не издает совершенно никаких звуков, то родители обязательно должны забеспокоиться. При наличии отклонений, ребенок может совершенно не реагировать на то, что кто-то произносит его имя.

В возрасте 8 месяцев дети должны уметь повторять за взрослыми самые простые слова. При этом в норме малютка изначально произносит их по слогам, так как они для ребенка еще сложные и новые. При наличии нарушений речи малыш не будет стараться повторять слоги и не станет изучать даже простые звуки.

Задержка речевого развития в 2 года характеризуется тем, что ребенок практически все время молчит, а если и начинает разговаривать, то произносит всего 1-2 простых слова и снова замолкает. При наличии нарушений малыш в 2,5 года не говорит и не отвечает на вопросы взрослых. Он даже не может составить самое простое предложение. В его лексиконе примерно 20 слов, однако, он не всегда может их использовать.

Задержка речевого развития у детей 3 лет характеризуется тем, что малыш не может полноценно разговаривать со взрослыми и не может внятно выразить свои потребности и желания. Около 4 лет ребенок уже должен легко пересказывать интересные события, сюжеты любимых мультфильмов, а также рассказывать небольшие стихотворения. При задержке речевого развития в 4 года ребенок разговаривает слишком быстро, проглатывает окончания слов, запинается.

Еще одним признаком, который должен насторожить, является то, что малыш начинает разговаривать заученными фразами из мультфильмов. Своих предложений он составлять и произносить не в состоянии.

К какому врачу обратиться

В случае наличия явной задержки речевого развития у детей 3 лет и более младшем возрасте, требуется консультация целой группы врачей. По этой причине родителям обязательно нужно обратиться за помощью к:

  • отоларингологу;
  • педиатру;
  • логопеду;
  • невропатологу;
  • психиатру.

Благодаря проведению комплексной диагностики можно будет установить основную причину возникновения отклонений в формировании речи у малыша, а также назначить наиболее результативную терапию.

При наличии подозрений задержки речевого развития в 2 года и более старшем возрасте у ребенка, нужно сразу же обратиться к педиатру, который определит соматический статус пациента, а также установит причины возникновения нарушения. На основании полученных данных, доктор может понять, к какому именно специалисту нужно направить малыша для проведения последующих диагностических мероприятий.

Невролог проводит исследование головного мозга на предмет наличия различных инфекционных заболеваний. Обязательно нужно посетить ЛОРа, чтобы исключить наличие хронического отита, тугоухости и аденоидов.

Консультация логопеда требуется после того, как были собраны результаты всех предыдущих обследований. На их основании доктор может составить полную картину протекания заболевания и принять все требуемые меры.

Специалист в ходе проведения обследования и коррекции фиксирует появление новых для ребенка слов, учитывает манеру их произношения. Также важное значение имеет возможность объединения слов в словосочетания или предложения. Помощь психиатра требуется в случае, если нужно исключить у ребенка наличие аутизма, олигофрении или общего речевого недоразвития.

Особенности лечения

Лечение задержки речевого развития проводится сразу в нескольких направлениях, а именно:

  • медикаментозные препараты;
  • физиотерапия;
  • массаж;
  • логопедические занятия.

Медикаментозная терапия оказывает очень хороший результат. Для проведения лечения задержки речевого развития назначаются лекарственные средства, активизирующие функционирование мозга. Очень хороший эффект оказывают «Нейромультивит», «Актовегин», «Лецитин». Помимо этого, могут потребоваться препараты, нормализующие деятельность речевых зон, в частности, доктор может назначить «Когитум».

Все назначения делает только психиатр или невролог. Заниматься самолечением очень опасно, так как некоторые лекарственные средства могут быть строго противопоказаны.

Восстановить нормальное функционирование мозга поможет магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Они отвечают за словарный запас, дикцию, интеллектуальные способности, речевую активность. Высокая результативность применения электрорефлексотерапии связана с оказанием дополнительного лечебного воздействия. Однако стоит отметить, что подобную методику запрещено применять детям с судорожным синдромом, психическими нарушениями и эпилепсией. Для магнитотерапии противопоказаний не существует.

Среди альтернативных методик нужно выделить иппотерапию, дельфинотерапию, однако, все они должны подбираться строго индивидуально, в зависимости от особенностей ребенка. Все эти средства обязательно должны быть подкреплены педагогическим воздействием. Все занятия учитель проводит в игровой форме, по индивидуально составленному плану.

Медикаментозное лечение

В качестве медикаментозных препаратов широко применяется лекарственное средство «Пантогам» при задержке речевого развития, так как оно направлено на активизацию речевых зон. Лекарство помогает активизировать нейроны головного мозга. Подобные препараты назначает детский невропатолог строго индивидуально после проведения обследования и постановки диагноза.

Помимо этого, доктор может назначить такие лекарственные средства, как «Кортексин», «Когитум».

Физиотерапевтические методики

При задержке речевого развития в 3 года, для проведения коррекции широко применяют физиотерапевтические методики, в частности, такие как электро- и магнитотерапия. При помощи подобных процедур нормализуется функционирование областей головного мозга, отвечающих за умственные способности, в частности словарный запас и дикцию.

