Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В какую руку ложат крест покойнику. Весь ритуал православных похорон

У каждого человека на этой земле есть два самых важных события в жизни — это рождение и смерть. Между двумя этими событиям находится жизнь.

У одного человека она длинная, у другого — короткая, но в своей жизни люди, как правило, отгоняют мысль о смерти, думая, что будут жить вечно. Но вот приходит смерть, а с нею — неизбежные горькие хлопоты о погребении дорогого вам человека.

Не часто, но случается так, что человек думает о своей будущей смерти и заранее готовит себе гроб. Такое изделие, как правило, хранят на чердаках. Но здесь существует маленькое, но очень существенное "но": гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает "тянуть" его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не происходило, в пустой гроб насыпали опилки, стружку, зерно. После смерти человека опилки, стружку, зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.

Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.

Обязательно снимите с умершего все серебряные предметы: ведь это именно тот металл, который используется для борьбы «с нечистыми». Поэтому последние могут «потревожить» тело покойного.

Если в доме покойник, не затевайте стирки. Это необходимо сделать после похорон.

Когда делают гроб родным и близким запрещено в этом участвовать. Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю, в крайнем случае, бросить в воду.

Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Возьмите ее и вынесите в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды.

Когда наступит время укладывать усопшего в гроб, тогда кропят святой водой тело усопшего и его гроб снаружи и внутри. Можно окадить и ладаном. Затем тело переносят в гроб. На лоб умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего приносят на отпевание. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Не следует надевать на почившего православного христианина галстук. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин — образ спасителя, для женщин — образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку — крест, а на грудь усопшего — Святой образ. Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.

Увидев покойника в гробу, машинально не касайтесь своего туловища руками. Это связано с тем, что на том месте, где вы брались рукой, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.

Если в доме находится покойник, то, встречая там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.

Пока покойник находится в доме, не следует мести пол. Если вы не выполните этот совет, то могут вскоре заболеть члены вашей семьи, а-то случится и худшее.

Во время похорон нельзя посещать могилы родственников и знакомых, находящиеся на том же кладбище.

Ритуал нужно совершить до конца для одного человека.

Не слушайте тех людей, которые советуют для сохранения тела покойника от разложения положить на его губы накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.

Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в голову можно положить пучок шалфея, в народе его называют "васильки". Он служит и для другой цели — отгонять "нечистую силу". Для таких же целей можно использовать ветки вербы, которая святится в Вербное воскресенье и хранится за образами. Эти ветки можно положить под покойника.

Умер человек, его тело положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесена. К вам могут подойти знакомые или незнакомые с просьбой поваляться на этой постели. Аргумент выдвигают следующий: чтобы не болела у них спина и кости. Не слушайте их. Не причиняйте себе вред.

Не кладите мертвецу в гроб живые цветы. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные.

Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света — лучшую загробную жизнь.

В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.

Вместо подсвечника для свечей используют часто стаканы, в которые насыпают пшеницу. Некоторые люди обсыпают других этой пшеницей и тем самым наводят порчу. Эту пшеницу также нельзя использовать на корм птице или скоту.

Следите за тем, чтобы под покойника не положили чьи-нибудь чужие вещи. Если вы заметили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где-нибудь подальше сжечь.

Бывает, когда по незнанию некоторые сердобольные мамы клали фотографии своих детей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинал болеть, и если вовремя не была оказана помощь, мог наступить смертельный исход.

Нельзя давать свои вещи для одевания покойника. Покойника хоронят, а тот, который отдал свои вещи, начинает болеть.

Из дома выносят гроб с покойником, а возле двери стоит кто-то и начинает завязывать узлы на тряпках. Людям эту операцию он объясняет тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гробов. Хотя на уме у такого человека совершенно другое…

Если беременная женщина пойдет на похороны — этим она сделает себе зло. Может родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком необходимо заранее — до похорон.

Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш». Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.

Когда несут по улице покойника в гробу — старайтесь не смотреть из окна своей квартиры, дома.

Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае, как правило, их используют для наведения порчи.

Если вы прощаетесь с умершим, постарайтесь не наступить на полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.

Если вы боитесь покойника, возьмитесь за ноги умершего и подержитесь. Это можно делать перед тем, как его кладут в могилу.

Иногда люди могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте — это делается для наведения порчи.

Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной свечи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.

Похороны позади, и по старому христианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что-нибудь из еды.

Следите за тем, чтобы маленькие дети по неосторожности или взрослые не выпили из этого стакана или не съели чего-нибудь. После такого угощенья и взрослые, и дети начинают болеть.

Во время поминок усопшему, по традиции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто-то советовать.

На вашей улице покойник, а вам необходимо срочно посадить картофель. Не тратьте зря времени и усилий. Если вы посадите картофель во время, когда покойника еще не похоронили, не ждите хорошего урожая.

Если Вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что-нибудь посадить, начинаете копать и выкапываете вещи, которые там не должны находиться. В таком случае все, что вы нашли, необходимо вынести за кладбище и сжечь. Когда это будет гореть, старайтесь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.

Похороны в Новый год — очень плохая примета: в наступившем году, по меньшей мере, раз в месяц будут хоронить.

