Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Японская агрессия в китае. Агрессия японии на дальнем востоке

Помощь английских и американских монополий японскому империализму в войне против Китая выражалась прежде всего в виде неограниченного снабжения Японии стратегическим сырьём и военными материалами. Эта помощь сыграла огром­ную роль в первоначальной военной агрессии Японии в Китае. Американская печать неохотно, но всё же признала в своё время этот факт. Журнал «Анналс» писал в октябре 1938 г.: «...Из всех экономических факторов имеется один, который Ки­тай никак не мог предвидеть. Китайский народ не мог предпо­лагать, что Америка станет помогать Японии в этой войне. Соединённые Штаты отправляют в Японию больше стратегиче­ского сырья, чем во все остальные страны мира».

Принятый конгрессом закон «о нейтралитете США» факти­чески оказался законом «о помощи агрессорам». Он сыграл немалую роль в деле содействия японской агрессии. Даже га­зета «Нью-Йорк тайме» признавала: «Под видом нейтралитета этот закон устанавливает такую политику, которая в некото­рых случаях оказывает помощь Японии и лишает нашей по­мощи Китай. Этот закон предоставляет иностранным государ­ствам право решать, с кем мы должны вести торговлю» .

Ещё конкретнее выразился бывший государственный секре­тарь США Стимсон. Он заявил осенью 1937 г.: «В настоящее время японский агрессор получает поддержку со стороны США и Британской империи. Однако мы не просто помогаем Японии. Наша помощь настолько эффективна и велика, что без неё японская агрессия была бы немыслима и прекратилась бы очень скоро» .

Действительно, Соединённые Штаты стали главным воен­ным поставщиком японского империализма с самого начала вторжения японских войск в Китай. Поэтому сама американ­ская печать заявляла, что японцы захватили столицу Китая в 1937 г. только вследствие американской экономической помощи. Американский публицист Гарри Пакстон Ховард в статье «Бу­дущее Дальнего Востока» писал: «Японцы не смогли бы в 1937 г. заставить китайцев очистить Нанкин, если бы не актив­ная экономическая помощь со стороны Соединённых Штатов». Тут же Ховард признаёт огромную роль, которую американ­ская политика сыграла в развитии японского милитаризма вообще. «Снабжение Японии военными материалами для веде­ния агрессивных войн началось не в 1937 г... Поистине, на протяжении нескольких поколений Соединённые Штаты яв­лялись жизненной экономической силой японского милита­ризма» .

Дальневосточная политика мюнхенцев целиком соответство­вала их порочной и враждебной народным массам общей внеш­неполитической линии. В соответствии с этой линией англий­ский министр Галифакс пытался в ноябре 1937 г. в Оберзальцберге договориться с Гитлером о самом тесном англо-германском сближении. Историческая справка Совет­ского информационного бюро «Фальсификаторы истории» ука­зывает, что «Галифакс от имени английского Правительства ещё в 1937 году сделал предложение Гитлеру о присоединении Англии, а вместе с тем и Франции к «оси Берлин - Рим»» .

Гитлер полагал, что удобнее шантажировать и использовать поддержку английских консерваторов, не вступая с ними в слишком тесные отношения. В этих расчётах он не обманулся. Захват Чехословакии был им осуществлён при прямой поддер­жке правительств Англии и Франции, Товарищ Сталин, разо­блачая провокационную политику англо-французских империа­листов, указал, что «немцам отдали районы Чехословакии, как цену за обязательство начать войну с Советским Союзом...» .

Только за 1937 год (преимущественно за вторую половину этого года, когда Япония вторглась в Китай) американские нефтяные тресты доставили в Японию 35 млн. баррелей нефти. Значительная её часть была перевезена из США на склады японских военных ведомств на американских же танкерах.

В 1937 г. Япония ввезла для своей военной промышленности из США и Британской империи 2 млн. г железного и стального лома - в 4 раза больше, чем в 1936 г. В том же 1937 г. США продали Японии станков и машин, главным образом для воен­ных заводов, более чем на 150 млн. иен. В 1938 г. США продали Японии ещё больше нефти, железного и стального лома, ма­шин и станков, автомашин, самолётов, свинца, меди, чем в 1937 г.

В 1939 г. американский экспорт стратегических материалов и оборудования в Японию ещё больше увеличился. В 1939 г. американцы оборудовали японские авиазаводы «Кавасаки» своими новыми станками. Американские специалисты, коман­дированные фирмами «Локхид» и «Дуглас», прибыли в Японию в мае 1939 г. для консультации по вопросам массового произ­водства самолётов. Американцы участвовали в строительстве японских военных аэродромов, Американский экспорт в Японию в 1939 г. превысил 232 млн. долл. и равнялся 7,3% всего экспорта США. Ввоз США из Япо­нии в том же году достигал 7% всего ввоза .

Помимо экспорта военных материалов в Японию крупные американские фирмы доставляли военно-стратегические мате­риалы также в Маньчжурию - прямо на склады Квантунской армии, нацеленной против Советского Союза. Это вынужден был отметить даже государственный секретарь США Хэлл. По данным департамента торговли США, экспорт военно-стратеги­ческих материалов из США в Маньчжурию в 1937 и 1938 гг. увеличился более чем в 5 раз по сравнению с 1936 г. Только через Дайрен было ввезено американских военных материалов на 16 млн. долл. в 1937 г. и на 17 млн. долл. в 1938 г. против 3,5 млн. долл. в 1936 г. .

Китайская печать в своё время немало иронизировала над случаем, происшедшим на реке Янцзы. В стоявший там аме­риканский крейсер «Августа» попал снаряд, но американцы оказались не в состоянии установить, кем был дан выстрел - китайцами или японцами. Эксперты обнаружили на осколках снаряда американскую марку, но такими снарядами Соединён­ные Штаты снабжали и Японию и Китай.

Крупнейшие американские монополии, контролируемые Морганом, Рокфеллером и Фордом, например «Стальной трест», «Стандард ойл», «Дженерал моторе», «Форд», «Дуглас эйркрафт» и др., являлись главными поставщиками японских агрессоров. Печать утверждала также, что Морган и Форд в эти годы предоставили крупные кредиты Японии, покупали акции японских военных займов.

Орган американской крупной буржуазии «Джорнэл оф ком-мерс» открыто занял позицию, поощрявшую японскую агрес­сию. Ещё в начале японского вторжения в Китай редактор ино­странного отдела этой газеты констатировал: «Нынешние огромные закупки Японией различных товаров и в частности нефти произвели благоприятное впечатление на непосредствен­но заинтересованные отрасли промышленности США. Эти отрасли промышленности проявили большую готовность рас­сматривать создавшуюся ситуацию с точки зрения японских интересов» .

США оставались также важнейшим рынком для японских товаров, поглощая более 40% японского экспорта (не считая страны «ненового блока»).

Американские капиталисты стремились к ослаблению как Китая, так и Японии. Это явствовало из высказываний участников конференций, созванных в различных городах США так называемым Тихоокеанским институтом. Среди участников этих конференций были банкиры и промышленники, представители вооружённых сил и правительственных ведомств, профессора и журналисты. Подавляющее большинство из них выражали опасения по поводу угрозы чрезмерного усиления Японии; они признавали, что победа Японии над Китаем вовсе нежела­тельна с точки зрения американских интересов, но они подчёр­кивали также нежелательность чрезмерного ослабления Япо­нии и полного поражения этой страны.

Японские империалисты использовали американцев в своих попытках давления на китайское правительство, имевших целью заставить его капитулировать на выгодных для Японии условиях. Об этом довольно откровенно рассказал корреспон­дент «Нью-Йорк тайме» в Китае Абенд.

13 октября 1938 г. Абенда посетил в Шанхае японский изда­тель и публицист Бунсиро Судзуки. Заявив что он посланец премьер-министра Коноэ, Судзуки предъявил документы, под­линность которых была подтверждена японским послом в Китае Тани. Судзуки сообщил, что Коноэ якобы хочет закончить войну с Китаем и заключить мир без ведома японской армии.

На другой день Абенд написал письмо Чан Кай-ши, в кото­ром изложил предложение Коноэ, устно переданное ему Суд­зуки. Письмо было отправлено через ханькоуского корреспон­дента «Нью-Йорк тайме» 19 октября. Ответ из Ханькоу был получен по радио 20 октября через адмирала Ярнелла и при посредстве американской канонерки. Чан Кай-ши принял пред­ложение Коноэ. Судзуки выехал в Токио якобы за официаль­ными документами. 25 октября Ханькоу был занят японцами. Убедившись в готовности Чан Кай-ши пойти на переговоры, ко­торые означали по сути дела капитуляцию, и решив, что Китай совсем ослаб, японцы возобновили военную агрессию с целью полностью захватить страну .

В то же время американская торговля с неоккупирован-ными областями Китая выражалась в совершенно ничтожных цифрах. Подавляющая часть американского импорта в Китай с осени 1937 г. направлялась в порты, оккупированные япон­ской армией, и, таким образом, опять-таки попадала в японские руки. Во всяком случае эта часть импорта не имела никакого значения для военной экономики неоккупированного Китая. Весь американский экспорт как в оккупированные, так и в не-оккупированные области Китая в 1938 г. составлял всего 35 млн. долл., а экспорт в Японию - 240 млн. Долл.