В качестве терапии применяют обе этих методики, которые очень хорошо дополняют друг друга. При этом обязательно требуются занятия с педагогом-корректоллогом. Без этого обе эти методики не принесут требуемого результата. Если начать лечение своевременно и провести его комплексно, можно результативно устранить нарушения развития речи.

Педагогическая коррекция

К специалисту обязательно нужно обратиться в случае задержки речевого развития у детей в 2 года, особенно если речь малыша непонятна даже близким людям. В работе с такими детьми специалисты используют музтерапию, арттерапию, методики сенсорно-предметной терапии, а также специальные способы разработки моторики. В частности, достаточно активно можно использовать пальчиковые игры.

Дома родители должны обеспечить ребенку возможность комплексной разработки мелкой моторики, для чего могут потребоваться:

  • паззлы;
  • мозаика;
  • конструктор;
  • шнуровки;
  • мячики и кубики разного размера;
  • пирамидки.

Нужно с ребенком лепить из пластилина, нанизывать бусинки на нитку, проводить рисование пальчиковыми красками, а также выполнять самые простые гравюры. Огромное значение имеет применение самых различных массажных методик и техник двигательной стимуляции для дополнительного развития ощущений и восприятия с самого раннего детства.

Любые занятия обязательно должны проводиться систематически, именно поэтому, их нужно выполнять ежедневно и под контролем специалиста. Малышу в возрасте 3 лет нужно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы полностью проделывать дома все рекомендации доктора.

Широко применяется для проведения коррекции логопедический массаж. Для этого нужно воздействовать точечно на щеки, язык, мочки ушей и губы. Все упражнения, которые проводит дефектолог, направлены на развитие подвижности языка и слухового аппарата, а также мышц лица. Это могут быть скороговорки, подражания звукам, песни, сказкотерапия.

Мнение специалистов

Специалисты говорят о том, что многие дети начинают произносить осознанные звуки примерно к году. Однако, есть и полностью здоровые дети, которые не спешат начинать разговаривать, и если нет никаких дополнительных отклонений, то это считается нормой. Во многом это зависит от особенностей характера и темперамента ребенка. Веселый и дружелюбный малыш старается заговорить как можно раньше.

Если малыш спокойный и склонный к продолжительному наблюдению, то у него на протяжении длительного времени может не появляться желание высказать свое мнение. Очень важное значение имеет атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение окружающих к нему. Если по каким-то причинам мать все время молчит в обществе ребенка, то он тоже может замкнуться в себе и не проявлять желания разговаривать. Также большую роль играет психологическое перенапряжение и стрессы.

Если ребенок на протяжении длительного времени не старается заговорить, то обязательно нужно создать для него максимально дружелюбную атмосферу. Нужно дать ему возможность как можно чаще бывать среди других детей, чтобы малыш чувствовал себя естественно. Комплексное лечение задержки речевого развития отзывы имеет достаточно хорошие. Родители говорят о том, что самое главное - ежедневно проводить требуемые занятия.

Возможные последствия

При протекании нарушения со временем могут возникнуть самые различные, достаточно неприятные последствия, среди которых нужно выделить такие как:

  • сильное отставание малыша в физическом и психическом развитии;
  • ухудшение ситуации со временем;
  • возникновение сложностей в обучении.

Профилактические мероприятия

Чтобы развитие речи у ребенка проходило без задержек, родители должны сразу же уделить внимание этому вопросу сразу же после рождения малыша. Нужно стараться разговаривать с ним как можно больше, рассказывая обо всем, что окружает малыша.

Профилактика также подразумевает под собой обеспечение оптимальных условий проживания для беременной женщины. Крайне важным условием для внутриутробного развития плода является душевное спокойствие, отсутствие стрессов, эмоциональных потрясений.

Задержка речевого развития (ЗРР) – это общее название для проблем, связанных с медленным освоением родного языка в раннем детстве. На сегодняшний день диагностируется у 10 % детей, причём у мальчиков гораздо чаще. Обычно нарушение развития сопутствует задержке психического развития (ЗПР), поэтому в литературе их обычно обозначают ЗПРР – задержка психоречевого развития.

Признаки и проявления

При нормальном протекании индивидуального развития у ребёнка, уже в 1 год он знает около 10 двусложных простых слов («мама», «баба», «вава» и проч.) и при этом способен понимать около 200 слов и реагировать на них. Этот запас называют пассивным словарем.

До 1,5 лет активный словарь (состоит из слов, которые ребёнок может употреблять) намного меньше пассивного. После достижения этого возраста начинается постепенное осваивание слов из пассивного словаря. Этот процесс может затянуться до 2 лет, но если развитие не началось – это не свидетельство задержки речевого развития.

Уже к возрасту двух с половиной лет малыш способен выстраивать осмысленные предложения до 5 слов, а его активный словарь уже превышает отметку в 50-100 слов. Обычно ЗРР можно выявить еще в раннем детстве. Чем раньше было назначено лечение, тем меньше возникнет сложностей.