Похороны в воскресенье предсказывают еще трое похорон в течение недели.

Опасно откладывать похороны, по какой бы то ни было причине. Тогда одна, две или три смерти в семье или в ближайшей округе произойдут в течение недели или месяца.

Если похороны откладываются на следующую неделю, то это наверняка к несчастью, потому что мертвец изо всех сил постарается взять кого-нибудь с собой.

После похорон не заходите ни к кому из своих знакомых или родственников в гости.

В головах на могилах юношей и девушек сажают калину.

В первые семь дней со дня смерти умершего не выносите из дома никаких вещей.

До 40 дней не раздавайте вещей умершего родственникам, друзьям или знакомым.

Если у кого-нибудь из вас умер близкий или родной человек, и вы по нему часто плачете, то советуют завести в доме траву чертополох.

Когда кто-нибудь умирает, постарайтесь, чтобы при этом присутствовали только женщины.

Если больной тяжело умирает, то для более легкой смерти уберите у него из-под головы подушку из перьев. В селах умирающего кладут на солому.

Для облегчения смертной агонии больного необходимо накрыть белым материалом, который в дальнейшем пойдет для обивки гроба.

Когда в доме покойник, то в соседних домах нельзя пить утром воду, которая находилась в ведрах или кастрюлях. Ее необходимо вылить, а свежей налить.

Желательно, чтобы омовение тела умершего происходило в светлое время суток — от восхода и до захода солнца. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. Необходимо выкопать яму вдалеке от двора, огорода и жилых помещений, там, где не ходят люди, и всю, до последней капли, туда вылить и засыпать землей. Дело в том, что на воде, в которой обмывали покойника, делают очень сильные порчи. Поэтому никому не давайте эту воду, кто бы к вам с такой просьбой ни обращался.

Старайтесь не разлить эту воду по квартире, чтобы живущие в ней не болели.

Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.

Как правило, покойника готовят в последний путь только пожилые женщины.

Саван необходимо шить на живую нитку и обязательно иголкой от себя, чтобы в доме не было еще смертей.

На Руси в прежние времена

В доме, где лежал умирающий, вынимали все ключи из замочных скважин и открывали двери и окна, чтобы душа человека без помех могла покинуть тело. Когда человек отдавал Богу душу, его обязательно обмывали, чтобы он предстал перед Господом чистый душой и телом.

При омовении усопшего соблюдались строгие правила. Покойника клали ногами к печи и 2-3 раза обмывали теплой водой с мылом из нового глиняного горшка. Вода, которой мыли покойника, становилась "мертвой", и ее выливали куда-нибудь подальше, чтобы здоровый человек не наступил на это место, а так же чтобы колдун не взял ее себе для наведения порчи. Так же поступали с водой, которой мыли посуду после поминок и полы после выноса покойника из дома. От других атрибутов омовения так же старались поскорее избавиться.

В гроб покойнику кладут его крестильный нательный крестик, образок, венчик на лоб, свечи и »рукописание» — написанную молитву, отпускающую грехи. В руки дают полотенце (платок), чтобы усопший мог пот с лица вытереть во время Страшного суда. Кто умер на Пасху — яичко в руку.

Хоронят покойника обычно в белой одежде, олицетворяющей младенческую чистоту христианской души.

Строго соблюдалась примета: не делать гроб больше покойника, иначе другой покойник будет. В доме в знак траура занавешивают или поворачивают «лицом» к стене зеркала, чтобы душа человека не осталась запертой по ту сторону зеркала. Также останавливают все часы в знак того, что жизненный путь человека завершен. Перед похоронами с человеком приходят проститься его знакомые и родственники, но за 20 минут до выноса тела с умершим должны остаться только самые близкие родственники.

Сор при покойнике из дома вынести — всех из дома выносить.

Готовясь к выносу тела, сначала выносят из дома венки и портрет покойного, затем крышку гроба (узкой частью вперед), а уж в конце сам гроб (покойника выносят вперед ногами). При этом нельзя задевать пороги и косяки, чтобы у покойника не было соблазна вернуться домой.

"Покойник один из дома вон", — говорят вынося его и запирая в доме на время жильцов. По старой традиции, нельзя выносить покойника до полудня и после захода солнца, чтобы заходящее солнце могло «захватить» умершего с собой. Родным нельзя нести гроб, чтобы покойник не увел за собой в могилу кровного родственника.

После выноса гроба из дома обязательно моют все полы (раньше мыли одной водой не только полы, но и весь дом).

Путь траурной процессии к кладбищу устилают еловыми ветвями, которые служат оберегом, гарантией того, что покойник не будет «ходить», не вернется по своему следу.

На похоронах принято одаривать присутствующих пирогами, конфетами, носовыми платками. Это ни что иное как раздача милостыни, которая обязывает принявших ее помолиться за усопшего. При этом молящиеся берут на себя часть грехов покойного.

Придя домой после похорон, нужно погреть руки, чтобы не занести в дом могильного холода. После поминок 40 дней хмельного в рот не берут. На поминках же пьют только водку, а пришедших обязательно кормят блинами и кутьей.

Для души покойника на стол ставят стопку с водкой, накрытую ломтем хлеба. Стоять она должна 40 дней, пока еще душа человека окончательно не покинула этот мир.