Столь же неприкрытую политику пособничества японской агрессии вела и Англия, несмотря на вторжение Японии в Центральный Китай, в сферу интересов английских монополий В апреле 1938 г. адмирал Домвил опубликовал в журнале «Фортнайтли» статью, в которой откровенно заявлял: «Лучше открыто сказать Китаю, что ему не следует рассчитывать на поддержку с нашей стороны, чем продолжать политику поощ­рения ложных надежд, которые ни к чему не приведут... По моему мнению, ничто так не поможет восстановлению мира на Дальнем Востоке, как наша дружественная и устойчивая по­зиция по отношению к Японии».

Как уже выше было отмечено, орган английской военщины журнал «Квортерли ревью» высказывался в 1938 г. не менее прямолинейно за соглашение с Японией на счёт Китая.

Английское правительство и английские монополии и про­водили свою политику в этом духе. Англия заключила в част­ности соглашение с Японией о китайских таможнях весной 1938 г., предоставляла тоннаж для перевозки японских войск и военных грузов в Китай. Англия ничего не сделала для того, чтобы связать строившуюся в Юньнани китайскую железную дорогу с сетью бирманских дорог и облегчить перевозку грузов в Китай. Она являлась вторым после США поставщиком воен­но-стратегических материалов для японской военщины. Её ди­пломаты пытались уговорить китайское правительство пойти на компромисс с японским империализмом. Всё это входило в политику английских консерваторов - той силы, «...которая может разрушить и обязательно разрушит Британскую империю» .

По соглашению о китайских таможнях англичане обяза­лись передавать доходы таможен в оккупированных областях Японии, лишая таким образом Китай одного из источников фи­нансирования его оборонительной войны и обращая этот источ­ник на финансирование японской агрессии. Доход японских оккупантов с таможен в 1938 г. составил уже около 100 млн. иен. В том же 1938 г. экспорт стратегических материалов из Британской империи в Японию составил около 20% всего япон­ского импорта этих материалов . (Из США было ввезено в том же году 67% всего импорта военных материалов.) До 40% всего японского экспорта (исключая страны «ненового блока») шло в Британскую империю.

Из тоннажа в 1,8 млн., использованного Японией в декабре 1937 г. для переброски войск и военных материалов в Китай, половина принадлежала иностранцам, в том числе англича­нам - 466 тыс. т. Весьма большое количество английского тоннажа фрахтовалось японцами и в 1938 г. Тем самым англий­ские пароходовладельцы оказали существенную помощь япон-ским агрессорам.

В погоне за прибылями английские банкиры финансировали даже торговые операции, которые Япония вела с другими участниками блока агрессоров - с Германией и Италией. Японцы продавали им соевые бобы и другую продукцию своей колонии Маньчжоу-го.

Крупнейшие в Северном Китае Кайланские угольные копи, контролируемые английским капиталом, с осени 1937 г. снаб­жали углем главным образом японских оккупантов в Китае. Лондонские банки предоставили этим копям в 1938 г. заём в 1 млн. ф. ст. для расширения их производства. Это являлось финансированием японской агрессии в Китае. Разумеется, англичане, урывая максимальную прибыль где только воз­можно, наживали в первые годы японо-китайской войны круп­ные барыши. Ведя политику пособничества агрессорам в Ев­ропе, они такой же курс проводили и на Тихом океане.

Вся «мюнхенская политика» приводила к усилению япон­ского нажима на Англию. Одновременно такая политика усили­вала негодование и вражду к английским правящим кругам в китайском народе и во всём мире. Наличие крупных англий­ских интересов в Китае неизбежно порождало острые противо­речия между Англией и Японией. Япония систематически вы­тесняла из Китая английские товары. Доля Англии в импорте Китая, оккупированного и неоккупированного, составила в 1937 г. 12%, в 1938 г. - 8, в 1939 г.- 6%.

Англия, так же как и Соединённые Штаты, отказывала Ки­таю в какой-либо реальной помощи.

Рупор английских империалистов в Китае, журналист Вуд-хэд, писал осенью 1938 г., что Китай должен капитулировать, а Англия должна категорически заявить, что никакой помощи Китаю она оказывать не думает. «Может быть, истина, как это часто бывает, звучит слишком жестоко, - заявил Вудхэд, - но мир на Дальнем Востоке может быть заключён значи­тельно раньше, если мы откажемся поддерживать иллюзии Китая о возможности получить помощь с нашей стороны» .

Ему вторил в Лондоне Линдлей, советник премьер-министра Чемберлена, бывший английский посол в Японии, открыто оправдывавший японское нападение на Китай.

Вследствие пособничества Англии и США японской агрес­сии японский империализм не только не шёл на компромисс с этими империалистическими державами, но ещё энергичнее про­должал итти по линии наименьшего сопротивления. Создава­лась всё большая угроза американским и английским империа­листическим интересам не только в Китае, но и во всём западном бассейне Тихого океана. Даже в области инвестиций не только Сити, но и Уолл-стрит уже имели крупные интересы в этой области земного шара.

Американские инвестиции в странах Тихого океана в 1937-1939 гг. составляли около 1 500 млн. ам. долл. - более 10% всех американских инвестиций за границей. По странам они распределялись следующим образом: Филиппины - 400 млн. долл., Австралия и Новая Зеландия - 400 млн., Япо­ния - 200 млн., Китай - 250 млн., остальные страны Юго-Восточной Азии (главным образом Голландская Индонезия) - 250 млн. долл.

Торговый оборот США с Восточной и Юго-Восточной Азией, включая Индию, в 1937 г. составлял 1 480 млн. ам. долл. (1 100 млн. долл. в 1936 г.) и превышал оборот американской торговли с Латинской Америкой, составлявший 1 240 млн. долл. .

Дальний Восток, включая Японию и Индию, поглощал пе­ред войной 16% всего американского экспорта и давал 27% им­порта, что вместе составляло 20% американской внешней тор­говли. (Однако на душу населения всех дальневосточных стран это составляло не более 1 долл., тогда как канадско-американ-ская торговля составляла около 70 долл. на каждого жителя Канады.)

Укрепившиеся в приморских областях Китая с помощью американцев и англичан японские империалисты в конце 1938 г. уже открыто начали вытеснять американскую и англий­скую коммерческую деятельность из этой полуколонии. Япон­ский министр иностранных дел Арита заявил 19 декабря 1938 г.: «Необходимость требует, чтобы экономическая деятель­ность прочих держав в Китае подверглась некоторым ограни­чениям, диктуемым требованиями национальной обороны и экономической безопасности тех стран, которые группируются вокруг нового порядка в Восточной Азии».

В частности мрачные перспективы угрожали английскому, судоходству. Английские пароходы обычно перевозили не ме­нее 40% всего морского грузооборота Китая. Англичане зара­батывали на японских военных перевозках, но они явно должны были лишиться этой весьма выгодной статьи своей прежней деятельности.

Тем не менее США и Англия продолжали придерживаться прежнего курса, оказывая содействие японскому агрессору.

(1) «New York Times», March 6, 1939.

(2) «New York Times», October 6, 1937.

(3) Harry Paxton Howard, The Future of Far East, International Postwar Problems, September 1944.

(4) «Фальсификаторы истории (Историческая справка)», стр, 24.

(5) И. В, Сталин, Вопросы ленинизма, стр. 572.

(6) Общие данные о том, какую огромную долю в американском экспорте в Японию с начала войны против Китая составляли стратегические мате­риалы, приведены в книге «Борьба за Тихий океан (Японо-американские противоречия)», 1947, стр. 123, 213, 216, 245, 257.

(7) «New York Times», March 7, 1939.

(8) «The Oriental Economist», September 1937.

(9) Н. Abend, Pacific Charter, New York 1943, p. 261-269.

(10) И. В. Сталин, Соч., т. 7, стр. 292.

(11) «Times», July 13, 1939.

(12) «Peking and Tientsin Times», November 9, 1938.

(13) "Statistical Abstract of the United States", 1938, p. 460-463.

Вперед
Оглавление
Назад

Агрессия Японии в

Северо-Восточном Китае

студент 3 курса отделения международных отношений факультета МО

Введение...................................................................3

1. Подготовка Японии к агрессии.......................................5

2. Агрессия Японии и Лига Наций......................................8

3. Отношения Японии с СССР............................................

Заключение...........................................................................

Введение

Ещё с начала двадцатого столетия Маньчжурия представляла собой одну из приоритетных сфер интересов японского империализма.После русско-японской войны 1904-1905 гг. Здесь началась активная экономическая экспансия японского капитала, осуществляемая, в основном, путём концессий, прямых капиталовложений и таможенных барьеров.

Таким образом уже в 1918 году японские компании имели на ЮМЖД и в зоне отчуждения 647 дочерних предприятий, контор, филиалов и отделений банков, общая сумма капиталов которых по приблизительным оценкам составляла более 2,1 млн. иен. Две трети из них функционировали полностью на японском капитале, доля же в остальных, за редким исключением, составляла более 50 %. Общий объём капиталовложений, по некоторым данным, составлял около 30 млн. иен, что равнялось 70% всех японских капиталовложений в Китае. Нужно отметить меньшую активность японского капитала в Северной Маньчжурии, где в этот же период находилось всего 62 японских кампании. Это объясняется в первую очередь нестабильной военно-политической обстановкой в данном районе, которая не гарантировала сохранности капитала.