С 3 до 4 лет в речи появляются полноценные грамматические конструкции, с использованием местоимений, наречий, он уже будет соблюдать склонения слов. В этот же период происходит пополнение словаря до 1500 активно используемых слов. К этому возрасту малыш должен уметь произносить полноценные предложения. Разновидностью нормы считается неправильное произношение отдельных звуков.

Данные нормативы усреднённые. У разных детей показатели могут разниться. Врач определяет, присутствует ли ЗРР, наблюдая за процессом освоения речи.

Важно! У мальчиков развитие речи в норме может отставать на 4-5 месяцев, а у девочек – на 2-3.

Задержка речевого развития у детей 4 лет выявляет себя в малом словарном запасе и слаборазвитой речи. Малыш может говорить, но хуже ровесников. Такие дети предпочитают простые и короткие предложения, прилагательные в их речи часто отсутствуют. Дети с ЗРР редко задают вопросы. К врачу следует обратиться в случаях:

  1. Ребенок произносит неясные слова.
  2. Ему непонятна речь старших.
  3. Темп речи либо слишком медленный, либо слишком быстрый ().
  4. Собственные предложения строить не может и вынужден повторять услышанные.

Данные симптомы могут также свидетельствовать о наличии более серьёзных заболеваний, например аутизма, ДЦП, эпилепсии, олигофрении и т. д. Поэтому следует крайне внимательно относиться к диагностике отклонений.

Важно! Срочно обратиться к врачу нужно тогда, когда возникают проблемы с жеванием и глотанием. Повышенное слюноотделение также требует немедленной консультации.

Причины

Нормальное развитие речи закладывается ещё на стадии беременности. Болезни матери – неблагоприятный фактор для нормального развития плода. К негативным факторам также относятся:

  • Тяжёлое протекание родов.
  • Недоношенность.
  • Родовые травмы.
  • Асфиксия.

Задержка речевого развития у детей 4 лет развивается по этим причинам. Если ребёнок в раннем возрасте пережил тяжёлые болезни, то это может отрицательно повлиять на освоение речевого аппарата.

Немаловажный фактор развития артикуляционного аппарата – социальная среда. Неправильный уход влечёт за собой проблемы с произношением и освоением новых слов. Негативно влияют и недостаток внимания, и гиперопека. Если уделять ребенку слишком много внимания, то у него не будет мотивации использовать речь для озвучивания своих потребности – родители всё сделают заранее.

Задержка речевого развития у детей в 4 года может развиться из-за негативного влияния неблагополучной или неполной семьи. Злоупотребление алкогольными напитками, редкое общение между старшими, частые ссоры и эмоциональные стрессы, а также общение родителей на двух разных языках значительно влияют на активный и пассивный словарь растущего ребёнка.

Своё влияние оказывает генетический фактор. Если родители ребёнка больны психическими расстройствами или один из родственников имеет проблемы с речью, это может отразиться на малыше. Важную роль играет слух. Опираясь на него, дети запоминают новые слова и начинают использовать их. В некоторых ситуациях развитие задержки речевого развития вызвано нарушениями слуха. Именно поэтому при диагностике следует сдать все тесты у отоларинголога.


Способы устранения

Чтобы составить курс лечения для ребенка 4 лет с задержкой речевого развития, необходимо провести консультации с детским невропатологом, педиатром, логопедом, отоларингологом, детским психиатром. Группа специалистов сможет выделить основные причины отставания в развитии и составить наиболее эффективную программу для устранения заболевания. Не следует ставить диагноз самостоятельно и заниматься самолечением.

Для устранения физиологических причин задержки речевого развития (травм, болезней) назначают курс . Детский невропатолог прописывает приём ноотропных препаратов. Эти лекарства влияют на умственное развитие и улучшают работу мозга. Врачи также назначают для стимуляции жевательных и мимических мышц лица. Очень полезна для коррекции речи микротоковая рефлексотерапия.

Электрорефлексия – это лечебная методика, при которой на активные нейрорефлекторные зоны головного мозга направляют слабые и безвредные импульсы тока. Методика улучшает работу ЦНС в участках, отвечающих за понимание и воспроизведение речи. В результате речь восстанавливается.

Чтобы снизить негативное влияние социального фактора, для малыша организуют благоприятную среду. Подбираются речевые материалы, демонстрируется правильная речь, проводятся занятия с логопедом. При занятиях уделяется внимание мелкой моторике рук ребёнка, развитию речевого и слухового аппарата, обогащению активного и пассивного словаря, составлению связанной речи.

Если у малыша ЗППР, то огромную роль в коррекции этого нарушения играют домашние . Они должны проводиться регулярно, до 5 раз в день. Эти занятия очень важны, видимого эффекта можно будет достичь через несколько месяцев.

Профилактика

Эффективная профилактика заключается в создании благоприятных условий ещё в начале вынашивания ребенка. Важно правильно питаться, периодично гулять на улице и отказаться от вредных привычек. Особенно губителен алкоголь и некоторые лекарственные препараты. После рождения важно показывать ему правильные примеры речи, а также уделять внимание играм и общению.