На поминках долго не задерживаются. Шесть недель после похорон на подоконнике должен стоять стакан с водой, а на углу дома, снаружи у окна висеть полотенце, чтобы душа до поминок могла купаться и утираться. На сороковой день душа умершего является в свой дом на целые сутки и уходит лишь после, так называемых проводин. Если их не устроить, покойник будет мучиться. Через шесть недель после смерти пекут «лесенки» из теста, чтобы помочь душе взобраться на небо. По русской традиции, в народном месяцеслове существуют специальные дни, в которые православные поминают тех, кто переселился в мир иной.

Всегда надо помнить, что на похоронах или с помощью похоронной атрибутики, наводится самая тяжелая порча. Поэтому, если что-то непонятное случилось на похоронах или Вы что-то у себя подозреваете, обратитесь к опытному

мастеру. Ни в коем случае не следует избавиться от подобной порчи самостоятельно или по мнгогочисленным и бесполезным статьям в интернете.

Как действовать, если умер близкий и надо заниматься похоронами? Предлагаем пошаговую схему действий

До похорон

Первое, что нужно сделать – оформить все необходимые бумаги. Сразу после смерти человека необходимо оформить бланк констатации смерти . Это делает врач.

Если человек умер днем дома , нужно вызвать участкового врача из поликлиники, если ночью – «скорую» (103 с городского и мобильного; 130 для абонентов МТС и Мегафон). Врач выдаст бланк констатации смерти.

Параллельно нужно оформить протокол осмотра тела умершего. Для этого вызывают сотрудника полиции (102 с городского; с мобильного 102 для абонентов Билайн; 120 для абонентов МТС и Мегафон). Если человек умер не дома, сотрудник полиции оформит и направление на судебно-медицинское вскрытие).

Затем нужно получить медицинское свидетельство о смерти.

Для этого нужно взять:

бланк констатации смерти, который оформил врач,
протокол осмотра тела умершего, который выдал сотрудник полиции,
медицинский полис умершего,
его амбулаторную карту (если она на руках),
паспорт,
паспорт того, кто будет заниматься оформлением,

и обратиться в поликлинику в регистратуру.

При отсутствии подозрений на насильственную смерть или на не естественную смерть (несчастный случай, суицид, автокатастрофа, падение с высоты, убийство и так далее) и наличии в районной поликлинике медицинской карты амбулаторного больного, участковый полицейский выписывает справку о ненасильственном характере смерти на имя главного врача районной поликлиники для получения «Медицинского свидетельства о смерти». Родственникам или иным законным представителям умершего необходимо принять во внимание и заранее учесть возможность получения в районной поликлинике «Медицинского свидетельства о смерти».

Районная поликлиника имеет основание для выдачи «Медицинского свидетельства о смерти» в случае оформленной медицинской карты амбулаторного больного, где отражено динамическое наблюдение за пациентом, установленный клинический диагноз, который сам по себе мог послужить причиной смерти. Но если с момента последнего наблюдения за пациентом прошло длительное время, районная поликлиника может отказать в выдаче «Медицинского свидетельства о смерти».

При отсутствии у районной поликлиники оснований для выдачи «Медицинского свидетельства о смерти», главный врач поликлиники может направить тело умершего для проведения патологоанатомического исследования в прикрепленный к поликлинике городской или районный морг лечебного учреждения по административно-территориальному принципу.

Вскрытие может не потребоваться (если родственники сами об этом не попросят), например, если умерла старенькая бабушка, которая долго болела, или если человек стоял на учете в онкологическом диспансере, и во многих иных случаях, когда очевидна естественная причина смерти.

Если же по каким-то причинам возникла его необходимость, свидетельство о смерти дают после вскрытия уже в морге. Родственникам нужно вызвать специализированную машину для перевозки покойного в морг (телефон службы должны знать медицинские работники), а после обратиться в морг с паспортами умершего и заявителя, чтобы оформить медицинское свидетельство о смерти.

Если человек умер ночью , тело могут перевезти в морг сразу. В этом случае родственники или полиция вызывают специализированную машину для перевозки тела покойного, и отдают сотрудникам этой службы бланк констатации смерти и протокол осмотра тела умершего, а взамен получают бланк направления в поликлинику, по которому можно получить амбулаторную карту умершего, если ее нет на руках. После получения амбулаторной карты с посмертным эпикризом необходимо с паспортами умершего и заявителя обратиться в морг для получения медицинского свидетельства о смерти.

Если человек умер не дома, необходимо вызвать специализированную машину для транспортировки тела в морг по месту смерти. Сотрудники этой службы заберут бланк констатации смерти, протокол осмотра тела и направление на судебно-медицинское вскрытие. Свидетельство о смерти выдадут в морге.

Если человек скончался в больнице, больничные врачи констатируют смерть и помещают тело покойного в больничный морг, там же делают вскрытие, там же выдают справку о смерти.

Получив свидетельство, нужно обратиться в ЗАГС и получить справку о смерти (форма 33) и гербовое свидетельство о смерти.