Уже во время интервенции на Дальнем Востоке 1918-1920 гг. японское командование активно использовало людские и материальные ресурсы Южной Маньчжурии. Ресурсы предоставлялись концерном ЮМЖД, располагавшим здесь предприятиями обрабатывающей промышленности, запасами продовольствия и рабочей силой. Это создавало Японии большие преимущества перед США и способствовало в проведении интервенции.

Постепенно зависимость Маньчжурии от японского капитала росла, и,вместе с тем, росла потребность японской промышленности в маньчжурском рынке сбыта и в маньчжурских сырьевых ресурсах. В высшей степени эта потребность проявила себя во время мирового экономического кризиса. Для Японии, 30% промышленой продукции которой экспортировалось, стал жизненно необходим захват новых рынков сбыта. Предоставить их Японии могла только Маньчжурия, и в 20-30-е годы Манчжурия стала основным направлением японской внешней политики.

До 1924-1925 гг. Япония беспрепятственно расширяла свои концессионные права в Маньчжурии. Но с 1925 г. китайское правительство при поддержке США начало предпринимать попытки противодействия Японии.

Японская пропаганда снова, как и перед русско-японской войной призвала на помощь историков. Но если тогда они доказывали, что Маньчжурия является неотъемлимой частью Китая, то теперь они утверждали обратное: Маньчжурия -- ни исторически, ни этнографически не имеет ничего общего с Китайской империей, и только Япония имеет право владеть этой землёй.

Именно в духе таких утверждений был написан небезызвестный меморандум Танака, министра иностранных дел Японии 1927-1929 гг. и лидерапартии Сэйюкай. Этот меморандум был одобрен кабинетом министров и представлен императору летом 1927 г. Он представлял собой программу не только региональной, но и мировой экспансии Японии. Это было документальное оформление паназиатской идеологии японского империализма. В своем меморандуме Танака доказывал недопустимость для Японии национального объединения и независимости Китая. “Мы должны страшится того дня, когда Китай объединится и его промышленность начнёт процветать”. Отсюда вытекала “программа действий” японского империализма по разделу Китая и превращению Маньчжурии в японскую колонию и японский форпост на материке.

“Для того чтобы завоевать подлинные права в Маньчжурии и Монголии, -- гласил меморандум, -- мы должны использовать эту область как базу и проникнуть в остальной Китай под предлогом развития нашей торговли. Вооруженные обеспечеными уже правами, мы захватим в свои руки ресурсы всей страны. Имея в своих руках все ресурсы Китая, мы перейдем к завоеванию Индии, архипелага, Малой Азии, Центральной Азии и даже Европы”. Причём эти планы оформлялись как призывы к освобождению азиатского континента от европейского влияния, от “низшей европейской рассы”. “Азия для азиатов” и “Япония во главе Азии” -- таковы были основные идеи этого меморандума и многих других “научных” и “литературных трудов”. В условиях экономического кризиса, который в Японии протекал особо тяжело, эти идеи становились все более привлекательными и заманчивыми для высших слоёв японского общества.

В условиях мирового экономического кризиса произвести захват Маньчжурии не представлял для Японии больших, так как великие державы были больше заняты своими внутренними проблемами. Тем более мировое сообщество было охвачено в то времястремлением к разоружению. Политики предпочитали собираться на различные миротворческие конференции, которые, однако, чаще носили показательный, а не практический характер. Все же, с целью оправдания предстоящего захвата японская пропаганда приложила все усилия, чтобы доказать миру, что Япония должна занять Маньчжурию, как плацдарм для обороны цивилизации от большевизма. В то же время Япония усилиено готовилась к тому, чтобы молниеносно захватить Манчжурию, поставить мировое сообщество перед свершившимся фактом.

В ночь с 18 на 19 сентября 1931 г. Японские войска заняли Мукден и ряд других городов Южной Маньчжурии. Поводом послужил инсценированный самими же японцами диверсионный акт – взрыв рельсов на ЮМЖД. Китайские войска практически не оказывали сопротивления, и в течении 12 часов вся Южная Маньчжурия была захвачена, после чего японские войска приступили к расширению окупации в сторону Северной Маньчжурии.

В тот самый день, когда началась японская агрессия в Маньчжурии, в Совете Лиги наций приступал к исполнению своих обязанностей в качестве члена Совета представитель Китая доктор Альфред Ши. Он сразу же официально обратился к Лиге наций, требуя немедленного вмешательствадля прекращения агрессии против Китайской республики. Но Совет Лиги наций по просьбе Японии отложил обсуждение вопроса. И только 30 сентября Совет Лиги по настоянию китайского делегата все же рассмотрел вопрос о японской агрессии. Однако кроме обращения к обеим сторонам,в котором Совет просил обе стороны ускорить нормализацию своих отношений, он не предпринял никаких практических шагов для разрешения конфликта и сдерживания агрессора. Расчёт японского империализма оправдался и Великие державы не предприняли никаких активных действий в знак протеста. Совет отложил дальнейшее рассмотрение вопроса на 14 октября 1931 г.

Тем временем в Маньчжурию продолжали прибывать транспорты с японскими войсками. Одновременно японский представитель в Лиге наций не переставал заверять, что Япония не желает никаких территориальных приобритений и эвакуация войск уже началась.

24 октября Совет Лиги принял резолюцию, в которой предложил Японии в трехнедельный срок вывести свои войска из Маньчжурии. Но по Статуту Лиги наций этот документ не имел никакой юридической силы, так как он был принят не единогласно – Япония проголосовала против.

Двумя днями позже, 26 октября, японское правительство опубликовало декларацию, которая заключала в себеосновные принципы японской политики в Маньчжурии. Декларация провозглашала “взаимный отказ от агрессивной политики”; “уничтожение всякого организованного движения, нарушающего свооду торговли и возбуждающего межнациональную ненависть”; “обеспечение охраны во всей Маньчжурии прав японских граждан” и “уважение договорных прав Японии”. Китайское правительство заявило, что готово во всем пойти навстречу Японии, если та отзовет свои войска. Но было очевидно, что подобные декларации публиковались лишь с целью предотвращения возможных протестов западных стран. Тем временем военная окупация Маньчжурии продолжалась.

Действия Японии находили поддержку английского национального правительства, пришедшего к власти в августе 1931 г. в условиях серьёзного внутриполитического кризиса. Оно держалось в вопросе о японской агрессии не только пассивно, но и явно благожелательно. Незадолго до начала захвата Манчжурии Япония завязала с Англией переговоры о фактическом разделе Китая на сферы влияния. Усиление Японии в Китае означало бы ослабление в этом регионе США, что было на руку Англии. Увереная на лондонских переговорах в полном нейтралитете Англии, Япония смело начала осуществлять свои планы.

Иной была позиция США, интересы которых были напрямую затронуты японской агрессией. 5 ноября 1931 г. американское правительство отправило Японии резкую ноту, в которой высказывался протест против любых переговоров между Японией и Китаем до прекращения военной оккупации. Одновременно американская дипломатия добивалась в Лондоне и Париже общего дипломатического выступления против Японии, однако все её усилия оказались тщетными.

На очередной сессии Лиги наций, открывшейся в Париже, 16 ноября, Англия выдвинула предложения по урегулированию конфликта. Эти предложения сводились к тому, чтобы Китай, не претендуя ни на какие предварительные гарантии, вступил в непосредственные переговоры с Японией и обязался уважать договорные права Японии в Манчжурии. Япония же уведёт свои войска тогда, когда сочтёт себя вполне удовлетворённой. Здесь видна уже прямая поддержка Японии Англией, однако против этих предложений снова выступили США.

Для ознакомления с положением на месте, Совет Лиги наций, по предложению Японии, решил создать комиссию, вошедшую в историю как комиссия Литтона,. Расследование этой комиссии не принесло никаких практических результатов, что ещё раз подтвердило недееспособность Лиги наций, как миротворческой организации.

Между тем, японские войска, продолжая занимать Северную Манчжурию, начали сосредотачиваться на границе СССР. Японскому командованию попала в руки информация о том, что Советский Союз помогает Китаю оружием, военной техникой и инструкторами. 28 октября 1931 г. японское правительство обратилось к советскому правительству с нотой протеста против этой помощи, расценивая её как вмешательство СССР в конфликт на стороне Китая. Передавая эту ноту, японский посол в Москве заверил, что действиями японских войск в Манчжурии не будет нанесено никого ущерба интересам СССР. Народный комиссар иностранных дел Литвинов отверг этот протест и заявил о том, что Советский Союз строго придерживается политики невмешательства, хотя настоящая позиция СССР была как всегда предельно ясна.

Помощь СССР Китаю продолжалась и, в ответ, в середине ноября японские войска перерезали КВЖД. Когда японский посол был приглашён в Наркоминдел для разъяснений, он заявил, что японское правительство “принимает все возможные меры к тому, чтобы избежать нанесения ущерба интересам КВЖД”. В то же время он ясно дал понять, что японское правительство ждёт от Советского Союза официального заявления о его нейтралитете, напомнив о нейтралитете Японии во время русско-китайского конфликта 1929 г. В ответном заявлении Наркоминдела высказывалась обеспокоенность значительным расширением района военных операций и вновь заявлялось политикой невмешательства. Японская сторона в скором времени передала заверения в том, что японские войска после наведения порядка в районе уйдут на юг. В то же время японское правительство начало ещё более активную антисоветскую пропаганду, поощряя мобилизацию в Манчжурии новых антисоветских вооружённых отрядов.