Игрушки ребёнка должны способствовать развитию подвижности рук. А также закладывать основы логического мышления. Доступ ребенка к неактуальной и ненужной информации необходимо ограничить. Малыш не должен слышать сложной узкоспециализированной терминологии. После достижения 2-2,5 лет рекомендуется посетить логопеда для оценки уровня развития ребёнка и определения отклонений.

Для дополнительного эффекта малыша рекомендуется водить к частному детскому психологу. Это необходимо, если в его поведении замечаются признаки других психических отклонений или он растёт в неблагополучной семье. Специалист делает с ребенком упражнения для улучшения логического мышления, показывает ему логические игры. Также он может дать полезные рекомендации родителям.

Положительно могут повлиять такие мероприятия, как поход в дельфинарий или на ипподром. Прослушивание живой музыки, культурное воспитание, рисование, сбор паззлов и другие занятия, требующие творческого подхода, развивают не только речевые центры, но и способствуют общему развитию головного мозга.

Заключение

ЗРР можно проявить еще в . Если оно было обнаружено поздно, в 4 года, следует немедленно приступить к коррекции. Чем раньше начнется лечение, тем эффективнее будет результат. Если оставить задержку без внимания, то у ребенка могут возникнуть серьезные проблемы в обучении и общении с другими людьми. Родители играют немаловажную роль при исправлении отклонения, они должны уделять внимание своему чаду и быть примером качественной речи.

В этой статье:

Начиная разговор о задержке речевого развития у детей в 3 года, необходимо заметить, что каждый ребёнок индивидуален. Поэтому поднимать панику и бить во все колокола, если вы обнаружили у вашего ребёнка некоторые торможения в развитии речи, не стоит. Вы не единственная семья на земле, чьи дети начинают произносить свои первые осознанные слова к 4 годам. Это так же индивидуально, как с ползаньем. Некоторые с удовольствием покоряют километры комнат на четвереньках и встают на ноги к году. Другим же ползать в принципе не нравится – такие могут сидеть до 12 месяцев, а могут пойти вдоль стены уже в восемь. Постарайтесь к задержке речи отнестись также спокойно, но примите соответствующие меры. Первым делом вам следует посетить вашего участкового врача для обследования и консультации.

По мнению психологов, от речи ребёнка зависит его познавательный процесс. Логопеды тоже не в восторге от такого диагноза, поэтому моментально реагируют на малейшие жалобы и часто довольно быстро справляются с возникшей проблемой. Так что можете доверить своего ребёнка специалистам и вместе с ним пройти небольшой и несложный курс, который поможет ему догнать сверстников. Вместе с речью расширяется кругозор, мировоззрение, улучшается логическое мышление и формируется характер. Поскольку все это тесно связано между собой, ребёнок без серьёзных отклонений достаточно быстро освоит речь, и уже через несколько недель вы забудете о том, что в вашей семье была такая проблема.

Каковы могут быть причины задержки развития речи?

В первую очередь обратите внимание на ваше общение с малышом. Возможно, его речевое отставание обусловлено тем, что вы мало общаетесь с ребёнком.

Невостребованность речи возникает в некоторых случаях:


Также молчаливое состояние иногда затягивается по генетическим причинам – из-за вялого созревания речевых нервных клеток. Ребёнок может оказаться слабослышащим и именно поэтому не разговаривать с вами. Или же, в худшем случае – что бывает редко, но, увы, случается – причиной может быть поражение головного мозга.

Нормы речевого развития у детей в возрасте до 3 лет

Отклонение от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям или у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то вам стоит обратиться к специалисту, подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно.

Как определить норму развития речи у ребёнка?

Рассмотрим нормы развития от рождения по месяцам, чтобы было легче определить, есть ли отклонения и на какой стадии они появились.

До полутора лет ребёнок развивает и укрепляет то, чему научился за год. Ему свойственно называть одним слогом целый ряд несвязанных между собой предметов, начинающихся на этот слог: «ка» – каша, карандаш, Катя (кукла), кошка (может быть и «ко»). «Бам» – упал, стукнул, звон, ванна для купания (потому, что так решил). Общее между предметами ребёнок не осознаёт. Если он знает, что такое журнал, тетрадь, отличает ручку от карандаша, то на данный момент объяснить ему, что всё это канцелярия, невозможно.

Если после полутора лет речь ребёнка не становится более связной, то это первый сигнал сходить на проверку. Если и к трём годам нет изменений, то лучше записаться на посещение психолога, логопеда и участкового педиатра для общего осмотра и проведения анализов.

Ко второму году дети узнают животных и предметы, озвучивают их, как умеют, модернизируют звуки в более сложные словосочетания: «миша», «киса», «му-кА» (корова), «но-но» (лошадь). Понять требования ребёнка становится проще. Он умеет найти суть и высказать её одним словом: «ням», «куп», «тул» (стул), «дай» (указывая на предмет), «пи», «а-а-а». В это время дети одного возраста могут разговаривать по-разному. Воспитание у каждого ребёнка своё и семьи тоже
– соответственно, окружение и привычные предметы у каждого отличаются. Дети в 2 года учат тот мир, который близок к ним. Но интересен тот факт, что, общаясь между собой слогами, они принимают и понимают друг друга, обмениваясь игрушками и хохоча от своих же словоформ.