После этого при необходимости можно организовать машину для перевозки тела в морг по месту жительства, если изначально тело было отправлено в морг по месту смерти. Без гербового свидетельства о смерти перевозку тела в другой морг осуществить нельзя.

Получив все вышеперечисленные документы, нужно обратиться в ритуально-похоронную службу и оформить заказ на оказание ритуальных услуг и организацию похорон. Можно оформить заказ лично, обратившись непосредственно в бюро службы, а можно для оформления заказа вызвать агента.

О том, что полагается жителю Москвы бесплатно, смотрите .

Если покойный до похорон находится дома

Сегодня оставляют покойных дома очень немногие, как правило, тело перевозят в морг. Если же тело до похорон будет пребывать дома, на дом можно вызвать специалиста по заморозке и осуществить бальзамирование (процесс, который замедляет процессы разложения тела) на дому.

Если тело усопшего до похорон остается дома, после бальзамирования его принято омыть теплой водой, (если усопший – крещеный православный) читают «Трисвятое» или «Господи, помилуй».

После обмывания на покойного одевают в чистые, по возможности, новые одежды. Если усопший – крещеный православный, на него обязательно надевают нательный крестик.
Обмытое и убранное (одетое) тело покойного кладут на стол и покрывают саваном (белым покрывалом). Глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты (для чего в самые первые часы после смерти челюсть подвязывают, а перед положением во гроб повязку снимают). Руки и ноги усопшего также связывают, чтобы придать им полагающееся при похоронах положение (руки сложены на груди, а ноги вытянуты и прижаты друг к другу). Если этого не сделать, при трупном окоченении мышцы и сухожилия сжимаются, и тело человека может принять неестественную позу. Перед похоронами их, как правило, развязывают.

Когда тело усопшего обмыто и убрано, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела» . Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать родственники и близкие.

Перед положением усопшего в гроб, тело и гроб (снаружи и изнутри) окропляют святой водой.
В гробу под голову покойного кладут небольшую подушку, покрывают до пояса особым освященным покровом (погребальным покрывалом) с изображением креста, образов святых и молитвенных надписей (продается в церковной лавке), или же просто белой простыней.

В левую руку покойного полагают погребальный крест, на грудь — святую икону: по традиции, для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке, где уже все освящено). Непосредственно перед погребением иконку следует убрать – ее хоронить нельзя. Ее можно забрать и оставить у себя дома, а можно отнести в храм и поставить на канон – квадратный подсвечник перед распятием, куда ставят свечи за усопших (спросить у служащих храма), а по прошествии 40 дней со дня смерти близкого забрать и отнести домой.

На лоб умершего возлагают венчик — символ соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига. Венчик возлагается в надежде на то, что почивший в вере получит по воскресении от Бога венец нетления. На венчике традиционно изображается Спаситель, Божья Матерь и пророк Иоанн Предтеча. Венчик продается в церковной лавке.

Гроб с убранным покойником обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам.

Также возжигают лампаду или свечу, которая должна гореть до тех пор, пока покойный находится в доме.

Как одеть покойного, полагая в гроб

Раньше было принято одевать покойника во все белое, причем погребальная одежда готовилась заранее. Мужчине голову покрывали саваном – тонким платком с острым верхом и опускающимся на спину полотнищем, женщине светлым платком. Сегодня покойного принято одевать во все новое, чистое. Одежда должна быть закрытой, с длинными рукавами, небольшим вырезом у шей (без декольте), длина юбки у женщин — не выше колен.
Согласно христианской традиции, перед погребением тело покойного нередко одевают в светлые одежды — некий знак того, что успение есть не только скорбь расставания с ближними, но и радость встречи с Богом.

Одежда должна хорошо подходить по размеру. Если человек при жизни заготовил себе костюм или платье для похорон, его желание важно исполнить. На руке покойного, если он был в браке, можно, при желании близких, оставить обручальное кольцо.

Хоронить усопшего следует в обуви. Необязательно покупать «белые тапочки», просто обувь должна быть.

Военных людей обычно хоронят в парадной форме, с наградами.

Есть традиция класть в гроб книги, деньги, драгоценности, продукты, фотографии. С православной точки зрения — это пережиток язычества, когда считалось, что вещи будут продолжать иметь значение, могут «пригодиться» усопшему на том свете. Однако и христиане убеждены, что есть «вещи», необходимые для усопшего: любовь и молитвы о нем его близких, их милостыня и добрые дела в его память.

Покойный в морге

Если тело усопшего увезли в морг, туда необходимо отвезти чистую и, по возможности, новую одежду. Если покойный был крещеным православным, — также все необходимое для положения покойного в гроб: нательный крест, погребальный крест в руки, икону, погребальный саван, венчик.

Для женщин (по общегражданским обычаям похорон) привозят:
нижнее белье;
чулки (или колготки);
платье с длинным рукавом;
платок на голову (не черный);
туфли (или тапочки);
туалетная вода, мыло, расческа, полотенце (им обвязывают лицо покойного)

Для мужчин:
нижнее белье;
носки;
бритва;
майка, сорочка белая;
брючный костюм черного/серого цвета
туфли/тапочки
туалетная вода, мыло, расческа, полотенце.