13 декабря в Японии образовался новый кабинет военной партии Сэйюкай, который был настроен ещё более радикально. 3 января 1932 г. японские войска заняли Цзиньчжоу, завершив тем самым оккупацию Манчжурии.

Том 1

Подготовка и развязывание войны империалистическими державами

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

СССР И КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ МИР НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Глава первая. ДВА ОЧАГА МИРОВОЙ ВОИНЫ

2. Японская агрессия в Китае

С началом эпохи империализма разгорелась борьба великих держав за господство на Тихом океане. Взаимная борьба США и Японии накопила «бездну горючего материала» 1), готового вспыхнуть в любой момент и превратить этот район в арену кровопролитной войны. В. И. Ленин отмечал, что в этой части мира назревает «столкновение Америки и Японии , - ибо из-за Тихого океана и обладания его побережьями уже многие десятилетия идет упорнейшая борьба между Японией и Америкой, и вся дипломатическая, экономическая, торговая история, касающаяся Тихого океана и его побережий, вся она полна совершенно определенных указаний на то, как это столкновение растет и делает войну между Америкой и Японией неизбежной...» 2).
В годы первой мировой войны японские монополисты добились неограниченного хозяйничанья в Китае. Но после войны США и другие державы на Вашингтонской конференции вынудили Японию отказаться от значительной части ее приобретений, в Китае. Японский империализм, считавший себя к тому же обделенным при разделе бывших германских колоний, затаил мечту о реванше. Однако осуществить это стремление было не так-то просто из-за ограниченности военно-экономических ресурсов страны и ее зависимости от ввоза металлов, нефти и другого стратегического сырья. Значительная часть необходимого сырья шла в Японию из США, и прекращение этих поступлений поставило бы ее экономику в затруднительное положение.
Японские империалисты с тревогой наблюдали за ростом американского влияния в Китае, которое особенно усилилось после прихода к власти в 1927 г. реакционного буржуазно-помещичьего блока во главе с Чан Кайши . Американский капитал в больших количествах начал экспортироваться в эту страну. Банки США «стали расти в Китае, как молодые побеги бамбука после весенних ливней» 3). Коммерческие капиталовложения США в Китае в 1930 г. выросли по сравнению с 1914 г. в 3,7 раза, а правительственные займы - почти в 6 раз 4).
Конечно, японские монополии продолжали участвовать в грабеже Китая вместе с другими империалистическими державами, но принцип «открытых дверей» и «равных возможностей», положенный в основу решений Вашингтонской конференции по китайскому вопросу, ставил США в более выгодное положение, что объяснялось экономическим и финансовым преимуществом американских монополий. Будучи не в состоянии справиться с более мощными иностранными монополиями в борьбе за экономическое преобладание в Китае, Япония встала на путь вооруженной агрессии с целью присоединения к себе новых территорий 5).
Агрессивная программа японского империализма наиболее полно была сформулирована одним из видных представителей японской военщины генералом Танака. 25 июля 1927 г. он представил императору Японии меморандум , в котором говорилось, что для захвата Китая Япония должна «сначала завоевать Маньчжурию и Монголию. Для того чтобы завоевать мир, мы должны сначала завоевать Китай. Если мы сумеем завоевать Китай, все остальные малоазиатские страны, Индия, а также страны Южных морей будут нас бояться и капитулируют перед нами. Мир тогда поймет, что Восточная Азия наша, и не осмелится оспаривать наши права... Овладев всеми ресурсами Китая, мы перейдем к завоеванию Индии, стран Южных морей, а затем к завоеванию Малой Азии, Центральной Азии и, наконец, Европы.
Японский империализм стремился к установлению своего полного и неограниченного господства над Маньчжурией 6), этим обширным рынком сбыта товаров, богатейшим источником сырья, в частности полезных ископаемых, и чрезвычайно прибыльным местом приложения капиталов. Японские империалисты намеревались превратить Маньчжурию в плацдарм для захвата остального Китая, а также советского Дальнего Востока и Сибири. Агрессия против СССР была составной частью плана генерала Танака. «В программу нашего национального развития,- говорилось в меморандуме , - входит, по-видимому, необходимость вновь скрестить мечи с Россией...» 7). Меморандум Танака встретил одобрение японских монополистов и был положен в основу всей дальнейшей захватнической политики японского империализма.
Готовясь к захвату Северо-Восточного Китая, правительство Японии опасалось противодействия со стороны своих империалистических соперников. В такой обстановке многое зависело от выбора момента для агрессии.
В связи с углублением мирового экономического кризиса, начавшегося в 1929 г., японские империалисты решили, что наиболее благоприятный момент для развязывания вооруженной агрессии против Китая настал. Они рассчитывали на то, что западные державы, занятые устранением собственных экономических затруднений, вызванных кризисом, не смогут активно вмешаться в дальневосточные дела. Кроме того, правители Японии не без оснований полагали, что если их вторжение в Северо-Восточный Китай будет осуществлено под флагом подготовки плацдарма для войны с Советским Союзом, то они встретят не сопротивление, а поддержку со стороны других держав, и прежде всего США. Учтена была и предательская политика клики Чан Кайши, сосредоточившей все свое внимание на организации военных походов против освобожденных районов Китая, руководимых коммунистами.
Убедившись в том, что внешнеполитическая обстановка вполне благоприятствует развязыванию агрессии, японское правительство, чтобы обеспечить себе надежный тыл в войне, с яростью обрушилось на революционное движение в стране, на коммунистическую партию. Начиная с весны и по осень 1931 г. в Японии ежемесячно арестовывалось около 1500 человек, обвинявшихся в коммунистической деятельности 8). Всю страну захлестнула волна репрессий.
Коммунистическая партия Японии решительно разоблачала реакционную внутреннюю и внешнюю политику правительства. 16 июля 1931 г. коммунисты обратились с воззванием к японским, корейским и китайским рабочим и крестьянам. В нем говорилось, что японские империалисты, напуганные революционным движением, боятся совместного выступления трудящихся Японии, Кореи и Китая, поэтому они стремятся посеять национальную рознь и подорвать классовую солидарность трудящихся. Планируемый японским империализмом захват Маньчжурии, отмечала коммунистическая партия, направлен на превращение ее в японскую колонию и в плацдарм для нападения на СССР 9).
18 сентября 1931 г. в 10 часов вечера севернее Мукдена, на принадлежавшей Японии Южноманьчжурской железной дороге (ЮМЖД), произошел небольшой взрыв, организованный японской военщиной с провокационной целью. Этот взрыв, приписанный агрессорами китайским партизанам, и послужил предлогом для вторжения. В течение последовавших затем 48 часов японские империалисты захватили всю Южную Маньчжурию, включая Мукден. За три месяца они завершили оккупацию всей территории Северо-Восточного Китая. (См. карту № 2).
Быстрый успех японской военщины объяснялся тем, что она не встретила почти никакого организованного сопротивления. Как только началась агрессия, Чан Кайши отдал по телеграфу предательское распоряжение Чжан Сюэ-ляну - правителю Северо-Восточного Китая -«избегать расширения инцидента, решительно не допускать сопротивления» 10).
Расчеты японского правительства на то, что другие капиталистические державы не будут противодействовать его агрессии, ожидая нападения Японии на СССР, полностью оправдались. Государственный секретарь США писал по этому поводу: «Если кто-то спланировал «взрыв» в Маньчжурии с таким расчетом, чтобы быть свободным от вмешательства всего остального мира, то он, несомненно, удачно выбрал момент» 11). Он же писал после второй мировой войны: «...Гигантская борьба на Тихом океане, начавшаяся в Пирл-Харборе 7 декабря 1941 г., была логическим следствием событий в Маньчжурии. Теперь рубежи второй мировой войны отчетливо видны. Она прошла свой страшный путь от колеи железнодорожного пути близ Мукдена до действий двух бомбардировщиков над городами Хиросима и Нагасаки» 12).
Благоприятной для Японии с самого начала агрессии была также позиция Англии и Франции. Английская газета «Морнинг пост» 10 ноября 1931 г. писала: «Учитывая твердую линию Японии в Маньчжурии... мы должны быть благодарны ей за это и одобрить ее поведение».
Правящие круги США, Англии и Франции не собирались остаться в стороне от грабежа Китая, претендуя на свою долю в нем. В Париже на секретных совещаниях, в которых вместе с представителями Англии и Франции принял участие посол США в Лондоне Дауэс, обсуждался американский план создания «нейтральной зоны» в Южной Маньчжурии и занятия ее американскими, английскими и французскими войсками. Этот план давал возможность одним ударом решить несколько задач. Во-первых, «нейтральная зона» преграждала путь японским войскам на юг и гарантировала от их вторжения остальной Китай, в котором непосредственно были заинтересованы участники парижского совещания. Во-вторых, имелось в виду положить начало вооруженной интервенции международного империализма в Китае. В-третьих, американский план исходил из уверенности в том, что если японскую агрессию остановить на юге, то она сосредоточится на севере, т. е. против Советского Союза.
Однако план правительства США потерпел крах. Япония не согласилась на создание «нейтральной зоны», ускорив продвижение своих войск в южном направлении. Тогда Совет Лиги Наций, бесплодно обсуждавший маньчжурский вопрос в течение почти трех месяцев, 10 декабря 1931 г. сформировал комиссию под председательством англичанина Литтона для «расследования инцидента в Маньчжурии». В действительности эта комиссия должна была нащупать пути к сговору с Японией о полюбовном разделе Китая между империалистическими державами. Но Япония ни с кем не желала делить плоды своей агрессии, она готовилась отстаивать свои хищнические интересы любыми средствами.