На рубеже 2-3 лет ребёнок уже понимает, как поставить слово в прошедшее или будущее время, но часто путает род. Может называть себя от третьего имени: «Лена, да, будет» «Миша просил маму» – и вместе с этим правильно показывать свои требования.

К третьему году жизни ребёнок начинает говорить связно и размеренно. Некоторые дети могут начать читать по слогам. Происходит осознание важности интонации, осмысливание объединения нескольких слов в одну категорию. Например: дуб, берёза, ель – это деревья. Платье, рубашка, гольфы – это одежда. Кроме приобретённых и изученных осмысленных слов, проскальзывают выдуманные слова, с которыми малышу пока что комфортно.

В три года ребёнок обязан знать 1500 слов и более. Если же речь ребёнка отстает от нормы, предпосылки к чтению остаются пассивными. Невозможно научить ребёнка писать или логически размышлять, ведь он не может сформировать свои мысли в слова даже «про себя».

При подобных проявлениях, обратившись к логопеду и психологу, вы предотвращаете задержку развития, выявляя истинную проблему молчания малыша.
Разбирая препятствие на пути к речи как можно быстрее, врачи устраняют проблему полностью, без следа. Но чем дольше проблема остаётся в вашей семье, тем глубже она уходит корнями в психику, и уже буквально через полгода справиться с ней будет гораздо сложнее.

На что следует обратить внимание в развитии речи трёхлетнего ребенка?

Обращайте внимание на развитие речи ребёнка во время первого года жизни. Если на протяжении восьми месяцев ваш малыш только «мычит» и изредка «гулит» – это не показатель того, что он очень спокоен, а сигнал, что нужно отправляться по врачам. После девятого месяца всё, чему научился ребёнок, начинает закрепляться и усложняться. Если всё это время ваш малыш промолчал, то и закреплять ему будет нечего.

Если ваш малыш оборачивается на зов и эмоционально выражает свои желания, то это нормальное
развитие. Если же при этом он всё больше молчит, стоит обратиться к логопеду. После года жизни дети умеют показывать на картинке предмет и животное, которое называют родители, узнавать знакомые лица на фотографиях, показывают отдельные части тела и пытаются повторить хотя бы первый слог всего слова.

В два года малыш не только вступает в беседу со взрослыми, моделируя разговор при помощи коротких фраз и кивков, показывая пальцем в нужную сторону. Он также может выполнить просьбу взрослого дать ему что-то, принести мяч, показать новую куклу, дать попить из кружки.

К трём годам из простых слов формируются простые предложения вроде «давай гулять», «надо есть», «хочу там». Дети начинают первыми здороваться, вступают в диалог, рассказывают свои новости: «Мне купили платье», «Мальчик дал игрушку». Заинтересованность взрослых побуждает развивать мысль, формируя всё более сложные предложения.

Диагностика, помощь и лечение задержки развития речи у ребёнка 3 лет

Обычно отставание речевого развития замечают не сразу, а когда есть серьёзное торможение, заметное не только окружающим, но и самим родителям – которые могут ещё долго успокаивать себя, мол, у детей бывает и такое, все дети разные и т.д. Повторимся: не стоит падать в обморок, но и расслабляться при этом не нужно. Ждать, что проблема уйдёт сама собой и ваш ребёнок вдруг заговорит в один прекрасный момент чистой и внятной речью, будет неправильно и вредно. Следует отнестись к проблеме без паники, но внимательно. Показать ребёнка врачу и рассказать о том, что вы заметили некоторые отклонения в развитии речи. После участкового педиатра вас направят на нужные консультации специалистов, помогающих детям с подобными проблемами быстро догнать своих сверстников.

Прежде чем назначить лечение, необходимо выявить суть проблемы. А, как уже известно, задержка речи может возникнуть по разным причинам. И лечение каждой из причин должно проходить сугубо индивидуально.

Если дело в недостатке внимания или, наоборот, чрезмерной опеке единственного чада, то здесь за дело берётся психолог, обязательно работающий и с ребёнком, и с его родственниками. Особое внимание будет уделено эмоциям ребёнка и стадиям их возникновения – так психолог найдет корень проблемы и улучшит внутреннее состояние малыша. После пробуждения желания обучаться к работе с ребенком подключается логопед.

Если ребёнок не разговаривает из-за невралгического диагноза, то тут помогут специальные препараты, употребление которых способствует регенерации клеток мозга. В процессе приёма таблеток малыш начинает меняться на глазах: тянется к общению, старается находить новое самостоятельно, с родителями и друзьями. Также возможно погружение ребёнка в гипнотический лечебный сон или лечение при помощи микрополяризации. Это может прозвучать устрашающе для любящих родителей, но на самом деле процедура проходит совершенно безболезненно. Аппарат, влияющий на мозговую деятельность ребёнка, излучает минимальное количество электрических импульсов, которые в десятки раз слабее тока при процедуре электрофореза.