Если ваш усопший – верующий, можно попросить работников морга подготовить тело к похоронам с учетом православных традиций (обычно работники моргов их прекрасно знают).
Дома об усопшем православном читают канон «Последование по исходе души от тела», а затем Псалтырь.

Если смерть наступила в течение восьми дней от Пасхи до вторника Фоминой недели (Радоницы), то помимо, «Последования по исходе души» читают Пасхальный канон
В Православной церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири по усопшему вплоть до его погребения. Псалтирь читают и в дальнейшем в дни поминовения, а особо в первые 40 дней по кончине. Во время Пасхальной недели (восемь дней от Пасхи до Радоницы) в Церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона. Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить Пасхальным каноном. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь.

Покойный в храме

Раньше было принято оставлять тело покойного в храме, чтобы как можно больше близких могли бы поучаствовать в заупокойной молитве, которая продолжалась над гробом всю ночь и заканчивалась утром заупокойной Литургией и отпеванием.
Если речь о всенощной молитве и Литургии не идет, то держать тело в храме нет смысла.

Если вы оставили вашего усопшего в храме на ночь и вас попросили накрыть гроб крышкой, в этом не будет ничего неправильного. На отпевании крышку откроют, и вы сможете проститься с усопшим.

Траурное убранство дома

Принято особым образом убирать дом, в котором умер человек. Самый распространенный обычай – занавешивать зеркала, иногда — декорировать люстры черным крепом. Все это — не более чем дань традиции. Как и четное число цветов, принесенных на похороны. Никакого значения для посмертной участи покойного или жизни его родственников такие вещи не имеют.

Отпевание

На третий день после смерти усопшего хоронят (первым считается день смерти), хотя из-за различных обстоятельств день похорон может быть сдвинут. Если покойный – человек, крещеный в православной вере, перед погребением над ним совершает чин отпевания.
Это чинопоследование не совершается только в день Пасхи и в день Рождества Христова.
Отпевание православного христианина совершается только один раз, в отличие от панихид и литий – заупокойных служб, которые могут совершаться многократно.

Об отпевании лучше договориться заранее: прийти в храм и обратиться в церковную лавку или непосредственно к священнику. Там же подскажут, что для этого необходимо приготовить. В лавке могут назвать ориентировочную сумму пожертвования за отпевание. Если такой суммы нет, можно оставить деньги на собственное усмотрение.

Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, т.е. ногами на восток, головой к западу.

При совершении чина отпевания родные и близкие стоят у гроба с зажженными свечами и молятся вместе со священником о душе усопшего. Свет свечи — символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, выражением светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. Свечи напоминают также о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом.

После возглашения «Вечной памяти» или после чтения Евангелия священник читает над усопшим разрешительную молитву. В этой молитве мы просим Бога о прощении грехов, в которых усопший не успел покаяться на исповеди (или забыл покаяться, или по неведению). Но это не относится к тем грехам, в которых он не раскаялся намеренно (или вообще не каялся на исповеди). Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего.

После этого провожающие, потушив свечи, подходят ко гробу с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается. (Если родные хотят попрощаться с усопшим на кладбище, они должны сказать об этом священнику и батюшка даст им землю с собой. На кладбище, перед тем, как гроб закрыть, родственники должны крестообразно посыпать закрытое покрывалом тело землей и накрыть крышкой).

Если отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.
Закрытый гроб с пением «Трисвятого» выносят из храма лицом к выходу (ногами вперед).
Возможно отпевание двух и более людей за один раз.

По церковным канонам, священник совершает отпевание в белых одеждах, как и при обряде крещения человека. Это имеет символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизнь Вечную. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека.

Никаких ограничений на участие в чине отпевания детей или, как утверждает «народное мнение», беременных женщин, — нет! Любой человек, если он хочет, может прийти и помолиться об усопшем.

Кого Церковь не отпевает

Не отпевает Церковь усопших, которые при жизни сознательно отреклись от христианской веры, и самоубийц, если только самоубийство не было совершено в состоянии психического расстройства. В этом случае подается прошение на имя правящего архиерея и справка из психдиспансера, оформленная в установленном порядке, за подписью главврача, на специальном бланке с гербовой печатью; архиерей по рассмотрении может выдать благословение на заочное отпевание.

Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам (например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др.).

Если доподлинно известно, что человек совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа. Хотя и следующий из любви, но все же обман не принесет душе усопшего пользы. В этом случае лучше усиленно молиться дома, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, то есть делать все, что может принести его душе утешение.

Заочное отпевание

Если нет возможности привести тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. Этот способ отпевания появился в советское время, когда у людей не было возможности найти или пригласить священника для очного отпевания.

Для совершения отпевания надо приглашать священника из православного храма, а не пользоваться услугами неизвестных лиц, предлагающих оные.

После совершения заочного отпевания родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землей крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребен (заочное отпевание может быть совершено также единожды, но в любое время, независимо от «срока давности» смерти), то землею с панихидного стола крестообразно посыпается его могила.

Если захоронение урны производится в колумбарий (хранилище урн с прахом после кремации), то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина.