Беспокоясь за судьбу империалистической политики «открытых дверей» в Маньчжурии, а также за интересы США во Внутреннем Китае, американское правительство 7 января 1932 г. направило ноты Японии и Китаю, в которых говорилось, что США отказываются признать любое японо-китайское соглашение, наносящее ущерб политике «открытых дверей» в Китае 13). Таким образом, США отказывались признать захват Маньчжурии Японией. Это было проявлением двуличной политики Соединенных Штатов: с одной стороны, они потворствовали японской агрессии, рассчитывая, что Япония нападет на СССР; с другой стороны, они были недовольны тем, что Япония решила покончить с политикой «открытых дверей» в Маньчжурии и во всем Китае и установить там свое монопольное господство. «Непризнание» японских захватов в Китае позволяло американской пропаганде изображать США «защитником» Китая от японской вооруженной агрессии и «другом» китайского народа. По более позднему лицемерному заявлению правительства США, эта позиция в маньчжурском вопросе являлась «основой американской политики» на Дальнем Востоке вплоть до нападения Японии на Пирл-Харбор 14).
В противоположность политике империализма Советский Союз и все международное коммунистическое и рабочее движение решительно осудили японскую агрессию и оказали моральную поддержку китайскому народу. 25 сентября 1931 г. газета «Правда» в передовой статье писала: «Трудящиеся СССР следят за борьбой в Китае с величайшим вниманием. Их сочувствие на стороне китайского народа». По всему Советскому Союзу прошли митинги и демонстрации протеста против японской агрессии в Китае.
6 февраля 1932 г. было опубликовано совместное воззвание коммунистических партий Германии, Франции, Англии, Чехословакии и Польши, в котором подчеркивалась необходимость защитить Китай от угрозы раздела его империалистическими державами, усилить международную пролетарскую помощь антиимпериалистическому движению китайского народа. Воззвание призывало рабочий класс буржуазного Запада к борьбе против попыток империалистов организовать антисоветский военный поход 15).
Оккупация Маньчжурии японскими войсками положила начало новому этапу национально-освободительной борьбы китайского народа. Революционные силы Китая во главе с коммунистической партией оказывали мужественное сопротивление захватчикам, вылившееся в партизанскую войну, которая охватила вскоре всю Маньчжурию.
В конце января 1932 г. японские войска начали военные действия в районе Шанхая, являвшегося центром иностранных капиталовложений в Китае. Здесь находилось большинство английских и американских фирм, проникших в китайскую промышленность и торговлю 16).
Против японских захватчиков поднялись вдохновляемые коммунистами рабочие Шанхая. Их пример увлек находившуюся в том же районе 19-ю китайскую армию, солдаты и часть офицеров которой отличались высоким национальным самосознанием. В боях против японских агрессоров рабочие и солдаты, все трудящееся население Шанхая проявили небывалый героизм. Мужественная борьба шанхайского пролетариата вызвала подъем национально-освободительного движения в Китае и оказала огромное влияние на народы Востока.
Правительство Чан Кайши, опасаясь, что освободительная борьба китайского народа перерастет в массовое движение против гоминдановской клики, пошло на сговор с Японией. 5 мая 1932 г. оно подписало соглашение с японским правительством о ликвидации шанхайского «инцидента» на основе взаимного вывода войск из этого района.
В то время как чанкайшисты продолжали идти по пути национального предательства, Коммунистическая партия Китая все шире развертывала борьбу за всенародный отпор японским империалистам. 14 апреля 1932 г. Временное центральное правительство освобожденных районов Китая официально объявило войну Японии, обратившись к народу страны с манифестом, в котором говорилось: «Временное центральное правительство Китайской советской республики официально объявляет войну Японии и становится во главе китайской рабоче-крестьянской Красной армии и широких угнетенных масс для того, чтобы в процессе национально-революционной войны изгнать японский империализм из Китая, чтобы бороться против раздела Китая между империалистами всех стран, чтобы добиться полного освобождения и самостоятельности китайской нации» 17). Одновременно Временное центральное правительство опубликовало декларацию, предлагая свое сотрудничество любому китайскому вооруженному отряду для совместного отпора японским и другим колонизаторам. Но гоминдановцы остались глухи к этим призывам.
Предательская политика гоминьдана облегчила правящим кругам Японии осуществление их планов. Маньчжурия была отделена ими от остального Китая и 9 марта 1932 г. объявлена новым государством под названием Маньчжоу-го. Японские монополии установили здесь свое полное экономическое и политическое господство. Вскоре правительство Японии подписало с Маньчжоу-го договор о военном союзе.
Комиссия Литтона после длительной работы в Маньчжурии представила в начале октября 1932 г. свой доклад Лиге Наций. Проникнутый идеологией колониализма, доклад осуждал антияпонское движение китайского народа. Однако авторы этого документа вынуждены были признать, что Маньчжурия является неотъемлемой частью Китая и что Япония нарушила свои международные обязательства. 24 декабря 1932 г. Ассамблея Лиги Наций одобрила доклад Литтона.
Япония отказалась согласиться с решением Лиги Наций, что вызвало обострение империалистических противоречий. В конце февраля 1933 г. Ассамблея Лиги Наций приняла новую резолюцию, в которой требовала вывести японские войска из Маньчжурии. Последняя должна была получить широкую автономию, оставаясь частью Китая. Вместе с тем резолюция принимала во внимание «особые интересы» Японии в Маньчжурии. Япония ответила на эту резолюцию дальнейшим расширением агрессии. Она захватила провинцию Северного Китая Жэхэ и присоединила ее к Маньчжоу-го. Чтобы окончательно развязать себе руки для продолжения агрессии, Япония 27 марта 1933 г. вышла из Лиги Наций.
Отторгнув Маньчжурию, японские империалисты начали подготавливать плацдарм для захвата всего Китая и войны против Советского Союза. На территории Маньчжоу-го спешно строились аэродромы, казармы, военные склады, стратегические железные дороги. В 1931 г. общая протяженность железных дорог в Северо-Восточном Китае равнялась 6140 километрам, включая Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), а в 1936 г. она достигла 8336 километров 18). В 1931 г. здесь имелось всего 5 аэродромов, а к 1936 г. было создано еще 38 новых аэродромов 19).
Такая же подготовка велась японской военщиной и в Корее, которая после захвата Маньчжурии стала тыловой базой снабжения Квантунской армии.
Одновременно японское правительство увеличивало численность своих вооруженных сил. Если на 1 января 1932 г. Квантунская армия насчитывала 50 тыс. человек, что составляло 20 процентов всех японских войск, то к 1 января 1937 г. она увеличилась более чем в 5 раз 20).
Ускоренными темпами росло вооружение Квантунской армии. На 1 января 1932 г. она располагала 40 танками, 300 орудиями, 180 самолетами, а к 1 января 1937 г на ее вооружении уже находилось 439 танков, 1193 орудия и 500 самолетов 21).
В ответ на действия Японии США и Англия усилили свои вооружения на Тихом океане. Конфликт между этими странами и Японией стал еще более чреват войной. Так на Дальнем Востоке, в бассейне Тихого океана, возник опасный очаг второй мировой войны, усугубилась и угроза японского нападения на СССР с маньчжурского плацдарма,
В одном из документов генерального штаба японской армии, относящемся еще к весне 1931 г., указывалось на необходимость «произвести общий обзор районов Северной Маньчжурии», а также Северной Кореи, чтобы выяснить возможность осуществления планов «ОЦУ» и «ХЕЙ» 22). Шифром «ОЦУ» был обозначен план войны против СССР, а «ХЕЙ» - план войны против Китая.
Для того чтобы преградить путь японской агрессии, Коммунистическая партия и Советское правительство провели ряд неотложных мер по укреплению обороны Дальнего Востока, включавших заселение Дальнего Востока и развитие его экономики, перебазирование части Вооруженных Сил СССР к границам Маньчжурии и Кореи, создание укрепленных районов и установление береговых батарей. Эти меры сыграли важную роль в предотвращении планируемого нападения на СССР.
Советское правительство укрепляло отношения с Китаем, оказывая ему моральную поддержку против японской агрессии. 12 декабря 1932 г. по инициативе СССР были восстановлены дипломатические отношения с Китаем, прерванные ранее из-за антисоветских провокаций Чан Кайши. По случаю восстановления дипломатических отношений с Китаем Советское правительство заявило: «Народы СССР относились и относятся с величайшей симпатией к китайскому народу, к его стремлению сохранить его независимость и суверенитет и к достижению международного равноправия... Этими же чувствами... продиктовано сегодняшнее восстановление отношений» 23).
Стремясь улучшить отношения с Японией и укрепить мир на Дальнем Востоке, Советское правительство 31 декабря 1931 г. предложило находившемуся проездом в Москве министру иностранных дел Японии Ёсидзава заключить договор о ненападении. Японское правительство долго тянуло с ответом и наконец в ноте от 13 декабря 1932 г. сообщило о своем нежелании заключить с СССР такой договор. При этом японское правительство мотивировало свой отказ тем, что «в данном случае время еще не созрело для формального начала переговоров» 24). Истинная же причина отказа заключалась в том, что, готовясь к нападению на СССР, японские империалисты не хотели брать на себя обязательства, которые в какой-то мере лишили бы их свободы действий.
Учитывая не прекращавшиеся провокации японской военщины на КВЖД и желая лишить японских империалистов всякого повода начать войну, Советский Союз предложил Японии в июне 1933 г. приобрести эту дорогу, причем СССР ограничивался лишь частью ее стоимости - суммой в 250 млн. иен. Правительство Японии соглашалось уплатить 50 млн. иен. Переговоры затянулись почти на два года. Только 23 марта 1935 г. было подписано соглашение о приобретении дороги властями Маньчжоу-го за 140 млн. иен. Эта сумма значительно уступала тем средствам, которые в свое время были вложены царским правительством за счет народов России в строительство КВЖД.
События в Маньчжурии свидетельствовали о том, что японский империализм активно включился в борьбу за передел мира. Обострение международных отношений в бассейне Тихого океана явилось следствием закона неравномерного развития капитализма и привело к образованию первого очага новой мировой войны. Конечно, буржуазной историографии невыгодно вскрывать подлинные причины войн. Вот почему Черчилль пишет о Дальнем Востоке: «События здесь приняли такой же катастрофический оборот, как и в Европе, и причиной (подчеркнуто нами.- Ред.) этого послужил все тот же паралич мыслей и действий, поразивший руководителей бывших и будущих союзников» 25).
Действительные причины развития событий на Дальнем Востоке заключались не только в недостатках мышления государственных деятелей, а и в самой природе капитализма. Свойственные ему закономерности вели на Дальнем Востоке к новой империалистической войне за передел мира, за господство на Тихом океане.