Если же проблема речи связана с тем, что малыш не слышит звуки, по показаниям ребёнка могут определить в школу, где занимаются обучением тому, как жить в мире без звуков.

Когда ребёнок начинает говорить позже, чем в норме, это называется задержкой речевого развития (ЗРР). Появление речи может быть обусловлено психоэмоциональными факторами, нарушением слуха, аутизмом, задержкой психического развития, в связи с наличием детского церебрального паралича, поражений мозга, возникших в неонатальный период, билингвизма, или позднего созревания ребёнка.

Речь это двигательный акт, который направлен на реализацию вербальных реакций при помощи артикуляционного аппарата. Язык же это символьная система отношений нескольких индивидов друг с другом. Обычно человек мыслит символами, а не английским, русским, немецким или другими языками. Чтобы эта символьная реакция была реализована в язык проходят сложнейшие процессы в головном мозге. Полноценная речь возможна тогда, когда есть:

  • Зрение. Малыш с самых первых дней должен видеть, как говорят его родители. Затем он будет повторять эти движения;
  • Слух. Ребёнок будет говорить только в том случае, если он слышит собственный голос;
  • Зрелая центральная нервная система и достаточно развитые сенсорные и моторные проводящие пути;
  • Анатомически здоровая мускулатура дыхательной системы, лица, языка, неба;
  • Правильная анатомия челюстно-лицевой области.

Первоначально проблемы с нарушением речи выявляются в первичном медицинском звене – на приёме у педиатра. Если такая проблема присутствует у ребёнка, она может негативно сказаться и на его общем психическом, эмоциональном и социальном развитии.

Симптомы психической патологии проявляются:

  • Нарушением формирования двигательных реакций;
  • Изменением тонуса мускулатуры;
  • Отсутствием фиксации взора и т.д.;

Наиболее благоприятны перспективы лечения, если эти изменения выявлены в ранние сроки.

Развитие речевых навыков : этапы

Внимательный взгляд и попытки повторить артикуляцию взрослого у ребёнка уже можно уловить на 1-2 неделе жизни. В 1,5 месяца начинается первое гуление, которое вначале состоит только из гласных, а спустя 1-2 месяца к ним присоединяются и согласные звуки. К 4 месяцам можно услышать гуление в виде звучания свирели. Лепет у ребёнка начинается к 7-8 месяцам, а также возникает произношение отдельных слогов. К концу этого этапа появляется модулированный лепет, то есть лепет с подключением определённых интонаций. По мере развития ещё через 1,5 месяца ребёнок начинает говорить короткие слова ма-ма, па-па, ба-ба. После года малыш сопоставляет данные слова по смыслу с конкретными людьми. К 13-15 месяцам в словарном запасе ребёнка уже есть несколько слов. К полутора годам можно различить звукоподражание различных окружающих звуков. Попытки произнести маленькие односложные фразы возникают к 20 месяцам. К двум годам малыш уже может начать задавать вопросы, такие как «что это?». Третий год жизни ознаменовывается появлением слов, употребляемых в различных падежах, а также используются придаточные предложения. Длинные фразы и короткие монологи будут появляться уже к 4-5 годам.

Речевое развитие детей раннего возраста в дальнейшем зависит от культурного и социального статуса семьи и занятий с ребёнком различными развивающими играми.

У мальчиков ЗРР встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. В общей популяции детей цифры колеблются от 3 до 10%.

Причины ЗРР

Кратко причины были описаны ранее, однако остановимся на них более подробно:

  1. Задержка психического развития. Эта причина является наиболее часто встречающейся. Более половины случаев нарушения речи приходится на неё. Чем тяжелее психическое расстройство, тем сильнее выражены нарушения речевого развития. Прогноз неблагоприятен тогда, когда существуют тяжёлые нарушения психики. При этом нарушения психики возникают вследствие генетической предрасположенности, внутриутробной инфекции, гипоксии плода из-за плацентарной недостаточности, ядерной желтухи, менингитов и энцефалитов новорожденных;
  2. Незрелость ребёнка. Данная причина действует при многоплодной беременности, у маловесных и недоношенных, у пациентов с пороками сердца и оперативных вмешательствах в неонатальном периоде. Недоразвитие речи по данной причине возникает чаще у мальчиков. Если у ребёнка нет органической патологии головного мозга, речь подтягивается к норме к 5-7 годам;
  3. Аутизм. Это заболевание представляет собой нарушение психоречевого развития. Мальчики страдают чаще девочек в 3-4 раза. Аутизм проявляется скудностью эмоций, снижением или невозможностью визуального контакта, ритуальными действиями, стереотипными движениями, отсутствием контакта с окружающими. Речь односложная, скудная, бесцветная, девиантная;
  4. Элективный мутизм. Эта патология проявляется нежеланием ребёнка говорить, хотя никаких органических структурных поврежденийре аппарата на разных уровнях нет. Этим чаще страдают девочки. Возникает электический мутизм в связи с некоей генетической аномалией развития. Разговор у детей присутствует во время игры, иногда они говорят с родителями и друзьями, но никогда не общаются в школе и с чужими;
  5. Детский церебральный паралич (ДЦП). Здесь присутствуют и психические и моторные нарушения, что способствует недоразвитию речи;
  6. Глухота. При наличии глухоты или тугоухости ребёнок дезадаптирован и социально и психологически. При этом развивается нарушение речи, психики, интеллекта и личности. Порой обнаружить снижение слуха удаётся только к 2-3 годам. Маленькие дети не могут фиксировать и отмечать это состояние самостоятельно. Для этого в сроки планового осмотра детей врач должен интересоваться нет ли подозрений со стороны родителей на снижение слуха у их ребёнка, достаточна ли реакция ребёнка на обращение, достаточно ли он понимает направленную к нему речь. При развитии тугоухости ребёнок может плохо себя вести, не слушаться в школе и плохо социально адаптироваться. Из акторов высокого риска по развитию тугоухости можно выделить глухоту и тугоухость в анамнезе семьи, аномалии шеи и головы, брак кровных родственников, асфиксия в родах, маловесный к сроку гестации, фетальный алкогольный синдром, врождённые инфекции, бактериальный менингит;
  7. Билингвизм. Замедление речи у ребёнка может быть при наличии в семье нескольких разговорных языков. К 5 годам ребёнок всё же усваивает все языки и развивается без задержки;
  8. Психосоциальная депривация. Недостаточное питание, плохое материальное положение вплоть до нищеты, редкие контакты с родителями, неправильная лингвистическая стимуляция – все эти моменты будут приводить к ЗРР.

Как должен поступать педиатр в случае ЗРР?

Если есть подозрения в задержке речи, необходимо сначала выяснить особенности семейного анамнеза, течение беременности и родов. Обязательно нужно исключить генетические синдромы, диморфизм и хромосомные заболевания. Назначаются консультации ЛОР-врача, генетика, невролога и психолога.

Лечение ЗРР

Задержка речевого развития у детей лечится комплексно несколькими специалистами после предварительного обследования. Психотерапевт обязательно должен лечить ребёнка с элективным мутизмом. Лекарственная терапия назначается с учётом основного заболевания.

Однако существуют лекарственные вещества, которые оказывают неспецифический эффект общего действия.

В попытке избежать задержки речевого развития (ЗРР) мамы часто обращаются к логопедам, когда малышам нет еще и 2 лет. Чтобы избежать подобных ошибок, нужно понимать причины задержки речи и различать тревожные признаки. Если ваш кроха здоров, но отказывается говорить, нужно начать с использования всех возможных средства для активизации его способностей в домашних условиях.

Первые признаки задержки речевого развития у детей 2 лет

Признаки ЗРР можно заметить уже в первые месяцы жизни. Тревожным сигналом для родителей должно быть отсутствие реакции на звуки голоса и другие шумы в возрасте до полугода . Позднее детки начинают «гулить», повторяя гласные звуки. К году малыш должен знать несколько слов или слогов, которыми он обозначает конкретные предметы. Очень тихий ребенок, который не лепечет, должен вызывать тревогу у взрослых.

К полутора годам ребенок должен узнавать свое имя, знать несколько десятков слов и понимать простые просьбы. Если же малютка не реагирует на звуки голоса, не выполняет элементарные просьбы, это может быть признаком задержки речи.

Двухлетка обычно может произносить 20-30 простых слов и учится составлять из них короткие предложения. В пассивном словаре ребенка несколько сотен слов, благодаря чему он хорошо понимает просьбы взрослых. Признаком ЗРР может быть нежелание повторять слова, ограниченный словарный запас, отсутствие попыток составлять предложения, незнание названий предметов обихода и частей тела.

Следует понимать, что стандартные нормы речевой активности могут варьироваться в зависимости от пола ребенка.

Для девочек отклонение от нормальных показателей в ту или иную стороны не должно превышать 2-3 месяцев. Мальчишки обычно учатся говорить медленнее, потому для них нормальным отклонением считается срок в 4-5 месяцев.

Причины задержки речевого развития у детей 2 лет

Наиболее распространенная причина ЗРР у малюток - это проблемы со слухом.

Если ребенок не различает звуки, он не сможет научиться говорить или приобретет проблемы с артикуляцией и пониманием речи. Поэтому, при любых признаках того, что ваш кроха не слышит ваш голос и другие звуки, обращайтесь к педиатру и отоларингологу. Диагностируемые нарушения слуха могут быть как врожденными, так и приобретенными в результате ушной инфекции.

Психологические причины и проблемы в семье часто приводят к задержке речи.

Задержка речи у ребенка 2 лет может развиваться, если взрослые уделяют крохе мало внимания и почти не разговаривают с ним. Аналогично нехватке внимания, пробелы в развитии может вызывать и чрезмерная опека, из-за которой малыш не чувствует себя достаточно уверенно. Любые серьезные проблемы в семейном кругу негативно сказываются на освоении речи, будь то злоупотребление алкоголем, частые ссоры или развод родителей. Если причина ЗРР психологическая, помочь малышу начать говорить достаточно просто, нужно лишь создать в семье здоровые отношения и

Нередко задержку речевого развития связывают с нарушениями работы головного мозга ребенка.