Похороны

Вопреки существующему суеверию, гроб с телом покойного положено нести, по возможности, именно его близким родственникам и друзьям. Если по каким-то причинам (например, родственников и близких мужчин нет или они преклонного возраста и недостаточно сильны), можно попросить других людей помочь с выносом гроба.

Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь.

Если похороны начинаются из дома, то за час-полтора перед выносом гроба из дома, над телом умершего еще раз прочитывается «Последование по исходе души». Если тело усопшего находится в морге, то можно прочитать «Последование по исходе души» перед началом похорон в любом месте (дома, у морга).

Гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, т.е. ногами вперед. Верующие поют «Трисвятое».

Есть ряд суеверий, связанных со встречей с похоронной процессией: в народе есть мнение, что это «дурной знак». Согласно церковным представлениям, такая встреча не имеет никаких негативных смыслов, может быть, для кого-то встреча с процессией – возможность помолиться о покойном человеке. Представление о том, что похоронной процессии нельзя пересекать дорогу, скорее связано с выражением уважения к покойному.

Погребение может совершаться в любое время суток, а не только утром.

В могилу усопшего полагают лицом на восток. При опускании гроба верующие вновь поют «Трисвятое». Все провожающие бросают в могилу по горсти земли.

На могиле христианина ставится крест. Надгробный крест устанавливается в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест.

Если родственники хотят установить на могиле памятник или надгробный камень, выбор его формы, вида, размера и декора (даже если в нем присутствуют священные изображения) никак не регламентируется церковной традицией. Его можно выбирать по своему усмотрению.

По православным канонам, погребение усопшего христианина не должно совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.

Кремация

Кремация не является традиционным способом погребения для православных христиан, наиболее предпочтительным является захоронение тела в землю. Если такой возможности нет, кремация допустима. Для посмертной участи умершего вид погребения не играет никакой роли.

Поминки

После отпевания в церкви и предания тела земле на кладбище, родственники покойного устраивают поминальную трапезу. Эта традиция берет начало еще в первохристианские времена, когда в память покойного раздавалась милостыня нуждающимся и голодным.

Поминки можно устраивать на третий день по кончине (день похорон), девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего (именины).

В будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу и воскресенье. Делается это потому, что только в субботу и воскресенье совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, где совершается поминовение усопших, а также совершаются панихиды.

Поминальные дни, выпадающие на первую неделю после Пасхи (Светлую седмицу) и на понедельник второй (Фоминой) недели после Пасхи переносятся на Радоницу – 9 день после Пасхи, который приходится на вторник второй после Пасхи недели. Это специально установленный Церковью день поминовения усопших, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь.

На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, убираться на могилах (но не устраивать на кладбище трапезу) и молиться.

Никаких иных ограничений в организации поминок в определенные дни нет! Разного рода представления о том, что, к примеру, в понедельник поминают только самоубийц и так далее, не имеют с церковной традицией ничего общего и ровным счетом ничего не значат.

Поминальный стол

Для поминального стола традиционными блюдами являются кутья и поминальные блины. Ими принято начинать трапезу. Однако это просто обычай. Если нет возможности приготовить их, переживать не стоит.

Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Мед предварительно можно развести в воде в пропорции 1/2 и в растворе прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить. Кутью из риса готовят так же. Варят рассыпчатый рис, затем добавляют в него разведенный мед либо сахар и изюм (промытый, ошпаренный и просушенный).

На поминальном столе разрешен алкоголь; кто-то из родственников может позаботиться о том, чтобы его количество соответствовало духу поминальной трапезы, а не шумному застолью.

Для верующих, если поминки совершаются в постные дни (когда не принято есть пищу животного происхождения), то и приготовленные для поминальной трапезы блюда должны быть постными. Остальные блюда готовятся по усмотрению тех, кто устраивает трапезу.

Христианская поминальная трапеза начинается и заканчивается всеобщей молитвой за покойного.

Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом?

С поминальным столом связано множество обычаев, не имеющих ровно никакого отношения к церковному пониманию загробной жизни. Например, существует обычай на поминках ставить рюмку водки и кусок хлеба, которые как бы предназначены поминаемому человеку (или выпивать за помин души усопшего на кладбище сразу после похорон). Нередко рюмка с хлебом ставятся перед фотографией усопшего. Если родственникам так легче, — никто не запретит им это делать. Однако никаких христианских смыслов этот обычай не отражает. Будет ли поставлена рюмка водки с хлебом или нет – это никак не повлияет на посмертную судьбу покойного.

Один из самых распространенных обычаев – не чокаться, поминая усопших, также только «народный», никаких христианских смыслов он не несет. Когда тело человека предано земле, Церковь предлагает близким и родственникам выразить свою любовь и добрую память об усопшем молитвой о его душе.

Церковное поминовение

Согласно вере Церкви, душа, отделившись от тела, в течение 40 дней проходит мытарства – особые испытания, проверку своей земной жизни. От того, как душа сдаст свой посмертный «экзамен», зависит ее участь и местопребывание до Второго пришествия Христова и Страшного суда.

Душа усопшего человека, при разделении со своим телом при смерти, сохраняет разум и волю, может о чем-то сожалеть, раскаяться, но уже не может ничего изменить в своей загробной участи, не может действовать, потому что разлучена с телом. Каким человек умирает, таким и предстает перед Богом. Но близкие способны своими молитвами, соединенными с молитвами всей Церкви, помочь своему усопшему. И в первую очередь – пройти испытания в эти первые 40 дней.