Примечания:

1) В. И Ленин. Соч., т. 27, стр. 332.
2) В. И. Ленин. Соч., т. 31, стр. 435.
3) Цинь Бэнь-ли. История экономической агрессии американского империализма в Китаес М., Изд-во иностранной литературы, 1951, стр. 70.
4) См. там же, стр. 72.
5) История войны на Тихом океане. Т. 1. М., Изд-во иностранной литературы, 1957, стр. 338-339.
6) Маньчжурией называли в те годы Северо-Восточный Китай.
7) История войны на Тихом океане, т. 1, стр. 344.
8) См. «Правда», 5 октября 1931 г.
9) См. «Правда», 27 сентября 1931 г.
10) Лю Да-нянь. История американской агрессии в Китае. M , Изд-во иностранной литературы, 1951, стр. 107.
11) Г. Л. Стимсон. Дальневосточный кризис. M , Соцэкгиз, 1938, стр. 5
12) Henry L. S 11 m s о n and Me George B u n d у. On Active Service m Peace and War. New York, 1948, pp. 220-221.
13) См. Г. Л. Стимсон. Дальневосточный кризис, стр. 66.
14) См. United States Relations with China. U. S. Government Printing office, 1949, p. 15.
15) См. «The Daily Worker», February 6, 1932.
16) См. C. F. R em er. Foreign Investments in China. New York, 1933, pp. 282-283.
17) «Мао Цзэ-дун. Биографический очерк». М., Госполитиздат, 1939, стр. 58.
18) См. АВП СССР. Материалы Токийского процесса, ф. 436 б, оп. 2, д. 16, л. 269.
19) См. там же, л. 272.
20) См. там ж е, л. 251.
21) См АВП СССР. Материалы Токийского процесса, ф. 436 б, оп. 2, д. 16. л. 252.
22) См. там же, лл. 180-181.
23) «Известия», 13 декабря 1932 г.
24) АВП СССР, ф. 0146, оп. 16, д. 568, л. 78.
25) W. Church i I 1. The Second World War. Vol. I. London, 1955, p. 78.

Летом 1931 г. в Маньчжурии произошли столкновения между китайскими и корейскими поселенцами, повлекших погромы китайцев в Корее. Поскольку корейцы, проживавшие в Маньчжурии, были японскими подданными, воспользовалась этими событиями. Осенью 1931 года она оккупировала важнейшие пункты в зоне Юго-Маньчжурской железной дороги и в районе Мукдена. Этот акт агрессии начал серьезный военный конфликт на Дальнем Востоке.

Осуществляя планы, намеченные в «Меморандуме Танака», Япония в конце 1931 — начале 1932 г. захватила район Цзиньчжоу на юге Маньчжурии и начала наступление на Шанхай. Весной 1932 г. Токио подписал соглашение с китайским правительством, и боевые действия прекратились.

4 марта 1932 с помощью японцев было образовано марионеточное государство Манчжоу-го, правителем которой стал последний представитель маньчжурской династии Цин Пу II. Осенью того же года между Японией и Манчжоу-го был подписан протокол о «военный союз», который позволил разместить японские войска на территории новообразованного государства. Япония добивалась признания Лигой Наций ее действий в Китае и официального признания Манчжоу-го. Отказ Лиги Наций удовлетворить претензии Токио привела к выходу Японии из этой международной организации в марте 1933 г.

Японцы продолжали расширять свое присутствие в Китае. В конце 1933 г. они ввели войска в провинцию Чахар, а в мае 1935 года — в демилитаризованную зону провинции Хэбэй. В Северном Китае японцы организовали движение за автономию Внутренней Монголии.

Сближение правительственных структур Японии с гитлеровской Германией, подписание Антикоминтерновского пакта полностью согласовывалось с ее политикой «большой войны» в Китае.

Подготовка к этой войне сопровождалась интенсивной идеологической обработкой японцев. Вооруженные силы воспитывались на морально-этическом кодексе самураев-бусидо. Мораль воина должна была стать стержнем японского национального духа, воплощать любовь к императору и отечеству.

Новое наступление Японии на Северный Китай началось 7 июля 1937 года. Вскоре военные действия охватили всю территорию страны. До 80% бюджетных расходов Японии приходилось на военные нужды.

Правительство Коноэ вынужден был усиливать борьбу с антивоенными настроениями в стране. Официально эта политика называлась «движением за мобилизацию национального духа». К марту 1938 г. количество арестованных за участие в антивоенных выступлениях достигла 10 тыс. чел.

Лига Наций в октябре 1937 г. выразила свою моральную поддержку Китаяю, осудив японскую агрессию. Брюссельская конференция, созванная Лигой Наций в ноябре 1937 г., еще раз осудила агрессивные действия Японии. В ответ правительство Каноэ отказался от участия в конференции, игнорировав декларацию, принятую ее участниками.

11 ноября 1937 японские войска заняли Шанхай, а через два дня Нанкин. С января 1938 г. японцы начали бомбардировки южных китайских городов. В октябре 1938 г. были оккупированы важные стратегические центры Южного Китая Кантон и Ханькоу.

22 декабря 1938 премьер Каноэ в правительственной декларации объявил об установлении «нового порядка в Восточной Азии». Япония требовала присоединения Китая к Антикоминтерновский пакт, признание им Манчжоу-го и размещение японских военных баз на китайских территориях.

Ночью 7 июля 1937 г. севернее моста Лугоуцяо, близ Пекина, возникла перестрелка между китайскими солдатами и японскими военнослужащими из состава так называемой «гарнизонной армии в Китае». Согласно японской версии, это был инцидент, который якобы по вине китайской стороны был расширен до масштабов войны. Однако японские документы свидетельствуют о том, что японское военно-политическое руководство использовало эти события для реализации существовавших в Японии планов захвата Китая.

В середине 30-х годов японский генеральный штаб армии приступил к планированию операции по овладению Северным Китаем. В 1935 г. один из таких планов предусматривал сформировать специальную армию, которая включала бы японскую «гарнизонную армию в Китае, одну бригаду из Квантунской армии и три дивизии из состава сухопутных сил в метрополии и Корее, которые должны были овладеть Пекином и Тяньцзинем 31 .

В августе 1936 г. японское правительство разработало программу установления господства Японии в Восточной Азии и районе стран южных морей. Политические цели империи были сформулированы в документе «Основные принципы государственной политики», в котором провозглашалось превращение Японии «номинально и фактически в стабилизирующую силу в Восточной Азии». Одновременно была принята программа покорения Северного Китая, где говорилось, что «в данном районе необходимо создать антикоммунистическую, проманьчжурскую зону, стремиться к приобретению стратегических ресурсов и расширению транспортных сооружений…» 32 Это полностью отвечало целям и задачам, изложенным в меморандуме Танаки.