Причинами могут быть болезнь матери во время беременности, длительные, затяжные или проблемные роды, а также родовая травма. ЗРР иногда развивается на фоне серьезной инфекции или тяжелой травмы, перенесенной крохой в раннем возрасте. Более того, генетическая предрасположенность к задержке речи также влияет на скорость психического и интеллектуального развития малыша.

Физиологические отклонения ребенка помогут обнаружить невролог и отоларинголог. Если в ходе обследования у вашего малыша выявлены нарушения работы головного мозга или тугоухость, решить проблему задержки речи можно, только устранив ее причину. В остальных случаях родителям нужно проводить больше времени со своим чадом и использовать правильные приемы для речевого развития.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Задержка речевого развития у ребенка". Скачайте его и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Задержка речевого развития 2 года лечение

Рассмотрим способы ускорения речевого развития малыша:

  • Для развития речи ребенку важно слышать как можно больше разговоров, потому не жалейте времени на общение с ним. Читайте ему книги и стишки, пойте песенки, озвучивайте любые действия, названия окружающих предметов, вовлекайте кроху в беседу. Внятно проговаривайте каждое слово, не торопитесь, чтобы речь не превращалась в непонятную для малютки скороговорку.
  • Общение с другими детками также способствует развитию речевых навыков. Молчуны начинают много разговаривать после первых недель в детском саду. Со сверстниками и детьми старшего возраста малышам легче найти общий язык, друг у друга они учатся быстрее, чем у взрослых.
  • Любые занятия, заставляющие малыша активно работать пальцами, улучшают его способности к выражению своих мыслей вслух. Введите в ежедневную практику лепку из пластилина и рисование, осваивайте пальчиковые игры, запаситесь конструкторами и другими игрушками, состоящими из отдельных деталей.

  • Стимулировать развитие речи в 2 года можно и при помощи , уделяя особое внимание биологически активным точкам, расположенным на ладонях и ступнях. Научите малыша хорошо растирать ладошки до появления ощущения тепла, а затем аккуратно массируйте каждый пальчик и всю поверхность ладоней. Научите малыша самостоятельно массировать ножки или предложите ему походить босиком по рельефной поверхности, по коврику из гальки или массажной дорожке.
  • С двух лет допустимо активное использование логоритмики (логопедической ритмики). Это направление терапии корректирует речевые проблемы за счет сочетания ритмичных движений со словами или музыкой. Существует множество упражнений со стишками, которые дети могут повторять за взрослыми, одновременно озвучивая слова и выполняя необходимые движения. Такие занятия развивают общую и мелкую моторику, а также учат крошек слаженно использовать двигательные и речевые навыки.
  • Задержка речи у детей 2 3 лет приводит к тому, что малыши часто не могут четко выговаривать слова из-за слабо развитых мышц лица. Чтобы решить эту проблему, научите кроху дуть или свистеть. Хорошо развиваются мышцы и при питье через трубочку.
  • Для более интенсивной проработки мышц, делайте вместе с ребенком артикуляционною гимнастику. Существует множество упражнений для языка, губ, щек и даже нижней челюсти. Регулярные занятия, продолжительностью 5-10 минут, помогут ребенку лучше управлять своими артикуляционными органами и его речь станет более четкой и разборчивой.
  • Вместо скучной гимнастики можно инсценировать небольшие рассказы, например, из сборника «Сказочные истории из жизни Язычка», в ходе которых выполнять упражнения намного интереснее.


  • Поскольку ЗРР зачастую связана с низкой концентрацией внимания на звуках, играйте с малышом в звуковые игры. Например, попросите кроху с закрытыми глазами угадать бытовые приборы или животных по издаваемым звукам, узнать члена семьи по голосу. Предлагайте малышу имитировать звуки, которые его окружают. Спрашивайте, как мычит коровка, как дует ветер, как лает собака.

Чтобы помочь ребенку заговорить, развивающие игры и занятия должны стать частью вашего ежедневного расписания. Уделяйте массажу, артикуляционной гимнастике и играм для развития мелкой моторики время каждый день, только в этом случае вы быстро заметите результаты и избавите свое чадо от опасного диагноза «задержка речевого развития».

Тема нашей следующей статьи: "Гигиена новорожденных: уход за новорожденной девочкой, рубцовый "

Скачайте чек-лист "Задержка речевого развития у ребенка"

А речь вашего малыша нормально развивается? Как узнать что ребенок отстает в речевом развитии, и что делать, если это подтвердилось? Скачайте чек-лист и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пюре из брокколи, как варить брокколи Рецепты из капусты брокколи для детей
Домашние козинаки рецепт из семечек и арахиса Козинаки в домашних условиях с арахисом
Вкусное песочное печенье: рецепт с фото Приготовить печенье для детей