Об умершем человеке в первый же день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Он есть в молитвослове, можно найти текст в интернете.

Раньше, когда не было принято забирать тело умершего в морг, оно находилось дома, над ним читали Псалтирь, а приглашенный священник совершал литию. Смысл этого поминовения был в том, что об умершем шла постоянная молитва. Сегодня, когда до похорон тело усопшего, как правило, находится в морге, можно читать о нем Псалтирь дома, а также заказать чтение Псалтыря в монастыре.

Важно сразу после смерти человека, до отпевания и погребения, заказать в храме или монастыре Сорокоуст – в этом случае покойного будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней (когда душа будет проходить мытарства). Надо только уточнить, каждый ли день в храме служится литургия, и если не каждый, найти такой, где Литургия совершается ежедневно — как правило, это крупные городские приходы или же любые монастыри.

Третий, девятый, сороковой день

Дни особого поминовения усопшего – третий, девятый и сороковой после смерти.
Первым днем считается сам день смерти, даже если человек умер поздно вечером (до полуночи). Например, если человек скончался 1 марта, то девятый день – это 9 марта.

Почему же так важны именно эти дни? Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому (395): «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается надежда. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу. Поэтому Церковь совершает в третий день приношение и молитву за душу».

«С третьего по девятый день душе показывается Рай, обители святых. Если душа виновна в грехах, то при виде радости святых она начинает сожалеть о своей жизни и укорять себя. На девятый день душа вновь возносится ангелами на поклонение Богу».

После вторичного поклонения Господь «повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений. Душа пребывает здесь тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу и решается ее дальнейшая участь: назначается место, в котором она будет пребывать до Страшного судах», — пишет святой Макарий. Поэтому в этот день так важно молиться о душе усопшего.

Об усопшем можно заказать панихиду — заупокойное богослужение, установленное Церковью, которое состоит из молитв, в которых молящиеся уповают на милосердие Божие, прося о прощении согрешений умершего и даровании ему блаженной вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак то¬го, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потух¬нуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца.

Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти. Но очень хорошо молиться на панихиде, а также подавать записки на поминание и в другие дни.

Также можно попросить священника, предварительно договорившись, совершить литию – иной вид церковного поминовения покойного. Лития может читаться не только священниками, но и мирянами. Очень хорошо прочитывать литию на кладбище.

Поминовение на Радоницу

Радоница – вторник второй недели после Пасхи – день особого поминовения усопших.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – помогает христианам не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением (первое после Пасхи), а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Обычно накануне дня Радоницы (церковный день начинается с вечера) после вечернего богослужения или после Литургии в день Радоницы совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

На кладбище обычно совершают литию (усиленное моление). Для этого лучше пригласить священника, если нет возможности, литию возможно совершить самостоятельно, прочитав Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище. Но можно и просто читать тропарь «Христос воскресе из мертвых», а также «Воскресение Христово видевши».

В соответствии с русской православной традицией крест на могиле ставится в ногах покойника. Этим выражена вполне определенная символика: усопший молиться, глядя на крест. То есть крест ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного – чтобы при всеобщем воскресении умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над диаволом

Впрочем существует и другая традиция — ставить крест во главе покойного. Согласно той традиции установленный в изголовье крест человек в будущем воскресении несет как хоругвь , как символ победы над сатаной. Но, стоит отметить, что эта традиция не совсем прижилась в русском народе.

Хоронят покойника по Православному обычаю головой на Запад и, соответственно, лицом на Восток, чтобы он мог видеть восход Солнца. Солнце ведь рождается на Востоке, но умирает на Западе. Положение покойника выражает безмолвную молитву и стремление следовать от мрака к с свету, от Запада к Востоку, от этого земного мира в вечность. Перед концом света Христос придет с Востока, где по Библии находится Рай. И когда он придет, мертвые должны увидеть Его лицо, а Христос должен увидеть лица покойников. В ногах покойного ставят крест Христов. Храмы православные строят тоже так, чтобы верующие во время молитвы стояли лицом на Восток.

С глубокой древности идет обычай ставить на могилах православных христиан не памятники, а кресты.

о. Афанасий (Гумеров)

Во всех христианских церквях есть каноническое требование хоронить усопшего так, чтобы его лицо было обращено на восток. Для этого голова должна быть обращена на запад. У обычая есть несколько оснований.

Узреть Спасителя

Согласно откровению Иоанна Богослова (также известное как Апокалипсис), приход Спасителя перед Страшным Судом ознаменует воскрешение из мертвых. Иисус Христос придет с востока, а потому покоящиеся головой к западу первыми увидят Его.

Древний канон

Согласно Писанию, после распятия тело Иисуса по иудейскому погребальному канону уложили в пещере-гробнице лицом на восток. Отсюда традиция класть покойных именно таким образом в христианство.

Из тьмы во свет

Наконец, такое положение покойного имеет и символическое значение. Солнце восстает на востоке и заходит на западе, что понимается как движение от тьмы к свету, от бренного мира к вечной жизни. Смотря на восток, умерший словно обращает свой взгляд к Царству Божию.