Хотя в этих документах отмечалось, что желательно по возможности добиться целей «мирными средствами», в Японии сознавали, что дальнейшая экспансия на Азиатский континент может вызвать сопротивление великих держав. В связи с этим было принято решение об активизации подготовки к войне на двух направлениях: северном – против СССР и южном – против США, Великобритании, Франции и Голландии. В пересмотренном в 1936 г. «Курсе на оборону империи», а также в документе «Программа использования вооруженных сил» главными потенциальными противниками Японии определялись США и СССР, следующими по важности – Китай и Великобритания 33 .

В Токио считали, что Китай не сможет оказать серьезного сопротивления Японии и легко станет ее добычей. Поэтому в планах Японии на овладение Китаем выделялась лишь часть вооруженных сил империи. Разработанный в 1936–1937 гг. генеральным штабом армии план войны в Китае «Хэй» предусматривал силами пяти (в зависимости от обстановки – трех) пехотных дивизий оккупировать Северный Китай. В Центральном Китае должны были действовать пять, а в Южном Китае – одна японская дивизия. В результате наступательных операций намечалось в качестве опорных пунктов захватить китайские города Тяньцзинь, Пекин, Шанхай, Ханчжоу, Фучжоу, Сямэнь и Шаньтоу. Считалось, что, овладев этими городами и прилегающими к ним районами, Япония сможет контролировать всю китайскую территорию 34 . Захват всего Китая намечалось осуществить за два-три месяца 35 .


Оккупация всего Китая означала серьезное нарушение интересов западных держав в этой стране. Китайский рынок имел важное значение для экономики США. По сравнению с 1929 г. общий экспорт США в 1937 г. сократился на 34 процента 36 . В обстановке падения спроса на американские товары в Европе монополии США все в большей степени стремились к расширению дальневосточных рынков. Если к концу 1930 г. капиталовложения США в Китае составляли 196,8 млн долларов, то в 1936 г. они уже достигли 342,7 млн долларов. Удельный вес США во внешней торговле Китая в 1936 г. составлял 22,7 процента 37 .

Еще большей была заинтересованность в Китае Великобритании, которая, как известно, начала экспансию на Азиатский материк гораздо раньше других стран. Она имела здесь большие капиталовложения в железнодорожном транспорте, морских перевозках, связи, банковском деле. К 1936 г. инвестиции Великобритании в Китае составляли 1141 млн долларов 38 . Широкое проникновение в китайскую экономику привело в 30-е годы к углублению как экономического, так и политического сотрудничества Великобритании с Китаем.

Как уже отмечалось, в Токио понимали, что обострение соперничества в борьбе за Китай создавало опасность вооруженного столкновения с США и Великобританией. Готовясь к новым захватам китайской территории, японские лидеры стремились избежать такого развития событий. В середине 30-х годов в Японии была развернута шумная пропагандистская кампания под лозунгами «борьбы с коммунистической опасностью», «агрессивности большевистской России», «кризиса обороны Японии». В начале 1936 г. премьер-министр Японии Хирота заявил в парламенте, что самой большой проблемой на Дальнем Востоке является борьба с «угрозой коммунизма» 39 . В Токио считали, что антикоммунистический и антисоветский характер планов расширения экспансии на Азиатский континент, как и во времена захвата Маньчжурии, будет способствовать тому, что западные державы, в первую очередь США и Великобритания, вновь не окажут сопротивления японской агрессии в Китае.

Однако, поскольку на сей раз речь шла об овладении Японией Центральным и Южным Китаем, где были сосредоточены основные интересы США и Великобритании, требовалась более гибкая политика, обеспечивающая невмешательство в войну этих держав. Военно-морское министерство и главный морской штаб (гунрэйбу), 16 апреля 1936 г. представили правительству «Предложения по вопросу внешней политики».

В документе рекомендовалось, «воспользовавшись сложной ситуацией в Европе и ослаблением позиций Великобритании в Азии, установить тесные связи с английскими колониями, чтобы они удерживали англичан от проведения антияпонской политики». США предлагалось «обратить самое серьезное внимание на увеличение мощи (Японии), вынуждая Америку признать позиции Японии в Восточной Азии, а с другой стороны, установить с США дружественные отношения на основе экономической взаимозависимости» 40 .

Как показали последующие события, расчеты Японии в значительной степени оправдались. Нельзя сказать, чтобы в США не видели опасностей своим позициям в Китае, которые повлечет за собой расширение японской агрессии. Посол Дж. Грю телеграфировал 14 июля 1937 г. в госдепартамент: «Одной из основных целей внешней политики Японии является устранение влияния западных держав как фактора дальневосточной политики, особенно как фактора в отношениях между Китаем и Японией» 41 . Тем не менее правительство США считало, что в конце концов с японцами удастся договориться. Об этом свидетельствует переписка американских послов в Китае и Японии с госдепартаментом США. Дж. Грю в телеграмме от 27 августа 1937 г. писал: «Мы полностью согласны с мнением (посла США в Китае Джонсона. – А. К. ), что любая попытка Соединенных Штатов воспрепятствовать развитию японской политики в Китае путем демонстрации нашего осуждения не даст полезного эффекта. Если мы будем осуществлять нажим, это приведет к ликвидации тех элементов дружбы между Японией и США, которые накопились и накапливаются в результате тактики, методов и способов поведения нашего правительства, используемых в отношении нынешнего конфликта» 42 . Посол рекомендовал правительству США «избегать вовлечения в войну, решительно защищать жизнь, имущество и права американских граждан (в Китае), продолжать политику строгого нейтралитета, сохранять с обеими воюющими странами отношения традиционной дружбы». При этом подчеркивалась необходимость «предпринять особые шаги к укреплению наших отношений с Японией». Грю считал, что политика «умиротворения» будет оценена японцами, которые «не забывают применявшиеся нами во время маньчжурских событий методы» 43 .

Предложения посла совпадали с позицией Вашингтона. В ответной телеграмме от 28 августа госсекретарь США дал положительную оценку точки зрения Грю 44 . О том, что правительство США не желает поддерживать жертву агрессии, оно заявило практически сразу после начала боевых действий Японии в Китае. 16 июля 1937 г. было опубликовано заявление государственного секретаря США К. Хэлла, в котором прямо давалось понять, что Америка не намерена активно противодействовать агрессивным акциям Японии в Китае. В заявлении говорилось: «Мы воздерживаемся от вступления в союзы и вовлечения в принятие обязательств…» Не делая разницы между агрессором и его жертвой, Хэлл призывал правительства Японии и Китая «к сдержанности в интересах мира во всем мире». Для того чтобы у японцев не осталось никаких сомнений в позиции США, американское правительство дало указание своему послу в Токио сообщить японскому министру иностранных дел о том, что США «желают избежать малейшего вмешательства» 45 .

В Лондоне сообщения о начале Японией нового этапа войны вызвали тревогу. Английское правительство острее ощущало непредсказуемые последствия своих уступок Японии. Заместитель наркома иностранных дел СССР Б. С. Стомоняков отмечал 29 июля 1937 г.: «Хотя, судя по всем сведениям, Англия встревожена японской агрессией в Северном Китае, я убежден, что она несет значительную ответственность за эту агрессию… В переговорах с английским правительством в Лондоне она (Япония) почерпнула убеждение, что Англия не окажет сопротивления ее новой агрессии в Северном Китае» 46 . Позже, в конце сентября, он писал полпреду СССР в Японии М. М. Славуцкому: «Мы точно осведомлены о том, что Япония, перед тем как прибегнуть к новым военным действиям в Китае, а также после этого, делала и делает большие усилия, чтобы смягчить свои отношения с Англией и договориться с ней по ряду спорных вопросов, включая и вопрос о разделе сфер влияния в Китае. После начала военных действий официальные переговоры в Лондоне были прекращены, однако неофициальные разговоры продолжались. Попыткам договориться содействовали и содействуют те круги консерваторов, которые являются сторонниками необходимости договориться во что бы то ни стало с фашистскими государствами, не останавливаясь даже перед более или менее серьезными уступками за счет империалистических интересов Великобритании» 47 .

Стремясь обезопасить свои весьма уязвимые в создавшейся обстановке интересы в Китае, правительство Великобритании пыталось привлечь США к совместному выступлению трех держав – Великобритании, Франции, США. Английский министр иностранных дел А. Иден писал, что «без США Англия едва ли сможет пойти дальше платонических демаршей перед японским правительством» 48 . Однако, видя нежелание США противодействовать японской экспансии, английское правительство стало склоняться к тому, чтобы найти какой-то компромисс с Японией. В одном из своих писем американскому президенту Чемберлен рассуждал: «Для того чтобы ослабить угрозу со стороны Германии, мы рассчитываем на помощь США. Изолированная, лишенная помощи Великобритания хотела бы избежать одновременного возникновения проблем в Европе и на Дальнем Востоке. Поэтому не стоит ли нам постараться достичь согласия с Японией?» 49

В сентябре 1937 г. послом Великобритании в Токио был направлен Р. Крейги, известный своей приверженностью политике умиротворения. Основной смысл его рекомендаций правительству сводился к тому, что решительные действия западных держав в отношении Японии лишь приведут к повышению роли военных в японской политике, а значит, усилению воинственности этого государства.

Не проявляла активности в вопросе организации коллективных действий против Японии и Франция, также ожидавшая вовлечения Японии в войну против СССР. 26 августа 1937 г. министр иностранных дел Франции Дельбос в беседе с послом США в Париже Буллитом заявил, что, «по его мнению, японское наступление в конечном итоге направлено не против Китая, а против СССР. Японцы желают захватить железную дорогу от Тяньцзиня до Бейпина (Пекина) и Калгана (Чжанцзякоу) для того, чтобы подготовить наступление на Транссибирскую железную дорогу в районе озера Байкал и против Внутренней и Внешней Монголии». В ожидании этих событий Дельбос рекомендовал, чтобы правительства западных держав способствовали разрешению японо-китайского конфликта невоенными средствами 50 .

Тем временем японская армия быстро продвигалась в глубь Северного Китая. В августе японцы открыли фронт в Центральном Китае, 13 августа при поддержке авиации и флота начали наступление на Шанхай, создали угрозу столице Китая – Нанкину. США ответили на вторжение японских войск в Центральный Китай отправкой в Шанхай контингента американских моряков численностью 1200 человек. Одновременно послы США, Великобритании и Франции по поручению своих правительств предложили Японии и Китаю превратить Шанхай в нейтральную зону. Японцы, по существу, игнорировали эти и последующие акции западных держав.

Политика попустительства агрессору создавала крайне тяжелое положение для Китая, грозившее потерей его самостоятельности. Во время многочисленных встреч с американскими и английскими дипломатами в Китае Чан Кайши убеждал их, что единственный путь остановить японскую агрессию – это совместные действия США, Великобритании и других государств. При этом он, с одной стороны, указывал на перспективу серьезного нарушения их интересов в Китае, а с другой – взывал к моральным обязательствам, которые западные державы возложили на себя, подписав Вашингтонский договор 1922 г., декларировавший «независимость» и «целостность» Китая. Чан Кайши настойчиво призывал к сотрудничеству западных держав «теперь и незамедлительно» с тем, чтобы добиться прекращения японской агрессии. Однако западные державы, не желая сколько-нибудь серьезно задевать Японию, по существу, оставляли Китай наедине с агрессором.

В начале августа министр иностранных дел Китая Ван Чунхой следующим образом характеризовал позиции западных держав:

«1. Америка – полное невмешательство и отказ от какой-либо коллективной акции.

2. Англия старается удержать Японию от дальнейшей агрессии в Китае. В Токио Англия сделала «дружественные» представления японскому правительству. Во всяком случае Англия заявила Японии, что всякие переговоры между ними прекращаются…

3. Франция относится наиболее дружественно к Китаю, но не может решиться ни на какую акцию без Америки» 51 .

Планируя войну в Китае, японские лидеры весьма опасались распространения на Японию принятого конгрессом США в 1935 г. закона о нейтралитете, ограничивавшего экспорт военных материалов в воюющие страны. Незадолго до вторжения японских войск в Северный Китай 29 апреля 1937 г. этот закон был расширен и дополнен. Президенту США предоставлялось право запрещать экспорт оружия и военного снаряжения в находящиеся в состоянии войны государства. При этом введенное законодательство не предусматривало запрета на вывоз из США в воюющие страны стратегического сырья.

Поставки из США стратегического сырья и материалов имели жизненно важное значение для Японии. В 1937 г. на США приходилась одна треть всего импорта Японии. Как указывают японские историки, «Америка находилась в положении, позволявшем определять судьбу японской экономики» 52 .

Профессор О. Б. Рахманин в своем недавнем труде отмечает: «Со стороны США фактическое пособничество Японии выразилось в проведении так называемой политики «нейтралитета»… В первую очередь от этого пострадал Китай» 53 .

Стремясь обойти американский закон о нейтралитете, японское правительство сознательно не объявляло Китаю войну, упорно выдавая свою агрессию как «инцидент». В официальном заявлении японского правительства от 15 августа 1937 г. говорилось, что военные действия японских вооруженных сил в Северном Китае следует рассматривать лишь как «наказание за жестокости китайской армии с целью побудить нанкинское правительство к признанию своей вины».

В свою очередь монополии США всемерно противились признанию американским правительством «состояния войны» в Китае и распространению на Японию закона о нейтралитете. Война Японии в Китае позволяла американскому крупному бизнесу извлекать из нее огромные барыши. В 1937 г. поставки из США в Японию выросли в 2–3 раза. При этом, если по сравнению с 1936 г. весь американский экспорт в эту страну увеличился в 1937 г. на 41 процент, экспорт военных материалов на тот же период возрос на 124 процента. Военные материалы составляли 58,5 процента от общего экспорта США в Японию 54 . Американский экспорт в Японию увеличился в 1937 г. по сравнению с предыдущим «мирным» годом в следующих размерах: по железному и стальному лому – в 2,7 раза, самолетам и запчастям к ним – в 2,5 раза, металлообрабатывающим станкам – в 3,5 раза, сырой нефти – в 2,5 раза, бензину – в 1,5 раза, меди – в 2,4 раза, свинцу – в 1,1 раза, чугуну и стали – в 16,3 раза 55 .

О подлинном смысле «применения» США закона о нейтралитете в японо-китайской войне свидетельствует заявление американского сенатора Швеленбаха, который говорил: «Ни у кого не может быть сомнения в том, что мы активно участвуем в войне, которую Япония ведет в Китае. Получается так, что поведение японцев можно рассматривать как более честное, чем наше. Они, по крайней мере, посылают своих людей, которые рискуют быть убитыми. Мы не рискуем своими жизнями в этой войне. Все, что мы делаем, – это посылаем наши товары и материалы, которые они требуют для военных целей, и получаем за это прибыль» 56 .

Столь явная прояпонская политика встречала возраставшее осуждение широких кругов американской общественности, среди которой росло число сторонников объявления экономического бойкота Японии. Учитывая это, а также стремясь ограничить японское наступление на интересы США, американская администрация была вынуждена прибегнуть к словесному осуждению Японии. 5 октября 1937 г. президент США Ф. Рузвельт выступил в Чикаго с речью, в которой призвал к организации «карантина» против агрессоров. Однако этот демарш не был подкреплен какими-либо существенными действиями. В речи заявлялось о стремлении американского правительства оставаться вне войны. «Мы примем меры, которые сведут к минимуму риск вовлечения (в войну)» 57 , – подчеркнул президент.

Последствия были трагичны для Китая. 12 ноября 1937 г. силами 150-тысячной ударной группировки японцы захватили Шанхай. Через месяц они ворвались в столицу – Нанкин, где учинили кровавую резню мирных жителей.

Среди великих держав только Советский Союз оказал Китаю поддержку, заключив с ним 21 августа 1937 г. договор о ненападении. Заключение этого договора не ограничивалось лишь обязательствами не совершать агрессивных действий друг против друга. Это было, по сути дела, соглашение о взаимопомощи в борьбе с японскими интервентами 58 . 23 июля 1937 г. Ван Чунхой с горечью говорил послу СССР в Китае Д. В. Богомолову: «Мы все время слишком много надеялись на Англию и Америку, теперь я приму все меры к улучшению советско-китайских отношений» 59 .

Следует отметить, что в США и других западных странах были недовольны заключением советско-китайского договора о ненападении. Считалось, что он нанес удар по планам Токио, предусматривавшим включение Китая в «антикоминтерновский блок» 60 .

О решимости советского правительства воспрепятствовать японской агрессии, противопоставить ей объединенные силы ведущих стран мира свидетельствовала позиция, занятая СССР в Лиге Наций. В речи советского представителя 21 сентября 1937 г. отмечалось: «На Азиатском материке без объявления войны, без всякого повода и оправдания одно государство нападает на другое – Китай, наводняет его 100-тысячными армиями, блокирует его берега, парализует торговлю в одном из крупнейших мировых коммерческих центров. И мы находимся, по-видимому, лишь в начале этих действий, продолжение и конец которых не поддаются еще учету…» 61

В Лиге Наций, а затем на открывшейся 3 ноября 1937 г. в Брюсселе специальной международной конференции советские представители требовали принятия конкретных мер по пресечению японской агрессии. Советский Союз предложил в соответствии со статьей 16 Устава Лиги Наций применить против Японии коллективные санкции, вплоть до военных. Однако представители западных держав сделали все, чтобы это предложение было отклонено. Отвергнуто было и поддержанное Советским Союзом предложение Китая о применении против Японии экономических санкций. Определяющей на конференции в Брюсселе была позиция США, которая, по словам государственного секретаря США Хэлла, состояла в том, что «вопрос о методах давления на Японию не входит в задачу данной конференции» 62 .

Отказываясь от предлагавшихся СССР коллективных мер по обузданию японских интервентов, западные державы стремились подтолкнуть Советский Союз на самостоятельное выступление против Японии, ссылаясь на то, что он-де является соседом Китая. Во время брюссельской конференции западные представители явно в провокационной манере заявляли, что «лучшим средством сделать Японию сговорчивее было бы послать несколько сот советских самолетов попугать Токио» 63 . Было очевидно, что вовлечение СССР в японо-китайскую войну рассматривалось западными державами как наилучшее развитие событий, ибо это означало бы отвлечение внимания Японии от Центрального и Южного Китая.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Быстрые оладушки на кефире Оладьи быстрый и простой рецепт
Национальная кухня австрии Лучшие рецепты приготовления блюд австрийской кухни
Бриошь: рецепты приготовления Булочка бриошь с начинкой