Как ставить крест на могиле

Православные расходятся во мнениях о том, как ставить крест на могилу: в изголовье или в ногах.

Согласно одной традиции, крест следует ставить в ногах покойного, распятьем в сторону чела. По другой, крест должен стоять за головой покойного. Хотя канонические церковные догматы не дают ответа на вопрос, у каждого из версий обряда есть обоснование.

Крест в ногах, распятье обращено к умершему

Хотя споры идут до сих пор, большинство русских православных священников согласны в том, что нет принципиальной разницы в том, где следует устанавливать крест. Основной смысл креста на могиле состоит в том, чтобы указать, что в могиле покоится христианин. Поэтому ни один из вариантов не является ересью, и крест чаще ставят согласно местным традициям.

Чаще на Руси ставят крест в ноги распятьем в сторону усопшего.

Крест в ногах как духовная опора

В таком случае крест несет символическое значение духовной опоры и вечной жизни. Когда в соответствии с христианскими догматами произойдет воскресение мертвых, первым, что увидит умерший в день Страшного Суда, станет священный символ распятия. Другая причина установки креста в изножье могилы заключается в том, что при наступлении Воскресения восставший из могилы сможет опереться на него. Таким образом, крест выступает как источник света для души и опора для тела.

Обычай располагать крест в изголовье больше распространен у католиков и православных, живущих в европейских странах. Такое расположение олицетворяет победу Спасителя над дьяволом. Некоторые считают, что, воскреснув, умерший христианин понесет крест как хоругвь.

Фото из архива

Вопрос:

— Обычно покойного кладут ногами на восток, а крест ставят в ногах. Почему нельзя иначе? Что делать, если захоронение произвели не так? Много лет тому назад у одной из подруг родственника положили в могилу наоборот, и она очень переживала, довела себя до того, что покойный снился почти каждую ночь и просил о помощи. Спустя время пришлось произвести перезахоронение. Могилу вскрыли, гроб перевернули и подруга успокоилась. Стоило ли это делать? Это как-то влияет на загробную жизнь души или покой родных?

Без подписи

Ответ:

— Согласно религиозным традициям, покойного принято класть не головой, а ногами на восток, — отвечает на вопрос отец Геннадий, настоятель качканарского храма. — Но это правило, скорее, относится не к вере, а, как я сказал, к религиозным традициям. Любому смыслу нужна форма, целесообразность. Человек склонен соблюдать определенный порядок. В данном случае это и есть тот самый порядок.

Как верующие люди, мы, покидая этот мир, ожидаем того момента, когда наступит конец этой системы вещей, настанет судный день и мертвые будут воскрешены богом. Каждый из людей, когда-либо живший на земле, предстанет перед лицом создателя. Об этом написано в библии. Воскреснув, люди должны встать на ноги и обратиться лицом к востоку. Поэтому ноги покойного при захоронении направляются на восток, и в ногах ставится памятник.

Он признает, что в жизни бывает по-разному.

— За все время существования людей на Земле, думаю, что люди были преданы земле самым разными способами. Вспомним братские могилы солдат, умерших моряков, которых в длительных плаваниях, согласно морским традициям, просто опускали в море.

— Все это происходило относительно верованиям и традициям времени и народов. Конечно, это никаким образом не может повлиять на загробную жизнь.

Настоятель говорит, что в этом вопросе есть некоторый нюанс.

— Область нашего отношения к умершим в душах людей очень щепетильна. Это вызывает острые эмоции. Все обстоятельства, связанные с захоронением своих родных и близких, люди переживают очень трепетно и ранимо. Это понятно. В момент смерти близких мы переживаем сильнейший стресс.

Трудно судить в этой ситуации объективно. Но, главное, в этой ситуации спокойствие живой души, спокойствие человека, понёсшего невосполнимую утрату. Возможно, в данном случае, о котором упоминается в тексте вопроса, необходимо было произвести перезахоронение. Здесь, как бы духовное становится выше материального. Наверное, произвести такое было целесообразно. Человек может себя довести в таком состоянии до болезни, и даже до летального исхода.

— Но если отойти от этой ситуации, хочу сказать следующее, — продолжает отец Геннадий. — На перезахоронение в любых случаях следует получить благословение. То есть, необходимо обязательно прийти в церковь, обратиться к священнику. По покойному были бы прочтены панихида, заупокойные молитвы. Чтобы был соблюден необходимый порядок. Возможно даже то, что после прочтения молитв, или после того, как по покойному будет обслужена панихида, ситуация изменится — либо покойный перестанет сниться, либо родственники усопшего получат необходимое успокоение и необходимость перезахоронения отпадет сама собой. Тут каждый случай индивидуален. Главное, хочу сказать следующее — на загробную жизнь нарушение какого-либо порядка захоронения никак повлиять не может, а вот на покой родных и близких, похоронивших любимого человека, безусловно, да.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пенне ригате со свиной вырезкой
Винегрет калорийность и полезные свойства Чем полезен винегрет для организма человека
Запеканка творожная с черникой рецепт в духовке Рецепт творожной запеканки с черникой